Означает лев с крыльями. Тетраморф- четырёхвидный — крылатое сушество в мифологии и… - laila50 — ЖЖ

22.04.2015

Венеция - один из самых красивых и удивительных городов мира, ее смело можно отнести к современным чудесам света. В ней удивительно все: и водные каналы вместо тротуаров, и мосты, совмещающие в себе и улицы, и жилые кварталы, и роскошные дворцы, построенные не на земле, а на сваях из каменного дерева. Удивительно и то, что площади, стены домов, колонны, решетки и даже церкви этого города в изобилии украшены скульптурами и барельефами с изображением крылатого льва. Лев воцарился даже не гербе Венеции. Как же он попал туда и почему был удостоен такой чести?

Крылатый лев прибыл в Венецию вместе с мощами Святого Марка. Удивительное невиданное животное являлось символом этого столь же необыкновенного человека. Именно в таком образе увидел Марка в своих откровениях Иезекииль - один из четырех пророков Ветхого Завета. И действительно, евангелист Марк стал одной из самых ярких и мощных фигур древнего христианства. Будучи учеником и последователем самого Апостола Петра, он нес слово божие язычникам в Египетской Александрии, Африке, Ливии.

Марк прошел множество дорог и везде, где ступала нога этого бесстрашного, несгибаемого человека, мусульмане и язычники уверовали в единого Бога и сына его Иисуса Христа, массово принимали христианство и возводили церкви. Силой своей веры он творил чудеса, исцелял раны, очищал от проказы. Этот великий человек подарил миру самое признанное евангелие, в дальнейшем взятое за основу Матфеем и Лукой. Мусульманские власти Египта не могли терпеть деяний этого святого и однажды, во время богослужения, Марк был схвачен, жестоко избит и брошен в темницу.

В эту ночь явился к нему Иисус и благословил его. На следующий день по дороге к месту казни, влекомый по острым камням, он скончался. Охваченные ненавистью язычники вознамерились сжечь его тело, но в тот момент, когда развели костер, вдруг раздался гром небесный, и началось землетрясение. Убийцы в ужасе бросились бежать, а последователи Марка унесли его тело и сокрыли в каменной гробнице. Великий Учитель не позволил надругаться над телом своего верного Ученика.

Еще при жизни во время кораблекрушения Марку было видение Ангела, который поведал, что упокоится он в земле, где находился. И земля эта была Венеция. Так и случилось. В 829 году два венецианских купца забрали мощи святого из Александрии, где он был захоронен, и тайно переправили в Венецию. С тех далеких пор Святой Марк стал заступником и покровителем этого прекрасного и удивительного города. В виде крылатого льва он занял достойное место на гербе Венеции и в сердцах венецианцев.

Мощи святого и по сей день покоятся в красивейшей базилике на площади Святого Марка. "Мир тебе, Марк, евангелист мой". А город цветет и хорошеет, и суровые катаклизмы, кажется, обходят его стороной. Возможно потому, что Великий Учитель все так же хранит своего Ученика.

Даже привел в этой статье исчерпывающее доказательство в виде фотографий. Почему я заговорил о русалках , да потому что русалка - это мифическое существо, встречающееся во многих рассказах, сказках. И на этот раз хочу рассказать о мифических существах , существовавших в свое время по приданиям: Гранты, Дриады, Кракен, Грифоны, Мандрагора, Гиппогриф, Пегас, Лернейская гидра, Сфинкс, Химера, Цербер, Феникс, Василиск, Единорог, Виверн . Познакомимся поближе с этими существами.


Видео с канала "Интересные факты"

1. Виверн



Виверн -Это существо считается "родственником" дракона, но у него всего две ноги. вместо передней - нетопыриные крылья. Для него характерна длинная змеиная шея и очень длинный, подвижный хвост, оканчивающийся жалом в виде сердцеобразного наконечника стрелы либо копья. Этим жалом виверна ухитряется резать или колоть жертву, а при соответствующих условиях даже пронзить её навылет. Кроме того, жало ядовито.
Виверна часто встречается в алхимической иконографии, в которой (как большинство драконов) олицетворяет первичную, сырую, непереработанную материю, либо металл. В религиозной иконографии его можно увидеть на картинах, изображающих борьбу святых Михаила или Георгия. Можно виверну также найти на геральдических гербах, например, на польском гербе Лацких, гербе семейства Дрейк или Враждов из Кунвальда.

2. Аспид

]


Аспид - В старинных Азбуковниках встречается упоминание об аспиде - это змей (или змея, аспида) "крылатый, нос имеет птичий и два хобота, а в коей земле вчинится, ту землю пусту учинит". То есть все кругом разрушится и опустошится. У известного ученого М.Забылина сказано, что аспида, по народному поверью, можно встретить в мрачных северных горах и что на землю он никогда не садиться, а только на камень. Заговорить и извести змея - разрушителя можно лишь "трубным гласом", от которого горы сотрясаются. Тогда оглушенного аспида колдун или знахарь хватал раскаленными клещами и удерживал, "пока змей не погибал"

3. Единорог


Единорог - Символизирует целомудрие, а так же служит эмблемой меча. Традиция представляет его обычно в виде белого коня с одним рогом выходящим изо лба; однако, согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза.В ранних традициях единорог изображался с телом быка, в более поздних с телом козла и только в поздних легендах с телом лошади. Легенда утверждает что он неутолим, когда его преследуют, но покорно ложиться на землю если к нему приблизиться девственница. Вообще единорога поймать невозможно но если и удастся то удержать его можно только золотой уздечкой.
"Спина была его изогнута и светились рубиновые глаза, в холке он достигал 2-х метров. Чуть выше глаз, почти параллельно земле, вырастал у него рог; прямой и тонкий. Гривы и хвост рассыпались мелкими кудрями, а опущенные и неестественно для альбиносов черные ресницы бросали пушистые тени на розовые ноздри." (С.Другаль "Василиск")
Питаются они цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу. Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса в которых купаются и пьют от туда и вода в этих озерах обычно становится очень чиста и обладает свойствами живой воды. В русских "азбуковниках" 16 -17 вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога приписывались целебные свойства (по фольклорным представлениям единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем). Единорог - существо иного мира и предвещает чаще всего счастье.

4. Василиск


Василиск - чудовище с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона(по некоторым источникам огромный ящер) которое существует во мифологиях многих народов. От его взгляда каменеет все живое. Василиск - рождается из яйца, снесенного семигодовалым черным петухом (в некоторых источниках из яйца высиженного жабой) в теплую навозную кучу. По преданию, если Василиск увидит свое отражение в зеркале он умрет. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же- его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком "чистые" животные.
"Рожками шевелит, глаза такие зеленые с фиолетовым отливом, капюшончик бородавчатый раздувается. А сам он был фиолетово черный с шипастым хвостом. Треугольная голова с черно-розовой пастью широко распахнулась...
Слюна его крайне ядовита и если попадет на живую материю то тут же пойдет замена углерода на кремний. Проще говоря все живое превращается в камень и дохнет, хотя ходят споры что от взгляда Василиска тоже идет окаменение, но те кто хотел проверить это обратно не вернулись..".("С.Другаль "Василиск") .
5. Мантикора


Мантикора - Рассказ об этом жутком существе можно найти еще у Аристотеля (IV век до нашей эры) и Плиния Старшего (I век нашей эры). Мантикора размером с лошадь, имеет человеческое лицо, три ряда зубов, львиное тело и хвост скорпиона, красные глаза, налитые кровью. Мантикора бегает так быстро, что в мгновение ока преодолевает любые расстояния. Это делает ее чрезвычайно опасной - ведь убежать от нее почти невозможно, а питается чудовище только свежим человеческим мясом. Поэтому на средневековых мениатюрах часто можно видеть изображение мантикоры с человеческой рукой или ногой в зубах. В средневековых работах по естественной истории мантикору считали реально существующей, но обитающей в безлюдных местах.

6. Валькирии


Валькирии - прекрасные девы-воительницы, исполняющие волю Одина и являющиеся его спутницами. Они невидимо принимают участие в каждой битве, даруя победу тому, кому присуждают ее боги, а потом уносят погибших воинов в Валгалу, замок внебесном Асгарде, и там прислуживают им за столом. Сказания называют и небесных валькирий, которые определяют судьбу каждого человека.

7. Анка


Анка - В мусульманской мифологии чудесные птицы, созданные Аллахом и враждебные людям. Считается что анка существуют и по сей день: просто их столько мало, что встречаются они крайне редко. Анка во многом сходны своими свойствами с птицей феникс, обитавшей в аравийской пустыне(можно предположить,что анка - это и есть феникс).

8. Феникс


Феникс - В монументальных изваяниях, каменных пирамидах и захороненных мумиях египтяне стремились обрести вечность; вполне закономерно, что именно в их стране должен был возникнуть миф о циклически возрождающейся, бессмертной птице, хотя последующая разработка мифа совершена греками и римлянами. Адольв Эрман пишет, что в мифологии Гелиополиса Феникс - это покровитель юбилеев, или больших временных циклов. Геродот в знаменитом пассаже излагает с подчеркнутым скептицизмом первоначальную версию легенды:

"Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла."

9. Ехидна


Ехидна - полуженщина полузмея, дочь Тартара и Реи, родила Тифона и множество чудовищ (лернейскую гидру,Цербера, Химеру, Немейского льва, Сфинкса)

10. Злыдни


Злыдни - языческие злобные духи древних славян. Так же их еще называют криксы или хмыри - болотные духи, которые тем опасны, что могут пристать к человеку, даже вселиться в него, особенно на старости лет, если в жизни человек никого не любил и у него не было детей. Злыдня имеет не вполне определенный облик (говорит, но невидима). Она может оборачиваться человечком, маленьким ребенком, нищим стариком. В святочной игре злыдня олицетворяет бедность, нищету, зимний мрак. В доме злыдни чаще всего селятся за печью, но любит и внезапно вскакивать на спину, плечи человека, "ездить" на нем. Злыдней может быть несколько. Однако, проявив некоторую смекалку, их можно переловить, заперев, заключив в какую - нибудь емкость.

11. Цербер


Цербер - один из детей Ехидны. Трехглавый пес, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, и вместо хвоста у него ядовитая змея.. Служит Аиду (богу Царства мертвых) стоит в преддверии Ада и охраняет его вход. Следил за тем чтобы никто не вышел из подземного царства мертвых, ведь из царства мертвых нет возврата. Когда Цербер пребывал на земле (Это случилось из-за Геракла, который по заданию царя Еврисфея привел его из Аида) чудовищный пес уронил капли кровавой пены из пасти; из которых выросла ядовитая трава аконит.

12. Химера


Химера - в греческой мифологии извергавшее огонь чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона (по другой версии Химера имела три головы - льва, козы и дракона) По- видимому, Химера - олицетворение огнедышащего вулкана. В переносном смысле химера - фантазия, несбыточное желание или действие. В скульптуре химерами называются изображения фантастических чудовищ(например химеры собора Парижской богоматери) но считается что каменные химеры могут оживать, чтобы наводить ужас на людей.

13. Сфинкс


Сфинк с или Сфинга в древнегреческой мифологии крылатое чудовище с лицом и грудью женщины и туловищем льва. Она порождение стоглавого дракона Тифона и Ехидны. Имя Сфинкса связано с глаголом "сфинго" - "Сжимать, удушать". Насланная Герой на Фивы в наказанье. Сфинкс расположилась на горе близ Фив (или на городской площади) и задавала каждому проходившему загадку («Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»). Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала и таким образом погубила много знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удрученный горем царь объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Загадку разгадал Эдип, Сфинкс в отчаянье бросилась в пропасть и разбилась на смерть, а Эдип стал фиванским царем.

14. Лернейская гидра


Лернейская гидра - чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. Жила гидра в болоте около города Лерна. Выползала из своего логова и уничтожала целые стада. Победа над гидрой была одним из подвигов Геракла.

15. Наяды


Наяды - Каждая река, каждый источник либо ручей в греческой мифологии имели свою начальницу – наяду. Это веселое племя покровительниц вод, пророчиц и целительниц никакая статистика не охватывала, всякий грек с поэтической жилкой слышал в журчанье вод беспечную болтовню наяд. Они относятся к потомкам Океана и Тефиды; насчитывают их до трех тысяч.
«все имена их назвать никому из людей не под силу. Знает название потока лишь тот, кто вблизи обитает»

16. Рухх


Рухх - На Востоке издавна рассказывали о гигантской птице Рухх (или Рук, Страх-рах, Ногой, Нагай). Кое-кто с ней даже встречался. Например, герой арабских сказок Синдбад-мореход. Однажды он оказался на необитаемом острове. Осмотревшись, он увидел огромный белый купол без окон и дверей, такой большой, что не смог на него влезть.
«И я, - повествует Синдбад, - обошел вокруг купола, измеряя его окружность, и насчитал пятьдесят полных шагов. Вдруг солнце скрылось, и воздух потемнел, и свет загородился от меня. И я подумал, что на солнце нашло облако (а это было летнее время), и удивился, и поднял голову, и увидел птицу с огромным телом и широкими крыльями, которая летела по воздуху, - и это она покрыла солнце и загородила его над островом. И я вспомнил одну историю, которую давно рассказывали люди странствующие и путешествующие, а именно: на неких островах есть птица, называемая Рухх, которая кормит своих детей слонами. И я убедился, что купол, который я обошел, - яйцо Рухх. И принялся я удивляться тому, что сотворил Аллах великий. А в это время птица вдруг опустилась на купол, и обняла его крыльями, и вытянула ноги на земле сзади него, и заснула на нем, да будет славен Аллах, который никогда не спит! И тогда я, развязав чалму, привязал себя к ногам этой птицы, говоря себе: „Может быть, она перенесет меня в страны с городами и населением. Это будет лучше, чем сидеть здесь, на этом острове". А когда поднялась заря и взошел день, птица снялась с яйца и взвилась со мной в воздух. А потом стала спускаться и опустилась на какую-то землю, и, достигнув земли, я быстро отвязался от ее ног, боясь птицы, но птица не знала обо мне и меня не почувствовала».

Не только сказочный Синдбад-мореход, но и вполне реальный флорентийский путешественник Марко Поло, посетивший в XIII веке Персию, Индию и Китай, слышал об этой птице. Он поведал, что монгольский хан Хубилай однажды отправил на поимку птицы верных людей. Гонцы отыскали ее родину: африканский остров Мадагаскар. Самой птицы они не видели, но привезли ее перо: длиной оно было двенадцать шагов, а стержень пера в диаметре равнялся двум пальмовым стволам. Говорили, что произведенный крыльями Рухх ветер валит человека с ног, когти ее подобны бычьим рогам, а мясо возвращает молодость. Но попробуй поймать эту Рухх, если она может унести единорога вместе с тремя нанизанными на ее рог слонами! автор энциклопеди Александрова Анастасия Знали эту чудовищную птицу и на Руси, называли Страх-рах, Ног или Ногой, придавали ей еще новые сказочные черты.
«Ног-птица так сильна, что вола поднять может, по воздуху летает и четырьмя ногами по земле ходит», - повествует древнерусский «Азбуковник» XVI века.
Тайну крылатого гиганта попробовал разъяснить еще знаменитый путешественник Марко Поло: «Зовут эту птицу на островах Руком, а по-нашему не называют, но то - гриф!» Только... сильно подросший в человеческом воображении.

17. Хухлик


Хухлик в русских суевериях водяной черт; ряженый. Название хухляк, хухлик, по - видимому, произошло от карельского huhlakka - "чудить", tus - "привидение, призрак", "одетый странно" (Черепанова 1983). Облик хухляка неясен, однако говорят что он сходен с шиликуном. Этот нечистый дух появляется чаще всего из воды и становится особенно активным во время Святок. Любит подшучивать над людьми.

18. Пегас


Пегас - в греческой мифологии крылатый конь. Сын Посейдона и горгоны Медузы. Родился из туловища убитой Персеем горгоны.Имя Пегас получил оттого, что родился у истоков Океана (греч. «источник»). Пегас вознесся на Олимп, где доставлял Зевсу громы и молнии. Пегаса так же называют конем муз, так как он копытом выбил из под земли Гиппокрену - источник муз, обладающий свойством вдохновлять поэтов. Пегаса подобно единорогу можно поймать только золотой уздечкой. По другому мифу, боги подарили Пегаса. Беллерофонту, и тот, взлетев на нём, убил крылатое чудовище химеру, опустошавшее страну.

19 Гиппогриф


Гиппогриф - в мифологии европейского средневековья, желая обозначить невозможность или несообразность, Вергилий говорит о попытке скрестить коня и грифа. Четырьмя столетиями позже его комментатор Сервий утверждает, что грифы или грифоны – это животные, у которых передняя часть туловища орлиная, а задняя - львиная. Чтобы подкрепить свое утверждение, он прибавляет, что они ненавидят лошадей. Со временем выражение «Jungentur jam grypes eguis» («скрещивать грифов с лошадьми») стало поговоркой; в начале шестнадцатого века Людовико Ариосто вспомнил его и придумал гиппогрифа. Пьетро Микелли замечает, что гиппогриф более гармоничное создание, даже чем крылатый Пегас. В «Неистовом Роланде» дано подробное описание гиппогрифа, словно бы предназначалось для учебника фантастической зоологии:

Не призрачный под магом конь – кобылой
На свет рожден, отцом был его гриф;
В отца он птицей был ширококрылой, -
В отца был спереди: как тот, ретив;
Все остальное, как у матки, было,
И назывался конь тот – гиппогриф.
Рифейских гор пределы славны ими,
Далеко за морями ледяными

20 Мандрагора


Мандрагора. Роль Мандрагоры в мифопоэтических представлениях объясняется наличием у этого растения определённых снотворных и возбуждающих свойств, а также сходством его корня с нижней частью человеческого тела (Пифагор называл Мандрагору «человекоподобным растением», а Колумелла - «травой-получеловеком»). В некоторых народных традициях по виду корня Мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им соответствующие названия. В старых травниках корни Мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой. Согласно поверьям, тот, кто услышит стон, издаваемый Мандрагорой при её выкапывании из земли, должен умереть; чтобы избежать смерти человека и вместе с тем удовлетворить жажду крови, якобы присущую Мандрагоре. При выкапывании Мандрагоры сажали на привязь собаку, которая, как считалось, погибает в агонии.

21. Грифоны


Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота. В частности известно что охраняют сокровища Рипейских гор. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой то все мертвыми падают. Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной. Крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать. В славянской мифологии все подходы к Ирийскому саду, Алатырской горе и яблоня с золотыми яблоками.стерегут грифоны, василиски. Кто эти золотые яблочки попробует - тот получит вечную молодость и власть над Вселенной. А саму яблоню с золотыми яблоками стережет дракон Ладон. Ни пешему, ни конному нет сюда прохода.

22. Кракен


Кракен - это скандинавский вариант Саратана и арабского дракона, или морского змея. Спина у Кракена шириною в полторы мили, в его щупальца способны охватить самый большой корабль. Огромная эта спина выступает из моря, подобно огромному острову. У Кракена есть привычка затемнять морскую воду извержением некой жидкости. Такое утверждение породило гипотезу, что Кракен - это осьминог, только увеличенный. Среди юношеских произведений Тенисона можно найти стихотворение, посвященное этому примечательному существу:

Спокон веков в пучине океана
Громада Кракен беспробудно спит
Он слеп и глух, по туше великана
Лишь временами бледный лучь скользит.
Над ним колышутся гиганты губки,
И из глубинных, темных нор
Полипов несчислимый хор
Протягивает щупальца, как руки.
Тысячелетья Кракен там почиет,
Так было и так будет впредь,
Пока последний огонь прожжет пучину
И жаром опалит живую твердь.
Тогда он ото сна воспрянет,
Пред ангелами и людьми предстанет
И, с воем всплывши, встретит смерть.

23. Золотая собака


Золотая собака .- Это собака из золота, которая охраняла Зевса, когда его преследовал Кронос. То, что Тантал не захотел отдавать эту собаку, было первым сильным его проступком перед богами, который потом боги ему учли при выборе наказания.

«…На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять своё святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез её на своём корабле с Крита. Но где же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему:
- Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал её на сохранение тебе. Всё знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца!
Тантал же так ответил вестнику богов:
- Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет её у меня.
Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой ещё больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное танталом богам…

24. Дриады


Дриады - в греческой мифологии женские духи деревьев (нимфы). они живут в дереве которое и охраняют и часто гибли вместе с этим деревом. Дриады единственные из нимф которые смертны. Нимфы деревьев неотделимы от дерева, в котором обитают. Считалось, что сажающие деревья и ухаживающие за ним пользуются особым покровительством дриад.

25. Гранты


Грант - В английском фольклоре оборотень, который чаще всего является смертным под видом лошади. При этом ходит он на задних ногах, а его глаза пышут пламенем. Грант - городской фейри, его часто можно увидеть на улице, в полдень или ближе к закату Встреча с грантом предвещает несчастье - пожар или что-нибудь еще в том же духе.

Среди множества питерских мостов есть три особенных. В сравнении с собратьями-исполинами это скорее мосточки - скромные, пешеходные. Но какие оригинальные! Оставим на будущее рассказы о подвесных цепных и Почтамтском. Сегодня обратим все взоры на открытый на Екатерининском (Грибоедовском) канале в июле 1826 года. Его украшением стал мифический крылатый лев, да не один, а сразу четыре!

Рядом был банк

События сменяют друг друга, но память остается. Сегодня в выразительном здании на Садовой базируется один из старейших вузов России - Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. А когда-то располагался Государственный Ассигнационный банк. Поэтому мост назвали Банковским. Скульптуры золотокрылых львов, символа обеспеченности и стабильности, отлитые по формам ваятеля П. П. Соколова, - его

Туристам и прогуливающимся местным жителям нравится смотреть на отражение странных профилей в вечерних водах. В такие минуты некоторым мечтателям кажется, что канал, начинающий от Мойки, ведет не к Фонтанке, а в дальние неизведанные края, туда, где родились сказания о грифонах.

Действительно, лев крылатый часто фигурирует как грифон. Одни считают, что это не совсем так (мол, у неведомых зверей нет птичьих голов). Другие уверяют, что эти фантастические существа были разнообразными, в том числе с львиной "башней". Как бы там ни было, автор скульптур явно знал: грифоны прославились в мифологии как стражи сокровищ - и решил, что его детища будут обладать схожими чертами, ведь им предстоит восседать на пьедесталах вблизи крупного кредитного учреждения.

Львы - отдельно, крылья - отдельно

Итак, вы уже знаете, что мост в Питере с крылатыми львами можно увидеть и пройтись по нему, отправившись в центральную часть города, на канал Грибоедова. «Грифоновое чудо» соединяет острова Спасский и Казанский (находится неподалеку от станции метро «Невский проспект-2»). Мост считается одним из лучших украшений города на Неве.

По историческим сведениям, птицеподобные чугунные звери высотой 2,85 метра изготовлены в цехах Александровского чугунолитейного завода. Указанная цифра включает и длину крыльев. Но изготовление достопримечательности на века происходило в три этапа: первый представлял собой отливку составных частей полой фигуры (на спинах зверей заметен соединительный шов), второй - чеканку медных крыльев.

Гордые стражи

Третий (сборка), вероятно, был самым впечатляющим. Особенно когда «конструировался» самый первый лев - крылатый, мощный. Говорят, в XIX веке позолота на сказочном оперении была из чистого злата (червонного). В 1967 году (а затем в 1988-м) обновление напыления производилось сусалью, правда, в новом тысячелетии (а именно в 2009 году) драгоценный слой вообще сняли.

Но и без дорогостоящего украшения готовые взлететь в питерское небо особи с орлиными глазами и львиным оскалом продолжают гордо взирать с противоположных берегов канала друг на друга и проходящих по мостику людей. У молчаливой гордой охраны есть менее романтичные, но важные задачи. Их головы держат изогнутые опоры для фонарей с шарообразными плафонами. «Гусаки» окрашены под бронзу, позолочены. На восходе и закате солнца сверкание несказанное.

Строили на века

Авторы проекта, инженеры В. К. Треттер и В. А. Христианович, задумали сооружение длиной 28 м, шириной 2,5 м. Воплощали идею в жизнь при помощи лучшего литейно-механического предприятия - завода Берда (основан Чарльзом Бердом в 1792 году). Там были изготовлены, а затем собраны чугунные и металлические части. Полые скульптуры («лев крылатый») скрывают «инженерную кухню» - места креплений тросов, механизмы.

Несмотря на то, что это была всего лишь однопролётная висячая конструкция, работа была не из легких. От качества установки цепей, подвесок, деревянного полотна, пилонов и прочих составляющих зависела прочность сооружения, которое строилось не на один день. За годы службы мост ремонтировался, но отличная базовая работа и сегодня вызывает уважение к степенному, основательному подходу предков (в широком смысле слова) ко всему, что они делали.

Приносят счастье

Мост с крылатыми львами в скульптуры, отображающие мифы далекого прошлого. А каковы легенды сегодняшнего дня? Хотя, если вы верите в чудеса, можете считать это реальной гарантией удач. Поверья базируются на магических свойствах грифонов. Итак, нужно тихонько подойти к фантастическим существам, сидящим на задних лапах, и потереть их «корму» слева. Загаданное желание сбудется! Ради этого также можно постараться дотянуться сразу до двух львов.

Рекомендуется положить монетку на лапу -- к приросту богатства, разумеется. Кстати таких монеток при реставрации в полостях нашли огромное количество. Видимо, человеку свойственно надеяться до последнего и верить в «сбытие мечт». Нашли реставраторы и множество записок. Люди просили в них разное: любви, счастья, здоровья, возвращения в Питер, помощи в сдаче сессии и еще сотни важных вещей. Мы уверены: каждый лев крылатый с пониманием относится к чаяниям народа.

Лев — эмблема Святого Марка - евангелиста патрона Венеции (Евангелие Св. Марка поведало нам о царственной природе и величии Христа), поэтому венецианских львов Святого Марка с крыльями мы видим на всех территориях Венето, где была Венецианская Республика.

Классического льва с крыльями, который держил лапой книгу с надписью ” pax tibi Marce, evangelista meus” (мир тебе Марко, мой евангелист) мы повсюду встречаем в Венеции - столице древней Венецианской Республики.

Во Дворце Дожей, на воротах делла Карта, на часовой башне, на площад ях , на колонн ах, мостах, дворцах, в гербах знатных семей Венеци, на знаменах и даже в качестве архитектурных элементов - повсюду львы охраняют Республику, говорят всем о её могуществе и власти .

В В енеции видели и настоящих львов, представьте, что их держали в клетках и в общественных зданиях, и в частных домах. 12 сентября 1316 года львица во дворе Дворца Дожей родила львят, счастью и радости жителей Венеции не было предела - ведь это было воспринято, как благоприятное знамение - процветание и приумножение богатств Республики Венеции.

На площади Святого Марка жил в позолоченной клетке лев, но прожил недолго. Он умер от отравления парами золотой краски. Во время карнавала 1762 года снова на площади Сан Марко выставили клетку со львом. Он стал знаменитым, его запечатлел на картине художник Пьетро Лонги. Картина Домик льва хранится в Пинакотеке Фонда Кверини Стампалья, лев изображен в окружении собак в карнавальных масках. Наверняка собак выдрессировали, чтобы они могли находиться рядом со львом.

Как изображали льва в Венеции?

Лев-символ Венеции изображен по разному в разные периоды истории.

Обычно крылатый лев с нимбом сопровождает меч и книга под передней правой лапой, на которой написан девиз: «Мир тебе, Марко, мой Евангелист».

Полностью эта фраза должна продолжаться словами: «Здесь успокоится твое тело». Эти слова услышал от Ангела в виде льва с крыльями Святой Марко, лодка которого затонула в венецианской лагуне во время шторма. Предсказание сбылось, когда два венецианских торговца Буоно и Рустико привезли мощи Святого из Египта.

Лев Святого Марко символизирует силу слова Евангелиста, крылья - высшее достижение его духа, а нимб вокруг головы львы говорит о святости.

Невозможно увидеть или сосчитать всех львов в Венеции, существует несколько сложившихся изображений львов —

1. Профиль льва, стоящего на задних лапах - угрожающий лев Leone Rampante

Самый старый лев «ин моека» в Венеции — конец 13 века, теперь в Музее Коррер

2. Лев «ин мо ека» , напоминающий молодого краба - молека на венецианском диалекте, выходящего из моря, поэтому его так и прозвали венецианцы.

Лев изображен фронтально, сидящим со сложенными крыльями в виде веера сзади. Мы видим только половину льва, передние лапы, задние остались в воде - напоминание о Венеции и её море. Самое старое изображение льва «ин молека» было на Колокольне Сан Апональ, теперь оно в Музее Коррер. Лев, выходящий из моря - превосходство Венеции над всеми государствами и морями.

3. лев «ин сольдо» или «ин гадзетта» (по названию монеты гадзета) изображен сидящим со сложенными крыльями и нимбом. И по мелкой монетке сольдо - багаттино, название батона хлеба на венецианском диалекте.(Теперь нам кажется, что багет в итальянских булочных - это название хлеба из Франции). Читайте в статье

4. Лев со штандартом - лев стоит на задних лапах и держит штандарт города-официальный символ древней Республики.

5. Идущий лев Leone Andante - профиль льва с крыльями и правой передней лапой на книге. Существуют разные значения комбинаций этих символов, например, только открытая книга - символ высшей власти - государства Венеции, закрытая книга - символ разных магистратур города, которые осуществляют управление, открытая книга и меч на земле - периоды мира для Республики.

Лев с угрожающе поднятым мечом — Венеция готова к войне

Закрытая книга и меч, устремленный вверх, иногда еще и крест под лапой - война, встречается и открытая книга с мечом, угрожающе поднятым - это символ правосудия в Республике Венеция.

С 15 века, когда Венеция начинает интересоваться территориями на материке, лев выбирается с островков из моря, и его начинают изображать полностью стоящим на земле всеми лапами, иногда прибавляя горы и крепости рядом со львом.

Древний греческий лев перед Арсеналом — военный трофей 17 века

Самые старые статуи мраморных львов находятся у входа в Арсенал Венеции. Их привез в 1697 году в качестве военных трофеев Франческо Морозини из Греции, на одном из них высотой около 3 метров в XI веке написаны руны скандинавскими мастерами. Статуя льва на Кампо Манин, львы около Базилики Сан Марко на маленькой площади сбоку, которая получила из-за них свое название - пьяцетта Леони. Прекрасен лев во дворце Ферро-Фини. Лев на Порта делла Карта Дворца Дожей был уничтожен французами в 1797 году, и в XIX веке создали другой барельеф, где по-прежнему Дож Франческо Фоскари рядом со львом Святого Марко Венеции.

На колонне на площади Сан Марко со стороны лагуны находится скульптура льва, возраст которой не определен. Некоторые предполагают, что он из древнего Китая и раньше был химерой - фантастическим животным. Крылья ему приделали, когда он стал львом Сан Марко.

Лев с головой человека в лапах — голова предателя Графа Карманьолы?

Над порталом ворот Колокольни Сан Поло мы встречаем двух . Один лев побеждает змею, а другой держит в руках голову человека. Совет Десяти намекает на печальный конец, который уготован предателям Венеции (в XIV веке был обезглавлен Дож Фальеро, читайте Статью ). В Венеции есть легенда, что символика змеи и головы в лапах льва связаны с исполнением приговора Графу Карманьолы за предательство, и именно его отрубленная голова в лапах льва, так до сих пор считают венецианцы.

Лев побеждает змея, Колокольня Сан Поло

Побежденная змея у льва в лапах также не случайность — ведь змея была на Гербе миланцев Висконти, с которым якобы замыслил предательство граф Карманьола — военноначальник Венеции.

Львы и дерево жизни, Собор Торчелло, Венеция

На Соборе в Торчелло львы поддерживают дерево жизни - важный символ в алхимии и эзотеризме, которые процветали в Венеции.

Венеция и венецианцы продолжают украшать свои дома, сады и город львами-всегда актуальными символами для всех жителей Венето. Крылатый лев - символ города Венеции и его древней республики. Даже почтовые ящики в Венеции можно встретить с львиной головой, они напоминают .

Золотой Лев — главная награда победителям Венецианского Кинофестиваля

Лев и в наши дни остается символом Коммуны и Провинции Венеция, а также всего района Венето. Льва мы видим на знамени морского флота Итальянской Республики. Главный приз знаменитого международного Кинофестиваля, который проходит в Венеции - конечно же, Золотой Лев
















Практически во всех культурах и мистериях присутствует символика Льва, воплощающая идею царской власти, а также выполняющая функции охраны некоторых ценностей, принадлежащих пантеону богов. Возможно, для древних вхождение Солнца в этот зодиакальный знак (созвездие Льва в те времена, когда складывалось само название этого знака Зодиака) означало рождение людей, облечённых властью. В древнем Шумере царская власть связывалась с именем Уту (Шамаша), одного из первых, рожденных на Земле сынов богов, давшего начало династии царей и фараонов. Для того чтобы найти наиболее древние источники формирования представлений об этом знаке Зодиака, мы решили обратиться к эпосу шумеров как наиболее древнему документу, повествующему о рождении Земли и Неба, людей и богов.

В серии "Листая книгу Бытия" Захария Ситчин выдвигает гипотезу о том, что около полумиллиона лет назад на нашу Землю, тогда еще не обремененную присутствием человека, пришли боги. Шумеры утверждали, что в пределах нашей Солнечной системы есть 12-я планета, имеющая чрезвычайно вытянутую орбиту огромной длины. Именно с этой планеты на Землю спустились боги Неба и Земли. В нашем сегодняшнем понимании это были некие представители Космического Разума, имеющие целью добычу полезных ископаемых и колонизацию Земли, Верховным правителем Нибиру был Ану, а оба его сына стали правителями Земли, разделив со временем сферы влияния на северный (Евразия и Северная Америка) и южный (Африка, Южная Америка) регионы. Один из сыновей (Энлиль) имел право первого рождения и был прекрасным правителем, а второй сын - Эа (Энки) имел подчиненное положение по отношению к Энлилю, однако владел высшими знаниями о природе и человеке. Он стал главным действующим лицом в освоении природных ресурсов Земли, а также в создании и развитии всего человечества.

Со временем человечество, первоначально рассматриваемое богами только в качестве помощников и слуг, приобрело способность к размножению (так называемое падение) и самостоятельность, что позволило выйти из-под жесткого контроля со стороны богов и развить собственную, человеческую цивилизацию. Между двумя братьями, а позднее их потомками постоянно существовала вражда за сферы влияния. Более того, все, что относилось к Энки и находилось в южной полусфере, стало называться нижним царством и приобрело негативный оттенок подземелья. Все же, что относилось в Энлилю, называлось пределом верхнего царства и стало верхом божественного совершенства.

Впоследствии шумерские предания были восприняты другими народами древности, развившими на этой основе различные системы религиозной философии, включая и пантеоны древних богов.

Уту (Шамаш) был прямым потомком (внуком) Энлиля и обладал огромными знаниями в области астронавтики. Ему была отдана в правление территория Междуречья, и в частности город Сиппар (Ниппур). С расцветом шумерской цивилизации, когда человек присоединился к богам на земле между рек, имя Шамаша стало символом закона и справедливости, синонимом царской власти. Таблички, найденные в Сиппаре, свидетельствуют о том, что в древности он стал городом беспристрастных и справедливых законов. В некоторых текстах говорится о том, что "Шамаш судит праведно богов и людей". Сиппар (Ниппур) фактически являлся резиденцией шумерского верховного суда, а также центром древних поселений, пришедших на Землю богов. Таблица Мудрости, найденная в этом городе, советует, как нужно себя вести, чтобы угодить Уту: "Не причиняйте зла. своему противнику, отплатите добром причинившему вам зло, судите врага своего по совести, не позволяйте сердцу своему склониться к смешению зла. Просящему милостыню дайте пищу и вино для утоления голода и жажды. Приносите пользу, творите добро".

Часто встречающиеся в текстах титулы Шамаша имеют отношение к свету, сиянию, блеску. С древнейших времен его величали Сиятельный, называя его Уту, который широко проливает свет, тот, кто освещает Небо и Землю. А аккадское имя Шамаш в семитских языках означает Солнце. Солнце - управитель Льва и символ царей.

Мы привыкли видеть значок Льва в качестве изогнутой спирали. Этот же символ, только в виде Урея, древнего змея, встречается на изображениях головных уборов фараонов. Урей подчеркивал божественную, верховную природу правителя. Кстати, некоторые историки связывают происхождение еврейского народа с городом Ниппур (Сиппар), городом Шамаша, Слово "ибру" ("ипру") можно перевести как ниппурец, то есть житель Ниппура. А одно из названий евреев - сефард - напрямую выводит к имени города Сиппар. Любопытно то, что в библейской символике племя Иуды, из которого произошел Иисус Христос, имеет символ Льва. С другой стороны, Иудой звали и предателя Христа, поэтому бледно-желтый, песчаный львиный цвет, который, как считалось, имели одежды Иуды, считали символом коварной агрессивности, и в средние века иудеи должны были носить одежды желтого цвета. Лев и шестиконечная звезда издавна были символами Израиля, а изображение этих символов было известно как печать Соломона.

Любопытен и тот факт, что зодиакального Льва часто изображали с крыльями. Крылатый Лев, имеющий символ власти, Урей. Крылья и рога - знаки божественного отличия - имел и Шамаш. Какой же смысл заключался в символе Солнца, имеющего крылья власти, возможностью летать? Согласно древним аккадским текстам именно бог Шамаш был ответствен за то, чтобы боги могли совершать восхождение вверх на Небеса или спускаться на Землю. Он охранял два входа - небесный и земной. Он управлял лестницей богов. Возможно, именно с его функцией восхождения, взлета связывалась эта степень горения и блеска, которая была синонимом яркого поднимающегося светила.

Если мы вслед за Захарией Ситчиным представим реальность происходивших много веков назад событий, тогда бог Шамаш предстанет перед нами в образе главного руководителя космических перелетов, обслуживающих путешествия астронавтов до своего корабля на околоземной орбите и обратно на Землю. В пользу этой гипотезы существует много подтверждений. Планета Плутон, экзальтирующая в знаке Льва, может указывать на реактивный, ядерный характер энергий, используемых богами. Возможно, поэтому во многих изображениях Льва, в частности в митроизме (да и сам бог Митра), во многих египетских мистериях, а также в зороастризме Лев изображается крылатым.

В греческой мифологии, отражающей более поздние тенденции развития мифа зодиакального Льва, присутствует рассказ о так называемых Малых Элевсинских мистериях, когда Геракл, попадая в пещеру с двумя выходами, побеждает Немейского льва. О пещере с двумя воротами, входом для богов и для людей, говорит Гомер в Одиссее.

Одним из знаков власти, в том числе знаков победителя, была львиная шкура. Это был знак посвященных в мистерии. Египетские жрецы во время церемоний носили шкуру льва, которая была символом Солнца. Лев почитался и на Ближнем и Дальнем Востоке, где он изображался охраняющим вход в священные места. Говоря о царском величии этого знака, необходимо обратить особое внимание на звезду Регул, альфа Льва. Располагаясь вблизи эклиптики, она была одной из четырех великих звезд древних персов наряду с Антаресом (Скорпион), звездой Альдебаран (Телец) и Фомальгаут (Рыбы). Под звездой Регул или при соединении ее с другими планетами, такими как Юпитер, Сатурн, рождались величайшие императоры.

Мистерия царских полетов и карающей божественной власти подчеркивается легендой, связывающей Льва с загадочным существом - грифоном. Грифон олицетворяет господство над двумя сферами бытия - землей посредством львиного туловища и воздухом посредством головы и орлиных перьев. В греческом пантеоне богов гриф был ездовым животным Аполлона и стражем золота у гипербореев.

Елена Блаватская в "Евангельском эзотеризме" писала: "В то время как Скорпион был символом испытуемого и мучимого посвященного, Лев же - символом полного славы торжества истины".

Лев - время рождения царей