Беседы что такое лекарственные растения. Лекарственные растения, конспект занятия по родной природе для среднего-старшего дошкольного возраста

Беседа: «Путешествие в мир лекарственных растений!»

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями
Задачи: - Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
- Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.
- Воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари - душица,
И зверобой, и медуница,
И земляника, и черника,
И брусника с голубикой.
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие,
Знают жители лесные.
Вот о чем они для нас,
Поведут сейчас рассказ.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.

Воспитатель: А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений». Дети называют:
- Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.
- Нельзя пробовать растения на вкус.
- Нельзя рвать много растений.
- Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
- После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.
А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д.
Ребенок: - На лугах, полях растёт
Цветом розовым цветёт,
Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай!
Что за травка? – (иван-чай).
Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.

Ребенок: Белый горошек,
На зелёной ножке,
Зреет, раскрывается,
В колокольчик превращается!(ландыш)
Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют при болезнях сердца. Ландыш занесен в Красную книгу.

Ребенок: Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…(мята)
Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.

Ребенок: Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.(календула)
Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.

Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.

Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: У нас ребята еще приготовили стихи о целебных растениях:
- Лечит мята невралгию,
А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль,
А шалфей - зубную боль,
- Арбуз кушай при нефрите,
А бруснику - при артрите,
Чтобы было больше сил,
Не забудь про девясил.
- Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит,
Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной.
- Печень подлечи рябиной,
Сердце - мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета,
Топинамбур ешь все лето.
- Астму вылечи иссопом,
Мочевой пузырь - укропом.
Раны, язвы, геморрой
Подорожником промой.
- Коль отеки у тебя -
Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом,
А веснушки - тертым хреном.
- Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй,
Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
Воспитатель: А еще из целебных трав можно приготовить вкусный салат. Вот, например из одуванчика. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.
Для приготовления салата, нам потребуется:
- 100 гр. листьев одуванчика;
- 90 гр. зеленого лука;
- 25 гр. петрушки;
- 15гр. растительного масла;
- 1 яйцо;
- соль, уксус, перец по вкусу.
Листья одуванчика выдержать в подсоленной воде 30 мин., затем измельчить. Нарезанные петрушку и зеленый лук соединить с одуванчиками, заправить маслом, солью, уксусом, перемешать, украсить варенным яйцом.

Воспитатель: Перед вами на столах расположены листики и цветочки, приглашаю вас к столам, вы должны взять по одному растению и назвать это растение. А в выходные дни или когда пойдете домой, посмотрите вокруг, может вы увидите, и узнаете, эти растения на улице.
Дети берут со столов растение, нюхают его, осматривают со всех сторон. Дают свои ответы.
Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений.

Цель: закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы (5-6 наименований). Расширить знания о пользе и применении лекарственных
растений. Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.

Демонстрационный материал:

1. Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, хвощ, мать-и-мачеха, ромашка.

2. Засушенные растения, отвары трав.

3. Гербарий «Растения нашего края».

Ход беседы:

(Дети сидят полукругом. Перед ними: доска с картинками
лекарственных растений. На столах - гербарий.)_

Ведущий колобок: Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне.

(На колобке приколоты растения из гербария. Колобок снимает с себя
мать-и-мачеху).

КОЛОБОК: Что это за растение?
ДЕТИ: Мать-и-мачеха
КОЛОБОК: а вы знаете, почему оно так называется?
ДЕТИ: у него с одной стороны листочек тёплый - мать, а с другой холодный - мачеха, как в сказке "Крошечка хаврошечка". Она была злая.
КОЛОБОК: Отчего же эта травка, которая раньше всех появляется?
ДЕТИ: Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.
КОЛОБОК: припоминаю, её так и называли дедушка с бабушкой: кашель. Верно, вспомнил.
А что это за цветок, похожий на мать-и-мачеху?
ДЕТИ: Одуванчик.
КОЛОБОК: а кто знает, как его бабушка с дедушкой называет?
Если дети не знают, колобок объясняет.
"одуван". Дети должны объяснить почему. Если не смогут, Колобок
подсказывает.
КОЛОБОК: А зачем он нужен?
ДЕТИ: Из его цветов варят первое варенье или иначе "майский мёд"
КОЛОБОК: Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?
ДЕТИ: Из листьев делают салат. В нём много витаминов.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Ну а это что за растение, маленькие лопушки?
ДЕТИ: Подорожник.
КОЛОБОК: Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же он полезен?
ДЕТИ: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь или порежусь. Нет, не буду. Лучше другую травку вам покажу. Что это?
ДЕТИ: Крапива.
КОЛОБОК: Ой, боюсь ужалит. От неё то какая польза?
ДЕТИ: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.
КОЛОБОК: А мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.
А вот это растение похоже на "лошадиный хвост" никто не знает что это?
Если дети не знают, то Колобок вспоминает бабушкин рассказ о хвоще. Им его бабушка лечила, когда у него болело горло.
А чем ещё горло поласкают?
ДЕТИ: Ромашкой.
КОЛОБОК: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала. А вот ещё растение, похожие на гусиные лапки. Это когда я объелся зелёных ягод и у меня болел живот, бабушка мне давала пить эту траву. Запомнили.?

Теперь давайте поиграем, а потом я ещё чего-нибудь расскажу.

Игра "ОДУВАНЧИК"
КОЛОБОК говорит: Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).
-Ветер налетел, стал дуть на одуванчик, (дети раскачивают поднятыми вверх руками).
-Ветер подул еще сильнее, (дети разбегаются в разные стороны на носочках)
-Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашутики (дети
приседают)
-Там где упали парашутики, снова будут расти одуванчики (дети встают)
можно повторить 2-3 раза.

КОЛОБОК: Лето пройдет, цветы отцветут, а мы болеем - то осенью то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно:

1. нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.

2. нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.

3. после сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, т.к. на руках много пыльцы, грязи.

КОЛОБОК: До свидания, ребята. Не забудьте, про наш разговор, помните о нём и расскажите родителям.

Программное содержание: уточнять представления дошкольников о разнообразии растений луга, поля, формировать умение узнавать и собирать лекарственные растения в определенных местах и в определенные сроки, хранить и применять их; ; развивать познавательную активность дошкольников, их в процессе ; воспитывать , умение и желание активно .

Материал для занятия: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

Ход занятия

В. Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо! Кто нам его прислал? Вместо обратного адреса на конверте - загадка:

Больных зверей он исцелил

И Бармалея победил! (Доктор Айболит.)

В. Как вы думаете, чем лечил зверей доктор Айболит? (По сказке - микстурами, таблетками, плитками шоколада, гладил им животики.)

А чем на самом деле лечатся дикие животные? (Растениями.) Как они их находят? (По запаху.)

Люди тоже издавна знают пользу лекарственных препаратов, изготовленных из трав (фитотерапия). Вся медицина начиналась тысячи лет назад с лекарственных трав. Например, китайская медицина и сегодня славится богатым опытом фитотерапии. Важным преимуществом лекарственных растений является отсутствие побочных эффектов, которые могут вызвать искусственные химические препараты. Изучением народной медицины сегодня занимаются специальные отделения фитотерапии при медицинских институтах.

В этом письме доктор Айболит просит вас помочь ему в сборе лекарственных растений. Очень важно знать происхождение лекарственной травы. Поэтому мы вспомним сейчас растения, растущие в наших лесах, на лугах и полях которые нам хорошо известны.

Прежде чем отправиться на заготовку лекарственных трав, надо хорошо знать растения. Какие вы знаете лекарственные растения, травы?

Игра «Назови и расскажи!».

В. Я буду вам показывать растение, а вы его назовете и расскажете, где оно растет.

А теперь я буду рассказывать о лекарственных растениях, а вы их найдете на картинках:

Листья узорчатые, головка желтая с белыми лепесточками, используется в виде отвара для полоскания и промывания, например, когда болит горло. (Ромашка.)

Растет при дороге, на лугу, любит солнышко. Листья зеленые, упругие, с толстыми прожилками. Применяется для остановки кровотечения, прикладывается на рану. (Подорожник.)

Об этом растении говорят, что оно «кусается», потому что на листьях и стебле его есть волоски, которые похожи на маленькие шприцы с едкой жидкостью. Из его листочков варят щи. Его отваром моют волосы. Его любят и животные, и насекомые, особенно бабочки.

А это растение попробуйте узнать по запаху: оно растет на болотах. Люди собирают его корень и делают настойки, таблетки, чтобы успокоить нервную систему. (Валериана.)

Это растение луговое, бывает и на лесных опушках. Каждый его лист состоит из множества (тысячи) маленьких листиков. Отсюда и произошло его название. Оно помогает при лечении желудка, улучшает аппетит. (Тысячелистник.)

Из этого растения тоже умеют делать салат, иногда варенье - желтенькое, солнечное! Но сок этого растения похож на молочко, очень горький. Собирают люди только его желтые цветки.

Знаете ли вы, как надо правильно заготавливать лекарственные травы? Все ли одинаково собираются, в одно ли время?

Запомним сейчас некоторые основные правила сбора лекарственных растений:

  • Растения собирают в сухую погоду, после того, как высохнет роса. Действующие вещества растений накапливаются в них неравномерно. Поэтому сбор сырья следует производить тогда, когда оно богато этими веществами.
  • Нельзя пробовать листья, плоды, корни, соцветия. Почему?
  • Растения срезают ножницами или ножом на уровне основания или нижних листьев, но нельзя вырывать с корнем. Почему?
  • Нельзя рвать на одном месте сразу много растений. Почему?
  • Запрещается сбор лекарственных трав, занесенных в Красную книгу. Почему? Какие вы знаете растения Красной книги? (Ландыш, прострел, василек, вероника, фиалка трехцветная, бессмертник, календула и другие.)
  • Как вы думаете, можно ли собирать травы в городе, вблизи дорог?
  • Качественность сырья зависит от его обработки и хранения. Почти все лекарственные растения должны быть высушены. Сушат сырье сразу после сбора (иначе оно темнеет и портится). Естественную сушку проводят в тени в хорошо проветриваемом помещении. Солнечная сушка допускается только для корней, которые предварительно разрезаются на куски.
  • Цветки, листья и почки собирают вручную, в перчатках. После сбора трав обязательно надо вымыть руки. Почему? (Некоторые лекарственные растения обладают ядовитым для человека соком. Надо очень аккуратно собирать их сырье!)

Что ядовитое в ландыше? (Ягоды.) Их нельзя рвать. Они сами опадают, из них вырастают новые растения.

Вороний глаз - его ягоды похожи на глаза птицы. Они тоже ядовиты для человека. В этом растении яд содержится и в самом соке. Поэтому нельзя рвать ни его листья, ни стебель.

Очень известное лекарственное растение - чистотел. Но его сок тоже может быть опасен для здоровья человека. Поэтому такие лекарственные растения можно применять только по назначению врача и под наблюдением взрослых.

Знаете ли вы, как хранятся лекарственные растения? Для домашнего хранения высушенное сырье засыпают в мешочки из ткани, коробки, бумажные пакеты. Их ставят в темном, проветриваемом месте. Сроки хранения их тоже разные: до 2 лет - цветки и листья; кора и корни - до 3 лет. Все пакетики и мешочки необходимо подписывать, т. к. пользоваться неизвестным сырьем опасно.

Попробуем узнать по аптечной упаковке о содержании сырья!

Поиграем в аптеку!

Воспитатель выставляет все коробочки от лекарственных растений на полочку; детям предлагает полечить свои игрушки.

В. У куклы болит горло. Что вы ей предложите? (Полоскать горло отваром ромашки, календулы.) У лисички сильный кашель. Чем мы ее полечим? (Отвар мать-и-мачехи, чабреца, сироп корня солодки.) Посмотрите, какая бледная кукла! У нее плохой аппетит. (Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, тысячелистника.) Медвежонок простыл, купаясь в речке. Он слаб, мерзнет даже под теплым одеялом! (Ему дадим теплый липовый или малиновый чай.) А волчонок лапку поцарапал, хромает. Чем ему помочь? (Сорвать свежий листочек подорожника, промыть водой и приложить к ране.)

А сейчас мы вместе с нашей медсестрой поучимся правильно заваривать лекарственные чаи (по подгруппам): липовый, малиновый, шиповниковый.

Дети упражняются в распознавании чая по цвету, запаху, пробуют на вкус.

В. Для доктора Айболита мы изготовим специальные пакетики с изображением лекарственных растений, чтобы никто их не перепутал. Обязательно укажем на них название и время сбора.

Дети выполняют практическое задание на занятии по изобразительному искусству или совместно с родителями - дома.

Занятие с детьми о лекарственных растениях подготовили Л. Ладутько, С.Шкляр

Аптека под ногами.

Как рассказать детям о лекарственных растениях.

Автор : Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №8 "Аистенок" г.Мичуринск.

Описание материала : данная публикация имеет практическую значимость для воспитателей и родителей в том, что он поможет помочь рассказать детям о лекарственных растениях: что понимать под термином «лекарственные растения», какие растения относятся к лекарственным, как их можно использовать. Материал этой публикации может использоваться педагогами ДОУ и школ на экскурсиях по ознакомлению детей с природой родного края.

Цель : знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям.

Задачи:
Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.
Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.
Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.

Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В.Рождественский

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».
По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:
Я не степью хожу
- Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.

Хотелось бы воспитать детей, которые не безразлично топтали бы луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!

Крапива двудомная.

Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.
У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок.
Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжёлые годы испытаний:
Я цветы обходил стороной.
Их считал за ненужное диво,
И искал те места, где крапива
Неприступной стояла стеной.
Обжигаясь зелёным огнём,
Обрезал я колючие ножки,
Необычного цвета лепёшки,
Обжигаясь мы ели потом.
А сейчас я любитель цветов,
Улыбаюсь любому счастливо,
На задворках стоит крапива,
Словно память тех грозных годов
. (В.Сергин)

Как лекарственное растение крапива известна давно. Рекомендуют её при воспалении лёгких, кровотечениях, нарывах, ранах.
«Одна крапива заменит семерых врачей», - говорит народная мудрость. Применяют её как ранозаживляющее, при застарелом кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе.
Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а так же для укрепления волос.
Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Эта особенность отражена в пословицах, поговорках, загадках.
С ним водиться, что в крапиву садиться.
Хоть не огонь, а жжется.
Сама холодна, а людей жжёт.
Какую траву и слепой узнает?

В листьях крапивы содержится значительное количество аскорбиновой кислоты, глюкозы.

Ромашка аптечная.


Как будто солнца луч пророс,
За городским овражком,
Сияют капельками рос
Старинные ромашки. (А.Марков
)
Русское название произошло от латинского «romona» - «римская» и заимствовано из польского языка. В литературе её образ ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости.
На Карпатах существовало поверье, что весной, едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в ромашки, а в начале зимы ромашки превращаются в снежинки.
Лекарственные свойства.
Ромашка – древнейшее и популярное у многих народов лекарственное средство. Считалось, что ромашка по нежности действия недалека от розы.
В русской медицине она пользовалась особой любовью об этом говорят её народные названия: маточная трава, румяна, купальница. Применяют её как успокаивающее, мочегонное, противопростудное средство.
Наружно для полосканий при заболевании полости рта. Цветки ромашки также применяются как противовоспалительное средство при желудочных заболеваниях, обладает противоаллергическим действием.
Цветки ромашки применяются в косметике для придания светлым волосам золотистого оттенка.
Очень много загадок о ромашке:

У лесной сторожки
Стоит солнышко на ножке.
Середка желтая,
Юбка белая (ромашка)

Лепестки белы, как снег,
Серединка желтый мех!
Что за глупые замашки,
Не гадайте на (Ромашке)

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.

Подорожник большой.
(семижильник, порезник, попутник, ранник)


Есть множество цветов
Красивых, осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути. (С.Баруздин)

Русское название «подорожник», «попутчик» связано с местообитанием его у дорог.
Другая группа названий «порезник», «ранник» - даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства.
В легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран.
Лекарственные свойства.
В народной медицине листья подорожника применяются в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Применяют его и при заболевании верхних дыхательных путей.
В народной медицине используются листья и трава подорожника при заболевании желудочно-кишечного тракта, гастрита.
Наружный слой оболочки семян слизистый и липкий. Прилипая к обуви человека, копытам и лапам животных, переносятся на далёкие расстояния. Полагают, что именно таким образом подорожник попал в Америку, прилипнув к обуви первых переселенцев. Везде, где поселяются белые люди, вскоре появляется подорожник. Интересно, что его листья накапливают меньше токсических веществ, чем другие растения, живущие вдоль оживлённых трасс.

Не однажды, не дважды поранивши ноги
Ты целебною силой своею помог.
Подорожник, всегда ты растёшь по дороге,
Рос ли ты, когда не было в мире дорог? (М.Владимиров)

Подорожник приспособился к вытаптыванию. Люди придумали загадку на этот случай:

Лёг пластом у дороги, разметав руки, ноги.
Его бьют сапогом, его бьют каблуком,
Всё ему нипочём, хоть ударь кирпичом.

Любите и берегите природу!

Цель : Расширить знания детей о лекарственный растениях нашего края.

Задачи:

  • Учебная: Познакомить с правилами заготовки лекарственных растений, сушки и применения в жизни.
  • Развивающая: Развивать психические процессы (память, мышление, воображение).
  • Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, лекарственным растениям, которые растут в нашем крае.

Предварительная работа:

  • Подбор и чтение детской литературы по данной теме.
  • Знакомство с устным народным творчеством по теме, разучивание пословиц и поговорок про лекарственные растения.
  • Рассматривание гербария «Лекарственные травы Сибири».

Ход мероприятия

Ведущая. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный лекарственным травам. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные растения здоровью человека.

(Неожиданно в зал быстрыми шагами входит медицинская сестра)

Мед. сестра. Извините меня, но у меня проблема. Я не знаю как помочь больным детям. У меня закончились все лекарства, а дети сильно кашляют и у них ужасно болит горло.

Ведущая. Уважаемая Вера Васильевна! Мне кажется, что мы вам можем помочь. Нам предстоит отправиться в самую лучшую аптеку – природу.

Ребята, нам выпала возможность познакомиться с лекарственными растениями, которые нас окружают и помочь больным ребятам, но для этого мы должны отправиться на «Поляну здоровья».

(В глубине сцены плакат «Поляна здоровья», макеты деревьев. На паласе кругом сидят дети в костюмах различных лекарственных растений).

Ведущая. «Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило.

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать».

В. Рождественский

А сейчас мы с вами должны отгадать загадки:

Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок (лиственница).

Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички и как солнышко глазок (ромашки).

Как зовут меня — скажи, часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок, синеглазый…(василек).

Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два, облысела голова.

Спрячу- ка в карманчик бывший… (одуванчик).

Поранил ты в дороге ногу, усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник).

Бусы красные висят, из куста на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи (малина).

Лечение травами давно известно в народе. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли «тарвниками».

Ребята, а вы бы хотели встретиться с травницей, которая расскажет вам о целебных свойствах растений, растущих в окрестностях нашего поселка? Давайте знакомиться – бабушка Егоровна, знаток лекарственных растений (выходит бабушка Егоровна).

Бабушка Егоровна: Здравствуйте, милые ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада, что вы пригласили меня на эту встречу, о чем же вы хотели со мной поговорить?

(Вопросы детей – короткая беседа).

Бабушка Егоровна: Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы. Послушайте загадку, прежде чем мы отправимся в путешествие.

Дом со всех сторон открыт, дом резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем (лес).

Ребята, а какие растения растут в наших лесах?

(Ребята отвечают, за правильные ответы получают жетоны – силуэты елочек и цветов).

А как вы думаете, почему лес называют «зеленой аптекой»? (Ответы детей).

Почему врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по лесным тропинкам? (в лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса, запах хвои – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей). Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в лесу чистый воздух, легче дышится.

Можно в лесу, на территории детского дома встретить и черемуху, которая имеет лекарственное значение. Сильный, несколько опьяняющий аромат цветов, листьев очищают воздух от микробов.

Бабушка Егоровна: Ребята, давайте пройдем по нашей полянке, отыщем знакомые лекарственные растения и вспомним их лекарственные свойства.

Участники праздника останавливаются около подорожника.

Бабушка предлагает рассказать об этом растении. Подорожник умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.

Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника.

Ребенок читает стихотворение Н. Матвеевой.

«Подорожник»

Подорожник – санитар испытанный,

Врачеватель ног, в пути пораненных,

Подошел к дороге, приготовился,

Может, думает, кому понадоблюсь…

«…Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрыта белым пухом, — мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука матери. А приложишь холодной – станет неуютно, холодно…»

Какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких заболеваниях его применяют? Листья мать-и-мачехи сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.

Ребенок: Бабушка Егоровна! А я знаю о Вас стихотворение. Послушайте пожалуйста:

Бабушка Егоровна.

До чего ж упорная Бабушка Егоровна.

Примечает загодя, где какая ягода.

За какою просекой прямо в руки просится,

За какой тропинкою выросло черникою,

За какой низиною поросло малиною.

Наберет Егоровна ягоду отборную,

Триста раз наклонится, кто за ней угонится?

Бабушка Егоровна: До чего же интересное стихотворение, действительно обо мне, я ведь не только люблю собирать лекарственные травы, но и ягоды. Ребята, назовите лесные и садовые ягоды, которые растут в нашем крае. Вспомните их целительные свойства (ребята вспоминают и рассказывают – о малине, смородине, бруснике, клюкве, чернике, морошке)

Бабушка Егоровна: Ребята, на нашей полянке есть еще одно лекарственное растение, которое вы хорошо знаете. Послушайте. Я о нем расскажу. Это растение бывает высоким, стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак этого растения – приятный запах. У него мелкие цветы – желтая серединка, белые лепестки, они как маленькие солнышки выглядывают из травы. Если узнали о каком растении идет речь, найдите его.

(Ребята оттискивают аптечную ромашку, рассматривают ее).

— Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение? (Отвар применяют при головных болях, исползуют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли)

Кажется солнце в ромашку вошло,

Желтое донце в лучах расцвело,

Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,

Солнца на ножках, качаясь стоят.

Залит лучами зеленый лужок,

Солнце нал нами и солнце у ног.

(А. Мельникова)

Бабушка Егоровна: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Угадай, кто я?»

Бабушка Егоровна: Молодцы, ребята, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. (дети дают свои варианты ответов)

Очень много полезного о лекарственных растениях вы можете узнать из книг, с которыми вас могут познакомить воспитатели.

Дети читают стихотворение:

«Луговые травы»

С бабушкой нашей пойдем далеко мы

В луг, где ей всякие травы знакомы,

Руки мелькают, на путаясь в травах,

В тонких и острых, в густых и кудрявых.

Вот от простуды, а вот от насады,

Это от боли спасет головной!

Мы поучиться у бабушки рады

Мудрой науке ее травяной.

Вырастем – травами с нашего луга

Будем лечить, избавлять от недуга.

(Е.Фейерабенд)

Бабушка Егоровна: Ну, что мои милые ребята, понравилось вам путешествие по лекарственным травм, сумела я раскрыть небольшие тайны природы? Пока мы с вами гуляли, набрали много лекарственных трав для больных детей, отдадим их нашей мед. сестре, чтобы она поскорей смогла вылечить ребятишек.

А сейчас, я вас приглашаю на чаепитие. Но мы с вами будем пить не простой чай, а лечебный, приготовленный из лекарственных трав.

Приложение.

Игра «Угадай, кто я?»

Описание игры:

На голову ребенка одевается маска – шапочка с изображением растения. Ребенок не видит, что изображено на маске. Его задача – угадать кто он. Для этого он задает наводящие вопросы товарищам по игре, что бы дать правильный ответ. Вопросы должны быть поставлены для ответов «да» или «нет». Например:

Я цветок? – да

Я расту в лесу? – нет

Я расту на клумбе? – да

Я беленький? – нет

Я оранжевый? – да

Я лекарственный цветок? – да

Я ноготок? – да