Газета "православный крест". «Как много нужно, чтобы создать таких людей, которые были бы истинно нужны нашему времени» Н.В.Гоголь Герой Советского Союза Райлян Александр Максимович

РАЙЛЯН

АЛЕКСАНДР МАКСИМОВИЧ

Командир авиаэскадрильи вертолетов Ми-8, майор. Родился в 1954 году в селе Молдаванском Краснодарского края, окончил Саратовское военное авиационное училище. Служил летчиком и командиром вертолета, командиром звена.

Участвовал в боевых действиях в Афганистане (ДРА, Демократической Республике Афганистан): в 1983 году командовал отрядом вертолетов Ми-8. Совершил 284 боевых вылета на вертолете Ми-8МТ для десантирования бойцов и эвакуации раненых. После возвращения на Родину продолжил службу в ВВС командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи вертолетов.

В 1986 году вновь был задействован в боевых действиях в ДРА в должности командира эскадрильи. На вертолете Ми-8МТ совершил 410 боевых вылетов (из них 135 – ночью), высадил 600 десантников и эвакуировал более 100 раненых. Участвовал в операциях в провинциях Кабул, Газни, Пактия, Кунар, Нангархар и Лагман. Авиаэскадрилья под его командованием выполнила около 6000 боевых вылетов, высадила более 7500 десантников, перевезла 670 тон боеприпасов и продовольствия, эвакуировала около 300 раненых.

Днем этот пятачок на уступе каньона еще мог бы сойти для посадки какого-нибудь виртуоза высшего пилотажа. Но ночью – без вариантов. Так доложил вернувшийся на аэродром капитан Букатов, сам, между прочим, к вертолетной эквилибристике привычный. Ну, раз так, то полетит Райлян – к такому решению неразрешимых проблем в эскадрилье уже привыкли.

Звезда состоит из пяти лучей. Золотая Звезда Героя – не исключение. Свою награду комэск Александр Райлян делит так: «Один луч – авиационному училищу, в котором учился, и подразделению, в котором служу. Второй – боевым друзьям по Афганистану. Третий – родителям, которые воспитали. Четвертый – жене и сыну, чья доля – ждать и надеяться – едва ли легче солдатской. Ну, и пятый – себе». Так как же он выглядит, героизм, поделенный на пять?

…Каньон встретил вертолеты кромешной тьмой – ни луны, ни звезд. И где-то внизу, стиснутые скалами и окруженные душманами, отбивались наши десантники, почти без боеприпасов. Там были и раненые. Вот почему Райляну пришлось мгновенно решать, что для него невозможнее: приземлиться на крохотный пятачок или оставить ребят без помощи.

Они вылетели вчетвером – два Ми-8 и два вертолета поддержки. В бездну каньона, едва не задевая каменные стены, по-альпинистски, спустилась одна машина. Посадка на одно колесо кажется невероятной. Но она состоялась. Утром Райлян тщательно осмотрел машину – ни царапины! А в эскадрилье – без потерь.

Рассказывая о той памятной ночи, Александр не забыл никого из действующих лиц. Отметил абсолютную достоверность данных Букатова. Хвалил за меткость экипажи вертолетов поддержки под началом Прохорова. Восхищался филигранным мастерством своего штурмана Селиванова... Я же слушал и прикидывал, на сколько частей командир расщепил свой единственный лучик Золотой Звезды героя...

РАЙЛЯН А.М. РУБАН П.В.

РУБАН

ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ

Командир штурмовой авиационной эскадрильи, подполковник. Родился в 1950 году в селе Хильчичах Сумской области Украины. После окончания металлургического техникума трудился разливщиком металла. Однако жизнь свою решил посвятить авиации. В 1972 году экстерном окончил Черниговское высшее военное училище летчиков, служил в Прибалтийском военном округе, в группе советских войск в Германии, в Закавказье.

Уже на втором году службы стал командиром звена, которое вскоре было признано лучшим. Затем – начальник разведки полка, заместитель командира авиационной эскадрильи, командир авиационной эскадрильи. В 1983 году отличился на учениях «Союз-83». Летом того же года майору Рубану предложили возглавить штурмовую авиационную эскадрилью в Республике Афганистан.

Этого офицера-руководителя всегда отличали дисциплинированность, грамотность, старательность. Петр Васильевич чувствовал ответственность за исполнение своего служебного долга, всегда тщательно следил за боевой выучкой летного состава, соблюдением требований документов по обезпечению безопасности летной работы, был настойчив и принципиален. Личный состав эскадрильи под его командованием налетал 1119 часов, осуществив при этом 1149 боевых вылетов. Не раз они выполняли задания по прикрытию войск и колонн, нанесению авиационных ударов по скоплениям мятежников, складам с оружием и боеприпасами. По итогам боевой и политической подготовки эскадрилья Рубана значилась одной из лучших в ВВС в Афганистане.

Петр Рубан был военным летчиком первого класса. Полетные задания выполнял на отлично, цели поражал с первого захода, летал смело и уверенно. Всегда решительно атаковал наземные цели, несмотря на зенитное противодействие мятежников. Управлял самолетами Л-29, МИГ-17, МИГ-21, СУ-17. В 1982 году успешно прошел переобучение на новый авиационный комплекс СУ-25. Был подготовлен к ведению боевых действий в полном объеме курса боевой подготовки; общий налет составлял 1765 часов. В Афганистане выполнил 106 боевых вылетов, налетал 96 часов.

Принимая участие в Гератской и Кундузской, Шинданской и Фарахской операциях, 20 раз лично руководил эскадрильей при выполнении боевых заданий. В декабре 1983 года и в январе 1984-го принимал участие в Баграмской операции, во время которой десять раз водил эскадрилью на уничтожение живой силы и огневых точек мятежников. В сложных условиях боевой обстановки смело, решительно, грамотно управлял экипажем в воздухе. Сначала сам находил и подавлял зенитные средства противодействия и только после этого позволял летному составу работать на объектах.

За время службы в ДРА лично уничтожил 14 ДШК (станковых крупнокалиберных пулеметов, – примеч. ред. ), 3 опорных пункта, 6 автомобилей, 1 склад горюче-смазочных материалов, 2 мотоцикла, более 300 мин, 3 пушки, около 250 мятежников. Пользовался исключительным авторитетом среди личного состава.

16 января 1984 года, участвуя в очередной операции по уничтожению обнаруженной банды душманов, эскадрилья из восьми самолетов, ведомая П.В. Рубаном, наносила массированный удар в районе населенного пункта Ургун в условиях мощного противодействия противника зенитно-ракетными средствами. Командир эскадрильи первым выполнил атаку, однако на выходе из пикирования самолет СУ-25 получил повреждения от попавшей в него ракеты и потерял управление. Летчик катапультировался при большом угле крена и на малой высоте, что препятствовало полному раскрытию парашюта...

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ



Р айлян Александр Максимович – командир авиаэскадрильи вертолётов Ми-8 335-го отдельного вертолётного полка (ВВС 40-й армии, Ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), майор.

Родился 19 апреля 1954 года в селе Молдаванское Крымского района Краснодарского края. Молдаванин. В 1971 году окончил 10 классов школы.

В армии с июля 1971 года. В 1974 году окончил Саратовское военное авиационное училище лётчиков. Служил в ВВС лётчиком и командиром вертолёта, командиром звена (в Прикарпатском военном округе).

Участник боевых действий в Афганистане: в феврале-октябре 1983 – командир отряда вертолётов Ми-8 302-й отдельной вертолётной авиаэскадрильи. Совершил 284 боевых вылета на вертолёте Ми-8МТ для десантирования бойцов и эвакуации раненых.

После возвращения из Афганистана продолжал службу в ВВС командиром звена, заместителем командира и командиром авиаэскадрильи вертолётов (в Прикарпатском военном округе).

В августе 1986 – июне 1987 вновь участвовал в боевых действиях в Афганистане в должности командира 2-й авиаэскадрильи 335-го отдельного вертолётного полка. Совершил 410 боевых вылетов (из них 135 – ночью) на вертолёте Ми-8МТ, высадил 600 десантников и эвакуировал более 100 раненых. Участвовал в операциях в провинциях Кабул, Газни, Пактия, Кунар, Нангархар и Лагман. Авиаэскадрилья под его командованием выполнила около 6.000 боевых вылетов, высадила более 7.500 десантников, перевезла 670 тон боеприпасов и продовольствия, эвакуировала около 300 раненых.

За умелое командование авиаэскадрильей и мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга, Указом Президиума Верховного Совета от 25 февраля 1988 года подполковнику Райляну Александру Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1987-1992 – командир авиаэскадрильи, заместитель командира и командир отдельного транспортно-боевого вертолётного полка (в Прикарпатском военном округе). В 1992 году заочно окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина (Монино).

В 1992-1994 – старший лётчик-инспектор отдела боевой подготовки Управления авиации Сухопутных войск. С 1994 – заместитель начальника, а в 1995-1999 – начальник отдела боевой подготовки Управления авиации Сухопутных войск (с декабря 1997 – Управления армейской авиации). В июле-августе 1993 года участвовал в боевых действиях в Таджикистане, в ноябре-декабре 1994, январе-феврале 1995 и мае 1996 – в боях в Чечне. В 1999-2003 – заместитель начальника боевой подготовки Управления армейской авиации. С мая 2003 года полковник А.М.Райлян – в запасе.

Живёт в Москве.

Член Центрального Комитета КПСС в 1990-1991 годах.

Заслуженный военный лётчик РФ (11.05.1995), полковник (1991). Награждён орденами Ленина (25.02.1988), Красной Звезды (24.08.1983), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й (25.05.1987) и 3-й (27.12.1982) степеней, российским орденом Мужества (23.08.1996), медалями, орденом «Звезда» 3-й степени (Афганистан), другими иностранными наградами.

И НЕВОЗМОЖНОЕ - ВОЗМОЖНО

Днём этот пятачок на уступе каньона ещё мог бы сойти для посадки какого-нибудь виртуоза высшего пилотажа. Ночью - исключено. Так доложил вернувшийся на аэродром капитан Букатов, сам, между прочим, к вертолётной эквилибристике привычный.

Ну, раз исключено, полетит Райлян, - к такому решению неразрешимых проблем в эскадрилье успели привыкнуть.

Звезда состоит из пяти лучей. Золотая Звезда Героя - не исключение. Свою награду комэск Александр Райлян «делит» так:

Один луч - авиационному училищу, в котором учился, и подразделению, в котором служу. Второй - боевым друзьям по Афганистану. Третий - родителям, которые воспитали. Четвёртый - жене и сыну, чья доля (ждать и надеяться) едва ли легче солдатской. Ну, и пятый - себе.

Так как же он выглядит, «поделённый на пять» героизм?

Каньон встретил вертолёты кромешной темнотой - ни луны, ни звёзд. И где-то внизу, стиснутые скалами и окружённые душманами, отбивались наши десантники. Там были раненые. Там почти уже не было боеприпасов. Вот почему Райляну пришлось мгновенно решать: что для него более невозможно - приземлиться на крохотный пятачок или оставить ребят без помощи?

Они вылетели вчетвером - два Ми-8 и два вертолёта поддержки. В бездну каньона, едва не задевая каменные стены, по-альпинистски, спустилась одна машина. Описывать посадку на одно колесо не буду: всё равно получится вроде небылицы. Но она состоялась.

Утром Райлян тщательно осмотрел машину - ни одной царапины! А в эскадрилье - ни одной потери.

Рассказывая мне о той памятной ночи, Александр не забыл ни одного из её действующих лиц. Отметил абсолютную достоверность данных Букатова. Хвалил за меткость экипажи вертолётов поддержки под началом Прохорова. Восхищался филигранным мастерством своего штурмана Селиванова...

Я же слушал и с неудовольствием даже прикидывал, на сколько частей «расщепит» командир свой единственный лучик Золотой Звезды?

Сейчас подполковник Райлян служит в Прикарпатском военном округе. В полку, первым командиром которого был Герой Советского Союза . Второй полковой Герой, как мне показалось, с большей охотой говорит не о прошлых «подвигах ратных», а о насущных будничных делах. Только в разговоре нашем по-прежнему, как и в Афганистане, звучат одни и те же фамилии. И я совсем не удивляюсь, узнав от сослуживцев, что их комэску совершенно чужда распространённая среди командиров манера подменять собой подчинённых. Даже в делах особой важности. Не удивляюсь, потому что знаю: проверка Афганистаном имеет солидный гарантийный срок. А под мирным небом даже у офицеров редко случаются ситуации, требующие совершения Невозможного.

Хотя, как сказать. Сколько уж бьётся армия, чтобы избавиться от постыдной «традиции» дедовщины! Сдвиги, надо признать, невеликие, но и им приходится радоваться. Разве возможно излечить столь запущенную болезнь быстро, прямо сегодня?

Невозможно? Спросите во второй эскадрилье.

Александр Максимович Райлян (род. 19 апреля 1954) - командир 2-й эскадрильи десантно-транспортных вертолётов «Ми-8» 335-го отдельного вертолётного полка ВВС 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), подполковник.

Родился 19 апреля 1954 года в селе Молдаванское Крымского района Краснодарского края в крестьянской семье. Молдаванин. Член КПСС с 1976 года. Окончил 10 классов.

В Советской Армии с 1971 года. В 1974 году окончил Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков .

За год прохождения службы в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, 2-я эскадрилья десантно-транспортных вертолётов «Ми-8» 335-го отдельного вертолётного полка ВВС 40-й армии, которой командовал Александр Райлян, выполнила ночных заданий больше, чем все полки ВВС СССР вместе взятые. За этот же период отважный комэск не потерял ни одного из своих подчинённых.

Указом Президиума Верховного Совета от 25 февраля 1988 года за умелое командование авиаэскадрильей, мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан подполковнику Райляну Александру Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11566).

После возвращения в Советский Союз А.М. Райлян продолжил службу в ВВС Прикарпатского военного округа, а когда в конце декабря 1991 года СССР прекратил своё существование, – остался на службе в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации.

Участвовал в боевых действиях в Таджикистане, Косово и Чечне. Был заместителем начальника боевой подготовки армейской авиации Вооружённых Сил Российской Федерации. Живёт в Москве.

Заслуженный военный лётчик РФ (1995). Награждён орденами Ленина, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й и 3-й степени, медалями.

Член Центрального Комитета КПСС в 1990-1991 годах.

Ссылки

Текущая страница: 20 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

С 1989 г. командовал вертолетным звеном в том же полку. В 1993 г. окончил командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, назначен командиром вертолетной эскадрильи отдельного Арктического авиационного полка Федеральной пограничной службы России. Затем служил начальником метеорологической службы штаба начальника авиации ФПС России.

С 1996 г. – адъюнкт Академии Федеральной пограничной службы России. С 1999 г. был помощником начальника этой академии, а с 2000 г. – преподавателем кафедры тактики и оперативного искусства авиационных соединений и частей в той же академии.

С 2005 г. полковник В.Ф. Попков – в запасе. Живет в г. Лобня Московской области.

Награжден орденом Ленина, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями.

Письменный Вячеслав Михайлович

Родился 6 августа 1950 г. в г. Актюбинск (Казахстан) в семье железнодорожника. Русский. Окончил 10 классов.

В Советской армии с 1967 г. В 1971 г. окончил Сызранское высшее военное авиационное училище. Службу начал летчиком-штурманом вертолета Ми-8 в одной из строевых частей. Вскоре стал командиром экипажа, командиром звена эскадрильи. В 1980 г. окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина.

Дважды, с 1980 по 1981 и с 1984 по 1985 г., В.М. Письменный находился в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. Совершил более 550 боевых вылетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1986 г. подполковнику Письменному Вячеславу Михайловичу за мужество, отвагу и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11540).

После возвращения из Афганистана проходил службу в Главном штабе ВВС СССР, а после распада СССР – в Вооруженных силах Российской Федерации.

Заместитель командующего – начальник штаба армейской авиации Сухопутных войск, генерал-лейтенант авиации В.М. Письменный трагически погиб 31 января 2004 г. Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

Заслуженный военный летчик РФ. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» 3-й степени, медалями.

Райлян Александр Максимович

Родился 15 апреля 1954 г. в селе Молдаванское Крымского района Краснодарского края в крестьянской семье. Молдаванин. Окончил 10 классов.

В Советской армии с 1971 г. В 1974 г. окончил Саратовское военное авиационное училище летчиков.

За год прохождения службы в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане 2-я эскадрилья десантно-транспортных вертолетов Ми-8 335-го отдельного вертолетного полка ВВС 40-й армии, которой командовал Александр Райлян, выполнила ночных заданий больше, чем все полки ВВС СССР, вместе взятые.

Указом Президиума Верховного Совета от 25 февраля 1988 г. за умелое командование авиаэскадрильей, мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, подполковнику Райляну Александру Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11566).

После возвращения в Советский Союз А.М. Райлян продолжил службу в ВВС Прикарпатского военного округа, а когда в конце декабря 1991 г. СССР прекратил свое существование, остался на службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

Участвовал в боевых действиях в Таджикистане, Косово и Чечне. Был заместителем начальника боевой подготовки армейской авиации Вооруженных сил Российской Федерации. Живет в Москве.

Заслуженный военный летчик РФ (1995). Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й степени, медалями.

Рубан Петр Васильевич

Родился 11 июня 1950 г. в селе Хильчичи Середино-Будского района Сумской области в семье рабочего. Украинец.

После восьмого класса средней школы г. Запорожье поступил в Запорожский металлургический техникум имени А.Н. Кузьмина, одновременно работал подручным сталевара на заводе «Запорожсталь», посещал аэроклуб. После окончания в 1969 г. металлургического техникума его назначили разливщиком металла. Однако решил посвятить свою жизнь авиации.

В Советской армии с 1970 г. В 1972 г. экстерном окончил Черниговское высшее военное училище летчиков. Служил в Краснознаменном Прибалтийском военном округе, в Группе советских войск в Германии, с июля 1982 г. – в Краснознаменном Закавказском военном округе.

Уже на втором году службы был назначен командиром звена, которое в первый же год стало лучшим. Затем служил в должностях начальника разведки полка, заместителя командира авиационной эскадрильи, командира авиационной эскадрильи. В 1983 г. отличился на учениях «Союз-83». За успехи в боевой и политической подготовке, умелое воспитание и обучение подчиненных ему была вручена Грамота ЦК ВЛКСМ и ценный подарок.

Летом 1983 г. майору Рубану было предложено возглавить авиационную эскадрилью в Демократической Республике Афганистан. Согласился без всяких колебаний.

В середины августа 1983 г. – в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. С сентября 1983 г. командовал 200-й штурмовой авиационной эскадрильей.

В Демократической Республике Афганистан выполнил 106 боевых вылетов, налетал 96 часов, лично уничтожил 14 ДШК, 3 опорных пункта, 6 автомобилей, 1 склад горюче-смазочных материалов, 2 мотоцикла, более 300 мин, 3 пушки, около 250 мятежников.

16 января 1984 г., участвуя в очередной операции по уничтожению обнаруженной банды душманов, эскадрилья из восьми самолетов, ведомая П.В. Рубаном, наносила массированный удар в районе населенного пункта Ургун. При этом удар выполнялся в условиях сильного противодействия зенитно-ракетных средств противника. Командир эскадрильи первым выполнил атаку, однако на выходе из пикирования самолет Су-25 получил повреждения от попадания ракеты и стал неуправляемым. Летчик катапультировался при большом угле крена и на малой высоте, что не обеспечило полное раскрытие парашюта…

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 мая 1984 г. за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, подполковнику Рубану Петру Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Похоронен на Капустяном кладбище в Запорожье.

Награжден орденами Ленина, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями.

Руцкой Александр Владимирович

Родился 16 сентября 1947 г. в г. Проскуров (ныне Хмельницкий, Украина) в семье кадрового военного. Русский. В 1964 г. окончил восьмилетнюю школу. Затем окончил вечернюю школу, одновременно работая авиационным слесарем на заводе. В 1966 г., после выхода отца в запас, семья А.В. Руцкого временно переехала в г. Львов, где Александр устроился на ремонтный авиационный завод слесарем-сборщиком. Одновременно занимался на вечернем отделении художественного училища.

В 1964–1966 гг. работал авиационным механиком, авиационным слесарем-сборщиком на заводе, занимался в аэроклубе на отделении пилотов.

В 1966–1967 гг. проходил срочную службу в должности воздушного стрелка-радиста.

В 1967 г. в звании сержанта поступил в Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков-инженеров, которое окончил в 1971 г.

В 1970 г. вступил в КПСС.

В 1971–1977 гг. служил в Борисоглебском высшем военном авиационном училище имени В.П. Чкалова в должностях: летчика-инструктора, командира авиационного звена, заместителя командира авиационной эскадрильи.

В 1977–1980 гг. учился в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина.

В 1980–1984 гг. служил на территории ГДР в гвардейском полку истребителей-бомбардировщиков. Последняя должность – начальник штаба полка.

В 1985–1988 гг. участвовал в боевых действиях в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Занимал должность командира 378-го отдельного авиационного штурмового полка (40-я армия). В апреле 1986 г. самолет, управляемый Александром Руцким, был сбит. При ударе о землю Руцкой серьезно повредил позвоночник и получил ранение в руку.

После лечения в госпитале он был отстранен от полетов и получил назначение в г. Липецк на должность заместителя начальника Центра боевой подготовки ВВС СССР.

После тренировок вернулся в строй и в 1988 г. был вновь направлен в Афганистан – на должность заместителя командующего Военно-воздушными силами 40-й армии.

4 августа 1988 г. во время ночной бомбардировки был сбит вторично. Попал в плен к афганским моджахедам.

16 августа 1988 г. Руцкой был передан пакистанскими властями советским дипломатическим представителям в Исламабаде.

8 декабря 1988 г. указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1988 г. стал слушателем Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил СССР имени К.Е. Ворошилова, которую закончил с отличием в 1990 г. Получил назначение в Липецк – начальником центра подготовки летного состава.

В 1988 г. вступил в московское общество русской культуры «Отечество». В мае 1989 г. Руцкой был избран заместителем председателя правления этого общества.

Весной 1990 г. был избран народным депутатом РСФСР по Курскому национально-территориальному избирательному округу № 52.

Весной 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР был избран членом Верховного Совета РСФСР и членом Президиума ВС – председателем Комитета ВС по делам инвалидов, ветеранов войны и труда, социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Летом 1990 г. стал делегатом Учредительного съезда Компартии РСФСР. Был избран членом ЦК партии. В июле 1990 г. был избран делегатом XXVIII съезда КПСС.

31 марта 1991 г. во время съезда народных депутатов РСФСР объявил о создании депутатской группы (фракции) «Коммунисты за демократию».

12 июня 1991 г. был избран вице-президентом Российской Федерации. В связи с этим сложил с себя депутатские полномочия и обязанности члена ВС РСФСР.

2–3 июля 1991 г. провел учредительную конференцию Демократической партии коммунистов России (ДПКР) в составе КПСС и сложил с себя полномочия члена ЦК КП РСФСР.

19–21 августа 1991 г. во время попытки государственного переворота был одним из организаторов обороны Белого дома.

В октябре 1991 г. на I съезде ДПКР партия была переименована в Народную партию «Свободная Россия» (НПСР). Руцкой был избран председателем НПСР.

Указом президента РФ Бориса Ельцина от 26 февраля 1992 г. Александру Руцкому было поручено руководство сельским хозяйством страны.

В октябре 1992 г. Руцкой возглавил созданную указом президента Межведомственную комиссию Совета безопасности РФ по борьбе с преступностью и коррупцией.

1 сентября 1993 г. указом президента РФ Ельцина вице-президент Руцкой был «временно отстранен от исполнения обязанностей».

21 сентября 1993 г. – после указа Бориса Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в РФ», предусматривавшего досрочное прекращение полномочий Верховного Совета, Руцкой объявил о принятии на себя исполнения обязанностей президента РФ.

В ночь на 22 сентября принес президентскую присягу перед Верховным Советом. Руководил оборонительными мероприятиями в Белом доме. После штурма был арестован.

26 февраля 1994 г. Руцкой был освобожден из-под стражи в связи с постановлением об амнистии, принятом Государственной думой 23 февраля 1994 г.

В апреле 1994 г. образовал социал-патриотическое движение «Держава».

25 декабря 1995 г. Центризбирком зарегистрировал инициативную группу по выдвижению Руцкого на пост президента.

10 апреля 1996 г. Александр Руцкой сообщил, что снял свою кандидатуру для регистрации в ЦИК, и призвал своих сторонников голосовать на президентских выборах за Геннадия Зюганова.

17 октября 1996 г. избирательная комиссия Курской области зарегистрировала Александра Руцкого кандидатом на пост главы администрации области.

С 1996 по 2000 г. – губернатор Курской области.

22 октября 2000 г. первый тур выборов губернатора Курской области прошел без участия Руцкого, так как накануне он был снят с выборной дистанции за предоставление неверных сведений об имуществе.

24 марта 2001 г. Руцкой обратился в избирательную комиссию 79-го Кинешемского округа с уведомлением о своем участии в выборах в Госдуму и внес залог в размере 100 тысяч рублей.

В декабре 2001 г. прокуратура Курской области предъявила судебный иск Руцкому в связи с незаконной приватизацией четырехкомнатной квартиры в июле 2000 г.

30 сентября 2003 г. следственное управление по Центральному федеральному округу вынесло постановление о привлечении Руцкого в качестве обвиняемого по статье 286 УК РФ – превышение должностных полномочий.

Генерал-майор (24.08.91), военный летчик 1-го класса. Награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе тремя орденами Демократической Республики Афганистан. Почетный гражданин Курска (1989).

Филипченков Сергей Викторович

Родился 11 августа 1960 г. в поселке городского типа Бородинский Кировского района Тульской области в семье рабочего. Русский. Окончил 10 классов.

В Советской армии с 1977 г. В 1981 г. окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков. Службу проходил в Группе советских войск в Германии летчиком-оператором, затем командиром вертолета Ми-24. С 1984 г. – в Краснознаменном Белорусском военном округе.

С 1984 по 1985 г. – в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где совершил 400 боевых вылетов.

Указом Президиума Верховного Совета от 31 июля 1986 г. за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, капитану Филипченкову Сергею Викторовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11545).

По возвращении из Афганистана в свой полк возглавил вертолетное звено. Принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Избирался делегатом XX съезда ВЛКСМ.

Окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. Является одним из учредителей и участником фонда «Региональный общественный Фонд поддержки Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации имени генерала Е.Н. Кочешкова».

Награжден орденом Ленина.

Шагалеев Фарит Султанович

Родился 8 февраля 1947 г. в г. Барнаул Алтайского края в семье рабочего. Татарин. Школу окончил в г. Ташкент, там же учился в аэроклубе. Работал заправщиком самолетов в Уральском авиационном отряде. Потом учился в Аткарском авиационном центре ДОСААФ, который окончил в 1967 г. с присвоением воинского звания младший лейтенант запаса, летал на вертолете Ми-1.

В сентябре 1970 г. призван в Вооруженные Силы СССР и направлен в пограничные войска на остров Сахалин. Летал на вертолете Ми-4, пройдя путь от правого летчика до командира звена. В 1973 г. экстерном окончил Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. В дальнейшем проходил службу в пограничных войсках в Средней Азии.

С декабря 1979 г. по апрель 1983 г. Фарит Шагалеев находился в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где выполнял боевые задания по оказанию интернациональной помощи афганскому народу.

13 апреля 1981 г. на базе 4-й отдельной вертолетной эскадрильи создана эскадрилья вертолетов пограничных войск КГБ СССР под командованием подполковника Ф.С. Шагалеева.

Указом Президиума Верховного Совета от 8 апреля 1982 г. за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, подполковнику Шагалееву Фариту Султановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11471).

С 1983 г. полковник Ф.С. Шагалеев служит начальником службы безопасности полетов в Главном управлении пограничных войск КГБ СССР в Москве.

С 1989 по 1995 г. Ф.С. Шагалеев – командующий авиацией Северо-Восточного пограничного округа.

В 1995 г. генерал-майор авиации Ф.С. Шагалеев назначен на должность командующего авиацией Пограничных войск России в Республике Таджикистан.

С 1997 г. – в запасе. Живет в Москве. Работает помощником генерального директора ОАО «Камов», где курирует вопросы строительства летно-испытательного комплекса имени Чкалова.

Награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом РФ «За личное мужество», медалями.

Хаустов Григорий Павлович

Родился 30 сентября 1939 г. в станице Успенская Белоглинского района Краснодарского края в крестьянской семье. Русский. В 1957 г. окончил 10 классов. Работал шофером в колхозе.

В Советской армии с ноября 1958 г. В 1967 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Служил на различных должностях. Воевал в Египте, был военным советником на Мадагаскаре.

В составе ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан с июля 1986 по октябрь 1987 г. и с апреля 1988 по февраль 1989 г.

Старший инспектор-летчик ВВС 40-й армии полковник Григорий Хаустов выполнил 605 боевых вылетов для нанесения бомбово-штурмовых ударов, ведения воздушной разведки, обеспечения боевых действий сухопутных войск.

Указом Президиума Верховного Совета от 16 июня 1989 г. за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан, полковнику Хаустову Григорию Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11599).

После возвращения в Советский Союз летчик служил в Краснознаменном Одесском военном округе.

С 1991 г. полковник Г.П. Хаустов – в запасе. Живет в Краснодаре.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями, иностранным орденом. Удостоен памятной медали администрации Краснодарского края «За выдающийся вклад в развитие Кубани».

Основные ТТД вертолета

Вооружение вертолета и оборудование для выполнения специальных задач (Ми-8МТ)
Вооружение

В состав входят:

– неуправляемое ракетное вооружение (4 блока Б8В20-А с 80 ракетами типа С-8 различных модификаций);

– бомбардировочное вооружение (подвески 6 авиабомб общей массой до 1500 кг);

– стрелковое вооружение (возможна установка пулемета ПКТ калибра 7,62).

В состав специального оборудования входят:

– ДП-ЗА-1, ВМР-2, ВСМ-1, которые соответственно предназначены для выполнения радиационной разведки и минирования местности.

Вертолет Ми-8МТВ2
Отличия

Радиоэлектронное оборудование:

Установлен метеорадиолокатор 8А813АК.

Максимальная дальность наблюдения:

– грозовых зон – 100 км;

– судов водоизмещением более 4000 т – 50 км;

– береговой черты – 70 км.

Варианты снаряжения вертолета средствами поражения

Боевые возможности вертолета Ми-8 по поражению Точностные характеристики применения АСП (м)
Вертолет Ми-8МТЯ

Предназначен для подавления радиоэлектронных объектов КВ, УКВ радиосвязи из зон барражирования и по самостоятельным маршрутам.


Объекты подавления:

– средства связи УКВ наземного и УКВ авиационного диапазона;

– средства связи КВ диапазона, работающие поверхностной волной;

– маломощные телевизионные передатчики.

Вертолет Ми-9

Предназначен для повышения устойчивости управления войсками в ходе перемещения КП и ЗКП фронта, а также в случае их выхода из строя.

Обеспечивает радиосвязь в УКВ и КВ диапазонах


Вертолет Ми-24
Основные ТТД


На Ми-24П вместо пулемета по правому борту носовой части установлена двухствольная пушка 9А-623Д калибра 30 мм, боекомплект 250 снарядов.

Дальность стрельбы: в полете 1000–2000 м; на висении 500–1500 м. В кабине оператора установлен прицел ПКИ (вместо КПС-53) для прицельной стрельбы НУРС, пушки и бомбометания и приборы (ВАР-30, ПКП-72, РМИ-2) на передней доске, обеспечивающие пилотирование вертолета в СМУ.

Вооружение вертолета

Управляемое ракетное вооружение – ракета 9М-114 (8 штук).

Неуправляемое ракетное вооружение – 80 неуправляемых ракет С-8 калибра 80 мм.

Авиационный стрелковый прицел летчика АСП-17ВП.

Стрелково-пушечное вооружение

– встроенная пушечная установка ГШ-2–30 (пулемет ЯКБ-12, 7 мм);

– 2 унифицированных пушечных контейнера УПК-23–250 с пушками ГШ-23Л, калибра 23 мм;

– унифицированная вертолетная гондола с 30 мм гранатометом 216П-А и боеприпасов к нему.

Варианты снаряжения вертолета


Боевые возможности вертолета Ми-24 по поражению. Точностные характеристики применения АСП (м)

Вертолет Ми-24К
Состав вооружения

– бортовой разведывательно-корректировочный комплекс (БРКК «Рута»);

– авиационный фотоаппарат А-87ПВ (по правому борту);

– 64 неуправляемые ракеты;

– боекомплект из 1470 патронов для пулемета калибра 12,7 мм.




Родился 15 апреля 1954 г. в селе Молдаванское Крымского района Краснодарского края; в Советской Армии с 1971 года; в 1974 году окончил Саратовское военное авиационное училище лётчиков; за год прохождения службы в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане 2-я эскадрилья транспортно- боевых вертолётов МИ отдельного вертолётного полка ВВС 40-й армии.




За умелое руководство подразделением в боевой обстановке, что позволило избежать потерь личного состава и техники, а также за личное мужество и героизм, проявленные при выполнении заданий Родины по оказанию интернациональной помощи ДРА, 25 февраля 1988 года Александр Максимович Райлян был удостоен звания Героя Советского Союза.






«Голубь мира» 1987 год. Аэродром 335-го отдельного вертолетного полка. Перед отправкой очередной партии Ми-8 из советского Кагана в Афганистан техники рисуют на броне щитке одной из винтокрылых машин белокрылого голубя. Этот вертолет достался самому Райляну. Александр не стал удалять изображение птицы с брони, хотя поначалу начальство его ругало. И вот, то ли из-за этого рисунка на машине комэска, то ли оттого, что на вертолетах 335-го ОВП, кроме пулеметов ПКТ в носовой части, вообще не было никакого вооружения, десантники прозвали вертолетчиков "голубями мира".



"Максимальная высота, куда садился и днем и ночью, была 3600 м. Максимальный предел для Ми-8 при определенном весе м, но я поднимался и на м. Когда по вам пытаются пускать ПЗРК, как-то хочется несколько повыше подняться, чтобы не достали".






Набрал высоту, оглянулся в отсек. Борттехник кивнул: "Всё в порядке" Лети, вертолётчик, живи, человек, Счастливой, ребята, посадки!






Привет, дружище! Здравствуй, "шурави"! Как долго мы с тобою не встречались? С тех пор, пожалуй, как в чужой дали На полосе в Кабуле попрощались. Ты всё такой же, только седины В усах и на висках прибавилось немного. Всё вспоминаешь тропы той войны, Где нас с тобой свела одна дорога.


Награды и почётные звания Герой Советского Союза () Орден Мужества () орден Ленина () орден Красной Звезды () орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й степени () орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени () медали иностранные награды Заслуженный военный лётчик Российской Федерации ()