Огэ 15.3 сочувствие. Страна образования

Сострадание означает способность почувствовать боль и страдания другого человека или живого существа. Этой чертой характера может обладать только добрая и отзывчивая личность, внимательная к окружающим.

Сострадание – это умение выслушать того, кто в беде. Когда человек рассказывает о случившемся и видит, что его внимательно слушают и переживают за него, то проблема кажется уже не такой страшной. В кругу близких и чутких людей человек не чувствует себя одиноким, он понимает, что может рассчитывать на поддержку и помощь. Члены семьи и настоящие друзья всегда проявляют сострадание по отношению друг к другу.

Чтобы почувствовать боль и тоску другого человека вовсе не обязательно быть знакомым с ним. Для проявления сострадания не нужны имена или фамилии, достаточно доброго сердца и желания, порыва прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Например, человек поскользнулся и упал, проходящие мимо него люди помогают подняться и уточняют, не сильно ли он ушибся, не нужно ли вызвать скорую помощь.

Главными препятствиями для сострадания являются эгоизм, гордыня, а также жалость к себе, мысли о том, что другие живут лучше. Человек никогда не должен забывать, что в мире есть люди, которым не так повезло в жизни: у них нет дома, они голодают, имеют серьезные увечья и т.д.

Проявлять сострадание - не означает помогать только людям. Жалость, забота, помощь и любовь – все это можно проявлять по отношению к животным. Они, в отличие от людей, не могут рассказать о своих тяготах. Но чуткий и добрый человек только по одному виду животного или по выражению глаз сразу поймет, что случилась беда и кошке или собаке нужна помощь.

В книгах много примеров сострадания, которые вызывают восхищение и учат нас быть внимательнее и добрее. Так, в рассказе А. Куприна "Чудесный доктор" врач спасает семью. Хотя он мог просто пройти мимо, не обратить внимания на сидящего в зимнем парке мужчину. Но доктору хватило одного взгляда, чтобы почувствовать отчаяние. Еще один удивительный пример сострадания – это мальчик Коста из рассказа "Багульник" Ю.Яковлева. Он выгуливал собак, хозяева которых не могли этого делать из-за болезни или оставили своих питомцев.

Сочинение рассуждение Сострадание с примером

Сострадание - это положительное качество человека, которое олицетворяет всю доброту и нежность его души.

К сожалению, сострадание есть не у каждого человека. В современном мире жестокость преобладает над добротой. Порой люди не обращают внимания на окружающий мир, уделяя самому себе все время. Однако, я верю, что сострадание живет в каждом человеке. Возможно, у кого - то оно спрятано глубоко в душе, но все же оно есть, просто нужно его достать. А у некоторых людей сострадание выражено сильнее, чем у остальных.

Не нужно путать такие термины, как сострадание и жалость. Сострадание - это умение чувствовать то же, что и другой человек. Это сопереживание. А вот жалость, в отличие от сострадания, нельзя считать положительным качеством. Ведь это почти то же самое, что сказать: "ты неудачник".

Именно сострадание помогает человеку понять, что чувствует другой человек. Будь это физическая или моральная боль. Сострадание заставляет человека помогать людям.

В пятом классе у меня была подруга по имени Юлия. Я никогда не замечала за ней ни сострадания, ни сопереживания. Она как будто была лишена этих чувств. Так казалось всем в классе. Ведь когда у какой - нибудь девочки рвалась юбка, все ей сопереживали. Кроме Юли. Но все мы были не правы. Юля - единственная из нас, у кого даже в пятом классе были правильные представления о сострадании. Однажды, у моего одноклассника умер хомячок. И единственным человеком, который ему посочувствовал, была как раз Юля. Все остальные не обратили на этого мальчика никакого внимания.

Я считаю, что сострадание нужно воспитывать с самого детства. Причем сопереживать нужно не только человеку. Порой, животные тоже нуждаются в сострадании. Например, бездомные собаки и коты. Ведь что стоит человеку обеспечить им приют? За это животные подарят ласку и любовь. Да взять даже птиц. Им ведь тоже нужно сопереживать. Что стоит человеку повесить кормушку на дерево и бросить туда несколько зерен?

Мир держится не на жестокости, а на доброте. А ее много не бывает, как и сострадания. Поэтому, каждый человек должен с детства отыскивать эти чувства у себя в душе и учиться сопереживать окружающему миру.

Вариант 3

Возможность жить жизнью, полной множества чувств и эмоций, не прибегая к низменным природным инстинктам, является главной особенностью, благодаря которой человек стоит на ступень выше неразумных животных. Многим из нас кажется, будто бы весь мир, всё, что нас окружает, блистает куда более яркими красками, когда человек способен ощущать его. Однако, чем более яркий вкус нашим радостям и счастью придают высокие чувства, тем сильнее обязывают они нас ощущать горечь и невзгоды, и даже, порою, чужую боль.

Так, каждый без исключения ребёнок однажды склонялся над выпавшим из гнезда птенцом, выставленным за дверь щенком, тянул за руку и останавливал спешащего родителя, завидев бездомного с протянутой рукой. В этом особенность и необычайная прелесть детского сознания. Именно таким примерам нас убеждают следовать взрослые, говоря, что у детей есть чему поучиться.

Ребёнка останавливает не праздное любопытство. Им движет горячее желание посочувствовать, помочь. Нередко, как известно, жалостливые картины бросают детей в слёзы, в истерику. Сердце человека способно замечать чужую боль, оно хочет помогать обездоленным, нуждающимся соседям по планете с самого рождения.

Сохраняется ли это благородное желание в течение всей жизни? Я думаю, что это зависит лишь от самого человека. Известны и почитаемы примеры множества людей, когда сами имея в кармане последний грош, они не колеблясь отдавали его, узнав, что чью-то судьбу настигло ещё большее горе, чем их собственное. Свойство сочувствовать и бескорыстно помогать ближнему – одно из прекраснейших качеств в людях, и имя ему – сострадание.

Таким образом, мы делаем вывод, что сострадание делает нас людьми. Именно оно позволяет нам жить на земле так дружно и сплочённо, как это возможно. Безусловно, это важнейшее свойство человеческой души, и те из нас, кто награждён им от рождения и сумел пронести через всю жизнь должны быть благодарны, делать это со смелостью и достоинством. Те же, в ком такое важное качество, как сострадание, не развито в достаточной степени или исчерпало себя, должны прилагать усилия, чтобы возвратить такие важные дела, как помощь, пожертвования и поддержка в свою жизнь. Помня при этом, что они – единственный возможный путь к счастью людей, живущих ныне, и поколений, которым предстоит прийти к ним на смену.

9 класс 15.3 ОГЭ

  • Анализ рассказа О любви Чехова

    Рассказ Антона Павловича Чехова «О любви» взята из жизни автора, образ Анны Алексеевны схож с личностью Авиловой Лидии Александровны. Чехов был влюблен в Лидию Александровну,

  • Сочинение Примеры любви из жизни

    Любовь – светлое и прекрасное чувство, которое соединяет двух людей. У них появляется желание заботиться друг о друге, подарить любимому человеку тепло и сделать его счастливым. Свою вторую половину люди находят по-разному

  • Я горжусь своим папой. Он мудрый и умный, высокий и красивый, очень сильный, трогательный и вежливый. Папа очень сильно любит меня и маму.


    Милосердие – одно из важнейших качеств человека, оно обозначает стремление помочь тому, кто оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в помощи.

    Я считаю, что милосердие в наше время очень важное проявление человеческой души потому, что только взаимная помощь и поддержка помогает нам выжить в этом мире. Это прекрасное качество нужно развивать в себе с малых лет. Милосердным можно назвать того человека, который способен на бескорыстный поступок ради другого, несмотря на то, что последствия данного поступка могут отрицательно сказаться на нем самом.

    Подтверждение моей мысли можно найти в тексте В.П. Астафьева. Автор-рассказчик, будучи ребенком, совершил милосердный поступок, когда поборол в себе страх и, несмотря на большой риск для собственной жизни спас гусей, которым грозила серьезная опасность.

    Проявление милосердия мы можем встретить в повседневной жизни. Мы все знаем о ситуации в Сирии, о тяжелой жизни сирийских жителей.

    Российские военные проявляют милосердие, когда рискуя жизнью, очищают города от бомб и неразорвавшихся снарядов.

    Таким образом, милосердие помогает нам испытывать чувства сострадания к другим людям и желание помочь им.

    Обновлено: 2017-06-13

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    .

    Ис-поль-зуя про-чи-тан-ный текст, вы-пол-ни-те на от-дель-ном листе ТОЛЬ-КО ОДНО из за-да-ний: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед на-пи-са-ни-ем со-чи-не-ния за-пи-ши-те номер вы-бран-но-го за-да-ния: 9.1, 9.2 или 9.3.

    9.1 На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние, рас-кры-вая смысл вы-ска-зы-ва-ния рос-сий-ско-го линг-ви-ста со-вре-мен-но-го линг-ви-ста М.А. Крон-гау-за:

    «То, как мы го-во-рим, ри-су-ет наш ре-че-вой порт-рет. Этот порт-рет, как и наше лицо, может быть при-вле-ка-тель-ным и не-при-вле-ка-тель-вым»

    Ар-гу-мен-ти-руя свой ответ, при-ве-ди-те 2 при-ме-ра из про-чи-тан-но-го тек-ста.

    Вы мо-же-те пи-сать ра-бо-ту в на-уч-ном или пуб-ли-ци-сти-че-ском стиле, рас-кры-вая тему на линг-ви-сти-че-ском ма-те-ри-а-ле. На-чать со-чи-не-ние Вы мо-же-те сло-ва-ми рос-сий-ско-го линг-ви-ста Л. Ю. Мак-си-мо-ва.

    9.2 На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние. Объ-яс-ни-те, как Вы по-ни-ма-е-те смысл фраг-мен-та

    тек-ста:« - А может, украл кто-ни-будь? Есть такие под-ле-цы...»

    При-ве-ди-те в со-чи-не-нии два ар-гу-мен-та из про-чи-тан-но-го тек-ста, под-твер-жда-ю-щие Ваши рас-суж-де-ния.

    При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние.

    Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов.

    Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

    9.3 Как Вы по-ни-ма-е-те зна-че-ние слова СО-СТРА-ДА-НИЕ?

    Сфор-му-ли-руй-те и про-ком-мен-ти-руй-те дан-ное Вами опре-де-ле-ние. На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние на тему:

    «Что такое со-стра-да-ние» , взяв в ка-че-стве те-зи-са дан-ное Вами опре-де-ле-ние. Ар-гу-мен-ти-руя свой тезис, при-ве-ди-те 2 (два) при-ме-ра-ар-гу-мен-та, под-твер-жда-ю-щих Ваши рас-суж-де-ния: один при-мер-ар-гу-мент при-ве-ди-те из про-чи-тан-но-го тек-ста, а вто-рой - из Ва-ше-го жиз-нен-но-го опыта.

    Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов.

    Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.


    (1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.

    - (2)Смотри-ка... рогатка у меня. (З)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха!

    (5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.

    - (7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.

    - (8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? - дерзко спросил Лёвка.

    (9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.

    - (10)Ну и наплевать! - сказал Лёвка. - (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.

    (12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку - из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.

    - (14)Бежим! - крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк.

    (15)Настали неприятные дни ожидания расплаты.

    - (16)Старуха обязательно пожалуется, - говорил Лёвка. - (17)Вот злющая какая! (18)Подожди... я ей устрою штуку! (19)Будет она знать...

    (20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу.

    - (21)Да, хорошо бы, - сказал Серёжа.

    (22)Прошло несколько дней.

    ...(23)Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей.

    - (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?

    - (25)Ну что я могу думать, - усмехнулся отец. - (26)Может, пошёл кот погулять, вот и всё. (27)А может, украл кто-нибудь? (28)Есть такие подлецы...

    - (29)Не может быть, - решительно сказала мать, - на этой улице все знают Марью Павловну. (З0)Никто так не обидит старую, больную женщину... (31)Ведь этот Мурлышка - вся её жизнь!

    (32)На другой день Марья Павловна подошла к мальчикам.

    - (ЗЗ)Ребятки, вы не видели Мурлышку? - (34)голос у неё был тихий, глаза серые, пустые.

    - (35)Нет, - глядя в сторону, сказал Серёжа.

    (З6)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и

    медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу.

    - (38)Подлизывается... (39)А вредная всё-таки, - он покрутил головой. - (40)И правда, сама виновата... (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

    - (42)Фи! - свистнул Лёвка. - (43)Плакса какая! Подумаешь - рыжий кот пропал!

    (44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.

    (46)И ребята не выдержали.

    - (47)Надо найти старушку, которой мы отдали кота, - решили они.

    (48)Но легко сказать «найти», а где её сыщешь теперь, когда столько дней прошло.

    (49)Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометью бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась:

    - (50)Да чего вам от меня надобно-то?

    - (51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице.

    - (53)Ишь ты... (54)Назад, значит, взять хотите? (55)Кот ваш орёт днём и ночью. (56)Совсем не нравится он мне.

    (57)Когда старушка привела их к своему домику, Лёвка прыгнул в палисадник, уцепился обеими руками за деревянную раму и прижался носом к окну:

    - (58)Мурлышка! (59)Усатенький...

    (60)Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице.

    - (61)Только б не упустить теперь, - пыхтел Лёвка. - (62)Нашёлся-таки! (6З)Усатый-полосатый!

    (По В. Осеевой) *

    * Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) - детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

    В каком ва-ри-ан-те от-ве-та со-дер-жит-ся ин-фор-ма-ция, не-об-хо-ди-мая для обос-но-ва-ния от-ве-та на во-прос: «По-че-му Лёвка и Серёжа ре-ши-ли украсть кота у Марьи Пав-лов-ны?»

    1) Марья Пав-лов-на была злой ста-ру-хой и не нра-ви-лась ре-бя-там.

    2) Марья Пав-лов-на счи-та-ла, что дети иг-ра-ют в плохую игру, и обе-ща-ла по-жа-ло-вать-ся ро-ди-те-лям.

    3) Лёвка и Серёжа ре-ши-ли, что таким по-ступ-ком по-ка-жут уме-ние «по-сто-ять за себя».

    4) Кот орал днём и ночью и по-это-му не нра-вил-ся ре-бя-там.

    По-яс-не-ние.

    Пра-виль-ный ответ ука-зан под № 3.

    Ответ: 3

    Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

    Ука-жи-те, в каком зна-че-нии упо-треб-ля-ет-ся в тек-сте слово «по-сто-ять» (пред-ло-же-ние 41).

    1) не дви-гать-ся не-ко-то-рое время
    2) по-до-ждать, не то-ро-пить-ся
    3) за-щи-тить, не дать оби-деть
    4) не по-ску-пить-ся на что-ни-будь

    По-яс-не-ние.

    Пра-виль-ный ответ ука-зан под но-ме-ром 3.

    Ответ: 3

    На-пи-ши-те со-чи-не-ние-рас-суж-де-ние, рас-кры-вая смысл вы-ска-зы-ва-ния рус-ско-го пи-са-те-ля Бо-ри-са Вик-то-ро-ви-ча Шер-ги-на: «Уст-ная фраза, пе-ре-несённая на бу-ма-гу, все-гда под-вер-га-ет-ся не-ко-то-рой об-ра-бот-ке, хотя бы по части син-так-си-са».

    Ар-гу-мен-ти-руя свой ответ, при-ве-ди-те 2 при-ме-ра из про-чи-тан-но-го тек-ста. При-во-дя при-ме-ры, ука-зы-вай-те но-ме-ра нуж-ных пред-ло-же-ний или при-ме-няй-те ци-ти-ро-ва-ние. Вы мо-же-те пи-сать ра-бо-ту в на-уч-ном или пуб-ли-ци-сти-че-ском стиле, рас-кры-вая тему на линг-ви-сти-че-ском ма-те-ри-а-ле. На-чать со-чи-не-ние Вы мо-же-те сло-ва-ми Б. В. Шер-ги-на.

    Объём со-чи-не-ния дол-жен со-став-лять не менее 70 слов. Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.

    По-яс-не-ние.

    При-ве-дем при-мер со-чи-не-ния-рас-суж-де-ния в пуб-ли-ци-сти-че-ском стиле.

    Когда мы са-дим-ся пи-сать, будь то пись-мо или со-чи-не-ние, ре-фе-рат или по-здра-ви-тель-ная от-крыт-ка, мы обя-за-тель-но об-ду-мы-ва-ем, как точ-нее сфор-му-ли-ро-вать мысль, как пра-виль-нее по-стро-ить то или иное пред-ло-же-ние. Уст-ная речь за-ча-стую не тре-бу-ет от нас та-ко-го на-пря-же-ния, как речь пись-мен-ная.

    В при-ве-ден-ном тек-сте В. Осе-е-вой ши-ро-ко ис-поль-зу-ет-ся диа-лог. Диа-лог слу-жит для пе-ре-да-чи уст-ной речи. По-смот-рим, как стро-ит-ся диа-лог у Осе-е-вой. Об-ра-ща-ет на себя вни-ма-ние ча-стое ис-поль-зо-ва-ние мно-го-то-чия в тек-сте. Мно-го-то-чие слу-жит для пе-ре-да-чи не-за-вер-шен-но-сти мысли, порой, не-уве-рен-но-сти ге-ро-ев в своих раз-мыш-ле-ни-ях. При-ме-ром могут стать пред-ло-же-ния № 38-40: (38) «Под-ли-зы-ва-ет-ся...»; (39) «А вред-ная всё-таки, - он по-кру-тил го-ло-вой.»; (40) «- И прав-да, сама ви-но-ва-та…».

    Этой же цели слу-жит и ис-поль-зо-ва-ние од-но-слож-ных на-зыв-ных пред-ло-же-ний. Так, с по-мо-щью на-зыв-ных пред-ло-же-ний № 58 («Мур-лыш-ка!»), № 59 («Уса-тень-кий...») пе-ре-да-ет-ся ра-дость ребят после воз-вра-ще-ния кота. Эмо-ции ге-ро-ев по-мо-га-ет пе-ре-дать также и ис-поль-зо-ва-ние вос-кли-ца-тель-но-го пред-ло-же-ния (№ 58), пред-ло-же-ния с мно-го-то-чи-ем (№ 59).

    При-ве-ден-ные при-ме-ры под-твер-жда-ют, что прав был Борис Шер-гин, когда утвер-ждал: «Уст-ная фраза, пе-ре-несённая на бу-ма-гу, все-гда под-вер-га-ет-ся не-ко-то-рой об-ра-бот-ке, хотя бы по части син-так-си-са».

    По-яс-не-ние.

    При-ведём при-ме-ры со-чи-не-ний-рас-суж-де-ний

    15.1. При-ве-дем при-мер со-чи-не-ния-рас-суж-де-ния в пуб-ли-ци-сти-че-ском стиле.

    От того, как че-ло-век го-во-рит, за-ви-сит его вос-при-я-тие окру-жа-ю-щи-ми: какое впе-чат-ле-ние он про-из-ве-дет, как будут вос-при-ни-мать-ся его слова, до-бьет-ся ли он пре-сле-ду-е-мых целей. Наша речь – это по-ка-за-тель нашей куль-ту-ры или бес-куль-ту-рья, нашей ду-хов-но-сти или без-ду-хов-но-сти, на-ше-го внут-рен-не-го бо-гат-ства или ни-ще-ты. Имен-но об этом и го-во-рит вы-ска-зы-ва-ние М.А. Крон-гау-за: «То, как мы го-во-рим, ри-су-ет наш ре-че-вой порт-рет. Этот порт-рет, как и наше лицо, может быть при-вле-ка-тель-ным и не-при-вле-ка-тель-вым».

    По-про-бу-ем под-твер-дить наше пред-по-ло-же-ние при-ме-ра-ми из тек-ста В. Осе-е-вой. Так, на-при-мер, в пред-ло-же-нии 10 (Ну и на-пле-вать! - ска-зал Лёвка) пред-став-лен-ная речь маль-чи-ка не от-ли-ча-ет-ся бо-гат-ством и вы-ра-зи-тель-но-стью: ис-поль-зо-ва-ние гру-бо-го слова не луч-шим об-ра-зом ха-рак-те-ри-зу-ет героя.

    Пред-ло-же-ние 33 (Ре-бят-ки, вы не ви-де-ли Мур-лыш-ку?) при-во-дит нам речь дру-гой ге-ро-и-ни – Марьи Пав-лов-ны. Пред-ло-же-ние ослож-не-но об-ра-ще-ни-ем, причём, это об-ра-ще-ние – слово с умень-ши-тель-но-лас-ка-тель-ным суф-фик-сом - так одно слово в речи ге-ро-и-ни уже поз-во-ля-ет про-ник-нуть-ся к ней с сим-па-ти-ей.

    Таким об-ра-зом, нам уда-лось до-ка-зать, что речь че-ло-ве-ка – по-ка-за-тель его ума, души, его сути. Сле-до-ва-тель-но, прав был М.А. Крон-гауз, утвер-ждая, что наша речь мно-гое может ска-зать о че-ло-ве-ке.

    15.2. В при-ведённом фраг-мен-те тек-ста отец с осуж-де-ни-ем на-зы-ва-ет тех, кто мог бы украсть лю-би-мо-го кота со-сед-ки, под-ле-ца-ми, даже не до-га-ды-ва-ясь, что эти самые под-ле-цы рядом. Кот – един-ствен-ное живое суще-ство, к ко-то-ро-му при-вя-за-на Марья Пав-лов-на, ли-шить её этого су-ще-ства – зна-чит, ли-шить её са-мо-го до-ро-го-го, что у неё было.

    Маль-чиш-ки ре-ши-ли ото-мстить со-сед-ке, возо-мнив себе, что она по-жа-лу-ет-ся на них ро-ди-те-лям. В пред-ло-же-ни-ях номер 16 -19 на-хо-дим под-твер-жде-ние этому. Страх спо-двиг ге-ро-ев на под-лое дело.

    Хо-ро-шо, что ре-бя-та пра-виль-но оце-ни-ли свой по-сту-пок и во-вре-мя смог-ли его ис-пра-вить. Угры-зе-ния со-ве-сти за-ста-ви-ли-таки маль-чи-шек от-пра-вить-ся на по-ис-ки кота. Вот по-че-му после встре-чи с Мур-лыш-кой, они по-чув-ство-ва-ли себя осво-бождёнными от груза сво-е-го стыда. Не-слу-чай-но в пред-ло-же-нии номер 60 об их воз-вра-ще-нии с котом домой ска-за-но, что они шли «тор-же-ствен-но».

    Вся жизнь че-ло-ве-ка со-сто-ит из по-сто-ян-но-го вы-бо-ра, вы-бо-ра между доб-ром и злом, между прав-дой и ложью, между ми-ло-сер-ди-ем и рав-но-ду-ши-ем. Важ-ней-ши-ми фор-ма-ми нрав-ствен-но-го со-зна-ния яв-ля-ют-ся стыд, со-весть, долг, обя-зан-ность, от-вет-ствен-ность. Герои В. Осе-е-вой об-ла-да-ют этими ка-че-ства-ми, по-это-му, ве-ро-ят-нее всего, в жизни будут из-бе-гать по-ступ-ков, про-ти-во-ре-ча-щих их нрав-ствен-ным ори-ен-ти-рам.

    15.3. Со-стра-да-ние – уме-ние пе-ре-жи-вать чужую боль как свою соб-ствен-ную, же-ла-ние прий-ти на по-мощь, ис-крен-нее по-со-чув-ство-вать, не осу-дить. Спо-соб-но-стью к со-стра-да-нию об-ла-да-ют да-ле-ко не все, по-то-му, навер-ное, в нашем об-ще-стве растёт не-до-ве-рие друг к другу. Не-спо-соб-ность со-стра-дать при-кры-ва-ет-ся по-до-зри-тель-но-стью, по-ис-ком тысяч при-чин не прий-ти на по-мощь.

    Маль-чиш-ки, герои тек-ста В. Осе-е-вой, ре-ши-ли ото-мстить со-сед-ке, возо-мнив себе, что она по-жа-лу-ет-ся на них ро-ди-те-лям. Страх спо-двиг их на под-лое дело. Хо-ро-шо, что ре-бя-та пра-виль-но оце-ни-ли свой по-сту-пок и во-вре-мя смог-ли его ис-пра-вить. Они по-ня-ли, что кот – един-ствен-ное живое су-ще-ство, к ко-то-ро-му при-вя-за-на Марья Пав-лов-на, ли-шить её этого су-ще-ства – зна-чит, ли-шить её са-мо-го до-ро-го-го, что у неё было.

    Когда у наших со-се-дей слу-чил-ся пожар, все наши зна-ко-мые от-клик-ну-лись на беду: при-но-си-ли вещи, ме-бель, день-ги. Эта беда стала нашей общей бедой. Прой-ти мимо озна-ча-ло пе-ре-стать быть че-ло-ве-ком. Че-ло-ве-ку долж-но быть свой-ствен-но со-стра-да-ние и же-ла-ние прий-ти на по-мощь – важ-ные про-яв-ле-ния че-ло-веч-но-сти.

    Когда мы тво-рим добро, жизнь во-круг ста-но-вит-ся ярче, вот по-че-му пре-умно-же-ние добра все-гда воздаётся сто-ри-цей.

    • (54 слова) Сострадание в литературе проявляется не только между героями, но и в отношении автора к своему персонажу. Так, автор романа «Евгений Онегин» — Пушкин, сочувствует Татьяне Лариной, оказавшейся в трагическом положении. Она безнадежно влюблена в Онегина, но остается верной своему супругу. «С тобой я вместе слезы лью» — проявление сострадания автора к своей героине.
    • (50 слов) В романе «Преступление и наказание» сострадание – одна из главных черт характера любимой героини Достоевского Сони Мармеладовой. Узнав, что Раскольников мучается от грехопадения, она не отвернулась от него в страхе, а напротив, помогала ему встать на истинный путь возрождения души. Именно Соня сочувствовала герою и не давала ему сойти с ума.
    • (42 слова) Сострадание – готовность бескорыстно помочь людям, а не только сопереживать их бедам. Наташа Ростова из «Войны и мира» Толстого отчаянно помогала раненым солдатам выбраться из города, а момент прощания героини с Болконским не дает усомниться, что страдания Андрея ей были также невыносимо тяжки.
    • (47 слов) В рассказе Куприна «Куст сирени» героиня искренне сострадает своему супругу, который не может сдать экзамен. Он посадил кляксу на чертеж и исправил ее на куст, а профессор не зачел работу. Вера заложила все свои драгоценности, чтобы купить куст сирени и посадить его на этом месте. Муж сдал экзамен, а она лишний раз доказала ему свою преданность.
    • (60 слов) В пьесе Островского «Гроза» Тихон на протяжении пьесы сочувствует Катерине, потому что понимает, как ей тяжело налаживать отношения с Кабанихой, и даже не сердится на нее за измену. Ему жалко супругу, но он боится поставить мать на место. Лишь смерть Катерины и сострадание ее судьбе побудили Тихона высказать Кабанихе свою позицию, однако, к сожалению, его невыраженное сочувствие не исправило ситуацию.
    • (54 слова) Сострадание – это так же самопожертвование и благородство. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд обещает исполнить желание главной героини. Однако Маргарита жертвует такой возможностью для себя, желая прекратить мучения Фриды, которую она встретила на балу. Избавляя Фриду от ежедневной пытки в виде платка, которым она удавила своего младенца, Маргарита проявляет милосердие и сострадание.
    • (46 слов) Обращаясь к рассказу Шолохова «Судьба человека», мы понимаем, насколько сильно сострадание может помочь любому. Главный герой, Андрей Соколов, оставшись одиноким после войны, встречает маленького мальчика Ваню, который остался сиротой. Проявляя соболезнование и гуманность, герой называется отцом мальчика и тем самым дарит ему надежду на новую жизнь.
    • (49 слов) Что, как не сострадание, можно испытывать к главной героине повести Карамзина «Бедная Лиза»? Девушка не выдержала испытание несчастной любовью, и, оказавшаяся одинокой без любимого Эраста, она бросилась в воду. Сострадая героине, многие читатели плакали над судьбой Лизы, ведь в такой ситуации сложно не проявить сердоболие и оставаться равнодушным.
    • (52 слова) Сострадание – одно из важнейших качеств в человеке, помогающее смотреть на многие вещи иначе, и, возможно, быть счастливым… Что трудно сказать о главном герое романа Лермонтова «Герой нашего времени» Григории Александровиче Печорине. Часто он ставил свои цели превыше чувств других людей, не проявлял сострадание и сочувствие. Поэтому Печорин оставался одиноким и несчастным героем.
    • (60 слов) Способность к состраданию ценится в любом проявлении: и в готовности выслушать, и в стремлении помочь. Особенно ценится милосердие героев с тяжелой судьбой, которые, несмотря ни на что, готовы подать руку помощи. Матрена из рассказа Солженицына «Матренин двор» схоронила шестерых детей, осталась бедной в старости, не получая пенсию. Однако героиня все равно проявляла сострадание к окружающим и бескорыстно помогала людям.
    • Аргументы из личной жизни

    1. (53 слова) Часто проявление сострадания – это забота. Когда мы с другом гуляли по парку, я увидела птенчика, лежащего на траве. Взглянув наверх, я поняла, что он случайно выпал из гнезда. Понимая, что самостоятельно забраться обратно он не сможет, мы решили ему помочь. Взяв птенца, мы залезли на дерево и положили его обратно в гнездо.
    2. (43 слова) Моя подруга учится на психолога, она часто говорит о том, что сострадание – неотъемлемая часть дружбы. Когда я переживаю из-за чего-либо, она может мне помочь, даже просто выслушав и поддержав меня. Понимая, что она сострадает мне, я иначе начинаю смотреть на свои проблемы.
    3. (51 слово) Недавно наш одноклассник попал в больницу. Мы все переживали, звонили ему и его родителям, чтобы узнать о его самочувствии. В преддверии выпускного мы подумали о том, что лучшим выражением нашего сострадания будет его порадовать. Поэтому в наш общий праздник мы решили навестить его, захватив с собой фрукты и пожелания скорейшего выздоровления.
    4. (43 слова) Один мой знакомый считает, что долг любого человека в помощи окружающим. Всегда искренне сочувствуя болеющим людям, он все больше понимал, что его признание – стать достойным врачом. Так, определив свой жизненный путь, он осознал, что сможет свое сострадание превратить в настоящую помощь человеку.
    5. (58 слов) Мы с мамой любим смотреть шоу танцев, поэтому голосуем за любимого артиста. Если ему не хватает голосов и его дальнейшее участие в проекте оказывается под вопросом, мы продолжаем поддерживать его, оставляя комментарии под видеороликами с его исполнением. Мы понимаем, что это нелегкий путь, поэтому, сопереживая танцовщику, готовы помочь, как можем. Поддержка – так же один из способов выражения сострадания.
    6. (45 слов) В прошлом году моя соседка по парте очень переживала перед контрольной работой, хотя дома основательно к ней готовилась. Понимая, что она зря волнуется, я успокаивала ее и поддерживала. Она получила пятерку и говорила, что мое сострадание помогло ей перестать нервничать и сосредоточиться на заданиях.
    7. (59 слов) Однажды сострадание проявила моя подруга, полностью поддерживая меня и не оставляя грустить одной. Нас с ней пригласили на праздник к друзьям, а за день до этого у меня поднялась температура. Мне было очень приятно, что подруга не только не пошла без меня на праздник, но и вместо него привезла мне лекарства, сочувствуя моей так не вовремя появившейся простуде.
    8. (49 слов) Моя одноклассница часто организовывает поездки в приют для бездомных животных. Она всегда очень переживает за судьбу зверюшек, оказавшихся на холодной улице, поэтому нередко откладывает деньги, чтобы купить им корм. Ее сострадание не только помогает людям быть добрее, но и спасает животных от голодной смерти. Любая благотворительность – достойное проявление сострадания.
    9. (55 слов) Однажды я заметила у подруги аквариум с маленькой черепашкой. Она рассказала, что наткнулась на объявление об отдаче животного в хорошие руки. Поначалу она сомневалась, стоит ли откликаться, но решила все-таки позвонить. Хозяйка объяснила, что из-за переезда они вынуждены отдать черепаху, и моя подруга не смогла равнодушно отказаться от животного. Так сострадание подарило ей нового друга.
    10. (58 слов) Сострадание к окружающим всегда проявляет мой друг, помогая пожилым людям. Каждый раз, когда бабушке тяжело подниматься по лестнице, он либо берет ее под руку, либо помогает ей донести сумку. Так же он всегда откликается, когда необходимо помочь перейти дорогу пожилому человеку. Мой друг считает, что пожалеть окружающих может каждый, а проявить сострадание и помочь – уже совершенно другое дело.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!