Основной закон страны. Как называется основной закон государства? Основной закон страны носит название

Основным законом государства является Конституция. На основе её создаются все последующие законодательные акты. Этот правовой акт определяет общественный строй, декларирует и гарантирует права граждан. В Конституции определены форма правления, территориальное устройство государства, основные принципы организации работы центральных, местных властей, их взаимоотношения и вопросы, которые они могут решать в меру своей компетенции, обязательно задекларирована государственная символика и столица государства.

Какие могут быть Конституции

Правоведы разделяют Конституции государств в два различных понятия:
  1. Юридической Конституцию называют в случаях, когда основной закон является сводом правовых норм, которые регулируют общественные отношения в государстве;
  2. Под понятием «фактической» Конституции подразумевают свод реально существующих в государстве социальных отношений.
Согласно своей формы основной закон государства может быть:
  1. Кодифицированным, когда конституция представляет собой единственный правовой акт, который регулирует все самые основные вопросы взаимодействий в государстве;
  2. Некодифицированным, когда существуют несколько актов, которые регулируют главные вопросы конституционного характера;
  3. Смешанным. В этом случаи Конституция включает в себя парламентские законы, обычаи, судебные прецеденты и доктринальные толкования.
По способу внесения изменений в основной закон государства Конституции могут быть:
  1. Гибкие. Изменять такой основной закон можно просто путем принятия ещё одного закона.
  2. Жесткие. Чтобы изменить Конституцию в этом случаи требуется достаточно сложная процедура, предполагающая получения квалифицированного большинства в парламенте (порой даже проведения референдума), ратификации поправок субъектами федерации.
По сроку действия основной закон может быть постоянным и временным.

Не зависимо от способа принятия Конституции они называются народными. Как правило, основной закон принимают представительные органы – парламент или учредительное собрание.

Основные черты Конституции РФ

  1. Принцип верховенства. Основной закон действует на всей территории Российской Федерации без исключения.
  2. Конституция РФ – акт прямого и непосредственного действия. Это означает, что суды или другие государственные органы принимая какие-либо решения, могут ссылаться на конкретную статью, даже если при определённых обстоятельствах отсутствуют необходимые законы, инструкции, указы и т. д..
  3. Устойчивость и стабильность. Основной закон РФ не может меняться каждый год, и даже каждое десятилетие.
  4. Легитимность (законность). Конституция РФ принята законным способом. На референдуме основной закон государства поддержало большинство проголосовавших граждан.
Эти черты Конституции РФ по праву делают её основным законом, который обязаны соблюдать все жители нашей страны.


Изучить правила дорожного движения для владельцев транспортного средства – только половина пути перед самостоятельным выездом на персональном автомобиле. Основная задача –...


В нашем мире экология стремительно ухудшается, и государство принимает все новые меры по сохранению кустарников и деревьев. От зеленых насаждений зависит качество воздуха и...


Согласно Трудового кодекса № 197-ФЗ РФ принятого 30.12.2001 каждый работник в Российской Федерации имеет право на законный отпуск. Порядок их предоставления и продолжительность...


ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обращает внимание граждан на то, что с одиннадцати вечера и до семи утра формируется определенный...

Разделы: История и обществознание

Цель урока: познакомить учащихся с основным законом страны, развивать умение работы с юридическими документами, формировать уважение к закону и правопорядку.

Учащиеся должны: знать правила работы с юридическим документом, знать зачем нужна Конституция, объяснять смысл понятий: Конституция, президент, депутат, разделение властей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Межпредметные связи: история.

Оборудование: Презентация , медиа-проектор.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Преимущества данной презентации на уроке:

  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  • дает возможность обеспечить не только аудильное, но и визуальное восприятие информации;
  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

Структура урока:

I. Организационный момент

II. Переходный момент

Повторение. Воспроизведение уч-ся знаний полученных на предыдущем уроке, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
Сообщение темы и цели предстоящей работы (вхождение в урок)

(погружение в урок)

Объяснение нового материала с показом презентации

IV. Обобщение и закрепление знаний, формирование умений

Работа с раздаточным материалом.
Игра «Путаница»

V. Итог урока

Рефлексия

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

II. Переходный момент

Повторение изученного материала.

– Ребята, на предыдущем уроке мы с вами изучили тему «государство и его граждане». Давайте сейчас повторим изученный материал.

Фронтальный опрос

– Объясните смысл понятий государство, гражданин, паспорт, суверенитет.
– Когда возникли первые государства?
– Назовите основные признаки государства?

Вхождение в урок

На мониторе написан эпиграф к нашему уроку, прочитайте его и скажите какое слово в данном эпиграфе для вас новое? (Закон)

Эпиграф: Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались. (Джон Локк)

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Тема урока: Основной закон страны

– Тема нашего урока: основной закон страны. Цель нашего урока: познакомиться с основным законом нашей страны, научиться правильно и грамотно работать с юридическим документом.

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя сопровождается показом Презентации . (Слайд 3)

План урока

  1. Что такое Конституция?
  2. Государственый суверенитет.
  3. Принцип разделение властей

Давайте запишем план урока.

Основные понятия урока: Конституция, президент, депутат, разделение властей

Предыстория Конституции

Главным законом государства выступает Конституция страны. Она определяет общественное и государственное устройство. порядок и принципы устройства, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Первые попытки создать Конституцию, в которой бы закрепились права и обязанности всех, возникли много столетий тому назад. Еще в Древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей – императоров. В своем современном виде первые Конституции появились в 1789 году в США (В 1791 году Билль о правах) и во Франции (1789 год. «Декларация прав человека и гражданина»)
В России декабристы.вышедшие в 1825 году на Сенатскую площадь, чтобы свергнуть монархию и установить республику, тоже предложили Конституцию.

– А сейчас мы с вами обратимся к исторической справки, из не мы узнаем историю нашей конституции.
В день убийства императора Александра II в 1881 году на его столе был обнаружен документ конституционного типа, согласно которому в стране создавалась бы новая система управления – появился представительный законодательный орган. Другой император
Николай II в 1905 г.провозглашает Манифест 17 Октября, который напоминал Конституцию –учреждался законодательный орган –Государственная Дума, провозглашались демократические свободы.
И только после событий Октябрьской революции 1918 г. Принят документ с названием Конституция. Она закрепила диктатуру (власть) пролетариата, провозгласив задачу – подавить эксплуататоров до полного уничтожения. Значит, все же насилие становилось важным правилом в жизни государства.
У рабочих было несколько больше прав, чем у крестьян. Государство провозглашалась республиканским, затем были Конституции 1973 г, 1978 г. которые закрепили различные права своих граждан. Сегодня у нас действует Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме.

Итак, в декабре 1993 года состоялся референдум.

– Скажите, как бы вы оценили результат всенародного голосования?

Конституцию называют Основным законом страны, который наряду с другими нормативными актами регулирует нашу жизнь. Конституция выступает основой текущего законодательства.
Для чего нужна Конституция?
Прежде всего не чувствовать себя чужим в собственной стране, ощущать себя гражданином. Ведь в Конституции закреплены права гражданина.
Давайте рассмотрим структуру Основного закона нашей страны.

Российская конституция содержит преамбулу (запись в тетрадях)

Преамбула – содержит краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции.

Конституция состоит из 9 глав , в которой закреплены:

Глава 1. Основы конституционного строя.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава 3. Федеративное устройство.
Глава 4. Президент Российской Федерации.
Глава 5. Федеральное собрание.
Глава 6. Правительство Российской Федерации.
Глава 7. Судебная власть.
Глава 8. Местное самоуправление.
Глава 9. Конституционые поправки и пересмотр Конституции.

Прочитайте преамбулу и скажите, что говорится в ней?

Наша Конституция включает в себя набор ценностей: (учитель выделяет на мониторе с помощью вкладки ФЛОМАСТЕР отдельные фразы преамбулы соответствующие определенным ценностям.)

  • нравственные ценности: «веру в добро и справедливость»
  • патриотические: «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение Отечеству»
  • демократические: «утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, возрождая суверенную государственность России»
  • ценности международного сотрудничества: «сознавая себя частью мирового сообщества»

Самостоятельная работа.

Прочитайте из Конституции Главу 1. Статьи 1, 2, 3. Сделайте обобщение. (Проводится комментированное чтение учащихся)

1. Российская федерация – Россия есть демократическое Федеративное государство с республиканской формой правления.
2. Наименование Росийской федерации и Росия равнозначны.

1. Человек, и его права являются высшей ценностью.
2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многоциональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской федерации. Захват власти и присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Вывод: Главное в конституции – это закрепление прав и свобод человека и гражданина.

Наша страна называется Россия или Российская Федерация. Согласно конституции – это демократическая республика, которая признает, соблюдает и защищает права и свободы человека. Главой нашего государства является президент. Он выступает и Верховным главнокомандующим Вооруженных сил страны, может издавать указы распоряжения.
Законы принимает специальный представительный орган – парламент (в нем работают люди, которые представляют интересы народа, поэтому он получил такое название). Парламент нашей страны называется Федеральное собрание. Оно состоит из Совета федерации и государственной Думы. Законы, принятые в нашей стране, а также международные договоры (устанавливают правила между народами, которые живут в разных странах), которые заключает государство с другими странами, обязательно публикуются. Люди могут их прочесть и должны знать, что тайные документы такого рода не будут иметь юридическую силу.

Запись в тетрадях

В Конституции нашей страны закреплен принцип разделения властей, кроме законодательной (создает законы) и исполнительной (осуществляет исполнение государственных решений) существует судебная власть.

Глава 5 . Федеральное собрание. Ст. 97.
Высшим законодательным органолм Росии является парламент – Федеральное Собрание.
Глава 6. Правительство Российской Федерации Ст. 110.
Принятые законы надо исполнять. А поэтому возникла потребность создать систему исполнительной власти. Ее возглавляет Правительство РФ.
Глава 7 . Судебная власть. Ст. 118
Если законы, принимаемые в стране не соответствуют Основному закону страны, нарушаются права и свободы граждан, тот можно обратиться в Конституционный суд. Он дает толкование Конституции и разрешает споры о соответствии всех законодательных актов Конституции и разрешает споры о соответствии законодательных актов конституции. Этот суд может отменить закон противоречащий конституции.
Большинство дел уголовного, гражданского, административного и трудового характера разрешаются в судах общей юрисдикции.
Экономические споры в сфере предпринимательства между юридическими лицами рассматривается арбитражными судами.

Работа над основными понятиями (запись в словари)

Частично-поисковый метод

– Посмотрите, пожалуйста на основные понятия нашего урока, и скажите какой термин мы с вами пропустили и не записали? (Депутат)
– У каждого из вас лежат на столе стать из юридического документа Конституции.
– Почитайте и выберете ту статью, в которой идет речь о депутате.
– Кто может быть избран депутатом Государственной думы?
– Депутат государственной Думы может быть депутатом иных представительных органов государственной власти?

IV. Закрепление

Обобщение и закрепление знаний полученных на уроке (первичное закрепление)

Работа с раздаточным материалом

Ребята, на партах у вас лежит игра, которая называется «ПУТАНИЦА».
Представлена таблица, в которой дано название термина и его значение, вам необходимо стрелочкой показать соответствие данного термина со значением этого термина. Для выполнения этого задания вам поможет таблица, которую вы записали перед этим заданием. (Самостоятельная работа)
Проверку этого задания учащиеся вместе с учителем выполняют на экране монитора. (Маркером показываю правильный ответ, учащиеся исправляют ошибки в своей работе).

V. Фронтальная беседа

– Что такое Конституция?
– Для чего нужна конституция?
– Как добиться того. Чтобы каждый гражданин знал Конституцию страны?
– Чему посвящается преамбула Конституции РФ?

Вывод: главным законом государства выступает Конституция страны. Главная задача демократической Конституции обеспечение равноправия граждан, способствовать возрождению российской суверенной государственности.

VI. Подведение итогов

– Наш урок подошел к концу. Понравился ли он вам, что нового вы узнали?
– У каждого ученика лежит по три разные буквы, красная. Желтая и синяя.

Красный цвет буквы означает что уч-ся урок понравился, все на уроке было понятно и интересно, желтый – не очень урок понравился и не все понял на уроке, синий – совсем урок не понравился и ничего не понял на уроке.
На листе бумаги написано слово Основной закон страны – каждый ученик выбирает свою букву и прикрепляет ее на лист, последнюю букву ставит учитель. Учитель говорит о активности учащегося на уроке.
В итоге должно получиться слово конституция. (Из прикрепленных букв в слове учитель узнает, понравился урок или нет, кто из учеников не все понял на уроке).

VII. Домашнее задание: §8, ответить на вопросы учебника, работать над основными понятиями. Написать рассказ, «каким я представляю государство будущего»

Литература:

  1. А.И.Кравченко , Обществознание, М., Русское слово, 2005 г.
  2. Конституция Российской Федерации., М., Омега-Л., 2009 г.

– основной закон страны.

Цель : разъяснить сущность основного закона страны, познакомить с правовым статусом гражданина РФ, сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга. Воспитать у них уважительное отношение к конституции - как к основному закону государства.

Благо народа – высший закон.

латинское изречение

Основные признаки Конституции

Конституция

Принимается в особом порядке

DIV_ADBLOCK128">

Третья глава – федеральное устройства включает 15 статей.

Четвертая глава – Президент Российской Федерации – 14 статей. Пятая глава – Федеральное собрание – 16 статей. Шестая глава – Правительство РФ – 8 ст.

Седьмая глава – Судебная власть – 12 ст. Восьмая глава – местное самоуправление - 4 ст. Девятая глава – Конституционные поправки и пересмотр конституции, которая включает 4 статьи.

I этап работа с Конституцией РФ

Читаем статью №1

II. этап. ВИКТОРИНА

Сколько разделов в Конституции РФ? На сколько лет избирается Президент РФ? Во сколько лет можно стать Президентом РФ? Из скольких палат состоит Федеральное Собрание? Какую власть осуществляет Правительство РФ? Какого возраста нужно достигнуть гражданину РФ, чтобы можно было стать судей? Сколько лет должно быть гражданину РФ, чтобы стать депутатом Государственной Думы? Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ? Кто осуществляет государственную власть в РФ? Какой закон имеет высшую юридическую силу? Что подлежит официальному опубликованию? С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? Что по Конституции РФ является высшей ценностью? Сколько статей в Конституции РФ? Какие права и обязанности имеют граждане РФ согласно Конституции?

III. Этап. ВОССТАНОВИ ИСТИНУ

(Учащимся раздается лист с неправильным текстом статей Конституции. Задача ребят – написать рядом правильный текст.)

РФ – Россия есть тоталитарное государство с монархической формой правления. Достоинство личности охраняется самой личностью, а не государством. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок не более 72 часов. Граждане РФ не имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Право частной собственности охраняется гражданином. Гражданин РФ может быть выслан за пределы РФ и может быть выдан другому государству. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, имеет обратную силу. Только избранные люди имеют право на свободу и личную неприкосновенность. В РФ признается идеологическое единство.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают совместно

Заключение

Следование конституционным принципам и нормам существенно расширило сферу действия права и закона в стране, открыло простор к развитию гражданского общества, укрепило Федерацию. Последние шаги в государственном строительстве – дебюрократизация общественной жизни и экономики – также базируются на логике Конституции. А все это вместе напрямую связано с интересами целостности государства и обеспечением равенства в правах всех граждан Российской Федерации.
Не будет лишним напомнить, что в рамках конституционного поля многое меняется и в сфере обороноспособности страны. Сама логика модернизации военной составляющей государства доказывает, что Вооруженные Силы РФ остаются надежным гарантом суверенитета и территориальной целостности российского государства, мирного труда его граждан. Даже недавно принятые законы о пересмотре ряда категорий отсрочек от службы в армии только закрепляют конституционное положение о том, что «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», а «гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом».
Спустя годы мы уже можем признать: нынешняя Конституция значительно раздвинула горизонты свобод и прав человека в России. Это, конечно, не значит, что люди не сталкиваются вовсе с фактами произвола, беззакония, бездушия, непрофессионализмом чиновников. Но в том-то и состоит задача всех нас – от президента до рядового гражданина - действовать во благо людей. Если проще, строго следовать духу и букве Основного Закона - Конституции России. И тогда у нас все получится!

МОУ Томинская СОШ

Общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней№8 имени Д.А.Рыбалко, г.Тореза

7 класс

Макросфера 2 «Воспитай в себе гражданина ДНР»

Ход урока

І Организационный момент ( приветствие учащихся,пожелания плодотворной работы).

ІІ Мотивация учебной деятельности

Китайский философ IV в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить людей поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная! Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет.

И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил людей доверять законам.

Вопросы к классу:

    О чем рассказывает эта притча?

    О ком в ней говорится? (главное действующее лицо) – (философ Шан Ян)

    Что он сделал в этой притче? (издал указ)

    Что говорилось в указе? (о награде тому, кто перенесет бревно)

    Указ был исполнен? (Да!)

    Человек получил обещанную награду? (Да!)

    Как вы думаете, для чего Шан Ян издал такой указ?

Ответ: для того, чтобы люди поверили в силу закона, что закон не обманывает.

Скажите, вы что-нибудь знаете о законах?

В нашей стране есть законы?

Вы знаете, какой закон в нашей стране считается основным?

Ответ: Конституция.

Правильно!

Тогда попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

«Конституция – основной закон страны»

Запишем тему в тетрадь

ІІІ Актуализация опорных знаний

А что вы знаете о конституции, кроме того, что это основной закон страны?

(ответы учащихся)

Вам достаточно этих знаний?

Какие задачи мы перед собой поставим?

Разобраться, что такое конституция и для чего она нужна обществу?

План:

1. Понятие «конституция».

3. Конституция – Основной закон страны.

4. Система органов власти в ДНР.

І V Изучение нового материала

1.Понятие «конституция».

Термин «конституция» произошел от латинского слова constitution – устройство, постановление. Она определяет (по ходу объяснения на доске чертится схема):

Конституция выступает как «общественный договор», заключенный между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Конституция, выступает основой всего законодательства. Записанные в Конституции законы – это крепкие сваи, на которых держится все общественное здание. Если Конституционные нормы будут то и дело меняться, вся система правопорядка в стране зашатается.

Таким образом, Конституция – это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, флаг, гимн, столица.

Вопросы к классу

Метод «Микрофон».

Что нового узнали?

Что такое конституция?

Для чего нам нужна конституция?

2. Из истории складывания Конституции в мире и в ДНР.

Для того чтобы разобраться в тех вопросах, которые мы наметили, нам необходимо узнать историю становления конституции в мире и в нашей стране.

Работая в группах, вы познакомитесь с материалами, которые расскажут вам о том, как создавались главные законы в разных странах мира. Прочитайте текст и ответьте на вопросы, приведенные ниже.

Работа в группах

Рабочий материал для первой группы

Первые попытки создать Конституцию возникли много столетий назад. Еще в древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров. (1)

В своем современном виде первые конституции появились в XVIII веке: в США в 1791 г. «Билль о правах» и во Франции в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина». (2)

Фрагмент «Декларация независимости» США

«Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью (3) ; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых (народа) (5) ; что если государство нарушает эти права, то народ вправе изменить его (4) , основываясь на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа».

Вопросы к группе:

1. Когда были сделаны первые попытки создать Конституцию?

2. Назовите первые наиболее четко разработанные конституции, провозглашенные в Х VIII веке?

3. Каковы неотъемлемые права человека по американской конституции?

4. В каком случае народ имеет право на сопротивление?

5. Что такое справедливая власть, с точки зрения американской конституции?

Рабочий материал для второй группы

Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П.Пестелю и Н.Муравьеву. (1) Но крепостная Россия не была тогда готова к переходу от господства царского самодержавия к власти правды и закона. Примером может служить трагикомический факт. Очевидцы утверждали, что мятежные солдаты, пришедшие в декабре 1825 года на Сенатскую площадь Петербурга, кричали: «Да здравствует Константин и его жена Конституция!» Не слишком понимая тонкости права и престолонаследия, они полагали, что Конституция – Это жена великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата – умершего императора Александра I .

Активно процесс вызревания конституционного строя пошел в период правления Александра II – царя-реформатора. Умный, дальновидный император своей властью намерен был даровать выборный парламент, который ограничивал бы его же самодержавную власть .(2) Однако намерениям не суждено было сбыться. Императора убили террористы .(3)

Следующий шаг на пути к Конституции в России был сделан 17 октября 1905 г. Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». (4 ) Царь «даровал своим подданным политические и гражданские права и свободы, а также провозглашал создание нового законодательного органа – Государственной думы, избираемого на основе народного представительства. Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией, а Думу – первым русским парламентом.

После Октябрьской революции в 1918 году был принят документ с названием Конституция. (5 ) Она закрепила власть рабочих, у которых было несколько больше прав, чем у крестьян.

Затем были Конституции 1936., 1977 г. (5)

Сегодня действует Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г. (6)

Вопросы к группе:

1. Кем и когда были сделаны первые попытки по созданию Конституции в нашей стране?

2. Какие изменения в жизни российского государства хотел произвести Александр II ?

3. Почему они не удались?

4. Какой документ фактически принято считать первой русской Конституцией?

5. В какие годы в нашей стране еще принимались такие документы как конституция?

6. Какая Конституция действует в Российской Федерации в настоящее время?

Мы с вами живем в Донецкой Народной Республике. Наше государство также имеет главный закон – Конституцию. Нынешняя Конституция ДНР принималась в очень сложный обстановке.

    Вопрос классу: Может кто-то из вас знает, в каком году была принята Конституция ДНР? (ответы)

Итак, принята 14 мая 2014 года. Согласно Конституции, ДНР является унитарным, суверенным, независимым, демократическим, правовым государством.

Давайте запишем в тетрадке дату принятия Конституции.

    А, что такое РЕФЕРЕНДУМ, в результате которого была принята Конституция. Может кто-то знает из вас значение данного слова?(Ответы)

Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

    Где мы можем узнать о значении этого слова, с помощью чего?

(дети перечисляют: интернет, энциклопедии, словари, учебник.

Предложить детям воспользоваться словарями и найти значение данного слова.)

Перед вами лежит Конституции ДНР, посмотрите и скажите: с чего начинается Конституция? (ответы учащихся)

    Определите самостоятельно:

1 ряд - количество разделов в Конституции ДНР

2. ряд – количество глав

3. ряд – количество статей.

Давайте подведем итог:

Метод: 4х4

    Конституция – Основной закон страны.

- Итак, продолжим.

Сейчас мы познакомимся с Конституцией, действующей в нашей стране.

Откроем непосредственно Конституции ДНР.

(Обучающиеся самостоятельно просматривают Конституцию).

Задание 1.

На столе у каждого находится листок, который называется «Структура и содержание Основного закона жизни», внимательного посмотри на него, изучите и ответьте на вопрос:

Почему Конституция – это основной закон жизни?

Анализ ответов.

ФИЗМИНУТКА

Раз - подняться, подтянуться,

Два нагнуться, разогнуться

Три в ладоши, три хлопка

Головою три кивка.

На четыре руки шири,

Пять – руками помахать

Шесть - на место тихо сесть.

    Система органов власти в ДНР.

По законам ДНР, государственная власть в стране осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательная власть.

Высшим органом законодательной власти является .

Исполнительная власть .

Главой государства и руководителем исполнительной ветви власти является глава Донецкой Народной Республики, в настоящее время - .

Судебная власть.

Высшая судебная власть принадлежит Верховному суду. В его ведении находятся системы уголовного, гражданского, административного, торгового и налогового правосудия, он является высшей инстанцией по соответствующим делам.

Задание 1для класса

Работая с Главой 1 Конституции ДНР, заполните схему разделение государственной власти ДНР, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции.

Государственная власть в ДНР осуществляется

на основе разделения на:

законодательную исполнительную судебную

Гл. 1, ст. 6.

(Взаимопроверка)

Задание 2 для класса

1) На основании Главы 6 Конституции ДНР написать Государственное устройство ДНР.

2) На основании ст. 80 ч. 2 написать виды судов.

(Фронтальный опрос).

V . Закрепление и систематизация изученного материала .

Составить синквейн со словом Конституция.

Итак, давайте теперь ответим на такой вопрос –

Может ли общество жить без конституции? Почему?

VI . Рефлексия урока.

На уроке я работал(а)

За урок я

Материал урока мне был

VII . Домашнее задание:

Вспомнить и записать в тетрадь литературные произведения где нарушены права героев. Реклама на тему «Конституция – основной закон страны».

>> Конституция - основной закон страны

18. Конституция - основной закон страны

Что такое конституция?

Главным законом государства выступает конституция страны. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституция - это письменный документ , который должен быть одобрен и принят парламентом страны. В некоторых странах конституции не имеют единую форму и представляют собой свод законодательства (как в Англии).

Первые попытки создать конституцию, в которой бы закрепились права и обязанности всех, появились много столетий тому назад. Еще в Древнем Риме словом «конституция» называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров. В современном виде первые конституции появились в 1787 году в США и в 1791 году во Франции .

В России декабристы, вышедшие в 1825 году на Сенатскую площадь, тоже предложили конституцию. К сожалению, многие их идеи, особенно о равенстве всех граждан перед законом, свободе слова, печати и вероисповедания, вошли в законы только в наше время.

Интересные факты

В день убийства российского императора Александра II в 1881 году на его столе был обнаружен документ конституционного типа, согласно которому

в стране могла быть введена новая система управления. Но он так и не был принят. Другой император, Николай II, в 1905 году провозгласил Манифест

«Об усовершенствовании государственного порядка», который учреждал законодательный орган - Государственную думу, провозглашал демократические свободы. В 1918 году после Октябрьской революции в России был принят документ с названием Конституция РСФСР. Она закрепила власть рабочих. Государство провозглашалось Гибель_республики . Затем были Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 годов, которые закрепляли различные права граждан. Сегодня у нас действует Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года всеобщим голосованием народа.

Конституция выступает как «общественный договор», заключаемый между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей.

Именно поэтому конституцию называют основным законом страны. Конституция, таким образом, выступает основой всего законодательства. Записанные в ней законы - это крепкие сваи, на которых держится все общественное здание. На этих сваях можно выстраивать и создавать новые законы. Если фундамент окажется непрочным, т. е. конституционные нормы будут то и дело меняться, вся система правопорядка в стране зашатается. В Англии до сих пор действуют законы, принятые сто, двести и триста лет назад. В США основной закон страны не меняли двести лет, а для того чтобы внести в него даже единственную поправку, требуются важные общественные события.

Принятие или изменение основного закона страны является очень ответственным делом. Над его подготовкой трудятся от нескольких сот до нескольких тысяч специалистов. Предварительный вариант много раз обсуждается бщественностью, проекты публикуются во всех газетах, и каждый гражданин может высказать свое предложение. К моменту завершения всенародного обсуждения в Конституционной комиссии собирается большое количество предложений от граждан. Их всесторонне анализируют, группируют, отбирают наиболее
ценные.

Конституция Российской Федерации

В 1993 году в пашей стране была принята новая Конституция. 12 декабря 1993 года состоялся референдум - всенародное голосование, в результате которого юридическую силу приобрел новый Основной закон страны. Это закон прямого действия, что означает следующее: если нарушаются права и интересы, защищаемые Конституцией, любой гражданин имеет право обратиться в суд, ссылаясь на Основной закон страны.

Российская Конституция содержит вводную часть, где говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечить процветание и благополучие России. Основной закон страны состоит из девяти глав, в которых закреплены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, правовое положение президента страны, парламента, правительства , судебной власти, органов местного самоуправления, а также определено, как можно вносить конституционные поправки или пересматривать Основной закон страны.

Государственное устройство России

Наша страна называется Российская Федерация или Россия, в сокращении - РФ. Согласно Конституции, это демократическая республика, которая признает, соблюдает и защищает права и свободы человека.

Главой государства является Президент Российской Федерации. Он выступает и Верховным главнокомандующим Вооруженных сил страны, может издавать указы и распоряжения. У президента есть так называемый «ядерный чемоданчик» и закодированная информация об использовании ядерного оружия, которая может быть направлена против врага.

Законы принимает специальный представительный орган - парламент (в нем работают люди, избранные народом и представляющие интересы народа, поэтому он и получил такое название). Парламент нашей страны - Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. Законы, принятые в нашей стране, а также международные договоры (касающиеся отношений между народами, государствами, связей между ними), которые заключает государство с другими странами, обязательно публикуются.

В Государственной думе работают депутаты, которые представляют и защищают интересы граждан страны. Депутатом Государственной думы можно стать с 21 года.

Принятые законы надо исполнять, поэтому возникла потребность создать систему исполнительной власти. Ее возглавляет Правительство Российской Федерации. В него входят министры. Например, есть министр образования и науки, министр внутренних дел.

В Конституции нашей страны закреплен принцип разделения властей (каждая ветвь государственной власти выполняет свои задачи). Кроме законодательной (создает законы) и исполнительной (осуществляет исполнение государственных решений) существует судебная власть. Суды разрешают правовые споры, которые возникают между людьми, их объединениями (например, фирмами).

Основной закон нашей страны признает местное самоуправление. Это значит, что население может самостоятельно участвовать в решении многих местных дел, например, как лучше обустроить дворы домов или провести общегородской праздник для детей. В нашей стране нельзя издавать законы, которые бы унижали человека, отменяли его права, ущемляли интересы. А если все же государство обидело кого-то? В этом случае защитит суд, который восстановит справедливость.

Подведем итоги

Главным законом нашей страны является Конституция РФ. В ней записаны важные правила совместной жизни людей, эти правила носят общий характер. Существуют и другие законы, где более конкретно прописывается, как должен вести себя человек в той или иной правовой ситуации. Эти юридические правила следует исполнять, они создаются для сохранения организованной, безопасной жизни людей в одном обществе.

Проверьте свои знания

1. Объясните смысл понятий: «конституция», «президент», «депутаты», «разделение властей».
2. Зачем нужна Конституция ? Почему ее называют Основным законом страны?
3. Как называется парламент нашей страны? Каково его назначение для общества?
4. К какой ветви власти относится российское правительство, здание которого вы видите на фото? Для чего необходимо правительство в государстве?

Практикум

1. Согласны ли вы с утверждением: «Конституцию страны должен знать каждый гражданин этой страны»? Аргументируйте свое мнение.
2. Какие качества личности необходимы, по вашему мнению, депутатам?

Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание : Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки