История политических и правовых учений.

Глава 1. Предмет истории политических и правовых учений. 3

§ 1. История политических и правовых учений как учебная дисциплина. 3

§ 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин. 4

§ 3. Общечеловеческое и социальное в истории политических и правовых учений. 6

Глава 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока. 11

§ 1. Введение. 11

§ 2. Политическая и правовая идеология Древней Индии. 13

§ 3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая. 16

§ 4. Заключение. 22

Глава 3. Политические и правовые учения в Древней Греции. 23

§ 1. Введение. 23

§ 2. Развитие демократических учений. Старшие софисты.. 24

§ 3. Политические и правовые учения аристократии. Платон и Аристотель. 26

§ 4. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств. 34

§ 5. Заключение. 36

Глава 4. Политические и правовые учения В Древнем Риме. 37

§ 1. Введение. 37

§ 2. Политические и правовые учения рабовладельческой аристократии. Цицерон. Римские юристы 38

§ 3. Политические и правовые идеи первоначального христианства. 41

§ 4. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный. 43

§ 5. Заключение. 45

Глава 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в период средних веков. 46

§ 1.Введение. 46

§ 2. Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский. 48

§ 3. Политические и правовые идеи средневековых ересей. 51

§ 4. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского. 52

§ 5. Заключение. 54

Глава 6. Политические и правовые учения в странах арабского Востока в период средних веков 55

§ 1.Введение. 55

§ 2. Политико-правовые направления в исламе. 55

§ 3. Политико-правовые идеи в трудах арабских философов. 58

§ 4. Заключение. 61

Глава 7. Политические и правовые учения в россии в период возникновения и развития феодализма и образования единого русского государства. 62

§ 1. Введение. 62

§ 2. Политические и правовые идеи Древней Руси. 62

§ 3. Основные направления политической мысли в период образования Московского царства 64

§ 4. Политическая идеология борьбы против феодальной эксплуатации. 69

§ 5. Заключение. 70

Глава 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в. 71

§ 1. Введение. 71

§ 2. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике. 72

§ 3. Политико-правовые идеи Реформации. 78

§ 4. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси. 81

§ 5. Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж.Бодена. 82

§ 6. Политико-правовые идеи раннего социализма. “Утопия” Томаса Мора. “Город Солнца” Томмазо Кампанеллы.. 84

§ 7. Заключение. 88

Глава 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних буржуазных революций 90

§ 1.Введение. 90

§ 2. Возникновение теории естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве. 91

§ 3. Основные направления политической и правовой идеологии в период английской буржуазной революции 1642–1649 гг. 93

§ 4. Теоретическое обоснование демократии. Б. Спиноза. 99

§ 5. Обоснование “Славной революции” 1688 г. в учении Дж. Локка о праве и государстве. 102

§ 6. Заключение. 105

Глава 10. Политические и правовые учения немецкого и итальянского просвещения XVII-XVIII вв. 107

§ 1. Введение. 107

§ 2. Естественно-правовые теории в Германии. 107

§ 3. Правовая теория Ч. Беккариа. 110

§ 4. Заключение. 112


Глава 1. Предмет истории политических и правовых учений

§ 1. История политических и правовых учений как учебная дисциплина

История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины - на конкретном историческом материале показать закономерности развития политико-правовой идеологии, познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий. Изучение этих теорий и их связи с современными проблемами права и государства так же важно для подготовки высококвалифицированных правоведов, как для философов изучение истории философии, для экономистов - истории экономических учений, для искусствоведов - истории эстетики и т.д.

Изучение истории политических и правовых учений уже в прошлом веке было составной частью высшего юридического образования. На юридических факультетах университетов эта дисциплина сначала называлась "История политических учений" (общий курс под таким названием был подготовлен и издан профессором Московского университета Б.Н.Чичериным), затем - "История философии права" (курсы лекций в Москве профессора Г.Ф.Шершеневича, в Санкт-Петербурге профессора Н.М.Коркунова). После 1917 года эта дисциплина называлась по-разному: "История политических учений", "История учений о государстве и праве", "История политических и правовых учений".

Задачей учебного курса является формирование теоретического мышления и исторического сознания студента-юриста, воспитание умения сопоставлять и самостоятельно оценивать политико-правовые доктрины современности. Изучение истории политических и правовых учений актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, праву, политике, неоднократно обсуждался в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, политики и морали, демократии и технократии, реформы и революции и др. Знания о различных вариантах решения этих проблем и об обоснованиях этих решений - необходимая часть современного политического и правового сознания. В настоящее время резко возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах. Особенность нашего времени - становление идеологического плюрализма, признание различных вариантов мышления в научном, профессиональном, обыденном сознании. Соревнование идейных течений, обмен доводами, проблемами дают возможность изжить узость и одномерность идеологически деформированного сознания, строго ориентированного на господствовавшее официальное мировоззрение.

При изложении политико-правовых доктрин используются понятия и категории, многие из которых студентами изучены в курсе теории государства и права. Политические и правовые учения возникали и развивались в органической связи с историей государства и права, отражая современные им политические и правовые учреждения. Поэтому история политических и правовых учений изучается после того, как студенты изучили историю государства и права. Исходя из потребностей и запросов отечественного правоведения, учебный курс строится преимущественно на материалах истории России и стран Западной Европы. В учебной программе и в учебнике учитываются специфика высшего юридического образования, необходимость максимально экономного изложения тем, проблем, дат, имен.

История политических и правовых учений представляет собой процесс развития соответствующей формы общественного сознания, подчиненный определенным закономерностям.

Связь политических и правовых учений разных эпох обусловлена уже влиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретических представлений на последующее развитие политико-правовой идеологии. Такая связь (преемственность) особенно заметна в те эпохи и периоды истории, в которые воспроизводятся философия и иные формы сознания предыдущих эпох и решаются политико-правовые проблемы, в чем-то аналогичные тем, которые решались в предшествующие времена. Так, в Западной Европе разложение феодализма, борьба с католической церковью и феодальными монархиями вызвали широкое воспроизведение в политико-правовых трактатах идеологов буржуазии XVI-XVII вв. идей и методологии античных авторов, не знавших христианства и обосновывавших республиканский строй. В борьбе против католической церкви и феодального неравенства использовались идеи первоначального христианства с его демократической организацией; в периоды революционных событий вспоминались демократические идеи античных авторов, республиканские доблести политических деятелей Древней Греции и Древнего Рима.

Ряд историков придавал таким влияниям решающее значение, пытался представить всю или почти всю историю политической мысли как чередование, круговорот одних и тех же идей и их различных сочетаний ("филиация идей"). Такой подход преувеличивает возможность чисто идеологических влияний, которые сами по себе неспособны породить новую идеологию, если нет социальных интересов, создающих почву для восприятия идей и их распространения. Важно и то, что сходные исторические условия могут порождать и порождают аналогичные и даже одинаковые идеи и теории без обязательных идейных связей и влияний. Не случаен и выбор каким-либо идеологом политико-правового учения, если оно берется за образец, поскольку каждая страна и каждая эпоха имеют несколько значительных политико-правовых теорий, и выбор одной из них (или идей нескольких теорий) опять же обусловлен в конечном счете социально-классовыми причинами. Наконец, влияние и воспроизведение далеко не одно и то же: доктрина, сложившаяся под влиянием других доктрин, чем-то отличается от них (иначе это та же самая доктрина, которая просто воспроизводится); новая теория соглашается с одними идеями, отвергает другие, вносит изменения в наличный запас представлений. В новых исторических условиях прежние идеи и термины могут приобретать совершенно другое содержание и толкование. Так, термин "естественное право" возник еще в Древнем мире; этим термином, например, пользовались софисты в рабовладельческой Греции V в. до н.э. В XVII в. возникла теория естественного права, выражавшая интересы буржуазии и народа, боровшихся против феодального строя. При сходстве терминологии суть доктрин противоположна по той причине, что если теоретики естественного права XVII-XVIII вв. требовали соответствия положительного права(т.е. законов государства) праву естественному (люди равны от природы и т.д.), то именно этого требования у большинства софистов не было.

История политических и правовых учений - это не чередование идей, воспроизведение их в различных сочетаниях и комбинациях, а отражение в терминах и понятиях развивающейся теории права и государства меняющихся исторических условий, интересов и идеалов различных классов и социальных групп.

Однако и попытки представить содержание истории политических и правовых учений как отражение классовых противоречий и борьбы не привели к созданию связной картины развития соответствующих доктрин от древности до наших дней уже по той причине, что интересы различных классов, существовавших в истории, крайне разнообразны, несопоставимы. Неудачной оказалась и попытка разделить историю политических и правовых учений на две части, на домарксистский и марксистский периоды, из которых первый - рассматривался лишь как преддверие второго, содержал только отдельные "догадки" о государстве и праве, второй же - считался периодом развития единственно научного учения о государстве и праве. Помимо идеологических деформаций курса такой взгляд породил спорное представление об истории политических и правовых учений как о процессе накопления, развития, кумуляции знаний о политике, государстве и праве.

На всех своих этапах развития история политических и правовых учений действительно связана с прогрессом теории государства и права и учения о политике. Прогрессом в развитии политико-правовой теории вообще является постановка какой-либо важной социальной проблемы, хотя бы сопряженная с неверным ее решением, либо преодоление старого, мертвящего теоретический поиск мировоззрения, даже если оно заменяется мировоззрением, основанным на ошибочной методологии.

Если попытаться представить историю политических и правовых учений как "кумулятивный процесс накопления и трансляции знаний", то нельзя понять, какое место в такой истории принадлежит иллюзорным, утопическим доктринам и теориям, владевшим умами миллионов людей целые эпохи. Например, господствовавшая в XVII-XVIII вв. идея общественного договора о создании общества и государства в комплексе современных теоретических знаний заслуживает упоминания разве только в связи с критическим обзором различных устаревших идей о происхождении государства. Но в период борьбы против феодализма идея общественного договора как способ выражения сопричастности человека и народа к власти противостояла идее богоустановленности власти феодальных монархов. Обе эти идеи далеки от науки, нона основе каждой из них, толкуемой как основной методологический принцип, строились обширные теоретические концепции, притязающие на объяснение прошлого, истолкование настоящего и предвидение будущих судеб государства и права. Объяснение оказалось надуманным, истолкование - ошибочным, предвидение - ложным. Но это не значит, что в истории политико-правовой мысли смена теологического мировоззрения рационалистическим вообще не была прогрессивной.

История политических и правовых учений - не процесс постепенного познания государства и права, накопления и суммирования знаний, а борьба мировоззрений, каждое из которых стремится найти опору в общественном мнении, оказать влияние на политическую практику и развитие права, опровергнуть аналогичные попытки противостоящей идеологии.

Политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии (истинное - не-истинное), а социологии (самосознание социальных групп и классов). Поэтому к политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности выражать интересы той или иной социальной группы. Представление об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное на аналогии с историей естественных наук, не подтверждается в реальной истории политико-правовой идеологии

Развитие этой идеологии ведет к приросту знаний о государстве и праве, но политико-правовая теория была и остается эмпирической, классификационной, описательной наукой, прогностическая функция которой очень сомнительна. Большую давность имеет спор о политике - наука это или искусство.

Значительное влияние на практику имеют те политико-правовые доктрины и идеи, которые основаны на обобщении, теоретическом осмыслении опыта развития государственных и правовых учреждений передовых стран. Теория разделения властей, выразившая практику государственного развития Англии в XVII в., оказала громадное влияние на конституции США, Франции и других стран Доктрина прав человека и гражданина, обобщившая практику революционного перехода от сословного строя к гражданскому обществу, нашла воплощение в международных пактах и законодательстве почти всех государств XX в. С помощью политико-правовых доктрин политический опыт передовых стран становится достоянием других стран, воспринимающих этот опыт в теоретически обобщенном виде.

Однако многие политико-правовые доктрины остались только достоянием умов порой многочисленных их приверженцев, но не были внедрены в практику (анархизм, анархо-коммунизм, синдикализм и пр.), некоторые же в процессе осуществления претерпели значительные деформации (например, теория народного суверенитета Руссо) либо дали побочные результаты, которых никто не предвидел и не желал (например, теории государственного социализма) Из привлекательных идеалов, теоретически сконструированных в отрыве от исторической действительности, проистекали бедственные последствия для стран и народов, если общество, государство и право пытались перестроить с помощью власти и принуждения. Еще в начале XVI в. великий гуманист Эразм Роттердамский, ссылаясь на опыт истории, справедливо заметил: "Ничего не бывало для государства пагубнее, нежели правители, которые баловались философией или науками". При современном уровне развития общественных наук ни одна политико-правовая доктрина не может притязать на научное предвидение долговременных результатов преобразования государственных и правовых учреждений какой-либо страны на основе этой доктрины.

При разработке политико-правовых доктрин главным стимулом теоретической деятельности были не только любознательность, стремление постигнуть причины существования и перспективы развития государства и права, но и страстное, эмоционально окрашенное стремление опровергнуть противостоящую политико-правовую идеологию, представить государство и право такими, какими их хочет видеть или изобразить идеолог, стремление преобразовать или защитить подвергающиеся нападкам государство и право, повлиять на массовое и государственное политико-правовое сознание общества Основная причина многочисленности, разнообразия и сложности политических и правовых учений - желание каждого из идеологов отстоять идеалы своего класса или своей группы и опровергнуть идеологию противоположных класса или группы.

Реальная связь времен в истории политических и правовых учений более всего основана на возрастании значения в политико-правовых доктринах гуманистических начал В идеологической борьбе, обусловливающей развитие политико-правовой мысли, во все исторические эпохи существовали и существуют два противоположных направления одно стремится преодолеть политическое отчуждение, другое пытается его увековечить.

Политико-правовой идеологии преимущественно передовых, прогрессивных классов и социальных групп присущи идеи подчинения государства народу, требования обеспечения прав человека, защиты личности и общества от произвола и беззакония, подчинения государственной власти закону.

Идеями и теориями, оправдывающими политическое отчуждение, были и остаются те, которые стремятся обосновать ничтожность личности и народа перед государством, неограниченность государственной власти, необязательность для нее элементарных норм нравственности, пытаются идеализировать авторитарное, деспотическое, тоталитарное государство. С оправданием политического отчуждения связаны не только те доктрины, которые отрицают права человека, но и те, которые видят в праве только "приказ власти".

Введение

Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока.

В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.

Основную массу населения в государствах Древнего Востока составляли крестьяне, объединенные в сельские общины. Рабовладение, несмотря на довольно широкое распространение в некоторых странах (например, в Египте, Индии), в производстве решающей роли не играло. Привилегированное положение в обществе занимали лица, принадлежавшие к аппарату государственной власти, придворная и имущественная знать. На содержании политической идеологии Древнего Востока сказались прежде всего традиционализм общинной жизни, незрелость классов и классового самосознания. Патриархальные сельские общины ограничивали инициативу человека, удерживая его в рамках вековых обычаев. Политическая мысль Древнего Востока длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя.

Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний.

Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами.

Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими (философскими), моральными и иными представлениями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновременно общемировоззренческими принципами (законами всего мира), религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого рода воззрения прослеживаются в законах царя Хаммурапи, в правовых предписаниях Талмуда, в индийских религиозных книгах. В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания.

Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следующем.

Во-первых, политико-правовые учения Древнего Востока оставались сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства ("ремесла") управления, механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах разрабатывались не столько теоретические обобщения, сколько конкретные проблемы техники и методов отправления власти.

Государственная власть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы государственного управления обществом, как восточная деспотия. Верховный правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной жизни. "Государь и его держава - вот главные элементы государства", - сказано в индийском трактате "Артхашастра".

Во-вторых, политические учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще характерен для идеологии формирующихся классов. Это общая закономерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо она проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.

Преобразования в обществе и государстве во многих древневосточных учениях связывались с изменениями морального облика людей. Само искусство управления подчас сводилось к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера. "Если правитель утвердит свое совершенство, - говорилось в китайской книге "Шу цзин", - то во всем его многочисленном народе не будет сообществ злоумышленников" Многие акции социального протеста проходили под лозунгами морального содержания и были направлены против конкретных носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом за восстановление справедливости, перераспределение богатства, но не подвергали сомнению экономические и политические основы общества.

В-третьих, для политико-правовых учений Древнего Востока характерно то, что в них не только сохранялись, но и развивались религиозно-мифологические воззрения. Преобладание в политических учениях практико-прикладной и нравственной тематики приводило к тому, что наиболее общие, отвлеченные от непосредственной практики вопросы (например, происхождение государства и права, их историческое развитие) оставались без решения либо решались при помощи тех воззрений, которые предоставляло религиозно-мифологическое сознание.

Социально-политические теории Древнего Востока, одним словом, являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементов в различных учениях было неодинаково.

Развернутые религиозные учения были созданы идеологами господствующих сословий (культ фараона в Египте, идеология брахманизма в Индии и др.). Эти учения освящали социальное неравенство, привилегии знати, власть эксплуататорской верхушки. Основы общества объявлялись божественными установлениями, и любая попытка посягательства на них рассматривалась как вызов богам Народным массам стремились внушить благоговейный страх перед божественной властью государя, привить смирение и покорность.

Господствующей идеологии противостояли политические взгляды угнетенных. Они критиковали официальные религиозные догмы, искали новые формы веры (например, ранний буддизм), выступали против гнета и произвола, выдвигали требования в защиту справедливости. Их идеи оказывали значительное влияние на развитие политической теории. Правящие круги всегда были вынуждены учитывать в идеологии требования эксплуатируемого большинства. Некоторые идеи социальных низов, как, скажем, призыв библейского пророка Исайи перековать мечи на орала, используются в политической идеологии до сих пор.

Вследствие экономической отсталости, завоевательных войн и других причин многие государства Древнего Востока утратили независимость или погибли. Возникшие в них политические учения, как правило, не получали дальнейшего развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Индии и Китае.

Заключение

Изучение политико-правовой мысли Древнего Востока имеет не только познавательное, но и теоретическое значение. Документы и памятники литературы, дошедшие до нас от древнейших цивилизаций Египта, Месопотамии, Палестины, Индии и Китая, позволяют проследить формирование политических и правовых идей на самых ранних этапах становления классового общества. История Древнего Востока предоставляет в этом отношении уникальные возможности, поскольку многие страны древневосточного мира длительное время развивались изолированно друг от друга и процесс зарождения политической идеологии протекал в них что называется в чистом виде, независимо от внешних влияний. Подобная ситуация крайне редко повторялась в последующей истории у других народов. Кроме того, высокий уровень культуры и богатые литературные традиции сочетались здесь с замедленными темпами социального развития. Значительное число памятников письменности, сохранившихся от древних цивилизаций Востока, относится к тому периоду, когда процессы образования классов и государства не получили своего завершения. Это позволяет воссоздать достаточно полную картину возникновения политического и правового сознания из нерасчлененной (синкретической) идеологии раннеклассовых обществ.

Методологическое значение истории Востока определяется также тем, что, несмотря на многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия, общественная мысль народов Востока остается менее изученной, чем социальные доктрины, получившие распространение в Западной Европе. Сказанное в полной мере относится и к современному состоянию исследований по истории политических и правовых учений. Подавляющее большинство вопросов, связанных с формированием политической теории в государствах Древнего Востока, не получило однозначного решения и продолжает вызывать дискуссии в научных кругах. В свою очередь это неизбежно сказывается на понимании общих закономерностей развития политико-правовой идеологии, ее особенностей на различных этапах истории и т.п.

В настоящее время интерес к идейному наследию Древнего Востока заметно возрос. Его стимулировало национально-освободительное движение в Индии, Китае, Египте и других странах, входивших в состав древневосточного региона. Образование независимых государств с древней и самобытной культурой усилило интерес к их историческому прошлому. Немаловажную роль при этом сыграло пробуждение национального самосознания народов Востока, стремление молодых государств сохранить (или воссоздать) традиции, унаследованные от предшествующих эпох.

Некоторые течения общественной мысли, зародившиеся в глубокой древности, переживают сегодня период своеобразного возрождения. Например, в Китае после окончания пресловутой "культурной революции" вновь получило официальное признание конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-правовая идеология развивается под воздействием концепций "буддистского социализма". С этими процессами до известной степени связано и распространение восточных религиозных культов в промышленно развитых странах, включая Россию, где за последние годы появилось немало почитателей кришнаизма и других течений.

Современное содержание религиозных и морально-политических доктрин, возникших в государствах Древнего Востока, расходится с их первоначальным смыслом. Было бы поэтому серьезным просчетом отыскивать в них общечеловеческие ценности, вечные начала справедливости и т.п. В частности, конфуцианские принципы человеколюбия первоначально относились только к китайцам и сочетались с представлением о том, что Китай - это центр Поднебесной, которому должны подчиниться все остальные народы. Исторически адекватное освещение политико-правовых концепций прошлого требует учитывать обстановку, в которой они зародились, и не допускает их модернизации.

Введение

В середине I тысячелетия до н.э. в Греции завершается переход к рабовладельческому строю. На характер и сроки этого перехода решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у греков морская торговля – ее развитие стимулировало рост городов и создание греческих колоний вокруг Средиземного моря, ускорило имущественное расслоение общества. Благодаря оживленным связям с другими странами торговые центры Греции превратились в мощные очаги культуры, куда стекались новейшие достижения в области техники, естествознания, письменности и права.

Социально-политический строй Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов, т. е. небольших, иногда даже крошечных государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современных историков численность свободного населения полиса редко достигала 100 тыс. человек.

Общей чертой полисной жизни VII–V вв. до н.э. являлась борьба между родовой аристократией, перераставшей в рабовладельческую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, образовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии. В зависимости от перевеса той или иной стороны государственная власть в полисах принимала форму либо аристократического правления (например, в Спарте), либо демократии (Афины), либо переходного правления тиранов (тирания – власть одного или нескольких лиц, узурпировавших ее силой).

С превращением рабства в господствующий способ эксплуатации росло имущественное неравенство свободных, обострялись социальные противоречия древнегреческого общества. Богатые рабовладельцы, оттесняя родовитую знать и демократически настроенные средние классы, устанавливали в ряде полисов олигархические режимы. Борьбу среди свободного населения усугубляли антагонистические отношения рабовладельцев и рабов. Основанные на господстве аристократии или демократии государства-полисы объединялись в военно-политические коалиции и государственные союзы (Афинский морской союз, Пелопоннесский союз под гегемонией Спарты и др.). Противоборство этих коалиций порождало политические перевороты в полисах и междоусобные войны, самой масштабной из которых была Пелопоннесская война 431–404 гг. до н.э.

В результате продолжительных междоусобных войн, подорвавших экономику, полисы приходят в упадок и переживают глубокий кризис. Во второй половине IV в. до н.э. древнегреческие государства были покорены Македонией, а позже (II в. до н.э.) – Римом.

Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока.

Интенсивная торговая деятельность греков, расширявшая их познавательный кругозор, совершенствование технических навыков и умений, активное участие граждан в делах полиса, особенно демократического, вызвали кризис мифологических представлений и побуждали искать новые приемы объяснения происходящего в мире. На этой почве в Древней Греции зарождается философия как особая, теоретическая форма мировоззрения. Политико-правовые концепции начинают разрабатываться в рамках общефилософских учений.

В состав философского мировоззрения входили тогда все формы теоретического сознания – натурфилософия, теология, этика, политическая теория и др. Политико-правовые учения Древней Греции складывались в результате сложных взаимодействий политической идеологии с иными формами общественного сознания.

Для развития социально-политической теории первостепенное значение имело расширение эмпирических знаний. Многообразие политического опыта, накопленного в государствах-полисах, стимулировало теоретические обобщения практики осуществления власти и создание учений, в которых поднимались проблемы возникновения государств, их классификации, наилучшей формы устройства. Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург – в Спарте, Солон – в Афинах). В произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.

На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало также развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали. Частнособственнические отношения и рабство подорвали патриархальные устои общинной жизни, сохранявшиеся в полисах, противопоставили индивидов друг другу. Если в этико-политических концепциях Древнего Востока речь шла о той или иной интерпретации общинной морали, то в античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения человека. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, представители демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и договорном происхождении закона и государства.

Начиная с III в. до н.э., когда древнегреческие государства утратили свою независимость, в общественном сознании происходят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают настроения безысходности и аполитизма, усиливаются религиозные искания. Теоретические исследования политики в этот период подменяются нравоучениями индивидуалистического толка (стоицизм, школа Эпикура).

М.: Зерцало, 2006 . - 5 68 с.

В учебнике изложены основные политические и правовые учения Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени в полном соответствии с программой и методическими требованиями, предъявляемыми к вузовским учебникам.

Новое издание учебника обновлено и сокращено по сравнению с предыдущим, выходившим в свет в 1999, 2000 и 2002 гг.

Формат: pdf / zip (2006 , 568 с.)

Размер: 2,41 Мб

/ Download файл

Формат: doc / zip (2004 , 565с.)

Размер: 1 Мб

/ Download файл

Оглавление
Г л а в а 1. Предмет истории политических и правовых учений 1
§ 1. История политических и правовых учений в системе юридических дисциплин 1
§ 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин 2
§ 3. Периодизация истории политических и правовых учений 4
§ 4. Содержание истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин 6
Г л а в а 2. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока 12
§ 1. Введение 12
§ 2. Политическая и правовая идеология Древней Индии 14
§ 3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая 19
§ 4. Заключение 28
Г л а в а 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 31
§ 1. Введение 31
§ 2. Развитие демократических учений. Старшие софисты 33
§ 3. Учение Платона о государстве и законах 36
§ 4. Политическое и правовое учение Аристотеля 42
§ 5. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств 48
§ 6. Заключение 52
Г л а в а 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 54
§ 1. Введение 54
§ 2. Политико-правовое учение Цицерона 55
§ 3. Правовые и политические идеи римских юристов 58
§ 4. Политические и правовые идеи первоначального христианства 60
§ 5. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный 63
§ 6. Заключение 66
Г л а в а 5. Политические и правовые учения в Западной Европе в период Средних веков 67
§ 1. Введение 67
§ 2. Теократические теории 68
§ 3. Политико-правовые идеи средневековых ересей 69
§ 4. Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома Аквинский 73
§ 5. Средневековые юристы 76
§ 6. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского 77
§ 7. Заключение 80
Г л а в а 6. Политическая и правовая мысль Киевской Руси 81
§ 1. Введение. 81
§ 2. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси 84
§ 3. Политические идеи в произведении Илариона "Слово о Законе и Благодати" 96
§ 4. Политические идеи Владимира Мономаха 104
§ 5. Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси... 108
§ 6. Заключение 113
Г л а в а 7. Политическая и правовая мысль Московского государства 114
§ 1. Введение 114
§ 2. Формирование политической идеологии Московского государства 116
§ 3. Политические и правовые идеи "нестяжательства" 124
§ 4. Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого 135
§ 5. Политическая теория Ивана IV 146
§ 6. Политические идеи Андрея Курбского 152
§ 7. Политические и правовые идеи И. С. Пересветова 158
§ 8. Заключение 163
Г л а в а 8. Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI в 164
§ 1. Введение 164
§ 2. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике 165
§ 3. Политико-правовые идеи Реформации 174
§ 4. Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена 177
§ 5. Политико-правовые идеи раннего коммунизма. "Утопия" Т. Мора. "Город Солнца" Т. Кампанеллы 181
§ 6. Заключение 187
Г л а в а 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних антифеодальных революций 188
§ 1. Введение 188
§ 2. Теория естественного права. Учение Г. Гроция о праве и государстве 189
§ 3. Учение Т. Гоббса о государстве и праве 191
§ 4. Основные направления политической и правовой идеологии в период Английской революции и гражданской войны 195
§ 5. Теория естественного права Б. Спинозы 199
§ 6. Обоснование "Славной революции" 1688 г. в учении Дж. Локка о праве и государстве 203
§ 7. Заключение 206
Г л а в а 10. Политическая и правовая мысль России в XVII в. 208
§ 1. Введение 208
§ 2. Политико-правовые идеи в первой половине XVII в 210
§ 3. Политические и правовые идеи патриарха Никона и протопопа Аввакума: политико-правовая идеология церковного раскола 217
§ 4. Заключение 225
Г л а в а 11. Политические и правовые учения немецкого и итальянского Просвещения XVII-XVIII вв 228
§ 1. Введение 228
§ 2. Естественно-правовые теории в Германии 228
§ 3. Правовая теория Ч. Беккариа 234
§ 4. Заключение 237
Г л а в а 12. Политические и правовые учения в России в первой половине XVIII в. 239
§ 1. Введение 239
§ 2. Развитие официальной доктрины самодержавной власти. . . . 240
§ 3. Политическое учение Феофана Прокоповича 246
§ 4. Политические и правовые идеи В. Н. Татищева 255
§ 5. Политические и правовые идеи И. Т. Посошкова 261
§ 6. Заключение 266
Г л а в а 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в 268
§ 1. Введение 268
§ 2. Политико-правовая программа Вольтера 270
§ 3. Учение Монтескье о законах и государстве 273
§ 4. Теория народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо 279
§ 5. Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции 287
§ 6. Политико-правовая идеология Франции в период Великой революции -, 294
§ 7. Проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства" 299
§ 8. Заключение 303
Г л а в а 14. Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость 305
§ 1. Введение 305
§ 2. Т. Пейн о государстве и праве 306
§ 3. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона 308
§ 4. Взгляды А. Гамильтона на государство и право 311
§ 5. Заключение 313
Г л а в а 15. Политические и правовые учения в России во второй половине XVIII в 315
§ 1. Введение 315
§ 2. Развитие официальной доктрины самодержавной власти. Идеология "просвещенного абсолютизма" 316
§ 3. Политические и правовые идеи М. М. Щербатова 319
§ 4. Политические и правовые идеи А. Н. Радищева 326
§ 5. Заключение 330
Г л а в а 16. Политические и правовые учения классиков немецкой философии конца XVIII - начала XIX в 332
§ 1. Введение 332
§ 2. Учение И. Канта о праве и государстве 333
§ 3. Учение Гегеля о государстве и праве 339
§ 4. Заключение 346
Г л а в а 17. Реакционные и консервативные политические и правовые учения в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX в 350
§ 1. Введение 350
§ 2. Реакционные политико-правовые учения во Франции, Швейцарии, Австрии 350
§ 3. Традиционализм Э. Бёрка 355
§ 4. Историческая школа права 356
§ 5. Заключение 361
Г л а в а 18. Буржуазная политическая и правовая идеология в Западной Европе первой половины XIX в 364
§ 1. Введение 364
§ 2. Либерализм во Франции. Бенжамен Констан 365
§ 3. Либерализм в Англии. Взгляды Дж. Бентама на государство и право 369
§ 4. Юридический позитивизм. Дж. Остин 373
§ 5. Политико-правовое учение Огюста Конта 376
§ 6. Заключение 385
Г л а в а 19. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая идеология в Западной Европе в первой половине XIX в 387
§ 1. Введение 387
§ 2. Политико-правовые идеи и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в 388
§ 3. Заключение 396
Г л а в а 20. Политические и правовые учения в России в период кризиса самодержавно-крепостнического строя 398
§ 1. Введение 398
§ 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. М. Сперанского 399
§ 3. Охранительная идеология. Политико-правовые идеи Н. М. Карамзина 405
§ 4. Политические и правовые идеи декабристов 408
§ 5. Политические идеи П. Я. Чаадаева 413
§ 6. Политико-правовые идеи западников и славянофилов 415
§ 7. Заключение 418
Г л а в а 21. Буржуазные политические и правовые учения в Западной Европе во второй половине XIX в 420
§ 1. Введение 420
§ 2. Юридический позитивизм. К. Бергбом 421
§ 3. Учение Р. Иеринга о праве и государстве 423
§ 4. Государственно-правовая концепция Г. Еллинека 426
§ 5. Проблемы государства и права в социологии Г. Спенсера. . . . 428
§ 6. Заключение 432
Г л а в а 22. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая идеология во второй половине XIX в. 434
§ 1. Введение 434
§ 2. Политико-правовое учение марксизма 434
§ 3. Политико-правовое учение и программа социальной демократии 440
§ 4. Политико-правовая идеология анархизма 444
§ 5. Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества) 451
§ 6. Заключение 459
Г л а в а 23. Либеральная политико-правовая идеология в России в конце XIX - начале XX в 461
§ 1. Введение 461
§ 2. Политико-правовое учение Б. Н. Чичерина 461
§ 3. Социологические концепции права и государства в России. С. А. Муромцев. Н. М. Коркунов. М. М. Ковалевский 465
§ 4. Учение о праве и государстве Г. Ф. Шершеневича 471
§ 5. Неокантианские теории права. П. И. Новгородцев. Б. А. Кистяковский 474
§ 6. Религиозно-нравственная философия права в России. В. С. Соловьев. Е. Н. Трубецкой 480
§ 7. Заключение 486
Г л а в а 24. Политические и правовые учения в Европе в начале XX в. 487
§ 1. Введение 487
§ 2. Социалистические политико-правовые учения 488
§ 3. Политико-правовая доктрина солидаризма. Л. Дюги 501
§ 4. Неокантианские концепции права. Р. Штаммлер 510
§ 5. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого 513
§ 6. Школа "свободного права" 516
§ 7. Заключение 519
Г л а в а 25. Современные политические и правовые учения в Западной Европе и США 521
§ 1. Введение 521
§ 2. Неолиберализм и консерватизм 522
§ 3. Концепции плюралистической демократии 526
§ 4. Концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия 531
§ 5. Теория демократического социализма 535
§ 6. Социологическая юриспруденция 539
§ 7. Реалистические концепции права в США 542
§ 8. Нормативизм Г. Кельзена 545
§ 9. Теории естественного права 549
§ 10. Заключение 553

Глава 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений

Коэффициент пульсации освещенности рассчитывается по формуле:

где Е m ах и Е min - максимальное и минимальное значения освещенности за период её колебания, лк; Е ср - среднее значение освещенности за этот же период, лк.

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Глава 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений

История политических и правовых учений является самостоятельной юридической, научной и учебной дисциплиной, одновременно исторического и теоретического профилей. Теоретической – поскольку сосредотачивается на изучении не формального законодательства, а теоретических построений (теорий) о назначении государства и права, созданных определенными мыслителями. Исторической – поскольку изучает сами эти теории, а также составляющие их основу принципы и идеи в их временном (историческом) развитии.

Объект ее исследования – тот же самый, что и у остальных юридических дисциплин – государство, право и законодательство, плюс к ним добавляются не изучаемые юридическими науками политические отношения.

Предмет же изучения (т.е. какая - то конкретная сторона изучаемого объекта) – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

Единицей исследования (т.е. тем, из чего складывается история политико-правовой мысли) и одновременно ключевым понятием этой науки является «политико-правовое учение». Под политико-правовым учением в данной дисциплине имеется ввиду теоретически выраженное и концептуально оформленные научные знания (концепции), характеризующие представления о природе, основных свойствах и функциях государства, политики и права. При этом эта наука не занимается рассмотрением разнообразных связанных с государством, политикой и правом общих представлений, верований, убеждений, настроений, мнений, философских афоризмов, и т.д. – т.е. всего того, что не дотягивает до уровня строгой научной теории (концепции).

Любое политико-правовое учение рассматривается в конкретно – историческом и теоретическом аспекте. Конкретно – исторический аспект политучения показывает, какие именно исторически определенные и конкретные взгляды на общество, государство, право, политику и т.п. были развиты и обоснованы в данном учении, как эти взгляды соотносились с требованиями определенных социальных групп, слоев и классов, какую позицию занимал автор учения в контексте своей эпохи. Теоретический аспект отражает философские, общеметодологические, познавательно - гносеологические моменты конкретного учения: как и каким образом, обосновывались конкретные политико-правовые взгляды, какие принципы положены в их основу, какие теоретические модели и конструкции использовал их автор.

Другие важнейшие категории истории политических и правовых учений – право, политика и государство . Право – это совокупность фиксированных и формальных норм, регулирующих деятельность разнообразных социальных институтов и поведение человека в обществе. Что же касается понятий «политика» и «государство», «политическое и государственное», то они не тождественны друг другу (в политологии это синонимы, а в истории политучений – нет). Это связано с тем, что политические отношения (т.е. отношения по поводу власти) возникли еще в первобытном обществе до возникновения самого института государства. Кроме того, нет смысла отождествлять эти понятия еще и потому, что само понятие государства как института в его современном значении было сформулировано Макиавелли, а политические проблемы (устройство власти, формы правления) обсуждались задолго до этого. Наконец, само «понятие» политики в разные периоды истории политической мысли имело разное значение, – например, древнегреческие философы (Аристотель, Платон, Сократ и др.) понимали под ним совместную жизнь граждан в рамках полиса.

Для более конкретного прояснения природы истории политических и правовых учений рассмотрим ее соотношение с другими социально – политическими и правовыми дисциплинами, которые также изучают государство, право, политику и основные принципы общественного устройства. Т.е. основные смежные с ней дисциплины - теория и история государства и права, социальная философия, социология, политология и этика.

1) Юриспруденция (все взятые в совокупности юридические науки) – изучает право во всех его формах и проявлениях, а история политико – правовых учений – лишь эволюцию общих теоретических представлений об природе и назначении права;

2) История государства и права – изучает реальное историческое развитие государственных институтов и законодательства конкретных стран, а история политучений – основные, господствовавшие в определенную эпоху представления об их роли и устройстве (не то, как было, а как должно было бы быть в соответствии с определенными принципами) и методы их изучения;

3) Социальная философия – изучает наиболее общие законы развития и функционирования общества и его институтов, а также те принципы, на которых оно должно быть построено – история политучений рассматривает не сами эти принципы и законы, а то, как х представляли конкретные мыслители;

4) Социология – изучает природу общества и образующих его социальных отношений и институтов, а наша наука – взгляды на природу общества и не всех, а только политических и правовых его институтов (культурные, экономические и т.д. институты здесь выпадают);

5) Политология – изучает политические отношения, институты и процессы, а история политучений – общие представления о государстве и власти, нормативных принципах их взаимоотношений с обществом – но не реальную политику во всех ее проявлениях); историю политических учений политология рассматривает с точки зрения формирования в их рамках собственного предмета и метода политологии, а он у нее иной, нежели у истории политучений;

6) Этика – наука, отражающая эволюцию представлений о моральных нормах и нравственных основаниях общественной жизни – история политучений рассматривает, как различные мыслители на основе эти принципов строили свои представления о роли государства и права (т.е. наша наука отталкивается от принципов этики, но собственно морально - этические проблемы ее не интересуют).

Таким образом, мы можем заключить, что история политических и правовых учений представляет собой интегральную дисциплину, объединяющую и синтезирующую данные всех вышеперечисленных наук. И эта интегральность идет ей только на пользу, поскольку помимо собственно юристови философов права большой вклад в ее развитие внесли философы, социологи, политологи, религиозные и этические мыслители и т.д.

Глава 2. Методологические проблемы истории политических и правовых учений.

По общему определению, метод – это совокупность приемов получения и истолкования нового знания в науке. В рамках нашей дисциплины – истории политических и правовых учений – понятие “метод” используется в трех основных аспектах: 1) как способ построения определенной политико – правовой теории; 2) как способ истолкования и оценки смысла и значения предшествующих политико – правовых учений; 3) как средство вывления связи между конкретной политико – правоой теорией и условиями, в которых она создавалась.

История политических и правовых учений вместе с другими юридическими дисциплинами относится к числу гуманитарных наук. Как интегральная гуманитарная дисциплина, она использует в своих широкий круг (богатый арсенал) методов, применяемых в других гуманитарных науках. Перечислим их:

1) От юридических дисципин она заимствует методы формально - юридического анализа законодательства и государственных институтов;

2) От истории – сравнительно - исторический метод (предполагает сравнение конкретных политико - правовых учений, выявление общего и особенного в каждом из них (классификацию и типологизацию), определение закономерностей их развития, прослеживание связи особенностей учения с биографией его автора и характером той эпохи и социальной среды, к которой он относился);

3) От философии и социальной философии – общефилософские методы – системный, диалектический, формально – логический для выявления тех исходных и принципов и правил, в соответствии с которыми создавалось конкретное политико – правовое учение, а также для выявления закономерностей развития тех или иных идей и теорий;

4) От социологии – специальные методы (структурно – функциональный), позволяющие выявить наиболее общие характеристиках общества, социальных институтов и процессов;

5) От политологии – политический анализ, изучающий фунционирование политических нститутов и протекание политических процессов (рассматрвается как он применялся конкретными политическими и мыслителями, а также как повлияли на характер их идей протекающие вокруг них политические процессы);

Все это вместе и позволяет получить целостное знание об истории, характере и содержании политико – правовых учений.

Что же касается периодизации историии политических и правовых учений, то она подразделяется на следующие основные периоды:

1) Период зарождения политико – правовой мысли (Древний Восток, античный мир) – 18 в. до н.э. – 5 в. н.э.;

2) Политико – правовая мысль эпохи Средневековья (5 – 16 в.н.э);

3) Период выделения политико – правовой теории в самостоятельную сферу знания и науку Нового времени (эпоха Реформации, буржуазных революций и становления капиталистических отношений) (16 – сер. 20 в.)

4) Политико – правовые учений новейшего времени – дальнейшая дифференциация и возникновение новых направлений.

Что же касается структуры курса, то ее составляют конкретные политико – правовые учения (доктрины), рассматриваемые в хронологическом порядке.

Учебно-методического объединения университетов России

в качестве учебника для юридических вузов

Воротилин Е. А., канд. юрид. наук, доцент - гл. 2, 3, 4 (§ 1, 2), гл. 14 (§ 1-4, § 6 в соавторстве с О. Э. Лейстом), гл. 17 (§ 1-3), гл. 25 (§ 5), гл. 26 (§ 1-4, 6-9);

Лейст О. Э, докт. юрид. наук, профессор - гл. 1, 4 (§ 3-5), гл. 5, 6, 9, 10, 13, 14 (§ 5, 7, 8, § 6 в соавторстве с Е. А. Воротилиным), гл. 16, 17 (§ 4), гл. 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25,(§ 1-4, 6, 7), гл. 26 (§ 10), Заключение;

Мачин И. Ф, канд. юрид. наук, доцент - гл. 27;

Струнников В. Н, докт. юрид. наук, профессор - гл. 12, 15, 26 (§ 5);

Томсинов В. А, докт. юрид. наук, профессор - гл. 7, 8, 11;

Фролова Е. А., канд. юрид. наук, доцент - гл. 24.

Глава 1. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

§ 1. История политических и правовых учений в системе юридических дисциплин

История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины - познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных и влиятельных теоретических концепций государства и права прошлых эпох. Каждая большая эпоха государственно-организованного общества имела свою теорию государства и права, чаще несколько теорий. Изучение этих теорий и их связи с современными проблемами права и государства так же важно для подготовки высококвалифицированных правоведов, как для философов изучение истории философии, для экономистов - истории экономических учений, для искусствоведов - истории эстетики и т.д.

Изучение истории политических и правовых учений актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, праву, политике, неоднократно обсуждался в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем. В дискуссиях и спорах решались такие злободневные проблемы, как проблемы юридического равенства или сословных привилегий, прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, общества и государства, политики и морали, демократии и технократии, реформы и революции, и др. Знание о различных вариантах решения этих проблем и о обоснованиях решений - необходимая часть политико-правового сознания квалифицированного правоведа.

Изучение истории политических и. правовых учений уже в прошлом веке было составной частью высшего юридического образования. На юридических факультетах университетов эта дисциплина сначала именовалась "История политических учений" (общий курс под таким названием был подготовлен и издан профессором Московского университета Б. Н. Чичериным), затем - "История философии права" (курсы лекций в Москве профессора Г. Ф. Шершеневича, в Санкт-Петербурге - профессора Н. М. Коркунова). После 1917 г. эта дисциплина называлась по-разному: "История политических учений", "История учений о государстве и праве", "История политических и правовых учений".

В настоящее время в нашей стране резко возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссии об этих проблемах. Особенность нашего времени - становление идеологического плюрализма, признание различных вариантов мышления в научном, профессиональном, обыденном сознании. Соревнование идейных течений, обмен доводами, проблемами дают возможность изжить узость и одномерность идеологически деформированного сознания, много лет ориентированного на господствовавшее официальное мировоззрение.

При изложении политико-правовых доктрин используются понятия и категории, многие из которых студентами изучены в курсе теории государства и права. Политические и правовые учения возникали и развивались в органической связи с историей государства и права, отражая современные им политические и правовые учреждения. Поэтому история политических и правовых учений изучается после того, как студенты изучили историю государства и права. Исходя из потребностей и запросов отечественного правоведения, учебный курс строится преимущественно на материалах истории России и стран Западной Европы. В учебной программе и в учебнике учитываются специфика высшего юридического образования, необходимость максимально экономного изложения тем, проблем, дат, имен. Для ориентации студентов во времени в учебнике указаны даты жизни различных мыслителей и годы издания их произведений. Заучивать эти даты при подготовке к экзамену не нужно; необходимо точно знать, в каком веке создана та или иная политико-правовая доктрина. Если же век сложен и богат событиями, следует обязательно запомнить, о какой части века идет речь (начало, середина, конец), к какой эпохе относится деятельность автора политико-правовой доктрины. Разумеется, незнание некоторых дат (например: 988, 1640-1649, 1688, 1776, 1789-1794, 1812, 1825, 1861 гг. и т.п.), свидетельствующее о недостаточной подготовке по истории, не может не отразиться на оценке знаний студента по этой дисциплине.

В учебной программе курса "История политических и правовых учений" указаны произведения политических мыслителей - основные источники, рекомендуемые студентам и слушателям для самостоятельного изучения.

§ 2. Понятие и структура политико-правовых доктрин

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.

Политико-правовая доктрина включает три компонента:

1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу (методологический стержень учения);

2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.;

3) программные положения - оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи.

Политические учения Древнего мира опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было религиозным, теологическим. Методом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность чистого рационализма познать и объяснить ряд явлений общественного и политического развития подготовила почву для возникновения и развития социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государство и право.

К традиционному кругу вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения, относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности, о формах государства, его задачах, методах политической деятельности, связи государства и права, об основных принципах и формах (источниках) права, о правах личности и др.

В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права. Почти каждая из отраслевых юридических наук имеет свою историю (история основных школ и направлений в теории уголовного права, история понятия юридического лица и других гражданско-правовых концепций, история науки международного права и др.). К взглядам мыслителей прошлого на решения проблем отраслевых юридических наук история политических и правовых учений обращается только тогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической концепцией, являются формой ее выражения.

История политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. В ее рамках исследуется и освещается специфический предмет - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве

Сами по себе политические и правовые учения представляют по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений

Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено, в конечном счете, той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологических позиций юридической науки как единой науки о праве и государстве.

К сказанному необходимо добавить, что политические учения прошлого представлены в предмете данной дисциплины не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов

Это же относится и к правовой мысли прошлого, которая освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции, а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещаются природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни

Хотя история политических и правовых учений - дисциплина юридическая, тем не менее значительный вклад в ее развитие внесли философы и представители политической мысли (Сократ, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Томас Гоббс, Гегель, Ницше, Владимир Соловьев, Николай Бердяев и др.).

Особо следует отметить своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического и исторического профилей. В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов - с другой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.


В соотношении с общетеоретическими юридическими науками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права.

Периодизация истории политических и правовых учений

Проблема периодизация истории политических и правовых учений тесно связана с проблемой периодизации самой истории человечества. Здесь существует несколько подходов. Первый подход - исторический - был предложен французскими историками XVII-XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи: древний мир - с момента возникновения цивилизации до падения Рима под ударами варваров в 476 г. н. э., средневековье - с V до XV вв., Возрождение - XV-XVI вв., новое время - XVII-XIX вв. Возрождение нередко трактовалось и трактуется сейчас не как самостоятельная эпоха, а либо как поздний этап средневековья, либо как ранний подготовительный этап нового времени. XX в. получил название новейшего времени, или современности.

Условность такой периодизации особенно очевидна, когда она переносится на страны Востока - Египет, Индию, Китай, Персию, арабский мир и т. д. Простое знакомство с их историей показывает, что у каждой из них была своя древность, свое средневековье, свое Возрождение и новое время. Причем все эти эпохи на Западе и на Востоке не совпадают ни по времени, ни по содержанию с основными идейными процессами. Так, исламо-иранский Ренессанс, связанный с творчеством таких ученых-энциклопедистов, как Ибн Сина (Авиценна), Бируни, Фараби, поэтов Рудаки и Фирдоуси, начался на полтысячелетия раньше европейского Ренессанса и сопровождался развитием оригинальных политико-правовых теорий. На эту асинхронность развития политических учений и идей справедливо обращает внимание в своих исследованиях известный российский специалист по философии арабского Востока, профессор Н. С. Кирабаев.

О. Шпенглер (1880-1936), автор известной книги "Закат Европы", полагал, что "у западного историка перед глазами совсем другая всемирная история, чем у великих арабских и китайских историков", что надменный западноевропеец "желает постигать лишь то, что сближается с ним, восходя через средневековье от древнего мира, а то, что движется своим путем, видит вполглаза".

Второй подход - формационный - был предложен марксизмом в середине XIX в. Положив в основу классовый критерий, определяемый характером экономических отношений и формой собственности, К. Маркс рассматривал историю как процесс перехода от одной, низшей общественно-экономической формации к другой, более высокой: от первобытнообщинной (доклассовой) формации - к рабовладельческой, от нее - к феодальной, далее - к капиталистической, или буржуазной, формации, и от буржуазной - к бесклассовой коммунистической формации, первой фазой которой является социализм. Маркс считал, что коренной перелом в истории человечества произойдет при переходе от последней антагонистической формации, буржуазной, к коммунистической формации. Образно он эту мысль выражал как переход от предыстории человечества к его подлинной истории.

В этой связи заметим, что Маркс явно недооценил переворот, происшедший в XVII-XVIII вв. во всех областях жизни Европы и европейцев - от экономики до политики и идеологии, имевший всемирно-историческое значение. Понимая специфику Востока, он ввел понятие "азиатского способа производства" как основы особой азиатской формации.

Что касается идей и учений - философских, политических, экономических, правовых и прочих, то в СССР, а затем в других социалистических странах во всех учебниках и учебных пособиях по обществоведению было принято различать два основных этапа в их развитии - домарксистский и марксистский. В рамках последнего говорилось о ленинизме как марксизме эпохи империализма и пролетарских революций. Получилось так, что подобно тому, как коммунизм представлял собой высший этап в развитии человеческого общества, так и марксизм (марксизм-ленинизм) представлял собой высший этап развития общественной мысли. А вся история развития домарксистской мысли была ценна лишь постольку, поскольку вела и привела к возникновению марксизма в 40-е гг. XIX в.

Третий подход - технологический - предлагает более укрупненную периодизацию истории, где основным критерием выступает технологический способ производства. В соответствии с этим подходом в истории можно различить три эпохи и, следовательно, три общества - доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное (технотронное, информационное и пр.), первый этап которого начался в развитых странах в последней четверти XX в.

Четвертый подход - цивилизационный. Он исходит из того, что история человечества есть главным образом история разных цивилизаций, разных культур и религий, а также акцентирует внимание на том, что идеи и ценности, которые вырабатываются и принимаются представителями одной цивилизации, совсем не обязательно подходят и принимаются представителями другой цивилизации.

Какой из этих подходов более применим к истории политических и правовых учений? Мы полагаем, что в каждом подходе есть свои плюсы и минусы. С другой стороны, выработать на их основе новый подход, собрав в нем плюсы всех подходов, избавившись от минусов, вряд ли возможно. Поэтому, как правило, исследователи политических и правовых учений пользуются первым подходом.

Государственность и политико-правовые учения впервые зародились в эпоху древнего мира - в обществах Востока и античности (Древней Греции и Рима).

На Востоке наиболее заметный вклад в политико-правовую мысль внесли мыслители Индии и Китая. Здесь типичной государственной формой была "восточная деспотия". Широкое распространение получили патерналистские представления о власти; в соответствии с ними считалось, что монарх в своих действиях связан исключительно обычаем и традициями. Цель государства - общее благо, а правитель ответствен только перед богами. В целом на Востоке господствует идея мудрости старых установлений и обычаев, убежденности в их совершенстве: установленный порядок незыблем и может быть нарушен лишь в случае несоблюдения божественных предначертаний.

Особое место в развитии политико-правовой мысли занимает Древняя Греция. Здесь формой политической организации служил полис, или город-государство. Формы правления были разнообразны (аристократия, демократия, олигархия, тирания) и постоянно менялись. Особенности политической жизни содействовали развитию теоретической мысли, побуждали к поиску "идеальной государственной системы", наилучшей формы правления, что было невозможно в рамках древневосточных цивилизаций.

Творческое наследие Древнего Рима оказало, вслед за греками, большое влияние на всю последующую политико-правовую мысль. Внимание римских мыслителей привлекали вопросы, связанные с формами государства, смешанным правлением; в этот период были сформулированы положения о государстве как "деле народа" и правовом сообществе, фундаментальные положения юриспруденции как самостоятельной научной дисциплины.

Эпоха средних веков в европейских странах характеризовалась особой ролью христианской религии и церкви. Первоначально христианское вероучение находилось в оппозиции к Римской империи. Но со временем, по мере институционализации христианской веры, оно приспосабливалось к государству, утвердившись в качестве официальной идеологии и основы мировоззрения феодализма. Важнейшей проблемой политико-правовой мысли в средние века стало соотношение духовной и светской властей.

В странах Востока особое место в этот период занимает политико-правовая идеология ислама. В отличие от христианства ислам исходит из неделимости духовной и светской власти. При этом в мусульманских университетах развивалась и светская наука, нередко опережая европейскую. Среди мусульманских ученых относительно рано возникло стремление к рационалистической интерпретации политических проблем.

Эпоха Возрождения - время формирования мировоззрения гуманизма, ставящего во главу угла человека, зарождения индивидуализма как самостоятельной ценности человеческой личности. Гуманизм придавал первостепенное значение земной жизни, политической организации, подходил к решению этих проблем рационалистически, опираясь на факты и умозаключения, чем подрывал основы теологии. Осмысление политических процессов и явлений перестало быть делом церкви, взгляды богословов стали предметами критики.

Эпоха нового времени была эпохой буржуазных революций, подготовленных философией Просвещения, характеризовавшейся убеждением во всесилии человеческого разума, в его способности перестроить систему государственных отношений. Мыслители Просвещения сделали главным объектом своей критики церковь и сословное неравенство феодального строя. Просветители полагали, что поскольку "мнение правит миром", то распространение здравых идей и есть лучший способ преобразования общества. Поэтому особые надежды возлагались ими на "просвещенных монархов", якобы способных подкрепить веления разума авторитетом государства. Наряду с идеей "просвещенного абсолютизма" в этот период возникают концепции ограниченной монархии и народного суверенитета, совершенствуются теории естественного права, общественного договора.

Лейтмотивом XIX в. стал либерализм, имевший две стороны: экономическую (свобода предпринимательской деятельности) и политическую (обеспечение прав и свобод граждан). В качестве основного направления правовой теории оформился юридический позитивизм, рассматривающий право как замкнутую, самодовлеющую систему. Большое влияние на политико-правовую мысль девятнадцатого столетия оказали философия позитивизма и социология.

Критика господствующих буржуазных порядков привела к развитию двух тенденций в общественной жизни: консервативной и социалистической. Если консерваторы выступали против экономического либерализма, то мыслители социалистического направления в свою очередь разрабатывали проекты социальных преобразований, основанные на принципах социальной справедливости и призванные преодолеть противоречия буржуазного строя, классовые антагонизмы.

В середине века создается теория научного социализма, основанная на материалистическом понимании истории. Согласно этой теории, развитие производительных сил общества детерминирует трансформацию политической надстройки, а история человечества представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций.

Несмотря на критику с различных позиций, либерализм до конца XIX в. оставался господствующим направлением политико-правовой мысли.

Минувшее XX столетие принято рассматривать в науке в качестве новейшего времени, вошедшего в историю как эпоха империализма, социализма и кризиса социалистической системы. Растущие противоречия в обществе наряду с требованиями рабочего класса и необходимостью смягчения социальной напряженности способствовали признанию правомерности государственного вмешательства в социально-экономические процессы. Либералы смирились с неизбежностью государственного регулирования экономики, а консерваторы перешли на позицию защиты частной собственности во всех ее проявлениях.

В начале века социалистическое движение раскололось на революционное и реформистское течения. Появляется мировая система социализма.

На волне экономического кризиса 30-х гг. и как следствие реваншистских настроений, возникших после первой мировой войны, усиливается фашистское движение, идеологи которого проповедовали крайние формы национализма и расизма. В области правовых теорий на смену юридическому позитивизму приходит социологический позитивизм. Право перестает ассоциироваться только с государством, в центре внимания исследователей оказываются правотворческая деятельность суда, нормы, творимые и признаваемые коллективами и объединениями.

В результате краха фашистских государств и последовавшего через несколько десятилетий распада социалистического лагеря, господствующими направлениями политической мысли конца столетия стали неолиберализм и консерватизм, представители которых придерживаются довольно умеренных политических взглядов. Последние можно рассматривать как выражение центристских позиций в современной общественной идеологии. Одновременно с ними развиваются и левые направления и течения в политической идеологии (концепции "новых левых", левацкий экстремизм), а также теории, получившие обобщенное наименование правого радикализма (фашизм и неофашизм, "новые правые", расизм).

Правовые и политические учения современности характеризуются вниманием к методологической базе исследования и специализацией исследовательских объектов. Так, после второй мировой войны политическая наука отделилась от правовой и обрела статус самостоятельной отрасли знаний. Соответственно, изменилась структура как политической, так и правовой науки: в рамках политической теории, в частности, оформился ряд частных концепций, посвященных одной или нескольким проблемам: концепции тоталитаризма, плюралистической демократии, правящих элит.