Читаем слоги по методике зайцева. Кубики Зайцева — методика обучения чтению Обучение ребенка чтению по методике зайцева

Методика Зайцева основана на естественной для малышей форме познания мира... Ребёнку нравится обучаться и он показывает успешные результаты...

Когда начинать обучение чтению? Методики раннего развития рекомендуют начинать обучающую работу с детьми чуть ли не с пеленок. Такой подход имеет смысл, ведь мозг малыша активно растет и нагружать его информацией просто необходимо.

Альтернативный способ обучения:

Кроме того, современные требования к начальному образованию настолько высоки, что ребенок должен прийти в первый класс, умея бегло читать, писать буквы и простые слова, имея представления о счете в пределах десяти. Подготовка к школе должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении, однако за один год до школы научиться беглому чтению вряд ли получится.

Именно поэтому многие родители начинают заниматься с малышами самостоятельно с самого раннего возраста. Как правильно и легко ? Одно из лучших решений предлагает способ Николая Зайцева, который давно зарекомендовал себя как наиболее эффективный.

Принципы методики Зайцева

Система Зайцева основана на общепедагогических дидактических принципах обучения:

  • системный подход;
  • учет физиологии малыша, скорости протекания мыслительных процессов;
  • наглядность обучения;
  • стимулирование аналитической мыслительной деятельности методом «от частного к общему».

Идея инновационного подхода заключается в отказе от традиционного обучения чтению при помощи расчленения слова на отдельные буквы. Это гораздо более физиологично для малыша, который говорит не буквами, а неделимыми речевыми единицами – слогами.

Второй важный момент в том, что методика основана на естественной для малышей форме познания мира и обработки информации – игре. Игровые кубики вызывают у чада искренний интерес и позволяют прекрасно систематизировать информацию. Они различаются по размеру, цвету и даже наполнению, то есть задействуют разные способы восприятия информации.

Методика развития Зайцева не ограничивается кубиками: разработаны систематизированные таблицы, звуковые попевки, интересные игры. Однако именно способ обучения при помощи кубиков Зайцева считается секретом эффективности. Ученик не ограничен в движениях: на занятиях можно стоять, сидеть, ползать, лежать. Ребенок во время получасовых занятий не устает, а значит, его интерес не утрачивается.

Звуковые склады и игровой материал

Создатель методики заменил традиционный слог сочетанием гласной и согласной буквы, согласной с мягким знаком. Это и есть склад – новая речевая единица, понятная малышу. Каждая сторона кубика содержит отдельный склад, поэтому составить слово не представляет никакого труда.

Процесс настолько прост, что четырехлетнего малыша можно хорошо научить читать за две недели. Он просто играет в кубики, одновременно усваивая информацию. В этом секрет эффективности методики.

Возрастных ограничений обучения по системе Зайцева нет: можно заниматься с шестимесячными малышами, с трехлетками и с дошкольниками, даже первоклашками. Адаптировать обучение можно к любому возрасту. Самые юные ученики после нескольких месяцев занятий начинают одновременно говорить и читать. Чадо четырех лет довольно свободно читает уже после пятого занятия.

Важным обучающим компонентом выступает цвет. Кубики окрашены в разные цвета. Цветовая дифференциация позволяет ребенку быстро и легко освоить такие сложные школьные знания, как парность согласных по звонкости-мягкости, а также понять разницу между согласным и гласным звуком.

Для совсем маленьких детей придумана звуковая система. Разное наполнение кубиков позволяет подключить слуховое восприятие информации.

Тематический материал:

Математика и английский

Способ Зайцева для детей не ограничен обучением навыкам чтения. Разработаны отдельные программы обучения математике и изучения английского языка. Математическая разновидность методики называется «Стосчет», она позволяет увидеть совокупность числовых значений от нуля до 99. Малыш сразу же получает полное представление о составе любого числа в пределах первой сотни, легко решает примеры на сложение и вычитание.

Дидактический материал представлен специальными карточками, числовым столбом и числовой лентой, с которой очень просто работать.

Наглядность обучения, практические действия с числами, игровая форма занятий позволяют освоить азы арифметики легко и без принуждения, развить математическое мышление, повысить интеллектуальный уровень.

Изучение английского языка – одно из направлений методики. Разноцветные кубики несут полную информацию о морфологии, синтаксисе английского предложения, позволяют легко и правильно строить высказывание на иностранном языке. Разработана система таблиц, полностью описывающих английскую грамматику. Наглядность и систематизация учебного материала позволяют использовать систему для обучения детей и взрослых.

Преимущества системы Зайцева очевидны. Иногда родители опасаются, что ребенок может испытывать сложности в школе, ведь фонетические принципы расходятся с идеей «зайцевского склада». Однако умный малыш легко освоит школьный материал.

Рассмотрим основные принципы Николая Зайцева. Предложим методику проведения урока по Зайцеву, а также дадим ответ на вопрос: В чем состоит уникальность волшебных кубиков Николай Зайцева?

В школе идет обучение с губ учителя на ухо ученика, а между тем 80 % информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю, может быть, десятки тысяч раз... Древней системой преподавания пользоваться больше нельзя: изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и изменился ее объем. (Н. Зайцев)

Новое — забытое старое

Методика Николая Зайцева занимает особое место в педагогике. Российский учитель и воспитатель одним из первых начал практиковать раннее обучение детей счету, чтению, музыке, иностранным языкам (в частности английскому) и другим познавательным дисциплинам.

Более известен Зайцев, конечно, благодаря своим кубикам, которые применяют в работе многие преподаватели и воспитатели детских садов. Но обучение по методике Зайцева — не только таблицы слогов, складов и арифметических действий. Это и забавные игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, карточки, пазлы, строительные наборы и т. д.

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 году в Новгородской области в семье сельских учителей. После войны приехал в Ленинград. Окончив школу, два года работал шлифовщиком, формовщиком. Затем поступил в Ленинградский педагогический институт им. Герцена (филологический факультет, специалист со знанием иностранного языка). На пятом курсе побывал на практике в Индонезии. Обучая местных жителей русскому языку, будущий педагог уже тогда задумывался об оригинальной образовательной программе.

Вернувшись в СССР, Зайцев начал преподавать, продолжая заниматься собственными разработками. Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых, преподавателем русского языка и литературы, английского языка, русского как иностранного.

За время работы в школе Зайцев определил для себя направление педагогической деятельности — обучающие программы для самых маленьких.

В те годы (а это был конец 70-х) официальная педагогика не признавала никаких отклонений от традиционных форм обучения. Прошло более десяти лет, прежде чем пособия Зайцева увидели свет, а его методика стала применяться воспитателями и учителями, хотя официального одобрения Министерства образования она не получила до сих пор. Зайцев, между тем, продолжает читать лекции, у него много учеников и последователей, по-прежнему выходят его новые пособия и разработки по раннему обучению.

Основная идея методики Зайцева заключается в следующем: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка — мышление, активную практическую самостоятельную деятельность, слух и зрительную память, а главное — надо помогать ребенку читать и считать играя, весело, без утомительного сидения за партой.

Здесь уместно вспомнить, что традиционная педагогика располагала учебный материал по неизменному принципу: правило — упражнение. Кроме того, весь материал не собирался в определенном месте. Не использовался он и по системе «от частного — к общему, от общего — к частному».

Вот на эти изъяны и обратил внимание Зайцев. Он предложил новый способ обучения, приняв за единицу строения языка не слог, а склад, пользуясь которым малыш начинает составлять отдельные слова. Эти склады расположены на разных сторонах кубиков Зайцева. Данная методика используется не только для ускоренного обучения детей русскому языку: с ее помощью точно так же быстро можно выучить английский и любой другой язык.

Между прочим, складовой метод известен еще со времен Л. Н. Толстого. Складом считается слияние согласной с гласной, отдельно гласная в качестве слога, отдельно согласная (в закрытом слоге), согласная со знаком. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и так далее. Младенец начинает говорить

МА-МА по складам, а не по буквам или целым словом. По складам же легче и естественнее научить его читать. Так что Николаю Зайцеву было на что опираться в своей программе.

Склады в таблицах и на кубиках различаются по цвету, размеру, объему, звучанию (кубики наполнены разными материалами). Благодаря этому ребенок без труда усваивает разницу между гласными и согласными, твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Другими словами, ребенок не идет от простого к сложному (буква — слог — слово), а получает сразу доступ ко всем складам, которые запоминает через многократное повторение и складовые припевки.

Весь материал тоже предъявляется ребенку целиком, т. е. если это кубики — то сразу все, если таблицы — то все, которые можно усвоить. Все продумано так, чтобы малыши не испытывали на занятиях напряжения и дискомфорта. Таблицы располагаются на высоте 170 см от пола. Ребенок учится стоя, что благотворно сказывается на его осанке. Буквы изображены крупно, не нужно напрягать зрение, ребенок все время в движении, занятие идет в игровой форме, ничего не заучивается и не зазубривается.

Однако в таком подходе есть и свои сложности. Первое: складов более 200, а букв, как известно, всего 33. Поэтому ребенок, который обучается по Зайцеву, получает в 10 раз больше информации, чем тот, которого учат читать как обычно. И наконец, навык чтения по складам не соответствует школьной системе чтения по буквам. А это значит, что ребенку придется учиться читать заново. И выполнять такие обязательные виды разборов, как фонетический, словообразовательный, по составу, ему вначале будет намного труднее.

Принципы методики Зайцева

♦ От общего к частному и от частного к общему.

♦ От конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому.

♦ Обеспечение наглядности (не только от слова «глядеть») с использованием различных каналов восприятия.

♦ Системная подача материала.

♦ Алгоритмизация учебных действий.

♦ Учет физиологии восприятия учебной информации.

♦ Охрана здоровья учащихся.

➠ Складовой принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков адекватен нейрофизиологической свободе, т. е. свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует. (Н. Зайцев)

Урок обучения чтению по Зайцеву

К сожалению, готовые пособия методик Николая Зайцева (кубики , таблицы) достаточно дорогостоящие, поэтому не каждая мама может ими пользоваться. Но выход есть: изготовить своими руками одно из пособий, которое представляет собой карточки с буквами. Это будут домик короля, домик королевы и карточки-согласные.

Домик короля: А, О, У, Ы, Э.

Домик королевы: Я, Ё, Ю, И, Е.

Карточки из домиков короля и королевы надо вырезать и соединить вертикально (т. е. в столбик в том порядке, в котором они напечатаны). Затем (по желанию родителей) эти домики с лицевой стороны оклеиваются скотчем, а сзади наклеиваются на ворсистую бумагу (другой вариант — приклеить липучку). Нужно положить их на сутки под пресс — лист фанеры или плотный картон — и обтянуть фланелью. Теперь домики короля и королевы легко можно разместить на фланелевой доске.

Как играть с малышом?

Придумайте сказку о короле и королеве, о буквах, живущих в домиках. К примеру: «Жили-были король и королева, и было у них множество слуг. Слуги короля жили в большом домике, слуги королевы — в домике поменьше. Эти слуги были непростыми, все они очень любили петь» и т. д.

Пропевайте буквы из домиков (сверху вниз).

Петь можно на любой мотив, главное, чтобы малышу было интересно. Не надо бояться, что у вас нет слуха, малыш все равно считает, что мама поет лучше всех.

Когда эти гласные в домиках усвоены, нужно вырезать и изготовить карточки-согласные: Б, К, М, П.

Можно взять, например, Б и распределить ее по домикам: БА, БО, БУ, БЫ, БЭ — бя, бё, бю, би, бе. Затем так же распределить и остальные буквы: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ — мя, мё, мю, ми, ме и т. д.

После можно подставлять буквы справа и слева от домиков: БАМ, БОМ, БУМ и т. д., то же самое проделывать и с остальными согласными буквами (изготавливать карточки, «катать» их по домикам, подставлять к другим складам). Это вроде бы на первый взгляд простая, но достаточно эффективная методика, по которой можно научиться читать за несколько уроков. Малышам, естественно, для усвоения материала потребуется больше времени.

Творец программ — ребенок

Как объяснить ребенку, почему сегодня нужно изучать эту букву, а завтра — другую? Просто: легко, в виде игры или сказочной истории. Во всяком случае, как считает Зайцев, это наилучший способ определить направление учебы, поскольку весь объем изучаемого языка предлагается детям сразу: берите, сколько сможете! По его методике, нет трудных слов или легких, нет четко составленной программы и жестких сроков. Учитель работает по программе ребенка — делать то, что хочется, всегда интереснее, чем то, что надо. Он просто спрашивает детей, чем бы они хотели заняться.

Если девочке нравится буква Ю, потому что ее зовут Юля, не надо ждать, пока до этой буквы дойдет очередь. Если мальчик интересуется машинами и хочет узнать, как пишется слово «карбюратор», — пожалуйста. А может, ребенку сегодня прочитали сказку и ему запали в душу какие-то причудливые имена? Учитель с детьми вооружаются кубиками, таблицами, картинками и начинают играть с теми словами, которые они вместе выбрали. Это и есть сотрудничество.

Методика совершенно не агрессивна по отношению к детям. В группе нет отстающих и неудачников. Материал могут освоить даже те, кто, казалось бы, не способен на это. Занятия построены так, что у ребенка нет страха перед ошибкой, — ведь это игра, в которой каждый занят своим делом. Даже пишут все только карандашом, чтобы всегда оставалась возможность исправить, не испортив красивую тетрадку.

Занятия Зайцева вообще невозможно назвать уроком. Дети бегают наперегонки, прыгают, поют, танцуют, возятся на полу, висят на спортивных снарядах и т. д. Так что сколиоза, быстрой утомляемости, ухудшения зрения, стрессов и прочих атрибутов традиционной учебы здесь опасаются меньше всего. В результате даже молчаливые дети начинают говорить, расширяется словарный запас, речь становится более правильной, чем у ровесников. А главное — у детей появляется масса интересов. Им хочется иллюстрировать сочинения и подписывать картинки, читать стихи и петь.

Методику Зайцева можно применять разными способами. Можно устроить ребенка в детский сад, где общение строится именно по этой системе. Можно найти и частного преподавателя.

Учитель может приходить домой, но лучше все же, чтобы ребенок занимался вне дома. Во-первых, на чужой территории ему проще собраться и сосредоточиться. Во-вторых, он сможет общаться с другими детьми (в группе и материал усваивается лучше). В-третьих, ребенок привыкнет к процессу сборов, подготовки домашних заданий — всему тому, что ожидает его в школе.

Вообще, проверять задания и неотлучно сидеть с ребенком — занятие не очень полезное, другое дело — соучаствовать с ним в учебных делах. В конце концов, можно заниматься развитием ребенка и самостоятельно, воспользовавшись советами «зайчистов», хотя это и не гарантирует более высоких результатов.

Конечно, на этом пути трудности неизбежны, тем более что, как уже говорилось, методика до сих пор не утверждена официально (нет нужды напоминать об инертности госучреждений, препятствиях, с которыми сталкивается все новое, и т. д.). Но это не повод отступать. Как считают последователи Зайцева, его методика — одна из самых прогрессивных, а значит, за ней будущее.

Немало родителей, уделяющих внимание развитию детей, положительно отзываются об оригинальной обучающей методике, известной под названием «Кубики Зайцева». Наверняка многие слышали об уникальной авторской разработке талантливого педагога из Санкт-Петербурга Николая Александровича Зайцева, но не все знают, в чём же секрет эффективности необычных предметов.

Кубики Зайцева научат быстро читать деток возрастом от двух лет. Во время занятий сочетается игра с обучением, малыш не только видит склады, но и слышит их. Золотые, деревянные, железные, большие/маленькие кубики разных цветов и размеров, оригинальные таблицы плюс музыкальное сопровождение превращают обучение чтению из нудного, тяжёлого процесса в интересное, увлекательное занятие.

Кубики Зайцева: что это такое

Набор для развивающих занятий состоит из следующих элементов:

  • кубики – 52 единицы. Среди них 7 повторяющихся со слогами, которые малыши часто используют для простых, первых слов (ПА, ДЯ, МА);
  • изделия разного цвета, большие/маленькие, двойные/одинарные;
  • разновидности: золотые, деревянно-золотые, железно-золотые;
  • белый кубик со знаками препинания;
  • маленькие изделия с изображением мягких складов (ЛЯ), большие – твёрдых (ЛА);
  • гласные, согласные буквы, мягкий, твёрдый знак обозначены разными цветами;
  • в комплекте есть несколько таблиц, образцы складовых картинок, игровое поле;
  • диск с пропевками для определённых игр и занятий;
  • пособие (книжечка) для родителей, учителей, воспитателей дошкольных учреждений с описанием методики, правилами выполнения упражнений. Каждый урок подробно расписан. Например, на первом занятии детки рассматривают кубики, просто играют с ними, изучают каждую группу элементов по звучанию, цвету, размеру.

Особенности кубиков:

  • железно-золотые – склады с мягким знаком;
  • железно-деревянные – склады с твёрдым знаком;
  • золотые – изображены гласные;
  • железные – звонкие склады;
  • деревянные – приглушённые склады.

Уникальное пособие позволяет деткам правильно читать, говорить, писать уже через несколько занятий. В 4–5 лет дошкольник читает через пять-шесть занятий по полчаса, в 6–7 лет – через три-четыре занятия. Для успешных занятий важно разобраться с методикой, почитать пособие, посмотреть видео инструкцию в интернете. От родителей требуется желание, терпение, понимание принципов обучения. Важно оборудовать учебный уголок: в разложенном виде элементы занимают определённое место.

Суть методики:

  • талантливый педагог Н.А.Зайцев отразил в своём творении идею, что элементарная частица речи – это не буква, а склад;
  • идея проста – нужно показать, вместо того, чтобы долго рассказывать. Дети видят кубики, интересуются, что это такое, играют, затем начинается обучение. Происходит плавный переход от конкретно-образного через наглядность и действие к словесно-логическому;
  • на гранях знаменитых развивающих элементов написаны склады и отдельные буквы (ПА, ЛЯ, КУ, ЛЬ, С и так далее);
  • пары «Согласная + гласная», «Согласная + Ъ или Ь», склад из одной буквы;
  • ребёнок начинает говорить, он произносит слоги, а не отдельные буквы. Эту особенность использовал Н.А.Зайцев;
  • детки хорошо запоминают склады, достаточно быстро составляют слова из нескольких складов;
  • ускорить обучение, придать больше веселья, внести игровые элементы помогает пропевание цепочек, блоков из складов;
  • для удобства в комплекте идут таблицы, складовые картинки – образцы, по которым ребёнок легко составит слово;
  • регулярные занятия помогают деткам разного возраста и степени подготовленности быстро научиться читать, писать диктанты, выучить буквы.

Совет! Для максимальной эффективности важно поддерживать одну обучающую среду дома и в дошкольном учреждении. Таблицы должны быть развешаны на стенах, кубики располагаться на длинной стенке чуть выше уровня глаз. Идеальный вариант – двойная полочка для кубиков. Такое расположение дидактического материала позволяет всегда держать элементы в рабочем состоянии, не захламлять помещение, поддерживать порядок в детской.

Преимущества

Педагоги и родители выделяют немало положительных моментов:

  • ребёнок не только слышит склады, но и видит их. Образная память помогает обучению;
  • малышу интересно: разные цвета, вес, необычное звучание интригуют, любопытство берёт верх;
  • невозможно ошибиться в написании слова: в наборе нет «неправильной» детали «ЧЯ», «ЖЫ», есть только «ЧА», ЖИ». С первого этапа вырабатывается грамотность;
  • малыш запоминает образы, склады, легко находит по просьбе взрослого «МА» или «СУ»;
  • малыши в 3,5–4 годика учатся читать с первых занятий. Развивающее пособие учитывает особенности детской психики, позволяет включить в работу максимальное количество органов для запоминания новых понятий;
  • пропевка складов отлично тренирует речевой аппарат. В комплекте идёт диск с пропевками, которые ребёнок должен повторить;
  • деткам интересно изучать склады, составлять слова. Малыши легко ориентируются среди множества предметов, расставленных на уровне глаз;
  • деткам легко понять, чем глухие и звонкие согласные отличаются. Для этого Н.А.Зайцев придумал различное наполнение «внутренностей» каждой единицы. «Звонкие» кубики хорошо звенят, «глухие» – постукивают с приглушённым, глубоким звуком. Особый интерес вызывает разное звучание каждой группы;
  • правильный размер букв/складов. Детки легко различают надписи на каждом предмете даже с расстояния 2–3 метра. Не напрягается зрение, малыш не злится, легко находит нужный элемент;
  • занятия проходят весело, без давления на психику, скучных объяснений. Во время мини-уроков малыши поют, бегают, прыгают, прохлопывают слоги и слова;
  • взрослым легко подсказать, какой кубик нужно искать. Каждая группа имеет определённый размер, цвет, звучание. Бывает, что маленький ученик забыл, как выглядит та или иная буква, но это легко исправить. Например, склад «СО» можно обозначить как: «деревянный большой кубик СА СУ СЭ СЫ С СО». Звенящий наполнитель никак не спутать с глухим постукиванием.

Полезная информация:

  • стоимость готового набора достаточно высока, некоторые родители изготавливают дидактический материал самостоятельно. Как собрать кубики Зайцева своими руками? Вначале вырежьте контуры элементов дидактического материала, сложите выкройку в кубик;
  • важно подготовить достаточное количество наполнителя для каждой группы. Например, «железные» элементы можно заполнить нарезанными и согнутыми консервными банками, металлическими пробками от лимонада и пива, рыболовными колокольчиками;
  • «деревянные» элементы заполните разломанными карандашами, деревянными палочками, пуговицами, ракушками. Белый кубик для знаков плотно набейте нарезанными лоскутками или бумагой.

Стоимость

Оригинальный дидактический материал упакован в большую красивую коробку. Стоимость готового набора достаточно высока – от 4000 до 4300 рублей. Качество изделий хорошее: каждая единица изготовлена из плотного глянцевого картона, прослужит долго. Польза от оригинальных развивающих элементов во много раз превышает стоимость комплекта.

В детских магазинах, крупных супермаркетах, в интернет-магазинах родители найдут наборы, созданные педагогом Н.А.Зайцевым для развития чтения, пособие «Дорожные знаки» (3450 рублей). Многие родители положительно оценили «Универсальное монетное пособие» для обучения математике и счёту деток от 3-х лет (1050 рублей).

Игры и упражнения

В методических рекомендациях, которые в обязательном порядке прилагаются к каждому развивающему набору, подробно описана система обучения, варианты игр, последовательность действий. После прочтения методички родители поймут, как заниматься с детками разного возраста. Важно соблюдать правила, не «перескакивать» через урок.

Известный педагог Н.А.Зайцев потратил не один год, чтобы предложить воспитателям, учителям, родителям действительно эффективное пособие для развития чтения, математических навыков. В инструкции нет ничего лишнего, только пошаговое, доступное описание занятий.

Обратите внимание на краткую характеристику некоторых игр, упражнений для малышей и старших деток. Вы поймёте, в чём суть оригинального метода.

Для занятий понадобится:

  • место на стене для таблиц (они достаточно объёмные);
  • полочка (лучше, две) или стол около стены для расположения кубиков. Если полочек нет, выделите для дидактического материала специальную коробку;
  • длинная указка (от 110 см).

Упражнения и развивающие игры:

  • Паровозик. Для первого занятия понадобится игрушечный локомотив и золотой БОЛЬШОЙ кубик с буквой А. Малыш должен найти все детали с этой буквой, составить поезд. Взрослый озвучивает склады (МА, КА, ФА), малыш повторяет. Поезд «поедет», когда озвучены все склады.
  • Песенка по кубикам. Взрослый объясняет, что каждый элемент имеет свою пропевку. Малыш выбирает элемент, взрослый чётко пропевает склад, обращённый лицевой стороной к ученику. Ребёнок видит движение губ, повторяет. После нескольких песенок «по заказу» поменяйтесь ролями. Теперь малыш поёт, а взрослый повторяет (конечно, подсказывает, как поётся надпись). Важная деталь: малыш всегда смотрит на то, что вы (или он) поёт.
  • Абракадабра. Предложите составить смешное слово, выбрать кубики, не глядя, можно 5, 7, 10 элементов. Пусть дошкольник поставит их рядом, вместе с взрослым пропоёт. Понятно, что получится нелепица, вызывающая смех. Заодно ребёнок поймёт, что практически нет понятных ему («детских») слов, состоящих из 10–12 слогов, учится определять границы слова. Наверняка, ребёнок покажет хотя бы одно «правильное» слово. Например, из стоящих рядышком складов МА – КА– РО – ДО – БУ – СЫ – КО – НЫ – ЛА – МА смышлёный ученик составит МАКАРОНЫ, БУСЫ, МАМА. Похвалите, попросите пропеть «нормальные» слова.
  • Говорящая (поющая) башенка. Маленький ученик на свой вкус собирает башню, другую постройку из дидактического материала любого размера. Скажите, что раз каждая деталь умеет петь, значит, башенка или домик тоже звучат. Попросите выбрать любой элемент, пропойте, глядя в глаза малышу, пусть ребёнок повторит. Важно, чтобы дошкольник фиксировал взгляд на нужной стороне с пропеваемым складом. Скажите, что башенка ещё и говорит. Тот же элемент не пропойте, а проговорите, малыш повторит за вами.
  • Пропевание по таблице. Покажите сыну или дочке, что на поле таблицы есть такие же песенки, как на развивающих кубиках. Все склады, звуки сгруппированы по видам. Есть «золотой столбец», «железный», «деревянный» и так далее. Покажите указкой на ЗОЛОТОЙ БОЛЬШОЙ кубик, медленно пойте на мотив гаммы (от высокой ноты к низкой): «Это БОЛЬШОЙ ЗОЛОТОЙ У – О – А – Э – Ы». Поощряйте маленького ученика пропеть за вами. Обнимите малыша за плечики, говорите спокойным голосом, заинтересовывайте, но не настаивайте. Всё равно любопытство возьмёт верх, через пару дней сын или дочка непременно захотят попеть сами.

Это лишь малая часть упражнений и развивающих игр по методике Н.А.Зайцева. Точно следуйте инструкции, которая есть в каждом наборе, и через несколько занятий вы удивитесь, что ваш двух – трёхлетний малыш легко читайте по слогам, увлечённо пропевает цепочки складов, сам тянется к дидактическому материалу. Положительный опыт родителей, применявших кубики Зайцева для быстрого обучения чтению, подтверждает эффективность авторской методики.

Уникальная разработка педагога из Санкт-Петербурга Н.А.Зайцева помогла тысячам ребятишек быстро научиться читать. Набор дидактического материала незаменим при логопедических проблемах, для обучения чтению деток-аутистов, глухих и слабослышащих малышей, при задержке речевого развития. Оригинальные изделия помогают изучить язык деткам и взрослым в любом возрасте.

В помощь родителям: описание упражнений, видео об оригинальной методике Н.А.Зайцева для быстрого обучения чтению:

Все родители хотят, чтобы их дети были самыми умными, самыми развитыми. Сколько гордости они испытывают, когда 3-4-летний малыш, шагая по улице, отлично читает названия магазинов, рекламу.… И, начиная обучение ребенка чтению, сталкиваются с огромным выбором разнообразных методик. Кубики Зайцева – эффективная методика обучения чтению детей с самого раннего возраста. Это одна из тех методик, которая вызывает большой интерес у многих родителей.

Кто такой Николай Зайцев

Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

Именно этот период времени, когда ему пришлось обучать взрослых людей не родному для них русскому языку, дал начало развитию его известнейшей методике обучения чтению и письму. Воплощая в жизнь новые приемы, создавая на ходу интересные таблицы, он старался «передать суть языка другим».

Разработав собственный метод обучения, молодой педагог решил протестировать его на средник классах общеобразовательной школы. Однако здесь его ждала огромная неудача. Ученики умели только заучивать правила, не пытаясь их понять. Привыкшие к такому обучению, они не могли перестроиться.

Тогда, Николай Александрович решил опробовать свой метод на малышах. Методика была пересмотрена, все занятия он проводил в игровой форме. И здесь его ждал огромный успех. Малышам, начиная с полутора лет, и детям дошкольникам, у которых были проблемы с обучением грамоты, требовалось всего лишь несколько занятий для того, чтобы начать читать. Некоторые школы стали полностью применять его систему обучения, используя «звенящее чудо» (как назвали кубики) в своей работе.

Наблюдая за малышами, педагог пришел к следующим заключениям:

  • Для того чтобы научиться читать, крохам совсем не нужно знать, как называются буквы. Чаще всего в азбуках буквы ассоциируются с картинками. Ребенок запоминает образ буквы и изображение, которое у него с ней ассоциируется. Потом очень сложно ему объяснить, что КОТ (буква К), НОЖНИЦЫ (буква Н), ИГРУШКА (буква И), ГРИБ (буква Г) и АИСТ (буква А) складываются в одно слово КНИГА.
  • Чтение по слогам для ребенка очень сложное. Даже если малыш выучит названия букв без картинок, ему будет тяжело понять как из букв М и А получается слог МА. Для понимания крохой принципа сливания слогов педагогам приходиться применять в своей работе различные хитрости. Но в русском языке встречаются слова из одного слога, в которых много идущих подряд согласных (например, ВСПЛЕСК). Чтение таких слов будет для читающего по слогам ребенка даваться очень тяжело.
  • Человеку легче сначала научиться писать, чем читать. Под письмом он понимал превращение звуков в знаки, а под чтением – превращение знаков в звуки. Малышу, будет намного легче научиться читать через письмо.

В следующем видео вы сможете узнать интересную информацию о Николее Зайцеве и его легендарных кубиках.

Общие принципы методики Зайцева

Единственной в своем роде авторской методике Зайцева уже более 20 лет. Однако знаменитый педагог не прекращает постоянно улучшать ее. Сейчас уже создано много различных методик и игр, дополняющих основу. С помощью методики можно с успехом обучать даже совсем маленьких детей грамоте. При этом для дошкольников 6 лет будет достаточно всего несколько занятий, и вы сможете увидеть, что он уже может начать читать.

Данный метод обучения подойдет не только для ребятишек, которым нравятся спокойные игры с кубиками, но и подвижным неусидчивым детям. Использование этой методики подходит для работы со слабослышащими, имеющими очень плохое зрение и отклонения в психическом развитии детьми. При работе с ними можно получить очень хорошие результаты. Можно увидеть хороший эффект при работе с детьми с аутизмом.

В своей методике Зайцев сделал акцент на том, что процессы познания у ребенка должны пройти через все виды восприятия: слуховое, зрительное, двигательную память, осязание и мышление. Педагог в работе с малышами должен уметь организовать веселую игровую обучающую среду, быть в роли наставника в процессе обучения.

С помощью игр с кубиками:

  • расширится словарь малыша;
  • будут вырабатываться навыки грамотного письма;
  • речь ребенка станет более внятной;
  • можно исправить ряд логопедических проблем;
  • развивать логику и мышление ребенка;
  • научить кроху работать самостоятельно.

Комплектация

В стандартный набор входит:

  • 61 шт. картонный кубик в собранном виде
  • 6 шт. картонных таблиц со слогами, буквами и другими графическими знаками
  • 4 шт. картонных таблицы формата В3
  • диск для прослушивания с попевками для кубиков и таблиц
  • методическое пособие, которое вы сможете использовать в качестве конспекта занятий.

Что такое склад

В своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует склады. У него – это основная единица языка. Складом может быть одна буква, сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева. Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век, и азбукой Л.Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.

Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся слово. То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться складом.

Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он использовал в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к. аналитическое мышление, сформированность которого требуется при чтении, развивается только к 7 годам. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их отличающимися по цвету, звучанию, размеру. С помощью этого, когда ребенок берет кубики, задействуются различные каналы восприятия.

Описание методики

Занятия должны проходить только в игровой форме. Дети не должны сидеть на одном месте, им надо двигаться, прыгать, танцевать и петь. Все движения на занятии проходят в игре с кубиками.

Кубики могут различаться по размеру. На кубиках большого размера изображены склады с твердым звучанием. На кубиках маленького размера – с мягким звучанием. Они могут быть одинарными и двойными. На сдвоенных кубиках расположены согласные, сочетающиеся не со всеми гласными (жа-жу-жи).

Звонкость склада указывается металлом, глухость – деревом.

Золото – гласные. Твердый знак изображен на железно-деревянных кубиках, мягкий – на деревянно-золотых. На кубике белого цвета располагаются знаки препинания. Цветовой подбор для букв отличается от школьного. Здесь для обозначения гласных используется голубой цвет, синим обозначены согласные, а твердый и мягкий знаки – зеленым. Такое отличие от школьных синих, красных и зеленых цветов, по мнению Зайцева, помогает детям начать читать бегло.

Наполнение кубиков также различно.

Кубиков 52 шт. в наборе, кроме них есть еще 7 повторных. Всего на кубиках изображено 200 складов.

Наборы могут быть различными:

  • может предлагаться раскладка для самостоятельного склеивания кубиков;
  • могут быть уже собранными;
  • с пластиковой основой.

Для того чтобы склеить кубики самостоятельно, потребуется немало времени. Их необходимо дополнительно укрепить изнутри. Сделать это можно с помощью картонного кубика такого же размера. После склейки лучше обтянуть резинками, это нужно, чтобы ваш кубик не развалился, пока сохнет. Для лучшей защиты каждый кубик оклейте пленкой или заламинируйте развертку кубика. Если вы выбрали такой вариант кубиков, то лучше сделать копию каждой развертки. Так в процессе игры вам точно будет хватать складов для написания слов.

Таблицы должны быть развешаны довольно высоко. Это способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения. Если вы занимаетесь только со своим ребенком, то высоту лучше определить по поднятой вверх руке малыша. Ей он должен касаться верхнего края таблицы. Удобным будет развесить таблицы в углах комнаты, так крохе будет удобнее искать необходимые склады. Таблицы тоже можно обернуть пленкой для увеличения срока службы. Использование таблиц также важно, как и игры с кубиками.

По методике Николая Александровича, все склады на кубиках надо пропевать. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой для малыша интереснее, что помогает привить интерес к обучению.

Предоставьте ребенку для игры сразу все кубики. Это учебное пособие никогда не надо у него забирать. Они должны быть всегда в поле его зрения. Пусть малыш познакомится с ними, внимательно рассмотрит.

Попросите выбрать один самый заинтересовавший его кубик. Склады написанные на его гранях, нужно показать пропевая. Попросите найти большой кубик, потом маленький, железный, деревянный, золотой. Ребенок должен понять, что все кубики различны по размеру и звучанию.

После того, как он усвоил эту информацию, познакомьте его со слоговыми таблицами. Пропойте один из столбиков таблицы и попросите малыша принести кубик с такими же складами. Пойте артистично, показывая ребенку, какими могут быть склады: звонкими или глухими, маленькими или большими. Можно даже использовать соответствующие движения. Не надо просить ребенка пропеть склады вам в ответ. Когда он созреет для этого, он начнет петь вместе с вами и самостоятельно.

Научите ребенка писать с помощью кубиков или указки. Пропевая склады и показывая их на таблице, малыш начнет понимать, как составляются слова. Можно учить ребенка писать и одновременно играть в подвижные игры. Попросите его написать имена близких людей в разных концах комнаты. А теперь пусть ребенок побегает в гости к близким.

Еще раз обращаем внимание, все занятия должны проходить только в игровой форме. Ребенок не должен сидеть на одном месте, предоставьте ему полную свободу движений. Каждый ребенок индивидуален. Он ничего не должен на занятии. Позвольте крохе развиваться в меру его возможностей, не торопите события. Не делайте из игры принудительное занятие. Конечно, заниматься лучше каждый день, хотя бы чуть-чуть, но если малыш сегодня не настроен на занятия никак, то лучше его отложить, чем заставлять. Играть можно как утром, так и вечером. Ориентируйтесь на настроение крохи.

Подбирайте игры, которые больше всего понравятся вашему ребенку. Если у вас непоседа, то лучше использовать на занятии подвижные игры. Если ваш малыш предпочитает спокойные игры, подолгу собирает пазлы, то тогда используйте игры, которые не предполагают активности во время занятия.

Если кроха любит строить, то предложите ему построить из кубиков паровозы с названиями, башни со складами, дороги, домики.

Основные моменты, касающиеся обучению детей, смотрите в следующем видео.

С какого возраста можно начинать обучение и в какие игры играть

Познакомить малыша с кубиками можно практически с рождения. Учитывайте, что в этом возрасте ребенок еще не способен на занятия. До полугода развитие ребенка идет очень быстрым темпом. Не стоит его сейчас дополнительно перегружать. Кубики можно использовать в качестве погремушки, лишь временами показывая ему склад или слово. Не пытайтесь в этот период увидеть каких-то результатов, не ждите их от ребенка. Сейчас с их помощью вы только подготовите ребенка к обучению, которое ждет его впереди.

После 6 месяцев ребенку уже становится не интересно играть с кубиками, как с погремушкой. Теперь можно начинать пропевать склады. До достижения годовалого возраста продолжайте показывать кубики, склады, простые слова. Позвольте крохе поползать среди них. Можете попробовать попросить его дать вам кубик с определенным складом. Оставляйте склады на предметах, названия которых вы составили и в течение дня, показывайте и пропевайте их малышу.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаются ему игры. Годовалому крохе, вместе с теми играми, что были раньше, уже можно увеличивать уровень сложности, предлагая новые. Действуйте постепенно. Можно воспользоваться пособием Н.Зайцева «Письмо. Чтение. Счет», к котором предложена масса занимательных игр, а можно придумать свои. Подключайте фантазию малыша, спросите у него, в какие он хочет поиграть игры.

Поиграйте в «Зоопарк». Пусть малыш расселит по зоопарку различных животных, составляя их названия из складов. В «Магазине» он может разложить товар по полочкам. Отправляясь в «Путешествие» обязательно надо собрать чемодан. Пусть он побудет в роли повара, сложив в кастрюлю названия, необходимых для приготовления супа или любимого блюда, ингредиентов.

Предложите ребенку сыграть в игру «Кто больше назовет». Называйте слова, которые начинаются с заданного склада. Можно сделать эту игру тематической.

Положите перед ним кубики, из складов на них должно быть можно составить его имя. Пусть малыш попробует это сделать самостоятельно. В следующий раз усложните задачу, подходящие склады он должен найти сам. Пусть он складывает слова из кубиков, а потом ищет эти склады в таблице, показывая указкой на необходимый склад.

В игры, которые вы придумали вместе, ребенок будет играть с огромным удовольствием, ведь они для него гораздо занимательнее, чем предлагаемые автором. Эти игры будут именно такими, которые ему нравятся, придуманы с учетом его интересов.

Плюсы и минусы методики

Как и у каждой современной методики, обучение чтению с помощью кубиков Зайцева имеет как свои достоинства, так и недостатки. Рассмотрим подробнее.

Достоинства

  • Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
  • Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
  • Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
  • В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
  • Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
  • Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
  • Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
  • Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.

Игровые пособия, расположенные с учетом требований методики на должной высоте и в разных местах, служат отличной профилактикой нарушений осанки, гиподинамии, загруженности дидактикой во время занятий.

В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

  • Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
  • Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
  • Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
  • Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.

Недостатки

Несмотря на огромное количество достоинств при выборе этого способа обучения, можно столкнуться и с рядом проблем.

  • Педагоги дефектологи и логопеды говорят о том, что заучивая склады, не разобравшись в том, как сливать буквы, дети часто начинают пропускать окончания слов. Могут возникнуть проблемы при делении слов на слоги, разборе слов по составу.
  • Отличный от школьного цветовой окрас звуков (голубой, синий, зеленый вместо синего, зеленого, красного), создают проблемы у ученика при фонематическом разборе слов. Переучивать детей сложнее, чем учить с нуля.
  • Высокая стоимость пособий. Множество хлопот при самостоятельном склеивании кубиков.
  • Создаются определенные трудности при выборе написания букв Э и Е. На кубиках имеются такие склады, как БЭ, ВЭ. В русском языке их можно встретить очень редко. Придется постоянно останавливать желание ребенка написать букву Э в словах, где после твердого согласного мы слышим Э, а написать надо Е (например, слово ТЕННИС).
  • Использование методики будет эффективнее у детей, которых более развито правое полушарие мозга. У них более развито образное мышление.
  • У ребят могут возникать трудности с вычленением отдельного звука из слова, что повлияет на письмо.
  • Данный способ обучения практически не развивает творческие способности детей.

Сравнение с кубиками Чаплыгина

Свою методику Евгений Чаплыгин создавал с опорой на методику Зайцева. Однако его способ обучения является уникальным и запатентованным. Набор кубиков Чаплыгина содержит: 10 одинарных кубиков с буквами и 10 двойных кубиков, образующих блоки, инструкцию по применению. Кубики в блоках вращаются вокруг своей оси, образуя склады.

Рассмотрим основные отличия методик.

  • Кубики Чаплыгина более простые в использовании.
  • В методике Чаплыгина нет заучивания складов, как у Зайцева. Он использует буквы и слоги. Детям легче понять, как составлять слова.
  • Для кубиков Чаплыгина не требуется много места для хранения.
  • Кубики Зайцева сделаны из бумаги или пластика, а кубики Чаплыгина – деревянные.
  • Покупка кубиков Чаплыгина обходится намного дешевле, чем кубиков Зайцева.
  • Методика Зайцева содействует наибольшему развитию детей. Обучаясь по ней, ребенок знакомится с твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими.
  • Зайцев в своей методике использует попевки и таблицы, для лучшего усвоения материала детьми.
  • На кубиках Зайцева 52 склада, а из кубиков Чаплыгина можно составить только 32.

Кубики — это просто гениальная развивающая игрушка для малышей. Уж что что, а кубики должны быть у каждого ребенка обязательно. Их можно и погрызть, из них можно построить дом, башню, целый замок, а можно и научиться читать, считать и даже выучить иностранный язык. А если у вас дома появятся кубики, разработанные Николаем Зайцевым, то вы можете быть уверены, ваш малыш освоит чтение легко и быстро, кстати можно сделать кубики Зайцева своими руками.

Николай Зайцев разработал просто уникальную методику освоения чтения детьми с помощью кубиков. Ваш ребенок даже не заметит, что он учится, для него кубики со слогами — это просто увлекательная игрушка. Если вы начнете заниматься с ребенком по методике Зайцева, то уже очень скоро малыш сможет не только читать слоги на кубиках, но и начнет сам составлять из них слова.

Для занятий дома можно сделать кубики Зайцева своими руками.

Кубики Зайцева — это особые коробочки, на бока которых, вместо букв указаны склады. Все кубики имеют разный размер и внутри, в зависимости от склада, вложен разный наполнитель. Так серые кубики — это звонкие — внутри них железки, коричневые кубики — глухие, внутри них деревяшки, а желтые — с гласными буквами заполняются монетками.

Заниматься с кубиками Зайцева можно и дома, и в детском саду, и в школе. При занятиях обязательно нужно использовать музыкальное сопровождение — попевки, таблицы и домашние тетради.

Для домашнего использования все материалы по методике Зайцева: шаблоны кубиков, таблицы, музыкальные попевки, домашние тетради, вы можете скачать на нашем сайте бесплатно.

Подробнее о том как нужно заниматься чтением с детьми в статье: методика обучения Николая Зайцева.

Таблица для обучения чтению по методике Зайцева

Домашние тетради зайцева для изучения чтения

Мы предлагаем Вам сделать комплект кубиков Зайцева из 52 штук (7 повторяются, чтобы строить простые известные ребенку слова ПА-ПА, МА-МА, ВО-ВА, БА-БУ-Ш-КА, ДЯ-ДЯ, ТЁ-ТЯ, КО-Ш-КА

Как сделать кубики Зайцева своими руками.

1) При изготовлении кубиков: А-О-У-Ы-Э и Я-Ю-Е-И-Ё перед закрытием вложите в них несколько медных монеток, чтобы звенели.

2) Кубики со складами из букв из БА, БО, БУ, БЫ, БЭ и также В, Г, Д, Л, М, Н, Р, З — большие кубики. В них положите пробки от лимонада или кусочки медной проволоки, чтобы они звенели звонко.

3) Кубик с Ж — большой двойной , заполняется также как и предыдущие. Двойной он потому что нужно два кубика с складами Ж склеить между собой гранями со стрелкой, стрелку нужно совместить.

4) Кубики со складами БЬ, БЯ, БЮ, БЁ, БЕ, БИ и аналогично с В, Г, Д, Л, М, Н, Р, З, Ж — маленькие кубики. Заполните их тоже железом, но с меньшим количеством

5) Кубик с Й — маленький. но заполняется двойной порцией наполнителя.

6) Кубики с П, ПА, ПО, ПУ, ПЫ, ПЭ и аналогично с Ф, К, Т, С, Х — большие глухие. Внутрь положите деревяшки.

7) Кубик с Ш — большой двойной кубик — заполняется деревяшками диаметром 3 см.

8) Кубик с Ц — большой двойной кубик — заполняется деревяшками.

9) Кубики ПЬ, ПЯ, ПЁ, ПЮ, ПИ, ПЕ, и аналогично с Х, К, Т, С, Ф — маленькие кубики заполняются деревяшками — диаметром 2 см

10) Кубик с Ч — маленький двойной, заполняется деревяшками.

11) Кубик с Щ — маленький двойной, заполняется деревяшками.

12) Кубик с Ъ -большой. Внутрь положите 4 железных лимонадных пробки и одну деревяшку.

13) Кубик «Маленький беленький» — ничем не заполняется. На кубике восклицательный и вопросительный знаки, точка, запятая, чёрточка (дефис) – чтобы составлять слова типа БАБА-ЯГА, ГУСИ-ЛЕБЕДИ и аналогичные, но самое — это знак ударения, его можно буквально «поставить» на нужный склад набранного из кубиков слова.

Таблица собирается из двух листов, вешается на стену, при занятиях нужно включать музыкальную попевку и по таблице, указкой или просто ручкой показывать склады.