Гостиница «Россия. Гостиницы с богатой историей Самая большая гостиница в мире

Ее судьба подобна человеческой: из щеголеватой и заманчивой красавицы она превратилась в никому ненужную «старуху»

Несколько десятилетий она была символом столицы, как Красная площадь и Кремль. Считалась лучшей, самой удобной и самой большой гостиницей в Европе. Но постепенно ее былая слава сошла на нет. Вместо брильянтов и норковых шуб высокопоставленных посетительниц появились тараканы и клопы. 29 марта 2006 года в Москве начали сносить гостиницу «Россия», которая унесла с собой много загадок и тайн.

Район Зарядье в центре Москвы известен с XIV века. Его название произошло от месторасположения – за рядами. Это были Нижние торговые ряды, которые располагались за Кремлем.

В середине XX века здесь хотели построить восьмую высотку в честь Сталина . Главный архитектор Москвы в 40-х годах Дмитрий Николаевич Чечулин создал проект здания, предназначенного для Наркомата тяжелой промышленности. Были снесены старые здания Зарядья, расчищена площадка и построен фундамент.

Но умер Сталин, и высотка в честь вождя стала неактуальной. И тогда решили построить рядом с Кремлем гостиницу, так как в столице их не хватало. Тем более, в 1959 году на территории Кремля начали возводить Дворец съездов. И приехавших со всего Союза делегатов нужно было где-то размещать.

По первому проекту гостиница должна была состоять из девяти этажей. Но, подсчитав количество номеров, поняли, что их не хватит для всех депутатов. В результате был возведен комплекс, представляющий собой четырехугольник. Каждый 12-этажный корпус смотрел на разные стороны света. К северному корпусу примыкала высотка в 23 этажа, где располагались трехкомнатные люксы. Свои двери «Россия» открыла в 1967 году и сразу попала в Книгу рекордов Гиннеса как самый крупный отель в мире.

Брак по справке

Гостиница «Россия» для СССР стала уникальным сооружением. Впервые номера представляли собой хорошую, удобную квартиру с кондиционером. Не удивительно, что многие гости жили там по несколько месяцев. В ней останавливались актеры, певцы, политические деятели. И, конечно, иностранные туристы. Жить здесь было почетно и очень удобно. Концертный зал «Россия» стал лучшей площадкой в стране. Считалось, если артист выступил в «России», значит он состоялся.

На протяжении нескольких лет здесь жил со своей возлюбленной Муслим Магомаев . 19-летния Людмила Карева (девичья фамилия Фиготина ) работала внештатным музыкальным редактором на радио. Впервые она увидела Магомаева на проходной в Доме звукозаписи. Певцу не заказали пропуск, и он не мог пройти. Девушка побежала к редакторам и попросила решить эту проблему. Мила, как редактор, начала работать с артистом.

Вскоре между молодыми людьми вспыхнул роман. Муслим, когда приезжал в Москву, останавливался только в «России». Но в гостинице действовали правила: после 23.00 все гости должны покидать номера. Пришлось влюбленным знакомиться со всем персоналом, договариваться, чтобы Людмилу не выгоняли из номера того, кто не являлся официально ее мужем. Хотя сама пара считала себя супругами.

Им так надоело оправдываться или кого-то подкупать, что артист обратился за помощью к министру внутренних дел Николаю Анисимовичу Щелокову . Тот выдал справку, в которой говорилось: брак между Магомаевым и Каревой считать фактическим. С этим документом влюбленные жили беспрепятственно не только в «России», но и во всех советских гостиницах во время гастролей. Они были всегда вместе. Но постепенно чувства угасли.

Художественный вымысел

В 70-е годы «Россия» стала одной из главных достопримечательностей столицы. Не удивительно, что отель стал звездой советского кинематографа. Так, в фильме 1979 года Александра Стефановича «Пена» Алла Пугачева сыграла певицу ресторана гостиницы.

И, конечно же, любимая всеми картина «Мимино», герои которой случайно стали постояльцами престижного отеля. 27 марта 1978 года состоялась премьера этого фильма. Однако в гостинице после выхода комедии разразился грандиозный скандал.

По сюжету Валико Мизандари (Вахтанг Кикабидзе ) и Рубик Хачикян (Фрунзик Мкртчян ) отдыхают в ресторане «России». Они суют музыкантам деньги и заказывают любимые песни. В результате в КГБ были вызван весь оркестр ресторана, их попросили написать заявление «по собственному желанию», так как в советской гостинице не могут брать деньги за исполнение песен.

Испуганные музыканты обратились за помощью к режиссеру Георгию Данелии , который написал письмо примерно такого содержания: «Я за свою жизнь не встречал музыкантов, которые берут деньги. В фильме показан художественный вымысел, необходимый для развития сюжета». Стоит добавить, что все эпизоды в «России» планировалось отснять за два дня. Но планам киношников помешала страшная трагедия.


Страшная беда

25 февраля 1977 года в начале десятого вечера на пульт пожарной охраны поступил первый звонок о пожаре в «России». После чего телефоны диспетчеров разрывались от вызовов. Звонили постояльцы, персонал и просто прохожие с уличных телефонов-автоматов. Прибывшие на место наряды присвоили пожару высший уровень сложности.

За считанные минуты огонь распространился по всей длине северного корпуса, а это около 300 метров. Здание загорелось одновременно на 5-м, 11-м и 12-м этажах. При этом 10-й этаж огонь практически не тронул, как и некоторые номера.

Прибывавшим на место трагедии пожарным открывалась шокирующая картина: языки пламени вырывались из окон, люди кричат, стоят на подоконниках и балконах. Некоторые пытаются спуститься по связанным простыням, но срываются вниз.

Тогда в Москве было 25 градусов мороза. Вода тут же замерзала, а в гостинице плавился бетон. Пожарные шли в два ряда. Первый ряд тушил пламя, а второй поливал спины своих товарищей, чтобы они не загорелись.

Люди совершали подвиги при спасении людей. Лестницы доставали только до десятого этажа. И тогда бойцы вставали на последнюю, шаткую ступеньку, брали в руки лестницу – «штурмовку» с крюками, которые цепляли за подоконники или балконы. И люди таким образом спускались, в том числе по рукам, спинам и ногам пожарных.

Спасти удалось больше 1000 людей. 42 человека погибли, 52 оказались в больнице. На следующий день ни в одной газете, ни в одном выпуске новостей не было сказано о крупнейшем пожаре столетия. По официальной версии, возгорание случилось из-за оставленного паяльника в радиорубке на 5-м этаже.

Но очевидцы и пожарные отказывались в это верить. Было сразу несколько очагов возгорания. Огонь вел себя очень странно: его заливали, шли дальше, а он за спинами вспыхивал вновь. Очевидцы говорили, что перед возгоранием слышали необычные хлопки, а также видели огненные ручейки, которые при попытки залить их водой начинали гореть еще сильнее. Споры о том, что это было, поджог или случайность, ведутся до сих пор.


Период распада

Гостиницу восстановили за 3 месяца. Спешили к Съезду профсоюзов, который должен был состояться 6 мая 1977 года в Москве. Объект сдали 29 апреля. Официально на ремонт ушло около 20 миллионов рублей. Но ходили слухи, что эта сумма была превышена в два раза. После пожара посадили двух человек, которых обвинили в халатности: начальника службы слабых токов на полтора года и старшего инженера на год.

Жизнь гостиницы изменилась после перестройки. Вместо знаменитостей там начали жить криминальные авторитеты, проводиться воровские сходки. А после шокирующего убийства директора гостиницы Евгения Цимбалистова 9 января 1998 года ее судьба была практически предрешена.

Цимбалистов был известным и влиятельным человеком. Он напрямую мог позвонить Борису Ельцину . Таких персон в стране еще не убивали. Директора решила убрать одна из криминальных группировок, которая в тот момент разделяла влияние над гостиницей. Дело в том, что Цимбалистов постоянно поднимал арендную плату торговым точкам, которые контролировали бандиты.

По другой версии, директор был против раздела гостиницы по корпусам. И после его гибели «Россию» разделили и по отдельности каждый корпус акционировали. Акции были вложены в банки. «Россия» превратилась в запущенную, без хозяина, «старуху» с тараканами и клопами, постоянными бандитскими разборками и торговлей всем чем попало.

Не удивительно, что от гостиницы решили избавиться. Хотя до сих пор многие возмущаются по поводу сноса «России», на который были потрачены миллионы рублей. Не лучше ли было их вложить в реконструкцию отеля, некогда символа столицы? Тем более, по слухам, во время сноса здания рабочие обнаружили вход в бункер, который был построен в 50-е годы и вел напрямую в Кремль. И это еще одна из многочисленных загадок, которые оставило нам время.

Гостиница «Москва» на Охотном Ряду, 2 одна из самых больших в столице России. Изначально была построена в период с 1933 по 1935 годы. Проект был разработан группой архитекторов, в которую входили Леонид Иванович(?) Савельев и Освальд Андреевич Стапран, при значительном участии Алексея Викторовича Щусева .

Гостиничный комплекс был разобран в 2004 году, а на его месте возведено здание, которое построено по действительным первоначальным чертежам и практически полностью воспроизводит былые формы демонтированного ранее (так заявляют застройщики).

Фото 1. Гостиница "Москва", центральный фасад которой выходит на

Манежную площадь

История строительства первой очереди

Гостиница «Москва» вошла в список первых строений такого типа в советской России. Занимает целый квартал, ограниченный улицей Охотный ряд и площадями - Манежной и Площадью Революции . Массивное здание стало доминантой прилегающей территории.

Стоит отметить, что район Охотного ряда считался в начале XX столетия одним из самых неблагополучных по санитарному состоянию в городе Москве. Так как это место было запланировано при новой власти под площадку для строительства Дворца труда, то окрестности начали расчищать и приводить в более достойный вид.

Без перегибов, результатом которых стал снос в 1920-е годы часовни во имя Александра Невского и церкви Параскевы Пятницы, не обошлось. Но, между тем, здесь развалили все зловонные ветхие лавки, большая часть которых находилась в южной оконечности этого района, а тамошний рынок перенесли из самого центра первопрестольной на Цветной бульвар .


Фото 2. Вид на гостиничный комплекс со стороны улицы Охотный ряд и

Театральной площади

Авторами стали, как писалось выше, архитекторы Стапран и Савельев. Будущее здание должны были возвести в модном тогда стиле конструктивизма, что явно вступало в противоречие с архитектурным обликом этого района: массивность и строгий аскетизм никак не вписывались сюда.

К тому времени, когда была уже практически завершена каркасная коробка здания, к реализации проекта строительства будущей гостиницы «Москва» привлекли известного архитектора еще дореволюционной школы Алексея Щусева. Почему?

Дело в том, что к наступлению 1930-х годов архитектура страны Советов начала отходить от авангардной стилистики в контуре зданий и повернулась лицом к градостроительному наследию прошлого, т.е. классическому стилю, который и стал фактором появления так называемого «сталинского ампира».

Так вот, Алексей Иванович и должен был подправить первоначальную задумку своих молодых коллег.

Значительные изменения внести уже было невозможно из-за уже выстроенной монолитной коробки, но Щусев сумел многое подправить, не ущемляя самолюбия Савельева и Стапрана, и создать лаконичный декор, исполненный в духе неоклассицизма.

Так здесь появился восьмиколонный портик с открытой террасой, высотой в шесть этажей, многочисленные балконы по фасаду и лоджии-аркады со стороны главного входа. На углах здания появились башенки, а оно само после всех нововведений получило некую пластичность, которую помогло выразить членение на фрагменты всего фасада.

Здание гостиницы «Москва» изначально должно было быть разновысотным: главный фасад со стороны Манежной площади насчитывал 14 этажей, а корпус по Охотному ряду - всего 10.

Стоит отметить, что строение должно было иметь архитектурную связку с будущим Дворцом Советов, который планировалось возвести на месте разрушенного храма Христа Спасителя , а потому и центральный фасад ориентирован на ту сторону и теперь «смотрит» прямо на воссозданное культовое здание.

В те же годы архитектор Щусев принимается за выполнение плана по строительству второй очереди гостиницы «Москва», но к практической реализации проекта тогда так и не приступили.

Два дополнительных корпуса начали возводить лишь в 1968 году. Это были 10-этажное здание со стороны Площади Революции и 6-этажное строение, выходящее фасадом на Театральную площадь. Для этих целей были снесены некоторые постройки, находящиеся рядом с уже построенной частью гостиничного комплекса, в т.ч. и гостиница «Гранд-отель».

Работы были завершены в 1977 году в канун празднования 60-летнего юбилея Октябрьской революции.

Хотя здания и старались возвести в той же архитектурной концепции, что и бывшие строения, но декор фасадов получился несколько сухим. Многие критики высказывали особенные претензии корпусу со стороны Театральной площади , который представлял собой обычную бетонную коробку.

История строительства первой очереди гостиницы «Москва» связана легендой с самим Иосифом Виссарионовичем Сталиным - руководителем Советского государства той поры.

Якобы, архитектор Алексей Викторович Щусев представил на подпись вождю проект оформления главного фасада в двух вариантах, совмещенных в одном рисунке и разделенных срединной линией: левый был более помпезный, а правый выполнен в более строгих формах. Подпись Сталина пересекла осевую линию, и решить, какой из них утвержден на самом деле, уточнить побоялись. Так и построили фасад с некоторой асимметричностью.

В подтверждение этому указывают на различающиеся друг от друга правый и левый ризалиты.

Легенда может и красивая, но не соответствует фактам. Сталин никогда не ставил свои подписи на архитектурных проектах.

«Реставрация путем сноса» - архитектурное течение времен Лужкова

В 2004 году старые корпуса гостиницы «Москва», занимавшие целый квартал, демонтировали, а на их месте начали возводить новодел, который по своим формам должен был напоминать прежнее строение. К 2013 году основные работы были завершены, и скоро начнется новая история этого комплекса в центре столицы.

Стоит заметить, что на строительство были выделены огромные деньги, из которых порядка 90 миллионов долларов были банально похищены. Многие считают, что перестройка здания потребовалась именно для этих целей - распила.

Гостиница «Москва» была построена лишь в 30-х годах прошлого столетия, и здесь можно было обойтись щадящей реконструкцией, позволяющей привести здание к уровню лучших мировых отелей, тем более, что такой опыт в столице уже имелся. В качестве примера можно привести гостиницы «Метрополь», «Националь», «

Находившаяся в Москве гостиница «Россия» осталась в памяти людей как знаковое здание, которое было для многих одним из символов советской эпохи. Время её строительства совпало с переходом от помпезности имперской архитектуры сталинского времени к минимализму, характерному для периода оттепели. Постройка парка на месте гостиницы «Россия», казалось бы, стёрла все напоминания о стоявшем здесь огромном здании. Однако это не совсем так. От самого большого в мире гостиничного комплекса своего времени осталась небольшая его часть в виде одноимённого концертного зала.

Описание

Гостиница «Россия» состояла из четырёх зданий, примыкавших друг к другу. Вместе они образовывали прямоугольник со сторонами две с половиной и полторы сотни метров. Таким образом, между корпусами было образовано замкнутое пространство, служившее двором.

Точный адрес гостиницы «Россия» - ул. Варварка, 6 - можно было не знать, так как хорошим ориентиром для её нахождения являлся Кремль. Однако, такое местоположение было не совсем удачным с точки зрения архитектурного строительства. Рельеф поверхности земли в этом месте крайне неровный. Поэтому несколько зданий гостиницы были возведены на специальном ступенчатом цоколе.

Внешний вид строения отличался оконными проёмами, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга, что придавало внешнему облику здания большую ритмичность. Облицовка окон была металлической. Цоколь трёх зданий отделан гранитом шоколадного цвета. На северном корпусе здания располагалась башня в двадцать три этажа, а южный корпус был пронизан длинной галереей для прогулок.

Общее для всех четырёх корпусов число номеров равнялось шести тысячам. Посетителей развозили по этажам около одной сотни лифтовых кабин. Суммарная длина гостиничных коридоров превышала восемь километров. Номера гостиницы освещались электрическими светильниками, число которых составляло примерно сто тысяч штук.

Гулливер и лилипуты

Комплекс гостиницы «Россия» в Москве включал в себя зал для проведения концертных мероприятий и кинотеатр, находившийся этажом выше. Концертное помещение могло одновременно принять до двух с половиной тысяч зрителей, а кинозал был рассчитан на полторы тысячи посетителей. Искусствоведы определяют архитектурное решение, в котором была построена «Россия», как интернациональный стиль. Современный гигант, бесспорно, имел определённую историческую и культурную ценность. Но, вследствии неудачно выбранного для постройки места, комплекс вызывал негативную реакцию у определённой части населения столицы. Воздвигнутая в самом сердце подавляла своим гигантским видом впечатление от сохранившихся вокруг неё памятников старинного зодчества. Ряд храмов и зданий шестнадцатого-девятнадцатого веков постройки проигрышно смотрелся на фоне монолита огромных размеров. Гигантское здание, ворвавшись в исторического центра Москвы, благодаря своим размерам отвлекал внимание стороннего наблюдателя от памятников архитектуры, которые по праву должны являться архитектурной доминантой центра города.

Зарядье и нереализованный план Сталина

До постройки гостиницы «Россия» в Москве на этом месте находился жилой район, носивший название Зарядье. В эпоху правления Иосифа Виссарионовича Сталина, старинный район было решено снести. Но первоначально не гостиница «Россия» в Зарядье должна была занять большую часть снесённого квартала, а ещё более массивное здание, ещё один небоскрёб, выдержанный в имперском стиле сталинских высоток. стало бы восьмым по счёту строением такого размаха, воздвигнутым в сталинское время. Согласно архитектурному замыслу, здание должно было иметь тридцать два этажа. Но в связи с кончиной вождя строительные работы были прекращены. К тому времени на будущем месте гостиницы «Россия» в Москве успели возвести металлический каркас для постройки монолитного здания. Под цоколем этого сооружения находились три подземных этажа. Самый верхний из них предназначался для хозяйственных помещений, а два нижних представляли собой военный бункер, который мог выполнять функцию бомбоубежища в случае авиационной атаки на столицу.

Новый архитектурный подход

При Хрущёве имперские архитектурные пристрастия Сталина оказались неактуальными. Спустя два года после смерти вождя народов было принято постановление о ликвидации, оставшейся от незаконченного строительства конструкции. Металлический каркас был перевезён на строившийся в это время стадион "Лужники" и использован в качестве строительного материала. Фундамент же было решено использовать при постройке нового здания на этом месте. Архитектор Чечулин, который занимался воплощением в жизнь сталинской идеи, крайне тяжело пережил закрытие своего проекта.

Долгие десять лет этот пустырь в самом центре столицы России стоял незастроенным. Лишь в 1952 году было принято решение воздвигнуть на этом месте ансамбль из нескольких зданий. В этом же году появилась идея создания новой высотной гостиницы, главным архитектором которой был назначен Чечулин, мечта которого о постройке многоэтажного современного строения в центре столицы наконец-то осуществилась.

Самая большая гостиница в мире

Открытие гостиницы «Россия» бывшей на тот момент самой большой в мире состоялось через пять лет после начала работ по её возведению.

В семидесятых годах двадцатого века гостиничный комплекс удостоился включения в Книгу рекордов Гиннеса. Специалисты утверждают, что бывшая гостиница «Россия» занимает в настоящее время девятнадцатую строчку в списке самых больших отелей всех времён, куда входят как существующие сегодня здания, так и постройки, существовавшее когда-то. Рассказывают также, что главный архитектор чуть было не получил очередной нервный срыв, когда Хрущёв предложил ему сделать тринадцатиэтажное здание, вместо планировавшегося десятиэтажного. В итоге сошлись на двенадцати этажах.

Пожар

В конце семидесятых в гостинице произошёл сильнейший пожар. В этот день в северном здании гостиницы «Россия» в Москве произошло возгорание одновременно на трёх этажах. Заблокированными огнём оказались посетители ресторанов на верхних этажах башни. Телефонный звонок с сообщением о пожаре поступил в ближайшую пожарную часть в десятом часу вечера. Специалисты уже были готовы к выезду на место происшествия, поскольку, за несколько минут до звонка сработала сигнализация, которой были оснащены все номера гостиницы. Когда сотрудники пожарной части приехали к месту возникновения чрезвычайной ситуации, то оказалось, что лестницы, имевшиеся в распоряжение спасательной бригады, были рассчитаны только на высоту семиэтажного здания.

Выход из сложившейся ситуации был найден благодаря опыту и отваге бойцов команды, которые предложили скрепить все имеющиеся лестницы крюками друг с другом. Таким образом появилась возможность вызволить из огня людей, находившихся на верхних этажах корпуса. Специалисты оценили этот пожар как чрезвычайное происшествие высшей степени опасности. При его тушении были задействованы сотрудники пожарных частей не только Москвы, но и областных отделений. Всего в ликвидации возгорания и спасении постояльцев гостиницы принимали участие свыше тысячи пятисот пожарных.

Последствия чрезвычайной ситуации и её причины

Во время пожара в гостинице «Россия» погибли около пятидесяти человек. Примерно столько же получили ожоги различной степени тяжести и разнообразные травмы. Всего были эвакуированы около одной тысячи постояльцев гостиницы. Пожар в гостинице «Россия» повредил свыше ста номеров, оснащённых самой современной на тот момент импортной техникой.

По официальной версии, возгорание случилось из-за забытого включённого паяльника в радиорубке гостиницы. Сотрудники радиослужбы, подозреваемые в нарушении правил пожарной безопасности, были в скором времени арестованы. На скамье подсудимых оказались два человека. Один из которых был приговорён к двум с половиной годам тюремного заключения, а другой получил срок в полтора года.

Интересным фактом является то, что ещё до момента окончания судебного процесса на территорию гостиницы были допущены рабочие, начавшие производить ремонт здания.

Оценка масштаба бедствия

Этот пожар признан одним из самых больших за весь двадцатый век. Причём не только на территории Советского Союза, но и в мировом масштабе. После этого события во всех подобных заведениях нашей страны стали тщательно контролировать соблюдение пожарной безопасности как сотрудниками, так и постояльцами. В зоне особого внимания оказались электрические нагревательные приборы бытовые и профессиональные.

Помимо официальной версии событий, существуют также несколько неофициальных. Самой распространенной из которых является версия о намеренном поджоге одного из корпусов гостиницы.

Государственные в течение долгого времени не упоминали о случившемся событии. Лишь спустя несколько дней было объявлено о происшествии. От имени правительства семьям пострадавших было выражено соболезнование и дано обещание разобраться в произошедшей трагедии и найти виновников.

Трагические события в гостинице «Россия» легли в основу сюжетов нескольких литературных произведений, также о пожаре был снят документальный телефильм.

Последние годы существования гостиницы

В начале нового тысячелетия правительство Москвы поставило вопрос о сносе гостиничного комплекса с последующим строительством на этой территории современного отеля с подземным гаражом на несколько тысяч автомобилей.

При этом число этажей было решено сократить до шести, а само строение должно было соответствовать по стилю окружающему архитектурному ансамблю. Соответственно, количество гостиничных номеров сокращалось в несколько раз.

В 2004 году был проведён конкурс среди компаний, предлагавших свои услуги по реставрации гостиницы. Но выигравшей право проведения ремонтных работ не удалось достичь согласия по определённым вопросам с правительством Москвы. В итоге реконструкция была отменена, а сама гостиница через некоторое время закрылась для посетителей из-за аварийного состояния зданий.

Демонтаж комплекса

В 2006 году принято решение об устранении комплекса, и в этом же году гостиница «Россия» демонтирована. Здания были разрушены именно таким способом. Из-за непосредственной близости Кремля подрыв строений совершать в этом районе запрещено. Поэтому гостиница была разобрана на составляющие её панельные блоки с использованием башенных кранов. Краны, установленные на специальные цоколи, спускали вниз строительные блоки, которые затем были погружены на баржи и вывезены за пределы города по Москве-реке. В некоторых случаях блоки невозможно было поднять даже при помощи кранов, рассчитанных на поднятие многотонных грузов. В таких ситуациях блоки распиливались пополам.

Демонтаж гостиницы «Россия» длился долгих три года. Его окончание совпало с началом мирового финансового кризиса конца девяностых годов. Поэтому вопрос о строительстве нового гостиничного комплекса отпал сам собой.

Что на месте гостиницы «Россия» в Москве сейчас?

Этот вопрос волнует многих граждан России, поскольку, почти каждый страны хоть раз в жизни бывал в столице и на Красной Площади, и, несомненно, его взор привлекало огромное современное здание, окружённое более мелкими творениями зодчих былых веков.

В 2012 году в ходе встречи президента России Владимира Путина и мэра Собянина было принято решение не начинать в центре Москвы больших строек из-за большой загруженности транспортных магистралей,ведь подобные проекты, несомненно, являются ещё одним фактором, затрудняющим движение транспорта. Поэтому на месте образовавшегося от сноса гостиницы пустыря решено было обустроить парк или развлекательный комплекс.

Разбитый на месте гостиницы «Россия» новый парк получил название в честь жилого района, когда-то находившегося здесь - «Зарядье».

Из всех корпусов гостиничного корпуса ныне осталось только здание концертного зала «Россия». Его спасло от сноса то обстоятельство, что помещение этого зала обладает уникальной акустикой, идеальной для проведения живых концертных выступлений. Интересным фактом является то, что зал в гостинице открылся только в начале семидесятых годов. Сейчас он окружён построенным на месте гостиницы "Россия" парком.

А сама она навсегда вошла в историю нашей страны как образец архитектуры хрущёвского времени и самая престижная гостиница в столице. Этот комплекс и его прекрасные номера не раз появлялись в советских и российских кинофильмах. Именно в номере гостиницы «Россия» происходит знакомство главных героев фильма «Мимино». И именно получение номера в этой гостинице явилось основой для дальнейшего развития сюжета.

Идея парка Зарядье - Россия в миниатюре, это своего рода музей под открытым небом, в котором созданы ландшафтные зоны четырех климатических зон – северного ландшафта (тундры) и леса, степной зоны и заливных лугов. Причем, в каждой зоне поддерживается свой микроклимат.

Идея безусловно достойная, но воплощение хромает. На осень 2017 года, по многочисленным отзывам, деревца в парке весьма хлипкие. Хорошо получилась лишь тундра, поскольку никаких деревьев там и не должно быть.

Будем надеяться, что это временные трудности, связанные, в частности, с тем, что строительство велось стахановскими темпами. Еще 29 июля парк выглядел вот так .

Кроме того, выяснилось, что уникальные растения, кустарники и деревья, отражающие природу России, выращены в Германии (!!!) в земле Бранденбург. Закупить посадочный материал в таких объемах в России просто не у кого.

Расходы на приобретение более миллиона растений, 760 деревьев и свыше 7000 кустарников составили 470,5 миллионов рублей (6,72 миллиона евро).

Надо надеяться, что все посаженные деревья приживутся, а те растения, что по каким-то причинам погибли, будут заменены на новые.

Несмотря на отдельные недостатки парк стоит посетить во время визита в Москву. В частности, стоит отметить смотровые площадки, одна из которых нависает над Москвой рекой.

Как доехать до Парка Зарядье и ближайшее метро

Парк находится в самом центре Москвы, вход осуществляется с Москворецкой улицы.

Пешком:

Дамам для визита стоит выбрать удобную обувь без каблуков, поскольку дорожки выложены самыми разными покрытиями и часто напоминают естественный рельеф.

Часы работы парка Зарядье в 2020 г.

  • Парк открыт круглосуточно
  • Павильоны
    • Со вторника по воскресенье с 10:00 до 20:00
    • По понедельникам с 14:00 до 20:00

Цена билетов в парк Зарядье в 2020 г.

Вход в парк Зарядье бесплатный !

Для посещения музеев необходимо приобрести билет. Действуют льготы для детей и студентов, пенсионеров и инвалидов, многодетных семей и инвалидов.

Парящий мост

Парящий мост – это уникальное сооружение, выполненное в виде буквы «V». Его консоль протяженностью в 70 метров не имеет ни единой опоры. Мост буквально парит над Москвой-рекой, за что строители дали ему название «Парящий». Строение выдерживает нагрузку в 240 тонн, то есть на нем может одновременно находиться до четырех тысяч человек.

С моста открывается прекрасная панорама на Кремль и Москва-Сити , на высотное здание на Котельнической набережной и другие достопримечательности Москвы . Строительство необычного сооружения обошлось в 860 миллионов рублей.

Из всех объектов парка именно Парящему мосту «досталось» более всего критики. Его окрестили наследником исторических объектов - колокола, который не звонит и пушки, которая не стреляет и назвали мостом в никуда (с левого берега назад на левый берег).

Что посмотреть в первую очередь?

Среди главных достопримечательностей парка можно также отметить:

  • Медиацентр
  • Амфитеатр под открытым небом, это самая высокая точка парка
  • Заповедное посольство – научно-познавательный центр
  • Ледяная пещера
  • Концертный зал
  • Подземный музей, где можно увидеть коллекцию артефактов, найденных во время раскопок
  • Сад теплолюбивых растений – музей «Стеклянная кора». Уникальное строение не имеет внешних стен, а состоит из 2618 панелей, из которых 152 – солнечные
  • Павильон с QR-кодами. В QR-слое купола зашифрована история Зарядья, путеводитель по парку и интересные факты об истории района.

Несмотря на критику, место получилось очень интересное, удобное по расположению и доступное как для москвичей, так и для гостей столицы. Парк Зарядье открылся 9 сентября 2017 года.

Что было на месте парка Зарядье?

Парк Зарядье создан на месте огромной гостиницы «Россия» советских времен, которая устарела физически и морально. Гостиница знакома россиянам по фильму «Мимино». Но мало кто знает, что на этом месте до середины XX века находился старинный район Москвы, откуда и пошло название нового парка. (Дословно Зарядье – это район за торговыми рядами у Кремля).

В средние века под стенами Кремля, за Варваркой и Китайгородской улицей располагалось престижный район Москвы Зарядье, застроенный богатыми особняками. После пожара 1812 года, когда большинство строений района выгорело, здесь возводятся 2-х и 3-х этажные каменные дома, в которых стали жить торговцы и ремесленники. С 1826 года, в течение 30-лет Зарядье было единственным местом, где могли селиться евреи (в 1856 году царь-реформатор Александр II издал указ, разрешающий евреям проживать по всей Москве).

Район был настоящим гетто, где соблюдались все еврейские обычаи. С 1917 года Зарядье превратилось в район коммунальных квартир. Дома не ремонтировали и в течение 30-лет они ветшали и разрушались. При Хрущеве на месте исторического района был возведен огромный отель-монстр «Россия», простоявший до 2006 года.

Сегодня от старинного района осталось только несколько церквей и каменные палаты бояр Романовых на улице Варварка , которые, впрочем тоже достойны внимания.


Проект Д.Н.Чечулина ("выдающийся советский зодчий, лауреат Сталинской премии, действительный член Академии архитектуры СССР, народный архитектор СССР, Герой Социалистического Труда, главный архитектор Москвы"). От его фамилии даже глагол был образован. "Отчечулить". Отчечулил Москву он изрядно.
Высотка предназначалась для Наркомата тяжелой промышленности.

Проект отчечуленной Красной площади:


Фото 1930-х гг. Снос Зарядья. На первом плане ц.Николы Мокрого в Зарядье.

Фото нач.1950-х гг. На заднем плане - строительство высотки. Вид с Варварки.

Зарядье радостно снесли. Не так чтобы полностью, но большую часть. А вот с башней не сложилось, хотя и стилобат выстроить успели, и нулевой цикл завершили, и даже стальной каркас до восьмого этажа возвели (позже он был частично использован при строительстве Центрального стадиона в Лужниках). Но умер Сталин и стало не до высоток (я хоть и иронизирую, но проект-то очень интересный был, только что совершенно не на месте).

Фото сер.1950-х. Разборка построенных восьми этажей несостоявшейся высотки.
Датировка "1964 г." ошибочная. Мачта ЛЭП видна, а их в кон.50-х демонтировали. Плюс неоднократно читал, что частично каркас для Лужников использовали (см.выше), но к 1964 г. Лужники давно уже построили. И на ряде снимков конца 1950-х гг. каркаса уже нет.

Началась борьба с "излишествами в архитектуре". Строить начали стекло-бетонные сараи.
И в Зарядье решили построить гостиницу. На фундаментах несостоявшейся высотки. Архитектором позвали всё того же Чечулина .
А посему в начале 1960-х остатки Зарядья доломали окончательно.


Фото 1960 г. Второй этап сноса Зарядья. Точнее даже третий. Второй этап был в 1951 г.

Следующим шагом был проект эстакады к строящемуся зданию гостиницы "Россия", которая должна была соединить транспортную стоянку гостиницы "Россия" с Театральной площадью. Этот бредовый проект со сносом церкви Максима Блаженного, Знаменского собора, здания Старого Гостинного двора, остатков Богоявленского и Заиконоспасского монастырей вызвал решительный протест Комиссии МОСХа и возмущение общественности Москвы. Письмо, подписанное художником Павлом Кориным и писателем Леонидом Леоновым, было направлено Хрущёву, который вынужден был приостановить эту чудовищную акцию. Благодаря этому мы имеем хотя бы те остатки былого Зарядья, которые можно увидеть по чётной стороне улицы Варварка. Да ещё церковь Зачатия св.Анны, что в Углу.


Фото 1961 г. Слева видны недоснесённые ещё дома Зарядья и Москворецкой улицы. И строительный забор. Там скоро поднимет свои этажи гостиница "Россия".

Изначально гостиница задумывалась девятиэтажной:


Первоначальный проект Чечулина. Визуализация.

Но по повелению Хрущёва пришлось увеличить высоту на три этажа - все делегаты и депутаты не помещались в 9 этажей (а гостиницу строили, в первую очередь, как раз для делегатов партсъездов и депутатов Верховного Совета, которые пару раз в год съезжались на его заседания).


Воплощённый проект.

Фото нач.1960-х гг. Три в одном: слева - реставрация "оставшихся в живых" памятников архитектуры,
в центре - руины Зарядья, справа - возводимое здание гостиницы "Россия".



Фото 1960-х гг. Строительство гостиницы "Россия".



Фото 1964 г. Jacques Dupâquier


Фото 1960-х гг. Строительство гостиницы "Россия".


Фото 1960-х гг. Строительство гостиницы "Россия".


Фото 1966 г. из архива В.Царина. Ц.Максима Исповедника на Варварке и почти достроенная гостиница "Россия".



Фото 1966 г. А.Л. и А.А.Зиловых.

Архитекторами «России», помимо Д.Н.Чечулин, стали А.Ф.Тархов, В.А.Лебедев, В.В.Лукьянов, В.А.Мазурин, П.П.Штеллер, Н.Д.Чекмотаев и И.А.Чекалин.
В плане гостиничный комплекс представлял собой замкнутый четырехугольник высотой 12 этажей, стороны которого ориентированы по сторонам горизонта, с врезанным в него по центру Северного фасада высотным башенным объемом высотой 23 этажа. Первоначально в верхней части высотной части был расположен ресторан «Фонарик» на 3800 мест. Проектная вместимость гостиницы – 5890 чел. Весь комплекс после открытия состоял из трех ресторанов, многочисленных кафе, баров, буфетов, двухзального кинотеатра "Зарядье" (на 750 мест каждый зал), концертного зала (на 2600 мест), бани с бассейном, прачечных, телефонной станции, магазина и других помещений. Конструктивная схема здания имела в своей основе сборный каркас с крупными (на два этажа) панелями наружных стен и перекрытий. В отделке интерьеров вестибюлей и ресторанов были применены разные сорта естественного камня – гранита и мрамора.
Открыта гостиница была в 1967 г.


Фото кон.1960-х гг.

Это был настоящий советский отель с правилами внутреннего распорядка, с запрещением гостям пребывать в номерах после 23-00. Социалистическое общежитие охраняли коридорные, милиция, швейцары и агенты КГБ, выступавшие в роли полиции нравов…

Главная забота работников «России» на протяжении первых 20 лет – участники партсъездов. Делегации жили компактно, что, как справедливо считалось, "способствовало поддержанию дисциплины". Члены Политбюро ЦК КПСС и лидеры республиканских партий размещались отдельно, а вот секретари обкомов, не говоря уж о горкомах и райкомах, чувствовали себя в «России» действительно как дома. Живали здесь и иностранные партбратья – гости съездов, но опять же без своих вождей.


Фото 1980-х гг.

В перерывах между съездами (помимо коммунистических, естественно, «обслуживались» комсомольские, профсоюзные и иные, низшие по рангу "форумы") статус "придворцовой" гостиницы также обязывал "держать планку" – гостили командиры социалистической промышленности и советской армии, передовики и победители всевозможных соревнований. Процент заполняемости "России" стабильно держался на ирреальной цифре 105% (освобождаемый ранее оплаченного срока номер немедленно заселялся). "Рядовому" гражданину поселиться в "России" было практически невозможно. Герои вышедшего в 1977 году на экраны блистательного фильма Георгия Данелия "Мимино" стали постояльцами "России" исключительно благодаря тому, что их приняли за делегатов съезда эндокринологов. И были немедленно выселены из гостиницы, когда выяснилось, что к медицинскому форуму ни один из них отношения не имеет.

Кадр из фильма "Мимино".


Фото нач.1970-х гг. Логотип на гостинице ещё старый (заменён в кон.1970-х гг.) и буквы в надписи чёрные.

В 1970 году "Россия" была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая гостиница в мире. На момент закрытия гостиница сохранила за собой статус самого крупного отеля Европы и одного из самых крупных в мире. Площадь гостиницы составляет 233.259 квадратных метров (почти 13 гектаров), общая длина коридоров – 8 километров, а общая длина технических трубопроводов равна расстоянию от Москвы до Волгограда. Имелась собственная АТС на 6.000 номеров, около 100 пассажирских и грузовых лифтов. Освещение гостиницы "Россия" обеспечивали свыше 73.000 светильников.
На момент закрытия в отеле было около 3 тысяч номеров:
– 762 одноместных номера, состоящих из 1 комнаты жилой площадью 11,2 м2;
– 1877 двухместных номеров, состоящих из 1 комнаты жилой площадью 14,2 м2;
– 228 номеров "полулюкс", состоящих из 2 комнат жилой площадью 30,3 м2;
– 9 номеров "люкс", состоящих из 3 комнат жилой площадью 56м2.


Фото 1970-х гг.

Работали здесь 1320 человек. За одну ночь в "России" могло переночевать население небольшого городка – 4 тысячи 722 человека. За 37 лет своей работы "Россия" приняла и обслужила свыше 11 млн. гостей столицы, в том числе и более 2 млн. иностранцев.

Перечень услуг

Статистика хозяйственной деятельности отеля "Россия" впечатляет. В 2004 году на нужды гостиничных услуг было израсходовано 12 тонн стирального порошка, 5 тонн чистящих и моющих средств, 675.129 кусков фирменного мыла с символикой гостиницы, 5.223 парфюмерных набора, 437.747 флаконов шампуня. В месяц гостиница стирает 108 тонн белья, а за год эта цифра вырастает до 1.286 тонн.
Централизованная бухгалтерия гостиницы состоит из 40 человек, включая и тех, кто стоит за стойками на каждом из четырех входов в отель и центральной кассы. 20 бухгалтеров-кассиров несут свою вахту круглосуточно. Даже на стойках организована работа представителей этой профессии для осуществления срочных расчетов. Это для тех гостей, кто решил выехать раньше времени или ночью.

В 1977 г. в гостинице случилась трагедия. 25 февраля произошёл сильный пожар. Загорелись одновременно 5-й, 11-й и 12-й этажи северного корпуса. Люди, находившиеся выше 12 этажа, в том числе посетители ресторанов на 17-м и 22-м этажах, оказались в ловушке. Огонь распространялся с высокой скоростью - есть версия, что виной тому были синтетические ковровые покрытия и обои. В результате пожара погибло 42 человека, в том числе пять сотрудников гостиницы. Травмы различной степени тяжести получили 52 человека, в том числе 13 пожарных. Были эвакуированы более 1000 человек. Выгорели более 100 гостиничных номеров.


Пожар в гостинице "Россия". Реконструкция событий.

Согласно официальной версии происшедшего, причиной пожара послужил неотключенный от электрической сети паяльник в помещении радиоузла («службы слабых токов») на пятом этаже. Начальник и старший инженер службы были вскоре арестованы и 5 мая 1978 судимы (приговорены к полутора годам и году лишения свободы соответственно), мастер смены службы на вторые сутки после пожара покончил с собой.
Несмотря на заключение экспертной комиссии, истинная причина возникновения очага возгорания так и осталась невыясненной, на этот счет существует несколько версий, одной из которых считается умышленный поджог огромного здания.

Интерьеры гостиницы:

Фото 2006 г. usolt (с)


Фото 2006 г. usolt (с)


Фото 2006 г. usolt (с). Буфет.


Фото 2006 г. usolt (с)

И интерьеры номеров:

Фото 2005 г. dkphoto (с) Двухместный номер повышенной комфортности западного корпуса с видом на Кремль.


Фото 2005 г. dkphoto (с)


Фото 2005 г. dkphoto (с)
"Стоил такой номер, если мне не изменяет память, от 3500 рублей где-то в самом начале 2005 года до 4200 рублей к декабрю. Меня порадовало, что там, в отличие от стандартных номеров, был телефонный аппарат, подключенный к европейской розетке, то есть его легко было отключить, просто выдернув штекер. В стандартных же номерах шнур наглухо уходил в стену. Это было неприятно, если вспомнить, как часто звонили поздними вечерами агентства, предлагающие услуги дам легкого поведения. До сих пор улыбаюсь, как вспомню грудной томный голос с придыханием в трубке выдающий перл: «Молодой человек, а вам не одиноко одному?» Агентства явно были местные, как-никак в гостинице действовала весьма строгая пропускная система, а самих таких контор наверняка было несколько, так как, невзирая на резкие отказы, разные дамы звонили по нескольку раз за ночь, что весьма раздражало, не говоря уже о том, что банально мешало спать. В номерах повышенной комфортности я сразу после заселения выдергивал телефон из розетки на все время своего пребывания в Москве – и не знал печали. В стандартных же номерах я по необходимости вскоре освоил хитрый трюк командировочных: на ночь снимал трубку и клал рядом с аппаратом, а чтобы не беспокоило пищание свободной линии, нажимал любую цифру, что переводило телефон в режим набора номера, и он замолкал".