Как влияние человека зависит от его общества. Исследовательская работа "влияние окружающих на человека"

Влияние общества на человека

Нельзя не согласиться с писателем. Я уверен: каждый человек - творец своего будущего, своего счастья. Каждый из нас сам строит свои отношения с другими людьми, с обществом. В истории, литературе мы находим много таких примеров.

В рассказе «Ионыч» А.П. Чехов рассказывает про Дмитрия Ионовича Старцева. Атмосфера города С., в который Старцев был назначен земским врачом, пропитана скукой и однообразием. Самой образованной семьей здесь считали Туркиных. Вначале мы видим земского врача, честно выполняющего свои нелегкие обязанности, не имеющего свободного часа. У него есть идеалы, стремление к высокому. В конце рассказа герой становится законченным обывателем. Старцев превращается в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча. Кто же виноват? Можно, конечно, сказать, что Старцева «среда заела». Живя среди обывателей, он сам стал таким же, как они. А если иначе? Старцев сам во всем виноват, он утратил все лучшее, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование. Закончилось же все идейным и нравственным отступничеством, полной духовной деградацией. Мне кажется, изображая Старцева, Чехов стремился к тому, чтобы его читатели строили свою жизнь по-другому.

В раннем рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» мы знакомимся с Данко, который пожертвовал собой ради счастья народа. Данко стал героем, осветив своим горящим сердцем (своей жизнью!) путь во тьме для множества страждущих. Однако подвиг его начался гораздо раньше – с тех пор, как трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью он противопоставил идею преодоления несчастий активным действием.

Таким образом, общество, несомненно, оказывает определенное влияние на человека, но в нем всегда будут жить люди, в жизни которых «всегда есть место подвигам».

Отцы и дети

На мой взгляд, … волнует проблема «отцов» и «детей». Трудно найти вопрос более актуальный, чем этот. Взаимоотношение поколений – проблема «вечная».

К проблеме «отцов» и «детей» не раз обращались русские писатели и драматурги. В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов показал столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Идеалы Чацкого диаметрально противоположны идеалам фамусовской Москвы. Вступая в конфликт с «веком минувшим», Чацкий решительно клеймит «прошедшего житья подлейшие черты», косность, консерватизм «отечества отцов». Вольнодумство Чацкого не уживается с раболепием Фамусовых. Чацкий, к сожалению, не обретает свободы, которую проповедует, но и не перестает стремиться к ней. В финале комедии герой избавляется от иллюзий, но не от своих убеждений. И это, наверное, хорошо. Верность самому себе, собственным убеждениям делает героя комедии Грибоедова победителем, несмотря ни на что.

В романе Тургенева «Отцы и дети» показано столкновение «детей», к которым принадлежит нигилист Базаров, и «отцов» – семейство Кирсановых. «Отцы» защищают старые устои, а Евгений Базаров выступает за их разрушение и формирование чего-то нового. В идейном поединке «отцов» и «детей» нет победителей. Каждая из сторон приходит к осознанию того, что отстаиваемая точка зрения не во всем безупречна. В целом же, по моему мнению, роман Тургенева позволяет сделать вывод об опасности крайних убеждений, что подтверждает точку зрения автора данного текста.

Итак, проблема «отцов и детей» стара, как мир, решить ее непросто, а может, и не нужно. Научимся просто уважать друг друга.

Человек и природа

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что природа очень важна для каждого из нас и её необходимо беречь. Вспомним русские народные сказки. Емеля не собирался ловить щуку - она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего птенца - по­ложит его в гнездо, попадет птица в силки - он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег - он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь природу - этому учит народная мудрость.

Польский фантаст С. Лем в «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую сле­поту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история - грозное предуп­реждение всему человечеству, которое хищнически грабит природу.

Проблема взаимопомощи

Однажды выдающийся русский полководец А. Суворов увидел молодого солдата, который, испугавшись предстоящего сражения, убежал в лес. Когда враг был разбит, Суворов наградил героев, орден достался и тому, кто малодушно отсиделся в кустах. Бедный солдат чуть не провалился от стыда. Вечером он вернул награду и признался командиру в своей трусости. Суворов сказал: «Я беру твой орден на хране­ние, потому что верю в твою храбрость!». В следующем же бою солдат поразил всех своим бесстрашием и мужеством и зас­луженно получил орден. Суворов преподал молодому солдату урок нравственности и в то же время пришел ему на выручку, помог поверить в себя и свои силы.

Взаимопомощь, взаимовыручка не раз спасали людям жизни во время Великой Отечественной войны. Я восхищаюсь, например, подвигом Женьки Комельковой из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Сначала она купается в ледяной воде, чтобы отвлечь фашистов, затем уводит их от раненой Риты Осяниной. Жить для других было нравственной потребностью для Женьки.

Язык

Именно проблема засорения русского языка затронута… Она была всегда актуальна, но сегодня стоит особенно остро.

М. Зощенко в своём рассказе «Обезьяний язык», написанном в 1925г., приводит в пример разговор двух человек, каждый из которых хотел похвастаться знанием иностранных слов. Никто из собеседников смысла произнесённых выражений не понимал. Для них главное – это не отстать от времени и быть «современным». В итоге же получается, что говорят герои Зощенко на обезьяньем языке.

Не то же ли происходит и сейчас? Как обидно за наш язык, которым так восхищался Тургенев! В своём стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев рассказывает нам, какой могучий и прекрасный русский язык. И язык этот дан великому народу. Давайте же будем помнить об этом! Каждый из нас должен задуматься над тем, во что мы превращаем наш великий русский язык, и не допустить его исчезновения.

Кто может стать писателем?

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что работа писателя очень сложная, надо вложить в неё душу, чтобы написанное стало живым и познавательным для читателей, необходимо заинтересовать людей, а для этого нужно жить их жизнью… Писатель с помощью своих произведений может влиять на судьбу читателей.

А.Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основанный на реальных событиях. Человек, измученный нищетой, готов покончить жизнь самоубийством, но к нему обращается оказавшийся рядом доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяются самым чудесным образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы многих. Рассказ Куприна вселяет в людей веру в счастье, в удачу, в добрых людей.

Владимир Ильич Ленин, прочитав в юношеские годы роман Чернышевского «Что делать?», был им покорён. Он писал, что роман его «глубоко перепахал…», «это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь». Последние слова Ленина дают нам понять, что текст, написанный с душой, влияет на мировоззрение читателя, помогает определить своё место в жизни.


Таким образом, от каждого человека зависит, каким будет мир – светлым или тёмным, добрым или злым… Велика при этом роль писателя, литературы, которая отражает жизнь.

Искусство

Размышляя о влиянии искусства на человека, автор, рассказывает нам …

Всем ходом повествования писатель, как мне кажется, подводит нас к тому, что истинное искусство оказывает на человека огромное влияние, трогая душу, пробуждая светлые чувства. Оно дарит ощущение счастья, а порой заставляет посмотреть на уже знакомые вещи другими глазами.

Читая этот текст, я вспомнил страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», где рассказывается, как Наташа Ростова увлечённо слушала пение своего дядюшки, который «пел так, как поёт народ». В этом эпизоде Толстой показывает нам, как глубоко Наташа понимает народное искусство, тонко чувствует, как отзывается ее душа на все прекрасное. В опере же юная Ростова видит только крашеные картоны и страшно наряженных мужчин и женщин. Все было так вычурно-фальшиво и ненатурально, что Наташа не могла следить даже за ходом действия.

Многие фронтовики рассказывают о том, что в годы Великой Отечественной войны солдаты ме­няли махорку и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публи­ковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи. Разве, не говорит это об огромном влиянии искусства на человека?

Музыка Чайковского, Бородина, Мусоргского, картины Саврасова, Левитана, Серова, стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева… Без этого не прожить, истинные произведения искусства несут людям свет высоких истин, «чистое ученье добра и правды», оказывая на человека огромное влияние.

Язык

Читая данный текст, я сразу вспомнила, что ещё древнегреческие ораторы и философы говорили: «Скажи мне что-нибудь, чтоб я тебя увидел». Ведь именно в речи проявляется истинное лицо человека, образ его мыслей, отношение к окружающим. Пребывающий чаще всего в состоянии молчаливого одиночества, Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель» с трудом объясняется. Он не находит слов, для выражения того, что хочет сказать. Мысль его, сама по себе весьма бедная, постоянно прерывается. Изъясняется герой Гоголя большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Ни содержанием, ни средствами своего выражения речь Башмачкина не блещет, мысль его прикована к одному и тому же предмету. Речевая характеристика Акакия Акакиевича помогает нам понять его характер.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» речевая характеристика тоже играет важную роль. В салоне А.П. Шерер звучит французская речь, хотя гости и полны ложного патриотизма, а в доме Ростовых говорят по-русски, не произносят высокопарных слов, зато искренне переживают и чувствуют. Вот Наташа восхищается красотой ночи в Отрадном, а вот она у постели больной матери, вот уже рядом с умирающим Болконским… Теплые, искренние, идущие от сердца слова вселяют веру. А бездушная, холодная Элен произносит только ничего не значащие фразы.

Итак, язык человека – это зеркало его души.

Мещанство

Как и многие русские писатели, … не терпел мещанства. Вот и в данном тексте он пытается ответить на вопрос: «Какое зло сосредоточено в мещанстве?»

Почему большинство моих друзей собирается поступать на юридический или экономический факультеты? Это выгодно и модно. Почему мало кто сегодня хочет стать учителем, библиотекарем, искусствоведом? Почему мы перестали думать об общественной пользе нашей работы? Почему не хотим жертвовать собой во имя идеи или великой цели? Потому что с невероятной быстротой превращаемся в мещан и даже не переживаем по этому поводу.

Мещанство и все его проявления ненавидел А.П. Чехов и в своих произведениях пытался бороться с этим пороком. Доктор Старцев из рассказа «Ионыч» приезжает в город С. на лечебную практику. Вначале это активный, энергичный, образованный человек, употребляющий все силы, чтобы помочь людям, но постепенно время изменяет его, мещанская среда полностью засасывает героя, он деградирует, а это, по Чехову, безнравственно.

Нравственное падение человека, деградация личности происходит и в повести Ю. Трифонова «Обмен». Дмитриев под влиянием жены и ее семьи «обменял» вечное (любовь, сострадание, самопожертвование) на проходящее, «олукъянился».

К сожалению, мещанство живо по сей день. Проблема, поднятая Набоковым, остается актуальной. Удастся ли нам ее решить? Кто знает? Однако выбор за нами.

Отношения учителя и ученика

Читая этот текст, я вспомнила повесть А. Алексина « Третий в пятом ряду», где говорится о непростых взаимоотношениях между учительницей Верой Матвеевной и её учеником Ваней Беловым, вместе с которым учился её сын Володя. Вера Матвеевна была более требовательна к сыну, чем к остальным ученикам, Ваня всё замечал и, как справедливому человеку, ему это не нравилось, он постоянно пытался указать на ошибку учительнице. Вера Матвеевна чувствовала себя виноватой и больше не могла выдержать такого обличения. Несмотря на то что Ваня был честным, добрым мальчиком, ей пришлось разлучить своего сына с ним и перейти в другую школу. Она боялась, что Белов может плохо повлиять на Володю. Впоследствии Вера Матвеевна осознала свою неправоту и жалела, что когда-то из-за своей слабости она совершила непоправимую ошибку.

Взаимовыручка на войне

В поэме А. Твардовского «Василий Теркин» мы знакомимся с Васей Теркиным. Не раз он приходит на помощь друзьям-однополчанам. Вот в ледяной воде солдат переправляется на другой берег, чтобы сообщить ценную информацию, а потом возвращается обратно, а вот уже сбивает из винтовки неожиданно появившийся фашистский самолет. На привале гармонь в его руках то тоскует, то смеется… Без таких бойцов, как Теркин, не обойтись на войне. Они не подведут, не предадут и всегда протянут руку помощи.

Товарищество, взаимовыручка без них нельзя прожить, а уж на войне-то просто не выжить.

Роль личности в истории

В мире во все времена существовали люди, которые выделялись среди толпы своим талантом, неординарностью мышления. Таких людей принято считать выдающимися личностями. Какова роль личности в истории? Мне кажется, именно этот вопрос волнует…. Данная проблема всегда была актуальной.

«Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав свет­лые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно владеть людьми, как скотом. В стране началось широкое дви­жение за отмену крепостного права. Таким образом, И.С. Тургенев повлиял на ход истории нашей страны.

После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горь­кая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был принят закон об их реабилитации. Шолохов сумел обратить внимание общества….

Итак, личность может вести за собой толпы, может управлять ими. На личности лежит большая ответственность за наше будущее.

Социальное неравенство

Во все времена в мире были богатые и бедные люди. У них разный образ жизни, разные потребности и возможности. Откуда взялось такое разделение общества? По моему мнению, ….волнует проблема социального неравенства. Она актуальна и сегодня.

Отрывок из рассказа А. Куприна «Чудесный доктор» напомнил мне другой рассказ – «Дети подземелья» («В дурном обществе») В.Г. Короленко. Валек и Маруся живут в таких же условиях. Их детство омрачено не детскими проблемами и страданиями. Если в рассказе Куприна финал счастливый, то у Короленко он трагический: Маруся умирает. Однако герои и Куприна и Короленко, несмотря ни на что, сохраняют чувство собственного достоинства и не утрачивают веры в счастье, в торжество справедливости.

Приходится самому зарабатывать на жизнь и герою рассказа А. Куприна «Тапер». Бледный худощавый мальчик в подержанном мундире не сразу убеждает хозяев, что сможет играть на праздничном вечере. Юрию Азарову помогает случай. Его талант оценит сам Рубинштейн, но мы-то знаем, что не у всех так счастливо складывается судьба.

Проблема социального неравенства существовала всегда, не решена она и по сей день, и больше всего от этого, к сожалению, страдают дети, а так быть не должно.

Книга

По моему мнению, … уверен, что вовремя прочитанная книга должна помочь найти жизненный путь, которому человек будет следовать.

Я разделяю точку зрения автора и считаю, что добрые книги воспитывают в нас сострадание и любовь к окружающим. Книги, прочитанные в подростковом возрасте, «впитываются в душу ребёнка», потому что в этом возрасте человек воспринимает всё с особой остротой.

Например, Владимир Ильич Ленин, прочитав в юношеские годы произведение Чернышевского «Что делать?» был им покорён. Он писал, что роман его «глубоко перепахал…», что «это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь». Последние слова Ленина относятся и к нам, людям совсем иного времени. Читая «Что делать?», мы открываем для себя удивительный мир человеческих отношений и целиком оказываемся во власти прочитанного.

Большую роль сыграли книги и в жизни Максима Горького. Впоследствии в своих произведениях писатель любил показывать, как воздействует книга на человека, какие нравственные и общественные уроки он из неё извлекает. Павел Власов из романа Горького «Мать», благодаря книгам, полностью изменяет свою жизнь и становится настоящим человеком.

Книги необходимы каждому человеку в любом возрасте. Книги учат, воспитывают, помогают найти ответы на любые вопросы, исцеляют, дарят хорошее настроение, без книг жизнь человека пуста и скучна.

Любовь и ревность

«Люблю, люблю, но реже говорю об этом…» Любовь и ревность… Они всегда идут рядом. А в чем же причины ревности? Мне кажется, именно на этот вопрос попыталась ответить …

…. приводит нас к выводу, что ревность – это неверие в себя и в то же время недоверие к тому, кого любишь. Ревность отравляет любовь.

Да, ревность часто ослепляет. Ленский из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» вызывает Онегина на дуэль, даже не попытавшись объясниться с Ольгой. Утром, увидев ее, он раскается, но отменить дуэль не сможет. Ленский погибает.

В романе М. Шолохова «Тихий Дон» ревность рождает в сердце Натальи сначала желание убить себя, что является большим грехом, а потом такую ненависть к Григорию, такое желание отомстить, что Наталья решается убить нерожденного ребенка.

Ревность отравила любовь, победил эгоизм.

Искусство

К размышлениям о назначении искусства, о его роли в жизни человека обращались многие писатели. В повести «Портрет» Николай Васильевич Гоголь рассказывает о судьбе молодого художника Чарткова. Это очень талантливый, но бедный человек, мечтающий о славе и деньгах. Он разбогател, стал модным, желающих приобрести его работы было великое множество. Картины стоили дорого и писались быстро, но в них не было больше жизни и таланта. Чартков променял свой талант на золото.

А вот в повести Антона Павловича Чехова «Три года» Юлия Лаптева ходит по залам галереи. Невольно ее внимание привлекает одна картина. Это был небольшой, невзрачный пейзаж. Среди множества картин она выбрала его, сама не понимая почему. И вот она уже в мыслях идет по мостику, по тропинке, все дальше и дальше. Этот скромный пейзаж так глубоко затронул душу, что заставил изменить ее свои взгляды на жизнь, на живопись. Вот в чем смысл истинного искусства.

Счастье

Счастьем для Андрея Болконского из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» была встреча с Наташей Ростовой. Вначале он видит ее издали, и созерцание этой «странно тоненькой, черноглазой девушки» пробуждает в нем стремление как-то изменить свою жизнь. Затем князь Андрей слышит разговор Наташи с Соней на балконе, когда она восхищается весенней ночью. Этот разговор пробуждает в нем весеннее настроение, легкость, нежность, счастье.

О счастье в своем романе «Мы» размышляет и Е. Замятин. В Едином Государстве все равны, то есть одинаковы. Государство неистово заботится о счастье своих граждан, поэтому честно стремится к удовлетворению их потребностей, которые, естественно, у всех одни и те же. Принудительное счастье в ситуации отсутствия выбора воспринимается людьми как естественное, единственно возможное, но платят они за эту услугу отказом от индивидуальности. В результате «нумера» абсолютно уверились, в том, что «наша несвобода» есть «наше счастье» и что это «счастье» заключено в отказе от гордого «я» и растворении в безличном «Мы».

Центральная проблема поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - проблема народного счастья, поэтому в своем произведении Некрасов отразил жизнь всего народа. По мнению писателя, для мужика счастье не просто в материальном достатке, а в возможности свободного труда, без барщины, без подати, без палки. Счастливой кажется народу и судьба русской крестьянки Матрены Тимофеевны. Несмотря на тяжелые испытания, не сломлен дух женщины, в ней сохранилась гордость. Крестьянка не склоняет головы ни перед кем, даже перед грозными начальниками, смело встает на защиту сына и мужа.

Ян Залуский из рассказа В.Г. Короленко «Парадокс» - калека, но он считает, что «человек создан для счастья, как птица для полета». Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально владеть своим телом, удивляя окружающих и заставляя их поверить в то, что каждый человек – творец своего счастья.

Учитель

Рассказ «Уроки французского» имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место. Это необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Учительница перепробовала все «честные» способы помочь своему талантливому ученику: кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, посылку посылала, но не хотел мальчик получать что-то даром, не приучен был. Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается. И тогда Лидия Михайловна сознательно идет на преступление, с точки зрения педагогики: играет с ним на деньги. Учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить духовную чистоту.

В рассказе «Уроки французского» В. Распутин создал образ учительницы Лидии Михайловны, которая приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Ее поступок поистине явился нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние. Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, потеряла из-за этого работу, но своим участием, теплотой все же перевернула, отогрела душу мальчика.

Нравственный облик учителя глубоко раскрыт в повести А. Лиханова «Благие намерения». Главная героиня Надежда привлекает прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самотдача, любовь к детям, своему делу - основные черты Надежды Георгиевны. Она до конца честна в своих поступках. А ведь юной учительнице очень нелегко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года по распределению. Надежда Георгиевна должна была воспитывать детей из детского дома. А значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой. Надежда отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через все, что приготовила ей судьба. И можно с уверенность сказать, что ее ученики (первые выпускники) вырастут настоящими людьми, добрыми, отзывчивыми, благодаря своей умной и талантливой наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться с нелегкой и ответственной работой, правильно оценить и понять свое назначение, а без этого не может быть учителя. Такой образ педагога достоин уважения и подражания.

Немного по-иному, в другой ситуации, показывает нам своего главного героя А.Алексин в произведении «Безумная Евдокия». В центре повествования – образ классной руководительницы 9 «Б» класса – Евдокии Савельевны. Автор не без иронии пишет о внешности и манерах Евдокии Савельевны. Однако вскоре мы понимаем, что перед нами портрет прекрасной воспитательницы, мудрой, справедливой, честной и терпеливой, всю жизнь отдавшей свом питомцам. Главным в людях Евдокия Савельевна считала талант человечности и этому учила своих детей.

(А.Алексин «Безумная Евдокия»)

Девятиклассница Оля – единственный в семье ребенок. Девочка действительно талантлива: Оленька прекрасно рисует, занимается скульптурой, лучше других владеет английским языком, всегда и во всем стремится быть первой. Но девочка эгоистична: пригласив подругу на встречу с известным художником, она забывает о ней, не замечает любви своего одноклассника Бори Антохина и бестактно насмехается над ним. Против «заметности» Оленьки борется «безумная Евдокия» (так называет свою классную руководительницу девочка). Евдокия Савельевна считает, что никакие способности не оправдывают эгоизма и бесчеловечности. Учительница пытается объяснить это и Оле, и ее родителям, но трагедии избежать не удалось. Стремление девочки во всем быть первой довело Олину мать до безумия. В финале Евдокия Савельевна спешит к ребятам, идущим по улице чуть впереди: она боится, что Оля возьмет на себя всю вину за трагедию матери и что эта ноша окажется для нее непосильной.

Проблему воспитания затрагивает Д.И.Фонвизин в комедии «Недоросль». Создавая образ Митрофана, драматург преследовал цель не только выставить его на посмещище. Конечно, рядом своих поступков и реплик, демонстрированием познаний в грамматике, нежеланием учиться, а охотой жениться недоросль вызывает смех. Но отношение Митрофана к Еремеевне, его умение приспосабливаться, когда он жалеет мать, колотящую во сне отца, его жестокое (наплевательское, безразличное, равнодушное) отношение к матери в заключительной сцене – уже не вызывают смеха. Растет невежественный человек, деспот, жестокий крепостник. Воспитание недоросля Митрофана – убедительный пример того, что среда, условия жизни в значительной мере определяют поведение человека в обществе и его взгляды на жизнь.

Разное воспитание получают герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир». В семье Ростовых главными ценностями являются доброта, открытость, любовь, умение видеть прекрасное во всем и во всех, глубокое чувство патриотизма, доброе и чуткое отношение к людям. Старый князь Болконский превыше всего ставит образование, дисциплинированность, труд, требовательность к себе и, конечно, чувство долга, патриотизм. А вот в семье Курагиных правят деньги, расчет, лицемерие и притворство, ложь, эгоизм.

Нельзя не отдать должное высокохудожественному образу настоящего педагога, созданному в «Обелиске» В. Быкова. Учитель Мороз хотел воспитать из учеников не отличников учебы, а прежде всего – людей. В. Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И этот подвиг очень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанникки – это не просто работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель Мороз, человек с большой буквы.

Путешествия

Вспомним господина Н.Н. из рассказа И.С. Тургенева «Ася». Он путешествовал без всякой цели и плана, останавливался везде, где ему нравилось. Господин Н.Н. ненавидел любопытные памятники, замечательные собрания, «чуть с ума не сошел в дрезденском «Грюне Гевелбе». Н.Н. занимали исключительно одни люди. Он любил бродить по городу, часто ходил смотреть на реку. Природа Германии, студенческий торжественный пир - коммерш, люди занимали его больше, чем достопримечательности и музеи. Может, поэтому судьба подарила ему встречу с Асей.

Павел Иванович Чичиков, герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», приехав в город NN, прошел по его улицам и нашел, что «город никак не уступал другим губернским городам», но так же, как и господина Н.Н., Чичикова больше интересовали люди. Весь следующий день гоголевский герой посвятил визитам, чтобы ближе познакомиться с жителями города.

Писатель

Например, поэму «Реквием» А. Ахматова написала после того, как к ней в тюремной очереди подошла женщина и спросила, может ли она это описать. Поэтесса ответила: «Могу». Так появилась поэма, рассказывающая о трагедии, о муках и боли всей страны.

Роман «Жизнь Арсеньева» И. Бунин написал в эмиграции, во Франции, тоскуя по России. Не написать его он не мог: роман возвращал его на родину, воскрешал лица дорогих писателю людей, заставлял вновь пережить счастливые мгновения. Роман стал невидимой ниточкой, связывающей его с Родиной.

Доброта

Читая текст, я вспомнила повесть В.Астафьева «Последний поклон», посвященную бабушке писателя. Мальчик не раз огорчал ее (чего только стоил случай с земляникой), но бабушка прощала его и лаской, любовью воспитывала. Ее нравственные уроки не прошли даром.

Матрена, героиня рассказа А.Солженицына «Матренин двор», несмотря на перенесенные несчастья, сумела сохранить в себе исключительную доброту, милосердие, человечность, бескорыстие, готовность всегда прийти на помощь другим. Эта благостная душа жила радостями других, и оттого лучезарная, добрая улыбка часто освещала ее простое круглое лицо. Грустно оттого, что после ее смерти никто, кроме автора, по-настоящему не скорбит: не понять людям Матрениного бескорыстия.

Сочувствие

Наташа Ростова, любимая героиня Толстого, ни минуты не сомневается, что нужно отдать подводы под раненых, никакие разумные доводы не в силах ее остановить: юная графиня наделена талантом любить, сопереживать, сочувствовать, и это помогает ей обрести счастье.

В рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» мы знакомимся с Данко, который хотел вывести людей из леса, чтобы они были счастливы, но соплеменники ему не верили. Данко отдал им всего себя. Освещая путь вперед, смельчак сжег свое сердце и умер, не прося ничего в награду себе.

Внутренний мир человека

«Не стоит село без праведника» хотел первоначально назвать свой рассказ А. Солженицын. Истинным праведником, на котором держался поселок, была Матрена Васильевна, всю свою жизнь сумевшая подарить людям так, что они не чувствовали себя должниками. Не понятая и брошенная даже мужем своим, смешная, «по-глупому работающая на других бесплатно», Матрена наделена богатым внутренним миром, поэтому так светло рядом с ней. Ничего, в сущности, не имея, эта женщина умела отдавать.

На мой взгляд, богатым внутренним миром обладают и «чудики» В.М. Шукшина из рассказов «Чудик», «Микроскоп», «Срезал». Все эти люди пытаются самовыразиться, хотят оставить после себя хоть какой-то след, не прожить жизнь напрасно. Но окружающие их не понимают. «Чудики» для них странные даже, в какой-то мере, глупые люди. А я считаю, нам есть чему поучиться у героев Шукшина – мудрости, доброте, умению радоваться жизни, видеть в обычном необычное.

Книги

Когда людям тяжело в жизни или же они пытаются решить какие-либо проблемы, то чаще всего обращаются к такой книге, как Библия. Там можно найти ответы на любые вопросы. Библия была настольной книгой таких великих людей, как Пушкин, Ахматова, Достоевский. Во все времена она учила людей добру, вселяла веру в счастье.

Настя, героиня пьесы М. Горького «На дне», читала французские романы, и это помогало ей выжить в ужасных условиях ночлежки и мечтать о любви, о светлом будущем. Книги были ее единственными друзьями и собеседниками.

Русский язык

Читая данный текст, сразу вспоминаю знаменитое стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык». В нем поэт рассказывает о том, как дорог ему русский язык, призывает нас беречь, ценить его так как он: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!...»

В рассказе Михаила Зощенко «Обезьяний язык» рассказчик повествует, как люди зачастую употребляют иностранную лексику, не понимая значения тех слов, которые используют в своей речи. Вот и получается «обезьяний язык», язык без смысла, без цели.

Война

До наших времен сохранился дневник Тани Савичевой, ставший своеобразной летописью блокады Ленинграда. В нем описывается то страшное и тяжелое время. Таня рассказывает про свою семью, кто и когда погиб. Дневник заканчивается такими словами: «Осталась одна Таня». Дневник ленинградской девочки, на мой взгляд, предупреждение тем, кто мечтает развязать новое кровопролитие.

В повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» девушки – зенитчицы, рискуя жизнью, уничтожили немецкий десант. Красавица Женька уводит фашистов от раненой Риты Осяниной, хотя понимает, что погибнет сама. Лиза Бричкина тонет в болоте, но до последней минуты думает о тех, кому не смогла помочь, а так хотела…Кто-то скажет: «Глупо. Зачем? Какой же это подвиг?» Героини Б. Васильева считали иначе. Может, поэтому мы и выстояли в этой войне.

Андрею Соколову из рассказа М. Шолохова «Судьба человека», конечно, выжить в плену помогли его сила воли, мужество, но не последнюю роль сыграло и товарищество. Раненые, измученные, голодные, пленные подставили Андрею свое плечо, когда, контуженный, он валился с ног. Упал бы - убили.

Интеллигенты

Доктор Дымов из рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья» - подлинный труженик науки, талантливый ученый. Однако бездарная, взбалмошная жена его этого не видит, не ценит. Доктор должен развлекать ее гостей, выполнять прихоти жены, оплачивать расходы. И только тогда, когда Дымов умирает, Ольга Ивановна понимает, кого она потеряла. Доктор Дымов – истинный русский интеллигент, скромный, честный, добрый, трудолюбивый человек.

Судьбе русской интеллигенции посвящены и многие произведения М.А. Булгакова. В романе «Белая Гвардия» тихая, интеллигентная семья Турбиных неожиданно становится причастной к Истории. Испытания войной и революцией обнажают изнанку людских душ, истинную натуру человека. Турбины не предают своих убеждений, в этом и состоит истинная интеллигентность.

Война Подвиг

Например, в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» девушки – зенитчицы, рискуя жизнью, уничтожили немецкий десант. Они были далеко от Москвы и, может, никогда ее не видели, но совершили подвиг ради свободы столицы от фашистского ига, ради Родины, ради великой Победы.

Ваше счастье и самочувствие не должно полностью зависеть от других людей, не смотря близкие люди это или нет. Но дело в том, что наше окружение влияет на нас, влияет на наше отношение к миру и отношение к самим себе.

Мы становимся похожими на тех людей, с которыми общаемся. Выбирайте свое окружение – какими мы не были бы уникальными, оно все равно влияет на нас — Роберт де Ниро

Многие взаимосвязи с людьми могут совершенно не помогать нам, а быть лишь в тягость. Такие люди не поддерживают нас в полной мере, а могут даже забирать нашу энергию, наши силы, мотивацию и нашу радость. Беда в том, что мы это можем и не замечать, до той поры пока не произведем зачистку и не сменим круг общения. Мы привыкаем к тяжесть таких отношений, к постоянному ежедневному дискомфорту.

Жизнь слишком прекрасна и коротка, чтобы тратить время на людей, которые плохо к вам относятся. Окружите себя людьми, которые вдохновляют вас, заставляют радоваться и улыбаться. Людьми, которые помогут вам, когда плохо на душе. Людьми, которые не пользуются вас. Людьми, которые искренне заботятся о вас. Именно они достойны быть в вашей жизни.

Как определить тех людей, которые не приносят вам пользы? Тех людей которые тянут вас вниз и не дают развиваться? Тех людей которые воруют ваше счастье?

Вот несколько признаков, того что вы находитесь в неправильном окружении:

Влияние общества на человека. Вам говорят, что вы не достаточно хороши для чего то?

Не позволяйте чужим мнениям о вас рушить ваш внутренний стержень — внутреннюю силу и дух. Никогда не жертвуйте тем кто вы есть и к чему стремитесь лишь потому, что кто-то еще считает по-другому. Иногда даже те, кого вы считаете близкими и кому доверяете могут небрежно раздавить ваш потенциал и не сказать ни слова. Ваши идеи могут разбивать в пух и прах, не оказывать ни малейшей эмоциональной поддержки, пытаясь убедить вас отказаться от вашей истиной сути, от вашего нового состояния, которое вы можете так и не приобрести, если пойдете на поводу и таких людей.

На практике хватает всего нескольких негативных высказываний, чтобы убить мечту человека. Не говорите таких вещей другим, и не слушайте тех, кто так делает. Не позволяйте людям останавливать вас и слушайте, когда вам внушают, что вы не можете сделать что-то. Если у вас есть мечта и вы ею увлечены — защищайте ее. Когда другие не могут сделать что-то самостоятельно, они говорят, что у вас тоже ничего не получится. Это ложь. Помните, что люди мыслят в пределах их собственных ограничений.

Не позволяйте несведущим убедить вас, что вы не достаточно сильны или умны.Окружите себя людьми, которые укрепляют вашу веру — тех, кто видит величие в вас, даже если вы этого не видите.

Окружающие (близкие люди) не поддерживают вашу сущность или, что еще хуже, высмеивают ее.

Мы все странные в некотором роде. Это отличие может показаться нам тяжестью, но это не так. Это то что делает нас неповторимыми и уникальными. Наша духовная природа — совершенна, а наши странности и отличия — это наша «изюминка».

Все имеют право быть тем, кто они есть. Каждый заслуживает любви и уважения, без условий и без претензий. Каждый человек имеет право на жизнь и на жизнь такую, какую он хочет. Никто не имеет право оскорблять и причинять вред никому другому. Каждый человек имеет право быть счастливым, не чувствуя себя виноватым. Это относиться и к вам!

Всегда выбирайте свою правду, даже если рискуете навлечь на себя насмешки других. Не «подделывайте» себя и не подстраивайте себя под те принципы которые вам навязывают. Это нормально, делать то, что вы хотите делать. Это нормально — быть счастливым являясь самим собой и жить своей жизнь. Это нормально, сказать нет другим и да собственным желаниям. Примите себя и выберите свое окружение из тех, кто ценит ваше решение.

Нет большей свободы, чем быть тем, кто вы есть.

Вас уважают только тогда, когда вы живете по их правилам и не идут на уступки.

Настоящие друзья (и семья) будут всегда идти на компромисс. Когда есть разногласия, вы сможете принять решение, которое будет приемлемо для обеих сторон, в котором нет необходимости другому человеку отказываться от своих побуждений, в котором обе стороны будут чем то жертвовать и что-то давать взамен. Если от вас требуют и ничего не предлагают — стоит задуматься.

Нужна смелость, чтобы столкнуться лицом к лицу со своими врагами, и еще больше мужества столкнуться с самыми близкими людьми. Будьте сознательны, наблюдайте как люди относятся к вам. При необходимости, противодействуйте им. Делайте все, что нужно, чтобы дать себе шанс жить так, как вам велит сердце.

Тренируйте внутреннего наблюдателя. Прислушивайтесь к внутреннему голосу. Попробуйте то, что вы хотите сделать, сходите туда, где вы хотите очутиться. Исследуйте свою интуицию. Не принимайте ложных выборов только потому, что кто-то не чувствует, то что вы чувствуете. Не позволяйте другим управлять вашими мечтами и вашим будущим.

Сделайте то что вы очень давно хотели, но не делали потому что другие в вас не верили. Не слушайте никого, Вы заслуживаете лучшего.

Влияние общества на человека. Окружение создает и подпитывает отрицательные эмоции внутри вас.

Это не просто оставаться в хорошем самочувствии, когда тебя окружает негатив. Не допускайте что бы он проник в вашу голову. Это ваша жизнь. Вы не можете контролировать все, что делают люди рядом с вами, но вы можете решить, что вы будете делать и как будете проводить свое время. Вы решаете, что впускать в свой ум и сердце, а что нет. Вы решаете, кого взять с собой завтра, а кого оставить.

Чем больше «правильных» людей в вашем окружении тем сильнее вы становитесь.

Они укрепляют ваше убеждение в том что вы неполноценны.

Помните если вы привыкли говорить себе, что вы не достойны, что вы неполноценны — вы обречены на провал. Вам никогда не будет комфортно в отношениях с людьми которые укрепляют такие негативные убеждения.

Это относиться как к внутренним так и к внешним проявлениям, что особенно важно для девушек. Нас заставляют верить, что загорелые блондинки с голубыми глазами — это идеал. Но на самом деле, оригинальность — вот что красиво. Ваши глаза красивы, ваш кожа, волосы, улыбка, голос, смех и личность в целом. Все это — ваша личная красота неповторимой уникальной сущности.

Если вам говорят, что ваша естественная красота неполноценна — стоит задуматься.

Их нет рядом, когда вы в них нуждается больше всего и просите об этом.

Окружите себя такими людьми, которые верит в вас и готовы поддержать вас, не смотря на то хорошо вам или плохо. В самые тяжелые периоды своей жизни, вы увидите истинное лицо тех людей, которые говорят, что заботятся о вас. Помогайте другим людям, заботьтесь о своих близких и осознавайте свою ценность.

Следите за своим окружение, некоторые люди заставляют вас терять энергию, а другие приносят радость вашей душе. Не гонитесь за теми кто вас не ценит, не пытайтесь заставить кого-то принять вас, любить вас и ценить вас, если вам не идут навстречу.

(370 слов)

Ни для кого не секрет, что социум оказывает на личность сильное влияние. Подобная тенденция, например, лежит в основе моды, когда человек видит, во что одеты другие, и повторяет за ними. Ту же ситуацию мы видим, когда все голосуют «за», и за ними повторяют те, кто не хочет оставаться в меньшинстве. Такие же механизмы воздействия применяют маркетологи, показывая огромные скопления людей там, куда им нужно заманить публику. Таким образом, общество влияет на человека посредством стадного инстинкта, заложенного глубоко в подсознании: если все пойдут, то и я с ними. Как именно отражается это воздействие на том или ином индивиде – вопрос открытый. Ответ на него можно поискать в художественной литературе.

В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Пьер Безухов попадает под влияние светской молодежи. Он только вернулся на родину, получил огромное наследство, но чувствует себя одиноким и чужим в мире высшего света. Поэтому он становится легкой добычей для тех, кто уже давно вращается в обществе и знает, как выгодно использовать неосведомленность Пьера. Он, добрый и высоконравственный юноша, под воздействием уловок участвует в отвратительных мероприятиях. Потом его же круг общения загоняет его в брак с Элен Курагиной. Так, придворная элита чуть было не испортила яркую и добродетельную индивидуальность героя.

В романе Тургенева «Отцы и дети» общество, напротив, не может повлиять на героя. Базаров идет против него, признавая все его ценности несущественными, а иногда и откровенно надуманными. Он сам старается двигать его вперед своими открытиями, видя консерватизм и невежество российского общества. Благодаря его деятельности, застоявшийся социум обогащается новыми прогрессивными элементами вроде феминисток и нигилистов, пусть и карикатурных персонажей, но все же носителей новых идей. Они своим нарочитым, пока бесплодным протестом привлекают людей к проблеме женского бесправия и социального неравенства, а не усугубляют эти социальные катаклизмы подобно праздным и помешанным на своей личной жизни дворянам. Таким образом, если общество влияет на ведомых граждан, то яркие, самобытные личности могут сами влиять на общество.

Итак, общество во многом формирует личность, но кто-то останавливается на этом и лишь дополняет инертную массу людей, повторяющих из века в век одно и то же, а кто-то берет бразды правления в свои руки и влияет на общество сам. Значит, неизбежное влияние социума на людях отражается по-разному: кого-то учит только подчиняться, кого-то мотивирует действовать самостоятельно. Таким образом, результат в любом случае зависит от нас самих.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Митягина Дарья

Эта ислледовательская работа, показывает как влияет на человека его окружение

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

Учреждение «Дзержинский педагогический колледж»

Исследовательская работа

На тему: «Влияние общества на человека»

Выполнили:

Шаршкова Анастасия, Митягина

Дарья, Алабина Анастасия.

Проверила:
Тухман Елена Владимировна

Дзержинск 2017

1.Введение

2.Влияние общества на человека

3.Заключение

4. Приложение

5.Список источников

1.Введение

Выбор темы работы обусловлен ее актуальностью, которая выражена тем, что общество в любой период времени влияет на человека. Оно загоняет нас в определенные рамки. И у нас тут же возникает вопрос: почему же? А ответ очень прост: человек, вне зависимости от времени, будет задумываться, а что же о нём думают люди, что будет, если он поступит так, как он хочет, а не так как ему говорят.

Влияние общества на человека проявляется везде - во всех сферах жизни. Нагляднее всего это заметно в моде, в модных тенденциях одежды, стиля, интерьера. Если взглянуть на молодежь, то сотовые телефоны для них это уже не средство связи, а модный аксессуар к их имиджу, который меняется в зависимости от настроения, погоды, да и просто модели быстро выходят из "моды". Для примера так же можно взять и то, что некоторые из нас хотят стать популярными, или пойти вверх по карьерной лестнице, и для этого он подчиняется требованию общества, окружающего его, он будет изменять себя до тех пор пока либо не получит желаемое, либо пока не сдастся. Так же для примера можно взять короля или королеву какой-либо страны, он или она обязаны подчиняться гражданам своей страны, учитывать их мнение при принятии законов или решений, иначе их перестанут слушать, перестанут видеть их лидерами, и, в конце концов, ни к чему хорошему это не приведет.

Так же общество может изменить человека, как личность. Например, когда он вступает в определенную группу, то он начинает вести себя в соответствии с участниками этой группы, может быть, он исключит общение с некоторыми людьми, или станет слушать музыку определенного жанра, может изменить свое мнение на определенные вещи. В итоге человек может измениться до не узнаваемости. Так же для примера можно взять и курение, ведь многие начинают курить только потому, что его друзья курят. Это тоже своеобразное давление на человека, он не хочет отделяться чем-то от своих друзей, быть своего рода изгоем, а хочет быть наравне с ними.

Я выбрала данную тему из-за того, что она мне интересна, и при этом она актуальна, потому что человек каждый день подвергается влиянию общества. И, наверное, каждый человек задумывался: почему же он так зависит от мнения окружающих. В данной работе я хочу разобраться, как общество влияет на человека.

2. Влияние общества на человека

Влияние окружения начинается уже с первых лет жизни человека. Оно играет ключевую роль в формировании всех основных черт характера, сознания и мыслей.

Влияние социального окружения берет свое начало еще с детского сада, где ребенок обязан подчиняться общепринятым правилам и нормам. Он должен играть и спать когда говорят, рисовать только так, как показывает воспитатель. Конечно, подрастающие дети еще не в силах самостоятельно принимать серьезные решения, но если с малых лет этому навыку не учить, он может никогда не развиться. После детского сада над подрастающей личностью командуют в школе, институте и на работе. Мнение окружающих людей влияет на человека. Разница заключается лишь в том, как именно он реагирует на то, что говорят другие. С одной стороны, оценки окружающих людей помогают человеку посмотреть на себя со стороны и еще раз убедиться в том, что он делает правильно, а что - нет. Большинство людей очень боятся и стараются избежать любой критики со стороны окружения. Подавленные страхом, они не решаются сделать то, что не укладывается в общепринятые рамки. Боятся показаться смешными, выделиться из общей серой массы. А все потому, что с детства личность хвалили за хорошее поведение и критиковали и ругали за плохое. Во взрослой жизни, как правило, достижение любой цели сопровождается критикой, и это становится тяжелым испытанием. Важно помнить, что влияние окружения на человека может происходить неосознанно. Иногда выслушивая советы близких людей, делаешь все в точности так же, но через неделю или год, не осознавая, что решение было принято вовсе не самостоятельно. Окружение влияет на мировоззрение человека, на его цели, привычки, поступки, душевное состояние, стремления, приоритеты, на его представления о себе, реализацию, уровень дохода и даже на состояние его здоровья! Мы бессознательно копируем тех людей, с которыми общаемся. Они как бы задают для нас рамки приемлемости.Если наше окружение курящее – нам трудно бросить курить (или не начать). Если наши друзья злоупотребляют спиртным или наркотиками – и для нас это становится приемлемо, начинает казаться, что «ничего страшного в этом нет».

Любой врач-нарколог знает, что человеку, который пытается выйти из-под власти наркотической или алкогольной зависимости, необходимо сменить окружение. Прошлое окружение гарантированно вернёт его к употреблению алкоголя или наркотиков.В психологии известен эффект под названием “Правило зеркала”. Он заключается в том, что люди, входящие в окружение человека, являются отражением его самого по множеству параметров, начиная от мировоззрения, жизненных позиций и целей, заканчивая хобби и привычками. Другими словами, уже изначально, подсознательно люди выбирают в свое окружение людей, чем-то похожих на них самих. Потому что с такими людьми они чувствуют себя максимально комфортно. Это заложено в нас природой, и противостоять этому не так просто, но если вы хотите развиваться, а не стоять на месте – необходимо.

Находясь в окружении людей, схожих с ним самим, не меняя это окружение, человек останавливается в своем развитии. Как бы неприятно это не звучало, но это факт. Даже если человек сам начнет делать попытки движения вперед, его окружение начнет изо всех сил тянуть его назад. Почему? Все очень просто: потому что они сами тогда начнут испытывать дискомфорт, ведь им нужно, чтобы все вокруг были такими же, как они, а не лучше.

Чтобы лучше понять проблему влияния мнения окружающих на человека, мы решили провести анкетирование в среди студентов группы ПНК-2Б. Результаты мы получили следующие:

Вопрос 1. Много ли у Вас друзей?

Вопрос 3. Вы зависите от мнения окружающих или стараетесь сами принимать решения?

Вопрос 4. Вы часто прислушиваетесь к чужому мнению?

Вопрос 5. Часто ли спрашиваете совет у окружающих Вас людей?

ВАРИАНТ

КОЛИЧЕСТВО ОТВЕТ

а) да

б) нет

в) редко

Вопрос 6.Как Вы воспринимаете критику окружающих?

Вопрос 7. Выслушав критику окружающих, Вы меняете своё мнение\решение?

Вопрос 9. Хотели бы Вы больше знакомых\друзей?

3. Заключение

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что общество очень сильно влияет на человека. Оно влияет на нас как положительно, так и отрицательно. Итак, можно сделать вывод, что человек всегда будет зависеть и изменяться для общества. Потому что за общество можно принять как небольшую группу друзей человека, так семью, а т.к. человек почти все время проводит с ними, он зависит от их мнения и решений. Как показывает проведенный мною тест, почти каждый человек находиться в средней зависимости от общества, т.е. человек задумывается, что о нем говорят люди, каждый день он выслушивает мнения людей и прислушивается к ним, поступает так, как ему сказали. И можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных групповых влияний, что почти все в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных групп.

Порой, имея собственное независимое мнение, человек склоняется под напором мнения общественного и принимает его. Впоследствии он верит в то, что это было его личное решение. На деле - такой выбор навязан

4. Приложение.

Анкета.

1. Много ли у Вас друзей?

а) да б) нет в) мне хватает

2. Есть ли близкие друзья?

а) да б) нет

3.Вы зависите от мнения окружающих или стараетесь сами принимать решения?

а) я сам\а принимаю решения

б) я прислушиваюсь к мнению окружающих

4. Вы часто прислушиваетесь к чужому мнению?

а) да

б) нет

в) не прислушиваюсь вообще

5. Часто ли вы спрашиваете совет у окружающих вас людей?

а) да б) нет в) редко

6. Как на вас влияет критика окружающих?

а) положительно

б) отрицательно

в) мне это не важно

7. Выслушав критику окружающих, Вы меняете свое мнение\решение?

а) да

б) нет

в) мне это не важно

8. Есть ли разногласия между вами и вашими друзьями?

а) да б) нет

9. Хотели бы Вы больше знакомых/друзей?

а) да б) нет

Важна ли Вами оценка окружающих о Вашей деятельности?

а) да

б) нет

в) мне это не важно

5. Список источников

  • СОЦИУМ
  • СТАДО
  • ИНСТИНКТ
  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ЧЕЛОВЕК

Влияние социума на человека. стадный инстинкт, заложенный в нас ещё до нашего рождения, несомненно, эволюционирует, но с такой маленькой скоростью, что за пол века эта разница становится не столь заметна. И чтобы научиться мыслить самостоятельно в толпе должно пройти много времени и потрачено много усилий каждого индивида, для того, чтобы изменить наше общество в лучшую сторону.

  • Автоматизация процесса транспортировки нефтепродуктов
  • Calls-технологии, особенности, применение и эффективность
  • Разработка модели информационной системы юридического отдела по сопровождению и заключению договоров предприятия

Стоит ли доверяться мнению толпы? Стадный инстинкт – хорошо это или плохо? Следуя за толпой идем ли мы к деградации?

Очень много вопросов, на которые мы хотели бы знать ответы. Так давайте попробуем разобраться, что такое толпа, стадо, как они взаимосвязаны, что такое стадный инстинкт и всегда ли нужно с ним бороться.

Обращаясь к словарю Ожегова, мы можем дать определения словам толпа и стадо:

Толпа - 1. Скопление людей, сборище. 2. перен. Безликая масса людей в её противопоставлении выдающимся личностям (устар.).

Стадо – группа животных одного вида.

Из данных определений можно отметить, что эти два понятия близки между собой. Сама фраза «стадный инстинкт» изначально относилась к животным. Для них стадный образ жизни – это естественно. Другими словами, стадо – это иерархическая система, где каждому отведена своя роль. Стадный инстинкт в этом случае иногда называется инстинктом стадной иерархии и является генетическим. Эту строгую иерархию можно увидеть на примере стада крыс: у каждой крысы есть свой ранг, и более низкие ранги подчиняются более высоким. Из биологии мы помним, что особи самого высокого ранга называются альфа, а самого низкого – омега. У животных на определение ранга влияют такие важные качества как наглость, физическая сила и т.д. Так же некоторые внешние признаки могут определять ранг. Например, у петухов – величина гребня.

Стадный инстинкт проявляется не только у животных. Не стоит забывать, что человек существо биосоциальное, и у него тоже присутствует инстинкт стадной иерархии. Главным отличием «стада людей» от стада животных является то, на основе каких качеств определяется ранг. Для животных, как мы выяснили, наибольшую роль играет сила, но для людей она влияет гораздо меньше. Намного важнее положение в обществе, размер зарплаты и т.д., но это только внешнее проявление стадного инстинкта. На самом деле у людей он почти не отличается от животных. Хотя, если сравнить образ жизни людей и, собственно, животных, то сильных различий мы и не заметим. При рабовладельческом строе у кого было больше всего рабов, тот и обладал высоким рангом. У животных все происходит аналогично – ранг пропорционален количеству подчиненных особей более низкого ранга. Так же у животных ранг может зависеть от территории, которая «принадлежит данному стаду. У людей же ранг определялся от количества построек – при феодальном строе.

Самое простое проявление стадного инстинкта – это решение какого-либо вопроса в группе людей, в данном примере рассмотрим группу студентов. В каждой группе есть вожак, активист, который предложит свое мнение по решению конкретной проблемы. Большинство из присутствующих соглашаются с этим решением, но не потому что они согласны, а потому что они скорее всего не уверены в своей правоте или не желают нести ответственность за свои слова, а неуверенность – это один из признаков, которые усиливают стадный инстинкт. Независимо от того, был ли прав тот человек, который принял решение, все, кто последовали за ним, в «стаде» будут думать, что он умнее их самих. Это называется подсознательными ассоциациями, из-за которых мы выдаём желаемое за действительное.

У каждого человека инстинкт стадной иерархии выражен в разной степени. Помимо того, что стадное чувство заложено в генотипе, мы привыкаем к нему в повседневной жизни. Большая часть закладывается в детстве: в основном на примере родителей. Далее детский сад, школа, учителя, друзья. На помощь им приходят СМИ (средства массовой информации), телевизор, интернет. И, наконец, соседи и окружающие люди (см. рис. 1).

Рисунок 1. Влияние различных факторов на формирование стадного инстинкта

Плюсы и минусы стадного инстинкта

Изучая стадный инстинкт, можно выделить ряд его положительных и отрицательных влияний на жизнь человека.

Для начала рассмотрим положительные влияния.

Во-первых, инстинкт стадной иерархии – это основной механизм выживания как у людей, так и у животных. Если несколько человек будут смотреть наверх, то прохожие невольно взглянут, для того чтобы узнать, что привлекло внимание группы людей. И в этом нет ничего плохого, так как возможно сверху может угрожать опасность от которой необходимо скрыться. В этом случае стадный инстинкт работает как инстинкт самосохранения.

Во-вторых, отталкиваясь от мнения толпы можно сделать выбор в той области, которая не совсем нам знакома. Примером будет являться выбор компьютера или телефона. Не все люди разбираются в характеристиках, а на основе анализа данных моделей другими людьми, их отзывов и статистики, проводимой на сайтах, можно узнать много полезной информации и выбрать товар. Это относится не только к поиску товаров в интернете. Когда мы собираемся купить товар, мы прибегаем к помощи продавцов-консультантов, которые помогают в выборе, и мы доверяем их мнению.

При наличии вокруг человека толпы, т.е. некого скопления людей, он начинает двигаться, думать и поступать не так, как от него ожидали. Почему человеческая масса имеет такое сильное влияние на отдельно взятого индивида? Ответов на этот вопрос несколько.

В основном, большое количество привязанностей возникают в группе людей в связи с недостатком самостоятельности и инициативы у определенных индивидов.

Ну и второй вариант того, почему толпа может так сильно влиять на человека –человек сам разрешает массам думать за него, не утруждая себя. Интересным фактором является то, что в толпе суггестивное влияние может оказывать не только вождь, но и каждый индивид друг на друга. Зачастую мы прислушиваемся к чужому мнению, потому что оно опирается на более простые факты.

Ещё одним минусом стадного инстинкта является легкость в управлении большим количеством людей. Нежелание отбиваться от общего коллектива, чтобы не потерять свой статус в социуме – одна из основных проблем современности. Люди начинают зависеть от мнения окружающих так, что сами разрешают управлять собой. Индивид начинает действовать не в своих целях, а в целях общества, чтобы не выделяться и не оказаться объектом обсуждения. Например, рассмотрим группу школьников, которые решили уйти с урока. Когда большая часть класса согласна прогулять урок и уже собираются уходить, оставшиеся ребята начинают думать и сами того не желая присоединяются к толпе. В большинстве случаев на урок останется примерно 3-10% от всего коллектива.

Человек, не испытывая на себе никакого влияния и находясь в обществе людей, самопроизвольно «заражается» их поведением, копирует их повадки. Стоит только нескольким людям начать движение на красный сигнал светофора, большинство людей тоже начинают движение, не задумываясь о том, правильно ли они поступают.

Для некоторых стадный инстинкт – это способ защиты. Защиты от окружающего мира, внешних воздействий. Сложность принятия решений подталкивает их следовать общественному мнению.

Стадный инстинкт в повседневной жизни

Все мы понимаем, что у людей есть склонность к стадному инстинкту. Именно поэтому появляется возможность манипулировать людьми в своих целях. Известным примером является эпизод из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера» о том, как главные герой заставляет покрасить забор соседских мальчиков вместо него. Сразу возникает вопрос: как же он смог это сделать? А ответ на него очень прост! При помощи стадного инстинкта. Увидев, что в очереди на покраску забора стоят уже два человека, остальные начинают думать, что в этой работе есть что-то ценное и они даже готовы заплатить за то, чтобы им досталась возможность поучаствовать в этом процессе.

Этот прием часто используется в продвижении интернет- магазинов, у которых есть система оценки купленных товаров. Ранее мы рассматривали пример того, что на основе статистики и отзывов можно выбрать необходимый товар, но стоит учесть, что поставить оценку и написать отзывы могут не только покупатели, но и «подставные лица», т.е. сам автор, производитель либо конкуренты. Но люди доверяют отзывам и оценкам на сайтах больше, чем, например, рекламе.

Стадный инстинкт так же затрагивает отношения внутри коллектива. Мы начинаем относиться лучше к тем людям, которых считаем «своими». Понять, по какому принципу происходит отбор на «свой» - «чужой» совсем не сложно. В основном из-за семейного положения, общих интересов, принадлежности к какой-либо группе и т.д., и, как ни странно, к совету «своих» мы прислушиваемся чаще, даже позволяем себе следовать их примеру.

Проанализировав поведение людей в различных ситуациях можно заметить очень интересную вещь, называемую как «самопроизвольный стадный инстинкт». Индивид начинает следовать тому, что он сам сделал уже несколько раз. Получается, что человек считает определенное действие правильным, основываясь на своем поведении в прошлом. В продажах считается, что самая важная покупка от одного клиента - вторая. Затем уже человек «встает за собой в очередь» и может покупать снова и снова, нередко делая более крупные заказы и тратя больше денег.

Тема стадного инстинкта интересует людей уже очень длительное время. В 1971 году сняли научно-популярный фильм, в котором проводились различные эксперименты над детьми. Рассмотрим один из проведенных экспериментов, имеющий название «сладкое или соленое». Кашу в тарелке на три четверти посыпали сахаром, а оставшийся участок посыпали солью. Дети по очереди пробуют кашу с одной и той же тарелки отвечают, какая она на вкус. Первым трём достаётся сладкие части, и они искренне говорят, что каша сладкая. Испытуемому ребенку (четвертому) достаётся пересоленный кусок. Несмотря на это, большинство из испытуемых заявляют, что каша всё равно сладкая. При этом многие из них активно отказываются от ещё одной ложки такой «сладкой» каши.

После этого, спустя несколько десятилетий, психологи провели те же эксперименты на современном обществе, но сильных изменений не выявилось. Это значит, что стадный инстинкт, заложенный в нас ещё до нашего рождения, несомненно, эволюционирует, но с такой маленькой скоростью, что за пол века эта разница становится не столь заметна. И чтобы научиться мыслить самостоятельно в толпе должно пройти много времени и потрачено много усилий каждого индивида, для того, чтобы изменить наше общество в лучшую сторону. Но тем не менее, мы видим, что в каждом из проведенных экспериментов присутствует около 10 процентов людей, которые не откликнулись на мнение толпы, а доверяли только собственному. Значит у нас есть шанс исправить сложившуюся ситуацию и идти к более рациональному будущему. Всегда нужно стараться думать своей головой, но если мы что-то и подражаем, то необходимо для этого выбирать достойные примеры. Пусть стадный инстинкт проявится для вас в нужной форме.

Список литературы

  1. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии / РАН. Институт психологии; сост. А. К. Боковников.- Москва: Изд-во института психологии, 1999 .- 320 с.
  2. Психология толп / сост. А. К. Боковников; РАН. Институт психологии.- Москва: Изд-во института психологии, 1999 .- 416 с.
  3. Социальная психология: Хрестоматия / Е. П. Белинская; О. А. Тихомандрицкая.- М. : Аспект-Пресс, 2000 .- 475с.
  4. Ресурсы сайта Википедиа https://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. А. Н.Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А. Н.Леонтьева / под ред. А. В. Запорожца.- Москва: Изд-во МГУ, 1983 .- 288 с
  6. Кравченко, А. И. Социология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. И. Кравченко.- Москва: Проспект, 2009 .- 240 с