Анализ открытого урока в начальной школе по фгос. Анализ урока в начальной школе

Как выглядит анализ урока по ФГОС? Образец рассмотрим позже, сначала выясним особенности современной организации обучения, ее составные части.

Работа эксперта

Урок, который разрабатывается в полном соответствии со стандартами второго поколения, обладает серьезными отличиями от традиционной формы.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе базируется на рассмотрении развития у младших школьников универсальных учебных действий. Эксперт, оценивающий профессиональную деятельность учителя, обращает особое внимание на применение педагогом проблемного обучения.

Основные параметры современного урока

Схема анализа урока по ФГОС включает пункт, в котором отмечается умение школьников самостоятельно формулировать тему учебного занятия. В основную задачу учителя входит подведение ребят к осознанию темы. Преподаватель только задает уточняющие вопросы, при ответах на которые ученики правильно формулируют цели занятия.

Анализ урока по ФГОС в начальной школе содержит план достижения цели, поставленной в начале занятия.

Школьники выполняют УУД (универсальные учебные действия) согласно плану, разработанному вместе с наставником. Педагог организует фронтальную, парную, индивидуальную деятельность.

Схема анализа урока по ФГОС содержит пункт, в котором отмечается умение учителя предлагать ребятам различные варианты работы, включая и индивидуальные задания.

Среди отличительных характеристик современного урока от традиционной формы выделим наличие взаимоконтроля, а также самоконтроля. Любой анализ урока в школе по ФГОС содержит рефлексию. Основные ошибки, недочеты, пробелы в знаниях, выявленные в ходе проведения самооценки, устраняются школьниками самостоятельно. Ребята проводят оценку не только собственных УУД, но и анализируют достижения своих одноклассников.

На этапе рефлексии предполагается обсуждение достигнутых успехов, а также анализ результативности проведенного занятия.

При составлении домашнего задания педагог учитывает индивидуальное развитие детей, подбирает упражнения и задачи различного уровня сложности, на уроке выступает в роли консультанта, дающего советы ребятам в процессе их самостоятельной деятельности.

Анализ урока по ФГОС - схема

Как должен выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец схемы, разработанной для новых образовательных стандартов, имеет существенные отличия от классической формы.

Выделим основные пункты, принимаемые экспертами во внимание при оценке современного учебного занятия. Итак, что включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча предполагает наличие целей, организационных действий, видов мотивации школьников. Урок должен в полной мере соответствовать психологическим и физиологическим особенностям, возрасту детей. Анализ открытых уроков по ФГОС составляется на отдельное занятие (мероприятие). В карте экспертом указываются данные педагога, название образовательного учреждения, учебный предмет, методический комплект, тема занятия, а также дата проведения урока.

Вариант заполненной схемы

Как будет выглядеть анализ урока по ФГОС? Образец карты даст ответ на этот вопрос.

  1. Основные цели.

Присутствие воспитательной, образовательной, развивающей целей урока. В каком объеме они были достигнуты? Были ли реализованы практические цели, которые учитель поставил перед учениками?

  1. Организация урока.

Как было организовано занятие? Логика, структура, тип, временные рамки, соответствие выбранной структуре методов для проведения занятия.

Что еще включает в себя анализ урока по ФГОС? Образец для завуча содержит блок о формировании познавательного интереса школьников к изучаемой учебной дисциплине.


Основное содержание урока

Оценивается целесообразность научного подхода к рассматриваемому материалу, соответствие уровня преподавания возрастным особенностям школьников, школьной программе.

Любой анализ урока по ФГОС, образец которого мы рассмотрим позже, подразумевает проявление познавательной активности и степени самостоятельности школьников путем моделирования учителем различных проблемных ситуаций. Для их разрешения ребята используют собственный жизненный опыт; осуществляется связь теоретической базы с практическими учебными действиями.

В уроке должны содержаться межпредметные связи, а также логическое использование материала, изученного на предыдущих занятиях.

Методика проведения

Эксперты оценивают актуализацию способов деятельности имеющихся у школьников знаний. Анализируется создание во время урока проблемных ситуаций, уточняющих вопросов - приемов, используемых педагогом во время работы. Сравнивается продолжительность репродуктивной и поисковой деятельности, объем самостоятельной работы школьников.

Особое место в анализе отводится применению во время занятия диалога, принципа дифференцированного обучения, нестандартных ситуаций, обратной связи между учителем и ребенком, грамотного сочетания нескольких видов деятельности.

Оценивается наличие наглядных демонстрационных материалов, способствующих повышению мотивации, полному выполнению задач, поставленных в начале учебного занятия, их соответствие с целями и задачам урока.

Отдельное внимание при анализе урока по ФГОС отводится рассмотрению психологических организационных моментов: учета индивидуальности каждого ребенка, направленности действий педагога на развитие мышления, памяти, воображения, чередование заданий различной степени сложности, наличие эмоциональной разгрузки детей.

Варианты оценки экспертов

Например, анализ урока "Окружающий мир" по ФГОС предполагает не только суммирование количества баллов по каждому пункту, но и дополнительные пояснения экспертов.

При полном соответствии проведенного урока (занятия) всем требованиям карты ФГОС специалисты выставляют максимальное количество баллов. Если критерии выполнены педагогом частично или не выполнены совсем, ему выставляется от 0 до 1 балла.

В графе об организации урока эксперты учитывают многообразие форм учебных занятий: усвоение новой информации, комплексное использование УУД, актуализацию, обобщение навыков, контроль, коррекцию.

В графе о соответствии занятия требованиям ФГОС анализируются УУД. Эксперт рассматривает умения по группам: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные качества.

Например, анализ урока чтения по ФГОС предполагает формирование всех УУД, но особое внимание уделяется личностным качествам.

Схема анализа урока в рамках ФГОС

Тема - Вода.

Общее количество баллов - 24 балла.

Краткий анализ результативности

Основные цели урока достигнуты, реализованы в ходе учебного занятия (2 балла).

Представлен урок объяснения нового материала, имеющий логическую структуру, оптимальное соотношение этапов по времени (2 балла).

Мотивация обеспечивается путем применения демонстрационного и индивидуального эксперимента (2 балла).

Данный урок ориентирован на ФГОС, соблюдены дидактические принципы, осуществляется формирование универсальных учебных навыков (2 балла).

Во время занятия педагог применяет современные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ (2 балла).

Материал урока соответствует возрастным особенностям школьников (2 балла).

Прослеживается связь между теоретическими знаниями и их практическим применением, особое внимание уделяется самостоятельной деятельности, развитию познавательной активности (2 балла).

При формировании новых умений и навыков учитель ориентируется на ранее изученный материал (2 балла).

Во время занятия для школьников создаются проблемные ситуации, учитель формулирует специальные вопросы, направленные на необходимость принятия учащимися самостоятельного решения (2 балла).

Педагог использовал метод проблемного обучения, дифференциальный подход, проектную и исследовательскую деятельность, сочетал задания репродуктивного характера с творческими задачами, направленными на развитие логического мышления школьников (2 балла).

Самостоятельная работа была пояснена в полном объеме, предполагала поиск информации, наблюдение, практические опыты, сравнение полученных результатов (2 балла).

На протяжении урока ощущалась качественная обратная связь между учениками и наставником, комфортный психологический климат (2 балла).

Заключение

Для того чтобы урок, проводимый по требованиям новых федеральных образовательных стандартов, считался результативным и эффективным, преподавателю необходимо иметь представление о критериях, которые им должны быть выполнены. Схема анализа занятия по ФГОС позволяет педагогу проводить самоанализ, выявлять проблемы в работе, устранять их до того, как оценкой его деятельности начнут заниматься профессиональные эксперты.

Анализ урока с позиций требований ФГОС.

1. Целеполагание.

а). Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.

б). Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.

в). Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.

3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности).

а). Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.

б). Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.

в). Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.

4. Методы организации УД.

а). Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются. Преобладание репродуктивных методов не обоснованно.

б). Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются

продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична.

в). Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально

стимулирует познавательную активность учащихся, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.

5. Формы организации УД.

а). Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.

б). Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную)

в). Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.

6. Организация контрольно-оценочной деятельности.

а) Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя. Критерии оценки не называются или имеют общий характер.

б) Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки.

в) Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.

7. Результаты проведенного урока.

а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо.

б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.

в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.

Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.

Количественные показатели оценки урока:

а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла;

Возможно оценивание в промежуточных баллах при затруднении выбора показателя.

1,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту б);

2,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту в);

Максимальный балл – 21.

В современных условиях спектр деятельности заместителя директора среднестатистической школы становится все более широким. Из-за этого постоянно приходится искать новые способы контроля, которые позволяли тратить минимум времени и получать больше информации о том, как и какими методами ведется преподавание на уроках. Соответственно, актуальная и хорошо продуманная схема помогает справиться с этой проблемой.

Общая направленность анализа

Известно, что ФГОС настаивает на использовании в обучении, направленного на становление развитой и зрелой личности обучаемого. Чтобы учеба была интересной, а деятельность педагога результативной, нужен своевременный, но «мягкий» контроль. Возникает много вопросов: как правильно организовать урок, как правильно оформить раздаточный и методический материал, чтобы им было удобно пользоваться как самому преподавателю, так и обучаемым.

Нами предлагается сжатая и классическая схема анализа урока, основанная на рекомендациях ФГОС и опыте учителей. Эта разработка поможет быстро и полно проанализировать практически любой урок, вне зависимости от его темы и направленности.

Структура урока

Сперва разберемся с тем, какие этапы в обязательном порядке должен содержать в себе каждый «сеанс» работы с учащимися. Итак, общие рекомендации таковы:

  • Стадия организации.
  • Выдача цели и проведение мотивации учащихся. От правильности этого этапа зависит очень многое. Например, проводя анализ урока литературы, следует обращать внимание на вводные данные и те слова, которыми преподаватель пытается заинтересовать своих учеников.
  • Проведение Проще говоря, в это время учащимся дают новые сведения, которые они должны «встроить» в уже усвоенную карту предмета.
  • Ученики усваивают полученные данные, читают литературу и глубже знакомятся с темой, читая методические материалы.
  • Учитель, задавая наводящие вопросы, проверяет, насколько его подопечные усвоили новый материал.
  • Проводится закрепление полученных сведений.
  • Дается новое домашнее задание, в ходе выполнения которого ученики глубже знакомятся с темой и учатся работать с ней самостоятельно.
  • Рефлексия. Учащиеся анализируют все услышанное и увиденное, делают выводы.

Как добиться максимального закрепления знаний?

Чтобы дети действительно усвоили информацию и научились ее использовать в дальнейшем, нужно приложить больше усилий. Практика показывает, что одного урока при этом явно не хватает. Нужен второй, закрепительный. В общем и целом его структура практически не отличается от приведенной выше, но ФГОС рекомендует давать ученикам ситуационные задания для закрепления: типовые и измененные. Так можно наглядно убедиться, что дети действительно усвоили весь объем материала и могут использовать их в «полевых условиях». Это чрезвычайно важно.

Итак, со структурой занятий мы разобрались. Но как с этим связана схема анализа урока? Все просто: не зная его классического построения, сложно будет что-то проверять и контролировать. Продолжим знакомство с темой.

Задачи анализа урока по ФГОС

Чем полнее будет проанализирован ход конкретного занятия, тем больше грамотных и обоснованных рекомендаций можно будет дать учителю. Они помогут специалисту (особенно молодому) определить причины тех проблем, приводящих к недостаточной усваиваемости материала, который он дает на своих занятиях. Кроме того, регулярное устранение недостатков в работе не только сделает ее более результативной, но и в значительной степени повысит самооценку учителя.

Следует сразу предупредить, что предлагаемая нами схема анализа урока предполагает хорошо развитое умение рефлексии. Без этого навыка невозможно «оглянуться назад», чтобы зафиксировать и оценить собственные промахи и ошибки.

Для чего это делать?

Итак, изучение качества проведения учебных занятий предоставляет следующие неоценимые возможности:

  • Научиться правильно ставить цели и задачи как перед учащимися, так и перед собой.
  • Научиться видеть связь между условиями и способами подачи материала и скоростью решения учебных задач.
  • Формирование умения прогнозировать и предвидеть результативность применения тех или иных педагогических приемов, используемых учителем на практике.
  • Наконец, только так можно донести до многих учеников простую истину: чем быстрее «схватывать» общие положения в начале урока, тем проще будет ориентироваться как в конкретном предмете, так и во всех смежных отраслях. Это особенно важно для сложных современных условий, когда специалистам порой приходится перестраиваться буквально «на лету».

Важно понять, что предлагаемый нами план универсален. В частности схема анализа урока математики ничем не отличается от проверки урока русского языка. Подход к подаче материала одинаков, и в любом случае нужно, чтобы дети с интересом и искренним желанием изучали новый материал, который пригодится им в дальнейшем.

Что нужно делать?

Итак, начинаем разбираться непосредственно с методологией проведения анализа. Во-первых, выборочно исследуются фрагменты занятия. Специалист узнает, чем занимаются ученики, какие им предоставляются для этого возможности. Впрочем, обращать внимание следует даже не на это. В ходе урока должны использоваться следующие технологии:

  • Проблемный диалог. В этом случае перед учеником ставится какая-то нетипичная задача. Ему нужно отыскать ее решение, используя те сведения, которые он получил на уроке. Приветствуются нестандартный подход и смекалка. Особенно это хорошо, когда анализ урока (9 класс и выше) проводится одновременно со встречей учеников и представителей предприятия (при проведении профессионального ориентирования).
  • Продуктивное чтение. Как следует из названия, ученик плотно работает с текстом, выявляя наиболее необходимую информацию. Лучше всего, когда этот этап предшествует проблемному диалогу: так можно наглядно убедиться в полноте усвоения нового материала.
  • Рефлексия, или оценка учебных успехов. Учащиеся учатся адекватно оценивать проведенную работу, выявляя промахи и огрехи в ней, делают выводы по способам их избегания в дальнейшем. Очень хорошо, если при этом основные тезисы записываются, а через каждые несколько занятий ученик проверяет, насколько хорошо ему удается придерживаться сформулированных замечаний. Такая схема анализа урока в школе позволит показать детям практическую ценность подобного рода занятий.

Какие функции должен исполнять учитель при проведении урока?

Их несколько, и все они в равной степени важны. Наиболее классическая и очевидная функция - регулятивная. Именно учитель задает цели и составляет общий план урока, он же определяет, насколько успешно ученики справились с теми проблемами, которые перед ними ставились на предшествующих занятиях. Говоря проще, он ставит оценки за классную и домашнюю работу.

Но при этом многие начисто забывают о второй функции - познавательной. Именно от преподавателя зависит, с какой охотой или отсутствием таковой ученики будут познавать новое.

Иной учитель может даже объяснение по основам превратить в увлекательный рассказ, а другой даже изучение интересного художественного произведения способен превратить в настоящую пытку. Такой пример анализа урока показывает, насколько важно личное обаяние и харизма человека, который его проводит.

Важно понимать одну вещь. При анализе степени выполнения этой функции нужно учитывать, насколько человек может раскрыть практические аспекты объясняемого им материала. К примеру, если сухо рассказать основы теории электролиза, только самые упорные ученики будут стараться вникнуть в суть явления. Если же подробно рассказать о том, что такие процессы протекают, к примеру, в аккумуляторах автомобиля, что с их помощью можно добывать многие важные вещества из обычной воды и поваренной соли, заинтересованных станет заметно больше. Это наиболее удачный пример анализа урока.

О коммуникации и взаимосвязях между учениками

Третья функция - коммуникативная. На нее тоже не обращают внимания многие преподаватели, что приводит к тяжелейшим для детей последствиям. Назначение этой роли учителя просто и сложно в одно и то же время. Он должен научить детей правильно говорить, донося свои мысли до окружающих, и не стесняться выступать перед публикой. При этом речь не идет о создании «универсального оратора»: ученик, пусть даже и высказывающий какую-то ошибочную мысль, должен уметь обсудить ее со своими товарищами, совместно прийти к выводу о неточностях своей теории и принять во внимание возражения оппонентов.

Если человек этому не научится с младых ногтей, ничего хорошего его не ждет. Или он превратится в «серую мышь», будучи неспособным высказать ни одного предположения, или же, напротив, станет совершенно нетерпимым к чужому мнению демагогом. И грань здесь, каким бы странным это ни выглядело, достаточно тонкая. Особенно это справедливо, если проводится урок в начальной школе, анализ которого должен быть особенно углубленным.

Личностная функция

Мы не случайно вынесли ее отдельным пунктом, так как значение этой роли учителя недооценить сложно. Как ее расшифровать? Задача учителя здесь состоит в том, чтобы сформировать нравственную, ответственную, самодостаточную личность. Каждый ребенок уникален, а потому сделать это бывает непросто. Особая сложность заключается в том, что многие учителя, сознательно или бессознательно, выбирают себе определенных «любимчиков», отношение к которым лучше из-за каких-то личностных качеств.

Во всяком случае, таковы выводы многих специалистов от ФГОС, которые проводили немало времени, изучая подходы к обучению во всех школах страны. Именно на основании их требований и составлен урока, предлагаемый в рамках данного материала.

Такого быть не должно, так как подобная ситуация в штыки воспринимается остальным классом, при этом падает авторитет самого преподавателя, учащиеся намного критичнее относятся к его словам и поступкам. Все это сильно мешает полноценно работать с классом и давать детям новый материал. Итак, общую информацию мы раскрыли. После этого можно запасаться карандашом и бумагой. Они потребуются для выставления баллов за каждый элемент проводимого анализа.

Важно! В этом случае проводится оценка не по привычной всем пятибалльной системе, а только по двухбалльной (от 0 до 2). При этом следует руководствоваться следующими критериями: если «0», то проведение урока полностью не соответствует стандартам. Если «1», то соответствует не полностью. Таким образом, оценка «2» означает, что все было проведено идеально. Итак, что подразумевает схема анализа урока? Образец предполагает рассмотрение каждого этапа урока в отдельности.

Этапы анализа занятия

Этап номер один: проверка качества проведения занятия, изучение выполнения тех функций, которые должен выполнять урок (образовательная, развивающая и воспитательная). Обращают внимание и на саму организацию образовательного процесса: насколько логично она организована, на манеру подачи информации и прочие важные факторы. Наконец, самое важное для этого этапа: насколько качественно учитель может обеспечить мотивацию учащихся, с тем чтобы они как можно более полно и качественно усваивали подаваемый им новый материал. За цели, организацию и мотивацию последовательно выставляют баллы.

А сейчас обратим внимание на соответствие анализируемого занятия новейшим требованиям ФГОС. На этом этапе отвечают на несколько вопросов:

  • Ориентируется ли учитель на новейшие образовательные стандарты и приемы. Конечно, анализ урока в 1 классе не предполагает предъявления столь жестких требований, но в случае проверки уроков у старшеклассников на это нужно обращать повышенное внимание.
  • Формирование способности у детей к Проще говоря, могут ли обучаемые быстро и грамотно использовать предоставляемую им информацию при решении различных ситуационных задач.
  • Очень важно практическое использование новых подходов к обучению: проекты, исследования.

Как и в прошлом случае, за каждый подпункт выставляется оценка в баллах. На следующем этапе оценивается само содержание урока. Итак, что еще предполагает схема анализа урока? Образец, предоставленный нами на страницах этой статьи, предусматривает глубокое погружение в тематику проводимого занятия.

Научная обоснованность проводимого урока

Во-первых, насколько соответствует подаваемый материал научно подтвержденным данным. Насколько объективно видение учителем этого вопроса. Наконец, насколько соответствует содержание урока требованиям программы. Это также многие упускают из вида, что не слишком хорошо. Также (в соответствии с последними требованиями ФГОС) нужно, чтобы на уроке рассматривалось как можно больше практических ситуаций, чтобы информация, даваемая в рамках учебного занятия, могла с успехом использоваться учеником в его взрослой жизни, в «полевых» условиях.

Наконец, программы уроков должны быть логически взаимосвязаны. Это упрощает понимание учениками даваемой на занятиях информации и ускоряет процесс «вникания» детей в наиболее сложные, многоступенчатые темы. Таким образом, схема анализа урока по ФГОС предполагает остановку на оценке следующих моментов:

  • Научная обоснованность.
  • Соответствие программе.
  • Связь теоретической и практической части.
  • Взаимосвязь между ранее пройденными темами и новым материалом. Особенно важно это, если учитель проводит урок в начальной школе. Анализ таких занятий должен проводиться особенно тщательно.

Методология проведения занятий

Здесь основной упор делается на умение создания учителем проблемных ситуаций и ведения диалогов, в ходе которых учащиеся ищут способы решения этих проблем. Это также из разряда новых требований ФГОС. На это смотрят, когда проводится анализ открытого урока.

Какова доля дедуктивной и репродуктивной деятельности? Проще всего определить качество преподавания по соотношению следующих разновидностей вопросов: «прочитай, расскажи, перепиши» и «докажи, объясни, сравни». Чем последних больше и чем полнее, объективнее ответы на них - тем лучше ведется процесс преподавания. Что еще важнее, при этом дети намного лучше и полнее усваивают даже сложную учебную программу. С учетом тех объемов, которые ей предусмотрены и имеют обыкновение увеличиваться с каждым годом, это крайне важно.

Если проводится анализ урока истории, то упор на доказательства и сравнения должен быть максимальным. Учащиеся в этом случае не просто зазубривают факты о свершившихся в прошлом событиях, но и могут самостоятельно понять, отчего и почему так случилось.

Упор также делается на соотношение самостоятельной работы учеников и учителя. Насколько часто обучаемые самостоятельно исследуют проблему и делают выводы по ней? Ученики должны уметь не только внимательно слушать преподавателя, но и самостоятельно искать решение проблемы, пользуясь исключительно найденной самостоятельно информацией. Это основополагающее обстоятельство, которое в обязательном порядке предполагает схема анализа урока по ФГОС.

А как подводить итоги? Все очень просто: баллы, полученные по результатам проверки каждого пункта, складываются. Чем больше получится итоговая сумма - тем лучше.

Схема анализа урока по ФГОС.

Класс__________________________________________________________________

Предмет_______________________________________________________________

Тема урока_____________________________________________________________

Этапы анализа

Основные цели урока : образовательная, развивающая, воспитательная.

Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

Организация урока : тип урока, структура урока, этапы, их логическая

последовательность и дозировка во времени, соответствие построения

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной

темы (учебный материал)

Соответствие урока требованиям ФГОС:

Ориентация на новые образовательные стандарты.

Нацеленность деятельности на формирование

Использование современных технологий: проектная,

исследовательская, ИКТ, др.

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие

возрастным особенностям

Соответствие содержания урока требованиям программы.

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников

с целью развития познавательной активности и самостоятельности.

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом,

межпредметные связи.

Методика проведения урока:

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка

проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.

Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной

и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение:

примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай»,

«перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий

поискового характера(«докажи», «объясни», «оцени», «сравни»,

«найди ошибку»)

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и

характер самостоятельной работы.

Какие из перечисленных методов познания использует учитель

(наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)

Применение диалоговых форм общения.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний

учащихся.

6.7. Осуществление обратной связи: ученик-учитель.

6.8 Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

6.9 Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

6.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

6.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.

6.12. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

7. Психологические основы урока:

7.1. Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

7.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

7.3. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

7.4. Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.

8. Домашнее задание : оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора..

9. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме.

Фрагменты урока: виды

Какие результаты продемонстрированы в

Что в следующий раз

деятельности учащихся,

универсальных учебных действий

можно сделать лучше?

задания и т.д.

(указать группу и конкретные виды

Проблемы в развитии:

Использование

действий):

Универсальных

технологий

Регулятивные : определять цель и

учебных действий

деятельностного типа:

составлять план, действовать по плану,

Предметных умений.

Проблемный диалог

оценивать результат.

Другие проблемы

(проблемная ситуация,

Познавательные: извлекать

взаимодействия учителя

поиск решения,

информацию, перерабатывать ее (анализ,

и учеников, проявившие

применение нового и др.);

сравнение, классификация…), представлять

в данном фрагменте

Продуктивное чтение

в разных формах.

(работа с текстом до

Коммуникативные: доносить свою

чтения, во время чтения,

позицию, понимать других (в т.ч.

после чтения)

вычитывать информацию, данную в явном и

Оценивание учебных

неявном виде - подтекст, концепт),

успехов (самооценка по

сотрудничать.

алгоритму и др.)

Личностные : оценивать поступки,

объяснять нравственные оценки и мотивы,

самоопределяться в системе ценностей

(подробнее – см. табл. УУД).

Анализ урока по ФГОС.

1. Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержания и поставленной цели.

3 Соответствие урока требованиям ФГОС:

3.1. Ориентация на новый образовательный результат.

3.2. Нацеленность деятельности на формирование УУД

3.3. Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и тд.)

4.1. Соответствие материала возрастным возможностям учащихся.

4.2. Соответствие содержания урока требованиям программы.

4.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

4.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.

5. Методика проведения урока.

5.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

5.2. Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение ("прочитай", "перескажи", "повтори", "вспомни" - репродуктивный характер; "докажи", "объясни", "оцени", "сравни", "найди ошибку" - поисковый характер)

5.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.

5.4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение).

5.5. Применение диалоговых форм общения.

5.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

5.7. Осуществление обратной связи.

5.8. Сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работ.

5.9. Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

5.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

5.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки, для решения обучающей задачи. (наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен)

6. Психологические основы урока.

6.1. Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

6.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.

6.3. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

6.4. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

6.5. Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока.

7. Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.

8. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона)

В методическую копилку учителя

Самоанализ и самооценка урока преподавателем.

При самоанализе урока преподаватель дает:

Краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;

Информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;

Характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;

Оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;

Самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с студентами).

В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Самоанализ урока

Группа ______________кол-во присутствующих ________ кол-во по списку_______

Тема урока_______________________________________________________________

Тип урока и его структура__________________________________________________

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика группы (количество учащихся, присутствующих, количество "слабых" и "сильных" учащихся, активность учащихся на уроке, организованность и подготовленность к уроку)

3. Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока.

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.

6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий, раздаточных материалов в соответствии с целями занятия.

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся?

На каких этапах занятия? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

8. Психологическая атмосфера на занятии

9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.

Комплексный анализ урока

1. Анализ выполняемых преподавателем задач:

Как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы преподавателя;

Насколько полно достигнута дидактическая и воспитательная задачи урока;

В какой мере активизировалась познавательная деятельность студентов на разных этапах урока;

Что стимулировало ответственное отношение учащихся к учебному труду;

Насколько объективно оценивались знания, умения, навыки;

Как осуществлялась связь теории с практикой;

Насколько удачно сочетались содержание и методы обучения;

Применялись ли на уроке технические средства;

Что делалось преподавателем для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей студентов.

2. Анализ воспитательного влияния урока:

Как знания помогли осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, города, группы;

Что на уроке способствовало воспитанию учащихся (эстетическому, умственному, трудовому, физическому) и сохранению интереса к профессии;

Каковы были отношения между учащимися, между преподавателем и учащимися.

3. Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности преподавателя. Каким образом проявились способности, особенности личности и деятельности преподавателя:

Педагогическая этика;

Внешний вид;

Умение "видеть" класс, активизировать и мотивировать труд учащихся;

Определить типичные ошибки в работе студентов и устранять их;

Оценивать результаты своего труда и итоги работы студентов;

Умение быстро корректировать ход занятия.

4. Анализ деятельности учащихся на занятии:

Учет преподавателем воспитанности и обучаемости студентов, результатов предшествующих занятий;

Работоспособность учащихся на уроке (умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов);

Развитие речи студентов;

Умение студентов применить теорию на практике.

Требования, предъявляемые к различным типам уроков

Комбинированный урок

Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках преподавателя в организационную часть входит знакомство с учащимися.

Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке студентов к восприятию нового материала.

При проверке и оценке знаний применяют:

Индивидуальный устный опрос;

Опрос по карточкам;

Письменный опрос;

Опрос у доски;

Решение задач и другие способы опроса.

Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе преподавателю целесообразно активизировать внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы преподавателю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.

Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, преподаватель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.

Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже - лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.

Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (преподаватель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством преподавателя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении материала преподаватель выясняет, насколько правильно студенты поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты диафильмов.

Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания сложности и важности учебного материала.

Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его - закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Преподаватель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Основная цель данного типа урока - дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.

Изложение нового материала - основная часть этого типа урока - проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плакатов.

Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством преподавателя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Студенты решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.

Урок применения знаний, умений и навыков

Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основной метод обучения на уроке - самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.

Краткий перечень методов обучения

По виду источников , из которых студенты приобретают знания, умения и навыки, методы обучения подразделяются на:

Словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при которых источником знаний служит устное изложение преподавателя или материал учебника;

Наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений - таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых преподавателем), при которых источником познания служат наглядные средства;

Практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий), при которых источником познания служит практическая работа учащихся.

По виду деятельности преподавателя и учащихся методы обучения подразделяются на:

Метод изложения учебного материала преподавателем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);

Метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).

Приложения

Памятка для самоанализа занятия.

А. Каков был замысел, план проведения занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3. Как урок работает на последующие уроки темы, разделы (в том числе других предметов)?

1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегии развития данной школы?

1.5. В чем видится специфика этого урока, его особое предназначение?

1.6. Как и почему была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

5. Чем обосновывается конкретный ход урока? характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические) были созданы для проведения урока и почему?

Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным планом в ходе урока? какие? почему? К чему они привели?

В . Удалось ли:

    решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;

    избежать перегрузки и переутомления учащихся;

Г. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?