Аплодисменты Осипу Бове. Что знаменитый архитектор оставил потомкам

Джузеппе Бова (настоящее имя) - знаменитый российский архитектор, который сыграл огромную роль в формировании архитектурного облика центральной части Москвы. И сейчас исторический центр города в основных чертах выглядит так, как его спроектировал и построил Бове. Большинство работ этого архитектора выполнены в стиле классицизма.

Бове родился 24 октября (4 ноября) 1784 года в Санкт-Петербурге, в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова (Бове - французский вариант произношения), который приехал в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. Мать - Екатерина Кнаппе, дочь художника Карла Кнаппе. Поскольку семья осталась жить в России, то постепенно мальчика стали называть на местный манер - Иосифом или Осипом, а для отчества имя отца Джованни переделали в Ивана. Вскоре после рождения Осипа семья переехала из столицы в Москву, и уже здесь у четы родились еще два сына: Михаил и Александр, которые впоследствии тоже стали архитекторами.

В 18 лет Осип Бове поступил в архитектурное училище при экспедиции Кремлевского строения. Наставником Бове стал Франческо Компорези. Уже в училище Бове показал себя перспективным специалистов, он довольно быстро поднимался по карьерной лестнице и рос в чинах. Бове поступил на службу в 1801 году. В 1803 году он был канцеляристом и коллежским регистратором, в 1806 году - губернским секретарем, а в 1809-1812 годах Осип уже входит в число архитекторских помощников в Экспедиции, участвует в работах по реставрации Кремля и благоустройству Москвы и Твери. Молодой архитектор к тому времени успел поработать под руководством таких мастеров как М.Ф. Казаков и К.И. Росси, а это была очень хорошая школа, и полезный опыт.

Во время войны с Наполеоном Бове сражался в ополчении, а после победы вновь вернулся на службу. В 1816 году Бове получил от совета Императорской Академии художеств звание архитектора, а также принял православие и женился на вдовой княгине Авдотье Семеновне Трубецкой (в девичестве - Гурьевой). Вначале молодая семья жила в доме Бове на Малой Дмитровке, а затем Осип построил новый дом в имении жены в Петровском переулке (б. Богословском).

В это же время шли работы по восстановлению Москвы. Сожженный наполеоновскими войсками город нуждался в кардинальном обновлении. С этой целью создали «Комиссию о строении Москвы», и Бове был назначен главным архитектором "фасадической части" надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Архитектор отвечал за формирование архитектурного облика центра Москвы: Арбатской, Новинской, Пресненской и Тверской и Городской частей. Именно благодаря Осипу Бове этот сектор Москвы был отстроен с большим размахом и имел единый стилистический замысел. И по сегодня главные достопримечательности Москвы мы можем видеть в том виде, в каком их построил Бове.

В 1817 году был утвержден новый генеральный план застройки Москвы, и перед Осипом Бове встало несколько грандиозных задач, за решение которых он принялся с большим энтузиазмом.

Свою работу Бове начал с реконструкции Красной площади, которая сильно пострадала во время пожара. После переноса столицы в Санкт-Петербург главная площадь Москвы утратила свое значение, и представляла собой пространство, беспорядочно застроенное торговыми лавками. Бове засыпал защитный ров и снес земляные укрепления, окружавшие кремлевскую стену. На месте рва был устроен бульвар, и появился съезд к набережной Москвы-реки. Остатки лавок снесли, и с площади открылся красивый вид на собор Василия Блаженного. Кроме того, была восстановлена Никольская башня Кремля с Воскресенскими воротами и перестроено здание Торговых рядов, куда переместили торговлю. В 1818 году на площади установили памятник Минину и Пожарскому. Позднее, в 1888 году, на Красной площади построили новое здание Торговых рядов (ГУМ), а памятник Минину и Пожарскому перенесли к собору Василия Блаженного.

Еще одно творение Бове - Театральная площадь. Для ее оформления снесли старые кварталы, окружавшие старый Петровский театр. Чтобы защитить участок от подтопления и заболачивания, речку Неглинную упрятали в трубу. Также Бове разработал проект обрамления площади симметрично расположенными зданиями. Главной задачей при оформлении площади было строительство нового здания для театра. Проект здания разработал петербургский архитектор Андрей Михайлов. Однако комиссия признала проект слишком дорогим и громоздким. В результате его дорабатывал Осип Бове. Он уменьшил масштаб здания и удешевил стоимость постройки, хотя основные очертания и композиция были сохранены.

Еще одна его работа - Александровский сад. Под стенами Кремля решили добавить зелени. Согласно идее Бове, территория проектировалась как регулярный сад с живописными рукотворными руинами и небольшими уютными павильонами. До наших дней сохранился итальянский грот, расположенный недалеко от мемориала Неизвестного солдата. Русло Неглинной пришлось увести в сторону. Изначально планировалось создать в парке систему прудов, но осуществить этот план не удалось.

Рядом с Александровским садом по проекту архитектора Бетанкура построили здание Манежа. Осип Бове занимался его отделкой и скульптурным декором. Правда его задумка не была реализована полностью. Предполагалось, что стену оформят военными доспехами, символизирующими победу, мощь и величие державы. Здание украсили лепниной, на стенах закрепили элементы легионерской атрибутики, а вот чугунные горельефы, которые запланировал Бове, так и не были отлиты.

Если в предыдущих проектах Бове принимал участие наряду с другими архитекторами, то Триумфальная арка - это авторский проект. Триумфальные ворота решили установить на въезде в Москву с петербургского направления, возле Тверской заставы. На разработку чертежей ушло два года, а окончательный вариант утвердили в 1929 году. При закладке Триумфальных ворот в фундамент бросили горсть серебряных монет "на счастье" и установили памятную бронзовую плиту. Эскизы для скульптур разработал сам Бове, изготовляли их скульпторы Тимофеев и Витали. Из-за финансовых затруднений строительство Триумфальной арки растянулось на 5 лет, и открытие состоялось только в 1834 году. К сожалению, до нашего времени оригинальные Триумфальные ворота не сохранились. В 1930-е годы проводилась реконструкция площади, и ворота разобрали. Предварительно сооружение обмерили, зарисовали и отсняли на фотопленку, чтобы затем восстановить их у Белорусского вокзала. Декоративные детали отправили на хранение в музеи. Но затем началась Великая Отечественная война, и чугунные колонны переплавили для нужд фронта - уцелела лишь одна. То, что мы видим сейчас на Кутузовском проспекте - это новодел, но создавали его по сохранившимся чертежам и фотографиям.

На счету Осипа Бове не только монументальные сооружения, но и обычные здания, которые важны для любого города. В этом перечне Градская больница в районе Калужской заставы; дом Гагариных, который Бове переоборудовал для нужд Екатерининской больницы, а также жилые дома. Что касается последних, то Бове, как ответственный за фасады Москвы, уделял большое внимание внешнему виду жилых домов. Под его руководством были составлены так называемые "Альбомы образцовых проектов", где были собраны рекомендации и образцы домов для представителей различных сословий. Это были своеобразные каталоги проектов, и каждый желающий мог выбрать подходящий вариант дома, в соответствии со своим вкусом и достатком. Благодаря Бове появился новый тип строений - доходные дома, где верхний этаж предназначался для проживания владельцев дома, на первом размещались торговые помещения, а на остальных этажах квартиры сдавались внаем. Бове придумал и новую концепцию городского особняка: с флигелями, выходящими на улицу и небольшим парадным двориком. После войны 1812 года Москва активно отстраивалась, и Бове работал не только с официальными государственными заказами, но и с частными лицами - он проектировал дома для мещан, купцов, дворян.

Разносторонний архитектурный талант Осипа Бове увековечен и в московских храмах. Среди церквей, которые построены по проектам Бове - Покровский храм, Никольская церковь в Котельниках, храм Троицы Живоначальной на территории Даниловского монастыря, храм в честь Архангела Михаила в Архангельском, несколько церквей при больницах. Последняя работа архитектора, которую он не успел закончить - церковь Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке. В прошлом западную часть этой церкви перестроил наставник Бове - Баженов, и сложилось так, что реконструкция восточной части досталась ученику.

Осип Бове был весьма успешным человеком. Еще при жизни он заслужил всеобщее признание, был хорошо обеспечен и счастлив в личной жизни - у них с женой родились четверо сыновей. Единственное, о чем он мечтал, но так и не получил - звание академика архитектуры. В 1818 году Осип Бове подал прошение в Императорскую Академию художеств о присвоении ему звания академика архитектуры. Представители Академии поставили архитектору условие получения звания - он должен был спроектировать здание театра вместимостью 3 000 человек. Это задание выполнить не получилось, и академиком Бове не стал.

Осип Бове прожил очень деятельную, но короткую жизнь. Архитектор умер в 49 лет, 15 июня 1834 года, немного не дожив до 50-летнего юбилея - по нынешним временам он был еще совсем молодым человеком. Похоронили Осипа Бове на кладбище при Донском монастыре.


Историческая справка:

24 октября (4 ноября) 1784 г. - в Санкт-Петербурге родился Осип Бове
1801 г. – Бове поступил на службу после окончания архитектурного училища
1809-1812 г.г. - Бове входит в число архитекторских помощников в Экспедиции, участвует в работах по реставрации Кремля и благоустройству Москвы и Твери
1812 г. – Бове участвует в ополчении
1816 г. - Бове получил от совета Императорской Академии художеств звание архитектора, а также принял православие и женился на вдовой княгине Авдотье Семеновне Трубецкой
15 июня 1834 г. – Осип Иванович Бове умер

Осип (Джузеппе) Иванович Бове (итал. Giuseppe Bova, фр. Joseph Bove; родился 24 октября (4 ноября) 1784, Петербург - умер 16 (28) июня 1834) - российский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнена только с работой Росси в Санкт-Петербурге. Творил преимущественно в стиле классицизма . Бове родился в Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. Данное при крещении имя Джузеппе позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича. Вскоре после рождения Осипа семья переехала в Москву. Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлёвского строения (1802-1807) у Ф. Кампорези, затем, ещё до пожара Москвы, работал под руководством М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери. Во время Отечественной войны Бове участвует в ополчении, в 1813 году возвращается на городскую службу. Для восстановления сожженной Москвы была создана специальная Комиссия о строении Москвы, в которую Бове вошёл архитектором четвёртого участка и отвечал за центральные районы города: Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. В 1814 году Бове был назначен главным архитектором «фасадической части», надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Бове сумел на этом посту обновить облик древней столицы, с новым для Москвы размахом и по единому стилистическому замыслу. С помощью утверждённого в 1817 году генерального плана, Бове воплотил идею города-монумента во славу величия Российской империи.

В 1816 году Бове получает звание архитектора от совета Императорской Академии художеств и женится на вдовой княгине Авдотье Семеновне Трубецкой. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкции Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Кремлёвский (Александровский) сад, построен Манеж (инженерная структура разработана А. А. Бетанкуром), создана Театральная площадь (1818-1824) с Большим (Петровским) театром (1821-1824; проект был доработан А. А. Михайловым). За пределами центра Бове строит Градскую больницу за Калужской заставой (1828-1833). Триумфальные ворота, возведенные по проекту Бове у Тверской заставы (1827-1834), были воссозданы в 1968 году близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе.

Умер Бове в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря. Несмотря на все свои заслуги, Бове не имел звания академика архитектуры. В 1816 году он попросил Академию художеств задать ему программу на звание академика. Академия утвердила его в звании архитектора и задала спроектировать здание театра на 3 тысячи человек. Программа эта так и не была выполнена.

Сооружения:

1814-1815 - Торговые ряды напротив Кремля (на месте ГУМа, не сохранились)
1820-1822 - Кремлёвский (Александровский) сад с гротом
1824-1825 - Манеж
1818-1824 - Театральная площадь
1821-1824 - Большой театр
1827-1834 - Триумфальные ворота у Тверской заставы (ныне у парка Победы)
1828-1833 Градская больница (ныне Городская больница № 1 им. Н. И. Пирогова). Москва, Ленинский проспект, 8 корпус 1 Дом во владении жены в Петровском переулке (бывшем Богословском), ныне № 9
Дом Н. С. Гагарина (позднее Книжная палата) на Новинском бульваре, разрушенный во время Великой Отечественной войны
1822 -1824 - Храм Святителя Николая в Котельниках. Москва, 1-й Котельнический пер., 8-10
1822 - Церковь Михаила Архангела в имении жены в Архангельском. Село Архангельское Рузского района Московской области
1825-1828 - Покровская церковь. Село Пехра-Покровское Балашихинского района Московской области (авторство приписывается по сходству с аналогичными постройками, документального подтверждения не сохранилось)
1825-1828 - Перестройка здания Новоекатерининской странноприимной больницы, постройка церкви Екатерины Великомученицы (ныне городская больница № 24, угол Петровки и Страстного бульвара, № 15/29).
1825-1831 - Реконструкция Знаменской церкви села Холмы в загородном имении жены.
1820-е годы - Торговые ряды на Таганке (не сохранились)
1830 - Церковь Большое Вознесение у Никитских Ворот (доработка проекта Ф. М. Шестакова 1829 года, достроен после смерти Бове А. Г. Григорьевым)
1832 - Перестройка Церкви Всех Скорбящих Радости. Москва, Большая Ордынка, 20
1833 - Церковь Троицы Живоначальной в Даниловском монастыреПокровская З. К.

Осип Бове. - М., Стройиздат, 1999. 352 с. (Серия: Мастера архитектуры). - ISBN 5-274-00592-6
Грабарь И. История русского искусства, Спб., 1912, т. I. История архитектуры (введение)
Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / Под ред. С. И. Вавилова. - М., Л.: Гос. изд-во техн.-теоретической лит-ры. - 1948.
При написании этой статьи использовался материал из Русского биографического словаря А. А. Половцова (1896-1918).
ru.wikipedia.org

Архитектор Осип Иванович Бове (настоящее имя - Джузеппе) родился в городе Санкт-Петербурге в 1784 году в семье Винченцо Бова - неаполитанского художника, прибывшего в Россию в 1782 году и нанятого на работу в Эрмитаж.

Архитектурное образование молодой человек получил в профильном училище, которое относилось к «Экспедиции Кремлевского строения». Первым его наставником стал Франческо Кампорези. Затем была работа в Москве и Твери под руководством архитекторов и Карла Росси.

Осип Иванович - участник ополчения во время войны 1812 года.

После службы, в 1813 году, вошел в качестве архитектора в специальную комиссию по восстановлению Москвы, сожженной и разрушенной войсками Наполеона. Ему поручают четвертый участок, в который вошли районы Арбатский, Новинский, Тверской и Пресненский.

В 1814 архитектор Бове становится главным архитектором так называемой «фасадической части», в функции которой входит надзор над исполняющимися проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам».

В 1817 был утвержден генеральный план застройки Москвы, в разработке которого активно участвовал Осип Бове. Именно на его основе архитектор воплотил в жизнь идею создания города-монумента, отражающего величие и во славу Российской империи.

Осип Иванович, к удивлению, так и не был удостоен звания академика - Академия художеств не отметила его, несмотря на значимые заслуги.

Роль Бове в создании величественного архитектурного облика Москвы сравнима с работой другого великого архитектора - Карла Росси, творившего в Санкт-Петербурге.

Дома и здания работы архитектора Бове О.И. в Москве

Фото 1. Жилой дом семьи Хомяковых на улице Петровке, 3

Он был главным архитектором Москвы. Театральная площадь, Большой театр, Первая градская больница, церкви, особняки дворян и купцов - все это связано с одним именем - Осипа Ивановича Бове.

Осип Иванович Бове родился в 1784 году в Петербурге, в семье живописца Винченцо Джованни Бове, работавшего в Эрмитаже. Еще в детстве Осип переехал с семьей в Москву, где начались годы учения. В 1802 году Бове поступает в архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения. Бове успешно занимался в архитектурной школе, постепенно повышаясь в чинах; от канцеляриста и коллежского регистратора в 1803 году до губернского секретаря в 1806 году и коллежского секретаря в 1809 году. В 1809-1812 годах Бове уже значится в числе архитекторских помощников в Экспедиции, участвует в работах по реставрации Кремля, ремонту зданий, благоустройству города.


Торговые ряды На Красной площади

К проектированию Театральной площади Бове был привлечен в 1816 году. Окончательный проект площади, подписанный Бове, был утвержден в Петербурге в 1821 году. К 1819 году Бове закончил проекты новых зданий, выходящих на Театральную площадь, и передал их для строительства Комиссии для строения.

В 1821 году московский генерал-губернатор утвердил присланный из Петербурга проект театра, созданный Андреем Михайловым, а на Бове была возложена доработка проекта и осуществление строительства. Строительство театра было окончено в 1824 году, 6 января 1825 года состоялся первый спектакль в новом здании.
Одновременно с созданием проекта Театральной площади и строительством Большого театра Бове занимался устройством Александровского, или, как тогда его называли, Кремлевского, сада. Этот сад был задуман Бове как искусно спланированный парк, с романтическими руинами и архитектурой малых форм.

Как главный архитектор по "фасадической части" Комиссии для строения Бове оказывал большое влияние на характер застройки послепожарной Москвы, и в наибольшей степени это относилось к жилой застройке. Бове выполнял много частных заказов - строил дома для богатых дворянских семей, купцов, чиновников, мещан и других лиц среднего сословия, роль которых в социальной структуре города значительно возросла. Он выработал новый тип купеческого доходного дома двойного назначения - жилого и торгового. Обычно в нижнем этаже располагались торговые лавки, а в верхнем - жилые квартиры хозяев и те, что сдавались внаем. Такие дома в два-три этажа Бове строил в Китай-городе.


Особняк Гагариных на Новинском бульваре

(разрушен во время налёта немецкой авиации в 1941)

Но главную роль в ансамблях города, естественно, играли общественные здания. Среди общественных зданий, построенных Бове, одним из самых значительных является Градская больница на Большой Калужской улице. Это была первая общественная больница города, в которой предполагалось "принимать для пользования людей всякого состояния". Идея создания подобной городской больницы возникла впервые в 1821 году. Однако проект, над которым работал Бове, был утвержден только в 1828 году, когда уже начались строительные работы. Больница была открыта только в 1833 году.



Бове еще больше, чем Казаков в соседней Голицынской больнице, открыл здание к улице. Он сократил глубину парадного двора, вытянул здание вдоль улицы. Широкая парадная лестница подчеркивала общественное назначение этого здания. Монументальный, богато декорированный портик придавал ему представительный характер.
Среди культовых построек Бове сохранилась церковь Николая Чудотворца в Котельниках (1821).


Храм Николая Чудотворца в Котельниках

В 1818 г. Николай Борисович Юсупов ожидал в гости Александра I. Готовясь к встрече, он привлек Осипа Бове и Пьетро Гонзага в качестве архитекторов для постройки усадебного театра. В 1822 году Бове построил церковь в селе Архангельском - имении жены княгини А.С. Трубецкой.

Триумфальные ворота в ознаменование победы над французами в 1812 году - еще одна из знаменитых построек архитектора Бове.
Закладка ворот состоялась у Тверской заставы 17 августа 1829 года при огромном стечении народа. "На счастье" в фундамент заложили горсть серебрянных монет чеканки этого года и плиту с надписью: "Сии Триумфальныые ворота заложены в знак воспоминания торжества Российских воинов в 1814 году..."



Триумфальные ворота в Москве у Тверской заставы. Архитектор Бове О.И. 1827-1834. Литография. 1840-е. Скульптура воина - фрагмент триумфальной арки

В 1936 году ворота были разобраны. В 1966 году Моссовет принял решение о восстановлении Триумфальных ворот, определив им новое место - конец Кутузовского проспекта.

Самым значительным сооружением Бове этого рода является ротонда церкви Всех Скорбящих на Большой Ордынке. Церковь Всех Скорбящих на Большой Ордынке - одна из последних значительных работ Бове. Она достраивалась уже после смерти мастера - возможно, его братом - и была открыта в 1836 году.

Церковь Богоматери всех скорбящих радости на Б.Ордынке. Колокольня 1780-е годы (архитектор В. Баженов), основной объем - 1828-1833-е гг. (архитектор О. Бове).

Марк Наумович Бернес

Дата рождения:

Место рождения:

Санкт-Петербург

Дата смерти:

Место смерти:

Гражданство:

Работал в городах:

Архитектурный стиль:

Неоклассицизм, ампир

Важнейшие постройки:

Театральная площадь, Большой театр

Градостро - ительные проекты:

Реконструкция Москвы в 1813-1824 годах

Другие архитекторы Бове

Любопытные факты

Список сооружений

Осип (Джузеппе) Иванович Бове (итал. Giuseppe Bova, фр. Joseph Bové ; 24 октября (4 ноября) 1784, Петербург - 16 (28) июня 1834) - российский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнена только с работой Росси в Санкт-Петербурге. Творил преимущественно в стиле классицизма.

Биография

Бове родился в Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. Данное при крещении имя Джузеппе позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича. Вскоре после рождения Осипа семья переехала в Москву.

Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлёвского строения (1802-1807) у Ф. Кампорези, затем, ещё до пожара Москвы, работал под руководством М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери.

Во время Отечественной войны Бове участвует в ополчении, в 1813 году возвращается на городскую службу. Для восстановления сожженной Москвы была создана специальная Комиссия о строении Москвы, в которую Бове вошёл архитектором четвёртого участка и отвечал за центральные районы города: Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. В 1814 году Бове был назначен главным архитектором «фасадической части», надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Бове сумел на этом посту обновить облик древней столицы, с новым для Москвы размахом и по единому стилистическому замыслу. С помощью утверждённого в 1817 году генерального плана, Бове воплотил идею города-монумента во славу величия Российской империи.

В 1816 году Бове получает звание архитектора от совета Императорской Академии художеств и женится на вдовой княгине Авдотье Семеновне Трубецкой.

Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкции Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Кремлёвский (Александровский) сад, построен Манеж (инженерная структура разработана А. А. Бетанкуром), создана Театральная площадь (1818-1824) с Большим (Петровским) театром (1821-1824; проект был доработан А. А. Михайловым). За пределами центра Бове строит Градскую больницу за Калужской заставой (1828-1833). Триумфальные ворота, возведенные по проекту Бове у Тверской заставы (1827-1834), были воссозданы в 1968 году близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе.

Умер Бове в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря.

Другие архитекторы Бове

Младшие братья Осипа Ивановича, Михаил и Александр, также работали архитекторами в Москве под его руководством.

Любопытные факты

Несмотря на все свои заслуги, Бове не имел звания академика архитектуры. В 1816 году он попросил Академию художеств задать ему программу на звание академика. Академия утвердила его в звании архитектора и задала спроектировать здание театра на 3 тысячи человек. Программа эта так и не была выполнена.

Список сооружений

  • 1814-1815 - Торговые ряды напротив Кремля (на месте ГУМа, не сохранились)
  • 1820-1822 - Кремлёвский (Александровский) сад с гротом
  • 1824-1825 - Манеж
  • 1818-1824 - Театральная площадь
  • 1821-1824 - Большой театр
  • 1827-1834 - Триумфальные ворота у Тверской заставы (ныне у парка Победы)
  • 1828-1833 - Градская больница (ныне Городская больница № 1 им. Н. И. Пирогова). Москва, Ленинский проспект, 8 корпус 1
  • Дом во владении жены в Петровском переулке (бывшем Богословском), ныне № 9
  • Дом Н. С. Гагарина (позднее Книжная палата) на Новинском бульваре, разрушенный во время Великой Отечественной войны
  • 1822-1824 - Храм Святителя Николая в Котельниках. Москва, 1-й Котельнический пер., 8-10
  • 1822 - Церковь Михаила Архангела в имении жены в Архангельском. Село Архангельское Рузского района Московской области
  • 1825-1828 - Покровская церковь. Село Пехра-Покровское Балашихинского района Московской области (авторство приписывается по сходству с аналогичными постройками, документального подтверждения не сохранилось)
  • 1825-1828 - Перестройка здания Новоекатерининской странноприимной больницы, постройка церкви Екатерины Великомученицы (ныне городская больница № 24, угол Петровки и Страстного бульвара, № 15/29).
  • 1825-1831 - Реконструкция Знаменской церкви села Холмы в загородном имении жены.
  • 1820-е годы - Торговые ряды на Таганке (не сохранились)
  • 1830 - Церковь Большое Вознесение у Никитских Ворот (доработка проекта Ф. М. Шестакова 1829 года, достроен после смерти Бове А. Г. Григорьевым)
  • 1832 - Перестройка Церкви Всех Скорбящих Радости. Москва, Большая Ордынка, 20
  • 1833 - Церковь Троицы Живоначальной в Даниловском монастыре