Отзывы об произведение фрески софии киевской. Валерий Кикта «Фрески Софии Киевской

Святая София Киевская - уникальный памятник культуры, который имеет несколько названий. Его называют собором музеем или Национальным заповедником. Но как бы ни звучало его название, это место остается уникальным памятником архитектуры Древней Руси и Византии.

Музей знаменит своими фресками и мозаиками. Фрески Софии Киевской украшают 3000 кв.м. На 260 квадратных метрах собрана впечатляющая мозаика. София Киевская для Древнерусского государства была не только церковным зданием, но и сооружением общественного назначения.

История создания

О времени строительства памятника практически ничего не известно. Однако в «Повести временных лет» упоминается 1037-й как год постройки собора Святой Софии. В это время правил Ярослав Мудрый. Некоторые источники утверждают, что фундамент храма был заложен еще в 1017 году во времена княжения Большинство ученых все же склоняется к тому, что именно в 1037 году было начато строительство памятника. Удивительно, но фрески Софии Киевской сохранили свою первозданную ценность до нашего времени.

Летописи говорят, что 1036 год связан с нахождением Ярослава Мудрого в Новгороде Волынском. В это время до него дошло известие, что готовится наступление печенегов на Киев. Ярослав собрал союзников из жителей Новгорода. Вскоре состоялась битва, в которой царь одержал победу и заставил печенегов бежать. Во имя этой победы на месте битвы и был заложен храм.

С греческого языка София переводится как «мудрая». Поэтому считался символом христианской мудрости и ознаменовал победу православного народа над язычеством. София Киевская как памятник духовной культуры и сегодня представляет особую ценность.

Строительство собора

Специалисты говорят, что строительством Софии Киевской занимались около 40 мастеров с многочисленными помощниками. Строился памятник около 3 лет, и еще пару лет ушло на то, чтобы выполнить внутреннюю отделку. Возведением храма занимались мастера из Константинополя, которых специально пригласил Ярослав Мудрый. Изначально здание собора было прямоугольным и окружено двенадцатью столбами крестовидной формы. Его украшали тринадцать куполов (сегодня их уже 19), которые символизировали и Иисуса Христа. Главный купол был возведен в центре храма, четыре находились над алтарем, остальные располагались в западных углах здания.

В то время собор имел только два ряда галерей в виде открытого балкона, окружающего здание с трех сторон. Второй этаж занимали так называемые палаты для княжеской семьи и знатных жителей города.

Для строительства собора использовали гранитные блоки и раствор известняка с добавлением дробленого кирпича. Фасады здания не штукатурили. Кровля была сделана из свинцовых листов, которыми покрывались купола и своды. Стены, столбы и своды Софийского собора украшали великолепные росписи, занимающие 5000 квадратных метров. Сегодня в первозданном виде сохранились только 2000 квадратных метров фресок.

Хронология событий

За свою историю Софийских собор перетерпел немало испытаний. Его неоднократно разрушали и заново возводили, практически полностью перестраивая. В 1240 году храм впервые подвергся серьезным изменениям, именно тогда на Киев напали монголо-татары. София Киевская (фото собора представлены в статье) была разграблена и практически полностью разрушена. Потухло на какое-то время великолепие и буйство красок.

Полное восстановление памятника София Киевская произошло при митрополите Петре Могиле, который основал при храме мужской монастырь. Собор имел прежний внешний вид, но само здание требовало немедленной реконструкции. В 1633-1647 годах храм был частично восстановлен. Отремонтировали, заменили крышу, полы и установили роскошно украшенный иконостас в соборе София Киевская. Фото, внутри сделанное, может передать только малую часть всей красоты.

1697 год стал для собора роковым. Пожар поглотил практически все деревянные постройки монастыря. После этого было принято решение о капитальном восстановлении. В то время была возведена трехъярусная Софийская колокольня. В 1852 году был достроен четвертый ярус. Само здание собора также перестроили, и оно приобрело характерные для того времени черты украинского барокко.

В 1722-1730 годах на территории монастыря построили трапезную и пекарню, в которой потом располагалось епархиальное управление.

В 1934 году здания храма по решению советского правительства были объявлены Государственным заповедником истории и архитектуры.

Советский период вдохнул новую жизнь в развитие монастыря. Именно в это время активно проводились реставрационные работы, в результате которых был восстановлен внешний вид храма и другие постройки комплекса.

В 1990 году София Киевская была включена ЮНЕСКО в Список сооружений мировой культуры. В том же году собору была вручена грамота, которая давала права на самостоятельное управление.

Уникальный памятник архитектуры - София Киевская. Описание и история его создания будоражит воображение даже людей далеких от религии.

7 фактов о Софии Киевской

  1. Колокольня собора была возведена гетманом Иваном Мазепой. До сих пор там находится огромный колокол «Мазепа», который в 1705 году вылил мастер Афанасий Петрович по заказу и на деньги Ивана Мазепы. Колокол представляет собой настоящий архитектурный шедевр. Он украшен орнаментом и гербом гетмана.
  2. Подвалы Софийского собора хранили в себе огромную которая мистическим образом куда-то исчезла. Единственное упоминание о ней хранят «Повести временных лет» Нестора Летописца. Возможно сейчас она спрятана в Киево-Печерской лавре.
  3. София Киевская хранит одну из редчайших мозаик Оранты. На ней изображена Божья Матерь с раскинутыми руками, читающая молитву. Без младенца ее практически никогда не изображают. Это величественное изображение известно как "Нерушимая Стена".
  4. Фрески Софии Киевской в большей степени имеют религиозную направленность. В основном на них изображены молитвы о помиловании людей. Одна из стен хранит в себе надпись князя Брячислава с просьбой помиловать его, грешного и убогого.
  5. В 2008 году София Киевская вновь обрела свои ажурные серебряные Врата с изображениями святых. В 30-е годы они были отправлены на переплавку советскими властями. На их реставрацию ушло около 100 кг серебра.
  6. Святыня наполнена не только молитвами, здесь можно встретить надписи светского характера.
  7. Во времена строительства храма в Киеве действовал отдельный налог, согласно которому каждый, кто посещал город, должен был с собой привезти несколько камней.

Особую ценность представляют собой росписи памятника София Киевская. Мозаики и фрески - это главное украшение собора.

Мозаичная роспись Софии Киевской

Данный вид живописи является главным элементом внутреннего оформления собора. Красочными элементами мозаики украшен центральный купол и апсида. На других же частях собора можно лицезреть не менее живописные фрески. В мире сохранилось множество древних росписей, но именно фрески и мозаики Софии Киевской считаются подлинными образцами монументальной живописи. Они сохранились в изначальном своем виде и никогда не подвергались реставрации и дополнениям. Их лишь очищали от пыли, что придавало им первоначальную свежесть и красоту.

Краски софийских мозаик настолько прекрасны, что порой кажется, будто глаз никогда не видел более гармоничного сочетания стольких цветов, оттенков и форм.

Опытные художники насчитывают здесь 35 оттенков коричневого, 34 полутона зеленого, 23 оттенка желтого, 21 оттенок синего и 19 тонов красного. Палитра софийских мозаик состоит из 150 оттенков, это говорит о том, что Киевская Русь была непревзойденной в производстве смальты.

Особую изысканность и роскошь придает софийским мозаикам золотой фон. Именно с ним идеально гармонируют все остальные оттенки.

Мозаика «Христос - Пантократор»

Основание центрального купола украшает огромный медальон, в центре которого находится изображение «Христос - Пантократор». Мозаика выполнена по всем правилам восприятия с дальнего расстояния. Изначально в куполе находилось четыре изображения архангелов. К сожалению, из них частично сохранилось только одно мозаичное изображение, которое относится к XI веку. Остальные части были дорисованы красками в XIX веке.

На центральном подкупольном барабане также располагается мозаичная фигура апостола Павла и Иисуса Христа, представляющего образ Иерея. Изображение Богоматери наполовину утрачено.

Парус подкупольного барабана украшен изображением евангелиста Марка. На подпружных арках изначально было расположено 30 живописных мозаик, из которых сохранилось только 15.

Мозаика "Мария-Оранта"

Свод главного алтаря украшает огромная мозаика Богоматери (Оранты) в молитвенном состоянии. Это изображение выделяется из всей росписи интерьера. Высота его составляет около 6 метров. Божья Матерь стоит на украшенном драгоценными камнями помосте с высоко поднятыми руками. Она одета в синий хитон и накрыта длинным женским покрывалом с золотыми складками. Обута в красные сапожки.

Эта фигура отличается монументальностью и особым величием. Сочные краски сразу бросаются в глаза. Под этим изображением расположена мозаика «Евхаристия», символизирующая сцену причащения апостолов. Возле престола стоят архангелы с опахалами. Также рядом изображена фигура Иисуса Христа. Он раздает апостолам, торжественно подходящим к нему с разных сторон, причастие в виде хлеба и вина. Апостолы облачены в светлые костюмы, на Иисусе синий плащ и пурпурный хитон, украшенный золотом. Особую цветовую насыщенность композиции придает престол малинового цвета. Нижний ярус свода украшен изображениями святителей и архидиаконов.

София Киевская: фрески

Фресками украшены все боковые части собора, также их можно увидеть на башнях, хорах и галереях. Изначальные изображения частично обновлялись во время реставрации в XVII веке. В конце XVII века поврежденные фрески Софии Киевской были полностью отреставрированы. Частично были нанесены новые изображения масляными красками. Масляная живопись в то время не представляла художественную ценность, но ее сюжеты полностью повторяли росписи древних фресок.

В XIX веке были проведены капитальные реставрационные работы, в результате которых все наслоения с древних фресок были расчищены. В некоторых местах для сохранения первоначального ансамбля пришлось наносить некоторые изображения.

Фресковая система Софии Киевской включает в себя изображения многочисленных орнаментов, сцен, фигур святых в полный рост и полуфигур.

Фреска «Семья Ярослава Мудрого»

Это изображение является особенно интересным у памятника София Киевская. Фрески занимают северную, западную и южную стороны основного нефа. Удивительно, но центральная часть этой композиции не сохранилась до наших дней, узнать ее можно по работе голландского художника Абрагама Ван Вестерфельда, который посещал Киев в 1651 году.

На мозаике Ярослав Мудрый держит в руках макет Софии Киевской, рядом находится его жена княгиня Ирина. Они направляются к Иисусу Христу, который изображен вместе с князем Владимиром и Ольгой - основоположниками христианства в Древней Руси. За княжеской четой находятся их дети, также направляющиеся к Христу. Эта огромная композиция лишь частично сохранилась. Сегодня можно увидеть только две фигуры на северной стороне и четыре на южной стене.

Саркофаг князя Ярослава

Восточную часть галерей Софии Киевской занимала усыпальница князя. В ней находились захоронения всей княжеской семьи. Сегодня можно увидеть только саркофаг Ярослава Мудрого, который занимает часть алтарной комнаты северной галереи. Это прямоугольный ящик с выступающей по бокам крышкой. Все украшено изображениями растений, птиц, крестов и другими символами древнего христианства. Весит гробница около 6 тонн. Мраморный саркофаг был привезен из Византии.

В 1939 году гробница была вскрыта, и ученные обнаружили там скелеты мужчины и женщины, кости которых перемешались. Этот факт, а также то, что в саркофаге отсутствовали следы одежды, является прямым свидетельством ограбления.

Было доказано, что мужской скелет принадлежал Ярославу Мудрому, а женский - его жене Ирине. Череп Ярослава Мудрого послужил образцом для создания скульптурного портрета князя, который сейчас располагается в северной части собора. В сентябре 2009 года саркофаг вновь вскрывали для проведения исследований. После чего распространились слухи о том, что нет гарантии того, что останки костей принадлежат именно Ярославу Мудрому.

Каждый житель и гость города Киев может увидеть красоту и величие памятника София Киевская. Как добраться до главного храма Киевской Руси? Святыня находится по адресу: ул. Владимирская, 24.

Здесь же располагается и знаменитая на которой с давних времен проходили всевозможные мероприятия не только религиозного характера, но и общественно-экономического и политического назначения. Здесь устраивали собрания и организовывали ярмарки. Сегодня площадь украшает монумент Богдана Хмельницкого.

Фресками украшены все боковые части Киевского , также их можно увидеть на башнях, хорах и галереях. Изначальные изображения частично обновлялись во время реставрации в XVII веке. В конце XVII века поврежденные фрески Софии Киевской были полностью отреставрированы. Частично были нанесены новые изображения масляными красками.

Масляная живопись в то время не представляла художественную ценность, но ее сюжеты полностью повторяли росписи древних фресок. В XIX веке были проведены капитальные реставрационные работы, в результате которых все наслоения с древних фресок были расчищены. В некоторых местах для сохранения первоначального ансамбля пришлось наносить некоторые изображения. Фресковая система Софии Киевской включает в себя изображения многочисленных орнаментов, сцен, фигур святых в полный рост и полуфигур.


Саша Митрахович 29.12.2016 15:15


Фреска «Семья Ярослава Мудрого» это изображение является особенно интересным у памятника . Фрески занимают северную, западную и южную стороны основного нефа. Удивительно, но центральная часть этой композиции не сохранилась до наших дней, узнать ее можно по работе голландского художника Абрагама Ван Вестерфельда, который посещал Киев в 1651 году.

На мозаике Ярослав Мудрый держит в руках макет Софии Киевской, рядом находится его жена княгиня Ирина. Они направляются к Иисусу Христу, который изображен вместе с князем Владимиром и Ольгой - основоположниками христианства в Древней Руси. За княжеской четой находятся их дети, также направляющиеся к Христу. Эта огромная композиция лишь частично сохранилась. Сегодня можно увидеть только две фигуры на северной стороне и четыре на южной стене.

В. Кикта «Фрески Софии Киевской»

Урок музыки в 6 классе

Учитель- Денисова И.А.

МАОУ СОШ№45

Г. Калининград




  • Собор , заложенный в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века.

  • В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи - мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера - центральный купол и алтарь. Все остальное пространство, вторые этажи ("полати", или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской в древности, были украшены фресками.

"Христос-Вседержитель"

В зените центрального купола Святой Софии Киевской , в медальоне,- огромное поясное изображение Христа-Вседержителя.

«Оранта»

Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери - Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря.


  • До наших дней сохранилось 260 квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи.
  • В росписях тесно переплелись светское и религиозное начала, сливаясь в торжественный гимн могуществу Древнерусского государства, его славе.

Валерий Григорьевич Кикта

Современный композитор, родился в Украине в 1941 г, а музыкальное образование получил в Москве. В своих крупных сочинениях композитор обращается к интонациям и образам христианской славянской культуры. Он, словно летописец, бережно сохраняет для потомков события древности, насыщая их собственной интонацией


Концертная симфония для арфы с оркестром "Фрески Софии Киевской" В.Кикты

  • "Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже.
  • Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве.
  • "Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.

"Фрески" -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке - "концертная симфония для арфы с оркестром" фиксируется концертность и симфоничность замысла. Тип композиции напоминает сюиту (девятичастное произведение):

1 Орнамент 1 2 Зверь нападает на всадника 3 Орнамент 2 4 Групповой портрет дочерей Ярослава

Мудрого 5 Михайловский придел 6 Борьба ряженых 7 Музыкант 8 Скоморохи 9 Орнамент 3


№ 1,№3,№9 «Орнамент»

  • Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного, скрепляет музыкальная тема «Орнамент». Она звучит во «Фресках» несколько раз. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси.

«Орнамент» – это и красота, и неповторимость, и изменяемость….


  • В этом фрагменте два пласта звучания. Первый – нисходящие мелодические попевки скрипок, тремоло которых создает трепетное, зыбкое, изящное звучание. Второй – повторяющиеся пятизвучные нисходящие интонации арфы, которые звучат неопределенно, неясно, словно мерцающие свечи. Так композитор рисует образы загадочных и утонченных девушек – дочерей князя, изображенных неизвестными мастерами-живописцами на фресках собора, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.

  • В «Борьбе ряженых» жесткие короткие ритмы ксилофона в разных регистрах перемежаются с напряженным журчанием арфы. Быстрый темп музыки, ее безостановочное движение усиливает яркий, радостно-тревожный характер части.

  • Одна из самых драматических частей симфонии. Музыка рисует образ одинокого музыканта-скрипача. Композитор использует тембр солирующего альта, который подражает звучанию древнего струнного инструмента – гудка, предка современной скрипки. Фон для главной темы этой части составляют монотонный долгий звук и отзвуки арфы.

  • В «Скоморохах» композитор рисует «беспечное племя веселых бродяг». Эта часть построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях с шутовством, насмешкой, безостановочным движением, бряцанием струнных инструментов, перезвоном бубенцов, подражанием балалаечным и свирельным наигрышам.

  • По словам композитора "Фрески" выражают всю гамму чувств, которые вызывает образ родного Киева с его уникальным художественным наследием. Это произведение глубоко личное. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что "Фрески Софии Киевской" стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио.

вечности живого

прошлого через

сближение

искусств - музыки

и древней

живописи.


  • http://fb.ru/article/229337/
  • http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/
  • http://keepslide.com/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/

О звуко-изобразительности в творчестве русских композиторов классической школы говорят на уроках музыки в 6 классе. "Фрески Софии Киевской" - симфония для арфы с оркестром композитора Валерия Кикты - приводится в качестве примера использования автором так называемого подражания колоколу или "колокольности".

О композиторе

Валерий Георгиевич Кикта, написавший симфонию "Фрески Софии Киевской", в своём творчестве чаще всего обращался к темам русской истории и литературы. Кажется, что сама судьба предопределила такое направление его деятельности. Этот композитор даже родился в знаковый для истории нашей страны год - 1941-й. Раннее детство он провел в одном из сел Украины. В десятилетнем возрасте мать повезла его в Москву для поступления в Хоровое училище, которым руководил известный на весь Союз хормейстер Свешников. Обучаясь в этом заведении, мальчик уже в детском возрасте познакомился с произведениями русской духовной музыки.

Фрески Софии Киевской он впервые увидел именно во время своей учебы в Хоровом училище. Во время гастролей московского хора, которым руководил Сергей Свешников, ученики также участвовали в выступлениях. Одним из городов, которые пришлось посетить тогда, был Киев. Свешников сам водил своих подопечных в Киево-Печерскую лавру, а также в собор Святой Софии. Он рассказывал ученикам о фресках и мозаиках, которые им удалось увидеть.

Свешников сумел привить студентам любовь к отечественной истории, которая осталось у них на всю жизнь. Позже Валерий Георгиевич не раз ещё побывал в Киеве. Так, во время одного из своих визитов в этот город автор симфонии "Фрески Софии Киевской", будучи на экскурсии в соборе, увидел в хранилище храма фреску, которая изображала святую княгиню Ольгу. Лик произвёл на него столь сильное впечатление, что композитор немедленно принялся за создание оратории, посвященной этой правительнице Древней Руси.

О людях, повлиявших на творчество композитора

Автор концертной симфонии для арфы с оркестром, В. Г. Кикта, после окончания Московского хорового училища поступил в столичную консерваторию на композиторское отделение. Его преподавателем в этом учебном заведении стал Тихон Николаевич Хренников. Он привил молодому композитору необыкновенное чувство стиля, а также уважение к достижениям великих мастеров прошлого.

Отголоски этого влияния проявились в том, что в творчестве Валерия Георгиевича бок о бок существуют традиции русской классической музыки, духовных произведений для хора, а также многие приемы, характерные для современной музыки. Например, у композитора есть произведение, написанное для синтезатора с симфоническим оркестром. Кроме Тихона Хренникова, огромное влияние на становление творческой личности оказал Иван Козловский, с которым Кикте посчастливилось познакомиться в годы обучения в Московской консерватории.

Этот прославленный тенор был большим знатоком русского и украинского фольклора. Именно он вдохновил Валерия Георгиевича на создание многих произведений, основанных на традициях украинской народной музыки. Молодой человек неоднократно бывал в гостях у своего старшего знакомого. Там он видел некоторые иконы и картины признанных мастеров живописи.

Излюбленные инструменты

Симфония "Фрески Святой Софии Киевской" написана для арфы с симфоническим оркестром. Этот инструмент не зря выбран автором в качестве солирующего. Ведь именно он способен имитировать звучание древнерусских гуслей, что способствует созданию необходимого музыкального колорита.

Владимир Георгиевич Кикта является председателем русского общества арфистов. Он также делал доклады, посвященные использованию этого инструмента в русской классической музыке, на международных семинарах.

Автор "Фресок Софии Киевской" также создал множество произведений для органа. Для данного инструмента впервые появляется произведение, посвящённое художественному жанру фресок. Выбор этих двух инструментов определяется тем, что они лучше всего подходят для исторической тематики, которая является главной в творчестве композитора.

Особенности музыки "Фресок Софии Киевской"

Произведение написано в жанре концертной симфонии. То есть в этом сочинении сочетаются черты двух видов музыкальных произведений: концерта и симфонии. Композитор отходит от классической четырехчастной формы, характерной для большинства образцов, написанных в данном жанре. Его симфония состоит из девяти разделов. Это обусловлено не простым желанием автора создать нечто новаторское, а характером росписи храма, которая заключает в себе множество частей.

В этом произведении три вида разделов. Некоторые из частей автор называет фресками, они посвящены определённым изображениям на стенах собора.

Следующий вид - это орнамент. Орнамент не несет какого-либо конкретного образного содержания, а является своеобразным украшением. Такие орнаменты присутствуют рядом с фресками собора Софии Киевской.

Третья разновидность музыкальных частей этого произведения - бытовая зарисовка, изображающая какой-либо фрагмент жизни из времён, когда создавались росписи стен храма.

Автор о своём произведении

Валерий Георгиевич Кикта в одном из интервью признался, что его концертная симфония не содержит какого-либо религиозного послания. Она посвящена чисто художественным образам, которые композитор неоднократно видел на стенах знаменитого храма. По его глубокому убеждению, даже в произведениях духовной тематики перед художниками прежде всего стоит задача передать внешние особенности героев.

Мозаики и фрески Софии Киевской

Стоит сказать несколько слов о той живописи, которая вдохновила композитора на создание такого монументального симфонического произведения. Собор Святой Софии в Киеве был построен почти тысячу лет назад по приказу князя Ярослава Мудрого.

Изысканностью своего убранства и грандиозными размерами храм должен был превосходить все существующие на тот момент церкви Киевской Руси. Художественное оформление помещения основано на использовании двух видов изобразительной техники: мозаики и фресок. Первыми из них были украшены главные части храма - купол и алтарь. В мозаике нашли воплощение главные фигуры православного вероучения.

В центре так называемого "неба", то есть художественно оформленного купола собора, находится лик Иисуса Христа. Левая рука господа касается священного писания, а правая - поднята. Пальцы Спасителя сложены определенным образом, характерным для жеста благословения. Подобные изображения Иисуса Христа принято относить к особому иконографическому типу, который называется "Вседержитель". Главная особенность и ценность внутреннего оформления храма заключается в том, что большая часть фресок Софии Киевской, а также мозаика являются подлинными творениями художников одиннадцатого века.

Произведения великих известных и неизвестных мастеров

К сожалению, имена художников, которые расписывали стены и купол Собора Святой Софии, а также выполняли работы по созданию мозаичных полотен, не сохранились до наших дней. Однако те части фресок и мозаик, которые были со временем утрачены, восстанавливались известными живописцами.

Так, например, фигуры ангелов, которых изначально было четыре, но к девятнадцатому веку сохранилась только одна, были впоследствии дописаны классиком русской живописи Михаилом Врубелем. Всего мозаикой покрыто более двухсот квадратных метров собора. Площадь фресок составляет несколько тысяч квадратных метров.

Светские мотивы

Среди фресок Софии Киевской встречаются не только изображения религиозных сюжетов и персонажей Ветхого и Нового Заветов, но и некоторые детали светской жизни одиннадцатого века. Например, стены лестничных проходов в башнях, которые вели к специальной ложе, где находился во время церковных служб князь Ярослав со своим семейством, расписаны именно в таком стиле. Эти зарисовки нашли свое воплощение в концертной симфонии Кикты "Фрески Софии Киевской".

"Музыкант" - такое название имеет эта часть данного произведения. Среди настенных росписей собора встречаются многочисленные изображения артистов, играющих на различных инструментах. Наибольший интерес вызывает картина, представляющая собой портрет органиста. Это единственное известное изображение данного инструмента во всей древнерусской художественной культуре. Также на стенах башен Софийского собора можно увидеть много скоморохов, играющих на рожках, и других музыкантов. Кроме человеческих фигур, здесь можно встретить некоторых животных - как реальных, так и мифологических.

Эти картины, кроме своей художественной ценности, представляют большой интерес для историков. Они являются одними из немногочисленных сохранившихся до наших дней иллюстраций жизни княжеского двора и зарисовками светских увеселений простого народа.

Роспись дверных и оконных проемов

Собор Святой Софии в Киеве имеет множество окон, проемы которых украшены изысканными орнаментами. Как правило, они состоят из растительных деталей, таких как цветы, почки, стебли и так далее. Намного реже среди орнаментов данного храма встречаются геометрические узоры.

Эти детали росписи внутреннего помещения собора служат для обрамления дверных и оконных проемов, а также для выделения отдельных значимых частей архитектуры здания. В симфонии Валерия Кикты "Фрески Софии Киевской" орнамент представлен несколько раз. Так называются отдельные части этого произведения, которые служат для обрамления других разделов композиции.

История восстановления шедевра

Как уже было сказано, собор Святой Софии в Киеве был создан по заказу князя Ярослава Мудрого в далеком одиннадцатом веке. Тогда над внутренним убранством храма трудились лучшие мастера Руси, а также приехавшие из Византии живописцы. К 16-17 векам роспись стен сильно обветшала и требовала реставрации.

Поскольку подобные работы в то время, как правило, не проводились, было решено поверх старой древнерусской отделки храма произвести новую роспись.

Эти фрески шестнадцатого-семнадцатого веков не отличались той изящностью и мастерским исполнением, которые были присущи древнерусским вариантам. Впоследствии стены собора многократно изменяли свой внешний вид. Поэтому к 19 веку о существовании старинной живописи на стенах храма, которая сохранилась под многослойным покрытием, знали только немногочисленные люди, интересовавшиеся древнерусской историей. Интерес к оригинальной росписи стен проснулся только ко второй половине 19 века. В конце столетия были наняты несколько мастеров для реставрации и реконструкции некоторых мозаик и фресок. Тогда же для выполнения этих работ был приглашен и знаменитый художник, прославившийся впоследствии собственными картинами на религиозные темы - Михаил Александрович Врубель.

Новый этап восстановления древнерусской живописи на стенах храма начался в тридцатые годы XX века. Несмотря на всеобщую политику уничтожения религиозных построек и реликвий православной веры, было принято решение реставрировать древние шедевры живописи, сохранившиеся на стенах собора. Работы по восстановлению и закреплению уцелевших росписей велись на протяжении нескольких десятков лет. На данный момент все сохранившиеся до наших дней фрагменты древнерусской отделки стен прошли реставрацию.

Другие произведения Валерия Кикты

В настоящее время произведение композитора В. Г. Кикты "Фрески Софии Киевской" включено в программу школьного предмета "Музыка". Как правило, на уроках, посвященных этой симфонии, во время прослушивания аудиоматериала ученикам показывают репродукции росписи стен киевского храма.

Кроме данного музыкального произведения, композитор написал более 10 балетов. Среди самых известных из них можно назвать такие: "Дубровский", "Владимир-креститель" и многие другие. Также он создал многочисленные инструментальные произведения для симфонического оркестра, например, "Украинские колядки, щедривки и веснянки". Большой интерес для любителей академической музыки представляют его произведения для хора и вокальные циклы для сольного исполнения. Валерий Кикта является автором музыки для нескольких кинофильмов, а также мультипликационных лент. Наиболее известным из них является мультфильм 1973 года "Василиса Микулишна".

И сегодня композитор не прекращает своей творческой и преподавательской деятельности. Он возглавляет кафедру инструментовки в Московской консерватории. Валерий Георгиевич преподает предметы "Чтение симфонических партитур" и "Инструментовка". Он является научным руководителем нескольких аспирантов. Многие из его бывших студентов стали впоследствии известными композиторами. Среди последних творений Валерия Георгиевича Кикты стоит отметить балет "Андрей Рублев".


Валерий Григорьевич Кикта Заслуженный деятель искусств РФ и Украины, лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства, лауреат премии Союза композиторов России, секретарь правления Союза композиторов России, член редакционной коллегии журнала «Балет», председатель правления Русского арфового общества, президент Фонда им. И.С. Козловского - все это звания и должности Валерия Кикты.


Валерий Григорьевич Кикта Современный композитор, родился в Украине в 1941 г, а музыка льное образование получил в Москве. В своих крупных сочинениях композитор обращается к интонациям и образам христианской славянской культуры. Он, словно лето писец, бережно сохраняет для потомков события древности, насыщая их собственной интонацияей.


Концертная симфония для арфы с оркестром "Фрески Софии Киевской" В.Кикты "Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже. Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве. "Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.


"Фрески" -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке - "концертная симфония для арфы с оркестром" фиксируется концертность и симфоничность замысла. Тип композиции напоминает сюиту (девятичастное произведение): 1 Орнамент 1 2 Зверь нападает на всадника 3 Орнамент 2 4 Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого 5 Михайловский придел 6 Борьба ряженых 7 Музыка нт 8 Скоморохи 9 Орнамент 3


№1,№3,№9 «Орнамент» Пеструю вереницу музыка льных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного, скрепляет музыка льная тема «Орнамент». Она звучит во «Фресках» несколько раз. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси. «Орнамент» – это и красота, и неповторимость, и изменяемость….


№4 «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого» В этом фрагменте два пласта звучания. Первый – нисходящие мелодические попевки скрипок, тремоло которых создает трепетное, зыбкое, изящное звучание. Второй – повторяющиеся пятизвучные нисходящие интонации арфы, которые звучат неопределенно, неясно, словно мерцающие свечи. Так композитор рисует образы загадочных и утонченных девушек – дочерей князя, изображенных неизвестными мастерами-живописцами на фресках собора, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.


№6 «Борьба ряженых» В «Борьбе ряженых» жесткие короткие ритмы ксилофона в разных регистрах перемежаются с напряженным журчанием арфы. Быстрый темп музыки, ее безостановочное движение усиливает яркий, радостно-тревожный характер части.


№7 «Музыка нт» Одна из самых драматических частей симфонии. Музыка рисует образ одинокого музыка нта-скрипача. Композитор использует тембр солирующего альта, который подражает звучанию древнего струнного инструмента – гудка, предка современной скрипки. Фон для главной темы этой части составляют монотонный долгий звук и отзвуки арфы.


№8 «Скоморохи» В «Скоморохах» композитор рисует «беспечное племя веселых бродяг». Эта часть построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях с шутовством, насмешкой, безостановочным движением, бряцанием струнных инструментов, перезвоном бубенцов, подражанием балалаечным и свирельным наигрышам.


По словам композитора "Фрески" выражают всю гамму чувств, которые вызывает образ родного Киева с его уникальным художественным наследием. Это произведение глубоко личное. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что "Фрески Софии Киевской" стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио.


Собор Святой Софии заложен в 1037 году великим русским князем Ярославом Мудрым, в честь 50-летия принятия христианства на Руси, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи - мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера - центральный купол и алтарь. Все остальное пятинефное пространство, вторые этажи, обе лестничные клетки и открытые галереи были украшены фресками. До наших дней сохранилось 260 квадратных метров мозаик и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи.


Росписи, сюжеты, размещение изображений подчинены четкому идейному замыслу, вытекавшему из назначения собора София Киевская как главного храма Древнерусского феодального государства. Посвященный Софии как символу мудрости, Киевский Собор Святой Софии, его архитектура и живопись должны были утверждать и укреплять христианское вероучение, а вместе с ним и феодальную власть.


Большинство фресок Софии Киевской, среди которых преобладают единоличные изображения святых, исполнены в смелой и энергичнной манере. В лицах художники всячески подчеркивают пристально устремленные на зрителя большие глаза. Поскольку в Софии Киевской греческие мастера работали бок о бок с русскими, нетрудно объяснить наличие русских черт в ряде изображений.


Фрески Софийского собора в Киеве