Что такое кислотные свойства? Химия Усиление кислотных свойств водородных соединений.

С кислородом неметаллы образуют кислотные оксиды. В одних оксидах они проявляют максимальную степень окисления, равную номеру группы (например, SO2, N2O5), а других - более низкую (например, SO2, N2O3). Кислотным оксидам соответствуют кислоты, причем из двух кислородных кислот одного неметалла сильнее та, в которой он проявляет более высокую степень окисления. Например, азотная кислота HNO3 сильнее азотистой HNO2, а серная кислота H2SO4 сильнее сернистой H2SO3.

Характеристики кислородных соединений неметалов:

Свойства высших оксидов (т.е. оксидов, в состав которых входит элемент данной группы с высшей степенью окисления) в периодах слева направо постепенно изменяются от основных к кислотным.

В группах сверху вниз кислотные свойства высших оксидов постепенно ослабевают. Об этом можно судить по свойствам кислот, соответствующих этим оксидам.

Возрастание кислотных свойств высших оксидов соответствующих элементов в периодах слева направо объясняется постепенным возрастанием положительного заряда ионов этих элементов.

В главных подгруппах периодической системы химических элементов в направлении сверху вниз кислотные свойства высших оксидов неметаллов уменьшаются.

Общие формулы водородных соединений по группам периодической системы химических элементов приведены в таблице №3.

Таблица №3

С металлами водород образует (за некоторым исключением) нелетучие соединения, которые являются твердыми веществами немолекулярного строения. Поэтому их температуры плавления сравнительно высоки.

С неметаллами водород образует летучие соединения молекулярного строения. В обычных условиях это газы или летучие жидкости.

В периодах слева направо кислотные свойства летучих водородных соединений неметаллов в водных растворах усиливается. Это объясняется тем, что ионы кислорода имеют свободные электронные пары, а ионы водорода - свободную орбиталь, то происходит процесс, котроый выглядит следующим образом:

H2O + HF H3O + F

Фтороводород в водном растворе отщепляет положительные ионы водорода, т.е. проявляет кислотные свойства. Этому процессу способствует и другое обстоятельство: ион кислорода имеет неподеленную электронную пару, а ион водорода - свободную орбиталь, благодаря чему образуется донорно-акцепторная связь.

При растворении аммиака в воде происходит противоположный процесс. А так как ионы азота имеют неподеленную электронную пару, а ионы водорода - свободную орбиталь, возникает дополнительная связь и образуются ионы аммония NH4+ и гидроксид-ионы ОН-. В результате раствор приобретает основные свойства. Этот процесс можно выразить формулой:

H2O + NH3 NH4 + OH

Молекулы аммиака в водном растворе присоединяют положительные ионы водорода, т.е. аммиак проявляет основные свойства.

Теперь рассмотрим, почему водородное соединение фтора - фтороводород HF - в водном растворе является кислотой, но более слабой, чем хлороводородная. Это объясняется тем, что радиусы ионов фтора значительно меньше, чем ионов хлора. Поэтому ионы фтора гораздо сильнее притягивают к себе ионы водорода, чем ионы хлора. В связи с этим степень диссоциации фтороводородной кислоты значительно меньше, чем соляной кислоты, т.е. фтороводородная кислота слабее соляной кислоты.

Из приведенных примеров можно сделать следующие общие выводы:

В периодах слева направо у ионов элементов положительный заряд увеличивается. В связи с этим кислотные свойства летучих водородных соединений элементов в водных растворах усиливаются.

В группах сверху вниз отрицательно заряженные анионы все слабее притягивают положительно заряженные ионы водорода Н+. В связи с этим облегчается процесс отщепления ионов водорода Н+ и кислотные свойства водородных соединений увеличиваются.

Водородные соединения неметаллов, обладающие в водных растворах кислотными свойствами, реагируют со щелочами. Водородные же соединения неметаллов, обладающие в водных растворах основными свойствами, реагируют с кислотами.

Окислительная активность водородных соединений неметаллов в группах сверху вниз сильно увеличивается. Например, окислить фтор из водородного соединения HF химическим путем нельзя, окислить же хлор из водородного соединения HCl можно различными окислителями. Это объясняется тем, что в группах сверху вниз резко возрастают атомные радиусы, в связи с чем отдача электронов облегчается.

    Современная формулировка Периодического закона : свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины заряда ядер их атомов (порядкового номера).

    Периодическими свойствами являются, например, радиус атома, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность атома, а также некоторые физические свойства элементов и соединений (температуры плавления и кипения, электропроводность и т.д.).

    Выражением Периодического закона является

    периодическая система элементов .

    Наиболее распространен вариант короткой формы периодической системы, в котором элементы разделены на 7 периодов и 8 групп.

    В настоящее время получены ядра атомов элементов до номера 118. Название элемента с порядковым номером 104 – резерфордий (Rf), 105 – дубний (Db), 106 – сиборгий (Sg), 107 – борий (Bh), 108 – хассий (Hs), 109 – мейтнерий (Mt), 110 - дармштадтий (Ds), 111 - рентгений (Rg), 112 - коперниций (Cn).
    24 октября 2012 года в Москве в Центральном доме ученых РАН состоялась торжественная церемония присвоения 114-му элементу имя "флеровий" (Fl), а 116-му - "ливерморий" (Lv).

    Периоды 1, 2, 3, 4, 5, 6 содержат соответственно 2, 8, 8, 18, 18, 32 элемента. Седьмой период не завершен. Периоды 1, 2 и 3 называют малыми, остальные – большими.

    В периодах слева направо постепенно ослабевают металлические и усиливаются неметаллические свойства, поскольку с ростом положительного заряда ядер атомов возрастает число электронов на внешнем электронном слое и наблюдается уменьшение радиусов атомов.

    В нижней части таблицы помещаются 14 лантаноидов и 14 актиноидов. В последнее время лантан и актиний стали причислять соответственно к лантаноидам и актиноидам.

    Группы делятся на подгруппы – главные, или подгруппы А и побочные, или подгруппы Б. Подгруппа VIIIБ – особая, она содержит триады элементов, составляющих семейства железа (Fе, Со, Ni) и платиновых металлов (Ru, Rh, Pd, Os, Ir, Pt).

    Сверху вниз в главных подгруппах усиливаются металлические свойства и ослабевают неметаллические.

    Номер группы, как правило, указывает на число электронов, которые могут участвовать в образовании химических связей. В этом состоит физический смысл номера группы. У элементов побочных подгрупп валентными являются электроны не только внешних, но и предпоследних слоёв. Это является основным различием в свойствах элементов главных и побочных подгрупп.

    Периодическая система и электронные формулы атомов

    Для предсказания и объяснения свойств элементов необходимо уметь записывать электронную формулу атома.

    В атоме, находящемся в основном состоянии , каждый электрон занимает свободную орбиталь с наиболее низкой энергией. Энергетическое состояние определяется, прежде всего, температурой. Температура на поверхности нашей планеты такова, что атомы находятся в основном состоянии. При высоких температурах основными уже будут другие состояния атомов, которые называются возбуждёнными .

    Последовательность расположения энергетических уровней в порядке возрастания энергии известна из результатов решения уравнения Шредингера:

    1s < 2s < 2p < 3s < Зр < 4s 3d < 4p < 5s 4d < 5p < 6s 5d 4f < 6p.

    Рассмотрим электронные конфигурации атомов некоторых элементов четвертого периода (рис. 6.1).

    Рис. 6.1. Распределение электронов по орбиталям некоторых элементов четвёртого периода

    Следует отметить существование некоторых особенностей в электронном строении атомов элементов четвёртого периода: у атомов Сr и С u на 4 s -оболочке находятся не два электрона, а один, т. е. происходит “провал” внешнего s-электрона на предшествующую d-оболочку.

    Электронные формулы атомов 24 Cr и 29 Cu можно представить следующим образом:

    24 Cr 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 5 4s 1 ,

    29 Cu 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 1 .

    Физическая причина “нарушения” порядка заполнения связана с разной проникающей способностью электронов во внутренние слои, а также особой устойчивостью электронных конфигураций d 5 и d 10 , f 7 и f 14 .

    Все элементы подразделяются на четыре типа

    :

    1. У атомов s-элементов заполняются s-оболочки внешнего слоя ns. Это первые два элемента каждого периода.

    2. У атомов р-элементов электронами заполняются р-оболочки внешнего уровня np. К ним относятся последние 6 элементов каждого периода (кроме первого и седьмого).

    3. У d-элементов заполняется электронами d-подуровень второго снаружи уровня (n-1)d. Это элементы вставных декад больших периодов, расположенных между s- и p-элементами.

    4. У f-элементов заполняется электронами f-подуровень третьего снаружи уровня (n-2)f. Это - лантаноиды и актиноиды.

    Изменение кислотно-основных свойств соединений элементов по группам и периодам периодической системы
    (схема Косселя)

    Для объяснения характера изменения кислотно-основных свойств соединений элементов Коссель (Германия, 1923 г.) предложил использовать простую схему, основанную на предположении о том, что в молекулах существует чисто ионная связь и между ионами имеет место кулоновское взаимодействие. Схема Косселя описывает кислотно-основные свойства соединений, содержащих связи Э–Н и Э–О–Н, в зависимости от заряда ядра и радиуса образующего их элемента.

    Схема Косселя для двух гидроксидов металлов (для молекул LiOH и KOH) показана на рис. 6.2. Как видно из представленной схемы, радиус иона Li + меньше радиуса иона К + и ОН - -группа связана прочнее с ионом лития, чем с ионом калия. В результате КОН будет легче диссоциировать в растворе и основные свойства гидроксида калия будут выражены сильнее.

    Рис. 6.2. Схема Косселя для молекул LiOH и KOH

    Аналогичным образом можно проанализировать схему Косселя для двух оснований CuOH и Cu(OH) 2 . Поскольку радиус иона Cu 2+ меньше, а заряд – больше, чем у иона Cu + , ОН - -группу будет прочнее удерживать ион Cu 2+ .
    В результате основание
    Cu(OH) 2 будет более слабым, чем CuOH.

    Таким образом, сила оснований возрастает при увеличении радиуса катиона и уменьшении его положительного заряда .

    Схема Косселя для двух бескислородных кислот HCl и HI показана на рис. 6.3.

    Рис. 6.3. Схема Косселя для молекул HCl и HI

    Поскольку радиус хлорид-иона меньше, чем иодид-иона, ион Н + прочнее связан с анионом в молекуле хлороводородной кислоты, которая будет слабее, чем иодоводородная кислота. Таким образом, сила бескислородных кислот возрастает с увеличением радиуса отрицательного иона.

    Сила кислородсодержащих кислот изменяется противоположным образом. Она увеличивается с уменьшением радиуса иона и с увеличением его положительного заряда. На рис. 6.4 представлена схема Косселя для двух кислот HClO и HClO 4 .

    Рис. 6.4. Схема Косселя для HClO и HClO 4

    Ион С1 7+ прочно связан с ионом кислорода, поэтому протон легче будет отщепляться в молекуле НС1О 4 . В то же время связь иона С1 + с ионом О 2- менее прочная, и в молекуле НС1О протон будет сильнее удерживаться анионом О 2- . В результате HClO 4 является более сильной кислотой, чем HClO.

    Таким образом, увеличение степени окисления элемента и уменьшение радиуса иона элемента усиливают кислотный характер вещества. Наоборот, уменьшение степени окисления и увеличение радиуса иона усиливают основные свойства веществ.

    Примеры решения задач

    Составить электронные формулы атома циркония и ионов
    O 2– , Al 3+ , Zn 2+ . Определить, к какому типу элементов относятся атомы Zr, O, Zn, Al .

      40 Zr 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 2 4p 6 4d 2 5s 2 ,

      O 2– 1s 2 2s 2 2p 6 ,

      Zn 2+ 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 ,

      Al 3+ 1s 2 2s 2 2p 6 ,

    Zr – d-элемент , O – р -элемент , Zn – d-элемент , Al – р -элемент .

    Расположить атомы элементов в порядке увеличения их энергии ионизации: K, Mg, Be, Ca. Ответ обосновать.

    Решение. Энергия ионизации – энергия, необходимая для отрыва электрона от атома, находящегося в основном состоянии. В периоде слева направо энергия ионизации возрастает с увеличением заряда ядра, в главных подгруппах сверху вниз она уменьшается, так как увеличивается расстояние от электрона до ядра.

    Таким образом, величина энергии ионизации атомов этих элементов увеличивается в ряду K, Ca, Mg, Be.

    Расположить атомы и ионы в порядке возрастания их радиусов: Ca 2+ , Ar, Cl – , K + , S 2– . Ответ обосновать.

    Решение. Для ионов, содержащих одинаковое число электронов (изоэлектронных ионов), радиус иона будет увеличиваться с уменьшением положительного и возрастанием отрицательного его заряда. Следовательно, радиус возрастает в ряду Ca 2+ , K + , Ar, Cl – , S 2– .

    Определите, как меняются радиусы ионов и атомов в рядах Li + , Na + , K + , Rb + , Cs + и Na, Mg, Al, Si, P, S.

    Решение. В ряду Li + , Na + , K + , Rb + , Cs + радиус ионов увеличивается, так как возрастает число электронных слоев у ионов одинакового знака со сходным электронным строением.

    В ряду Na, Mg, Al, Si, P, S радиус атомов уменьшается, так как при одинаковом числе электронных слоев в атомах увеличивается заряд ядра, а, значит и притяжение ядром электронов.

    Сравнить силу кислот H 2 SO 3 и H 2 SeO 3 и оснований Fe(OH) 2 и Fe(OH) 3 .

    Решение. Согласно схеме Косселя H 2 SO 3 более сильная кислота, чем H 2 SeO 3 , так как радиус иона Se 4+ больше радиуса иона S 4+ , значит, связь S 4+ – О 2– является более прочной, чем связь Se 4+ – О 2– .

    Согласно схеме Косселя Fe(OH)

    2 более сильное основание, поскольку радиус иона Fe 2+ больше, чем иона Fe 3+ . К тому же заряд иона Fe 3+ больше, чем у иона Fe 2+ . В результате связь Fe 3+ – О 2– является более прочной, чем Fe 2+ – О 2– и ион ОН – легче отщепляется в молекуле Fe(OH) 2 .

    Задачи для самостоятельного решения

    6.1. Составить электронные формулы элементов с зарядом ядра +19, +47, +33 и находящихся в основном состоянии. Указать, к какому типу элементов они относятся. Какие степени окисления характерны для элемента с зарядом ядра +33?


    6.2. Составить электронную формулу иона Cl – .

Общие свойства основных классов неорганических соединений. Условия протекания "реакций обмена".

1. Кислотно-основные свойства водородных соединений.

а) Прокомментируйте способность воды к самоионизации (уравнение, К W). На основе строения молекул (их поляризуемости) объясните закономерности изменения растворимости в воде и кислотно-основных свойств соответствующих растворов метана (CH 4), аммиака (NH 3), фтороводорода (HF) и хлороводорода (HCl). Составьте необходимые уравнения.

б) Используя понятие о поляризующем действии катионов на связь Н–О, а также, учитывая число гидроксогрупп, объясните закономерность изменения кислотно-основных свойств гидроксидов LiOH–Be(OH) 2 –Н 3 ВО 3 –Н 2 СО 3 –HNO 3 –H 3 PO 4 –H 2 SO 4 –(H 2 SeO 4)–HClO 4 . Составьте уравнения диссоциации предложенных веществ.

2. Обязательные и необязательные (в том числе, особенные) реакции кислот и оснований .

а) С какими из перечисленных веществ (растворов) смогут провзаимодействовать 20%-ные растворы азотной, серной и уксусной кислот: растворы KOH, NH 3 , H 2 S ; Zn(OH) 2 , H 3 PO 2 ; BaCl 2 и кристаллические Cu , Ca 3 (PO 4) 2 .

б) С какими из перечисленных веществ (растворов) смогут провзаимодействовать 20%-ные растворы гидроксида калия и аммиака: растворы H 2 SO 4 , CH 3 COOH; Zn(OH) 2 , Al(OH) 3 ; MgCl 2 и кристаллические Ag 2 O , AgCl .

В обоих вариантах опыта жирным шрифтом выделены формулы веществ, взаимодействие с которыми потребует написания неочевидных уравнений.

Задание предполагает только теоретическое обсуждение, но...Уравнения реакций необходимо продумать, написать заранее, в том числе в ионной форме.

3. Условия протекания обменных реакций с солями.

Какие обменные реакции могут быть выполнены с использованием предложенных реактивов: разбавленные растворы MnSO 4 , Ba(NO 3) 2 , насыщенный раствор SrSO 4 , кристаллические CuS и FeS , а также концентрированные растворы HCl, СО 2 и NH 3 . Продумайте возможность выполнения реакций с обязательным участием соли. Обосновать свои предложения расчетом констант соответствующих обменных равновесий. Продумайте возможные признаки протекания реакций.

При этом необходимо иметь в виду, что, если в качестве реагента используются труднорастворимые в воде вещества (в данном случае CuS и FeS), то реакции с их участием обязательно должны сопровождаться растворением, т.е. продукты таких реакций не должны сами давать осадков. Например, неграмотно продумывать реакцию FeS ↓ и Н 2 СО 3 в надежде получить осадок FeCO 3 .

Реакции с насыщенным раствором SrSO 4 предполагают использование именно раствора над осадком , а не самого осадка.

4. Зависимость рН растворов от состава солей.

Определите гидролизуемость ионов предложенных солей (NH 4 NO 3 , KCl, CH 3 COONa, Na 2 CO 3 , AlCl 3 , CH 3 COONH 4),

· составьте уравнения гидролиза иона (ионов, если в гидролизе участвуют и катион, и анион соли); рассчитайте константу гидролиза (К г (Al 3+ ) принять равной ~10 -5).

· составьте уравнение в молекулярной форме

(молекулярное уравнение составлять по преобладающей ионной реакции ).

· Расположите соли в порядке усиления гидролизуемости.

Проверьте гидролизуемость экспериментально. Для этого следует в чистую пробирку отлить ~1 мл соответствующего раствора, смочить в этом растворе стеклянную палочку и нанести раствор на индикаторную бумагу. По цветной шкале оценить ориентировочное значение рН раствора. Почему в двух случаях рН соответствует нейтральной среде?

5. Среда в растворах средних и кислых солей.

Составьте уравнения преобладающих ионных реакций, влияющих на среду в растворах орто-, гидро- и дигидрофосфата калия (К 3 РО 4 , К 2 НРО 4 , КН 2 РО 4). При этом необходимо иметь в виду, что в растворах кислых солей кроме реакций гидролиза проходит и диссоциация анионов Н 2 РО 4 ‒ , НРО 4 2‒ . Среда будет определяться преобладающей реакцией. Сравните константы конкурирующих реакций гидролиза и диссоциации анионов и сделайте вывод о рН (больше или меньше 7). Сравните результаты предварительного анализа с реальным значением рН (определите с помощью универсального индикатора).

Справочные данные для подготовки к опытам 3, 4, 5