Тихонравов, михаил клавдиевич. Михаил Клавдиевич Тихонравов: биография М к тихонравов введение в ракетную технику

Тихонравов Михаил Клавдиевич - выдающийся советский научный деятель. Являлся учеником Циолковского и соратником Королева, был причастен к созданию первой советской ракеты. Имеет множество наград. Воспитал немало достойных продолжателей своего дела.

Детство

Что же представлял из себя и какой путь прошел Тихонравов Михаил Клавдиевич? Биография его началась во Владимире двадцать девятого июля 1900 года, но вскоре родители переехали в Петербург. Будущий научный деятель появился на свет в интеллигентной семье. Отец его - Клавдий Михайлович, был юристом, а мать - Александра Николаевна - педагогом.

В семнадцатом году в охваченном революционными событиями Питере семье стало жить совсем туго, и было принято решение о переезде матери с младшими детьми в городок Переславль-Залесский. А старший Миша вместе с отцом остался до окончания Тихонравовым-младшим гимназии. Семья воссоединилась спустя год.

Юные годы

На новом месте Клавдий Михайлович устроился работать судьей, а сын доставлял курьерскую почту и переписывал документы. В свободное от работы время увлекался рисованием.

В Переславле-Залесском Тихонравов Михаил Клавдиевич одним из первых получил комсомольский билет и занялся активной комсомольской работой, организовывая ячейки и объезжая с окрестные деревни. В марте 1919-го его даже избрали председателем городского комитета РКСМ.

В том же, 1919-м, году Тихонравов уходит добровольцем в Красную Армию, а затем работает в агитационно-просветительском отделе местного военкомата.

В 1920-м Михаил переезжает в Москву и становится студентом Военно-воздушной инженерной академии РККА имени Жуковского, которую заканчивает спустя 5 лет.

Дебютные шаги в карьере

Получив диплом, инженер Тихонравов Михаил Клавдиевич работает на нескольких предприятиях авиационной промышленности. Еще в годы учебы молодой человек сконструировал серию планеров, обладавших достаточно высокими характеристиками. Эту деятельность он продолжил и во второй половине 20-х годов, и именно в секции планеризма состоялось знакомство, кардинально повлиявшее на жизнь Тихонравова и судьбу советского ракетостроения.

Нового знакомого Михаила Клавдиевича звали Сергеем Павловичем Королевым. Между учеными завязалась дружба, переросшая в тесное сотрудничество. Королев сагитировал Тихонравова заняться созданием баллистических ракет, и в 1932-м тот уже возглавляет бригаду, разрабатывавшую первую советскую двухступенчатую ракету.

Тихонравов и другие участники этого исторического действа вспоминали, что работа продвигалась очень туго. Ракета долго не хотела запускаться, а на полигон ее возили в общественном транспорте, завернув в какие-то тряпки.

Старания инженеров увенчались успехом в 1933-м году. Ракету наконец удалось запустить, и она поднялась на 400 метров над землей. Это стало огромным событием для всей страны.

В 1934-м Тихонравов Михаил Клавдиевич приступил к руководству отделом Реактивного института, а начиная с 1938-го проводил исследовательские работы жидкостных ракетных двигателей; разрабатывал аппараты, которые позволили бы изучать верхние атмосферные слои и т.д.

Работа во время войны

Во время Великой Отечественной войны работы по освоению космоса были временно приостановлены. Более актуальными стали совсем другие задачи. Нужно было любой ценой остановить фашистов, и по-настоящему спасительным решением стало создание легендарного зенитного комплекса «Катюша». Именно разработкой снарядов для нее и занимался Тихонравов Михаил Клавдиевич в начале сороковых годов.

Опала и реванш

После войны Тихонравов на базе Реактивного научно-исследовательского института, где был заместителем начальника, проектировал высотные ракеты, работал над созданием первых искусственных спутников, космических суден, управляемых пилотом, и аппаратов автоматического типа, предназначенных для межпланетных перелетов.

В пятьдесят первом году выступил с инициативой создания многоступенчатых баллистических ракет, но был не понят и даже осмеян. Руководство посчитало выдвинутые идеи фантастическими. Тихонравов Михаил Клавдиевич, фото которого тех времен выдает уставшего и подавленного человека, был понижен в должности и отстранен от важных проектов.

Однако в 1953 году власть поняла свою ошибку и проявила повышенный интерес к теме, озвученной Тихонравовым. Ученый, который вопреки всему продолжал трудиться над своим детищем, был извлечен из забытья и возвращен к активной деятельности.

Остаток жизни инженер посвятил сфере освоения космоса. Особенно заметными стали его проекты, разработанные в качестве начальника отдела проектирования искусственных спутников при ОКБ-1. Именно благодаря Тихонравову был совершен первый запуск спутника, на борту которого находилось живое существо, и за это ученый получил Ленинскую премию. А позже стал Героем Соцтруда.

Помимо научной деятельности, занимался Михаил Клавдиевич и преподаванием. Среди слушателей его лекций был, например, Юрий Гагарин.

Четвертого марта 1974-го страну облетела черная весть, что на 73-м году жизни скончался выдающийся и педагог Тихонравов Михаил Клавдиевич. Жена его - Ольга Константиновна Паровина (тоже инженер-конструктор) пережила мужа на девятнадцать лет. У пары остались дочь Наталья, внучка Ольга и правнук Ростислав.

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года в городе Владимир в семье юриста и педагога. В 1918 году семья переехала в Переславль. Здесь Михаил начал работать курьером в суде, где его отец был народным судьей. В 1919 году молодой человек стал первым комсомольцем Переславля. Тихонравов организовал комсомольскую ячейку при бывшей женской гимназии. Также в 1919 году он вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и стал агитатором военкомата.

По сохранившимся свидетельствам, Тихонравов хорошо справлялся с обязанностями агитатора. В 1920 году его перевели во Владимирский военкомат, а оттуда он был направлен на фронт. В том же году Тихонравов поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (в настоящее время Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). В период учебы Тихонравов сконструировал ряд планеров, модели которых обладали достаточно высокими характеристиками. С 1925 года Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях.

В 1932 году Тихонравов стал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения. В секции планеризма при Обществе содействия обороне, авиации и химическому строительству СССР Тихонравов познакомился с С. П. Королёвым. В дальнейшем их знакомство переросло в тесное сотрудничество, в частности, в 1933 году по предложению Королёва Тихонравов возглавил работы по созданию первых советских баллистических ракет на гибридном топливе. В августе того же года были проведены первые испытания ракеты ГИРД-09 конструкции Тихонравова.

В 1934 году Тихонравов стал начальником отдела Реактивного научно-исследовательского института. И здесь под его руководством велась работа по созданию ракет, высота взлета которых постепенно увеличивалась.

В конце 1930-х годов Тихонравов и возглавляемый им коллектив занимались разработками, связанными с жидкостными ракетными двигателями и ракетами для изучения верхних слоев атмосферы, однако вскоре эти исследования были свернуты. А перед Тихонравовым и его коллегами была поставлена задача по разработке снарядов для «Катюши».

После Великой Отечественной войны Тихонравов приступил к работе по созданию искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных станций. Однако в 1950 году Тихонравов был отстранен от занимаемой должности. Вернуться к исследовательской работе ему удалось лишь в 1953 году, а в 1954 году Тихонравов уже предложил последовательную программу освоения космического пространства от запуска первого спутника и вплоть до высадки на Луне.

В музее Переславля хранятся комсомольский билет и дневники Михаила Клавдиевича. Его записи о поездках по сельской местности по делам военкомата представляют немалый интерес и с исторической, и с краеведческой точек зрения. Среди прочих материалов имеются схемы расположения селений, где указаны километраж, время выхода из Переславля и время возвращения в город, а также описаны настроения, владевшие местным населением.

В 1956 году Тихонравов стал работать в ОКБ-1 в должности начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и других планет. В 1957 году Михаил Клавдиевич Тихонравов удостоился Ленинской премии СССР за успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту.

Кроме того, Тихонравов принимал деятельное участие в работе по запуску первого пилотируемого космического корабля. За это в 1961 году указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Клавдиевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а также вручены орден Ленина и медаль «Серп и Молот».

Позднее коллектив, возглавляемый Тихонравовым, принимал участие в разработке тяжелого межпланетного корабля, который предназначался для пилотируемого полета на Марс.

Параллельно с научно-исследовательской деятельностью выдающийся конструктор преподавал в стенах Московского авиационного института имени С. Орджоникидзе, профессором которого Тихонравов стал в 1962 году.

Помимо уже упоминавшихся наград, Тихонравов за свои достижения, способствовавшие развитию советской авиационной, ракетной и космической техники, был награжден орденами Красного знамени, Красной звезды и др.

Открытия и изобретения России, Славянский Дом Книги

Решением Переславль-Залесской городской Думы от 26 мая 2011 года № 54 за выдающиеся заслуги в области ракетостроения и космонавтики присвоено звание «Почетный гражданин города Переславля-Залесского» Михаилу Клавдиевичу Тихонравову (посмертно)

Родственными корнями Михаил Клавдиевич Тихонравов относится к переславскому голове Александрову по материнской линии (Софья Николаевна Воронина). По отцовской линии в Переславле жила племянница Нина Покровская (Охотина), преподаватель женской гимназии. Родители его были образованными людьми: отец имел юридическое образование, некоторое время работал школьным учителем. Мать и тетка учительствовали.

Михаил родился во Владимире в 1900 году, окончил гимназию в Санкт-Петербурге, в 1918 году семья переехала к родственникам в Переславль. В северной столице в это революционное время жизнь была трудной, и многие интеллигенты возвращались в провинциальные города туда, где можно было прожить огородами и своим хозяйством.

Родственники Тихонравовых жили в доме рядом с женской гимназией. В этой гимназии учительствовали мать Михаила и его тетушка. Отец летом 1918 года был избран народным судьей 2-ого участка Переславского уезда (Елизаровская, Смоленская и Петровская волости). Михаил устроился работать в народный суд курьером и переписчиком. 18-летний Михаил сразу включился в работу по организации Союза молодежи.

От Михаила Клавдиевича в 1958 году в Переславский музей поступил архив, изучая который можно проследить историю и развитие молодежного движения в городе и на селе в 1919-1920 гг. Архив состоит из документов печатных и рукописных. Черновики протоколов комсомольских собраний и заседаний комитета, списки сочувствующих молодежному движению, рапорты и отчеты в партийную организацию и т.д. Вот что сообщал Михаил Клавдиевич о создании комсомола в Переславле: «Переславская молодежь сумела организоваться только в 19-м году. Не было дня организации, были дни организации, была борьба, были усилия, потому что коммунистический элемент не мог быть выявлен сразу, приходилось бороться с чуждым мещанским элементом, который в первые дни наводнил Союз». Союз молодежи был признан уездным комитетом партии, а дата 16 января 1919 года может быть установлена как дата организации РКСМ в Переславле.

В октябре 1920 года переславские комсомольцы избрали юного Михаила делегатом III Всероссийского съезда РКСМ, где выступал В.И. Ленин с исторической речью «Задачи Союза молодежи», определившей программу деятельности поколений советской молодежи.

В июне 1919 года Тихонравов добровольно вступил в Красную Армию. Как человека образованного (а это в ту пору было редкостью), его определили на политработу в уездном военкомате. Командование быстро подметило в парне тягу к технике, авиации.

В 1920 году он - курсант Института Красного Воздушного Флота (впоследствии Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского).
Получив в 1925 году диплом инженера, М. К. Тихонравов с головой ушел в космическое ракетостроение. Молодой инженер вскоре познакомился с конструкторами Ф.А.Цандером и С.П. Королевым. Инженеры-единомышленники создают знаменитый ГИРД - группу по изучению динамики движения ракет. (В составе московской группы С.Королев, Ф.Цандер, В.Ветчинкин, Ю.Победносов, М.Тихонравов)

Группа трудилась в подвале старого дома на углу Садово-Спасской и Орликова переулка. Первое тихонравовское изобретение - ракету «ГИДР - 09» - постоянно преследовали несчастья: заправленная жидким кислородом и желеобразным бензином, она никак не хотела взлетать. Испытания следовали одно за другим. У изобретателей были трудности с транспортом, и первую советскую ракету заворачивали в рогожу и везли трамваем на полигон в Нахабино, заплатив за провоз багажа. Кажется символическим противоречие: убогость способа транспортировки - и масштабность решаемой задачи…

За десять летных недель 1933 года было проведено 16 испытаний. Любое терпение подходит к концу: «Эта дрянь никогда не взлетит!» Тихонравов вконец измотался, и Королев насильно отправил его в отпуск на Хопер, приказав «тихо удить рыбу».

День 17 августа 1933 года вошел в историю российской космонавтики: человеческое упрямство победило упрямство металла. Ракета «09» взлетела и, постепенно набирая скорость, достигла высоты 400 метров. «Начиная с этого момента, советские ракеты должны летать над Союзом Республик», - написал тогда в ГИРДовской стенгазете Королев.

Обратите внимание на особенность советских реалий того времени: ведь принято было работать на голом энтузиазме! Ну, может быть, не совсем на «голом» - Михаилу Клавдиевичу и его единомышленникам за создание ракеты «ГИРД - 09» была вручена премия: каждому по…черному кожаному пальто. А до этого их поощряли лишь одной парой ботинок на всех.

В 1946 году ракетчиками под руководством Тихонравова разработан первый проект корабля для полета человека в космос на высоту 150-200 км, через полтора десятка лет «Восток».

Из воспоминаний летчика- космонавта СССР Константина Феоктистова:
«В 1957 году я пришел работать к Королеву. Сначала я работал у Тихонравова. При совершенно различных натурах они подходили друг другу в одном: каждый из них был человеком, верным идее, за которую стоял».

В 1960 году в московском Центре подготовки космонавтов профессор Тихонравов читал курс лекций «Механика космического полета». «Это был удивительный полет фантазии в возможности человека и техники того времени», - скажет его ученик, летчик-космонавт Виталий Севастьянов.

Для Тихонравова - инженера высочайшего, мирового класса - человеческий фактор оставался наиважнейшим всегда, от его комсомольской юности до последних дней жизни. Он, как и многие настоящие ученые, замечательным педагогом. Видимо, поэтому он, как и многие замечательные ученые, был замечательным педагогом. Видимо, поэтому он оказался в элитной команде той профессуры, кто читал лекции первому, «гагаринскому» отряду советских космонавтов.

В последние годы М.К. Тихонравов передал эту педагогическую эстафету одному из своих учеников - В.И. Севастьянову (Герой Советского Союза, летчик-космонавт).
Михаил Клавдиевич Тихонравов является одним из пионеров в замечательной плеяде советских конструкторов в области ракетостроения и космонавтики. Доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Герой Социалистического труда, он был член-корреспондентом Международной Академии астронавтики, лауреатом Ленинской премии, кавалером многочисленных советских орденов и медалей.

19 июля 2002 года в Переславле-Залесском, у дома, где жила семья Тихонравовых, состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память о нашем земляке. Церемонию открыли первый секретарь Переславского райкома КПРФ В.П. Паутов, Мэр города Е.А. Мельник, а также дважды герой Советского Союза летчик-космонавт В.И.Севастьянов, который учился у М.К.Тихонравова и родная дочь ученого Наталья Михайловна, которая привезла в подарок Переславскому Дому детского творчества планшеты с рисунками отца.

Михаил Клавдиевич Тихонравов (16 (29) июля 1900 - 4 марта 1974) - советский инженер, конструктор космической и ракетной техники. Доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Биография

В 1919 году он добровольно вступил в РККА. В этом же году работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.

В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях. Конструктор ряда планеров: АВФ-1 "Арап" (1923 г.), АВФ-22 "Змей Горыныч" (1925 г., совместно с В. С. Вахмистровым), "Жар-Птица" (1927 г., совместно с А. А. Дубровиным), "Гамаюн", "Скиф" (оба 1928 г.), "Комсомольская Правда" ("Жар-Птица-2", 1929 г.), "Скиф-2" (1931 г.; все - совместно с В. С. Вахмистровым и А. А. Дубровиным).

Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.

В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.

С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш». В 1940-1943 гг. возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую (под общим руководством А. Г. Костикова) экспериментальный истребитель-перехватчик «302» с силовой установкой, состоящей из ЖРД и двух ПВРД.

Создание и деятельность Группы Тихонравова

В середине 1940-х годов (1945-1946 гг.) М. К. Тихонравов создал в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ, позже НИИ-1) группу сотрудников для разработки проекта пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой (типа Р-1) на высоту до 200 км (проект ВР-190).

Дальнейшие достижения М. К. Тихонравова в научной и инженерной областях сложно отделить от деятельности руководимой им группы, состав которой время от времени менялся, но продолжал оставаться единым взаимодополняющим друг друга сообществом высококлассных специалистов.

В 1946 г. работы над проектом ВР-190 были переданы из РНИИ во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук (ААН), в последующем НИИ-4 Минобороны СССР. Соответственно туда же был переведён и М. К. Тихонравов, назначенный заместителем начальника НИИ-4 по одной из ракетных специальностей, вместе с группой сотрудников.

В её состав на то время входили Н. Г. Чернышов, П. И. Иванов, В. Н. Галковский, Г. М. Москаленко и др..

В 1947 г. в НИИ-4 пришёл молодой талантливый военный геодезист И. М. Яцунский, который также был включён в группу и быстро стал первым помощником Михаила Клавдиевича.

Первоначально М. К. Тихонравов непосредственно руководил работами по проекту ВР-190, однако в 1947 г. эти работы вместе с частью группы были переданы в другое подразделение НИИ-4, Михаил Клавдиевич постепенно отошёл от них и создал новый отдел во главе с Ивановым. Проект ВР-190, как известно, осуществлён не был.

В отделе П. И. Иванова Михаил Клавдиевич, хорошо зная труды К. Э. Циолковского, помимо других работ, предложил исследования составных ракет. В отделе стали разрабатываться приемлемые способы расчёта траекторий полёта составных ракет пакетной схемы, отыскания оптимальных конструктивно-баллистических параметров ракет, и проводиться исследовательские расчёты..

29 июля 1900 - 04 марта 1974

советский инженер, конструктор космической и ракетной техники

Биография

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года во Владимире .

В 1919 году он добровольно вступил в РККА. В этом же году работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.

В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Стал автором серии рекордных планёров. Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях.

Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.

В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.

С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш». С середины 1940-х годов работал над проблемами проектирования высотных ракет, также участвовал в создании первых искусственных спутников Земли, пилотируемых космический кораблей и автоматических межпланетных аппаратов. Одновременно с этим преподавал в МАИ им. С. Орджоникидзе (с 1962 года - профессор).

После отстранения от должности в начале 1950 года, Тихонравов только в 1953 году смог продолжить работы по исследованию многоступенчатых ракет и искусственых спутников Земли, после заказа С.П. Королёвым в НИИ-4 исследований по вопросам создания ИСЗ. Уже в 1954 году Тихонравов предложил свою программу освоение космического пространства, от запуска первого спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций, к высадке на Луну.

В 1956 году Михаил Клавдиевич перешёл на работу в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы. За успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту, Тихонравов в 1957 году стал лауретом Ленинской премии.

Тихонравов принимал активное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что в 1961 году указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Клавдиевичу Тихонравову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.

Награды и титулы

  • Медаль «Серп и Молот».
  • Два Ордена Ленина.
  • Два ордена Красного Знамени.
  • Орден Отечественной войны 2-й степени.
  • Медали.
  • Ленинская премия.
  • Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968).

Память

В честь М.К. Тихонравова названы и носят его имя:

  • Улица Тихонравова в городе Юбилейный .
  • Улица Тихонравова в городе Владимир .
  • 50-й ЦНИИ военно-космических сил им. М.К. Тихонравова в городе Юбилейный .

Сочинения

  • Ракетная техника. - М., 1935.
  • Полёт птиц и машины с машущими крыльями, 2 изд. - М., 1949.