Афанасий фет вечер анализ. «Анализ стихотворения Фета «Вечер

К середине 1850-х годов музыкант русской поэзии Афанасий Фет выпустил 3 книги стихов. На 35-ом году жизни он создает несравненное по художественной точности стихотворение «Вечер».

Главной темой стихотворения является таинственное очарование природы. В своем пейзажно-лирическом стихотворении автор воспевает красоту перехода от дня к ночи. При этом использует не только богатую палитру красок: «ясной рекою» , «в померкшем лугу» , «в полумраке» , «засветилось» , «золотыми каймами» , «теплится ярко» , «голубым и зеленым огнем» , но и звуки: «прозвучало» , «прозвенело» , «рощей немою» . Музыка и живопись гармонично сливаются, и в этом уникальная особенность поэзии А. А. Фета. Красота неуловима, однако художник слова останавливает время и раскрывает загадки мельчайших изменений природного мира.

Следует отметить особую роль анафоры. Не случайно в первой строфе каждый стих начинается с глагола, так как каждый из них описывает движение солнца.

«Прозвучало над ясной рекою» . Здесь - жаркое солнце в зените. Словно звуки аккорда, свет разливается по всему необъятному простору.

«Прозвенело в померкшем лугу» . В этих строчках можно увидеть прощальные лучи солнца, звенящие издали светло и радостно, как будто колокольчики, но не так торжественно, как «прозвучало».

«Прокатилось над рощей немою» . В этом стихе угадывается солнышко, которое, быть может, торопится уехать на тройке лошадей с бубенцами, а немая роща, словно провожая гостя, не решается печально крикнуть ему вслед, чтобы остановить. Здесь присутствует художественный образ закона природы.

«Засветилось на том берегу» - конечно же, это закат!

Лирический герой - это сам поэт. Его образ передает глубокая чувственность при помощи метафор : «вздохи дня», «в дыханье ночном», и категории состояния: «сыро», «жарко» . Благодаря олицетворению природа предстает живым существом: «река убегает» . Необычайно точно использовано сравнение «разлетелись, как дым, облака» . Великолепие вечернего пейзажа помогают изобразить эпитеты : «ясной рекою», «померкшем лугу», «золотыми каймами», «дыханье ночном», «теплится ярко», «голубым и зелёным» .

В стихотворении используется перекрестная рифма : созвучие стихов, первый с третьим и второй с четвертым. Форма стихотворного ритма последовательно выражена на протяжении всего произведения, образует метр стиха, или размер. В данном случае трехсложный размер - анапест , в котором ударение падает на третий слог. Стихотворение состоит из трех строф.

Сюжет прост и сложен одновременно. После первого четверостишия, показавшего динамику солнца, второе тоже характеризует движение, но уже реки и облаков. Заканчивается сюжетная линия описанием подступающей грозы.

В период создания стихотворения в русской литературе уже образовалось 2 течения: это чистое искусство, направлению которого следовал А. А. Фет, и реалистическое, народное искусство, представителем которого являлся Н.А. Некрасов .

Мало кто знает, что еще совсем юный поэт учился играть на скрипке, этим объясняется музыкальность и образность его стихотворений. Первая любовь писателя была одаренной пианисткой, о смерти которой он со светлой грустью вспоминает в своих произведениях. Поэзия русского гения одухотворена возвышенными идеалами. Современники А. А. Фета называли его произведения елейно-чистыми, юношественно-благоговейными.

Лирическая поэзия Афанасия Фета олицетворяет саму душу писателя, который ищет красоту и находит ее повсюду, куда бы не пал его задумчивый взор.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета
Афанасий Афанасьевич – всем известный гениальный русский поет. Хоть и родился он в России, имел германское подданство и больше 30 лет жил и работал под фамилией Шеншин, современным читателям лирик известен под своим первым именем – Фет.

Жизнь великого поэта

Родился писатель 23 ноября 1820 года в селе Новосёлки, в Орловской губернии. Почти сразу после рождения мать поэта уехала за границу и покинула ребенка, так Афанасия усыновил дворянин по фамилии Шеншин. Через 14 лет случайно было установлено истинное происхождение поэта, его лишили титула дворянства и всех привилегий.

Стихи будущий поэт начал писать еще в детстве, когда учился в частном пансионе Крюммера. После окончания учебы парень отдал предпочтение юриспруденции и в 1838 году стал студентом юридического факультета Московского университета, а затем - и филологического.

Даже наука не смогла остановить творческую душу поэта. В 20 лет Афанасий Фет выпустил свой первый сборник стихов под названием «Лирический пантеон», а спустя еще два года поэт начал публиковать свои труды в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки».

В 1845 году творческую карьеру оборвала война, молодой Афанасий Фет поступил на военную службу и стал кавалеристом. Уже через год ему присвоили первое офицерское звание. В 1850 автор возвращается к творческой цели и выпускает второй сборник сочинений. Работы автора получили положительные отзывы от многих критиков. Даже после публикации новых стихов Фет продолжил службу в армии, а потом написал об этом периоде очень много мемуаров.

В 1856 году мир увидел третий сборник Фета под редакцией Тургенева, а уже через год поэт женился на Марии Петровне Боткиной, сестре критика Боткина. До 1858 года Афанасий Фет еще продолжал военную службу и вышел в отставку в чине гвардейского штабc-ротмистра и поселился в Москве. Спустя 5 лет мир увидело двухтомное собрание стихотворений Фета.

Даже после окончания военной службы Фет не перестал служит государству. С 1867 он еще 11 лет работал мировым судьей. Поэт занимался благотворительностью, а также осуществлял переводы (перевел «Фауста» Гете, Шопенгауера, Канта). В период с 1883 по 1891 годы поэт опубликовал еще четыре выпуска сборника «Вечерние огни».

Скончался Афанасий Фет 21 ноября 1892 года в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Всю жизнь он боролся за доказательства своего происхождения, только за несколько лет перед смертью власть вернула ему титул и привилегии.

Особенности творчества

Творчество поэта характеризируют очень утонченным и лирическим. В одном человеке сплелись качества нежного романтика и делового предприимчивого помещика, успешного военного и юриста. Чаще всего Фет в своих стихах описывал природу, любовь, искусство, объединяемые темой красоты.

Особенности произведения «Вечер»

Стихотворение «Вечер» Афанасия Афанасьевича Фета было написано в 1855 году. Посвящено оно описанию красоты и неповторимости природы, мира вокруг нас. Вместе с тем, в работе поэта прослеживается нотка печали и тоски, которые наложила на судьбу жизнь Фета. Критики говорят, что непростая жизненная ситуация и сложности в раннем возрасте повлияли на мировоззрение поэта. Творческая душа Фета стала видеть истинную красоту природы, простоту вокруг, нежность и романтичность.

В стихотворении «Вечер» автор описывает короткое мгновение дня – промежуток между завершением дня и началом ночи. Именно в этот магический и размытый момент автор и пытается восстановить читателю истинную картину красивого момента. Автор нежно и гармонично описывает картину вечера и все детали, которые его создают. Вечер - это как целый отрезок времени, но и в то же время, всего один момент, мгновение, в котором затаилась нежная и трепетная красота, доступная лицезрению каждого из нас.

Автор увидел солнце, которое опускалось на ночь за горизонт неба. Небеса были похожи на клубы дыма, а солнце своим ярким светом и блеском оставляло след. Когда читаешь этот стих, складывается ощущение, что вокруг тебя все оживает и играет красками, звуками и запахами природы.

Вечер не замирает и не стоит на месте, каждую секунду в мире и природе происходят изменения, особенная динамика, в которой гармонично сливается все, что нас окружает. Вот и лучи звучат над «ясной рекою», а уж через минуту – звенят «в померкшем лугу. Далее они прекращаются «над рощей немою» и «засветились на том берегу». Все здесь как будто играет, а также живет вместе с героем.

Автор старается передать читателю всю красоту природы в нескольких строчках, обратить его внимание на простые вещи и детали, показать, что даже в окружающей среде есть масса радости и счастья. Каждый элемент в работе Фета – как живой, он постоянно в движении и играет всеми звуками и красками. Например, река – это «живое существо», она «луками убегает на запад» и ничто ей не помеха и не препятствие. Все в этом стихе гармонично, красиво и весело.

Вечер – переходное состояние между днем и ночью, союзник, который объединяет их. На последнем выдохе дня и в начале жизни ночи появляется вечер, как необходимый момент, чтобы затаить дыхание и полюбоваться миром вокруг себя.
«Вечер» Афанасия Фета описывает в столбцах всего одно мгновение, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая любому человеку. Но, к сожалению, не каждый хочет или может увидеть эту прелесть.

Лирика Афанасия Афанасиевича Фета

Фета давно признали известным и талантливым лириком, поэтом. Его творчество часто сравнивали с работой художника. Это и видно в стихотворении «Вечер». Автор с помощью слов, как художник с красками, пытается реалистично и натурально воссоздать уникальную и неповторимую картину природы, которая уже никогда не будет такой. Вместе с тем, Афанасий Фет пытался не только передать словами всю красоту окружающей среды, но и описать ощущения, которые были у него на душе, чувства, которые свойственны каждому человеку.

В стихах Афанасия Афанасьевича не найти описания общественных проблем, вопросов о политике или современных событиях. Иногда, читая стихи этого автора, складывается ощущение, что его совершенно не волновало то, что происходит здесь и сейчас. Именно за то, что его стихи были далекими от современности, нежными и лирическими, поэта, как представителя «чистого искусства», часто осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели.

Анализ стихотворения «Вечер»

Проанализировав стихотворение «Вечер» и другие похожие работы автора, можно сделать вывод, что для Афанасия Фета главными темами в творчестве стали «вечные» - красота, любовь, природа, философия быстротечности времени и вечных ценностей человечества.

Стихотворение «Вечер» можно отнести к лирике о природе. По объемам это небольшой стих, который составляют всего три строфы, но даже они смогли создать вокруг читателя удивительную и неповторимую атмосферу красоты и спокойствия. Текст написан анапестом - это самый популярный в те времена и заметный размер для стихотворений.

Когда читаешь стихотворения Фета, как будто попадешь в иной мир – без суеты, голосов, криков, обид и негатива. Здесь все спокойно и уютно, нежно и тихо, умиротворенно и красиво. Читатель не чувствует себя одиноким или забытым - это как шанс отдохнуть и подумать, сделать выводи и заметить, как красиво вокруг. Все здесь противопоставляется активному дню – спокойная и тихая ночь, светлому теплому солнцу – темное небо и далекие холодные звезды. Вопреки традиции вечернего пейзажа, стихотворение завершается не наступлением сумерек или ночной темноты, а яркой вспышкой света - образом молнии.

В стихотворении «Вечер» очень много эпитетов, метафор, сравнений. Все они вместе создают природу на словах, которую каждый из нас может увидеть в любой момент, оторвав глаза от своих забот и переживаний. Удивительно подобранные метафоры во втором четверостишии дополняют эту картину чуть уловимыми оттенками переходного состояния природы.

В лирическом стихотворении поэта в каждой строке оживают свет и звуки, нежные тона и спокойное окружение. Поэт пытается показать своему читателю, что гармония в природе существует, что она вечная и ничто и никто не сможет одолеть или остановить ее. Афанасий Фет хочет показать каждому человеку, как в природе все просто, красиво и гармонично. Наверное, именно этим вещам и стоит поучиться современному человеку. Лирический герой способен остановиться, рассмотреть и увидеть красоту, простоту и душу природы, где зарождаются истинные чувства.

После прочтения удивляешься не только красоте природы, но и тому, как автор может описать это все словами, сделать все красиво и аккуратно, богато и насыщенно. Все глаголы в стихах как будто звенят и переливаются, перекрикиваются между собою и разносятся вокруг - прозвучало, прозвенело, прокатилось, засветилось и так далее. Неживые предметы – солнце, ветер, вода – как будто реальные живые существа. Они способны чувствовать, двигаться, бежать, переживать, звучать.

Картина завершения вечера и наступления ночи очень метафорична, что придает ей какую-то особую прелесть, сказочность. Все в этом стихе в мире и взаимодействии, в добре и сказочности, в гармонии и красоте. Таким и должен быть мир, в котором мы живем. Прочитав это стихотворение, каждому захочется остановиться, своими глазами увидеть прекрасный вечер, описываемый в произведении.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.

Анализ стихотворения «Вечер» Фета

В стихотворении «Вечер» (1855 г.) раскрывается огромный талант Фета в изображении пейзажа, отличающий его от других поэтов.

Главная отличительная особенность произведения – отсутствие каких-либо конкретных деталей. Автор дает лишь общую картину природы с помощью неопределенных звуков и образов. В первой строфе вообще преобладают безличные глаголы («прозвучало», «прокатилось»). Влияние поэта минимально. Читателю дается прекрасная возможность самому представить себя в роли наблюдателя, нарисовать в воображении недостающие детали. Природа также никак не проявляет себя, это подчеркивается эпитетами: «померкшем», «немою». Отдаленные звуки внезапно появились и исчезли. Остается лишь догадываться о причинах их возникновения. Если не учитывать название стихотворения, то непросто определить даже время суток.

Во второй строфе усиливается ощущение предчувствия чего-то неизвестного. Природа словно отходит на второй план, освобождая после себя место: «убегает… река», «разлетелись… облака». Вся атмосфера пропитана каким-то ожиданием.

Третья строфа объясняет возникшие у читателя вопросы. В ней косвенным образом описан сам лирический герой. Он появляется в стихотворении через свои ощущения («то сыро, то жарко»). Конкретно указано вечер, как переходное состояние между «вздохами дня» и «дыханьем ночным». Из последних строк становится понятно, что природа готовится к грозе. Источником неясных звуков и отблесков является далекая зарница, предвещающая гром и молнию.

Фет блестяще использовал звуковые и визуальные эффекты в своем стихотворении. В нем практически не упоминается лирический герой, нет красочных описаний природы. За эту «беспредметность» его часто упрекали критики. Но для человека с богатым воображением произведение представляет большую ценность. Очень удачно автор выбрал время для наблюдения. Смена дня ночью – неуловимое мгновение. Его нельзя определить с математической точностью. Оно может быть охарактеризовано лишь постепенным изменением звуков и света. Сияние далекой зарницы хорошо подчеркивает это переходное состояние. Стихотворение «Вечер» написано в спокойном и размеренном темпе, идеально подходящем для вечернего созерцания пейзажа. Оно создает в душе читателя умиротворение и очищает ее от тревог и волнений.

1.5 / 5 ( 2 голоса )

У А. А. Фета, замечательного русского поэта, был настоящий талант видеть и замечать те явления и мелочи в природе, которые остаются незаметными простому обывателю. На этот его талант возможно повлияли те трудности в жизни которые ему довелось пережить. незаконнорожденный ребёнок, всю жизнь он делал всё возможное, что бы возродить свою фамилию.

Очень ярко и до мелочей описывает картину природы, а именно в определённый отрезок времени, что затаился между ночью и ясным днём – вечер.

Фет использует интересные описания и метафоры. Облака он сравнивает с дымом:

Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
Солнце, как живое существо,
Спряталось за горизонтом,
Оставив за собою след по «небесной пелине.

Стихотворение наполнено жизнью, красотой, звуками природы. Она, как живая прозвенела, прозвучала.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Природа словно говорит нам о красоте, мире, счастье, добре и радости, которые она нам несёт.

Всё в природе наполнено гармонией и красотой. Всё живое, и несомненно движется в перёд. Река в стихотворении также живая, она «убегает луками на запад», для неё нет помех и препятствий.

А вечер служит союзником для дня и ночи, он их объединяет в одно целое: «Вздохи дня есть в дыханье ночном». стихотворение об одном мгновении, о его красоте, и эта красота откроется любому, стоит только захотеть её увидеть.

Сочинение

У Фета была очень сложная судьба: он был незаконнорожденным ребенком, в будущем он много лет пытался восстановить свою фамилию. Возможно, тяжелая жизнь повлияла на то, что А. Фет видел настоящую красоту природы, даже любая, почти незаметная деталь была в глазах поэта истинно прекрасной.

В стихотворении «Вечер» А. А. Фет описывает один промежуток времени — между днем и ночью. Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично и едино слито умелой рукой мастера.

Очень ярко поэт описывает образ солнца:

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

В одном предложении сразу два сравнения: «как дым, облака», а образ солнца метафоричен, солнце прячется за горизонтом, оставляя свой след на «небесной перине».

Стихотворение «живое», оно наполнено звуками природы, солнца:

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Будто природа говорит: «Посмотрите, какая я красивая! Я внушаю людям только добро и радость! Я не могу причинить никому зла, потому что я — это истинное счастье»

У Фета река — это «живое существо», она «луками убегает на запад», любое препятствие ее не помеха, потому что все в природе гармонично, и вот этот лучезарный поток направляется вперед.

Вечер — переходное состояние между днем и ночью, союзник, который объединяет их:

Вздохи дня есть в дыханье ночном.

Здесь это время суток олицетворено Фетом, за последним вздохом дня следует вздох ночи, а их связующим является вечер.

Стихотворение «Вечер» — это описание одного мгновенья, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая любому человеку.