Обучение рассказыванию по сюжетным картинам. Серия сюжетных картинок для детей Серии сюжетных картин для дошкольников

Составление рассказов по картине относится к рассказыванию с иллюстративным материалом. В детском саду для обучения детей рассказыванию используются как предметные («Куры», «Козы» и др.), так и сюжетные картины («Наша Таня», «Зимние развлечения», «Новенькая» и др.).М. М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

  • 1) составление описательного рассказа по предметной картине;
  • 2) составление описательного рассказа по сюжетной картине;
  • 3) придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;
  • 4) составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;
  • 5) составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем. Дети ограничиваются перечислением предметов, отдельных их свойств и действий, что объяснятся малым опытом восприятия, небольшим запасом слов, недостаточным умением строить предложение.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;

2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Занятия по ознакомлению детей с картинами могут проводиться разнообразно. Занятие включает обычно две части: рассматривание картины по вопросам, заключительный рассказ-образец педагога. Оно может начинаться с небольшой вводной беседы.

Цель ее -- выяснить представления и знания детей об изображенном, вызвать эмоциональный настрой перед восприятием картины. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, что обусловливает необходимость продуманного и целесообразного их отбора.

Обращенные к детям вопросы должны быть легко понятыми, а ответы на них не вызывать затруднении. Их последовательность должна обеспечивать целостность восприятия, поэтому далеко не всегда целесообразны вопросы: а что это? А что тут? А что еще нарисовано? Вот примерные вопросы по картине «Кошка с котятами»: кто нарисован на картине? Что делает рыжий котенок? Какая кошка-мама? Что она делает? Иногда вопроса недостаточно, для того чтобы ребенок точно охарактеризовал качество, действие. Тогда необходимы уточнение, совет, подсказ педагога. Он добивается того, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами и свойствами, говорили развернутыми предложениями.

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи. Воспитатель следит, чтобы дети называли предметы и действия правильно в соответствии с изображенными на картине. Примером своей речи, вопросами и указаниями он помогает находить слова, наиболее точно определяющие свойства и качества предметов

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, лаконичной, ясной, выразительной. Обобщающие высказывания педагога являются образцом ответа на вопрос, образцом построения предложения.

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» -- после картины «Кошка с котятами»; «Громко лает, а в дом не пускает» -- после картины «Собака со щенятами»; «Золотой гребешок, масляна головушка, утром рано встает, голосисто поет»--после картины «Куры» и т. д.). Можно спеть с детьми знакомую им песенку о кошечке, собачке, курочке.В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

М. М. Конина предлагает, например, такие: «Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке». С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают по картине пришедшей к ним в гости кукле, кошке и т. д. Можно также предложить выбрать объект описания («Выбери себе щенка и расскажи о нем» -- по картине «Собака со щенятами»).

Если картина правильно отражает признаки домашнего животного, педагог может связать ее рассматривание с показом игрушки («Такой же котенок, петушок; похожий щенок, цыпленок»). Это можно сделать в виде инсценировки (в гости к детям приходят кукла, кошка, собачка и разговаривают с ними). Воспитатель задает ребятам вопросы, закрепляющие полученные знания о данном животном. Этот прием эмоционально переключает их внимание, побуждает к новым высказываниям.

Иногда можно как бы поставить ребенка на место того, кто нарисован («Как будто это мы гуляем. Как будто эта наш котенок»). Можно выделить следующие характерные особенности занятий по картине с детьми младшего дошкольного возраста:

  • а) чередование хоровых и индивидуальных ответов;
  • б) обязательное наличие эмоциональных и игровых приемов;
  • в) использование литературных и художественных вставок.

Первые картины для детей младшей группы -- это картины, изображающие отдельные предметы (игрушка или знакомые предметы домашнего обихода), домашних животных, несложные сюжеты из детской жизни (серия «Наша Таня»). После занятия картина остается в группе на несколько дней. Дети еще раз рассмотрят ее, заметят то, что не заметили раньше, начнут высказываться. Воспитатель руководит и этим рассматриванием, уточняет высказывания детей, поощряя и поддерживая их.

В средней группе уже становится возможным подведение детей к составлению небольшого связного повествования, так как в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает речевая и мыслительная активность. Сначала дети рассказывают по вопросам воспитателя. Это может быть коллективный рассказ детей или совместный рассказ воспитателя и одного ребенка. В конце занятия, как бы подводя итог всем высказываниям, педагог дает свой рассказ. Затем можно перейти к рассказыванию по образцу.

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,-- говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца. Рассказ-образец должен отвечать определенным требованиям (отражать конкретное содержание, быть интересным, коротким, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно). Вот пример рассказа воспитателя по картине «Кошка с котятами»: «Эта картина про кошку с котятами. Лежит кошка на коврике и смотрит за своими котятами. Три котенка у кошки. Рыженький котенок играет с клубком ниток, серый котенок лакает из блюдца, а третий, пестренький котенок свернулся клубочком и спит около своей мамы».

В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, можно постепенно усложнить задание, подводя их к самостоятельному рассказыванию. Так, воспитатель может дать образец рассказа по одной картине, а дети рассказывают по другой (используются, например, картины из серии «Наша Таня»).Можно ввести рассказывание по плану, например, по картине «Таня и голуби» предлагается такой план: где гуляет Таня, что она делает, во что играет, что видно за забором и т. п.

В среднем дошкольном возрасте можно подводить детей к составлению рассказов, главным образом описательных, по предметным или сюжетным картинкам. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети шире использовали свой словарь, употребляли причастия, определения, обстоятельства и разные виды предложений.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов), можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.

Формирующееся при этом умение составить рассказ по готовой канве (в картинках дана последовательность действий и вся ситуация от начала до конца) помогает постепенно подвести к самостоятельному составлению сюжетных рассказов.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам. На занятиях с использованием картины ставятся разнообразные задачи, зависящие от содержания картины:

  • 1) учить детей правильно понимать содержание картины;
  • 2) воспитывать чувства (конкретно планируется в зависимости от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т. д.;
  • 3) учить составлять связный рассказ по картине;
  • 4) активизировать и расширять словарный запас (конкретно планируются новые слова, которые надо запомнить детям, или слова, которые надо уточнить и закрепить).

В старшей группе роль воспитателя в процессе обучения уже изменяется. Из непосредственного участника он становится как бы наблюдателем, вмешиваясь лишь в случае необходимости. К рассказам детей старшего дошкольного возраста предъявляются большие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.).

Осознание ребенком задания является необходимым условием правильного его выполнения. Руководящая роль воспитателя при этом очень велика -- он помогает понять и правильно выполнить задание: «Тебе сказали «расскажи», а ты одно слово сказал»; «Нужно придумать, что дальше было. Самому придумать, потому что на картине это не нарисовано».

Рассказ-образец педагога, предлагаемый детям в старшей и особенно в подготовительной группе, служит средством для перевода их на более высокую ступень развития умения рассказывать. Воспитатель требует не простого воспроизведения образца, а обобщенного подражания ему: Используются литературные образцы. Образец чаще всего касается части картины, наиболее трудной, менее яркой, а потому и не заметной для детей. Это дает им возможность высказаться об остальном.

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа.В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.

Можно широко применять рассказ по серии картинок (например, па тему «Наш участок зимой и летом»), где требуется уже не простое перечисление происходящих событий, а последовательный рассказ с началом, кульминацией и развязкой. Беседа по вопросам, предшествующая рассказыванию, касается основных моментов, узловых пунктов изображенного сюжета.

В старшей группе целесообразно использовать и серии картинок на юмористические темы (Л. Бондаренко, А. Дементьева). Самое главное в руководстве такими занятиями -- помочь детям разобраться в комической ситуации: почему это смешно? Совершенствованию умения рассказывать по серии картинок помогают следующие приемы: составление коллективного рассказа -- начало составляет воспитатель, заканчивают дети; начинает один ребенок, продолжает другой.

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события. Например, по указанным картинам педагог может задать следующие вопросы: Что сказали мальчику ребята? («Вот так покатался!»); как дети готовили маме подарки? («8 Марта»); кто поставил сюда корзину и что случилось? («Кошка с котятами»). Может быть задано несколько вопросов, как бы намечающих сюжетную линию повествовательного рассказа: откуда приехали эти дети? Что произошло с ними дальше? Как продолжали дружить эти дети? («Ждут гостей»).

Одну и ту же картину можно использовать в течение года несколько раз, но при этом следует ставить разные задачи, постепенно усложняя их. Когда дети овладеют навыками свободного рассказывания, можно предложить им две или несколько картин (уже виденные и даже новые) и поставить задачу -- придумать рассказ по любой картине. Это даст им возможность выбрать наиболее интересное для них содержание, а тем, кто затрудняется, -- уже знакомый сюжет, по которому легко составить рассказ. Такие занятия развивают самостоятельность и активность, воспитывают чувство уверенности в своих силах.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины, поэтому детям даются задания типа «Как назвал эту картину художник?», «Придумаем название», «Как можно назвать эту картину?».

Наряду с выделением и характеристикой самого существенного нужно учить замечать детали, передавать фон, пейзаж, состояние погоды и т. д.

Воспитатель учит детей вводить в свои рассказы небольшие описания природы. Большое значение при этом имеет такой методический прием -- анализ рассказа педагога. Детям задаются вопросы: «С чего я начала свой рассказ?», «Чем мой рассказ отличается от рассказа Алеши?», «Как я рассказала о времени года, изображенном на картине?»

Постепенно старшие дошкольники учатся дополнять свои рассказы но картине описанием изображенного пейзажа, состояния погоды и т. д. Вот, например, начало рассказа Марины (6 лет) по картине «Вот так покатался!»: «На этой картине нарисована зима. День солнечный и холодный. А небо все разноцветное. Это от солнышка оно так светится...»

Введение в рассказ по картине подобных небольших описаний постепенно подготавливает детей к составлению рассказов по пейзажным картинам и натюрморту. Этот вид рассказывания используется в подготовительной к школе группе.

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Кронштатова Екатерина Андреевна

студент кафедры дефектологического образования

г. Череповец, Россия

Научный руководитель: Захарова Татьяна Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент,

Череповецкий Государственный Университет

Кафедра дефектологического образования

г. Череповец, Россия

АННОТАЦИЯ:

В данной статье рассмотрены особенности составления рассказа по серии сюжетных картинок детьми с общим недоразвитием речи. Проанализированы характерные особенности данной категории детей. Представлены результаты по экспериментальной части и выявлены уровни составления детьми с общим недоразвитием речи рассказа по серии сюжетных картинок.

Ключевые слова: связная речь, дети с общим недоразвитием речи, дошкольный возраст, рассказ, сюжетные картинки.

Как известно, связная речь представляет собой основу коммуникации, жизнедеятельности человеческого общества в целом и отдельного индивидуума в социуме. На протяжении уже нескольких десятилетий связная речь является одним из фундаментальных понятий в области гуманитарных исследований (В.К Воробьевой, Л.П. Якубинским, М.М. Алексеева, Б.И. Яшина Л.С. Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А.Сохиным и др.).

Дошкольный возраст является сензитивным для развития всей стороны психической деятельности ребенка, поэтому в этом возрасте нужно уделять большое внимание к проблеме данного исследования. Серьезное внимание следует уделять обучению детей рассказыванию: пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием (О.С. Ушаковой, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, А.М Леушиной, В.В. Гербовой, А.М. Бородич и др.).

Из-за нарушенной речевой деятельности, связная речь имеет свои особенности, процесс овладения связной монологической речью проходит гораздо медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников, у большинства детей возникают трудности не только языкового оформления речевых высказываний, но и их внутреннего планирования. Любые варианты монологических построений (пересказ, различные виды рассказа) имеют стойкие ошибки в виде смысловых пропусков, нарушения последовательности и связности, наблюдается ситуативность и фрагментарность изложения (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).

Цель — выявить возможности детей составлять сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

В основу исследования положена гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечаются трудности планирования развернутых высказываний: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень развития фразовой речи

Экспериментальной базой являлось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46» г. Череповец. Эксперимент проходил 2 мая, во второй половине дня. В исследование приняли 5 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня (составляли экспериментальную группу) и 5 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (составляли контрольную группу).

Нами была разработана методика на основе методики В.П. Глухова и Воробьевой В.К .

Ход проведения: эксперимент проводился в двух группах детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и ОНР. Методика состоит из 5 заданий(5 серий картинок).

Экспериментатор предъявляет ребенку инструкцию «Разложи картинки по порядку. Расскажи, что произошло, рассказывай по каждой картинке, начиная с первой (при необходимости - указательный жест на первую картинку)».

Серии картинок (приложение 1):

1. Бабочка – серия из 2 картинок

2.Четвероногая помощь на войне – серия из 3 картинок.

3. Зайчик и Снеговик – серия из 4 картинок.

4. Огурец и капуста – серия из 4 картинок.

5. Неудачная прогулка – серия из 6 картинок.

Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (Назови, кого ты видишь на картинке.?, Чем он занимается? И др.)

Анализ проводился по критериям (низкий, средний, высокий уровень), раскрывающим выбранные нами параметры: смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами, самостоятельное рассказывание.

Низкий уровень — Смысл картинки ребенок не понял, последовательность установил при помощи взрослого(наводящие вопросы, подсказки), рассказ состоял из заголовков к картинкам(Мальчик пошел, собака ушла и др.)

Средний уровень – Смысл картинки ребенок понял, установил логическую связь между картинками-эпизодами самостоятельно, но составить распространенное предложение ребенок не смог, присутствует констатация фактов.

Высокий уровень – Смысловое содержание картинки ребенок понял; установил логическую связь между картинками-эпизодами самостоятельное, составил подробный рассказ по картинкам.

Виды помощи:

1. Стимулирующие вопросы «посмотри внимательно».

2. Эмоциональная поддержка «Я верю, что у тебя получится», «Ты молодец, ты справишься».

3. Наводящие вопросы «А может быть случилось что- то».

4. Подсказка (применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь).

Сравнение особенностей составления рассказов детей с ОНР и их нормально развивающих сверстников по каждой из серии картинок.

1 серия «Бабочка».

Серия картинок «Бабочка» состояла из 2 картинок («Девочка рисует бабочку» — «Девочка нарисовала бабочку»)

Распределение детей по уровням выполнения задания «Бабочка» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Распределение детей по уровням выполнения задания «Бабочка»

*ОНР- общее недоразвитие речи

Из результата таблицы можно сделать вывод о том, что по уровню выполнения задания дети с нормальным речевым развитием отстают от своих сверстников с ОНР. Дети обеих групп смогли правильно установить последовательность картинок и пояснить смысл.

В основном сообщения детей с нормальным речевым развитием и ОНР сводятся к констатации разрозненных фактов и действий, отмечается малая информативность, бедность лексико-грамматических средств языка, проиллюстрируем такой тип речевой продукции ответом из контрольной группы Костя С. «Девочка нарисовала бабочку».

Однако большая часть детей с ОНР показали высокий уровень развития связной речи так, например, в рассказе Артема А.: дал имя девочке, которая рисовала бабочку, рассказал, что девочке нужно было для рисунка, а в конце рассказал, предположил, кому она нарисовала бабочку, тем самым Артем А. не свел рассказ к констатации фактов, в рассказе присутствовало — начало, основная часть и конец истории — «Катя решила нарисовать бабочку маме и папе, взяла краски, налила воды и стала рисовать, рисовала, рисовала и нарисовала, потом она показала своей семье».

2 серия «Четвероногая помощь»

Серия картинок «Четвероногая помощь» состоит из 3 картинок – «Солдат раненный лежит — собака принесла аптечку — собака позвала на помощь».

Распределение детей по уровням выполнения задания «Четвероногая помощь» представлен в таблице 2.

Таблица 2

Распределение детей по уровням выполнения задания «Четвероногая помощь»

Из таблицы видно, что у детей обеих групп возникли трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картинок «Четвероногая помощь».

Отмечались трудности в составление правильной последовательности: не могли разобраться, какая первая картинка, какая вторая, нуждались в наводящих вопросах (Посмотри внимательно, чем эта картинка, отличается от этой (взрослый указывает на картинки)).

Дети с нормальным речевым развитием в отличие от детей с ОНР, сразу догадались, кто изображен на картинке (раненный солдат), дети с ОНР не смогли вспомнить, человека, который изображен на картинке, это свидетельствует об органичности словарного запаса, только после наводящих вопросов дети вспомнили и назвали, кто изображен на картинке (Посмотри внимательно, где происходят действия? Что ты видишь на картинке? Кто ходит с оружием и носит зеленую форму?)

Только один ребенок с ОНР смог составить по сравнению с другими участниками, развернутый рассказ «Шел солдат и его подстрелили, собака увидела раненного солдата, подбежала и оказала ему помощь, солдат достал бинт и завязал себе ногу, собака убежала за помощью, и позвала других военных, которые помогли солдату, положили его на носилки и понесли в больницу». У остальных детей присутствует в основном констатация фактов.

3 серия «Зайчик и снеговик»

Серия картинок «Зайчик и снеговик» состоит из 4 картинок – «Зайчик не допрыгнул до морковки — принес лестницу и не достал-подождал, когда наступит весна — наступила весна, снеговик растаял, зайчик съел морковку»

Распределение детей по уровням выполнения задания «Снеговик и зайчик» представлен в таблице 3.

Таблица 3

«Зайчик и снеговик»

*ОНР – общее недоразвитие речи

Таким образом, из результата таблицы видно, что дети с ОНР самостоятельно расположили друг за другом картинки в линейную цепочку, основным фактором распределения смысловых компонентов в этой цепи является временная последовательность. Рассказы у большинства детей с ОНР в основном предельно кратки и сводятся к нескольким предложениям-заголовкам к картинкам, например, «Зайка хотел достать у снеговика морковку, но зайчик не допрыгивал, зайчик принес лестницу и тоже не доставал, потом он начал сидеть и потом настала весна, и зайчик достал морковку и съел».

Недостаточная связанность речевой продукции с точки зрения лексико-синтаксического оформления обусловлена преобладанием твердого типа межфразовых соединений, при котором каждое предложение рассказа оказывается коммуникативно сильным и начинается с наименования одного и того же предмета(зайчик).

Один ребенок с ОНР показал высокий уровень составленного рассказа по сюжетным картинкам. Рассказ представлял собой целые, законченные сообщения, в нем передалось не только линейно-временная последовательность, но и причинно-следственная связь между отдельными фактами действительности, так например «Построили дети снеговика, а мимо проходил голодный зайчик, он захотел достать морковку, но не мог допрыгнуть. Зайчик тогда принес лестницу и все равно не смог достать морковку, сел на лестницу и загрустил, когда стало тепло на улице, пришла весна, снеговик растаял и тогда зайка смог взять морковку и съесть ее».

Дети с нормальным речевым развитием справилась с этим заданием намного хуже, чем экспериментальная группа. Часть детей, не смогла правильно установить последовательность картинок и понять смысл сюжета, так например рассказ Максима Б. «Зайчик строил снеговика, поставил морковку, но солнце вышло и снеговик растаял». Остальная же часть детей установила последовательность, но в рассказы были предельно кратки и сводились к заголовкам каждой картинки.

4 серия «Капуста и огурец»

Серия картинок «Капуста и огурец» состоит из 4 картинок – «Капуста и огурец пошли на речку — огурец нырнул, а капуста раздевалась — огурец купается, а капуста раздевается — огурец накупался и замерз, а капуста так и не разделась»

Распределение детей по уровням выполнения задания «Капуста и огурец» представлен в таблице 4.

Таблица 4

Распределение детей по уровням выполнения задания

«Капуста и огурец»

*ОНР – общее недоразвитие речи

Из таблицы видно, что дети с ОНР и их нормально развивающие сверстники в основном с заданием не справились. В установление последовательности картинок они путались, содержание картинок им было не понято, это свидетельствует о том, что они не могут выделить главного на картинках, бедные представления об окружающем мире, не понимают причинно-следственных отношений, так например рассказ Ксюши С. Из контрольной группы «Капуста и огурец гуляли, потом огурец упал в воду, а капуста листья вырывала свои, а потом она еще больше вырвала, а огурец обиделся, потому что огурец не слушался». Даже при помощи наводящих вопросов они не смогли понять смысл рассказа.

Только один ребенок с общим недоразвитием речи смог правильно проанализировать все картинки, установить причинно-следственные связи, подобрать нужные слова и составить рассказ. Артем А. «Одним летним днем, капуста и огурец пошли на речку купаться, огурец сразу же прыгнул в воду, а капуста раздевалась, раздевалась, огурец замерз уже, а капуста до сих пор не разделась».

5серия «Мальчик и собачка»

Серия картинок «Мальчик и собачка» состоит из 6 картинок – «Мальчик и собачка пошли гулять — собачка увидела цветок- из цветка вылетела пчела -укусила собачку в нос-мальчик заклеил нос собачке — собачка благодарит хозяина»

Распределение детей по уровням выполнения задания «Мальчик и собачка» представлен в таблице 5.

Таблица 5

Распределение детей по уровням выполнения задания

«Мальчик и собачка»

*ОНР –общее недоразвитие речи

Из таблицы следует, что все дети смогли правильно установить последовательность из 6 картинок, не нарушая логики события, понять смысл рассказа, сформулировать вывод (нужно осторожно нюхать цветок), но при этом присутствовало перечисление действие мальчика и собачки Ярик В. «Мальчик и собачка пошли гулять, потом собака нашла цветок розочку, потом пчела из розочки прилетела, потом ужалила собаку, мальчик начал жалеть собаку потом радостный»

Обобщив все вышеперечисленное можно сделать вывод.

Результат распределения детей по уровню знаний представлен в таблице 6.

Таблица 6

Распределение детей по уровню выполнения заданий

*ОНР- общее недоразвитие речи

Из результатов данной таблицы мы видим, что дети с общим недоразвитием речи лучше справились с заданиями, чем дети с нормальным речевым развитием.

У одного ребенка с ОНР наблюдается высокий уровень составления связной речи, он использовал распространенные предложения, самостоятельно и последовательно, передавал логику событий, присутствовала связь между фрагментами-эпизодами.

Большинство детей имеют средний уровень выполнения задания. Дети правильно смогли установить последовательность картинок, понять содержание, но рассказы содержали констатацию фактов, дети испытывали трудности при подборе слов, присутствовали длительные паузы, многим детям с ОНР рассказ был доступен при наличии наводящих вопросов.

Детей с низким уровнем выполнения задания больше из контрольной группы, они смогли составить последовательность картинок только при помощи наводящих вопросов, смысл некоторых серий картинок так был и не понят детьми, даже после обсуждения.

Таким образом, результаты исследования состояния связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР показали, что у дошкольников монолог сформирован недостаточно. Полученные данные указывают на необходимость проведения коррекционного обучения, который будет способствовать полноценному формированию личности, успешной социализации ребенка, эффективной подготовке к школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. 1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М., 2000.
  2. Воробьева, В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. — М., 1995.
  3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., 2006.

Приложение 2

1 серия картинок — «Бабочка»

2 серия картинок – «Четвероногая помощь на войне»



3 серия картинок «Зайчик и Снеговик»

4 серия картинок – «Огурец и капуста»

5 серия картинок – «Неудачная прогулка»

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №15" г. Саратова

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» на тему:
«Составление рассказа по сюжетной картине» для детей подготовительной к школе группы.

Подготовила и провела:
Шкодина Наталья Федоровна
воспитатель I квалификационный категории

Саратов

2017

Направление: «Речевое»

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине»

Цель: развивать умение детей составлять рассказ по сюжетной картине, умение озаглавливать картину и составлять план рассказа.

Задачи:

Образовательные : формировать умение детей рассматривать картину, умение правильно отвечать на вопросы.

Формировать грамматически правильную речь, активизировать словарный запас.

Развивающие : развивать способность придумывать события предшествующие и последующие.

Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать интерес детей к живописи.

Предварительная работа:

Чтение стихов о семье

Словарная работа:

Художник, пейзаж, портрет, натюрморт, план

Методы и приемы:

  • Беседы
  • Показ
  • Пояснение
  • Художественное слово
  • Дидактические игры
  • Поисковые вопросы
  • Самостоятельная работа
  • Индивидуальная помощь
  • Анализ

Материалы и оборудование:

Сюжетная картина «Семья»

Предметные картинки «Третий лишний», «Что было вначале и стало»

Ход НОД:
I. Ребята, а назовите главное отличие человека от всех живых существ. (Умение говорить, речь)

А в этом помогает? (Язык)

Давайте вместе сделаем разминку для язычка. Для этого пробежимся по лесенке: Д, Т, Н

Д/и «Что было вначале и стало»

Вначале было яйцо, а стал (цыпленок)

Вначале были семена, а стали (цветы)

Вначале была икринка, а появилась рыба

II. Закроем глаза. Открывайте. Что-то изменилось? (Появилась картина)

Ребята, а кто рисует картину? (Художник)

А какие виды живописи Вы знаете? (Портрет, Натюрморт, Пейзаж)

Картина помогает нам…(Увидеть, что происходит; сюжет)

Рассмотрим картину.

Скажите, кого нарисовал художник на картине? (детей, взрослых, собаку-семью)

Где они находятся? - Как вы догадались? (Находятся на улице. Песочница, дорога, скамейка.)

Что делают дети (Играют).– Во что они играют?

Расскажите о детях

Что делают взрослые? (Дедушка гуляет с собакой, бабушка вяжет, папа читает газету, мама следит за детьми)

Глядя на эту картину, можно ли определить время года? Какие объекты нам говорят об этом? (одежда, деревья за окном, календарь природы).

Как можно назвать картину? (На прогулке, прогулка, на свежем воздухе, семья)

Д/игра на развитие внимания и логического мышления. Педагог предлагает послушать ряд слов и выбрать лишнее и объяснить свой выбор. Фикус, лимон, тюльпаны. Окунь, судак, хлеб. Стол, стул, окно. Вася, Надя, Ивановна.

Сейчас вы должны придумать рассказ по этой картине. Подумайте, где были дети, взрослые? Куда они пришли? Что делали? Как они работают? Чем потом занимались дети, взрослые? - О чем нужно рассказывать? Повторите еще раз. Рассказы детей. Оценка рассказов детьми.

III. Итог занятия. Что понравилось на занятии? Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи.Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"

Конспект занятия с применением ИКТ. Презентация на занятии применялась в качестве средств наглядности при работе с детьми и в качестве дидактического пособия....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассматривание картины и составление рассказов по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием элементов ТРИЗ». Приоритетная область: коммуникация

Программное содержаниеОбразовательная задача:Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание....

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи у детей с ОНР (подготовительная группа). Тема: Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы".

Проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи является одной из главных задач учителя- логопеда. Предложенное занятие рекомендуется для прове...

УЧИМ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗЫ ПО КАРТИНАМ.

Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Богатый урожай.
Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя - в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя - урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.
- О ком этот рассказ?
- Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?
- Где любил работать Костя? Как его можно назвать?
- Что выращивал в саду Ваня?
- А что в огороде Костя?
- Кто мешал Ване? А кто Косте?
- Как можно назвать гусениц и галок?
- Кто помог Ване избавиться от гусениц?
- А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
- Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Лебеди" с использованием сюжетных картин.



1.Чтение рассказа.
Лебеди.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
- Что там?
А дедушка ответил:
- Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
- А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
- Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
- Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
- Нет, они не сядут, - задумчиво сказал дедушка. - Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.

2.Беседа.
- О ком этот рассказ?
- К чему прислушивался дедушка?
- Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
- Что значит "лебеди трубят"?
- Кого увидела в небе Таня?
- Чего очень хотелось Тане?
- А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Как солнышко ботинок нашло" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Где гулял мальчик Коля?
- Чего было много вокруг дома?
- Почему Коля стоит в одном ботинке?
- Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?
- Как вы думаете, он нашёл его?
- Кому рассказал Коля о своей потере?
- Кто стал искать ботинок после Коли?
- А после бабушки?
- Где Коля мог потерять ботинок?
- Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?
- Нужно ли поступать так, как поступил Коля?
2.Составление рассказа по серии картин.
Как солнышко ботинок нашло.
Однажды Коля вышел во двор погулять. Во дворе было много луж. Коле очень нравилось бродить по лужам в своих новых ботинках. И тут мальчик заметил, что на одной ноге у него нет ботинка.
Стал Коля искать ботинок. Искал, искал, но так и не нашёл. Пришёл он домой и рассказал всё бабушке и маме. Во двор отправилась бабушка. Искала, искала она ботинок, но так и не нашла. Вслед за бабушкой во двор вышла мама. Но и она не смогла найти ботинок.
После обеда из-за туч выглянуло яркое солнышко, осушило лужи и нашло ботинок.

3.Пересказ рассказа.

Общая горка. Пересказ по картине.

1.Беседа по картине.
- Какое время года изображено на картине?
- По каким признакам вы догадались, что это зима?
- Где собрались дети?
- Подумайте, кто построил горку?
- А кто из детей только что пришёл на горку?
- Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
- Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
- Как закончилась эта история?
- Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
- Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
- Катайся, Вова! Это горка общая.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Как вы думаете, какое время суток нарисовано на картинках?
- Почему вы так думаете?
- Откуда вернулись домой Саша и Маша?
- А откуда пришли папа и мама?
- Как называется вечерний приём пищи в семье?
- Что стала делать мама? Зачем?
- Какую работу выполняет Саша?
- Что можно приготовить из картошки?
- А чем занята Аня?
- Что она будет делать?
- Кого вы не увидели в кухне за работой?
- Какую работу выполнял папа?
- Когда всё было готово, что сделала семья?
- Как можно закончить наш рассказ?
- Как вы думаете, чем займутся родители и дети после ужина?
- Как можно назвать наш рассказ?
2.Составление рассказа.
Семейный ужин.
Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Наташа пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Наташа помыла огурцы и помидоры для салата. Мама пошла в кухню, поставила чайник на плиту и стала заваривать чай. Папа взял пылесос и почистил ковёр.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Новый год на пороге" по серии сюжетных картин.





1.Беседа по серии картин.
- Какой праздник приближается?
- Как вы можете это доказать?
- Чем заняты ребята?
- Назовите, какие ёлочные украшения у них получатся?
- Чем пользуются дети для изготовления ёлочных игрушек?
- Они работают с удовольствием или нет?
- Какие получились у них украшения?
- Куда они повесили свои игрушки?
- Как дети проводили праздник?
- Во что они были одеты?
- Какой сюрприз ждал их в конце праздника?
2.Составление рассказа.
Новый год на пороге.
Приближался любимый детский праздник - Новый год. А ёлка стояла в углу и грустила. Оля посмотрела на ёлку и предложила:
- Давайте украсим её не только шарами, но и сами сделаем игрушки!
Ребята согласились. Каждый из них вооружился ножницами, красками и цветной бумагой. Работали они с удовольствием. Вскоре яркие, красочные украшения были готовы. Ребята с гордостью повесили на ёлку свои работы. Ёлка сверкала и светилась.
Наступил праздник. Ребята надели маскарадные костюмы и отправились к ёлке. Они пели, танцевали и водили хоровод. Ну, и конечно же, к ребятам пришёл Дедушка Мороз с долгожданными подарками.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа "Как мы общаемся", составленного по отдельным сюжетным картинам.



img src=/font



1.Беседа.
- Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?
- А если человека нет рядом, то что мы делаем?
- Что можно отнести к средствам связи?
- Что можно отправить по почте?
- Как раньше доставляли почту?
- Как работал телеграф?
- Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?
- Что для этого используют люди?
- А как почтовая связь доставляет нам письма и поздравительные открытки?
- Почему люди пишут друг другу письма и поздравительные открытки?
2.Составление рассказа.
Как мы общаемся?
Разговаривая, мы общаемся друг с другом. Но иногда близкий человек находится далеко. Тогда на помощь приходят телефон и почта. Набрав нужный номер телефона, мы услышим знакомый голос. А если нужно послать письмо или поздравительную открытку, то можно пойти на почту.
Раньше почту доставляли на лошадях. Затем появился телеграфный аппарат Морзе, и сообщения стали передавать по проводам с помощью электрического тока. Инженер Белл усовершенствовал аппарат Морзе и изобрёл телефон.
В наше время сообщения с текстом и картинками можно передать очень быстро. Для этого люди используют сотовый телефон и компьютер. Но и сейчас люди продолжают писать друг другу письма, посылать поздравительные открытки и телеграммы по почте. Почту доставляют на автомобилях, по железной дороге или по воздуху.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "В живом уголке".

1.Беседа.
- Кого вы видите на картине?
- Назовите растения, которые находятся в живом уголке.
- Нравится ли детям трудиться в живом уголке? Почему?
- Кто сегодня трудится в живом уголке?
- Чем заняты Катя и Оля?
- Какие листья у фикуса?
- Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?
- Что нужно делать, если в живом уголке живёт хомяк? Какой он?
- Какие птицы живут в живом уголке?
- Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?
- Как ребята выполняют свою работу?
- Почему им нравится ухаживать за животными и растениями?
2.Составление рассказа по картине.
В живом уголке.
В живом уголке много растений и животных. Детям нравится наблюдать и ухаживать за ними. Каждое утро, когда ребята приходят в детский сад, они идут в живой уголок.
Сегодня в живом уголке трудятся Катя, Оля, Даша, Ваня и Наталья Валерьевна. Катя и Оля ухаживают за фикусом: Катя вытирает влажной тряпочкой его большие блестящие листья, а Оля поливает растение. Даше нравятся рыбки: они очень яркие и с удовольствием едят корм, который она насыпает в аквариум. Ваня решил поухаживать за хомячком: он чистит его клетку, а затем будет менять воду. Наталья Валерьевна кормит пёстрых попугаев. Их клетка висит высоко и ребятам до неё не дотянуться. Все очень сосредоточены и стараются хорошо выполнить свою работу.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Заяц и морковка" по серии сюжетных картин.



1.Беседа по серии картин.
- Какое время года изображено на картинке?
- Что вы можете сказать о погоде?
- Какой стоит снеговик?
- Кто пробегал мимо снеговика?
- Что он заметил?
- Что решил сделать зайка?
- Почему ему не удалось достать морковку?
- Что он задумал потом?
- Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?
- Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?
- Что можно сказать о настроении зайчика на второй картинке?
- Что происходит со снеговиком?
- Как светит солнышко на третьей картинке?
- На что похож снеговик?
- Какое настроение у зайчика? Почему?
2.Составление рассказа.
Заяц и морковка.
Наступила весна. Но солнышко ещё редко выглядывало из-за туч. Снеговик, которого слепили дети зимой, стоял и даже не думал таять.
Однажды мимо снеговика пробегал зайчик. Он заметил, что вместо носа у снеговика вкусная морковка. Стал подпрыгивать, но снеговик был высокий, а зайчик маленький, и он никак не мог достать морковку.
Зайчишка вспомнил, что у него есть лестница. Он побежал в дом и принёс лестницу. Но даже она не помогла достать ему морковку. Зайчик загрустил и сел возле снеговика.
Тут из-за туч выглянуло тёплое весеннее солнышко. Снеговик медленно начал таять. Вскоре морковка оказалась на снегу. Радостный зайчик с удовольствием её съел.

3.Пересказ рассказа.

Пересказ сказки "Колосок" с использованием серии сюжетных картин.





1.Чтение сказки.
2.Беседа.
- О ком эта сказка?
- Чем занимались целый день мышата?
- Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?
- Что нашёл петушок?
- Что предложили сделать мышата?
- Кто обмолотил колосок?
- Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?
- Какую ещё работу выполнял петушок?
- А что в это время делали Круть и Верть?
- Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?
- Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?
- Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?
3.Пересказ сказки.

Составление рассказа "Откуда хлеб пришёл" по серии сюжетных картин.









1.Беседа.
- Какое время года изображено на первой картинке?
- Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Какую работу выполняет трактор?
- Как называется техника, которую вы видите на третьей картинке? Какую работу выполняет сеялка?
- Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поле?
- Когда созревает пшеница?
- С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Из чего пекут хлеб?
- А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?
- Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?
- Куда затем везут хлеб?
- Как нужно относиться к хлебу? Почему?
2.Составление рассказа.
Откуда хлеб пришёл.
Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолёт, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадёт в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из неё испекут тёплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине "Одни дома" с придумыванием начала рассказа.

1.Беседа.
- Кого вы видите на картинге?
- Какие игрушки вы видите на картине?
- Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?
- Какое настроение у мамы? Чем она недовольна?
- Когда это могло случиться?
- Как вы думаете, куда ходила мама?
- Кто оставался дома один? Что дети обещали маме?
- Чем занималась Катя? А Вова?
- А чьи бусы рассыпаны на полу?
- Как вы думаете, мама разрешила брать бусы?
- А кто их взял?
- Почему бусы оказались разорванными?
- Что почувствовали дети, когда вернулась мама?
2.Составление рассказа.
Одни дома.
Мама ушла в магазин за покупками. А Катя и Вова остались дома одни. Они обещали маме, что всё будет хорошо. Катя взяла своего любимого мишку и стала рассказывать ему сказку, а Вова играл машинками.
Но вдруг Катя увидела мамины бусы. Ей очень захотелось их примерить. Она взяла бусы и стала примерять. Но Вова сказал, что мама не разрешала Кате их трогать. Катя не слушала Вову. Тогда Вова стал снимать бусы с Катиной шеи. А Катя не давала их снимать.
Вдруг ниточка разорвалась, и бусы рассыпались по полу. В это время мама вернулась из магазина. Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Детям было очень стыдно, что они не выполнили своё обещание.

3.Пересказ рассказа.

Составление рассказа "Граница Родины - на замке" по серии сюжетных картин.





1.Беседа.
- Кого вы видите на первой картинке?
- Куда они направляются?
- Что заметил пограничник?
- Кому он показал следы?
- К кому привели следы?
- Что в руках у нарушителя?
- Рассмотрите вторую картинку. Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?
- Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?
- Как можно назвать пограничника и Трезора, какие они?
- Если все защитники будут такие, то какой будет наша Родина?
2.Составление рассказа.
Граница Родины - на замке.
Границу нашей Родины охраняют пограничники.Однажды в дозор вышли солдат Василий и его верный друг - пёс Трезор.Вдруг пограничник заметил свежие следы. Он показал их Трезору. Трезор тут же отправился по следам.
Вскоре пограничник и Трезор увидели нарушителя границы. Он был вооружён, а увидев пограничника и Трезора, направил на них пистолет. Трезор весь напрягся и напал на преступника. Он схватил нарушителя за руку, и тот от испуга уронил пистолет. Верные друзья арестовали нарушителя.
Пусть каждый знает, что граница нашей Родины - на замке.

3.Пересказ рассказа.

Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа, – стремление к развитию речи и мышления детей. Глядя на картинку, ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого, логически связного рассказа. К сожалению, речь сегодняшних молодых людей далека от совершенства. Дети, подростки мало читают, общаются. Поэтому развитию правильной литературной речи должны уделять внимание семья, учителя, все взрослые, окружающие ребенка. Для этого существует огромное количество способов.

Как их можно использовать?

Один из них, уже упомянутый, – картинки для составления короткого рассказа. На нашем сайте вы найдете сюжетные картинки для ребят. Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Не зря при обучении иностранному языку изучающих просят описать картинку, придумать диалог согласно представленной ситуации, составить ролевые игры. Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра. Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы.

Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Родителям советуем поиграть с малышом в ролевые игры, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ, в котором будут задействованы семья или друзья малыша. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите у малыша, помнит ли он составленный им рассказ, какие детали он не учел, что мог бы добавить. Серии сюжетных картинок для составления короткого рассказа хороши для уроков по развитию речи в начальных классах, на уроках родного или иностранного языка. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.

Методика работы с картинками для детей потребует от родителей внимания и регулярности занятий. Именно семья должна быть заинтересована в развитии малыша. Они должны помочь ему составить рассказ, ролевые игры для дошкольников, а затем вместе их обсудить.

Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Лес», «Дом» и т.д. Методика по развитию речи для детей предполагает всесторонний охват тем, по которым может быть составлен рассказ. Также методика предполагает использование игры для детского сада, в которых будут присутствовать иллюстрации или рассказ на выбранную тематику. В результате серии таких занятий малыши начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.

Развивающие материалы по теме

Детский сад

Картинки по разным темам