Григорий седов биография. Биография

Григорий Семёнович Седов (1836-1884 гг.) - русский художник исторической живописи, академик.

Биография

Григорий Седов родился в Москве 12 января 1836 года в семье мясоторговцев. Художественное образование получал сначала в школе живописи и ваяния в Москве, а затем в 1857 году поступил в академию художеств. Результатом успешного обучения стали: малая серебряная медаль за рисунок в 1858 г., большая серебряную медаль за рисунок и малую за этюд в 1859 г., а в 1860 году - большая медаль за этюд.

Творчество

Его картины «Путешественники застигнутые дождем» и «Поход Олега на Царьград» были предствалены на выставке 1862 года. В 1864 году Григорий Седов получил малую золотую медаль за программную картину «Меркурий усыпляет Аргуса», а в 1866 - большую золотую медаль и звание художника 1-й степени, с правом на пенсионерское пребывание за границей в течение шести лет, за программную работу «Обращение Владимира в христианство».

В 1867 году он уезжает в Париж, где прожил до 1870 года. В Париже Седов написал две картины: «Христос в темнице» и образ Пресвятой Троицы в куполе алтаря парижской православной церкви. Здесь же художник ослеп на один глаз. Незнание им иностранных языков и болезнь глаза сильно затрудняли его жизнь за границей.

В 1870 году художник вернулся обратно в Россию, три последних года пенсионерства он провел в Москве, занимаясь в основном работ для церквей. В том же 1870 году Седов получил от академии художеств звание академика за картину «Иоанн Грозный и Малюта Скуратов».

В 1876 году Седов показал на выставке академии художеств свою известную картину: «Иван Грозный любуется Василисой Мелентьевной», которая имела огромный успех. Кроме перечисленных картин, Григорий Седов является автором таких полотен как: «Курская горожанка», «Саянка Щигровского уезда», «Царь Алексей Михайлович выбирает себе невесту», а также изображения четырёх евангелистов более натуральной величины и восьми пророков в церкви св. Троицы у Покровских ворот в Москве.

    «Иван Грозный любуется Василисой Мелентьевной», 1876

    «Иоанн Грозный и Малюта Скуратов», 1870

    «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», 1882

    «Курская мещанка»

Источники

  • Седов, Григорий Семенович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Родился 15 января 1917 года в Баку. Отец - Седов Александр Григорьевич (1887-1927), командир танкера Каспийского нефтеналивного флота. Мать - Седова (Еремина) Наталья Васильевна (1890-1971), дочь астраханского бондаря. Супруга - Седова (Гурвич) Ирина Михайловна (1921 г.рожд.), хирург.

"Как человек, владеющий своей профессией со свободой истинного художника, гармонично сочетающий пылкость Моцарта с сальеревским умением "поверить алгеброй гармонию", ...тщательно проигрывал все положения, возникновения которых мог ожидать в предстоящем полете. Ведущая формула его методики - "если - то". Если что-то случится, действовать надо так-то..."

"Начальник нашего отдела... обладал редким даром - искусством блестящего анализа. Тут он не знал себе равных. Никто другой не мог так дельно и метко разобрать поведение машины в полете... Он буквально раскладывал машину по полочкам..."

"Дядька", основатель школы "микояновских" летчиков, - человек необычайной судьбы. Выдающийся летчик-испытатель... после списания с летной работы проявил такой инженерный талант, что по ступеням конструкторского бюро фирмы "МИГ" поднялся на должность заместителя генерального конструктора..."

"Он никогда не выговаривал незадачливым, не повышал голоса, а молча досадовал, что не так освещен вопрос, недостаточно проработан, стараясь при этом помочь выйти из затруднительного положения..."

"Технический состав относился к нему с большим уважением, каждый видел в нем друга, старшего товарища, а не начальника..."

"По пальцам можно перечислить летчиков, в которых органически сочетались столь сильная воля, профессиональное мастерство, богатый инженерный опыт и высокий творческий потенциал..."

Приведенные слова сказаны в разное время и разными людьми - летчиками-испытателями, военными и гражданскими, наземными специалистами, конструкторами, однако относятся они к одному и тому же человеку - Григорию Александровичу Седову.

Лучшие дня

Местом рождения будущего летчика в документах назван город Баку. Это не соответствует действительности. Григорий, как и его старший брат Валерий, родился... на борту парохода-танкера "Игнатий", командовал которым их отец. Дети с малолетства знали, что такое фок, грот, бизань... Кстати, и Григорий Хрисанфович, дед Седова по отцовской линии, тоже был капитаном, командовал небольшим речным судном.

Семья Седовых жила на... пароходе, в двух небольших каютах, выходивших в "салон". Тут же - обширная библиотека, уже в четыре года Григорий бегло читал. Мама окончила в Астрахани Мариинскую женскую гимназию и имела диплом "домашней учительницы", своих детей учила, не выходя из дома. В школу братья Седовы пошли, когда Валерию исполнилось 12 лет, а Григорию - десять, старший - в четвертый класс, младший - в третий... К тому времени семья съехала с парохода и обосновалась в Астрахани. Хотя отца новая власть и наградила серебряными именными часами за навигацию 1922 года, он оказался не у дел, нигде не работал, слег и, проболев четыре года, умер.

Навсегда запомнилось Григорию Седову астраханская улица, вкус печеной картошки, игра в лапту, которую по астрахански именовали "буй и тяга"... И, конечно, школа: первая его учительница Глафира Иосифовна Иванова, принимавшая "вступительный" экзамен в третий класс, Федор Алексеевич Серебряков, который учил ребят всему - от физики до ботаники...

Никаких моделей самолетов и планеров Седов в том далеком и голодном детстве не строил и об авиации не помышлял...

1929 год выдался самым тяжелым для семьи. Старший брат уже учился в Баку морскому делу, понемногу продвигался дорогой деда и отца, мама с младшим сыном покинули Астрахань и вернулись в Баку... Мама, приучившая своих детей читать и работать с книгой, настояла на том, чтобы Григорий окончил только что открытую десятилетку и после нее пошел учиться на инженера. Седов сдал экзамены в тамошний индустриальный институт, однако учиться в нем не захотел, а подался в Ленинград и стал в тридцать шестом году студентом Ленинградского политехнического института.

На этом и завершился доавиационный период жизни Григория Александровича. В институте однажды он прочитал объявление о наборе в аэроклуб. В силу определенной живости характера и всенародной любви к авиации студент Седов решил попробовать себя в качестве учлета.

Первым его учителем в летном деле оказалась женщина - инструктор аэроклуба Ольга Николаевна Ямщикова (впоследствии - инженер-полковник, летчик-испытатель первого класса). Под ее руководством в Крестцах под Новгородом Григорий Седов совершил первый самостоятельный полет. Вскоре Ямщикова "пробилась" в Военно-воздушную академию имени Жуковского, в годы войны воевала в составе женского 586-го истребительного авиационного полка. Незадолго до Победы Ольгу Николаевну направили на работу в ГК НИИ ВВС. Первой из советских женщин она вылетела там на реактивном самолете и... встретила в институте своего довоенного "учлета" Григория Седова.

Сам Седов в НИИ ВВС оказался достаточно затейливым образом. На аэродром питерского аэроклуба вдруг приехали люди в погонах с целью отобрать нескольких ребят для учебы в Борисоглебской летной школе. Тут приземлился истребитель И-16, залетел к ним с каких-то учений. По сравнению с "кукурузником" поликарповский "ишачок" выглядел посланцем с иной планеты.

2 января 1938 года Седова, имевшего "грандиозный" налет в 12 часов 44 минуты, зачислили в военной летное училище. Учеба в Борисоглебске оказалась стремительной, словно полет пули. После "скоростной" подготовки на У-2, инструктор Алексей Николаевич Павликов выпустил курсанта Седова на истребителе И-16. И в октябре того же 1938 года Седова в звании лейтенанта направили в строевую часть, а точнее, в 10-й истребительный авиационный полк, стоявший в Бобруйске. Одним из трех полков его авиадивизии командовал Иван Петрович Полунин. (После войны Иван Петрович с 1955 по 1961 годы возглавлял Школу летчиков-испытателей Министерства авиапромышленности).

Новоиспеченный лейтенант летал в Бобруйске на И-16, летал хорошо, однако заложенная еще родителями тяга к "инженерии" давала себя знать: Седов написал рапорт с просьбой принять его на второй курс академии имени Жуковского (первый, еще "питерский" курс ВУЗа у него уже был за плечами). Сдал вступительные экзамены для поступления на второй курс инженерного факультета, но от учебы... отказался! Получил справку, содержание которой стоит привести полностью - для ощущения атмосферы того времени: "...По собственному желанию получил отсрочку на один год из-за отсутствия возможности получения летной тренировки в Академии. Тов. Седову разрешено Командованием Академии держать испытания в 1940 г. на 3-й курс" (орфография и пунктуация документа сохранены). Седова отправили в строевую часть "полетать годик".

Ровно через год Седова приняли на третий курс академии. Пока учился, разразилась война, старшекурсникам просто-напросто запретили даже заикаться о фронте. Мало того, когда в сорок втором Седов получал диплом (между прочим, "красный"), инженеров-механиков, имевших до того летную специальность, направили не на фронт, а в Государственный Краснознаменный НИИ ВВС.

Институт эвакуировали с подмосковной станции "Чкаловская", со знаменитого Щелковского аэродрома, в свердловский пригород Кольцово. Истребительным отделом руководил Алексей Никашин. В отделе работал изумительный летчик Константин Груздев, отозванный с фронта, однако успевший за три месяца боевой "практики" сбить двадцать с лишним самолетов противника. Груздев как мог успокаивал рвущегося на фронт Седова, старался убедить его, что и здесь, в тылу, работа не менее рисковая и ответственности не меньше. Подружился Седов и с Алексеем Кубышкиным, тем самым, кто "открыл небо" для истребителя ЛА-5, с Андреем Кочетковым, Федором Демидой, Афанасием Прошаковым, "Афоней", с Петром Стефановским - знаменитыми, выдающимися пилотами. В "моторном" отделе служил Григорий Бахчиванджи, - это он первым поднимал в воздух ракетный самолет БИ-1...На нем "Бахчи" и сложил голову, потом на пресловутой американской "аэрокобре" погибнет Груздев. Оба они захоронены в Кольцове...

НИИ ВВС возвратился в Подмосковье в сорок третьем. К концу войны Седов, впитывая словно губка опыт старших коллег, занял прочные позиции в государственных испытаниях истребителей, отечественных и лендлизовских. Уже тогда в его отделе сформировали четыре профильных группы: самолетами Лавочкина занималась бригада ведущего инженера В.И. Алексеенко, "иностранцами" - бригада И.Г. Рабкина, "мигами" - бригада А.С. Розанова (Александр Сергеевич позднее руководил Школой летчиков-испытателей, он сменил Полунина). Что же касается самого Седова, то он возглавил бригаду, занимавшуюся самолетами Яковлева, возглавил причем в двух качествах - ведущего инженера и ведущего летчика-испытателя, случай для НИИ ВВС беспрецедентный...

1945 год для Григория Александровича стал памятным не только Победой: в том году он познакомился с хирургом из Главного военного госпиталя имени Н.Н. Бурденко фронтовичкой Ириной Михайловной Гурвич, они поженились, с тех пор идут по жизни вместе.

Итак, вторая половина сороковых, завершилась война, но разгоралась новая, безо всяких передышек. Политики назовут ее "холодной", а для тех, кто занимался вооружениями и военной техникой, она оказалась в прямом смысле "горячей", и не только у нас, а во всем мире, точнее, в тех считанных странах, что рискнули "соответствовать" научно-техническому прогрессу.

По роду своей рискованной испытательной профессии Седов схоронил многих своих сослуживцев, а вот его самого судьба хранила. Еще в те послевоенные годы он провел государственные испытания ЯК-15 и ЯК-23, они были приняты на вооружение, потом последовал ЯК-30 (который серийно не строился), в качестве летчика облета участвовал в испытаниях первых реактивных "мигов" и "лавочкиных"...

Опытные реактивные истребители МИГ-9 и ЯК-15 впервые поднялись в воздух 24 апреля 1946 года, чуть позднее стартовал и ЛА-150. Не дожидаясь окончания заводских и государственных испытаний, самолеты запустили... в серийное производство. Ситуация экстремальная, соответственно и ответственность. Ведь задача ставилась "простая" - пролететь колонной на этих истребителях над Красной площадью в ходе традиционного военного парада 7 ноября. НИИ ВВС отрядил на парадное мероприятие двенадцать своих лучших испытателей. Реактивный опыт у них практически отсутствовал - после войны институт располагал одним трофейным МЕ-262, и летал на нем в основном А.Г.Кочетков, а его коллеги по истребительному отделу выполнили по одному полету. Да и тот самолет потеряли: 17 сентября на "мессершмитте" разбился, к сожалению, Федор Демида.

Освоение "серийных" реактивных первенцев МИГ-9 и ЯК-15 организовали таким образом: на аэродром "Раменское" доставляли по земле разобранные машины, там собирали, летчики ЛИИ М.Л.Галлай и Г.М.Шиянов их облетывали и передавали военным испытателям, проведя, естественно, соответствующие занятия. Так двенадцать "парадников" из НИИ ВВС становились "реактивщиками"...

Воздушную часть того парада отменили - погода стояла в тот день отвратительная. Испытателей, правда, достойно отблагодарили и морально, и материально. Сохранилась официальная групповая фотография участников "несостоявшегося" парада, однако на ней только одиннадцать летчиков, двенадцатого, Седова, там нет.

Оказывается, в момент исторической съемки инженер-майор Седов в полной военной форме прохаживался по... Парижу.

В 1946 году там проводился первый послевоенный авиасалон, причем не на аэродроме в Ле-Бурже, а в Гран-Пале, в центре города. Советская официальная делегация состояла из пяти человек, только авиаторов и только военных - генерал А.Н. Пономарев, два полковника, подполковник и майор Седов... Решающим для включения в делегацию именно Седова оказалось, скорее всего, то обстоятельство, что Григорий Александрович руководил в НИИ ВВС испытаниями яковлевских машин.

Разрезали ленточку премьер-министр Жорж Бидо и трое советских офицеров - генерал Пономарев, полковник Кулагин и майор Седов... Комментарии, как говорится, излишни.

В 1947 год советское правительство решило широко показать реактивную технику на воздушном параде в Тушино. Во многих "номерах" обширной программы участвовали и летчики НИИ ВВС. Испытателям истребительного отдела поручили, в частности, пройти над Тушинским аэродромом тремя звеньями на поршневых ЛА-11, дополнительно оснащенных так называемыми пульсирующими воздушно-реактивными двигателями (под крылья каждого самолета подвесили по две "трубы", которые при включении давали некоторый прирост скорости, страшно при этом грохотали и изрыгали трехметровые пламенные хвосты). Зрелище было весьма эффектным! В парадной девятке состоял и инженер-майор Седов... Месяц спустя всех участников парада наградили орденами и медалями - так Григорий Александрович стал кавалером ордена Отечественной войны I степени...

В институте Григорий Седов быстро продвигался по службе, получил звание инженер-подполковника, стал "и.о. начальника истребительного отдела". Он был загружен инженерной работой, по его словам, на всю "железку" и, главное, летал, и не меньше других испытателей. Ему нравилась эта работа, и никуда уходить он и не помышлял. Тут, как и у многих людей, вмешался Его величество Случай!

Глубокой осенью сорок девятого Седова... наказали за невыполнение "боевого задания". Новый начальник института, а менялись они после войны очень часто, приказал немедленно перегнать истребитель из Чкаловской в город Энгельс на Волге. Погоды, как на грех, не было, да и острая необходимость такого "перегона" явно не просматривалась. И Седов распустил всех по домам. А утром вышел гневный приказ о невыполнении этого самого "боевого задания" с предупреждением о неполном служебном соответствии.

Разумеется, Григорий Александрович и после приказа работал, как и работал, продолжал, как он сам говорит, "неполно соответствовать". Буквально в те же дни Седову передали довольно любопытную для обычного летчика-испытателя просьбу от... Артема Ивановича Микояна: руководитель ОКБ просил Григория Александровича приехать в конструкторское бюро в удобное для него время. С Микояном Седов знаком не был, правда, много летал на "мигах", но не более того... Артем Иванович предложил ему стать шеф-пилотом ОКБ, организовать летно-испытательную станцию таким образом, чтобы появилась возможность вести испытания самого широкого спектра, учитывая опыт НИИ ВВС и ЛИИ, создать постоянную летную группу, новую инженерную службу...

Жил тогда Седов в авиагарнизоне на станции "Чкаловская", а работать предстояло на станции "Отдых", там - Ярославский вокзал, тут - Казанский... Микоян, между прочим, предложил присылать за Седовым самолет, но выросший в большевистской скромности летчик вежливо отказался. И до той поры, пока ему не дали в Москве квартиру, мотался в Жуковский на электричках, спал мало, смертельно уставал, но в дела входил энергично.

А дел и проблем было очень много. Виктор Юганов, поднимавший первый МИГ-15, ушел из ОКБ в Летно-исследовательский институт (ЛИИ). Александр Чернобуров был великолепным летчиком, но никак не специалистом в области аэродинамики высоких скоростей... Микояну нужен был не просто летчик - испытатель, но аналитик, "академик", имелось в виду образование, полученное в Военно-воздушной инженерной академии, и умеющий переводить свои ощущения, полученные в полетах, на язык цифр, формул, графиков...

По страницам всех послевоенных авиационных книг кочует седовская фраза, ставшая хрестоматийной: "Если летчик чувствует перед испытательным полетом, что он идет на подвиг, значит он к полету не готов!" Может показаться, что слова эти, приводимые, как правило, без какой либо привязки ко времени, месту действия, окружающей обстановке, были произнесены на юбилейном вечере или пионерском сборе.

На деле этому предшествовало трагическое событие: 20 марта 1950 года на И-330, первом прототипе будущего МИГ-17, разбился Герой Советского Союза Иван Иващенко... На высоте в пять тысяч метров летчик ввел истребитель в глубокое пикирование и... не вышел из него. Аварийная комиссия оказалась в тупике, не просматривалось никаких зацепок, однако конструкторы нутром чувствовали, что именно околозвуковая скорость тащит за собой какую-то "мину". Микоян принял решение продолжить испытания и поручил их Седову. Пока строился второй экземпляр, Седов моделировал на земле возможные ситуации, придумывал тесты, искал какие-то частные решения, комбинировал их в разных сочетаниях. Вот тогда-то на Седова и стали поглядывать, как на человека, идущего на подвиг, тогда-то Григорий Александрович и постарался внушить своим новым коллегам, что он не собирается бросаться на амбразуру, а стремится докопаться до причин гибели Иващенко.

6 апреля 1950 года Седов поднял в воздух второй экземпляр И-330. "Мина" сработала, когда в одном из полетов он подошел к трансзвуковой скорости. На самолет обрушился флаттер - колебания, что способны в считанные секунды развалить любой аэроплан. Наземная подготовка летчика тут сыграла ключевую и счастливую роль - на уцелевших огрызках рулей он сумел посадить истребитель и привезти, как говорят испытатели, ценнейший экспериментальный материал...

Пятидесятые годы (почти все то десятилетие Седов был старшим летчиком ОКБ "МИГ") вошли в историю мировой авиации невиданной "битвой за небеса", развернули ее бывшие союзники по антигитлеровской коалиции. Дозвуковая боевая техника подготовила плацдарм для самого, пожалуй, знаменитого скачка в своем развитии - преодоления звукового барьера.

Фронтовые истребители МИГ-17 к тому времени приняли на вооружение тридцать с лишним стран, участников его создания, и Седова в их числе, удостоили в 1952 году Государственной премии, появились многочисленные модификации самолета и "семнадцатые" долго потом находились в строю... Однако их время стремительно уходило.

Тем временем готовился всемирный авиаконкурс в номинации "боевые истребители". На базу американских ВВС "Эдвардс" в калифорнийской пустыне Мохаве один за другим поступали на испытания детища всех ведущих фирм: "Норт Америкен" предъявила сверхзвуковой Ф-100 "Супер Сейбр", "МакДоннелл" - Ф-101 "Вуду", "Локхид" - Ф-104 "Старфайтер", "Рипаблик" - Ф-105 "Тандерчиф"...В погоню за "старшим братом" бросились англичане, французы, итальянцы и даже "нейтральные" шведы...

Активным участником того состязания стал Советский Союз. В свою "домашнюю" конкуренцию вступили ОКБ А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна и П.О. Сухого. Исторический парадокс: коллективы "ЯК" и "ЛА", чьи самолеты внесли весьма заметный вклад в разгром фашистской Германии, проиграли "МИГу" и "СУ", крылья которых были не столь заметны в небе Великой Отечественной войны.

"Летчик, говорит Григорий Александрович, всегда стремится летать побыстрее и повыше - это его стихия. Самолеты, которые мы тогда испытывали давали нам такую возможность. Для меня, например, таким самолетом стал МИГ-19 - первый отечественный сверхзвуковой истребитель... Конечно, работа на подобных машинах захватывала каждого испытателя..."

Дорога к МИГ-19 оказалась куда как не простой.

Поначалу построили "эмку" - опытный истребитель И-350 "М" с опытным двигателем А.М. Люльки. Седов поднял его в воздух 16 июня 1951 года. На земле, конечно, проиграли множество возможных ситуаций, "гоняли" двигатель, летчик много раз "бегал" по полосе, выполнил несколько подскоков, а в воздухе случилось то, чего ждали меньше всего: двигатель встал... У самолета с прижатыми к фюзеляжу крыльями, стреловидность их составляла 55 градусов, аэродинамическое качество, потребное для планирования, наверное такое же, как у топора. Но тут сработал, скорее всего, "бюрократизм" седовской методики подготовки к полетам, когда быстрее любого суперкомпьютера принимаются решения и микронными движениями рук, ног, глаз, пальцев они выполняются. Седов благополучно посадил "эмку", что даже бывалых летчиков аэродрома "Раменское" заставило почесать затылки.

Так состоялась первая в стране посадка с отказавшим реактивным мотором. Всего у Седова потом наберется десять "бездвигательных" посадок.

Осторожный Артем Иванович Микоян понимал, что информация нужна, как воздух, но и безрассудно рисковать жизнью летчика он не мог. И все-таки разрешил еще четыре "острых" полета на И-350 "М".

Один из очевидцев тех прорывных дней вспоминал, что прямо на аэродроме устраивали специальные конференции, собирались на них человек пятнадцать. Седов докладывал свой, еще "тепленький" материал, тут же проявляли пленки с записями приборов, их сопоставляли с впечатлениями летчика, анализировали, получали бесценные в научно-техническом плане данные...

Как следствие, через год появился СМ-2, уже с двумя двигателями А.А. Микулина. Седов испытывал его год с лишним, выполнил 132 полета... Наконец, 5 января 1954 года Григорий Александрович совершил первый полет на СМ-9, в марте достиг скорости 1.452 километра в час... После заводских испытаний машину передали на государственные испытания в родной для Седова НИИ ВВС. Самолет запустили в серийное производство под именем МИГ-19.

Справедливости ради следует отметить, что в 1950-е годы ОКБ "МИГ" занималось не только модификациями МИГ-17 и освоением своей первой сверхзвуковой машины МИГ-19. ОКБ участвовало в "атомном проекте" - подробности той сверхсекретной работы обнародовали лишь в 90-х годах. Микояновцы сделали самолеты - снаряды "К" (ракетно-ядерный комплекс "Комета"), их подвешивали под крылья стратегических бомбардировщиков, и, естественно, разработали пилотируемые аналоги снарядов. Летные испытания на 71-м полигоне ВВС в Крыму проводили Амет-Хан Султан, С.Н. Анохин из ЛИИ и В.Г. Павлов из НИИ-17.

Жизнь диктовала и потребность в более скоростных и маневренных истребителях нежели МИГ-19, с новым крылом, новыми двигателями, новым вооружением, новыми системами управления и самим самолетом, и боевым ракетным комплексом. Потому в ОКБ и развернули работы над проектом "Е". Первый вариант, Е-2 с привычными стреловидными крыльями, взлетел 14 февраля 1955 года, пилотировал его Георгий Мосолов. А 16 июня 1955 года Седов поднял Е-4, первый в стране истребитель с треугольным крылом... Так началась эпопея со знаменитым МИГ-21, самолетом - солдатом. На аэродроме тогда даже шутка ходила: "Микоян начал партию ходом Е-2 - Е-4..."

После того, как Седов стал шеф-пилотом ОКБ, микояновцы перестали, за редчайшими исключениями, поручать подъем новых опытных машин "варягам", все это выполняли свои, "фирменные" летчики. Это и понятно: постепенно, шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком отстраивалась опять-таки "своя" система летных испытаний, названная потом "школой Седова".

"Директор" этой школы оказался и блестящим селекционером. Поначалу он призвал под микояновские знамена выпускников второго выпуска Школы летчиков-испытателей (ШЛИ) Георгия Мосолова и Владимира Нефедова. Пять лет спустя, в 1958 году, из той же ШЛИ на "фирму" пришли Александр Федотов, Петр Остапенко и Игорь Кравцов, в 1965 году - Борис Орлов и Михаил Комаров, в 1967-м - Авиард Фастовец, в 1969-м - Валерий Меницкий... Заслуженные имена.

Как никто другой среди руководителей КБ Седов понимал летчиков. "Иногда происходило самое тяжелое, говорит Григорий Александрович, разбивался опытный самолет. Летчик оставался невредимым, но вот от самолета - "дрова". Мне пришлось дважды побывать в таком положении. Описать словами внутреннее состояние испытателя, рассматривающего "свои" обломки, просто невозможно..."

Своеобразным итогом летной практики Седова стало присвоение ему 1 мая 1957 года звания Героя Советского Союза, а через два года - звания "Заслуженного летчика - испытателя СССР". Седов возглавил всю летно-исследовательскую работу в ОКБ, а десять лет спустя стал главным конструктором самолетов с изменяемой в полете стреловидностью крыла МИГ-23 и МИГ-27. И только на закате ХХ века перешел в "номинацию" советников. По-прежнему он входит в президиум знаменитого Методического совета ЛИИ, без благословения которого в стране не может взлететь ни один новый летательный аппарат, по-прежнему в его кабинете толпятся конструкторы, инженеры, испытатели...

Живет и работает в Москве.

Седов Григорий Александрович – лётчик-испытатель ОКБ А.И.Микояна, инженер-полковник.

Родился 2 (15) января 1917 года в городе Баку Бакинской губернии (ныне – столица Азербайджана). В 1922-1931 годах жил в городе Астрахань, с 1931 года вновь жил в городе Баку. В 1935 году окончил 10 классов школы. В 1935-1936 годах работал лаборантом в Бакинской физической лаборатории, в мае-сентябре 1936 – счетоводом на Бакинском вагоноремонтном заводе. В 1936-1938 годах учился в Ленинградском индустриальном институте (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет). В 1937 году окончил Ленинградский аэроклуб.

В армии с января 1938 года. В октябре 1938 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. До сентября 1940 года служил в ВВС лётчиком истребительного авиаполка (в Белорусском особом и Прибалтийском военных округах).

Участник похода советских войск в Польшу в сентябре 1939 года в должности лётчика 10-го истребительного авиационного полка.

В июле 1942 года окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского.

С июля 1942 года по январь 1950 года служил в Научно-испытательном институте ВВС: помощником ведущего инженера (1942-1944) и ведущим инженером (1944-1950). Одновременно с инженерной работой с августа 1943 года занимался лётно-испытательной работой. Как ведущий инженер провёл государственные испытания различных модификаций истребителей Як-9П и Як-3, как лётчик-испытатель – государственные испытания реактивных истребителей Як-23 и Як-30. Участвовал в госиспытаниях истребителей Ла-9Р, Ла-11, Як-15 и Як-17.

В январе 1950 – феврале 1959 – старший лётчик-испытатель ОКБ А.И.Микояна. Поднял в небо и провёл испытания первого в стране сверхзвукового истребителя МиГ-19, различных модификаций реактивного истребителя МиГ-17, опытных сверхзвуковых самолётов И-350, И-360, Е-4 и Е-2А. Участвовал в испытаниях реактивных истребителей МиГ-15, МиГ-21 и других самолётов. 16 июня 1951 года впервые в стране выполнил бездвигательную посадку на сверхзвуковом самолёте (на опытном самолёте И-350).

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года инженер-полковнику Седову Григорию Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1958-1972 – заместитель главного конструктора ОКБ А.И.Микояна по лётным испытаниям. В 1972-1998 – главный конструктор ОКБ имени А.И.Микояна, руководил разработкой сверхзвуковых истребителей МиГ-23, МиГ-27 и МФИ («1.44»). С ноября 1977 года генерал-майор-инженер Г.А.Седов – в запасе. С 1998 года работал советником генерального конструктора Российской самолётостроительной корпорации «МиГ».

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959), генерал-майор инженерно-технической службы (1968; генерал-майор авиации – 1984). Награждён 2 орденами Ленина (1.05.1957; 11.10.1974), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), 2 орденами Красного Знамени (5.02.1947; 20.04.1956), орденом Отечественной войны 1-й степени (20.09.1947), 2 орденами Красной Звезды (1.07.1944; 3.11.1953), медалью «За боевые заслуги» (24.06.1948), другими медалями.

Ленинская премия (1976, за разработку сверхзвукового истребителя МиГ-23), Сталинская премия 1-й степени (1952, за испытания реактивного истребителя МиГ-17).

Воинские звания:
Лейтенант (16.10.1938)
Старший техник-лейтенант (2.07.1942)
Инженер-капитан (17.04.1943)
Инженер-майор (5.11.1944)
Инженер-подполковник (20.01.1949)
Инженер-полковник (22.07.1955)
Генерал-майор инженерно-технической службы (19.02.1968)
Генерал-майор-инженер (18.11.1971)
Генерал-майор авиации (26.04.1984)

Источники
Балаков И.Б., Симонов А.А. Испытатели «МиГов». Жуковский, 1999
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного АО г. Москвы. М., 2003
Личное дело
Свидетельство родных или самого Героя
Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР. – Москва, 2009.
Шелест И.И. Лечу за мечтой. М., 1989

Седов (Григорий Семенович, 1836 - 84) - исторический живописец, получил образование в Императорской Академии Художеств, где был награжден в течение курса четырьмя серебряными медалями и малой золотой медалью. Заслужив на академическом конкурсе 1866 г. большую золотую медаль картиной "Обращение великого князя Владимира в христианство", Седов был отправлен за границу в качестве пенсионера академии и прожил с 1867 по 1870 г. в Париже, где написал всего лишь две вещи: картину "Христос в темнице" и образ Пресвятой Троицы в полукуполе алтаря парижской православной церкви. В это время Седов ослеп на один глаз. Будучи в 1870 г. вызван обратно в Россию, провел остальные три года своего пенсионерства в Москве, где жил постоянно и после того, занимаясь преимущественно работами для церквей. В том же году было присуждено ему звание академика за картину "Иоанн Грозный и Малюта Скуратов". Участвуя в трудах по украшению живописью московского Храма Спасителя, Седов исполнил в западном крыле этого здания стенную картину: "Крещение святой Ольги" и, кроме того, изготовил эскизы таких же картин: "Крещение святого Владимира" и "Закладка Успенского собора в Москве", написанных по этим эскизам Н. Корнеевым. В 1876 г. большое впечатление на публику произвела выставленная в академии картина Седова "Иоанн Грозный перед Василисой Мелентьевой" (находится в музее императора Александра III , в Санкт-Петербурге), замечательная, если не по внутреннему содержанию, то по прекрасному письму и отлично разыгранному в ней освещению. Из прочих картин Седова заслуживают быть упомянутыми: "Курская горожанка" (в Третьяковской галерее, в Москве), "Саянка Щигровского уезда" (1872) и "Царь Алексей Михайлович избирает себе невесту" (1884).

  • - Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва, был членом фракции "Яблоко", членом Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе; член Политсовета Республиканской партии РФ...
  • - советский лётчик-испытатель, генерал-майор авиации, заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза. В Советской Армии с 1938...

    Энциклопедия техники

  • - Кинооператор, заслуженный деятель искусств Украинской ССР; родился 17 сентября 1904 г. на Полтаве, Украина. Окончил Одесский кинотехникум. Оператор-постановщик игровых и документальных фильмов...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-аншеф, чл. Гос. Сов., род. в 1742 г., в 1756 г. вступил в воен. службу поручиком, а в 1763 г. В. уже - полк. Ряжского караб. п....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - штурман, Герой Советского Союза, гвардии майор. Участник Великой Отечественной войны с августа 1941 г. Был штурманом 81 гв. бап. Совершил 136 боевых вылетов...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - воевода москов., убит в бою 1444 г. в Галиче...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Первый вице-президент "Тюменской нефтяной компании" с июня 2000 г.; родился в 1953 г.; окончил Институт нефтехимической и газовой промышленности в 1975 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Народный депутат, член Совета Республики Верховного Совета РФ, был членом Президиума Верховного Совета, председателем Комитета по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию местного самоуправления,...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - полковник Харьковского полка...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Бывший заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции России - начальник Главного управления ФСНП по Северо-Западному федеральному округу, генерал-майор налоговой полиции...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - заслуженный летчик-испытатель СССР, авиаконструктор, Герой Советского Союза, лауреат Ленинской и Сталинской премий, генерал-майор авиации...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - художник исторической живописи, родился в Москве 12 января 1836 г., умер там же 15 апреля 1884 г. Происходил из семьи мясоторговцев. Начатки художественного образования получил в школе живописи и ваяния в Москве, а...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - см. в статье Габриловичи...

    Биографический словарь

  • - Седов - исторический живописец, получил образование в Императорской Академии Художеств, где был награжден в течение курса четырьмя серебряными медалями и малой золотой медалью...

    Биографический словарь

  • - исторический живописец, получил образование в Имп. акд. худ., где был награжден в течение курса четырьмя серебр. медалями и мал. золот. мед. Заслужив на академическ. конкурсе 1866 г. больш...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - российский летчик-испытатель СССР, генерал-майор-инженер, Герой Советского Союза. Испытания первого советского серийного сверхзвукового истребителя МиГ-19...

    Большой энциклопедический словарь

"Седов Григорий Семенович" в книгах

ВОЛКОНСКИЙ ГРИГОРИЙ СЕМЕНОВИЧ

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

ВОЛКОНСКИЙ ГРИГОРИЙ СЕМЕНОВИЧ (род. в 1742 г. – ум. в 1824 г.) Григорий Семенович Волконский, сподвижник Румянцева и Суворова, получивший от последнего прозвище «неутомимого Волконского», прослужил во славу России почти семьдесят лет и был кавалером всех российских

Седов

Из книги Картофель автора Фатьянов Владислав Иванович

Седов Если почва на участке заражена черной ножкой, рекомендуется сажать сорт Седов. Он проявляет высокую устойчивость к грибным и вирусным болезням. Клубни рано созревают, имеют белый цвет, округлую форму, глазков немного, они мелкие. Клубни достигают массы 140 г, а при

Григорий VII Гильдебранд и Григорий - епископ нисский}

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Григорий VII Гильдебранд и Григорий - епископ нисский} Приводимый ниже параллелизм накладывает некоторые детали биографии римского папы XI века Григория VII на жизнеописание известного христианского святого Григория, епископа нисского (ниццкого), а западный Рим - на

4. Григорий заключает мир с Агилульфом. - Фока вступает на трон в Византии. - Григорий шлет ему свое приветствие. - Колонна Фоки на римском форуме

автора Грегоровиус Фердинанд

4. Григорий заключает мир с Агилульфом. - Фока вступает на трон в Византии. - Григорий шлет ему свое приветствие. - Колонна Фоки на римском форуме В действительности Григорий пользовался почти всей властью государя, так как нити политического управления сами собою

2. Григорий X едет в Лион. - Гвельфы и гибеллины во Флоренции. - Собор в Лионе. - Григорий X издает закон о конклаве. - Жалованная грамота Рудольфа в пользу церкви. - Взгляд Григория X на отношения церкви к империи. - Грамота, данная Лозанне. - Григорий X во Флоренции. - Его смерть. - Иннокентий V.

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Григорий X едет в Лион. - Гвельфы и гибеллины во Флоренции. - Собор в Лионе. - Григорий X издает закон о конклаве. - Жалованная грамота Рудольфа в пользу церкви. - Взгляд Григория X на отношения церкви к империи. - Грамота, данная Лозанне. - Григорий X во Флоренции. - Его

66. Старинная легенда утверждает, что папа Григорий VII «был Фаустом» Но ведь Григорий VII - это действительно отражение Андроника-Христа

Из книги автора

66. Старинная легенда утверждает, что папа Григорий VII «был Фаустом» Но ведь Григорий VII - это действительно отражение Андроника-Христа Как показано в книге А.Т. Фоменко «Античность - это Средневековье», гл. 4, знаменитый папа Григорий VII Гильдебранд якобы из XI века

Григорий Александрович Седов (СССР)

Из книги Великие летчики мира автора Бодрихин Николай Георгиевич

Григорий Александрович Седов (СССР) Григорий Седов родился 15 января 1917 г. в городе Баку в семье капитана танкера. С восьмого класса Седов совмещал учёбу в школе с работой техника-калькулятора вагоноремонтной базы в Баку, а затем лаборанта в физической лаборатории

Александр Меншиков - Григорий Потемкин - Алексей Аракчеев - Константин Победоносцев - Григорий Распутин

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Александр Меншиков - Григорий Потемкин - Алексей Аракчеев - Константин Победоносцев - Григорий Распутин Фаворитизм - это оборотная сторона любой монархии. Мировая история прошлых веков пестрит именами знаменитых временщиков и фаворитов, оказавших огромное влияние

«Седов»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Петров Григорий Семенович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Нежевенко Григорий Семенович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Генкин Григорий Семенович Командир минометного взвода 1053-го стрелкового полка 300-й стрелковой дивизии

Из книги Я дрался в Сталинграде [Откровения выживших] автора Драбкин Артем Владимирович

Генкин Григорий Семенович Командир минометного взвода 1053-го стрелкового полка 300-й стрелковой дивизии В начале октября 1942 года нас высадили ночью на какой-то станции в районе Камышина. Прошли примерно три километра до ближайшего леса. Там нас уже ждали колонны

Лесин Григорий Исаакович, военврач Интервью - Григорий Койфман

Из книги По локоть в крови [Красный Крест Красной Армии] автора Драбкин Артем Владимирович

Лесин Григорий Исаакович, военврач Интервью - Григорий Койфман - Родился 8/8/1920 года в Белоруссии, в городе Витебске.Мой отец, Исаак Гиршевич Лесин, 1879 г.р., окончил на рубеже веков коммерческое училище и до революции был арендатором озер, а после нее был небогатым

Любимая святыня Протодиакон Григорий (Григорий Лаврентьевич Михеев) (1889–1958)

Из книги У Троицы окрыленные автора Тихон (Агриков)

Любимая святыня Протодиакон Григорий (Григорий Лаврентьевич Михеев) (1889–1958) Радуйся, святыням чистое и непорочное жилище. (Акафист Преподобному Сергию) В жизни каждого человека есть вещи, к которым он проявляет особое внимание, имеет особую любовь. Еще в детстве одно

V. Отцы церкви: св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский (IV век)

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич


(род. 15.01.1917) - заслуженный летчик-испытатель СССР (1959), авиаконструктор, Герой Советского Союза (1957), лауреат Ленинской (1976) и Сталинской (1952) премий, генерал-майор авиации (1968). С 1942 г. на испытательной работе в НИИ ВВС. С 1950 г. работал в ОКБ А. И. Микояна. Испытывал МиГ-17 (СИ-2), И-350 (М), СМ-2 (И-360), МиГ-19, СМ-9, Е-4, Е-2А. В 1958-1970 гг. был зам. главного конструктора по летным испытаниям. С 1970 г. на конструкторской работе. Руководил разработкой всех модификаций МиГ-23, МиГ-27, МФИ (1.42). С 1997 г. - советник генерального конструктора. Почетный член Ассоциации летчиков-испытателей экспериментальных самолетов (США).

Седов, Григорий Александрович

Советник генерального конструктора Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" с 1999 г.; родился 15 января 1917 г. в г. Баку; учился в Ленинградском индустриальном институте, окончил Борисоглебскую военную летную школу в 1938 г.; служил в истребительном авиационном полку; в 1940 г. поступил в Военно-Воздушную академию им. Жуковского; в 1942 г. направлен в НИИ ВВС летчиком-испытателем-инженером, проводил испытания самолетов, поступавших на вооружение Советской Армии, в том числе и иностранных; принимал участие в проведении государственных летных испытаний первых отечественных реактивных истребителей; в 1950 г. был переведен в ОКБ "МиГ" на должность ведущего испытателя; в 60-е годы возглавлял летно-исследовательскую работу в ОКБ "МиГ", затем работал главным конструктором самолетов с изменяемой в полете стреловидностью крыла МиГ-23 и МиГ-27; генерал-майор авиации; Заслуженный летчик-испытатель; лауреат Государственной премии СССР (1952) и Ленинской премии; Герой Советского Союза (1957); награжден многими правительственными наградами.

В июне 1951 г. при испытаниях у экспериментального сверхзвукового истребителя-перехватчика остановился двигатель. Седову удалось благополучно посадить машину. Это была первая посадка реактивного самолета с остановленным двигателем. В мае 1952 г. поднял в воздух самолет СМ-2 - прототип первого серийного сверхзвукового истребителя МиГ-19; за испытания МиГ-17 и МиГ-19 в 1957 г. был удостоен звания Героя Советского Союза. "Прошел через его руки" и самый массовый истребитель третьего поколения МиГ-21. А МиГ-23 Седов испытывал и как главный конструктор. Это был первый истребитель с изменяющейся в полете геометрией крыла и выпускавшийся в нескольких модификациях массовой серией. На его основе создан и истребитель-бомбардировщик МиГ-27.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Седов, Григорий Александрович" в других словарях:

    Седов Григорий Александрович Энциклопедия «Авиация»

    Седов Григорий Александрович - Г. А. Седов Седов Григорий Александрович (р. 1917) — советский лётчик испытатель, генерал майор авиации (1968), заслуженный лётчик испытатель СССР (1959), Герой Советского Союза (1957). В Советской Армии с 1938. Окончил лётную школу (1938) и … Энциклопедия «Авиация»

    - (р. 1917) российский летчик испытатель СССР (1959), генерал майор инженер (1968), Герой Советского Союза (1957). Испытания первого советского серийного сверхзвукового истребителя МиГ 19. Исследовательские полеты на сверхзвуковых скоростях и др.… … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 1917) советский лётчик испытатель, генерал майор авиации (1968), заслуженный лётчик испытатель СССР (1959), Герой Советского Союза (1957). В Советской Армии с 1938. Окончил лётную школу (1938) и Военно воздушную академию РККА имени профессора … Энциклопедия техники

    - (р. 1917), лётчик испытатель, генерал майор инженер (1968), Герой Советского Союза (1957). Испытания первого отечественного серийного сверхзвукового истребителя МиГ 19. Исследовательские полёты на сверхзвуковых скоростях и др. Государственная… … Энциклопедический словарь

    Григорий Александрович Любимов Российский ученый, математик, механик Дата рождения: 23 июня 1932(1932 06 23) (80 лет) Место рождения: Москва … Википедия