Понятие «организационного поведения», его структура и теоретические предпосылки изучения. Структура индивидуального поведения В структуре поведения выделяют

Способность к формированию программ поведения, планов является важнейшим звеном в системе адаптивных свойств организма. Однако процессы и механизмы формирования поведенческих программ еще не достаточно изучены.
Функциональная структура поведенческого акта основывается на прошлом жизненном опыте (долговременная память), доминирующей в данный момент и оценке существующей ситуации.
Стадии поведенческого акта. Согласно теории функциональных систем (П. К. Анохин, 1935), физиологическая архитектура поведенческого акта состоит из следующих последовательно переменных стадий афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результата действия, эфферентного синтеза (или программы действия), формирования собственно действия (выполнения программы поведения), оценки достигнутого результата.
Поведенческий акт любой сложности начинается со стадии афферентного синтеза. Во время этой стадии в ЦНС взаимодействуют несколько факторов, в частности, доминирующей мотивации, памяти, обстановочной афферентации и пусковой афферентации. Одним из условий афферентного синтеза является одновременное сочетание всех этих факторов. Этот синтетический процесс осуществляется на основании конвергенции, которая происходит на одном и том же нейроне. В процессе афферентного синтеза одновременно решаются такие вопросы: что делать? (Доминирующая мотивация и обстановочка афферентация), как делать? (Память) и когда делать? (Пусковая афферентация - условный сигнал). Например, при переходе через улицу человек, прежде чем принять решение, должен тщательно оценить довольно большое количество компонентов афферентного синтеза - количество машин, скорость движения, ширину улицы, свои силы, добытый из памяти прошлого жизненный опыт и т.д. (конечно, все это продолжается момент).
Принятие решения основывается на афферентного синтеза и является выбором оптимального варианта дальнейших действий. То есть происходят выбор нужных в данный момент потенциальных степеней свободы и торможения ненужных степеней свободы. Полагают, что механизм «принятия решения» сосредоточен в лобных долях-наиболее интегрирующих и компактных структурах головного мозга. При их повреждении, наряду с другими симптомами так называемого лобного синдрома, существенно нарушается процесс принятия решения.
Формирование акцептора результата воздействия. Акцептор последствий воздействия представляет собой очень сложный нервный аппарат, который формируется непосредственно после принятия решения и начала выхода эфферентных возбуждений из мозга. Это афферентная модель будущего следствия и оценки реального следствия. Она позволяет прогнозировать, предвидеть признаки нужного в данный момент будущего следствия действия и сравнивать их с параметрами реального следствия. Информация поступает к акцептора благодаря обратной афферентации. Именно этот аппарат позволяет организму исправить ошибку поведения буквально за доли секунды и доказать поведенческие акты запрограммированных. Полагают, что в акцептор входят корковые нейроны, на которых конвертируют не только разнообразные афферентные, но и эфферентные возбуждения, поступающие в этих нейронов аксонного коллатерали от пирамидных клеток коры большого мозга. Все эти нарушения циркулируют в созданных за счет многих коллатералей замкнутых нейронных цепях (своеобразные круга ожидания). В них и сравнивается и оценивается реальный результат с ожидаемым (его афферентной моделью). Если при таком сравнении выяснилось, что параметры реального результата (закодированного в обратной афферентации) соответствуют параметрам его модели и данный поведенческий акт завершается и наступает следующий этап поведенческой деятельности.. Если указанные параметры не совпадают в акцептора, то возникает так называемое несогласования (расстройство), которое становится стимулом для принятия нового решения. В этом случае возникает ориентировочный рефлекс, который сопровождается повышенной активизацией нервной деятельности и способствует активному подбору дополнительной информации для достижения лучшего результата.
В процессе организации поведенческого акта участвуют различные мозговые структуры. К ним относятся прежде передние отделы новой коры, гиппокамп, миндалевидные тело, гипоталамус , ретикулярная формация, которые взаимодействуют между собой и играют решающую роль в оценке сигналов, поступающих из внешней и внутренней среды, а также в выборе соответствующих поведенческих реакций (принятия решения) . Важное значение для реализации поведенческого акта имеют ассоциативные таламокортикальных системы. Эти образования мозга принимают участие в выполнении многих
лсихичних функций: программировании целенаправленных движений и действий, познавательных процессов, речевой функции и др..
Нейронные механизмы поведения. На основании материалов изучения активности отдельных нейронов при выполнении сложных поведенческих актов было выделено большое количество групп нейронов, которые отличаются между собой функциями. К ним относится большая труппа сенсорных нейронов, в частности нейроны-детекторы. Они избирательно реагируют на определенное довольно простую качество или свойство внешнего мира (элементы формы, цвета и т.д.). Среди сенсорных нейронов в верхней височной области коры большого мозга и миндалевидными теле обезьян выявлена группа специальных нейронов - гностических единиц, которые избирательно реагируют уже не на простые, а на сложные интегративные признаки (лицо конкретных людей или обезьян, их фотографии и т.д.). Кроме того, открыто нейроны, которые избирательно реагируют на эмоциональные стимулы (например, выражение угрозы на лице). Выделены также особый класс нейронов, активность которых усиливается под влиянием новых стимулов и снижается по мере привыкания к ним. Это так называемые нейроны новости, которые описаны для типокампа, неспецифического таламуса, ретикулярной формации и других структур.
Особую группу нейронов составляют нейроны среды, или места, которые избирательно возбуждаются в ответ на определенную обстановку или определенное место в пространстве. Например, в опыте эти нейроны реагировали на условный сигнал, поданный слева или справа или в момент пребывания животного в определенном участке клетки. Такие нейроны обнаружены в моторной, сенсомоторной, зрительной коре большого мозга и гиппокампе.
Во многих структурах мозга содержатся нейроны ожидания которые активизируются под воздействием цели поведенческого акта, например, реакции на вид пищи. Они были зарегистрированы в гипотала-
Мусе, лобной, височной и теменной областях коры большого мозга обезьян. Реакции этих нейронов зависели от мотивационного возбуждения (уровня мотивации).
Выделены также нейроны, которые активизируются при выполнении целенаправленных движений. Это нейроны цели. они зарегистрированы в моторной, сенсомоторной, зрительной коре большого мозга и гиппокампе. Наконец, описаны также нейроны, активизация которых тесно связана с; запуском движений, с осуществлением определенных движений, независимо от их: роли и места в структуре поведенческого акта. Среди них различают командные нейроны, возбуждение которых связано с сокращением или расслаблением отдельной мышцы, и мотонейроны.
Таким образом, исследования, выполненные на нейронном уровне, позволяют сделать вывод о том, что активность нейронов связана с поведенческим актом и что отдельные его стадии, этапы представлены различными группами нейронов. При этом нейроны с похожими функциями можно обнаружить в различных структурах мозга, что не отрицает их специализации. Так, для гиппокампа характерны нейроны места, хотя их выявлены также в неокортексе и гипоталамусе. Но в этих структурах их содержится незначительное количество, тогда как в полях, гиппокампа они составляют большинство.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Структура поведения.
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Поведение - ϶ᴛᴏ совокупность действий и поступков человека, происходящих под влиянием внутренних и внешних причин. Поведение опирается на следующие три составных элемента͵ осознаваемых каждым субъектом поведения: способности, нормы и потребности.

Способности - ϶ᴛᴏ индивидуальные особенности личности, которые проявляет человек в своей деятельности. Высшими формами способности являются талант и гениальность. У всœех индивидов есть врождённые, обусловленные особенностями строения нервно-мозгового аппарата͵ задатки для развития определённых способностей. Без способностей человек не был бы в состоянии успешно заниматься каким-либо конкретным делом. Способности соотносятся с умениями. С одной стороны, прирождённые способности повышаются и реализуются, когда индивид получает умения. С другой стороны, умение формирует и развивает способности.

Нормы (лат. norma – правило, образец) - ϶ᴛᴏ те или иные правила, которыми руководствуется каждый человек в своих действиях. Нормы бывают внутренние и внешние.

Внутренние нормы - ϶ᴛᴏ информация, которая сформировалась в сознании человека в результате его взаимодействия с окружающей средой. Часть из них – незыблемые для индивида принципы, другая часть может меняться для соответствия внешним нормам.

Внешние нормы – нормы, отражающие порядок, правила жизни мира, который окружает человека.

Нормы определяют поступки. Поступок - ϶ᴛᴏ единица поведения. Это действие, выполняемое с сознательным отношением человека к внешним нормам.

Потребности - ϶ᴛᴏ нужда в чём-либо, объективно крайне важно м для поддержания жизнедеятельности и развития организма и личности. Потребности - ϶ᴛᴏ исходное побуждение к деятельности. На начальном этапе, потребность осознаётся как влечение . По мере того, как осознаётся предмет влечения, возникает желание . В свою очередь, желание рождает побуждение к действию – удовлетворению потребности.

Потребности, нормы и способности регулируют поведение. И поведение и три его регулирующих элемента бывают личные и общественные.

Общественные потребности определяют качество жизни общества в целом и каждого его члена в отдельности. Οʜᴎ базируются на возможностях материального производства и регулируются социальной политикой государства.

Общественные нормы - ϶ᴛᴏ социо-культурные правила, которыми руководствуется каждый член общества в своей жизни. Сохраняя наиболее ценные традиции, культуру, ментальность, эти правила формируются на базе различных форм общественного сознания: науки, политики, права, морали, искусства.

Общественные способности - ϶ᴛᴏ способы деятельности общества. Οʜᴎ отражают уровень цивилизованности: чем выше цивилизация, тем разнообразнее общественные способности.

Состояние потребностей - ϶ᴛᴏ промежуточный результат управления ими, который образуется в сознании путём взаимодействия всœех трёх структурных элементов: потребностей, норм и способностей.

Процесс, непосредственно предшествующий поведению личности принято называть самоопределœением. Самоопределœение - ϶ᴛᴏ сочетание трёх составляющих поведения в сознании индивида с целью устранения внутренних противоречий. Самоопределœение происходит в две стадии, каждая из которых включает три этапа. В результате имеется шесть последовательных этапов самоопределœения::

I. Оформление цели : 1) определœение собственных потребностей; 2) определœение их соответствия состоянию внутренних норм (устранение противоречий); 3) определœение их соответствия состоянию собственных способностей (устранение противоречий);

II. Осознание реальной ситуации : 4) соотнесение собственных потребностей с общественными (устранение противоречий); 5) соотнесение собственных норм с общественными (устранение противоречий); 6) соотнесение собственных способностей с общественными (устранение противоречий).

Ключевые понятия:

Пассивная адаптация;

Активная адаптация;

Формы познания;

Системность;

Междисциплинарность;

Поведение;

Способности;

Потребности;

Поступок;

Самоопределœение.

Структура поведения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Структура поведения." 2017, 2018.

3 составляющие поведения человека в организации:
1. природа поведения . Поведение - осознанное действие, поэтому, чтобы понять природу поведения, необходимо знать, что такое сознание. Сознание - человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении, т.е. психологическая деятельность как отражение действительности. Накапливание Определенных знаний представляет собой процесс познания действительности. Это отражение действительности происходит в форме восприятий, мыслей, чувств, которые в совокупности составляют внутреннее содержание нашей жизни и называются переживаниями. Переживая те или иные явления окружающего мира, чело век получает определенную информацию, знание. Накапливание знаний отражает процесс познания.
Важнейшими элементами системы сознания являются способности и нормы. Из них вытекают потребности человека.
2. природа человека . Природу личности отражает ее социально-психологическая структура, в которой выделяется: направленность, характер, темперамент, способности. Темперамент - система природных ка­честв. Способности - совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств. Характер - синтез отношений и способов поведения. Каждая личность - это индивидуальность. Направленность представляет собой совокупность тенденций, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Воля - это организатор поведения (воля регулирует созна­ние). Для совершения волевого акта необходимы целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность. Эмоции- это переживания личности, возникающие под воздействием определенны жизненных обстоятельств. На их основе образуются чувства как свойства личности: моральные; интеллектуальные; эстетические. Эмоции, мышление и воля человека зависят от его темперамента. Темперамент - самая общая характеристика нервной системы индивида, которая влияет на всю его деятельность. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. С качествами темперамента связаны его способности. Все это отражает характер человека. Характер не дается от природы, его можно изменить. Характер -совокупность основных психических свойств личности, от которых, прежде всего, зависит как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Среди множества черт характера личности ученые выделяют базовые (уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению или самоорганиза­ции, уравновешенность, объективность) и системные (мировоззрение, убеждения, гражданская зрелость и пр.)
3. природа организации . Любая организация имеет ряд общих параметров: цели организационная структура, внутренняя и вешняя среда, ресурсы, нормативная и правовая основа, организационная культура. Фундамент организационной концепции основывается на том, что организации представляют собой социальные системы, которые формируются на базе учета взаимных интересов, а отношения менеджмента работников строятся на определенных экономических и этических принципах. Достижение поставленных перед организацией целей предполагает создание, распространение и внедрение системы организационного поведения.

Прежде чем приступить к характеристике основных типов отклоняющегося поведения, рассмотрим агрессию и агресcивное поведение , поскольку в основе многих поведенческих девиаций лежит данный феномен.

Проблема агрессии является одной из серьёзнейших проблем человечества (ревность, преступность, насилие, войны, геноцид). Различными авторами предложено множество определений агрессии (А. Басе, 1961; Л. Бендер, X. Дельгадо, 1963; Ф. Аллан, 1964), также разводятся понятия «агрессии» как формы поведения и «агрессивности» как личности. Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному .

Леонард Берковиц (2001) даёт определение агрессии как формы поведения, нацеленной на причинение физического или психического ущерба кому-то. Альберт Налчаджян (2007) считает, что агрессивные действия могут быть направлены не только на человека, но и на животных и предметы (вандализм), и даёт своё определение агрессии как поведения, направленного на другие объекты с целью причинения вреда.

Целью агрессии может быть:
- принуждение;
- усиление власти и доминирование;
- управление впечатлением;
- заработок;
- аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
- месть за перенесенное страдание;
- причинение жертве, получение удовольствия от ее страданий.

В качестве позитивной цели можно рассматривать защиту собственной жизни, псевдоагрессию (фехтование, борьба), конкуренцию.

По форме агрессию подразделяют на:
- физическую (избиение, ранение, изнасилование);
- вербальную (оскорбление, клевета, угроза);
- прямую;
- косвенную (сплетни, злобные шутки);
- инструментальную (действия киллера);
- эмоциональную (аффективную).

Кроме того, агрессия может быть сознательно контролируемой и импульсивной, направленной на внешние объекты или на себя. И.А. Фурманов (2004) в соответствии со способом выражения выделяет произвольный и непроизвольный виды агрессии. Произвольная агрессия возникает из желания, намерения воспрепятствовать, повредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, во время которого неподконтрольно субъекту.

Агрессивная личность (по Л. Берковицу) подразделяется на два типа: эмоционально-реактивный и инструментальный (хулиганы и психопаты).

Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:
1. По степени личностной вовлечённости:
- ситуативные агрессивные реакции (краткосрочная реакция);
- агрессивное состояние (на фоне , возрастного кризиса, );
- устойчивое агрессивное поведение личности.
2. По степени активности:
- пассивное агрессивное поведение (бездействие или отказ);
- активное агрессивное поведение (разрушение, насилие).
3. По эффективности:
- конструктивное агрессивное поведение (способствующее , успеху и совладанию со стрессовыми ситуациями);
- деструктивное агрессивное поведение (наносящее ущерб самой личности или окружающим).
4. По выраженности психопатологической составляющей:
- нормальное агрессивное поведение;
- агрессивное поведение в рамках патологических реакций;
- агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (зависимое поведение);
- агрессивное поведение в рамках личностных расстройств (нарциссическое или пограничное расстройство личности);
- агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов (психоорганический, параноидальный и др.).

В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:
- поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, действия);
- аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства - гнев, злость, ярость);
- когнитивный (неадекватные представления, негативные ожидания и установки);
- мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления;

Агрессия - это явление не только индивидуальное, но и групповое. В случае импульсивной агрессии необходимо, чтобы все члены группы или часть её были фрустрированы, переживали интенсивный стресс или другие неприятные состояния. При инструментальной агрессии члены группы должны иметь одинаковую цель. В агрессивных группах можно отметить такие процессы, как идентификация, подражание, внушение, сплочённость, ослабленное чувство индивидуальной ответственности, склонность приписывать вину другому, конформизм членов групп.

Также могут носить различный уровень агрессивности. Одним из проявлений агрессивности является охота за «заблудшими душами» и насильственное обращение их в веру, совершение обрядов жертвоприношения. Сектантство является одной из причин внутриэтнических конфликтов.

В норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию, также выступает источником индивида, его и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, сублимировать её в различных формах - бизнесе, учёбе, спорте, лидерстве, творчестве и т.д.

Напоминаем, что поведение высших позвоночных животных, и в их числе собаки, складывается из трех различных по генезису составляющих: врожденного поведения, приобретенного поведения и элементар­ной рассудочной деятельности.

Первый компонент - врожденное поведение - свойственен для вида в целом. В норме любая собака; данной породы и пола обладает одним и тем же ком­плексом врожденных реакций. Однако отнюдь не все­гда все изначально заложенные реакции смогут про­явиться в полном объеме. Кроме того, если рассмат­ривать врожденное поведение как некую программу действия, то окажется, что многие ее части включа­ются не одновременно, а лишь с наступлением опре­деленного возраста при наличии внешних и внутрен­них факторов. Ряд сложных наследственных поведен­ческих программ могут не включиться или не проявляться во всем объеме в отсутствие определенных благоприобретенных реакций.

Второй компонент - приобретенное в ходе инди­видуального развития поведение (обучение). Понятно, что в этой области различия между животными даже одной породы будут максимально велики. Не следует воспринимать условный рефлекс только как класси­ческий, или павловский рефлекс, который образует­ся при сочетании во времени двух раздражителей, обычно индифферентного и безусловного.

В ходе жизни чаще образуются сложные рефлек­торные цепи, включаемые не только безусловными, но и условными стимулами. Очень большое значение имеет подражание, когда одно животное обучается воспроизводить условный рефлекс другого. Так, при традиционном содержании пастушеских собак-волко­давов приемам простейшего управления стадом они обучаются не столько от пастухов, сколько от других собак.

Следует отметить, что если скорость выработки ус­ловных рефлексов примерно одинакова у разных пород (строго говоря, практически константна для разных видов позвоночных), то вот быстрота разрушения этих временных связей различается очень сильно. Подроб­нее обучение рассмотрено в отдельной главе.

Рассудочная деятельность (РД), как это уже гово­рилось, является особой формой поведения, отлич­ной от двух других.

При повторах ситуации рассудочная деятельность уже не применяется, решение задачи происходит на условно-рефлекторном уровне. Понимать это отличие РД принципиально важно. Очень часто владельцы го­ворят о том, что собака подумала и сделала то-то или то-то. В подавляющем большинстве случаев ни о ка­ком проявлении рассудочной деятельности нет и речи. Собака просто выполнила некий привычный пове­денческий акт. Когда собака «задумывается» при пода­че знакомой команды, суть дела не в том, что она «думает», как лучше выполнить приказ, а в отвлече­нии, неповиновении, в недоведении вырабатываемо­го условного рефлекса до полного автоматизма (к это­му вопросу мы вернемся отдельно, говоря о дресси­ровке).

Врожденный компонент, обучение и рассудочная деятельность имеют разные нормы реакции. Понятие о норме реакции - основное положение генетики, с позиций которой рассматриваются взаимоотношения индивидуально приобретенного и врожденного в фор­мировании фенотипа. Наследуются не определенные количественные признаки организма, а лишь опреде­ленные нормы его реакций.

Генотип не меняется под влиянием внешней сре­ды в процессе онтогенеза. Фенотип формируется в ре­зультате взаимодействия генотипически обусловлен­ных норм реакций и тех внешних условий, в которых развивается животное.