Голосов овраг камни. Волосов овраг в Коломенском

В России, в музее-заповеднике Коломенское, находится таинственный Голосов (Власов или Велесов) овраг - место до такой степени удивительное, что его можно называть заповедником в заповеднике. На берегу оврага расположена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В глубине оврага имеется необычная достопримечательность, древние священные валуны - Девичий камень и Гусь-камень. Этот овраг производит на людей самое светлое впечатление, все те кто пришел сюда ощущают его как центр необычно сильного положительного воздействия.

Как появилось название «Голосов овраг»

Знатоки происхождение названия объясняют по-разному. Согласно романтической версии это связано с «голосами природы». В действительности, летом там всегда поют птицы, стрекочут кузнечики и шумит вода в ручье.


Но в большей мере убедительной кажется другая версия – мифологическая. Историки считают, что вначале овраг назывался «Волосов» – по имени Волоса или Велеса, языческого бога – владыки подземного мира и тайных знаний, бога богатства и покровителя домашних животных. Такое название могли дать этому оврагу древние финно-угорские племена, которые жили на берегах Москвы-реки задолго до прихода сюда славян. Не случайно археологами были обнаружены в окрестностях Коломенского многочисленные следы древних поселений, которые существовали там еще во времена Древнего Рима.

Гусь-камень и Девичий камень

Самыми известными в овраге являются два многотонных валуна – в глубине оврага. При этом основная масса этих камней находятся в земле. На поверхности видны небольшие вершины. Один камень лежит на дне оврага, другой – на его высоком склоне.

По одной из версий им поклонялись еще языческие племена, около полутора тысячелетий назад. Именно тогда камням были даны их имена. Нижний из камней называется «Гусь». Считают, что он покровительствовал мужчинам, давая воинам силу и удачу в бою? лечит все мужские болезни. Лечебную силу имеет и земля из-под камня, которую советуют прикладывать к больному месту. Больные ложатся на камень головой к жертвеннику, раскинув руки крестом. С южной стороны у камня имеется выпуклость – “сердце коня”, которое служило некогда жертвенником языческого капища. Там оставляют жертвоприношения и ставят свечи. Под “сердцем” есть углубление – “чаша”, где собирается святая, живая вода. По языческим обычаям камень украшают цветами и лоскутками материи.

Верхний камень называют – «Девичий камень», человек с воображением может с легкостью различить силуэты младенцев и части женских тел, считается покровителем деторождения. Самое удивительное то, что многие бездетные женщины, «пообщавшиеся» с Девичьим камнем, в скором времени без проблем смогли родить детей! Деревья возле камня пестрят лентами, которые оставлены счастливыми матерями в знак благодарности неведомым силам Голосова оврага.

Поверхность камней – очень необычная, напоминающая гигантские пузыри и испещрена многочисленными письменами. Как считается, камни сохранили свои волшебные свойства до наших дней. Достаточно прийти сюда, прикоснуться рукой к их волнистой поверхности и загадать желание. И тогда камни, в которых согласно преданию и сегодня живут духи древних богов, обязательно помогут в осуществлении мечты.

Воины из прошлого

Как и во множестве «мистических» местах, в Голосовом овраге тоже случаются вещи необъяснимые с научной точки зрения. В летописи XVII столетия есть описание удивительной истории. 1621 год – у царского дворца в Коломенском, неподалеку от оврага, неожиданно появился небольшой отряд конных татар. Всадников сразу задержали царские стрельцы, и на допросе татары все как один показали, что они… воины Девлет-Гирея, напавшего на Москву в 1571 году!

В надежде оторваться от преследования, конный отряд спустился в Голосов овраг, который был окутан густым туманом. Татары провели там, как им показалось, несколько минут, однако когда они поднялись из оврага на поверхность, то оказались в будущем, а несколько минут обернулись полувеком! Пленные говорили, что туман был необыкновенный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед преследователями на это никто не стал обращать внимания. велел учинить дознание, которое показало: татары, скорей всего, говорят правду. Даже их оружие и экипировка уже не соответствовали вооружению тех времен, а больше были похожи на устаревшие образцы середины XVI века.

Исчезновение крестьян

В XIX столетии в документации Полицейского управления Московской губернии были отмечены многочисленные случаи загадочных исчезновений жителей сел Коломенское, Садовники, Дьяково и Новинки. Одно из такого рода происшествий было описано в газете “Московские Ведомости” от 9 июля 1832 г.

Два крестьянина, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, возвращались ночью домой из соседней деревни. Они захотели сократить дорогу и пройти Голосовым оврагом. На дне оврага клубился густой туман, в котором внезапно появился какой-то «коридор, залитый бледным светом». Крестьяне вошли в него и встретились с заросшими шерстью людьми, которые знаками попытались показать им обратную дорогу. Спустя несколько минут крестьяне смогли выйти из тумана и продолжить свой путь.

Когда они дошли до своей деревни, выяснилось, что прошло уже два десятка лет. Жены и дети, постаревшие на 20 лет, с трудом смогли узнать их. В дело вмешались полицейские. Во время следствия в овраге провели эксперимент, при котором один из путешественников во времени вновь растворился в тумане и назад уже не возвратился. Другой, увидав это, впал в депрессию и позднее .

Документы Полицейского управления за период 1825-1917 годов свидетельствуют, что в Московской губернии и конкретно в Коломенской волости, неоднократно происходили загадочные исчезновения людей.

Голосов овраг сегодня

Давно прошло то время, когда овраг был пустынным и мрачноватым местом на окраине Москвы. Сегодня, в особенности по выходным, там бурлит жизнь. По тропинке, проходящей вдоль ручья, прогуливаются люди. Рабочие укрепляют подпорными стенками участки южного склона, который сравнительно не так давно стали заметно обрушатся. Немало посетителей приходит и к легендарным камням.

Для тех из них, кто знает о многочисленных местных легендах, атмосфера оврага вполне может показаться таинственной и в наше время. В тени огромных деревьев, как и века назад, протекает обжигающе холодный родник. В зарослях травы и кустарника по вечерам как и прежде собирается туман. Но свою магическую силу он, как видно, утратил. Во всяком случае, каких-то новых случаев появления здесь приведений, леших или заблудившейся татарской конницы в наши времена уже не отмечалось.

ДЬЯКОВО: В бывшей деревеньке Дьяково стоит Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Здесь же большой овраг, прозываемый Голосовым, который давно считается местом таинственным и аномальным . Внизу два огромных камня - «Девий» и «Гусь». В 60-х годах “нечистый” овраг стал частью Москвы, однако никто не решался здесь что-либо строить. Нехорошее место объявили лесопарком, включив в состав музея-заповедника “Коломенское”.

ГОЛОСОВОЙ ОВРАГ: Расположен строго с запада на восток, он как бы . По дну оврага течет ручей, образованный родниками. Предание рассказывает, что родники эти – следы коня Георгия-Победоносца. Овраг условно разделяет Коломенское на две почти равные части. Одна из них – цивилизованная. Здесь сосредоточены музеи, кафе и смотровая площадка. Другая часть – «дикая». Это заросшие травой холмы, небольшие рощицы и старый фруктовый сад.

КАМНИ: Один гладкий и называется Девий, а другой - пупырчатый, будто бы покрытый «гусиной кожей» - именуется Гусем. Вес - около пяти тонн каждый. Причем основная масса этих валунов находятся в земле. На поверхность выходят небольшие вершины. Один из камней лежит на дне оврага, другой – на его высоком склоне. Легенда гласит, что это останки змея, с которым бился еще Георгий Победоносец. Нижний из камней - “Гусь”. Считается, что, если на нем посидит мужчина, его “мужская” сила усилится. Верхний именуют “Девьим камнем”, и лечит женское бесплодие. , что камни связаны с космосом и что неоднократно в небе над Коломенским . Последователи эзотерических учений уверены, что овраг – важнейшее место в . Кстати: Дева - это финно-угорская женская подземная богиня, а Гусь - священная птица финно-угорской мифологии, плавающая в подземном океане и сотворившая некогда все сущее. Верующие проходят мимо камней в храм и считают «маршрут» святым. По преданию, здесь проскакал Георгий Победоносец, а один из камней похож на двухметровую подкову, покрытую чешуей. По преданиям, именно рядом с Гусь-камнем отряд татаро-монгольских варваров (см. далее).

ЛЕНТЫ: Считается, что камни не утратили своих волшебных свойств до сегодняшних дней. Достаточно прикоснуться рукой к их поверхности и загадать желание. Для верности можно завязать ленточку на ветвях соседнего дерева. И тогда камни, в которых по преданиям до сих пор живут духи древних языческих богов , обязательно помогут осуществить мечту. Овраг, в котором лежат камни, имеет еще одно название - "Велесов" овраг, от имени языческого бога Велеса .

: В документах полицейского управления Московской губернии XIX века отмечаются случаи загадочного исчезновения жителей соседних сел. Двое крестьян деревни Садовники, Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, без вести пропавшие еще в 1810 году, вдруг появились... в 1831-м! Они рассказали, что возвращались ночью домой из соседней деревни и решили пройти Голосовым оврагом, хотя это место считалось “нечистым”. На дне долины клубился густой туман, в котором вдруг возник какой-то “коридор, залитый белесоватым светом”! Крестьяне пошли туда и встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Крестьяне продолжили путь, а придя в деревню, увидели своих жен и детей постаревшими на двадцать лет. В дело вмешалась полиция. По настоянию следователей в овраге провели эксперимент, в ходе которого один из крестьян снова исчез в тумане и назад уже не вернулся. Другой, увидев это, впал в депрессию и впоследствии покончил с собой. Этот случай описан в газете "Московские Ведомости" от 9.07.1832 года. Документы Полицейского управления Московской губернии, относящиеся к Коломенской волости за период 1825-1917 гг., неоднократно отмечают случаи загадочного исчезновения людей среди жителей сел Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки.


Еще статьи:

а Девичьем (Дивьем) Камне расположилась целая компания женщин, при этом некоторые откровенно глумились над происходящим, продолжая тем временем сидеть. Спрашивается, если тебе нечем заняться, зачем топать километр от входа в парк до Камня? Непонятно. После некоторых шуток сидящих, я предпочел уйти, сообщив (не удержался) шутникам, что за глумление можно и ответить. Буквально, органами. Все шутники притихли...

Голосов (Велесов) овраг в Коломенском

История оврага

Вот, наконец, нашлось время написать о весьма непростом и сильном месте, расположенном, что называется, под носом у любого москвича. Оказывается, и ехать-то никуда не надо. Прямо в черте города, в этнографическом музее-заповеднике Коломенское, находится известный с XI-XII веков овраг, который сейчас называют Голосовым. В разные времена овраг называли по-разному: Голос-овраг, Садовнический (Садовнин) ручей, Коломенский ручей (овраг), Дворцовый овраг, Казённый овраг, Царский овраг, Власов (Власиев) овраг.

Длина ручья, протекающего по дну оврага - около 1 км, оврага - около 1,3 км. Работы по восстановлению и укреплению русла ручья и сооружению лестничных спусков к нему по склонам оврага проведены в 2006-2007 гг. Работы были начаты в связи с решением сделать из Коломенского этнографический музей-заповедник. Многие, наверное, подумали: «ну наконец-то». На самом деле не о москвичах забота, просто из Коломенского решили сделать «валютный пылесос» - вся эта суета придумана ради автобусов с контингентом, именуемым гордым словом «интурист». Ну и то хорошо, хоть продуктовый рынок-гадюшник убрали под эту марку.


У верховьев оврага в прошлом располагалась Садовая слобода (село Садовники). Низовья находятся между бывшими сёлами Коломенское и Дьяково. Коломенский ручей (овраг) - по названию села Коломенское, другие названия связаны с тем, что это село в XV-XVII вв. было царской усадьбой.

Сначала приведу некоторые известные и очевидные факты. Предположения (есть такие) о том, что «Голосов» - это такая фамилия была, из тех, кто проживал рядом с оврагом, не выдерживает никакой критики. Название «го’лосов», вне всякого сомнения, является трансформацией слова «во’лосов», т.е. – Велесов. Велес (Волос) – бог скота и властитель подземного царства и недр в пантеоне дохристианских богов. Как известно, в дохристианские времена никакого единобожия не было. Богов было много, однако Велес был одним из древнейших . В радзивилловской летописи указано: «Црь же Леонь с Олексанромъ миръ сотвориста со Олгомъ, имьшеся по дань, и роте заходивше межы собой: целовавшее крстъ, а Олга водившее на роту и муж(и) ег(о) по русскому закону, кляшася оружемъ своим, и Перуномъ, бгом своим, и Волосомъ, скотемъ бгомъ. И утвердиша миръ».

Приведенная ниже иллюстрация из Радзивилловской летописи повествует о приеме послов князем Владимиром, тем самым, который сначала поставил языческих идолов (кумиров) в Киеве, и сам же поклонялся им, а потом... И называется он теперь не иначе, как Владимир Красно Солнышко, креститель Руси. То еще "солнышко", упырь и предатель. Ну, это мое мнение, личное. Не обращайте внимания.

По данным археологов, на этом берегу всегда были поселения. Сначала финно-угорских племен (II-I вв. до н.э.), позднее – славянских. До 1917 г. на территории нынешнего музея Коломенское располагалось четыре села – Коломенское, Дьяково, Садовники и Новинки. Остатки сел Садовники и Новинки помню даже я. В 70-х годах прошлого (подумать только) века, полтора десятка дворов села Новинки оставались еще на стороне той одноименной улицы, где теперь парк. А в село Садовники мы мальчишками лазили за яблоками, особенно ценился нами сорт «белый налив».

На фото ниже - здание правления колхоза "Огородный гигант", сгорело в 1997 г. Колхоз имел много земли на правом и левом берегу Москвы-реки. В юности мы пололи свеклу, помогая этому колхозу. На левый берег переправлялись на пароме, сейчас паромной переправы в этом месте нет. Свекла была, я вам скажу, нехилых размеров. Название - оправдывает.

Село Садовники находилось как раз около начала оврага, там, где сейчас проспект Андропова. А на месте села Новинки теперь строят «потемкинскую деревню» - срубы-новоделы для интуриста. Лучше бы оставили настоящее село, там были дома по 150-200 лет стоявшие. Осталось только два настоящих дома от этого села – на углу справа при входе с улицы Новинки дом купчика средней руки (заброшенный и ветхий), и чуть дальше каменный, зажиточного селянина с «оптимистичной» фамилией Гробовой (покрашенный и отреставрированный). Кстати, семья Гробовых до революции выпускала неплохие открытки с видами Москвы. Существовал, говорят, приличный и раскрученный фотографический салон "Карасев и Гробовой". Когда идешь не по асфальту, а по тропинкам, до сих пор иной раз попадаются под ногами кованые гвозди…

Некоторые исследователи полагают, что название Велесов - овраг получил от предположительно расположенных непосредственно в овраге древних языческих капищ (жертвенников). Позволю себе в этом усомниться. Капища обычно располагались на возвышенностях, а также в дубравах, но никак не в оврагах. По всей видимости, древнее языческое капище располагалось на высокой стороне Велесова оврага. Там, где сейчас возвышается Храм Вознесения Господня .

Есть еще кое-какие наблюдения, позволяющие сделать такие выводы. Но об этом позже. Не исключено, что высокий холм на берегу Москвы-реки назывался раньше Велесовым, потому и овраг, расположенный рядом, тоже назывался Велесовым. После того, как язычников стали выжигать каленым железом, капище могло быть перенесено в овраг, подальше от посторонних глаз. Но до XI в. прятать языческий алтарь в овраг - уж точно не было никакой необходимости.

Позднее, к XVIII веку в некоторых письменных источниках овраг в Коломенском упоминается уже как Власиев. Святой Власий является христианской интерпретацией всего, что прежде было связано с именем Велеса, скотьего бога. Так же как и Велес, святой Власий является покровителем скота и всего, что связано с достатком. В каком веке овраг получил название Голосов – история умалчивает. Возможно, в дело овражной топонимики вмешалась христианская церковь, переименовав овраг так, чтобы мало кому пришло в голову сопоставить название «голосов овраг» с чем-то языческим. Данное предположение не лишено смысла. Все, кто был в Коломенском, наверняка обратил внимание, что около каждого строения и даже около некоторых дубов в парке - располагаются основательно сделанные таблички, где подробнейшим образом изложена вся информация об «объекте». А в овраге, который нынче более-менее облагорожен, нет ничего – ни указателей, ни названий. Ни единой таблички, кроме предупреждения Росздравнадзора, не рекомендующее употреблять воду из родников.

На обоих камнях, о которых речь пойдет дальше, сидело по несколько человек. Но они были совершенно не в курсе, что это за камни и что за овраг. Слышали что-то, что, мол, от чего-то там помогает. Пришлось рассказать. Некоторые сидящие на камнях даже не могли взять в толк, почему один из камней засыпан монетами, а трава рядом увешана ленточками. Надо думать, позиция администрации музея Коломенское очевидна – размещение стендов в овраге явно не понравится православному епископу, курирующему храмы в Коломенском. А люди-то все равно идут к камням. Кстати, именно поэтому фото камней, приведенных в этой статье, пришлось взять из Интернет. Не сгонять же с камня несколько человек только для того, чтобы сделать фото.

Путешествие по оврагу

Итак, вернемся к оврагу. Если начинать путешествие по Голосову (Велесову) оврагу от набережной Москвы-реки (а именно так я и сделал, и рекомендую так сделать), стоит обратить внимание на родники, расположенные в 200 метрах правее впадения ручья в реку. Как раз под тем местом, где выше расположен Храм Вознесения Господня. Поскольку визит мой был в чем-то исследовательским, я проверял также энергетику родников. Так вот, самая сильная энергетика, по моему мнению, у первого родника, если идти по дороге, спускающейся с кручи к набережной. Вода там еле капает, но, по всей видимости, это именно та вода, которая необходима. Несколько родников, расположенных дальше, вдоль набережной, тоже имеют сигнал, но гораздо более слабый.

На фото ниже - "правильный" родник, тот, что расположен под Храмом Вознесения Господня.

Совсем невнятный сигнал – у родников, находящихся в самом овраге, в непосредственной близости от камней. Более того, впечатление от этих родников совсем испортил бомжеватого вида мужчина, нагло среди бела дня раздевшийся до трусов и принимавший бомжеомовение. Здоровья ему такое омовение уж точно не добавит. Хотя зачем бомжу здоровье? Ему бы помыться хоть где-нибудь… Одним словом, благодатность воды родников, бьющих в самом овраге, у меня вызвала сомнения. Рамки я с собой не брал, чтобы «не привлекать внимание отдыхающих», ловил сигнал рукой – почти ничего. Имеющийся маятник на эти родники тоже никак не реагировал.

Но вернемся к устью ручья. Непосредственно у набережной ручей из оврага стекает по желобу довольно быстрым потоком. В этом месте сигнал очень сильный. Если кого-то интересует вопрос оккультной чистки предметов, можно рекомендовать именно это место. Предмет, подлежащий чистке, следует привязать крепкой бечевкой и поместить в падающий по желобу поток минут на двадцать хотя бы.

Двигаясь дальше по дну оврага, обнаруживаем два пруда. Берега забетонированы и обнесены невысоким заборчиком. Заборчик сделали по делу. Помню, как мой пес сунулся попить с берега и кувырнулся в воду. А берега отвесные. Пришлось вытаскивать уже захлебнувшегося пса буквально за шкирку. Интересно, что просто попить из текущего рядом ручья собаке почему-то не пришло в голову. С точки зрения энергетики пруды мне показались неинтересными.

Проходим еще метров двести вдоль ручья от устья к истоку и выходим на поляну, расположенную на дне оврага. Слева – лестница, ведущая на холм, где расположен Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (бывшее село Дьяково) , справа – лестница, ведущая в «цивилизованный» нынче парк Коломенское (бывшее село Коломенское). Вот здесь появились сигналы. Погода хорошая, тепло. Но на траве, растущей на дне оврага – обильная роса.

Чтобы понять, это надо видеть. Довольно жарко, поляна открыта, солнце светит. А у земли... такой жутковатый холодок. Энергетика сильная, но я бы не сказал, что благостная.

На фото - поляна на дне Велесова оврага. Лестница ведет к Храму Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Помню, возле Храма Усекновения Главы Иоанна лазили еще мальчишками. Тогда это был заброшенный храм, рядом довольно большое кладбище с поваленными замшелыми плитами. Запустение. Такая охватывала жуть, что хотелось как можно быстрее покинуть это место. В те времена (70-е годы прошлого века) ходили рассказы о появляющихся в окрестностях храма привидениях в виде полупрозрачных женских фигур в длинных белых одеяниях и с распущенными волосами. Лично я этих привидений не видел, но вполне допускаю, что они там были и есть. Известно, что этот храм построен в честь восшествия на престол царя Ивана IV. А уж Иван-то Грозный вполне мог замуровать в фундамент храма десяток-другой дев в белых одеяниях, причем живьем, тот еще был изверг и средневековый мистик. До сих пор мои ноги отказываются направиться к этому храму, который в настоящее время приведен в порядок и открыт для посещения. Однако – желания пойти на это место нет никакого.

На фото - Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Отвечаю - жутковатое место. Уж не знаю, какие там проходят нынче службы и кто туда ходит. Может, какие-нибудь тайные поклонники сериала "Семейка Адамс"... Ощутите (кто умеет) энергетику места и храма. Я, к примеру, туда никогда не пойду.

Кстати, именно в Коломенском искал таинственную библиотеку Ивана Грозного известный археолог И.Стелецкий. В 1938 г., обследовав холм, который венчает Храм Усекновения главы, Стелецкий обратил внимание на участок между крутым обрывом и Москвой-рекой. Геологические исследования показали, что это искусственное образование, состоящее из отвала песчаной породы, в то время как верхние слои почвы содержат суглинок. Отсюда вывод - на Дьяковском холме в процессе строительства Храма велись весьма масштабные земляные работы. Приступив к раскопкам, археолог на глубине семи метров наткнулся на массивную известняковую кладку. Но поскольку раскопки велись на территории церковного кладбища, якобы по требованию жителей села Дьякова, их пришлось свернуть.

И тут опять вспоминаются привидения. Общеизвестно, что клады во времена Ивана Грозного защищались от посягательств, в том числе путем человеческих жертвоприношений и формирования магической защиты. Сомневаюсь, что археолог в 1938 г. испугался бы протестующих жителей села Дьяково. В эти годы плевать было всем на каких-то там жителей. Всем протестующим жителям советское государство всегда готово было предоставить отдельный неотапливаемый барак на Колыме. Скорее всего, археологу объяснили именно сущности, что ему и его семье будет, если он полезет в этот холм. Вот он и «сдулся». Не есть ли те женские фигуры-привидения замурованными при сокрытии библиотеки Ивана Грозного жертвами-хранителями?

Ну, а что овраг? Вероятно, именно в этом месте, где сейчас та самая сигналящая поляна, пропал на 50 лет, а потом опять появился отряд татарских всадников. В летописях XVII века описывается удивительная история. В 1621 году у ворот царского дворца в Коломенском неожиданно появился небольшой отряд татарских всадников. Их, понятное дело, окружили стрельцы и немедленно взяли в плен. Всадники рассказали, что они - воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году. Надеясь уйти от преследования, конный отряд в том же 1571 г. спустился в Голосов (Велесов) овраг, окутанный густым туманом. Татары провели там, как им казалось, несколько минут, а «вынырнули» лишь через 50 лет. Понятное дело, в такие чудеса никто не поверил, и стрельцы царя Алексея Михайловича подвергли пленных татар чудовищным пыткам. Но пленные стояли на своем – они-мол воины Девлет-Гирея. Хотя хан к моменту пленения отряда давно уже умер (от чумы в 1577 г.). Примечательно, что оружие и экипировка отряда не соответствовали вооружению описываемого времени, а походили на образцы середины XVI столетия.

По утверждению историков в Голосовом овраге и впоследствии неоднократно отмечались случаи загадочного исчезновения жителей из соседних сел. В частности, в документах полицейского управления Московской губернии говорится о двух крестьянах, Архипе Кузьмине и Иване Бочкареве, без вести пропавших в 1810 году и вдруг появившихся спустя 21 год!

Возвращаясь ночью домой из Дьяково в Садовники, приятели решили сократить путь и пройти Голосовым оврагом, хотя это место давно считалось «нечистым» (по христианским, разумеется, понятиям) - крестьяне окрестных сел избегали соваться в овраг. На дне оврага клубился густой туман, мужики сунулись туда и… потеряли ориентировку. Когда тропинка нашлась, крестьяне продолжили путь. А когда пришли в родное село, то увидели своих жен и детей постаревшими на двадцать лет и с трудом их узнали. Можно было вполне отнести эту историю к разряду городских баек о приключениях подвыпивших мужиков, если бы не документы полицейского управления, которое в начале XIX вряд ли было расположено к подобного рода шуткам. Более того, по настоянию следователей в овраге провели эксперимент, в ходе которого один из крестьян снова исчез в тумане и назад уже не вернулся. Другой, увидев это, впал в прострацию и впоследствии покончил с собой. Этот случай вполне документален и описан в газете "Московские Ведомости" от 9 июля 1832 года.

Пройдя еще метров пятьсот, обнаруживаем группу родников, и рядом с руслом ручья первый Камень.

Родники и камни в Голосовом овраге

Про родники, расположенные непосредственно в овраге, я уже писал. Эту группу родников называют «Кадочка». По мнению геологов, родники в Велесовом овраге образовались примерно полторы-две тысячи лет тому назад в результате геологического смещения пород и разгрузки нижнемелового водоносного пласта. Православная легенда так объясняет происхождение этих родников: гнался Георгий Победоносец за Змеем, скакал на лихом коне, под копытами которого возникали многочисленные ключи. Говорят, в прежние времена родников на дне Велесова оврага было множество. Самый большой называли Георгиевским (понятно почему), остальные в честь святых апостолов.

На фото - один из родников группы "Кадочка". В соседнем (справа, не стал снимать) в этот момент принимает омовение бомж, разложив вокруг свои нехитрые пожитки.

Поскольку целью моего путешествия были в том числе и «полевые исследования», сообщаю, что никакой особенной позитивной энергетики, излучаемой родниками группы «Кадочка», я не почувствовал. Если уж брать «позитивную» воду, то совсем не из этих родников, а из первого родника, бьющего под Храмом Вознесения , на набережной Москвы-реки. Вот там да – энергетика чувствуется. Но как раз из этого родника воду-то никто и не берет. Немаловажно, что холм, который венчает Храм Вознесения, столетиями никто не трогал. Любые раскопки в этом месте были и есть - строжайше запрещены. В древние времена понятно почему, в социалистические – просто потому, что боялись оползня и разрушения Храма. Как-никак, шедевр мировой архитектуры, первый каменный шатровый храм на Руси, дорогая работа италийских мастеров.

Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого всегда бил ключ, считавшийся еще в XVI в. чудодейственным (!). Место очень даже соответствовало итальянским трактатам, по ним этот родник (ключ) отнесен к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке».

На фото - один из "правильных" родников, расположенный под Храмом Вознесения.

Об этом, кстати, я узнал еще мальчишкой. Однажды к роднику, где мы сидели с группой приятелей и маялись дурью - пили, извините за подробности, портвейн известной марки «три топора» (а что еще делать молодежи в парке в 15 лет в 70-е годы), спустился священник. Сбегая по крутой тропинке к роднику, священник подбирал рясу, чтобы ненароком не наступить на нее. Под рясой (что интересно) были отличные синие джинсы – недосягаемая мечта всех юношей 70-х. Но я не об этом.

Священник испил воды из родника и рассказал нам, непутевым потребителям дешевого портвейна, о роднике и Храме. По словам священника, в воде этого родника содержатся в немалом количестве ионы серебра. По его мнению, существуют даже вполне правдоподобные версии, откуда в воде родника серебро. Якобы под храмом был сделан глубокий колодец, спускающийся на глубину не менее 50 метров, до водоносного слоя. А стенки колодца выложили из толстых серебряных листов, соединенных клепкой. Может это, конечно, легенда. Не знаю. Рассказываю то, что услышал сам от священника, которому врать, вроде как, не было особого смысла. Так вот, «сильный» родник в Коломенском есть. Но искать его надо не в Велесовом овраге, а под Храмом Вознесения, на набережной Москвы-реки.

Первый камень, который находится рядом с руслом ручья, называют Гусь-Камень. Вероятно, название образовалось от ассоциаций с формой - камень действительно походит на лежащую крупную птицу-гуся.

Когда я подошел к камню, на нем (скромненько этак, с краю), сняв обувь, расположился мужчина, весь вид которого выдавал в нем одинокого, лет сорока, мужчину-технаря, не чуждого эзотерики. Мужчина грустил и, судя по позе и сигналам руки (не спрашивать же), банально лечил свой простатит. Считается, что Гусь-Камень – мужской. Я, однако, строгой «половой принадлежности» камня не уловил. Сигнал от камня имелся, но я бы не сказал, что сильный. Возможно, я просто пришел не в то время и не к той Луне. Но сигнал был, и совершенно четкий.

Поняв, что мужчина «в теме», я спокойно достал маятник и компас. Маятник описал нечеткий овал, а компас указал на «север» совсем не туда, где на самом деле Север. Грустный мужчина не преминул отметить, что «сегодня энергетика камня несколько не та, слабовата». Да я, собственно говоря, и сам это заметил. По моему, разумеется, субъективному мнению, Гусь-Камень помогает лечению мужских (урологических) заболеваний: простатит, бесплодие, камни в мочевом пузыре. Помогает определиться с жизненными целями и приоритетами. То, что называют «расставить точки над ё». По всей видимости, может помочь тем (неважно, женщина это или мужчина), кто честно стремится к собственному развитию в разных областях – карьера, личная жизнь, совершенствование, поиск ориентиров.

Через пару минут (я еле успел «зарядить» на камне некий предмет, который мне нужен для работы) к Гусь-Камню подошла большая компания. Все загалдели, засуетились… Пришлось ретироваться и направиться по деревянной лесенке вверх, ко второму камню.

Лесенка содержит местами сломанные деревянные ступени (не доходят почему-то руки у администрации). Пойдете – будьте аккуратнее, лесенка как специально сделана таким образом, что ненароком оступившийся наверняка переломает себе ноги. Поднявшись, находим Девичий (Девий) Камень. Позволю себе усомниться в правильности названия. Я думаю, что на самом деле – это Дивий Камень. От слова «диво», чудо. Камень этот считается «женским». Но, честно вам скажу, я опять не почувствовал ничего, что указывало бы на то, что этот камень – исключительно женский. Вид камня и сигналы, которые в описываемый день оказались значительно сильнее, чем у Гусь-Камня, позволяют предположить, что он помогает в лечении заболеваний, связанных с так называемыми «полыми» органами: матка, яичники, почки, мочевой пузырь, легкие. Бесплодие тоже.

На Девичьем (Дивьем) Камне расположилась целая компания женщин, при этом некоторые откровенно глумились над происходящим, продолжая тем временем сидеть. Спрашивается, если тебе нечем заняться, зачем топать километр от входа в парк до Камня? Непонятно. После некоторых шуток сидящих, я предпочел уйти, сообщив (не удержался) шутникам, что за глумление можно и ответить. Буквально, органами. Все шутники притихли.

Печально, что в Велесовом овраге нет вообще никакой информации ни о камнях, ни о родниках. Ничего. Приходят разные досужие ходоки, хохмят, сидя на Дивьем Камне… А потом все удивляются – откуда у женщины взялись серьезные проблемы по-женски…

Так нормальные-то люди ходят с умом и чувством, просят. Оставляют монетки прямо на камне, ленточки вяжут на лебеде, что растет выше по склону. А приходит некая досужая курица, садится своей широкой задницей на эти монетки, и глумится, шутит… Понаблюдал я эту картину и пришел к выводу, что Девичий (Дивий) Камень имеет способность человеческую дурь перераспределять. Ну и правильно.

Примечания

1. Радзивилловская или Кёнигсбергская летопись - летописный памятник предположительно начала XIII века, сохранившийся в двух списках XV века - собственно Радзивилловском и Московско-Академическом. Представляет собой «Повесть временных лет», продолженную погодовыми записями до 1206 г. от Р.Х.

2. Для любителей покопаться и поспорить. "Боги славянского и русского язычества", Д. Гаврилов, С. Ермаков. Изд. "Ганга", 2009. ISBN 978-5-98882-074-1

3. Храм был построен в 1547 г. по указу Ивана Грозного в память его венчания на царство, а также как моление о даровании наследника. Зодчие, предположительно, Барма и Постник. Этот уникальный памятник древнерусского зодчества является предшественником (!) собора Василия Блаженного на Красной площади. Т.е. храм этот древнее известного собора на Красной площади. Закрыт в 1924 г. и долгое время был заброшен. Богослужения возобновлены в 1992 г.

4. Храм Вознесения Господня в Коломенском построен в 1528 - 1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV, долгожданного наследника престола.

Суханов Валерий Юрьевич

В парке «Коломенское» есть очень необычное и таинственное место – Голосов овраг. Находится он приблизительно посередине музея-заповедника и делит его на две равные части, имеет длину более километра и довольно крутые склоны.
Нынешнее название «Голосов» – производное от Волосов. То есть, названный по имени Волоса (Велеса) – языческого славянского бога подземного царства и потустороннего мира. Камни в Коломенском, лежащие на дне, служили жертвенниками этому божеству. Причем для расположения святилища именно здесь есть все основания – прямо под оврагом расположен очень глубокий подземный разлом, обнаружены следы деятельности древних вулканов.

Имя Волос происходит от «волохатый», мохнатый. Наши предки издревле волосы отождествляли с богатством, как материальным, так и духовным, с мудростью и с крепким здоровьем. Историки считают, что изначально овраг назывался «Волосов».

С этой низиной связано несколько загадочных историй. В 1621 году у ворот царского дворца в Коломенском неожиданно появился небольшой отряд татарских всадников. Их окружили стрельцы, охранявшие ворота, и немедленно взяли в плен. Всадники рассказали, что они - воины хана Девлет-Гирея, войска которого пытались захватить Москву в 1571 году, но были разбиты. Надеясь уйти от преследования, конный отряд спустился в Голосов овраг, окутанный густым туманом. Татары провели там, как им казалось, несколько минут, а вынырнули лишь через 50 лет. Один из пленных говорил, что туман был необычный, отсвечивающий зеленоватым цветом, но в страхе перед погоней на это никто не обратил внимания. Царь Михаил Федорович приказал учинить дознание, которое показало: татары, скорее всего, говорили правду. Даже их оружие и экипировка уже не соответствовали вооружению того времени, а больше походили на устаревшие образцы середины XVI столетия.

Ещё одно из необычных происшествий было описано в июле 1832 года в газете «Московские ведомости». Двое крестьян, Архип Кузьмин и Иван Бочкарёв, возвращаясь ночью домой из соседней деревни, решили сократить дорогу и пройти Голосовым оврагом. На дне долины клубился густой туман, в котором неожиданно возник какой-то «коридор, залитый бледным светом». Мужчины вошли в него и встретили заросших шерстью людей, которые знаками попытались указать им обратную дорогу. Через несколько минут крестьяне вышли из тумана и продолжили путь. Когда они пришли в родную деревню, оказалось, что прошло уже два десятилетия. Жены и дети, постаревшие на 20 лет, с трудом их узнали. В дело вмешалась полиция. По настоянию следователей в овраге провели эксперимент, в ходе которого один из путешественников во времени снова растворился в тумане и назад уже не вернулся.

Известная достопримечательность этих мест - два огромных камня в глубине оврага весом по несколько тонн каждый. Причем основная часть этих валунов находится под землёй. На поверхность выходят небольшие вершины. История этих камней уходит в глубь веков. Им поклонялись ещё языческие племена, жившие здесь около полутора тысячелетий назад. Именно тогда камни получили свои имена.

Нижний из камней лежит на дне оврага и называется «Гусь». Считается, что он покровительствовал мужчинам, даруя воинам силу и удачу в бою. Верхний камень называют «Девичьим». По поверьям он приносит счастье прекрасной половине человечества. Девичий камень располагается на склоне холма и для удобства к нему построена деревянная лестница. Около камней можно часто встретить людей совершающих странные движения или просто медитирующих.

См. также:


Гору Воттоваара в Карелии суеверные люди считают местом средоточия злых сил и мостом в иной мир: здесь растут уродливые деревья, почти отсутствует фауна, озера мертвы.


Гора мертвецов - так переводится с языка манси "Холат Сяхыл" - название высоты 1079 м на Северном Урале. На ее склоне при загадочных обстоятельствах погибли подряд 2 группы туристов.


Гора Ямантау издавна считалась зловещей. А поскольку у башкирского народа принято давать горам, рекам и озерам имена, "Ямантау" в переводе означает "Злая гора".


Странную местность в Якутии, вдоль поймы правого притока реки Вилюй, местные жители называют Долиной смерти. Через это место проходил в прошлом кочевой торговый путь эвенков.


Заяцкий остров - богатейший заповедник. Часть неолитических сооружений представлена лабиринтами - невысокими (до 40 см) спиралями, выложенными из небольших по размерам булыжников.


Каменный город - это комплекс огромных камней, расположенных таким образом, что создается впечатление города. И все здесь как будто настоящее: и узенькие улочки, и широкие проспекты.


Кашкулакская пещера находится на севере Хакасии и признана одним из самых страшных мест планеты. Местные жители называют её пещерой «чёрного дьявола» или пещерой «белого шамана».


Квартиру № 50, что находится в доме № 10 по Б. Садовой улице в г. Москве, знают многие и ежегодно её посещают десятки тысяч людей. В 1921-1924 годах здесь жил Булгаков.


Одно из самых мистических и загадочных мест Санкт-Петербурга – Александро-Невская лавра. Воздвигнутая в начале XVIII века, она всегда была покрыта завесой таинственности.


В Тульской области на высоком берегу Красивой Мечи рядом с селом Козье находится знаменитый Конь-Камень. Его вес более 20 тонн. Конь-Камень стоит на трех других валунах, как на ногах.


Ловозеро - четвёртое по величине озеро в Мурманской области, расположено в центре Кольского полуострова. Считается одной из самых известных аномальных зон в стране.


На Кольском полуострове между Умбозером и Ловозером лежит участок горного массива Хибины. В центре его находятся Священное озеро и долина, которая известна под названием Ловозерская тундра.


Мансийские болваны (Столбы выветривания) - геологический памятник на хребте Маньпупунёр (что на языке манси означает «Малая гора идолов»), в междуречье рек Илыч и Печора.


Медведицкая гряда находится на месте уникального тектонического разлома, и, может, поэтому считается одной из наиболее мощных и непредсказуемых в своем поведении аномальных зон России.


В восточной части Казахстана, огромные территории которого занимают степные зоны и живописные пейзажи, расположен очень необычный водоем - Мертвое озеро.


Метро 2 - условное обозначение сети секретных транспортных линий, расположенных прямо под московским метрополитеном. Официально существование Метро 2 не подтверждено.


Молёбский треугольник - широко известная геоаномальная зона, которая расположена на левом берегу Сылвы, на границе Свердловской и Пермской областей, напротив села Молебки.


Этот мрачный лес Ржевского района Тверской области хранит в себе множество тайн и отпечатков прошлых лет. Именно здесь в годы ВОВ вела свою последнюю оборону 29-я советская армия.


В центральной части Байкала, напротив самого широкого места Байкала, расположен мыс Рытый. Местные жители старательно избегают посещений мыса, именуя это проклятым местом.


Во время ВОВ здесь, на относительно небольшом по площади участке, погибли десятки тысяч советских, немецких и испанских солдат. Сейчас местность вокруг сильно заболочена.


Никандровский монастырь - аномальная зона, расположенная на месте разрушенного монастыря. Местные жители рассказывают, что видят на развалинах древних монахов-призраков.


Странный случай, произошедший в лесах Новгородской области, стал основой для местной страшилки о лесе, крадущем души. Летом 1999 года в лесу был найден труп мужчины.


Мрачность и гнетущее чувство посещают практически каждого, кому случается бывать на Обводном канале, связаны с временами гораздо более древними, чем те, в которые появился Санкт-Петербург.


Слухи о том, что в водоёме обитает местный собрат Лох-Несского чудовища, существовали давно, но проверить их решилась лишь экспедиционная группа.


Озеро Лабынкыр - водоем на востоке Якутии, ставший знаменитым благодаря неизвестному науке существу, обитающему в его водах. Якуты верят, что в озере обитает громадное животное.


Озеро Светлояр иногда называют русской Атлантидой за его овеянную легендами историю. Люди говорят, что иногда из-под его вод раздается еле слышный звон колоколов.


Петроглифы разбросаны разрозненными группами на скалах полуострова Бесов Нос. Есть загадочные фигуры мистического характера.


Округ телецентра Останкино знают многие, как район с самым высоким строением Москвы, но не каждый знает, что земля, на которой стоит башня, имеет старинную и мистическую славу.


Остров усеян множеством странных круглых камней разного размера – от превышающих человеческий рост до совсем мелких – с пинг-понговый шарик; часть представляет собой идеальные пушечные ядра.


Патомский кратер - конус из раздробленных известняковых глыб на склоне горы Патомского нагорья Иркутской области. Патомский кратер был обнаружен совершенно случайно летом 1949 года.


На Урале есть гора Отортен, которую принято считать зоной аномалий. В разное время в этих местах происходили трагические события, самое знаменитое из которых - исчезновение группы Дятлова.


Пьяный лес - это прямоугольник из криворастущих переплетенных хвойных деревьев. Хвойные деревья изогнуты в сторону севера, а лиственные же вокруг этого места растут ровно.


Плато Укок - алтайский Тибет - одно из самых красивых и мистических мест Горного Алтая - «Место силы». Название Укок звучит как «Слушай небеса». Эта древняя земля фантастической красоты.


Сабуровская пирамида является каким-то секретным масонским инструментом, т.к. никто толком не знает зачем она была построена, потому что ничего подобного в России никто не строил.

В парке «Коломенское» в Москве есть очень необычное и таинственное место – Голосов овраг. Находится он приблизительно посередине музея-заповедника и делит его на две равные части. Овраг в Коломенском имеет длину более километра, склоны достаточно крутые.

Нынешнее название оврага – производное от Волосов овраг. То есть, названный по имени Волоса (Велеса) – языческого славянского бога. Причем для расположения святилища именно здесь есть все основания – прямо под оврагом расположен очень глубокий подземный разлом, обнаружены следы деятельности древних вулканов.

В окрестностях Голосова оврага археологи нашли остатки древних поселений датирующихся 1 веком до нашей эры.
Дьяково городище, находящееся недалеко от оврага в Коломенском – самое древнее поселение на территории Москвы.

Есть немало городских легенд, связанных с Коломенским оврагом. Вот, пожалуй, самая интересная:
В 1621 году в Коломенском около царского дворца вдруг появилась татарская конница. «Вдруг» – потому что татар в этих местах не видели с 1571 года, со времен отбитой атаки татарского хана Девлет-Гирея. Отряд схватили и царь Михаил Федорович приказал учинить дознание. На допросе татары признались, что, спасаясь от преследования русского войска, спустились в Голосов овраг. На дне оврага был какой-то странный зеленоватый туман, в котором татары надеялись скрыться. Вышли они из тумана, как впоследствии оказалось, только через 50 лет.
Еще история:
В 1810 году двое крестьян – Архип Кузьмин и Иван Бочкарев поздним вечером возвращались из села Дьяково домой, в село Садовники. Дорога проходила через Голосов овраг, на дне которого они увидели необычайно густой туман. Пройдя сквозь туман, мужики продолжили путь. Каково же было удивление местных жителей, увидевших крестьян, пришедших в родное село. Их уже как 21 год считали пропавшими без вести.

В овраге лежат два больших камня весом по несколько тонн каждый – Конь-камень и Девий камень.
Камни почитались еще с языческих времен – считалось, что в них живут духи. Здесь проводились обряды, божествам поклонялись и приносились жертвы.
И в наши дни считается, что камни обладают большой силой. Конь-камень лечит мужские, а Девий камень – женские болезни. Кроме того, камни исполняют желания и приносят счастье – нужно только дотронуться и завязать ленточку на соседнем кусте. Для верности, стоит камню поднести дар – несколько монеток или какую-нибудь еду.
Конь камень лежит почти у самого дна оврага.
Девий камень находится посередине крутого склона. Часто можно видеть женщин, сидящих на Девием камне. Его еще называют «Женский камень в Коломенском».

Скорее всего в Волосовом (Велесовом) овраге в Коломенском было святилище Велеса. А на вершине холма, где стоит церковь Вознесения, скорее всего было святилище Перуна. Один из камней, Конь или Гусь, лежал там всегда на дне оврага и был жертвенным камнем в святилище Велеса. А второй, Девий или Перунов, лежал на холме в святилище Перуна и был сброшен в овраг христианами (как Синь-камень с Ярилиной горы на Плещеевом озере).
В любом случае место там сильное, это чувствуется и уходить оттуда не хочется.