«К нему не зарастет народная тропа»: кто и где ставил памятники Пушкину. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» — одна из тайн Пушкина Сочинение по произведению на тему: "Памятник, к которому не зарастет народная тропа"


Многие современники А. С. Пушкина еще при его жизни предсказывали ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: «Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство». И история показала, что он был абсолютно прав.

А. С. Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике и вместе с тем находил в ней идеалы, близкие народу. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал по-настоящему народным поэтом, душой народа, его голосом. Он поднимал в своем творчестве вопросы, которые волновали и современников поэта, и последующие поколения.

Глубоко, ярко и живо выражая в своих стихотворениях личные переживания, поэт не ограничивается лишь личной темой. В его произведениях постоянно звучит неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора также искренне, как личная. Именно об этом - о смысле жизни и предназначении поэта - говорит он в стихотворениях «Поэт», «Пророк» и многих других.

Обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Так понимал Пушкин свою задачу и предъявлял к себе высокие требования. Поэт может жить спокойной жизнью, пока его поэтический дух «вкушает хладный сон». Но наступает момент, когда «душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел», откроются «вещие зеницы» и он станет видеть то, что недоступно взору обычного человека, он начнет слышать «неба содроганье», «гад морских подводный ход и дольней лозы прозябанье». Творчество - это великий труд и подвиг, и поэт должен быть воодушевлен большой и важной идеей. Поэзия, по твердому убеждению Пушкина, должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. Самым строгим судьей своему творчеству является сам поэт:

Ты сам свой высший суд,

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит...

Автор призывает поэта не обращать внимания на мнение толпы, относиться равнодушно к хуле и хвале. Ведь хвала, обида и клевета - временное. Постоянна лишь преданность своим высоким идеалам. И этим требованиям и задачам Александр Сергеевич стремился следовать всю свою жизнь. Он постоянно жил жизнью своей страны, ее радостями и печалями, ее успехами и страданиями, ее славой и болью.

Пушкин был поэтом свободы: его творчество взывает к свободе - политической и духовной, свободе от рабства и предрассудков. Он посвятил его служению человеку, борьбе за счастье и справедливость. «Поэт - эхо мира», - писал М. Горький.

Пушкин был поэтом для избранных, и в то же время в его произведениях отражаются характерные, типичные переживания и чувства, понятные и близкие большинству людей. Так, в стихотворении «Деревня», оде «Вольность» отразились мысли и стремления прогрессивно настроенных слоев общества. А в стихотворениях «Я вас любил...» или «Я помню чудное мгновенье...» заключены искренние нежные чувства, которые волновали и всегда будут волновать сердца всех людей, независимо от их взглядов и политических убеждений.

Пушкин был «поэтом действительности», в его творчестве находило отклик все многообразие явлений жизни, весь красочный живой мир волновал «нежный ум» поэта. И во всем этом мире, в каждой незаметной на первый взгляд детали, он умел находить таящуюся в ней красоту и гармонию. Н. В. Гоголь задавал себе вопрос: «Что же было предметом его поэзии?» И ответ был очевиден и поразителен: «Все стало ее предметом... Немеет мысль перед бесчисленностью ее предметов».

В своем стихотворении «Я памятник себе...» поэт выражает надежду, что будущие поколения поймут и оценят его, полюбят его поэзию за то, что она пробуждает лучшие чувства. Всем своим творчеством, всей своей жизнью, всеми мыслями, стремлениями и делами А. С. Пушкин воздвиг себе «нерукотворный памятник», к которому уже многие годы не зарастает «народная тропа» и не зарастет, наверное, никогда.

Многие современники А. С. Пушкина еще при его жизни предсказывали ему особое место в русской и мировой литературе. Известный русский критик В. Г. Белинский писал о Пушкине: "Придет время, когда он будет в России поэтом классическим, по творениям которого будут образовывать и развивать не только эстетическое, но и нравственное чувство". И история показала, что он был абсолютно прав.

А. С. Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений писатель черпал из глубины жизни. Он подвергал действительность смелой критике и вместе с тем находил в ней идеалы, близкие народу. И с высоты этих идеалов он оценивал все события и явления жизни. Пушкин стал по-настоящему народным поэтом, душой народа, его голосом. Он поднимал в своем творчестве вопросы, которые волновали и современников поэта, и последующие поколения.

Глубоко, ярко и живо выражая в своих стихотворениях личные переживания, поэт не ограничивается лишь личной темой. В его произведениях постоянно звучит неподдельный интерес к другим людям, к судьбам народа и страны. И эта общественная тема волнует автора также искренне, как личная. Именно об этом - о смысле жизни и предназначении поэта - говорит он в стихотворениях "Поэт", "Пророк" и многих других.

Обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Так понимал Пушкин свою задачу и предъявлял к себе высокие требования. Поэт может жить спокойной жизнью, пока его поэтический дух "вкушает хладный сон". Но наступает момент, когда "душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел", откроются "вещие зеницы" и он станет видеть то, что недоступно взору обычного человека, он начнет слышать "неба содроганье", "гад морских подводный ход и дольней лозы прозябанье". Творчество - это великий труд и подвиг, и поэт должен быть воодушевлен большой и важной идеей. Поэзия, по твердому убеждению Пушкина, должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости. Самым строгим судьей своему творчеству является сам поэт:

Ты сам свой высший суд,

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит...

Автор призывает поэта не обращать внимания на мнение толпы, относиться равнодушно к хуле и хвале. Ведь хвала, обида и клевета - временное. Постоянна лишь преданность своим высоким идеалам. И этим требованиям и задачам Александр Сергеевич стремился следовать всю свою жизнь. Он постоянно жил жизнью своей страны, ее радостями и печалями, ее успехами и страданиями, ее славой и болью.

Пушкин был поэтом свободы: его творчество взывает к свободе - политической и духовной, свободе от рабства и предрассудков. Он посвятил его служению человеку, борьбе за счастье и справедливость. "Поэт - эхо мира", - писал М. Горький.

Пушкин был поэтом для избранных, и в то же время в его произведениях отражаются характерные, типичные переживания и чувства, понятные и близкие большинству людей. Так, в стихотворении "Деревня", оде "Вольность" отразились мысли и стремления прогрессивно настроенных слоев общества. А в стихотворениях "Я вас любил..." или "Я помню чудное мгновенье..." заключены искренние нежные чувства, которые волновали и всегда будут волновать сердца всех людей, независимо от их взглядов и политических убеждений.

Пушкин был "поэтом действительности", в его творчестве находило отклик все многообразие явлений жизни, весь красочный живой мир волновал "нежный ум" поэта. И во всем этом мире, в каждой незаметной на первый взгляд детали, он умел находить таящуюся в ней красоту и гармонию. Н. В. Гоголь задавал себе вопрос: "Что же было предметом его поэзии?" И ответ был очевиден и поразителен: "Все стало ее предметом... Немеет мысль перед бесчисленностью ее предметов".

В своем стихотворении "Я памятник себе..." поэт выражает надежду, что будущие поколения поймут и оценят его, полюбят его поэзию за то, что она пробуждает лучшие чувства. Всем своим творчеством, всей своей жизнью, всеми мыслями, стремлениями и делами А. С...Пушкин воздвиг себе "нерукотворный памятник", к которому уже многие годы не зарастает "народная тропа" и не зарастет, наверное, никогда.

А. Александру II

Б. Кутузову М.И.

В. Минину К. и Пожарскому Д.И.

Г. Пушкину А.С.

Какое имя приняла при присоединении к православию супруга Николая II урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадская?

А. Александра Фёдоровна

Б. Екатерина Алексеевна

В. Елизавета Фёдоровна

Г. Мария Фёдоровна

Сколько детей было в семье Николая II?

А. две девочки и два мальчика

Б. три девочки и два мальчика

В. три девочки и мальчик

Г. четыре девочки и мальчик

В годы какой войны происходили форсирование Дуная, осада Плевны, оборона Шипки, сражение у Шейново?

А. Крымской

Б. Первой мировой

В. Русско-турецкой

Г. Русско-японской

9. Из представленного списка выберите открытие, которое было сделано в конце XIX века:

А. Геометрия Лобачевского

Б. Открытие Антарктиды

В. Периодическая система химических элементов Менделеева

Г. Прививка от оспы

10. Выберите список, в котором перечислены произведения, появившиеся во второй половине XIX века:

А. Комедия «Горе от ума», картина «Опять двойка», памятник «Минину и Пожарскому» на Красной площади

Б. Роман в стихах «Евгений Онегин», картина «Утро в сосновом бору», памятник «Медный всадник»

В. Роман «Преступление и наказание», картина «Черный квадрат», памятник «Александровская колона»

Г. Роман-эпопея «Война и мир», картина «Богатыри», памятник «Тысячелетие России»

ЛОГИКА

1. Из пословицы выпали шесть гласных букв и пробелы, восстановите ее:

Кнг-клчкзнн

_____________________________

Сколько четырёхугольников на рисунке?

_________________________

Какое сочетание букв следующее?

БИБЛИОТЕКА

ИББЛИОТЕАК

ИББЛИОТАЕК

ИБЛБИОАТЕК

____________________________

Заполните пустые ячейки.

Определите слово в скобках.

1 28 12 (Б Ы Л И Н А) 9 14 0

18 11 0 (. . . . . .) 8 11 0

Расставьте буквы в клеточки так, чтобы получились фамилия известного русского баснописца и одна из героинь его произведений.

А В В К Л Н О О Р Р Ы

8. Отгадайте, какое слово спряталось в картинке (изограф):



________________________

9. Решив ребус, запишите название произведения и укажите его автора:

___________________________

10. Вспомнив литературные термины, решите метаграмму, в ответе написав оба слова, которые состоят из 6 букв.

Первая состоит из сочетаний второй

Первая отличается от второй предпоследней буквой

Первая имеет на конце ноту

Читая буквы в них в порядке 5432, увидим в первой укрепление,

а во второй спортивную площадку.

ЧТЕНИЕ


Царствование императоров Александра II, Александра III и Николая II – это «золотые годы» благотворительности и милосердия. В это время начинает складываться целая система попечительства. Среди представителей царствующего Дома Романовых были настоящие подвижники благотворительности и милосердия: императрицы Мария Александровна, Александра Федоровна, Мария Федоровна (мать Николая II), великие княгини Елизавета Федоровна (ныне святая преподобномученица Елисавета), Александра Петровна (ныне святая инокиня Анастасия Киевская), близкий родственник императорской фамилии принц Петр Ольденбургский – попечитель Киевского дома призрения бедных, покровитель Глазной лечебницы. Многие члены Дома Романовых на свои средства строили благотворительные учреждения, приюты и богадельни, активными делами покровительствовали заведениям милосердия.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.

Олимпиада «Наше наследие» сотрудничает с православной службой помощи «Милосердие».

27 проектов службы расположены в разных частях Москвы, а некоторые программы распространяются и на всю страну. Служба «Милосердие» - это единый организм, единая служба помощи самым обездоленным: одиноким старикам, инвалидам, беременным женщинам, оказавшимся без крыши над головой, детям-сиротам, бездомным, ВИЧ-инфицированным.



Одна из ключевых особенностей службы «Милосердие» - наличие собственной инфраструктуры, благодаря которой оказывается комплексная, профессиональная и долгосрочная помощь постоянным подопечным. Свято-Софийский социальный дом, Центр реабилитации детей с ДЦП, Елизаветинский детский дом, Свято-Спиридоньевская богадельня, «Дом для мамы» и многие другие проекты – это негосударственные некоммерческие учреждения, которые входят в состав службы «Милосердие».

На 80% служба «Милосердие» существует на пожертвования, поэтому судьба всех, кому служба помогает, зависит от того, насколько регулярно поступают средства от благотворителей. У службы «Милосердие» около 400 постоянных подопечных - тех, о ком сотрудники «Милосердия» заботятся из года в год. Это дети-сироты, воспитывающиеся в детских домах и государственных интернатах, одинокие старики в богадельне, взрослые инвалиды в психоневрологическом интернате и другие. Всего за год служба «Милосердие» помогает более чем 20 000 нуждающихся.

Будет замечательно, если хотя бы раз в году каждый участник нашей олимпиады осознано откажется, например, от покупки мороженого и переведет эти средства на поддержку одной из служб «Милосердие» https://miloserdie.help/projects/.

Вместе мы можем сделать много хорошего.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.Пушкин

Exegi monumentum.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

После трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина 29 января 1837 года среди его бумаг был обнаружен черновик стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный», датированного 21 августа 1836 года. Оригинал произведения был передан поэту Василию Жуковскому, который внес в стихотворение литературную правку. Впоследствии стихи были включены в посмертный сборник произведений Пушкина, который увидел свет в 1841 году.

Существует ряд предположений, связанных с историей создания этого стихотворения. Исследователи творчества Пушкина утверждают, что произведение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является подражанием творчеству других поэтов, которых Пушкин попросту перефразировал. К примеру, аналогичные «Памятники» можно найти у Гавриила Державина, Михаила Ломоносова, Александра Востокова и Василия Капниста – блистательных литераторов 17 века. Однако многие пушкинисты склонны считать, что основные идеи для этого стихотворения поэт почерпнул в оде Горация под названием «Exegi monumentum».

Что именно побудило Пушкина создать это произведение? Сегодня об этом можно лишь догадываться. Однако современники поэта довольно прохладно отнеслись к стихотворению, считая, что восхвалять свои литературные таланты, по меньшей мере, некорректно. Почитатели творчества Пушкина, наоборот, увидели в этом произведении гимн современной поэзии и победу духовного над материальным. Однако среди близких друзей Пушкина и вовсе бытовало мнение, что произведение преисполнено иронии и является эпиграммой, которую поэт адресовал самому себе. Тем самым он словно бы хотел подчеркнуть, что его творчество заслуживает гораздо более уважительного отношения соплеменников, которое должно быть подкреплено не только эфемерным восхищением, но и материальными благами.

В пользу «иронической» версии появления данного произведения говорят и заметки мемуариста Петра Вяземского, который поддерживал с Пушкиным дружеские отношения и утверждал, что у слова «нерукотворный» в контексте произведения совершенно иной смысл. В частности, Петр Вяземский неоднократно заявлял, что в стихотворении речь идет вовсе не о литературном и духовном наследии поэта, так как свои стихи «он писал не чем иным, как руками», а об его статусе в современном обществе. Ведь в высших кругах Пушкина недолюбливали, хотя и признавали за ним несомненный литературный талант. Но, в то же время, своим творчеством Пушкин, успевший при жизни получить всенародное признание, не мог заработать себе на жизнь и был вынужден постоянно закладывать имущество, чтобы хоть как-то обеспечить достойный уровень существования своей семьи. Это подтверждает и распоряжение царя Николая I, которое он отдал после смерти Пушкина, обязав из казны оплатить все долги поэта, а также назначить содержание его вдове и детям в размере 10 тысяч рублей.

Кроме этого, существует и «мистическая» версия создания стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», сторонники которой убеждены, что Пушкин предчувствовал свою гибель. Именно поэтому за полгода до смерти он написал это произведение, которое, если отбросить иронический контекст, можно расценивать, как духовное завещание поэта. Более того, Пушкин знал, что его творчество станет образцом для подражания не только в русской, но и в зарубежной литературе. Существует легенда о том, что гибель на дуэли Пушкину от руки красавца-блондина предсказала гадалка, и поэт знал не только точную дату, но и время своей смерти. Поэтому позаботился о том, чтобы в стихотворной форме подвести итог собственной жизни.

История создания. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» было написано 21 августа 1836 года, то есть незадолго до смерти Пушкина. В нем он подводит итог своей поэтической деятельности, опираясь на традиции не только русской, но и мировой литературы. Непосредственным образцом, от которого отталкивается Пушкин, стало стихотворение Державина «Памятник» (1795), получившее большую известность. При этом Пушкин не только сопоставляет себя и свою поэзию с великим предшественником, но и выделяет характерные именно для своего творчества особенности.

Жанр и композиция. По жанровым признакам пушкинское стихотворение является одой, но это Особая разновидность данного жанра. Она пришла в русскую литературу как общеевропейская традиция, берущая начало в античности. Недаром эпиграфом к стихотворению Пушкин взял строки из стихотворения древнеримского поэта Горация «К Мельпомене»: Exegi monumentum - «я воздвиг памятник». Гораций является автором «Сатир» и целого ряда стихотворений, прославивших его имя. Послание «К Мельпомене» он создал в конце своего творческого пути. Мельпомена в древнегреческой мифологии - одна из девяти муз, покровительница трагедии, символ сценического искусства. В этом послании Гораций оценивает свои заслуги в поэзии.. В дальнейшем создание такого рода стихотворений в жанре своеобразного поэтического «памятника» стало устойчивой литературной традицией, В русскую литературу ее ввел еще Ломоносов, который первым перевел послание Горация. Затем вольный перевод стихотворения с оценкой своих заслуг в поэзии сделал Г.Р. Державин, назвав его «Памятник». Именно в нем определились основные жанровые особенности таких поэтических «памятников». Окончательно эта жанровая разновидность сформировалась в пушкинском «Памятнике».

Вслед за Державиным Пушкин делит свое стихотворение на пять строф, используя сходную форму и размер стиха. Как и державинское, пушкинское стихотворение написано катренами, но с несколько видоизмененным размером. В первых трех строках, как и Державин, Пушкин использует традиционный. одический размер - 6-стопный ямб (александрийский стих), но последняя строка написана 4-стопным ямбом, что делает ее ударной и ставит на ней смысловой акцент.

Основные темы и идеи. Стихотворение Пушкина является. гимном поэзии. Его главная тема - прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта в жизни общества. В этом Пушкин выступает как наследник традиций Ломоносова и Державина. Но в то же время при сходстве внешних форм с державинским стихотворением Пушкин во многом переосмыслил поставленные проблемы, и выдвинул свою идею смысла творчества и его оценки. Раскрывая тему взаимоотношений поэта и читателя, Пушкин указывает, что его поэзия в большей мере обращена к широкому адресату. Это видно." уже из первых строчек. «.„К нему не зарастет народная тропа»,. - говорит он о своем литературном «памятнике».. Первая строфа - традиционное утверждение значимости поэтического памятника по сравнению е другими способами увековечить заслуги.. Но Пушкин вводит сюда и тему свободы, которая являете» сквозной в его творчестве, отмечая, что его «памятник» отмечен свободолюбием: «Поднялся выше он главою непокорной Александрийского столпа».

Вторая, строфа у всех поэтов., создававших такие стихотворения, утверждает бессмертие поэзии, которое дает возможность автору продолжать жить в памяти потомков.: «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит». Но в отличие от Державина Пушкин, испытавший в последние годы жизни непонимание и неприятие толпы, делает акцент на том, что его поэзия найдет более широкий отклик в сердцах людей, близких ему по духовному складу, творцов, причем речь идет не только об отечественной литературе, «о и о поэтах всего мира: «И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит».

Третья строфа, как и у Державина, посвящена теме развития интереса к поэзии среди самых широких слоев народа, ранее не знакомых с ней, и широкой посмертной славы:

Слух обо мне пройдет по всей-Руси великой,
И назовет меня веяк сущий в ней. язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

Основную смысловую нагрузку несет четвертая строфа. Именно- в ней поэт определяет то главное, что составляет сущность его творчества и за что он может надеяться на поэтическое бессмертие:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

В этих строках Пушкин обращает внимание читателя на человечность, гуманизм своих произведений, возвращаясь к важнейшей проблеме позднего творчества. С точки зрения поэта, «чувства добрые», которые пробуждает в читателях искусство, важнее его эстетических качеств. Эта проблема станет для литературы второй половины XIX века предметом ожесточенных дискуссий между представителями демократической критики и так называемого чистого искусства. Но для Пушкина очевидна возможность гармонического решения: две последние строки этой строфы возвращают нас к теме свободы, но понятой через призму идеи милосердия. Показательно, что в начальном варианте Пушкин вместо слов «в мой жестокий век» написал «вслед Радищеву». Не только из-за цензурных соображений поэт отказался от такого прямого указания на политический смысл свободолюбия. Важнее для автора «Капитанской дочки», где очень остро была поставлена проблема милости и милосердия, стало утверждение идеи добра и справедливости в их высшем, христианском понимании.

Последняя строфа - традиционное для стихотворений-«памятников» обращение к музе:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

У Пушкина эти строки наполнены особым смыслом: они возвращают нас к идеям, высказанным еще в программном стихотворении «Пророк». Основная мысль их в том, что поэт творит по высшей воле, а потому он несет ответственность за свое искусство не перед людьми, которые зачастую не способны его понять, а перед Богом. Такие идеи были характерны для позднего творчества Пушкина и прозвучали в стихотворениях «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа». В них с особой остротой встает проблема поэт и общество, утверждается принципиальная независимость художника от мнений публики. В пушкинском «Памятнике» эта мысль приобретает наиболее емкую формулировку, которая создает гармоничное завершение размышлениям о поэтической славе и преодолении смерти через боговдохновенное искусство.

Художественное своеобразие. Значимость темы и высокий пафос стихотворения определили особую торжественность его общего звучания. Медленный, величественный ритм создается не только за счет одического размера (ямб с пиррихием), но и широкого использования анафоры («И славен буду я...», «И назовет меня...», «И гордый внук славян...», «И долго буду тем любезен...», «И милость к падшим..»), инверсии («Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа), синтаксического параллелизма и рядов однородных членов («И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус...»). Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств. Поэт использует возвышенные эпитеты (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира, в подлунном мире, гордый внук славян), большое количество славянизмов (воздвиг, главою, пиит, доколь). В одном из самых значимых художественных образов стихотворения использована метонимия - «Что чувства добрые я лирой пробуждал...». В целом все художественные средства создают торжественный гимн поэзии.

Значение произведения. Пушкинский «Памятник», продолжающий традиции Ломоносова и Державина, стоит в русской литературе на особом месте. Он не только подвел итог пушкинскому творчеству, но и обозначил тот рубеж, ту высоту поэтического искусства, которая служила ориентиром всем последующим поколениям русских поэтов, Не все они строго следовали жанровой традиции стихотворения-«памятника», как А.А. Фет, но каждый раз, когда русский поэт обращается к проблеме искусства, его назначения и оценке своих достижений, он вспоминает пушкинские слова: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный,.,», пытаясь приблизиться к его недостижимой высоте.