Маршал авиации красовский. Жизнь в авиации

    Красовский Степан Акимович Энциклопедия «Авиация»

    Красовский Степан Акимович - С. А. Красовский Красовский Степан Акимович (1897—1983) — советский военачальник, маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (1945), профессор (1966). В Советской Армии с 1918. Окончил курсы усовершенствования начальников состава ВВС … Энциклопедия «Авиация»

    - (1897 1983), советский военачальник, маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (1945). Участник Гражданской (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА в России), Советско финляндской (см. СОВЕТСКО ФИНЛЯНДСКАЯ ВОЙНА) и Великой Отечественной войн (см. ВЕЛИКАЯ… … Энциклопедический словарь

    - (1897 1983) военачальник, маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (1945). Участник Гражданской, Советско финляндской и Великой Отечественной войн. В 1941 45 командовал ВВС армии, фронта, воздушной армией. После войны на командных должностях … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 8(20).8.1897, село Глухи, ныне Быховского района Могилёвской области], советский военачальник, маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (29.5.1945), профессор (1966). Член КПСС с 1918. В армии с 1916 рядовой и унтер офицер. В Советской… …

    - (1897 1983) советский военачальник, маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (1945), профессор (1966). В Советской Армии с 1918. Окончил курсы усовершенствования начальников состава ВВС (1927), Военно воздушную академию Рабоче крестьянской… … Энциклопедия техники

    - (20.08.1897 21.04.1983 Советский военачальник, Герой Советского Союза (1945), маршал авиации (1959), профессор (1966). Участник 1 й мировой войны с 1916 г. В 1917 г. вступил в Красную Гвардию. Во время Гражданской войны был летчиком наблюдателем … Большая биографическая энциклопедия

    Степан Акимович (p. 7(19). VIII.1897) сов. воен. деятель, Герой Сов. Союза (29.V.1945), маршал авиации (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1918. Род. в с. Глухи Быховского р на Могилевской обл. в семье крестьянина. В Сов. Армии с 1918, участник… … Советская историческая энциклопедия

    I Красовский Александр Аркадьевич (р. 10.4.1921, Кировград Свердловской области), советский учёный в области систем автоматического управления, член корреспондент АН СССР (1968). Член КПСС с 1947. После окончания Военно воздушной… … Большая советская энциклопедия

    Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия

Степан Акимович Красовский (1897-1983) - советский военачальник, маршал авиации, Герой Советского Союза (1945).

Биография

Родился 8 (20) августа 1897 года в селе Глухи Могилёвской губернии (ныне Быховского района Могилёвской области Белоруссии) в семье крестьянина. Белорус. В 1915 году окончил начальное училище.

В Русской императорской армии

Призван в Русскую армию в мае 1916 года. Окончил курсы механиков беспроволочного телеграфа, произведён в унтер-офицеры, назначен начальником радиостанции в корпусном авиаотряде на Западном фронте. Участник Первой мировой войны.

Гражданская война

Определился со своим жизненным выбором ещё до начала Гражданской войны, вступив в Красную Гвардию во время событий Октябрьской революции в октябре 1917 года. С 1918 года служил в Красной Армии, был авиамотористом, затем начальником связи 33-го авиаотряда на Восточном фронте. На фронте ввиду нехватки кадров также освоил специальность лётчика-наблюдателя, совершил десятки боевых вылетов. С октября 1919 года - комиссар авиационного отряда в составе 4-й армии, с мая 1920 года - комиссар 1-го Азербайджанского авиаотряда в ВВС 11-й армии. Воевал против армий адмирала А. В. Колчака, участвовал в боевых действиях в Закавказье.

Межвоенный период

До 1925 года продолжал службу в авиации РККА (ВВС) ВС СССР на комиссарских должностях. В 1926 году окончил курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В декабре 1927 года назначен командиром и военкомом 3-го авиаотряда, дислоцировавшегося в Иваново-Вознесенске. В Иванове служил до марта 1934 года, после чего был переведён в Ленинградский военный округ. В 1936 году окончил Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского, командовал авиабригадой, авиакорпусом, районом авиационного базирований в Ленинградском военном округе.

Участник советско-финской войны 1939-1940 годов в должности командующего ВВС 14-й армии и одновременно - командира Мурманской авиабригады.

С 1940 года - начальник Краснодарского военно-авиационного училища лётнабов и штурманов, с января 1941 года - помощник командующего ВВС Северо-Кавказского военного округа по военно-учебным заведениям. С июня 1941 года - командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа.

Великая Отечественная война

На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1941 года, когда был назначен командующим ВВС 56-й армии. Затем - командующий ВВС Брянского фронта. С мая по июль 1942 года - командующий 2-й воздушной армией. С 15 ноября 1942 года по 26 марта 1943 года - командующий 17-й воздушной армией. С марта 1943 года до конца войны - вновь командующий 2-й воздушной армией. Соединения под его командованием сражались на Южном, Брянском, Юго-Западном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах; участвовали в оборонительных боях за Ростов-на-Дону и Сталинград, в Курской битве, форсировании Днепра, освобождении Киева, Корсунь-Шевченковской, Львовско-Сандомирской, Нижне-Силезской, Берлинской и Пражской операциях.

За умелое руководство воздушной армией и личное мужество и отвагу генерал-полковнику авиации Красовскому С. А. присвоено звание Героя Советского Союза указом от 29 мая 1945 года.

Послевоенное время

После войны до мая 1947 года продолжал командовать 2-й воздушной армией, дислоцированной в Австрии. С 1947 года - командующий ВВС Дальнего Востока. С сентября 1951 года по август 1952 года был главным военным советским советником в ВВС Китайской Народной Республики. С 1952 года - командующий ВВС Московского военного округа. С 1953 года - командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа. В 1956-1968 годах - начальник Военно-воздушной академии. Маршал авиации (1959).

В 1961-1966 годах являлся членом Центральной ревизионной комиссии КПСС.

С 1968 года - в отставке. С июля 1970 года - в Группе генеральных инспекторов МО СССР.

Жил в Москве. Умер 21 апреля 1983 года. Похоронен на Монинском мемориальном военном кладбище в посёлке Монино Московской области.

Награды

  • Герой Советского Союза (29.05.1945).
  • Шесть орденов Ленина.
  • Орден Октябрьской Революции.
  • Четыре ордена Красного Знамени.
  • Ордена Суворова I и II степеней.
  • Орден Кутузова I степени.
  • Орден Богдана Хмельницкого I степени.
  • Орден Красной Звезды.
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени.
  • Медали.
  • Иностранные ордена.

Память

  • Его именем названа улица в Воронеже.
  • Имя С. А. Красовского носит улица в посёлке Монино Московской области.
  • 17 августа 1997 года в Монино установлен бюст-памятник Маршалу (сооружён в честь 100-летия со дня рождения маршала. Автор и скульптор Н. Ф. Венгрин).
  • Его имя носит площадь и улица в г. Быхов Могилёвской области.
  • Имя маршала присвоено средней школе № 3 посёлка Монино, где во дворе установлен бюст Героя Советского Союза.
  • На собственные средства Маршал авиации С. А. Красовский построил многоквартирный жилой дом для военнослужащих академии в посёлке Монино (улица Авиационная, дом 4).
  • Имя маршала присвоено клубу «Авиатор», созданному при Центральном музее ВВС РФ в пос. Монино.
  • Имя маршала было присвоено улице в г. Черкассы, Украина (в 2016 году название изменено в процессе так называемой декоммунизации).
  • Имя маршала было присвоено улице в г. Бровары, Украина (в 2016 году название изменено в процессе так называемой декоммунизации).


20.08.1897 - 21.04.1983
Герой Советского Союза


К расовский Степан Акимович – командующий 2-й воздушной армией (1-й Украинский фронт), генерал-полковник авиации.

Родился 7 (19) августа 1897 года в деревне Глухи ныне Быховского района Могилёвской области (Белоруссия). Белорус. В 1915 году окончил высшее начальное училище в городе Быхов. Работал в Селецком почтовом отделении.

В Русский императорской армии с мая 1916 года. Служил в Сибирском запасном полку (Псковская губерния), окончил радиотелеграфные курсы Западного фронта (Минск). С декабря 1916 года - начальник радиостанции в 20-м армейском корпусе и в 25-м корпусном авиационном отряде на Западном фронте. Участник 1-й мировой войны, унтер-офицер.

В Красной Гвардии с октября 1917 года. В декабре 1917 года в составе авиаотряда переведён в город Ефремов Тульской губернии, где в феврале 1918 года добровольцем зачислен в Красную Армию. Участник гражданской войны: с лета 1918 года - на Западном фронте, в октябре 1918-мае 1920 – авиамоторист и военком 33-го авиаотряда (Восточный фронт); в мае 1920-октябре 1921 – военком и одновременно лётчик-наблюдатель 1-го Азербайджанского авиаотряда и ВВС 11-й армии (Кавказский фронт, Баку). Участник боевых действий против националистических бандформирований в Белоруссии, обороны Уральска и обороны Астрахани, Бакинской операции весной 1920 года, войны против меньшевистской Грузии в 1921 году, подавления восстаний в Азербайджане (1920), в Армении (1921) и в Грузии (1924).

После Гражданской войны продолжал службу в ВВС на комиссарских должностях. С 1923 года - комиссар 47-го сводного авиаотряда (Баку). С 1924 года - военком 14-го авиационного отряда (Москва), вскоре переформированного в 30-ю авиационную эскадрилью имени Красной Москвы.

В 1926 году окончил курсы усовершенствования начсостава ВВС при Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского (Ленинград). С 1926 года - начальник авиапарка (Москва). С ноября 1927 года – командир-военком 3-го авиаотряда Московского военного округа (Иваново), с марта 1934 года - командир 253-й штурмовой авиабригады Ленинградского военного округа. С 1935 года направлен на учёбу.

В 1936 году окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. С декабря 1936 года - командир 147-й скоростной авиационной бригады (Ленинград). С ноября 1937 года - командовал авиакорпусом (в Ленинградском военном округе), с октября 1939 года - начальник района авиационного базирования (Мурманск).

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов в должностях командующего ВВС 14-й армии и одновременно - командира Мурманской авиабригады, с января 1940 года - заместителя командующего ВВС 14-й армии по бомбардировочной авиации.

С марта 1940 года – начальник Краснодарского военного авиационного училища, с января 1941 года – помощник командующего ВВС Северо-Кавказского военного округа по военно-учебным заведениям. С июня 1941 – командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с октября 1941 года в должности командующего ВВС 56-й армии Южного фронта. С января 1942 командовал ВВС Брянского фронта. В мае-октябре 1942 – командующий 2-й воздушной армией на Брянском и Воронежском фронтах. В ноябре 1942 года назначен командующим 17-й воздушной армией на Сталинградском и Юго-Западном фронтах. С марта 1943 года до конца войны вновь командовал 2-й воздушной армией. Соединения этой армии под его командованием сражались на Юго-Западном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах; участвовали в Курской битве, форсировании Днепра, освобождении Киева, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Нижне-Силезской и Берлинской операциях.

За умелое руководство воинскими соединениями и проявленные при этом личное мужество и героизм генерал-полковнику авиации Красовскому Степану Акимовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны до мая 1947 года продолжал командовать 2-й воздушной армией (в Австрии). С мая 1947 года – командующий ВВС Дальнего Востока. С сентября 1951 года по август 1952 года был главным военным советником по ВВС в Китае. В августе 1952 - июне 1953 года – командующий ВВС Московского военного округа, в июне 1953 - апреле 1955 года – командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа. В апреле 1955 - апреле 1956 года – командующий 26-й воздушной армией (Белорусский военный округ). В апреле 1956 - мае 1968 года – начальник Военно-воздушной академии (ныне – имени Ю.А.Гагарина). С октября 1968 года маршал авиации С.А.Красовский – в отставке. В июле 1970 года решением Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР восстановлен в кадрах Вооружённых Сил, назначен военным инспектором-советником в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Член РКП(б)/КПСС с 1918 года. Член Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1961-1966 годах.

Профессор (1960).

Воинские звания:
комбриг (4.12.1935);
генерал-майор авиации (4.06.1940);
генерал-лейтенант авиации (20.12.1942);
генерал-полковник авиации (4.02.1944);
маршал авиации (8.05.1959).

Награждён 6 орденами Ленина (19.01.1943; 21.02.1945; 6.04.1945; 29.05.1945; 15.09.1961; 7.08.1967), орденом Октябрьской Революции (19.08.1977), 4 орденами Красного Знамени (23.11.1942; 3.11.1944; 6.11.1947; 11.10.1968), орденами Суворова 1-й (19.08.1944) и 2-й (27.08.1943) степеней, Кутузова 1-й степени (29.05.1944), Богдана Хмельницкого 1-й степени (10.01.1944), Красной Звезды (27.10.1932), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975), медалями, иностранными наградами, в том числе орденами «За воинскую доблесть» (Польша), Белого Льва «За победу» 1-й степени (Чехословакия, 1969), медалями Польши.

Его именем названы площадь в городе Быхов, улицы в Воронеже и посёлке Монино Московской области. Бюст Героя установлен в Монино.

Советский военный деятель, Маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (1945).

Биография

Родился 7 (по новому стилю - 19) августа 1897 года в деревне Глухи (ныне - Могилёвская область). В мае 1916 года по мобилизации был призван на службу. После окончания курсов радиотелеграфистов был направлен на фронт, служил начальником радиостанции сначала в 20-м армейском корпусе, затем в 25-м корпусном авиаотряде.

В феврале 1918 года добровольцем поступил на службу в РККА. Участвовал в Гражданской войне, будучи мотористом, военкомом, летнабом. Участвовал в боях с антисоветскими формированиями в Белоруссии, под Уральском и Астраханью, установлении советской власти в Закавказье.

В 1926 году окончил КУНС ВВС при ВВА, в 1936 году - саму эту академию. С ноября 1937 года командовал авиакорпусом в ЛенВО, а с октября 1939 года возглавлял РАБ в Заполярье.

Во время советско-финской войны командовал Мурманской авиабригадой, одновременно оставаясь командующим ВВС 14-й армии. С января 1940 года — заместитель командующего ВВС 14-й армии. По завершении боевых действий возглавил Краснодарское ВАУЛ, в дальнейшем был помощником командующего, командующим ВВС СКВО.

Великая Отечественная война

С октября 1941 года — в действующей армии, командовал ВВС 56-й армии. В январе-мае 1942 года командовал ВВС Брянского фронта, в мае-октябре того же года - 2-й воздушной армией. С ноября 1942 года командовал 17-й, а с марта 1943 года — 2-й воздушной армией. В возглавляемых им соединениях сражались многие знаменитые советские лётчики. Под руководством Красовского несколько раз за время войны осуществлялся перевод лётных частей на новую боевую технику. Отлично поставил работу маскировочной службы, что позволяло избегать нападений вражеской авиации на аэродромы и скрытно перебазировать подразделения. Большое внимание уделял вопросам аэродромного обслуживания и материально-технического снабжения вверенных ему частей, что позволяло с неизменным успехом выполнять даже самые сложные задачи. Руководил действиями лётчиков, наносивших массированные авиационные удары во время крупных операций — на Курской дуге, Украине, в Польше, под Берлином.

Послевоенная судьба

После окончания войны армия Красовского дислоцировалась в Австрии. В мае 1947 года вернулся в СССР. Командовал ВВС ДалВО. В 1951-1952 годах находился в специальной командировке в КНР, являлся главным военным советником китайских ВВС. По возвращении в ССР он командовал ВВС МВО, ВВС СКВО, 26-й воздушной армией в БелВО.

С апреля 1956 года — начальник ВВА. Внёс большой вклад в развитие этого высшего учебного заведения. В октябре 1968 года вышел в отставку. С июля 1970 года - в ГГИ МО СССР. Умер 21 апреля 1983 года, похоронен на Гарнизонном кладбище в посёлке Монино Щёлковского района Московской области.


Маршал авиации, Герой Советского Союза был начальником Краснознамённой военно–воздушной академии с 1956 по 1968 годы. Участник трёх войн (гражданской, войны с Финляндией, Великой Отечественной) ежегодно, в день Победы нашего народа над немецко–фашистскими захватчиками, в десять часов девятого мая, в большом зале дома офицеров гарнизона Монино начинал выступления с воспоминаниями о подвигах, о труде и о жертвах, принесённых во имя Величайшей Победы. На его ежегодные откровения, несмотря на полное отсутствие каких–либо объявлений, собиралось все население посёлка городского типа. Громадный киноконцертный зал набивался полностью. Знали: такого и в настолько простой форме не услышать и не прочесть нигде.
Посчастливилось и мне четырежды побывать на исповеди прославленного военачальника. Недавно, описывая моё прибытие в полк, который выполнял задание на аэродроме Бауцен Германской демократической республики в 1953 году, я вспомнил о солдатском подвиге генерала на этом аэродроме, рассказанном Степаном Акимовичем в одном из посвящённых Победе выступлений.

После воспоминаний Степан Акимович отвечал на многочисленные вопросы зала, не ограничивая ни временем, ни тематикой. Миловидная дама попросила рассказать, за какой подвиг ему присвоено звание Героя Советского Союза. Совсем скромный маршал ответил так:
– Я подвигов не совершал, я исполнял свой долг перед Родиной и народом. После Победы всем командующим армиями, проявившими себя умелыми военачальниками, было присвоено это почётное звание. Впрочем, и в боевой жизни командующих случались поступки, которые можно назвать героическими.
И маршал Красовский рассказал о том, как он, будучи один и на земле, «сбил фашистский истребитель» и взял в плен вражеского лётчика.

Командующему Второй воздушной армией генералу Красовскому, ехавшему по служебным делам весной 1945 года на машине в сопровождении взвода охраны (по лесам бродили группы фашистов различного состава, пытающиеся из–за боязни попасть в русский плен, пробиться к наступающим войскам союзников), один из офицеров доложил: «Мы проезжаем мимо освобождённого нашими войсками аэродрома Бауцен». Генерал решил посмотреть на этот аэродром.
Рассказ Степана Акимовича Красовского.
Я увидел очень большое лётное поле, окружённое лесом. Искусственных полос нет. На западной окраине поля несколько ангаров, тесно уставленных самолётами. И маленькими связными, и транспортными, и новенькими транспортными планерами. Особенно много было транспортных планеров.* Очень интересно построены весьма объёмные ангары, несущая конструкция которых выполнена из деревянных деталей. «Можно будет использовать этот аэродром. Пусть тыловики его проверят и подготовят». Решил ехать дальше по своему плану. Вдруг из–за горизонта появился самолёт. Мессершмит–109! Немецкий истребитель! Моему сопровождению команду «Маскируйся! Воздух! » давать не нужно: народ обстрелянный, сами знают. Они тут же укрылись в лесу и кустах. Остался на поле я один. Фашист сразу стал пикировать на меня. Уворачиваться от него не имело смысла – я знал: немцы отлично стреляли по точечным мишеням. Хоть и нелепо было погибать в самом конце войны, но слишком много было бы чести для немецкого истребителя, если б от него убегал советский генерал. В то же время, фашист, я чувствовал, целился в меня, нужно было что–то делать. И ещё не сообразив, как действовать дальше, я снял с головы шапку и стал ею призывно размахивать. Вражеский летун не пустил по мне очередь крупнокалиберного пулемёта, а прошёл на бреющей высоте возле меня, видимо рассматривая машущего ему шапкой. А одет я был в полушубок. То есть по мне не было видно, к какой воюющей стороне принадлежу. Я уверенно не двигался с места, продолжал усиленно размахивать шапкой, которую получил ещё на финской войне. Мессершмит опять набрал высоту и опять стал прицельно пикировать на меня. Я всё так же, только с ещё большим остервенением, размахивал старенькой шапкой, которая неожиданно спасла мне жизнь и помогла совершить солдатский подвиг. Опять летун не стал по мне стрелять. Более того, он, снова пройдя возле меня, подпрыгнул на небольшую высоту и выпустил шасси. Своей команде я громко крикнул «Ни с места!» Приземлив самолёт, лётчик подрулил к лесу и, не развернувшись в сторону лётного поля, выключил мотор.
Эти его две ошибки (не развернулся в сторону внезапной необходимости взлететь и выключение мотора) стоили ему свободы. Только открылся фонарь кабины, мелькнули привязные ремни и показалась голова лётчика, как мои солдаты набросились на вражеского «короля воздуха». Привели его ко мне. Как «язык», он не представлял ничего ценного: обстановка была такой, что немцы и сами не знали ничего о своих войсках. Они чувствовали крах и занимались только спасением каждый себя, за исключением редких фанатиков и вконец одураченной молодёжи. «Мой немец» был совсем молод, пытался угрожать каким–то сверх оружием, неплохо говорил по–русски. Совсем интереса не представлял никакого. А мой Василий (многолетний шофер) вдруг стал почему–то интересоваться временем и часто поглядывать на появившиеся у него новенькие красивые наручные часы.

* Грузовые планеры. И в Рабочее–Крестьянской Красной Армии и в фашистской Германии были произведены такие «самолёты без моторов», на которых, составив из них «поезд», ведомый самолётом–буксировщиком, планировалось перебрасывать в тыл противника и десант, и боевую технику.