Чем неизвестный цветок платонова. «Неизвестный цветок» Платонова: сюжет и история создания

Голод и лишения усилили красоту и аромат цветка, выросшего на бесплодном пустыре. Пустырь удобрили, на нём выросли дети цветка, но самым красивым вновь оказался цветок, выросший среди камней.

Жил на свете маленький цветок. Рос он на сухой глине пустыря, среди старых, серых камней. Его жизнь началась с семечка, которое принёс на пустырь ветер. Ночью цветок собирал на своих листьях росу, чтобы напиться, а днём ловил принесённые ветром частички земли - это была его пища. Трудно было цветку, но он хотел жить и превозмогал терпением «свою боль от голода и усталости».

Летом цветок распустил жёлтый венчик ароматных лепестков и стал похож на звезду. Однажды мимо пустыря проходила девочка Даша. Она жила в пионерском лагере и несла на почту письмо маме, по которой очень соскучилась. До неё донёсся аромат цветка, и девочка подумала, что он тоже скучает по маме, только вместо слёз источает благоухание. Даша осмотрела пустырь и поняла, как тяжело приходится цветку. На следующий день она привела на пустырь пионеров, которые удобрили землю.

Через год Даша пришла на пустырь и увидела, что он превратился в цветущий луг, усыпанный цветами - детьми первого цветка. Новые цветы, тоже красивые и душистые, были немного хуже неизвестного цветка, и Даше стало грустно. И тут она увидела цветок, выросший «из середины стеснившихся камней». Он был прекраснее и сильнее своего отца, поскольку вырос в камне. «Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовёт её к себе безмолвным голосом своего благоухания».

Год: 1950 Жанр: литературная сказка

Главные герои: Неизвестный цветок и девочка Даша

Жил и поживал на земле маленький цветок, жил он на пустыре. Рос цветок там, где ничто не росло, вырос он пытался выжить. Для обеспечения питания, цветок ел землю и пил по утрам утреннюю росу, чтобы не умереть. И однажды мимо него проходила девочка, которая несла письмо на почту своей маме по которой она соскучилась увидела цветок, и решила девочка удобрить землю.

Удобрили землю для цветка и ушли друзья с девочкой. Прошел год и пришла девочка снова к пустыри с цветком и увидела большую лужайку с большими цветами и она очень удивилась. Искала девочка тот самый цветок, но никак не могла найти. И наконец она нашла его и не узнала, ведь он стал таким красивым, пышным, приятным и большим.

Главная идея рассказа Неизвестный цветок

Данный рассказ показывает наглядно и учит двум примерам, 1) Никогда не стоит сдаваться. Что нужно всегда бороться на себя и свою жизнь, несмотря на все преграды и плохие условия.

2)Каждому нужен уход и каждому нужно внимание, ведь после того как девочка удобрила цветок, цветок вырос и смог распустить. И это доказывает о том, что каждому должно уделяться внимание, без должного внимания мы не сможем распуститься и раскрыться, как цветок из рассказа.

Читать краткое содержание Платонов Неизвестный цветок

Жил на свете маленький и незаметный цветок, рос он на сухом пустыре без воды и достаточного питания. Жил он в плохих условиях и старался выжить. Рос этот цветок между двумя стиснувшимися камнями, рос не смотря на плохие условия, потому что он хотел жить и именно это желаю его спасло. Жил на свете маленький и незаметный цветок, чтобы не умереть от жажды, питался цветок от крупинок земли, который приносил ветер и оставлял на листьях цветка. Так и рос цветок и распустился, стал он похож на звезду и был очень красивым.

И мимо него проходила девочка, которая несла письмо на почту своей маме по которой она соскучилась. Шла девочка и увидела среди пустыря один маленький цветок и почувствовала его манящий запах, в тот момент девочка подумала, что цветок тоже скучает по своей маме и ей стало очень жалко, и она решила позже прийти с друзьями к цветку. Пришла на следующий день девочка со своими друзьями и все они принялись удобрять землю, чтобы цветку стало комфортно и чтобы рядом распустились цветы.

Удобрили землю для цветка и ушли друзья с девочкой. Шли дни, месяцы и потихоньку на месте пустыря начала зарождаться новая жизнь, появились новые цветы и бутоны, появились жучки, которые раньше тут не обитали. Прошел год и пришла девочка снова к пустырю и увидела большую лужайку с большими цветами и она очень удивилась, девочка не ожидала увидеть здесь большой луг с цветами. Искала девочка тот самый цветок, но никак не могла найти,ведь на лужайке росло столько цветов, что у девочки глаза разбегались.

Пыталась девочка найти среди других всех цветов тот цветок, который рос здесь с самого начала, искала девочка и увидела среди двух камней большой преобразившийся цветок, с большими и красивыми цветами. И она была приятно удивлена от увиденного, ведь цветок который был практически на грани стал таким красивым и приятным.

Картинка или рисунок Неизвестный цветок

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Улитка на склоне Стругацкие

    В романе присутствуют две сюжетные линии, которые объединяет Лес, а также два главных персонажа – Перец и Кандид, которые с ним связаны. Они очень разные, но оба сильно выделяются в своем окружении

  • Краткое содержание Драгунский Он упал на траву

    Действие произведения начинает в военной Москве. Митя Королев собирается на фронт. Любимая девушка Валя не смогла его проводить. На улице неожиданно к нему подходит девушка, которая давно следит за героем и готова разделить с ним время

  • Краткое содержание Алексин Третий в пятом ряду

    Рассказ ведется от лица вышедшей на пенсию учительницы литературы. Ее сын и невестка часто бывают в командировках, поэтому воспитанием внучки Елизаветы занимается в основном бабушка. Девочка любит разглядывать фотографии классов

  • Краткое содержание Бумажная победа Улицкая

    Повествование Бумажная победа вошедшее в серию произведений Людмилы Улицкой под названием Детство 49, рассказывает о мальчишке по имени Гена Пираплетчиков. Помимо глупой фамилии, которую парень расценивал, как оскорбление

  • Краткое содержание Хемингуэй Прощай оружие

    Все действия, происходящие в произведении, относятся к 1915-1918 годам. Место действий итало-австрийский фронт. Фредерик Генри – родом из Америки, но служит лейтенантом санитарных войск в итальянской армии

Жанр произведения Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок» очень сложно отнести к какой-то определенной разновидности. В литературной критике чаще всего можно встретить термин «рассказ », однако правильнее это произведение отнести к литературной сказке . Сам автор определил жанр как сказка-быль . Действительно, в «Неизвестном цветке» переплетаются правда и вымысел.

Начало напоминает сказку: «Жил на свете маленький цветок». Однако уже в следующей строке обозначена реальность: цветок жил на пустыре, куда не ходили даже коровы и козы и не играли дети из пионерского лагеря. Вся первая часть раскрывает тяжелую борьбу цветка за выживание, когда маленькое семечко, оказавшись в ямке между камнем и глиной, смогло прорасти, питаясь лишь росой и принесенной ветром пылью.

Эта история цветка могла бы уже сама по себе стать законченным произведением - своеобразным гимном трудолюбивому цветку. Тогда произведение вполне могло называться басней , потому что содержит явную аллегорию : за образом выживающего цветка можно увидеть судьбу человека первой половины ХХ века, которому непросто пришлось в суровые годы Гражданской войны, Великой Отечественной войны, в послевоенные годы. В понимании автора, который сам перенес множество испытаний, это не что иное, как иносказание о судьбе всего русского народа.

Однако появление девочки Даши не просто развивает сюжет, но и продолжает сказочную линию. Пионерка, отдыхающая в лагере по соседству, идет на станцию, чтобы отправить письмо матери. На краю пустыря она чувствует благоухание и видит действительно необычный цветок: он напоминал звезду, ведь «светился живым мерцающим огнем», и его можно было увидеть даже в темную ночь.

Как и положено в сказке, Даша начинает разговаривать с цветком и узнает, что он стал таким, «на других непохожим», потому что ему трудно одному. Девочка пригласила своих друзей-пионеров посмотреть на необычный цветок. На этом заканчивается сказка и начинается быль. Пионеры оценили героическую борьбу маленького труженика и решили ему помочь. Они обошли пустырь, измерили его площадь и высчитали, сколько нужно привезти тележек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Дети советской страны искренне хотели помочь маленькому цветку, чтобы он отдохнул, а из его семян выросли бы «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде». В этом стремлении изменить жизнь тоже прочитывается советская идеология: дети должны жить лучше своих родителей, поэтому родители готовы терпеть лишения ради лучшего будущего. Да и стремление вырастить лучшие в мире цветы тоже явно перекликается с мифом о самой лучшей жизни в стране победившего социализма. Один из девизов эпохи звучал так: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Вот и сказка Андрея Платонова превратилась в быль.

Четыре дня трудились пионеры на пустыре, удобряя землю. Вскоре на месте пустыря появился воспетый когда-то поэтом Владимиром Маяковским «город-сад». После этого пионеры потеряли интерес к этому пустырю и отправились путешествовать, очевидно, выискивая новые объекты для преобразования. Только Даша, чувствуя ответственность за своего маленького друга, перед отъездом домой навестила его. А потом помнила о нем в течение всей долгой зимы.

Когда девочка вновь приехала в лагерь, она первым делом побежала на пустырь, но не нашла своего друга. Да, пустырь преобразился: он весь зарос травой и пестрел цветами, над ним порхали бабочки и летали птицы. Новые цветы были хорошими, но не походили на тот цветок, ведь им не пришлось бороться за свою жизнь.

В финале произведения все завершается благополучно, как и положено в сказке: Даша видит новый цветок, который, в отличие от отца, был еще лучше и прекрасней, ведь вырос «из середины стеснившихся камней». Он был «живой и терпеливый», как его отец, но оказался сильнее его, потому что «жил в камне». Однако этот цветок уже не говорил с Дашей, а звал к себе «безмолвным голосом своего благоухания».

Такой реалистичный финал, по мысли автора, содержит вполне очевидную мысль. Тот факт, что герой-цветок смог вырасти в камне и глине, чудесен, но это не сказка. Трудолюбие, упорство, стремление к высокой цели должны быть вознаграждены. Только те, кто по-настоящему к чему-то стремится, проживают необычную жизнь, становятся особенными, не похожими на других.

Конечно, в условиях унитарного общества, когда утверждалась мысль о том, что человек - винтик или колесико огромного механизма под названием государство, идея писателя должна была восприниматься как крамола. Рассказ, вернее, быль Платонова вселяет надежду на обретение собственной индивидуальности даже в условиях тоталитарного государства.

Как и в других произведениях русского писателя, заслуживает внимания особый стиль Андрея Платонова: необычное словоупотребление (например, «упадали», «стеснившихся»), своеобразную примитивизацию языка за счет использования просторечных слов и выражений («нету», «меж», «ими», «помаленьку», «нынче»), нарушение лексической сочетаемости («черная тучная земля», «вырастут и не погибнут»).

Мир Платонова - всегда живой мир, со своими чувствами и побуждениями. Это даже не олицетворение - это особое мировосприятие. Глина на пустыре - сухая, а значит, мертвая. Цветок сторожил ветер, трудился, чтобы «жить и не умереть». По мнению Даши, он не просто пахнет - «он так дышит». У Платонова окружающий человека мир действительно живой, со своими чувствами, побуждениями.

  • «В прекрасном и яростном мире», анализ рассказа Платонова

"Неизвестный цветок" - произведение Андрея Платонова. Несмотря на то, что оно предназначено для детей, оно имеет глубокий смысл.

Особенности произведения "Неизвестный цветок"

Особый стиль повествования Платонова хорошо известен литературоведам. Автор отличается серьезностью, в своих произведениях он всегда затрагивает важные темы, как социальные, так и философские. При этом писатель создал достаточно известные образцы детской литературы. Среди наиболее известных его произведений для детей можно выделить:

  • Сказку "Волшебное кольцо".
  • Сказку-быль "Неизвестный цветок".
  • Рассказ "Корова".
  • Рассказ "Еще мама".

Все указанные работы объединяет одно: под простым и наивным стилем скрывается глубокая идея.

Сказка-быль "Неизвестный цветок" оригинально оформлена. С одной стороны, это правдивая и реалистичная история о том, как пионеры облагородили заброшенный пустырь рядом с лагерем. С другой, в произведении много сказочных элементов (например, цветок разговаривает с Дашей).

Как и всегда у Платонова, язык произведения немного тяжеловесен. Автор использует обширные описания, а также множество средств художественной выразительности, самое распространенное из которых - изменение порядка слов в предложении.

Отзыв о произведении "Неизвестный цветок"

Сказка "Неизвестный цветок" показалась мне очень поучительным произведением. Она показывает, что самые лучшие создания на свете те, которые любят трудиться.

Я думаю, что неизвестный цветок, выросший на камне, похож на человека, который все время преодолевает трудности, чтобы многого добиться. И хотя девочка Даша и другие пионеры помогли ему, когда улучшили землю на пустыре, самую сложную часть работы цветок проделал сам.

Финал произведения показался мне немного грустным, ведь цветок умер, не дожив до следующего лета и так и не встретившись больше с Дашей, его дело продолжает жить. То, что потомки цветка не перешли на удобренную землю, а продолжили расти между камнями, показывает, что трудолюбивое создание (будь то растение или человек) никогда не ищет легкого пути, но всегда добивается желаемого.

Проезжая мимо ухоженного цветника невозможно не зацепить взор на какой-нибудь прекрасный куст. И у многих пролетает мысль, а может решиться и посадить цветник? Цветы это стильное украшение для любого интерьера. Если начало дня пошло с положительных ощущений, то и весь день пробегает лучше и с меньшими стрессами. Содержание сада довльно любимое занятие, которое доставляет приятное мироощущение не только близким но и всем прохожим.

Андрей Платонов "Неизвестный цветок" - сказка-быль

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался; когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти. Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни .

Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть. "Может, это цветок скучает там по своей матери, как я", - подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его: - Отчего ты такой? - Не знаю, - ответил цветок. - А отчего ты на других непохожий?

Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре. - Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

Не знаю, - ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку. На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала: - Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину. Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

Анализ сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

1) Особенности жанра произведения. Произведение А.П. Платонова «Неизвестный цветок» относится к жанру литературной сказки. В литературной сказке видна позиция писателя, суть авторского замысла. «Неизвестный цветок» по жанру сказка-быль. Сказка-быль - литературный жанр, совмещающий признаки двух жанров: сказки (повествование, основанное на вымысле) и были (повествование, основанное на реальных событиях). Начало произведения А.П. Платонова «Неизвестный цветок» напоминает жанр сказки: «Жил на свете маленький цветок».

2) Особенности сюжета. Сюжет - последовательность событий в художественном произведении.

Как описывается в произведении место, где жил цветок? (на пустыре, там не росла трава, лежали одни старые камни, была сухая мертвая глина)

Как заканчивается произведение А.П. Платонова? (рассказом о новом неизвестном цветке, который вырос среди камней)

3) Характеристика героев произведения.

Образ цветка.

Когда начал свою жизнь маленький цветок? («однажды упало из ветра одно семечко»)

Что делал цветок, чтобы выжить на пустыре? («Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти».)

Какие природные явления помогали маленькому цветку выжить? (ветер и роса)

Каким был маленький цветок? (трудолюбивым)

Как А.П. Платонов описывает венчик, который однажды распустился у цветка? («Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь».)

Почему пионеры воспринимали маленький цветок как героя? (цветок выжил, несмотря на трудности, и расцвел)

Образ девочки Даши. Даша - пионерка, трудолюбивая девочка, вдали от дома скучает по маме, пишет ей письмо; умеет ценить красоту природы, всю зиму помнит о маленьком цветке, добрая душа.

Почему девочка Даша проходила мимо пустыря? (девочка была в пионерском лагере, соскучилась по матери, поэтому «написала матери письмо и понесла письмо до станции, чтобы оно скорее дошло»)

Что почувствовала Даша, подойдя к пустырю? (благоухание)

Какую связь увидела Даша между собой и одиноким цветком, растущим на пустыре? («Может, этот цветок скучает там по своей матери, как я», - подумала Даша».)

Что сделали ребята на пустыре? (удобрили почву на пустыре)

О чем думала Даша всю долгую зиму? («о маленьком, неизвестном по имени цветке»)

4) Художественные особенности сказки-были.

Какие эпитеты использует писатель для описания пустыря, на котором вырос маленький цветок? («голый каменный пустырь», «мертвую глину», «голый камень», «сухую глину»)

Какие художественно-выразительные средства описывают неизвестный цветок? (эпитеты: «листья его не могли. стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета», «венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного», «светился живым мерцающим огнем»; сравнение: лепестки, «как у звезды»; метафоры: «выпустило из себя тонкие волоски корешка», «листья тяжелели от росы»; олицетворения: «томилось это семечко», «приютилось оно», «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям», «он трудился день и ночь», «он. превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «цветок. не хотел жить печально», «он дремал» и др.)

Какой поэтический приём использует А.П. Платонов при описании встречи девочки и цветка? (олицетворение: цветок говорит с Дашей, рассказывая о своей судьбе)

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - ив чёрную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В чёрной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок всё жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принёс ветер с чёрной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла чёрные земляные пылинки, что принёс ветер, и разъедала мёртвую глину.

Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и ещё собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Всё же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелёными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию , чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

«Неизвестный цветок». Художник В. Горяева

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шёл с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, её давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который всё грустил по своей матери - розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

«Может, это цветок скучает там по своей матери, как я», - подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда ещё не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду , нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

Отчего ты такой?

Не знаю, - ответил цветок.

А отчего ты на других непохожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.

А как тебя зовут? - спросила Даша.

Меня никто не зовёт, - сказал маленький цветок, - я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре.

Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один живёшь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

Не знаю, - ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но ещё задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:

Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит. Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мёртвую глину.

Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие , сияющие светом цветы, которых нету нигде.

Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали.

А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка . Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и ещё прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовёт её к себе безмолвным голосом своего благоухания.

А. П. Платонов

Размышляем о прочитанном

  1. А. Платонов назвал своё произведение сказкой-былью. Что в нём сказочного и что реального? Приведите примеры. Что делал цветок, чтобы не жить печально? Как объяснил цветок свою непохожесть на других?
  2. Почему Дашу заинтересовал маленький цветок? Как и в чём раскрывается характер Даши?
  3. Как автор относится к цветку и девочке?
  4. В чём смысл концовки сказки-были?
  5. Чем не похожи на других главные герои Платонова? Почему им трудно жить?

Творческое задание

Подготовьте отзыв на одно из прочитанных произведений Платонова.

Развиваем свою речь

  1. В этой чудесной сказке необычный герой - цветок - думает, размышляет, старается выжить среди камней. Рассказывает о нём писатель тоже необычно. Попробуйте объяснить слова, словосочетания и скажите, что в них непривычно звучит: «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть», «он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «Цветок, однако, не хотел жить печально».
  2. Прочитайте диалог Даши и цветка. Как понимает глагол «звать» каждый из них?

Творческое задание

Попробуйте рассказать от лица Даши или цветка о том, что с ними происходило. Включите в своё повествование словосочетания из произведения Платонова: «ветер один гулял по пустырю», «сухая мёртвая глина», «он трудился день и ночь», «не хотел жить печально», «отчего ты на других непохожий», «они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй».

Фонохристоматия. Слушаем актёрское чтение

Платонов, Краткое содержание Неизвестный цветок

Это рассказ о маленьком цветке, о котором никто не знал на земле, потому что он рос один на пустыре. Коровы и козы не ходили туда, а дети из пионерского лагеря там никогда не игра­ли. На пустыре не росла трава, а лежали одни мертвые камни. Ветер гулял по пустырю и всюду сеял семена — и в черную влаж­ную землю, и на голый каменный пустырь.

Однажды одно семечко упало и приютилось в ямке между камнем и глиной. Долго оно томилось, потом напиталось росой, распрямилось, выпустило из себя тонкие корешки, впилось ими в камень и глину и стало расти.

Так начал жить на свете этот маленький цветок. Ему нечем было питаться в камне и глине, а капли дождя не проникали до его корня. Цветок все жил и понемногу рос выше. Он поднимал свои листья навстречу ветру, и из ветра выпадали на землю пы­линки, принесенные им с жирной тучной земли. Эти пылинки служили пищей цветку, но их нечем было размочить. Тогда цве­ток стал сторожить росу по ночам. Когда листья тяжелели от росы, он опускал их, и роса падала вниз. Она увлажняла черные пы­линки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину. Цветок трудился день и ночь.

Очень трудно ему было, но он нуждался в жизни и терпеливо переносил свою боль от голода и усталости. Радовался он лишь один раз в сутки: когда первый луч солнца касался его утомлен­ных листьев.

Если же ветер долго не приходил на пустырь, то цветку ста­новилось совсем плохо. В это время он дремал. И все время ста­рался расти, даже когда совсем нечем было питаться и приходи­лось глотать мертвую глину. Листья его не могли стать зелеными, одна жилка была синяя, другая красная, третья голубая или зо­лотого цвета. Голод и мучения обозначались разным цветом внутри его листьев. Но сам цветок этого не знал: он был слепой.

Похожий до этого на травку, в середине лета он распустил венчик и с ним стал настоящим цветком. Венчик был простого, сильного и ясного цвета, какой бывает у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, который видно было даже в темную ночь. А ветер, когда приходил на пустырь, всегда уно­сил с собой благоухание цветка.

Однажды утром мимо пустыря шла девочка Даша, отдыхав­шая недалеко в пионерском лагере. Она соскучилась по матери, написала ей письмо и шла с ним на станцию, чтобы скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт и завидовала тому, что он уви­дит мать раньше нее самой.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Даша вспом­нила одну сказку, которую рассказывала ей мать, о цветке, ко­торый грустил по своей матери-розе, но плакать не мог, и толь­ко в благоухании проходила его грусть. Даша сравнила его грусть со своей и отправилась на пустырь. Там она действительно увиде­ла цветок, росший около камня.

Даша никогда не видела такого цветка ни в жизни, ни на кар­тинке, поэтому стала расспрашивать его, откуда он такой, как его зовут и почему он не умер здесь, среди камней и глины. Цве­ток на большинство вопросов отвечал, что не знает, поскольку впервые так близко слышал голос человека и не хотел обидеть Дашу молчанием.

В конце разговора Даша склонилась над цветком и поцеловала его в маленькую головку.

На следующий день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. По Дашиной просьбе они вдохнули его благоухание, а потом долго любовались им, как героем. Они высчитали, сколь­ко надо привезти на пустырь золы и навоза, чтобы земля стала доброй, чтобы мужественный цветок отдохнул, а его дети не погибали.

Четыре дня работали пионеры, а потом разъехались по домам и больше на пустырь не пришли. Лишь Даша забежала однажды проститься с цветком перед отъездом. Лето кончалось.

На другое лето Даша опять поехала в тот же пионерский ла­герь. Всю зиму она помнила о необычном цветке и сразу же побе­жала на пустырь проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал не тот. Он зарос тра­вами и цветами, над которыми летали бабочки и птицы. От цветов шло такое же благоухание, как от того, первого, цветка.

Однако его самого уже не было. Должно быть, он умер ми­нувшей осенью. Новые цветы были хорошие, только чуть хуже, и Даша вновь загрустила о нем. Она уже пошла было обратно, но вдруг остановилась. Между двумя тесными камнями рос новый цветок, еще лучше и прекраснее старого. Он был живой и терпе­ливый, как и его отец, только сильнее его, потому что жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней и зовет к себе голосом своего благоухания.

На этой странице искали:

  • неизвестный цветок краткое содержание
  • краткое содержание неизвестный цветок
  • платонов неизвестный цветок краткое содержание
  • краткое содержание неизвестный цветок платонов
  • неизвестный цветок платонов краткое содержание