Особенности подростковой профориентации. Родителям о выборе профессии их детьми Виды профориентации и профориентационных услуг

Как узнать свое призвание?

Один из наиболее выдающихся философов конца XX века по имени Ричард Рорти выдвинул концепцию, согласно которой кассир-продавец, безукоризненно выполняющий свою работу, в современном мире стоит в иерархии выше бестолкового директора нефтяной компании или непродуктивного физика-ядерщика. Согласно Рорти, "престиж" должности сегодня уже не значит ровным счетом ничего. Другими словами, не столь важно что ты делаешь, важно как ты это делаешь. Тезис, казалось бы, тривиальный, тем не менее год за годом мы, склонив голову, идём на нелюбимую работу, утешая себя такими абстрактными понятиями как перспективы, престиж или стабильность. Год за годом выпускники школ поступают на факультеты управления и экономики, потому что это им кажется хорошей идеей, а через пару лет задаются вопросом, почему они этим занимаются.
Проблема здесь кроется глубоко в нас самих: во-первых, люди вообще обычно не знают, что хотят, а во-вторых, не все мечты исполнимы - даже если Вы точно знаете, что хотели бы себя видеть генеральным директором компании "Apple", это не дает никаких ощутимых шансов на успех на этой стезе. В планировании своего будущего важно не беспамятно бросаться в сторону мечты детства (которая имеет все шансы рассыпаться при первой серьезной проблеме на пути к ней), а получше приглядеться к себе. Хотя что и говорить, посмотреть на самого себя со стороны - это всё равно что вытягивать себя за волосы из болота. К счастью, умные люди давно уже это заметили и еще в начале прошлого века начали разрабатывать программы профориентации , или, проще говоря, определенные методы для определения склонностей индивида к определенному роду деятельности. Под методами чаще всего понимаются различного рода тесты, которые на сегодняшний день можно пройти бесплатно и онлайн. Плюс со временем хитроумность такого рода методов возросла: если не так давно в школе давали смехотворный бланк с практически прямыми вопросами "Кем Вы хотите стать, когда вырастете?", то сейчас ответ на этот вопрос ищут куда более изощренно. Мы подобрали несколько интернет-источников, которые бесплатно помогут Вам определиться с профессиональными наклонностями и личными предпочтениями, если еще не поздно. А как показывает практика, поздно не бывает никогда.

Короткая заметка для особо любопытных. Как Вы наверняка понимаете, интернет-тесты никогда не дают гарантии достоверности и не претендуют на полную объективность. Точнее сказать, на пути к объективности у них стоит одно очень серьезное препятствие - это человеческая психика. Странным образом, даже искренне желая получить объективный результат, мы порой не всегда контролируем искренность самих ответов. Это совершенно нормальное явление: когда человек задумывается над ответом, в его голове проплывает множество вариантов, прежде чем он остановится на одном из них по какой-либо причине. Как раз эта причина и есть ключ к разгадке: очень часто мы интуитивно разгадываем намерение того или иного вопроса и отвечаем на него таким образом, чтобы увидеть желаемый результат. Особенно это касается профессиональной ориентации, где варианты ответов более или менее известны предсказуемы.
Вообще подобные эксперименты эффективно работают только в двух случаях: либо при условии полной непредсказуемости (что в данном случае не работает), либо при условии честного сбора фактов о самом себе. Соответственно, столкнувшись с вопросом "Организованный ли Вы человек?", вспомните о своем прошлом опыте самоорганизации и ищите ответ именно там, а не в образе будущего себя, то есть каким бы Вы хотели бы быть . Отговорки типа "Вот когда я буду работать, то я точно буду супер-организованным!" не годятся, потому что они не отображают положения вещей в настоящее время. В противном случае, если в ответах исходить из проекта себя в будущем, Вы не узнаете того, кем Вы являетесь сейчас. Делая так, Вы задаете вопрос не "В чем я могу преуспеть?", а "Кем я хочу стать?", причем, что Вы уже знаете ответ и только ищете ему обоснования.
Не бойтесь признаться себе в каких-то недостатках и будьте предельно честны с собой, во-первых, потому что иначе нет толку проходить тест, а во-вторых, потому что на самом деле нет чисто отрицательных черт характера, есть только склонности в сторону того или другого полюса (системность-творчество, коммуникация-независимость и т.д.), а это в свою очередь значит, что бестолковых людей попросту не существует - и это подтвердит Вам любой психолог или педагог. Есть только люди, которые делают не то, что хотят и умеют на самом деле.

Смартия - профориентация в рамках перспективных сфер

Сайт:
Кол-во тестов: 3
Для кого : для тех, кто хочет работать в сферах Digital и PR
Дополнительные возможности: материалы для самообучения
Достоинства: отличная методика, профориентация на современном рынке, удобный интерфейс, приятный дизайн
Недостатки: узкая сфера возможных вариантов
Честно говоря, этот ресурс вначале нам показался настолько хорошим, что, казалось, продолжать список не нужно. Хороший дизайн, легкий язык, тонкая методика - что еще нужно? Но тут мы и попались: всё-таки данный ресурс, как бы он хорош ни был, рассчитан на определенную аудиторию, а именно - на тех, кто что-то уже умеет, но хотел бы научиться чему-то новому и определить свои перспективы. Причем основное внимание уделено именно сфере интернет-проектов и рекламы. Хотя, именно эта область на данный момент настолько перспективна и широка, что наверняка этот проект многим поможет разобраться в хитросплетениях рынка труда. Здесь описаны нужные профессионалу навыки, а также (что просто восхитительно) предоставлены прямые ссылки на качественную литературу по теме, плюс предоставлены советы для решения вечной проблемы самоорганизации и прокрастинации. Мечтаете в один прекрасный день запустить свой интернет-стартап или применить свои навыки в диджитал-агентстве? Тогда это сайт Вашей мечты. Если Вы пока даже не думали насчет интересующей сферы, то переходим к следующему пункту.

Учёба.ру - помощь в выборе направления новичкам


Сайт:
Кол-во тестов: 2
Для кого : для тех, кто только в начале пути и еще не определился
Дополнительные возможности: рекомендации по выбору университета или работодателя
Достоинства: широкий спектр возможных вариантов, актуальная информация по рынку труда и образования, нет регистрации, приятный дизайн
Недостатки: предсказуемые результаты
К огромному счастью современного выпускника школы, профориентационные тесты сегодня уже не представляют собой внушительные пачки листов, при заполнении которых респондент тратит час на ответы и еще час на расчет результата. Сегодня то же самое можно сделать в несколько щелков мыши, и через 30 минут алгоритм выдаст Вам подробнейший отчет - от Ваших скрытых талантов до рекомендаций по выбору профессии и по вузам, куда можно поступить. По крайней мере, именно так происходит профориентация на крупном и крайне полезном сайте Учёба.ру . Широкий спектр профессий - от госслужащего до модельера - описан очень наглядно: с актуальным уровнем зарплат, лучшими работодателями и рейтингом университетов в этой области. Помимо всего прочего на сайте есть полезные материалы по теме, написанные понятным и живым языком (что также можно сказать и о самом тесте). Этот вариант отлично подойдет тем, кто только планирует свое обучение. Для тех, кто постарше, этот тест может показаться несколько наивным, поэтому лучше обратить внимание на следующий вариант.

Гуманитарные технологии - тесты от ведущих академиков


Сайт:
Кол-во тестов: 13
Для кого : для выпускников школ и профессионалов в поиске повышения квалификации
Дополнительные возможности: рекомендации относительно вузов и работодателей, фактическая проверка способностей
Достоинства: актуальные методы на основе надежных исследований, подробный анализ личных качеств, большой выбор тестов для разной аудитории
Недостатки: неудобный интерфейс
На самом деле "Гуманитарные технологии" - это крупный центр тестирования, основанный в 1996 году на базе факультета психологии МГУ им. Ломоносова , одним словом, дело очень серьезное. В принципе большинство платных тестов, предлагаемых различными агентствами, тем или иным образом составлены при участии этого учреждения (например, тест на профориентацию на сайте hh.ru). Правда, если повнимательней изучить содержание официального сайта "Гуманитарных технологий", то вообще встает вопрос, зачем нужны платные варианты: там представлено больше десятка тестов, причем настолько подробных и профессиональных, что едва ли понадобится обращаться к иным источникам. В списке вопросов значится не только пресловутые "Нравится ли Вам...?", но также реальные тесты по оценке способностей к тем или иным предметам (например, в тесте "Гуманитарий или технарь?"). Список включает в себя тестирования как для школьников или студентов, так и для людей с опытом работы. Единственное, что плохо - это невыносимый интерфейс, из-за которого Вам придется шерстить весь сайт, чтобы найти что-то нужное.

Prevolio - классические тесты на профориентацию


Сайт:
Кол-во тестов: 5
Для кого : для тех, кто любит проходить долгие и подробные тесты
Дополнительные возможности: ссылки на обучающие материалы и специализированные курсы, трекинг прогресса
Достоинства: профориентация на современном рынке труда, удобный интерфейс
Недостатки: устаревшие варианты тестов, долгая регистрация
Еще один ресурс, который позволит Вам хорошо покопаться в себе и выяснить, чего же Вы на самом деле хотите. Здесь собраны наиболее распространенные тесты профориентации: по Л. Йовайши, по Е.А. Климову и по Дж. Холланду - именно эти варианты обычно попадаются на бескрайних просторах интернета в самом невообразимом виде, в то время как на этом сайте они оформлены в удобном интерактивном режиме. С одной стороны, эти тесты проверенны традицией и практикой, с другой стороны, наука не стоит на месте, и подобные методы довольно быстро устаревают. Тем не менее, свою главную функцию они выполняют - после мучительно проведенного получаса сайт выдаст Вам подробную характеристику - от склада ума и душевной организации до плана будущей карьеры. Кстати, на этом же сайте работает механизм, сходный с сайтом Смартия : здесь можно найти специализированные курсы и почитать хорошую литературу по теме, но поле интереса снова ограничено всё теми же IT и программированием. Еще нельзя не упомянуть назойливый интерфейс, который требует регистрации после прохождения одного теста и делает это очень медленно. Словом, если хотите воспользоваться сайтом во всей его полноте, выделите 10 минут на заполнение профиля.

Prof-test24.ru - быстрый тест с детализацией


Сайт:
Кол-во тестов: 1
Для кого : для тех, кто хочет персонализированных деталей и не хочет тратить время
Дополнительные возможности: детальный отчет (за дополнительную плату)
Достоинства: подробный анализ профессиональных качеств и склонностей, низкие цены
Недостатки: некачественная визуализация результатов в бесплатной версии, отсутствие советов по профессии
Говоря по факту, функция этого сайта откровенно коммерческая, но платным его можно назвать с очень большой натяжкой. Во-первых, потому что бесплатный тест пройти всё-таки можно, вот только результаты его будут до смешного поверхностны (перечисленные через запятую профессии). Во-вторых, потому что подробные результаты доступны за такую мизерную плату (20 рублей - расширенный, 90 рублей - полный доступ, эти цены открываются после прохождения бесплатного теста), что странно было бы его ставить наряду с другими сайтами, стоимость услуг которых как минимум в 25 раз больше. Сам тест очень понятный, не отнимает много времени, не грешит тавтологиями и банальными вопросами, порой заставляет пошевелить мозгами. Словом, отлично подойдет тем, что не любит заниматься самокопанием и хочет быстрого результата. Увы, здесь Вы не найдете советов по работодателям и вузам,но за этим можно всегда обратиться к вышеуказанным сайтам.

Как верно выбрать профессиональное направление, когда тебе всего 14 или 15 лет? В этом возрасте неумолимо подступает время, когда придётся выбирать ВУЗ, а многие подростки даже не представляют себе, чем конкретно хотели бы заниматься в будущем. Как понять, какая профессия подходит? На какой остановиться? Советы старшеклассникам и их родителям по правильной профессиональной ориентации – в нашей статье.

В чём заключаются сложности выбора?

Проблема профессионального самоопределения начинает беспокоить подростков и их родителей уже в 14 или 15 лет.

«Это интересно. Ежегодные исследования показывают, что только лишь около 15% школьников уже определились с профессиональным выбором. Такое же количество учащихся вообще не думает о самоопределении. А 70% не имеют чёткого понятия о том, какую профессию всё-таки выбрать».

Выбор профессии – первая по-настоящему серьёзная задача, которую следует старшекласснику решить. И от того, насколько успешным будет решение этой проблемы, настолько же комфортно и уверенно будет чувствовать себя .

Рассмотрим причины сложностей выбора профессии :

  1. Появление новых профессий. Технический прогресс повлиял на то, что многие профессии исчезли, уступив место новым.
  2. Отсутствие возможностей ознакомиться с разными профессиями. Родственники не всегда охотно посвящают детей в таинства своей профессиональной деятельности, а узнать о других профессиях сложно.
  3. Исчезновение кружков по интересам. Если раньше ребёнок проявлял интерес к технике – он начинал посещать радиотехнический или конструкторский кружок, если умел красиво излагать мысли – в кружок по журналистике, если интересовался животными – в кружок юннатов и т. д. Это была прекрасная возможность проявить себя в том или ином виде деятельности, и понять, хочет ли он этому посвятить жизнь. Сейчас такие возможности ограничены.

Какие существуют мотивы?

Выделяют внешние и внутренние мотивы выбора профессии.

Внешние мотивы основаны на влиянии окружающей подростка среды, что выражается в:

  • мнении родителей, родственников, друзей и сверстников
  • желании быть успешным в глазах окружающих
  • боязнь быть непринятым обществом, осуждённым.

Внутренние мотивы связаны с:

  • характером подростка
  • склонностями
  • привычками.

Мотивы, побуждающие подростка выбрать тут или иную профессию:

  1. Престиж.
  2. Высокий уровень зарплаты.
  3. Карьерный рост.
  4. Интерес к профессии.
  5. Условия работы.
  6. Образовательные возможности (доступность образования).

Многие из мотивов являются ошибочными. Например, престижность профессии - весьма относительное понятие, а для того, чтобы получать высокую зарплату, жизнь показывает, что необязательно и учиться.

Профориентация в школе

В связи с трудностями профессионального самоопределения учащихся нужно уделять достаточно внимания профориентационной работе. Профессиональная ориентация в основном проводится в школе.

Как быть действительно понимающими родителями и поддержать ребёнка на пути самоопределения?

  1. Слушайте. Поговорите с ребёнком, какие сомнения его мучают при раздумьях о выборе будущей профессиональной деятельности. Выслушивайте его внимательно, с интересом. Расскажите, как вы определялись с профессией, как это делали ваши друзья, одноклассники.
  2. Помогите подростку лучше понять себя. Попросите ребёнка объяснить свой выбор, если него есть уже соображения по поводу будущего. Чаще всего старшеклассники имеют поверхностное или ошибочное представление о профессиях. Подростки склонны оценивать профессии по уровню зарплаты, а не по содержанию и по соотношению с собственными способностями. Нужно помочь старшекласснику сориентироваться в выборе будущей профессии. Даже если вы не в восторге от выбора ребёнка – не запрещайте ему развиваться в выбранном направлении. Помогите подростку правильно оценить свои возможности, осознать, будет ли ему комфортно в той или иной профессии.
  3. Возложите часть ответственности за выбор профессии на подростка. Конечно, родителям нужно приложить усилия, чтобы у ребёнка было светлое будущее и хорошая, конкурентоспособная профессия. Передавайте свой жизненный опыт, но не заставляйте. Пусть подросток сам размышляет и несёт ответственность за свой выбор – с вашей мудрой помощью.
  4. Выступайте в качестве эксперта. Делитесь информацией с ребёнком по поводу профессионального самоопределения. Предоставьте максимум информации об особенностях той или иной профессиональной деятельности. Приводите примеры из жизни.

«А знаете ли вы, что на выбор профессии может повлиять пример родственников? Когда в семье несколько поколений продолжают заниматься одной и той же профессией – это называется династией. В этом случае и ваш ребёнок может сказать: «Буду врачом, как папа и дедушка».

Смотрите видеосюжет с советами специалиста, как подростку не ошибиться в выборе профессии

Профориентацией своего ребёнка следует заняться как можно раньше. Выявить способности к конкретному виду деятельности и степень готовности к нему можно сделать с помощью психологического тестирования.

Разобраться в себе и закрепить определённые навыки помогут , в ходе которых подростки увидят свои наклонности, глубже познают себя, научатся ставить цели и находить пути их достижения.

Наши советы помогут родителям подростков правильно выбрать профессию:

  1. Предоставьте подростку возможность испытать себя в разных направлениях профессиональной деятельности. Хорошо, если старшеклассник не останавливается на одном занятии, а пытается попробовать и другие виды деятельности. Так он познает особенности разных профессий и о том, как достигают результатов в разных сферах.
  2. Знакомьте подростка с представителями разных специальностей. Так он расширит кругозор и будет лучше представлять поле деятельности разных специалистов.
  3. Максимально подготовьте своего ребёнка к осознанному выбору профессии. Быть готовым - значит, быть независимым и ответственным за свои мысли, суждения и поступки; действовать, руководствуясь собственным мнением; иметь идеалы; уметь самому принимать решения. Такие качества формируются при активном участии родителей.
  4. Не выбирайте профессию за подростка. Многие родители, навязывая профессию, делают детей несчастными в будущем. Лучше создать условия, в которых ребёнок сам сделает хороший выбор. Не критикуйте подростка, если не получается найти общего языка: лучше обратитесь к специалисту-психологу.

Уважаемые родители, развивайте готовность к профессиональной деятельности у ребёнка с детства, создавая для этого благоприятные условия, при которых он будет узнавать больше о мире профессий. Подросток лучше узнает себя и свои способности, научится отвечать за свои желания и действия, и в итоге сам сможет выбрать профессию.

часто задаваемые вопросы

В Москве много центров профориентации. Чем вы отличаетесь от других?

Наше основное отличие – глубокий и комплексный подход. Благодаря использованию более 15 психодиагностических методик, профориентационных тестов и индивидуальной работе высококлассных специалистов психологов-профориентологов, вы получаете целостную картину профессиональных интересов, способностей и возможностей вашего ребенка. Мы также исследуем его личностные, психофизиологические особенности и эмоциональную сферу. И только после этого подбираем профессиональные области и специальности.
Насколько нам известно, столь серьезно к вопросу выбора профессии не подходят ни в одном профориентационном центре.

Сколько профессий вы предлагаете? Ведь нам надо найти одну единственную, нашу!

Обычно мы предлагаем на выбор 10-15 профессий. Это профессии, к которым школьник имеет интерес, и в которых может добиться успеха. На это есть несколько причин:

  • Мы считаем, что подросток сам должен сделать выбор, ведь это его жизнь! А наша задача - показать ему возможные направления.
  • Человек редко бывает предрасположен лишь к одному виду деятельности, к одной профессии. Соответственно, мы учитываем все варианты профессионального развития, исходя из способностей, возможностей и желаний подростка.
  • Многие перспективные профессии лежат на стыке разных дисциплин, поэтому мы не исключаем получение нескольких специальностей (например, бакалавриат по филологии и магистратуру по психологии). Владение несколькими профессиями может стать серьезным конкурентным преимуществом молодого специалиста!

На итоговой встрече подросток сам выбирает желаемый профессиональный путь.

На жизненном и профессиональном пути человека периодически возникают си­туации, требующие определения дальнейшего направления своего развития. Одной из основных задач на этом пути является выбор профессии. Эта процедура, как пра­вило, требует психологической помощи, консультирования, поддержки. Выбор про­фессии является, во-первых, более или менее длительным процессом ориентации в мире профессий. Во-вторых, на жизненном пути возможна неоднократная смена про­фессий, - именно поэтому данная ситуация характерна не только для молодежи, но и для людей в зрелом возрасте.

Основным видом психологической помощи в выборе трудовой деятельности яв­ляется профессиональная ориентация - система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонно­стям и интересам человека и с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии. Профориентация - это научно обоснованное управление про­цессом сознательного самоопределения людей в целях удовлетворения их личных потребностей самореализации в труде и общественных потребностей в воспроизвод­стве трудовых ресурсов. Профессиональное самоопределение - это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее формирование его как субъекта труда и профессионала.

Процесс профессионального самоопределения состоит из следующих стадий:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначаль­ная ориентировка в различных сферах труда;

2) профессиональное обучение как освоение выбранной профессии;

3) профессиональная адаптация - формирование индивидуального стиля дея­тельности и включение в систему производственных и социальных отношений;

4) самореализация в труде - выполнение или невыполнение тех ожиданий, кото­рые связаны с профессиональным трудом.

Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем многообразии у каждого человека имеет некоторую общую структуру, которая включает: позиции старших членов семьи, сверстников, учителей; личные профессиональные планы; способно­сти, умения, достигнутый уровень развития как субъекта труда; уровень притязаний на общественное признание; информированность; склонность, интерес к тем или иным видам деятельности; общую активность, самооценку, уверенность в достижении успеха, уровень саморегуляции.

Профориентация предполагает наличие системы мероприятий, направленных на разработку и реализацию рекомендаций по профессиональному самоопределению. Эта система включает ряд специфических и взаимосвязанных форм профориентационной деятельности:

Психологическое изучение профессий - профессиография, психография, обо­снование профессиональных требований к субъекту, классификация профессий;

Профессиональное воспитание - развитие интересов, склонностей, способно­стей, личностных качеств в различных видах деятельности (познавательной, комму­никативной, игровой,учебной,трудовой);

Профессиональное просвещение (профинформация) - обеспечение формиро­вания знаний о мире профессий и условиях правильного их выбора, информирова­ние о способах и условиях овладения профессией, пропаганда общественно значи­мых профессий и т. д.;

Профессиональная консультация - система психолого-педагогических и меди­цинских мероприятий по изучению и оценке способностей и функциональных воз­можностей человека с целью помощи ему в обоснованном выборе профессии;

Профессиональная адаптация - приспособление человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности и формирование у субъекта индивидуального стиля деятельности.

Профессиональная ориентация реализует следующие личные и общественные функции:

Социальная функция - усвоение молодежью определенной системы социальных норм, ценностей и знаний, необходимых для адекватного выполнения профессио­нальной деятельности;

Психолого-педагогическая функция - выявление и формирование интересов, склонностей, личностных особенностей, оказание помощи молодежи в выборе профес­сии, наиболее соответствующей психологическим качествам конкретного субъекта, опре­деление путей, способов и условий оптимального развития этих качеств;

Медико-физиологическая функция - выявление ограничений в состоянии здоро­вья для выбора конкретной профессии и коррекция профессиональных планов в соот­ветствии с физиологическими возможностями организма;

- экономическая функция - улучшение качественного со­става работников, повышение удовлетворенности трудом, сни­жение текучести кадров, повышение профессиональной актив­ности работников.

· Профессиональная ориентация - система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии.

Профессиональное самоопределение -выбор профессии и последующее формиро­вание человека как

профессионала.

Наиболее активное психологическое обеспечение профориентационной работы производится на этапе профессиональной консультации. Существует несколько взаимосвязанных форм консультационной работы:

1) информационно-справочная,-предоставление сведений об условиях и каналах трудоустройства, требованиях приема на учебу и работу, возможностях освоения различных профес­сий, сроках подготовки и т. д.;

2) психодиагностическая - психологическое обследование и оценка соответствия индивидуальных особенностей личности требованиям отдельных профессий;

3) психокоррекционная - помощь в выборе профессии и коррекции этого выбора, рекомендации путей и методов исправления отклонений в психической сфере и по­ведении;

4) медицинская - оценка состояния здоровья и выявление ограничений для вы­бора конкретной профессии.

Проведение профконсультационной работы требует соблюдения ряда принципов при обследовании личности, основными из которых являются добровольность учас­тия в обследовании, активность субъекта выбора профессии, комплексность подхода к обследованию субъекта (оценка личностных, познавательных, эмоционально-воле­вых и других качеств), индивидуальный подход, отражающий изучение психологи­ческих особенностей конкретной личности в связи с определенной специальностью, конфиденциальность диагностической информации, а также персональная ответственность психолога за процедуру и результаты обследования.

Психологическое обследование при проведении профконсультации проводится в групповом и, главным образом, индивидуальном вариантах, в форме беседы и психо­диагностического обследования, с целью формирования обоснованного индивидуаль­ного профессионального плана.

Каждая профориентационная ситуация по-своему уникальна, но можно выделить наиболее часто встречающиеся ситуации:

1) оптант (человек, выбирающий профессию) хорошо ориентирован в мире про­фессий, выбрал себе профессию, но хочет получить подтверждение правильности своего выбора;

2) оптант имеет несколько вариантов профессионального плана и испытывает трудности с выбором, - следует выяснить степень обоснованности его планов;

3) оптант не имеет профессионального плана, но проявляет явную склонность к определенной профессии, - необходимо помочь в построении профессионального плана;

4) у оптанта нет ни профессионального плана, ни выраженных склонностей к ка­кому-либо виду деятельности - следует провести обширную психодиагностическую работу, выяснить причины отсутствия плана, начать его формирование и т. п.

Психологическое профконсультирование предъявляет высокие требования к лич­ности самого профконсультанта и требует от него серьезной профессиональной под­готовки.

(в помощь выбирающему профессию)

Значение правильного выбора профессии

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйтесь информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

  • изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;
  • подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
  • ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;
  • читайте специализированные книги и журналы;
  • наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
  • побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;
  • продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в вы- бранной профессии;
  • ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
  • сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;
  • приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности /b>

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:

  • практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
  • чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
  • встречи со специалистами;
  • самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития

Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)?
  • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в из- бранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, что- бы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • Какие ваши ближайшие и долго- срочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выполнить все пункты.

Помните!

Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

Могу – возможности личности (со- стояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей

Личный профессиональный план учащегося


Характеристика профессионального плана

  • Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения).
  • Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.).
  • Устойчивость плана во времени (уверенность в правильности вы- бора и стремлении к его осуществлению).
  • Реалистичность плана (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора).
  • Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии).
  • Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности).
  • Согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах « человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знковая система», «человек-художе-ственный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда города, района, в котором вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности.

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «Именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Каков размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать и какова их стоимость?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Где находится учебное заведение и какое его полное название?