Экскурсия церковь николая чудотворца на болвановке. Храм святителя николая на болвановке

Храм Николая Чудотворца на Болвановке
Адрес: Москва, Улица Верхняя Радищевская, 20
Годы строительства: 1697-1712
Архитектор: Осип (Иосиф) Старцев
Стиль: Древнерусское зодчество, московский стиль

Документально известно о стоявшей на этом месте с 1632 года деревянной церкви, нынешняя каменная выстроена в 1697-1712. Двухэтажный пятиглавый храм с трапезной и шатровой колокольней.Теплая Никольская церковь помещена внизу, вверху холодная церковь Петра и Павла с приделами Введения и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Закрыт не ранее 1929. В 1930-х главы и верхний ярус колокольни сломаны, но восстановлены в 1950-х. Возвращен РПЦ в 1992, ремонтные работы продолжаются. Приписан к церкви Успения в Гончарах.
Первый, деревянный, храм Николая чудотворца известен с 1632 года. Архитектором чудом дошедшей до нас церкви был «подмастерье Приказа каменных дел» Осип Старцев, построивший в Кремле знаменитый ансамбль домовых церквей Теремного дворца об 11 главах на одной кровле, Крутицкий теремок, и трапезную в Симоновом монастыре. Здание пятиглавого храма, построенного в традиционном допетровском стиле с пирамидой кокошников, пятиглавием куполов, шатровой колокольней, замыкающая храм с запада, поделено на два этажа. На первом находилась теплая, то есть отапливаемая в холодное время года церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца, а на втором ярусе - летняя, с престолом во имя апостолов Петра и Павла, по тезоименитству правившего тогда государя Петра Алексеевича с приделами Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Алтарные апсиды нижней церкви более выдвинуты на востоке, чем верхние (по старинному церковному правилу, один храмовый престол не должен перекрывать другой, чтобы не мешать молитвам, творимым в алтаре, свободно возноситься к небу).
В августе 1712 года новоустроенный храм освящало духовенство Успенского собора. Храм, воздвигнутый на Таганском холме, был высотной доминантой площади и замыкал на себе перспективу прилегающих улиц, в соответствии с исконной московской традицией, где храмы имели роль градостроительных символов, и получалось, что в перспективе каждая улица Москвы вела к храму.
Осип Старцев был очень талантливым архитектором, приверженцем московского стиля. Никольский храм на Болвановке - его последнее творение. Построенный в старых традициях, Никольский храм стал выразителем протеста против новшеств петровских реформ. Особенно если учесть тот факт, что в 1703 году появился Петербург и с самого начала своего основания стал центром России. Спустя два года после освящения Никольского храма, в 1714 году, вовсе было запрещено каменное строительство в Москве. Для православного московского архитектора это было настоящей катастрофой. Старый мастер принял иноческий постриг в одном из московских монастырей и умер после рокового в его жизни 1714 года. Никольский храм на Болвановке называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением последнего средневекового архитектора Москвы. Но судьба оказалась для его детища благосклонной.
После пожаров и многочисленных перестроек храм выглядит сейчас не таким, каким он был создан Старцевым. В нем находились бесценные древние иконы - деисус и образ Сергия Радонежского, написанные племянником преподобного Сергия Радонежского - архимандритом Симонова монастыря преподобным Феодором. Иконы были в серебряных ризах, дубовые иконостасы позолочены, паникадила исполнены из дорогой бронзы, а храмовые фасады украшали рельефные херувимы. На рубеже XIX - XX храм был обновлен архитектором В. А. Осиповым на средства купца Михаила Павловича Коликова. Были заново вытесаны наличники из белого камня, восстановлены узорчатые кокошники церкви, главы церкви вызолочены. Внутреннюю роспись выполнили художники М. И. и И. М. Дикаревы (М. И. Дикарев - реставратор Успенского собора).
Никольский храм закрыли около 1920 года, убранство уничтожили, но, к счастью, не снесли, а отдали под учреждения. В 1944 году храм хотели уничтожить, но его удалось тогда отстоять как памятник архитектуры и даже отреставрировать, восстановив в нем почти все, кроме крестов. И только в 1990 году храм отдали верующим. В нынешнее время храм приписан к соседней церкви Успения в Гончарах, где находится Болгарское подворье, и является действующим. Над храмом сияют кресты. Его интерьер полностью отреставрирован, хотя и не в том, дореволюционном виде. Здесь находится очень редкий в Москве образ Богоматери «Прибавление ума», как в Тихвинской церкви на ВДНХ. Слева от иконостаса - образ святителя Николая Чудотворца.

Фото: Церковь Николая Чудотворца на Болвановке

Фото и описание

Болвановка – еще одна московская слобода, которая получила свое название от рода занятий своих жителей. Слобожане зарабатывали себе на жизнь тем, что делали «болваны» - шаблоны для производства головных уборов и, возможно, сами шляпы и шапки. Средства на строительство храма Николая Чудотворца также собирали сами болвановские мастера.

Первый деревянный Никольский храм в Болвановке был упомянут в 1632 году, хотя есть предположения о том, что первая церковь была построена гораздо раньше, в начале XVI века. Во второй половине XVII столетия среди прихожан был начат сбор средств на строительство каменного храма. Правда, сборы затянулись, и нужная сумма была собрана только ближе к концу столетия. Автором проекта храма называют Осипа Старцева, а сам построенный им храм – последней на Москве постройкой средневекового периода.

Никольский храм был возведен в двух этажах: на первом находилась «теплая» (или зимняя) церковь с главным престолом в честь Святителя Николая, а на втором – «холодная» с престолом в честь Петра и Павла. Еще два придела храма были освящены в честь двух церковных праздников – Введения Богородицы во Храм и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Участие в обустройстве храма в конце XVII – начале XVIII веков принимали князья Гагарины.

Храм несколько раз перестраивали: после пожаров в середине XVII столетия и в 1812 году, во второй половине XIX века. В начале прошлого столетия в церкви были проведены реставрационные работы, восстановившие ее изначальный облик.

В советское время храм был закрыт, а перед этим лишен ценностей. В 40-е годы был изменен облик Таганской площади, велось строительство Таганской линии метрополитена, и здание бывшего храма, которое занимали разные учреждения, могло быть снесено. К счастью, этого не произошло, так как здание объявили памятником архитектуры. В настоящее время за зданием закреплен статус памятника федерального значения.

Новое авторское путешествие по древнейшему поселению Москвы! Гончарная слобода - старейшая из слобод Земляного города, первые упоминания о которой датируются в летописях XII веком, а селились здесь, в основном, гончары. Давно исчезли и гончары, и сама слобода со временем застроилась дворянскими усадьбами и крепкими особняками купцов-старообрядцев, а название улицы, переулков и набережной - сохранилось. А еще сохранились здесь удивительные, ни с чем не сравнимые старинные храмы...

Каждый храм Гончарный слободы – особенный, со своей изюминкой. Мы увидим четыре храма и познакомимся с интереснейшей историей каждого. Начнется наша экскурсия с рассказа о церкви Николая Чудотворца на Болвановке . Мы узнаем, почему храм получил такое название, и как спорил с императором Петром I его архитектор Осип Старцев. Неподалеку от него находится изумительная церковь Успенья в Гончарах. Подобных храмов в Москве всего лишь несколько. Дело в том, что ее особенным украшением являются полихромные изразцы мастеров Государевой палаты под руководством Степана Полубеса. Декор изразцов очень пластичен. Это фигуры евангелистов, Птицы Феникс, цветочный орнамент. Современники мастера не могли поверить, что такое чудо сделал обыкновенный человек, поэтому Степану, по фамилии Иванов, дали прозвище Полубес. Мы увидим особо чтимую икону «Троеручица» - подарок от монахов Афона патриарху Никону в 17-м в. Затем мы полюбуемся церковью Николы в Котельниках, которую строил главный архитектор Москвы 19-го века Осип Бове по заказу князей Голицыных на землях их родственников – баронов и графов Строгановых. Этими землями они владели со времен Ивана Грозного. Храм Николы был родовой усыпальницей Строгановых. В настоящее время сохранилось несколько надгробий, которые мы увидим. Побываем и в самом храме. В 1999 г. храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II и Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Дорофеем. Он является подворьем Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Вы увидите иконы мц. Людмилы Чешской, свв. Петра и Февронии Муромских. А вот подворье Русского Афонского монастыря – это следующий храм нашей экскурсии. Церковь Никиты была построена в 1595 г. Эта белокаменная церковь – редкость даже для Москвы. Строил ее таганский купец Савва Емельянов. На экскурсии вы узнаете, какие родственные связи у этого храма с соборами Московского Кремля. В церковной лавке подворья можно купить не только традиционные религиозные предметы, но и заказать молебен на Афоне.

Особым украшением нашей экскурсии станет посещение Музея русской иконы. Самый крупный в России частный музей восточно-христианского искусства. В музее более 4500 экспонатов, 900 икон. Экспонаты коллекции охватывают период – от XIV до начала XX века. Она включает произведения важнейших художественных центров восточнохристианского искусства, некоторые из которых не имеют аналогов даже в богатейших собраниях государственных музеев.

Храм Николая Чудотворца на Болвановке был относительно молодым среди московских церквей.
Его новое здание построил архитектор Осип Старцев.
Пятиглавый красавец-храм оказался о двух этажах. Внизу находилась теплая, то есть отапливаемая в холодное время года церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца для зимних богослужений, а на втором ярусе – летняя, где престол освятили во имя апостолов Петра и Павла, по тезоименитству правившего тогда государя Петра Алексеевича. Были и приделы – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Интересно, что алтарные апсиды нижней церкви более выдвинуты на востоке, чем верхние, ибо, согласно старинному церковному правилу, один храмовый престол не должен перекрывать другой престол, чтобы не мешать молитвам, творимым в алтаре, свободно возноситься к небу.


Храм расположен в самом центре Таганской слободы, или точнее - Таганной слободы. Таганная слобода – это местность в пределах Земляного города, в районе современных Радищевских улиц, где когда-то проживали кузнецы, занимавшиеся изготовлением таганов – чугунных треножников-подставок для походных котлов и горшков, в которых готовили еду на костре. Отсюда и возникло название Таганная слобода. Тут же по соседству, в Котельнической слободе, изготовлялись сами котлы, а в Гончарной слободе – горшки. Котлы, горшки и таганы поставлялись в основном для нужд армии, но и мирное население ими, конечно же, пользовалось.

У местности, известной под Таганной слободой, ранее было еще одно название - Болвановка. Многие исследователи связывают происхождение этого названия с «болваном» - татарским идолом, который мог находиться в этих местах, ведь по одной из версий ученых, часть дороги в Орду проходила как раз через эту местность, рядом с дорогой существовали поселения мирных татар, которые сооружали рядом со своими жилищами «болван» - капище с идолами или изображение хана. Другая версия происхождения названия Болвановка связана с располагавшимся на этой территории поселением мастеров, изготавливавших болванки для производства шляп.
Две улицы – Нижняя и Верхняя Болвановская (сегодня Радищевские) – раскинулись на высоком Таганском холме, одном из семи холмов Москвы. Нижняя Болвановка пролегала у подножия холма, возле реки Яузы, а Верхняя – на самой вершине холма. И именно здесь, на вершине крутого холма, суждено было появиться красивому православному храму, который был освящен во имя святого Николая Чудотворца, прозванного татаро-монголами «русским богом».

Эта церковь являлась приходским храмом местных ремесленников. Существует мнение, что первый, деревянный храм был построен здесь в 1506 году, однако большинство источников склоняется к версии, что первая деревянная церковь здесь была построена в 1632 году. Точно не известно, когда именно было начато строительство каменного храма на месте старой деревянной церкви, так, одна из версий гласит, что патриарх Иоаким в 1682 году благословил возведение Никольской церкви в камне. Однако прихожанам не удалось сразу собрать достаточно средств на дорогостоящее строительство, и сбор денег на постройку храма затянулся до 1697 года. Другая версия говорит о том, что в 1682 году на собранные пожертвования прихожан все же была построена небольшая каменная церквушка с шатровой колокольней, которая впоследствии, в начале XVIII века, была перестроена и расширена уже на средства князей Гагариных. Именно это новое здание храма и построил архитектор Осип Старцев.

В августе 1712 года новоустроенный храм освящало духовенство Успенского собора. Храм, воздвигнутый на Таганском холме, был высотной доминантой площади и замыкал на себе перспективу прилегающих улиц, в соответствии с исконной московской традицией, где храмы имели роль градостроительных символов, и получалось, что в перспективе каждая улица Москвы вела к Храму.

Осип Старцев – потомственный строитель, талантливый зодчий и убежденный москвич. Участвовал в самых передовых строительных предприятиях Петра I, дважды получал царские награды, т.к. отличился не только своими талантами как архитектор, но и как успешный администратор, руководитель и финансист строительных объектов, «он у каменных дел цену сбавил». Однако петровские реформы обернулись для Старцева жизненной трагедией и разочарованием. Жизнь уходила из исконной Москвы в новую столицу – в град Петров. У многих москвичей это вызывало протест и негодование. Не был исключением и Старцев. Кроме того, зодчий не получил приглашения в Петербург и практически остался не у дел.

Храм Николая Чудотворца на Болвановке был намеренно выстроен им в старых московских традициях, в качестве протеста против новшеств истории. Храм построен в традиционном допетровском стиле московского барокко, тогда уже являвшимся несколько архаичным. В 1712 году Никольский храм был освящен. А спустя два года после этого события указом Петра каменное строительство было запрещено везде, кроме Петербурга, в стране катастрофически не хватало камня, и все силы были принудительно брошены на возведение новой столицы. Это стало настоящей катастрофой для православного московского архитектора. Он постригается в монахи и в тот же год заканчивает свою жизнь в одном из московских монастырей. Никольский храм на Болвановке стал последним произведением архитектора, его лебединой песней, его прощанием со старой Москвой.

Революция пришла на Таганку стремительно. В 1919 году обе Болвановские улицы переименовали в Радищевские, поскольку опальный писатель, вызволенный из ссылки Павлом I, по этой дороге возвращался в Москву.
Приблизительно в 1920 году храм был закрыт и разорен. Большое и просторное здание приглянулось большевикам, и храм был отдан под учреждения, это спасло его от сноса. В 1944 году, при перестройке Таганской площади и строительстве станции метро «Таганская» была предпринята попытка разрушить храм, не вписывавшийся в новый ансамбль, были снесены главки и верхушка колокольни, но от полного уничтожения храм спасло то, что незадолго до этого патриаршество было восстановлено, и храм удалось отстоять, присвоив ему статус памятника архитектуры.
Удалось даже провести реставрацию, восстановив все снесенное, правда, пока без крестов на куполах, вместо них еще долгие годы «красовались» металлические штыри. В 80-х в храме находился Производственный НИИ по инженерным изысканиям в строительстве Госстроя СССР. Лишь в 1990 году церковь была возвращена верующим.

К счастью, судьба была более благосклонна к этому венцу творения зодчего более, чем к самому автору. Храм Николая Чудотворца на Болвановке стал одним из двух уцелевших храмов на Таганке, все остальные - а их было немало, ведь Таганка в старину была буквально усеяна церквями, - были разорены и разрушены или до неузнаваемости перестроены после революции.

Теперь Храм, приписанный к соседней церкви Успения в Гончарах, где находится Болгарское подворье, вновь открыт. Титанические усилия потребовались, чтобы восстановить его максимально в том виде, каким он был задуман Старцевым. Храм блистает позолоченными крестами. Его интерьер, конечно, не возобновлен в дореволюционном виде, но вполне прекрасен. Здесь находится очень редкий в Москве образ иконы Богоматери «Прибавление ума», столь важный, столь необходимый людям. Обычно к этой иконе ездят в Тихвинскую церковь на ВДНХ, и замечательно, что теперь и в самом центре Москвы к ней можно вознести молитвы. Перед этой иконой Богоматери молятся и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разума – духовного и телесного. А слева от иконостаса – дивный образ святителя Николая Чудотворца. Увидев его, так и хочется затеплить перед ним свечу.

Текст по материалам Елены Лебедевой

На высоком Таганском холме, между улицами Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевская), в 1697-1712 годах была построена Церковь святителя Николая на Болвановке. Болвановские улицы, именовались по слободе мастеров, живших здесь и делавших «болванки» — для изготовления головных уборов или металлических отливок. Деревянная же церковь во имя Николая Чудотворца на Болвановке известна по окладной книге 1632 года и названа «новоприбыльной», то есть вновь построенной.

Начало строительства каменной одноярусной церкви с небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней относится к 1682 году и осуществлялось «по благословению святейшего Иоакима Патриарха, по прошению приходских людей».

В 1702 году на средства, пожертвованные князьями Гагариными храмы расширили, а в 1712 году возвели два дополнительных яруса. Последний строительный этап осуществлялся при непосредственном участии замечательного русского зодчего Осипа Старцева.

На протяжении 18 века церковь неоднократно повреждалась пожарами, после которых ее ремонтировали. Так, в 1753 году выгорела верхняя церковь, а в 1773 году пострадал весь храм и даже обрушилась кровля. Восстановление храма завершилось осенью 1773 года, ремонт же верхней церкви Петра и Павла продолжался в течение еще пяти лет.

При вступлении в город армии Наполеона осенью 1812 года среди огромного количества пострадавших от пожаров построек был и храм святителя Николая. На его ремонт потребовалось два года, верхняя же церковь была освящена лишь в 1824 году.

На средства, пожертвованные старостой и прихожанами, в 1843 году храм внутри расписали «на золотом фоне греческим писанием».

Революция пришла на Таганку стремительно. В начале 20-х годов службы в церкви Святителя Николая Чудотворца были запрещены советской властью, а само здание передали в аренду разным организациям. В 1922 году из храма вывезли более 15 пудов серебра, при этом живопись закрасили, установили перегородки, уничтожили иконостасы, сбили с фасадов изразцы и сняли колокола.

В 1944 году при реконструкции Таганской площади и начале строительства станции метро «Таганская» решено было разобрать церковь Николая Чудотворца, так как она стояла в непосредственной близости от здания метро. Успели снести барабаны с главами основного четверика храма, междуэтажные перекрытия, кровлю над трапезной, шатер и восьмерик колокольни, но, к счастью, благодаря вмешательству общественности работы были остановлены, что спасло храм от гибели.

И только в 1990 году храм отдали верующим. Усилиями настоятеля и прихожан, у храма святителя Николая началась вторая жизнь, второе дыхание. Работы по восстановлению былого величия продолжаются и по сей день.