День шахмат в доу планирование. Календарный план кружковой работы по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы

Управление образования администрации

Балашовского муниципального района

Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ивушка»

г. Балашова Саратовской области»

Перспективный

план работы шахматного кружка «Белая ладья»

Утверждаю: заведующая МДОУ «Ивушка»

Руководитель: Жигалова Т.М.

2011-2012 уч. год

«Вся в квадратах – белых,

чёрных – деревянная доска,

а ряды фигур точёных –

деревянные войска.

ты, дружок мой, без опаски,

без смущения вступай,

словно в мир чудесной сказки,

в чёрно-белый этот край».

Программное содержание: 1)образовательное расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.

2) воспитательное – вырабатывает у ребёнка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.

3) эстетическое – играя, ребёнок живёт в мире сказок превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов доставляют детям истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию приносит эстетичное наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

4) физическое – прививаю истину детям: чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровым.

Литература: И.Г. Сухин «Программа по обучению дошкольников игре в шахматы», В.К. Гришин «Играем в шахматы».

(сентябрь октябрь – ноябрь).

I квартал: Начать процесс обучения шахматам в форме увлекательной игры. Предложить детям сказки, где действующие герои – ровесники детей или весёлые человечки, а также сказки – «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», стихи, загадки, эстафету на быструю и правильную расстановку пешек и фигур, придумывание самими детьми шахматных загадок, отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки». Можно использовать различные методы и приёмы, но основным остаётся игра.

Занятие №1-2. Рассказывание легенды о происхождении шахматной игры. Начало путешествия в Страну шахмат.

Заинтересовать детей игрой в шахматы. После прочтения легенды спросить детей, кто им из героев понравился. Почему? «Мудрец придумал шахматы», «Помирил королевичей: не стало войн», «Не взял никакой награды». Внушить детям, что шахматы дело увлекательное, но и сложное, шахматы - это каждодневный труд, упорный и настойчивый. Показать шахматные фигуры.

Занятие №3-4. Знакомство с шахматной доской. Сказка «Шахматный теремок». Рисование самостоятельно на листочке изображения шахматной доски.

Объяснить, что такое шахматная доска, как она должна располагаться по отношению к игрокам, какие на ней присутствуют обозначения. Что такое поле?

Учить рисовать доску и правильно штриховать. Дать понятие косых, вертикальных и горизонтальных линий и находить их на доске.

Игра «Ряд». Предложить ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом воспитателя и проконтролировать выполнение задания.

Занятие №5-6. Изучение проспектов, улиц волшебной доски. Сказка «Шахматный колобок».

Продолжать изучение диагоналей, горизонталей, учить нумеровать линии и называть поля по буквам и цифрам, выучить считалку, облегчающую запоминание вертикальных линий. Отметить в тетради вертикаль «а», 1-ю горизонтальную линию и самую большую диагональ.

Занятие №7-8. Игры «Шахматное лото», «Расставь на доске», «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

На этих занятиях поупражнять в более быстром и правильном нахождении полей и линий, показывая и называя их вслух, отдельно и совместно.

Изготовить шахматное лото. Побеждает тот, кто отгадает большее число полей. Игра «Расставь прямые линии на доске».

Занятие №9-10. Игры – соревнования «Составь доску». «Пройди и назови поле».

Занятие №11-12. Знакомство с пешкой. Продолжение чтения сказки.

В самом начале объяснить, как располагаются пешки. Провести конкурс – кто быстрее расставит пешки, называя вслух поле. Провести шахматную эстафету.

Занятие №13-14. Решение различных задач с использованием пешек. Дидактические задания «Лабиринт». «Один в поле воин».

Из сказки дети должны усвоить, как ходит пешка. Проверить, правильно ли заполнили ходы. Правило «взятия на проходе». Напомнить, как пешка бьёт пешку противника.

Предложить поиграть одними пешками.

Занятие №15-16. «Прямолинейная бесхитростная фигура» - знакомство с ладьёй. Игры «Лабиринт», «Перехитри человека», «Кратчайший путь».

Занятие №17-18. Решение различных задач с использованием ладьи.

Прочитать сказку и напомнить, как передвигается ладья по шахматной доске. Объяснить, что такое «открытые линии», что происходит, когда ладьи на открытой линии (особенно на вертикальной) сдваиваются.

Занятие №19-20. Викторина по вопросам из «Шахматной шкатулки».

Предложить вопросы о шахматных линиях, полях, пешках, ладьях.

Занятие №21-24.Повторение пройденного, оформление тетрадей.

II квартал: (декабрь – февраль)

Постепенно переходить к решению элементарных шахматных задач и этюдов, отгадыванию загадок.

В I квартале предлагалось играть детям не всеми фигурами. Постепенно приучать детей видеть всю доску. Знакомится с другими шахматными фигурами до полного комплекта. Важно, чтобы дети усвоили согласованность действий пешек и других фигур друг с другом. Научить детей запоминать различные простейшие ловушки и комбинации «Детский мат», «Мат Легаля и др.

Занятие №1-2. Продолжение сказки. Знакомство с фигурой – слон. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение».

Объяснить детям, как располагается и передвигается слон, в каких комбинациях участвует.

Занятие №3-4. Могучая фигура – ферзь.

Объяснить, в чём заключается сила ферзя, во сколько оценивается очков. Предложить решить простейшие задачи с участием ферзя «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельной фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».

Занятие №5-6. Отвечаем на вопросы из «Шахматной шкатулки».

Занятие №7-8. «Прыг, скок и вбок» - знакомство с конём.

Провести эстафету, кто быстрее расставит все фигуры и пешки. Показать, как передвигается конь по доске, отметить в тетрадях. Запомнить правило коня. Провести задачи – упражнения на ход коня – «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение».

Занятие №9-10. Закрепление нового материала, ответы на вопросы из шахматной шкатулки.

Занятие №11-12. «Король жаждет боя».

Продолжить чтение сказки. Напомнить детям, как передвигается король, показывая его ходы. Объяснить, что также он берёт и незащищённые фигуры. Где размещается белый и где чёрный король, показать. Предложить детям сыграть всеми фигурами.

Занятие №13-14. Знакомство с понятиями «шах», «мат», «пат».

Объяснить детям эти понятия, учить их сражаться до конца, не падать духом, продолжать учить играть всеми фигурами. «Дай открытый шах», «Мат или не мат», «Пат или не пат».

Занятие №15-16. «Как ладья похудела».

Знакомство с приёмом рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

Занятие №17-18. «Нотации волшебной доски» - запись шахматных партий.

Занятие №19-20. «Волшебный квадрат», правило квадрата.

Занятие №21-22. Вопросы из «Шахматной шкатулки».

Занятие №23-24. Закрепление пройденного материала.

III квартал: (март – май)

Продолжать решать шахматные задачи.

Можно давать задание хорошо играющим детям позаниматься с отстающими товарищами.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала, методику постоянно менять. В конце года можно провести шахматные соревнования на определение сильнейшего игрока.

Занятие №1-2. «Спасительница – оппозиция» (продолжение сказки). Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, кем лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

Занятие №3-4. Легенда о «Непобедимом». Как играть дебют? Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Занятие №5-6. Какие ходы «хорошие», какие «плохие»

Занятие №7-8. «Волшебный мир комбинаций».

Занятие №9-10. Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу».

Занятие №11-12. Разбираем шахматные этюды.

Занятие №13-14. «Здоровые телом – сильные духом».

6 необходимости занятий физическими упражнениями.

Занятие №15-16. «В гостях хорошо, а дома лучше!»

Используем сюжет сказки для закрепления хода коня.

Дать детям побольше возможных вариантов, таких как белый конь, начинает движение с любого поля 1-й горизонтали, а 4-й с любого поля 8-й горизонтали.

Занятие №17-18. Викторина по шахматным терминам.

    Сколько линий на доске, как они называются?

    Как обозначаются поля на шахматной доске?

    На каких линиях располагаются белые и чёрные войны перед началом сражения?

    Можно ли ставить на одно поле по две пешки или по две фигуры?

    Чем отличаются ходы пешек от ходов всех остальных фигур?

    Чем отличаются ходы пешек от ходов всех остальных фигур (со взятием)?

    Чем отличаются ходы пешек от ходов фигур по темпу, быстроте передвижения по доске?

Занятие №19-24. Подготовка и проведения шахматного соревнования.

Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы

«Умники и Умницы».

Руководитель:

воспитатель Еремеева О.Б.

Введение.

«Шахматы - это пробный камень человеческого ума».

И. Гете.

«Шахматная игра – не просто праздное

развлечение. С ее помощью можно приобрести

Или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума,

Полезных в человеческой жизни».

Бенджамин Франклин.

В каждом из малышей живет гений, которого надо только разглядеть. Пробуя и узнавая новые вещи, человек растет, и чем больше знаний он получит в детстве, тем насыщеннее и интереснее будет его жизнь. Навыки, полученные в детстве, остаются в памяти навсегда, поэтому так важно уделить особое внимание разностороннему развитию ребенка.

Кружковая работа по обучению детей игре в шахматы, направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и

умственного развития личности ребенка.

Цель кружковой работы:

Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; расширять кругозор, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы); создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Задачи: 1. Популяризация шахматной игры среди детей.

2.Организация здорового досуга.

3.Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.

4.Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.

Перспективный план работы кружка.

Месяц: СЕНТЯБРЬ

1.Тема: «В стране шахматного королевства»

Программные задачи: Познакомить детей с историей возникновения шахмат.

Пробудить интерес к шахматной игре. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Познакомить с новыми понятиями - «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.

2.Тема: «Волшебная доска»

Программные задачи: Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнерами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии, «диагональ». Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

Начать знакомство с «шахматным» алфавитом. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Месяц: ОКТЯБРЬ

3. Тема: «Шахматные фигуры»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

4. Тема: «Шахматные фигуры»

Программные задачи: Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

5. Тема: «Начальное положение»

Программные задачи: Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

6. Тема: «Шахматная фигура Ладья»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».

Месяц: НОЯБРЬ

7. Тема: «Шахматная фигура Ладья»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр.

8. Тема: «Шахматная фигура Ладья»

Программные задачи: Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед.

9. Тема: «Шахматная фигура Слон»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чернопольные слоны. Ход слона.

10. Тема: «Шахматная фигура Слон»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чернополъные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр

Месяц: ДЕКАБРЬ

11. Тема: «Ладья против слона» (игровая практика)

Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.

12. Тема: «Шахматная фигура Ферзь»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.

13. Тема:«Шахматная фигура Ферзь»

Программные задачи продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзем. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

14. Тема: «Шахматная фигура Ферзь» (игровая практика)

Программные задачи: Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочередно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Месяц: ЯНВАРЬ

15. Тема: «Шахматная фигура Конь»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.

16. Тема: «Шахматная фигура Конь» (продолжение темы)

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу.

Месяц: ФЕВРАЛЬ

17.Тема: «Шахматная фигура Конь» (игровая практика)

Программные задачи: Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.

18. Тема: «Пешка»

Программные задачи: Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.

19. Тема: «Шахматная фигура Пешка»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием - «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

20.Тема: «Шахматная фигура Король»

Программные задачи: Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.

Месяц: МАРТ

21.Тема: «Шахматная фигура Король»

Программные задачи: Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие - «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

22.Тема: «Шах»

Программные задачи: Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр-заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно ее решать.

23.Тема: «Шах и мат»

Программные задачи: вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно ее решать.

24. Тема: «Ничья и пат»

Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями - «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.

Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно ее решать.

Месяц: АПРЕЛЬ

25.Тема: «Рокировка»

Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями: « рокировка», «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

26.Тема: «Шахматная партия»

Программные задачи: познакомить детей с новыми понятиями - «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнеров во время шахматной игры.

27. Тема: «Шахматная партия»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения шахматной игры, показать несколько вариантов разыгрывания дебютов, закреплять полученные знания с помощью индивидуальных игр-заданий.

28. Тема: «Шахматная партия»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с правилами ведения партии, с основными дебютными принципами, познакомить с новыми понятиями «ловушка», «детский мат».

Месяц: МАЙ

29. Тема: «Шахматные часы»

Программные задачи: познакомить детей с часами, которыми пользуются шахматисты во время партии. Познакомить с новыми понятиями: «шахматные» часы, «время, отведенное на партию», «контроль времени».

30. Тема: ШАХМАТНЫЙ ДОСУГ

Программные задачи: Активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы.

31. Тема: ШАХМАТНЫЙ КАРНАВАЛ

Программные задачи: Создать у детей ощущение загадочности, неожиданности доставить радость от игры в шахматы; развивать умение сосредотачивать внимание на заданиях; активизировать мыслительную и познавательную деятельность воспитывать интерес к игре в шахматы; учить анализировать игру

Список литературы.

1. И.Г. Сухин. «Шахматы, первый год, или учусь и учу». Обнинск, «Духовное возрождение», 1999.

2. И.А. Бареев. «Гроссмейстеры детского сада». М., редакция журнала «Наш малыш», 1995.

3. В.И. Линдер, И.М. Линдер. «Шахматная энциклопедия». М., ООО «Издательство Астрель», 2003.

4. А. Карпов. «Учитесь шахматам». М., «Эгмонт Россия ЛТД», 1997.

5. Элизабет Долби. «Шахматы. Как стать хорошим игроком». М., «Эгмонт Россия ЛТД», 2003



Примерное календарное тематическое планирование курса: «Шахматы в старшей группе».

Тема занятий

Цель занятий

Кол-во часов

Сентябрь

1. В стране шахматных чудес.


Знакомство с игрой шахматы.

2 ч.

2. Мудрец.

Правило игры. История создания шахмат, зарождение и возникновение древней игры. Легенды и её появления.

2 ч.

3. Волшебная доска.

Знакомство с шахматной доской. Поля. Прямые и косые линии. Правило расположения между соперниками.

2 ч.

Октябрь

4. Проспекты, улицы и переулки волшебной доски.


Упражнять быстрым и правильном нахождении вертикалей, горизонталей и диагоналей. Знакомство с шахматной нотацией.

2 ч.

5. «Ни шагу назад!» Пешка.

Знакомство с пешкой. Изучение ходов. Взаимодействие друг с другом.

2 ч.

Ноябрь

6. «Прямолинейная, бесхитростная фигура». Ладья.


Знакомство с новой фигурой – ладьей. Правила передвижения. Признаки, особенности ладь. Способы действия.

2 ч.

7. «Вежливые слоны». Слон.

История изменения фигуры СЛОН. Расположение на начало партии. Особенности передвижения и действий.

2 ч.

Декабрь

8. «Могучая фигура». Ферзь.


Правильное название фигуры. Сила ферзя. Сходство с ладьёй и слоном. Подвижность и ловкость фигуры. Передвижение на шахматной доске.

2 ч.

9. «Прыг, скок и в бок». Конь.

Знакомство с фигурой. Как ходит конь. Отличие от остальных фигур и пешек. Правила передвижения на шахматной доске.

2 ч.

Январь

10. Повторение темы №9.


Повторить и закрепить знания о фигуре конь. Учиться передвигаться по шахматному полю с разных позиций.

2 ч.

11. «И король жаждет боя».

Познакомить с фигурой «король». Особенность передвижения. Сходство с ферзём и отличие ходов. Что такое пат? Мат?

2 ч.

12. «Как ладья похудела?»

Знакомство с рокировкой. Условия выполнения рокировки.

2 ч.

Февраль

13. Нотация волшебной доски.


Знакомство с шахматной записью ходов. Изучение шахматной нотации.

2 ч.

14. Волшебный квадрат.

Знакомство со специальным правилом, когда пешка «хочет стать генералом без поддержки короля».

2 ч.

15. Повторение темы №13 и 14

Закрепить пройденный материал. Индивидуальный подход к закреплению.

2 ч.

Март

16. Спасительница оппозиция.


В чём секрет оппозиции? Правило и условия оппозиции, когда и кому она приходит на помощь. Упражнения до победного конца одного из сторон.

2 ч.

17. «Непобедимый».

Знакомство с правильным началом игры. Знакомство с дебютом. Главная задача дебюта.

2 ч.

Апрель

18. Волшебный мир комбинаций.


Знакомство с «вилкой». Знакомство с «двойным шагом». Развитие комбинационного зрения, комбинационного чутья.

2 ч.

19. Реши этюд, отгадай задачу.

Учимся решению задач с самых элементарных, без участия короля; более разумно, рационально распоряжаться не большими шахматными силами, достигать выигрыша или ничьи, находить выход с плохой позиции.

2 ч.

май

20. Здоровые телом - сильны духом!


Шахматисты и спорт. Познакомить со здоровым образом жизни. Закаливание бойцовых качеств у ребят.

4 ч.

21. В гостях хорошо, а дома лучше.

Используя сюжет сказки, вспомнить ход коня, различные его передвижения. Повторение пройденного материала за год.

4 ч.

Примерный перечень шахматного инвентаря и наглядных пособий.

  1. Шахматные доски - 10 шт.

  2. Фигуры к ним - 10 комплектов.

  3. Демонстрационная доска – 1шт.

  4. Фигуры к ней – 1 комплект.

  5. Тетради с шахматными задачками – 20 шт.

  6. Карандаши – 20 шт.

  7. Шахматный стенд (примерные тематики «Великие люди и шахматы», «Семья и шахматы», «Шахматы и дети», т.д.) – 1 шт.

  8. Консультации для родителей

  9. Портреты чемпионов мира по шахматам среди взрослых – 18 шт.

Пояснительная записка

Образовательная программа «ШАХМАТЫ » разработана в соответствии и на основании основных действующих нормативных и программных документов РФ, с учетом приоритетов развития системы дополнительного образования и существующего опыта реализации дополнительных образовательных программ. Данная программа модифицирует авторскую программу И.Г.Сухина «Шахматы школе», рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в "Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая". - М.: Просвещение, 2002, 3-е издание, с. 370 -392.

Программа «Шахматы» направлена на реализацию многих позитивных идей – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление , способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Отличительные особенности данной дополнительной программы :

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Новизна программы состоит в том, что к каждому занятию подготовлены подробные методические разработки, конкретизировано содержание, подобран материал для визуального ряда занятия, даны рекомендации по оформлению промежуточных результатов исследовательских работ.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится дея тельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, клас сифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цель программы :

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы .

Задачи:

Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

Формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Возраст обучающихся: 7 – 11 лет.

Срок реализации: 3 года

Формы занятий:

    по количеству детей, участвующих в занятии, – преимущественно коллективная, групповая, индивидуальная;

    по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, состязание;

    по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Данная программа рассчитана на 34 часа (1 год обучения) 66 часов (2-3 год обучения).

Предложенное распределение часов примерное, может корректироваться в зависимости от уровня развития детей, их интересов.

Продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся один раз в неделю (1 год обучения) и два раза в неделю (2-3 год обучения).

Этапы реализации программы.

На первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи.

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др. ,решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

Учащиеся овладевают знаниями и навыками, способствующими выполнению 3-4 спортивных разрядов. Принимают участие в соревнованиях различного уровня.

Содержание третьего года обучения включает в себя три большие темы: “Основы дебюта”, “Основы миттельшпиля” и “Основы эндшпиля”.

На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

Ожидаемые результаты

К концу обучения дети должны знать:

    принципы игры в дебюте, основные тактические приемы;

    принципы игры в миттельшпиле, основные тактические приемы;

    принципы игры в эндшпиле, основные тактические приемы.

К концу обучения дети должны уметь:

    грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

    находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

    точно разыгрывать простейшие окончания.

В течение 3 года освоения образовательной программы обучающиеся ведут активную пропаганду «шахматного образа жизни», являются организаторами школьных шахматных турниров, в том числе с родителями, учащимися других классов, инициируют сетевое взаимодействие с учащимися других ОУ, участвуют в выездных соревнованиях на личное и командное первенство.

Способы проверки.

Прогнозируемые результаты 3-го года обучения определяются с помощью:

    контрольных упражнений;

    тестирований;

    творческих выступлений;

    игр, блиц-турниров;

    выполнений заданий соревновательного характера;

Результаты несут уровневый характер:

1 уровень: уровень знаний о правилах игры в шахматы;

2 уровень: уровень получения школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, здоровье, общение, знание, труд, культура и др.);

3 уровень: уровень приобретения школьником опыта самостоятельного общественно значимого действия (организация турниров, пропаганда ЗОЖ, культурного досуга).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

    диагностическое исследование: сформированность логических, коммуникативных, регулятивных и др. универсальных учебных действий;

    защита творческих, проектных работ;

    портфолио шахматиста.

Учебно-методический план (1 год обучения)

Учебно-методический план (2 год обучения)

Учебно-методический план (3 год обучения)

Методическое обеспечение

Предусмотрены различные формы и методы работы, основанные на психовозрастных особенностях младших школьников: игра, беседа, тренинг, практикум, диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности: от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Диагностический инструментарий

(второй год обучения)

Проверочная работа

Ценность шахматных фигур.

Сравнительная сила фигур.

Записывать шахматную партию.

Игра.

Матовать одинокого короля двумя ладьями.

Игра в шахматы.

Матовать одинокого короля, королем и ферзем.

Матовать одинокого короля, ферзём и ладьёй.

Матовать одинокого короля, королем и ладьёй.

Проводить элементарные комбинации.

Учебно – методическое обеспечение и техническое оснащение.

Оборудование: столы, стулья, шахматная доска, шахматы для индивидуальной работы. Инструменты : карандаши, ручки.

Наглядные пособия: дидактический материал, презентации, игры.

Техническое оснащение: интерактивная доска, ноутбуки.

Учебно –тематический план программы

1

Поля, горизонталь, вертикаль, центр, диагональ, ходы шахматных фигур,

Шах, мат, пат,

Рокировка, взятие на проходе, превращение пешки.

Варианты ничьей. Игровая практика

2. Раздел темы: Краткая история шахмат (1 ч)

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.

3. Раздел темы: Шахматная нотация (2ч)

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.

Игровая практика.

4. Раздел темы: Ценность шахматных фигур (4ч)

Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса

Достижение матери- ального перевеса

Достижение материального перевеса.Способы защиты.

Защита. Игровая практика

Раздел темы: Техника матования одинокого короля (4 ч)

Две ладьи против короля

Ферзь, ладья против короля

Ферзь и король против короля

Ладья и король против короля

6 . Раздел темы: Достижение мата без жертвы материала. 3 ч

Учебные положения на мат в 2 хода в эндшпиле

Учебные положения на мат в 2 хода в миттельшпиле

Учебные положения на мат в 2 хода в дебюте

7. Раздел темы: Шахматная комбинация (15ч)

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема завлечения.

Матовые комбинации. Тема отвлечения.

Матовые комбинации. Тема блокировки.

Матовые комбинации.

Тема разрушения королевского прикрытия

Матовые комбинации.

Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

Матовые комбинации.

Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

Патовые комбинации

Комбинации для достижения ничьей.

Комбинация на вечный шах.

Типичные комбинации в дебюте

Типичные комбинации в дебюте

Раздел темы: Повторение программного материала (3ч)

32 –

Повторение программного материала

Итого: 34 часа

Содержание программы

Тема: Повторение пройденного материала (2 часа)

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, ходы шахматных фигур.

Шах, мат, пат, рокировка, превращение пешки. Варианты ничьей. Игровая практика.

Тема: Краткая история шахмат. (1 час)

Рождения шахмат. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам

Тема: Шахматная нотация (2 часа)

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Тема: Ценность шахматных фигур (4 часа)

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Тема: Техника матования одинокого короля (4часа).

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Тема: Достижения мата без жертвы материала (3 часа )

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, в начале, середине и в конце игры. Защита от мата.

Тема: Шахматная комбинация (15 часов )

Достижения мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: Темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения. блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и другие. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей.

Тема: Повторение программного материала (3 часа)

Список литературы

Авербах Ю; Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство – М.: ФиС, 1972.

Специализированный программный комплекс «Шахматное образование». (CD )

Шахматы в сказках. (CD )

Шахматная школа. (CD )

Шахматная тактика. Задачник для начинающих. (CD )

Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.

Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.

Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.

Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.

Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965.

Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.

Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.

Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965.

Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО “Марвик-М”, 1994.

Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.

Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.

Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.

Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.

Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.

Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.

Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.

Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.

Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.

Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.

Мучник Х. Первые шахматные уроки. -– М.: Воениздат, 1980.

Мучник X. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. – М.: ФиС, 1979.

Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985.

Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979.

Нейштадт Я. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980.

Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983.

Нимцович А. Моя система. – М.: ФиС, 1984.

Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. – М.: ФиС, 1981.

Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС, 1955.

Ройзман А. Шахматные миниатюры. – Минск: Полымя, 1978.

Савин П. В мире шахматных комбинаций. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981.

Сокольский А. Ваш первый ход. – М.: ФиС, 1977.

Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.

Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.

Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.

Хенкин В. Последний шах. – М.: ФиС, 1979.

Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994.

Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. – М.: ГЦОЛИФК, 1986.

Шумилин Н. Практикум по тактике. – М.: Андреевский флаг, 1993.

Шумилин Н. Шахматный задачник. – М.: ФиС, 1964.

Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1966.

Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. – СПб.: ЦНТИ, 1994.