Нравственное воспитание на уроках русской литературы. Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать русская литература? Уроки нравственности в произведениях русской литературы

Примеры сочинений ЕГЭ

Русскую литературу всегда отличало тяготение к постановке и решению важных морально-нравственных проблем, причём не в форме абстрактных рассуждений, а на примере конкретных человеческих взаимоотношений и поступков. Спектр таких вопросов достаточно широк. Рассмотрим, какие важные нравственные уроки чита­тель может извлечь из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Уже сам эпиграф к произведению — «Береги честь смолоду» — указывает на то, что тема чести является основной для А.С. Пушкина. Писатель стремится всесто­ронне осмыслить это морально-нравственное понятие и на примере поступков своих персонажей показать, как важно каждому из нас руководствоваться соображения­ми чести в повседневной жизни, совершая тот или иной нравственный выбор.

В первой главе, являющейся экспозицией, отец Петра Гринёва, отправляя сына на военную службу, даёт ему свое напутствие, в котором говорит о необходимости служить честно, начальству не угождать, а самое главное — беречь свою дворянскую честь. Поэтому в Симбирске, проиграв в бильярд крупную сумму денег, юноша ни на секунду не сомневается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, по кото­рым требовалось незамедлительно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Конечно, юный Гринёв, поддавшись на уговоры слуги Савельича, мог бы не выпла­чивать обманом выманенные у него деньги, но важно то, что Пётр их выплатил, не пытаясь обвинить в своих злоключениях другого, честно ответил за свой просту­пок. По мнению писателя, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах.

Пётр Гринёв понимает честь как жизнь по совести. После захвата Белогорской крепости Пугачёвым он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов погибнуть на виселице. Гринёв предпочитает умереть героем, а не жить подлой жизнью предателя. Он не может нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринёв был готов на это. От смерти на виселице его спасла лишь случайность.

Соображениями дворянской чести Пётр Гринёв руководствуется и в других своих поступках. Когда Пугачёв помогает ему освободить Машу Миронову из плена Шва-

брина, то Гринёв хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству всё равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что про­тивно чести моей и христианской совести». Юный Петруша в глазах предводите­ля мятежников становится воплощением верности, искренности и чести. Поэтому Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, даёт свободу и разрешает ему уехать, не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать господина офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками.

Постепенно Пётр Гринёв восходит к высшему проявлению чести — самопожертво­ванию во имя другого человека. Будучи арестованным по доносу за связь с мятеж­ным атаманом и обвинённым в измене Родины, пушкинский герой из соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Он боится, что девушку призовут в следственную комиссию, начнут допрашивать, и ей придется вспомнить все недав­но пережитые ужасы. А этого Гринёв допустить не может. Для него честь и душев­ное спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Пётр предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую любит.

В сложных жизненных ситуациях Пётр Гринёв остаётся верен понятиям о чести и долге, чего не скажешь о другом герое пушкинской повести — подлом предателе Швабрине, который забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Во время захвата Белогорской крепости мятежниками Швабрин переходит на сторо­ну Пугачёва. Тем самым он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со сво­им врагом — Петром Гринёвым, насильно жениться на Маше Мироновой, которая его не любила. В экстремальной жизненной ситуации Швабрин прежде всего хотел выжить, пусть даже через унижение, попрание собственной чести.

На примере жизненной истории Швабрина А.С. Пушкин показывает: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая во­преки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, совершая разные поступки и тем са­мым выбирая путь Гринёва или Швабрина.

Итак, анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» позволяет сделать вы­вод о том, какой высокий идейно-нравственный потенциал заложен в этом произ­ведении. Оно учит читателей не только тому, что честь — это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости и включает в себя чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозмож­ность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим. В своей повести А.С. Пушкин также показывает: истинная любовь подразумевает бескорыстную самоотдачу в отношениях с любимым, и готовность пойти на самопожертвование и в этом заключается её величие. Читая пушкинское произведение, каждый из нас понимает, что предательство интересов родины — страшный грех, которому нет про­щения. Именно эти нравственные уроки способно преподать читателю бессмертное произведение А.С. Пушкина — повесть «Капитанская дочка». Как тут не вспомнить знаменитые слова Д.С. Лихачёва: «Литература — это совесть общества, его душа ».

Уроки литературы- уроки нравственности?!

Сегодня проблема духовно-нравственного воспитания в обществе становится ведущей.

В словаре С.И.Ожегова читаем: «Нравственность- правила,определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе,а также выполнение этих правил, поведения». В наше время духовно-нравственное воспитание осложнено в первую очередь (и такое мнение не только у меня) тем, что отсутствует общепризнанная идеология, а без неё воспитание невозможно.

Теперь на мой вопрос ученикам:

Есть ли у вас идеал? На кого вы хотели быть похожими?

Они отвечают:

А зачем на кого-то быть похожим?

И, наверное, мы должны с ними согласиться. Каждый из них- личность, индивидуальность и имеет право быть самим собой. Но возникает другой вопрос:

А ты считаешь себя совершенным во всём?

И чаще всего слышишь:

Не знаю. Просто я такой, какой есть.

Я спрашиваю:

К чему ты стремишься? Какова твоя цель? Слышу в ответ:

Я не хочу «бомжевать» ,не буду «наркоманить»… .Я хочу получить профессию, работать, зарабатывать деньги…

Да, поколение сейчас другое, и ценности тоже другие. Профессия, достаток и прочее…

Но даёт ли это настоящее счастье? А как же человеческие ценности? Такие, как добро, доброта, дружба, совесть, порядочность? «А как жить?»-спрашивает герой фильма «Ворошиловский стрелок».

Так иногда думаешь- может, ушло время литературы? Что может дать урок сегодняшним школьникам, если они (в век техники, компьютера, Интернет) и книги-то не читают, а если читают, то лишь то, что задаёт учитель по программе? Как разбудить чувства, вызвать эмоции?..

И всё-таки прихожу к выводу: кто, если не мы?

Я,как преподаватель литературы, чувствую свою личную огромную ответственность в нравственном воспитании учеников. А иначе -зачем вообще работать в школе?

И таких возможностей у нас достаточно,ведь недаром уроки литературы называют «уроками жизни».И именно мы- «праведники», «проповедники», «правдолюбцы».

Для меня учитель литературы -особенный учитель, это прежде всего Человек, с открытым сердцем, с большой душой, умеющий любить, понимать каждого, являющийся примером для подражания во всём: в одежде, в поведении, в манерах, в общении, в отношениях. Для него каждый ученик- это личность!

И цель уроков литературы- формирование духовных ценностей учащихся,что возможно только в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества учителя и учеников. Необходимо истинное погружение в материал и постижение духовно-нравственного потенциала русской классики .

Для учителя важны уроки, прожитые вместе с учащимися. Каждый урок литературы должен решать прежде всего воспитательную задачу и выполнять воспитывающую роль!

Я остановлюсь на некоторых моментах из своей практики.

Главный прием, который я использую на уроке,- создание проблемной нравственной ситуации, технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности.

5 класс. Урок-ситуация по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Цель- осознание приоритетов таких нравственных ценностей,как доброта,верность дружбе, товарищество,взаимопомощь. Проблемный вопрос- ситуация: от чего зависит выбор героев: от их характера или от сложившихся обстоятельств? А далее- другая ситуация: почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?В итоге мы развиваем чувство товарищества, взаимопомощи. Учим верить в себя,в свои силы.

5 класс. Урок- ситуация по сказке Г.-Х.Андерсена «Соловей».

Цель урока: осознание,что такое истинное искусство и каково его влияние на человеческую душу. Проблемный вопрос: кто победитель: живой или механический соловей? Вытекает другая ситуация: почему живой соловей не дал разбить механическую игрушку? Так мы развиваем способность видеть и понимать прекрасное, учимся различать мир праздный,самодовольный и мир труда,вдохновения.

7 класс. Урок-ситуация по новелле П. Мериме «Маттео Фальконе».

Цель: Осознание, что каждый человек делает свой сознательный выбор.Проблемный вопрос: кто же он, Маттео Фальконе,- герой или убийца?Скорректируем проблему: кто же виноват в смерти Фортунато? Как на этот вопрос отвечает автор?А далее выходим на другую проблему: почему Тарас Бульба отказался похоронить сына,а Маттео хоронит?

Таким образом мы развиваем способность исследовать собственные действия, поступки, учим разграничивать нравственные и безнравственные поступки.

Богатейшие возможности нравственного воспитания у произведений Н Лескова.

Искренность, теплота, идущая от сердца, чувство любви к людям движет поступками его героев. В его произведениях герой оказывается в сложной ситуации, когда нужно сделать именно нравственный выбор.

8 класс. Н.Лесков. «Человек на часах».

Человек на часах Постников за несколько мгновений должен сделать выбор между человеческим долгом и служебным. И он делает свой выбор, зная, что будет наказан.

Проблемный вопрос: правильно ли он поступил? А как бы ты поступил на его месте? А что значит «стоять на посту» сегодня?

Часто ли мы стоим перед выбором? А вам приходилось ли в своей жизни выбирать?

А далее ребята делятся своими воспоминаниями в эссе-размышлении. Необходимо истинное погружение в материал и постижение духовно-нравственного потенциала русской классики. Именно погружение человека в свой внутренний мир,актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, самоанализ внутреннего состояния.

Это становится возможным, когда ученик остаётся один на один с листом бумаги, которому он доверяет свои мысли и чувства. Это основное условие нравственного развития, и мы должны использовать его.

Таким образом, обращаясь к вечным вопросам человеческого бытия, через погружение в художественное произведение, ребёнок выстраивает мир своих ценностей. И происходит непрерывное самодвижение, самопознание, саморазвитие «через всю жизнь», а не только для поступления в техникум или вуз. А с ростом самопознания связаны нравственные этические проблемы.

Читаю и поражаюсь глубиной мысли некоторых из них. Они доверили мне свои самые сокровенные чувства, и я понимаю, что не могу их предать и не имею уже права разочаровать их. Так я убеждаюсь- нужны наши уроки, и мы нужны сегодняшним ученикам!

А уроки литературы -это действительно уроки нравственности, и мы ответственны за всё будущее поколение!

Кто, если не мы?

Нравственные вопросы на страницах русской классической литературы

Гущина Т.В.,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ НПО №35

Чтение русской классической литературы можно считать средством нравственного воспитания людей, в первую очередь молодёжи. Во всяком случае, русские писатели XIX века видели в своём труде высокую миссию. «В наше время, когда человеческое общество выходит из детства и заметно зреет, когда наука, ремёсла, промышленность – делают серьёзные шаги, искусство отставать от них не может. Оно имеет тоже серьёзную задачу – это довершать воспитание и совершенствовать человека», - утверждал И.А.Гончаров. «Общественное значение писателя (а какое же и может быть у него иное значение?) в том именно и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы, чтоб освежить всякого рода духоты веяньем идеала», - считал Н.М.Салтыков-Щедрин.

Значение постановки нравственных вопросов в произведениях русских писателей XIX века не потеряно и сегодня, т.к. многие из вечных вопросов по-прежнему возникают в головах современных молодых людей, а классическая литература предлагает ответы на них, иногда в отличие от окружающей действительности. Кроме того, русская классическая литература обладает удивительной способностью – называть вещи своими именами: добро – добром, а зло – злом, что помогает людям ориентироваться в нравственных понятиях в современном мире.

А как трактуется само слово «нравственность» в современном русском языке? Толковый словарь Ожегова предлагает следующее определение этого слова: «Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». Любопытно, что один современный молодой человек дал следующее определение нравственности: «Что-то эфемерное, чего в жизни не бывает».

Прежде всего, обратим внимание на произведения, в которых молодой герой подвергает сомнению правила, внушаемые ему старшим поколением. Так, например, Александр Андреич Чацкий из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» отвергает правила жизни московского общества, критикуя её безнравственные стороны. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Прямой был век покорности и страха», «Я езжу к женщинам, но только не за этим», «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачатся – дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа» и другие высказывания Чацкого раскрывают перед читателями образ положительно умного, как сказал Пушкин, героя, не побоявшегося пойти не на компромисс, а на конфликт с целым обществом, отстаивая свои нравственные убеждения, и оставшегося в одиночестве. Чацкий – настоящий герой.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» показано столкновение людей не только разного возраста, но и разных сословий. У каждого из них: аристократа П.П.Кирсанова и разночинца Е.В.Базарова – есть своя правда. Конечно, в отрицании культуры, созданной дворянами, Базаров заходит слишком далеко, ведь он нигилист. Но Базаров способен признать свои ошибки.

Но только в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» ставится под сомнение сама необходимость нравственных законов жизни.

Во-первых, нам показывают вопиющие своей безнравственностью картины жизни русского общества.Это прежде всего картины потрясающей нищеты. Например, такие: «Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины». О нищете свидетельствует и внешний вид героя: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить». Жильё персонажей романа также поражает убогостью: «Эта была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».

На что живут герои романа Достоевского? Порой их способ добыть пропитание (о большем и мечтать-то не приходится!) ужасен. Так, семейство Мармеладовых пользуется средствами, добытыми Соней. «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать и пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает»!, - восклицает Раскольников.

Получается, что сама обстановка, «среда», толкает людей на безнравственные поступки. И возникают опасные мысли в головах молодых людей, например вопрос: а есть ли в жизни нравственность?

Ну, а коли я соврал, - воскликнул он (Раскольников) вдруг невольно, - коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род; то есть человеческий, то значит, что остальное всё – предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!

«Если бы были у нас науки, то медики, юристы, философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния»! – говорит Свидригайлов.

Не один Раскольников предаётся опасным мыслям. Например, в трактире он становится свидетелем разговора одного студента с молодым офицером.

Позволь, я тебе серьёзный вопрос задать хочу, - загорячился студент, - я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама собой умрёт. Понимаешь? Понимаешь?...

Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обречённые в монастырь!... Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает.

Хочется обратить внимание на лексику данного высказывания, точнее, как выбор слов демонстрирует чудовищную путаницу в голове персонажа: «крошечное преступленьице» (даже не преступленье, а преступленьице - убийство человека!); «одна смерть и сто жизней» становятся предметом арифметики, а жизнь человека, пусть «чахоточной, глупой и злой старушонки», равняется « жизни вши, таракана». Поразительно, но определения «чахоточной, глупой и злой» равняются обвинению, а жалости не вызывают.

Раскольников оправдывает преступление во имя великой цели: «По-моему, если бы Кеплеровы и Ньютоновы открытия, вследствие каких-нибудь комбинаций, никоим образом не могли бы стать известными людям иначе как с пожертвованием жизни одного, десяти, ста и так далее человек, мешавших бы этому открытию или ставших бы на пути как препятствие, то Ньютон имел бы право, и даже был бы обязан…устранить этих десять или сто человек, чтобы сделать известными свои открытия всему человечеству».

Такие и подобные им мысли рождают в голове Раскольникова теорию о неравенстве людей: «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда, на низших (обыкновенных), т.е., так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, т.е. имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Эти чудовищные мысли и толкают Раскольникова на убийство: «Я догадался тогда, Соня, … что власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Тут одно только, одно: стоит только посметь!... я…я захотел осмелиться и убил…»

Крайне важно, что в романе «Преступление и наказание» не только изображены стороны жизни русского общества, но и даётся их оценка. Во-первых, пересказ теории Раскольникова Порфирием Петровичем обнажает ненормальность подобных идей: «Всё дело в том, что ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права преступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные». Во-вторых, показательна реакция Разумихина на рассуждение Раскольникова: «Как? Что такое? Право на преступление? Но ведь не потому, что «заела среда»? – с каким-то даже испугом осведомился Разумихин. В-третьих, Порфирий Петрович своими вопросами показывает, что эта теория противоречит христианским понятиям.

Так вы всё-таки верите же в Новый Иерусалим?

Верую, - твёрдо отвечал Раскольников…

И-и-и в бога веруете?...

Верую, - повторил Раскольников.

И-и в воскресение Лазаря веруете?

Ве-верую. Зачем вам всё это?

Буквально веруете?

Буквально.

Это же доказывают Раскольникову Разумихин и Соня. «Ведь это разрешение крови по совести это…это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное…»- говорит Разумихин. «От бога вы отошли. И вас бог поразил, дьяволу предал!» – восклицает Соня. Верную оценку происшедшего даёт Порфирий Петрович, говоря: «ваше преступление вроде помрачения какого-то представится, потому, по совести, оно помрачение и есть».

Тему помрачения в результате отказа от традиционных норм поведения продолжают и другие произведения. Например, завязкой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» можно считать эпизод, в котором Иван Бездомный и Берлиоз обсуждают антирелигиозную поэму Бездомного, в том числе фразу Берлиоза «Да, мы не верим в Бога, но об этом можно говорить совершенно свободно». Не верим в Бога – значит, не верим в божьи законы. Всё, происходящее в книге, является результатом этого отрицания.

Художественные произведения русской классической литературы – пища для ума и сердца. Они подталкивают своих читателей к размышлениям на самые важные темы, сравнивать прежние времена и современность, одним словом, думать. Остаётся только надеяться, что молодые читатели станут больше обращаться к классике.

Список литературы

  1. Русские писатели XIX века о своих произведениях. Хрестоматия историко-литературных материалов. Составитель И.Е.Каплан. Новая школа, М., 1995. Стр.69
  2. Русские писатели XIX века о своих произведениях. Хрестоматия историко-литературных материалов. Составитель И.Е.Каплан. Новая школа, М., 1995. Стр.126

Программа курса

внеурочной деятельности

«Нравственные уроки русской литературы»

7«А», «Г», 8 «А», «Г» классы

34 часа

Разработчик:

учитель русского языка

и литературы

Фурзикова Ольга Юрьевна

Данный курс предназначен для учащихся7-8-х классов, проявляющих интерес к литературе и желающих расширить знания по курсу русской литературы (изучение внепрограммных произведений). Курс рассчитан на 34 часа(1 час в неделю).

Основные задачи курса:

Подготовка учащихся к взрослой жизни, где их нравственные суждения станут опорой и основой взрослого нравственного поведения;

Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений (на основе анализа литературных произведений);

Научить учащихся критически осмысливать и анализировать собственные поступки, поступки сверстников и одноклассников;

Развитие личностных качеств: умения признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы; умения прощать и быть прощенным, понимать, что такое добро и зло, ответственность, долг, честь, достоинство, любовь и дружба, открытость, жалость и т.д.;

Совершенствование навыков анализа прозаических текстов.

В системе образования и воспитания данные занятия несут для учащихся большое воспитательное значение. Школа и жизнь взаимосвязаны. Мир вокруг нас стал другим: чаще стали проявляться насилие, жестокость, бесстыдство; перестают ценить такие нравственные качества, как честность, милосердие, благородство, учтивость, взаимоуважение, почитание общественного мнения, которые веками передавались из поколения в поколение. В наше время для того, чтобы сохранить добрые человеческие качества у учащихся, нужно всерьез заниматься их нравственным воспитанием.

Сегодня ни один ребенок не должен потерять те духовные ценности, которые познал сам, своим умом, с товарищами и педагогами, направлявшими его на познание этих ценностей.

Уроки нравственности проходят при активном сотрудничестве самих учащихся, используются разные формы проведения: диспуты, дискуссии, конференции, презентации, обсуждение фильмов.

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами освоения являются:

    умение анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;

    умение определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений;

    умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями, с основными фактами жизненного и творческого пути писателя;

    самостоятельное выполнение различных видов творческих работ по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом.

Метапредметные результаты:

    овладение понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;

    приобретение читательского опыта и повышение читательской квалификации;

    умение привлекать изученный материал и использовать различные источники информации для решения учебных проблем, анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию;

    приобретение коммуникативных навыков, в готовности выслушать и понять другую точку зрения, в корректности в общении, включая общение с помощью средств новых информационных технологий, в приобретении опыта участия в дискуссиях, в умении строить речевое и неречевое поведение в условиях межкультурного общения.

Предметные результаты проявляются:

    в способности ощущать и объяснять специфику литературы как вида творчества, понимания культурной ценности литературного творчества; понимание места литературы в ряду других искусств;

    в умении сопоставлять новые прочитанные произведения со своим читательским опытом, оценивать литературные и визуальные интерпретации известных сюжетов;

    в приобретении читательского опыта, приобщении к классическим образцам отечественной и мировой литературы, образцам современной литературы в пределах основной образовательной программы среднего (полного) общего образования; чтении и понимании литературных произведений разных жанров, созданных в различные эпохи;

    в восприятии, интерпретации и критической оценке прочитанного с учётом авторской позиции; смысловом и эстетическом анализе художественного текста; понимании и формулировании авторского замысла и авторской позиции; сопоставлении (с точки зрения авторского замысла и авторской позиции) одного произведения с другими произведениями того же автора или того же жанра; умении находить элементы художественной структуры литературного произведения и формировать целостное эстетически осмысленное представление о прочитанном тексте;

    в способности применять полученные знания в речевой практике и при анализе художественных текстов; обоснованно и квалифицированно анализировать и оценивать литературные произведения в устной и письменной форме.

Учебно-тематический план

Кол-во часов

Вводный урок. Нравственное осмысление вечных проблем в русской литературе.

Уроки милосердия, внимательного отношения к окружающим.

Н.Кожевникова. Сборник рассказов «Окна во двор».

В.Распутин «Уроки французского».

В.Железняков «Чучело». История, воплощенная в кино.

В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

В.Астафьев. Повесть«Людочка».

Б.Екимов. Рассказ «Ночь исцеления»

Б.Екимов. Рассказ «Продажа».

В.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»

Уроки внимательного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Т.Крюкова. Повесть «Костя+Ника».

А.Геласимов. Рассказ «Жанна»

М.Петросян. Роман «Дом, в котором…»

«Мы в ответе за тех, кого приручили». Уроки любви и жалости, ответственности за братьев наших меньших.

Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо».

Ю.Яковлев. Рассказ «Разбуженный соловьями»

Ю.КазаковПовесть«Арктур – гончий пес».

Ю.Коваль.Повести «Недопёсок», «Алый».

«Мать – самое уважительное, что ни есть в жизни» (В.Шукшин). Уроки любви материнского сердца.

В.Шукшин «Материнское сердце».

Л.Улицкая. Рассказ «Дочь Бухары»

В.Токарева. Рассказ «Я есть, ты есть, он есть»

Л.Куликова. Рассказ «Свиделись»

В.Крупин «Молитва матери»

Б.Екимов «Говори, мама, говори…»

Уроки патриотизма и преданности своей Родине.

Э.Казакевич «Звезда»

В.Богомолов. Повесть «Иван».История, воплощенная в кино.

Д.С.Лихачев. Статья «Раздумья о Родине»

Э.Веркин. Роман «Облачный полк»

Итоговое занятие: составление, презентация и защита собственного списка произведений, обращенных к нравственным проблемам.

Нравственное воспитание на примерах русской классической литературы


Место работы: МКОУ ШР "ООШ №11" с. Введенщина Иркутской области.
«Нравственность есть Правда. Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду.»
Василий Шукшин.

Давайте взглянем прямо в лицо нашей жизни: обшарпанные подъезды, железные двери, решетки на окнах, озабоченные лица, маты, пьянство, тоска безденежья и это продолжается не один год. Молодым людям зачастую некуда пойти: нет бесплатных секций, кружков, а если и есть, то находятся другие причины, чтобы остаться в подъезде и попить пиво.
И порой очень трудно достучаться до сердца наших детей, с какой-то там нравственностью.
Как решить эту проблему в наших конкретных условиях? По мнению известного педагога Л.В.Суровой, педагогика существует не в безвоздушном пространстве, и отвечает на вопросы: чему учим, как учим и, когда учим?
Под нравственностью понимается исторически проверенная и не потерявшая своего гуманистического значения система этических норм и ориентиров. Духовность же - это способность бескорыстного, самоценного стремления к абсолютной истине, добру, красоте.
Важным является воспитание у учащихся определенных качеств личности (не только знаний, умений и навыков), обладающей гражданским, национальным и духовным самосознанием; возрождение утраченных критериев нравственности, «безусловных условностей поведения», утверждения вечных общечеловеческих представлений о совести, чести, понятиях добра и зла в конкретных исторически сложившихся формах, приобщение учащихся ко всем сферам духовного опыта и образования.
Основные направления работы
Воспитание качеств личности, дающее возможность ее полноценной духовной и практической деятельности в современных условиях(с опорой на духовный опыт народа, переданный нам русской литературой)
Утверждение основ духовно- гражданского национального самосознания, патриотического сознания личности.
Освоение на основах духовного опыта учащихся установленного государственным стандартом объема знаний по литературе.
Создание предпосылки развития корректного мышления, развитие способности триединого сознания действительности (рационального, образно- эмоционального, религиозного).
Формирование верного отношения к труду, как служению людям, противоположному образу мыслей «общества потребления»
Содействие здоровому, духовному психическому и гармоническому развитию учащегося, укреплению сознательного отношения к своему здоровью, стремление к здоровому, активному образу жизни и эстетическому отношению к нему.

Первоочередные технологические задачи:
1. Осознание значения литературы в системе культуры, овладение основами науки через приобретение минимальных об истории ее развития.
2. Овладение языком предмета и умения мыслить в русле его закономерностей.
3. Овладение началами творческого мышления, творческого отношения к предмету, умение самостоятельно совершенствоваться во владении предметом.
Средство решения задач – поурочное изучение предмета и расширение форм внеурочной деятельности учащихся.

«Как ввести ученика в мир культуры, - пишет кандидат педагогических наук В.А. Лазарева в статье «Принципы и технология литературного образования школьников», - помочь ему освоиться в нем, сделать своими культурные ценности? Как это сделать в сегодняшних условиях, при таких могучих конкурентах: мутной телевизионной волны, льющей на детей совсем иные ценности…; кошмара «первоначального накопления капитала», в котором должны «крутиться» их родители, да и сами они нередко в этом принимают участие. Что может противостоять этому? Культура.»
Массовым представителем культуры сегодня является образование.
Именно в нем есть все – науки, литература, искусство, к которым преподаватель может и должен открыть дорогу. Это и будет образованием человека. Литература как часть культуры, и содержит в себе вечные нравственные и духовные ценности. Для их освоения учащимися преподавателю литературы необходимо выработать свою технологию, свою систему пошаговых действий, которая приведет к желаемому результату: формированию духовно и нравственно развитой личности
Литература существует не в безвоздушном пространстве и несет на себе печать времени. Она - та связующая нить, что соединяет поколения, передает эстафету духовных поисков и идеалов народа. И хотя литература не является прямой иллюстрацией истории, историческая энергия в ней проявляется даже в том, как писатель видит мир. Поэтому началом всех начал на уроках литературы становятся экскурсы в историческое прошлое. При этом необходимо наполнить такие обзорные уроки живым трепетом ушедшей жизни, с ее духовными поисками, победами, поражениями, трагедиями.
Учебник по литературе Ю.В.Лебедева дает такую возможность. Разделы о творчестве отдельных писателей предваряются обобщающими главами, которые дают целостную картину развития литературы 1860-х, 1870-х, 1890-х. годов. Автор показывает непростую взаимосвязь литературного процесса с движущейся историей, существующий между ними напряженный диалог. Прослеживается духовное преображение русского общества на переломных, судьбоносных этапах его истории во всей полноте конкурирующих друг с другом умственных движений, оказавших на литературу сложное влияние и по- своему преломившихся в ней. Поэтому рядом с революционерами – демократами в учебнике представлены либерально-западническая и либерально- славянофильская мысль, религиозно-философские течения. Учебник становится важным подспорьем в решении задачи осознания учащимися причастности литературы к проблемам истории русского народа, дает возможность строить уроки в проблемно-диалогическом плане, что вызывает интерес учащихся.
Например: литература 60-70х годов 19 века - диалог с жизнью.
Цели урока:
дать учащимся представление о влиянии истории на литературный процесс и о своеобразном преломлении общественной мысли в литературных произведениях.
продолжить работу по воспитанию исторической памяти.
познакомить учащихся с западниками, славянофилами, революционерами- демократами, сравнить их программы преобразования России и связать борьбу демократии и либерализма с проблемами сегодняшнего дня.
Оформление доски : Слово, слово – великое дело.
План урока:
1.Россия на переломе. Размежевание сил.
А) борьба вокруг конституции
Б) покушение на царя.
2. Вокруг «Современника»
3.Путем реформ.
Тезисы из лекции : 60 годы, история Александра 2, борьба за отмену крепостного права, две силы-социал-демократы, и либералы. Одни хотели перемен путем революции, другие- путем реформ. Свои идеи проводили через книги, критику, журналы. Взгляды революционеров- демократов в «Современнике». Идеологи – Чернышевский и Добролюбов звали Россию к топору.
Либералы делились на две группы: западники и славянофилы.
Первые считали: от Петра Россия должна идти путем запада. Вторые –за самобытность, общинное землепользование. Земский Собор.
В дальнейшем этот обзорный урок станет основополагающим в определении позиций того или иного писателя, его общественных взглядов и мировоззрения. Понятным станет тогда, какую роль сыграл московский период жизни и творчества А.Н.Островского в создании им русского национального театра или почему у И.С.Тургенева произошел разрыв с «Современником».
Знакомство с личностью и биографией писателя, поэта становится вторым важным шагом литературного образования учащихся. И здесь преподавателю важно показать ту питательную среду, истоки, из которых берет начало любое творчество.
Живыми и яркими получаются уроки по творчеству А.Н.Островского с использованием фильма «Дом-музей Островского в Москве», где передана атмосфера народного быта, уют замоскворецких усадеб. С интересом слушают учащиеся рассказ о Ярославско- Костромской дороге, вблизи которой прошло детство Н.А.Некрасова, а потом охотно пишут сочинения миниатюры о первом знакомстве поэта с народом.
Журнал « Литература в школе» для подготовки таких уроков. Вот, например, в каком ключе можно построить рассказ об Есенине, опираясь на статью Н.Зуева «Народные истоки поэзии Сергея Есенина»
«Первые мои воспоминания,- относятся к тому времени, когда мне было три года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который в 40 –ка верстах от нас. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу ноги, а бабушка приговаривает: «Иди, иди ягодка, Бог счастье дает».
Важно донести до учеников, что обретение народной верой, народных основ нарождающейся личности будущего поэта способствовало все его воспитание, весь быт в семье деда по матери Федора Андреевича Титова.
Живые, конкретные детали делают урок по биографии интересным. Из сегодняшнего дня можно и нужно стараться перебросить мостик в прошлое. Так удачно вписался в уроки рассказ о приезде Иркутск праправнука Л.Н.Толстого – Владимира Толстого, ныне директора музея «Ясная Поляна» в1999 году на встрече, с которым я была в областной библиотеке и он рассказывал о трудностях и радостях, которые переживает музей, где работало на тот момент 270 сотрудников.
Насколько дороги эти живые островки литературной истории - должны ощутить наши ученики. Не пустым звуком должны стать для них Спасское – Лутовиново, Щелыково, Шахматово, «атмосфера особой духовности этих спрятавшихся в российском захолустье старых «дворянских гнезд», где нерасторжимо слились природа, музыка, живопись, поэзия, народное искусство, охота, простодушная приветливая архитектура провинциальных поместий с их старинными библиотеками и домашними театрами…». Для этого с помощью учеников накапливается большой иллюстративный материал.
Третьим важным шагом в преп.одавании литературы становится работа со словом. Без конкретного освоения как литературоведческих понятий, так и значения новых слов, невозможно глубокое постижение художественного произведения. Учащиеся сами должны определить корневую основу, например такого слова, как «народ».прежде всего ищут однокоренные слова и делают открытия, что в этот ряд входят и «Родина», и «родник», и «родня». И понятным тогда становятся принадлежность к одному роду, к одному истоку. Приставка «на» подсказывает им, что само понятие народ существует, как преемственно сменяющие друг друга поколения, передающие свои главные ценности- родную землю и язык, культуру. Стоит изменить приставку, поставить «вы» или «от» и совершенно меняется смысл слова – перед нами «выродок» или «отлродье»,тот кто предал свой род, отошел от него. Продолжением начатой работы со словом становится задание – нарисовать, проследить генеалогическое древо своего рода. Такое «путешествие» помогает понять и поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и роман Толстого «Война и мир» и пьесы Островского, и произведения Платонова, рассказы и пьесы Чехова и даже повесть Булгакова «Собачье сердце»
Рассматриваются произведения Н.С.Лескова, Г.И.Успенского. «Очарованный странник».
На уроке провожу словарную работу: Очарованный, странник; работаю с толковым словарем, рассказываю о времени, которое описано в произведении, зачитываю отрывки, чтобы передать атмосферу 19 века. Обсуждаем главного героя, выясняем, почему автор дал такое название рассказу.
Именно такая словарная работа духовно обогащает внутренний мир учащегося, помогает ему в дальнейшем ориентироваться как в проблематике произведения, так и жизни.
Следующим важным этапом преподавания литературы становится постижение идейного содержания произведения постижение идейного содержания произведения.
Можно выделить две сквозные идеи на первом и втором курсах училища : любовь к Родине как неприемлемая основа, питающая истоки жизни человека; смысл его жизни, к осознанию которого на определенном этапе подходит молодой человек. Патриотическая идея выражена в ряде произведений в прямой форме, особенно когда речь идет о защите Родины от внешних врагов. Благодатную пищу для воспитания патриотического чувства дает роман Л.Н.Толстого «Война и мир». При многообразии поставленных автором проблем, центральной остается «Мысль народная».
По- разному можно относится к вопросам веры. Но нельзя отрицать тот исторический факт, что основой культуры, собирающей воедино различные сферы духа, было православие. Не случайно в наше время проводятся международные рождественские чтения,где решаются вопросы, посвященные сотрудничеству светских и духовных образовательных учреждений. По – новому сейчас звучат произведения тех писателей, которые размышляя о вере, видели в ней «священные колодцы духа», воспитавшие в русском человеке долготерпение и жертвенность, тягу к добру, красоте и жизни по совести в соответствии с христианскими заповедями А.П.Чехов «Студент», В.П.Распутин «Мать Ивана, дочь Ивана». «Прощание с Матерой», И.Шмелев «Лето Господне».
Во все времена остается злободневным творчество нашего земляка В.Распутина. в его произведениях звучит мысль о трагических последствиях для человека разрыва с духовными, трудовыми, нравственными традициями родной земли. Нарушение «цепочки человеческой памяти» не может бесследно пройти для людей, живущих на земле. В повести «Прощание с Матерой» автор говорит, что можно построить новые дома и поселки, но нельзя построить новую жизнь, где нет любви и уважения к людям, к их духовным традициям. Итог такой деятельности писатель красноречиво показал в своей повести «Пожар»
Русский характер, русское представление о добре и зле, святости домашнего очага, совести, любви к Родине, жизни в минуты испытаний одним миром, вере, надежде, любви… По- прежнему наши великие классики и современники, по – прежнему наш народ, через свои традиции, говорят с нами об этом. И надо научиться сердцем, слышать их, тогда и дети наши услышат. Тогда не будет проиграна эта борьба за будущее, передовая линия которой, хотим мы этого или не хотим, проходит через наши школы.