Константин симонов биография для детей. Симонов К

Всем смертям назло

Сын Константина СИМОНОВА переводчик, публицист, кинорежиссер и правозащитник Алексей СИМОНОВ: «Картина «Звезда эпохи» этого урода Юрия Кары столько крови мне стоила. Сукин сын! Противно, когда грязными руками в биографию твоего отца лезут»

28 ноября исполнилось 100 лет со дня рождения известного советского поэта, писателя и общественного деятеля Константина Симонова. Его единственный сын дал интервью, в котором рассказал, каким ему запомнился отец, об отношении к его творчеству, своем Фонде защиты гласности, президентом которого Алексей Кириллович является, и многом другом

Для большинства Константин Симонов прежде всего автор знаменитого стихотворения «Жди меня» — в июне 1941-го он посвятил его актрисе Валентине Серовой. В активе Симонова десятки известных стихотворений, поэмы, сценарии, повести, романы, культовая эпопея «Живые и мертвые», по которой была сделана очень приличная советская экранизация с Анатолием Папановым в роли генерала Серпилина.

С началом войны поэта призвали в армию, и в качестве военного коррес-пондента он побывал на всех фронтах, был свидетелем последних боев за Берлин. Один из самых успешных советских авторов, шестикратно обласканный Сталинскими премиями. Симонов был четырежды женат и ради Валентины Серовой оставил вторую супругу с годовалым сыном. Поэт и актриса считались одной из самых заметных пар советского бомонда, но через 15 лет брака все-таки расстались. Он устал бороться с ее алкоголизмом и после развода пытался лишить бывшую жену родительских прав.

Накануне 100-летнего юбилея Симонова его единственный сын Алексей Кириллович дал «Бульвару Гордона» откровенное интервью. Всего у поэта, который из-за картавости полученное при рождении имя Кирилл сменил на Константин, четверо детей. Алексей Симонов окончил институт восточных языков МГУ, работал переводчиком в издательстве «Иностранная литература», известен рядом резонансных публикаций в ведущих российских газетах и журналах, сейчас возглавляет Фонд защиты гласности.

«ЗА ДВА ГОДА ДО СМЕРТИ ОТЦА СПРОСИЛИ: «ЧТО ВЫ СЧИТАЕТЕ СЕГОДНЯ ДЛЯ СЕБЯ ГЛАВНЫМ?». — «НЕ ВРАТЬ В ИСТОРИИ!» — ОТВЕТИЛ ОН»

— Алексей Кириллович, на ваш взгляд, творчество отца сегодня актуально?

— Думаю, да. Актуально его желание хоть в конце жизни избавиться от официоза. Когда за два года до смерти на юбилее в концертной студии «Останкино» (а это испытание проходили многие интеллигенты) его спросили: «Что вы считаете сегодня для себя главным?», он ответил: «Не врать в истории!». Мне кажется, если у писателя нет проблем с совестью, большая часть из того, что он делает, актуальна.

Мне нравятся две его повести — «Пантелеев» и «Ивашов». Они входят сейчас в цикл «Так называемая личная жизнь», составляя половину первой повести «Четыре шага». Это лучшая военная проза, которую я у отца читал. Она может сравниться с чем угодно и выстоит в любом состязании.



— Сын писателя Венедикта Ерофеева Венедикт Венедиктович как-то признался мне, что всю жизнь валяет дурака, но при этом у него всегда есть деньги, которые он получает за переиздание книг своего отца. Вы в этом отношении успешный наследник?

— Учитывая то, что за последние годы произошло в нашей печати, о дивидендах от наследия и речи нет. Мы знаем, когда книги выходят, у нас есть контора, которая защищает авторские права, мы с ней в добрых отношениях, но материальной поддержки не имеем. Хотя сказать, что это совсем на мне не отражается, было бы неправдой, все-таки приятно, когда отцовские книжки выходят.

— К такой серьезной дате прошли какие-то мероприятия, связанные с отцом?

— В день его рождения в московском Доме литераторов со-сто-ялся вечер памяти, открылась фотовыставка с фотографиями из семейных архивов, которые остались у меня и сестры. Есть надежда, что выйдут три новых симоновских книжки. В двух из них будет нечто новое: «Три дневника Константина Симонова», где собрано воедино его первое издание дневника 1941 года «Сто суток войны», который так и не вышел, и его переписка с родителями — отец готовил ее к изданию, но она тоже никогда не печаталась.

Также выйдет книжка «Симонов глазами человека моего поколения», которую отец диктовал в больнице. Там же, как дополнение, появится интервью с генералом Михаилом Лукиным, проведшим всю войну в немецком плену, — его называли спасителем Москвы, поскольку он командовал войсками, которые находились в окружении. Почему его интервью осталось при жизни отца ненапечатанным — не знаю. Может, болел или руки не доходили — трудно сказать. Взято оно в 1967 году, я его лично редактировал, надеюсь, более-менее удачно.

В этой же книге собраны заметки отца к романам, он записывал там свои мысли. На мой взгляд, очень интересные, они состоят из деталей сталинского образа и подробностей биографии, которые отец почерпнул из разговоров с людьми, вышедшими из тюрем, бывшими военными начальниками... Теми, кто остался в живых после Сталина.

Снято несколько телевизионных передач и фильмов. Правда, с последними — беда. Главным признаком нового фильма является мое там присутствие, отчего я не сильно радуюсь, поскольку снимали ребята, которые демонстрируют факты и кадры, украденные друг у друга.

«ДЛЯ МЕНЯ СИМОНОВ БЫЛ ОТЦОМ, БАТЕЙ. НО НЕ ПАПОЙ»

— У вас две сестры: дочь Симонова Мария — от союза с актрисой Валентиной Серовой и приемная Екатерина — от четвертого брака с Ларисой Жадовой, дочкой генерала Алексея Жадова и вдовой поэта-фронтовика, друга Симонова Семена Гудзенко. Младшая Александра умерла в 2000-м. В каких вы отношениях, собираетесь ли все вместе в день рождения отца?

— Такой традиции у нас нет, слишком противоречивы и многообразны наши семейства. И отец довольно равнодушно при жизни относился к своим дням рождения. Общаемся мы с сестрами по-разному. Как вообще живые люди, имеющие друг с другом многолетние отношения, которые могут быть хорошими, плохими, никакими, но они очень многое определяют в жизни. В целом у меня добрые отношения с сестрами, достаточно сказать, что Мария проработала 15 лет в моей собственной организации. Сейчас на пенсии.

— Ревности между вами никогда не возникало из-за того, что отец кого-то лю-бил больше?

— Естественно, каждый из нас больше любил младшую сестру Сашку, для отца она была светом в окошке, но это не значило, что он ей что-то дополнительно прощал или делал что-то такое специальное, чего для других не делал.


— А почему Александра так рано ушла из жизни?

— У нее был рак. Еще совсем девчонка, 43 года...

— Отец ушел из семьи, оставив вашу маму с ребенком — вам было около года. Держали на отца обиду за такой немужской поступок?

— У меня не возникло ощущения, что меня бросили. Со мной была мама, которую я очень любил, замечательные родственники, восполняв-шие отсутствие отца. Помню, когда я попытался стать Симоновым в школе, меня быстро отмутузили, тогда это называлось «де-лать темную».

Я это запомнил и до сих пор благодарен своим товарищам, потому что по-настоящему я стал Симоновым, когда сам стал что-то значить. С 15 лет я подружился с отцом, начал лучше его понимать, а он — вникать в то, чем я занимаюсь, его интересовало, кем я буду и что собираюсь в жизни сделать. У нас сложились добрые отношения. Я с большим пиететом относился к нему и ко всему, что происходило вокруг него. Отец был для меня человеком очень важным.

— В 2005 году вы как режиссер сняли авторский фильм о Симонове «Ка.Эм», в котором показали, каким был ваш отец в реальной жизни. Многие знают, что Константин Михайлович не выговаривал две буквы — «л» и «р», поэтому вместо Кирилла стал Константином. В кругу семьи вы его как называли?

— Все, кроме его мамы, называли отца Константином Михайловичем, а мама всю жизнь звала Кирюшей и никогда не отказывалась от этого имени. Для меня он был отец, батя. Но не папа.


— Когда известные люди уходят, появляется много псевдодрузей, которые рассказывают истории, не имеющие с правдой ничего общего. Вы слышали об отце такие легенды?

— Конечно, очень часто. Только одна картина «Звезда эпохи» этого урода Юрия Кары мне столько крови стоила... Сукин сын! Противно, когда грязными руками лезут в биографию твоего отца.

«НЫНЧЕ СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ИЗВЕСТНЫЕ ЛИЧНОСТИ И ИХ ПОТОМКИ — ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ»

— Разве создатели сериала не поставили вас в известность, что собираются снимать кино?

— А зачем? Нынче считается, что известные личности и их потомки — общественное достояние. Нет авторского права, чтобы отстоять биографию, поэтому такие «божьи кары» могут возникать совершенно произвольно, независимо от тебя. Этот фильм примерно до половины довели, пока мы ни о чем не знали, а когда узнали и с ними связались, то сказали: «Вы что, ребята, совсем озверели? Собираетесь снять фильм, даже не показав нам сценария?». — «Ах, извините, мы не могли вас найти», — начали оправдываться они. В общем, возникло ощущение гадливости.

Тем не менее картину досняли и получилось 40 бочек арестантов, но хоть какие-то правила приличия в фильме все-таки соблюдены. И лишь благодаря нашему вмешательству. Там же нет Симонова, есть Семенов, нет Серовой, а есть Седова...

— Мне казалось, что продюсеры умышленно исказили реальные фамилии, чтобы к ним не было юридических вопросов...

— Это не они, а я. Но, к сожалению, это не помогло фильму стать хоть каплю лучше. Когда так делают и пытаются выдать это за искусство, хуже не придумаешь. Актеры мне тоже не понравились. Александрова — артистка красивая, может, и похожа на Серову, могу допустить. Играет она в первой серии более-менее, а дальше ей уже нечего играть, потому что начинается чистое вранье. Хотя в свое время Кара снял замечательную картину «Завтра была война», уж не знаю, каким образом...

— А с Валентиной Серовой вы много общались в жизни?

— Как я мог с ней не общаться, если она была моей мачехой? Я встречался с ней до их расставания с отцом. У меня ничего дурного в памяти о Валентине Васильевне нет. Я ее помню и с удовольствием вспоминаю время, когда мы могли с ней общаться. Меня привозили к ним на дачу, где жил и мой сводный брат Толя (сын Валентины от летчика Анатолия Серова. — Прим. ред.). Но гостил я у них не-часто.

— Перед смертью Константин Михайлович попросил их общую с Валентиной Серовой дочь сжечь все письма, которые он писал ее матери. Но Ма-рия не удержалась, прочитала и кое-что успела переписать, благодаря чему мир узнал об их трогательной переписке. Какое впечатление эти письма произвели на вас?

— Да, я читал их, но придерживаюсь отцовского мнения, что этих писем не существует. Память об отце живет благодаря его блестящему таланту — человеческому и писательскому. Все остальное — от лукавого.

— Но вы не думаете, что если бы ваш отец не ушел от Валентины Серовой, может, она по-другому закончила бы свою жизнь? Ведь причины ее таинственной смерти до сих пор не выяснены. Верите, что ее убили?

— Понятия не имею. Не думаю, чтобы это было так.

«ОТЕЦ СОХРАНИЛ В СВОЕМ АРХИВЕ ВСЕ ГАДОСТИ, КОТОРЫЕ ПРО НЕГО НАПИСАЛИ»

— Когда Симонова критикуют, вы как реагируете? Пытаетесь его оправдать, когда говорят, что он участвовал в травле Пастернака, Зощенко, Ахматовой, писал письма против Солженицына?..

— Когда такое говорят, пытаюсь понять суть обвинений и стараюсь объяснить, как все могло обстоять на самом деле. А то, что его обвиняют в травле... Я отвечал на эти вопросы восемь раз за последнее время и еще раз не хочу. Думайте как хотите. Я этими вопросами больше не занимаюсь.

Кстати, сам отец сохранил в своем архиве все гадости, которые про него писали. Для потомков. Не знаю, хранил ли все хорошее, но насчет плохого сам убедился.

— Чем вы похожи на своего отца?

— Разве что внешне. Характер у меня совершенно другой. К поэзии я неравнодушен, но это не значит, что придерживаюсь вкусов отца. Конечно, писать стихи я пробовал, в такой интеллигентной семье грех не попробовать. Отец был более целенаправлен и сосредоточен на своей биографии, чем я. У меня же, как минимум, три биографии, а у него, по большому счету, одна, которая определена войной, а дальше он шел по литературной части и никуда с этой тропы не сворачивал. Поэтому я не мог ничего от него взять, хотя мне очень нравится многое в нем и в его облике, привычках. Пожалуй, единственное, что я от него унаследовал, — очень люблю жарить мясо.

— Он сам готовил?

— Да, и замечательно это делал. Очень любил грузинскую кухню. Обязательные блюда — щи-борщи. У него была домработница Марья Акимовна, про которую ходила легенда, что даже если вечером к отцу приходили гости, а в доме все съели и выпили, то наутро перед отцом стояла миска щей и рюмка водки. Многие друзья даже пытались ее в этом проверить, и оказалось — правда. Есть замечательная фотография с ее 50-летия, вокруг собрались друзья дома, все очень радуются, а она черненькая, маленькая, довольно непрезентабельной внешности, у нее была замечательная присказка: «Я очень люблю хозяина, хозяин ко мне никогда не пристает».

— На публике Симонов всегда выглядел франтом, в строгих кос-тюмах... А каким он был дома?

— Да, костюмы он очень любил, был элегантен. Даже спортивный костюм носил достаточно красивый, а не треники с пузырями на коленях. С моей точки зрения, отец вообще образец мужчины. Удивительно, когда человек талантливый одно-временно элегантен, умен, красив, богат и при этом абсолютный демократ. Понимаю, почему его так любили женщины. И ни одна из них не ошиблась.

— Как он воспринимал свою известность?

— Вполне мог проехать в метро, его это совершенно не напрягало. Иногда узнавали, но он же не артист, да и время было другое. У него была машина, но сам он никогда не садился за руль. На фронте, говорят, водил, но очень немного. А потом понял, что в качестве пассажира обретает возможность работать над стихами, рукописями, статьями вместо того, чтобы самому вести машину.

«ЕСТЬ В РОССИИ СВОЛОЧНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ — ДЕЛАТЬ «ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ» ИЗ СВОИХ ГРАЖДАН. В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ СДЕЛАЮТ ИЗ МЕНЯ»

— Современники Cи-мо-нова рассказывали, что он ничего не писал от руки, а все надиктовывал на диктофоны, которых у него было много...

— Нет, стихи он писал ручкой или карандашом. А на диктофон сначала наговаривал корреспонденцию, дневники, а потом так увлекся, что стал записывать прозу. У него была целая группа преданных секретарей, которым он доверял разную работу. Как правило, было два секретаря, один не справлялся с объемом работы. Мне тоже довелось какое-то время у него поработать, я отбирал приходящие ему рукописи и на каждую давал короткую рецензию, из которой ему становилось ясно, стоит ее смотреть или нет. За это он мне платил, примерно так же, как в журналах платили за ответ на сам-издат.


— Отец официально выписывал сыну зарплату?

— У него была чековая книжка, и я время от времени по этим чекам получал деньги. Бывало, что и просто просил о помощи, он всегда с пониманием к этому относился.

— Как вы думаете, ваш отец был счаст--ливым человеком?

— Скорее да, чем нет. Большую часть того, что он хотел сделать, сделал.

— Вы все так же работаете в Москве президентом Фонда защиты гласности?

— Да, есть фонд, им и живу. В ближайшее время меня сделают «иностранным агентом». Есть в России такая сволочная тенденция — делать «иностранных агентов» из своих граждан. Значит, в ближайшее время сделают из меня, что практически лишит возможности серьезно заниматься работой. Сейчас мы находимся в состоянии предсудебного процесса, чтобы понять, когда и как можно будет с этим бороться.

— После смерти отца вы вместе с сестрами и его последней женой развеяли его прах на Буйничском поле под Могилевом, где в 1941 году Константин Михайлович чуть не погиб. Когда бываете там, ощущаете его присутствие?

— У меня нет ощущения, что мы встречаемся там. И слава Богу! Последний раз в августе, в день его смерти, мы ездили туда с сестрой, племянницей и моей женой. Это поле очень почитают местные власти, проводят там разные мероприятия. В Белоруссии с уважением относятся к чужой памяти.

Там есть городской музей, в свое время я кое-что туда отдал. В последние два года у отца было очень плохо с легкими, он таскал с собой склянку из-под чего-то (у него было две одинаковых) и туда, извините, харкал — вот я эту склянку вместе с колосьями с Буйничского поля отдал в могилевский музей.

— И у вас от отца больше ничего не осталось?

— Нет. Мне неоткуда было взять. Была кепка, которую он мне подарил, я ее передарил, а тот человек потерял.

— Когда умерла четвертая жена Симонова, вы и ее прах развеяли на этом же поле. Почему?

— У меня есть серьезные сомнения, правильно ли я поступил, но что сделано, то сделано. Она сама этого хотела. Последняя жена отца была стойким, боевым солдатиком. Очень решительно стояла за выполнение всех пунктов завещания отца, не возникало сомнения, что она вдова своего мужа. В этом смысле была большим молодцом.

— Константин Михайлович, помимо всего прочего, был общественным деятелем, депутатом двух созывов. Как думаете, что бы он сказал сегодня, глядя на то, что происходит между Россией и Украиной?

— Не хотелось бы отвечать от лица отца, но, я думаю, он мог бы сказать, что все сошли с ума.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Жизнь и творчество К.М. Симонова

В нашей стране было и есть немало замечательных поэтов и писателей, посвятивших свое творчество военной тематике. Правда, их становится все меньше. Но наше знание о тех трагических и великих днях все еще нельзя считать полным и законченным.

Творчество Константина Михайловича Симонова (1915-1979) занимает особое место в русской литературе.

Его имя при рождении: Кирилл, но он в 30-х годах XX века выбрал псевдоним Константин Симонов, поскольку не выговаривал ни звук «р», ни «л» в собственном имени.

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился в 1915 г., в Петрограде. Мать, Александра Леонидовна, - настоящая Оболенская, из знаменитого княжеского рода. В «Автобиографии», написанной в 1978 году, своего физического отца Симонов не упоминает, воспитывался отчимом, Александром Ивановичем Иванищевым, участником японской и германской войн, преподавателем военного училища, которого очень любил и уважал.

Детство провел в Рязани и Саратове. Семья была военная, жила в командирских общежитиях. Вынесенные из военной службы привычки - аккуратность, требовательность к себе и окружающим, дисциплинированность, сдержанность - формировали особую семейную атмосферу: «Дисциплина в семье была строгая, чисто военная. Существовал твердый распорядок дня, все делалось по часам, в ноль-ноль, опаздывать было нельзя, возражать не полагалось, данное кому бы то ни было слово требовалось держать, всякая, даже самая маленькая ложь, презиралась». Военные навсегда останутся для Симонова людьми особой складки и выделки - им навсегда захочется подражать.

Окончив в 1930 г. школу-семилетку, К. Симонов учился в ФЗУ на токаря. В 1931 семья переехала в Москву, и Симонов, окончив здесь фабзавуч точной механики, идет работать на завод. Объяснял свой выбор Симонов в «Автобиографии» двумя причинами: «Первая и главная - пятилетка, только что построенный недалеко от нас, в Сталинграде, тракторный завод и общая атмосфера романтики строительства, захватившая меня уже в шестом классе школы. Вторая причина - желание самостоятельно зарабатывать». В эти же годы начинает писать стихи. Печататься начал в 1934 г.

Работал до 1935.

В 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны стихи К. Симонова. Первая поэма – «Павел Черный» (1938), прославлявшая строителей Беломорско-Балтийского канала. В «Автобиографии» поэма упоминается как первый трудный опыт, увенчавшийся литературным успехом: ее публикация в сборнике «Смотр сил».

С 1934 по 1938 г. учился в Литературном институте им. Горького, после окончания поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 был направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся.

В эти годы выпустил книгу стихов «Настоящие люди» (1938), поэмы «Ледовое побоище» (1938), «Суворов» (1939). Вскоре выступил как драматург (пьесы «История одной любви» (1940), «Парень из нашего города» (1941)).

Во время финской войны окончил двухмесячные курсы военных корреспондентов при Военной Академии имени Фрунзе, с осени 40-го по июль 41-го еще одни курсы - при Военно-политической академии; получает воинское звание интенданта второго ранга.

В годы Великой Отечественной войны работал корреспондентом газеты «Красная звезда», постоянно находясь в действующей армии. В «Автобиографии» Симонов признавался: «Почти весь материал - для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных - мне дала работа корреспондентом на фронте». В 1942 вступил в ВКП(б). В том же году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника.

Но все же всенародную известность принесла писателю публикация в январе 1942 года в газете «Правда» стихотворения «Жди меня».

К.М. Симонов был одним из первых, кто начал после войны тщательное изучение трофейных документов немецко-фашистской армии. Им проведены длительные и обстоятельные беседы с маршалами Жуковым, Коневым и другими много воевавшими людьми.

Константин Симонов через свои очерки, стихи и военную прозу показал увиденное и пережитое как им самим, так и тысячами других участников войны. Он проделал гигантскую работу по изучению и глубокому осмысливанию опыта войны именно с этой точки зрения. Он не приукрашивал войну, ярко и образно показал ее суровый лик. Уникальны с точки зрения правдивого воспроизведения войны фронтовые записки Симонова «Разные дни войны». Читая такие глубоко проникновенные свидетельства, даже фронтовики обогащают себя новыми наблюдениями и более глубоко осмысливают многие, казалось бы, хорошо известные события.

В годы войны написал и пьесы «Русские люди», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».

Исследование творчества Симонова и его общественно-политической деятельности сегодня актуально для истории, так как главным в творчестве Константина Симонова было утверждение и в литературе, и в жизни идей защиты Отечества и глубокого понимания патриотического и воинского долга. Творчество К. Симонова заставляет каждый раз задуматься, при каких обстоятельствах, каким путем была воспитана наша армия и народ, победившие в Великой отечественной войне. Свой вклад в это дело внесли и наша литература, и искусство, в том числе Константин Михайлович Симонов.

В 1942 году Н. Тихонов назвал Симонова «голосом своего поколения». Л. Финк считает такое определение недостаточно широким, в своей книге о К. Симонове он пишет: «К. Симонов был трибуном и агитатором, он выражал и вдохновлял свое поколение. Потом он стал его летописцем». Итак, история в судьбе и творчестве К. Симонова отразилась со всей полнотой и очевидностью.

В своем творчестве Симонов не обходит и многие другие сложные проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время войны, и которые продолжают волновать нашу общественность в послевоенные годы и особенно в связи с событиями в Афганистане и Чечне.

О К. Симонове изданы книги И. Вишневской, С. Фрадкиной, Л. Финка, Д.А. Бермана, Б.М.Толочинской, множество статей и посвященных ему глав в книгах о военной теме в литературе. О К. Симонове глубоко и серьезно писали такие известные исследователи, как А. Абрамов, Г. Белая, А. Бочаров, З. Кедрина, Г. Ломидзе, В. Новиков, А. Макаров, В. Пискунов, П. Топер.

Большое количество статей о жизни и творчестве К. Симонова публиковалось и до сих пор публикуется в журналах, где работал К. Симонов – «Знамя» и «Новый мир».

Большие монографические исследования о К. Симонове немногочисленны, однако для исследователя большой материал дают воспоминания современников о Константине Симонове, о разных этапах его личного и творческого пути.

Книга интересна прежде всего честным, правдивым рассказом о К. Симонове, его поколении, его эпохе. А. Симонов не претендует на всеобъемлющий характер своих свидетельств. Но как раз частность, заявленная в заглавии книги («это не они такие, герои этой книги, это я их такими помню или такими люблю»), куда привлекательнее напора «истины в последней инстанции». Отлично сказано о «писательском пуританизме» Симонова, которого (хотя он и числился среди коллег-сверстников передовым и даже прозападным) по-человечески, по-мужски отвращали «разнузданность», самокопание на грани самобичевания. Симонов-сын оказывается способен к осознанию Симонова-отца как явления характерного, типичного для своего времени.

В послевоенные годы К. Симонов - поэт и воин, журналист и общественный деятель - пишет по впечатлениям поездок за границу книгу стихотворений «Друзья и враги» (1948), повесть «Дым отечества», много работает в драматургии, создает эпическое повествование в прозе об Отечественной войне - романы «Живые и мертвые» (1959) и «Солдатами не рождаются» (1964).

В послевоенные годы общественная деятельность Симонова складывалась таким образом: в 1946-50 главный редактор журнала «Новый мир». В 1946-54 зам. генерального секретаря Союза писателей СССР. В 1946-54 депутат Верховного Совета СССР. В 1952-56 член ЦК КПСС. В 1954-58 вновь возглавил «Новый мир». Одновременно в 1954-59 и 1967-79 секретарь правления Союза писателей СССР. В 1956-61 и с 1976 член Центральной ревизионной комиссии КПСС.

В 1974 был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Умер К. Симонов в 1979 в Москве.

Симонов Константин Михайлович (1915-1979) – советский поэт и прозаик, общественный деятель и публицист, писал сценарии для кинофильмов. Участвовал в боях на Халхин-Голе, прошёл Великую Отечественную войну, получив звание полковника Советской Армии. Герой Социалистического Труда, долгое время работал в Союзе писателей СССР. За свой труд получил Ленинскую премию и шесть Сталинских премий.

Детство, родители и семья

Константин Симонов появился на свет в городе Петрограде 15 ноября 1915 года. При рождении ему было дано имя Кирилл. Но так как, уже став взрослым, Симонов картавил, не выговаривал звук «р» и твёрдый «л», ему было затруднительно произносить собственное имя, он принял решение сменить его на «Константин».

Его папа Симонов Михаил Агафангелович принадлежал к роду дворянскому, закончил Императорскую Николаевскую академию, служил генерал-майором, имел орден «За заслуги перед Отечеством». В Первую мировую войну он пропал на фронте без вести. След его потерялся в 1922 году на территории Польши, по документам он туда эмигрировал. Константин своего родного отца не видел ни разу.

Мать мальчика Александра Леонидовна Оболенская принадлежала к княжескому роду. В 1919 году она с маленьким сыном уехала из Петрограда в Рязань, где и произошло её знакомство с А. Г. Иванишевым. Бывший полковник императорской русской армии на тот момент занимался преподаванием военного дела. Они поженились, и маленького Константина стал воспитывать отчим. Их отношения складывались неплохо, мужчина вёл в военных училищах тактические занятия, а позднее его назначили командиром РККА. Поэтому детские годы Кости прошли в военных городках, гарнизонах и командирских общежитиях.

Мальчик немного побаивался отчима, так как тот был человеком строгим, но в то же время очень сильно уважал и всегда был благодарен ему за военную закалку, привитую любовь к армии и Родине. Позднее, будучи известным поэтом, Константин посвятил ему трогательную поэму под названием «Отчим».

Годы учёбы

Школьное обучение мальчик начал в Рязани, позже семья переехала в Саратов, где Костя и закончил семилетку. Вместо восьмого класса он поступил в ФЗУ (фабрично-заводское училище), где обучился профессии токаря по металлу и начал трудиться. Зарплату он получал небольшую, но для семейного бюджета, который без преувеличения можно было назвать скудным на тот момент, она являлась хорошим подспорьем.

В 1931 году семья уехала в Москву. Здесь Константин продолжил работать токарем на авиационном заводе. В столице юноша решил учиться в Литературном институте имени Горького, но трудиться на заводе не бросил и ещё в течение двух лет совмещал работу и учёбу, зарабатывая стаж. В это же время он начал писать свои первые стихи.

Начало творческого поэтического пути

В 1938 году Константин окончил институт, на тот момент его стихи уже печатались в литературных журналах «Октябрь» и «Молодая гвардия». В этом же году он был зачислен в состав Союза писателей СССР, стал аспирантом в Московском институте философии, литературы и истории (МИФЛИ), а также было издано его произведение «Павел Чёрный».

Ему не удалось окончить аспирантуру, потому что в 1939 году Симонова направили на Халхин-Гол военным корреспондентом.

Вернувшись в Москву, Константин вплотную занялся творчеством, вышли две его пьесы:

  • 1940 – «История одной любви» (которая была поставлена в театре Ленинского комсомола);
  • 1941 – «Парень из нашего города».

Также молодой человек поступил в военно-политическую академию на годичные курсы военных корреспондентов. Перед самой войной Симонову присвоили звание интенданта второго ранга.

Великая Отечественная война

Первая же командировка Симонова в качестве корреспондента фронтовой газеты «Боевое знамя» в июле 1941 года была в стрелковый полк, расположенный неподалёку от Могилёва. Подразделение должно было оборонять этот город, и задача стояла жёстко: не пропустить противника. Немецкая армия нанесла главный удар, пустив в ход мощнейшие танковые части.

Бой на Буйничском поле продолжался около 14 часов, немцы понесли сильные потери, у них сгорело 39 танков. До конца жизни в памяти Симонова остались мужественные и героические ребята, его однополчане, которые погибли в этом бою.

Вернувшись в Москву, он сразу же написал об этом бое репортаж. В июле 1941 года газета «Известия» напечатала очерк «Горячий день» и фото сгоревших вражеских танков. Когда закончилась война, Константин очень долго искал хотя бы кого-то из этого стрелкового полка, но все, кто принял тогда, горячим июльским днём, на себя удар немцев, до победы не дожили.

Всю войну прошёл Константин Михайлович Симонов специальным военным корреспондентом и победу встретил в Берлине.

За военные годы им были написаны:

  • сборник стихотворений «Война»;
  • пьеса «Русские люди»;
  • повесть «Дни и ночи»;
  • пьеса «Так и будет».

Военным корреспондентом Константин был на всех фронтах, а также в Польше и Югославии, Румынии и Болгарии, делал репортажи о последних победных боях за Берлин. Государство заслуженно наградило Константина Михайловича:

«Жди меня»

Это произведение Симонова заслуживает отдельного разговора. Написал он его в 1941 году, полностью посвятив любимому человеку – Валентине Серовой.

После того, как поэт чуть не погиб в сражении под Могилёвым, он вернулся в Москву и, заночевав на даче у своего товарища, в течение одной ночи сочинил «Жди меня». Печатать стих он не хотел, зачитывал его только самым близким людям, так как считал, что это слишком личное произведение.

Тем не менее стихотворение переписывали от руки и передавали друг другу. Однажды товарищ Симонова сказал, что от глубокой тоски по любимой жене его спасает лишь этот стих. И тогда Константин согласился его напечатать.

В 1942 году сборник стихотворений Симонова «С тобой и без тебя» имел оглушительный успех, все стихи также посвящались Валентине. Актриса стала для миллионов советских людей символом верности, а произведения Симонова помогали ждать, любить и верить, и дожидаться своих родных, близких и любимых людей с этой страшной войны.

Послевоенная деятельность

Весь путь поэта до Берлина отразился в послевоенных произведениях:

  • «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента»;
  • «Славянская дружба»;
  • «Письма из Чехословакии»;
  • «Югославская тетрадь».

После войны Симонов много ездил в командировки за границу, работал в Японии, Китае, США.

С 1958 по 1960 годы ему пришлось пожить в Ташкенте, так как Константин Михайлович был назначен специальным корреспондентом газеты «Правда» по среднеазиатским республикам. От этой же газеты в 1969 году Симонов работал на острове Даманском.

Творчество Константина Симонова практически всё было связано с пережитой войной, одно за другим издавались его произведения:

Написанные Константином Михайловичем сценарии послужили основой многих замечательных фильмов о войне.

Симонов работал главным редактором и в журнале «Новый мир», и в «Литературной газете».

Личная жизнь

Первой супругой Константина Симонова стала Гинзбург (Соколова) Наталья Викторовна. Она была родом из творческой семьи, папа – режиссёр и драматург, принимал участие в основании Театра сатиры в Москве, мама – театральная художница и писательница. Наташа на «отлично» окончила Литературный институт, где во время учёбы и познакомилась с Константином. Вышедшая в 1938 году поэма Симонова «Пять страниц» посвящалась Наталье. Их брак оказался недолгим.

Вторая жена поэта филолог Евгения Ласкина заведовала отделом поэзии в литературном журнале «Москва». Именно этой женщине должны быть благодарны все любители творчества Михаила Булгакова, она сыграла главную роль в том, чтобы в середине 60-х годов свет увидело произведение «Мастер и Маргарита». От этого брака Симонова и Ласкиной есть сын Алексей, родившийся в 1939 году, который в настоящее время является известным российским кинорежиссёром, писателем, переводчиком.

В 1940 году и этот брак распался. Симонов увлёкся актрисой Валентиной Серовой.

Красивая и яркая женщина, кинозвезда, незадолго до этого ставшая вдовой; её муж, лётчик, Герой Испании Анатолий Серов погиб. Константин просто потерял голову от этой женщины, на всех её спектаклях он сидел в первом ряду с огромным букетом цветов. Любовь вдохновила поэта на самое известное его произведение «Жди меня».

Написанное Симоновым произведение «Парень из нашего города» было как будто повторением жизни Серовой. Главная героиня Варя в точности повторяла жизненный путь Валентины, а её супруг Анатолий Серов стал прототипом персонажа Луконина. Но Серова отказалась принимать участие в постановке этой пьесы, очень тяжело она переживала уход из жизни супруга.

В начале войны Валентина эвакуировалась в Фергану вместе со своим театром. Вернувшись в Москву, она согласилась выйти замуж за Константина Михайловича. Летом 1943 года они официально зарегистрировали свой брак.

В 1950 году у супругов родилась девочка Мария, но вскоре после этого они расстались.

В 1957 году Константин женился в последний, четвёртый, раз на Жадовой Ларисе Алексеевне, вдове его фронтового товарища. От этого брака у Симонова есть дочь Александра.

Смерть

Константин Михайлович умер от тяжёлого онкологического заболевания 28 августа 1979 года. В своём завещании он просил, чтобы прах его развеяли над Буйничским полем близ Могилёва, где прошёл тот первый тяжёлый танковый бой, который навсегда отпечатался в памяти.

Спустя полтора года после смерти Симонова умерла его жена Лариса, она хотела оставаться с супругом везде и до конца вместе, её прах был развеян там же.

Про это место Константин Михайлович говорил:

«Я был не солдатом, всего лишь корреспондентом. Но и у меня есть маленький кусочек земли, который я не забуду никогда – поле под Могилёвым, где в июле 1941 года я своими глазами видел, как наши за один день сожгли 39 немецких танков» .

Имя: Константин Симонов (Konstantin Simonov)

Возраст: 63 года

Место рождения: Санкт-Петербург

Место смерти: Москва

Деятельность: писатель, поэт, журналист

Семейное положение: был женат на Ларисе Жадовой

Константин Симонов - биография

Константин Симонов - известный писатель, киносценарист, журналист, участник великой Отечественной войны, полковник армии Советского Союза. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и шести премий Сталина . Нет человека, кто бы ни помнил его «Жди меня». Биография яркая с поэтическими победами и читательским признанием.

Константин Симонов - детские годы, семья поэта

Все читатели даже не догадываются, что изначально имя мальчику было дано Кирилл. Он не мог выговаривать букву «эр», поэтому и стал называть себя Константином. Рождён в Петербурге. Отца не стало ещё в Первую мировую войну, он был военным. Мать имела титул княжны, после войны она и сын переезжают в Рязань, там она выходит замуж за преподавателя. Отчим хорошо относился к Косте, ему удалось заменить ему отца. Окончив школу и фабрично-заводское училище, парень работает на заводе токарем.


Вся биография семьи Симонова складывалась из переездов по военным городкам. За десять лет до второй мировой семья переезжает в столицу. Там Костя успешно обучается в литературном институте имени Максима Горького. Его уже можно считать поэтом, писателем, так как свет увидело несколько сборников стихов. Успешно сотрудничает с изданиями «Октябрь» и «Молодая гвардия». В 1936 году он вошёл в состав Союза писателей СССР полноправным членом.

Война в биографии Симонова

Началась Великая Отечественная война, писатель уходит на фронт в качестве военного корреспондента, прошёл всю войну, имеет боевые награды. Всё, что ему довелось увидеть и испытать, он описал в своих произведениях. Служба началась на Халкин-Голе, здесь он познакомился с Георгием Жуковым . В первый год войны рождается «Парень из нашего города». Очень быстро Симонов делает военную карьеру.


Сначала он стал старшим комиссаром батальона, позже получает чин подполковника, после войны ему присвоили звание полковника. Этот период его биографии пополнил список значимых произведений, таких как:
«Жди меня»,
«Русские люди»,
«Дни и ночи» и ещё несколько сборников стихов.

Осаждённая Одесса, Югославия, Польша, Германия – вот неполный перечень того, что защищал и где воевал писатель. Всё увиденное там Симонов изложил в своих очерках.


Творчество Константина Симонова после войны

После войны писатель трудился три года редактором журнала «Новый мир». Часто бывал в зарубежных командировках в экзотических странах (Китае, Японии). В этот период он создаёт такие произведения, которые не могут оставить равнодушными многих режиссёров. По произведениям Симонова снимают художественные фильмы. Хрущёв, пришедший на смену умершему Сталину, не жалует писателя и убирает его с поста главного редактора в «Литературной газете».

Константин Симонов - биография личной жизни

Много раз был женат Константин Симонов, но каждая его избранница была музой, вдохновительницей. Первая супруга Наталья Гинзбург , писательница, не менее талантлива, чем её муж. Благодаря этому союзу появилась поэма «Пять страниц».

Вторая жена тоже напрямую была связана с литературной деятельностью супруга. Она была литературным редактором, по специальности филологом. Ей удалось настоять на публикации романа Булгакова «Мастер и Маргарита». От этого брака писателя и Евгении Ласкиной родился сын Алексей. Недолго продлилось семейное счастье.


Константин влюбляется в актрису Валентину Серову , от этой любви рождается дочь Мария. Актриса сыграла главную роль в фильме с одноимённым названием, как и стихотворение поэта «Жди меня». Пятнадцать лет они прожили рядом, Валентина ещё долго была вдохновителем Симонова. «Парень из нашего города» был написан специально для неё. Серова не стала играть в спектакле роль Вари, так как ещё не успокоилась после героической гибели своего первого мужа.

Четвёртой и последней женой писателя становится искусствовед Лариса Жадова . Симонов взял её с дочерью Катей и удочерил девочку. Позже у Екатерины родилась сестра Александра. Любовь наконец-то нашла себя в этой паре. Симонов, уходя из жизни, написал завещание, в котором просил развеять свой прах над Буйничским полем под Могилёвом, жена хотела быть рядом с мужем и после смерти, она составила аналогичное завещание.


Памяти писателя Симонова

Место под Могилёвом было выбрано не случайно: в самом начале войны Симонов был очевидцем страшных сражений, которые позже опишет в романе «Живые и мёртвые». Там проходила линия Западного фронта, в этих местах Симонов чуть не угодил во вражеское окружение. На самой окраине поля в нынешние дни установлена памятная доска с именем писателя. Творчество Константина Симонова не раз было отмечено многими наградами ещё при жизни. Его произведения известны на Родине и за рубежом. Его постановки идут на сценах многих театров до сих пор.

Стихи положены на музыку, снято немало кинофильмов. Ему посчастливилось, как военному журналисту, присутствовать при подписании акта о капитуляции вражеской Германии. Войну Симонов закончил в тридцатилетнем возрасте. Русский характер и патриотичность писателя прослеживается в каждой строчке, в каждом его образе. Ему посчастливилось быть посланником мира во многих зарубежных странах, встречался с писателями, покинувшими Россию. Встречался с Иваном Буниным . Каждый уголок хранит память об известном писателе и общественном деятеле Константине Симонове.

Советский поэт и писатель Константин Симонов прожил насыщенную жизнь. Будучи сторонником советской власти, он получил массу высоких наград и премий, а также сделал успешную военную карьеру, неоднократно продемонстрировав на поле боя личное мужество и отвагу. Также от отметился в качестве талантливого переводчика зарубежной литературы.

Интересные факты из жизни Константина Симонова

  1. Писатель за своё творчество получил шесть Сталинских премий и одну Ленинскую.
  2. На протяжении нескольких лет он также был заместителем генерального секретаря Союза писателей всего СССР.
  3. В армии Симонов дослужился до чина полковника.
  4. Первые стихи Константина Симонова были опубликованы, когда ему был 21 год.
  5. В юности будущий писатель одновременно и учился, и работал
  6. Симонов был увлечён социалистическими идеями, что нашло своё отражение в его творчестве. Именно поэтому у него никогда не было серьёзных проблем с советской властью.
  7. В 1949 году Константин Симонов выступал на радио с докладом, посвящённым 150-летию со дня рождения Пушкина ().
  8. При рождении он получил имя «Кирилл», но впоследствии сменил его на «Константин».
  9. Симонов страдал от дефекта речи — ему с трудом удавалось выговаривать буквы «р» и «л».
  10. В годы Второй Мировой войны Симонов в качестве военного корреспондента побывал на многих опасных участках фронта.
  11. На протяжении всей жизни Симонов всегда с уважением относился к Сталину и его идеям, за что впал в немилость у Хрущёва после прихода того к власти. Конфликт с новым генсеком привёл к ссылке писателя в Ташкент.
  12. Симонов также является автором сценариев ко множеству советских фильмов.