Педагогические институты урала. Уральский государственный педагогический университет

Я окончила Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ), путь к которому оказался не очень легок. Много лет потратила на другое обучение, которое нужно было не мне, а моим родителям. Да и этот вуз стал, скорее всего, переходным этапом для дальнейшего достижения своей цели.

Крах первой надежды

Я с детства мечтала быть врачом, т.к. часто болела и видела этих специалистов и в больнице, и дома. Я ставила куклам уколы, все мои и соседские плюшевые медведи всегда были в зеленке, а арсенал игрушек состоял из медицинских принадлежностей: шпатели, шприцы, термометры. Но когда настало время определиться с профессией, мои родители сказали категорическое «нет», не позволив мне даже закончить старшие классы школы и указав направление обучения – политехнический техникум. Сходив на день открытых дверей в это учреждение, я тоже в ответ сказала категорическое «нет». Далее они выбрали другую тактику: соблазнения и уговоров, и я не заметила, как оказалась в радиотехническом техникуме Свердловска, ныне Екатеринбурга, (Свердловский радиотехнический техникум им. А.С.Попова, ныне Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова), где осваивала непонятную мне профессию «гироскопические приборы и устройства».

Попытки сопротивления обучению

Мое сопротивление в виде двоек и пропусков занятий было быстро устранено усилиями родителей и педагогов, т.к. я изначально была старательной ученицей и до этого училась почти на одни пятерки. Единственное, что меня удерживало в этом учреждении, это мой парень, который пожертвовав своим стремлением учиться в автомобильном техникуме, поступил со мной на эту непонятную специальность. Он заражал меня своим интересом к технике, к электронике. Ребята в группе мне тоже понравились, но я по-прежнему часто болела (теперь это мне было на руку, я могла не посещать учебу), и не могла вместе с ними поехать в колхоз «на картошку» или пойти в поход. Не дожидаясь окончания учебы, которая длилась долгие 4 года, я вышла замуж. Это была первая свадьба в нашей группе, поэтому праздновали по молодежному, с большим размахом, с розыгрышами, поздравлениями. Учеба стала восприниматься как нечто второстепенное. Диплом мне помогли написать мой муж с его другом, а я только, при защите дипломного проекта, нажимала кнопочки, демонстрируя качество работы гирокомпаса.

Реализация потребности в гуманитарном образовании

Последующие пять лет мы с мужем жили в Пензе, где он служил, а я пыталась реализоваться в качестве жены, матери, воспитателя в детском саду. Моя работа по прежней специальности стала невозможной, и я все чаще возвращалась к мыслям получить гуманитарное образование. Работая в садиках, как в Пензе, так и в Свердловске, я поняла, что без образования, лучше вообще там не работать. Я не знала, как проводить с детьми занятия, как научиться понимать детей. Я высказывала много идей по организации работы с дошколятами, в результате чего заведующая в садике начала на меня сердиться: «Садись на мое место и управляй!». Я подумала, а почему бы и нет.

Поступление в педагогический институт (ныне УрГПУ)

В 1989 году это, действительно, был только институт, где готовили учителей, воспитателей, преподавателей. Я решила поступать на отделение ПиМНО (Педагогики и методики начального образования). Но с ужасом узнала, что вступительные экзамены включают как обязательную дисциплину – биологию, которую в техникуме не преподавали и мои знания остановились на уровне ботаники и анатомии человека. Да и было это более 15-ти лет назад, т.е. мне самостоятельно придется изучить весь курс. Оставался месяц до экзамена, и я усиленно начала штудировать учебники по биологии, анатомии, ботанике. Формулы химических составов веществ давались с трудом: я шла на работу и про себя проговаривала эти непроизносимые названия, их состав, формулы.


Экзамен по биологии

Именно этот экзамен мне запомнился больше всего. Я помню свой шок, когда увидела вопрос о составе и структуре кожи, ее функциях. Кажется, что тут не знать, но, вдруг я поняла, что ничего не знаю по этому вопросу. Я рисовала всплывающие в голове рисунки строения кожи, которые видела в учебнике, но больше ничего не приходило в голову.

Я удивлялась, что помню страницу в учебнике, номер параграфа, иллюстрацию и даже свое действие – переворачивание страницы с четким мысленным комментарием – это ерунда, потом прочитаю. Я видела, как расположен текст в учебнике, но что в нем написано? И вдруг я вспомнила преподавателя электроники из техникума, который на своих занятиях любил рассказывать смешные истории. Вспомнились его анекдоты про нестиранные носки, которые могли стоять и его дальнейшие рассуждения по поводу их стирки, желательно без мыла и необходимости тщательного полоскания, чтобы кожа ног дышала. Я насобирала кучу фактов из жизни о качестве стирки белья, об ухаживании за кожей, о кремах, о погружении тела в воду и возможности тела получать кислород из воды с помощью «дырочек» на коже. Все это я рассказала экзаменаторам и приложила рисунок структуры кожи, объяснить который научно не смогла бы. Меня похвалили за богатый жизненный опыт и спросили «А все-таки, какова структура кожи?». Все! Я опять в ужасе, что нужны конкретные знания и прокомментировала свой рисунок, но не полностью. Экзаменатор поправила меня, на что я парировала, что так и изображено на рисунке. Там, действительно, было нарисовано мной три слоя кожи, а не два, как я рассказывала. Поправка была принята, т.к. была зафиксирована документально на бланке с печатью.


Я получила отметку «отлично», но не предполагала, что для такого вопроса мне придется задействовать такие глубокие и забытые тайники моей памяти. Видимо, очень уж хотелось поступить в вуз (а потом стать заведующей детским садом)!

Процесс обучения в УрГПУ

Я поступила учиться в возрасте 29 лет, имея детей-школьников и работу в детском саду в качестве воспитателя. Я училась заочно, выходя на сессии 2 раза в год и посещая вечерние занятия по вторникам в межсессионный период. Одновременно, я работала с детьми на группе, получая ставку воспитателя 100 рублей, и успевала подрабатывать еще дополнительно на других группах, когда не хватало педагогов, увеличивая свой заработок до 120-130 рублей в месяц. Это было не очень много, но мне нравилось работать, и я окончательно приняла решение остаться в этой структуре.

Больше всего мне понравился предмет психологии, который вела молоденькая преподавательница. Удивляли ее знания, опыт. Сам предмет казался каким-то чудом, с помощью которого можно познавать человека, планировать занятия с учетом знаний об индивидуальных особенностях человека, подбирать кадры для работы. Когда предложили нам пополнить свои знания по психологии за счет дополнительных занятий по 6-ти предметам, я согласилась и в результате получила удостоверение на право вести практическую психологическую работу с детьми.

Как ни странно, я ни разу не болела за 5 лет обучения, не пропустила ни одного занятия.

Вуз как начало последующих этапов обучения

Занятия психологией привели меня в последствии в специализированное обучение психоанализу. С помощью психологии я смогла немного приблизиться к детской мечте стать врачом, т.к. многие болезни, как оказалось, носят психосоматический характер и могут быть излечены с помощью психотерапии.

Именно в педагогическом вузе мне встретился очень требовательный и в то же время очень внимательный к студентам профессор психологии Яковлев Василий Иванович, под руководством которого я написала вначале курсовую работу по психогигиене, а затем и дипломную работу по предупреждению тревожных состояний у дошкольников. С его подачи, эта работа стала основой для кандидатской диссертации. Диссертация была написана в течение года, когда я одновременно сдавала кандидатский минимум. Второй мой научный руководитель – Белкин Август Соломонович – профессор, доктор наук, академик, помог сделать эту работу пригодной для практического использования в детских садах. Т.о., через год после окончания института, я вернулась в него, чтобы защитить диссертацию и остаться там работать в качестве преподавателя.

Профессиональное становление

Еще в процессе обучения я передумала быть заведующей детским садом. Мне захотелось внести изменения в систему образования на более глобальном уровне, поэтому на последнем курсе обучения я ушла с должности методиста, которым уже работала 2 года на должность специалиста по работе с дошкольными учреждениями (тогда – инспектор) в районный отдел образования. Но мне не понравилась «бумажная» работа, поэтому, получив предложение перейти на работу вуз, я не задумываясь, согласилась. Меня удивил график работы – много свободного времени, которое постепенно заполнила обучением психоанализу и практической работой с детьми и родителями. На протяжении 15 лет работы в вузе, я получила звание доцента, должность профессора, продвигалась к защите докторской диссертации, прошла предзащиту и… внезапно заболела, да так тяжело, что уже не смогла выйти на работу в вуз. Мои знания как психолога подсказывали мне, что это не случайность, и ушла из вуза в один день, уволившись и продолжая работу с детьми как психолог-психоаналитик. Тем более, что и заработок мой, в основном, был результатом психологической, а не педагогической работы. Так, например, ставка профессора составляет в нашем вузе 13 тысяч рублей.

На основании Постановления Совета Министров СССР от 2 июня 1978 года в городе Свердловске (ныне Екатеринбурге) был создан и 1 сентября 1979 года открыт первый в стране инженерно-педагогический институт для подготовки педагогических кадров системы начального, среднего и высшего профессионального образования. Ректором назначен Блюхер Василий Васильевич, кандидат технических наук, профессор.

Подготовка инженеров-педагогов осуществлялась на машиностроительном и электроэнергетическом факультетах, в состав которых входили 12 кафедр, на которых обучались 300 студентов дневной формы.

Первый выпуск состоялся в 1984 году и было выпущено 232 специалиста, из которых 20 выпускников получили дипломы с отличием.

1985 год - ректором Свердловского инженерно - педагогического института назначен д-р хим. наук, проф. Ткаченко Е.В.

С самого начала им был взят курс на существенное развитие всех направлений деятельности института. В качестве магистральных направлений были определены открытие аспирантуры и диссертационного совета, повышение ведущей роли института в системе инженерно - педагогического образования (ИПО), координация научных исследований в сфере ИПО, развитие международной деятельности, компьютеризация учебного процесса.

1992 год - распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.11.92 № 2029 - р ректор Свердловского инженерно - педагогического института Е.В. Ткаченко назначен первым заместителем министра, а затем министром образования Российской Федерации.

Важную роль в развитии института и инженерно-педагогического образования страны сыграло совместное заседание коллегий Минобразования и Госпрофобра СССР в 1987 году. Институт был утвержден ведущим вузом страны в области инженерно педагогического образования. Была открыта специальность 030100 - Профессиональное обучение.

На базе института было создано учебно-методическое объединение с целью разработки учебных планов и программ, другой учебно-методической документации, обобщения и распространения передового опыта подготовки кадров по инженерно-педагогическим специальностям.

Институту были поручены координация научно-исследовательской работы в области инженерно-педагогического образования и обеспечение постоянного совершенствования и развития этого вида образования в стране.

С 1990 года Свердловский инженерно-педагогический институт постоянно входил в число пяти лучших педагогических вузов страны. 1992 год - и.о. ректора института назначен проректор по научной работе Г.М. Романцев.

В декабре 1993 года решением коллегий Госкомвуза и Минобразования России приказом Министра образования России был преобразован в Уральский государственный профессионально-педагогический университет (УГППУ), а учебно-методическое объединение по инженерно-педагогическим специальностям было реорганизовано в учебно-методическое объединение высших и средних учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию (УМО по ППО).

1993 год - впервые на альтернативной основе из 5 кандидатур ректором вуза избран Г.М. Романцев.

В 2004 г. был юбилей - исполнилось 25 лет со дня создания Свердловского инженерно-педагогического института и 75 лет профессионально-педагогическому образованию на Урале.

За 25 лет вуз значительно вырос и повысил свой академический статус: 1979 г. - Свердловский инженерно-педагогический институт (СИПИ), 1993 г. - Уральский государственный профессионально-педагогический университет (УГППУ), 2001 г. - Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ).

В честь 25-летия РГППУ 6 сотрудников университета представлены к государственным наградам, 139 чел. отмечены наградами отраслевого, областного и городского уровня, 165 чел. награждены почетными грамотами РГППУ и 38 сотрудникам объявлена благодарность.

В дни юбилейных мероприятий университет поздравили первый Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин; заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе В. Ф. Басаргин; начальник Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации Е. Я. Бутко; губернатор Свердловской области Э. Э. Россель; председатель правительства Свердловской области А. П. Воробьев; Комитет по образованию и науке Государственной думы Российской Федерации; Палата представителей и Областная дума Законодательного собрания Свердловской области; ряд министерств и ведомств Свердловской области; администрации Екатеринбурга и Орджоникидзевского района; десятки предприятий, организаций, банков, учреждений; более сотни вузов, колледжей (техникумов) и училищ; выпускники университета и т. д.

Знаменательным событием стало открытие в главном корпусе университета компьютерного класса им. Б. Н. Ельцина на 12 терминалов, оснащенного подаренным первым Президентом России компьютерным оборудованием.

В 2004 г. завершены капитальный ремонт, реконструкция и оснащение современным оборудованием культурно-спортивного комплекса университета. Общая стоимость затраченных средств составила около 30 млн. р.

Университет - это более 17 тыс. студентов, аспирантов, докторантов и слушателей, осваивающих образовательные программы высшего и послевузовского, среднего и дополнительного профессионального образования. В составе университета 10 институтов, факультет повышения квалификации, докторантура, аспирантура, 6 филиалов в городах Свердловской области и за ее пределами. В 2005 г. открыты: два новых отделения и две кафедры – звукорежиссуры, продюсерства кино и телевидения и музыкально-компьютерных технологий, Научно-исследовательский институт информатизации профессионального образования, а также новая кафедра – правового и документационного обеспечения управления - в составе Института педагогической юриспруденции.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 1053 - р принято решение о реорганизации государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально - педагогический университет" путём присоединения к нему в качестве обособленных структурных подразделений государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Екатеринбургский машиностроительный колледж и государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Екатеринбургский электромеханический колледж. Университет - это 10 институтов, 2 отделения, ФПК, докторантура, аспирантура, 2 колледжа, 8 филиалов, 18 представительств.

Учебно-методическое объединение по ППО под руководством РГППУ включает 212 учебных заведений: 126 вузов и 89 колледжей (техникумов).

К 2007 году РГППУ выпустил 25 тысяч студентов, структуру вуза пополнил Центр содействия трудоустройству выпускников (ЦСТВ), также в Первоуральске на базе Уральского трубного завода открылся восьмой филиал РГППУ (кроме того, у вуза есть 20 представительств).

В г. Брно (Чехия) в ходе IX Международного конкурса молодых дизайнеров и модельеров «Подиум-2007» коллекция, представленная студентками РГППУ, стала одной из лучших.

Приёмная кампания показала, что в РГППУ самый высокий конкурс на специальности «дизайн и интерьер» (14,8 человек), следом - «иностранный язык» (9,37).

В 2008 году начал работу Институт социологии и права, объединивший Институт социологии и Институт педагогической юриспруденции; на базе инженерно-педагогического института созданы Машиностроительный институт, включающий ЕМК, и Электроэнергетический институт, включающий ЕЭМК. Первого февраля 2008 г. открыта Школа Конфуция на основании меморандума, подписанного правительством КНР, Международным радио Китая и лабораторией исследования проблем межэтнических коммуникаций Уральского научно-образовательного центра РАО.

Успешно пройдена третья аттестация вуза.

По итогам совещания с представителями органов государственной власти, образования, промышленно-хозяйственного комплекса Свердловской области было подписано трёхстороннее соглашение о взаимодействии по проблемам подготовки квалифицированных кадров между Правительством Свердловской области, Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей и Российским государственным профессионально-педагогическим университетом.

РГППУ первым среди вузов города в 2009 г. получил статус автономного ОУ (распоряжение Правительства РФ от 16.11.2009 № 1732-р). К этому времени стены вуза покинули уже 30 тысяч выпускников. При поддержке Фонда Первого Президента России Б.Н. Ельцина оборудована современной мультимедийной техникой и открыта аудитория имени первого Президента России, а также
впервые состоялось вручение стипендии им. Б.Н. Ельцина.

Развитие отметившего 30-летний юбилей университета направлено на переход к двухуровневой системе высшего образования (бакалавр-магистр), создание высокотехнологичной базы для практики: в 2010 г. создан учебно-демонстрационный центр «Пумори-СИЗ», запущена система телекоммуникационного образования для студентов РГППУ, в научной библиотеке открыт медиазал, состоялась вторая международная конференция «Профессиональное образование специалистов ремесленного профиля». Согласно рейтингу РИА Новости и ГУ Высшая школа экономики РГППУ занимает первое место среди педагогических и технических вузов УрФО по показателю научной и публикационной активности.

Факультет кино и телевидения Института искусств РГППУ выпустил первых специалистов.

По результатам мониторинга российских государственных и вузов «Качество приёма в вузы 2011 : средние и минимальные баллы ЕГЭ по направлениям подготовки» РГППУ занял 1 место среди российских вузов, ведущих набор на направления в группе «Педагогическое образование». В структуре РГППУ 8 институтов, 1 отделение, 3 колледжа, 19 филиалов и представительств, также открыт образовательный центр безопасности дорожного движения «ЭлИн-Авто», оснащённый уникальным современным обучающим оборудованием. РГППУ выиграл наибольшее количество грантов Российского гуманитарного научного фонда среди организаций Свердловской области.

Университет закрепляется на флагманской позиции: занял 1-е место по популярности среди выпускников екатеринбургских школ 2012 года, получив 62% их голосов (опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения); аккредитационной комиссией дано заключение о соответствии РГППУ требованиям, предъявляемым к современному высшему учебному заведению; возглавляемое вузом УМО по ППО отметило своё 25-летие. Создан Уральский центр тестирования по русскому языку как иностранному граждан зарубежных стран (приказ ректора № 394 от 31 июля 2012 г.), сертификаты которого признаны ALTE (Европейской ассоциацией по лингвистическому тестированию).

В 2013 году РГППУ вошёл в число вузов, которые Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства отобрал для организации обучения предпринимателей. Университет не только готовит профессионалов в девяти институтах, но и налаживает продуктивные контакты с работодателями: согласно всероссийскому рейтингу высших учебных заведений, демонстрирующему уровень работы служб содействия трудоустройству выпускников, университет занял третье место среди вузов Свердловской области. Ещё в процессе обучения студенты получают возможность попробовать свои силы, например, ССО «Энергетик» РГППУ принимает участие в строительстве новой электрической подстанции «Енисей» в г.Красноярске.

Весной 2013 г. в связи с истечением полномочий действующего ректора Г.М.Романцева подавляющим большинством голосов представителей трудового коллектива на должность ректора избран первый проректор РГППУ Дорожкин Евгений Михайлович.

Е.М.Дорожкин

Приказом Министерства образования и науки России от 28 августа 2013 г. № 1002 федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия» реорганизованы в форме присоединения НТГСПА к РГППУ в качестве обособленного структурного подразделения (филиала).

Юбилейный, 2014 год РГППУ отметил успешным прохождением мониторинга по оценке эффективности вузов России, осуществляемым Министерством образования и науки РФ, а также членством в Международной ассоциации профессионального образования и обучения (IVETA), деятельность которой направлена на улучшение и совершенствование высококачественного профессионального образования и подписанием договора о сетевом взаимодействии по вопросам подготовки кадров для экономики Республики Татарстан силами интегрированной базовой кафедры РГППУ, созданной при негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Университет управления «ТИСБИ» (г.Казань). Вуз занимает второе место в Свердловской области по числу обучающихся, которым назначена стипендия Губернатора Свердловской области (24 человека), кроме того с целью реализации программы развития студенческих объединений РГППУ выигран грант, так студенческий театр «Люди Т» получил 100 тыс.руб. на осуществление социального проекта.

В этом же году был объявлен конкурс, в результате которого был разработан и введён в использование фирменный знак РГППУ (логотип).
Главным вектором развития в следующем, 2015 году, стала международная деятельность вуза: РГППУ и Российско-Таджикский (славянский) университет подписали соглашение о сотрудничестве; в Русском центре Печского университета (Венгрия) были обсуждены планы совместных мероприятий, проектов и научных исследований; РГППУ вошёл в Ассоциацию высших учебных заведений Азербайджана и России; в ходе Международного форума-конференции, прошедшего в Шанхае (Китай) Школа Конфуция РГППУ была награждена как лучшая Школа Конфуция в мире.

В соответствии с новым уставом изменилось название вуза: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ). Изменилась и структура: девять факультетов были объединены в три института (Институт инженерно-педагогического образования, Институт психолого-педагогического образования, Институт гуманитарного и социально-экономического образования). Родившееся на базе СИПИ-УГППУ-РГППУ Учебно-методическое объединение по ППО выросло до рамок Федерального УМО ВО «Профессиональное педагогическое образование», экспертный совет которого возглавил ректор РГППУ Евгений Михайлович Дорожкин.

Вторым по значимости вектором стало повышение уровня профессионализма студентов вуза: по результатам национального чемпионата мастерства по стандартам WorldSkills завоёвано два «золота», два «серебра» и «бронза»; двое учащихся стали лауреатами регионального этапа ежегодной премии «Студент года».

Работа в этих направлениях дала свои результаты. В 2016 году РГППУ был принят в состав консорциума Международной ассоциации профессионального дополнительного образования, а также получил два проекта в рамках программы Еrasmus+ «Развитие потенциала высшего образования» (партнёры – вузы Кипра, Мальты, Словакии, России и Узбекистана). Впервые в России на базе РГППУ стартовал проект, направленный на обмен опытом в области европейских практик обучения на рабочем месте (Work-Based Learning) в среднем профессиональном образовании.

Журнал «Образование и наука» был включён в European Reference Index for the Humanities and Social Sciences (ERIH PLUS), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и средств массовой информации (Роскомнадзор) расширила территорию его распространения на зарубежные страны.

Высокую оценку работе университета дало Законодательное Собрание Свердловской области - Российский государственный профессионально-педагогический университет награждён почётным дипломом за большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов (постановление от 29.06.2016 № 3031-ПЗС). В этом же году стены РГППУ покинул 50-тысячный выпускник.

Внеучебная деятельность студентов также дала положительные эффект. Студенческая газета «Профи» стала лауреатом XXIII Московского открытого фестиваля студенческого творчества «Фестос-2016». Студенты-волонтёры, участвуя в вузовских и международных проектах, добились высокой награды: состоялась церемония передачи СООО ветеранов и пенсионеров (приказ № 5 от 27.04.2016) на вечное хранение РГППУ копии знамени Победы.

Не успокаиваясь на достигнутом, РГППУ продолжает совершенствовать свою структуру в соответствии с требованиями времени. Открыт Научный центр РАО (НЦ РАО РГППУ), ориентированный на исследование проблем развития профессионально-педагогического и профессионального образования (на основании соглашения № 06–15/11 от 22.12.2016 о научном сотрудничестве с Российской академией образования). Колледжи (ЕМК и ЕЭМК), входящие в состав вуза, приказом ректора РГППУ от 30.03.2016 года № 223 объединены в Колледж электроэнергетики и машиностроения (КЭМ).

В следующем, 2017 году РГППУ становится экспериментальной площадкой Института развития образования Российской академии образования «Инновационные модели образовательных систем в условиях преемственности непрерывного образования», а на базе факультета повышения квалификации и отдела развития информационных сетей и технического сопровождения создаётся Институт непрерывного образования (ИНО). Согласно результатам масштабного исследования научной продуктивности университетов, проведённого аналитическим центром «Эксперт», РГППУ входит в число 15 лучших вузов России в области социальных наук. РГППУ становится проводником миссии расширения социальной вовлеченности (social engagement) университетов: представитель вуза стал участником семинара экспертов по реформе высшего образования «Университеты и социальная вовлеченность», прошедшего в университете Никосии (Республика Кипр).

Гармонично развиваются и гуманитарные, и технические направления. На площадке «Ельцин Центра» совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области университет провёл первую областную конференцию по развитию профессиональных компетенций «WorldSkills of RSVPU», а Нижнетагильский филиал РГППУ (НТГСПИ) стал площадкой для первого национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Worldskills Russia)» по компетенциям «учитель технологии» и «учитель основной и средней школы». Проект «Новые ремесленники России: возрождение социального слоя ремесленников-предпринимателей» получил поддержку и включён в портфель проектов Научного центра РАО на базе РГППУ.

В целях развития сотрудничества с организациями высшего образования Казахстана, Киргизии, Таджикистана и других стран РГППУ провёл международную онлайн-конференцию «Языковое образование как основа формирования готовности выпускников вуза к межкультурной коммуникации».

С такими результатами вуз подошёл к очередным выборам ректора, объявленным на внеочередном заседании учёного совета РГППУ.

Знаковый для вуза 2018 год был наполнен важными событиями. Коллектив РГППУ проголосовал за переизбрание на должность ректора Евгения Михайловича Дорожкина. Успешно пройдена аккредитационная экспертиза по основным образовательным программам, реализуемым в университете и в его филиале в Нижнем Тагиле.

Выросла популярность РГППУ среди абитуриентов: университет вошёл в топ-5 педагогических вузов России по результатам мониторинга качества приёма в вузы за 2018 и 2017 г. Этому способствовало и то, что по числу губернаторских стипендиатов университет занял второе место в городе, уступив лишь УрФУ. И то, что победа в конкурсе и наличие федеральной грантовой поддержки позволили студентам масштабно реализовать проекты WorldSkills of RSVPU, «Имена Героев», провести всероссийский семинар для организаторов школ студенческого актива и МедиаШколу РГППУ. Репутацию вуза укрепляло и то, что уровень подготовки обеспечивал студентам участие в международных событиях в Екатеринбурге в качестве переводчиков, в частности, в Чемпионате мира по футболу.

РГППУ продолжал работу по углублению интеграции вуза в экономическую и социальную структуру РФ, начав реализацию программы целевой подготовки педагогического персонала для предприятий региона. Дипломы магистров вручены преподавателям образовательного центра группы предприятий Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ), участвующим в корпоративной образовательной программе «Будущее белой металлургии».

Успехи команды учёных вуза, задействованных в международном проекте «RU Ecvet», привели к открытию в Институте непрерывного образования РГППУ Национального тренингового центра «ECVET РГППУ». Университет включился в эксперимент по реализации концепции экспорта российского образования в части профессионального образования и обучения.

Состоялось множество событий, посвящённых подготовке к 40-летию СИПИ-УГППУ-РГППУ.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter


«Открыть Уральский индустриально-педагогический институт в г. Свердловске для подготовки преподавательских кадров для школ, ФЗУ и ФЭС» (постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР № 33 от 25 августа 1930 г.).
Одной из первых секций отделения ФЗС, созданных в УрИПИ в 1930 году, была секция общей литературы. Сегодня этоинститут филологии, культурологии и межкультурной коммуникации.
Институт физики, технологии и экономикиУрГПУ ведет свое начало также с 1930 года, когда в УрИПИ была открыта физико-техническая секция при отделении ФЗС. С 1932/33 учебного года секция стала называться физико-математической.
Приказом директора института от 2 декабря 1930 года и под его руководством в институте образуется общественно-экономическая кафедра, выросшая позднее в исторический факультет.

У института новое название - Уральский педагогический институт (УПИ). В ноябре 1932 года создаются филиалы рабфака на Уралмаше и в городах Уральской области: Нижнем Тагиле, Челябинске, Сарапуле, Невьянске, Ирбите, Алапаевске, Кушве, Верхней Салде, Арамиле и других. К концу года количество рабфаковцев насчитывало около 900 человек.

Институт переименован в Свердловский государственный педагогический институт. Под этим названием он просуществовал почти 60 лет.

Институт переходит на факультетскую систему, устанавливаются факультеты: историко-экономический, литературный, физико-математический, педагогический, химический. В этом же году из стен факультета вышли первые выпускники - 106 человек.

Вводятся выпускные государственные экзамены. Создается географический факультет, ставший впоследствии географо-биологическим.В этом же году утверждается секция физического воспитания, выросшая позднее вфакультет физической культуры.

Создается отделение иностранных языков, которое сегодня переросло в институт иностранных языков. Репрессии не обошли и институт. Многие преподаватели освобождаются от чтения лекций, от заведования кафедрами, арестовываются органами НКВД. 1940
За 10 лет в институте было сделано 7 выпусков студентов, в институте обучается 3100 студентов. На балансе института 3 учебных здания и 6 общежитий.


По призыву или добровольцами уходят в ряды рабоче-крестьянской Красной армии 57 преподавателей и сотрудников, 186 студентов института. СГПИ передает военным организациям большинство своих зданий и общежитий. Идет освоение программ военного всеобуча "истребитель танков", "связист", "военный переводчик". Все военные годы активно работает санитарная дружина (около 100 чел.) во главе с Р. Б. Рубель. У дружины свой подшефный госпиталь в Банковском переулке. К концу года в институте насчитывается 150 доноров.

В январе 1943 года в институт начали возвращаться первые студенты-фронтовики (37 человек), демобилизованные по ранениям и другим причинам. В годы войны резко возросли внеинститутские трудовые поручения коллектива вуза. Студенты и преподаватели в качестве подсобников работают на стройках Уралпромстроя (создаются площадки военных заводов им. Калинина, Турбомоторного, им. Воровского). Большие группы студентов направляются в колхозы и совхозы. Несколько отрядов специализируются на заготовке дров для института. В ноябре 1943 года в институте открывается аспирантура.

Конец войны. Победа. Коллектив института всегда чтил память преподавателей, сотрудников, студентов, павших на фронтах Великой Отечественной. Их сорок один, и память об отдавших свои жизни за Отечество бережно хранится в воспоминаниях современников, их имена запечатлены на скорбных досках в корпусах института. После возвращения с войны в институте обучалось около 60 фронтовиков. открывается аспирантура.

В институте создается студенческое научное общество.


За 20 лет институт подготовил 5334 учителя для средних школ и техникумов. Среди выпускников института свыше 1700 награждены орденами и медалями СССР. Многим присвоено звание заслуженного учителя РСФСР. Из 900 учителей средних классов Свердловска 720 получили образование в институте. Институт получает всё здание по ул. К. Либкнехта, 9 (вначале пути институт арендовал несколько аудиторий в этом здании). На 36 лет оно становится его главным учебным корпусом.В составе института 4 факультета, на которых обучается около 4 000 студентов. На 17 кафедрах трудится 120 преподавателей, из них 2 профессора и 30 доцентов. За последние 5 лет ими защищены 2 докторские и 12 кандидатских диссертаций. В 1950 году на географическом факультете создается под руководством первой в Свердловской области женщины – мастера спорта по туризму Р. Б. Рубель.

В 1956 году отменили плату за обучение в старших классах средней школы, в средних специальных и высших учебных заведениях. Студенты вздохнули с облегчением. Вуз теперь мог собирать в своих стенах самых одаренных школьников, а не тех, кто был в состоянии платить за учебу. Решения XX съезда КПСС ориентировали школу на осуществление политехнического обучения, на ознакомление учащихся с основами промышленного и сельскохозяйственного производства. В институте вводятся машиноведение, теплотехника, автотракторное дело, электротехника с монтажными работами. Проводятся практикумы в мастерских.

Следующее указание МП РСФСР – о практической подготовке студентов пединститута к проведению внеклассной работы с детьми. Лавина кружков захлестывает. Растет количество факультетов. В числе семи экспериментальных и Свердловский вуз – в 1957 году открывается факультет для подготовки учителей начальных классов. Сегодня это институт педагогики и психологии детства.

Министерством просвещения РСФСР было принято решение об открытии музыкально-педагогических факультетов в педагогических институтах ряда российских городов. В этом же году музыкально-педагогический факультет был открыт в Свердловском государственном педагогическом институте. Сегодня на его месте создан институт музыкального и художественного образования.


В 1960 году отмечалось 30-летие института. Итоги работы существенны и разнообразны. В институте 6 факультетов, 21 кафедра. Они располагаются в четырех собственных учебных корпусах. В вузе 4 общежития на 750 мест. Из 190 преподавателей 60 имеют научные степени и ученые звания.

С апреля 1962 года вуз стал центром ряда зональных объединений преподавателей педвузов Уральского региона: математики, русского и иностранных языков. В течение года было проведено 12 научных конференций со 140 докладами. Научными командировками в течение 1962 года воспользовались свыше 70 преподавателей. Развивалась и студенческая наука – в 1962 году работали 30 научных кружков при кафедрах. На факультете начальных классов открывается дефектологическое отделение, ставшее сегодня институтом специального образования.

В январе 1964 года создан редакционно-издательский отдел (РИО). Впервые с грифом «Свердловский государственный педагогический институт» в течение года опубликовано 12 сборников научных трудов. Преподаватели института опубликовали за 1966 год 268 работ, в том числе 3 монографии и 4 учебных пособия. РИО сдал в производство 26 сборников учебных записок.
Произошел знаменитый «развод» физиков и математиков, когда образовались отдельные физический и математический факультеты. Сегодня на базе математического факультета создан институт математики, информатики и информационных технологий. Важным событием для вуза стало решение бюро ГК КПСС в декабре 1964 года, согласно которому институту было разрешено издание многотиражной газеты «Народный учитель». Первый номер выходит уже через 3 месяца – в марте 1965 года. Газета издается по сей день, уже более полувека, являясь летописью жизни вуза.


В эти годы активнейшим образом велось взаимодействие со школами – в 1973 году работали 75 университетов, лекториев, семинаров, курсов и других объединений, которые посещали свыше шести тысяч учителей. Было проведено 75 конференций и семинаров, прочитано 1300 лекций. При кафедрах работали около 50 школ юных физиков, математиков и других с 4800 учащихся.

На Всероссийском смотре факультетов общественных профессий (ФОПов) Министерства просвещения РСФСР первое место занимает СГПИ – в 1975 году у него двенадцать отделений ФОПа, на которых учатся на руководителей кружков 1532 студента. В октябре 1975 года Совет министров РСФСР утвердил технический проект на строительство комплекса института: общая площадь учебного корпуса – 27,2 тысячи кв. м, два общежития на 640 мест каждое – 13,8 тысячи кв. м., вместимость столовой – 530 посадочных мест. Общая сметная стоимость строительства – 10,4 миллиона рублей.

По итогам соцсоревнования пединститутов Свердловский завоевал третью республиканскую премию наравне с Московским и Ленинградским педвузами. К этому году успеваемость по институту – 93,7 процента, 213 отличников и 1009 «ударников» (35,4 процента).


В 1978-1979 годах были введены в эксплуатацию два новых общежития на 620 и 640 мест по пр. Космонавтов. К сентябрю 1975 года была ликвидирована последняя котельная. Теперь все здания вуза были подключены к центральному отоплению. У института 4 благоустроенных общежития на 2100 мест. Институт в торжественной обстановке отмечает свое 50-летие. За полвека им подготовлено около 33 000 учителей, сорок из них стали заслуженными учителями РСФСР, 3000 награждены орденами и медалями. В неустанном труде и росте институт стал одним из ведущих педвузов страны. В нем учится 6600 студентов, из 420 преподавателей – одиннадцать профессоров и докторов наук, 87 доцентов и кандидатов наук, остепененность составила 23 процента.

За достигнутые успехи в подготовке кадров для народного образования и в связи с 50-летием со дня основания институт награжден орденом «Знак Почета».». С тех пор он стал называться Свердловским ордена «Знак Почета» государственным педагогическим институтом. Упоминание об ордене уйдет из названия вуза после развала социалистической системы. С открытия в вузе в 1980 году военной кафедры для подготовки военных руководителей школ берет свое начало факультет безопасности жизнедеятельности.

Руководство СГПИ обратились в Министерство просвещения РСФСР с заявкой на открытие в институте факультета повышения квалификации организаторов народного образования, выросший сегодня в институт менеджмента и права.

В июне 1984 года партком принимает решение об организации музея истории СГПИ и создает комиссию, во главе которой встает А. М. Лушников, проректор по НИР. Первую экспозицию намечено открыть к 9 мая 1985 года.

Главный корпус Университета переехал в новое здание по адресу: проспект Космонавтов, 26, где располагается в настоящее время. Вводится в эксплуатацию блоки А, Б и Д, куда переезжают факультеты географо-биологический, дефектологический и физического воспитания, годом позже институт иностранных языков, ПИМНО, ректорат.

Создана «Проблемная лаборатория по использованию вычислительной и микропроцессорной техники под руководством В. Г. Житомирского. Впоследствии - лаборатория информационных технологий в образовании (Б. Е. Стариченко).

Наступил 1991-ый перестроечный год. В деятельности учебных и иных заведений системы образования все больший вес получает тенденция поиска внебюджетных средств, работ на договорной основе. У института новое название «Уральский ордена „Знак Почета“ государственный педагогический Институт (УрГПИ)». В институте открыт социально-педагогический факультет, начата подготовка специалистов по социальной педагогике, а с 1994 г. - по социальной работе. Сегодня этоинститут социального образования. Открыт музей памяти воинов-интернационалистов «Шурави».

В институте вновь открывается исторический факультет. Он начинает подготовку учителей истории с дополнительной специализацией «психология».1992-ой – год развертывания институтом активной коммерческой деятельности из-за его ухудшающегося финансового положения, а также в соответствии с разрешительными приказами МО РСФСР. Для получения внебюджетных средств организуются и вводятся различные «выносные структуры», курсы, классы, творческие коллективы.

Институту присвоен статус университета. Новое название вуза - Уральский государственный педагогический университет.
Открывается первый в истории института совет по защите кандидатских диссертаций по педагогическим наукам. Председатель совета - А. С. Белкин. Впоследствии количество диссертационных советов в УрГПУ составит 11. При математическом факультете открывается экономическое отделение.В 1993 году впервые появляется платная форма обучения на факультетах университета (около ста студентов).

Проведенный МО РФ в 1994 году рейтинг научной деятельности 108 педвузов России определил университету третье место. Наиболее высокую оценку получили литературоведческая школа Н. Л. Лейдермана и школы по педагогике А. С. Белкина и М. А. Галагузовой. Первые два места по рейтингу традиционно заняли Российский (г. Санкт-Петербург) и Московский педуниверситеты.

Экономическое отделение преобразуется в самостоятельный экономический факультет.

В июле 1997 года открылся факультет психологии, переросший в институт психологии. Долго подбирали кадры. Нужны были специалисты с базовым психологическим высшим образованием.

Университет – третий в России педвуз, которому дана лицензия на введение второй ступени высшего профессионального образования – магистратуры. Еще одно достижение – президиум Международной академии наук педагогического образования принял решение об открытии на базе Университета Уральского отделения академии.

Создано отделение социологии, впоследствии ставшее структурным подразделением ИФСГО; в составе Института специального образования создан факультет повышения квалификации работников специального образования.


Открыто отделение социально-культурных технологий, которое уже несколько лет осуществляет подготовку по специальностям «Изобразительное искусство», «Социально-культурный сервис и туризм» при социально-педагогическом факультете.

Получены лицензии на право ведения образовательной деятельности по специальностям высшего профессионального образования в 2-х филиалах УрГПУ, только что открытых - в Челябинске и Новоуральске.


В официальном рейтинге Министерства образования РФ за 2002 год УрГПУ по комплексу всех показателей занимает 10-е место среди 70 вузов уральского региона и 1-е место среди лучших педагогических вузов России. По данным независимой экспертизы включен в 100 лучших вузов России (включая негосударственные).

Университет успешно проходит комплексную оценку вуза, объединяющую процедуры государственной аттестации, лицензирования и государственной аккредитации, получена лицензия на право ведения образовательной деятельности по направлениям довузовской, вузовской и послевузовской подготовки.

Филиалы УрГПУ работают в 5 городах - Челябинске, Новоуральске, Серове, Красноуфимске, Каменске-Уральском, действует 10 представительств.

УрГПУ 75 лет. В юбилейном году в университете 7 институтов и 17 факультетов, 69 кафедр, 4 научно-исследовательских центра, известных в России и за рубежом. На очном и заочном отделениях обучается более 20 тысяч студентов. Они получают высшее образование по 35 специальностям и свыше 70 специализациям. В вузе 11 диссертационных советов. Обучение в аспирантуре ведется по 37 специальностям, в докторантуре - по 6 специальностям.

Создано представительство УрГПУ в Алапаевске. Получены лицензии по новым специальностям и направлениям ВПО: «Конфликтология», «Организация работы с молодежью», «Дошкольная педагогика и психология», «Информационные технологии в образовании», по специальностям СПО: «Гостиничный сервис, «Туризм», ДПО «Преподаватель высшей школы».

УрГПУ получил лицензии на специальности укрупненных групп «Культура и искусство» и «Народное художественное творчество», на которые с 2007/08 учебного года приняли студентов. Таким образом, прием студентов в вуз осуществлялся по 7 укрупненным группам лицензированных специальностей: «Гуманитарные науки», «Социальные науки», «Образование и педагогика», «Культура и искусство», «Экономика и управление», «Сфера обслуживания», «Информатика и вычислительная техника».

Открыты новые специальности и направления подготовки специалистов: Документоведение и документационное обеспечение управления; Музейное дело и охрана памятников; Международные отношения; Прикладная информатика; Технологическое образование (Технология обработки конструкционных материалов), технологическое образование (Технология обработки тканей и пищевых продуктов), Социальная работа. Количество специализаций в УрГПУ увеличилось с 49 (2003 год) до 74 (2008 год), количество реализованных программ дополнительного профессионального образования увеличилось с 23 (2005 год) до 49 (2008 год). Система менеджмента качества УрГПУ сертифицирована на соответствие требованиям стандарта ИСО-9001:2000 международными сертификационными центрами IQNet и TUV NORD.

Открыт научно-образовательный центр УрГПУ совместно с Институтом истории и археологии Уральского отделения РАН. В УрГПУ создан Совет по содействию трудоустройству выпускников.


Журнал «Педагогическое образование в России» включен в список Высшей аттестационной комиссии. В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (№ 2480 от 06.10.2010 г.) Уральский государственный педагогический университет признан абсолютным победителем конкурса «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» среди высших учебных заведений РФ. В 2010 году вуз отметил свой 80-летний юбилей. В структуре УрГПУ - 13 институтов, 12 факультетов и 74 кафедры. В вузе функционирует 15 научных школ, 6 научно-исследовательских центров, известных в России и за рубежом. Университет имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности по 63 специальностям и направлениям подготовки высшего профессионального образования, по 46 специальностям аспирантуры и 4 специальностям докторантуры. На очном и заочном отделениях обучается более 15 тысяч студентов.

14 ноября произошло знаменательное событие – на территории парка УрГПУ состоялась торжественная церемония открытия скульптурной композиции, посвящённой подвигу тружеников тыла, фронтовых бригад, детей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

В 2015 году университет награжден юбилейной медалью РФ «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» и дипломом за подписью президента РФ Владимира Владимировича Путина. Университет отмечен Российским организационным комитетом «Победа» за активное участие в патриотическом воспитании граждан и решении социально-экономических проблем ветеранов Великой Отечественной войны. В 2014-2015 учебном году университет прошел по всем показателям мониторинга эффективности вузов, подтвердив тем самым четвертый год подряд свой высокий статус и рейтинг.