В честь кого зажжен вечный огонь. Анна юдкина "памятник без памяти": первый вечный огонь в ссср

Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата в Александровском саду горит уже пятьдесят лет: он был зажжён 8 мая 1967 года. Почему же он никогда не гаснет? Ответ знает человек, участвовавший в разработке негасимой горелки.

«Насчёт „никогда“ я сказать не могу, — улыбается изобретатель горелки Вечного огня, доктор технических наук, заслуженный изобретатель России Кирилл Ридер, — но ресурса хватит ещё надолго!»

Полвека назад группа молодых сотрудников научно-исследовательского отделения «Мосгазпроекта» получила от Моссовета ответственное задание: за 2,5 месяца придумать и сконструировать устройство, которое станет одним из символов Победы.

«Мы были „детьми войны“, — вспоминает Кирилл Фёдорович, — поэтому для нас эта работа имела особое значение. Войну мы пережили слишком маленькими и в силу возраста ничего не успели сделать для Победы. Поэтому нашим вкладом в неё должен был стать Вечный огонь, который с нашей помощью увековечит память героев в самом центре Москвы. Мы должны были придумать горелку, которая работала бы в любых погодных условиях, включая дождь, снег, сильные ветровые нагрузки. Был подготовлен целый ряд образцов, мы сравнивали, отбирали лучшие, долго рассчитывали, экспериментировали, спорили. Мы были молодые, но хорошо обученные и вышколенные, да к тому же трудолюбивые: приезжали на работу ранним утром, уезжали — с последним трамваем. Мама называла меня „квартирант“, потому что я приходил домой только ночевать. Дел было много, но мне такой образ жизни всегда нравился. Он и со временем не изменился. Жена не обижается: она давно привыкла к тому, что я постоянно на работе...»

Кирилл Ридер и генеральный директор ОАО «Мосгаз» Гасан Гасангаджиев во время профилактики горелки Вечного огня в Александровском саду. Фото: РИА Новости / Илья Питалев

Как это работает

Пятьдесят лет назад условия были поставлены сложные, заказ был непростой, но молодые учёные справились, и теперь огонь выдерживает ветер до 18 метров в секунду. Секрет «вечности» огня заключается не только в самой горелке, но ещё и в тщательном уходе за устройством. Раз в месяц поздно вечером, когда в Александровском саду иссякает поток туристов и гуляющих, к Вечному огню приезжает бригада сотрудников АО «МОСГАЗ». Они привозят с собой временную горелку (устройство размером с бытовую газовую плиту), на которую особым факелом переносят огонь с его основного места, и затем прекращают подачу газа на главную горелку. Вечный огонь продолжает гореть, просто переместившись на другое место, ему это ничуть не вредит. А главную горелку тем временем осматривают, тщательно чистят и проводят все необходимые технические манипуляции. Вся процедура занимает не больше 40 минут, после чего возобновляется подача газа, и пламя с помощью того же факела переносят на постоянное «вечное» место.

«Такое ответственное отношение позволяет эксплуатировать горелку безо всяких неприятных последствий, — считает Ридер. — Нам иногда звонят из других городов: мол, помогите, что делать, гаснет огонь на мемориале, а ведь не прошло и 10 лет! Мы, конечно, помогаем советом, консультируем. Но главное здесь — это правильный уход. А именно этого часто не хватает».

Ридер придумал и разработал и другой известный в Москве Вечный огонь: тот, который горит сегодня на Поклонной горе. Ветровые нагрузки там гораздо серьёзнее, но горелка готова выдержать порывы даже до 58 м/сек (это уже ураганный ветер). Так что нет никаких сомнений в том, что огонь, посвящённый воинам священной войны, никогда не погаснет.

Почётный караул у могилы Неизвестного солдата, 1982 г. Фото: РИА Новости / Рунов

Будущее теплотехники

Изобретение горелки Вечного огня — это, конечно, очень серьёзная веха трудового пути Кирилла Фёдоровича, но не единственная. Он начинает вспоминать всё, что придумал и разработал в своей жизни (котельные, расположенные на крышах многоэтажных домов, горелки для сжигания биогаза на станциях аэрации, устройства для горения сочетаний природного газа и мазута), и каждое изобретение считает важным и интересным. Человек, много лет проработавший в «МосгазНИИпроекте» и старающийся сделать человеческую жизнь теплее в прямом смысле, и сейчас занимается тем же самым: старается экономно и безопасно обогреть как можно больше людей. Ридер — генеральный директор предприятия «Экотеплогаз». В его трудовой книжке всего две записи.

Любопытный факт: на своей даче он поставил отопительный котёл отечественного производства. «Мой сосед приходит ко мне и дивится: почему его иностранный котёл стоимостью в 30 тысяч долларов то и дело гаснет, а мой ценой в 9 тысяч рублей исправно горит! — смеётся Кирилл Фёдорович. — А дело в том, что импортные агрегаты не выдерживают перепадов давления газа в сетях, тогда как наши хорошо их переносят. Перепады возникают при резком похолодании, когда значительно вырастает разбор газа. С этим фактом ничего не поделаешь, таковы особенности нашего климата. Российские разработчики отопительного оборудования это знают и предусматривают такой нюанс в своих изделиях».

По мнению Ридера, будущее теплотехники в водородном топливе. Учёные уже много лет работают над проблемой сжигания водорода, и рано или поздно они её решат. На пенсию Ридер пока не собирается. Его трудовой стаж насчитывает уже 55 лет, но об отдыхе в обозримом будущем и речи нет. «Нет, на пенсию не пойду, это скучно! — говорит он. — Я встаю по утрам с хорошим настроением, всегда с удовольствием иду на работу, которую очень люблю, по пути составляю планы на день. Меня вообще многое радует».

Это и есть «вечный двигатель» самого изобретателя Вечного огня.

Вы любите смотреть на огонь свечи? Наверное, мало кто из нас скажет, нет. Почему-то пламя действует на человека магически, завораживающе.

Да и само пламя еще с давних времен являлось чем то магическим, в одну секунду мы видим пламя, в следующую оно пропадает, чтобы опять появится. Поэтому, древние и верили, что огонь легко и просто объединяет миры.

Когда умирает человек, пламя его сердца медленно затухает, чтобы возгореться в другом мире. Это, конечно, образ, но из него появилась традиция зажигать огонь в честь умерших и погибших.

Если еще проще, то огонь – это наша память, вечный огонь – вечная память.

Сейчас, наверное, в каждом городе можно увидеть мемориал или памятник с вечным огнем.

Для старшего поколения – это не просто символ поклонения подвигу. Это вечная связь с погибшими, как бы давно это не происходило.

Огонь еще с древних времен считается символом очищения. Вот вы думаете, вы просто так неотрывно смотрите на пламя свечи? Нет.

Оказывается, наши мысли, проходя через это пламя, тоже очищаются, сгорает все наносное, все ненужное, остается ваша правда. Так что человеку очень полезно время от времени смотреть на огонь.

Вспомните 9 мая…. Как вся страна застывает в немом молчании, не отрывая взгляд от пламени вечного огня. Эта минута – минута силы целой страны. В эту минуту идет энергетическое объединение всего рода. Где-то в каком-то измерении взгляды живых и погибших встречаются.

Это только так говорится, что взгляд невидящий….. Еще какой видящий, просто не обычным человеческим глазом, а скорее душой.

В древние времена была традиция при переселении в новый дом, обязательно приносить горшочек с огнем из старого дома. Это делалось не просто так. В этой традиции был заложен огромный смысл. С этим огнем в новый дом переносилась связь с предками, с родом этой семьи.

Помните, что женщина является хранительницей семейного очага? Мы просто привыкли сейчас думать, что это просто метафора. А в древние времена огонь в доме нужно было поддерживать постоянно, так не терялась родовая связь.

Это как в темноте искать с фонариком кого-то. Вы ведь его найдете быстрее, если он тоже зажжет фонарик, правда?

Надо всегда помнить, что те или иные традиции не возникают просто так. И если мы чего-то не знаем, это не значит, что этого нет и никогда не было.

Просто нам дана такая возможность – забывать. Иногда этот дар полезен, иногда нет. Но помнить и чтить ушедших мы обязаны.

А отдавших жизни за то, чтобы мы с вами сейчас жили и радовались, мы обязаны не просто помнить. Мы обязаны быть достойными их.

И когда ваш взгляд в очередной раз застынет на пламени горящего огня, вы мысленно пошлите благодарность и поклон. Можете не сомневаться, вас увидят и услышат.

Нам кажется, что главная роль огня согревать наши жилища, делать нашу жизнь комфортнее и уютнее. Нам так кажется…

А сам ОГОНЬ только улыбается человеческой наивности. Ведь человеческие знания уже на уровне «тепло», но до «горячо» еще далеко.

Я всегда рада видеть вас на страницах сайта

Вечный огонь символизирует мужество и отвагу воинов, которые отдали свои жизни за бравое дело. Когда немецко-фашистские оккупанты нарушили пакт о ненападении и вероломно вторглись на территорию Советского Союза, все, от мала до велика, как могли, вносили свой вклад в Великую Победу. Большинство юношей и девушек добровольцами отправились на фронт бить врага, те, кто не пошел на фронт, стояли за станками, изготавливая снаряды и танки для советской армии, в основном этими рабочими были дети.

Очень тяжелыми и напряженными были первые дни и месяцы войны. С невероятным мужеством и отвагой советские люди защищали свою великую Родину. В белорусских лесах организовывались добровольческие партизанские отряды, которые своими действиями пытались сорвать молниеносный план по захвату Советского Союза Адольфа Гитлера.

Открытие первого Вечного огня славы

Один из первых памятников павшим в боях солдатам был открыт еще в 1921 году. Мемориальный комплекс построили под Триумфальной аркой во французской столице - Париже.

В распавшемся Советском Союзе, в Москве, в честь празднования Великой Победы в 1955 году у памятника торжественно зажгли Вечный огонь. Однако "вечным" его назвать сложно, так как он зажигался периодически, всего несколько раз в году:

  • на празднование Дня Победы;
  • в День Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота, позже, с 2013 года, в День защитника Отечества ;
  • в День освобождения Щекино.

По-настоящему Вечным огнем считается огонь в Санкт-Петербурге (бывшем Ленинграде), который был зажжен 6 ноября 1957 года на Марсовом поле.

На сегодняшний день в столице насчитывают только три таких мемориальных комплекса. Первый Вечный огонь зажгли 9 февраля 1961 года. Со временем газопровод, подающий газ, износился, и, начиная с 2004 года, его на время выполнения ремонтных работ временно отключали, а к 2010 году зажгли вновь.

Памятники и мемориальные комплексы, построенные в 50-60-х годах двадцатого столетия, к нашему времени изрядно износились. Особенно страдают газопроводные трубы, ведущие к огню. Поэтому правительство ежегодно выделяет средства, чтобы как можно быстрее реконструировать и заменить трубы у многих памятников страны.

Фотографии мемориального комплекса

На размещенном ниже фото - Вечный огонь у Кремлевской стены, который был зажжен на Могиле Неизвестного солдата в 1967 году. Торжественное мероприятие по открытию возглавил лично Леонид Ильич Брежнев. В 2009 году огонь переместили в Парк Победы на Поклонной горе. В 2010 году его вернули вновь к Кремлевской стене.

С предложением открыть мемориал на Поклонной горе выступили представители общества ветеранов Москвы. Общественность горячо поддержала эту инициативу, ведь такие памятники символизируют вечную память о погибших воинах и учат современную молодежь не забывать страшные страницы истории своей страны.

Зажечь Вечный огонь были удостоены замечательные и отважные граждане:

  1. Участник боевых действий при обороне Москвы, почетный гражданин, председатель совета ветеранов войны и труда Владимир Долгих.
  2. Герой России полковник Вячеслав Сивко.
  3. Представитель общественной организации Николай Зимогородов.

После открытия мемориального комплекса это место стало наиболее посещаемым в российской столице. Сюда приходят не только жители Москвы, но и многочисленные туристы, желающие посмотреть на достопримечательности города-героя.

Нужен ли Вечный огонь?

Современная молодежь все реже интересуется историей и теми далекими тревожными днями Великой Отечественной войны. Все меньше остается людей, прошедших свозь огненные стены ада тех лет. Но тем не менее мы никогда не должны забывать о том подвиге, который совершили наши отцы и деды во имя мира будущих поколений. Одним из таких напоминаний служат памятники и мемориалы с вечным и неугасаемым огнем, напоминающем о героических подвигах солдат на полях сражений.

При проектировании и реставрации памятников специалисты размышляют над тем, как сделать Вечный огонь, но находятся люди и чиновники, которые против этого. Они аргументируют это тем, что нужны лишние материальные затраты на подводку и обслуживание газоотводящих труб и горелок. Но очень хорошо, что таких людей единицы, ведь Вечный огонь символизирует вечную память о подвиге, который совершили люди во имя мира.

Где встречаются ветераны

Во многих городах необъятных просторов России открыты памятники и мемориалы с Вечным огнем. Эти места давно стали достопримечательностями и визитными карточками городов, они привлекают многих людей разных возрастов, гостей и туристов. Для ветеранов они служат местом встреч и памяти о далеких военных днях и погибших товарищах.

В день празднования Великой Победы над немецко-фашистскими оккупантами, 9 мая, к памятникам и мемориалам несут живые цветы и возлагают венки. Здесь же очень часто развертывают полевую кухню для ветеранов с обязательными фронтовыми ста граммами.

Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата

Во время кровопролитных сражений огромное количество солдат и офицеров пропало без вести. До сих пор находят останки погибших воинов на бывших местах боевых действий. При обороне Москвы в далеком 1941 году полегло огромное количество рабочих и солдат, в их честь в 1967 году был построен памятник «Могила Неизвестного солдата». У его подножия из бронзовой пятиконечной звезды вырываются остроконечные языки пламени, символизирующие о незабытых подвигах героев.

Памятник "Вечный огонь" служит местом встреч, ведь ежедневно к нему люди приносят свежие цветы, тем самым чтя память солдат, отдавших свои жизни за светлое будущее. Он служит местом встреч учащихся московских (и не только) школ с ветеранами войны. Каждый ребенок затем запечатлевает увиденное, создавая рисунок. Вечный огонь разгорается ярким пламенем в юных сердцах.

Создание рисунка

Как нарисовать Вечный огонь? Прежде чем приступить к наброскам, необходимо хотя бы один раз на него посмотреть вживую. Лучше всего делать эскиз, не отходя от мемориала, таким образом можно выбрать наиболее подходящий ракурс. Памятник следует сфотографировать, чтобы в домашних условиях завершить начатый рисунок.

На листе бумаги нужно набросать контур мемориала. Важно помнить, создавая рисунок: Вечный огонь не должен доходить до краев листа, следует оставить отступы по два-три сантиметра. В таком случае изображение получится красивым и объемным. Эскиз и сам рисунок следует выполнять острым простым карандашом, нанося нежирные линии.

Завершение работы

Следующим шагом станет рисование более четких контуров. Родители могут дать детям свои советы относительно того, как нарисовать Вечный огонь, но лучше выполнять его в форме пятиконечной звезды в виде лучей с дорисовкой всех сторон фигуры.

Для придания объема из каждой вершины звезды поднимаем (опускаем) перпендикулярные линии относительно всего рисунка и соединяем их параллельными линиями. Завершающим моментом станет соединение центра звезды с ее вершинами. После этого следует перейти непосредственно к рисованию пламени. Языки огня лучше не раскрашивать в броский ярко-красный цвет, а сделать оранжево-красными.

В завершение следует ластиком удалить все вспомогательные линии и раскрасить картинку, используя цветные карандаши или акварельные краски.

Города-герои

Надпись на гранитной плите мемориала "Могила Неизвестного солдата" гласит «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». В продолжение исторического ансамбля параллельно с Кремлевской стеной установлены урны с землей, взятой из городов-героев: Минска и Ленинграда, Севастополя и Киева, Керчи и Волгограда, Бреста и Смоленска, Тулы и Мурманска.

Как видно на фото, "Вечный огонь" - памятник, у которого всегда много людей. Пламя горит постоянно, а вершина мемориального ансамбля украшена солдатской каской, вылитой из бронзы, лавровой ветвью и боевым знаменем. Посмотреть на Вечный огонь 9 мая, в День Победы, приходят тысячи людей, а также ветераны, которые минутой молчания чтят память о погибших воинах, проявивших во время Великой Отечественной войны незаурядное мужество и силу духа в борьбе за свободу.

Поделка ко Дню Победы

Поделка "Вечный огонь", своими руками выполненная, станет самым красивым и дорогим подарком, который может подарить школьник воевавшим бабушкам и дедушкам. Накануне праздника в школе и дома взрослые должны провести беседу с детьми о героических подвигах советских солдат на полях сражений с немецко-фашистскими оккупантами.

Поделка изготавливается из бумаги или других подручных материалов. Она не должна быть сложной, чтобы не отбить охоту у детей ее выполнять. Чтобы сделать Вечный огонь из бумаги, от ребенка потребуется усидчивость, внимательность, умение пользоваться ножницами и клеем. Такие поделки лучше делать школьникам среднего звена, ученикам пятых-шестых классов. Для изготовления подарка потребуются ножницы, цветная бумага, клей, простой карандаш и линейка. Сначала необходимо нарисовать звезду с обратной стороны цветной бумаги, вырезать ее и склеить объемную фигуру. Также нужно поступить с изображением огня.

Можно более простым способом сделать Вечный огонь своими руками. Для этого потребуются такие компоненты: полстакана муки, вода и одна столовая ложка растительного масла. Попросите старших или попробуйте самостоятельно замесить тесто. Из него, как из пластилина, слепите лепешку и придавите ее чем-нибудь плоским, например блюдцем или тарелкой. Из получившейся лепешки следует вырезать ножом пятиконечную звезду. Посередине сделать пять небольших отверстий для огня. Для изготовления языков пламени потребуется цветная бумага красного цвета. На обратной стороне следует нарисовать огонь, затем вырезать. Языков пламени должно быть пять штук. Вырезав из бумаги, их необходимо вставить в проделанные отверстия в тесте. Поделка готова, и ее можно дарить бабушке или дедушке!

Горит огонь Вечной славы

Многие представители подрастающего поколения даже и не знают, что когда-то их деды и прадеды сражались за свободу Родины. Первостепенной задачей педагогов и родителей является работа с детьми, направленная на то, чтобы они не потеряли тонкую нить, связывающую историю былой славы и реалии нынешней жизни. Практически никто не может ответить на вопрос о том, когда был зажжен первый Вечный огонь, немногие смогут поведать о том, зачем он горит и что символизирует. Рассказы о войне - неотъемлемая часть в воспитании и развитии ребенка.

Вечный огонь в Москве и многих городах необъятных просторов Родины горит у подножия мемориальных ансамблей и памятников.

Память нетленна

В Черкесске на праздновании Дня Победы в 1967 году был торжественно зажжен огонь у мемориала погибшим воинам-освободителям, отдавшим свои жизни за независимость и свободу России. Из беседы с директором краеведческого центра Твердохлебовым С. удалось выяснить, что он по крупицам собирал сведения про солдат, погибших в Великой Отечественной войне, защищая город Черкесск. На основании этого материала была издана книга и увековечена память героям в виде мемориального комплекса с Вечным огнем.

Очень важно, чтобы нынешнее поколение никогда не забывало о страшных преступлениях против всего человечества, совершенных гитлеровскими захватчиками, чтобы никогда не повторился тот ужас войны, который пережили наши деды, тем более что с каждым годом все меньше и меньше остается в живых свидетелей тех страшных и напряженных дней.

Каждый год девятого мая москвичи идут к Вечному огню поклониться Могиле Hеизвестного Солдата. Однако мало кто уже помнит о людях, создавших этот мемориал. Вечный огонь горит уже 46лет. Кажется, что он был всегда. Однако история его зажжения чрезвычайно драматична. В ней были свои слезы и трагедии.

В декабре 1966 года Москва готовилась торжественно отметить 25-летие обороны Москвы. В то время первым секретарем Московского горкома партии был Hиколай Григорьевич Егорычев. Человек, сыгравший заметную роль в политике, в том числе в драматической ситуации снятия Хрущева и избрания Брежнева на пост генсека, один из коммунистов- реформаторов.

Особенно торжественно годовщину победы над фашистами стали отмечать только с 1965 года, когда Москве было присвоено звание города-героя и 9 мая официально стал нерабочим днем. Собственно, тогда и родилась идея создать памятник простым солдатам, погибшим за Москву. Однако Егорычев понимал, что памятник должен быть не московским, а всенародным. Таким мог быть только памятник Hеизвестному Солдату.

Как-то в начале 1966 года Hиколаю Егорычеву позвонил Алексей Hиколаевич Косыгин и говорит: "Был я недавно в Польше, возлагал венок на Могилу Hеизвестного Солдата. Почему в Москве такого памятника нет?" - "Да, отвечает Егорычев, - мы сейчас как раз об этом думаем". И рассказал о своих планах. Косыгину идея понравилась. Когда работа над проектом закончилась, Егорычев принес эскизы "премьеру". Однако надо было ознакомить с проектом и Брежнева. А он в это время куда-то уехал, поэтому Егорычев пошел в ЦК к Михаилу Суслову, показал эскизы.

Тот тоже проект одобрил. Вскоре в Москву вернулся Брежнев. Принял московского руководителя весьма холодно. Видимо, ему стало известно, что Косыгину и Суслову Егорычев доложил обо всем раньше. Брежнев начал размышлять, а стоит ли вообще сооружать такой мемориал. В то время в воздухе уже витала затея придать исключительность боям на Малой Земле. К тому же, как рассказывал мне Hиколай Григорьевич: "Леонид Ильич прекрасно понимал, что открытие памятника, близкого сердцу каждого человека, укрепит мой личный авторитет. А это Брежневу не нравилось еще больше". Впрочем, кроме вопроса "борьбы авторитетов" возникли и другие, чисто практические проблемы. И главная из них - место для памятника.

Брежнев уперся: "Александровский сад мне не нравится. Поищите другое место".

Раза два или три Егорычев возвращался в разговорах с Генеральным к этому вопросу. Все безрезультатно.

Егорычев настаивал на Александровском саду, у древней Кремлевской стены. Тогда это было неухоженное место, с чахлым газоном,
сама стена требовала реставрации. Hо самое большое препятствие заключалось в другом. Практически на том самом месте, где сейчас горит Вечный огонь, стоял обелиск, сооруженный в 1913 году к 300-летию Дома Романовых. После революции с обелиска соскребли фамилии царствующего дома и выбили имена титанов революции.

Список якобы составлял лично Ленин. Чтобы оценить дальнейшее, напомню, что в то время трогать что-либо, связанное с Лениным, было чудовищной крамолой. Егорычев предложил архитекторам, не спрашивая ни у кого высочайшего разрешения (потому как не разрешат), тихонечко передвинуть обелиск немного вправо, туда, где находится грот. И никто ничего не заметит. Самое смешное, что Егорычев оказался прав. Hачни они согласовывать вопрос переноса ленинского памятника с Политбюро, дело бы затянулось на годы.

Егорычев воззвал к здравому смыслу руководителя архитектурного главка Москвы Геннадия Фомина. Убедил действовать без разрешения. Кстати, случись что не так, за такое самоуправство запросто могли лишить всех должностей, если не хуже...

И все-таки, прежде чем начать глобальные строительные работы, требовалось одобрение Политбюро. Однако Политбюро созывать не собирались. Записка Егорычева по поводу Могилы Hеизвестного Солдата лежала в Политбюро с мая 1966 года без движения. Тогда Hиколай Григорьевич в очередной раз пошел на маленькую хитрость.

Он попросил Фомина подготовить материалы по проекту памятника: макеты, планшеты - к 6 ноября, к годовщине революции - и выставить их в комнате отдыха президиума во Дворце съездов. Когда закончилось торжественное заседание и в комнату стали заходить члены Политбюро, я попросил их подойти посмотреть макеты. Кто-то даже удивился: ведь они не имели отношения к годовщине революции. Рассказал им о памятнике. Потом спрашиваю: "Каково ваше мнение?" Все члены Политбюро в один голос говорят: "Это здорово!" Спрашиваю, можно ли приступить к выполнению?

Смотрю, Брежневу деваться некуда - Политбюро высказалось "за"...

Последний самый главный вопрос - где искать останки солдата? В то время в Зеленограде шло большое строительство, и там во время земляных работ нашли затерянную со времен войны братскую могилу. Вести это дело поручили секретарю горкома по строительству Алексею Максимовичу Калашникову. Потом встали еще более щекотливые вопросы: чьи останки будут захоронены в могилу? А вдруг это окажется тело дезертира? Или немца? По большому счету, с высоты сегодняшнего дня, кто бы там ни оказался, любой достоин памяти и молитвы. Hо в 65-м году так еще не думали. Поэтому все старались тщательно проверять. В итоге выбор пал на останки воина, на котором военная форма хорошо сохранилась, но на которой не было никаких командирских знаков отличия. Как мне пояснил Егорычев: "Если бы это был расстрелянный дезертир, с него сняли бы ремень. Hе мог он быть и раненым, попавшим в плен, потому что немцы до того места не дошли. Так что было совершенно ясно, что это советский солдат, который геройски погиб, обороняя Москву. Hикаких документов при нем в могиле найдено не было - прах этого рядового был по-настоящему безымянный".

Военные разработали торжественный ритуал захоронения. Из Зеленограда прах доставили в столицу на орудийном лафете. 6 декабря с раннего утра по всей улице Горького стояли сотни тысяч москвичей. Люди плакали, когда мимо двигался траурный кортеж. Многие старушки втихаря осеняли гроб крестным знамением. В скорбном молчании процессия дошла до Манежной площади. Последние метры гроб несли маршал Рокоссовский и видные члены партии. Единственный, кому не позволили нести останки, был маршал Жуков, находившийся тогда в опале...

7 мая 1967 года в Ленинграде от Вечного огня на Марсовом поле зажгли факел, который по эстафете доставили в Москву. Рассказывают, что на всем пути от Ленинграда до Москвы стоял живой коридор - люди хотели видеть то, что было для них свято. Ранним утром 8 мая кортеж достиг Москвы. Улицы также были до отказа заполнены людьми. У Манежной площади факел принял Герой Советского Союза, легендарный летчик Алексей Маресьев. Сохранились уникальные хроникальные кадры, запечатлевшие этот миг. Я видел плачущих мужчин и молящихся женщин. Люди замерли, стараясь не пропустить самого важного мига - зажжения Вечного огня.

Открывал мемориал Hиколай Егорычев. А зажигать Вечный огонь должен был Брежнев.

Леониду Ильичу заранее объяснили, что нужно делать. В тот вечер в итоговой информационной программе показали телевизионный репортаж, как генсек принимает факел, подходит с факелом к звезде, затем следовал обрыв - и в следующем кадре уже показывали зажженный Вечный огонь. Дело в том, что во время зажигания произошло ЧП, свидетелями которого стали только люди, стоявшие вблизи. Hиколай Егорычев: "Что-то Леонид Ильич недопонял, и, когда пошел газ, он не успел сразу поднести факел. В результате произошло что-то типа взрыва. Раздался хлопок.

Брежнев испугался, отшатнулся, чуть не упал". Тут же последовало высочайшее указание этот неуказание этот нелицеприятный момент из телерепортажа вырезать.

Как вспоминал Hиколай Григорьевич, из-за этого казуса телевидение осветило великое событие достаточно скупо.

Практически у всех людей, причастных к созданию этого памятника, было ощущение, что это главное дело их жизни и оно - HАВСЕГДА, HАВЕЧHО.

С тех пор каждый год 9 мая к Вечному огню приходят люди. Практически каждый знает, что прочтет строки, выбитые на мраморной плите: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен". Hо никому не приходит в голову, что у этих строк был автор. А происходило все так. Когда уже в ЦК одобрили создание Вечного огня, Егорычев попросил тогдашних литературных генералов - Сергея Михалкова, Константина Симонова, Сергея Hаровчатова и Сергея Смирнова - придумать надпись на могиле. Остановились на таком тексте "Имя его неизвестно, подвиг его бессмертен". Под этими словами все писатели поставили свои подписи... и ушли.

Егорычев остался один. Что-то в окончательном варианте его не устраивало: "Я подумал, - вспоминал он, - как к могиле будут подходить люди. Может быть, те, кто потерял своих близких и не знают, где они нашли покой. Что они скажут?

Hаверное: "Спасибо тебе, солдат! Подвиг твой бессмертен!" Хотя был поздний вечер, Егорычев позвонил Михалкову: "Слово "его" стоит заменить на "твое".

Михалков подумал: "Да, - говорит, - это лучше". Так на гранитной плите появились выбитые в камне слова: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен"...

Было бы здорово, если бы нам больше не пришлось сочинять новые надписи над новыми могилами неизвестных солдат. Хотя это, конечно, утопия. Кто-то из великих сказал: "Время меняется - но не меняется наше отношение к нашим Победам". В самом деле, мы исчезнем, уйдут наши дети и правнуки, а Вечный огонь будет гореть.


В тему:

Материал из Википедии - свободной энциклопедии


Ве́чный ого́нь - постоянно горящий огонь , символизирующий вечную память о чём-либо или о ком-либо. Непрерывное горение достигается путём подачи газа к определённому месту сжигания. Обычно входит в мемориальный комплекс .

История вечного огня

Вечный огонь в мире

Вечный огонь в СССР и России

Первым по-настоящему Вечным (никогда не прекращавшим своё горение) огнём в СССР стал огонь, зажжённый 6 ноября 1957 года на Марсовом поле в Ленинграде . Иногда в качестве места зажжения первого советского Вечного огня упоминается также и Севастополь (Малахов курган , 23 февраля 1958 года).

Москва

В Москве в настоящее время горят три Вечных огня.

Первый в Москве Вечный огонь был зажжён на Преображенском кладбище 9 февраля 1961 года . В ряде источников ошибочно указан 1956 год, что невозможно, поскольку огонь был зажжён от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде. К 2004 году трубы, подающие газ к Вечному огню, настолько износились, что он был выключен. После ремонта огонь был зажжён вновь 30 апреля 2010 года .

Другие города

См. также

Напишите отзыв о статье "Вечный огонь"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Вечный огонь

– Вот это так! – вскрикнул граф, открывая мокрые глаза и несколько раз прерываясь от сопенья, как будто к носу ему подносили склянку с крепкой уксусной солью. – Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем.
Шиншин еще не успел сказать приготовленную им шутку на патриотизм графа, как Наташа вскочила с своего места и подбежала к отцу.
– Что за прелесть, этот папа! – проговорила она, целуя его, и она опять взглянула на Пьера с тем бессознательным кокетством, которое вернулось к ней вместе с ее оживлением.
– Вот так патриотка! – сказал Шиншин.
– Совсем не патриотка, а просто… – обиженно отвечала Наташа. – Вам все смешно, а это совсем не шутка…
– Какие шутки! – повторил граф. – Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие нибудь…
– А заметили вы, – сказал Пьер, – что сказало: «для совещания».
– Ну уж там для чего бы ни было…
В это время Петя, на которого никто не обращал внимания, подошел к отцу и, весь красный, ломающимся, то грубым, то тонким голосом, сказал:
– Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, – я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и всё…
Графиня с ужасом подняла глаза к небу, всплеснула руками и сердито обратилась к мужу.
– Вот и договорился! – сказала она.
Но граф в ту же минуту оправился от волнения.
– Ну, ну, – сказал он. – Вот воин еще! Глупости то оставь: учиться надо.
– Это не глупости, папенька. Оболенский Федя моложе меня и тоже идет, а главное, все равно я не могу ничему учиться теперь, когда… – Петя остановился, покраснел до поту и проговорил таки: – когда отечество в опасности.
– Полно, полно, глупости…
– Да ведь вы сами сказали, что всем пожертвуем.
– Петя, я тебе говорю, замолчи, – крикнул граф, оглядываясь на жену, которая, побледнев, смотрела остановившимися глазами на меньшого сына.
– А я вам говорю. Вот и Петр Кириллович скажет…
– Я тебе говорю – вздор, еще молоко не обсохло, а в военную службу хочет! Ну, ну, я тебе говорю, – и граф, взяв с собой бумаги, вероятно, чтобы еще раз прочесть в кабинете перед отдыхом, пошел из комнаты.
– Петр Кириллович, что ж, пойдем покурить…
Пьер находился в смущении и нерешительности. Непривычно блестящие и оживленные глаза Наташи беспрестанно, больше чем ласково обращавшиеся на него, привели его в это состояние.
– Нет, я, кажется, домой поеду…
– Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела…
– Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер.
– Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты.
– Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?.. – спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза.
«Оттого, что я тебя люблю! – хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза.
– Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела.
– Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел.
Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.

Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами.
На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру.
Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него:
– Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то!
– Так и все полезут, – сказал лакей и, тоже начав работать локтями, затискал Петю в вонючий угол ворот.
Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома.
Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора.
Одно время на площади было просторнее, но вдруг все головы открылись, все бросилось еще куда то вперед. Петю сдавили так, что он не мог дышать, и все закричало: «Ура! урра! ура!Петя поднимался на цыпочки, толкался, щипался, но ничего не мог видеть, кроме народа вокруг себя.
На всех лицах было одно общее выражение умиления и восторга. Одна купчиха, стоявшая подле Пети, рыдала, и слезы текли у нее из глаз.
– Отец, ангел, батюшка! – приговаривала она, отирая пальцем слезы.
– Ура! – кричали со всех сторон. С минуту толпа простояла на одном месте; но потом опять бросилась вперед.
Петя, сам себя не помня, стиснув зубы и зверски выкатив глаза, бросился вперед, работая локтями и крича «ура!», как будто он готов был и себя и всех убить в эту минуту, но с боков его лезли точно такие же зверские лица с такими же криками «ура!».
«Так вот что такое государь! – думал Петя. – Нет, нельзя мне самому подать ему прошение, это слишком смело!Несмотря на то, он все так же отчаянно пробивался вперед, и из за спин передних ему мелькнуло пустое пространство с устланным красным сукном ходом; но в это время толпа заколебалась назад (спереди полицейские отталкивали надвинувшихся слишком близко к шествию; государь проходил из дворца в Успенский собор), и Петя неожиданно получил в бок такой удар по ребрам и так был придавлен, что вдруг в глазах его все помутилось и он потерял сознание. Когда он пришел в себя, какое то духовное лицо, с пучком седевших волос назади, в потертой синей рясе, вероятно, дьячок, одной рукой держал его под мышку, другой охранял от напиравшей толпы.