Л чарская записки институтки краткое содержание. «Записки институтки» Лидия Чарская

Людочка Влассовская прощается с отчим домом, с родной Полтавщиной. Она едет учиться в Петербург в институт благородных девиц.

Петербург и институт поразил ее красотой, роскошью и неприступностью. Она знакомится с институтками. На уроках девочки шалят и не слушаются учителей. Однажды они принесли в класс раненную ворону, которая не вовремя стала каркать. Тайком покупая сладости, ученицы чуть не подвели под увольнение добряка сторожа.

Крепкая дружба связывает Людмилу и грузинскую княжну Нину Джаваху. Гордая Нина знакомит подругу с обычаями и обитателями института благородных девиц. Недопонимание грозит разрушить их дружбу, но они преодолевают это препятствие.

Институт посещают государь с государыней. Они замечают Людмилу и государь даже гладит ее по голове.

За год учебы Влассовская проживает целую жизнь: она строит взаимоотношения с подругами, переживает разочарование, становится взрослее.

Ее любимая подруга умирает от чахотки. Горе накрывает Людмилу с головой. Девушка знакомится с отцом Нины, грузинским генералом. Все это происходит на фоне подготовки и сдачи экзаменов. Влассовская становится первой ученицей на своем курсе.

Первый год обучения закончен. За Людмилой приезжает мать с братом Василием. Поезд уносит их к родному украинскому хутору.

Рассказ учит дружбе, верности, взаимопониманию.

Картинка или рисунок Записки институтки

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Домовенок Кузька

    Девочка Наташа переезжает в новый дом, пока её мама и папа распаковывают коробки, она решает прибраться и под веником обнаруживает маленького человечка

  • Краткое содержание Беляев Старая крепость
  • Краткое содержание Валерик Лермонтова

    Стихотворение предстает в форме письма рассказчика к своей возлюбленной. В первых строках прослеживается намек на послание Онегина к небезызвестной Татьяне. В данном случае герой сообщает даме, что после продолжительной разлуки не имеет смысла пробуждать

  • Краткое содержание Страж-птица Шекли

    Чтобы снизить количество преступлений учёные разработали отряды страж - птиц. Каждую птицу оснастили механизмом, который мог с дальнего расстояния считывать колебания в мозгу людей, определять и пресекать потенциального убийцу.

  • Краткое содержание Казаков Тихое утро

    Ранним утром, ещё до пробуждения петухов, деревенский мальчишка Яшка проснулся, чтобы пойти на рыбалку.

Рассказ Лидии Чарской "Елка через сто лет ". был опубликован в журнале "Задушевное слово" для младшего возраста 1915 год. В этом рассказе писательница пробует свои силы в написании фантастики. Как и любое подобное предсказание,оно конечно наивное.Но забавное. Это елка и ужин будущих времен.Такие чудесные елки увидят, может быть, твои внуки, тогда, когда люди изобретут такие приборы и машины, о которых теперь и мечтать нельзя.

Лидия Чарская

Елка через сто лет

Рождественский рассказ

I

Папа и мама плотно прикрыли двери столовой, предупредив Марсика, что в гостиной угар, и запретив мальчику входить туда. Но восьмилетний Марсик отлично знает, что никакого угара там нет. Вообще маленький Марсик знает, что с того самого года, как он начинает помнить себя, всегда каждое 24-ое декабря, то есть в самый вечер рождественского сочельника, в гостиной постоянно неблагополучно: то там случается угар, как и в нынешнем году, то открыта форточка, то папа ложится после обеда отдыхать не у себя в кабинете, как это во все остальные дни года, а непременно там; то к маме приходит портниха, и она примеряет там же очень обстоятельно и долго новое платье перед большим трюмо. В первые годы Марсик очень легко поддавался на эту удочку: он верил и угару, и форточке, и папину отдыху, и портнихе.

Но за последние два сочельника мальчик настолько вырос, что понял, зачем его дорогие мама и папа прибегали к этой невинной хитрости. Ларчик открывался просто: в гостиной украшали елку. Ну да, очаровательную зеленую елочку, которую каждый год устраивали сюрпризом для Марсика.

Лидия Чарская

Записки институтки

Моим дорогим подругам, бывшим воспитанницам Павловского института выпуска 1893 года, этот скромный труд посвящаю.

Автор

Когда веселой чередою
Мелькает в мыслях предо мною
Счастливых лет веселый рой,
Я точно снова оживаю,
Невзгоды жизни забываю
И вновь мирюсь с своей судьбой…

Я вспоминаю дни ученья,
Горячей дружбы увлеченья,
Проказы милых школьных лет,
Надежды силы молодые
И грезы светлые, живые
И чистой юности рассвет…

В моих ушах еще звучит пронзительный свисток локомотива, шумят колеса поезда - и весь этот шум и грохот покрывают дорогие моему сердцу слова:

Христос с тобой, деточка!

Эти слова сказала мама, прощаясь со мною на станции.

Бедная, дорогая мама! Как она горько плакала! Ей было так тяжело расставаться со мною!

Брат Вася не верил, что я уезжаю, до тех пор пока няня и наш кучер Андрей не принесли из кладовой старый чемоданчик покойного папы, а мама стала укладывать в него мое белье, книги и любимую мою куклу Лушу, с которой я никак не решилась расстаться. Няня туда же сунула мешок вкусных деревенских коржиков, которые она так мастерски стряпала, и пакетик малиновой смоквы, тоже собственного ее приготовления. Тут только, при виде всех этих сборов, горько заплакал Вася.

Не уезжай, не уезжай, Люда, - просил он меня, обливаясь слезами и пряча на моих коленях свою курчавую головенку.

Люде надо ехать учиться, крошка, - уговаривала его мама, стараясь утешить. - Люда приедет на лето, да и мы съездим к ней, может быть, если удастся хорошо продать пшеницу.

Добрая мамочка! Она знала, что приехать ей не удастся - наши средства, слишком ограниченные, не позволят этого, - но ей так жаль было огорчать нас с братишкой, все наше детство не расстававшихся друг с другом!..

Наступил час отъезда. Ни я, ни мама с Васей ничего не ели за ранним завтраком. У крыльца стояла линейка; запряженный в нее Гнедко умильно моргал своими добрыми глазами, когда я в последний раз подала ему кусок сахару. Около линейки собралась наша немногочисленная дворня: стряпка Катря с дочуркой Гапкой, Ивась - молодой садовник, младший брат кучера Андрея, собака Милка - моя любимица, верный товарищ наших игр - и, наконец, моя милая старушка няня, с громкими рыданиями провожающая свое «дорогое дитятко».

Я видела сквозь слезы эти простодушные, любящие лица, слышала искренние пожелания «доброй панночке» и, боясь сама разрыдаться навзрыд, поспешно села в бричку с мамой и Васей.

Минута, другая, взмах кнута - и родимый хутор, тонувший в целой роще фруктовых деревьев, исчез из виду. Потянулись поля, поля бесконечные, милые, родные поля близкой моему сердцу Украины. А день, сухой, солнечный, улыбался мне голубым небом, как бы прощаясь со мною…

На станции меня ждала наша соседка по хуторам, бывшая институтка, взявшая на себя обязанность отвезти меня в тот самый институт, в котором она когда-то воспитывалась.

Недолго пришлось мне побыть с моими в ожидании поезда. Скоро подползло ненавистное чудовище, увозившее меня от них. Я не плакала. Что-то тяжелое надавило мне грудь и клокотало в горле, когда мама дрожащими руками перекрестила меня и, благословив снятым ею с себя образком, повесила его мне на шею.

Я крепко обняла дорогую, прижалась к ней. Горячо целуя ее худенькие, бледные щеки, ее ясные, как у ребенка, синие глаза, полные слез, я обещала ей шепотом:

Мамуля, я буду хорошо учиться, ты не беспокойся.

Потом мы обнялись с Васей, и я села в вагон.

Дорога от Полтавы до Петербурга мне показалась бесконечной.

Анна Фоминишна, моя попутчица, старалась всячески рассеять меня, рассказывая мне о Петербурге, об институте, в котором воспитывалась она сама и куда везла меня теперь. Поминутно при этом она угощала меня пастилой, конфектами и яблоками, взятыми из дома. Но кусок не шел мне в горло. Лицо мамы, такое, каким я его видела на станции, не выходило из памяти, и мое сердце больно сжималось.

В Петербурге нас встретил невзрачный, серенький день. Серое небо грозило проливным дождем, когда мы сходили на подъезд вокзала.

Наемная карета отвезла нас в большую мрачную гостиницу. Я видела, сквозь стекла ее, шумные улицы, громадные дома и беспрерывно снующую толпу, но мои мысли были далеко-далеко, под синим небом моей родной Украины, в фруктовом садике, подле мамочки, Васи, няни…

Новые лица, новые впечатления

Было 12 часов дня, когда мы подъехали с Анной Фоминишной к большому красному зданию в Х-й улице.

Это вот и есть институт, - сказала мне моя спутница, заставив дрогнуть мое и без того бившееся сердце.

Еще больше обомлела я, когда седой и строгий швейцар широко распахнул передо мной двери… Мы вошли в широкую и светлую комнату, называемую приемной.

Новенькую-с привезли, доложить прикажете-с княгине-начальнице? - важно, с достоинством спросил швейцар Анну Фоминишну.

Да, - ответила та, - попросите княгиню принять нас. - И она назвала свою фамилию.

Швейцар, неслышно ступая, пошел в следующую комнату, откуда тотчас же вышел, сказав нам:

Княгиня просит, пожалуйте.

Небольшая, прекрасно обставленная мягкой мебелью, вся застланная коврами комната поразила меня своей роскошью. Громадные трюмо стояли между окнами, скрытыми до половины тяжелыми драпировками; по стенам висели картины в золоченых рамах; на этажерках и в хрустальных горках стояло множество прелестных и хрупких вещиц. Мне, маленькой провинциалке, чем-то сказочным показалась вся эта обстановка.

Навстречу нам поднялась высокая, стройная дама, полная и красивая, с белыми как снег волосами. Она обняла и поцеловала Анну Фоминишну с материнской нежностью.

Добро пожаловать, - прозвучал ее ласковый голос, и она потрепала меня по щечке.

Это маленькая Людмила Влассовская, дочь убитого в последнюю кампанию Влассовского? - спросила начальница Анну Фоминишну. - Я рада, что она поступает в наш институт… Нам очень желанны дети героев. Будь же, девочка, достойной своего отца.

Последнюю фразу она произнесла по-французски и потом прибавила, проводя душистой мягкой рукой по моим непокорным кудрям:

Ее надо остричь, это не по форме. Аннет, - обратилась она к Анне Фоминишне, - не проводите ли вы ее вместе со мною в класс? Теперь большая перемена, и она успеет ознакомиться с подругами.

С удовольствием, княгиня! - поспешила ответить Анна Фоминишна, и мы все трое вышли из гостиной начальницы, прошли целый ряд коридоров и поднялись по большой, широкой лестнице во второй этаж.

На площадке лестницы стояло зеркало, отразившее высокую, красивую женщину, ведущую за руку смуглое, кудрявое, маленькое существо, с двумя черешнями вместо глаз и целой шапкой смоляных кудрей. «Это - я, Люда, - мелькнуло молнией в моей голове. - Как я не подхожу ко всей этой торжественно-строгой обстановке!»

В длинном коридоре, по обе стороны которого шли классы, было шумно и весело. Гул смеха и говора доносился до лестницы, но лишь только мы появились в конце коридора, как тотчас же воцарилась мертвая тишина.

Maman, Maman идет, и с ней новенькая, новенькая, - сдержанно пронеслось по коридорам.

Тут я впервые узнала, что институтки называют начальницу «Maman».

Девочки, гулявшие попарно и группами, останавливались и низко приседали княгине. Взоры всех обращались на меня, менявшуюся в лице от волнения.

Мы вошли в младший класс, где у маленьких воспитанниц царило оживление. Несколько девочек рассматривали большую куклу в нарядном платье, другие рисовали что-то у доски, третьи, окружив пожилую даму в синем платье, отвечали ей урок на следующий день.

Лишь только Maman вошла в класс, все они моментально смолкли, отвесили начальнице условный реверанс и уставились на меня любопытными глазами.

Mademoiselle, - обратилась Maman к даме в синем платье, - вы займетесь новенькой. - Затем, обращаясь к Анне Фоминишне, она сказала: - Пойдемте, Аннет, пусть девочка познакомится с товарками.

Анна Фоминишна послушно простилась со мной.

Мое сердце екнуло. С ней уходила последняя связь с домом.

Поцелуйте маму, - шепнула я ей, силясь сдержать слезы.

Она еще раз обняла меня и вышла вслед за начальницей.

Лишь только большая стеклянная дверь закрылась за ними, я почувствовала полное одиночество.

Я стояла, окруженная толпою девочек - черненьких, белокурых и русых, больших и маленьких, худеньких и полных, но безусловно чужих и далеких.

Лидия Чарская

Записки институтки

Моим дорогим подругам, бывшим воспитанницам Павловского института выпуска 1893 года, этот скромный труд посвящаю.

Автор

Когда веселой чередою
Мелькает в мыслях предо мною
Счастливых лет веселый рой,
Я точно снова оживаю,
Невзгоды жизни забываю
И вновь мирюсь с своей судьбой…

Я вспоминаю дни ученья,
Горячей дружбы увлеченья,
Проказы милых школьных лет,
Надежды силы молодые
И грезы светлые, живые
И чистой юности рассвет…

В моих ушах еще звучит пронзительный свисток локомотива, шумят колеса поезда - и весь этот шум и грохот покрывают дорогие моему сердцу слова:

Христос с тобой, деточка!

Эти слова сказала мама, прощаясь со мною на станции.

Бедная, дорогая мама! Как она горько плакала! Ей было так тяжело расставаться со мною!

Брат Вася не верил, что я уезжаю, до тех пор пока няня и наш кучер Андрей не принесли из кладовой старый чемоданчик покойного папы, а мама стала укладывать в него мое белье, книги и любимую мою куклу Лушу, с которой я никак не решилась расстаться. Няня туда же сунула мешок вкусных деревенских коржиков, которые она так мастерски стряпала, и пакетик малиновой смоквы, тоже собственного ее приготовления. Тут только, при виде всех этих сборов, горько заплакал Вася.

Не уезжай, не уезжай, Люда, - просил он меня, обливаясь слезами и пряча на моих коленях свою курчавую головенку.

Люде надо ехать учиться, крошка, - уговаривала его мама, стараясь утешить. - Люда приедет на лето, да и мы съездим к ней, может быть, если удастся хорошо продать пшеницу.

Добрая мамочка! Она знала, что приехать ей не удастся - наши средства, слишком ограниченные, не позволят этого, - но ей так жаль было огорчать нас с братишкой, все наше детство не расстававшихся друг с другом!..

Наступил час отъезда. Ни я, ни мама с Васей ничего не ели за ранним завтраком. У крыльца стояла линейка; запряженный в нее Гнедко умильно моргал своими добрыми глазами, когда я в последний раз подала ему кусок сахару. Около линейки собралась наша немногочисленная дворня: стряпка Катря с дочуркой Гапкой, Ивась - молодой садовник, младший брат кучера Андрея, собака Милка - моя любимица, верный товарищ наших игр - и, наконец, моя милая старушка няня, с громкими рыданиями провожающая свое «дорогое дитятко».

Я видела сквозь слезы эти простодушные, любящие лица, слышала искренние пожелания «доброй панночке» и, боясь сама разрыдаться навзрыд, поспешно села в бричку с мамой и Васей.

Минута, другая, взмах кнута - и родимый хутор, тонувший в целой роще фруктовых деревьев, исчез из виду. Потянулись поля, поля бесконечные, милые, родные поля близкой моему сердцу Украины. А день, сухой, солнечный, улыбался мне голубым небом, как бы прощаясь со мною…

На станции меня ждала наша соседка по хуторам, бывшая институтка, взявшая на себя обязанность отвезти меня в тот самый институт, в котором она когда-то воспитывалась.

Недолго пришлось мне побыть с моими в ожидании поезда. Скоро подползло ненавистное чудовище, увозившее меня от них. Я не плакала. Что-то тяжелое надавило мне грудь и клокотало в горле, когда мама дрожащими руками перекрестила меня и, благословив снятым ею с себя образком, повесила его мне на шею.

Я крепко обняла дорогую, прижалась к ней. Горячо целуя ее худенькие, бледные щеки, ее ясные, как у ребенка, синие глаза, полные слез, я обещала ей шепотом:

Мамуля, я буду хорошо учиться, ты не беспокойся.

Потом мы обнялись с Васей, и я села в вагон.

Дорога от Полтавы до Петербурга мне показалась бесконечной.

Анна Фоминишна, моя попутчица, старалась всячески рассеять меня, рассказывая мне о Петербурге, об институте, в котором воспитывалась она сама и куда везла меня теперь. Поминутно при этом она угощала меня пастилой, конфектами и яблоками, взятыми из дома. Но кусок не шел мне в горло. Лицо мамы, такое, каким я его видела на станции, не выходило из памяти, и мое сердце больно сжималось.

В Петербурге нас встретил невзрачный, серенький день. Серое небо грозило проливным дождем, когда мы сходили на подъезд вокзала.

Наемная карета отвезла нас в большую мрачную гостиницу. Я видела, сквозь стекла ее, шумные улицы, громадные дома и беспрерывно снующую толпу, но мои мысли были далеко-далеко, под синим небом моей родной Украины, в фруктовом садике, подле мамочки, Васи, няни…

Лидия Алексеевна Чарская, словно настоящий инженер человеческих душ, вводит в канву своего повествования девочку, обладающую талантом доброты и самопожертвования. Много поколений русских девушек считало своей настольной книгой «Записки маленькой гимназистки». Краткое содержание ее показывает, как обладающий не показными, а настоящими добродетелями человек способен изменить окружающий его мир к лучшему. Главная героиня повести - девятилетняя девочка. Она светлая и добрая (по-гречески имя Елена означает «свет»).

Осиротевшая Леночка

Читатель знакомится с ней, когда она мчится в поезде из ее родного приволжского Рыбинска к Петербургу. Печальная это поездка, не по своей воле она мчится. Девочка осиротела. Ее любимая «самая милая, добрая» матушка с глазами, похожими на глаза ангела, изображенного в церкви, простудилась, «когда лед тронулся», и, исхудав, став «словно восковой», умерла в сентябре.

Трагически начинаются «Записки маленькой гимназистки». Краткое содержание вступительной части заключается в воспитании чистой и нежной натуры ребенка.

Мама, чувствуя приближение своей кончины, обратилась с просьбой к двоюродному брату Иконину Михаилу Васильевичу, проживающему в Петербурге и имеющему чин генерала (статского советника), воспитать девочку.

Марьюшка купила девочке железнодорожный билет до Петербурга, отослала телеграмму дяде - встретить девочку - и поручила присмотреть за Леночкой в дороге знакомому проводнику - Никифору Матвеевичу.

В доме у дядюшки

Красочно сцену, происходящую в доме у статского советника, описывает «Записки маленькой гимназистки» содержат изображение неприветливой унизительной встречи ее сестрой и двумя братьями. Леночка зашла в калошах в гостиную, и это не осталось незамеченным, сразу же обратилось в упрек ей. Напротив нее, ухмыляясь, с явным чувством превосходства, стояли белокурая, похожая на со вздернутой капризно верхней губкой Нина; мальчик постарше, с чертами, подобными ей, - Жоржик, и худощавый, кривляющийся младший сын статского советника Толя.

Как они восприняли приехавшую из провинции кузину? Повесть «Записки маленькой гимназистки» отвечает на этот вопрос: с отвращением, с чувством своего превосходства, со специфической детской жестокостью («нищая», «мокрица», «не нужна нам она», взятая «из жалости»). Леночка стойко переносила издевательства, но когда Толик, дразнясь и кривляясь, в разговоре упомянул покойную матушку девочки, она толкнула его, и мальчик разбил дорогую японскую

Разбитая ваза

Тут же эти маленькие Иконины побежали жаловаться Баварии Ивановне (так они про себя называли гувернантку Матильду Францевну), по-своему переврав ситуацию и обвинив Леночку.

Трогательно описывает сцену восприятия содеянного нежной и неозлобившейся девочкой Лидия Чарская. «Записки маленькой гимназистки» содержат очевидный контраст: Леночка не думает о братьях и сестре со злостью, не обзывает их в мыслях, как это постоянно делают они. «Ну как мне быть с этими задирами?» - спрашивает она, смотря на серое петербуржское небо и представляя свою покойную матушку. Она разговаривала с ней своим «сильнобьющимся сердцем».

Очень скоро приехал «дядя Мишель» (как представился дядя своей племяннице) с женой, тетей Нелли. Тетя, как было видно, не собиралась относиться к племяннице, как к родной, а хотела попросту отдать ее в гимназию, где ее «вымуштруют». Дядя, узнав о разбитой вазе, помрачнел. Затем все пошли обедать.

Старшая дочь Икониных - Юлия (Жюли)

Во время обеда Леночка познакомилась еще с одной обитательницей этого дома, горбатой Жюли, старшей дочкой тети Нелли. «Записки маленькой гимназистки» описывают ее обезображенной недугом, узколицей, плоскогрудой, горбатой, ранимой и озлобленной девочкой. Ее не понимали в семье Икониных, она была изгоем. Леночка оказалась единственной, кто от души жалел бедную обезображенную природой девочку, у которой прекрасными были лишь глаза, похожие на «два бриллианта».

Однако Жюли возненавидела вновь прибывшую родственницу за то, что ту вселили в комнатку, ранее принадлежащую ей.

Месть Жюли

Новость о том, что ей завтра следует идти в гимназию, обрадовала Леночку. И когда Матильда Францевна в своем стиле приказала девочке идти "разбирать свои вещи" перед школой, та побежала в гостиную. Однако вещи уже перенесли в крохотную комнатушку с одним окном, узкой кроваткой, рукомойником и комодом (бывшую комнату Жюли). Контрастно с детской и гостиной изображает этот скучный уголок Лидия Чарская. Книги ее часто словно описывают непростое детство и юность самой писательницы. Она, подобно главной героине повести, рано лишилась матери. Мачеху же Лидия ненавидела, поэтому пару раз сбегала из дому. С 15 лет она вела дневник.

Однако вернемся к сюжету повести «Записки маленькой гимназистки». Краткое содержание дальнейших событий заключается в злобной шалости Жюли и Ниночки. Вначале первая, а затем вторая разбрасывали по комнате вещи из чемодана Леночки, затем сломали стол. А потом Жюли обвинила несчастную сироту, что та ударила Ниночку.

Незаслуженное наказание

Со знанием дела (очевиден личный опыт) описывает последовавшее наказание главной героини Лидия Чарская. «Записки маленькой гимназистки» содержат гнетущую сцену насилия над сиротой и вопиющей несправедливости. Рассердившаяся грубая и немилосердная гувернантка втолкнула девочку в какую-то пыльную, темную, холодную нежилую комнату и закрыла за ней задвижку с внешней стороны двери. Внезапно в темноте возникла пара огромных желтых глаз, летящих прямо к Леночке. Та упала наземь и потеряла сознание.

Гувернантка, обнаружив обмякшее тело Лены, сама испугалась. И выпустила девочку из заточения. Ее не предупредили, что там живет ручной филин.

Иконина-первая и Иконина-вторая

На следующий день гувернантка привела девочку к директору гимназии - Чириковой Анне Владимировне, даме высокой и статной с седыми волосами и молодым лицом. Матильда Францевна охарактеризовала Леночку, взвалив на нее всю вину за проделки сестер и братьев, но начальница не поверила ей. Анна Владимировна тепло отнеслась к девочке, которая по уходу гувернантки разразилась слезами. Она направила Леночку в класс, сказав, что учащаяся в нем же Жюли (Юлия Иконина) познакомит девочку с остальными.

Диктант. Травля

«Рекомендация» Жюли была своеобразна: она оболгала Леночку перед всем классом, заявив, что не считает ее сестрой, обвинив в драчливости и лживости. Клевета сделала свое дело. В классе, где первую скрипку играли две-три эгоистичных, физически крепких наглых девочки, скорых на расправу и травлю, была создана атмосфера нетерпимости вокруг Леночки.

Учитель Василий Васильевич удивился таким неродственным отношениям. Он усадил Леночку возле Жебелевой, а затем начался диктант. Леночка (Иконина-вторая, как ее назвал учитель) написала его каллиграфически и без помарок, а Жюли (Иконина-первая) допустила двадцать ошибок. Дальнейшие события в классе, где все боялись перечить обнаглевшей Ивиной, мы опишем кратко.

«Записки маленькой гимназистки» содержат сцену жестокой травли новой ученицы всем классом. Ее окружили, со всех сторон толкали, дергали. Злословила в ее адрес завистливая Жебелева и Жюли. Однако этим двум было далеко до известных в гимназии шалуний и сорвиголов Ивиной и Жени Рош.

Зачем же Ивина и другие инициировали Чтобы «сломать» новенькую, лишить воли, заставить быть послушной. Получилось ли это у юных хулиганок? Нет.

Лена страдает за поступок Жюли. Первое чудо

На пятый день пребывания в доме у дяди на Леночку обрушилось еще одно несчастье. Жюли, обозленная на Жоржа за то, что тот доложил папе о полученной ею единице на уроке закона Божьего, закрыла его бедную сову в ящике.

Жорж был привязан к птице, которую дрессировал и кормил. Жюли, не удержавшись от ликования, выдала себя в присутствии Леночки. Однако Матильда Францевна уже нашла тельце бедного Фильки и по-своему определила его убийцу.

Ее поддержала жена генерала, и Леночку должны были высечь. Жестокие нравы в этом доме показывают «Записки маленькой гимназистки». Главные герои зачастую не только немилосердны, но и несправедливы.

Однако здесь и произошло первое чудо, открылась Добру первая душа. Когда Бавария Ивановна занесла над бедной девочкой розгу, экзекуцию прервал истошный крик: "Не смейте сечь!" Его издал ворвавшийся в комнату бледный, трясущийся, с крупными слезами на лице младший брат Толя "Она сирота, она не виновата! Ее жалеть надо". С этого момента он и Лена стали дружны.

Белая ворона

Однажды черненькая Ивина и полненькая Женя Рош решили "затравить" учителя литературы Василия Васильевича. Как обычно, остальной класс их поддержал. Одна лишь Леночка, вызванная учителем, без издевок ответила домашнее задание.

Такой вспышки ненависти к себе Леночка еще никогда не видела… Ее поволокли по коридору, втолкнули в пустующее помещение и закрыли. Девочка плакала, ей было очень тяжело. Она звала мамочку, она даже была готова вернуться в Рыбинск.

И тут произошло второе чудо в ее жизни… К ней подошла любимица всей гимназии, ученица старшего курса, графиня Анна Симолинь. Она, будучи сама кроткой и доброй, поняла, каким сокровищем является душа Леночки, утерла ей слезы, успокоила и искренне предложила несчастной девочке свою дружбу. Иконина-вторая после этого буквально «восстала из пепла», она была готова учиться дальше в этой гимназии.

Маленькая победа

Вскоре дядюшка девочки объявил детям, что в доме будет бал, и предложил им написать приглашение своим друзьям. Как сказал генерал, будет всего лишь одна гостья от него - дочь начальника. О том, как Жорж и Ниночка пригласили школьных друзей, а Леночка же - Нюрочку (дочь кондуктора Никифора Матвеевича), писательница Лидия Чарская ведет свой дальнейший рассказ. «Записки маленькой гимназистки» представляют для Леночки и Нюрочки первую часть бала провальной: они оказались объектом насмешек со стороны детей, воспитанных в презрении к «мужикам». Однако ситуация диаметрально изменилась, когда приехала гостья от дядюшки.

Каково же было удивление Леночки, когда ею оказалась Анна Симолинь! К «дочери министра» пытались льнуть маленькие великосветские снобы, но Анна провела весь вечер лишь с Леной и Нюрочкой.

А когда она сплясала с Нюрой вальс, все замерли. Девушки плясали столь пластично и выразительно, что даже Матильда Францевна, танцующая, как автомат, засмотревшись, сделала две ошибки. Зато потом мальчики-дворяне наперебой приглашали «простолюдинку» Нюру на танец. Это была маленькая победа.

Новое страдание за проступок Жюли. Чудо № 4

Впрочем, вскоре судьба готовила Лене настоящее испытание. Произошло это в гимназии. Жюли сожгла красную книжицу преподавательницы немецкого языка с диктантами. Это сразу же из ее слов узнала Лена. Она взяла вину сестры на себя, обратившись к учительнице со словами сожаления. «Ах, подарок моей покойной сестры Софии!» - вскричала учительница… Она не была великодушной, она не умела прощать… Как видим, действительно жизненных персонажей оживляют «Записки маленькой гимназистки».

Краткое содержание последующих событий - это новые испытания, выпавшие на долю этой мужественной девочки. Лену публично обвинили в воровстве перед всей гимназией. Она стояла в коридоре с приколотым булавкой к одежде листом бумаги с надписью «Воровка». Она, взявшая на себя вину другого человека. Эту записку сорвала с нее Анна Симолинь, объявив всем, что не верит в вину Лены.

О случившемся рассказали Баварии Ивановне, а та - тете Нелли. Елену ждали еще более тяжелые испытания… Генеральша в открытую называла Елену воровкой, позором семьи. И тут произошло четвертое чудо. К ней пришла ночью вся в слезах раскаявшаяся Жюли. Она действительно раскаивалась. Воистину христианское смирение сестры разбудило и ее душу!

Пятое чудо. Согласие в семье Икониных

Вскоре газеты запестрели известием о трагедии. Поезд Никифора Матвеевича Рыбинск - Петербург попал в аварию. Елена просила тетю Нелли отпустить ее, чтобы проведать его, помочь. Однако черствая генеральша не разрешила. Тогда Елена в гимназии сделала вид, что не выучила урок закона Божьего (на уроке присутствовала начальница гимназии и все учителя) и была наказана - оставлена на три часа после уроков. Теперь проще простого было сбежать, чтобы проведать Никифора Матвеевича.

Девочка пошла в стужу и метель на окраину города, сбилась с дороги, обессилела и присела в сугроб, ей стало хорошо, тепло... Ее спасли. Случайно по этой местности возвращался с охоты папа Анны Симолинь. Он расслышал стон, а охотничья собака разыскала в сугробе почти занесенную снегом девочку.

Когда Лена пришла в себя, ее успокоили, известие о крушении поезда оказалось газетной опечаткой. В доме Анны, под присмотром врачей, Лена выздоровела. Анну же потрясла самоотверженность подруги, и она предложила ей остаться, став названной сестрой (отец был согласен).

Благодарная Лена не могла и мечтать о таком счастье. Анна и Елена пошли в дом к дяде, объявить об этом решении. Анна сказала, что Елена будет жить у нее. Но тут Толик и Жюли упали на колени и стали горячо просить сестру не уходить из дома. Толик говорил, что, как Пятница, он не сможет жить без Робинзона (т. е. Елены), а Жюли просила ее, потому что без нее она не сможет действительно исправиться.

И тут случилось пятое чудо: наконец прозрела душа тети Нелли. Она только сейчас поняла, как великодушна Лена, что воистину бесценное она сделала для ее детей. Мать семейства наконец приняла ее, как родную дочь. Жорж, индифферентный ко всему, также, расчувствовавшись, заплакал, его извечный нейтралитет между добром и злом был отброшен в пользу первого.

Вывод

И Елена, и Анна поняли, что Лена в этой семье нужней. Ведь эта девочка-сирота, изначально не встретившая доброты на своем пути, своим горячим сердечком сумела растопить лед вокруг себя. Ей удалось внести в высокомерный, уродующий, жестокий дом лучи любви и настоящего христианского смирения высокой пробы.

Сегодня (почти через сто лет после написания) опять на пике популярности «Записки маленькой гимназистки». Отзывы читателей утверждают, что повесть жизненна.

Как часто наши современники живут, отвечая ударом на удар, мстят, ненавидят. Становится ли от этого мир вокруг них лучше? Вряд ли.

Книга Чарской нам дает понять, что реально изменить мир к лучшему может лишь доброта и жертвенность.