Конспект занятия «витамины для здоровья. «Витамины и полезные продукты»

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «витамины для здоровья»

Подготовила и провела воспитатель Сарычева В.В.

Цель: вызвать у детей желание заботится о своём здоровье.

Задачи:

  • учить детей различать витаминосодержащие продукты;
  • объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении витаминов для здоровья человека;
  • помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания - еда должна быть не только вкусной, но и полезно;
  • развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;
  • воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.

Предварительная работа: беседа с детьми о здоровье; подготовка слайдов; подготовка рабочих листов.

Материал: цветные карандаши, рабочие листы, листы бумаги для рисования.

Ход занятия :

Ребята, нам пришло письмо от Незнайки, послушайте, что он нам пишет.

«Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилась беда, я заболел. Говорят, чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел всё только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси колу. Но к сожалению, мне становится всё хуже и хуже. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть».

Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке.

Воспитатель:

Скажите, что вы любите есть больше всего? (Ответы детей)

Как вы думаете, в чем разница между «вкусным» и «полезным»? (Ответы детей)

Какие полезные, а какие вредные продукты, вы, видите на картинке? (Ответы детей)

Ребята, а вы знаете, что в продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами? (Ответы детей)

Ребята, что вы знаете о витаминах?

Да, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека.Например витамин А очень важен для зрения. Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире.Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, неподверженным к простудам. Если все таки простудился,то с его помощью можно быстрее поправится.

Послушайте, какой стихотворение я знаю о витаминах.

Никогда не унываю,

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А,В,С.

Как вы думаете, что будет с человеком,если питаться одними сладостями? (Ответы детей)

Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет,как правило,бывает хорошее, бодрое настроение,гладкая кожа, изящная фигура.

А вот конфеты, шоколад,мороженое, особенно в больших количествах,очень вредны для здоровья.

Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако, необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти.

Послушайте стихотворение о пользе витаминов.

Витамин А

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Витамин В

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Витамин Д

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный – надо пить

Он спасает от болезней,

Без болезней – лучше жить!

Витамин С

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Ты попробуй-ка решить не хитрую задачку:

Что полезнее жевать – репку или жвачку?

Ребята, как вы думаете, что полезнее? После еды многие стараются жевать жвачку, для того, чтобы очистить зубы, а в старину жевали репу, она очень полезная и хорошо очищает зубы.

Прослушав эти стихи мы можем сказать в каких продуктах содержаться витамины А,В,С,Д.

Витамин А содержится в продуктах питания: свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей.

Витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах - баранина, говядина, крабы, моллюски.

Витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.

Витамин Д – рыбий жир, печень трески, говяжья печень, сливочное масло.

Физкультминутка "Обжора"

Один пузатый здоровяк (Округлое движение обеими руками вокруг живота)

Съел десяток булок натощак (Выставить перед собой все пальцы)

Запил он булки молоком, (Изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)

Съел курицу одним куском. (Широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)

Затем барашка он поджарил (Показать указательными пальцами рожки)

И в брюхо бедного направил (Погладить живот)

Раздулся здоровяк как шар, (Изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар. (Ударить слегка ладонью по лбу)

Работа с рабочими листами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у вас на листочках с правой стороны нарисованы различные продукты. Перечислите какие? (Ответы детей). А с левой стороны написаны витамины А, В, С, Д. проведите дорожку от каждой буквы к нужному продукту. И вы узнаете какие витамины содержатся в продуктах. От буквы С – красным карандашом, от буквы А – синим карандашом, от буквы Д – зелёным карандашом, от буквы В – оранжевым карандашом.

Итак, какой витамин содержится в морковке? Рыбе? Сливочном масле? Капусте? Апельсинах? Сыре? Рыбьем жире? Чёрной смородине? (Ответы детей).

Ребята, мы с вами теперь знаем, какие продукты полезные, а какие вредные, в каких продуктах содержатся витамины А, Б, С, Д. Я предлагаю вам нарисовать полезные продукты для Незнайки, чтобы он знал, что нужно кушать, чтобы не болеть.

Дети рисую продукты.

Итог. Ребята, какие вы узнали полезные продукты? (Ответы детей) Теперь Незнайка будет кушать только то, что полезно, и не будет болеть, рисунки мы положим в конверт, подпишем его и отправим. Я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепкими. идетельства для педагогов и воспитателей


Занятие о витаминах с детьми старшего

дошкольного возраста

Тема: «Витамины укрепляют организм»

Программное содержание: 1. Продолжать закреплять знания детей о

Пользе витаминов для нашего организма.

2. Познакомить с понятием «витамины

Группы А, В, С, D, Е» и продукты, в

Которых они содержатся.

3. Закрепить знания детей о необходимости

Наличия витаминов в организме человека,

О пользе продуктов, в которых содержатся

Витамины.

4. Развивать речь, внимание, память,

Упражнять в отгадывании загадок.

5. Воспитывать желание быть здоровыми.

Предшествующая работа: беседа об овощах и фруктах, рассматривание

Картинок, их описание;

Игры: «4-й лишний», «Узнай на вкус, запах»,

«Чудесный мешочек»

Материал: кукла «Витаминка», картинки овощей и фруктов, игры «Живые

Витаминки», «Божья коровка », корзинка с овощами.

Ход занятия

1 ч. – Ребята, сегодня у нас занятие о самых полезных продуктах. А вы знаете, что относится к самым полезным продуктам? (овощи, ягоды, фрукты)

Ребята, а почему так полезны овощи, фрукты? (в них много витаминов)

Появляется гость «Витаминка»

Витаминка: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Витаминка.

Пищей шоколадною ты не увлекайся,

Очень сладкого, солёного

Ой, остерегайся.

Только овощи и фрукты – очень вкусные продукты

Да! Да! Да!

В-ль: Витамины необходимы, как воздух, солнце и вода.

Витаминка: Я очень люблю загадки. А вы, ребята? (да) Если отгадаете, то увидите ответ.

Рослые ребятки, улеглись на грядке,

Все ребятки молодцы и зовутся … (огурцы)

* * *

Фиолетовый кафтан заказал себе Иван.

Лучше не было кафтана, чем кафтан у … (баклажана)

* * *

Шло по грядке вдоль забора

Войско храброе дозором.

Держит пики сотни рук.

Подрастает горький … (лук)

* * *

Красная девица родилась в темнице,

Выкинула косу за окошко ловко.

Наступает осень, выдернут … (морковку)

* * *

Кругленькие братцы в домике томятся,

В домике зелёном им совсем не плохо.

Варят их в бульоне и зовут … (горохом)

Как назвать одним словом все эти картинки-ответы? (овощи)

Этот плод продолговатый,

Витаминами богатый.

Его варят, его сушат.

Называется он … (груша)

* * *

Он с оранжевою кожей,

Что на солнышко похожа.

А под кожей – дольки,

Посчитали, сколько?

Дольку каждому дадим,

Все по долечке съедим. (Апельсин)

* * *

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки. (Яблоко)

* * *

Среди листьев изумрудных

Зреет много гроздей чудных.

Они из ягод состоят,

У них чудесный аромат,

И мы зовём их … (виноград)

* * *

Хоть и кислый он,

В чай положим мы … (лимон)

Как назвать одним словом все эти картинки-ответы? (фрукты)

2 ч.- Витаминка: Все овощи и фрукты содержат очень много полезных веществ. Когда мы их едим, то наш организм получает большой запас витаминов, чтобы мы были здоровы и не болели.

В-ль: Осенью поспевает большой урожай овощей и фруктов. Всё сохранить в свежем виде не удаётся. От долгого хранения они могут испортится. Что же делают взрослые, чтобы сохранить собранный урожай на целую зиму? (консервируют овощи, фрукты, варят варенье, делают компоты …)

Витаминка: А ещё фрукты можно сушить. Высушенные фрукты называют сухофруктами. Даже в сушёном виде они сохраняют много витаминов. Вы, наверное видели и пробовали изюм – это высушенный виноград, курагу – сухие абрикосы. Из сухофруктов готовится очень вкусный и полезный компот, который вы получаете на обед.

В-ль: Ребята, а как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов? (Летом, осенью)

Физминутка

Мы стоим на огороде, Потягивания-руки в стороны

Удивляемся природе.

Вот салат, а здесь укроп. Правой рукой коснуться левой ступни, а потом

Тут морковь у нас растёт левой рукой коснуться правой ступни.

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой –

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. Приседания

Всё полили мы из лейки

И садимся на скамейки.

Мы идём во фруктовый сад. Ходьба на месте.

Вздыхаем яблок аромат. Дыхательные упражнения.

Хотим сорвать яблоки с дерева Поднимаются на носочки, тянут

поочерёдно то одну, то другую руку вверх.

Может быть, допрыгнем до них? Прыжки.

Нужно поставить лестницу. Имитируют подъём по лестнице .

Срываем яблоки и кладём в корзину. Имитируют сбор яблок .

Яблоки собрали, теперь отдохнём. Дети садятся за столы.

Витаминка: Ребята, вы отдохнули, а теперь отгадайте ещё загадку:

Он бывает всех цветов

В нём витаминов куча

Я пить его всегда готов

Ведь нет напитка лучше.

Он морковный и томатный

И на вкус и цвет приятный

Чтоб здоровым стать ты смог

Пей скорей фруктовый …(сок)

В-ль: -А вы знаете, что сок не только очень вкусный и полезный напиток, он ещё может быть и замечательным лекарством.

Сок лука – от насморка, при ангине, с мёдом при кашле.

Сок капусты – от боли.

Сок редьки – от кашля.

Ребята, а витамины содержатся не только в овощах, фруктах, ягодах, но ещё и в разных продуктах.

- Правильно вы ребята сказали, что летом и осенью больше витаминов, поэтому зимой и весной необходимо покупать витамины в аптеке. Их нужно употреблять в определённых дозах (1-2 таблетки в день)

Ребята, а вы знаете, что все витамины делятся на группы А, В, С, D, Е. Хотите узнать, какие полезные продукты к ним относятся? (Да)

Витаминка: Ребята, я привела с собой своих друзей. Это живые витаминки. Их зовут Витамин В и Витамин С.

В-ль: -Давайте поиграем в «Живые витаминки»

(Игра проводится за столом, дети стоят полукругом. Дети смотрят, какие продукты образуют данный витамин, когда перепутаются постараться вспомнить, что к какому витамину относится)

Кто это жужжит на соседнем столе. Это божья коровка. Она хочет, чтобы мы с ней поиграли. Игра «Божья коровка»(на спине выкладывается витамин, предлагаю детям отыскать определённую картинку, закрепляем, какие продукты относятся к данному витамину).

3 ч. Витамины – это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела, Если в пищи недостаточно витаминов, человек болеет разными болезнями, становится вялым, слабым, грустным.

Витаминка: Ребята, я принесла вам подарок, а вы уж сами догадайтесь для чего он нужен. Мне пора уходить, до свидания.

В-ль: Ребята, это капуста - овощ, в котором есть витамины роста. Морковь – витамины, укрепляющие зубы. Лук - витамины, которые борются с простудой.

Что можно сделать из этих полезных продуктов? (Витаминный салат)

Сегодня мы с вами приготовим его на обед.


Конспект открытого занятия по ЗОЖ «Я дружу с Жоди»
Тема: «Витамины и полезные продукты»

Цель: уточнить понятие «витамины», рассказать о пользе витаминов, их значении для жизни; взаимосвязь здоровья и питания.

Задачи образовательных областей:

Социализация:

1.Учить общаться детей в диалоге с воспитателем и персонажем Жоди.

2.Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Коммуникация:

1.Обогощать словарный запас детей.

2.Развивать диалогическую речь.

Познание:

1.Закреплять знание о пользе овощей и фруктов для здоровья.

2.Учить классифицировать продукты питания.

3.Расширять представление о разновидностях продуктов и их пользе.

Здоровье:

1.Дать представление о вреде газированных напитков и сладостей организму.

2.Вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.

3.Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания-еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Художественное творчество:

1.Приобщать детей к творчеству.

2.Предоставить возможность творить.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята я очень рада видеть вас всех сегодня такими здоровыми и красивыми. Молодцы. А с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?

Дети: С хорошим, веселым.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся (дети здоровуются). Ребята вы все сказали волшебное слово «здравствуйте». Да, да это не просто слово, а волшебное, ведь, когда мы его произносим, то мы с вами желаем друг другу здоровья! Давайте еще раз произнесем это волшебное слово: «Здравствуйте»!

Воспитатель: К нам сегодня придет наш давний друг.

Стук в дверь, входит Жоди.

Жоди: Добрый день ребята! Вы меня узнали?

Дети: Да, тебя зовут Жодик.

Жоди: Я так рад, вас снова видеть. А для гостей я расскажу про себя, меня то они видят впервые. Так же, как и у вас у меня есть имя Жоди, а полное мое имя Желудок, но пока я маленький меня дети ласково называют Жодиком. Я живу внутри мальчиков и девочек в их животиках. И точно также, как этим мальчикам и девочкам мне хочется быть здоровым и счастливым. Но я иногда болею, и тогда у мальчиков и девочек болит живот, и они не могут играть, а иногда и кушать.

Воспитатель: Жоди спасибо тебе, что ты помогаешь узнать ребятам из-за чего бывают такие неприятные ощущения, и как избежать эти неприятности. А для чего сегодня ты пришел, и что интересного нам расскажешь?

Жоди: Я в последнее время стал часто болеть. Ребята, а вы болели когда-нибудь?

Жоди: А как вы себя чувствовали?

Дети: Не играли, не гуляли, много лежали, были вялые.

Жоди: А вам нравилось болеть?

Дети: Нет.

Жоди: А что же нужно делать что бы не болеть?

Дети: Заниматься зарядкой, закаляться, правильно питаться.

Жоди: Все правильно вы сказали, нужно больше есть овощей и фруктов, потому что в них есть полезные вещества, которые называются…Сейчас мы это узнаем.

Ведущий: Жоди приготовил вам задание, из букв, которые лежат у вас на столах, нужно выложить слово. У каждой буквы есть номер. Начинаем с цифры 1, у кого эта цифра начинает наше слово и так по порядку (дети выкладывают слово и читают его). Правильно получилось слово витамины.

Жоди: Ребята, сегодня я вам открою один очень важный секрет. Оказывается, в некоторых продуктах живут витамины. А вы слышали что-нибудь о витаминах?

Дети: Да, мы знакомы с этим словом.

Жоди: Ребята первая часть этого слова Вита, п переводе с греческого языка означает жизнь, значит витамины очень ценные вещества. Это такие вещества, которые помогают детям расти крепкими и здоровыми. В природе витамины образуются в растениях, поэтому плоды, овощи и фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм.

Воспитатель: Солнечный луч упадет на зеленый фрукт, ягодку, овощ и погаснет, но не пропадает с его помощью в каждой ягодке, в каждом фрукте возникнут необходимые витамины.

Жоди: Ребята, а что будет если не получать таких витаминов?

Дети: Все будут болеть, плохо расти, не будет аппетита.

Жоди: А где же живут витамины, где нам их найти?

Дети: В овощах и фруктах.

Жоди: Правильно в овощах и фруктах. И сейчас мы проверим как вы знакомы с ними.

Проводится игра «Угадай на вкус» (ребенку завязываются глаза и дается кусочек фрукта или овоща, он должен распознать по вкусу что ему дали). Дети угадывают по вкусу морковь, яблоко, банан, вишню, свеклу, грушу, при угадывании появляется слайд с изображением продукта. Во время игры угадывающий описывает продукт на вкус.

Воспитатель: А вы знаете что из фруктов и овощей можно делать вкусные, красочные и интересные замки или города, да что там, картины вкусные делают. Давайте посмотрим.

Просмотр фильма «Вкусные истории».

Жоди: А давайте и мы построим такую вкусную картину.

Дети выкладывают из овощей и фруктов на большом подносе «сказочный остров».

Воспитатель: Какая замечательная картина у нас получилась из витаминных продуктов.

Ребята вы знаете, что у каждого витамина есть свой домик. Давайте познакомимся поближе (выставляется доска с изображением план-схемы домиков с окошками, на крыше у каждого обозначения А, В, С, D). Это домики самых главных витаминов А, В, С, D. Обратите внимание витамины пишутся латинскими буквами, которые похожи на русские, но отличаются при чтении (русская В читается как Б, русская С как Ц).

Кто же живет в домике под названием «Витамин А»? Разобраться нам поможет Жоди (вызывается один ребенок, Жоди загадывает загадки, при отгадывании ребенок открывает окошко и проверяют отгадку).

Жоди загадывает загадку про морковь, тыкву, помидор.

Ребенок: Помни истину простую-

Лучше видит только тот

Кто жует морковь сырую,

Или пьет томатный сок.

Слайд: витамин А, вокруг продукты в которых он находится.

Ребенок: Если мы хотим хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, нам нужен-витамин А, его еще зовут витамином роста.

Воспитатель: Следующий домик с витамином В.

Жоди загадывает загадки про свеклу, редиску, грушу. Ребенок открывает окошки при каждом отгадывании.

Слайд: витамин В, вокруг продукты в которых он находится.

Ребенок: Если мы хотим быть сильными, иметь хороший аппетит, не огорчаться и плакать по пустякам, быть в хорошем настроении- нам нужен витамин В.

Ведущий: Следующий домик витамина С.

Жоди загадывает загадки про лимон, чеснок, смородину. Ребенок открывает окошки при каждом отгадывании.

Слайд: витамин С, продукты в которых он находится.

Ребенок: Если мы хотим реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, нам нужен витамин С, его еще зовут- витамином здоровья.

Ведущий: Следующий домик витамина D.

Жоди: Очень важный витамин, он содержится рыбе, молоке, сливочном масле, яичном желтке (открывает окошки). А еще он содержится в лучах солнца, значит нам нужно больше бывать на воздухе и получать витамин через ультро-фиолетовые лучи.

Слайд: витамин D и продукты в которых он находится.

Ребенок: Творог, печень, яйца, сыр

Укрепляют организм!

Укрепляет наш скелет

Друг детей- витамин D.

Ведущий: Витамины нужны нашему организму для усвоения пищи.

Жоди: А какой пищи? Ведь не вся еда полезная.

Ведущий: Давайте поиграем. На столе лежат карточки с изображением продуктов питания. Выберите среди них полезные продукты (дети выполняют задание). Покажите свои карточки. А мне кажется, что полезные продукты должны быть вкусными, сладкими, как лимонад. Вы любите лимонад? (ответы детей).

Жоди: проходите в лабораторию юных исследователей, мы посмотрим, как лимонад влияет на наше здоровье (дети проходят к столам с оборудованием). На что похожа скорлупа яйца?

Дети: на зубы. Она такая же крепкая и белая.

Жоди: Посмотрим, что произойдет с зубами, если часто пить лимонад. Давайте опустим яйцо в стопку с лимонадом (дети опускают один конец яйца в лимонад).

Воспитатель: Ребята вы любите конфеты? Вкуснее всего есть конфеты с лимонадом. Правда?

Дети: Да…

Жоди: Посмотрим, что происходит в желудке, когда там встречаются лимонад и конфета. Представьте, что бутылка с лимонадом- наш желудок (Жоди бросает в бутылку конфету). Что произошло?

Дети: Взрыв, как вулкан…

Воспитатель: Как будет чувствовать себя человек, при таком вулкане?

Дети: Его будет тошнить, заболит живот и т.д.

Воспитатель: Теперь посмотрим, что произошло с яйцом, которое мы опустили в лимонад?

Дети: Скорлупа потемнела, стала некрасивая.

Воспитатель: Почему это произошло? Посмотрим из чего же состоит лимонад?

Дети: Из сахара, т. к. он сладкий. Из воды т. к. он льется. Из краски т. к. он окрасил яйцо.

Воспитатель: Мы посмотрели, как лимонад о конфеты действуют на наш организм. Как вы думаете полезные это продукты? Нужно ли их есть детям? (ответы детей). А что мы можем пообещать Жоди?

Дети: Жодик чтобы ты не болел, мы не будем пить лимонад и много есть сладостей. Мы будем дружить с тобой.

Воспитатель: Что о еде вы сегодня узнали?

Что делает еду полезной? (витамины).

Какие выводы вы сделали для себя?

Ребята, я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким.

Жоди: И чтобы вы были здоровы я угощаю вас витамином С, очень полезным витамином (Жоди раздает мандарины).

Цель: вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Задачи:

1. Учить детей различать витаминосодержащие продукты;

2. объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, об их пользе и значении витаминов для здоровья человека;

3. помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезно;

4. развивать внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;

5. воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Предварительная работа: беседа с детьми о своем здоровье.

Материал: цветные карандаши, рабочие листы, листы бумаги для рисования.

Ход занятия:

— Ребята, нам пришло письмо от незнайки, послушайте, что он нам пишет.

«Здравствуйте, ребята, меня зовут Незнайка. У меня случилось беда, я заболел. Говорят,чтобы не болеть, нужно правильно питаться. Я старался, ел все только вкусное: пирожные, конфеты, пил пепси колу. Но к сожалению, мне становится все хуже и хуже. Ребята, помогите, мне, пожалуйста, разобраться, что мне нужно есть, чтобы не болеть».

Ребята, давайте попробуем с вами помочь Незнайке.

Да, витамины оказывают различное влияние на здоровье человека. Например витамин А очень важен для зрения. Витамин В способствует хорошей работе сердца, а витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, он содержится в рыбьем жире неподверженным к простудам. Если все – таки простудился, то с его помощью можно быстрее поправится.

Послушайте, какой стихотворение я знаю о витаминах.

Никогда не унываю,

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А,В,С.

Как вы думаете, что будет с человеком, если питаться одними сладостями? (ответы детей)

— Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура.

— А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, очень вредны для здоровья.

Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти.

Послушайте стихотворение о пользе витаминов.

Витамин А

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Витамин В

Очень важно спозоранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

Витамин Д

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный надо пить

Он спасет от болезней,

Без болезней – лучше жить!

Витамин С

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Но а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Ты попробуй – кА решить не хитрую задачку:

Что полезнее жевать – репку или жвачку?

— Ребята, как вы думаете, что полезнее? После еды многие стараются жевать жвачку, для того, чтобы очистить зубы, а в старину жевали репу, она очень полезная и хорошо очищает зубы.

— Прослушав эти стихи мы можем сказать в каких продуктах содрежиться витамины А,В,С,Д.

Витамин А содержит в продуктах питания: свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпенат, тыква, репа, сельдерей.

Витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах – баранина, говядина, крабы, моллюски.

Витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.

Витамин Д – рыбий жир, печень, трески, говяжья печень, сливочное масло.

Физкультминутка «Обжорка»

Один пузатый здоровяк (округлое движение обеими руками вокруг живота)

Съел десяток булок натощак (выставить перед собой все пальцы)

Запил он булки молоком (изобразить пальцами воображаемый стакан, а затем выпить из него)

Съел курицу одним куском (широко раздвинуть пальцы одной руки, ладонью вверх, поднести воображаемый кусок ко рту)

Затем барашка он поджарил (показать указательными пальцами рожки)

И в брюхо бедного направил (погладить живот)

Раздулся здоровяк как шар (изобразить в воздухе большой круг)

Обжору тут хватил удар (ударить слегка ладонью по лбу).

Ребята, мы с вами теперь знаем, какие продукты полезные, а какие вредные, в каких продуктах содержится витамин А,Б,С,Д. Я предлагаю вам нарисовать полезные продукты для незнайки, чтобы он знал, что нужно кушать, чтобы не болеть.

Дети рисуют продукты.

Итог. Ребята, какие вы узнали полезные продукты? (ответы детей). Теперь Незнайка будет кушать только то, что полезно, и не будет болеть, рисунки мы положим в конверт, подпишем его и отправим. Я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким.

МБДОУ ЦРР Детский сад №17, г. Анжеро-Судженск, Россия.

Витамины и их роль в обмене веществ. Гиповитаминозы

Витамины – низкомолекулярные органические вещества, обладающие большой биологической активностью, необходимые для жизнедеятельности организмов. В 1881 г. Н. И. Лунин обнаружил, что мыши погибают, если их кормить пищевой смесью, состоящей из очищенных продуктов. Если же добавить в рацион 1 мл молока, мыши остаются здоровыми. В 1911-1912 гг. польский ученый К. Функ выделил препарат из отрубей и назвал его витамином.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D, E, P и т. д. Все витамины способны синтезировать большинство высших растений; многие бактерии и дрожжи.

Натуральные (естественные) витамины содержатся в продуктах растительного и животного происхождения и, за редким исключением, не синтезируются в организме человека. Витамины бывают водорастворимые (С, Р, группы В) и жирорастворимые (A, D, E, K).

Свойства (значение) витаминов:

а) входят в состав молекул многих ферментов и некоторых физиологически активных веществ; участвуют практически во всех физиолого-биохимических процессах, составляющих в совокупности обмен веществ;

б) непрочные соединения: быстро разрушаются при нагревании пищевых продуктов;

в) действие их проявляется в малых количествах и выражается в регуляции процессов обмена веществ.

Отсутствие витаминов в организме называется авитаминозом , недостаток – гиповитаминозом . Избыточное поступление витаминов в организм – гипервитаминоз – наблюдается при употреблении синтетических препаратов витаминов. Наиболее токсичны витамины А и D. Иногда гипервитаминоз А возникает при приеме в пищу продуктов, содержащих большое количество этого витамина (овощи, печень морских животных). Из водорастворимых витаминов наиболее токсичен В 12 (в больших дозах вызывают сильные аллергические реакции).

Витамин А (ретинол) участвует в окислительно-восстановительных реакциях. Содержится в сливочном масле, печени, молоке, рыбьем жире. В овощах (морковь) содержится провитамин А – каротин. Он превращается в витамин А в печени. Суточная доза – 1,5 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: задержка роста, сухость и помутнение роговицы, «куриная слепота» (нарушение сумеречного зрения), сухость кожи, снижение сопротивляемости к заболеваниям.

Витамин D (антирахитический, кальциферол) стимулирует образование костной ткани, регулирует обмен кальция и фосфора. Содержится в сливочном масле, печени трески, курином желтке, рыбьем жире. Может образовываться в коже из эргостерина (провитамин D) под действием ультрафиолетовых лучей. Суточная доза – 0,01-0,02 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: рахит (размягчение костей, искривление костей ног, уплощение груди, незарастание родничков, позднее появление зубов у детей).

Витамин Е (токоферол) предохраняет мембраны клеток и митохондрий от повреждений, участвует в окислительно-восстановительных процессах, в обмене белков, сокращении мышц, укрепляет стенки сосудов, разрушает свободные радикалы. Содержится в зеленых листьях овощей, орехах, семеч­ках, гречневой крупе, проросших ростках пшеницы, в яйцах, растительных маслах. Суточная доза – 10-12 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: дистрофия скелетных мышц, нарушение половой функции (бесплодие), нарушение зрения у детей.

Витамин К (викасол) участвует в свертывании крови. Синтезируется микрофлорой кишечника, содержится в капусте, зеленых томатах, шпинате, ягодах рябины. Из животных про­дуктов его источником является печень. Суточная доза – 1 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: замедление свертывания крови, самопроизвольные кровотечения.

Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных реакциях. Содержится в смородине, лимонах, клюкве, зеленом луке, картофеле. Суточная доза – 50 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: цинга (повышенная утомляемость, кровоточивость десен, выпадение зубов, кровоизлияния, снижение иммунитета).

Витамин В 1 (тиамин) участвует в регуляции обмена белков, жиров и углеводов. Содержится в дрожжах, орехах, неполированном рисе, печени, желтке куриного яйца. Суточная доза – 2,5 мг. Гипо- и авитаминоз – "бери – бери" (поражение нервной системы с параличом конечностей и атрофией мышц).

Витамин В 2 (рибофлавин) участвует в регуляции обмена веществ, в окислительно-восстановительных реакциях. В форме коферментов он участвует в развитии эритроцитов, обеспечивая кроветворную фун­кцию организма; регенерации нервных волокон; нормализации функции печени.

Содержится в мясе, яйцах, молоке, печени, фруктах, овощах. Суточная доза – 2,5 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: поражение роговицы, "заеды" (ангулярный стоматит), задержка роста.

Витамин B 3 (пантотеновая кислота) является коферментом ключевых реакций метаболизма жиров. Содержится в пчелином ма­точном молочке и пивных дрожжах. Достаточно много его в печени животных, яичном желтке, гречихе, овсе, бобовых. Суточная доза – 10-15 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: психоэмо­циональная неустойчивостью, склонность к обморокам, изменени­е походки, чувство жжения стоп.

Витамин В 5 (витамин РР, никотиновая кислота) входит в состав ферментов, являющихся катализаторами окислительно-восстановительных реакций, обмена белков и т-РНК. Источником витамина являются животные (особенно печень, мясо) и многие растительные продукты (рис, хлеб, кар­тофель). Суточная доза – 10-20 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: дерматит (воспаление открытых участков кожи, диарея (поносы), деменция (слабоумие).

Витамин В 6 (пиридоксин) участвует в регуляции обмена аминокислот. Содержится в дрожжах, рисе, мясе, бобах. Суточная доза – 2,5 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: воспаление кожи и нервов.

Витамин В 9 (фолиевая кислота, витамин В с ) участвует в обмене белков и нуклеиновых кислот. Витамина много в ли­ственных овощах, например, в шпинате. Он содержится в салате, ка­пусте, томатах, землянике. Богаты им печень и мясо, яичный желток. Суточная доза – 0,3-1 мг. Признаки гипо- и авитаминоза: анемия – в крови появляются большие незрелые кроветворные клетки. Снижается количество эритроцитов и гемоглобина в крови.

Витамин В 12 (антианемический) – участвует в регуляции обмена белков, жиров и углеводов. Содержится в печени, мясе, твороге, яйцах. Суточная доза – 200-300 мкг. Гипо- и авитаминоз – злокачественное малокровие (анемия).

Витамин Н (биотин) – участвует в транспорте диоксида углерода, в обмене углеводов и жиров. Содержится в молоке, яйцах, печени; цветной капусте, грибах, синтезируется бактериями кишечника. Суточная доза – 150-200 мкг. Гипо- и авитаминоз – заболевания кожи, выпадение волос.

Методами сохранения витаминов в пищевых продуктах являются:

    консервирование (метод сохранения продуктов со сравнительно небольшими потерями витаминов);

    замораживание (быстрое замораживание хорошо сохраняет витамины);

    вакуумная сушка. Проводится в условиях разряжения при температуре не выше 50 0 С;

квашение овощей и фруктов (образуется молочная кислота, способствующая сохранению в заквашиваемых продуктах витамина С).

    Романовский В.Е., Синькова Е.А., Витамины и витаминотерапия. Серия "Медицина для вас". - Ростов н/д: "Феникс", 2000, 320 с.

    Т. С. Морозкина, А. Г. Мойсеенок. Витамины. Краткое руководство

    Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. «Биологическая химия», М.: «Медицина» 1983 год,129с.

    “Энциклопедический словарь юного химика” - Москва 1990 Педагогика,650с.