Основные ортодоксальные школы древнеиндийской философии. Неортодоксальные школы древней индии - реферат

Общая характеристика древневосточной философии.

Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской.

Восточная мысль во многом сходна с античной. Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной), для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а развивает и усложняет их. Специфична в восточной традиции и структура философского текста. Любой философский памятник многослоен. В нем содержится напластование имен, образов, идей и концепций. Он является произведением не одного автора, но целой школы, время же его создания измеряется столетиями.

Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории.

Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники текстов - фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).

Веды состоят из четырех отдельных корпусов: "Ригведа" (сборник гимнов), "Самаведа" (сборник песнопений), "Яджурведа" (сборник жертвенных формул), "Атхарваведа" (сборник заклинаний).

В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады" представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства Брахмана и Атмана и учение о карме (судьба) и перерождении.

Брахман бестелесен, всемогущ, бесконечен, вечен и непостижим. Проявлением Брахмана является Атман "Мировая душа" (Атман) идентична индивидуальной человеческой душе. Подлинная цель человеческой жизни - в уничтожении причин, которые препятствуют освобождению атмана от внешних покровов, физических и духовных оболочек. Сансара - цепь зависимых перерождений – определяется кармой, т.е. совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.

С VI в. до н. э. начинается время классических философских систем. Принято различать ортодоксальные системы мысли, признающие авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы, отрицающие единственность авторитета ведических текстов. К неортодоксальным системам причисляют буддизм и джайнизм. Шесть наиболее влиятельных классических ортодоксальных систем это нъяйя и вайшешика, санкхъя и йога, веданта и миманса.

Неортодоксальные учения индийской классической философии: джайнизм, буддизм.

Учение джайнизма (599-527 гг. до н. э.) зародилось в русле (от санскр. "аскетов" или "странствующих отшельников". Доктрина джайнизма развивает ряд идей Упанишад. Так, концепция о перерождении души приводит к выводу о существовании души у всего, что существует в мире: животных и насекомых, растений и листьев. Благой целью является освобождение души и достижение статуса совершенного человека. Для этого человек должен вести добродетельную жизнь.

Философия буддизма (I тыс. до н.э.) восходит к учению Сиддхартхи Гаутамы (560-480 гг. до н. э.) (Будда) или «просветленный». Буддизм формируется на основе положений, высказанных этим мыслителем. Годы жизни Сиддхартхи Гаутамы принято определять в рамках 560-480 гг. до н. э.

Будда считал категорической лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем - страдающее существо. Следовательно, все, что нужно знать о существовании мира и человека это, что они основаны на страдании. Страдание - конечная реальность существования. Основа буддийского вероучения - четыре "благородные истины". Первая, "истина страдания", - истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесное и душевное существование человека.

Вторая истина, "истина возникновения страдания " исходит из того, что страдание обусловлено желанием: желанием наслаждения, желанием существования и желанием гибели. Поэтому страдание - это рождение, старость, болезни, смерть, соединение с тем, что нежеланно, разъединение с тем, что желанно, недостижение всего, чего хочешь достичь.

Третья истина ("истина прекращения страдания"): страдание можно прекратить, освободившись от желания.Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достичь освобождения от страданий – нирваны (состояние полной отрешенности от окружающего мира).

Четвертая истина, "истина пути", гласит: путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного я через милосердные деяния, совершенствование в нравственности, медитацию, позволяющей достичь состояния просветления (бодхи), которое приводит к нирване.

В идеале все это исполнимо лишь в отречении от мира как полный отказ от убийства, лжи, воровства, употребления алкогольных напитков, участия в развлечениях, использования денег.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята).

Веды - совокупность канонических текстов с комплексом религиозно-философских представлений о мире и человеке, его месте в мире, смысле бытия и предназначении.

Ортодоксальные школы: Миманса «Миманса» — буквально «проникновение», «исследование», «рассуждение», «дискуссия». Миманса обосновывала авторитет Вед, необходимость выполнения предписаний и ритуалов. Также эта школа занималась проблемами теории познания. Миманса отстаивала реальность внешнего мира, а также других объектов (души, бога и проч.), о которых человек узнает на основании чувственного восприятия (которому в мимансе уделяется особое внимание).

Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых невоспринимаемых истин постулатами. Эта школа знаменовала сравнительно высокую ступень развития логики.

Веданта Слово «веданта» означает «последнюю цель вед», «завершение вед».Веданта так же как и Миманса целиком и полностью признает авторитет Вед. Веданта провозглашает материальный мир видимостью, иллюзией, проистекающей из незнания подлинной природы вещей. Веданта подробно анализирует индивидуальную душу, человеческое Я.

Согласно веданте, душа, связанная со своим телом, несвободна — она жаждет чувственных удовольствий, испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Веданта продолжает учение Вед о Брахмане и Атмане.

Брахман - высшая, объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир и все сущее.

Атман - субъективное духовное начало, «Я» (сознание человека), душа.

Атман противопоставляется брахману и в то же время совпадает с ним в силу способности человека приобщиться к абсолюту путем его мистического познания. В процессе познания атман и брахман сливаются. Душа освобождается. Веданта требовала, чтобы ученик покорно следовал за учителем, посвященным в ее мудрость, упражнялся в постоянном размышлении над ее выводами до тех пор, пока не достигнет непосредственного и постоянного созерцания истины. Логика этой школы вела сознание к мистике, к созерцательности, к отказу от активной деятельности и к подчинению философской мысли релгии.


Санкхья . Учение Санкхья также признает авторитет Вед. Санкхья предполагает, что в мире существует две силы - пракрити (материя) и пуруша (дух). Пракрити - активная творческая сила, первопричина существования всего. Пуруша - пассивная сила. При их соприкосновении нарушается равновесие в мире и возникает все множество предметов, наполняющих Вселенную.

Йога . Предполагаемое значение слова «йога» - «сосредоточение». Корни йоги очень древни; уже в Ведах говорится о достижении сверхъестественных способностей путем особой аскетической практики; в эпических произведениях описывается обращение аскетов к йоге с целью получения магических способностей.

Основателем йоги считается мудрец Патанджали , живший около II в. до н. э. Главное содержание йоги - разработка практического пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа. Для этого используются практика аскетизма, особая этика, основанная на сочувствии всем формам и видам жизни. В рекомендациях йоги немало рациональных и в известной мере проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания, физическим упражнениям и т. д.

Неортодоксальные школы Джайнизм Основателем джайнизма считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии присвоили эпитеты: Махавира (санскритское «великий герой») и Джина («победитель»), В дальнейшем их стали употреблять как имена проповедника, а по последнему получило свое название религиозно-философское движение в целом. В джайнизме отрицались святость Вед, жертвоприношения, жречество, религиозное освящение индийской кастовой системы варн, решающее влияние богов на судьбы людей и т. д. В центре учения - бытие личности. Спасение достигается только благодаря личным качествам и усилиям людей, а не происхождением или божественным вмешательством.

Для джайнизма характерно учение о карме. Карма - закон воздаяния за все совершенные человеком поступки в земной жизни, как положительные, так и отрицательные. Карма определяет не только благополучие или неблагополучие существования (здоровье - болезнь, богатство - бедность, счастье - несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и т. д.), но в конечном счете прогресс или регресс человека по отношению к его главной цели - достижению нирваны , то есть высшего, не отягощенного материей блаженства в соединении с божеством. Душа человека (атман) совершает действия — хорошие и дурные.

Общая сумма их и их последствий — проявление кармы в широком смысле слова. На накопленную карму оседает новая и новая... Остановить этот процесс, разрушить и счистить налет, оградить себя впредь от него непросто. Этого можно достичь лишь большими нравственными и физическими усилиями в течение продолжительного времени: длительным постом, умерщвлением плоти, изучением священных текстов, строгой дисциплиной поведения. Другими словами, монашеским образом жизни. Джайнские монахи принимают пять обетов, запрещающих убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и владение собственностью.

В джайнизме предельно выражен принцип ахимсы — ненанесения ущерба живым существам. Поэтому употребление в пищу мяса абсолютно запрещено исповедующим джайнизм. Даже жизнь насекомых считается неприкосновенной — джайнские монахи носят марлевую повязку, покрывающую рот, дабы при ходьбе не проглотить случайно какую-либо еле заметную букашку. С той же целью они фильтруют питьевую воду. Всегда с собой носят специальную метелку, чтобы сметать с дороги муравьев и червяков, боясь их раздавить. Монаху было запрещено разжигать огонь — ведь он уничтожает жизнь как в топливе, так и в окружающем воздухе.

Но и тушить его он не имел права, ведь тем самым уничтожал бы жизнь самого огня. Джайнам-мирянам запрещалось заниматься земледелием, ибо оно сопряжено не только с уничтожением растений, но и убийством мелких тварей, обитающих в почве.

Буддизм . Время жизни Будды относится к VI в. до н. э. Принц Сиддхарти из рода Гаутамы оставил семью, царский образ жизни, став нищенствующим учителем. Будда в переводе с санскрита значит «просветленный», «пробужденный».

Стержнем буддизма является проповедь Будды о «четырех благородные истинах»:

1) Жизнь полна страданий.

2) Существует причина возникновения страданий - желание. Жизнь человека переполнена желаниями: стремлением к наслаждению и утехам, успеху, богатству, власти.

3) Освобождение от страданий - притушение страстности желаний, избегание крайностей. Такое прекращение страданий - достижение нирваны (на санскрите значение этого слова «затухание» «остывание»), т.е. состояния полной невозмутимости, освобождения от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.

4) Существует путь, идя по которому можно избавиться от страданий. Этот путь состоит в следовании восьми «добродетелям».

Добродетели состоят в правильном поведении, образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении или успокоении и невозмутимости. Локаята (Чарвака) Древнейшее материалистическое философское течение. Локаята отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли.

После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы. Кроме этих первоэлементов и законов их сочетаний, нет никакой другой реальности. Последователи локаяты считали веру в существование бога, души, рая, загробного мира ложной, а предметы этой веры недоступными для восприятия.

По учению локаяты полностью устранить страдания невозможно, но можно свести их к минимуму, а наслаждения сделать максимальными. Что касается обычных этических понятий о добродетели и о пороке, то они выдумка авторов священных книг. Такая же выдумка ад, рай и весь ритуал жертвоприношений.

К 6 в. до н.э. в Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны - появление первых государств, скачок в развитии производительных сил, связанный с переходом от бронзы к железу, формирование товарно-денежных отношений, рост научных знаний, критика установившихся нравственных представлений и установок. Эти факторы послужили основой для появления ряда учений или школ, которые подразделяют на две большие группы. Первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед. Вторая группа - неортодоксальные школы, не отрицающие непогрешимость Вед.

Основные ортодоксальные учения древнеиндийской философии

Веданта ("завершение вед") (IV-II в.в. до н.э.)

Основные положения Веданты изложены Бадараяном в сочинении Веданта-сутры. В ведантах существует два направления - адвайта и вишишта-адвайта. Основателем адвайты был Шанкара в 8 в. Согласно Адвайте, в мире не существует никакой другой реальности, кроме единой высшей духовной сущности - Брахмана, который неопределим, необусловлен и бескачествнен. Представление о многообразии предметов и явлений вселенной является результатом неведения - кроме бога все является иллюзией. Основные методы познания, согласно адвайте, - это интуиция и откровение, а вывод и ощущение играют второстепенную роль. Цель человека - постижение того, что за всем многообразием стоит единое божество.

Согласно вишишта-адвайты, основоположником, которого является Рамануджи, существует три реальности: материя, душа и бог. Они находятся во взаимоподчинении: индивидуальная душа подчиняет себе материальное тело, а бог господствует над ними обоими. Без бога и душа и тело могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Цель человека - освобождение от материального существования, которого можно достичь путем духовной активности, знаний и любви к богу.

Миманса (VI в. до н.э.)

Цель Мимансы - оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные положения должны быть логически обоснованы. В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного о общественного долга - дхармы, который заключается в выполнении обрядов и в подчинении запретам, налагаемым кастой. Следование дхарме приведет индивида к конечному освобождению. Миманса признает существование материального и духовного начал во вселенной.

Санкхья (VI в. до н.э.)

Данное учение признает существование двух первоначал во вселенной: материального - пракрити (материя, природа) и духовного - пуруши (сознание). Материально начало находится в постоянном изменении и развитии, подчинено закону причинно-следственной связи. Духовное начало - это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в котором оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Все изменения материального начала зависят от того, в каком соотношении в ней представлены три гуны (основные тенденции существования материального мира): саттва (ясность, чистота), тамас (инертность), раджас (активность). Сочетания этих гун приводят к появлению всего многообразия природы. Контакт материального начала с духовным приводят к развитию индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: духовного начала, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит из интеллекта, органов чувств и связанных с ними элементов и чувства "Я". Тонкое тело является средоточением кармы и следует за духовным началом, пока последнее не достигнет полного освобождения от воплощения в какое-либо существо. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет со смертью существа.

Ньяя (III в. до н.э.)

Возникновение данного учения связано с древним мифическим мудрецом Готамой. Согласно ньяе, существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество душ, которые могут быть связанными с материальными атомами, либо могут быть в свободном состоянии. Высшим духовным регулирующим началом является бог Ишвара. Бог не является создателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов. Учение признает четыре способа познания: ощущение, вывод, аналогию и свидетельство других людей.

Вайшешика (с санскрита - "особенность) (VI-V в. до н.э.)

Учение устанавливает семь категорий для всего существующего: субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. "Субстанция", "качество" и "действие" существуют реально. "Общность", "особенность" и "присущность" - продукты умственной деятельности. Категория "особенность" играет особую роль в учении, так как в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающий качеством и действием. Вайшешика выделяет 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы земли, воды, света и воздуха образуют все материальные объекты. Атомы вечны, неделимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. В результате постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. По качеству атомы разделяют на четыре рода, в зависимости от происхождения. Атомы вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение и обоняние.

Йога (II в. до н.э.)

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Согласно учению, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение от материального существования. Два условия такого освобождения - войрагья (бесстрастие и отрешенность) и йога (созерцание). Первое основано на убежденности в бесплодности мирской жизни, исполненной зла и страданий. Йога - есть индивидуальный путь спасения, предназначенный для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям.

Основные неортодоксальные школы древнеиндийской философии

Джайнизм (IV в. до н.э.)

Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Вардхамана (9-8 вв. до н.э.) по прозвищу победитель ("Джина"). В основе Джайнизма лежит учение о таттвах - сущностях, являющихся исходным материалом, из которого строится мир, и вместе с тем фундаментальной истиной, из которой строится знание. Две главные таттвы - это джива (душа), основное свойство которой сознание, и аджива (все, что не является душой). Материя - одна из разновидностей адживы, обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна и доступна органам чувств, изменяема, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Единой души, или высшего бога, не существует. В мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, и существуют изначально и всегда. Всякая душа всеведуща, всепроникающая и всемогуща, но ее возможности ограничены телом, в котором она живет.

Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.

К 6 в. до. н. э. в Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны – появление первых государств, скачок в развитии производительных сил, связанных с переходом от бронзы к железу, формирование товарно - денежных отношений, рост научных знаний, критика установившихся нравственных представлений и установок. Эти факторы послужили основой для появления ряда учений или школ, которые подразделяют на две большие группы. Первая группа- это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед.

Материалистическое учение локаята отрицает существование нечувственных субстанций и загробной жизни, другими словами, иных миров кроме феноменального. Вера в подобные явления считается плодом фантазии. Коль скоро логическое осмысление непроявленных объектов невозможно, а умозаключение не является достоверным источником знания, безусловное доказательство существования духовных категорий несостоятельно. Умозаключение становится весомым доказательством лишь тогда, когда подтверждается хотя бы возможностью чувственного восприятия объекта.

Однако, как указывал Вернер, истинность (или ложность) исходной посылки материализма (то что не видимо - не существует) сама по себе недоказуема, а является своего рода метафизическим постулатом. Иначе говоря, все зависит от интерпретации эмпирических данных. Последователи локаяты учат тому, что личное удовольствие не должно причинять страданий другим людям. В этом смысле жертвоприношения животных и агрессивные действия считаются неприемлемыми.

Индийская религия, возникшая около VI в. до н. э. Основоположник - Махавира. ДЖАЙНИЗМ исходит из постулата, что Вселенная вечно существовала и будет вечно существовать. Бесконечные изменения мира происходят благодаря действию естественных сил природы и не связаны с каким-либо божественным вмешательством. Согласно ДЖАЙНИЗМУ, Вселенная проходит чередующиеся циклы развития, восходящие и нисходящие, каждый из которых продолжается не поддающееся счету время.

Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эпоху. В каждом цикле бывает 24 главных тиртханкара (перевозчик через океан бытия), 12 главных императоров и 64 великих человека. В восходящий период сам человек увеличивается в размерах, длительнее становится его жизнь, отсутствует необходимость в законах или собственности, поскольку существуют условия для удовлетворения всех его потребностей. В период упадка уменьшаются размеры тела человека, уменьшается его сила во всех областях жизни, и прежде всего в морали, пока он не превращается в слабовольное существо. Сейчас человечество живет в эпохе упадка, и последний из 24 тиртханкаров пришел и уже ушел.

Главным трудом по философии джайнизма является «Таттвартхасутра» . Центральные темы: непричинение вреда, отказ от категоричных суждений и отказ от собственности. Анекантавада. Неприятие абсолютных истин. Суть вещей следует воспринимать в зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются. Т. е. Любое знание является условным.

ВАЙБХАШИКА (санскр. vaibhās ik ā – разъяснение, описание) – школа индобуддийской философии хинаяны, развивавшая идеи сарвастивады. В течение восьми веков вайбхашика была главным оппонентом школ махаяны и индуизма. Название происходит от «Вибхаши» – комментария на «Абхидхарма-питаку» , составленного после собора буддистов при императоре Канишке (1– 2 вв.) и сохранившегося в китайском переводе. Основателем школы считается Васумитра, стоявший во главе авторов «Вибхаши» . Известны имена вайбхашиков 3– 6 вв. : Бхаданта, Дхарматрата, Гхошака, Буддхадева, Сангхабхадра. Наиболее крупные центры вайбхашиков находились в монастырях Кашмира вплоть до изгнания оттуда буддистов мусульманами в 9 в. Основной источник - трактат Васубандху «Абхидхармакоша» . Развила буддийское учение о дхармах.

Философия школы опирается на теорию дхармо-частиц (см. Дхарма) потока сознания, реально существующих в прошлом, настоящем и будущем. Для каждой отдельной частицы пребывание в этих трех временах составляет 1/75 долю секунды. За это мгновение дхарма успевает возникнуть, произвести действие или войти в какое-то сочетание частиц и исчезнуть, уступив место следующей дхарме непрерывно меняющегося потока бытия. Таковых частиц пульсирующей природы неисчислимое множество, они подразделяются на 75 классов. Три из них суть непременные (нитья) «участники» индивидуального потока, ибо они создают условия для освобождения от изменчивости остальных дхармо-частиц – это пространство и два класса частиц, прекращающих (ниродха) пульсацию дхарм. Пока она действует, существует мир сансары, прекращение же ее тремя названными дхармами означает уход в мир успокоения, в нирвану, которая так же реальна, как и сансара.

Философия вайбхашиков последовательно проводила идеи невечности сансары, отсутствия в ней нетленной самости. Богатворца мироздания. Нет в мире ни личности, ни ее воли (как неэмпирических сущностей), все индивидуальные устремления обусловлены причинно-следственной цепью взаимозависимости (пратитья-самутпада). Личность и душа уступают место потоку дхармо-частиц особи. Но последние таковы лишь в феноменальном мире сансары, когда же волнение дхарм успокоено, они суть недвижимы и самосущи (свабхава), они вне зависимости и причинности. Поскольку оба мира равны по своему онтологическому статусу (т. е. реальны) и состоят из одинакового набора дхарм, постольку природа 72 классов их в сансаре резко отличается от их природы в нирване. Сансара есть лишь потоки пульсирующих энергий, неведомые источники которых таковы же, как и в нирване, но в ней они сами по себе (свабхава-дхарма), самостоятельны (свадхарма). Они не суть субстанция, как и пульсация не есть присущее им качество, ибо при подобном предположении частицы нирваны нельзя было бы признать абсолютно покойными и независимыми.

САУТРАНТИКА (санскр. sautrāntika– приверженец сутр) – школа индобуддийской философии хинаяны, возникшая в результате раскола на соборе буддистов при императоре Канишке (1– 2 вв.). Саутрантики словом Будды считали только Сутра-питаку (см. Трипитака) и не согласились признать аутентичными тексты Абхидхарма-питаки – третьей «корзины» буддийского канона, что сделали последователи вайбхашики, составившие на них комментарии («Вибхаша»). Первым философом школы, сформулировавшим ее принципы, был Кумаралата (2 в.). Его труды, как и его последователей, не сохранились. Единственный дошедший до нас трактат школы – «Спхутартха» («Открытие значений») – написан последним из саутрантиков, Яшомитрой (8 в.), и является комментарием на «Абхидхармакошу» Васубандху. Саутрантика отрицала возможность существования прошлых и будущих дхармо-частиц потока сознания в настоящем, признавая за ними только номинальное (праджняпти) существование и возражая против положения вайбхапшки о двойственной природе сущего. Согласно саутрантике, сущность (дравья) неотличима от ее действия и лишь проявления сущности доступны познанию; сущностно то, что в одно мгновение является и исчезает, а понятие «вещи» есть только условное обозначение настоящего и реального сочетания мгновений сознания. Для саутрантики восприятие внешних объектов весьма относительно: объект дает органу восприятия лишь импульс для создания определенной формы, чтобы стать осознанным. Сознание актуально в настоящем, когда оно суть самосознание, т. е. освещает и объекты, и самое себя подобно лампе. Саутрантика полагала, что сансара реальна, а нирвана не реальна, поскольку не существует независимо от сансары. Нирвана – это конец перерождений, не представляющая собой какого-либо иного бытия.

Саутрантика отрицала абсолютную реальность и в понимании мадхьямики как пустоты (шуньята), и в понимании йогачары как сознания-сокровищницы (алаявиджняна). Она также прославилась искусными доводами, опровергающими доктрину «Я» (Атмана). В отличие от вайбхашики саутрантика не отвергала подлинность сутр махаяны, хотя и считала их вторичными. Как и махаянисты, саутрантики признавали Тело Закона Будды (дхарма-кайя) в качестве единого принципа мироздания. Поэтому школу называли переходной от хинаяны к махаяне. Влияние саутрантиков на историю индийской философии заключалось не столько в их собственных взглядах, сколько в беспощадной критике чужих воззрений.

ЙОГОЧАРА «практика йоги» , также Виджнянава да, Читтаматра, Виджняптиматра - одна из двух основных (наряду с мадхъямакой) философских систем буддизма махаяны, Школа Йогачары сформировалась в IV-V веках. Учение Йогачары было особенно распространено в Тибете, в Китае (школы Фасян, Шэлунь, Дилунь), в Японии (школа Хоссо) и в Монголии.

Представители йогачары Йогачару считают произошедшей из третьего поворота Колеса Учения. Главные представители: Майтрея-Натха и Асанга (IV век), Васубандху (V век), логики Дигнага (VI век) и Дхармакирти (VII век). В Тибет учение принёс Дхармаракшита, ученик Атиши, элементы этого учения были приняты многими школами тибетского буддизма. Сознание в Йогачаре определяется через восемь уровней. Эта теория пытается объяснить циклическое существование живых существ в сансаре, механизм нового рождения и как проявляется карма. В частности ответить на вопросы, почему результаты тех или иных деяний не проявляются немедленно, и почему карма ждёт возможности проявить себя. Для этого вводится понятие алая-виджняна (вместилище сознания), предполагающее запоминание событий и деяний, алая-виджняна является и кармической памятью, и механизмом кармического последействия. При этом метафорически используется также понятие биджа - семя. Смысл этого понятия в том, что деяния вызывают зарождение семян, которые впоследствии прорастают и приводят к кармическим результатам. Качество и характер этих семян определяют также будущее перерождение - когда, в какой семье, в какой стране, в каком сословии, какого пола и т. д. . При этом кармические энергии, созданные в данной жизни, называются «энергиями привычки» (санскрит: васана). Васана создаётся и поддерживается любыми деяниями. Васана, накапливаясь, превращается в биджу (семя), семя потом прорастает и порождает снова васану, что приводит к определённого рода событиям и поведению, обсуловленному прошлыми деяниями.

МАДХЬЯМИКА (санскр. mādhyamika, от mādhya – средняя, срединная) – первая философская школа индийской махаяны. Основана Нагарджуной во 2 в. Название школы перекликается с понятием Срединного Пути (мадхьяма-пратапат), которое являлось наиболее древним и общим самоназванием буддизма. Другие названия школы: шунья-вада, или учение о пустоте, нихсвабхава-вада, или учение об отсутствии самостоятельной сущности. Мадхьямика возникла в условиях религиозно-идеологического соперничества с другими школами раннего буддизма и философскими течениями древней Индии. Историческое значение мадхьямики состоит в том, что ее мыслители распространяли и защищали в полемике идеи, принципы и основные положения Слова Будды, запечатленного в неизвестном дотоле цикле сутр «Совершенствования мудрости» («Праджня-парамита» ; см. Праджняпарамиты сутры) и иных раннемахаянских источниках. Нагарджуна и его последователи редактировали и комментировали эти тексты, объясняя их ритуальноэзотерическое содержание, создавали трактаты, в которых посредством философских учений и логико-полемических приемов стремились передать религиозную сущность махаяны, доказать ее превосходство, как среди буддийских школ, так и среди всех религий Индии. Последняя функция осуществлялась также через участие в общественно-идеологическом строительстве путем непосредственного обращения с посланиями и наставлениями к имущим и царям с разъяснениями и махаянскими оценками всех сторон жизнедеятельности государства и поведения государя, его внутренней и внешней политики, образа мыслей и чувств.

Тексты мадхьямики, предназначенные для широкой аудитории, отличаются от общебуддийских только тем, что дополняют их изложением махаянских доктрин. Гораздо более оригинальными являются произведения наставников, адресованные ученикам-монахам, в которых либо сжато формулируются религиознофилософские устои школы, либо даются практические советы по практике медитации (напр. , «Четыре гимна буддам» Нагарджуны), либо разъясняются махаянские сутры. Здесь редко используются полемические приемы и апофатический стиль, а довольно ясно и доверительно сообщается, что мадхьямики учат недвойственному Абсолюту, называемому также Телом Закона Будды (буддха-дхарма-кайя), которое хотя и не описуемо, тем не менее постижимо в высшем состоянии мистической интуиции, Просветлении (бодхи).

(«разумное взвешивание» , или «перечисление»). В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи - отвлечение духа от материи. Санкхьяик - тот, кто производит исчисление. Санкхья по праву считается древнейшей философской школой, о чем свидетельствуют многочисленные ссылки на это учение в «Швегашватараупанишаде» и «Бхагавадгите» . Однако не исключено, что в древних источниках термин санкхья (знание, мудрость) употреблялся в утилитарном смысле.

Ключевыми понятиями системы являются пракрити (материя) и пуруша (духовное начало). Учит, что существует первичная материальная первопричина мира. Превращение из аморфной формы в мир существ и предметов осуществлялось под влиянием трех качественных элементов - стремление, тьма, ясность. В каждой вещи преобладает один из этих трех качественных элементов. В санкхье признается существование абсолютной души, которая независима от материальной основы мира. Ее нельзя наблюдать и обнаружить. При соединении возникает двадцать пять исходных принципов: материальные и духовные.

Санкхья представляет собой философию дуалистического реализма, создание которой приписывается мудрецу Капиле. Она признает наличие двух независимых друг от друга первичных реальностей: пуруши и пракрити. Пуруша есть некое разумное начало, у которого сознание (чайтанья) является не атрибутом, а самой его сущностью. Пуруша - это Я» совершенно отличное от тела, чувств и ума. Находясь вне мира объектов, оно представляет собой вечное сознание, являющееся свидетелем происходящих в мире изменений и действий, - сознание не действующее и не изменяющееся. Пракрита, или прадхана, являясь первопричиной вещей, должно иметь три элемента: саттва, раджас и тамас, обладающие свойствами вызывать соответственно удовольствие, страдание или безразличие, а также - проявление, активность и пассивность. Что касается проблемы бытия бога, то философия санкхьи отвергает всякую веру в божественное. Согласно этой системе, бытие бога не может быть доказано никоим образом. Концептуальная основа школы построена на тех же тезисах, что провозглашают и другие индуистские учения, - осмысление реальности бытия и поиск путей к освобождению от страдания. Практические рекомендации духовного роста дает сопутствующая санкхье йога.

Есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог. Важный элемент тренировка. Самообладание, овладение дыханием при определенных положениях тела, изоляция чувств от внешних влияний, концентрация мысли, медитация, состояние отторжения - освобождение от телесной оболочки. Йога представляет собой совокупность религиознофилософских дисциплин, ведущих к освобождению. Основоположником учения считается Патанджали (живший ок. 200 ил 400 г. н. э.), систематизировавший основные методики в своей «Йога-сутре» , древнейшем письменном руководстве по йоге.

Своей целью йога ставит освобождение Пуруши (достижение мокши), а это требует от человека духовной дисциплины. Система самосовершнствования подразумевает восемь этапов: 1. Воздержание от неправедной жизни (лжи, лихоимства, половой жизни). 2. Соблюдение предписаний – внутренней и внешней чистоты. 3. Статические упражнения (позыасаны). 4. Овладение гармоничным дыханием. 5. Направление сознания внутрь с целью подготовки физ. тела к дух. опыту. 6. Сосредоточение внимания на объекте. 7. Созерцание объекта. 8. Самадхи – состояние глубокой медитации (достижение сверхсознания).

Сам медитативный процесс представляет практическую реализацию природы реальности, заявленную в философии санкхья. Личный Бог играет роль источника духовной экзальтации, ибо доказательство его существования постигается как интуитивное познание Высшего Начала. В то же время служение Ишваре является неотъемлемой составляющей физической и умственной подготовки йога.

(правило, логика) Система, в которой делается упор на исследовании метафизических вопросов при помощи логики. Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда). Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий.

Философы ньяиики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это - случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности.

Ньяиики считают Бога первопричиной созидания, сохранения и разрушения мира. Он создает мир не из ничего, но из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ. Мыслители этой школы доказывают существование бога. Для этого они используют несколько аргументов. В частности они говорят, что все сложные объекты мира, образованные определенной комбинацией атомов (горы, моря, реки и т. д.), должны иметь причину, потому что они по своей природе являются следствиями какого-то действия, подобно тому как следствием действия гончара является горшок. Без руководства со стороны разумной причины материальные причины этих вещей не могут достигнуть того порядка, связи и координации, которые дают им возможность производить определенные действия. Очевидно человек слаб для такого созидания. Второй аргумент основан на вопросе о различности человеческих судеб. Ньяиики говорят, что причинами страдания и радости являются поступки людей совершенные в нынешней и прошлых жизнях. Если мир совершен богом, не только всемогущим, но и морально совершенным, то, очевидно страдание человеку даётся за плохие поступки, а радость за хорошие. Если бог является и творцом и моральным руководителем мира, то получается, что человеческие существа отвечают перед богом за свои поступки. Из этого естественно и необходимо следует, что бог награждает нас за хорошие поступки и наказывает за плохие.

Третий аргумент в пользу бытия бога основывается на авторитете Вед. Значение системы ньяйи заключается в ее методологии, то есть в теории познания, на которой строится эта философия. Ньяя применяет метод логической критики для решения всех жизненно важных и философских проблем. Ньяя не дает систематического представления о мире в целом в свете единого абсолютного принципа.

Существуют постоянные изменения, вечный и циклический процесс возникновения и упадка. В этом процессе, однако, имеется устойчивый элемент атом. Вайшешика является школой, тяготеющей к метафизическому осмыслению бытия, и представляет космологические аспекты познания. В рамках этой школы был предпринят структурный анализ базовых элементов – земли, воды, огня и воздуха – и сопряженных с ними понятий – вкуса, цвета, осязания и запаха. Она стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления. За основу философской системы принимается личный опыт, приобретенный на чувственном уровне. Полученный опыт анализируется, и определяется категория проявления падартха, которая поддается познанию и вербальному описанию. Таких категорий семь: вещество, качество, действие, общность, особенность, присущнось и небытие. Все семь признаются как реальные. Иными словами, реально все, что поддается эмпирическому изучению, представляет субстанциональное начало, конкретные характеристики и находится во взаимосвязи с другими объектами. При этом характеристики и взаимосвязи не менее реальны, чем само материальное проявление.

Система вайшешики была основана мудрецом Канадой, настоящее имя которого было Улука. Она родственна системе ньяйи и имеет одинаковую с ней конечную цель - освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты познания, весь мир, под семь категорий: субстанция (дравья) качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава).

Субстанция является субстратом качества и деятельности, однако она отлична как от того, так и от другого. Существуют девять видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум (манас). Из них первые пять называются физическими элементами (бхутами) и имеют соответственно специфические качества запаха, вкуса, цвета, осязания и звука. Первые четыре состоят из четырех видов атомов - земли, воды, огня и воздуха, которые являются невидимыми и неделимыми частицами материи. Атомы – это несотворенные, вечные сущности, представление о которых мы можем получить посредством дробления материальных объектов на все более и более мелкие части, до тех пор, пока этот процесс нельзя производить дальше. Эфир, пространство и время - неосязаемые субстанции, каждая из которых является единственной, вечной и всеобъемлющей. Манас - вечная субстанция, непротяженная и, подобно атому, бесконечно малая. Это внутреннее чувство, которое прямо или косвенно имеет дело со всеми психическими функциями, такими, как познавательная способность, эмоции, воля. Душа - вечная и всеобъемлющая субстанция, представляющая собой субстрат явлений сознания. Индивидуальная душа осознается внутренне, умом индивида, когда, например, говорят: «Я счастлив» . Верховная душа, или бог, считается творцом мира и всего сущего. Бог сотворил мир из вечных атомов. Происхождение и распад сложных предметов объясняются соединением и разъединением атомов. Но двигаться и действовать самостоятельно атомы не могут. Первоисточник их действий - воля бога, направляющего их перемещения в соответствии с законом кармы. Из атомов образуется весь мир, соответствующий невидимым моральным достоинствам индивидуальных душ и служащий делу их морального искупления. Такова атомистическая теория вайшешики. Это скорее телеологическая, чем механистическая и материалистическая теория, какими являются другие

(«разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) Основные принципы школы - обрядность (ортопраксия), антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы - разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна, для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества. Более интересная особенность школы Мимамса - своя уникальная эпистемологическая теория свойственной законности всего познания как такового. Считается, что все знание в силу самого факта знания верно (Сатахпраманьявада). Таким образом, то что требует доказательств, не является истинным знанием, но ошибочно за него принимается. Последователи Мимамсы использовали эту теорию для обоснования неоспоримой истинности Вед.

Ритуализм зиждется на авторитете вед, и поэтому школа мимансы выдвинула теорию о том, что веды не являются произведениями какоголибо лица и потому свободны от свойственных людям ошибок. Согласно мимансе, веды вечны и существуют самостоятельно; написанные или изустно распространяемые веды – это лишь временное обнаружение их через особых пророков. Для доказательства обоснованности вед школа мимансы выдвигает тщательно разработанную теорию познания, которая прежде всего должна показать, что достоверность всякого познания самоочевидна. Когда имеются достаточные условия - знание возникает. Авторитет вед неоспоримым, То, что веды предписывают выполнять, - правильно. То, что они запрещают, - неправильно. Долгом каждого человека является исполнение того, что правильно, и воздержание от того, что запрещено. Долг следует исполнять во имя долга. Ритуалы, предписанные ведами, должны выполняться не с расчетом на получение какой-либо награды за это, но именно потому, что они предписаны. Бескорыстное исполнение обязательных обрядов, которое возможно только при знании и самоконтроле, постепенно уничтожает кармы и делает возможным осуществление освобождения после смерти.

Душа должна рассматриваться как бессмертная, вечная субстанция, ибо если мы допустили, что душа гибнет со смертью тела, то ведийские предписания, требующие выполнения известных обрядов для достижения блаженства на небесах, были бы бессмысленны. Создатели философии мимансы, как и представители школы джайнизма, приводят ряд оригинальных аргументов в доказательство существования бессмертной души, опровергая точку зрения материалистов, не допускающих наличия чего-либо, кроме тела. Однако они не считают сознание чем-то внутренне присущим душе. Сознание возникает в душе только тогда, когда она соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находится перед органами познания (пятью внешними органами чувств и внутренним органом, называемым (манасом). Освобожденная и покинувшая телесную оболочку душа обладает не фактически существующим сознанием, а лишь его потенциальной возможностью. Все что выходит за рамки предписаний, представляет очевидную угрозу отягощения кармы и соответственно, умножения страданий в будущем.

(завершение «Вед») Веданта - важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Она так прочно укоренена в индийскую культуру, что именно с ней связывают особенности, характер и направление развития всей индийской философской мысли. Базовые тексты - Упанишады (IX - V вв. до н. э.), Бхагавадгита (IX VI вв. до н. э.) и Брахма-сутра (V II вв. до н. э.). Центральная идея Веданты - идея Брахмана. Брахман раскрывается как безличный абсолютный дух, генетическое и субстанциональное начало, равно как и завершающий конец всего сущего. Из него все вещи происходят, им они поддерживаются и в нем растворяются

Брахман характеризуется единством бытия, сознания и ничем невозмутимого спокойствия, или блаженства. Материальный мир есть эмпирическое проявление Брахмана. Проявление неистинное, лишь по видимости реальное, так как оно не имеет в самом себе оснований для своего бытия. Это - иллюзия, майя. Вся и единственная реальность существования такого мира заключена в Брахмане. Лишь для обыденного сознания и вообще незнания чувственно воспринимаемый мир оказывается реально существующим. “Для того, кто достиг состояния истины и реальности (т. е. Брахмана), весь видимый мир исчезает”, - сказано в Брахме-сутре. Проявлением заложенной в Брахмане творческой энергии является периодическое возрождение и гибель мира. В определенное очередным циклом время мир исчезает в Брахмане, чтобы затем снова возродиться из него. В силу своей сущностной тождественности Брахману Атман универсален, непреходящ, сверхчувственен. Он открывается во внутреннем опыте человека, независимом от внешних ощущений, через некое сокровенное, потаенное чувство ума. Как эмпирическое, или проявленное, бытие Брахмана Атман имманентен (внутренне присущ) каждому индивиду - как его жизненное дыхание. Постижение субстанциального единства Брахмана и Атмана освобождает человека от оков нескончаемого потока-круговорота жизни, делает его просветленным, подлинным, свободным.

В веданте развито представление о четырех основных сторонах жизни: каме, артхе, дхарме и мокше. Кама есть чувственные влечения и страсти, стремление к удовольствиям, желание наслаждения, в частности любви. Артха - материальные блага, выгода, польза, приобретение богатства, стремление к мирскому процветанию. Философская система веданта (буквально – завершение вед) и поныне пользуется большой популярностью. Ключевым понятием считается Брахман – конечная истина, непостижимая умом, но обретаемая в процессе молитвенного созерцания и углубленной медитации. Аргументация веданты сводится к следующему: Веданта является религиозно – философской системой, объединяющей множество учений, которые, в свою очередь отличаются богатством идей (порой противоречивых) и воззрений.

Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой характер индийской философии привел к образованию особого метода философского рассмотрения. Этот всеобъемлющий характер индийской философии - терпимость одних ее философских школ по отношению к другим - имел то положительное значение, что каждая философская система приняла обоснованный и завершенный вид.

Хотя основные социальные характеристики древнеиндийской культуры в основном совпадали с древнекитайской, в отличие от Китая, где социальное положение индивида слабо детерминировалось его социальным происхождением, в Индии эта детерминация была наиболее сильной из всех древневосточных цивилизаций и вытекала из кастового деления общества. Принадлежность человека древнеиндийского общества к одной из четырех варн (каст): брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр строго определяла всю его жизнь.

Следует подчеркнуть, что центральное и доминирующее место в индийской философии занимали такие доктрины, которые базировались на религиозных началах.

Неортодоксальные школы древнеиндийской философии (буддизм, локаята).

В V-VIв.в. до н.э. появилось течение, выступившее против предписаний Ведийской религии. Наиболее яркими являются буддизм, локаята, джайнизм.

Джайнизм – критическое религиозное учение, оформившееся вV-VIвв. до н.э. основателем считается Вардхаман, получивший в последствии имя Джина. В центре доктрины Джайнизма стоит проблема бытия личности. Утверждается определяющее значение двух вечных несотворимых сущностей: джива (душа, живое) и аджива (не живое, не душа). Живое предстает в двух формах бытия – совершенном и несовершенном. В состоянии несовершенного бытия джива подвергается страданиям. В совершенном бытии джива переходит в состояние нирваны, полного блаженства.

Буддизм – религиозное философское учение, возникшее вVI-Vвв. до н.э. В ходе развития становится одной из трех мировых религий (христианство, ислам, буддизм). Основатель принц Гуатама (просветленный). Уже в первое столетие своего существования буддизм разделился на 18 различных сект. Разногласия в буддизме привели к разделению на две ветви: Хинаяна и Махаяна. Другая особая ветвь, которая распространилась в Тибете – Ламаизм. Особенность буддизма – это этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил против внешних форм религиозной жизни, против абстрактно-догматических исканий. Стержнем буддизма является проповедь 4-х благородных истин:

  • 1. страдания
  • 2. существует страдание, и надо найти причину страдания, освобождение от страданий
  • 3. причина страдания (чувство страха)
  • 4. освобождение от желаний (концепция терпимости)

Главный принцип буддизма: не делай ничего такого другому, какое не желаешь, чтобы делали тебе. Непричинение вреда окружающему, проповедь доброты, мягкости, чувство совершенной удовлетворенности. Главный путь – практика медитации, полной самоуглубленности.

В Iтыс. до н.э. возникает материализм, как определяющая система взглядов. Наиболее известным материалистическим направлением было учение Локаята (лока – мир). Представители этого направления признают только этот мир (нет ни загробной жизни и т.д.). Выступают против всех форм суеверий, против бессмертия души.