Чем заканчивается спор базарова и павла петровича. Основные темы спора Е

Три основных спора Базарова и П. П. Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы.

1) тема дворянства , его роль в жизни. По мнению Кирсанова, аристократы - движущая сила общественного развития. Их идеал - «английская свобода» (конституционная монархии), путь к идеалу - либеральный (реформы, гласность, прогресс). По мнению Е. Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы, Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

2) нигилизма и роли нигилистов в жизни . Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без принципов, считает их ненужными и бессильными: «Вас всего четыре с половиной человека». На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Под отрицанием «всего» Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий. Критерием же их является народна польза.

3) взгляд обеих сторон на народ . Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежественен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм- проявление именно народного духа.

4) отношение спорящих к искусству и природе . Павел Петрович благословляет и прославляет искусство. Автор солидарен в этом с П. Кирсановым. Базаров же отрицает искусстве («Рафаэль гроша ломаного не стоит»), к природе подходит сугубо материалистически: («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.)

Евгений Базаров и Анна Сергеевна Одинцова. Испытание любовью в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью. Почему он выбрал именно эти испытания?

любовь - это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть - это великий уравнитель, к ней как к неизбежному нужно быть готовым и уметь умереть достойно.

В начале романа автор представляет своего героя как нигилиста, человека, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, для которого романтизм - это чушь и блажь: “Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”. Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления - надуманными и нелепыми. Таким образом, “...отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство” Базарова. И этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.

Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И. С. Тургенева. Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, - он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен - Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.

В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

8) Общая характеристика поэзии 2-ой половины XIX века (Н.А. Некрасов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев). Гражданская лирика и «чистое искусство». Чтение наизусть стихотворения одного из поэтов.

Нужно сказать, что к середине 50-х годов, после явного господства прозы, наступает расцвет лирической поэзии. Писатели XIX века - Н. А. Некрасов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев.

Поподробнее о каждом из них:

Особенности лирики Некрасова:

1) Некрасов заговорил языком простого народа (особая лексика, стилизированная под фольклор; особые синтаксические обороты; намеренные ошибки в произношении, написании слов);

2) Поэт пишет для высших слоёв общества, чтобы те лучше знали о жизни простого народа;

3) Звучность, напевность стихов;

4) Ясный сюжет, наличие (обычно) нескольких персонажей, рифмованный рассказ;

5) Некрасов сблизил поэзию с прозой.

Основные темы творчества Некрасова:

Тема поэта и поэзии ("Поэт и гражданин", "Элегия", "Вчерашний день часу в шестом...");

Тема страдания русского народа (Некрасов проявлял интерес к судьбе крестьянских детей, к русской крестьянке). Сюда относятся стихотворения "В дороге", "Тройка".

Тема природы ("Несжатая полоса").

Ф. И. Тютчев - основные темы и особенности:

Тема природы (считал, что вселенная - это живое духовное существо, которое развивается и растёт, устремляется к торжеству правды и добра. При нём исчезает барьер между природой и человеком. Тютчев испытывает сожаление, горечь к людям, которым природа чужда и непонятна). Стихотворения: "Весенняя гроза", "Полдень", "Весенние воды".

Тема любви (Тютчев считал, что любовь выводит человека из духоты одиночества. Даёт глоток свежего воздуха. Любовь не может утолить все потребности человека. В итоге она ведёт человека к гибели. В любви нет благообразия и гармонии. Это разрушительная стихия.) Стихотворения: "Она сидела на полу", "О, как убийственно мы любим", "Последняя любовь", "Ещё томлюсь тоской желаний".

Философская тема (мир природы и человека в восприятии Тютчева не завершен, он находится в состоянии мучительного творческого развития. Это развитие в философской лирике Тютчева протекает в борьбе двух универсальных состояний бытия - хаотического с космическим. Хаос воплощает стихию бунта и разрушения, космос - стихию примирения и гармонии. В хаосе преобладают демонические, в космосе - божественные энергии). Стихотворения: "День и ночь", "Silentium" ("Молчание").

Основные темы и особенности лирики А. А. Фета:

Стихи о назначении поэзии (тема поэта и поэзии) (Фет считает, что истинный поэт должен освободить читателя от повседневных проблем, изменить его жизнь, подарить читателю другой мир, полный эмоций, впечатлений): "Одним толчком согнать ладью живую";

Тема любви (уделяет внимание к зарождению, началу чувств. Радостное состояние от первой влюблённости. Любовь - глубокое, стихийное чувство, несущее радость и боль. Ещё одной особенностью является отсутствие идеализированного образа героини): "Я пришёл к тебе с приветом", "Шёпот, робкое дыхание";

Тема природы (проявляет интерес к переходным состояниям природы. Природы слита воедино с душевными переживаниями человека): "Вечер", "Это утро, радость эта".

Ещё можно сравнить Тютчева с Фетом (чтобы уж наверняка):

Сходства у них в том, что они современники. Что обоим поэтам характерен глубокий анализ душевных переживаний человека. Что они оба представители "чистого искусства".

Фет в своих стихотворениях описывает минутное мгновение. Его поэтическое пространство наполнено цветом, запахами. Масштаб же Тютчева - космический. Он редко рисует с натуры. У него тяга к хаосу.

В стихотворениях о природе, Фет уделяет внимание к переходным состояниям природы. Природы - это естественная среда для человека, по его мнению. У Тютчева же стихи о природе содержат творческие раздумья о судьбе (поэт-философ). Он стремиться понять природу, включить её в систему взглядов.

Павел Петрович Евгений Базаров
I. Об аристократизме
Аристократия - главная движущая сила общественного развития. Идеал – английская свобода, т. е. конституционная монархия. Либерализм, прогресс, реформы - это то, что помогает двигаться обществу. Разрушение старого является для Базарова самоцелью, а не условием создания нового. Русскому человеку слова «либерализм», «реформа», «прогресс» даром не нужны. От аристократов, которые сидят сложа руки, нет никакой пользы. Базаров отрицает аристократические идеалы и принципы.
II. О русском народе
Народ не может жить без веры, он патриархален, создал здоровые основы жизни: общину и крестьянскую семью. Народ - категория неизменная. Духовный уровень народа, принципы народной жизни вечны. Дух отрицания чужд русскому народу. Пассивность, вера, патриархальность - вот постоянные черты его. Готов согласиться с тем, что пока народ суеверен, патриархален, но Базаров считает необходимым отличать народные предрассудки от интересов народа. Он считает себя представителем народа. Всё, чем восхищается Кирсанов, Базаров считает временным явлением. Мужик пока ещё не понимает собственного положения, своих интересов, но Базаров народные интересы понимает. Вера, покорность, доверчивость – временное состояние народа, дух отрицания свойствен русскому народу. Своё отрицательное направление Базаров считает проявлением народного духа.
III. Что такое отрицательное направление Базарова?
Страшно то, что говорит Базаров, когда речь идёт о религии. Он всё отрицает, но ведь надо же и строить. Нигилизм для Павла Петровича явление неприемлемое, нигилисты никого не уважают, они дурные и безнравственные люди. В России им делать нечего, Базаровы не нужны, «их всего четыре с половиной человека». Но, по мнению Базарова, «…от копеечной свечи Москва сгорела», «… нас не так мало», и нигилисты - первый огонёк, от которого вспыхнет огромное пламя. Базаров полагает, что в будущем поведут тоже нигилисты. С точки зрения Базарова, критерий пользы - это польза не для отдельной личности, не для него, а для народных интересов, и Евгений категорично говорит, что «нам не до отвлечённостей». Речь идёт о мужике, и с позиции мужика Базаров смотрит на явления русской жизни. На первый план Базаров выдвигает отрицание, которое в данный момент для него важнее всего. Всё отрицает Базаров, не находит в гражданском, общественном, семейном устройстве ни одного положения, которое он бы полностью не отрицал. Он отрицает государственный строй, общественные учреждения, семейные отношения, Бога, пользу аристократизма и аристократии, искусство, художество, красоту природы и т. д. «Самое беспощадное отрицание всего, - говорит Базаров об очерёдности задач. – Сначала всё сломать, расчистить место». По Базарову, всё, что мешает разумной организации жизни надо ломать. По мнению автора, такое разграничение разрушения и созидания неверно. Базаров не доверяет Павлу Петровичу и не говорит, действительно ли он собирается переходить от слов к делу.
IV. О нигилизме
Павел Петрович считает нигилистов людьми без «принсипов», а потому безнравственными, т.е. никого не уважающими. Нигилизм чужд духу русского народа. Нигилистов мало, их всего «четыре с половиной человека», да и те не нужны, они потерпят поражение. Нигилизм - отрицание всего: 1) Бога, религии; 2). общественного и государственного устройства России; 3). старой нравственности («принсипов»); 4). искусства. Базаров верит в то, что нигилисты решат свою главную задачу - «место расчистить». Базаров верит в торжество своих идей: «От копеечной свечи Москва сгорела…». Он не отрицает необходимости строить, необходимости положительной программы, но считает разрушение первоочередной задачей. Он утверждает критерии пользы и идеи материализма.
V. Об искусстве
Для Павла Петровича искусство - один из ведущих «принсипов» Отрицает пользу искусства, утверждая, что «…Рафаэль гроша ломаного не стоит», «…один порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта».


Итак, мы знаем, что роман «Отцы и дети» о прогрессисте и нигилисте. Почему же так много места в романе отводится любви? Почему, по замыслу автора, влюбляется Базаров?

Всё просто: чувство сбросит всё наносное, и мы увидим живого человека. Вспомните, как относился к любви сам Тургенев. Базаров всегда и везде был уверен в себе. Духовная стабильность начинает нарушаться, когда происходит испытание любовью.



Каковы же взгляды Базарова на любовь? Вспомните, что говорит об этом Базаров после рассказа Аркадия о Павле Петровиче. Ничего поэтического и романтического в этом нет. Любовь как чувство всепоглощающее Базаров не принимает. Романтических отношений знать не хочет и не признаёт.

Отношения Базарова и Одинцовой развёртываются с обоюдно возникшего интереса. Базаров, увидев её на балу, был поражён и, чтобы скрыть это, довольно цинично проявляет свой интерес: «Кто она такая?», «На других баб не похожа». Анна Сергеевна тоже заметила Базарова, но выделила его не по изысканности манер, внешне он не отличался от других, был, как и все, во фраке. Она заметила незаурядное лицо. То, что он заметил её, говорит в пользу Базарова, т.к. Анна Сергеевна поразила его не только «физиологией», но и ещё чем-то, он восхищён ею, но на первых порах он скрывает, зажимает это. Его чувство пока в зародыше. А далее следуют удивительные вещи: Одинцова из интереса к Базарову приглашает друзей в гостиницу, и Аркадий во время этого визита замечает, что Базаров смущается, конфузится и, в конце концов, краснеет, хотя идёт серьёзный разговор. Одинцова спрашивает его об отношении к людям, к науке, искусству. Базаров на её вопросы отвечает совершенно серьёзно. Мы видим, как начинает расти чувство.

Базаров принимает предложение Одинцовой побывать в Никольском. Не работать он туда ехал, а в гости к красивой женщине. Эта любовь разрастается не только как страсть, но и как жажда общения с женщиной по-настоящему умной, способной его понимать, и он это интуитивно чувствует: «Не похожа на всех прочих русских баб,» - говорит он об Анне Сергеевне.

Что нового о Базарове мы узнаём во время его визита к Одинцовой?

Мы вновь видим его смущение, но видим и его значительность, незаурядность. Тургенев говорит об Одинцовой: «Одно пошлое её отталкивало», а в пошлости Базарова никто не обвинит. Слово «нигилист» в XIX веке означало «заурядный». Базаров же явно незауряден. В разговоре с Анной Сергеевной он говорит очень серьёзно, и мысли его глубоки и значительны: «Исправьте общество - и болезней не будет». В разговоре с ней он касается и своей будущей научной деятельности. Никакой сатанинской гордости мы не видим, но в этих отношениях раскрывается то, чего он в себе ещё не знал: способность к глубокому, единому, всепоглощающему чувству. И это очень важно, потому что это истинно человеческое.

Но как же его убеждения? Он, смеющийся над всяким романтизмом, сознаёт вдруг романтика в самом себе. Даже умирая, он помнит об Одинцовой. Жизнью управляют не принципы, а ощущения. Ему казалось, что нет такой любви, а ощущения его ему сказали, что есть. И он не в силах противиться человеческому, и от этого выигрывает: чувства раскрыли его душу, показали истинно человеческое лицо. Страсть и духовное начало гармонично сочетаются в Базарове.

Сама же Анна Сергеевна Одинцова непростая женщина. Мы узнаём её биографию и знаем, как она очутилась в Никольском. Кровь её течёт спокойно, жизнь катится по накатанному пути. Для неё спокойствие превыше всего. Анна Сергеевна составляет Базарову хороший дуэт в беседах. Она ему пара по интеллекту и уму. Во многом с ним не соглашается. Но, как Базаров тянется к ней, так и она тянется к нему.

Обратите внимание: на фоне отношений Базарова и Одинцовой развиваются чувства Аркадия и Кати. Аркадий не скрывает, что влюблён, Базаров демонстрирует своё олимпийское спокойствие. У Аркадия всё происходит как бы само собой. Катя - это то, чего хотела его душа. Катя, музыка, природа – и душа Аркадия с этим согласна.

А вот с Базаровым сложнее. Он сам Базаров относится к своим чувствам неоднозначно. Базаров любит, в какой-то момент он злится на себя, потому что его глубокая натура понимает, что тот романтизм, который он считал недостойным мужчины, входит в него. Страсть Базарова тяжела, потому что, полюбив Одинцову, он обнаружил в своём мировоззрении явные пустоты. До встречи с ней он всё объяснял разумом, а сейчас это чувство разумом объяснить не может. Его мировоззрение разваливается. Он ведёт жёсткую борьбу с собой, но всё-таки находит силы объясниться с ней.

Объяснение происходит, и происходит необычно. Анна Сергеевна сама провоцирует на этот поступок Базарова. Жизнь её пуста, хочется жизненных впечатлений, она устала от этого размеренного движения жизни. А он сильный, зрелый мужчина, он не такой, как все. Этим он её и привлекает. Она хотела, чтобы он сказал ей что-то о любви. А Базарову не до шуток. В нём такая сила страсти! Он упёрся в холодное стекло лбом. Она вынудила его признаться. Она протянула руки, а в следующий момент уже оказалась в другом конце комнаты. «Мы останемся друзьями,» - говорит она.

Что же отталкивает Одинцову от Базарова? Чего она боится: что он беден или что он лекарь и сын лекаря? Она разрешает себя любить, но сама ещё не любит, она на грани любви. Она испугалась того беспокойного начала, начала поиска, революционного начала, которое живёт в Базарове. Быть с Базаровым - значит утратить покой. Ведь даже ради неё он не отступится от своих убеждений. (Представьте, а если отступится, то кем станет? Павлом Петровичем). При прощании она выглядит не блестяще, просит Базарова остаться, а он отвечает: «Зачем?» Для Базарова нужно всё или ничего, для Одинцовой, скорее, ничего, чем всё. Вспомните раздумья Одинцовой после записки Базарова, в которой он пишет, что больше не останется. Она понимает, что такого и настоящего чувства в её жизни не будет, но для неё «спокойствие лучше всего на свете», и, приняв такое решение, удовлетворённая, она засыпает. Анна Сергеевна никогда не осмелилась бы связать свою жизнь с Базаровым. Она сама строит жизнь, исходя только из разума. Но у Базарова и Одинцовой есть общие черты:

1) они ничьих мнений не разделяют;

Катя, которая боится свою сестру, полюбив Аркадия, меняется, а Анна Сергеевна её не понимает. В своём развитии, в своей судьбе она больше теряет, чем находит, она не идёт хозяйкой по жизни. Она проходит тенью, в отличие от Павла Петровича, который любил. Одинцова задушила в себе всё, будучи яркой и одарённой натурой. В эпилоге Тургенев говорит о её замужестве, но горько звучат его слова: «…может быть, доживёт до любви».

Базаров выглядит крупнее на её фоне. Он талантлив, широк душой, способен заглянуть жизни в глаза, мужественен. Он может жизнь принять такой, какая она есть, какая ударила его в лицо. А Одинцовой важен комфорт, растрачивать себя на любовь, на волнения она не может и не хочет. Она испугалась. О такой любви можно только мечтать, но с таким человеком трудно жить: он никаких полутонов не признаёт. Она оскорбила его: «Вы меня не поняли…», и он понял, что она его не любит. Он как настоящий мужчина больше не может находиться в этом доме.

Базаров в своей любви тоже выше всех, выше в своей естественной человеческой простоте. У него настоящая любовь, огонь, а она…. Тургенев несколько раз подчёркивает её холодность, говорит, что она себя «заморозила». С этого момента Базаров в корне меняется. Но он одинок и в любви. Трагизм его положения возрастает от главы к главе.

Одинцова же своей загадочностью напоминает княгиню Р. То, что Базаров отрицал, оказывается, в природе существует. Одинцова - существо загадочное, эгоистичное, холодное. И княгиня Р., и Одинцова - обе не достойны той великой любви, которую испытывают к ним герои.

Милостыню Базаров не приемлет - «…взял мою жизнь - отдай свою». Зачем ему крохи, подачки? По его мнению, человек, который всю жизнь поставил на карту любви, не мужчина. Вспомните разговор между Базаровым и Аркадием, когда они впервые уезжают из Никольского («Лучше камни бить на мостовой. Настоящий мужчина должен быть свиреп…»). Настоящий мужчина должен быть серьёзен и занят настоящим делом. Нельзя ставить на карту женской любви жизнь. Базарову пришлось признать в силу ощущения, что любовь, в смысле романтическом, существует, но от своего дела он не отказывается, ему не изменяет.

Простившись с Одинцовой, Базаров с Аркадием едет в Васильевское, к родителям.

Что представляют собой родители Базарова? Отец Евгения хочет идти в ногу с сыном, не хочет показать, чтобы Евгений догадался, какое это для него событие – приезд сына. Он пытается вести себя так, чтобы показать, что приезд сына - нормальное явление. Василий Иванович напускает на себя суровость, а у самого губы и брови дёргаются. Он, как и отец Аркадия, не хочет отстать от своего сына, хочет, чтобы кровная, человеческая, духовная связь не была прервана, поэтому у отца идёт внутренний монолог: «Я буду человеком его круга, его убеждений». Интонации отца раздражают Евгения.

Василий Иванович утверждает, что человек должен жить своим трудом, он сам всю жизнь трудился и продолжает трудиться. Как и Николай Петрович, он прежде всего видит вою связь с веком в том, что «…не без чувствительных для себя пожертвований посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу». Но тщетны усилия доброго старика. Жизнь стремительно движется вперёд, и между ним и его сыном возникает пропасть. Отец Евгения сам это осознаёт и склоняет голову перед молодёжью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли».

Д. И. Писарев по этому поводу говорит: «Когда родителями и детьми появился такой разлад, какой мы видим между стариками Базаровыми и их сыном, тогда и выхода-то никакого нельзя придумать. Евгений Базаров, разумеется, может отшатнуться от своих родителей, и его жизнь будет всё-таки полна, потому что её наполнит умственный труд; но их жизнь? И какой же настоящий Базаров, какой мыслящий человек решится оттолкнуть от себя стариков, которые им только и живут и дышат и которые сделали всё, что могли для его образования. Эти старики буквально подсадили его на своих плечах, чтобы он мог ухватиться своими отроческими руками за нижнюю ветку дерева познания; он ухватился и полез и залез высоко, и ходу нет назад, и спуститься невозможно, а им тоже невозможно подняться кверху, потому что они слабы и дряхлы, и приходится им аукаться издали, и приходится им страдать оттого, что нет возможности расслышать и понять друг друга; а между тем старики и тому рады, что слышат, по крайней мере, неясные звуки родного голоса. Скажите, Бога ради, кто не решится, находясь в положении Базарова, замолчать совершенно и не отвечать ни одним звуком на кроткие и ласковые речи, поднимающиеся к нему… И Базаров откликается».

Какие чувства испытывает Базаров дома? В Васильевское Базаров приезжает с мыслью, что «баба его не сломает», приезжает, чтобы излечиться от любви к Одинцовой. Мировоззрение его изменяется. Радость родителей ломает Базарова. Матери он позволяет повисеть на плече. Раньше чувствам, называемым им романтизмом, он говорил нет. А сейчас всё по-другому. Он видит, как себя ведёт отец, особенно в саду: Василий Иванович поёт. Оказывается, всё, что он не признавал в простом человеке, всё это есть у отца, и получается, что, по его понятиям, отец - плебей.

И всё же, как относится Базаров к своим родителям? Прав ли Писарев? Да. Давайте вспомним сцену разговора Аркадия и Базарова под стогом. На вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает: «Да, Аркадий, люблю»

А мы ощущаем ещё больше его одиночество, видим его внутренний конфликт, он сам с собой не в ладу. В 10-й главе он уверен в себе, в своём деле: «Надо место расчистить», он знает, что надо в жизни делать. В 21-й главе он другой.

Обратите внимание на пейзаж в сцене - размышления о природе вечной.

Базаров о цели жизни, о себе говорит с другой точки зрения. У него сознание расколото. Он не только одержим желанием «место расчистить». Базаров, вероятно, начинает осознавать ошибочность своих взглядов. Отсюда и слова его: «А я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который (речь о мужике) мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну а дальше?»

Поэтому и лопух после смерти, являющийся логическим завершением человеческой жизни, по его же теории, теперь уже не устраивает Евгения, ибо кому же хочется, чтобы из него просто так, без всякого смысла, без всякой идеи, вырос лопух. Гибель идеи становится очевидной для героя, и поэтому все дальнейшие попытки бороться вызывают у него только душевные муки.

Базаров видит себя в соединении с вечностью. Каким бы он не был умным, сильным, но мы слышим его немой вопрос: «… каким бы я не был сильным, умным, Господи, что я значу, даже если я вот такой?»

Тургенев приводит Базарова к горьким мыслям. Базаров смотрит на себя: «Что значит для этой вечной жизни моё трепыханье? Можно ли поколебать вечное, вселенское? « Даже такой сильный и умный, что он может в этой жизни вечной изменить? Да и нужно ли?» Он попробовал и ударился об эту жизнь.

Каково же Базаров относится к мужику? Базаров считает, что смотрит на народ изнутри и понимает его, но даже ему не дано заглянуть в тайну мироощущения русского мужика. (Но в Марьине его принимали простые люди за своего, а Васильевском он для мужиков барин). Базаров лечит бабу «по последней методе», по выражению Базарова - старшего, а баба сама в себе: она думает о том, как бы ей оставить в благодарность четыре яичка.

Вспомните сцену игры в карты с Алексием. У обоих свои принципы, свои убеждения. Священник обладает тысячелетним живым опытом связи с русским человеком. Каким-то своим чувством он понял, что Базарова благословлять не надо. Он гибок, широк, в картишки играет, курит. Базаров рискует в игре. Священник говорит: «Рискованно играет».

Для чего дана эта сцена? Она имеет определённый смысл: крайние взгляды Базарова (для Тургенева - постепеновца «крайние») проигрывают естественной жизни, русскому быту.

Базарова, уже другого, испытавшего любовь и поражение, видевшего отцовские слёзы, отдалившегося от друга, Тургенев заставляет пройти по второму кругу: Никольское - Марьино - Никольское- Васильевское.

Развитие сюжета дважды приводит героя в одни и те же места. И если в первое посещение обнаруживаются противоречия между героями, то во время второго визита они перерастают в конфликт. Вы помните, что идеологическая, словесная дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым была показана автором в начале романа, в конце романа между ними произошла настоящая дуэль.

Во второй приезд молодых людей в Марьино Кирсановы – старшие их встречают радостно. Даже Павел Петрович потряс руку Базарова, снисходительно улыбаясь. Но в споры с Базаровым Павел Петрович не вступает: «Мы друг друга понять не можем, я, по крайней мере, не имею чести вас понимать, »- замечает он. Тем не менее, он видит в Базарове учёного, врача, человека.

Что послужило поводом для дуэли? Вспомним сцену с Фенечкой, когда Базаров её целует.

Давайте подумаем, чем вызвано поведение Базарова. Базаров любит Одинцову, и Фенечка ему не нужна. Это был флирт. Вспомните обстоятельства: летнее утро, разбитый Базаров, для которого Одинцова как наваждение. Поцелуй Базарова - это попытка вернуться к самому себе. Он считает, что любовь – романтизм, её нет, есть только ощущения. (Вспомните его высказывания о любви). Он хочет вернуться к тем позициям, к тому состоянию, которые нарушила Одинцова. Но Фенечка - жена Николая Петровича, а Базаров не признаёт традиций, чувств, условностей. По его мнению, любви нет, а есть инстинкт. Он, как уже отмечалось, хочет вернуться к прежнему состоянию, поэтому и целует Фенечку

Фенечка, уважающая до этого Базарова и доверяющая ему, говорит: «Грех вам». В ней заложена духовная культура, народная нравственность. Женский инстинкт, народная нравственность подсказывают ей эти слова. С её точки зрения, поступок Базарова безнравственный, он свидетельствует о бездуховном состоянии Евгения. Сама природа Фенечки - одухотворённость и нравственная красота.

Но вот интересно: Фенечка – жена Никола Петровича, а на дуэль Базарова вызывает Павел Петрович.

Почему? На это есть две причины.

1). Прежний Павел Петрович не вызвал бы плебея на дуэль, но в нём происходит внутренняя эволюция. Одно дело - принципы, а другое - практика. В его доме оскорбляют жену брата. Получается, что Павел Петрович перечёркивает своё отношение к аристократии и выходит на дуэль. 2). Он сам влюблён в Фенечку, бросает на неё пылкие взгляды, от которых, по словам Фенечки, «так тебя холодом и обдаёт».

Итак, Базаров видит в Фенечке Одинцову и пытается избавиться от любви к ней, П.П. Кирсанов видит в Фенечке княгиню Р.

Вспомним, как же между ними происходит объяснение, сцена вызова на дуэль (Глава 24-я). Павел Петрович приходит с палкой, украшенной набалдшником, Базаров ведёт себя единственно возможным способом: он спокоен, иронизирует и принимает вызов.

Почему всё-таки Базаров соглашается на дуэль? Если бы Павел Петрович вызвал бы Базарова на дуэль в первом споре, Базаров бы не согласился принять вызов. Тогда в душе не было чувств. Теперь же он сам изменился, и его взгляды тоже изменились, он уже другой человек, живущий не только ощущениями, но и чувствами.

Прочитайте сцену дуэли со слов: «Базаров поднял голову и увидел Павла Петровича…». Сцена дуэли - кульминация развития конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем. Единственный секундант - трус лакей Пётр. Базаров спокоен и продолжает иронизировать: «Соблаговоляю, - говорит он Кирсанову, предлагавшему «соблаговолить» выбрать оружие. Ии добавляет: «А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычен до смешного…»

Павел Петрович целится внимательно, а Базаров не целится вообще и по чистой случайности попадает в мякоть бедра Кирсанова. Базаров ведёт разговор с Павлом Петровичем в шутливой форме, с издёвкой, а Кирсанов напыщенно, серьёзно. Базаров соглашается шагами измерить взаимную неприязнь.

После ранения Павела Петровича, Базаров отказывается вести дуэль и занимается своим привычным делом: он врач. Обморок Павла Петровича не трусость, он просто очень сильно нервничает.

Таким образом, дуэль показала полную несостоятельность Павла Петровича в сравнении с Базаровым. Если в спорах Базаров побеждал Павла Петровича, и об этом нигде не было сказано, то в дуэли поражение совершенно очевидно. «Сцена эта введена для обличения элегантно дворянского рыцарства, и это справедливо».

Главный герой дуэли - Базаров. А зачем вообще нужна дуэль, мы ведь видели Базарова достаточно ясно. Обозначив позиции героев, автор проводит их через испытания любовью и жизнью. Испытание любовью Базаров выдерживает, он человек больших чувств. Таким образом, через трагическое испытание Базаров проходит победителем. Далее Тургенев проводит его через комическое. Самое трудное - не казаться смешным и жалким в смешных обстоятельствах. Трудно сохранить своё достоинство, попав в смешную ситуацию. Базаров и через смешное проходит с достоинством, так, что мы его не осуждаем. В дуэли Базаров - сильный, мужественный человек, достойный уважения.

Но у этой сцены есть и другой смысл - философский. Крайние идеологические позиции подталкивают людей к конфронтации. Базаров и Павел Петрович – олицетворение общественных сил единой нации. Единство нации - это вечность, а идеология и общественная борьба - современность, которая должна руководствоваться вечностью. Нельзя раскалывать нацию, семью. Трещина в семье - трещина в нации. Люди эти, герои романа, достойны друг друга. Дуэль показывает, что и Базаров, и Павел Петрович - неплохие люди. Павел Петрович хвалит поведение Базарова, а он говорит: «Я врач. И прекратите!» Страшна такая дуэль. Это трагедия, когда словесная дуэль перерастает в физическое уничтожение.

Обратите внимание на пейзаж в начале главы. Дисгармония в душе героя и в природе.

А как складываются отношения Базарова с другими представителями «старого мира»? Что можно сказать о них?

Николай Петрович. Давайте вспомним всё, что мы о нём уже знаем. Он мягкий, слабый человек. (Вспомните уменьшительно-ласкательные суффиксы: пухленький, седенький, ножки и т.д.).

Симпатизирует ли автор Николаю Петровичу? Да. Даже даёт собственные черты характера: любовь к природе, искусству, любовь к Пушкину. Он занимается хозяйством, размежевался с крестьянами, завёл ферму. Он старается жить передовыми идеями века, решительный противник крепостного права. Его 200 десятин обрабатывают вольнонаёмные рабочие, которые портят машины. За становым посылать либеральные принципы и порядочность человека не позволяют.. Он лишний, не способен к практической деятельности (см. 22 гл.) Он мягок, умён, оформляет брак с Фенечкой, любящий отец. Н.П. Кирсанов пользуется уважением автора, но он «лишний»

А как складываются отношения с Аркадием? Давайте проследим их отношения от начала до конца. Аркадий Кирсанов - молодой, романтичный дворянин - попадает под влияние демократа Базарова, увлёкшись его идеями. Аркадий вообще легко поддаётся влиянию. Но трудовой образ жизни демократов для Аркадия, очевидно, не очень характерен: автор ни разу не показывает молодого Кирсанова за работой. Зато столько раз Аркадий заявляет о своих новых взглядах и откровенно любуется собой. Вспомните несколько примеров. Когда Аркадий и его отец едут в Марьино, отец говорит ему о родных местах и читает Пушкина. Аркадию это нравится, но, боясь показаться перед Базаровым романтиком, сделав равнодушный вид, он говорит о том, что нет разницы для человека, где родиться. Явно желая озадачить отца и дядю, Аркадий произносит слово «нигилист», не очень тактично заводит разговор о месте Фенечки в доме - ему хочется продемонстрировать широту взглядов. Нигилистические корни не укрепились в нём прочно.

Как Базаров относится к Аркадию? Он одёргивает своего молодого ученика, просит «не говорить красиво», но в то же время он привязан к Аркадию, и его можно понять: Аркадий - добрый и во многом симпатичный юноша, но вот тяжесть и суровость задачи, которую ему хочется взвалить на себя, он осознаёт плохо.

Противоречия между друзьями начинают обнажаться с того времени, когда они побывали в гостях у Одинцовой. Именно в Никольском появляется первая трещина. Аркадий не выдерживает сравнения с Базаровым. Анне Сергеевне он не интересен. Здесь же, в Никольском, начинается увлечение Катей, правда, на первых порах он этого не осознаёт. Между обоими молодыми людьми с некоторых пор установилось какое-то лжеразвязное подтрунивание, что всегда служит признаком тайного неудовольствия или невысказанных подозрений.

В усадьбе Базаровых Аркадий вступает в спор с Евгением. Этого раньше никогда не было! Под влиянием соперничества происходит окончательное осознание Аркадием своего «я», и здесь особенно проявляется связь Аркадия с дворянским гнездом: он стремится оправдать в глазах Базарова Павла Петровича, не соглашается с его резкими оценками.

Герои оказываются в одной ситуации: оба влюблены в Одинцову, оба без взаимности. Глубокая страсть Базарова оттеняет увлечение быстро утешившегося Аркадия.

Как строятся взаимоотношения Аркадия с Катей? Аркадий - мягкий воск, из которого человек сильный слепит всё, что угодно. Он подчиняется Кате, 18-летней девушке. Её это не удивляет: она сильная натура, она настоящее чудо: умная, красивая, умеет за себя постоять. Не замечая, Аркадий попадает под влияние Катерины Сергеевны. Она сразу видит разницу между Аркадием и Евгением и замечает, что они люди разной породы. «Он хищник, а мы ручные, » - говорит она. Катя понимает, что таким, как Базаров, а он «другой породы», нужно родиться. Умная Катя скоро понимает и другое: у Аркадия, после того, как он отошёл от Базарова, убеждений не осталось, остались только следы сатирического направления. Он, влюбившись в Катю, становится рьяным хозяином, ведёт общую жизнь с отцом в Марьине. Любовь Аркадия к Кате окончательно разводит друзей, а женитьба «усмиряет» Аркадия. Насколько крепки демократические идеалы Аркадия, говорят опять-таки сцены в Никольском

Базаров : «Мы прощаемся навсегда… для нашей горькой, терпкой бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость и молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не дерётесь - и уже воображаете себя молодцами, а мы драться хотим. Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас, ты невольно любуешься собой, тебе приятно самого себя бранить; а нам это скучно - нам других подавай; нам других ломать надо! Ты славный малый, но ты всё-таки мякенький либеральный барич».

Аркадий : «Я теперь уже не тот заносчивый мальчик, каким я сюда приехал… я по-прежнему желаю быть полезным; желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, а задавал себе задачи, которые мне не по силам».

Как мы видим, Аркадий осознал невозможность принять участие в революционной деятельности. И хотя «преобразования и необходимы», его роль в них ограничится только хозяйственной деятельностью в своей усадьбе. Задачи самовоспитания оказались Аркадию не по плечу. Итак, идеалы дворянства достигнуты Аркадием, осуществимы им. Аркадий грустит при разлуке с Базаровым : «Ты прощаешься со мной, Евгений?» И Базаров ему отвечает: «Ты ведь уж сам давно простился со мной»... С делом же, которому так предан Базаров, Аркадий давно уже расстался. Горько для обоих это прощание, оба переживают разлуку. «Ты прощаешься, и нет других слов, » - говорит Аркадий, а Базаров верен себе: он не хочет показывать своих чувств, но мы понимаем, что происходит в душе Базарова: «Есть, но я могу рассиропиться». Из всех людей Аркадий был для Базарова самым близким человеком, но Евгений понимает: для Аркадия естественно сделать то, что он сделал. И Евгений говорит Аркадию, чтобы он брал пример с галки. Галка - семейная птица, сидящая на кончике своего гнезда, и Аркадий вернулся к своему гнезду, став рьяным хозяином.

Почему «рьяным»? Аркадий не пошёл рядом с Базаровым, он опустился ниже своих родителей - «отцов», считая, что разумно можно строить отношения с рабочими с помощью станового. Если отец Аркадия мягок, то сам Аркадий бесхарактерен. Молодой Кирсанов не удерживается на уровне порядочности отцов. Перед нами дворянин-хозяин с капиталистической хваткой .

Вывод. Даже лучшие из дворян, свободные от предрассудков, практичные, демократичные «дальше благородного кипения дойти не могут, а это пустяки». Они слабы, вялы, не могут противостоять «новым людям». Главная задача Тургенева - доказать: «если сливки плохи, каково же молоко?»

Тургенев остаётся в оценке дворян человеком их круга, дворянство - его класс, но он перестал быть передовым, имея, безусловно, право на существование. В далёкое будущее дворяне повести не могут. «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса».

Но Тургенев не видел никаких условий развития и другого направления. Либеральные дворяне, которые ничего не сделают, всё- таки имеют какие-то условия деятельности (ферма Аркадия процветает), а Базаров трагически одинок: нет никаких соратников рядом, нет людей одного с ним масштаба, тех, кто мог бы «не спасовать перед ним». Анна Сергеевна - натура сильная, но она равнодушна к делам Базарова.

Базаров прощается не только с Аркадием, но и с Одинцовой, хотя та и выражает надежду на встречу. Давайте ещё раз проследим их отношения и посмотрим, понял ли Базаров Анну Сергеевну. Что творится в душе каждого из них? Это нам будет знать необходимо для того, чтобы понять их во время последней их встречи перед смертью Базарова.

Итак, Базаров знакомится с Анной Сергеевной на балу. Они обратили внимание друг на друга, выделяясь среди остальных своей незаурядностью. Он принимает приглашение навестить её сначала в гостинице, а затем и в её имении в Никольском. Мы с вами знаем и причину приезда Базарова и Аркадия в Никольское: они увлечены каждый по-своему Анной Сергеевной, пытаются это скрыть друг от друга. Мы знаем об их «однообразных» 15 днях, проведённых ими здесь. Для Базарова эти дни имеют свою сокрытую динамику становления его отношений с Одинцовой, знаем, чем заканчиваются эти отношения.

А как их характеризует Писарев? Отношения Базарова с Одинцовой кончаются тем, что между ними происходит странная сцена. Она вызывает его на разговор о счастье и любви, она с любопытством, свойственным холодным и умным женщинам, выспрашивает у него, что в нём происходит, она вытягивает из него признание в любви. Она с оттенком невольной нежности произносит его имя; потом, когда он, ошеломлённый внезапным притоком ощущений и новых надежд, бросается к ней и прижимает её к груди, она же отскакивает с испугом на другой конец комнаты и уверяет его, что он её не так понял, что он ошибся».

Всё кончено. Один из принципов Базарова: «Нравится тебе женщина - старайся добиться толку; а нельзя - ну и не надо, отвернись - земля не клином сошлась, » - в своей первой части изжил себя. Как это не тяжело осознавать Базарову, но теперь у Одинцовой ему делать нечего. «Базаров уходит из комнаты, и тем кончаются отношения. Он уезжает на другой день после этого происшествия, потом видится раза два с Анной Сергеевной, даже гостит у неё вместе с Аркадием, но для него и для неё прошедшие события оказываются действительно невоскресимым прошедшим, и они смотрят друг на друга спокойно и говорят между собой тоном рассудительных и солидных людей, » - отмечал Д.И. Писарев.

Но так ли это? Так ли уж всё спокойно в отношениях между Базаровым и Одинцовой? Уж не просмотрел ли Писарев какие – то глубинные процессы, которые привели к гибели Базарова? Чем явился для Базарова новый его приезд в имение Одинцовой? Ведь его принципы определяют смысл его жизни, и вдруг…

Он нарушил этот принцип; знал, что «толку» от Одинцовой не добиться, а всё равно опять к ней поехал. Базаров полюбил Одинцову сильно, поэтому, может быть, и тешил себя тем, что мог обмануться в её холодности… Вдруг она всё же окажется лучше, вдруг при новой встрече она всё-таки произнесёт ожидаемые им три слова. Он подверг жестокому испытанию всё своё мировоззрение: ведь если стоит «сломаться» одному этому принципу, то какова цена всего остального. Не так-то легко было Базарову решиться на третье посещение имения Одинцовой.

Что же произошло во время этой встречи? Базаров теперь пробыл у Одинцовой недолго, но был бы рад пожить здесь подольше, затем и приехал, но понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему, потому и побыл недолго.

Но интересное всё же произошло. Вспомните, Тургенев говорит, что после какой-то одной фразы Базарова, сказанной им на следующий день после приезда, лицо Одинцовой «…попеременно краснело и бледнело». Что случилось? Базаров высказался о возможности помолвки Кати и Аркадия: «Партия во всех отношениях хорошая; состояние у Кирсанова изрядное, о

Конфликт между Кирсановым и Базаровым лежит в основе всего романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В данной статье представлена таблица «Спор Базарова и Павла Петровича».

Политические взгляды

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.

Павел Петрович Кирсанов - яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.

Евгений Базаров - разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.

В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

Кирсанов

Отношение к дворянству, аристократии и принципам

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… - подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;

«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем… Всё…»

«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, - а в аристократе эти чувства развиты, - нет никакого прочного основания общественному зданию»

Планы на общественное будущее

«Сперва нужно место расчистить»

«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»

Отношение к народу

«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним?»;

«Мой дед землю пахал, - с надменною гордостию отвечал Базаров. - Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)

«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он - патриархальный, он не может жить без веры»;

«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)

Философские взгляды

Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

Нравственные ценности

Кирсанов

Отношение к любви

«Любовь - белиберда, непростительная дурь»;

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»;

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»

«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»

Отношение к искусству

«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»

Отношение к природе

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.

Тест по произведению

Схватка произошла в тот же день за вечерним чаем. Павел Петрович сошел в гостиную уже готовый к бою, раздраженный и решительный. Он ждал только предлога, чтобы накинуться на врага; но предлог долго не представлялся. Базаров вообще говорил мало в присутствии "старичков Кирсановых" (так он называл обоих братьев), а в тот вечер он чувствовал себя не в духе и молча выпивал чашку за чашкой. Павел Петрович весь горел нетерпением; его желания сбылись наконец.
Речь зашла об одном из соседних помещиков. "Дрянь, аристократишко", -- равнодушно заметил Базаров, который встречался с ним в Петербурге.
-- Позвольте вас спросить, -- начал Павел Петрович, и губы его задрожали, -- по вашим понятиям слова: "дрянь" и "аристократ" одно и то же означают?
-- Я сказал: "аристократишко", -- проговорил Базаров, лениво отхлебывая глоток чаю.
-- Точно так-с: но я полагаю, что вы такого же мнения об аристократах, как и об аристократишках. Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю. Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов -- настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь, -- повторил он с ожесточением, -- английских аристократов. Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.
-- Слыхали мы эту песню много раз, -- возразил Базаров, -- но что вы хотите этим доказать?
-- Я эфтим хочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: "эфтим" и "эфто", хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни -- эфто, другие -- эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами), я эфтим хочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, -- а в аристократе эти чувства развиты, -- нет никакого прочного основания общественному... bien public {общественному благу (франц.).}, общественному зданию. Личность, милостивый государь, -- вот главное: человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. Я очень хорошо знаю, например, что вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность наконец, но это все проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да-с, да-с, долга. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.
-- Позвольте, Павел Петрович, -- промолвил Базаров, -- вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.
Павел Петрович побледнел.
-- Это совершенно другой вопрос. Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться. Я хочу только сказать, что аристократизм -- принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам. Не так ли, Николай?
Николай Петрович кивнул головой.
-- Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, -- говорил между тем Базаров, -- подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.
-- Что же ему нужно, по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте -- логика истории требует...
-- Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся.
-- Как так?
-- Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!
Павел Петрович взмахнул руками.
-- Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?
-- Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаем авторитетов, -- вмешался Аркадий.
-- Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, -- промолвил Базаров. -- В теперешнее время полезнее всего отрицание -- мы отрицаем.
-- Все?
-- Все.
-- Как? не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить...
-- Все, -- с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал, а Аркадий даже покраснел от удовольствия.
-- Однако позвольте, -- заговорил Николай Петрович. -- Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить.
-- Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить.
-- Современное состояние народа этого требует, -- с важностью прибавил Аркадий, -- мы должны исполнять эти требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма.
Эта последняя фраза, видимо, не понравилась Базарову; от нее веяло философией, то есть романтизмом, ибо Базаров и философию называл романтизмом; но он не почел за нужное опровергать своего молодого ученика.
-- Нет, нет! -- воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович, -- я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он -- патриархальный, он не может жить без веры...
-- Я не стану против этого спорить, -- перебил Базаров, -- я даже готов согласиться, что в этом вы правы.
-- А если я прав...
-- И все-таки это ничего не доказывает.
-- Именно ничего не доказывает, -- повторил Аркадий с уверенностию опытного шахматного игрока, который предвидел опасный, по-видимому, ход противника и потому нисколько не смутился.
-- Как ничего не доказывает? -- пробормотал изумленный Павел Петрович. -- Стало быть, вы идете против своего народа?
-- А хоть бы и так? -- воскликнул Базаров. -- Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом -- он русский, а разве я сам не русский.
-- Нет, вы не русский после всего, что вы сейчас сказали! Я вас за русского признать не могу.
-- Мой дед землю пахал, -- с надменною гордостию отвечал Базаров. -- Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас -- в вас или во мне -- он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.
-- А вы говорите с ним и презираете его в то же время.
-- Что ж, коли он заслуживает презрения! Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?
-- Как же! Очень нужны нигилисты!
-- Нужны ли они или нет -- не нам решать. Ведь и вы считаете себя не бесполезным.
-- Господа, господа, пожалуйста, без личностей! -- воскликнул Николай Петрович и приподнялся.
Павел Петрович улыбнулся и, положив руку на плечо брату, заставил его снова сесть.
-- Не беспокойся, -- промолвил он. -- Я не позабудусь именно вследствие того чувства достоинства, над которым так жестоко трунит господин... господин доктор. Позвольте, -- продолжал он, обращаясь снова к Базарову, -- вы, может быть, думаете, что ваше учение новость? Напрасно вы это воображаете. Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным...
-- Опять иностранное слово! -- перебил Базаров. Он начинал злиться, и лицо его приняло какой-то медный и грубый цвет. -- Во-первых, мы ничего не проповедуем; это не в наших привычках...
-- Что же вы делаете?
-- А вот что мы делаем. Прежде, в недавнее еще время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда...
-- Ну да, да, вы обличители, -- так, кажется, это называется. Со многими из ваших обличений и я соглашаюсь, но...
-- А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.
-- Так, -- перебил Павел Петрович, -- так: вы во всем этом убедились и решились сами ни за что серьезно не приниматься.
-- И решились ни за что не приниматься, -- угрюмо повторил Базаров.
Ему вдруг стало досадно на самого себя, зачем он так распространился перед этим барином.
-- А только ругаться?
-- И ругаться.
-- И это называется нигилизмом?
-- И это называется нигилизмом, -- повторил опять Базаров, на этот раз с особенною дерзостью.
Павел Петрович слегка прищурился.
-- Так вот как! -- промолвил он странно спокойным голосом. -- Нигилизм всему горю помочь должен, и вы, вы наши избавители и герои. Но за что же вы других-то, хоть бы тех же обличителей, честите? Не так же ли вы болтаете, как и все?
-- Чем другим, а этим грехом не грешны, -- произнес сквозь зубы Базаров.
-- Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать?
Базаров ничего не отвечал. Павел Петрович так и дрогнул, но тотчас же овладел собою.
-- Гм!.. Действовать, ломать... -- продолжал он. -- Но как же это ломать, не зная даже почему?
-- Мы ломаем, потому что мы сила, -- заметил Аркадий.
Павел Петрович посмотрел на своего племянника и усмехнулся.
-- Да, сила -- так и не дает отчета, -- проговорил Аркадий и выпрямился.
-- Несчастный! -- возопил Павел Петрович; он решительно не был в состоянии крепиться долее, -- хоть бы ты подумал, что в России ты поддерживаешь твоею пошлою сентенцией! Нет, это может ангела из терпения вывести! Сила! И в диком калмыке, и в монголе есть сила -- да на что нам она? Нам дорога цивилизация, да-с, да-с, милостивый государь, нам дороги ее плоды. И не говорите мне, что эти плоды ничтожны: последний пачкун, ип barbouilleur, тапер, которому дают пять копеек за вечер, и те полезнее вас, потому что они представители цивилизации, а не грубой монгольской силы! Вы воображаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке сидеть! Сила! Да вспомните, наконец, господа сильные, что вас всего четыре человека с половиною, а тех -- миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!
-- Коли раздавят, туда и дорога, -- промолвил Базаров. -- Только бабушка еще надвое сказала. Нас не так мало, как вы полагаете.
-- Как? Вы не шутя думаете сладить, сладить с целым народом?
-- От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела, -- ответил Базаров.
-- Так, так. Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление. Вот, вот чем увлекается молодежь, вот чему покоряются неопытные сердца мальчишек! Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. (Аркадий отворотился и нахмурился.) И эта зараза уже далеко распространилась. Мне сказывали, что в Риме наши художники в Ватикан ни ногой. Рафаэля считают чуть не дураком, потому что это, мол, авторитет; а сами бессильны и бесплодны до гадости, а у самих фантазия дальше "Девушки у фонтана" не хватает, хоть ты что! И написана-то девушка прескверно. По-вашему, они молодцы, не правда ли?
-- По-моему, -- возразил Базаров. -- Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его.
-- Браво! браво! Слушай, Аркадий... вот как должны современные молодые люди выражаться! И как, подумаешь, им не идти за вами! Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! -- и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.
-- Вот и изменило вам хваленое чувство собственного достоинства, -- флегматически заметил Базаров, между тем как Аркадий весь вспыхнул и засверкал глазами. -- Спор наш зашел слишком далеко... Кажется, лучше его прекратить. А я тогда буду готов согласиться с вами, -- прибавил он, вставая, -- когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания.
-- Я вам миллионы таких постановлений представлю, -- воскликнул Павел Петрович, -- миллионы! Да вот хоть община, например.
Холодная усмешка скривила губы Базарова.
-- Ну, насчет общины, -- промолвил он, -- поговорите лучше с вашим братцем. Он теперь, кажется, изведал на деле, что такое община, круговая порука, трезвость и тому подобные штучки.
-- Семья наконец, семья, так, как она существует у наших крестьян! -- закричал Павел Петрович.
-- И этот вопрос, я полагаю, лучше для вас же самих не разбирать в подробности. Вы, чай, слыхали о снохачах? Послушайте меня, Павел Петрович, дайте себе денька два сроку, сразу вы едва ли что-нибудь найдете. Переберите все наши сословия да подумайте хорошенько над каждым, а мы пока с Аркадием будем...
-- Надо всем глумиться, -- подхватил Павел Петрович.
-- Нет, лягушек резать. Пойдем, Аркадий; до свидания, господа.
Оба приятеля вышли. Братья остались наедине и сперва только посматривали друг на друга.
-- Вот, -- начал наконец Павел Петрович, -- вот вам нынешняя молодежь! Вот они -- наши наследники!
-- Наследники, -- повторил с унылым вздохом Николай Петрович. Он в течение всего спора сидел как на угольях и только украдкой болезненно взглядывал на Аркадия. -- Знаешь, что я вспомнил, брат? Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать... Я наконец сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась, а я подумал: что делать? Пилюля горька -- а проглотить ее нужно. Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю.
-- Ты уже чересчур благодушен и скромен, -- возразил Павел Петрович, -- я, напротив, уверен, что мы с тобой гораздо правее этих господчиков, хотя выражаемся, может быть, несколько устарелым языком, vieilh, и не имеем той дерзкой самонадеянности... И такая надутая эта нынешняя молодежь! Спросишь иного: какого вина вы хотите, красного или белого? "Я имею привычку предпочитать красное!" -- отвечает он басом и с таким важным лицом, как будто вся вселенная глядит на него в это мгновение...
-- Вам больше чаю не угодно? -- промолвила Фенечка, просунув голову в дверь: она не решалась войти в гостиную, пока в ней раздавались голоса споривших.
-- Нет, ты можешь велеть самовар принять, -- отвечал Николай Петрович и поднялся к ней навстречу. Павел Петрович отрывисто сказал ему: bon soir {добрый вечер (франц.).}, и ушел к себе в кабинет."

Разногласия во взглядах на жизнь либерала П.П.Кирсанова и нигилиста Е.Базарова приводят к постоянным столкновениям между ними. Они спорят о многих актуальных проблемах того времени. В результате мы видим их отношение к общественному строю, дворянству, народу, религии, искусству. Павел Петрович вынужден признать, что в обществе не все в порядке. Базарову же недостаточно мелкого обличительства, если прогнили основы. «Исправьте общество», - только в этом видит он пользу. Ответ Кирсанова: «Нам дорога цивилизация. Нам дороги ее плоды…». Значит, этот человек не собирается ничего изменять. В отличие от аристократов, главное занятие которых - «ничегонеделание», нигилисты не склонны заниматься пустыми разговорами. Деятельность - их главная цель. Но какая деятельность? Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением должен заняться кто-то другой. «Сперва нужно место расчистить», - говорит Базаров. Не менее принципиальным является спор героев о русском народе. Павел Петрович умиляется его религиозностью и патриархальностью, отсталостью и традиционностью. Базаров же, напротив, презирает мужика за его невежество, считает, что «грубейшее суеверие душит страну». В то же время Кирсанов пренебрежительно относится к простым людям: разговаривая с крестьянами, он «морщится и нюхает одеколон». Базаров же гордится тем, что умеет говорить с народом, а его «дед землю пахал». Серьезные расхождения у «отцов» и «детей» обнаруживаются и в отношении к искусству, к природе. Павел Петрович не чуждается духовной жизни и культуры. Его раздражает отрицание Базаровым всего того, что не имеет практического смысла. Для Базарова же «читать Пушкина - потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою - нелепо». Он считает, что искусство размягчает душу, отвлекает от дела. Кирсанов, понимая, что не может победить нигилиста в споре, прибегает к последнему способу решения проблемы - дуэли. Иронически изображая схватку, Тургенев подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича, несостоятельность его убеждения, что силой можно заставить поколение «детей» думать так же, как поколение «отцов». Кирсанов и Базаров остаются каждый при своем мнении. В этом противостоянии нигилиста и аристократа не нашлось победителя. Финал романа подчеркивает безжизненность идей обоих героев. Павел Петрович уезжает в Дрезден, где продолжает вести аристократический образ жизни, понимая, что в России наступает совершенно другое время. Базаров отправляется в деревню к родителям, признав несостоятельность своих взглядов. Таким образом, в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев показал идейную борьбу двух поколений, борьбу отживающего свой век старого и рождающегося нового мира. Мы видим, что принципы и идеалы «отцов» уходят в прошлое, но и молодое поколение, вооруженное идеями нигилизма, не способно обеспечить будущее России, ведь прежде, чем разрушать, надо знать, что строить. Ни в коем случае нельзя отбрасывать опыт предшественников. Крепкая нить должна связывать одно поколение с другим, только тогда возможно движение вперед.

Внешний конфликт между аристократом и демократом уловить нетрудно: он завязывается с первой встречи, с нежелания Павла Петровича подать руку Базарову, с нежелания Базарова остаться в присутствии Павла Петровича и т. д. Сцены спора этих героев безусловно являются одной из идейных кульминаций романа и требуют внимательного разбора.

Исследование причин и смысла столкновения Базарова с Кирсановым-старшим можно начать с предварительной работы по более глубокому изучению каждого из персонажей. Такая сопоставительная работа показывает, что Базаров и Павел Петрович полные антиподы. Один — изящный аристократ, породистый и красивый вопреки возрасту. Другой — плебей, явно щеголяющий своей демократической непрезентабельностью. Один избалованный светом барин, другой — самоломанный разночинец, лекарский сын, всю жизнь сам пробивавший себе дорогу. Конкретных представителей лагеря Павла Петровича Тургенев назвал в письме Случевскому: «Столыпин, Есаков, Россет... лучшие из дворян...» За спиной Базарова — «все истинные отрицатели... Белинский, Бакунин, Герцен, Добролюбов, Спешнев и др.», и Чернышевский, и Писарев, и весь демократический революционный лагерь русской интеллигенции.

Естественно, что и взгляды на жизнь двух героев должны оказаться противоположными. Это обнаруживается не только в моменты прямого столкновения, но и в высказываниях героев друг о друге.

Можно составить сравнительную таблицу суждений Базарова и его противника, используя цитаты и уточняя формулировки. Важно при этом осмыслить суть спора. Базаров оценивает современное состояние государства и общества негативно. Он готовится к разрушению этого устройства, пока что отрицая всё существующее. Кирсанов выступает в роли защитника устоев. Проигрыш его в этой роли очевиден (комментированное чтение реплик диалога и разбор авторских ремарок вполне выявляет это). Можно оценить силы спорщиков, отталкиваясь от слов Фенечки, сказанных Базарову: «Я и не знаю, о чём у вас спор идёт, а вижу, что вы его и так вертите, и так...» Но постараемся вникнуть в спор глубже:

Знает ли Павел Петрович Кирсанов те явления, которые берётся защищать?

Поддерживает ли он современное состояние общества своим участием в его жизни?

Доволен ли он на самом деле тем, как устроена жизнь, в том числе и его собственная?

Анализ текста заставит нас ответить на все эти вопросы отрицательно. Павел Петрович давно отдалился от реальной жизни, он не знает как следует ни одного из государственных установлений и втайне презирает тех, кто успешно продвигается в обществе (например, Колязина). Он брезгует крестьянами и вообще практической жизнью. Наконец, он глубоко несчастен. Отстаивая «принсипы», Кирсанов заступается за то, чего не любит и не уважает сам (современное общество). Таким образом, представитель «отцов» обречён на поражение в споре Базарова и Павла Петровича. Но можно ли назвать победителем представителя «детей»?

Знает ли Базаров те общественные установления, которые отрицает?

В чём состоит положительная часть программы Базарова?

Соответствует ли жизненная практика героя его убеждениям?

Легко убедиться, что и тут не всё так просто. Базаров, конечно, лучше знает реальную жизнь, чем Павел Петрович Кирсанов, но всё же он только студент и его опыт во многом такой же умозрительный, как у его оппонента (не случайно он и подается как опыт некой партии: мы увидели, мы догадались, мы сила и т. д.). Базаров отрицает, а это всегда легче, чем предложить что-то. Наконец, отрицая, Базаров тем не менее существует в нынешнем государстве, пользуется его установлениями (учится в университете, занимается наукой, едет на бал), не проявляя вражды к нему на деле. Жизненная практика и этого героя не совпадает с его взглядами.

Определим главный вопрос, который является центром враждебных высказываний, всё время затмевается частностями, но забыться не может и возникает снова.

«Позвольте, Павел Петрович, — промолвил Базаров, — вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза?..»

«Что же вы делаете?.. Не так же ли вы болтаете, как и все?.. Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать?» (Павел Петрович)

Кто принёс, приносит пользу России, кто действительно нужен ей: Кирсановы или Базаровы? Вот о чём идёт спор Базарова и Павла Петровича, вот откуда такое ожесточение. Но кто в этом споре прав? Между тем, кто всё ещё ничего не сделал, и тем, кто пока ещё ничего не делает, разница как будто не слишком велика. Перевес Базарова кажущийся. На его стороне будущее, возможность, которой у Кирсанова уже нет. В эпоху Добролюбова казалось, что на стороне Базарова и правота. Но с позиции сегодняшнего дня видно, что сила Базарова — это не сила действия, а сила обещания. Таким образом, в споре о судьбе России оба героя теоретики, обе партии равны.

Может быть, правоту одной из сторон раскроют высказывания оппонентов о глобальных величинах, таких, как народ, природа, искусство, любовь? Вот тут и открывается нечто неожиданное. В отношении к вечным ценностям обнаруживается не столько различие, сколько сходство их позиций. Народ Базаров и Павел Петрович оценивают примерно одинаково, и, как выясняется, оба стоят довольно далеко от крестьянина: хотя демократ и умеет расположить к себе дворовых в Марьине, для мужиков он всё же остаётся «чем-то вроде шута горохового». Ни Базаров, ни Павел Петрович в романе не обнаруживают любви к природе. Суждения Кирсанова о Шиллере и Гёте соответствуют базаровской фразе о Пушкине. Безразличие того и другого к искусству и красоте природы вполне выявляется благодаря сопоставлению с Николаем Петровичем и Аркадием. Что же касается любви, то и в этом отношении Базаров и Павел Петрович схожи. Фраза нигилиста: «Нравится тебе женщина... старайся добиться толку; а нельзя — ну не надо, отвернись: земля не клином сошлась» — вполне характеризует и поведение светского льва Кирсанова в те годы, когда, «привыкший к победам», он скоро достигал своей цели. Герои даны на разных этапах своего жизненного поприща, но дальнейшая судьба Базарова подтверждает его внутреннее сходство с идейным противником.

Таким образом, анализ позволяет убедиться, что источником конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем является не только их явная противоположность, но и тайное сходство. Взаимная неприязнь усиливается тем, что каждый из них сильная личность, стремящаяся влиять на людей, подчинять их себе. Очевидно, что Аркадий в юности именно дядю считал образцом. Теперь, под влиянием Базарова, он должен отказать Павлу Петровичу даже в уважении. Обида на племянника делает по-настоящему сильным раздражение Кирсанова против всего молодого поколения и естественно обостряет ненависть к «сопернику», кумиру молодых — Базарову.

Соперничество (опять-таки тайное) героев повторится во второй половине романа. Предметом их борьбы будет теперь Фенечка. При этом внутреннее сходство героев раскроется ещё полнее: оба они окажутся несостоятельны. Испуганная одним и оскорблённая другим, Фенечка остаётся чуждой им обоим. Уходит из-под влияния Базарова Аркадий. Одиночество сгущается вокруг каждого из противников. Как ни странно, в финале романа, окончательно разойдясь, эти два человека по внутреннему опыту станут ближе всего друг к другу. Тургенев выявляет единство противоположностей и тем самым раскрывает беспочвенность шумного спора двух партий, представленных демократом и аристократом.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014