Как называлось народное собрание в древнерусском государстве. Что значит "вече (народное собрание на руси)"

Ве’че (общеславянское; от старославянского вет - совет), народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. С образованием древнерусского государства (см.) феодальная знать использовала В. для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (2-я половина 11-12 вв.). В летописи В. впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом - под 1016, Киеве - под 1068. В. ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, тысяцких и др., а в Новгороде также архиепископа, заключением договоров с др. землями и княжествами, принятием законов (например, Новгородская и Псковская судные грамоты). Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определённой периодичности. В начале вечевой грамоты, принимаемой на В., ставились имена архиепископа, посадника, тысяцкого, затем шла речь о В.: «и бояре, и житьи люде, и купце, и черные люде, и весь господин государь великий Новгород, вся пять концев, на веце, на Ярославе Дворе, повелеваша… ». В. имело постоянное место сбора (в Новгороде - Ярославово дворище, в Киеве - двор храма Софии, в Пскове - двор храма Троицы). Кроме того, собирались В. отдельных частей крупных городов (например, «кончанские» В. в Новгороде). В. не было подлинным народовластием, фактически власть принадлежала феодальным и городским верхам; однако оно предоставляло народным массам определенную возможность воздействовать на политическую жизнь. Феодальная знать поэтому стремилась уменьшить значение В., а княжеская власть добивалась полного упразднения вечевых порядков. В Новгороде существовал особый «совет господ», в который входила феодальная знать и которому принадлежала фактическая власть в городе. В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу 14 в. ликвидировала вечевые учреждения. Однако во время обострения классовой борьбы народные собрания в городах неоднократно принимали форму В. (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547, и др.). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгородской (до 1478) и Псковской (до 1510) феодальных республиках, где он достиг наибольшего развития, а также в Вятской земле..

Лит.: Сергеевич В. И., Вече и князь, М.,1867; Греков Б. Д.. Киевская Русь, М., 1953 (историографический обзор и библ. на с. 353-58); Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Янин В. Л., Новгородские посадники, М., 1962; Епифанов П. П. О древнерусском вече, «Вестник МГУ, Серия 9, История», 1963, № 3; Пашуто В. Т., Черты политического строя Древней Руси, в кн.: Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965..

А. В. Арциховский, А. М. Сахаров.

народное собрание на Руси

Альтернативные описания

Общее собрание горожан на Руси

В Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел

Народное собрание на Руси в 10-15 вв.

. "Не на каждом... умные речи"

. "Тусовка" по-древнерусски

Древнерусская агора

Древнерусская дума в Новгороде

Древнерусский митинг

Древнерусское собрание

Дума Новгорода

Или вечье, ср. стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко самовольное, заугольное, крамольное; или созванное на сенях у князя, у владыки, гласный, открытый суд. Вечевать, стоять, быть на вече, совещаться. Вечеванье, действ. по глаг. Площадь сборная, место сходки; колокольный звон для созыва сходки и сама башня, колокольня, вежа или вечь ж. Стать вечем, сойтись на сходку. Вечье вологодск. поные знач. набат, тревога, сполох; не так давно еще в урал. каз. войске жил обычай этот, но там вечевой звон звали сполохом, а сходку войсковым кругом. Вечевой, вечный, относящийся к вечу. Вечный дьяк, вечевой секретарь; письмовод. Вечная грамота, заключение веча. Вечник м. член веча, мирянин с голосом на сходке; депутат, представитель, выборный. Вечь? ж. арх. речь, причитанье? сходка

Мирская сходка

Митинг в Великом Новгороде

Митинг на Руси

Новгородская палата общин

Новгородский форум

Новгородское народное собрание

Новгородское собрание

Псковское у Васнецова

Российская Дума в далеком прошлом

Сбор горожан на Руси

Славянский форум

Собрание горожан

Собрание граждан на Руси

Собрание жителей города (истор.)

Собрание жителей города (историческое)

Собрание на Руси

Собрание по-древнерусски

Собрание русичей

Собрание у славян

Совет у славян

Старинное название людской сходки

Сходка в Древнем Новгороде

Сходка горожан на Руси

Сходка древних новгородцев

Сходка новгородцев

Сходка русичей

Беспорядочный крик, спор

В Древней Руси - народное собрание свободных горожан, на котором решались все важные общественные и государственные дела

В Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел

Древнерусский парламент

Прообраз Государственной Думы в древнем Новгороде

Сход горожан (историческое)

Нижняя палата парламента Югославии

Народное собрание на Руси в X-XIV вв.

Собрание вятичей

Собрание славян

Общественная сходка

Сходка вятичей

Славянское собрание

Новгородская сходка

. «тусовка» по-древнерусски

Собрание

Собрание подревнерусски

. «тусовка» подревнерусски

Совет у словян

. «не на каждом... умные речи»

. «новгородское...» у Андрея Рябушкина

Новгородская агора

Вече (общеславянское; от старославянского вет ‒ совет), народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. С образованием древнерусского государства (см. Киевская Русь ) феодальная знать использовала В. для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (2-я половина 11‒12 вв.). В летописи В. впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом ‒ под 1016, Киеве ‒ под 1068. В. ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, тысяцких и др., а в Новгороде также архиепископа, заключением договоров с др. землями и княжествами, принятием законов (например, Новгородская и Псковская судные грамоты). Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определённой периодичности. В начале вечевой грамоты, принимаемой на В., ставились имена архиепископа, посадника, тысяцкого, затем шла речь о В.: «и бояре, и житьи люде, и купце, и черные люде, и весь господин государь великий Новгород, вся пять концев, на веце, на Ярославе Дворе, повелеваша... ». В. имело постоянное место сбора (в Новгороде ‒ Ярославово дворище, в Киеве ‒ двор храма Софии, в Пскове ‒ двор храма Троицы). Кроме того, собирались В. отдельных частей крупных городов (например, «кончанские» В. в Новгороде). В. не было подлинным народовластием, фактически власть принадлежала феодальным и городским верхам; однако оно предоставляло народным массам определенную возможность воздействовать на политическую жизнь. Феодальная знать поэтому стремилась уменьшить значение В., а княжеская власть добивалась полного упразднения вечевых порядков. В Новгороде существовал особый «совет господ», в который входила феодальная знать и которому принадлежала фактическая власть в городе. В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу 14 в. ликвидировала вечевые учреждения. Однако во время обострения классовой борьбы народные собрания в городах неоднократно принимали форму В. (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547, и др.). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгородской (до 1478) и Псковской (до 1510) феодальных республиках, где он достиг наибольшего развития, а также в Вятской земле.

Лит.: Сергеевич В. И., Вече и князь, М.,1867; Греков Б. Д.. Киевская Русь, М., 1953 (историографический обзор и библ. на с. 353‒58); Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Янин В. Л., Новгородские посадники, М., 1962; Епифанов П. П. О древнерусском вече, «Вестник МГУ, Серия 9, История», 1963, № 3; Пашуто В. Т., Черты политического строя Древней Руси, в кн.: Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965.

А. В. Арциховский, А. М. Сахаров.

  • - нар. собрание в Др. и Ср.-век. Руси для осуждения и решения важных общих дел. Возникло из племенных собраний славян...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - народное собрание в древней и средневековой Руси в X-XIV вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. В Новгородской и Псковской...

    Словарь юридических терминов

  • - название однопалатного парламента в Болгарии и Албании...
  • - народное собрание у восточных славян; орган государственного управления и самоуправления Руси. Упоминания о созыве В. содержатся в летописях 997 г., 1016 г. , 1068 г. , 1097 г. , 1147 г. , 1157 г. , 1159г. , 1175г., 1185г. ...

    Энциклопедия юриста

  • - название однопалатного парламента в Болгарии и Албании. * * * - форма непосредственной демократии, известная с глубокой древности...

    Большой юридический словарь

  • - высший законодат. орган в Сев. Корее. 3-я сессия НССК 18 нояб. 1947 приняла решение о выработке проекта врем. конституции Кореи. 4-я сессия НССК, заслушав сообщение конституц...

    Советская историческая энциклопедия

  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - также тинг - так назывались у древних германских и скандинавских народов народные собрания и заседания суда, а также день и место суда. Во многих местах Германии и Скандинавии название это употребляется и ныне...
  • - так называются собрания граждан общины или государства для рассуждения об общественных делах, для издания законов, для избрания должностных лиц и т. п. У античных народов, затем довольно долго у германцев и у...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Народное собрание...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - название нескольких болгарских народных собраний, имевших учредительный характер...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в КНДР высший орган государственной власти и единственный законодательный орган. Избирается населением по норме 1 депутат от 50 тыс. населения сроком на 4 года. Избирает Президиум В. н. с. в составе...
  • - Тинг, народное собрание у скандинавов в средние века. В период раннего средневековья Т. играли роль главных центров социального и культурного общения бондов...

    Большая Советская энциклопедия

  • - напр.: Республики...

    Орфографический словарь русского языка

  • - Нар"одное собр"...

    Русский орфографический словарь

  • - прил., кол-во синонимов: 1 вечевавший...

    Словарь синонимов

"Вече (народное собрание на Руси)" в книгах

Народное собрание

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Народное собрание Высшим органом власти сельской общины являлось народное собрание. Здесь решались важнейшие вопросы жизни общества: войны и мира, заключения союза с соседними обществами или феодальными владениями, утверждения адатных норм или внесения в них

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ И КОМИТЕТ БЕЗОПАСНОСТИ

Из книги Том 5 автора Энгельс Фридрих

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ И КОМИТЕТ БЕЗОПАСНОСТИ Кёльн, 14 сентября. Мы снова возвращаемся к вчерашнему народному собранию и его результатам, так как они вызвали довольно большой интерес в нашем городе.Народное собрание началось вскоре после 12 часов дня на Франкенплаце; открыл

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ В ВОРРИНГЕНЕ

Из книги Том 5 автора Энгельс Фридрих

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ В ВОРРИНГЕНЕ Кёльн, 18 сентября. Вчера около Воррингена состоялось большое народное собрание. Из Кёльна вниз по Рейну спустилось 5–6 больших рейнских барок, вмещавших несколько сот человек каждая; впереди развевался красный флаг. Присутствовали более

Из книги Афинская полития автора Аристотель

II. Порядок избрания должностных лиц. Совет пятисот и Народное собрание 43. Вот как обстоит дело с внесением граждан в списки и с положением эфебов.На все вообще должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов по жребию, за исключением казначея

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ. ТЕРСИТ

Из книги Легенды и мифы древней Греции (ил.) автора Кун Николай Альбертович

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ. ТЕРСИТ Изложено по поэме Гомера «Илиада».Безмятежно спали на светлом Олимпе бессмертные боги. Погружен был в глубокий сон и стан греков, и великая Троя. Но Зевс-громовержец не смыкал своих очей, - он помышлял о том, как отомстить за оскорбление Ахилла.

2. Народное собрание в Афинах

автора Андреев Юрий Викторович

2. Народное собрание в Афинах Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике, на других территориях, входивших в

1. Общие особенности. Народное собрание (апелла)

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

1. Общие особенности. Народное собрание (апелла) В Спарте, как и в Афинах, государственный строй воплощал в себе основные принципы полисного устройства. Поэтому в обоих этих полисах можно видеть некоторые общие основы: сосредоточение политической жизни в рамках Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Народное собрание Северной Кореи

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Тинг (народное собрание)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТИ) автора БСЭ

Тинг (народное собрание) Тинг (др.-сканд. ping), народное собрание у скандинавов в средние века. В период раннего средневековья Т. играли роль главных центров социального и культурного общения бондов. Постепенно из собрания всех бондов Т. стали превращаться в собрания их

§ 3. Древнейший государственный строй. Царь, сена, народное собрание

автора

§ 3. Древнейший государственный строй. Царь, сена, народное собрание Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание.О том, что периоду республики предшествовал в Риме период царей, кроме римской традиции,

§ 12. Народное собрание

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

§ 12. Народное собрание Если отношение царя к народу мы могли представлять себе в виде патриархального отношения домовладыки к своей семье, то с установлением республики народ освобождается от патриархальной опеки, делается самостоятельным властителем своих судеб,

Вече (народное собрание на Руси) Вече (общеславянское; от старославянского вет ‒ совет), народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел. Возникло из племенных собраний славян. С образованием древнерусского государства (см. Киевская Русь ) феодальная знать использовала В. для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (2-я половина 11‒12 вв.). В летописи В. впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом ‒ под 1016, Киеве ‒ под 1068. В. ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, тысяцких и др., а в Новгороде также архиепископа, заключением договоров с др. землями и княжествами, принятием законов (например, Новгородская и Псковская судные грамоты). Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определённой периодичности. В начале вечевой грамоты, принимаемой на В., ставились имена архиепископа, посадника, тысяцкого, затем шла речь о В.: «и бояре, и житьи люде, и купце, и черные люде, и весь господин государь великий Новгород, вся пять концев, на веце, на Ярославе Дворе, повелеваша... ». В. имело постоянное место сбора (в Новгороде ‒ Ярославово дворище , в Киеве ‒ двор храма Софии, в Пскове ‒ двор храма Троицы). Кроме того, собирались В. отдельных частей крупных городов (например, «кончанские» В. в Новгороде). В. не было подлинным народовластием, фактически власть принадлежала феодальным и городским верхам; однако оно предоставляло народным массам определенную возможность воздействовать на политическую жизнь. Феодальная знать поэтому стремилась уменьшить значение В., а княжеская власть добивалась полного упразднения вечевых порядков. В Новгороде существовал особый «совет господ», в который входила феодальная знать и которому принадлежала фактическая власть в городе. В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу 14 в. ликвидировала вечевые учреждения. Однако во время обострения классовой борьбы народные собрания в городах неоднократно принимали форму В. (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547, и др.). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгородской (до 1478) и Псковской (до 1510) феодальных республиках, где он достиг наибольшего развития, а также в Вятской земле.

Лит.: Сергеевич В. И., Вече и князь, М.,1867; Греков Б. Д.. Киевская Русь, М., 1953 (историографический обзор и библ. на с. 353‒58); Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Янин В. Л., Новгородские посадники, М., 1962; Епифанов П. П. О древнерусском вече, «Вестник МГУ, Серия 9, История», 1963, № 3; Пашуто В. Т., Черты политического строя Древней Руси, в кн.: Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965.

А. В. Арциховский, А. М. Сахаров.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Вече (народное собрание на Руси)" в других словарях:

    Народное собрание 1) племенное собрание; в племенах орган самоуправления, состоящий из всех способных носить оружие мужчин, принадлежащих к племени (см. Военная демократия). 2) в ряде государств (в основном в древности и средневековье … Википедия

    ВЕЧЕ, народное собрание на Руси в 10 начале 16 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с др. землями и т.д. По наблюдению В.Л.Янина, в Новгороде состояло из узкосословного круга бояр и… … Русская история

    Современная энциклопедия

    Вече - ВЕЧЕ, народное собрание на Руси. Наибольшее развитие в русских городах 2 й половины 11 12 веков (Киев, Новгород и др.). Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договора с другими землями и т.д.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Вече народное собрание в древней и средневековой Руси. Новгородское вече Вече нижняя палата парламента Югославии. Вече черносотенная газета, некоторое время время орган Союза русского народа. Вече Самиздатский журнал.… … Википедия

    Народное собрание в древней и средневековой Руси в 10 14 вв. Наибольшее развитие в русских городах 2 й пол. 11 12 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т. д. В… … Большой Энциклопедический словарь

    А; ср. В некоторых городах Древней Руси в 10 15 вв.: народное собрание для решения общественных дел (объявления войны и заключения мира, призвания и изгнания князей, принятия законов и т.п.); место такого собрания. Новгородское в. Собрать в. //… … Энциклопедический словарь

    - (от старославянского вет совет) народное собрание в древней и средневековой Руси 10 14 веков, созывавшееся для решения общих дел. Вече возникло из племенных собраний славян. С образованием Древнерусского государства местная знать пыталась… … Политология. Словарь.

    Вече - (от русс, вещать говорить) народное собрание в Др. Руси в X XV вв., созывавшееся для обсуждения и решения важнейших гос ных вопросов (о войне и мире, о назначении высших должностных лиц и др.). В. происходит от племенных сходок, обсуждавших и… … Энциклопедия права

    - (от старослав. вет совет) народное собрание в древней и средневековой Руси в X XIV вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. В Новгородской и Псковской республиках… … Юридический словарь

) феодальная знать использовала для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (2-я половина 11-12 вв.). В летописи Вече (народное собрание на Руси) впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом - под 1016, Киеве - под 1068. Вече (народное собрание на Руси) ведало вопросами войны и мира, призвания и изгнания князей, выборами и смещением посадников, тысяцких и др., а в Новгороде также архиепископа, заключением договоров с др. землями и княжествами, принятием законов (например, Новгородская и Псковская судные грамоты). Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе представителей власти или самого населения, они не имели определённой периодичности. В начале вечевой грамоты, принимаемой на Вече (народное собрание на Руси) , ставились имена архиепископа, посадника, тысяцкого, затем шла речь о Вече (народное собрание на Руси) : «и бояре, и житьи люде, и купце, и черные люде, и весь господин государь великий Новгород, вся пять концев, на веце, на Ярославе Дворе, повелеваша... ». Вече (народное собрание на Руси) имело постоянное место сбора (в Новгороде - Ярославово дворище, в Киеве - двор храма Софии, в Пскове - двор храма Троицы). Кроме того, собирались Вече (народное собрание на Руси) отдельных частей крупных городов (например, «кончанские» Вече (народное собрание на Руси) в Новгороде). Вече (народное собрание на Руси) не было подлинным народовластием, фактически власть принадлежала феодальным и городским верхам; однако оно предоставляло народным массам определенную возможность воздействовать на политическую жизнь. Феодальная знать поэтому стремилась уменьшить значение Вече (народное собрание на Руси) , а княжеская власть добивалась полного упразднения вечевых порядков. В Новгороде существовал особый «совет господ», в который входила феодальная знать и которому принадлежала фактическая власть в городе. В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу 14 в. ликвидировала вечевые учреждения. Однако во время обострения классовой борьбы народные собрания в городах неоднократно принимали форму Вече (народное собрание на Руси) (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547, и др.). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгородской (до 1478) и Псковской (до 1510) феодальных республиках, где он достиг наибольшего развития, а также в Вятской земле.

Лит.: Сергеевич Вече (народное собрание на Руси) И., Вече и князь, М.,1867; Греков Б. Д.. Киевская Русь, М., 1953 (историографический обзор и библ. на с. 353-58); Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Янин Вече (народное собрание на Руси) Л., Новгородские посадники, М., 1962; Епифанов П. П. О древнерусском вече, «Вестник МГУ, Серия 9, История», 1963, № 3; Пашуто Вече (народное собрание на Руси) Т., Черты политического строя Древней Руси, в кн.: Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965.

А. Вече (народное собрание на Руси) Арциховский, А. М.