Становление научной теории. Проблема, гипотеза, теория

Санкт-Петербургский университет

МВД России

Кафедра философии

ЛОГИКА

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

«Проблема, гипотеза, теория»

Санкт-Петербург

Болдырев А.С.

Логика: Фондовая лекция/ Проблема, гипотеза, теория.

СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010. 12 с.

Краткая аннотация: Фондовая лекция раскрывает этапы формирования научной теории, свойства, которыми должна обладать теория. Также рассматриваются правила построения и верификации гипотезы. Особое внимание уделяется применению форм научного мышления в юридической практике.

Рассмотрена на заседании предметно-методической секции кафедры и одобрена на заседании кафедры философии, протокол № 1 от 07.09.10 г. Рекомендована для организации учебных занятий.

Рецензенты:

В.И.Стрельченко ,доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой философии

(Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена);

А.Г.Никулин , кандидат философских наук, доцент,

начальник кафедры социологии и политологии

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

© Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры философии

подполковник милиции

В.В.Балахонский

« » _______________ 2010 г.

Тема:

Проблема, гипотеза, теория.

План лекции:

1. Понятие о формах развития научного знания. Теория. Свойства теории.

2. Гипотеза. Правила выдвижения (построения) гипотез и методы их верификации.

3. Проблема и вопрос.

(1а) Понятие о формах развития научного знания.

На предыдущих лекциях мы рассмотрели так называемые формы обыденного мышления (понятие, суждение, умозаключение). В этих формах познаётся окружающая действительность всеми людьми. Наряду с ними существуют формы научного познания. Это гипотеза, теория, проблема . Чем же отличается обыденное познание мира от научного? Обыденное познание ориентировано на выявление причинных связей в каких-то конкретных узких областях явлений. Научное же познание претендует на выявление универсальных, всеобщих закономерностей в обширных областях явлений.

(1б) Теория и её структура.

Теория - это система положений, достоверно объясняющих закономерности в какой-либо области явлений.

Как было сказано выше, теория включает в себя:

(1) аксиомы , то есть суждения, истинность которых не требует доказательства;

(2) правила вывода , то есть правила, по которым из аксиом можно выводить новые истинные положения (обычно в как правила вывода используются дедуктивные умозаключения)

(3) теоремы , то есть суждения, выводимые из аксиом по правилам вывода.

Таким образом, теория представляет собой способ отбора истинных высказываний из всех высказываний о какой-либо области явлений.

(1в) Свойства теории

Теория должна обладать следующими свойствами:

(1) Полнота , то есть теория должна объяснять все явления исследуемой области.

Принцип полноты нормативного кодекса:

" д (Р (д) º З (д))

(2) Непротиворечивость , то есть из аксиом теории не должно быть выводимо противоречие.

Принцип непротиворечивости нормативного кодекса:

" д Ø (О (д) & З (д))

(3) Независимость , то есть никакие аксиомы не должны быть выводимыми из других аксиом.

(4) Верифицируемость , то есть теория должна подтверждаться практикой.

(1г) Функции теории

Теория имеет следующие функции:

(1) Описательная (теория адекватно отражает некоторую область явлений);

(2) Объяснительная (теория позволяет указать причины какого-либо явления исследуемой области);

(3) Предсказательная (теория позволяет предсказать последствия какого-либо явления исследуемой области).

Теория как метод исследования определяет класс задач, разрешимых в ее пределах. Весь класс задач в некоторой теории можно разделить на регулярные (для которых можно задать общие структуры решения и правила построения поля возможных решений) и нерегулярные (для которых это не возможно).

Теории бывают общими и частными. Общая теория объясняет какую-либо широкую область явлений, а частная - область нескольких конкретных явлений (событий).

(2а) Гипотеза.

Как же происходит развитие научного знания? В процессе освоения окружающего мира люди накапливают большое количество фактического материала, то есть знания о большом количестве конкретных событий. Хранение высказываний о каждом конкретном факте в определённой области становится неоптимальным. Тогда делается попытка из всех высказываний выделить несколько, которые принимаются за очевидные, не требующие доказательства. Такие высказывания называются аксиомами . Все же остальные истинные относительно данной области высказывания должны выводиться из аксиом по определённым правилам, то есть должны быть теоремами . Данное предположение относительно исследуемой области называется гипотезой.

Гипотеза - это система суждений, выступающих в качестве предположительного объяснения какой-либо области явлений.

Некоторые предположения опровергаются практикой, а некоторые подтверждаются. Таким образом, гипотеза, которая подтверждается, становится достоверным знанием, или теорией.

(2б) Правила построения гипотез.

При выдвижении гипотезы необходимо придерживаться следующих правил:

(1) Гипотеза не должна противоречить ранее установленным фактам, законам.

(2) Гипотеза должна быть внутренне непротиворечивой.

(3) Гипотеза должна быть как можно более простой, то есть содержать минимальное количество положений.

(4) Гипотеза должна объяснять все факты той области, относительно которой она выдвигается.

(2в) Методы верификации гипотезы

Верификация гипотезы включает в себя следующие этапы:

(1) Из положений гипотезы выводятся все возможные следствия.

(2) Каждое следствие проверяется на истинность.

(3) Только если все следствия гипотезы являются истинными, то гипотеза становится теорией (принцип верификации ).

Гипотеза → С1 , С2 , … , С n

С1 , С2 , … , С n – истинные

Гипотеза → Теория

Если хотя бы одно из следствий ложно (противоречит фактическому или теоретическому знанию), то гипотеза отвергается (принцип фальсификации ).

Гипотеза → С1 , С2 , … , С n

С m (1 m n ) – ложно

Гипотеза – ложная

(2г) Криминалистическая версия и её особенности.

Криминалистическая версия – это частная гипотеза, объясняющая систему явлений, относящихся к какому-либо конкретному преступлению.

Криминалистическая версия имеет следующие особенности:

1. Выдвигается и проверяется лицами, специально уполномоченными законом.

2. Проверяется средствами, разрешёнными законом.

3. Проверяется в ограниченный законом срок.

4. Проверяется в условиях, когда возможно активное противодействие такой проверке со стороны лиц, заинтересованных в сокрытии истины.

(3а) Вопрос и его структура.

Рассмотрим основные понятия логической теории вопросов.

Вопрос - требование устранения недостатка информации о каком-либо объекте .

Пример: “Назовите два числа, сумма которых равна 28” [У меня имеется информация, что сумма чисел a и b равна 28, но отсутствует информация о том, что это за числа. Назовите их.].

Существует множество взглядов на понимание сущности вопроса и вопросно-ответного отношения. Представляет большой интерес сопоставление вопросов с нормами. Тесная связь между вопросительными и нормативными высказываниями была отмечена многими авторами, исследовавшими логические характеристики вопросов. Например, вопрос “Кто стоит в дверях?” можно рассматривать как нормативное суждение “Назовите имя человека, который стоит в дверях”. Легко показать, что такое преобразование допускает любое вопросительное высказывание, ибо каждый вопрос может быть трансформирован в требование ответа. Вопросы, рассматриваемые как требования, оказываются частным случаем норм именно потому, что наличие адресата является необходимым условием вопросно-ответной ситуации.

Вопрос включает в себя следующие элементы:

(1) Предпосылка (тема) вопроса - информация, содержащаяся в вопросе (“Существуют два числа, сумма которых равна 28” в приведённом выше примере).

(2) Рема вопроса - запрашиваемая информация (“Каковы числа a и b ?”).

(3б) Корректность вопроса.

Корректный вопрос - вопрос, все предпосылки которого являются истинными суждениями.

Некорректный вопрос - вопрос, имеющий хотя бы одну ложную предпосылку. Выделяют следующие виды некорректности вопросов:

(а) тривиально-некорректные вопросы, т. е. вопросы, содержащие неясные термины;

(б) нетривиально-некорректные вопросы (провокационные), т. е. вопросы, содержащие хотя бы одну ложную предпосылку (на такой вопрос нельзя ответить корректно) (“Как часто вы моете свой автомобиль?” Предпосылками данного вопроса являются следующие суждения “Отвечающий имеет автомобиль” и “Отвечающий иногда его моет”. Если такой вопрос задан человеку, у которого нет автомобиля, то вопрос считается некорректным);

(в) прагматически некорректные вопросы, т. е. вопросы, на которые в принципе ответить корректно возможно, но спрашивающий заранее знает, что у отвечающего нет достаточных средств для поиска ответа (“Верно ли, что существуют внеземные цивилизации?”).

Существуют так называемые сложные вопросы, то есть вопросы, состоящие из нескольких подвопросов. Для ответа на вопросы такого типа необходимо ответить на все подвопросы, содержащиеся в них (“Вы подготовились к семинарам по логике, философии и информатике?” Для ответа на этот вопрос необходимо ответить на следующие три “Вы подготовились к семинару по логике?”, “Вы подготовились к семинару по философии?”, “Вы подготовились к семинару по информатике?”).

(3в) Ответ на вопрос.

Ответ - предоставление запрашиваемой информации.

Ответ может пониматься как (а) поиск информации и её предоставление (ответ как процесс) и (б) сама предоставляемая информация (ответ как объект).

Корректный ответ - ответ, содержащий только истинные суждения и полностью устраняющий недостаток информации, выраженный в вопросе (“Перечислите виды соучастников преступления.” - “Исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.”).

Некорректный ответ - (а) ответ, содержащий ложное суждение; либо (б) ответ, не устраняющий полностью недостаток информации, выраженный в данном вопросе: (б1) неполный ответ (“Перечислите все степени тяжести преступления.” - “Преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести.”) или (б2) нерелевантный ответ (“Перечислите все степени тяжести преступления.” - “Преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным Кодексом под угрозой наказания.”).

(3г) Виды вопросов.

Знание, как известно, бывает двух видов: фактическое и концептуальное. В познании фактическому знанию соответствует описательная функция, а концептуальному - объяснительная и предсказательная.

Описательная функция представляет собой языковую обработку эмпирических данных, позволяющих закрепить в языке отдельные факты, сформулировать базовые определения используемых в дальнейшем научных терминов.

Объяснительная функция - это раскрытие существенных связей между изучаемыми явлениями, она состоит в выявлении причин, условий, допущений, объективных оснований, предпосылок, обуславливающих конкретные факты или теоретические положения.

Предсказательная функция сводится к логическому выведению следствий или предположений относительно будущих состояний изучаемого объекта на основе установленных данных (на основе обобщения эмпирических данных, на основе знаний объективных причин, законов, принципов, условий, допущений и т. п.), обуславливающих эти будущие состояния.

Рассмотрим, как реализуются три функции познания - (1) описательная, (2) объяснительная и (3) предсказательная - в вопросе.

Фактическому знанию (описательной функции познания) в логике соответствует простое категорическое суждение. Его структура - S есть P (Деление - это логическая операция, раскрывающая объём понятия путём перечисления его составных частей.). По отношению к суждению такого вида возможны следующие виды вопросов:

(а) ? есть Р (Назовите логическую операцию, раскрывающую объём понятия путём перечисления его составных частей);

(б) S есть? (Что такое деление? (Дайте определение понятию “деление”.).);

(в) S ? Р (Верно ли, что деление - это логическая операция, раскрывающая объём понятия путём перечисления его составных частей?).

Концептуальному знанию (объяснительной и предсказательной функциям познания) в логике соответствует структура А ® В, где А и В - любые сложные суждения, а “®“ - логическое релевантное следование (Из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок - отрицательное суждение, следует, что вывод - также отрицательное суждение). По отношению к высказыванию такого вида возможны следующие виды вопросов:

(а) ? ® В (Почему во второй фигуре простого категорического силлогизма вывод - всегда отрицательное суждение? (вопрос на объяснение));

(б) А ® ? (Что следует из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок - отрицательное суждение? (вопрос на предсказание));

(в) А? В (Верно ли, что из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок - отрицательное суждение, следует, что вывод - также отрицательное суждение?).

Кроме того, вопросы могут задаваться в одном из трёх следующих режимов:

(а) открытый режим: (Назовите науку, которая изучает законы и формы правильного мышления.);

(б) ограниченный режим: (Из перечисленных ниже наук выберите ту, которая изучает законы и формы правильного мышления.);

(в) закрытый режим: (Верно ли, что логика - это наука, изучающая законы и формы правильного мышления?)

Вопрос относится к таким видам информации, которые требуют прямой отнесённости к адресату. Адресатами вопросов могут быть как отдельные индивиды, так и группы людей. Существуют вопросы, которые ставит перед собой всё человечество. К адресатам иногда относят и саму природу, считая, например, эксперимент вопросом, заданным природе.

Каждому вопросу предшествует, таким образом, не просто желание получить некоторую информацию, а стремление получить её от вполне определённого адресата. Поэтому, нельзя согласиться с тем, что в отличие от машины человек может отвечать на вопросы, которые никто не задавал. Ответы на никем не ставившиеся вопросы - это опять-таки ответы на вопросы, заданные человеком самому себе. Это тот особый случай, когда отправитель и адресат - одно и то же лицо (ситуация, называемая в психологии “внутренней коммуникацией”).

(3д) Проблема.

Проблема - это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа.

Познание объективной истины, таким образом, можно характеризовать через вопросно-ответные процедуры. Вопрос в этом случае выступает как программа исследования. Можно выделить следующие типы проблемных ситуаций:

1. Проблемы объяснения новых фактов, не совместимых с положениями принятой теории.

Решение - выдвижение гипотезы с последующим принятием ее в качестве новой теории.

2. Наличие двух несовместимых гипотез (теорий), объясняющих явления, исходя из противоположных принципов.

Решение - выдвижение гипотезы (теории), объясняющей отдельные решения вопросов, изучаемых в каждой из прежних теорий.

3. Появление в теории парадоксов.

Решение - пересмотр принципов данной теории.

Проблему можно определить как требование выбрать действительные ответы из множества возможных ответов на корректно поставленный вопрос. Можно выделить оценочные проблемы, или задачи на доказательство (закрытый режим вопроса на объяснение или предсказание) и развивающие проблемы, или задачи на нахождение (открытый режим вопроса на объяснение или предсказание).

Существуют так называемые массовые проблемы, в которых множество разрозненных задач объединяется в единый класс вопросов, разрешаемых по некоторой общей схеме предписаний. Любая наука стремится перейти от единичных проблем к массовым.

Научное познание в следственной практике.

Процесс научного познания можно изобразить в виде следующей схемы:

. . . Т П Г Т П Г. . .

То есть мы имеем какую-либо теорию, выражающую причинную связь в какой-либо области явлений. Затем в результате развития эмпирического знания выясняется, что факты противоречат данной теории. После этого выдвигается несколько гипотез, объясняющих данную область с учётом этих фактов. В результате проверки на непротиворечивость выясняется несостоятельность отдельных гипотез. Гипотеза же, которая верифицируется, подтверждается практикой, становится теорией. Эта теория работает в течении какого-то времени. Затем вновь появляются факты, противоречащие ей. Выдвигаются новые гипотезы и т. д.

Литература:

Основная

1. Логика: Учебник для юридических вузов / Под редакцией Сальникова В.П., Назаренко А.Ф., Караваева Э.Ф. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.

2. Балахонский В.В., Назаренко А.М., Назаренко А.Ф. Логика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения/ Под редакцией Сальникова В.П. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.

3. Гетманова А.Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. – М., 2001.

4. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учебник для вузов. – М., 2000.

5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 2002.

6. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике/Под редакцией В.И. Кириллова. – 4-ее изд., М., 2000.

Дополнительная

1. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1996.

2. Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1997.

3. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов/Под редакцией Б.И. Каверина. – М., 2000.

4. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. – М., 1993.

5. Иванов Е.А. Логика: Учебник. – М., 1996.

6. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 2001.

7. Кириллов В.И. Логика: Учебное пособие. – М., 2003.

8. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. – СПб., 2004.

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза,. Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Проблемы бывают: 1)неразвитые-это задачи, к-рые характеризуются след чертами: а) это естандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б) задача, к-рая возникла как закономерный результат познания, в) задача - решение к-рой направ-но на устранение противоречия, возникшего в познании, г) задача, путей решения к-ой не видно. Задача которая хар-ся тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, назыв-ся развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указания на пути их решения. Формулировка проблемы включает три части: (1) систему утверждений (дано); (2) вопрос или побуждение (найти); (3) систему указаний на возможные пути решения. В формулировке не развитой проблемы последняя часть отсутствует. Проблема как процесс развития знания состоит из нескольких ступеней: 1) формирование неразвитой проблемы; 2) развитие проблемы - формирование развитой проблемы путем постепенной конкретизации путей ее решения; 3) решение (или установление неразрешимости) проблемы.

Гипотеза (греч - предположение). Начиная исследование человек выдвигает предположение о его результатах, т е видит желаемый результат в начале исследования. Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. Гипотезой называют также процесс познания, к-рый заключается в выдвижении этого предположения. Т о гипотезой называют особого рада знание (обоснованное предположение о причинах явления, о наблюдаемых связях м/у явлениями и т.д., а также особый процесс развития знания (это процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обоснования (неполном) и доказательстве или опровержении). Развитие предположения. 1 этап - выдвижение предположения, на основе аналогии, неполной индукции и т д 2 этап - объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся фактов, к-рые гипотеза призвана объяснить, предсказать и т д.-тех фактов к-рые еще не принимались в учет, или были открыты после выдвижения гипотезы.

Теория-это достоверное знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области. Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы. Т - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы.

Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Особенностью теории является то что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т е в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Т не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Т является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения м/увысказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

  • Вопрос 5. Общенаучные методы как универсальные приемы и процедуры научного исследования.
  • 6. Структура и методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, описание.
  • Вопрос 7. Структура и методы теоретического исследования: идеализация и формализация, гипотетико-дедуктивный метод, исторический и логический методы исследования.
  • Вопрос 8. Проблема, идея, гипотеза, парадигма, концепция, теория как основные формы научного исследования. Закономерности, законы, модели.
  • 9. Язык науки. Понятийно-категориальный аппарат. Герменевтика и идеография. От информации к знанию.
  • 10. Наука экономика: начала и эволюция. Понятие и специфика объектаэкономического исследования (анализа). Картина мира как основа экономического(политико-социального) исследования.
  • 11. Понятие объекта, предметной области, методологии, метод, аналитические инструменты и методики в разных научных школах.
  • 15. Экономическая идея и идеология в теории, практике. Метафора, ее роль и значение в исследовательском процессе хозяйственных систем.
  • 16. Функции экономической науки (теории). Функции «создания тенденций» и институционализации теории.
  • 17. Экономическое явление и экономический факт. Структура экономической науки (критерий процедуры, алгоритма). Роль эксперимента в теории экономики. Идеальныйэксперимент и его возможности.
  • 18. Факты эмпирики (явления), идея (парадигма, аксиоматика), гипотеза, аксиоматические предпосылки, логика исследования, концепция, теория.
  • 19. Язык экономической науки. Система понятий, категорий и законов.
  • Вопрос 29. Рациональность человеческого поведения. Уровни экономической рациональности, используемые в теоретическом анализе. Уровень рациональности современной экономической науки.
  • 30. Классическая политэкономия: признаки классицизма. Объект классической политэкономии. Предмет и парадигмальное основание. Уровень рациональности классической политэкономии.
  • 33. Общее и особенное в традициях классической политэкономии и политэкономии капитала (Маркса). Базовые категории и основные открытия
  • 36. Политэкономия Маркса и ее место в системе знания осоциально-экономической системе. Пост- и неомарксизм. Немарксизм. Марксизм наивный, вульгарный, антимарксизм
  • 40. Теория равновесия и рынок. Понятие рынка в трактовке Курно и Маршалла
  • Вопрос 41:о распределении
  • Вопрос 42: доходы в неоклассической интерпретации
  • Вопрос 43:рынок труда и его базовые понятия
  • Вопрос 45: Дж.М. Кейнс и его критика неоклассической теории.
  • Вопрос 47: Сравнительный анализ подходов в неоклассической и кейнсианской теории.
  • Вопрос 48: Нео- и посткейнсианство: проблемы и особенности исследовательской процедуры.
  • 50. Рациональность, гносеологические принципы (подходы), уровни анализа, предметные рамки. (институционализм)
  • 51. Парадигмальная структура теории институционализма. Разновидности течений ипричины дифференциации.
  • 54. Категории «развитие, изменение» и их отражение экономической наукой.
  • 55. Смитовская концепция эволюционизма, марксистская теория развития.
  • 56. А. Маршалл. Неоэкономика.
  • 57. Трактовка эволюционизма «традиционным» институционализмом (Веблен)
  • Вопрос 58. Теория развития Шумпетера и объяснение развития Хайеком.
  • 60. «Новая экономика» и основные онтологические изменения, возникшие хозяйственные проблемы и проблемы экономического познания
  • 61 Неоэкономика, метарынки и не-рынки. Контуры новой теории
  • 62. Информация как средство коммуникации и экономический ресурс. От парадигмы конкурентного равновесия к информационной парадигме.
  • Вопрос 64. Применение новой парадигмы. Новая теория фирмы и основания современной макроэкономики
  • Вопрос 65.Политическая экономия информации. Некоторые итоги и практические выводы.
  • Вопрос 66. Компаративистика как вид научной деятельности.
  • 46. Изменение объектной области в исследовании и предметно-методологические отличия.
  • 67. «Новая компаративистика» и изменение объектно-предметной области исследования.
  • 68. Научное сообщество и проблема признания (непризнания) альтернативных и иных экономических идей.
  • 69. Маргинальная экономика и маргинальная «теория». Условия и пути перехода, превращения маргинальной «теории» в академическую теорию.
  • 70. «Смешанная» и «переходная» экономика и возможности ее теоретического отражения «чистой наукой».
  • 21. Хозяйственная система реальности и система экономических наук, категорий ее отражающих.
  • Функции экономической теории[править | править вики-текст]
  • Вопрос 8. Проблема, идея, гипотеза, парадигма, концепция, теория как основные формы научного исследования. Закономерности, законы, модели.

    Для научного исследования характерно применение таких форм, как гипотеза, теория и модель и тд. Эти формы научного исследования характерны для современной науки даже с чисто внешней формальной стороны. С формальной стороны, это просто обычные суждения. Однако по своим функциям в научном познании и в организации исследования эти формы существенно различны.

    Проблема , в широком смысле слова, - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Проблема обращена не только в будущее, но и в прошлое. С одной стороны в ней констатируется недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знания, невозможность объяснить на основе этого знания новые явления действительности. С другой стороны, проблема опирается на прошлое знание, наличию которого она обязана даже своей постановкой. Постановка проблемы тесно связана с неполнотой и неточностью предшествующего знания об объекте. Мнимые проблемы отличаются тем, что их постановка противоречит фактам и законам.

    Идея - форма отражения в мысли явлений объективной реальности. В составе теории идея выступает как исходная мысль, центральное положение, объединяющее входящие в теорию понятия и суждения в целостную систему. В идее отражается фундаментальная закономерность, лежащая в основе теории, в то время как других теоретических понятиях отображены те или иные существенные стороны и аспекты этой закономерности. Идеи, выражающие весьма общие и фундаментальные закономерности, могут не только служить основой теории, но и связывать ряд теорий в отрасль науки, отдельную область знания. Имеются и такие идеи, которые лежат в основе всей науки, в фундаменте познания вообще. Кроме того, идея может существовать до создания теории, как предпосылка ее построения.

    Парадигма (от греч. «пример, модель, образец») - это совокупность научных взглядов и понятий, идей, которые на определенном историческом этапе развития науки принимаются представителями научного общества как истинные и которые используются для научных исследований, выдвижения гипотез и решения задач, возникающих в процессе опровержения, либо же доказательства научных гипотез, что, в результате, приводит к – смене парадигмы науки - научной революции. Парадигма - это совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.

    Концепция - это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (исследовательскую, управленческую, проектную, функциональную и пр.) и направленных на достижение определенной цели. В области науки концепция помогает объяснять явления и, будучи комплексом основополагающих идей и подходов, организовывать исследования. В области практической деятельности человека она отражает исходные посылки и установки, цель и средства ее достижения.

    Гипо́теза - предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет критерию Поппера, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом. Также она может определяться как форма развитий знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

    Теория - наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Теория – это инструмент, проверка которого осуществляется в ходе его применения и о пригодности которого судят по результатам таких применений. Любая теория - это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

    Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям : 1. Непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и фальсифицируемости - опровержимости. 2. Опытной экспериментальной проверяемости.

    В современной методологии науки выделяют следующие основные компоненты, элементы теории : 1. Исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п. 2. Идеализированные объекты - абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и т.п.). 3. Логика теории - совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4. Философские установки и ценностные факторы. 5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

    Закономерности - устойчивые, повторяющиеся отношения (связи) между явлениями. Существуют два типа закономерностей: динамические и статистические. Динамическая закономерность – такая форма связи между явлениями, когда предыдущее состояние объекта однозначно определяет последующее. Статистическая же закономерность – определенная повторяемость в поведении не каждого отдельного объекта, а их коллектива, ансамбля однотипных явлений. Закономерность как повторяющееся отношение между явлениями относится к атрибуту явления, а не сущности. Переход к сущности, к понятию закона происходит тогда, когда ставится вопрос об основании, причине закономерности.

    Закон есть объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся связь (отношение), определяющая закономерность (повторяемость, регулярность) в сфере явлений. Под существенным здесь понимается такое отношение, которое внутренне детерминирует повторяющееся в сфере явлений. Необходимость закона заключается в том, что при наличии определенных условий он определяет порядок, структуру, связь явлений, постоянство процессов, регулярность их протекания, их повторяемость в относительно тождественных условиях.

    Модель - условный образ исследуемой системы. Она конструируется субъектом исследования таким образом, чтобы отобразить характеристики объекта (свойства системы управления, взаимосвязи между ее элементами, структурные и функциональные параметры системы).

    К моделям предъявляются следующие требования:

    точное отражение структуры и процессов функционирования моделируемой системы управления;

    минимальные допущения при описании системы управления путем моделирования.

    число моделируемых параметров должно быть адекватно сложности системы управления.

    наличие конкретных параметров оптимизации системы;

    учет ресурса времени и достаточная оперативность создаваемой модели.

    Рассматривая теоретическое познание как его высшую форму, следует определить его структурные компоненты. К числу наиболее значимых компонентов теоретического познания относятся проблема, гипотеза, теория и закон , выступающие одновременно как формы построения и развития знания на теоретическом уровне.

    Проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Иными словами, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. При этом проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента - ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из фактов и обобщений, умение верно поставить проблему - важнейшая предпосылка ее успешного решения.

    Тем самым научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации (представленной в виде противоположных позиций), которая требует соответствующего разрешения. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеют, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций.

    Научные проблемы следует отличать от псевдопроблем, например проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются те или иные концептуальные идеи, в том числе и гипотезы. Наряду с теоретическими проблемными ситуациями существуют и практические проблемы.

    Гипотеза - форма теоретического знания, которая содержит предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве. Иными словами, гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В процессе доказательства выдвинутых гипотез:

    • одни из них приобретают статус истинной теории;
    • другие уточняются и конкретизируются;
    • третьи отбрасываются как заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.

    Соответственно гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется (верифицируется) соответствующими опытными фактами (в особенности экспериментом), получая характер истины.

    Например, выдвинутая М. Планком квантовая гипотеза после проверки стала научной теорией, а гипотезы о существовании «теплорода», «флогистона», «эфира» и др., не найдя подтверждения, были отвергнуты, перешли в разряд заблуждений.

    В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях: как форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью, и как метод развития научного знания.

    Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям , которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы вне зависимости от области научного познания. Такими непременными условиями являются следующие.

    Г ипотеза должна:

    • соответствовать установленным в науке законам. Например, ни одна гипотеза не может быть плодотворной, если она противоречит закону сохранения и превращения энергии;
    • быть согласована с достоверными фактами, на базе которых и для объяснения которых она выдвинута. Вместе с тем, если какой- либо факт не объясняется предложенной гипотезой, ее не следует сразу отбрасывать, а необходимо более внимательно изучить сам факт, а также искать новые - более достоверные факты;
    • быть формально-логически непротиворечивой. Вместе с тем противоречия, являющиеся отражением объективных противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе (такой, например, была гипотеза Л. де Бройля о наличии у микрообъектов противоположных - корпускулярных и волновых - свойств, которая затем стала теорией);
    • быть простой, не содержать ничего лишнего, чисто субъективистского, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности;
    • быть приложима к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она была выдвинута;
    • допускать возможность ее подтверждения или опровержения: прямо - путем непосредственного наблюдения тех явлений, существование которых предполагается гипотезой (например, предположение Леверье о существовании планеты Нептун); либо косвенно - путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытной проверки (т.е. сопоставления следствий с фактами). Однако второй способ сам по себе не позволяет установить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность.

    Развитие научной гипотезы, как уже отмечалось выше, может происходить в трех основных направлениях: либо как конкретизация гипотезы в ее собственных рамках, либо как самоотрицание гипотезы, либо превращение гипотезы как системы вероятного знания в достоверную систему знания, т.е. В научную теорию.

    Применение гипотезы как метода развития научно-

    теоретического знания предполагает прохождение следующих пяти основных этапов.

    • 1. Предпринимается попытка объяснения изучаемых явлений на основе известных фактов и уже имеющихся в науке доказанных законов и теорий. Если такая попытка не удается, то делается следующий шаг.
    • 2. Выдвигается предположение о причинах и закономерностях изучаемого явления. На этом этапе познания выдвинутая идея представляет собой вероятное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным. При этом, как правило, выдвигается несколько предположений для объяснения одного и того же явления.
    • 3. Осуществляется оценка основательности и эффективности выдвинутых предположений и отбор из их множества наиболее вероятного и обоснованного.
    • 4. Выдвинутое предположение развертывается в целостную систему знания, затем из него дедуктивно выводятся следствия с целью их последующей эмпирической проверки.
    • 5. Проводится экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий, в результате которой гипотеза либо становится научной теорией, или опровергается. Вместе с тем следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не является абсолютной гарантией ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует о ее ложности в целом. Таким образом, решающей проверкой истинности гипотетического знания является в конечном счете практика во всех своих формах, но определенную (вспомогательную) роль в доказательстве или опровержении гипотезы играет и логический критерий истины.

    Проверенная и доказанная гипотеза становится научной теорией.

    Болдырев А.С.

    Логика: Фондовая лекция/ Проблема, гипотеза, теория.

    СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008. 12 с.

    Краткая аннотация: Фондовая лекция раскрывает этапы формирования научной теории, свойства, которыми должна обладать теория. Также рассматриваются правила построения и верификации гипотезы. Особое внимание уделяется применению форм научного мышления в юридической практике.

    Рассмотрена на заседании предметно-методической секции кафедры и одобрена на заседании кафедры философии, протокол № 2 от 21.10.08 г. Рекомендована для организации учебных занятий.

    Рецензенты:

    С.Г.Чукин, доктор философских наук, профессор

    (Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России);

    А.Г.Никулин , кандидат философских наук, доцент,

    начальник кафедры социологии и политологии

    (Санкт-Петербургский университет МВД России)

    © Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008


    «УТВЕРЖДАЮ»

    Начальник кафедры философии

    подполковник милиции

    В.В.Балахонский

    Тема:

    Проблема, гипотеза, теория.

    План лекции:

    1. Понятие о формах развития научного знания. Гипотеза и теория.

    2. Способ выдвижения (построения) гипотез и методы их верификации.

    3. Проблема и вопрос.

    (1а) Понятие о формах развития научного знания.

    На предыдущих лекциях мы рассмотрели так называемые формы обыденного мышления (понятие, суждение, умозаключение). В этих формах познаётся окружающая действительность всеми людьми. Наряду с ними существуют формы научного познания. Это гипотеза, теория, проблема . Чем же отличается обыденное познание мира от научного? Обыденное познание ориентировано на выявление причинных связей в каких-то конкретных узких областях явлений. Научное же познание претендует на выявление универсальных, всеобщих причинных связей.

    (1б) Гипотеза.

    Как же происходит развитие научного знания? В процессе освоения окружающего мира люди накапливают большое количество фактического материала, то есть знания о большом количестве конкретных событий. Хранение высказываний о каждом конкретном факте в определённой области становится неоптимальным. Тогда делается попытка из всех высказываний выделить несколько, которые принимаются за очевидные, не требующие доказательства. Такие высказывания называются аксиомами . Все же остальные истинные относительно данной области высказывания должны выводиться из аксиом по определённым правилам, то есть должны быть теоремами . Данное предположение относительно исследуемой области называется гипотезой.

    Гипотеза - это система суждений, выступающих в качестве предположительного объяснения какой либо области явлений.

    Некоторые предположения опровергаются практикой, а некоторые подтверждаются. Таким образом гипотеза, которая подтверждается, становится достоверным знанием, или теорией.

    (1в) Теория.

    Теория - это система положений, достоверно объясняющих причинную связь в какой либо области явлений.

    Как было сказано выше, теория включает в себя: (1) аксиомы , то есть суждения, истинность которых не требует доказательства, и (2) теоремы , то есть суждения выводимые из аксиом. Таким образом, теория представляет собой процедуру выделения истинных высказываний о какой-либо области явлений из всех высказываний об этой области.

    Теория должна обладать следующими свойствами:

    (1) Полнота , то есть теория должна объяснять все явления исследуемой области.

    (2) Непротиворечивость , то есть из аксиом теории не должны быть выводимыми два противоречивых суждения, так как мы знаем, что из противоречия выводимо любое суждение. В этом смысле любая противоречивая теория полна.

    (3) Независимость , то есть никакие аксиомы не должны быть выводимыми из других аксиом.

    (4) Верифицируемость , то есть теория должна подтверждаться практикой.

    Теория имеет следующие функции:

    (1) Описательная (теория адекватно отражает некоторую область явлений);

    (2) Объяснительная (теория указывает причины какого-либо явления её области);

    (3) Предсказательная (теория указывает следствия какого-либо явления её области).

    Теория как метод исследования определяет класс задач, разрешимых в ее пределах. Весь класс задач в некоторой теории можно разделить на регулярные (для которых можно задать общие структуры решения и правила построения поля возможных решений) и нерегулярные (для которых это не возможно).

    Теории (и гипотезы) бывают общими и частными. Общая теория (гипотеза) объясняет какую-либо широкую область явлений, а частная - область нескольких конкретных явлений (событий). Частная гипотеза называется версией и применяется в следственной практике, как предположение относительно, например, обстоятельств преступления.

    (2) Построение и верификация гипотезы.

    При выдвижении гипотезы необходимо придерживаться следующих правил:

    (1) Гипотеза не должна противоречить ранее установленным фактам, законам.

    (2) Гипотеза не должна содержать противоречий.

    (3) Гипотеза должна быть как можно более простой, то есть содержать минимальное количество положений.

    (4) Гипотеза должна объяснять все факты той области, относительно которой она выдвигается.

    Верификация гипотезы включает в себя следующие основные моменты:

    (1) Выведение из гипотезы всех следствий.

    (2) Каждое следствие проверяется на истинность.

    (3) Если все следствия истинны (ни одно следствие не противоречит фактическому или теоретическому знанию), то гипотеза становится теорией (принцип верификации). Если хотя бы одно из следствий ложно (противоречит фактическому или теоретическому знанию), то гипотеза отвергается (принцип фальсификации).

    (3а) Структура вопроса.

    Изучением понятий вопроса, ответа и вопросно-ответного отношения занимается эротетическая (интеррогативная) логика. Рассмотрим основные понятия логической теории вопросов (эротетической логики).

    Вопрос - требование устранения недостатка информации о каком-либо объекте.

    Пример: “Назовите два числа, сумма которых равна 28” [У меня имеется информация, что сумма чисел a и b равна 28, но отсутствует информация о том, что это за числа. Назовите их.].

    Существует множество взглядов на понимание сущности вопроса и вопросно-ответного отношения. Представляет большой интерес сопоставление вопросов с нормами. Тесная связь между вопросительными и нормативными высказываниями была отмечена многими авторами, исследовавшими логические характеристики вопросов. Например, вопрос “Кто стоит в дверях?” можно рассматривать как нормативное суждение “Назовите имя человека, который стоит в дверях”. Легко показать, что такое преобразование допускает любое вопросительное высказывание, ибо каждый вопрос может быть трансформирован в требование ответа. Вопросы, рассматриваемые как требования, оказываются частным случаем норм именно потому, что наличие адресата является необходимым условием вопросно-ответной ситуации.

    Вопрос включает в себя следующие элементы:

    (1) Предпосылка (тема) вопроса - информация, содержащаяся в вопросе (“Существуют два числа, сумма которых равна 28” в приведённом выше примере).

    (2) Рема вопроса - запрашиваемая информация (“Каковы числа a и b ?”).

    (3б) Корректность вопроса.

    Корректный вопрос - вопрос, все предпосылки которого являются истинными суждениями.

    Некорректный вопрос - вопрос, имеющий хотя бы одну ложную предпосылку. Выделяют следующие виды некорректности вопросов:

    (а) тривиально-некорректные вопросы, т. е. вопросы, содержащие неясные термины;

    (б) нетривиально-некорректные вопросы (провокационные), т. е. вопросы, содержащие хотя бы одну ложную предпосылку (на такой вопрос нельзя ответить корректно) (“Как часто вы моете свой автомобиль?” Предпосылками данного вопроса являются следующие суждения “Отвечающий имеет автомобиль” и “Отвечающий иногда его моет”. Если такой вопрос задан человеку, у которого нет автомобиля, то вопрос считается некорректным);

    (в) прагматически некорректные вопросы, т. е. вопросы, на которые в принципе ответить корректно возможно, но спрашивающий заранее знает, что у отвечающего нет достаточных средств для поиска ответа (“Верно ли, что существуют внеземные цивилизации?”).

    Существуют так называемые сложные вопросы, то есть вопросы, состоящие из нескольких подвопросов. Для ответа на вопросы такого типа необходимо ответить на все подвопросы, содержащиеся в них (“Вы подготовились к семинарам по логике, философии и информатике?” Для ответа на этот вопрос необходимо ответить на следующие три “Вы подготовились к семинару по логике?”, “Вы подготовились к семинару по философии?”, “Вы подготовились к семинару по информатике?”).

    (3в) Ответ на вопрос.

    Ответ - предоставление запрашиваемой информации.

    Ответ может пониматься как (а) поиск информации и её предоставление (ответ как процесс) и (б) сама предоставляемая информация (ответ как объект).

    Корректный ответ - ответ, содержащий истинное суждение, полностью устраняющее недостаток информации, выраженный в данном вопросе (“Перечислите виды совместимости двух понятий.” - “Подчинение, пересечение, равнозначность.”).

    Некорректный ответ - (а) ответ, содержащий ложное суждение; либо (б) ответ, не устраняющий полностью недостаток информации, выраженный в данном вопросе: (б1) неполный ответ (“Перечислите все возможные отношения между двумя простыми категорическими суждениями.” - “Противоречие, подчинение.”) или (б2) нерелевантный ответ (“Перечислите виды простых категорических суждений.” - “Понятие - это форма мышления, отражающая существенные признаки предмета, свойства или отношения.”).

    (3г) Виды вопросов.

    Знание, как известно, бывает двух видов: фактическое и концептуальное. В познании фактическому знанию соответствует описательная функция, а концептуальному - объяснительная и предсказательная.

    Описательная функция представляет собой языковую обработку эмпирических данных, позволяющих закрепить в языке отдельные факты, сформулировать базовые определения используемых в дальнейшем научных терминов.

    Объяснительная функция - это раскрытие существенных связей между изучаемыми явлениями, она состоит в выявлении причин, условий, допущений, объективных оснований, предпосылок, обуславливающих конкретные факты или теоретические положения.

    Предсказательная функция сводится к логическому выведению следствий или предположений относительно будущих состояний изучаемого объекта на основе установленных данных (на основе обобщения эмпирических данных, на основе знаний объективных причин, законов, принципов, условий, допущений и т. п.), обуславливающих эти будущие состояния.

    Рассмотрим, как реализуются три функции познания - (1) описательная, (2) объяснительная и (3) предсказательная - в вопросе.

    Фактическому знанию (описательной функции познания) в логике соответствует простое категорическое суждение. Его структура - S есть P (Деление - это логическая операция, раскрывающая объём понятия путём перечисления его составных частей.). По отношению к суждению такого вида возможны следующие виды вопросов:

    (а) ? есть Р (Назовите логическую операцию, раскрывающую объём понятия путём перечисления его составных частей);

    (б) S есть? (Что такое деление? (Дайте определение понятию “деление”.).);

    (в) S ? Р (Верно ли, что деление - это логическая операция, раскрывающая объём понятия путём перечисления его составных частей?).

    Концептуальному знанию (объяснительной и предсказательной функциям познания) в логике соответствует структура А ® В, где А и В - любые сложные суждения, а “®“ - логическое релевантное следование (Из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок - отрицательное суждение, следует, что вывод - также отрицательное суждение). По отношению к высказыванию такого вида возможны следующие виды вопросов:

    (а) ? ® В (Почему во второй фигуре простого категорического силлогизма вывод - всегда отрицательное суждение? (вопрос на объяснение));

    (б) А ® ? (Что следует из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок - отрицательное суждение? (вопрос на предсказание));

    (в) А? В (Верно ли, что из того, что во второй фигуре простого категорического силлогизма одна из посылок - отрицательное суждение, следует, что вывод - также отрицательное суждение?).

    Кроме того, вопросы могут задаваться в одном из трёх следующих режимов:

    (а) открытый режим: (Назовите науку, которая изучает законы и формы правильного мышления.);

    (б) ограниченный режим: (Из перечисленных ниже наук выберите ту, которая изучает законы и формы правильного мышления.);

    (в) закрытый режим: (Верно ли, что логика - это наука, изучающая законы и формы правильного мышления?)

    Вопрос относится к таким видам информации, которые требуют прямой отнесённости к адресату. Адресатами вопросов могут быть как отдельные индивиды, так и группы людей. Существуют вопросы, которые ставит перед собой всё человечество. К адресатам иногда относят и саму природу, считая, например, эксперимент вопросом, заданным природе.

    Каждому вопросу предшествует, таким образом, не просто желание получить некоторую информацию, а стремление получить её от вполне определённого адресата. Поэтому, нельзя согласиться с тем, что в отличие от машины человек может отвечать на вопросы, которые никто не задавал. Ответы на никем не ставившиеся вопросы - это опять-таки ответы на вопросы, заданные человеком самому себе. Это тот особый случай, когда отправитель и адресат - одно и то же лицо (ситуация, называемая в психологии “внутренней коммуникацией”).

    (3д) Проблема.

    Проблема - это вопрос относительно некоторой предметной области, который не имеет алгоритма поиска ответа.

    Познание объективной истины, таким образом, можно характеризовать через вопросно-ответные процедуры. Вопрос в этом случае выступает как программа исследования. Можно выделить следующие типы проблемных ситуаций:

    1. Проблемы объяснения новых фактов, несовместимых с положениями принятой теории.

    Решение - выдвижение гипотезы с последующим принятием ее в качестве новой теории.

    2. Наличие двух несовместимых гипотез (теорий), объясняющих явления, исходя из противоположных принципов.

    Решение - выдвижение гипотезы (теории), объясняющей отдельные решения вопросов, изучаемых в каждой из прежних теорий.

    3. Появление в теории парадоксов.

    Решение - пересмотр принципов данной теории.

    Проблему можно определить как требование выбрать действительные ответы из множества возможных ответов на корректно поставленный вопрос. Можно выделить оценочные проблемы, или задачи на доказательство (закрытый режим вопроса на объяснение или предсказание) и развивающие проблемы, или задачи на нахождение (открытый режим вопроса на объяснение или предсказание).

    Существуют так называемые массовые проблемы, в которых множество разрозненных задач объединяется в единый класс вопросов, разрешаемых по некоторой общей схеме предписаний. Любая наука стремится перейти от единичных проблем к массовым.

    Научное познание в следственной практике.

    Процесс научного познания можно изобразить в виде следующей схемы:

    То есть мы имеем какую-либо теорию, выражающую причинную связь в какой-либо области явлений. Затем в результате развития эмпирического знания выясняется, что факты противоречат данной теории. После этого выдвигается несколько гипотез, объясняющих данную область с учётом этих фактов. В результате проверки на непротиворечивость выясняется несостоятельность отдельных гипотез. Гипотеза же, которая верифицируется, подтверждается практикой, становится теорией. Эта теория работает в течении какого-то времени. Затем вновь появляются факты, противоречащие ей. Выдвигаются новые гипотезы и т. д.

    Литература:

    Основная

    1. Логика: Учебник для юридических вузов / Под редакцией Сальникова В.П., Назаренко А.Ф., Караваева Э.Ф. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.

    2. Балахонский В.В., Назаренко А.М., Назаренко А.Ф. Логика: учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения/ Под редакцией Сальникова В.П. Санкт-Петербургский университет МВД России. – СПб., 2003.

    3. Гетманова А.Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. – М., 2001.

    4. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учебник для вузов. – М., 2000.

    5. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. – М., 2002.

    6. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике/Под редакцией В.И. Кириллова. – 4-ее изд., М., 2000.

    Дополнительная

    1. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1996.

    2. Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 1997.

    3. Демидов И.В. Логика: Учебное пособие для юридических вузов/Под редакцией Б.И. Каверина. – М., 2000.

    4. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. – М., 1993.

    5. Иванов Е.А. Логика: Учебник. – М., 1996.

    6. Ивин А.А. Логика: Учебник. – М., 2001.

    7. Кириллов В.И. Логика: Учебное пособие. – М., 2003.

    8. Михалкин Н.В. Логика и аргументация в судебной практике. – СПб., 2004.