Карточка по русскому языку падежи. Имя существительное (карточки)

Падеж — это изменяемая характеристика слова, которая присуща лишь именам существительным, именам прилагательным, именам числительным или местоимениям. Учитывая вышесказанное, можно определить значение термина “падеж”.

Падеж — это характеристика, обозначающая вид, в котором находится имя существительное, обозначающая его соотношение с другим объектом или лицом, определяющая его действие, состояние или признак.

Более сложное понятие падежа звучит так:

Падеж — меняющаяся характеристика грамматики русского языка, которая соответствует она существительному, местоимению, числительному или прилагательному, а также их гибридам, определяющая их значение в предложении относительно семантического или синтаксического положения.

Падежи помогают связывать части речи между собой, наделяя предложение или словосочетание определённой мыслью. Визуально она и выражается при помощи текста посредством трансформации формы слова. Для наглядности можно сравнить:

  • месяц, овины, жёлтый, лик, солнце, ясное;

Прячет месяц за овинами жёлтый лик от солнца ярого.

В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой бессмысленное перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, этому способствовали падежи.

Всего существует 6 падежей, которые характеризуются определённым окончанием. Тот или иной падеж можно определить, задав соответствующий вопрос, или распознать по присутствию определённых предлогов. В представленной таблице указаны все существующие падежи, определяющие их вопросы и соответствующие предлоги, если таковые должны быть.

Таблица падежей

Падежи в русском языке (таблица с вопросами и окончаниями)

Перед тем, как разобрать отдельно каждый падеж на примере конкретных слов, ещё раз вспомним терминологию этого слова и соотнесём её с существительным.

Падеж — это форма существительного, которая изменяет его и выявляет отношение его к другому предмету, человеку, действию или событию, создавая смысловую связь в предложении или словосочетании.

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж является базовой или начальной формой названия предмета. Применяется для обозначения объекта, в именительном падеже слово всегда будет выражать ответ на вопрос кто? или что?

  • Кто? мам-а, заяц_, врач_;
  • Что? ручк-а, солнц-е, пруд_, тиш-ь.

Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. Он относится к категории прямого падежа (остальные называются косвенными). В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.

  • Эта книга мне очень понравилась. книга» в именительном падеже, является подлежащим)
  • Собака — лучший друг человека. друг » — часть сказуемого)

Родительный падеж

Обозначает притяжение или принадлежность предмета к другому предмету или лицу, отвечает на вопросы кого? чего?

  • (нет) кого? мам-ы, зайц-а, врач-а;
  • (нет) чего? ручк-и, солнц-а, пруд-а, тиш-и.

Этот падеж относится к категории косвенных и может употребляться и с предлогами и без них. Пример:

  • (нет чего?) ручки — отломился у (чего?) ручки.

Чтобы более точно связать по смыслу существительное с другим словом, используются предлоги. Если существительное находится в родительном падеже, то ему будут соответствовать предлоги без, из, вокруг, с, около, у, после, от, для, до.

  • ходить без шляпы;
  • узнать из книги;
  • шагать вокруг здания;
  • спросить у прохожего;
  • отойти от подъезда;
  • дотянуться до плеча.

Дательный падеж

Используется в сочетании с глаголами, которые обозначают действие по отношению к данному предмету, ему соответствуют вопросы: кому? или чему?

  • Даю (кому?) мам-е, зайц-у, врач-у;
  • Даю (чему?) ручк-е, солнц-у, пруд-у, тиш-и.

Этому падежу (который является также косвенным) соответствуют предлоги к (ко), по, согласно, вопреки, вслед, подобно .

  • Подбежать к сестре;
  • действовать согласно убеждению;
  • поехать навстречу поезду;
  • сделать вопреки совету.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже указывает на объект действия, употребляется в сочетании с глаголом, ему соответствуют вопросы: кого? или что?

  • Виню (кого?) мам-у, зайц-а, врач-а;
  • виню (что?) ручк-у, солнц-е, пру-д, тиш-ь.

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в винительном падеже: с (со), через, в (во), о (об), на, сквозь, под, про, через, по, за.

  • Пронести через года;
  • говорить про себя;
  • подсматривать сквозь стекло;
  • танцевать под музыку;
  • отомстил за отца.

Некоторые из этих предлогов (на, под, за, в ) уточняют направление совершаемого на предмет действия:

  • спрятал (во что?) в коробку;
  • положил (на что?) на коробку;
  • поставил (за что?) за коробку;
  • подогнал (под что?) под коробку.

Творительный падеж

Существительное, находящееся в творительном падеже, обозначает объект, которым производят действие на другой предмет, он определяется вопросами: кем? или чем?

  • Доволен (кем?) мам-ой, зайц-ем, врач-ом;
  • доволен (чем?) ручк-ой, солнц-ем, пруд-ом, тишь-ю.

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в творительном падеже: за, с (со), между, под, над, перед, вместе с, в связи с, согласно с.

  • Говорить с гордостью;
  • летать над землёй;
  • задуматься перед покупкой;
  • приглядывать за ребёнком;
  • смеяться вместе с бабушкой;
  • стоять между деревьями;
  • остановиться в связи с правилами.

Предложный падеж

Стоящее в предложном падеже, имя существительное отвечает на вопросы о ком? о чём?

  • Думаю (о ком?) о мам-е, зайц-е, врач-е;
  • Думаю (о чём?) о ручк-е, о солнц-е, о пруд-е, о тиш-и.

Употребляемые предлоги, если существительное стоит в предложном падеже: по, на, о (об), в, при.

  • Основать при кафедре;
  • ходить в музее;
  • сидеть на скамейке;
  • рассказать о фильме;
  • плавать на катере.

▫ Есть что-то. СлОва нет. Но грозно кроткий исток его уже любовь исторг. уж видно, как его грядущий контур вступается за братьев и сестёр. Как это всё темно, как бестолково. Кто брат кому и кто кому сестра? Всяк всякому. Когда приходит слово, оно не знает дальнего родства. Оно в уста целует бездыханность. Ответный выдох - слышим и велик. Лишь слово попирает бред и хаос и cмертным о бессмертии говорит. Белла Ахмадулина 1982 (отрывок, но я надеюсь, что всем любителям Поэзии оно хорошо известно- МУЗЫКА!) 6176621-a151550 Владимир Николаевич! Спасибо! Логично и мне по душе именно такой ответ на вопрос. А возник он, поскольку поступила едкая эпиграмма от Анны Ахматовой, вернее от Алины Александровны в ее комментарии. Все же я просмотрела рейтинг популярности стихов из отечественной лирики. На каждые 10-15 Поэтов- мужчин мелькает 1 женщина. И Марина Цветаева стоИт выше Ахматовой, третьей (уверенно) идет Белла Ахмадулина, затем Лариса Рубальская, Юлия Друнина, Вероника Тушнова.... А закончу все же Вашим мнением на этот счет: `Каждый поэт - неподражаем! И судьбы всех людей различны. И каждый кем-то уважаем, И каждый пишет `на отлично`, По-своему все интересны....(с) У каждого из нас есть САМЫЙ_САМЫЙ!!! И НЕ ОДИН! И В РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ- НОВЫЕ! Сегодня будет справедливо отметить здесь на страничке дни рождения наших любимых Поэтов! 16 мая родилась О́льга Фёдоровна Бергго́льц (3 мая 1910 года, Санкт-Петербург - 13 ноября 1975 года, Ленинград) - русская советская поэтесса, прозаик. 6582469-a151550 16 мая родился И́горь Северя́нин (большую часть литературной деятельности автор предпочитал написание Игорь-Северянин; настоящее имя - И́горь Васи́льевич Лотарёв; 4 (16) мая 1887, Санкт-Петербург - 20 декабря 1941, Таллин) - русский поэт `Серебряного века`. 6465544-a151550 Спасибо за разговор, Владимир Николаевич! Доброго вечера всем!
▫ Инна Викторовна, `Полковник говорит, что он, блин, солдат, а не с...ный комедиант!` (`Киллер`) Ольга Алексеевна, товарищей по оружию вышеупомянутое не каается...
▫ Просто через них пропихивают бесполое воспитание, вот и все. В этом они, возможно, лучшие.... Если в наших школах введут их модель, не говори потом, что тебе не нравится. Сам хотел, ведь. Хочешь, чтобы твои писали карандашом и делали за 15 минут всю домашку? http://www.youtube.com/watch?v=fBP6NnehuDM Вся их супер-пуперность только в том, что они не бросят ребенка `с незнанием темы`, будут объяснять до последнего. А у нас с этим туго, очень туго, но это недоработка директоров. Но те же Амонашвили и Лысенковы еще десятки лет назад до Финляндии разработали методики, позволяющие без криков и принуждения усваивать большую часть материала. Но нам именно финны сдались.
▫ Есть.
▫ Там нет современных ученых, потому что пока фин объявляет следуююющую остановку..ее уже проеххааЛЛиииииии, так мы шутили в школе. И вдруг...что-то изменилось? Да ничего не изменилось. Нет у них лучшего в мире образования.