Урок по кубановедению на тему "история кубани в архитектуре". Лекции по "архитектуре кубани" «Русский национальный стиль» и неоклассицизм

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: «Архитектура Кубани и Краснодара. Храмовое строительство.» Гречишкина Т. В. МАОУ лицей пгт Афипский

В конце 18 века Россия воевала с Турцией за выход к берегам Чёрного моря. Активное участие в этой борьбе принимали казаки. За это царица Екатерина даровала им землю, на которой переселенцы стали возводить храмы.

Загадки 1. На молитву созывает, а сам в церкви не бывает… 2. Выше церкви ленточка… 3. Спиной к стене, а лицом к избе… 4. Тень, тень, потетень, выше города плетень… колокол крест икона церковь

Худое слово с языка Здесь не слетит, Светлеют лица, И тянется ко лбу рука, Чтоб друг за друга помолиться. М. Просянников. Что составляет синтез храмового искусства? Росписи, фрески, иконы, церковная утварь, одежда священнослужи- телей, музыка, содержание священных книг

1 1. крест 2. купол 3. барабан 4. закомары 5. апсиды 6. портал 2 3 4 5 6 Устройство Московского храма Христа Спасителя

Сравните с устройством Московского храма 1. крест 2. купол 3. барабан 4. закомары 5. апсиды 6. портал Храм во имя иконы Божьей Матери «Целительница», г. Краснодар Построен на территории Краснодарского краевого консультативно- диагностического центра. Два купола украшены звездами. 1 2 3 4 5 6

Александро – Невский собор первоначально был деревянным. В 1872 г. архитекторы Иван и Алексей Черники на месте войскового деревянного построили новый каменный. В годы советской власти он был разрушен. Восстановлен в 2006 г. В честь кого он назван? Был назван в честь новгородского князя Александра Невского, поднявшего русский народ в 1240 году на борьбу со шведами. Остаток жизни он провёл в церкви и впоследствии был канонизирован в святые. Белый храм в Краснодаре

Екатеринодарские соборы архитектора И. К. Мальгерба Свято- Троицкий храм. (1899-1910) Свято-Екатерининский храм (1900- 1914)

Храм святого пророка Илии(архитектор Н. Г. Петин) Ильинская Братская церковь (1892 -1907),построенная в память о безвременно умерших во время страшного поветрия холеры, налетевшего на Екатеринодар летом 1892 года.

Разрушение церквей на Кубани в 20-30 годы 20 столетия Немеет на плахе наш Белый собор, Снимите папахи, смотрите в упор. В.А.Домбровский. Советская власть пришла на Кубань весной 1920 года. Советы принимали решения о разрушении храмов. Было уничтожено и закрыто 164 прихода.

Свято- Троицкий собор, Выселковский район (1914 г.) Огонь от пылающих икон был выше здания. Жители станицы Новодонецкой на долгие годы остались без православного храма. Свято- Вознесенский храм, Динской район Собор чудом уцелел. В 1933 году было решено использовать его под зернохранилище.

Возрождение и строительство новых храмов – единственно верный путь, благословенный Господом. 21 век. Возврат духовных традиций происходит по всей Кубани. «Твори добро и забывай об этом»

Храм Рождества Христова Свято – Никольский 19 декабря 1997года произошла закладка Свято - Никольского храма в селе Белая Глина, который строится на пожертвования селян.

Задание: выполнить эскиз храма 1. крест 2. купол 3. барабан 4. закомары 5. апсиды 6. портал

В конце урока вы должны ответить на вопросы: 1.Назовите знаменитых архитекторов Кубани конца19- начала 20 веков, принимавших участие в строительстве храмовых построек. 2. Какой стиль архитектуры они использовали? 3. Когда и почему были разрушены храмы на Кубани? 4. Как вы считаете, повлияло ли разрушение православных храмов на духовные ценности кубанцев? 5. Назовите действующие храмы Краснодара, построенные в конце 19 века.

Домашнее задание: Выполнить презентацию на тему: «Самый красивый храм моего посёлка»

Прихожане в храме- Храм Христа Спасителя в Москве- http://drevo.pravbeseda.ru/images/001/000001.jpg http://www.xpam-xpicta.ru/gal/ico/images/DSC04682.jpg Храм во имя иконы Божьей Матери «Целительница», г. Краснодар - http://www.temples.ru/private/f000150/150_0006512b.jpg Александро – Невский собор, г. Краснодар- http://kubanphoto.ru/photos/4323/91220.jpg Свято- Троицкий храм, г. Краснодар - http://www.temples.ru/private/f000150/150_0002532b.jpg Свято-Екатерининский храм, г.Краснодар - http://darkaterina.narod.ru/kat.jpg Храм Святого пророка Илии, г.Краснодар - http://krasnodarskiy-kray.ru/51.jpg Свято- Вознесенский храм, Динской район – фото из фильма Свято – Троицкий собор, Выселковский район - фото из фильма Свято – Никольский храм, село Белая Глина – авторское фото Храм Рождества Христова, г Краснодар- http://www.yuga.ru/media/hram_rozhdestva_b01.jpg


Архитектура каждого города есть отражение его истории — с этим утверждением, думаю, спорить никто не cтанет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара — Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.

Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона,

Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица.Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города — очень редкая — типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом.

Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г.

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу «общее во всей империи городское устройство». С 1867 г. приоритетами в строитель стве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов. Особое место приобрело культовое строительство: к 80-м годам XIX века в Екатеринодаре уже было сооружено девять православных храмов. В 1910 г. велось строительство таких соборов, как Семипрестольный храм во имя Св. Екатерины и храм во имя Св. Троицы.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церков, Екатерининский собор, трехэтажный дом Армянского благотворительного общества и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы «Метрополь», реконструировал гостиницу «Центральную», проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. — войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь, Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия, часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака, епархиальное женское училище и др.

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны «в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г.»

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II.К сожалению, это великолепное творение российских зодчих «боевым приказом» Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку. В недалёком прошлом памятник был востановлен.

Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.

Урок кубановедения 4 класс

Тема: История Кубани в архитектуре

Цель: Ознакомить учащихся с особенностями архитектуры Кубани.

Личностные результаты : Формирование интереса к прошлому народа; установка бережного отношения к архитектурным памятникам.

Метапредметные результаты : овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; освоение способов решения проблем поискового характера; овладение навыками смыслового чтения текста; овладение логическими действиями сравнения и анализа; умение работать в группе.

Предметные результаты : ознакомление с названиями жилища казаков; умение фиксировать особенности построек в разные исторические эпохи; исследовать особенности труда и быта жителей Кубани.

Материально - техническое обеспечение:

Книгопечатная продукция: учебник «Кубановедение» 3-4 класс М.А. Мирук, рабочая тетрадь по кубановедению 4 класс Т.А. Науменко.

Печатные пособия : физическая карта Краснодарского края

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства : презентация «История в архитектуре»

Технические средства обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор

Учебно- практическое оборудование: фотографии «Архитектура»

Форма урока: путешествие на «Машине времени»

Педагогическая технология: технология деятельностного метода; решение проектных задач.

Тип урока: изучение нового

Этап урока

Ход урока

Планируемые результаты

Самоопределение к учебной деятельности.

Вы любите путешествовать?

Что вы обычно фотографируете, когда путешествуете?

Я вам хочу показать фотографии, которые были представлены учениками нашей школы на конкурс «Архитектура глазами юного путешественника».

Ребята, рассмотрите фотографии. Что отражено на них?

Так что же такое архитектура? (Архитектура- стиль построек; здания и сооружения).

Как вы считаете можно ли узнать историю Кубани по архитектуре?

Личностные умения:

- проявлять интерес к архитектуре и истории края

Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Тогда попытаемся разобраться в этом вопросе.

Как называется тема нашего урока?

Какие задачи мы перед собой сегодня ставим? (изучить особенности построек на Кубани в разные исторические эпохи; выяснить какой материал использовали при строительстве; определить назначение построек; ознакомиться с трудом и бытом казаков).

Давайте проведём урок необычно - в форме путешествия.

На чём же можно отправиться в прошлое, поговорить о настоящем и может быть заглянуть в будущее? (На «машине времени»).

Диагностические задания.

Выявление места и причин затруднения

Начнем мы наше путешествие с тех незапамятных времён, когда на нашей земле ещё жили древние люди . Известно, что древний период истории Кубани по-своему интересен.

Рассмотрите ленту времени в рабочей тетради с. 43. Определите, когда на Кубани появились древние люди? (500 тысяч лет назад на Кубани жили древние люди)

- Найденные археологами стоянки свидетельствуют, что на протяжении полумиллиона лет человек здесь жил непрерывно, осваивал природные богатства, совершенствовал орудия труда.

Назовите ваши предположения: Как выглядело жилище древнего человека?

Допустим…

Предположим…

Возможно…

Проверьте свои предположения прочитав текст в учебнике на с.81 I абзац.

Кто подтвердил свою гипотезу?

Что нового узнали? (Археологами обнаружена открытая стоянка древних людей около посёлка Ильский)

Найдем на карте посёлок Ильский?

Все открытия мы записали в таблице. Поработайте в группах, расскажите друг другу об итогах первой экспедиции (Обязательное условие: каждый в группе должен сказать не менее одного предложения).

Проверка работы в группах.

Расскажите о жилищах древних людей?

Диагностические задания.

Выдвижение гипотез

Работа с картой.

Развитие монологической речи

4.2.

Построение проекта выхода из затруднения.

Ответьте на вопросы и узнаете, в какую историческую эпоху вам предстоит перенестись?

1. Определите по ленте времени период, когда жили меоты на Кубани? (Первое тысячелетие до нашей эры)

2. Когда казаки переселились на Кубань? Подсказка с. 33. (Первый отряд казаков под командованием Саввы Белого высадился на берегу Кубани в 1792 году. А второй отряд во главе с Захарием Чепегой двигался посуху к Ейску).

3. Когда образовался Краснодарский край? (Краснодарский край образовался в 1937 году)

Отметим эти временные рамки в таблицах.

Итак, исторические времена определены. Продолжим наше путешествие, разбившись на три экспедиции.

I группа – I ряд в классе «Архитектура первого тысячелетия до нашей эры, т.е. период когда жили меоты»

II группа – II ряд в классе «Архитектура первых казачьих станиц»

III группа – III ряд в классе «Архитектура Краснодарского края начиная с 1937г.».

Давайте определим план наших действий.

(В ходе фронтальной беседы появляется план действий каждой экспедиции)

2. Заполнить таблицу (Приложение 1)

3. Составить рассказ по таблице «История в архитектуре»

Где найти необходимую информацию? Конечно в учебниках.

I экспедиция - с. 81.II абзац

II экспедиция - с.82

III экспедиция работа по индивидуальным информационным источникам.

Дифференцированная работа.

Дополнительное задание (кто работает быстро) (Рабочая тетрадь с.18)

Регулятивные умения :

Выполнять задание в соответствии с целью.

Диагностические задания.

Заполняют в таблице столбец «эпоха»

Поиск информации

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- оценивать правильность выполнения учебного задания.

5.2.

Реализация построенного проекта

Самостоятельное изучение информации в учебниках, дополнительных источниках. Заполнение таблиц.

Регулятивные умения :

выполнять задание в соответствии с целью.

Первичное проговаривание во внешней среде.

Работа в парах.

Составление рассказа «История в архитектуре…»

Коммуникативные умения:

- формулировать речевое высказывание;.

7.1.

7.2.

7.3.

Первичное закрепление

Расскажите о жилищах меотов.

Предлагаю решить историческую задачу: Когда учёные ведут раскопки на месте поселений древних греков, то часто находят керамическую посуду. Они имели красноватый цвет и расписанный чёрным лаком. Такую посуду находят не только в древне греческих городах, но и там где жили меоты. Значит меоты сами ….(изготавливали посуду, похожую на греческую).

Да, действительно меоты владели гончарным, кузнечным и ткацким ремеслом. Они занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей.

Как называлось поселение меотов? (Городище )

Прочитайте в словаре, каковы особенности городище? (Городище огораживали рвом, валом и частоколом).

- Исторический факт. В излучине реки Кирпили находилось Новоджерелиевское городище. Возводить жилища на рыхлой почве не просто. Поэтому строительную площадку заливали плотной глиной.

Перенесёмся из далёкого прошлого в нашу эру. А точнее период переселения казаков на Кубань.

Расскажите, что собой представляло кубанское жилище в 18-19 веках?

Как выглядели первые казачьи поселения? (В первые годы существования казачьих поселений в трудных условиях военного времени сооружали временные постройки – землянки, полуземлянки, крытые камышом и соломой)

Раньше слово станица означало не населённый пункт, а боевой или охотничий отрядом. Как же велось строительство станиц на Кубани в 18 веке? (В центре станицы одна или две площади, вокруг них располагалось войсковое правление, школа, церковь, лавки. Станица имела центральную площадь - майдан. Ставили там коновязы, где казаки, собравшиеся по тревоги, оставляли коней).

Как выглядела хата снаружи? (Казачьи хаты всегда выглядели аккуратными и нарядными. А все оттого, что обычно их белили известью. Такие дома еще называли мАзанки. Окна выходили на южную сторону. Глухая стена дома (без окон) располагалась с ветреной северно-восточной стороны).

- И подтверждение тому картина «Украинская хата», написанная замечательным русским художником. Илья Ефимович Репин был на Кубани в 1888г.

На подворьях казаков всегда царили чистота и порядок. Во всем чувствовался хозяйский подход. Существовала даже пословица: «Каждый казак – государь в своем дворе». Хотя площадь, которую занимал двор, обычно была небольшой.

- Что же располагалось во дворе? (Конюшня, коровник, курятник, свинарник, погреб, амбар, колодец, летняя печь, навес для повозок, сенник, Обычаем было отдельное строение ).

- Дома богатых и бедных строились на один образец – из двух комнат: одной побольше – «горницы» и меньше «стряпухи». В хатах было просто и уютно. Расскажите о внутреннем убранстве казачьей хаты. (Внутри домов всегда одна половина чистая, заботливо прибранная (горница). Здесь находились стол, сундук, лавки, грубка с лежанкой, за ней настил, где спали (полок). На видное место ставили кровать с горой подушек, резные и расписные сундуки - приданное дочерей)

Как называли казачье жилище? (Хата, мазанка, курень)

Как же строились хаты на Кубани? Ответ на этот вопрос мы сможем найти, прослушав отрывок из стихотворения Кубанского поэта П.С. Карпенко «Бабы Моти сказ про реку Челбас».

Строить дом в степи -

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

И сухой камыш

Для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая?

1. Турлучные хаты наиболее характерными на Кубани. С троили их на основе деревянного каркаса. От слова турлУк – плетень, обмазанный глиной.

2. Саманные дома. Саман – материал, состоящий из нескольких компонентов. Почти во всех домах пол был глинобитным. Деревянный пол был только у богатых.

3. Глинобитные дома – литые стены этих домов сооружались путём забивки деревянной опалубки глиной.

4. Вальковые стены – возводились из крупных (до 7 кг) круглых или овальных глиняных комьев, которые накладывались друг на друга рядами (шарами) высотой до 60-70 см. Каждый ряд в течение нескольких дней просушивали.

Историческая задача: Почему в строительстве казачьих хат преобладала глина, камыш и солома?

(Жилище и материал, из которого возводятся постройки, во многом зависят от местных географических условий и климата. В равнинной части почти полностью отсутствует камень. Поэтому здесь в строительстве используют глину, камыш, солому и дерево).

Исторический факт: в 50 годах 19 века Екатеринодар выглядел как большая станица «Ныне в этом отставшем от современного значения граде насчитывается 2000 домов, т.е. хат из глины и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железной крышей несколько. Хаты строят так, как будто им скомандовали «вольно, ребята». 1

А какой была наша станица брюховецкая многие десятки лет назад? Об этом помнят лишь старожилы. Они хранят в памяти воспоминания своих отцов и дедов о далёких временах. Районо- краеведческий музей считается памятником архитектуры.

Узнайте, кому принадлежал раньше этот дом (Был построен в 1897г. и принадлежал купцу Виктору Игнатову).

Что связывает дом–музей и детскую больницу? (Купец Виктор Игнатов построил школу для иногородних. Нынче это здание районной детской больницы).

На смену глине в 70-х годах приходит кирпич.

Знаменитый след в архитектуре Кубани конца 19 века и начала 20 века оставил архитектор И.К. Мальберг.

И тому есть подтверждения в нашей станице. По проекту Ивана Климетьевича Мальберга в 1904г. построено двухэтажное здание училища. Сегодня это здание школы №1.

Архитектура Краснодарского края

Мы знаем, что датой образования Краснодарского края считается 13 сентября 1937 года.

Какие изменения в архитектуре края произошли за 75 лет нам расскажет III экспедиция.

Из чего строят современные дома?

Какие материалы используют для строительства?

Что построили за 75 лет?

Краснодарский государственный цирк построен в 1970 году. Сейчас краснодарскийцирк - это 1654 посадочных места и два действующих буфета. Цирк оснащен манежной световой и звуковой аппаратурой, сканерными пушками.
Арена нередко служит и концертной площадкой: ежемесячно здесь выступают звезды российской эстрады.

В кинотеатре "Аврора" давно любимым большинством краснодарцев и гостей города всегда можно увидеть последние новинки российского и мирового кинематографа. После ремонта в зале кинотеатра были установлены новые кресла и заменено оборудование.
Для детей в кинотеатре проводятся дополнительные мероприятия, имеется специальная детская комната.

В большом зале кинотеатра установлено новейшее цифровое оборудование для показа фильмов в формате 3 D .

Войсковой Александро-Невский собор был заложен в 1853 году на месте старого деревянного Воскресенского собора, расположенного на Базарной площади Екатеринодара. Строительство длилось 19 лет. В 1937 году собор разрушили большевики. Решение о его восстановлении было принято в 2003 году губернатором Кубани Александром Ткачевым. Войсковой собор решили восстановить на новом месте - в начале улицы Красной. 28 мая 2006 года собор Алесандра Невского полностью восстановлен.

В столице Кубани воссоздали Александровскую триумфальную арку, построенную для приезда императорского кортежа. В конце 19 века Екатеринодар готовился к приезду российского императора Александра III . В качестве подарка казаки и общественность выстроили Триумфальные ворота для въезда императора в город.Александровскую арку построили в 1888 году по проекту архитектора В.А.Филиппова (1843-1907). В 1928 году по решению советской власти арка была снесина.
В апреле 2008 года состоялось торжественное открытие Триумфальной арки на улице Красной столицы Кубани. Правда, сооружение стоит не на своем месте, так как за сто лет город изменился, и сейчас этот перекресток сильно загружен транспортом.

Личностные умения:

Творческое отношение к процессу составления рассказа об архитектуре края

Познавательные умения:

- выполнять задание, используя приобретённые знания и умения;

- выбирать вариант выполнения задания.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата

Предметные умения: рассказывать об особенностях архитектуры заданной эпохи

Включение в систему знаний и повторение

По предложенным картинкам определите эпоху и назначение жилища.

Работа в тетрадях с. 19.

А хотите заглянуть в будущее? (На улице Ленина близится к завершению с троительство комплекса «Москва» . По проекту предполается два кинозала с современным цифровым оборудованием, изображение в формате 3 D , будет работать кафе и торговые точки)

Предметные умения:

- различать жилище меотов и древних людей,

Определять хату казака, архитектурные памятники

Рефлексия учебной деятельности

Закончите предложения:

1. Для меня важно знать об … , для того, чтобы …

изучать историю края, учиться рассказывать об архитектуре, потому …

2. Закончите предложение:

Я доволен(льна) … (очень, не очень) тем , что могу самостоятельно рассказать о ….

Личностные умения:

Проявлять интерес к изучению темы.

Домашнее задание.

Демонстрируется запись в электронных дневниках

С. 83 Узнай, как выглядело жилище твоих предков. Попробуй сделать макет жилищ, Расскажи по плану.

ЛОКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ В АРХИТЕКТУРЕ ТРАДИЦИОННОГО МАЛОЭТАЖНОГО ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА КУБАНИ

О.С. Субботин

Рассмотрена история архитектуры и градостроительства Кубани. Проведен истори-ко-архитектурный анализ традиционного малоэтажного домостроительства Кубани.

Большая часть современных поселений Кубани была основана в конце XVIII и на протяжении XIX веков, в процессе заселения края. В результате победы России над Турцией в русско-турецкой войне (1768-1774 гг.) Азовское море стало русским. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору, заключенному в 1774 году, к России отошли Азов, крепость Кинбурн и Керчь с крепостью. Правобережье Кубани в то время представляло собой слабо заселенные, непроходимые лесные и камышовые заросли, которые отрезали друг от друга пикеты и кордоны, облегчая разбойные нападения на пограничную охрану. В 1778 году на Кубань был направлен великий русский полководец А.В.Суворов, под руководством которого строилась Кубанская линия. После русско-турецкой войны южная граница России официально переместилась до реки Кубань. По указу императрицы Екатерины II Черноморское войско, созданное во время этой войны из запорожских казаков, переселялось во вновь образованную Кубанскую область, где казакам вменялось в обязанность «бдение и стража пограничная от набегов...» По суше и по морю двинулись они охранять и осваивать, засевать новые российские земли.

В 1793 году был основан город Екатеринодар - центральный пункт Черноморского войска. Как установлено историками XIX века, застройка Екатеринодара, будущей столицы Черноморского казачьего Войска, началась еще до того, как был прислан из Симферополя на Кубань землемер-прапорщик Гетманов для размежевания заложенного города на кварталы и площади, по плану, утвержденному Таврическим губернатором генерал-майором С.С.Жегулиным .

Город Екатеринодар основывался как военно-административный центр Земли Войска Черноморского, и поэтому главным критерием при выборе места была стратегическая целесообразность. Урочище Карасунский кут, образованное излучиной Кубани и впадавшим в нее Карасуном, господствовавшее по высоте над левым кубанским берегом с широкой топкой поймой в южной части, имело высокие стратегические качества. Возникший здесь город был с трех сторон защищен естественной водной преградой. Эти выгоды местности еще в древности использовали обитавшие здесь меоты, в средние века - болгарские племена, адыги, половцы и ногайцы. Кроме вышеназванных ландшафтных условий, Карасунский кут был удобен еще и тем, что находился в середине, устраивавшейся по правому берегу Кубани Черноморской кордонной линии.

Пригодная для поселения часть урочища занимала вторую надпойменную террасу, выходящую за границы собственно урочища (полуострова), ограниченного линией от Ореховатого озера, находившегося в северо-западной части города, до восточного конца северной балки Карасуна. Вторая терраса была почти горизонтальной, и в ее неболь-

3/2009_М|ВУТНИК

ших впадинах, не имевших стока, долго сохранялась вода, которая загнивала и отравляла воздух болотными испарениями. Густой дубовый лес, покрывавший значительную часть Карасунского кута, задерживал испарение влаги и препятствовал высушивающему действию ветров. Эти обстоятельства приводили и к массовым заболеваниям жителей города лихорадкой и к массовым смертельным случаям. По этой причине в 1802 и 1821 годах делались попытки перенесения войскового центра в другие места .

Исходя, из вышеизложенного следует, что изначально размещение будущего города предполагалось на территории частично подверженной чрезвычайным ситуациям природного характера, одним из видов которого являлось наводнение, поэтому нужно было в первую очередь осуществлять мероприятия, включающие в себя и инженерную подготовку данной территории, и выбор конструктивных решений для малоэтажного жилищного строительства. Необходимость защиты прибрежных территорий вызывалась как постоянным или временным затоплением, так и подтоплением указанных территорий. Одним из условий для понижения паводочного расхода уровня рек было устройство обводных каналов и дамб обвалования.

В сентябре 1794 года Войско уже имело на руках план будущего войскового града, тогда-то и посыпались в местное правительство заявки на постройку домов, землянок и торговых лавок (рис.1). На первом генеральном плане 1795 года, составленном коллежским асессором Павлом Чуйко, большинство кварталов были заселены чинами войскового сословия и торговцами-армянами, издавна дружившими с казаками. А спустя 15 лет ни одного свободного планового места, по существу, уже не было.

Рис.1. Исторический центр г. Екатеринодара (1793 - 1920).

При размежевании войскового града Екатеринодара в 1793-1794 годах на кварталы высшие казачьи офицеры получали большие участки земли (квартал делился на два хозяина) для застройки - возводились жилой просторный дом (деревянный), каретный сарай, конюшня, сеновал, дровяник, ледник и прочие подсобные помещения. 1/4 часть земельного надела предназначалась для фруктового «родючего сада». Нижним офицерским чинам и рядовым казакам давались меньшие участки - квартал делился на четыре и более семей.

Одной из первых продольных улиц Екатеринодара стала Красная, а из поперечных - Крепостная, названная «по принадлежности», так как прилегала к Екатеринодарской крепости. Эта крепость и являлась градообразующим центром.

В Екатеринодарской крепости, как и в Запорожской коше, было выстроено сорок куреней, или казарм, где жили служилые казаки и происходили сборы казачьих войск. В это же время на всей территории Черноморского войска вблизи степных речек, на удобных для скотоводства и земледелия участках, возникли селения (первоначальные они тоже назывались куренями). Казаки, до этого временно поселенные на Тамани и в устье реки Еи, селились в них «по жребию». Таким образом, было основано сорок куреней, тридцать восемь из которых повторили названия своих предшественников в Запорожской Сечи.

В 1867 году утверждено положение «О заселении и управлении города Екатеринодара», согласно которому здесь разрешено было селиться всем желающим; город из «войскового» становился гражданским. Более 800 семей казаков переселились в ближайшие станицы. А издание в следующем году указа «О дозволении русским поданным невойскового сословия селиться и приобретать собственность в землях казачьих войск» позволило не только увеличить приток нового населения иногородних. Началось заселение окраин города, земля продавалась дешево (от 6 до 24 копеек за одну квадратную сажень), и ее быстро приобретали главным образом крестьяне. Уже к 1897 году население города составляло 65606 человек .

Плодородные кубанские степи в изобилии отплатили землепашцам хлебами. Их избыток потребовал развития новых торговых путей. И последовал Указ императора Николая Первого о начале строительства города на Азовском берегу. Портовый город - вот какую свою мечту воплотил светлейший князь Михаил Воронцов, наместник Кавказа, закладывая в 1848 году под залпы казачьих батарей первый камень города Ейска (рис.2.). Окончательный облик Ейска сложился к концу XIX - началу XX столетия. В те времена особо модным в архитектуре был ложно - русский стиль, славящийся как раз переплетением нескольких стилей.

Отличался он многочисленными деталями в отделке зданий. Крылечки, балкончики, кованные надкрыльца можно встретить в строениях той эпохи.

С 1809 года кубанские курени стали называться куренными селениями, с 1821 -просто селениями, а с 1840-х годов - станицами, так же, как в восточных районах Кубани. Почти одновременно с поселением черноморцев возникали селения линейных казаков. Линейные станицы были несколько крупнее черноморских, в них селили по 150 - 350 казачьих семей. В дальнейшем размеры старых станиц увеличились и образовались новые населенные пункты. Большинство линейных станиц, как и черноморских, застраивалось под наблюдением войсковой администрации. Уже в те времена возникла квартальная планировка, характерная для современных кубанских поселений.

НАИМЕНОВАНИЕ ХШЦ

ПОПЕРЕЧНЫЕ

A. Набережный проспект

B. Морская

C. Греческая Б. Торговая Е. Николаевская Е. Елизаветинская Q. Григорьевская 7. Воронцовская I. Тифлисская К. Черноморская Ь. Степановская М. Михайловская N. Одесская

Рис.2. Генеральный план портового города Ейска, утвержденный наместником Кавказским 8 апреля 1849 года

Более правильная и плотная застройка кварталов наблюдалась обычно лишь в центральной части селений, возникавших в первой половине XIX века. Позже войсковое начальство перестало вести строгое наблюдение за застройкой станиц, а новые хозяйства предпочитали создавать на окраинах, где нарезались более крупные усадебные участки. Небольшие хутора, селения государственных крестьян, как правило, застраивались в одну или несколько прямых улиц.

В центре станицы обычно располагались одна или две площади. Вокруг них устраивались войсковое правление, школа, церковь, лавки, пивные и духаны. Станицы, сто-

ПРОДОЛЬНЫЕ

A. Бердянская

B. Керченская

C. Нахачиванская Б. Таганрогская Е. Ставропольская Е. Екатеринодарская Q. Таманская

7. Ростовская I. Военная

явшие на пересечении торговых трактов, были, как правило, крупнее. В них строилось много лавок, на базары и ярмарки периодически съезжались жители окрестных селений. Однако в начале XX века торговая жизнь стала еще оживленнее. В бывших захолустьях появились лавки, базары, ремесленные мастерские, мукомольные, сыроварни.

Что касается обустройства на местности, то большие станицы делились на отдельные края и концы, имевшие свои названия. Концы назывались по фамилиям первых поселенцев (Коноваловка, Расцветаевка, Орловка), или по фамильным прозвищам (например, «Лебеди» в станице Таманской), или по месту рождения жителей (Полтава - в станице Бекешевской) и даже по особенностям местности и почвы (Заречь, Крайцы, Солонцы). Жители разных концов станицы нередко различались по социальному и этническому признаку.

В первые годы существования казачьих поселений, в трудных условиях военного времени нередко сооружались временные постройки - землянки, полуземлянки. Но уже через год-два казаки при содействии войсковой администрации заготавливали строительные материалы и строили постоянные жилища. Преобладание среди первых казачьих поселенцев жителей юго-восточных украинских и южнорусских районов, сходные природные условия степных пространств России и правобережья Кубани способствовали перенаселению на Кубань многих особенностей жилища, характерного для украинцев и русских. Под влиянием определенных социальных условий жизни на Кубани, в жилых постройках появляются и местные специфические черты, применяются различные композиционные и конструктивные решения для защиты от чрезвычайных ситуаций.

В XIX веке на значительной части степной территории Кубани были распространены невысокие турлучные или глинобитные дома. Обмазанные глиной и побеленные снаружи жилые постройки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или камышовыми крышами с большими свесами, поддерживались консольными выносами верхней обвязки и балок. В архитектурном облике кубанской хаты совмещались черты жилищ степных и лесостепных районов Украины. Так, галерея, опоясывающая дом с одной или двух сторон, характерна для жилища Полтавщины и Харьковщи-ны. Украшение соломенной или камышовой кровли выдающимся гребнем по коньку и ступенчатыми гребешками по ребрам, которые назывались «остришками, нарыжника-ми», были распространены в Киевщине и Подольщине. Преобладающий украинско-белорусский тип определил и расположение печи и переднего угла.

В каждом квартале поселений было нарезано несколько усадеб - «планов». Внутри усадьбы каждый хозяин ставил по своему усмотрению дом и дворовые постройки. Все усадьбы по линии улицы огораживались высоким забором. Изгороди строились из разнообразных материалов: на Тамани сооружали саманные и глинобитные заборы, в некоторых восточных и предгорных селениях строили изгороди из камня. Широко были распространены плетни. Но наиболее характерными для казачества считаются глухие высокие заборы из горизонтальных досок с плотно закрытыми воротами. Подобные заборы и ворота, как и неизменные злые собаки во дворе, были как бы внешним выражением замкнутости старого казачьего быта.

Дом обычно ставили в углу усадьбы, на некотором расстоянии от забора, таким образом, чтобы окна выходили на южную, солнечную сторону. К северо-востоку - наиболее ветреной стороне - направляли глухую (без окон) стену дома. Иногда дома придвигались к линии улицы. В таком случае к ней была обращена глухая боковая стена, что

первоначально было связано с опасностью набегов горцев. За домом и сбоку от него располагались все дворовые службы, дальше начинался огород. Усадьбы засаживались фруктовыми деревьями, акациями, в зелени которых утопали жилые и хозяйственные постройки.

Несмотря на такую красоту, в станицах мало внимания уделялось благоустройству и чистоте улиц. Даже в крупных торговых станицах редким явлением были мощеные улицы. При кубанском черноземе это означало, что летом жители задыхались от пыли, весной и осенью вязли в грязи. «Санитарное состояние станицы ужасное, - писал один корреспондент из крупной торговой станицы Кореновской в 1895 году. - Во многих местах ее находятся озера, испорченная вода их заражает воздух. Базар и Красная улица в ужасном состоянии. В сухое время года на них поднимаются тучи пыли, а в дождливое они обращаются в море грязи, в которой нередко тонули лошади» («Кубанские областные ведомости», 1895, № 179).

Раскрывая локальные особенности и характерные черты традиционного малоэтажного домостроительства на Кубани, отмечаем многообразие архитектурно-планировочных решений народного жилища, самобытность их архитектурного облика формировавшегося на основе природных, этнических и исторических условий. Ключевой особенностью для строительства малоэтажных жилых зданий являлся выбор наилучшего месторасположения указанных зданий, на территориях не подверженных чрезвычайным ситуациям природного характера.

Литература.

1. Бардадым В.П. Архитектура Краснодара. - Краснодар: Советская Кубань», 2002.

2. Бондарь В.В. Город Екатеринодар в пространстве и времени: Опыты исторической урбанистики. Монографический сборник. - Краснодар: Издатель Игорь Платонов, 2006.

3. Информационно-аналитический путеводитель «Краснодару - 200 лет». - Краснодар,

Ключевые слова: домостроительство, этнокультурный, архитектурны облик, исторические, природные условия, малоэтажные здания.

Статья представлена Редакционным советом «Вестника МГСУ»

К двадцатилетию победы в Великой Отечественной войны столица Кубани была украшена замечательным монументальным комплексом. На Площади Победы, открытой рядом с парком имени Горького, возвысилась пятиметровая фигура советского воина - победителя германского фашизма. С гордо поднятой головой, в руках знаменитый автомат ППШ, а под ногами поверженное фашистское знамя. Таким запомнили советских солдат жители тысяч и тысяч городов и деревень Восточной Европы от Волги до Эльбы.

Не забудут никогда подвигов воинов-освободителей и жители Кубани. Гитлеровский режим полгода хозяйничал на нашей земле, запятнав себя чудовищными преступлениями, которым нет никакого оправдания. Не легко далось частям Советской Армии освобождение столицы Кубани. 1800 воинов сложили свои головы в боях за Краснодар. Их памяти и посвящен монументальный комплекс.

По бокам центральной фигуры воина-освободителя, словно склоненные знамена, установлены две стелы. На левой изображен момент жестокого боя за Краснодар, а на правой - сердечная встреча жителями города своих освободителей.

Памятник отлит из бетона с диоритовым наполнителем, вся его поверхность тщательно отчеканена. В фундамент монумента был заложен контейнер с историческими сведениями о героях освободителях Краснодара, а также имена его авторов и строителей.

С момента открытия комплекса минуло четыре десятилетия, но он по-прежнему приковывает к себе внимание краснодарцев и гостей города. Каждый год в день Великой Победы к монументу приходят возложить цветы и поклониться памяти советских воинов сотни кубанцев.

Памятник Екатерине II

Памятник Екатерине II является самым знаменитым памятником на Юге России. Он расположен в историческом центре города Краснодара, на площади им. А.С.Пушкина, бывшей Атаманской площади.

Сооружался памятник по проекту знаменитого петербургского скульптора М.О.Микешина к столетнему юбилею переселения черноморских казаков на Кубань. После смерти М.О.Микешина работу над памятником продолжил скульптор Б.В.Эдуардс.

Торжественное открытие памятника состоялось 6 мая 1907 года. Памятник представлял собой статую императрицы, от ног которой ниспадает длинный свиток - грамота от 30 июня 1792 года, за боевую службу «дарящая» черноморским казакам земли на Кубани. У основания фигуры князь Потёмкин-Таврический, войсковой судья Черноморского войска Антон Головатый, кошевой атаман Сидор Белый и войсковой есаул Захарий Чепига. По другую сторону были помещены знамёна и войсковые знаки, жалованные императрицей новому краю и его войску. С задней стороны памятника были помещены фигуры слепца-кобзаря и его повадыря. Ниже написан текст кобзаря. На фасаде помещался список побед Черноморского, а позднее Кубанского казачьего войска, список побед героев, изображённых на памятнике. По нижнему цоколю, вокруг пьедестала, перечислялись все кубанские атаманы. Памятник просуществовал тринадцать лет, оставаясь главной достопримечательностью города, но в 1920 году был разобран и уничтожен.

9 сентября 2006 года монумент был воссоздан краснодарским скульптором А.А. Аполлоновым. Восстановление памятника длилось несколько лет, многие фрагменты пришлось придумывать заново, сверяя их с музейными аналогами. Скульптором были добавлены фамилии последних наказных кубанских атаманов. С трёх сторон цоколя установлены копии старинных казачьих бронзовых пушек, в ансамбль памятника входят три чугунных фонаря. Кронштейны фонарей упираются в щиты с вензелем Екатерины II, а шпили фонарей украшены геральдическими орлами из золоченной бронзы.

Памятник ЕкатеринеII необходим нам, чтобы знать историю нашего города и казачества.

Памятник А.С. Пушкину

Памятники, установленные людьми - словно маяки освещают путь для будущих поколений, направляют нас как корабли в обход рифов, мелей и скрытых течений современной жизни. Правда, часть памятников спустя некоторое время разрушаются самими людьми, а вместе с ними гаснет и свет. В некоторых случаях это оправдано, так как памятник, установленный тирану, завоевателю, ложному пророку ведет людей неправедной дорогой. Но, к счастью, есть люди, чья судьба и наследие во все века и для всех поколений останутся примером.

1999 год прошел под знаком двухсотлетнего юбилея великого российского поэта Александра Сергеевича Пушкина. За два века многое менялось как в наше стране, так и во всем мире, но личность Пушкина, его вклад в мировую культуру никому и никогда не приходило в голову подвергать сомнению. Стихи Александра Сергеевича несут людям любовь, доброту, уважение к славным традициям прошлых поколений.

Кубань, как и вся страна торжественно отметила юбилей поэта. По всему краю шли концерты, театрализованные постановки, а кульминацией празднеств стало открытие памятника Александру Сергеевичу в центре кубанской столицы. На столь знаковое событие пришли все руководители края, многочисленные гости из других регионов, творческая интеллигенция и, конечно же, простые жители Кубани.

Под громкие аплодисменты с памятника спустилось белоснежное покрывало, и перед собравшимися появилась, сияющая на солнце, бронзовая фигура гениального поэта. Задумчивый взгляд, гордая осанка - именно таким представили себе Александра Пушкина авторы памятника скульптор Владимир Андреевич Жданов и архитектор Валерий Иванович Карпычев.

Создание памятника процесс долгий, очень трудоемкий, и тем приятней, что кубанские мастера в сжатые сроки сумели завершить свою работу. Памятник был установлен на постамент в ночь перед торжественным открытием, едва выйдя из цеха завода имени Седина, где его отливал опытнейший мастер Хамид Ачох.

Прошло всего несколько лет, а пушкинская площадь стала одним из самых любимых мест для краснодарской молодежи. Именно здесь встречаются влюбленные, гуляют с детьми молодые родители, и верится, что так будет всегда.

Памятник влюбленным собакам - место свиданий краснодарцев

В дни празднования Дня города Краснодар получил своеобразный подарок - памятник влюбленным собакам. В своей скульптуре Валерий Пчелин запечатлел двух собак, которые встретились на первом свидании под зданием с часами, на углу улиц Мира и Красной, и пошли гулять, взявшись за руки.

Вдохновила скульптора идея стихотворения Владимира Маяковского "Собачкина жизнь" - "озверение людей и очеловечивание зверей". Автор повести написал ее в Краснодаре, который прозвал Собачкиной столицей.

Сегодня две бронзовые фигуры влюбленных собак, одетых, как люди стоят возле здания со старыми часами, где влюбленные Краснодара часто назначают свидания. Теперь, как надеется художник, молодой человек, ждущий опаздывающую девушку, не почувствует себя одиноким. Когда смотришь на эту скульптурную группу, сразу улучшается настроение, хочется улыбнуться и на душе становится светлей, и это - здорово. Памятник влюблённым собакам «сделан на радость людям», чтобы хмурый человек, увидев его, развеселился. По мнению архитектора города Александра Кузнецова, скульптура будет исполнять желания, если "потереть лапку собакам".

Образ собаки обычно олицетворяют с преданностью и любовью. Именно эти животные часто скрашивают одиночество своих хозяев. Эта преданность может длиться годами, что заслуживает уважения и признания. Вот почему памятники собакам - не такая уж и редкость.

В России еще много памятников, посвященных четвероногим друзьям.

Таких легендарных собак по всему миру можно насчитать немало. Может быть, поэтому из всех животных именно ей посвящено больше всего памятников.

Памятник "Казакам - основателям земли Кубанской"

7 апреля 2005 года в Краснодаре перед зданием администрации Краснодарского края состоялось торжественное открытие памятника "Казакам - основателям земли Кубанской".

Памятник работы известного кубанского скульптора Александра Аполлонова был отлит в Ростове и 12 марта доставлен в столицу Кубани на вертолете. Открытие было запланировано на 7 апреля, так как в этом году именно на этот день приходился православный праздник Благовещенья.

Работа по созданию памятника началась задолго до описываемых событий. 2 июня 2003 года был организован и проведен конкурс на лучший проект. В нем приняли участие семь авторских коллективов ведущих кубанских мастеров. Месяцы творческих исканий, споров, согласований, а затем «ювелирная» кропотливая работа над отливкой скульптуры в ростовской художественной студии. От Ростова до Краснодара не одна сотня километров дороги с мостами, населенными пунктами, линиями электропередач, где массивную скульптуру просто нельзя провести. И тогда на помощь пришли летчики Черноморского флота. Вертолет Ка-32, отложив в стороны ракеты и торпеды, помог боевому товарищу попасть на свой последний рубеж.

По словам скульптора А. Аполлонова, бронзовая фигура представляет собой собирательный образ казака-первопроходца, защитника и просветителя. Историческим прототипом стал войсковой судья Антон Головатый. Первоначально всадник был "одет" по образу запорожских казаков, переселившихся в конце XVIII века на Кубань. Однако по распоряжению губернатора А. Ткачева в окончательном варианте проекта использована форма казаков-черноморцев.

Высота скульптуры казака - 4 метра 20 сантиметров, общая высота памятника вместе с постаментом - 7, 2 метра.

В своей речи губернатор Кубани А. Ткачев сказал: "Я уверен, что этот памятник создан на века, и я очень хотел бы, чтобы и наши дети, проходя мимо, еще раз задумывались - кто мы и что мы, и о нашем предназначении на кубанской земле».

Затем в честь открытия памятника состоялся парад казачьих сотен, войск краснодарского гарнизона, курсантов военных училищ и воспитанников кадетских корпусов. Завершилась торжественная церемония выступлением Кубанского казачьего хора.

Памятник Г.Ф.Пономаренко

14 сентября 2002 года в сквере на центральной улице столицы Кубани недалеко от кинотеатра «Аврора» состоялось торжественное событие - открытие памятника Народному артисту СССР композитору Григорию Федоровичу Пономаренко. По всей округе лилась его, и в тоже время по настоящему народная, музыка. Солисты Кубанского казачьего хора в этот день были готовы бесконечно «спивать» любимые песни мастера. Со всех концов бывшего Советского Союза съехались друзья, родственники, да и просто большие поклонники творчества Григория Пономаренко. Открывали памятник лучшие исполнительницы песен прославленного композитора Вероника Журавлева и Людмила Зыкина.

Последние 24 года своей жизни Григорий Федорович отдал Кубани. Для него наш край стал по настоящему родным домом, где его талант смог раскрыться в полной мере. Память о нем будет храниться в сердцах кубанцев долгие годы, а отдать дань уважения композитору теперь можно у его памятника.

Мысль об увековечивании памяти Григория Пономаренко пришла практически сразу после его трагической гибели в автокатастрофе. Был объявлен открытый конкурс. Свои проекты представили сразу 12 творческих групп. Победителем вышел дуэт известных краснодарских мастеров - скульптора Ольги Яковлевой и архитектора Юрия Субботина.

Два года шла напряженная работа. Вначале памятник был создан из гипса прямо в мастерской художников, а уже после утверждения, был отлит в бронзе в Минске.

При взгляде на памятник сразу виден добрый и жизнерадостный характер композитора, мудрый и чуточку хитроватый прищур глаз, знакомый каждому поклоннику таланта мастера. А под рукой - так горячо любимый Григорием Федоровичем баян. Пусть он и останется в нашей памяти именно таким, а вместе с ним останутся на Кубани песни Народного Композитора.

Первоначальный проект предусматривал установку памятника прямо у здания Филармонии, где для него предполагалось создать небольшую площадь. Однако в силу различных обстоятельств реализовать идею сразу не удалось. Лишь в 2005 году ко дню города памятник Пономаренко был установлен на своем законном месте.

Памятник в честь 200-летия Кубанского казачьего войска

У этого памятника воистину удивительная судьба.

Появившись в Екатеринодаре на исходе XIX века, он в течение двух десятилетий был наряду с памятником Екатерине II и Триумфальной аркой своеобразной визитной карточкой столицы Кубани. Но бурные революционные годы не пощадили эти замечательные произведения искусства.

Создание памятного обелиска было приурочено к празднованию двухсотлетия Кубанского казачьего войска, торжественно отмеченного в октябре 1896 года. Екатеринодарская Городская Дума выделила серьезные денежные средства и поручила создание памятника лучшему кубанскому архитектору Василию Андреевичу Филиппову.

Фактически Кубанское казачье войско было создано в 1860 году путем слияния Черноморского и Линейного казачьих войск, а двухсотлетний юбилей праздновал в 1896 году старейший в Линейном войске Хоперский полк, призванный на официальную службу в ряды Российской Армии Петром Великим во время штурма турецкой крепости Азов. Об этих событиях, а также о героической службе кубанских казаков во славу России повествуют четыре мемориальные плиты обелиска.

Сооружение столь масштабного для Екатеринодара памятника было делом не легким, и его торжественное открытие состоялось позже юбилея - в мае 1897 года. Тем не менее, в праздничных мероприятиях участвовала буквально вся Кубань, ведь обелиск символизировал незыблемую связь многих поколений запорожских, черноморских, линейных, донских и, конечно же, кубанских казаков.

В 20-е годы ХХ века с вершины обелиска исчез позолоченный двуглавый орел - символ императорской России, а в 30-е годы памятник был и вовсе разобран. Столь вопиющая несправедливость была исправлена в самом конце века. Во время празднования трехсотлетнего юбилея Кубанского казачьего войска состоялась новая закладка памятника, а через два года он предстал перед жителями Кубани в своем первозданном виде. Столь сложная работа по воссозданию обелиска была выполнена ведущим краснодарским скульптором Александром Алексеевичем Аполлоновым.

Скульптура «Аврора»

В самой высокой точке города Краснодара стоит величественное здание лучшего кубанского кинотеатра, а рядом олицетворение богини утренней зари, статуя «Авроры». Эта архитектурная композиция замыкает улицу Красную, являясь ее лучшим украшением. Правда, перед нами не античная богиня из Древней Греции, а советская комсомолка - в шинели, с винтовкой за плечами, держащая в высоко поднятой руке звезду - символ веры в светлое будущее нашей страны.

«Аврора» стоит сейчас на том месте, где когда-то был курган с караульным казачьим постом. В советское время здесь велись археологические раскопки, но курган оказался пуст.

Работа над памятником и строительство кинотеатра было начато в период подготовки к 50-летию Советской власти. Авторами памятника были выбраны лучшие мастера Кубани заслуженный скульптор РСФСР И.П. Шмагун и художник-архитектор Е.Г. Лашук, а автором проекта всего комплекса стал архитектор Сочинского отделения института Южгипрокомунстрой Сердюков Е.В.. Причем, всю работу по созданию памятника Шмагун и Лашук выполнили бесплатно и свой труд передали в дар городу.

Торжественное открытие комплекса состоялось 7 мая 1967 года. При огромном стечении краснодарцев и гостей города руководители Кубани перерезали ленту, со скульптуры спало светлое покрывало, и перед собравшимися предстала величественная и неподражаемая скульптура «Авроры», которая стала за последние годы настоящим символом кубанской столицы.

Общая высота скульптуры, выполненной из кованного алюминия, составляет 14 метров, а вместе с постаментом общая высота памятника - 16,8 метра. К сожалению, не сохранилась выбитая на постаменте надпись: «Власть - Советам, мир - народам».