Отец и сын дунаевские. Внебрачные дети советских актеров Дунаевский исаак осипович личная жизнь

Звезду советского кино чуть не выгнали из института по вине отпрыска музыканта

Звезду советского кино чуть не выгнали из института по вине отпрыска музыканта

Татьяна КОНЮХОВА, сыгравшая яркие роли в фильмах «Карьера Димы Горина» и «Разные судьбы», была одной из самых ярких звезд советского кино. Она прожила долгую, непростую жизнь. Искала любовь, не раз обжигалась в отношениях с мужчинами и только с третьим мужем нашла женское счастье.

Я встретилась с Татьяной Конюховой в ее двухкомнатной квартире на Крылатских холмах. Актриса отмечает в этом году сразу три юбилея: свое 80-летие, 50-летие картины «Карьера Димы Горина» и 55-летие фильма «Разные судьбы». Госфильмофонд к этой дате сделал Татьяне Георгиевне подарок: картину «Разные судьбы» отреставрировали и напечатали новые копии.

Три месяца до и после дня рождения надо быть осторожной со здоровьем, - говорит Конюхова. - Встретила 50-летие, думала, все, и позволила себе выпить водочки с сестрой, так такое давление поднялось, что «скорую» пришлось вызывать, - жалуется актриса, но все же принесла из кухни бутылочку коньяка. Выпив, мы не заметили, как перешли от разговора о ролях к мужчинам, каждого из которых Конюхова вспоминает по-разному.

Наивный поцелуй

Первая любовь в жизни Татьяны Георгиевны осталась в памяти навсегда. Это был школьный роман, который закончился лишь поцелуем.

В школе был мальчик Артур Почаковский . Мы с подругой Людкой Тодоровской в него втрескались. Артуру нравилось, что мы вдвоем смотрим влюбленными глазами. Он долго не мог выбрать, но в 10-м классе начал ухаживать за мною. Первый и единственный раз поцеловал в губы, когда провожал домой после пасхальной ночи. Людку - в щеку, а меня в губы. Я куда-то полетела, почти сознание потеряла. Потом, увидев картину Шагала , поняла, что со мною произошло. Но мне не нравилось, что он раздумывал. Когда был бал выпускной, они танцевали вместе, а потом убежали. Поняла: целуются. Потом мы с родителями уехали в Прибалтику.

Мама не считала меня хорошенькой

У мамы не сложилась судьба: она была в няньках у сестры. Детство трудное, военное. Вышла замуж не по любви, а потому что ничего не ведала. Жили по городишкам, где, кроме кино, ничего не было. Когда я родилась, отцу в Ташкенте дали комнатенку. У мамы всегда ко мне была ревность. Когда я заявила, что пойду в артистки, мама возразила. Никогда не считала меня хорошенькой. Меня воспитали так, что я должна была уметь все: стирать, убирать, готовить.

Во ВГИК Татьяна поступила с первого раза. Талантливую девушку на 1-м курсе позвали сниматься:

Это был фильм «Майская ночь, или Утопленница». Я никак не могла озвучить свою героиню Ганну. Один дубль, второй. Режиссер обнял меня за плечи и говорит: «Танюшенька, у вас еще все впереди. Вы - умница, я доволен, но времени нет, чтобы с вами возиться. Вас озвучит профессионалка». У меня - шок. Кто озвучил Ганну, не знаю до сих пор. Это у нас на это не обращают внимания, а австрийская актриса Мария Шелл , гениально сыгравшая в фильме по пьесе Золя, не получила «Гран-при», так как была озвучена другой. В общем, я написала заявление с просьбой оставить меня на второй год. Ректор был потрясен, но подписал.

Любимицей педагогов Конюхова так и не стала.

Педагоги уделяли внимание Надежде Румянцевой , которую отчислили из ГИТИСа за то, что снималась в кино. Тогда студентам было запрещено играть и учиться: вплоть до исключения. Ради меня шли на уступки.

Трагедия на даче

На первом курсе Татьяна влюбилась в старшего сына знаменитого музыканта Исаака Дунаевского - Женю, который учился во ВГИКе на художника.

Исаак Осипович меня считал невестой. У Дунаевского была дивная библиотека, меня притягивало, как магнитом, к этому дому. Женя приобщал меня к искусству, его мама оставляла меня ночевать. С Женькой мы целовались до упада, а до большего не доходило. А тут этот трагический случай, который перевернул мою и его жизнь.

Эта история сразу обросла слухами: одни утверждали, что пьяный сын композитора сбил девушку, другие, что изнасиловал. Поговаривали, что Исаак Дунаевский даже пытался покончить с собой из-за такого позора.

- Мы решили отпраздновать 7 Ноября в загородном доме Дунаевских, во Внуково, - вспоминает Татьяна Георгиевна. - Друг Жени, инженер, в нашем институте увидел красавицу казачку Зину. Она училась на 4-м курсе и была дочерью министра иностранных дел Максима Литвинова. Этот друг мне говорит: «Можно пригласить эту девушку?» Сказала, что попробую. Зина согласилась, и мы поехали на «Победе» Жени на дачу с ночевкой. Никакой пьянки не было. Классическая музыка: Чайковский , Рахманинов .

Женька устал, потому что нас возил, и пошел спать. Мы сидим, альбомы смотрим, музыку слушаем. Вдруг появляется милиция, спрашивает хозяина. Я - наверх: «Женя, спустись!» В этот момент из ванной выводят инженера, а у него на голове красное от крови полотенце. Я оторопела, милиционер стал спрашивать, где машина. Оказывается, этот парень в «Победе» с Зиной сидел. Они стали ездить по аллее туда-сюда, чтобы прогреть машину. Зина сказала, что умеет водить трактор, и пересела за руль, а инженер сел рядом. Машина помчалась по дороге, а там поворот. «Победа» перевернулась. Зина погибла. От страха и ужаса он ничего никому не сказал.

Всех участников посиделок вызвали на комсомольское собрание.

Хотели исключать из института. Педагог Иван Пырьев помог, и Исаак Дунаевский за нас просил. Меня допрашивали: «Что вы пили?» А я: «А вы что пили? Лимонад?» В ЦК комсомола так и сказала, потому что не чувствовала вины. После этого случая я начала нападать на Женю. Меня оставили во ВГИКе, а его исключили, и он поступил в Суриковский институт.

Короткий брак

На втором курсе за Конюховой начал ухаживать студент с киноведческого факультета ВГИКа - Валерий Карен .

Я как раз повздорила с Женей: не нравилось, что к нему все липнут. Синие глаза, кучерявые волосы. Женя всегда говорил: «Ты - моя комсомолочка» - я придерживалась твердых нравственных правил. Сейчас понимаю: он был еще ребенком. Расстались мы с Женей на Новый год. Ушла из общежития, где гуляли, и осталась на ночь у Валерия. Это был мой первый мужчина. Он тут же потащил меня в загс.

Первый брак Конюховой распался через пару месяцев, но она никогда об этом не жалела:

Я уехала в ночь свадьбы на съемки. Помню, мама первому мужу во время торжества сказала: «По-моему, она тебя не любит». Я не почувствовала себя женой, а его не увидела своим мужем.

Меня тяготили его приезды на съемки: мне отдохнуть надо, а ему хочется близости.

Набравшись смелости, Конюхова во всем призналась мужу.

Сказала: «Валерий, не приезжай, мне надо на роль настраиваться, а тут завтраки, то-се». Через 30 лет он меня спросил, почему прогнала. «А ты помнишь, как в гостиницу в 6 утра приехал с «понятыми», чтобы меня проверить?» Я тогда открыла дверь: «Входите в номер, смотрите, под кроватью никого нет? Откройте шкаф». Прогнала его раз и навсегда. Валера стал редактором объединения «Мосфильм», женился, сейчас его нет в живых.

Безумная страсть

Большая любовь пришла к Конюховой на последнем курсе. Звукорежиссер Борис Венгеровский покорил сердце женщины, но не смог ее удержать.

Помню, он до меня пальцем дотронется, а меня током бьет. Чуть в обморок не падала. Страсть безумная, мы набрасывались друг на друга, как дикие. В 23 года я вышла за него замуж. Беременела без конца. Прости, Господи, за мои аборты. Знаю, что грешница страшная. То, что я родила ребенка в 30 лет после этого, - чудо. Страсть закончилась в одну секунду, когда я пришла из очередной больницы, а он лежит на кровати и ест за обе щеки.

- Вы стали уже звездой, муж не ревновал?

Прожили мы три года. Борис ревновал, но скандалов не было. С ним я устала быть добытчицей: все сама. А тут эта бурная профессия, съемки в двух картинах. Из-за этого брак распался. Позже Борис добился своего, ему даже «Нику» дали.

Зажал на пароходике

- В то время режиссеры нередко снимали своих жен, любовниц. К вам приставали?

На съемках фильма «Доброе утро» режиссер Андрей Фролов положил на меня глаз. Девки сами готовы были лечь под него, а у меня страсть к Венгеровскому как раз вспыхнула. Андрей был смуглый, с зелеными глазами, которые меня раздражали. Снимаемся на пароходе, а девчата твердят: «Таня, он влюблен в тебя». Говорю: «Отстаньте, старый он!» Всегда любила молодых. Однажды Андрей без слов в коридоре парохода стал меня зажимать и ручонками потянулся. Обрезала: «Если тронете, завтра же уеду!» Фролов ошалел и больше ничего себе не позволял. Были актрисы, которые выходили замуж за режиссеров ради ролей. Знаете, меня как-то спросили про книгу Кустинской . Так вот, это репортаж из гнилого болота. Она всегда была безумно честолюбивая: выходила замуж за режиссеров, думала, так ее будут снимать.

- Почему отказали Леониду Быкову?

В Ленечку я влюбилась. Это было еще до первого замужества, во время съемок «Судьбы Марины». Даже папе письмо написала: «Он - некрасивый, но я его очень люблю». У нас такой роман на съемках разгорелся! Не понимала, что есть супруга. Потому что никого рядом не было. До постели дело не дошло, но чуть было не случилось. В доме, где мы жили во время съемок. Олеська Иванова закрутила роман с женатым актером Заднепровским и ушла гулять, а я осталась наедине с Леней. Дошло до самого главного, а тут хозяйка вернулась, молочка принесла. Я раскричалась, выбежала на улицу. Недели две не смотрела в сторону Быкова из-за этой дурацкой ситуации. Не могла понять, почему почти без сознания была.

- Жена Быкова узнала о вашей любви?

Как-то я поехала на родину мамы - в Золочев. Туда же приехала труппа Харьковского театра, где играла жена Быкова. Она пришла к моей подруге Олесе Ивановой. Когда ушла, Олеся рассказала: «Знаешь, это была жена Лени Быкова, она беременна». Спрашивала что-то про съемки, про Леню. Когда она мне это сказала, внутри появилась такая боль, как будто внутренности оборвались. Тут же собрала вещи и уехала в Москву. Я решила: «Жена ждет ребенка, не буду семью разбивать». Спустя годы, когда шли съемки «Разных судеб», мы с ним столкнулись. Поздоровались, улыбнулись и как корабли разошлись. Было какое-то состояние облегченности.

- Высоцкий, с которым вы снялись в «Карьере Димы Горина», не остался равнодушен?

Когда снималась в этой картине, фильм «Разные судьбы» посмотрело 40 миллионов человек. Как-то во время съемок «Карьеры...» начала делать грим. Подходит Володя с гитарой и тихонечко перебирает струны: «Танечка, почему вы к нам вечером не приходите?» А мне сестра в Риге ставила записи на магнитофоне его песенок про ученых, жирафа. Я сказала: «Да не люблю блатные песни». Мне было стыдно потом. Володя не ушел, склонился над гитарой, стал дальше перебирать. В его позе читалось: «И какой черт меня дернул?» Передо мною сидел застенчивый человек. Когда Володи не стало, встретила как-то режиссера Льва Мирского , который рассказал: Володю заставляли сыграть сцену тисканья в машине, а он твердил: «Не буду я этого делать. Вы что, Танечку тискать?!» Он думал, что решу, это месть за тот разговор. Володя был благородный человек.

- Когда снимались в «Карьере...», знали, что беременны?

Я тогда была замужем за спортсменом и ученым Владимиром Кузнецовым . Снималась беременной. Вначале режиссер не знал этого, как и я. Однажды меня стошнило, пошла к врачу. Так и выяснилось. А в фильме пришлось прыгать с двухметровой высоты из кузова. Думаю, снег, ничего, а упала, как об лед. В итоге ребеночек перевернулся, шел не головкой. Роды тяжелые были.

Выйдя замуж за Владимира Кузнецова, Конюхова перестала сниматься, посвятила себя театру и семье.

Моя третья любовь началась с отторжения. Помню, при знакомстве Володя сказал: «Я - физкультурник». Подумала: «О Боже, то микрофонщик (так Конюхова называла звукорежиссера Бориса Венгеровского. - Н. М. ), то физкультурник!»

- После смерти третьего мужа не встретили достойного человека?

Не хотела больше выходить замуж. Во мне все умерло. У меня чудные отношения с мужчинами, но ни с кем я спать не собиралась. Да, ко мне «подъезжали», но я решила, что на могиле будет написано: Владимир Кузнецов и жена его Таня Конюхова.

Исаак Дунаевский - человек, творчество которого можно смело назвать классикой советской песни. «Сердце, тебе не хочется покоя», марш «Веселый ветер», «Школьный вальс», «Каким ты был, таким ты и остался» - эти песни знала наизусть вся страна, да и сейчас уже новое поколение меломанов напевает душевные мелодии Исаака Осиповича Дунаевского.

Детство и юность

Биография будущего композитора началась в городе Лохвице, что на Украине. Исаак Осипович родился 30 января 1900 года. Отец мальчика был обеспеченным человеком, владеющим собственной компанией, производящей фруктовые напитки. В семье Дунаевских воспитывалось пятеро сыновей и дочь.

Музыкальный талант Исаака Дунаевского проявился с раннего детства. Мальчик с легкостью воспроизводил сложные мелодии, поражая родственников чистотой голоса. Там же, в Лохвице, маленький Исаак начал учиться в музыкальной школе.


В 1910-м семья Дунаевских перебралась в Харьков, где Исаак уже оканчивал обычную гимназию и одновременно - консерваторию по классу композиции и скрипки. После окончания гимназии и консерватории Исаак Дунаевский также окончил университет, выбрав юридическую специальность.

Музыка

К счастью для поклонников, юриспруденция не стала главным делом в жизни Исаака Дунаевского. Молодой человек сделал выбор в пользу музыки, устроившись работать в оркестр драматического театра в Харькове. Там юное дарование произвело впечатление на Синельникова, режиссера театра. Исааку Дунаевскому предложили написать музыкальное сопровождение для одной из постановок.


Недолго думая, Исаак Осипович согласился. Это стало первым профессиональным успехом композитора. Спустя некоторое время Исаак Дунаевский дослужился до должности заведующего музыкальной частью. В 1924 году Исаак Осипович перебрался в Москву, полагая, что столица подарит гораздо больше интересных возможностей. Молодой человек не прогадал: действительно, московские театры оказались рады талантливому композитору, наперебой предлагая Исааку Дунаевскому присоединиться к коллективу.


Первые два года столичной жизни Исаак Дунаевский посвятил театру «Эрмитаж», затем перешел на службу в московский Театр сатиры. Спустя еще пять лет, в 1929-м, Исаак Осипович снова сменил место жительства. На этот раз композитора пригласили в Северную столицу, предложив работу в театре под названием «Мюзик-холл».

Именно там Исаак Дунаевский познакомился с . Знакомство это привело к созданию комедийного фильма «Веселые ребята», который полюбился зрителям на долгие годы. Утесов сыграл в картине главную роль.

«Веселые ребята» даже побывали на кинофестивале в Венеции, очаровав иностранных судей. После столь грандиозного успеха Исаак Осипович продолжил сочинять музыку для кинокартин. «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», «Дети капитана Гранта» - мелодии из кинофильмов, сочиненные Дунаевским, на десятилетия оставались в душах и сердцах зрителей.


Оперетты «Белая акация» и «Вольный ветер» до сих пор остаются актуальными, а трогательная увертюра «Летите, голуби!», исполненная детскими голосами, стала, пожалуй, самым ярким моментом картины о приключениях бесстрашных подростков. Спустя много лет , решивший снять сериал по мотивам романа Жюля Верна, оставил музыкальное сопровождение Дунаевского неизменным.

С 1937 года Исаак Осипович руководил Союзом композиторов в Ленинграде. Спустя год композитора Дунаевского выбрали депутатом Верховного Совета страны. Позже, во время Великой Отечественной войны, Исаак Осипович руководил музыкальным ансамблем, разъезжая по стране с концертами.

Произведения Исаака Дунаевского, а также русская народная музыка, исполнявшаяся ансамблем, помогали людям не терять душевные силы и веру в победу в то сложное и страшное время. Песня «Моя Москва» написана Исааком Дунаевским в 1942 году, в самый разгар войны. В 1950-м Дунаевский получил заветное звание народного артиста, что являлось высшей наградой для творческого человека в то время.

Личная жизнь

Личная жизнь Исаака Дунаевского всегда была наполнена влюбленностями, взаимными и нет. Дело в том, что Исаак Осипович был очень пылким молодым человеком. В 16 лет юноша впервые влюбился в Евгению Леонтович, известную харьковскую актрису. Женщина даже не подозревала о чувствах Дунаевского.


Спустя три года сердце Дунаевского снова затрепетало, на этот раз от чувства к сорокалетней актрисе Вере Юреневой. Женщине льстило обожание юноши, но вскоре Дунаевский наскучил замужней Юреневой. Это настолько расстроило Исаака Осиповича, что тот решил немедленно жениться. Избранницей Дунаевского стала студентка университета, в котором юноша учился. Разумеется, подобный брак, заключенный сгоряча, быстро распался.

Уже в Москве, в 1924-м, Исаак Осипович познакомился с очаровательной балериной Зинаидой Судейкиной. Влюбленные поженились. Вскоре Зинаида подарила супругу первенца - сына Евгения. Евгений Дунаевский также выберет творческую профессию, однако, в отличие от отца, предпочтет живопись.


Несмотря на официальный матримониальный статус, Исаак Осипович постоянно влюблялся вновь и вновь. Наталья Гаярина, танцовщица, долго владела сердцем композитора. Еще одной музой и предметом обожания для Исаака Осиповича являлась актриса

Ни муж Смирновой, ни жена Дунаевского не удержали влюбленных и не ослабили страсти. Исаак Осипович каждый день отправлял Смирновой телеграммы, подписываясь, как мальчишка, чужим именем. Вскоре композитор, не выдержав накала страстей, предложил красавице актрисе руку и сердце, однако женщина отказала Дунаевскому, сославшись на то, что больше не питает к нему никаких чувств.


Переживания Исаака Осиповича оказались велики, но вскоре композитор утешился творчеством и новыми влюбленностями. В начале 1940-х у Дунаевского сложился серьезный роман с Зоей Пашковой, тоже танцовщицей. Спустя несколько лет, в 1945-м, женщина подарила Исааку Осиповичу второго сына, которого назвали Максимом. пошел по стопам отца, став известным композитором.

Смерть

В 1955 году, 22 июля Исаак Осипович Дунаевский ушел из жизни. Обнаружил композитора шофер, больше никого в тот момент не было дома. Смерть известного композитора моментально обросла слухами и домыслами. Озвучивались версии о самоубийстве и даже об убийстве Дунаевского, однако ни одна из них не нашла официального подтверждения.


Было объявлено, что жизнь Исаака Осиповича подкосила сердечная недостаточность. Могила маэстро находится на Новодевичьем кладбище, что в Москве. Фото и грампластинки с записями великого композитора до сих пор можно найти в коллекциях меломанов.


В память о таланте Исаака Дунаевского именем композитора в столице названа улица, на которой располагалась его квартира. Есть такие улицы и переулки и в Новосибирске, Алма-Ате, Липецке, Ростове-на-Дону. Также памяти Дунаевского посвящены две мемориальные доски. Одна расположена в Харькове, на стене дома, в котором жила семья Дунаевских. Вторую мемориальную доску Исааку Дунаевскому можно увидеть в Санкт-Петербурге, на нынешней Гороховой улице.

Фильмография

Картины, в которых прозвучала музыка Дунаевского:

  • 1933 - «Первый взвод»
  • 1934 - «Весёлые ребята»
  • 1935 - «Путь корабля»
  • 1935 - «Три товарища»
  • 1936 - «Вратарь»
  • 1936 - «Дети капитана Гранта»
  • 1936 - «Искатели счастья»
  • 1936 - «Цирк»
  • 1938 - «Волга-Волга»
  • 1940 - «Моя любовь»
  • 1940 - «Светлый путь»
  • 1947 - «Весна»
  • 1949 - «Кубанские казаки»
  • 1957 - «Белая акация»
  • 1961 - «Вольный ветер»

Дунаевский Исаак, биография которого является темой этой статьи, был известным советским музыкальным педагогом и дирижером. Он писал музыку для кино, которая в последствии становилась всенародно любимой и популярной. Имя Исаака Дунаевского на слуху у более старшего поколения, поскольку молодежь, не связанная с музыкой, редко интересуется талантливейшими композиторами прошлого. Этот человек заслуживает того, чтобы о нём помнили. Он прожил интересную и сложную жизнь, в течение которой создал множество удивительных мелодий.

Детские годы

Дунаевский Исаак, биография которого начинается 18 января 1900 года, родился в Лохвице (Полтавская губерния). Мальчик появился на свет в семье еврея Цале-Йосефа, который работал в банке. Мать малыша звали Розалией. Взрослые увлекались музыкой. Дед Исаака был кантором, а мать в молодости пела и играла на фортепиано. Кроме того, в семье было еще пятеро детей, которые тоже стали музыкантами. Не все они добились выдающихся успехов, но отдельно хочется выделить Бориса Осиповича - талантливого хормейстера.

Учеба

Маленький Исаак с ранних лет проявлял тягу к музыке. Когда ему исполнилось 8 лет, родители оплатили ему уроки скрипки у Григория Полянского. Исаак Дунаевский (краткая биография изложена в статье) в 1910 году становится студентом Харьковского музыкального училища. Там он обучается игре на скрипке у К. Горского и композиции. Уже в 1918 году молодой человек заканчивает гимназию и получает золотую медаль. Спустя год он становится выпускником Харьковской консерватории (обучался у И. Ахрона и С. Богатырёва).

Работа

Кем же устраивается работать Дунаевский Исаак Осипович? Биография его началась с музыки, но сможет ли он во взрослой жизни найти применение своим талантам? На поиски работы уходит примерно год. В 1919 году он становится концертмейстером и скрипачом в Харьковском русском драматическом театре. Исаак быстро поднимается по карьерной лестнице и через год уже работает дирижером и композитором. Эту работу он совмещал со чтением лекцией. Кроме того, в свободное время он руководил армейской самодеятельностью. Дебют Дунаевского как театрального композитора состоялся в 1920 году, когда он написал музыку к нашумевшему спектаклю «Женитьба Фигаро».

В 1924 году Исаак Осипович переезжает в Москву, где работает сначала в «Эрмитаже», а затем - в Театре сатиры. С 1929 по 1934 год живет и работает в Санкт-Петербурге. Талантливый Дунаевский становится главным дирижером и композитором в Ленинградском Мюзик-Холле. Совместно с Г. Александровым, известным советским кинорежиссером, Дунаевский создает жанр музыкальной кинокомедии. Первой общей работой двух мастеров стал кинофильм «Весёлые ребята». На экраны он вышел только зимой 1934 года, но это не помешало Дунаевскому получить широкую известность в определенных кругах.

После этого они создали ещё три кинофильма, которые имели такой же успех: «Светлый путь», «Цирк», «Волга, Волга». Невероятно, но за период с 1934 по 1940 год Исаак Осипович написал музыку к 16 (!) кинолентам. Самое же удивительное, что все они становились популярными и получали любовь зрителей. Кроме своей основной работы, Дунаевский также принимал личное участие в озвучивании.

Д. Шостакович высоко оценил талант И. Дунаевского, особенно похвалив его увертюру к киноленте «Дети капитана Гранта». С 1937 по 1941 год Исаак Осипович был главой Ленинградского союза композиторов. В это время он знакомится в Михаилом Булгаковым. Они становятся друзьями, часто беседуют и проводят время вместе. В годы войны Исаак Осипович много ездил по всей стране и выступал, чтобы поднять боевой и моральный дух населения. Также он работал художественным руководителем ансамбля песни и пляски работников железной дороги.

Поддержка семьи

Исаак Дунаевский, биография которого наполнена яркими событиями, стремительно шел к успеху не только благодаря врожденному таланту, но и за счёт огромной поддержки со стороны семьи. На протяжении всей жизни он активно общался со своими братьями. Они были опорой друг для друга и помогали даже тогда, когда все друзья отворачивались. Нельзя недооценивать роль семьи в становлении и самореализации человека. Дунаевский Исаак, биография которого представляет собой стремительное восхождение к вершинам славы, - яркий тому пример. Поддержку и уверенность братьев дополняла нежная забота сестры Сары.

Исаак Дунаевский: биография, личная жизнь

Мы уже знаем, что наш герой был успешен и талантлив, но как складывались дела на личном фронте? В 1925 году молодой человек женится на прекрасной Зинаиде Судейкиной. В браке у пары появляется сын Евгений, который в будущем становится столичным художником-«станковистом».

Вскоре мужчина влюбляется в балерину Большого театра Зою Пашкову и у них завязывается бурный роман. На свет появляется мальчик Максим. Он растёт весьма одаренным ребенком. Через годы Максим Дунаевский стал известным эстрадным композитором.

Творчество

Дунаевский Исаак, биография которого является основной темой статьи, внес огромный вклад в развитие советской музыки. Наибольших творческих успехов он достиг, сочиняя лёгкую музыку для кино. Некоторые фрагменты оперетт Дунаевского могут по праву считаться полноценными отдельными произведениями. Отличительной чертой его музыки был проработанный мелодический ход.

В честь Исаака Дунаевского была названа школа искусств (Тарко-Сале). Кроме того, улицы многих городов носят его имя (Днепр, Ростов-на-Дону, Алматы, Липецк, Новосибирск). В Санкт-Петербурге и Харькове имеются мемориальные доски, поэтому каждый турист сможет запросто отыскать дом, в котором жил этот великий и таланливый человек. Цените вечное искусство!

Исаак Осипович Дунаевский (полное имя - Ицхак-Бер бен Бецалель-Йосеф Дунаевский). Родился 18 (30) января 1900 года в Лохвице Полтавской губернии - умер 25 июля 1955 года в Москве. Советский композитор и дирижёр, музыкальный педагог, автор песен и музыки к кинофильмам. Народный артист РСФСР (1950). Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1951). Депутат Верховного Совета РСФСР 1-го созыва.

Исаак Дунаевский родился 18 (30 по новому стилю) января 1900 года в Лохвице Полтавской губернии в еврейской семье.

Отец - Цале-Йосеф Симонович Дунаевский, банковский служащий. Двойное имя отца стало основой для отчества Исаака - Осипович.

Мать - Розалия Исааковна, домохозяйка, играла на фортепиано и хорошо пела.

Старший брат - Борис Осипович Дунаевский (1896-1976), дирижёр, хормейстер, заслуженный работник культуры РСФСР (1965).

Старшая сестра - Сара Зисла «Зинаида» Осиповна Дунаевская (1898 г.р.), педагог, преподаватель физики.

Брат - Михаил Осипович Дунаевский (1904 г.р.), дирижёр.

Брат - Семён Осипович Дунаевский (1906-1986), дирижёр, хормейстер, народный артист РСФСР (1969).

Брат - Зиновий Осипович Дунаевский (1908-1981), композитор, заслуженный деятель искусств УССР (1954).

Семья Дунаевских была очень музыкальной. Не случайно все братья стали музыкантами.

Исаак с ранних лет имел уникальный слух, демонстрировал незаурядные музыкальные способности. Уже в пять лет она на слух легко подбирал мелодии маршей, вальсов.

C восьми лет брал уроки скрипки у Григория Полянского.

В 1910 году семья переехала в Харьков, где Исаак поступил в Харьковское музыкальное училище по классу скрипки, его педагогом был Константин Горский. В 1918 году с золотой медалью окончил гимназию, а еще через год - Харьковскую консерваторию по классу скрипки, учился у И.Ю. Ахрона (композицией занимался у С.С. Богатырёва). Во время учебы, дабы мотивировать способного сына, отец сделал ему роскошный подарок - приобрел настоящую скрипку мастера Амати.

С 1919 года работал скрипачом в оркестре, затем концертмейстером.

С 1920 года - композитор и дирижёр в Харьковском русском драматическом театре, возглавляемом Н. Н. Синельниковым. Во время работы читал лекции о музыке и руководил армейской самодеятельностью. В том же году дебютировал как театральный композитор - написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро».

Одновременно в 1919-1924 годах был сотрудником газет, организатором музыкальных студий и кружков при воинских клубах, заведующим музыкальным отделом губернского отдела народного образования.

Служил секретарём-корреспондентом Наркомвнешторга УССР. Как признавался сам Исаак Осипович, он променял музыку на работу секретаря и устойчивый продпаёк. Однажды, забывшись, он начертал в углу делового письма нотный ряд и набросал простенькую музыкальную фразу, родившуюся в его голове, и отправил письмо в Москву. Ответ пришёл телеграммой: «Ответьте, что значит восемь жирных точек и пять параллельных линий в левом углу сообщения. Такой шифр Наркомвнешторгу не известен. Сообщите, что вы хотите сказать».

В 1924 году по приглашению Владимира Хенкина переехал в Москву. В 1924-1926 годах - музыкальный руководитель театра «Эрмитаж». В 1926-1929 годах - Театра сатиры. Для этого театра он пишет свои первые оперетты - «Женихи» и «Ножи». В 1927 году оперетта «Женихи» ставится в Московском государственном театре оперетты.

В 1929 году оперетта «Туда, где льды» для Московского мюзик-холла, после чего Дунаевский переехал в Ленинград.

До 1934 года был композитором и главным дирижёром Ленинградского Мюзик-Холла. Первый же спектакль с его музыкой - пародийное сатирическое обозрение «Одиссей» - был запрещён после нескольких представлений.

В Ленинграде он начал сотрудничать с . В поисках стиля «советского джаза» ищет опору в народной музыке и пишет программу «Джаз на повороте», состоявшую из рапсодий-фантазий на темы народных песен.

В 1933 году вместе с авторами В. Массам и Н. Эрдманом создает для Утёсова весёлое джаз-обозрение «Музыкальный магазин» с джазовыми интерпретациями мелодий Д. Верди, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. В новой оригинальной редакции Дунаевского в Ленинградском мюзик-холле с успехом шла оперетта «Нитуш» Ф. Эрве под названием «Небесные ласточки».

Исаак Дунаевский обладал уникальным мелодическим даром и внёс большой вклад в формирование жанра советской музыки. Наиболее значительных результатов Дунаевский достиг в лёгкой музыке.

В музыке к фильмам и опереттах лёгкая музыка непринуждённо сочеталась с симфоническим жанром. Даже фрагменты оперетт по существу являются законченными и целостными музыкальными произведениями и часто исполняются в концертах отдельно. Произведения Дунаевского отличаются развитым мелодическим ходом и гармоническим языком, при кажущейся лёгкости требуют от певца высокого вокального мастерства и больших голосовых ресурсов.

В 1938 году был избран депутатом Верховного совета РСФСР.

Во время Великой Отечественной войны был художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников, много выступал по всей стране. Среди многих песен времён войны, самой знаменитой стала песня «Моя Москва», написанная в 1942 году (ставшая в 1995 году официальным Гимном Москвы).

С 1945 года жил в Москве. В 1947 году написал музыку к фильму «Весна». В 1949 году написал музыку к фильму кинорежиссёра Ивана Пырьева «Кубанские казаки».

В 1940-е годы Дунаевский возвращается к оперетте - «Вольный ветер» (1947). Последняя оперетта «Белая акация» (1955) была посмертно завершена К. Молчановым.

В 1950 году, в год своего пятидесятилетия, удостоен звания народного артиста РСФСР. При этом в своем творчестве часто сталкивался с ограничениями: партитуры его произведений не издавались из-за пренебрежительных бюрократических установок по отношению к «лёгкой музыке», в ходе борьбы с космополитизмом были забракованы многочисленные произведения Дунаевского на еврейские темы.

Стал лауреатом двух Сталинских премий. В 1941-м ему была присвоена премия первой степени - за музыку к кинофильмам «Цирк» (1936) и «Волга-Волга» (1938). В 1951-м - Сталинская премия второй степени - за музыку к кинофильму «Кубанские казаки» (1949).

Исаак Дунаевский умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма. Ходили слухи о самоубийстве композитора, якобы из-за давления власти или необоснованных измышлениями (клеветы) о какой-то семейной драме криминального характера - но они не имеют достоверного подтверждения.

Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

В 1962 году его именем была названа улица в Москве, на которой он жил (бывший 5-й Можайский переулок).

Улица Дунаевского есть в Новосибирске, Алма-Ате, Днепропетровске (ныне Днепр). Переулок Дунаевского - в Ростове-на-Дону.

Именем Исаака Дунаевского названы ряд детских музыкальных школ: Москва, Чапаевский пер., д.5а; г. Лохвица Полтавской области; г. Гуково Ростовской области; школа № 13 в Екатеринбурге; школа искусств № 5 в Харькове; школа искусств № 16 в Самаре; школа искусств в Калининградской области; школа искусств в г. Тарко-Сале.

Мемориальные доски в память о композиторе установлены в Санкт-Петербурге и Харькове. В Санкт-Петербурге - на ул. Гороховая д. 4. Надпись гласит: «В этом доме с 1936 по 1941 год жил и работал выдающийся композитор Исаак Осипович Дунаевский». Внизу мемориальной доски высечены ноты строки из песни «Широка страна моя родная». В Харькове - на фасаде дома по ул. Петровского, 24 размещена памятная доска: «В этом доме жил в 1923-24 г выдающийся советский композитор Исаак Осипович Дунаевский».

Рост Исаака Дунаевского: 162 сантиметра.

Личная жизнь Исаака Дунаевского:

Первой любовью композитора была театральная звезда Харькова времён гражданской войны Евгения Леонтович. В 1922-м она уехала в Европу, далее засветилась в Голливуде.

Дважды был женат.

Первая жена - Мария Павловна Швецова, студентка музыкального училища. Поженились в 1921 году, но брак быстро распался.

Вторая жена - Зинаида Александровна Судейкина (1902-1979), петербургская балерина. Она родилась в деревеньке Андреевка Змиевского района Харьковской губернии, воспитывалась у сестры матери в Петрограде. В виду особой одаренности Зинаида училась в хореографическом училище за казенный счет, но революция разбила ее мечту об императорской сцене. Пришлось вернуться домой в Андреевку, потом в Харьков, где юная балерина поступила солисткой в оперетту. Поженились в 1925 году.

В браке в 1932 году родился сын Евгений Исаакович Дунаевский (умер в 2000-м), московский художник-«станковист».

Композитор имел много романов на стороне. Одной из его пассий была актриса . По слухам, он даже собирался уйти из семьи и жениться на Смирновой, но та к нему охладела.


Федор Раззаков
Исаак Дунаевский
Исаак Дунаевский родился 30 января 1900 года в небольшом тихом украинском городке Лохвица. В семье Дунаевских было шестеро детей (пятеро сыновей и дочь), и все они посвятили себя музыке: Зинаида (1898) стала педагогом, Борис (1896), Михаил (1904) и Семен (1906) - дирижерами, Исаак и Зиновий (1908) - композиторами.
Уникальные музыкальные способности Дунаевский начал проявлять еще в раннем детстве. В четыре с половиной года подбирал по слуху на рояле мелодии вальсов и маршей, которые он слышал в небольшом оркестре, игравшем по воскресеньям в городском саду. В восемь лет нашего героя стали серьезно обучать музыке, для чего пригласили ему в учителя чиновника акцизного ведомства Г. Полянского. Он первым приобщил мальчика к серьезной игре на скрипке. Первые музыкальные сочинения юного Дунаевского были печальны и грустны. Он назвал их "Тоска", "Слезы" и так далее.
В 1910 году семья Дунаевских переехала в Харьков. Исаака отдали учиться в гимназию и консерваторию (тогда училище), где он занимался у двух преподавателей: И. Ахрона (скрипка) и С. Богатырева (композиция). Закончив гимназию в 1918 году с золотой медалью и консерваторию в 1919 году, Исаак Дунаевский одно время учился в местном университете на юридическом факультете, но вскоре понял, что эта профессия не для него. Он выбрал музыку. Время было тяжелое, полыхала гражданская война, и, чтобы прокормить себя и семью, Исааку Дунаевскому приходилось подрабатывать в оркестре Харьковского русского драматического театра в роли пианиста и скрипача. Вскоре молодой талантливый музыкант обратил на себя внимание режиссера театра Синельникова, и тот предложил Дунаевскому написать музыку к одному из своих спектаклей. Дебют молодого композитора был удачным, и вскоре ему предложили работать в театре сразу в нескольких должностях: заведующего музыкальной частью, композитора и дирижера. С этого момента началось восхождение Дунаевского к вершине музыкальной славы.
В 20-е годы Дунаевскому приходилось сочинять самую разнообразную музыку: увертюры, песни, танцы, пародии. Любой другой музыкант, получивший классическое образование в солидной консерватории, посчитал бы за оскорбление работать в этих жанрах, но Дунаевский думал иначе. Он работал с упоением, даже сочиняя музыку для "теревсатов" - театров революционной сатиры. Много позднее Дунаевский сам будет удивляться такому своему перевоплощению и напишет в одном из писем: "Могли ли бы вы тридцать пять лет тому назад думать, что маленький музыкант, поклонник Бетховена, Чайковского, Брамса и Бородина, сможет стать мастером легкого жанра? Но именно моя солидная музыкальная закваска помогла мне и помогает творить легкую музыку серьезными средствами".
В 1924 году композитор переехал в Москву и был приглашен на работу в эстрадный театр "Эрмитаж" заведующим музыкальной частью. Вместе с ним в столицу приехала и его жена - Зинаида Судейкина. С ней Дунаевский познакомился в Ростове, где он работал концертмейстером в мюзик-холле, а она там же прима-балериной. В 1925 году они официально расписались. (Стоит отметить, что у Дунаевского это был уже второй брак: в первый раз он женился по молодости, но прожил с женой недолго). Жили молодые в небольшой комнатке в коммунальной квартире, которую снимали за небольшую плату.
В 1926 - 1929 годах Дунаевский работал в Московском театре сатиры, на сцене которого были поставлены его первые оперетты: "Женихи" и "Ножи". Однако в 1929 году талантливого композитора пригласили работать в Ленинград, в только что открывшийся эстрадный театр "Мюзик-холл".
В 1932 году у Исаака Дунаевского и З. Судейкиной родился мальчик, которого назвали Евгением.
В том же году Дунаевский впервые соприкоснулся со звуковым кино, написав музыку к фильму режиссера Корша "Первый взвод". Затем была работа над картинами "Дважды рожденный" и "Огни", которые сегодня никто уже не помнит.
Всесоюзная слава пришла к Дунаевскому в 1934 году, после того как на экраны вышел фильм "Веселые ребята" с его музыкой. Затем последовали фильмы "Цирк" (1936) и "Волга-Волга" (1938). За музыку к этим фильмам композитор был удостоен Сталинской премии. Позднее "Литературная газета" писала: "Случалось, что в песнях Дунаевского слова лгали, но музыка - никогда. Она выжила благодаря своему благородству". Его песни любил и ценил Михаил Булгаков, а Федор Шаляпин мечтал исполнить "Песню о Родине". Был ли Дунаевский "прославителем"? Безусловно. Но прославлял он не тоталитарный режим, как думают некоторые, а романтическую веру в добрую сказочную страну, где люди молоды, здоровы, счастливы.
В конце 30-х годов Дунаевский был уже известным культурным и общественным деятелем СССР. В 1936 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. От Ленсовета ему была выделена роскошная четырехкомнатная квартира в центре города. С 1937 по 1941 год он возглавлял Ленинградский союз советских композиторов, в 1938 году стал депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1941 году его удостаивают звания лаурета Сталинской премии 1-й степени.
Став к концу 30-х годов чиновником и общественным деятелем высокого ранга, Дунаевский старался во всем соответствовать своему положению. В те годы, например, он активно боролся с любыми нетрадиционными направлениями в советской музыке. Приведу лишь небольшой отрывок из его статьи за 1939 год, в котором он писал: "Уместно упомянуть о сильно размножившихся дансингах. Меня не тревожат эти дансинги как места, где наша молодежь может потанцевать. Но какой музыкой кормят танцующих? Их кормят "Утомленным солнцем", "Черными глазами", и это "Утомленное солнце", эти "Черные глаза" и прочие душещипательные танго и фокстроты - низкого музыкального пошиба...
И до создания советской массовой песни существовала обширная песенная "литература", имевшая чрезвычайно большое распространение. Сюда входили так называемые "блатные" песни, то есть песни, которые рождала улица, и в частности - одесская улица (образцы подобных песен - "Кичман", "Я и моя Маша", "Малина" и проч.). Существовали "жестокие" романсы, всякого рода псевдоцыганские песни - "Джон Грей", "Кирпичики", "Шахты" и прочая пошлятина.
Вся эта "литература" пользовалась огромным успехом в среде отсталых слоев населения в период нэпа.
Творческой работой советских композиторов и поэтов наш музыкальный быт очищен от "Кичманов" и ноющих у самоваров Маш. У нас поют бодрые, боевые советские песни".
Во время войны Дунаевский был художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников и в одном вагоне со своим коллективом исколесил почти всю страну. Что касается его близких, то жена и сын с 1941 года жили на даче во Внукове, но в октябре того же года эвакуировались в Сибирь. В столицу они вернулись в 1944 году и одно время жили в кабинете Исаака Дунаевского в Центральном доме железнодорожников. Лишь в 1945 году им наконец дали отдельную квартиру на Кутузовском проспекте.
Находясь на вершине славы и успеха, он и внешне излучал творческую удачу и оптимизм. Дунаевский и в личной жизни был победителем. Несмотря на свою неброскую внешность, ему удавалось покорять сердца самых красивых женщин. Например, в 1934 году он влюбил в себя красавицу Наталью Гаярину. А через пять лет то же самое проделал с восходящей звездой советского кино Лидией Смирновой. Они познакомились во время съемок фильма "Моя любовь". Их роман длился более года и вполне мог завершиться законным браком. Однако на предложение руки и сердца со стороны Дунаевского Смирнова ответила отказом, и композитор тут же прервал с нею всякие отношения. (Более подробно об этом романе читатель узнает в главе "ЛИДИЯ СМИРНОВА").
После разрыва с Л. Смирновой Дунаевский внезапно влюбился в 19-летнюю танцовщицу ансамбля имени Александрова Зою Пашкову. Он увидел ее во время одного из концертов и тут же прислал ей за кулисы записку, в которой признавался в любви с первого взгляда. Девушка ответила взаимностью и вскоре была зачислена Дунаевским в его ансамбль железнодорожников. Затем она танцевала в Театре оперетты. В этом гражданском браке у Дунаевского в 1945 году родился еще один мальчик - Максим. Стоит отметить, что появления этого ребенка Дунаевский не ждал, да, видимо, и не хотел особенно (например, когда он узнал о том, что Зоя беременна, он порвал с ней всякие отношения, но ненадолго - как только она родила, он вновь к ней вернулся).
Между тем после рождения незаконнорожденного ребенка ситуация для Дунаевского еще более усложнилась. Он буквально разрывался между двумя женщинами и никак не мог выбрать окончательно одну из них. В одном из писем своей жене З. Судейкиной, которая знала об увлечении мужа на стороне, он писал: "Я не могу принять новой любви с той радостной удовлетворенностью, какая в этих случаях заставляет забыть все на свете. Я не могу! Мне порой кажется, что я трагически и безнадежно запутался. Никакая сила новой страсти, оказывается, не в состоянии отвратить мои чувства от тебя... И я чувствую себя глубоко несчастным человеком".
Но не только личная жизнь удручала известного композитора. Несмотря на свою всенародную популярность, он был "невыездным". За границу его выпустили только один раз: в 1946 году он съездил на короткое время в Чехословакию на съемки фильма "Весна". Затем он собирался поехать в Берлин на фестиваль молодежи, уже упаковал чемоданы, однако эту поездку в самый последний момент ему запретили.
В октябре того же года состоялся пленум Союза композиторов СССР. С его высокой трибуны звучала критика в адрес многих известных композиторов, но я приведу лишь один пассаж, касаемый Исаака Дунаевского. Его коллега по ремеслу Д. Кабалевский заявил: "Товарищ Дунаевский должен был вспомнить и свои ошибки. Ведь он все же был, пожалуй, первым композитором, попытавшимся форму западноевропейской джазовой музыки приспособить для выражения чувств и мыслей советских людей.
Он справедливо обвинял Блантера и других композиторов в том, что с их стороны было бестактным чистейший блюз делать формой выражения заветных чувств и мыслей советского бойца, но я думаю, что было не менее бестактно со стороны И. О. Дунаевского делать такой же чистейший блюз формой выражения сокровенных мыслей советской девушки в песне из фильма "Моя любовь" или в песне "Сердце, тебе не хочется покоя...".
Как и всякий творческий человек, Дунаевский пробовал себя в разных музыкальных театрах. Он стал автором целого ряда оперетт, которые стали классикой советского искусства: "Вольный ветер", "Белая акация", "Женихи". Однако в 1948 году, когда обвиняли в космополитизме С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, досталось и Исааку Дунаевскому. Один композитор, упоминая оперетту "Вольный ветер", заявил, что в ней "глаза и слуха советского человека не чувствуется, а видна попытка втиснуть чувства и мысли нашего современника в чужие, западные сюжеты".
2 сентября 1950 года в одном из своих писем Дунаевский писал: "Нам все время тычут в пример Толстого, Чехова, Чайковского и Глинку, Репина и Сурикова. Но забывают, что нам не дают писать так, как писали они..."
В другом письме, от 27 декабря того же года, находим такие строки: "Меня просил Большой театр написать балет "Свет". Но как писать о колхозной электростанции? О колхозной электростанции написано 16 повестей, имеются кинофильмы и т. д. Сколько можно?"
Читая сегодня строчки из этих писем, невольно ловишь себя на мысли, что творческое вдохновение, кажется, навсегда покинуло этого гениального композитора. Но нет. В том же году, когда писались эти горькие строки, на экраны страны вышел новый фильм с музыкой Исаака Дунаевского: фильм И. Пырьева "Кубанские казаки". Как вспоминают современники, песня "Каким ты был" из этого кинофильма стала всенародным шлягером тех лет. Сам композитор и его родственники (они проживали в Москве на Малой Бронной) вынуждены были чуть ли не ежедневно закрывать наглухо окна: отовсюду неслись звуки этой модной песни. В такие минуты Дунаевский, видимо, проклинал свое творчество.
Однако песни Дунаевского из "Кубанских казаков" были почитаемы не только в среде московских обывателей. Их с удовольствием слушали и в Кремле. Поэтому в 1951 году режиссер фильма и композитор были удостоены Сталинской премии. Для Дунаевского это была вторая Сталинская премия.
Как и подавляющее большинство советских людей, Дунаевский был фанатично предан И. Сталину. В 30-е годы, еще на заре своей популярности, Дунаевский попытался было написать произведение, посвященное вождю. Так появилась "Песня о Сталине". Однако самому Сталину эта песня не понравилась. Когда он ее услышал, произнес такую фразу: "Эту песню мог написать только человек, который не очень меня любит..." Больше попыток прославить вождя Дунаевский в своем творчестве не предпринимал, но Сталина любил беззаветно. В одном из своих писем 1950 года он, к примеру, писал: "Не надо здесь никаких романтических взглядов, чтобы сказать, что Сталин является величайшим человеком не только нашей эпохи. В истории человеческого общества мы не найдем подобных примеров величия и грандиозности личности, широты, популярности, уважения и любви. Мы должны гордиться, что являемся его современниками и пусть крохотными сотрудниками в его деятельности. Как часто мы (особенно молодежь) забываем, что одним воздухом дышит с нами, под одним с нами небом живет Сталин. Как часто у нас кричат: "Дорогой, любимый Сталин", а потом уходят в свои дела и пакостят на работе, в жизни, в отношениях к людям, друзьям, товарищам. Сосуществование со Сталиным требует от его современников безграничной чистоты и преданности, веры и воли, нравственного и общественного подвига. Сама жизнь Сталина является примером такого подвига во имя лучшей жизни на всей земле".
Напомню, что это не строки из какого-нибудь доклада на торжественном собрании, а отрывок из частной переписки Дунаевского. Своего мнения о вожде композитор не изменил даже тогда, когда в 1952 году, по "делу врачей-вредителей", был арестован его двоюродный брат - профессор-уролог Лев Дунаевский. После этого в МГБ вызывали и самого Дунаевского, и какое-то время над ним висела вероятность ареста. Однако в дело вмешался тогдашний первый секретарь Союза композиторов СССР Т. Хренников (Исаак Дунаевский был в его подчинении и возглавлял в союзе секцию легкой музыки). После вмешательства Т. Хренникова популярного композитора оставили в покое.
Между тем, окрыленные успехом, Пырьев и Дунаевский в 1953 году приступили к новой совместной работе - фильму "Испытание верности". Однако повторить успех "Кубанских казаков" им так и не удалось.
В повседневной жизни Дунаевский был довольно общительным человеком. Было у него и хобби - он собирал долгоиграющие пластинки, которые ему привозил из Греции его друг Костаки. К середине 50-х у Дунаевского была одна из самых обширных коллекций во всем СССР. Кроме этого, семья Дунаевских была почти единственной, у кого были собственные телевизор и магнитофон. По тем временам это была неслыханная роскошь.
В последний год своей жизни Дунаевский буквально метался между двумя семьями. В одном из писем он писал своей знакомой: "Выдержу ли собственные терзания? Хватит ли сил?.. Безволен я и слаб". В конце концов ему удалось выхлопотать для себя и молодой любовницы квартиру в композиторском кооперативе на улице Огарева, купить ей дачу в Снегирях. Вскоре должно было состояться новоселье, однако Дунаевский внезапно скончался. Вот что вспоминает об этом его сын Максим Дунаевский: "После возвращения с гастролей из Риги, с триумфальными проводами (отец в купе поезда признался: "Это мое последнее выступление, чувствую"), 25 июля 1955 года его унес сердечный приступ. У него всегда была сердечная недостаточность, развился тромбоз. (В медицинском заключении было записано, что смерть наступила "от коронаросклероза и гипертрофии сердца". - Ф. Р.). К тому же за неделю до смерти он перенес ангину, у него были сильные боли в ногах и левом плече. И вот в тот момент, когда мы с матерью были на даче, шофер отца нашел его мертвым в квартире на улице теперь его имени (между Кутузовским проспектом и Резервным проездом)".
Последние несколько часов жизни Дунаевского известны чуть ли не по минутам. В то утро он проснулся рано и сел писать письмо своей давней корреспондентке Л. Вытчиковой. Приведу лишь отрывок из этого письма: "Здоровье мое стало здорово пошаливать. Сердце перестало быть паинькой, болят ноги, болит левая рука. Настроение в связи с этим сильно падает, так как надо лечиться, а лечиться не люблю, ибо не верю всем медицинским наставлениям. Может быть, не столько не верю, сколько из-за эгоизма и любви к жизни не хочу подчиняться врачам. Заканчиваю новую оперетту "Белая акация", которая уже репетируется полным ходом. Это моя единственная работа, и ничем, кроме нее, не занимаюсь.
Выезжал только на авторские концерты в Ленинград и Ригу. Это так, для встряски. Именно в Ленинграде я и простудился, в результате чего у меня стало воспаление левой плечевой сумки..."
Буквально через несколько минут после написания этого письма - в 11 часов утра - Дунаевский скончался. В свидетельстве о смерти, выданном Киевским райбюро загса города Москвы, говорилось: "Причина смерти: коронаросклероз. Гипертрофия сердца".
Между тем сразу после внезапной смерти Дунаевского в народе стали упорно распространяться слухи о том, что композитор ушел из жизни не естественным путем, а якобы покончил с собой из-за какой-то темной истории, связанной с его старшим сыном Евгением. Что же это была за история? Послушаем самого Е. И. Дунаевского:
"После окончания художественной школы в 1951 году я поступил во ВГИК на художественный факультет. И 7 ноября поехал со своими сокурсниками отмечать праздники на дачу во Внуково. А там - ночью, пока я спал, - так называемые друзья выкрали у меня ключи от машины, сели в нее и поехали кататься. А был гололед, ездили они плохо, машина соскользнула с шоссе и разбилась, при этом погибла девушка. (Это была дочь бывшего министра иностранных дел СССР Максима Литвинова. - Ф. Р.).
Поскольку машина была оформлена на меня, мне, как морально ответственному, и пришлось за все отвечать - меня исключили из ВГИКа, где я не проучился и двух месяцев.
А на следующий год я поступил в Суриковский институт, и после третьего курса в числе лучших студентов поехал от Академии художеств на практику в Сибирь. Мы должны были на ледоколе пройти по Северному морскому пути и отобразить жизнь и быт моряков в своих картинах. Родители провожали меня в конце июня - это были мои последние минуты с отцом, а через месяц он умер. В это время наш корабль затерло во льдах, и, получив радиограмму, выбраться оттуда я не мог. Меня и гидросамолетом пытались снять, но ничего не получилось. Так я не попал на похороны отца. А в Москву вернулся только через две недели после его смерти.
Отсюда и пошел слушок о том, что, раз сына на похоронах нет, значит, где-то на Севере срок отбывает. От кого-то я слышал версию, будто меня даже расстреляли! А отец, безумно любивший меня, якобы так переживал и хлопотал, что не выдержал и застрелился! И вот с тех пор я так и хожу под этой сплетней. Всю свою жизнь..."
В заключение отмечу, что в июле 1955 года опубликовать некролог на смерть Дунаевского власти разрешили только двум центральным газетам: "Советскому искусству" и "Литературной газете". В остальных изданиях появились только традиционные маленькие "квадратики".
Р. S. После смерти композитора мать его второго ребенка Зоя Пашкова обратилась к родственникам покойного (его матери и четырем братьям) с просьбой официально признать Максима сыном Исаака Дунаевского и дать ему отчество отца. Так как те были прекрасно осведомлены о том, чей это сын, отказа в этой просьбе не последовало. Стоит отметить, что вскоре после этого З. Пашкова наконец вышла замуж официально.
Жена Исаака Дунаевского З. С. Судейкина прожила после смерти мужа более двадцати лет: сначала - в 1969 году - ее сразил инсульт, после которого ее парализовало, а в 1979 году она скончалась.
Два сына Исаака Дунаевского - Евгений и Максим - при жизни отца друг с другом не общались. Однако после его смерти они стали друзьями. Встречались чуть ли не каждый день. Даже когда в конце 80-х М. Дунаевский уехал в США, он периодически звонил брату в Москву, интересовался, как дела. Но, вернувшись в 1994 году обратно, отношения с братом внезапно прервал.
Что касается Исаака Дунаевского, то он оставил после себя богатое как личное, так и творческое наследие. С первым он поступил так: завещал все свои денежные сбережения жене, сыну Евгению и Зое Пашковой (причем, ей оставил больше всего, так как знал, что в случае его смерти она не будет являться правонаследницей).
Творческое наследие композитора включает в себя: 11 оперетт, 3 балета, музыку к 30 драматическим спектаклям, 28 кинофильмам и более 100 песен, среди которых такие шлягеры, как: "Песня о Родине", "Марш энтузиастов", "Песня о Каховке", "Песня о веселом ветре", "Песенка о капитане", "Сердце, тебе не хочется покоя...", "Каким ты был", "Ой цветет калина" и многие другие. Права на все произведения Исаака Дунаевского теперь принадлежат двум его сыновьям: Евгению и Максиму.