Презентация История создания повести Н. Гоголя "Тарас Бульба"

а МОУ «Бобылёвская» СОШ Саяпина Светлана. Руководитель: Щербакова М.Б


«Тарас Бульба» Историческая повесть



История создания повести «Тарас Бульба» Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских лето писей- Самодвинца, Величко, Грабянки и т.д.Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был ещё один, важнейший: народные песни!


Запорожская Сечь в повести: Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размёта души. Свободные и равные


Образ казаков в повести В повести Гоголь воссоздал картину национально – освободительной борьбы народа против польской шляхты!


Перед нами вся жизнь казачества – его частный и общественный быт, его жизнь в мирное время, его административный уклад и повседневные обычаи.


Чем мне понравилась книга Каждый народ вправе гордиться своей историей. История любого народа – неповторимая, самобытная. Её тысячелетиями создавали предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, приумножали культуры, выковывали характер. И обидно, что сегодня многие политики забыли свою историю и пытаются поссорить два братских народа.


Поляков понуждали завоёвывать Русь. Православных теснили и притесняли со всех сторон. Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово «рос», и переименовали Окраиной. Позже узаконили слова «Украина » и «украинец», чтобы они забыли свое название «русский» и навсегда оторвались от святой и православной Руси.


А ведь в сознании запорожцев украинец – родной брат русского, украинская земля – неотторжимая часть необъятной земли русской! Тарас Бульба подчеркивает эту мысль: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле не было таких товарищей» На протяжении всей истории эти два народа всегда помогали друг другу.


Это произведение учит нас быть честными, порядочными людьми. Оно воспитывает в нас чувство любви к своему народу, беззаветной преданности своей Родине. Сегодня наше поколение может учиться у героев повести мужеству, взаимопомощи, любви к ближнему.


Мне нравится как Гоголь описывает природу, ярко, красочно, невольно ощущаешь себя её частью. «Степь чем далее, тем становилась прекраснее….. Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов». И не влюбиться в такие просторы нельзя. А как же их предать?...


«История в некотором смысле есть священная книга народа: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижал откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего» Н.М. Карамзин

Цель урока: Подвести учащихся через изучение и анализ произведения к более глубокому пониманию понятия Родина, долг, измена.

Ход урока

Мастерская подразумевает работу в группах, поэтому каждой группе можно дать одно слово.

Ключевые слова:

Родина. Долг, Честь, Измена (какие ассоциации вызывают у вас эти слова?)

Записываем ассоциации на доске, выстраиваем логическую цепочку.

1.Слово учителя или учащегося об истории создания повести, сравнение двух редакций “Тараса Бульбы” (1835 г. и 1842 г.).

Действие повести происходит на Украине в пятнадцатом – начале шестнадцатого века, ещё до воссоединения её с Россией.

2. Работа с репродукциями :

Каждой группе предлагаются репродукции разных художников по произведению Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, предлагается сравнить и записать сходства и различия, а также найти детали, воссоздающие атмосферу того “бранного времени”.

3. Работа с текстом:

Предлагается учащимся найти в первой главе детали, которые воссоздают туже картину, что и на репродукциях.

Какие художественные приёмы использует Гоголь, описывая “тяжёлый ХХ век на полукочующем углу России?

(Обсуждают группами, выбирают докладчика, заслушиваем все группы).

4. Работа с содержанием текста:

(Исценировка двух эпизодов) В следствие чего возникают вопросы.

Вопросы:

Какие эпизоды показались вам смешными?

Какие - печальными?

Какие – торжественными?

К какому времени относятся события, описанные в повести?

Какова роль развернутого исторического отступления автора?

(Аргументируют, доказываю цитатами из текста)

5. Создание собственного текста:

Напишите коллективное сочинение-размышление на тему: “Нравы и обычаи Запорожской Сечи” (слушаем все варианты).

6. Создаем кроссворд:

(на доске белый лист бумаги (ватман)).

Каждая группа придумывает вопрос по тексту, рисует клеточки для ответа, задает этот вопрос другим группам и записывает ответ, другая группа должна задать вопрос и нарисовать клеточки так, чтобы в их ответе была хотя бы одна буква из предыдущего ответа.

(работа получается весёлой, ребята с удовольствием её выполняют).

7. Рефлексия:

(У каждой группы на столах лежит большой белый лист бумаги).

Нарисовать картину, на которой изображен конец этого произведения, но вы непосредственный участник этих событий, (придумать свой конец повести и нарисовать, можно добавлять своих героев)

(Рисуют, делают выставку, рассказывают, что нарисовали, и как закончилась их повесть).

8. Домашнее задание:

1. Составить план устного рассказа “Образ человека в повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”;

2. Сделать презентацию

Вводный урок по повести Н.В Гоголя «История создания повести «Тарас Бульба»


Тема: «…Наше Запорожье…восхищает свободой,…подъемом рыцарского духа»

Вот то гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину!

Н.В. Гоголь


  • Продолжить изучение биографии Н.В. Гоголя.
  • Рассказать о связях писателя с Украиной.
  • Познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба», с историей её создания.
  • Ввести в мир картины И.Е. Репина «Запорожцы».

Н.В. Гоголь (1809 – 1852)

Русский писатель украинского про - исхождения с глу – боким пониманием как украинской, так и русской жизни, культуры; один из величайших мас - теров прозы, дра- матургии в рус – кой литературе.





Чуден Днепр

при тихой погоде,

когда вольно и плавно

сквозь леса и горы

плавно катит воды свои.

… чудится, будто

  • … чудится, будто

весь вылит он из стекла,

и будто голубая

зеркальная дорога…реет

и вьется по

зеленому миру.





Н.В. Гоголь

Вечера на хуторе

близ Диканьки

Н.В. Гоголь


Не успела она переступить порог хаты, как поувствовала себя на руках парубка в белой свитке, который с кучей народа ожидал её на улице.

Боже благослови!- сказал Черевик, складывая им руки.- Пусть их живут, как венки вьют!


  • А, Вакула, ты тут! Здравствуй! – сказала красавица с усмешкой…
  • - Ну, много наколядовал? Э, какой маленький мешок! А черевики, которые носит царица, достал? Достань черевики, выйду замуж!


Глядит: страшная

черная кошка

крадется к ней;

шерсть на ней горит, и

железные когти стучат по

полу. В испуге вскочила она

на лавку: кошнка за нею.



Н.В. Гоголь

«ТАРАС

БУЛЬБА»

ИСТОРИЧЕСКАЯ

ПОВЕСТЬ


И.Е Репин

И.Е. Репин – замечательный

русский художник второй по-

«Вечорныци», «Портрет С.М. Драгомировой» и др. Родился на Украине.




Урок литературы в 6 классе с использованием презентации.

«Н. В. Гоголь. Слово о писателе. История создания повести «Тарас Бульба». (По программе Г. С. Меркина)

Цели: напомнить учащимся основные факты из жизни и творчества Н. В. Гоголя, познакомить с историей создания повести «Тарас Бульба»; развивать навыки выборочного пересказа; способствовать воспитанию добрых чувств.

Ход урока.

    Слайд2. Тема урока.

    Слайд 3. Цели урока.

    Слайд 4. Портрет писателя.
    Н. В. Гоголь – выдающийся писатель 19 века. Его произведения немногочисленны, но все они трогают душу, заставляют задуматься, а самое главное, до сих пор чрезвычайно актуальны, чего только стоит новый фильм «Тарас Бульба», который многие из вас смотрели.

    Слайд 5. План. (1)

    Слайды 6 – 9, родительский дом Н. В. Гоголя, его родители.

    Слайд 10. План. (2, 3)

    Слайды 11 – 14, Нежинская гимназия, Гоголь-гимназист, Гоголь, Гоголь.

    Слайд 15. План. (4, 5, 6)
    Сообщение ученика по теме «Вечера на хуторе близ Диканьки».
    «Вечера на хуторе близ Диканьки» - это произведение, которое сразу сделало Гоголя писателем с мировым именем. Оно на долгие годы создало для Николая Васильевича репутацию феномена, не имеющего аналогий. В. Г. Белинский писал: «Укажите в европейской или в русской литературе хоть что-нибудь похожее на эти первые опыты молодого человека, хоть что-нибудь, что могло натолкнуть его на мысль писать так. Не есть ли это, напротив, совершенно новый, небывалый мир искусства?»
    Гоголь заметил, что всё украинское, малороссийское, как тогда говорили, вызывает очень большой интерес. Гоголь создал как бы новую Вселенную, с Диканькой посередине. Забавные, немного жутковатые повести, в которых много вымысла, но много и житейской правды, не могли не понравиться. Первые читатели, типографские служащие, сразу же высоко оценили этот шедевр. «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота» и другие произведения занимают почётное место в сокровищнице русской классической литературы.

    Слово учителя о взаимоотношениях с Пушкиным.
    Гоголь читал произведения Пушкина ещё в гимназии и восхищался ими. Когда они познакомились лично, Гоголь смотрел на Пушкина как на своего кумира. А Пушкин поддержал начинающего литератора, дав высокую оценку его «Вечеров…». Гоголь высоко ценил талант Пушкина, его произведения, а Пушкин дал Гоголю два сюжета, из которых выросли бессмертные творения Н. В. Гоголя комедия «Ревизор» и поэма «Мёртвые души».

    Слайды 16 – 20. Портреты Гоголя разных лет. Последний – Гоголь в Васильевке.

    Слайд 21. План. (7, 8)

    Слайды 22, 23 – обложка книги.
    Сообщение ученика по теме «Повесть «Тарас Бульба». По учебнику. (стр. 259 – 260)

    Слайд 24. Анализ главы 1. Первый эпизод – встреча Тараса с сыновьями.
    Выборочный пересказ. Поделимся впечатлениями.

    Слайд 25. Тарас дерётся с Остапом. Выборочный пересказ. Поделимся впечатлениями.

    Слайд 26. – Ну, сынку, почеломкаемся!

    Слайд 27. Разговор с сыновьями.

    Слайд 28. Гости в доме Тараса.

    Слайд 29. Андрий. История любви.
    Вы уже обратили внимание на то, что повесть «Тарас Бульба» дана в учебнике литературы в сокращении. Но, я думаю, вам будет непонятно поведение Андрия, если вы не узнаете об одном происшествии, которое произошло с ним, когда он ещё учился в бурсе.
    Чтение текста повести. Глава 2 со слов: «Один раз, когда он зазевался, наехала почти на него колымага какого-то польского пана…» и до слов «Он видел её вскользь ещё один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон какое-то толстое лицо».

    Слайд 30. Остап. Очень нелегко давалась сначала учёба в бурсе Остапу.
    Чтение текста со слов «Старший, Остап, начал с того своё поприще, что в первый год ещё бежал…» и до слов «…и скоро стал наряду с лучшими».

    Слайд 31. Только старая мать их не могла уснуть всю ночь.

    Слайды 32, 33. Тарас с сыновьями в поле.

    Слайд 34. Кончилось детство и всё, всё, всё.

    Подведение итогов.

    Домашнее задание: уст. рассказ о Гоголе, читать повесть, пересказ 2-й главы.

Слайд 2

«Тарас Бульба» Историческая повесть

  • История создания повести «Тарас Бульба»

    Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей- Самодвинца, Величко, Грабянки и т.д.Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был ещё один, важнейший: народные песни!

    Слайд 5

    Запорожская Сечь в повести:

    Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размёта души. Свободные и равные

    Слайд 6

    Образ казаков в повести

    В повести Гоголь воссоздал картину национально – освободительной борьбы народа против польской шляхты!

    Слайд 7

    Перед нами вся жизнь казачества – его частный и общественный быт, его жизнь в мирное время, его административный уклад и повседневные обычаи.

    Слайд 8

    Чем мне понравилась книга

    Каждый народ вправе гордиться своей историей. История любого народа – неповторимая, самобытная. Её тысячелетиями создавали предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, приумножали культуры, выковывали характер. И обидно, что сегодня многие политики забыли свою историю и пытаются поссорить два братских народа.

    Слайд 9

    Поляков понуждали завоёвывать Русь. Православных теснили и притесняли со всех сторон. Очень не нравились слова: Русь и русский, поэтому назвали завоеванные поляками земли сначала Малороссией. Потом опомнились, что здесь есть слово «рос», и переименовали Окраиной. Позже узаконили слова «Украина» и «украинец», чтобы они забыли свое название «русский» и навсегда оторвались от святой и православной Руси.

    Слайд 10

    А ведь в сознании запорожцев украинец – родной брат русского, украинская земля – неотторжимая часть необъятной земли русской! Тарас Бульба подчеркивает эту мысль: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле не было таких товарищей» На протяжении всей истории эти два народа всегда помогали друг другу.

    Слайд 11

    Это произведение учит нас быть честными, порядочными людьми. Оно воспитывает в нас чувство любви к своему народу, беззаветной преданности своей Родине. Сегодня наше поколение может учиться у героев повести мужеству, взаимопомощи, любви к ближнему.

    Слайд 12

    Мне нравится как Гоголь описывает природу, ярко, красочно, невольно ощущаешь себя её частью. «Степь чем далее, тем становилась прекраснее….. Вся поверхность земли представлялась зелено – золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов». И не влюбиться в такие просторы нельзя. А как же их предать?...

    Слайд 13

    «История в некотором смысле есть священная книга народа: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижал откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего» Н.М. Карамзин

    Посмотреть все слайды