Дифференциация сь щ речевой материал. Конспект занятия по дифференциации звуков щ и сь план-конспект занятия по логопедии на тему

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • учить дифференцировать согласные звуки [С’] и [Щ] с опорой на артикуляционный уклад; учить не смешивать в устной речи звуки и на письме буквы;
  • совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа;
  • упражнять в словообразовании;
  • активизировать словарный запас;
  • развивать фонематический слух, память, внимание.

Оборудование:

  • памятка-алгоритм для описания артикуляции каждого из изучаемых звуков,
  • карточки со словами (буквы С, Щ пропущены),
  • цветные карандаши,
  • индивидуальное зеркало.

План:

1. Организационный момент. Выделение звуков [С’], [Щ] из слов сели, щели.

Какими звуками отличаются эти слова?

Сообщение темы занятия.

2. Описание артикуляции звуков [С’], [Щ].

Данные звуки произносим с опорой на индивидуальное зеркало, с артикуляцией утрированной, используя памятку-алгоритм (ребёнок описывает положение губ, зубов и языка).

[С’] – губы в улыбке, зубы видны и сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка находится за нижними резцами; средняя часть спинки становится более выгнутой, чем при произнесении звука твёрдого С.

[Щ] – губы выдвинуты вперёд и слегка округлены, зубы видны и сближены, широкий кончик языка приподнят к верхним зубам.

3. Характеристика звуков [С’], [Щ].

Установление сходства и различия в характеристике звуков.

Сходство:

Звуки [С’], [Щ] – согласные, т. к. при произнесении звуков встречается преграда для выхода воздушной струи; оба звука глухие, т. к. голосовые связки разомкнуты и голос не звучит; оба звука мягкие.

Важно: звук [Щ] мягкий всегда.

Различия:

Звук [С’] – свистящий;

Звук [Щ] – шипящий.

4. Работа с условными обозначениями. Условные обозначения записаны на доске.

“Будь внимателен, смотри –
Если стрелка вверх – шуми,
Стрелка вниз – свисти!”

Под нижним положением стрелки зашифрован звук [С’], под верхним положением стрелки зашифрован звук [Щ].

Ребёнок расшифровывает условные знаки и называет звуки, следя за положением стрелки и ощущая положение языка.

5. Актуализация опорных знаний по теме.

Отгадать загадку.

Мы вернулись из поездки,
Вещей много привезли.
Кто поможет эти вещи
Донести нам до такси? (Носильщик)

На фланелеграфе появляется сюжетная картинка “Носильщик несёт вещи” (из серии “Профессии”)

Запишем отгадку в тетрадь и сделаем звуко – буквенный анализ этого слова по предложенной схеме:

  • поставь ударение в слове;
  • сосчитай количество гласных и раздели на слоги слово;
  • дай характеристику каждому звуку;
  • сколько звонких и сколько глухих согласных в слове;
  • сколько твёрдых и сколько мягких согласных в слове;
  • сколько в этом слове букв и сколько звуков;

6. Упражнение на дифференциацию [С’] – [Щ] в словах.

Ребёнок получает карточку с напечатанными словами (буквы С, Щ пропущены) и инструкцией:

Вставь пропущенные буквы С или Щ в слова карандашами разного цвета, подчеркни на каждой строчке “лишнее слово” и объясни свой выбор “лишнего” слова:

Пи – а, пен – ия, по – елить, пи – ьмо;

Сви – тя – ий, – или – а, но – иль – ик, та – ил – я;

Вью – ий – я, – теколь – ик, – урил – я, негну – ий – я;

7. Упражнение в словообразовании существительных с помощью суффикса

Ищ. На доске написаны слова: нос, сапог, усы, волосы, голос, сила.

Приглашаю посетить страну Великанов. Эти люди необычные. Они имеют крупные черты лица, носят одежду и обувь огромного размера, обладают громким голосом и необычной силой. Рассмотрев картину с изображением Великана попробуем рассказать о нём с помощью новых слов. Записанные на доске слова нужно изменить так, чтобы они приобрели увеличительное значение, даже немного пренебрежительное.

8. Автоматизация звуков , [Щ] в предложении. Следим за правильным произнесением смешиваемых звуков. Спряжение глаголов по образцу:

Я тащу сети. Мы тащим сети. Ты тащишь сети. Вы тащите сети. Он тащит сети. Она тащит сети. Они тащат сети.

Проспрягать в прошедшем времени:

Повесь синий плащ в шкаф.

9. Графический диктант предложений. Работа в тетради.

В этом задании слова не пишем, каждое слово как – бы зашифровываем буквенными обозначениями С или Щ. Если в слове не встречаются Сь, Щ, то ставим прочерк, а предлоги зашифровываем значком V.

У Сени ящик. В тетради будет следующая запись: V C щ.

В сетях лещи. Сима варит щи. У Васи клещи. Возле посёлка роща. В роще осины. На осинах щеглы.

10. Итог занятия.

Чему учились на занятии?

Над какими звуками работали?

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Сь, Щ в устной и письменной речи;

2.

3. Развитие и совершенствование грамматического строя4

4. Развитие связной речи;

5.

Оборудование: слоговая таблица, таблицы для мнемонического приема, предметные картинки: щука, сельдь, гуси, щенок, плащ; карточки с текстом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Выделение звуков из качала слов по предметным картинкам.

Кто изображен на картинках? Как называются эти рыбы? Выделите первые звуки в названиях этих рыб. Охарактеризуйте звуки.

2. Уточнение артикуляций звуков, установление сходства и различия.

3. Сопоставление звуков с их графическим изображением, Мнемонический прием.

Хватать, глотать умеют щуки Шел конь подковами звеня,

Другой не нужно им науки Как буква С следы коня.

III. Закрепление материала.

Дифференциация Сь, Щ.

1. В слогах.

а) Прочесть слоги по слоговой таблице.

ся-ща сящ щась
сё-що сещ щось
сю-щу сющ щусь
си-щи сещ щесь

б) Повторите слоги, запомните, назовите их.

ЩА-СЯ~ЩА ЩА-СЯ-ЩА-СЯ

СИ-ЩИ-СИ ЩУ-СЮ-ЩУ-СЮ

ЩУ-СЮ-ЩУ ЩЕ-СЕ-ЩЕ-СЕ

в) Запишите слоги в два столбика разными пастами:

ся, ща, щу, си, се, щё, ащ, ась, ущ, усь, ася, аща.

Прочтите слоги, .записанные в первой столбик, во второй.

2. Дифференциация Сь, Щ в словах.

а) Игра «Буква потерялась».

Гу...ёнок, по...ёлок, ...етина, ...ука, ле..., о...сина, о...ень, ...авель, о...ёл, ...енок, гу...и.

б) Запись слов в два столбика разными пастами:

Поселок, щавель, пищит, сито, щетка, щеголь, присели, щеки, прощение, осенний, осел.

Прочитайте слова обоих столбиков.



в) Вставить пропущенные буквы С или Щ.

По…екотал, …яду, тре...ит, тря...ина, …ётка, по...еял, мор…ины.

Прочтите слова.

3. Дифференциация Сь, Щ в предложениях.

а) Закончи предложения, используя картинки.

В сети попала... (ЩУКА).

На лугу пасутся... (ГУСИ).

В корзине пищит... (ЩЕНОК).

Сеня надел новый... (ПЛАЩ).

Прочтите предложения, найдите н назовите главные и второстепенные члены предложения.

б) Диктант (слуховой).

Щука хотела поймать леща. Она стала мутить воду. А тут рыбак закинул сеть. Щука не видела её в мутной воде. Она попала в сеть.

4. Дифференциация Сь, Щ в связной речи.

Работа с карточками.

Прочтите про себя текст, обратите внимание на то, каких букв больше в тексте Щ или С.

Верное средство.

Разболелся у щенка зуб, всю щеку раздуло, на поросенка стал похож. Ходит щенок по двору, воем воет, а друзья ходят за ним следом и разные советы дают.

«Я знаю верное средство, - щебечет щегол, - надо положить щенка, на щебень кверху лапами и щекотать пока не пройдет..»

«Глупости? - прервал его мышонок Мыша, - Надо взять шестнадцать щетинок и щепотку соли. Всё это смешать и съесть. Как рукой снимет!»

«Да, это средство верное, но помогает, только мышам, - серьезно сказал, поросенок Персик, - А щенкам надо вот что. Поймать щуку, - открыть щенку рот и пускай щука схватит его за больной зуб, как щипцами, и выдернет»

«Ага, и голову вместе с зубом оторвет! - хохотнула крыса Дылда. - Нет, вот я знаю средство - это да. Берется щупальце осьминога и этим самым щупальцем по больной щеке как...»

«Зубы надо чистить? - не выдержал ежонок. - Зубной щеткой. Вот это самое верное средство».

Каких букв больше встретилось в тексте С или Щ?

Ответьте на вопросы:

Что случилось со щенком?

Как друзьяхотели помочь ему?

Чье средство оказалось самым верным?

А теперь прочтите сказку по ролям.

IV. Итог занятия . Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 54.

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Сь; Щ.

Цели:

1. Закрепить у учашдчея умение различать согласные Сь, Щ;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: магнитофонная запись, сигнальные карточки, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими звуками работали на прошлом занятии? Охарактеризуйте эти звуки. В чем разница артикуляций этих звуков? В чем разница написания этих букв?

Игра «Сквозная буква»:

Гуща Осел

Пища осина

лещи осень

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация Сь-Щ в слогах.

а) Запишите слоги в две строчки, в первую - с буквой С, во вторую - с буквой Щ.

СЕ, ЩА, ЩУ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АЩА, АЩ, УЩ,

ЫЩ, ИЩ, СЮ, СЯ, АСЯ, АЩУ, АЩУ, АСИ

Прочтете записанные слоги.

б) Прослушайте слоги, запомните нх повторите.

ща-ся-ща-ся

щё-сё-сё-щё

щу-сю-щу-сю

си-щи-си-щи

ща-ся-ща-ся-ща-ся

ащ-ась-ащ-ась

ысь-ищ-ысь-ищ

2. Дифференциация Сь-Щ а словах.

а) Работа с сигнальными карточками: по магнитофонной записи.

Щи, борщ, сито, щегол, осень, чаща, сесть, присед, товарищ, сосиски, красить, сесть, прощение, ящик, клещи, щенок, поселок.

б) Запись слов, их графический разбор:

Сельди, посеял, чаща, щётка, ищет, сентябрь, село, роща, щипать, посёлок.

Прочтите слова, назовите количество слогов.

в) Дополните слово.

ЩИ (ищи, пищит, щипцы)

СЕЛ (осели, подсел, насел)

Чистоговорки.

УСЬ-УСЬ-УСЬ - на лугу пасется гусь.

ЩА-ЩА-ЩА - мы несем домой леща.

АЩ-АЩ-АЩ - мы наденем плащ.

3. Дифференциация СЬ-Щ в предложениях.

Предложения для анализа и записи:

Запишите предложения, разберите их графически.

На площади всегда много народа.

Костер освещал ряды сосен.

Пляшет синяя волна.

Трещит сердитый мороз.

1 предложение - Как вы написали слово НА в первом предложении? Почему, написали это слово отдельно?

2 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ОСВЕЩАЛ после буквы В и почему?

3 предложение - Найдите подлежащее, сказуемое. Какую букву написали в слове ВОЛНА послу буквы В, почему?

4 предложение - Какую букву написали в слове МОРОЗ на конце и почему?

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация Сь-Щ в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставить в слова пословиц пропущенные буквы.

Весна да о…снь - на дворе погод во…емь.

…емь раз отмерь, один раз отрежь.

…ядем рядком, да поговорим ладком.

По …екрету в...ему свету

Ранняя птичка носик прочи…ает, а поздняя глаза продирает.

Грибы и…ут - по лесу ры…ут.

Не откладывай дела в долгий я…ик.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 55

За кругленькой катушкой

Сидит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

10. Разбери предметы на три группы: с [ш], с [с], без [ш] и [с]:

книга, ложка, паста (зубная), шарф, карандаш, фломастер, тетрадь, клей, стакан.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Щ’], [С’]

1. Скороговорка. Тщетно тщатся сиг и щука ущемить леща.

2. Штрих-код.

Заштрихуй клетки (сетка 5x5) так: если в слове есть звук [с"] -

штриховкой «лево-право», если звук [щ"] - штриховой «верх-низ».

Слова: синий, синица, вещь, плащ, сейф, секрет, сирень, сюрприз, щетка, щука, ящик, село, гусенок, сигара, лещ, вещий, крещение, рысь, лось, сердце, север, Кощей, щедрый, седина, корсет.

3. Исправь слова:

Лесь, Косей, весь, весий, клесь, плюсь, плась, секи, сетка, просение, чисе.

4. Назови 10 слов, в которых есть звук [щ"].

5. Произнеси звук [щ"]. Какие предметы или существа могут издавать такой звук?

6. Представь, что это кипит большой чайник. А как будет кипеть маленький чайничек? [с"].

Круг большего размера будет изображать большой чайник и звук [щ"]. Круг маленький - чайник поменьше и звук [с"]. «Прочитай» строчку:

ООооОоОооО

7. Повтори из стихотворения Г. Виеру слова с [щ"] и [с"].

Щука

Щука проглотила щетку,

Щетка ей щекочет глотку.

«Удивительное дело!

Что же я за рыбку съела!»

8. Закончи предложение словами с [щ*]:

Алеше подарили маленького... (щенка). Беспомощный... сам не может вылезти из... (ящика) и все время... (пищит).

Когда... подрос, Алеша стал его учить приносить разные... (вещи).

Учил, учил, а когда научил, ... (щенок) утащил его тапок к себе в... (ящик).

9. Измени слово по образцу:

мостить - мощеный

сгустить - ... угостить - ...

крестить - ... вырастить - ...

просить - ... выпустить - ...

Дифференциация Щ-Сь

  • Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.
    Послушай загадку.

    - Из горячего колодца через нос водица льётся (чайник).
    - Мне неженки - сандалии доверчиво сказали:
    «Боимся мы щекотки большой сапожной …» (щётки).
    Выделение первых звуков в словах – отгадках. Уточнение произношения, артикуляции.
    С и Щ
  • Характеристика звуков. Сравнение. Назвать сходство, отличие.
  • Игра «Хитрые звуки» Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).
    Измени слово так, что бы в нем звук
    С заменил звук Щ
  • Отгадайте загадку:


Хвостом виляет, зубаста, а не лает (щука).


Сейчас мы отправимся на озеро и узнаем кое-что о щуке.

Картинка

Физкультурная пауза.

ЩА – ЩА – ЩА

(3 хлопка,

Коля ходит без плаща

шаги на месте)

СИ-СИ-СИ

(3 хлопка,

Ты скорее унеси

руки в стороны)

ЩИ – ЩИ – ЩИ

(3 хлопка,

Щиплем щавель мы на щи

присесть, встать)

СОК – СОК – СОК

(3 хлопка,

Тянем свой носок

руки на пояс, поднимать ноги)

Закрепление звука [Щ] чистоговорки:

АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?

УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.

ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА: это пояс от плаЩа.

ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ: шапочку иЩу.

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ, ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ: наш малыш в плаЩе.

ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ: мама варит ЩИ.

Скороговорки

Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Ты нас, мама, не ищи: щиплем мы щавель на щи.

Игра «Большущие слова». Доскажи словечко

У кошки – усы, а у тигра – усиЩи.

У птички глаза, у дракона – глазиЩи.

У гномика дом, у КаЩея – домиЩе.

В баночке сомик, а в речке – сомиЩе.

Если большие, значит – зубиЩи.

Ими скрежеЩет злюЩий волчиЩе.

А динозавр здоровуЩим хвостиЩем

ТЩетно в пеЩере сметает пылиЩу.

Выучить стихотворение со звуком [Щ].

Помощник Щен

ПомоЩь требуется Жучке:

У ЩИПЦОВ сломались ручки.

В ЩЁТКЕ вылезла ЩЕТИНА.

Жучка иЩет в роЩе сына.

У собаки сын – ЩЕНОК.

ТаЩит ЩЕПОК он мешок:

От жары рассохся дом,

ЩЕЛИ ЩЕН закроет в нем.

Взял ЩЕНОК ЩИПЦИ и клеЩи,

Починил все в доме веЩи,

Для борЩа почистил овоЩи…

«Ну, какое ты сокровиЩе!-

Не нахвалится им Жучка. -

Вот тебе ЩЕРБЕТА кучка.

Ведь за помоЩь, без сомнения,

Ты достоин угоЩения!»

Работа с перфокартами
- давай вместе вставим буквы и посмотрим, что обозначают эти слова? (Профессии).

Точильщик точит ножи.
Часовщик чинит часы.
Чистильщик чистит обувь.
Дрессировщик дрессирует зверей.
Продавщица продаёт овощи.
Стекольщик вставляет стекло.
Скрипач играет на скрипке.


- У каких звуков мы с вами побывали в гостях?
- Чему мы научились? (Четко произносить и различать звуки С-Щ).

1. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)


2. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.


2. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.

Горячие щеки. Горячие щи. Ищу точильщика. Ищу чемодан. Колючая щетка. Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Черный щенок. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.

3. Четко проговори каждое слово.

Вещички. Волчище. Дощечка. Кричащий. Мечтающая. Молчащая. Отвечающий.
Ручищи. Скучающий. Точильщик. Учащийся. Часовщик. Чаща. Чище. Чудовище. Чищу. Щелочка. Щелчок. Щеночек. Щепочка. Щеточка. Щечки. Щучка. Ящичек.

4. Определить позицию звука Ч, Щ в словах



5. Послушай пары слов и составь с ними предложения.

Плащ - химчистка. Пещера - бочки. Чинить - ящик. Встреча - площадь.
Считать - чек. Речка - удилище. Тащить - кирпичи. Черепаха - щенок.
Чебуреки-товарищи. Чулан - вещи. Ящик - ключи. Выключатель - помещение.



Дифференциация звуков Ч - Щ (№3)

Например: Мальчик, который читает книгу. Читающий мальчик.
Девочка, которая скучает. (Скучающая девочка.)
Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)
Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)
Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)
Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)
Девочка, которая учится. (Учащаяся девочка.)

Щеночек в чащу дощечку тащит.
У нашей Танечки на щечках ямочки.
В пещере большущие мыши летучие.
Дочку угощали щами и копчеными лещами.
Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочка и мальчик.
Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке.

У нашей Таечки в ящичке маечки.
У чудовища чудовищные щупальца.
Дюймовочка на щепочке, у Дюймовочки щеточка.
Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока.
Тщетно в роще рыщет хищный волчище.
Щенок у щучки лизнул чешую.


Дифференциация звуков Ч - Щ (№4)

1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.

Мальчик, который плавает. (Плавающий мальчик.)
Девочка, которая встречает подругу. (Встречающая девочка.)
Девочка, которая улыбается. (Улыбающаяся девочка.)
Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.)
Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.)
Девочка, которая смеется. (Смеющаяся девочка.)
Девочка, которая плачет. (Плачущая девочка.)

2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.

Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусить, потом... уже нечего было тащить.
Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется!
Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная новинка! Мухи! Подходите! Паутинка!»
Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руки взял, бок щеночку чистить стал. Два часа терпел щенок, больше вытерпеть не мог. Начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок? Я не плащик, я щенок!»

3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Плащ чищу, чищу и отчищу.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас.
Щенок на даче все в ящик тащит.
У щенка, как у овечки, шерстка в маленьких колечках.
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.