"Праздники. традиции и обычаи хакасского народа"

1.1. Понятие «Этнос»

Этнос- это исторический сложившаяся общность людей с единой территорией, языком, культурой, обычаями и традициями.

1.2. Содружество наций республики Хакасия

В республике Хакасия на 1 января 2009 года проживает 537,3 тысяч человек разной национальности. Только зарегистрированных общественных национальных организаций в республике около 30: хакасский совет старейшин, «Алтынай», «Видергебурт», «Грузия», «Ассоциация корейская диаспора», «Наири», «Согдиана» и другие, но цель одна воспитывать подрастающее поколение с сохранением родного языков и культурного наследия предков, воспитание своих детей так, чтобы они уважали прогрессивные национальные обычаи и духовные традиций своих народов, не теряли связи со своей исторической родиной.

1.3. Понятие «хакасы»

Остановимся кратко на коренных жителях республики - хакасах. Хакасов по последней переписи 2002 года насчитывается около 70 тысяч человек. Народ принадлежит к алтайской языковой семье, тюркской группе, но в справочнике Л.А.Никольской отмечается следующее: «Современные хакасы представлены южно-сибирским (качинцы) и урало-алтайским (шорцы, сагайцы, бельтыры, кызыльцы) антропологическими типами смешанной монголоидно-европейской расы. В лингвистической классификации хакасский язык относится к группе тюркских языков». Национальный язык - родное слово - входило в жизнь ребенка с молоком мам, благодаря бабушкам. Старики передают детям любовь к труду, уважение к людям, воспитывают стремление быть честными, гордыми, добропорядочными.

2. Трудовое воспитание в хакасских семьях

2.1. Воспитание маленьких детей

Хакасские многодетные семьи почитались издавна. Взрослые часто говорили «У каждого родившегося человека есть своя доля в этом мире». С особой заботой народ всегда относился к воспитанию подрастающего поколения. «Паланын артых н1ме чогыл» (дороже ребенка ничего нет), «Первое богатство - дети». В хакасских семьях с грудного возраста воспитание шло в строгости, без ругани, окриков, побоев.

2.2. Воспитание личности – достойной смены старшего поколения

Гармоничное сочетание уважение к ребенку с требовательностью к нему. С малых лет ребенок наблюдал за работой взрослых и в непринужденном естественном виде получал трудовые навыки от родителей и старших в семье.

Вспомним русскую пословицу «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло». Строгое требование старейшин к родителям воспитывающим детей уходит в седую старину истории хакасского народа.

2.3. Древнехакасское государство глазами поэта Низами Гянджеви

Вспомним слова Низами Гянджеви из поэмы «Искандер-наме» о «Стране Хирхиз»:

«…И со старцами царь тихо двинулся в город,
Он увидел нарядные лавки; замков
Не висело на них: знать, обычай таков!

…Не звучат наши речи фальшивым напевом,
Здесь неверность, о царь, отвергается с гневом.
Мы закрыли на ключ криводушия дверь,
Нашей правдою мир одолели. Поверь:
Лжи не скажем вовек. Даже в сумраке дремы
Несправедливые сны нам, о царь, незнакомы…

Если кто-то из нас в недостатке большом
Или малом и если мы знаем о том,
Всем поделимся с ним. Мы считаем законом,
Чтоб никто и ни в чем не знаком был с уроном…

Не научены мы, о великий, злословью. Мы прощаем
Людей, к ним приходим с любовью».

Но тем не менее мы знаем из истории что если родители вырастили вора, то отрубленная голова ребенка до конца жизни висела на шее отца в наказание за упущение воспитания.

В семьях хакасов для воспитания детей соблюдались законы, которые в современности кажутся неприемлемыми: если старшая невеста становилась вдовой после смерти старшего брата следующий брат должен жениться на ней и воспитывать своих племянников и племянниц как собственных детей.

Строго спрашивали за воспитание детей и с опекунов, к воспитанию детей допускали не всех.

2.4. Поклонение природе

Целыми ночами хайджи рассказывал героические сказания под тихий звук чатхана, взрослые через пословицы, например, «Хазан тубунде халбачан» т.е. последним в деле не оставайся, сказками о бедных и богатых, хозяев Тайги, Гор, Воды, и др. в которых отмечалось о бережном отношении к природе:

2.5. Воспитание бережного отношения к природе

Испокон веков наш народ собирал ягоды, кедровые орехи, черемшу, чылчынас, кубурген, и другие пищевые травы.

Но забота о восстановлении собранного растения, отлова птиц, рыб, отстрела диких животных об остающихся животных и птицах хакасы никогда не забывали и всегда оставляли им питание для выживания в снежную суровую зиму.

Хакас – охотник оставит детенышей для потомства. Рыбак отпустит мальков. Выросший на традициях и обычаях хакас с трудом приспосабливается к современным варварским отношениям к природе в тайге пришлыми народами, после которых очень трудно восстанавливается природа.

2.6. Уважение к старшим, забота о младших

Воспитание детей к уважению старшего поколения, каждому человеку и должное отношение к младшим «Улугларга орын пир, к1ч1глерге полыс пир» (старшим место уступай, младшим помощь подавай).

Разумное наставление родителям о возрастных особенностях в воспитании в пословице «Час агасты хураалахха эг, олганны тузында угрет» («Ветки молодыми гнут, а детей воспитывают пока растут».

«Ат полары – хулуннан, к1з1 полары – к1ч1гден» - пословица говорит как нелегко воспитать хорошую лошадь и хорошего человека.

2.7. Воспитание трудолюбия и нравственности у ребенка

С уважением к старшим прививается трудолюбие и нравственные качества характера ребенка:

  • со стола убрать посуду во время, на ночь не оставлять, нечистая сила ест, пьет после нас, а утром опять мы едим из этой посуды (мамы прививали дочери навыки соблюдения чистоты и порядка будущей хозяйке);
  • с закатом солнца нельзя было стучать, шуметь, укладывать ребенка спать, если спит то клали полотенце поперек ребенка в защиту от злых духов, которые выходили в это время (отцы прививали сыну основы к концу рабочего времени доделать всю основную работу, т.е. рационально использовать свой рабочий день, соблюдение режима отдыха всей семьи, т.к. ребенок выспится и долго не сможет уснуть вечером);
  • по столу нельзя бить ни дома, ни в гостях (неуважение к семье, к приему гостя, считалось стол кормит всю семью поэтому нельзя относится плохо, может стать что на столе нечего будет кушать);
  • воду в емкостях обязательно надо закрыть, считалось плохое что-то попадет в воду и можно заболеть (приучали к аккуратности и порядку в труде);
  • утром кровать надо заправить или прикрыть чтобы место на котором ты спал был закрыт, по поверью плохой дух спать уложится на твое место (мама приучала дочь к порядку в доме с утра);
  • плохое нельзя говорить о другом через некоторое время оно обернется к тебе или к самым слабозащищенным родственникам часто к детям (родители воспитывали умение выслушать и понять других, терпимость);
  • волосы и ногти нельзя стричь вечером или ночью, считалось душа в это время находится в этих местах, если со стрижешь то душу вместе. (мамы дочерей приучали до заката солнца приводить в порядок внешний вид)
  • на хакасском говорится, что бить нельзя скотину, которая не может говорить «т1л чох малды сохпачан» (воспитание терпимости к домашним животным при уходе за ними).

Наставляя детей таким образом, старейшины и родители не забывали им говорить:

  • «Родители дали тебе жизнь, волю воспитай сам»,
  • «Не учись нежностям, учись трудностям»,
  • «Взялся за дело, делай хорошо»,
  • «Захочешь знать о себе – спроси мнение других людей».

Наставления старших в детстве человек проносит через всю свою жизнь и передает своим детям. Вот почему нам дороги заповеди воспитания, пришедшие к нам от дальних предков. Уважительное отношение к своему роду, родовому древу, из поколения в поколение из уст в уста передавались легенды и предания о происхождении своего рода, о лучших людях рода. Имя ребенку давали из самых достойных из рода, напоминали что он носит легендарное имя и это вносило воспитательное значение.

Воспитание уважения к старшим «Старших почитай – годы твои будут долги. Младших почитай – дни твои будут светлы».

По обычаям после смерти родителя сколько детей столько лет ходят на могилки дети.

Женщина когда родит ребенка пуповину обрезали на мягком для того чтобы была душа ребенка мягкая, а на камне было бы сердце каменное.

2.8. Взаимопомощь в обычаях и традициях хакасов

Мне хотелось бы остановиться на взаимопомощи хакасов друг другу даже по стихам Низами видно, что хакасы пережив трудное историческое время смогли выжить из-за того что они сохранили взаимопомощь в любых жизненных ситуациях: в радости, беде, строительстве юрт и др.

Разведение скота – основное историческое занятие хакасов.

Из истории мы знаем что тысячные стада коров и лошадей паслись на седых степях нашей земли испокон веков, когда случалось что из-за кормов животные слабели по хакасскому обычаю каждый походивший хакас должен был подать этому животному что-то из корма –«код1рткен мал».

В день убоя скота на угощение приглашались все соседи. В первом казане варились самые лучшие куски мяса, называемые «урсун». Большим грехом считалось перерезать горло и убить ударом обуха топора в лоб, лошадей забивали ударом ножа в затылок, под первый шейный позвонок «чулумнеп».

Поговорка «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа». Уход за скотом осуществлялся всей семьей от мала до стариков. Часто на свадьбах были пожелания «Чтобы в доме было много детей, а в стайке много скота».

Горе никогда никто не ждет. В хакасских обычаях при похоронах, поминках оказание помощи во всем: деньгами, продуктами, спиртным сильно помогает семье справиться с обрядами похорон и проведения поминок.

Замечательная традиция хакасской семьи является приобщение детей к посильному труду с раннего возраста. Роль кормильца воспитывается у мужчины, хранительницы домашнего очага у женщин. Нравственность в выборе невесты или жениха просматривалось в советах взрослых: нельзя было брать невесту (жениха) из рода до 12 колена которого были суициды (суицид имеет особенности повторяться через некоторое время), запрещалось брать невест (женихов) из местностей, которые славились нехорошими качествами: непорядочностью, ленью, неверностью, завистью, воровством.

Согласно хакасским обычаям браки не заключали между представителями одного сеока. Два брата не женились на двух родных сестрах, младший брат не женился раньше старшего. Каждый род старался брать из порядочного рода невесту. Сейчас ассимилированные народы Хакасии переплелись своими нормами поведения, необходимо сохранить то что было, то что отшлифовано временем.

Сегодня как никогда мы обращаемся к источнику коллективного разума хакасского народа. Столько трудностей в воспитании подрастающего поколения, стоит вопрос как воспитать человека человеком при таком обширном натиске негативной информации, мы вновь обращаемся к народной педагогике – накопленному сгустку разума и знаний.

Сильным воспитательным фактором в семье хакасов всегда считался пример старших: «Чему научатся в гнезде, то и делают в полете».

3. Заключение

3.1. Хакасская семья и современность

Молодое поколение мам и пап, приводя детей в школу сразу отказываются от изучения ребенком родного языка, негатив к своему языку влечет невольное отчуждение ребенка и от воспитания которое использовалось веками нашими предками.

Интеграция в сфере современной национальной культуры состоит из трех составных: традиционной, современной, взаимодействия традиционной и современной культур. Какими воспитаем наших детей? Без традиционного фундамента, без «корней своего народа»? Обратимся к словам Г.Н.Волкова: «Национальная традиция воспитания практически является главным условием и национального возрождения, и возрождения любых национальных традиций…Нужно припасть к своим корням, а корни наши переплетены, и эти корни – опора и надежда наша, а может быть, и спасение…Без национальных корней, без этнической духовности – пустота, вакуум, пустыня в душе.»

Задачу вырастить детей умными, смелыми, трудолюбивыми жизнь ставит не только перед нами, перед нашими отцами, дедами. Века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чем стоит человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо хакасов.

Народная педагогика - это наши истоки, это стремление использовать для воспитания жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками, легендами, пословицами.

Идея совершенного человека является особенно ценной в народной педагогике. В ней заключаются и цель, и конечные задачи воспитания и самовоспитания человека.

В хакасских семьях особое внимание обращают на тон по отношению к детям: он сдержан и уважителен. Они не кричат на детей, не одергивают их грубо, если что-то сделано не так, их объяснения просты и доступны. Старшие дети в семье рассудительны, немногословны, хорошие примеры для подражания. Семья имеет воздействие на человека на протяжении всей жизни. От семьи исходит нравственная атмосфера, которой регулируется общение, поведение, отношения членов семьи. Моральная ценность семьи складывается из этических традиционных ценностей. Особую роль играют родители в развитии взаимного уважения и положительного отношения детей к образованию. Н.Ф.Катанов говорил: «Начинайте изучать свой край со своего гнезда…».

Список литературы

  1. Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасов. Абакан. 1986.
  2. Никольская Л.А.Хакасия.Абакан.1968.
  3. Волков В.Г. Этнопедагогика Москва 1978.
  4. Тобурчинова О.Г. Трудовые традиции воспитания и современность. Абакан 2008.
  5. Информаторы: Кокова М.Ф. с.Аскиз 2008.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Весенненская средняя общеобразовательная школа»

Научно-практическая конференция

Тема: «Хакасия- мой край родной»

Традиции и обычаи хакасского народа

Номинация: «Культурное наследие моего края и села»

Выполнила: Ланг Юлия Александровна,

Учитель начальных классов.

С. Весеннее

1.Введение

2.Хакасские календарные праздники

  1. Чыл пазы - праздник начала года
  2. Урен хурты - праздник земледельцев
  3. Тун - пайрам - праздник первого айрана
  4. Уртун-той - праздник урожая
  5. Айран солындызы - праздник последнего айрана

3.Заключение

4.Список литературы

Введение

Хакасский народ принадлежит к алтайской языковой семье, тюркской группе. «Современные хакасы представлены южно-сибирскими и урало-алтайскими антропологическими типами смешанной монголоидно-европеоидной рассы. В линвистической классификации хакасский язык относится к группе тюркских языков».

Хакасы - древний и в тоже время молодой тюркоязычный народ, проживающий в Хакасии с давних времен. В своем современном составе он сформировался уже после вхождения Хакасии в состав Российского государства в начале XVIII века. История, насчитывает целое тысячелетие, в котором были и невероятные взлеты, когда этому государству подчинялись обширные просторы от Иртыша до Байкала, и горесть утрат и упадка после набегов многочисленных центральноазиатских завоевателей. Героическая, насыщенная событиями и в тоже время трагическая история предков хакасского народа во многом отразилась на их традиционной культуре. Это придало ей особый неповторимый колорит. В культуре хакасов сочетаются степные традиции кочевников с таежным охотничьим укладом, корни которого уходят в дотюркскую эпоху.

Немалую роль в формировании самобытной культуры сыграла благодатная природа Хакасии. Она также разнообразна и многолика, как окружающий ее ландшафт.К настоящему времени многие стороны традиционной культуры Хакасии хорошо изучены.

(Слайд 2) В жизни народов Хакасии большое значение имеют праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники (по-хакасски "улукун" - буквально "великий день") отражают историко-культурное наследие народа и в известной мере формируют духовный мир подрастающего поколения.

Важную роль в праздниках играют религиозные обычаи и обряды. Весь обрядово-праздничный комплекс составляет значительную часть современной этнической культуры народа.

Праздник может оскудеть, даже выродиться, но он не может исчезнуть. Для большинства людей праздник является возможностью уйти от забот повседневной жизни, своеобразной коллективной психологической разрядкой.

Именно во время праздника особенно активно проявляется культурная личность, поскольку с детского возраста открывается возможность участвовать в коллективных действиях. Праздник является одним из орудий воспитания молодежи в духе национальных традиций.

Наиболее популярными хакасскими календарными праздниками в наше время считаются Чыл пазы и Тун-пайрам. Но существуют и другие хакасские праздники, которые сопровождаются различными обрядами.

Цель работы (слайд 3): рассказать о хакасских календарных праздниках, традициях и обычаях.

Задачи:

1.Изучить всю доступную литературу по данной теме.

2.Провести опрос среди учащихся начальных классов на тему «Хакасские календарные праздники».

3.Подготовить презентацию и доклад по данной теме.

Хакасские календарные праздники

Сегодня я хочу вам рассказать о следующих хакасских праздниках (слайд 5):

  • ЧЫЛ ПАЗЫ праздник начала года
  • УРЕН ХУРТЫ праздник земледельцев
  • ТУН-ПАЙРАМ праздник первого айрана
  • УРТУН-ТОЙ праздник урожая
  • АЙРАН СОЛЫНДЫЗЫ праздник последнего айрана

Чыл пазы

праздник начала года

Чыл пазы (слайд 6) (на русском языке - Голова года или Начало года) - один из главных календарных праздников хакасского народа.

Пик праздника приходится на день весеннего равноденствия-22 марта. Встреча нового года весной, а не зимой, как в европейской традиции, связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живет» и умирает» вместе со сменой сезонов. Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие народы Востока. Каждая семья, даже самая бедная, по мере своих возможностей усердно готовилась к встрече праздника. Необходимо было справить и одеть новую одежду.

До начала Чыл пазы на всей территории аала весь сор, все нечистое тщательно убиралось и выметалось. Юрту внутри и снаружи очищали от снега и пыли; снимали войлочное покрывало дымохода и проветривали до тех пор, пока не исчезал запах дыма. Выносили из юрты и трясли постель, одежду, обувь и т.д. При этом соблюдался один обычай - оставить возле дверей дома, в углу небольшую соринку, чтобы не вымести свою удачу.

В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца.

Все ритуальные действия праздники Чыл Пазы связаны с огнём и священной Берёзой, поэтому праздник проводится на лоне природы.

Проводились следующие ритуалы.

1.Ритуал почитания огня. Кормили огонь мясом за то, что он берег людей от морозов всю зиму.

2.Ритуал очищения души. Все неприятности, грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрный ленту, а затем бросают во второй костёр, который называется Очистительным.

3.Ритуал почитания Священной Берёзы. Для хакасов священным деревом издревле была берёза. В день праздника Чыл Пазы Берёзу трижды обходят навешивают ленточки белого, красного, синего и зелёного цветов. Привязывая их к дереву, человек говорит пожелание самому себе, своей семье, – здоровья, любви, благополучия, доброго урожая.

4.Ритуал почитания Природы и испрашивания благословления. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.

Во время праздника Чыл пазы жители аала ходили друг к другу в гости.

Урен хурты

праздник земледельцев

Праздник Урен хурты (слайд 7) – основной праздник хакасских земледельцев, посвященный благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно.

После монгольского завоевания произошел упадок земледельческой культуры. Ко времени присоединения Хакасии к России земледелие сохранилось только в подтаежных районах.

В посевную страду хакасы придерживались различных суеверных обычаев. С первого дня работы на пашне они не умывались, иначе можно смыть счастье. Нельзя было делать талкан, иначе зерно будет с сажей и т.д.

После завершения посевной хакасские земледельцы проводили праздник Урен хурты. Все готовились к этому празднику, делали хлебное вино из остатков зерна, вино из перебродившего айрана, хлебные и молочные продукты. В назначенный день люди выходили на пашни, где разводили костры.

Руководитель праздника окраплял засеянные поля вином, кланялся небу и

произносил молитву.

В конце ритуала старец производил гадание - бросая через плечо чашку с ложкой. Если данные предметы падали емкостью вверх, то это предвещало хороший урожай. Но если они падали вверх дном, то народ с сожалением восклицал: "Хара TopiK" (черная судьба). После ритуальной части, собравшиеся на поле потчевали друг друга вином со словами: « Жуй зернового червя!».

Тун-пайрам

праздник первого айрана

У хакасского народа видное место занимает скотоводческий праздник Тун-пайрам (слайд 8). Тун-пайрам - это праздник первого айрана (кислый напиток, приготовляемый из перебродившего коровьего молока). Он проводился обычно в конце мая начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник.В это время появлялись первые молочные продукты. К этому празднику готовились заранее. Заводили первый айран, готовили первые молочные продукты, шили новые национальные платья. В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливались березки, коновязь, и разводили большой костер. К коновязи привязывали ритуального коня. Почтенный старец подходил к коню, мыл его молоком, окуривал богородской травой. К хвосту и гриве привязывали ленточки красного и белого цветов, а коня после этого отпускали на волю, сняв уздечку. Затем благословляли небо, землю, желали, чтобы скот и молочные продукты не переводились в семье. После ритуальной части устраивались спортивно-массовые мероприятия. К ним относились конные скачки, соревнования по силе и ловкости. Победителей щедро угощали айраном и аракой.

Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Поэтому во время праздника их нельзя было проливать на землю. По обычаю вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника. Оставлять ей на следующий день запрещалось.

Уртун-той

праздник урожая

Осенью устраивали праздник урожая Уртун - той (слайд 9). Из молодого зерна готовили хмельной напиток «поза». Застолье устраивали прямо на току, сидя за маленькими хакасскими столиками. Старец с овершал ритуальное крапление водкой в сторону окружающих гор и читалось благословление земле. В конце пашни оставляли пучок несрезанных колосков «хыра улузi» на счастье. На празднике их торжественно завязывали цветными ленточками. Обряд посвящали духу-хозяину пашни за полученный урожай.

Айран солындызы

праздник последнего айрана

После перекочевки на зимник хакасы отмечали праздник последнего айрана - Айран солындызы (слайд 10). Его проводили, когда закончат заготовку дров на зиму. Как правило, Айран солындызы отмечали 1 октября.

Для праздника готовили араку из последнего айрана. С раннего утра собирались сначала у самого уважаемого человека в аале. Затем целый день гуляли, переходя семьями из юрты в юрту. Айран солындызы посвящался проводам "умирающей природы".

Вывод

(Слайд 14) Знать традиции, культуру своего народа должен знать каждый. Мы живем на этой земле, любуемся ее красотой, пользуемся ее дарами. У хакасского народа очень много праздников, все они связаны с обрядами и традициями. Я вам рассказала о традициях и календарных праздниках хакасского народа, но есть и другие праздники.

Спасибо за внимание!

Литература

  1. В.Я. Бутанаев, А.А. Верник, А.А. Ултургашев. Народные праздники Хакасии. Акбакан. 1999 г.
  2. В.Я. Бутанаев «Традиционная культура и быт хакасов». Абакан. 1996г.
  3. В.Я. Бутанаев, И.И. Бутанаева «Хакасский исторический фольклор». Абакан. 2001г.
  4. Абакан литературный. №3.1998г.

Кобежикова Татьяна Борисовна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зоренька» г. Абакан Республика Хакасия
Дата поступления работы на конкурс: 20.03.2018г.

Традиции и обычаи хакасского народа

Республика Хакасия, место компактного проживания хакасов, занимает значительную часть Хакасско - Минусинской котловины. Уникальность культурных достижений хакасов во многом связана с географическими и природно - климатическими особенностями территории.

Скотоводство. Скотоводческая культура народов Южной Сибири, в том числе и хакасов, формируется с эпохи ранней бронзы. Для Хакасии характерно отгонное скотоводство. Кочевать просто негде, а жить на одном месте- не выгодно. Весной и летом скот пасся на летних пастбищах, близ рек и водоемов, осенью и зимой- на зимних, в местах, где ветрами сдувается снежный покров. Разводили хакасы коней, крупный и рогатый скот. Близ пастбищ, соответственно, жили и люди.

Охота и промыслы. У хакасов хозяйств, специализирующихся только на скотоводстве, было немного. Большое значение в хозяйственном и культурном укладе сохраняли охота и промыслы. Современные охотничьи традиции берут свое начало в неолите, то есть 5-6 тысяч лет назад.

Обработка металла. Традиции добычи и обработки металлов, прежде всего меди, формируются в Хакасии несколько тысячелетий назад. Памятников горного дела и металлургии достаточно, чтобы предположить наличие в подтаежной части Саян и Кузнецкого Алатау целых сообществ металлургов, обладающих глубокими и узкоспециальными знаниями о технологии получения качественного металла.

Жилища. Хозяйственный уклад влиял на форму жилищ. Для летников характерны юрты- легкие, каркасного типа цилиндрические с конической крышей постройки, покрытые войлоком либо берестой. На зимних строили многоугольные деревянные юрты и корьевые шалаши.

Гостевой этикет. Культура приема гостей у хакасов была развита. Об этом свидетельствуют и разнообразные фольклорные тексты, и тот факт, что гостевой этикет- один из наиболее хорошо сохранившихся элементов современной хакасской культуры. В рамках традиции гостя необходимо встретить на подходе или подъезде к дому. Придержать стремя, помочь сойти с коня. Есть описания, что хозяин сам привязывал коня гостя к коновязи.

Праздники и обряды. По мнению исследователей духовной культуры хакасов, их мировоззрение содержит элементы некогда бытовавших религиозных культов: зороастризма, манихейства, тенгрианства, бурханизма и др. в настоящее время основу обрядовой жизни хакасов составляют наиболее устойчивые и, по- видимому, востребованные проявления обрядовой культуры- почитание горных духов- хозяев мест, и почитание предков. Сохранились и, так называемые, обряды жизненного цикла человека, связанные с его рождением, свадьбой и погребением. Из обрядов календарного цикла лучше всего исполняются те, что совпадают с христианскими церковными и народными праздниками: Мылтых (Крещение), Хайах (Масленица), Хызыл нымырха (Пасха), Хара нымырха (Родительский день), Тросин (Троица). Отдельное место занимает праздник Чыл Пазы (Новый год), который отмечается в день весеннего равноденствия многими народами Центральной и Средней Азии.

Уртун Тойы» - это не только праздник урожая, где жители республики собираются, чтобы вместе порадоваться изобилию урожая, угостить друг друга дарами природы. Из молодого зерна готовили хмельной напиток. Застолье устраивали прямо на току, сидя за маленькими хакасскими столиками. Старец совершал ритуальное крапление в сторону окружающих гор и читалось благословение земле. В конце пашни оставляли пучок несрезанных колосьев на счастье. На празднике их торжественно завязывали цветными ленточками. Обряд посвящали духу Хозяину пашни за полученный урожай.

Просмотр содержимого документа































Блюда из мяса:

  • Орамыс - это тонкие кишки барана, заплетенные в косички, сваренные или зажаренные на масле.
  • Шашлыка из печени (систеен паар). Секрет аппетитного блюда прост: кусочки печени с кольцами репчатого лука перед жаркой на костре оборачивают внутренним салом. Шашлык пропитывается соком - пальчики оближешь!
  • Непременное угощение званого обеда - хан из крови свежезабитого животного (чаще всего барана). В настоящий хан добавляют коровье молоко или сливки.
  • Хыйма. Для ее приготовления сырые кишки набивают порубленными мякотью конины, брюшным салом, луком и специями. Варят в густом бульоне. Хыйму едят холодной и горячей, поливают жиром. На гарнир к хыйме хороша халба – черемша.

Белый суп:

Одним из самых сложных в приготовлении считался " белый" суп .

Он должен был состоять из шести разных видов мяса: говядины, конины, баранины, яка, какого-нибудь дикого зверя и верблюда.

Да, в древние времена на территории современной Хакасии разводили верблюдов.

Если какого-либо мяса нет - суп назывался "черным".



Разделка приготовленного мяса - ритуал

Баранья голова подается старшему в семье мужчине.

Уши - сыновьям, чтобы слушались старших. "Старшим внимать - жизнь продлевать" - гласит древняя хакасская мудрость.

Язык давали женщинам и детям: "Ешь язык, но не распускай зря свой".

Тазовые кости женщинам не давали: считалось, что при родах таз не расширится.

А мужчина не ел сердце , чтобы, по оверью, не стать трусом.

Мозги доставались внукам, вместе с пожеланием ума и трудолюбия.

Мясо задней части барана, самое вкусное, получал почетный гость.


Молочная кухня:

В летнее время чаще всего готовились молочные блюда – их считали белой пищей и относились к ней почтительно.

Варили каши с мукой и заправляли маслом (сут потхы).

Из пенки топлёного молока готовили лакомое и почётное блюдо (ореме).

Из свежего молока готовили коктейль – (корчик).


Кисломолочные блюда:

Из простокваши (чоорт) готовили творог (эчигей), который употребляли со сметаной и брусникой.

Сыр (пызылах): кипятили парное молоко и добавляли в него простоквашу - 2 х 1. Затем отжимали и клали под пресс.

Сыр готовили и из простокваши обычным способом.

Топлёное масло получали из сливочного масла и из сметаны

Из остатков при перетопки масла готовили кашу (пор потхы) с мукой.

Из густой пахты делали с мукой калачики и сушили на солнце.

Пахту и сыворотку использовали для приготовления хмельных напитков (айран, кумыс, арака).

Из остатков перегонки айрана (творожной гущи) делали сушёные сырцы (хурут). Их коптили, вялили на солнце. В них добавляли молотые сушёные ягоды и ели его вместо хлеба. Считали почётным блюдом.



Крупяные блюда.

Самым популярным злаком был ячмень (кёче).

Из него делали крупу

« талкан ».

А из него варили кашу

«талан потхы».



Рыбные блюда:

В степных районах из всех видов рыб хакасы употребляли только хайриуса (хоора).

Его жарили в сметане, варили уху, а из жирных внутренностей готовили поджарку с талканом.

В подтаёжной зоне рыбу считали традиционной пищей: её (ельца, мальков, усачей) сушили, вялили, коптили.

Зимой из консервированной рыбы готовили блюда со сметаной (выдерживали в кипятке и заливали сметаной).

Щука относилась к запретной пище. Ибо ею кормили «тёсей) – духов.


Мучные блюда:

Из пшеничной муки пекли белые булки (халас), а из ржаной – чёрный хлеб (ипек).

Из пресного теста делали лепёшки (комечек): тесто замешивали на осадке от топлёного масла и добавляли молоко. Пекли на плоском камне, который клали в середину очага на раскалённую золу. Камень смазывали сметаной. Выкладывали тесто и укрывали казаном.

Из пресного теста пекли на шампурах пирожки (кулгейек) с кусочками копчёного сала, большие пироги с рыбой и картошкой, рубленным мясом с луком и солом.

(Мирек) – блюдо похожее на большие пельмени. Их в большом количестве заготавливали на зиму.

Супы с пшеничными галушками (тутпастых угре), с клёцками (поорсах угре), с лапшой (лапса угре).

В специальной сковороде с ячейками жарили на жиру печенье (поорсах) из крутого пресного теста.

Мучные продукты использовали для приготовления различных зимних напитков.



Хакасский чай:

  • Для чая использовались более 20 видов трав – лист брусники (нир), бадан (хая чайы), белоголовник (чай оды), плоды шиповника (ит пурун), брусники и черной смородины, чага (хазын чайы), богородская трава (ирбен), и др. Травы и ягоды заливались кипятком и настаивались.
  • Чай пили обязательно со сметаной.
  • Во время чаепития чашечку обязательно подавали с бдюдцем.
  • Если гость напился чаю, то он переворачивал чашечку вверх дном и ставил на блюдце. Пока чашка остается открытой, хозяйка будет подливать чай снова и снова

Традиционное меню:

Хакасы принимали пищу 4 раза:

  • Рано утром – Завтрак (иртенги азырал):

сметанная каша « потхы »

чай с сыром

  • В 12 ч. – Обед (кунортки азырал):

мясной суп

  • В 4-5 ч. – Вечерний чай или паужин (иир азыралы)
  • Поздно вечером – Ужин (чадын азыралы):

мясные супы

мясные блюда


За столом соблюдался строгий этикет:

Во главе стола сидел хозяин.

По правую руку сидели почётные гости.

Женщины, особенно невестки размещались за отдельным столиком на женской половине.

Столы были низкие, за ними сидели согнув ноги по-турецки.

Запрещалось сидеть на корточках или вытягивать ноги вперёд.

Нельзя стоя есть за столом – обнищаешь.




Чыл Пазы:

Чыл пазы (Новый год по хакасскому календарю) - один из главных календарных праздников хакасского народа, символизирующий конец зимы и начало нового года. Его пик по традиции приходится на день весеннего равноденствия (середина марта). Участники празднования вместе провожают старое солнце и приветствуют новое. Это яркое масштабное самобытное торжество проводится ежегодно. Главная цель праздника – возрождение, сохранение и популяризация народных обычаев, традиций, национальных видов спорта. Во время праздничных мероприятий проводятся традиционные хакасские обряды. Ритуал почитания свящённой Берёзы - повязывание ленточек-чалама на берёзу. Берёзу трижды обходят, повязывают ленточки белого (цвет чистоты), синего (цвет неба и мира), красного (цвет огня и солнца) и зелёного (цвет леса) цветов. Во время обходя человек желает себе и своим близким самого хорошего. Ритуал благодарения Огня – в этот день благодарят богиню Огня, дарующую тепло и пищу.




Тун-Пайран

«Тун пайрам»- праздник первого айрана. С давних времен жители Хакасии, выгнав скот на выпаса, получали первое молоко, а с него первый айран - кисломолочный продукт. Как правило этот праздник проводится в конце мая в начале июня.

Главное празднование традиционно проходит на Сагайской поляне недалеко от села Аскиз. Гостей гостеприимно встретят, угостят блюдами национальной кухни, на ипподроме можно понаблюдать за интереснейшими конными скачками и за увлекательными борцовскими схватками на спортивной площадке. В вечер проходит песенное состязание исполнителей традиционного музыкального творчества Айтыс.

Тун Пайрам можно по праву назвать одним из главных праздников хакасского народа. Здесь можно не только увидеть традиционные обряды, но даже принять в них участие, окунуться с головой в богатейшую культуру хакасского народа.




Уртун Тойы

«Уртун Тойы» - это не только праздник урожая, где жители республики собираются, чтобы вместе порадоваться изобилию урожая, угостить друг друга дарами природы. Из молодого зерна готовили хмельной напиток. Застолье устраивали прямо на току, сидя за маленькими хакасскими столиками. Старец совершал ритуальное крапление в сторону окружающих гор и читалось благословение земле. В конце пашни оставляли пучок несрезанных колосьев на счастье. На празднике их торжественно завязывали цветными ленточками. Обряд посвящали духу Хозяину пашни за полученный урожай.

Доброй традицией «Уртун Тойы» стало проведение финала скачек «Большого Сибирского круга (конные скачки на ипподроме), ярмарки сельскохозяйственной продукции и национальных спортивных состязаний.




Хакасы — тюркский народ России, проживающий в Хакасии. Самоназвание — тадарлар. Численность всего 75 тыс. человек. Но последние годы переписи были неутешительными, потому как это число становиться все меньше. В основном хакасы проживают на своих родных землях, Хакасия — 63 тыс. человек. Также есть относительно крупные диаспоры в Туве — 2 тыс. и в Красноярском крае — 5,5 тыс. человек.

Народ Хакасы

Распределение по группам

Хотя это и небольшой народ, но он имеет этнографическое деление и каждая группа представителей будет отличаться своими умениями или традициями. Деление по группам:

  • качинцы (хаас или хааш);
  • кызылцы (хызылы);
  • койбалы (хойбалы);
  • сагайцы (са ай).

Все разговаривают на хакаском языке, который относиться к тюрской группе алтайской семьи. Только 20% всего населения поддерживают русский язык. Встречается местная диалектика:

  • сагайская;
  • шорская;
  • качинская;
  • кызыльская.

Хакасы долго не владели письменностью, поэтому она создана на основе русского языка. Среди хакасов встречаются смешанные компоненты с енисейскими киргизами, котами и аринами, камаминцами и маторами.

Происхождение народа

Хакасы — это минусинские, абоканские или ачинские татары, как их раньше именовали в России. Сам же народ называет себя кадарами. А официально, это потомки древнего поселения Минусинской котловины. Название народа пошло от слова, которым называли китайцы поселение — хягасы. История происхождения такова:

    1. I тысячелетие н.э. На территории Южной Сибири проживали киргизы.
    2. IX век. Создание нового государства — Киргизского каганата на реке Енисей (средняя часть).
    3. XIII век. Набег татаро-монголов и падение каганата.
    4. IX век. После распада Монгольской империи племена создали — Хонгорай. Новообразование послужило появлению хакасского народа.
    5. XVII век. Появление на территории представителей русского народа обернулось войной. После больших потерь территорию отдали по договоренности (Буринский договор).

Характеристика народа

В исторических документах предков и самых хакасов описывали как лютый народ и завоевателями. Они всегда добиваются цели, как бы сложно бы это не было. Они очень выносливые, знают меру и многое могут вынести. Со временем научились уважать другие народности и их достоинства и даже строить какие-либо отношения. Но помимо этого с хакасами очень сложно договориться, они могут резко действовать или принимать решения и редко уступают. Несмотря на эти черты, народ очень дружелюбный и сострадательный.

Религиозное исповедование

Этот народ занимается шаманством. Они считают себя потомками горных духов, поэтому свято верят, что общаются с духами и могут предотвратить что-то плохое, вылечить от тяжких болезней. Лишь небольшая часть население под примусом приняла христианство и была окрещенная. Также внедрился ислам, но его часть также незначительна. Хотя религия и изменилась, но это никак не повлияло на традиции и обычаи хакасов. Они и по сей день могут обращаться к небу и просить дождя или, наоборот, хорошей погоды. Наблюдается жертвоприношение богам, в основном это маленькие ягнятки. А если кто-то болел с близких, то обращались к березе с просьбами и молитвами, чтобы быстро поставить на ноги больного. Выбранная молоденькая березка служила оберегом и на нее навязывали цветные ленты, чтобы ее можно было найти. Сейчас главным шаманом народа является Белая Волчица.

Культура, быт и традиции

На протяжении многих лет хакасы занимались скотоводством, а также собирали орехи, ягоды и грибы. Только кызыльцы занимались охотой. Проживали хакасы в зимнее время в землянках или сооломе, остальное время в юртах. Традиционный напиток из кислого коровьего молока — айрам. Также исторически стали традициоными блюдами угре и хан-сол, то есть кровянка и мясной суп. А вот в одежде предпочтение длинной рубахе или однотонному платью, в основном, оранжевого цвета. Замужние женщины могли одевать вышитый жилет и украшения.

В каждой семье выбирался изых, это жертвоприносящая лошадь богам. Шаманы участвуют в этом обряде и заплетают в гриву цветные ленты, после животное отпускали в степь. Только главный в семье мог прикасаться к лошади или прокатится верхом на ней, а дважды в год, по весне и осенью, нужно лошадь вымыть (молоком), расчесать гриву, хвост и заплесты новые ленты.

Необычная традиция в хакасов, когда юноша, который поймает фламинго, может смело свататься на любой девушке. После того, как птицу поймали, на нее одевали красную рубашку с платком. Дальше жених делал обмен с родителями девушки, отдавал птицу и забирал невесту.

Очень интересная проводилась игра с детьми, когда за вознаграждение детям нужно было назвать имена предков до 7, а то и 12 колена.

Хакасы — уникальный народ, но современный народ объединяет традиции тюркского, русского, китайского и тибетского народа. Все это сложилось исторически и в разные периоды. Но хакасы прекрасно ладят с природой, ценят дары природы (и величают за это богов). Они свято верят в свои силы и это помогает им в быту. А детей с малку приучают уважать ближнего и как поступать со старшими от себя.