Государственная политика в сфере научных исследований и разработок. Научный потенциал и его влияние на развитие национальной экономики Новая государственная политика в сфере науки

Для российской науки 90-е годы стали периодом кризиса, результатом которого явились невостребованность научных разработок и низкий уровень инновационной активности отечественных предприятий.

Объем основных фондов за 1990 - 1999 годы в научно - технической сфере снизился более чем в три раза.

Уровень инновационной активности (доля инновационно - активных предприятий в общем их числе в промышленности) в 1999 году составлял 6,2 процента. Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции в 1999 году составила 3,5 процента, а затрат на инновации - 1,06 процента.

Одной из самых острых проблем науки остается кадровая проблема. Средний возраст исследователей, имеющих ученую степень, приблизился к пенсионному. Ежегодно в науке закрепляется лишь 3,5 тыс. молодых специалистов. В основе снижения качественных параметров научных кадров лежит в первую очередь низкий уровень оплаты труда в науке.

Главной целью государственной политики в сфере науки в среднесрочной перспективе станет сохранение и развитие накопленного научного потенциала путем укрепления кадрового состава, совершенствования механизмов финансирования науки.

Особое внимание необходимо уделить поддержке фундаментальной науки и инновациям в таких областях, как поддержание национальной безопасности, развитие социальной сферы, решение экологических проблем, совершенствование государственного управления.

Реформирование научно - технической сферы охватит сферу управления наукой, институты, организации и учреждения государственного сектора науки. Завершение реструктуризации позволит заложить основы новой институциональной структуры государственного сектора науки, а именно:

объединить государственные организации со схожей тематикой в крупные межотраслевые структуры федерального уровня;

обеспечить более тесную интеграцию научной и образовательной сфер;

передать часть научных организаций в ведение регионов;

акционировать или приватизировать научные организации, не вошедшие в государственный сектор науки.

Реформирование академической науки будет направлено на сохранение основного ядра фундаментальной науки путем сокращения органов управления, количества подведомственных организаций и численности их сотрудников, а также на создание условий для адаптации академического сектора науки к рыночным условиям и привлечения дополнительных источников финансирования. Необходимо принять меры по усилению интеграции академических научных организаций и образовательных учреждений с целью развития исследований в приоритетных направлениях и удовлетворения кадровых потребностей фундаментальной науки и научных комплексов высокотехнологичных отраслей промышленности.

Нуждается в реорганизации система государственных научных центров (ГНЦ) на основе интеграции с академической наукой и высшей школой, с одной стороны, и производством, с другой стороны, с целью создания конкурентоспособной наукоемкой продукции на основе фундаментальных и поисковых исследований мирового уровня.

Ближайшая задача кадровой политики в области науки состоит в сохранении талантливой части научных кадров.

Основные меры по привлечению и закреплению молодежи в науке в современных условиях связаны с созданием привлекательных условий для работы, творческого и социального роста. Это предполагает увеличение заработной платы, дальнейшее развитие программ поддержки научных школ, государственных стипендий.

В ближайшей перспективе следует сфокусировать внимание на поддержке научных разработок в следующих направлениях:

информационные технологии и электроника;

производственные технологии;

2. Новая государственная политика в сфере науки

Россия заинтересована в максимальном развитии своего интеллектуального потенциала и его рациональном применении для национальных нужд. Необходимые предпосылки выживания, преобразования и последующего ускоренного развития нации включают суверенизацию (деколонизацию) национального научного процесса, реструктуризацию всей системы образования и науки с отбором и первоочередным обеспечением ее прорывных направлений, упорядочение отношений собственности научных учреждений, преодоление социального кризиса науки, восстановление и повышение престижа научной и преподавательской деятельности в обществе.

Стратегическая значимость ряда научных дисциплин и направлений внедрения НИОКР определяется потенциальной ролью соответствующих направлений и технологий в осуществлении прорыва российской экономики на качественно более высокий уровень, отвечающий статусу экономически суверенной державы, миссии мирового полюса стратегического влияния и роли экономического моста между Европой и Азией, и укреплении безопасности нации, в том числе в ее социально-демографическом аспекте.

Необходимые предпосылки выживания, преобразования и последующего ускоренного развития нации включают суверенизацию (деколонизацию) национального научного процесса, реструктуризацию всей системы образования и науки, преодоление социального и финансового кризиса в этих сферах, восстановление и повышение престижа научной и преподавательской деятельности в обществе.

Значение нестратегических областей науки и образования в процессе национального возрождения определяется их функциональной ролью в общем обеспечении прорывного развития, вкладом конкретных коллективов в экономическое развитие страны, их подключением к общенациональным и межрегиональным программам экономического возрождения, а также соответствием научной деятельности новой парадигме национального развития.

Участие в стратегических научных разработках является особо почетной деятельностью, что предусматривает особый общественный статус научного, инженерного и преподавательского состава соответствующих профилей. В то же время образование в области стратегически важных наук, организация стратегических научных исследований, формулирование и внедрение стратегических программ развития сопровождается особыми требованиями к педагогическим, научным и руководящим кадрам.

Новая государственная политика в области высшего образования, науки и технологий осуществляется в контексте системных экономических и социальных преобразований и определяется первоочередными задачами экономического восстановления на общенациональном и региональном уровнях, а также стратегической актуальностью сохранения и нового формирования научных школ, восстановления и развития материальной и технологической базы ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений.

Основы новой политики в области образования, науки и технологий закладываются в подготовительном периоде системных преобразований.

В ходе подготовительного периода преобразований Совет Безопасности России (его новые полномочия и функции в системе государственной власти раскрыты в главе 2 части 6 ) поручает своим специализированным экспертным советам разработку предложений по оптимальной структуре министерств и ведомств, которым поручается исполнение стратегии экономического возрождения в соответствии с доктринальными разработками СБ. С учетом рекомендаций вновь созданной Временной кадровой комиссии Совет Безопасности распределяет ведомственную и персональную ответственность за реализацию конкретных направлений.

С учетом данных вновь сформированной общенациональной Временной комиссии по технической инвентаризации и ВКТИ территориальных округов специализированные экспертные советы СБ разрабатывают предложения по оптимальному развитию научно-технологических центров, концентрации производительных сил, формированию инфраструктурных коридоров, привлечению и целенаправленной профессиональной специализации трудовых ресурсов. На основе этих предложений формулируется предварительный перечень отраслей фундаментальных наук и соответствующих научных и образовательных школ и учреждений, подлежащих первоочередной государственной поддержке.

После законодательного утверждения основных доктринальных документов, закрепляющих смену национальной парадигмы развития, по завершении деятельности Национальной комиссии по финансовой инвентаризации и завершающих структурных и кадровых изменений в системе исполнительной власти, Совет Безопасности инициирует созыв Совета по стратегическому развитию – специальной межведомственной структуры Правительства России, утверждающей приоритеты научно-технологического и индустриально-инфраструктурного развития, разрабатывающей на их основе общенациональные и межрегиональные программы экономического возрождения и прорывные стратегические проекты.

Состав Совета по стратегическому развитию формируется в соответствии с новой структурой Правительства России. Подготовка общенациональных программ научно-технического развития и стратегических проектов осуществляется по согласованию с постоянно действующими общественными (корпоративно-сословными) структурами – Научно-техническим советом, Советом технических менеджеров, Российским деловым советом, затем проекты утверждаются Советом Безопасности России.

Общенациональные программы комплексного экономического восстановления и стратегические научно-технологические проекты, предусматривающие междисциплинарный характер и ускоренное внедрение невостребованных и новых научных разработок, выполняют функцию двигателей научно-образовательного процесса в целом. Концентрация проектной деятельности в центрах стратегических разработок при полномочных представительствах Главы Государства и развитие на их базе межрегиональных программ экономического возрождения предполагает закрепление перспективных научных кадров на региональном уровне, сохранение и новое формирование региональных научных школ и их вовлечение в проектную и внедренческую деятельность в интересах всестороннего развития регионов, выравнивания их социально-экономических возможностей и рациональное использование невостребованного ресурсного и транспортно-транзитного потенциала.

Реализация новой парадигмы экономического и научно-технического развития предполагает:

– преодоление зависимости стратегических отраслей производства и соответствующих направлений образования и научных исследований от инонациональных государственных и корпоративных интересов;

– формирование и специализацию источников финансирования высшего образования и научных исследований с учетом задачи восстановления научных школ и механизмов экспериментального и промышленного внедрения научных разработок;

– реструктуризацию системы образования и науки в соответствии с приоритетными задачами национального возрождения;

– государственную поддержку системы высшего образования и науки с целенаправленным созданием преимуществ для стратегических областей научных исследований и стратегического проектирования;

– качественную реорганизацию системы профессиональной ориентации и кадрового отбора;

– повышение общественного статуса ученых, занятых в стратегических областях науки, через разностороннее привлечение научных работников к задачам государственного управления, предоставление особых социальных привилегий ученым, занятым в стратегических областях, введение системы поощрения научных достижений и изобретательства, в том числе воодушевление средствами государственной информации и пропаганды.

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Из книги Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога практика автора Разумовская Анна

Из книги Европа на рубеже XX-XXI веков: Проблемы экономики автора Черников Геннадий Петрович

Глава 9. Ценообразование в сфере услуг Он думал, что над ним кружит Могучий Альбатрос; Протер глаза, а это был Финансовый вопрос! Л. Кэрролл. Песня Садовника 9.1. Цели и принципы ценообразования в сфере услуг В условиях конкурентной борьбы эффективность деятельности любой

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социальной работы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги 100 великих событий ХХ века автора Непомнящий Николай Николаевич

32. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест,

Из книги Странности нашей эволюции автора Харрисон Кит

Преступления в сфере экономики ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ - группа в значительной мере сходных по объекту посягательства преступлений, объединенная законодателем в разделе VIII УК, который состоит из трех глав: гл. 21 "Преступления против собственности", гл. 22

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

1921 Новая экономическая политика в Советской России Многими коммунистами введение новой экономической политики переживалось не менее остро, чем подписание унизительного Брестского мира. Допущение капиталистических элементов в народном хозяйстве, свободного

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

Что не принадлежит сфере разума Во второй главе я сказал, что два основополагающих принципа познания мира человеком – это логика и интуиция и что наука отражает логический подход, а религия – интуитивный. Вообще-то второй подход охватывает нечто большее, чем интуиция и

Из книги Психология общения. Энциклопедический словарь автора Коллектив авторов

41. Новая экономическая политика. Положение о государственных промышленных трестах НЭП. К началу 1921 г. гражданская война в основном закончилась. Экономическое положение было ужасным, нужно было восстанавливать хозяйство, разоренное войной и интервенцией.Необходимость

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

7. Государственная поддержка высшего образования и науки Руководствуясь целью возрождения научных (образовательных, исследовательских и научно-практических) школ и создания необходимых условий для интенсивных научных исследований, государство в соответствии с

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

Политика См. также «Внешняя политика», «Выборы», «Государство», «Идеи. Идеология», «Партии», «Пропаганда», «Реформы», «Союзы и коалиции» Политика – не точная наука. Отто фон Бисмарк Политика есть искусство возможного. Отто фон Бисмарк Неверно, будто политика есть

Из книги автора

Новая экономическая политика (нэп) Причины перехода к новой экономической политике следует искать в конкретной обстановке, сложившейся в Советской России после окончания Гражданской войны. Первая мировая и Гражданская войны, а также политика «военного коммунизма»

Из книги автора

Конфликты в сфере услуг

Организация эффективного государственного регулирования и поддержки образования и науки является непростой задачей. Можно выделить несколько основных этапов реформирования правовой идеологии, предшествовавшие нынешним представлениям о государственном регулировании и финансовом обеспечении в образовании и науке.
В период до 90 годов прошлого столетия государственное регулирование и финансирование в области науки имело в своей основе простую схему. Объем бюджетного финансирования в области науки рассчитывали, исходя из директивно устанавливаемого количества научных работников в стране и среднего планового норматива материально-технического оснащения штатного рабочего места в научной организации. Правовое регулирование деятельности в области образования и науки определялось целями и нуждами государства. Главную роль играла политическая воля, аранжированная инструкциями, методическими указаниями и рекомендациями. Подзаконные акты государственных органов исполнительной власти использовались чаще, чем нормы законов. Тексты законов во всех важнейших для практики случаях отсылали гражданина к актам министерств и ведомств. Особенностью правовой идеологии государственного управления, доминирующей в тот исторический период, являлось уравнивание минимальных доходов внутри каждого из слоев населения, выделенных по формальным признакам (по профессиональной принадлежности, стажу работы или иным факторам). Правовая система страны в целом и, в частности, конкретное содержание отдельных норм отражали тогдашнее экономическое и политическое устройство страны, когда единственным координатором, работодателем и социальным партнером для участников научно-исследовательского процесса было государство. Законодательство в области образования и науки постоянно прирастало требованиями, распространяющими на участников образовательной и научной деятельности разного рода доплаты, льготы и иные преференции, относящиеся к пенсионному, жилищному или другим отраслям права.
После известных социально-политических реформ начала 90-х годов XX века правила финансирования в области образования и науки в целом сохраняли прежнюю схему, но бюджетные назначения перестали исполняться. Для компенсации недостачи бюджетных ассигнований учреждениям образования и науки разрешили использовать средства, полученные в результате предпринимательской деятельности. Были введены налоговые льготы в области образования и науки, чтобы компенсировать недополучаемые бюджетные назначения. Проникновение либеральных тенденций в правовую идеологию российских законодателей имело своим результатом инкорпорацию ряда не свойственных прежде концепций и идей в тексты законов России. Все чаще стали появляться цитаты и обороты из зарубежной юридической практики, а также принципы и положения, по своей обоснованности и лексике напоминающие декларации. Правовые новшества не всегда были обеспечены экономическими, материально-техническими или кадровыми ресурсами. Поэтому неисполнение предписаний закона стали достаточно привычным явлением. В качестве средства борьбы с указанным явлением в дополнение к одним неисполняемым законам стали принимать другие, имевшие целью отследить исполнение предыдущих. Нормы бюджетного и налогового законодательства, административного, трудового и иных отраслей права стали занимать чуть ли не самостоятельное положение в текстах отраслевых законов в области образования и науки. Примером может служить появившийся в этот период закон О науке и государственной научно-технической политике. Указанная тенденция была даже некоторым образом узаконена вследствие принятия Федерального закона от 9 июля 1999 года 159-ФЗ О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации, где указано: Законодательные акты Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, принятые до введения в действие Кодекса, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу. Подобные заимствования из иных разделов правовой системы России способствовали возникновению коллизий и противоречий. Юридические несоответствия выправить не удавалось, так как даже федеральный бюджет не исполнялся, что позволяло в любой момент признать не действующим любой договор вследствие обстоятельств неодолимой силы.
_________________________
первоначальный текст опубликован в СЗРФ, 01.01.2001, 1, (частьII) ст. 20 СЗРФ, 12.07.1999, 28, ст. 3492

После 2000 года роль государственного управления начала меняться, бюджетные назначения начали исполняться, целевая бюджетная поддержка образования и науки начала вытеснять налоговые льготы. На процесс развития законодательства в области образования и науки целенаправленно и последовательно оказывает влияние международное сотрудничество, обусловленное стремлением России стать полноправным партнером в сообществе развитых стран. Источником и основой реформ служат действующие социальные и экономические реалии нашей жизни.
Реформирование правовой системы России в области образования и науки реализуется в следующих основных направлениях:
исключение из федеральных нормативных правовых актов отраслевого законодательства норм, не относящихся к полномочиям Российской Федерации, а также уточнение прав собственности в части распоряжения федеральным имуществом подведомственными учреждениями;
_________________________
См. Постановление Правительства Российской Федерации 71 от 10.02.2004 О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений

исключение из отраслевого законодательства норм финансового права, административного права, конституционного права;
_________________________
См. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.07.2004 О бюджетной политике в 2005 году и Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 249 О мерах по повышению результативности бюджетных расходов

Исключение норм или отмена федеральных нормативных правовых актов, не обеспеченных федеральным бюджетом;
_________________________
См. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30.05.2003 О бюджетной политике в 2004 году

введение унифицированных юридико-технических конструкций и приемов для нормативных правовых актов из различных отраслей права.
Обилие рассредоточенных по разным отраслям права нормативных правовых актов, содержащих юридические нормы в области образования и науки, вызвало к жизни идею систематизации отраслевого законодательства в области образования и науки, чтобы устранить его несогласованность с нормами финансового, административного и международного права, а также убрать внутренние противоречия. Более полное развитие и реальное конструктивное воплощение идея кодификации отраслевого законодательства получила в области образования.
_________________________
Мельников И.И., Сафаралиев Г.К., Бердашкевич А.П. Структура законодательства о науке как отрасли права// М., Издание Государственной Думы, 2002 г. 264 c. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации - М., 2000, 135 с.; Сырых В.М. Образовательное право как отрасль Российского права // Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М., 2000, 136 стр.; Концепция общей части Кодекса Российской Федерации об образовании (проект) / Под общей и научной редакцией В.М. Сырых, д.ю.н., проф.; Ю.А. Кудрявцева, к.ф.н., с.н.с. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 69 с.

Особенно резко проблемы несогласованности нормативных правовых актов Российской Федерации начали проявляться в области разделения компетенций между уровнями власти. Проблемы накапливались давно, но широкие публичные дискуссии возникли при обсуждении проекта федерального закона О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Примерно 200 федеральных нормативных правовых актов были изменены или утратили силу после принятия этого закона.
Помимо уточнения предметов ведения и разделения полномочий упомянутым выше законом внесены поправки во многие акты в области образования и науки. Возникновение последних обусловлено разными причинами. Давно стало очевидным, что нужно очистить правовое поле в области науки от недействующих, коллизионных, дублирующих и иных норм. Нормы, заимствованные или пересекающиеся с положениями из иных отраслей права, стали играть роль нормативных сорняков. Правовой статус субъектов в области науки перестал отвечать реалиям социально-экономической ситуации. Кроме того, существовавшая в определенный период политическая неопределенность в сочетании с юридической эйфорией, как результат корпоративных или личных, идеологических или экономических лоббистских интересов, способствовали насыщению отраслевых законов отрывочными нормативными сентенциями.
Настоящая работа имеет целью проанализировать системные изменения правового регулирования, произведенные в области науки.

Итак, развитие науки и технологий призвано служить решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации.

Базой развития науки и технологий являются:

  • научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций различной организационно-производственной формы и формы собственности, осуществляющих научную и техническую деятельность и подготовку научных работников, в том числе кадров высшей квалификации;
  • фундаментальная наука, имеющая признанные научные достижения мирового уровня, а также развитая система образования;
  • важнейшие прикладные исследования и разработки, промышленный потенциал, уникальные производственные технологии, научно-технический задел;
  • высококвалифицированные кадры научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально- техническая и опытно-экспериментальная база;
  • опыт концентрации усилий на решении сложных научно- технических и технологических проблем национального развития;
  • богатые природные сырьевые ресурсы, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура.

Важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий выступают следующие.

  • 1. Развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок.
  • 2. Совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий.
  • 3. Формирование национальной инновационной системы.
  • 4. Повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности.
  • 5. Сохранение и развитие кадрового потенциала научно- технического комплекса.
  • 6. Интеграция науки и образования.
  • 7. Развитие международного научно-технического сотрудничества.

Приоритетные направления политики Российской Федерации в

области научно-технического развития национальной экономики определяются Стратегией Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. (далее - Стратегия), разработанной в соответствии с решением Правительства Российской Федерации и развивающей положения Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации.

Данная Стратегия призвана комплексно и целенаправленно направлять усилия государства, частного бизнеса и институтов гражданского общества на обеспечение динамичного развития Российской Федерации в области науки и инноваций. Стратегия определяет систему взаимоувязанных по задачам, срокам и ресурсам целевых программ, отдельных проектов и непрограммных мероприятий. В связи с этим выделяются следующие основные задачи:

  • создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок, включая условия для его расширенного воспроизводства;
  • создание эффективной национальной инновационной системы;
  • развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности;
  • модернизация экономики на основе технологических инноваций.

В Стратегии применительно к каждой задаче предложен комплекс конкретных мер и целевых индикаторов. Остановимся на каждой задаче и перечислим мероприятия, которые, как представляется, являются ключевыми.

Решение первой задачи - создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок - прежде всего должно кардинально повысить результативность и конкурентоспособность отечественной фундаментальной и прикладной науки. В Стратегии отмечена особая роль Российской академии наук (РАН), всего академического сообщества в определении приоритетных задач фундаментальных исследований и их результатов.

К основным мероприятиям в данной области относятся концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, обеспечивающих реализацию конкурентных преимуществ российского сектора исследований и разработок на мировом рынке; реформирование научных организаций и повышение их капитализации, реструктуризация государственного сектора исследований и разработок; обеспечение интеграции научного и образовательного потенциалов.

Основными результатами реализации данных мер станут увеличение доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки; укрепление престижа российской науки, включая приток молодых кадров в научную сферу; рост бюджетной обеспеченности работников в академическом секторе науки.

Вторая задача - создание эффективной инновационной инфраструктуры и развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. Важной представляется реализация мер по созданию благоприятных условий для развития малого инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры, в первую очередь дальнейшее развитие финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла, в первую очередь «посевных» и венчурных технологических фондов; технологической инфраструктуры, включающей технико-внедренческие зоны, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес- инкубаторы, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий и т.п.

Со второй тесным образом связана и третья задача - развитие институтов использования и защиты прав на интеллектуальную собственность. К основным мерам в этой области относятся совершенствование нормативно-правовой базы, в частности нормативного закрепления рационального порядка приобретения прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет бюджета. Активизация инновационной деятельности и создание цивилизованного рынка объектов интеллектуальной собственности возможны только в том случае, если в нормативные правовые акты различных отраслей будут внесены согласованные системные изменения и дополнения, направленные на стимулирование инновационной деятельности.

Основными результатами решения второй и третьей задач станут повышение патентной активности, капитализация научных результатов; усиление роли малого и среднего бизнеса в сфере науки и инноваций; существенное расширение масштабов деятельности фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов.

Четвертая задача - модернизация экономики на основе технологических инноваций. С одной стороны, решение данной задачи предполагает технологическую модернизацию отраслей экономики на основе передовых технологий и интеграции с мировыми технологическими комплексами в интересах обеспечения глобальной конкурентоспособности и формирования в перспективе рынка инноваций для российского сектора исследований и разработок. Ускоренная модернизация отраслей - императив, необходимо содействовать всем ее формам: развитию корпоративных НИОКР; импорту передовых технологий; заказам российскому специализированному сектору исследований и разработок, прежде всего в рамках частно-государственного партнерства. Необходимо доводить до потенциального потребителя информацию о проводимых исследовательских работах госсектора науки, содействовать участию бизнеса в выборе технологических приоритетов, разрабатывать меры технического регулирования, политику долгосрочных контрактов в рамках государственных закупок, включая оборонный заказ, координировать планы технологической модернизации государственных корпораций.

Важнейшее направление - стимулирование спроса в предпринимательском секторе на инновации. Отнесение на себестоимость расходов корпораций на НИОКР - одна из мер стимулирования. Дальнейшее развитие налоговых инструментов стимулирования инновационной деятельности, в том числе на основе передового зарубежного опыта, является принципиально важным для развития этого направления инновационной деятельности.

С другой стороны, решение задачи модернизации экономики на основе технологических инноваций предусматривает формирование и реализацию национальных приоритетов технологического развития в рамках отраслевых целевых программ технологического профиля. Здесь актуальны ориентация на рынок; развитая система частно-государственного партнерства; поддержка региональных инновационных кластеров.

Предложения Стратегии базируются на объемах финансирования исследований и разработок гражданского назначения, определяемых на совместных заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям, и предусматривают необходимые расходы на поддержку инновационной инфраструктуры.

Основными принципами финансирования реализации Стратегии являются опережающий рост бюджетных расходов на фундаментальные исследования как безусловное обязательство государства и развитие ключевых элементов инновационной инфраструктуры. В отношении прикладных разработок в целом, при учете всех источников финансирования мероприятий Стратегии, значительная доля средств придется на реализацию национальных приоритетов технологического развития.

Соответствующие мероприятия и соответствующие ресурсы определены в Стратегии на период до 2010 г., но эффекты от реализации Стратегии носят более долгосрочный характер, и поэтому в Стратегии содержатся оценки на период до 2015 г. Важнейшими условиями реализации стратегических приоритетов являются, во- первых, устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки в случае реализации Стратегии с увеличением доли внебюджетных средств в этих затратах и доли сектора высшего образования; во-вторых, обеспечение притока молодых кадров в сферу науки, рост доли публикаций российских авторов в ведущих научных журналах; в-третьих, динамичный рост удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, а также рост доли инновационной промышленной продукции в общем объеме ее продаж. При этом ожидается получение по этим показателям значений, которые характерны для зарубежных стран с развитыми инновационными системами.

Предложенный в Стратегии подход к решению системной проблемы развития национальных науки и технологий позволит:

  • 1) создать базис для устойчивого экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе;
  • 2) создать условия для роста во всех отраслях экономики, использующих результаты интеллектуальной деятельности;
  • 3) продемонстрировать на примере конкретных проектов и программ возможности национальной экономики, основанной на знаниях;
  • 4) повысить качество «человеческого капитала».

Перестройка экономического механизма, широкомасштабное распространение принципов хозрасчета на предприятиях и в организациях во второй половине 1980х гг. существенно повлияли на положение научных организаций. Была сделана попытка внедрения экономических методов в управление наукой: исследования и разработки стали рассматриваться как товар, были расширены права научных организаций в выборе тематики и направлений исследований, использовании собственных финансовых ресурсов, установлении договорных цен на научнотехническую продукцию и услуги.
В целом расходы на научную сферу в 1989 г. по сравнению с 1986 г. увеличились в 1,5 раза, однако результативность, инновационная активность, технический уровень образцов новой техники продолжали снижаться: число впервые использованных изобретений сократилось на 21%, а число созданных образцов новой техники - на 34%, удельный вес разработок, соответствующих уровню лучших зарубежных аналогов, снизился с 33,9% до 24,4%.
Не смогли продемонстрировать свои преимущества и созданные во второй половине 1980х гг. межотраслевые научнотехнические комплексы (МНТК), задуманные как новая прогрессивная форма интеграции науки и производства, ориентированная на сокращение цикла «разработка - создание - распространение» новых видов техники, технологий и материалов.
новых видов техники, технологий и материалов.
По ведомственной подчиненности МНТК подразделялись на академические (12% от общего количества), отраслевые (61%) и комплексные двойного подчинения (17%). В МНТК
«Микрохирургия глаза», например, находилось около 50 организаций 15 министерств и ведомств (Минздрав, Минприбор, Минхимпром, Академия наук и т.д.). Поставки сырья и деталей для опытноэкспериментального завода по производству оптических приборов и инструментов осуществляли более 70 предприятий. Научнотехнические приоритеты разрабатывала головная организация - НИИ микрохирургии глаза. Экспертная оценка уровня разработок МНТК «Микрохирургия глаза» свидетельствует об огромном потенциале этого коллектива: 75% разработок соответствовали мировому уровню, 20% - превышали его.
МНТК были нацелены на получение конкретных практических результатов. Так, МНТК «Антикор» разрабатывал технологии с использованием нетоксичных электролитов в гальваническом производстве; МНТК «Робот» предполагал создать опытный образец робота для работы на автоматизированных заводах, МНТК «Геос» внедрял в производство компьютеризированные технологии геологоразведочных работ.
МНТК и другие научные организации, возникшие в конце 1980 гг. (инженерные центры, внедренческие организации, научнотехнические кооперативы, технопарки), обладали огромным потенциалом, но существовал ряд ограничительных факторов, которые сводили на «нет» усилия инициативных организаторов. Так, инфляция 19891990 гг. привела к значительному сокращению спроса предприятий на научнотехническую продукцию. Отрицательное влияние на процессы, происходящие в науке, оказало нарушение плановой системы распределения материальнотехнических ресурсов. Для предприятийпоставщиков оказалось более выгодным производство товаров массового спроса, а не уникального и трудоемкого лабораторного оборудования. Изза сокращения импортных поставок научные организации испытывали острую нужду в химических реактивах и уникальных приборах, составлявших основу новых технологий.
Ситуация еще более осложнилась после принятия в 1991 г. Закона РСФСР о предприятии и предпринимательской деятельности. В результате из научнопроизводственных объединений начали выходить опытноэкспериментальные базы, нарушив тем самым единый научнопроизводственный цикл. Отсутствие правовой защиты интеллектуальной собственности стимулировало бесплатную, нерегулируемую приватизацию результатов интеллектуальных разработок, исполненных в государственных учреждениях.

Деструктивные процессы в науке усугубил Закон о налогах на прибыль предприятий (1991 г.), который лишил научнотехнические организации возможности обновлять материальнотехническую базу и проводить исследования за счет собственных средств.
С распадом СССР были нарушены сложившиеся связи и контакты, разрушено целостное научное пространство. Многие передовые институты, проводившие исследования в области фундаментальной науки, уникальные научные установки (космодром Байконур, Крымская и Армянская обсерватории) оказались вне территории России.
В условиях формирования новой российской государственности у ученых сохранилась возможность для реализации своих творческих способностей. А принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации заложила правовую основу прав и свобод граждан, отношений собственности, предпринимательской деятельности.
Централизованный заказ на выполнение исследований и разработок постепенно стал заменяться рыночной системой формирования спроса, повысилось влияние промышленных ассоциаций, предприятий, местных органов власти.
В 1990е гг. российская наука получила реальные шансы выйти на международный рынок технологий. Ученые из России стали принимать участие в международных проектах, многие из них работали по контракту за рубежом. В стране были созданы научнотехнические предприятия с участием иностранного капитала.
В соответствии с классификацией, принятой в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в структуре научного потенциала РФ можно выделить четыре основных сектора: государственный, предпринимательский, высшего образования и частный бесприбыльный. В государственный сектор (57,8%) входит более 1000 научных организаций, в том числе Российская АН. Институты РАН остаются традиционно ведущими центрами фундаментальных исследований мирового значения.
Предпринимательский сектор (29,4%) состоит из более чем 2300 рыночно ориентированных научных организаций, специализирующихся на выполнении прикладных исследований и разработок. Формирование предпринимательского сектора связано с процессами приватизации, выходом многих отраслевых научных организаций из прямого подчинения министерствам и ведомствам, вступлением в промышленные ассоциации, концерны, технопарки. В этом секторе занята почти четверть научных кадров страны.
Лишь в 54% российских вузов в 1996 г. проводились научные исследования и разработки, поэтому сектор высшего образования в общей структуре научной сферы страны составляет чуть более 12%.
Новым для России является частный бесприбыльный сектор науки (0,2%). Число входящих в его состав научных организаций пока еще незначительно. В 19911995 гг. возникло более 60 новых общественных академий наук, многие из которых имеют региональные отделения и объединены в Союз научных обществ.
Основным источником финансирования науки остаются бюджетные средства, большая часть которых расходуется на так называемое базовое финансирование. Бюджетные ассигнования на эти цели в 1995 г. составили 462 трлн рублей (около 80% их общего объема). Стремление компенсировать инфляционное удорожание стоимости жизни потребовало экономии материальных затрат. Продолжающийся при этом рост цен на оборудование и материалы, тарифов на тепло и электроэнергию, коммуникационные услуги, аренду и охрану помещений привел к тому, что научные организации практически прекратили приобретение приборов, реактивов, научнотехнической информации.
Примерно треть совокупного бюджета гражданской науки приходится на академические институты и вузы, из них почти 25% получают институты РАН, уступая лишь научным организациям оборонного комплекса. Распределение осуществляется по 18 направлениям, среди которых: исследования в области физики и астрономии, общей и технической химии, информационных технологий, работы общественнополитического и экологического профиля и т.д.
Научнотехническая сфера стала менее зависима от государства и администрации. Российские ученые получили гарантии защиты авторских прав на создаваемые ими интеллектуальные продукты: они могут получать автономное финансирование из негосударственных источников для проведения исследований по избранной тематике.
Все большее распространение получает конкурсное распределение бюджетных средств, которое осуществляют созданные в последние годы фонды поддержки науки (Российский фонд Фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере). Средства распределяются в виде грантов для финансирования научных проектов, осуществляемых небольшими коллективами или отдельными учеными, а также для развития материальнотехнической базы и информационных систем, издательской деятельности, организации научных конференций и экспедиций, для создания центров коллективного пользования уникальными приборами и оборудованием.

С 1995 г. в РФ начала действовать программа экстренной поддержки ведущих ученых, с 1996 г. - конкурсы с целью оказания поддержки ведущим ученым и научным школам. В 1995 г. на реализацию перспективных научнотехнических проблем, имеющих важное значение для экономики и социальной сферы, направлено около 20% всех ассигнований, выделенных федеральным бюджетом на науку.
Поддержка принципиальноважных направлений в развитии науки и техники способствует постепенной концентрации ограниченных бюджетных ресурсов на ключевых проблемах. А распределение по приоритетным направлениям через систему грантов вносит элемент состязательности, способствует формированию новых рыночных механизмов.
Бесспорным является утверждение, что кадры в научной сфере играют определяющую роль. За годы реформ численность занятых исследованиями и разработками сократилась более чем в два раза. Процесс сокращения численности научных кадров различных категорий носил неравномерный характер. На первом этапе, в 19891991 гг., высвобождение затронуло в большей мере лаборантов и вспомогательный персонал. Это объяснялось попытками сохранить коллективы исследователей и снизить накладные расходы. Сокращение сказалось на эффективности труда ученых, вынужденных совмещать исследовательскую работу с выполнением технических функций.
Сокращение научных и научноисследовательских кадров непосредственно связано с особенностями спроса на рынке труда, наличием широких возможностей для работников науки в сфере предпринимательства. Высококвалифицированные ученые сравнительно легко могли найти высокооплачиваемую, перспективную работу. В условиях, когда задолженности по выплате заработной платы, переводы в режим неполного рабочего времени, вынужденные отпуска по инициативе администрации превратились в массовое явление, многие ученые стали фактически заниматься другой деятельностью. По имеющимся оценкам, доля ученыхсотрудников РАН, постоянно работающих в частных фирмах, выросла в 19921993 гг. с 35 до 45%, а с учетом частично занятых в коммерческих структурах приблизилась к 80%.
Одной из причин сокращения научных кадров является низкий уровень оплаты труда. Уже с начала 1990х гг. сложилась ситуация, когда уровень зарплаты в науке не превышает 75% среднего по стране. Более того, система оплаты труда не стимулирует занятость молодых ученых, поэтому доля исследователей в возрасте до 40 лет в институтах РАН снизилась за 1992- 1994 гг. с 42 до 37%. Примерно 44% докторов наук в РАН - люди пенсионного возраста.
На динамику кадрового потенциала науки существенное влияние оказывает также международная миграция ученых: эмиграция или выезд за рубеж на работу по контракту. Численность эмигрантовученых не превышает 0,5% общего оттока кадров из сферы исследований и разработок, однако это явление затрагивает, как правило, высококвалифицированных и перспективных специалистов.
Участие России в международном научнотехническом сотрудничестве открыло для ученых возможность выезда на работу по контрактам. Если в 19911992 гг. в длительных командировках находилось более 1700 научных сотрудников РАН (2,8% общей численности), то уже в 1993 г. - более 2,5 тыс. (3,1%). Основную часть работающих за рубежом сотрудников составляют специалисты в области общей и ядерной физики, астрономии, общей и технической химии, биологии. Это свидетельствует о высокой конкурентоспособности российских ученых, но в то же время вызывает и определенную обеспокоенность.
В 1990е гг. наблюдалось дальнейшее снижение результативности работы научных организаций. Если в 1991 г. было выдано 52,2 тыс. авторских свидетельств на изобретение, то в 1995 г. - лишь 25,8 тыс. патентов. Экспорт технологий из России многократно уступает по объему ведущим индустриальным странам. Отличительной его чертой является преобладание неохраноспособных видов интеллектуальной собственности, значительно менее ценных с коммерческой точки зрения.
В этих условиях значение государственного регулирования сферой науки имеет первостепенное значение, оказывает неп°средственное влияние на макроэкономические показатели и структуру общественного производства, социальную стабильность, состояние окружающей среды, конкурентоспособность экономики, национальную безопасность и т.д. В современном мире способность общества к прогрессу зависит во все большей степени от его способности к обновлению.
Основой проведения государственной научной политики стали одобренная в 1996 г. доктрина развития российской науки и принятый в том же году Закон о науке и научнотехнической политике. Важнейшими принципами государственной научной политики являются: приоритет отечественного научного потенциала; свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики; стимулирование развития фундаментальных исследований; сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ; создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности; создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны; интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней; защита прав интеллектуальной собственности; повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни ученых; защита прав и интересов российских ученых за рубежом и т.д.
В переходный от административнокомандной экономики к рыночным отношениям период роль государственного регулирования в сфере науки значительно возросла. Был предпринят ряд мер по поддержке научнотехнического потенциала страны. В постановлении Правительства РФ от 17 апреля 1995 г. «О государственной поддержке развития науки и научнотехнических разработок» были предусмотрены меры по оздоровлению финансового состояния научных организаций, установлен 3% размер расходов федерального бюджета на научные исследования гражданского назначения, разработана программа инновационной деятельности в регионах.
Следующим шагом по смягчению кризисной ситуации в сфере науки стала разработка «Межведомственной программы мер по регулированию миграции научных и научнотехнических кадров», установление государственных стипендий выдающимся деятелям науки и талантливым молодым ученым, учреждение 100 ежегодных президентских грантов для поддержки исследовании, отсрочка от призыва на действительную военную службу молодых специалистов РАН.
Для правового регулирования сферы науки разработан целый пакет законодательных актов и федеральных законов: «О статусе научного работника», «О научной организации», «О статусе наукограда» и т.д. Вопросам интеллектуальной собственности и патентнолицензионной системы посвящены закон РФ «Об авторском праве», Патентный закон и ряд других документов. Объектами правовой охраны стали научные публикации, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания. В стране создан Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности.
Государство стимулирует научную деятельность также при помощи налоговых льгот, льготного кредитования, финансового лизинга, то есть посреднических операций по ассигнованию средств для выкупа оборудования у производителя с последующей передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату. Действенной мерой является государственное страхование рискового (венчурного) предпринимательства в обмен на часть акций, гарантирующих участие государства в прибыли в случае успеха проекта. Ряд льгот по инновационной деятельности содержит в себе межвузовская научнотехническая программа «Поддержка малого предпринимательства и новых экономических структур в науке и научном обслуживании высшей школы».
Основная задача государственной политики - переход от мобилизационного к инновационному типу общества, то есть обществу с установками на изменение, развитие, расширение возможностей влияния человека на социальные и экономические процессы. Определенную роль в этом играют новые общественные организации - Союз промышленников и предпринимателей, Союз ученых, Союз научных и инженерных обществ.
Б 1995 г. при президенте РФ создан Консультативный совет по научнотехнической политике, основными задачами которого являются: информирование президента о ситуации в иаучнотехнологической сфере в стране и за рубежом; разра°тка предложений о стратегии в данной области и формироание приоритетных направлений; анализ и экспертиза покупающих на заключение президента проектов законодательЬ1х актов по научнотехническим вопросам и т.д. Основным органом, координирующим деятельность миниеРств и ведомств в научнотехнической области, является
Правительственная комиссия по научнотехнической политике. Координацией региональных вопросов занимается Межведомственный совет по региональной научнотехнической политике, проводящий экспертизу проектов, предлагаемых местными администрациями для федерального финансирования.
Изза ограниченности ресурсов, которые общество может выделить на развитие науки, остается актуальной проблема определения государственных приоритетов. Выбор диктуется как мировой практикой, так и спецификой развития страны. В перечень, утвержденный Правительственной комиссий в июле 1996 г., кроме фундаментальных исследований включено семь областей: информационные технологии и электротехника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; технология биологических и живых систем; транспорт; топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование.
Особое внимание уделяется фундаментальным научным исследованиям. В РАН разработаны 19 программ, предусматривающих развитие естественных, технических, общественных и гуманитарных наук. Обращается внимание, в частности, на разработку перехода к рыночной экономике, решение проблем социального, политического и духовного обновления общества.
Государственная поддержка важнейших научных направлений, коллективов и отдельных ученых дала определенные положительные результаты. В России действуют научные организации, результаты работы которых получили международное признание. В Обнинском филиале Научноисследовательского физикохимического института им. Л.Я. Карпова создан и освоен выпуск эффективных радиофармапрепаратов. В Государственном научном центре «Прикладная химия» разработана соответствующая технология и на ее основе начато производство озонобезопасных хладонов, необходимых для предотвращения разрушения озонового слоя. В Институте биоорганической химии РАН совместно с акционерным обществом «Биопрепарат» активно ведутся работы по созданию генноинженерного инсулина человека, который не уступает импортным аналогам. Институт физики прочности и материа ловедения РАН создал оптикотелевизионный измерительный комплекс, позволяющий прогнозировать разрушение нагрУ" женных конструкций до появления микротрещин. НИИ атомных реакторов создал уникальную технологию эффективной наработки изотопов трансурановых элементов"ме1°"лИаХетСПие;
лнческие свойства удельной активности. Это делает их Заменимыми в ядерной технике, геологии, медицине и дру
ГИХСовЕеменное состояние российской науки позволяет вести ре,ь о наличии потенциальных резервов и надеяться на будущие открытия и достижения.