Почему степка решил сделать привал. Великие путешественники Зощенко: анализ, герои, сочинение

Трое ребятишек из рассказа Зощенко «Великие путешественники», краткое содержание которого мы рассмотрим ниже, решили обогнуть весь Земной шар и вернуться назад к себе в деревню Пески. Что получилось из этой затеи, с добрым юмором нам рассказал писатель.

С чем нас знакомит Минька?

Миньке было всего 6 лет. Он, конечно, не знал, Ему открыл глаза Стёпка, мальчуган постарше, который был сыном хозяев дачи, где летом жила семья Миньки. Стёпка был старше и уверенно заявил, что земля - это круг. Её всю можно обойти и вернуться назад домой. Но Минька не поверил. Тогда Стёпка дал ему по голове и пообещал, что расскажет об этом его сестре Лельке и возьмет её в дальнее путешествие по всему миру. Минька тоже захотел увидеть всю землю своими глазами и, чтобы задобрить Стёпку, подарил ему перочинный ножик. Подарок понравился Стёпке, и он, как рассказывает Зощенко в «Великих путешественниках», краткое содержание которых мы начали излагать, согласился взять с собой Миньку.

Собрание

На огороде весёлая троица устроила серьёзное совещание. Было решено отправиться в путь завтра, когда папа и мама братика и сестрички уедут в город, а мать Стёпки пойдет на речку стирать. Обо всём повествует в рассказе «Великие путешественники» Михаил Зощенко, краткое содержание которого мы рассматриваем. Маршрут глава экспедиции выбрал самый простой: надо идти только прямо. Пусть на пути будут горы, реки, пустыни, индейцы - ничего страшного в этом нет. Собираться они начали прямо сразу.

Стёпка принёс пустой мешок из-под муки, и в него сложили необходимое: сало, сахар, хлеб, ложки, тарелки, стаканы, кувшин, рукомойник, волшебный фонарик, увеличительное стекло, чтобы разжигать костёр, 2 одеяла, подушку, удочку, сачок, три рогатки. Леля пообещала взять ещё три рубля из копилки, а Стёпка сказал, что они очень пригодятся для покупки конфет и семечек. Так рассказывает о планах и сборах, которые делали великие путешественники, Зощенко. Краткое содержание рассказа мы продолжим в следующей главе.

Превратности путешествия

Пёсик Тузик побежал впереди по дороге, которая вела через лес. Стёпка шёл за ним и нёс на голове мешок, за ним со скакалкой - Леля, а после всех - Минька с сачком, рогатками и удочкой.

Через час Стёпка устал от мешка, и его понесла Лёля. Но это продолжалось недолго. Девочка передала его брату. Он изумился его тяжести, согнулся под ним и зашатался. Через 10 шагов Минька упал с мешком в канаву. Разбились и рукомойник, и стаканы, и тарелки, а Тузик успел выхватить из мешка сало и быстро с ним расправиться. После этих приключений они втроём понесли мешок. Им всё равно было неудобно и тяжело. Дойдя до лужайки, ребята сделали привал. Тут Стёпка сделал заявление, что он всегда будет садиться или ложиться ногами вперёд по их маршруту, чтобы не сбиться с пути. Он был уверен, что так поступают все великие путешественники. Зощенко, краткое содержание произведения которого мы излагаем далее, рассказывает, что обед с хлебом и сахаром привёл к тому, что Миньку за щёку больно укусила пчела. Щека немедленно превратилась в «подушку» и очень сильно болела.

Ночь в лесу

После отдыха ребята выбросили всё лишнее из мешка. Теперь идти стало намного легче. Стёпка бодро шагал впереди, а за ним плелись Лелька и Минька. Они хотели домой. Но суровый Степан пообещал, что предателя он привяжет к дереву и отдаст на съедение муравьям. У Миньки сильно болел укус, и он стонал и всхлипывал.

Веселился только Тузик. Начало вечереть. Потемнело. Стёпка остановился, положил мешок. Все стали собирать хворост, чтобы разжечь костёр. К груде сухих веток поднесли увеличительное стекло. Солнца на небе не было, и костёр не загорелся. Все приуныли и поели в темноте хлеба. Как Степан и задумывал, он снова лёг спать ногами вперёд, чтобы знать точное направление утром. Он быстренько заснул. Это только часть рассказа Зощенко «Великие путешественники», краткое содержание которого проходит перед читателем.

Два хитреца

Миньке и Лельке не спалось. Им был страшен лес, его кусты и ночной шум деревьев.

Лельке вдруг привиделась змея, и девочка громко завизжала, но она оказалась сухой веткой. Неожиданно с дерева упала шишка, и Минька перепугался. В конце концов дети заснули. Рано утром, когда начало светать, Леля разбудила брата. Ей хотелось вернуться домой. Она предложила Миньке развернуть Стёпку ногами в обратную сторону. Так они и сделали, а мальчик почти ничего не почувствовал, только что-то пробормотал во сне. Дети решили, что ему снятся индейцы, и он зовет их на помощь. Только первые лучи солнца его разбудили, и он сразу посмотрел на свои ноги, как будто это был компас. С удовлетворением он сказал, что теперь известно, куда надо идти. Все снова позавтракали хлебом и отправились в путь. С юмором продолжает свое повествование М. Зощенко «Великие путешественники», краткое содержание которого показывает, как сработала хитрость брата и сестры.

Дорога

Они дружно зашагали тем же путём, что и шли вчера. Стёпка всё время крутил головой и несказанно удивлялся тому, что он узнаёт эти места. Только он твёрдо был уверен, что так и должно быть, потому что земля - это круг. Сзади ребята услышали по скрипу колёс, что за ними едет телега. Когда она поравнялась с ними, то они попросили их подвезти. Возница разрешил им сесть.

Они проехали всего-то меньше часа, и показалась деревня Пески. Стёпка не поверил, что это она и есть, а только изумился. Но все сомнения пропали, когда дети увидели знакомую пристань, к которой подошёл пароход. Мы продолжаем краткий пересказ рассказа М. Зощенко «Великие путешественники».

Встреча на пристани

Изумлению Стёпки не было конца: «Да неужто мы обошли всю землю?» Брат с сестрой потихоньку посмеивались. Тем временем они увидели свою няню, которая с громким плачем бежала и что-то рассказывала их родителям и бабушке, вернувшимся из города. Брат с сестрой тоже побежали к ним.

Разговоры о воспитании

Краткое содержание рассказа Зощенко «Великие путешественники» продолжается. Узнав о том, что делали их дети, родители и бабушка отреагировали по-разному. Мама решила, что сына и дочь надо наказать. Бабушка быстро приготовила ветку для порки. Папа благоразумно и спокойно сказал, что «все хорошо закончилось. А от порки толку не будет. Дети и сами поняли, что совершили глупость». Мама со вздохом сказала, что это была большая чепуха: стать путешественниками, не зная географии и таблицы умножения. Папа добавил, что этого мало. «Надо закончить пять курсов института, знать космографию. Те же люди, которые отправляются в дальнее путешествие без этих знаний, приходят к печальным результатам». И все пошли домой и сели обедать. Родители ахали и смеялись над приключениями путешественников.

Стёпка и Тузик

Теперь подходит к своему завершению рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники», краткое содержание и окончание которого сейчас все узнают. Для воспитания, и чтобы Стёпка всё хорошенько обдумал, мать его заперла на целый день в бане.

Его выпустили на следующий день. Дети снова стали играть вместе. Тузик, пробежав за телегой целый час, очень устал и весь день спал. Только вечером он поел и снова заснул. Что он видел во сне, никто не знает. А Миньке приснился тигр, которого он сразил наповал рогаткой.

Персонажи рассказа

Главными героями рассказа Зощенко «Великие путешественники» являются: Стёпка, Минька, от лица которого ведется рассказ, и его старшая сестра Леля. Рассмотрим каждого из них по очереди.

Стёпка - весёлый выдумщик и организатор, который всегда хочет стоять во главе. Он по своей натуре - отважный и любознательный лидер. Ему надоела обыденная жизнь, и он мечтает увидеть дальние страны. Этой мечтой он заражает соседских городских ребятишек. Стёпка тщательно, насколько ему позволяли знания, отобрал необходимые для путешествия предметы, раздобыл для них мешок. Конечно, в нем оказалось много лишнего. Рукомойник, например. Зато это говорит, что все дети уважают гигиену. Стёпка сильный мальчик. Тяжеленный мешок он один нес почти час. А то, что это ребенок, подчеркнуто М. Зощенко с юмором. Лелины деньги он считал правильным использовать для покупки семечек и конфет. Мальчик твёрдо решил обойти всю землю, и его не пугали встречи с индейцами, которых он предлагал брать в плен. Это тоже его юмористическая характеристика, которую ему даёт автор. Забавно также поведение Стёпки, когда он ложился спать с ногами, вытянутыми в сторону предстоящего похода. Но это говорит о его непоколебимом желании увидеть весь свет. Как и положено ребенку, Стёпка искренне верит, что их затея удастся, и они увидят всю землю и героями вернутся домой.

Минька - самый младший из детей. Сам он предложить ничего не может, а только всех слушается и всему удивляется. С добрым юмором описывает М. Зощенко, как Минька сначала беззаботно шёл позади всех, неся удочки, сачок для ловли тропических бабочек и рогатки, потом, когда получил мешок с общими вещами, свалился в канаву. Минька мал, поэтому ночью его может испугать даже упавшая шишка.

Леля, как старшая сестра, более храбра и сильна, но очень хитра. Именно она придумала, как прекратить без ссор и споров дальнее путешествие: взять спящего Стёпку и развернуть его ноги в обратную сторону. Она совсем не жадная и жертвует на путешествие 3 рубля - это всё, что у неё имеется. Конечно, ночью в лесу ей страшно, и даже сухая ветка поначалу кажется змеёй. Как и положено девочке, неся тяжелый мешок, она быстро устаёт и передает его братишке.

Михаил Зощенко, «Великие путешественники»: анализ

Рассказ грустного человека, который умел рассмешить добрым юмором своих читателей, шуточно называется «Великие путешественники». «Великими» автор назвал своих маленьких героев с добрым юмором. Они - малыши, вообразившие себя взрослыми и умными, захотели отправиться в дальний путь вокруг земли и увидеть неведомые места. Их вожак, Стёпка, нахватался из простеньких книжек кое-каких сведений и щедро делится ими с друзьями. Ну, например, он предлагает разжигать костёр увеличительным стеклом, жарить на нем мясо убитых мелких животных. Ребята не представляют реальной жизни и во всём соглашаются с великим выдумщиком. Дети не представляют, сколь серьёзная стоит перед ними задача, а потому, когда читаешь эту историю, смеёшься над их сборами и дальнейшими приключениями. Вывод, который стоит сделать из этого рассказа: всем детям стоит научиться смеяться над собой и чаще спрашивать родителей, насколько правильны их действия.

Кир Булычев, "Путешествие Алисы"

Жанр: фантастическая сказочная повесть

Главные герои повести "Путешествие Алисы" и их характеристика

  1. Алиса Селезнева. Закончила второй класс.Умная и добрая девочка, решительная и сообразительная. Никогда не отступает и всегда находит выход из любой ситуации
  2. Профессор Селезнев, папа Алисы, просто биолог, которого больше всего интересует иная жизнь
  3. Зеленый, механик, большой пессимист.
  4. Полосков Геннадий, капитан, решительный и в то же время мягкий и добрый
  5. Весельчак У, самый толстый пират на свете. Внешне безобидный, но коварный и жестокий.
  6. Крыс. Самый жестокий пират-насекомое
  7. Первый капитан, Всеволод. Работал на Венере, бросился на помощь друзьям
  8. Второй капитан. Марсианин. Сидел четыре года в плену.
  9. Третий капитан. Флексианец. Умирал в плену
  10. Верховцев. Доктор и директор музея. Очень порядочный человек.
  11. Говорун. Птица умная, но не всегда говорит все, что нужно.
Кратчайшее содержание повести "Путешествие Алисы" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Алиса, вместе с папой, отправляется на корабле "Пегас" на поиски редких животных
  2. "Пегас" посещает планету капитанов, но доктор Верховцев ведет себя странно и загадочно.
  3. Путешественники находят последнего Говоруна, за которым идет настоящая охота
  4. Говорун направляет путешественников в систему Медузы, но по пути они спасают роботов
  5. На третьей планете системы путешественники попадают в ловушку пиратов, но находят второго капитана.
  6. Алиса и первый капитан освобождают пленников и все вместе отправляются на Землю.
Главная мысль повести "Путешествие Алисы"
В мире столько тайн и загадок, столько чудесного и прекрасного, что человек должен забыть о войнах, о эгоизме и равнодушии, о деньгах, чтобы стать частью этой прекрасной и совершенной вселенной.

Чему учит повесть "Путешествие Алисы"
Эта сказка учит честности и доброте. Учит быть смелым, находчивым, отзывчивым. учит помогать другим людям и животным. Учит любить природу. Учит дружбе и верности. Учит взаимовыручке. учит тому, что в будущем человечество забудет что такое деньги и войны.

Отзыв на повесть "Путешествие Алисы"
Это замечательная и очень интересная повесть про девочку Алису. Мне очень нравится героиня этой повести, потому что она умная и красивая,она смелая и решительная. она умеет найти выход в любой ситуации и никогда не унывает. И еще потому, что Алиса верит в чудеса, которые все-таки случаются.
В этой повести есть экзотические животные, есть детективная тайна, есть космические пираты и есть верная дружба. Повесть держит читателя в напряжении с первой до последних минут.

Пословицы к повести "Путешествие Алисы"
Хорошо то, что хорошо кончается.
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Тише едешь, дальше будешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ повести "Путешествие Алисы" по главам
Глава 1. Преступница Алиса.
Алиса ходит грустная и папа спрашивает ее в чем дело. Алиса просит у папы золотой самородок. Оказывается она с ребятами из класса решила поймать гигантскую щуку на золотую блесну и взяла самородок из школьного музея. Но щука откусила блесну.
И теперь Алисе нужно срочно вернуть самородок в музей, пока ее не выгнали из школы.
Папа говорит, что самородка у него нет, и когда Алиса уходит, звонит другу и просит достать самородок.
В это время приходят по очереди друзья и знакомые Алисы и каждый приносит золото, монеты и даже алмазы.
Наконец возвращается Алиса, которая тоже достала самородок.
Глава 2. Сорок три зайца
Селезнев занимается погрузкой "Пегаса" экипаж которого состоит из четырех человек - его, Полоскова. Зеленого и Алисы.
Предстоит погрузить много коробок и подарков, которые передают своим родственникам и знакомым земляне. Под конец приходит бабушка, которая хочет отправить огромный тортик.
Наконец все грузы распределены, остался резерв в 200 килограммом и "Пегас" пытается взлететь.
Космонавты решают выбросить часть груза из трюмов, но Алиса против. Вдруг Селезнев узнает, что на "Пегас" поступила жалоба, что он пытается вывезти детей на Луну.
Оказалось, что весь свой 3А класс Алиса спрятала в трюмах корабля.
Селезнев и Зеленый выгрузили 43 зайца.
Алиса расстроилась, что ее класс не попадет на матч века, а 3Б попадет, потому что летит на грузовой барже в мешках из-под картошки
Глава 3. Ты слышал о трех капитанах?
На Луне Алиса побежала на футбольный матч, а профессор Селезнев встретил в ресторане своего друга - Громозеку с планеты Чумароз. Узнав, что Селезнев ищет редких животных, Громозека советует ему посетить планету капитанов, где собираются создать музей трех капитанов.
Он напоминает Селезневу о подвигах капитанов и рассказывает, что в настоящее время Первый капитан трудится на Венере, которую перетаскивают ближе к Земле, Второй погиб, а Третий еще не вернулся из соседней галактики.
Приходит Алиса и сообщает о победе землян. Громозека радуется девочке и поднимает ее. Зеленый бросается спасать Алису и оказывается подвешен на люстру.
Глава 4. Пропали головасты
"Пегас" залетает к разведчикам Малого Артура и разведчики устраивают путешественникам торжественную встречу. А узнав про поиск животных, дарят Селезневу двух головастов, метровых рептилий, которых надо держать в бассейне.
К утру головасты увеличились в два раза, а к вечеру следующего дня выросли до трех с половиной метров.
На следующее утро Селезнев с опаской подходил к бассейну, но бассейн оказывается пустым. Только старые сброшенные тела головастов плавали в воде.
Космонавты стали обыскивать корабль, но вылупившиеся головасты не находились. Наконец Алиса сжалилась над взрослыми и предложила найти головастов.
Она привела всех к бассейну и показала трех маленьких лягушек, в которых превратились огромные головасты.
Глава 5. Советы доктора Верховцева
"Пегас" прилетел на планету капитанов и экспедицию сердечно приветствовал доктор Верховцев, хранитель музей. Он показал космонавтам статую капитанов - землянина, марсианина и фиксианца. На плече одного из капитанов сидит птица.
Селезнев рассказывает Верховцеву, что они ищут редких животных и хотели бы ознакомиться с дневниками капитанов. А Алиса прямо говорит, что хотела бы поймать птицу, которая показана на плече капитана.
Верховцев пугается и лезет под диван за шляпой. Оттуда он говорит, что дневников нет и ничем помочь он не может. Потом Верховцев вспоминает про разные планеты и их обитателей и наконец говорит о Пустой планете с ее загадочной жизнью и рассказывает про склиссов.
Глава 6. Кустики
В последний момент Верховцев вспоминает про кустики и рассказывает космонавтам интересную историю. Как Третий космонавт заблудился в песках далекой планеты и пошел на странные звуки. Оказалось это пели кустики, местная форма жизни. Кустики указали капитану воду и спасли жизнь.
Экспедиция отправилась на восьмой спутник Альдебарана.
Кустики они нашли быстро и взяли с собой три растения.
Уже в полете Зеленый услышал пение - это пели кустики. А потом кустики появились в дверях и пошли на испуганных людей. Профессор Селезнев вооружился шваброй и пытался загнать кустики обратно в трюм.
Зеленый побежал за огнеметом, а Алиса попросила папу немного задержать кустики.
Когда кустики вырвали швабру из рук Селезнева, вернулась Алиса и сразу нырнула в кустики. Кустики моментально успокоились, а Селезнев увидел, что Алиса просто поливает их.
Кустики просто хотели пить, а они пели всегда, когда испытывали жажду.
Глава 7. Загадка пустой планеты
"Пегас" летит на Пустую планету и не может найти ее по указанным координатам. Поэтому космонавты связываются с другим кораблем, и женщина-астронавт сообщает им, что они летят правильно, а доктор Верховцев замечательный старик. Также она говорит, что на Пустой планете много рыбы, но нет животных, и что она ищет живую туманность.
"Пегас" сел на Пустую планету и Зеленый сразу отправился ловить рыбу. Он быстро наловил целое ведро.
На следующее утро Селезнев увидел, что небеса планеты кишат птицами. Зеленый отправился на рыбалку, но в море не было ни одного живого существа.. В это время поднялся сильный ветер и птицы тоже исчезли. Зато по траве запрыгали маленькие звери, похожие на зайцев. Потом оказалось, что степь просто кишит зверьем.
Скоро пошел дождь. Селезнев с Алисой отправились в степь, ловить зверей, но биоискатель показал, что никаких животных вокруг нет.
Космонавты пребывали в растерянности, но Алиса раскрыла загадку планеты. Она сбегала с ведерком к озеру, зачерпнула воды и принесла в ведре рыбку. Оказалось, что когда идет дождь, обитатели планеты превращаются в рыб, когда светит солнце - в птиц, а когда дует ветер - в животных.
Глава 8. Что рассказали ушаны
"Пегас" прибывает на планету Блук, где проводится базар. На планете жили ушаны - разумные существа, у которых было три больших уха. Стражники-ушаны рассказали космонавтам печальную историю.
Оказалось, недавно какой-то человек стал продавать белых червяков, которых с удовольствием покупали все владельцы животных. Но оказалось, что червяки размножаются с огромной скоростью и скоро большая часть планета оказалась погребена под слоем червяков. Проблему решил торговец Крабакас, который напустил на червяков птиц едулок, которые съели всех червяков.
Поэтому теперь все корабли с Земли строго досматривали, ведь торговец с червяками был землянином. Стражники показали космонавтам фото и они узнали доктора Верховцева.
И тут ушаны вспомнили, что у них истребили всех говорунов.

Глава 9. Нам нужен Говорун
Селезнев и Алиса ищут гостинцу для людей и замечают в окнах третьего этажа силуэт доктора Верховцева. Они торопятся подняться, но находят пустую комнату. А появившийся толстый улыбающийся человечек в черном костюме сообщает им, что постоялец ушел.
Базар на планете поражал размерами и обилием разных форм жизни. Иногда было трудно понять, кто кого продает. Так, профессор Селезнев ошибся и спросил сколько стоит птица, когда оказалось, что это именно птица продает шаровика.
Алиса заинтересовалась невидимыми рыбками в аквариуме, но Селезнев не верит, что там что-то есть. Он просовывает руку в аквариум и болтает в воздухе. Торговец заливается слезами, ведь профессор распугал всех его воздушных невидимых рыбок, разорил его. Алиса укоряет отца в черствости. На прощание торговец дарит Алисе шапку-невидимку.
В это время под ноги путешественникам бросается странное существо на тонких лапках, постоянно меняющее цвет. Это индикатор, который в зависимости от эмоций становится разного цвета.
Его ловит двухголовая змея, которая возмущается, что Селезнев продает собственную дочь, потом возмущается, что Алиса торгует своим отцом, и наконец дарит индикатор Алисе.
Алиса видит канарейку в клетке, которую несут ушаны. Но ушаны говорят, что хотели купить говоруна, да только их совсем не осталось. Кто-то истребил всех говорунов и Алиса говорит, что им нужен говорун.
Глава 10. Мы купили Говоруна
Никто не может продать космонавтам говорунов. Крабакас рассказывает, что эти птицы не просто говорят, они умеют летать меж звезд. За ящиками прячется ушан, который принес на базар говоруна. Алиса узнает птицу, которая сидела на плече капитана.
Ушан говорит, что кто-то преследует его и стремится украсть говоруна или даже убить его. Он указывает на доктора Верховцева.
Селезнев и Алиса покупают Говоруна и несут его по площади. Все вокруг удивляются, а говорун на русском языке говорит фразы, которые слышал от Капитанов.
Навстречу Селезневу выходит старый знакомый толстяк и требует продать или отдать говоруна. Селезнев уже хочет обратиться к полиции, но толстяк скрывается.
Тут появляется Селезневу доктор Верховцев и сует руку в карман. Он вооружен.
Селезнев зовет на помощь Полоскова. В это время показываются многочисленные коллекционеры марок и Верховцев отступает.
Глава 11. Курс к системе Медузы
На корабле космонавты решают, что говорун тот, самый, что был у Капитанов. Приходит толстяк и дарит им алмазную черепашку, сообщая, что его зовут Весельчак У.
Говорун предлагает держать курс на систему Медузы.
Селезнев решает лететь в систему Медузы, но сперва залететь на Шешинеру и посмотреть на слиссов. В это время черепашка пытается убежать, и космонавты запирают ее в сейф.
Глава 12.Такое печальное изобретение
"Пегас" прибывает к планете Шешинера и в холодильнике Селезнев находит зеленого человечка, который ест ананас. Следом появляется второй, потом третий зеленый человечек и все берут ананасы. Селезнев вызывает Полоскова, но в холодильнике уже пусто и ананасов уже нет.
Алиса просит простить зеленых человечков, в которых она узнает жителей планеты.
"Пегас" садится на планету и его встречает толпа с транспарантами, все приветствуют Алису.
Пожилой зеленый человечек рассказал, что когда-то на планете изобрели пилюли, которые позволяли перемещаться во времени. Это привело к беде. Все стали возвращаться в прошлое, чтобы пережить приятные моменты, а настоящее никого не интересовало.
Человечек исчез и вернулся с ананасом, который он взял вчера в холодильнике "Пегаса". Он сказал, что все на планете благодарят Алису за то, что она вчера заступилась за них.
Потом Селезнев спросил про склиссов, но человечек сказал что они все равно от них откажутся и исчез.
Селезнев увидел корову, которая взлетела и перелетела на другую сторону улицы. Он спросил у зеленого мальчика, чей это склисс. Мальчик ответил, что ничей, и Селезнев взял склисса на "Пегас".
Глава 13. Парализованные роботы
По пути в систему Медузы "Пегас" принимает сигнал бедствия с планеты Шелезяка, населенной роботами. Путешественника садятся и находят одного чуть живого робота. Робот рассказывает, что на планете эпидемия.
Зеленый стал копаться в роботе, но ничего не нашел, тогда он решил сменить ему смазку. Робот, узнав, что экспедиция ищет животных, предлагает им животных-роботов, но Селезнев считает, что такие животные ему не нужны.
После замены смазки робот приходит в себя. Зеленый говорит, что в смазке поселились бактерии, которые превращают ее в ржавчину.
Робот узнает говоруна и здоровается с ним. Оказывается раненый говорун получил помощь на планете - роботы заменили ему крыло протезом.
А потом прилетел человек в шляпе и жутко ругался, когда узнал, что роботы помогли говоруну. И потом его видели у цистерны со смазкой. Это снова был доктор Верховцев.
На прощание робот подарил путешественникам несколько маленьких роботов-зверей, которые сразу стали гоняться по коридору за алмазной черепашкой.
Глава 14. Погоня за леди Винтер
"Пегас" садится на пустынную вторую планету системы Медузы и Говорун предупреждает, что следует остерегаться миражей.
Потом Селезнев видит на поле двух мужчин и одну женщину. Алиса сразу их узнает - это Портос, Д"Артаньян и леди Винтер. Именно про них она читала вечером.
Путешественники понимают, что это миражи. Они видят березы, траву, потом самих себя, доктора Верховцева, который оказывается знаком с Весельчаком, и наконец Капитанов.
Профессор Селезнев берет с поверхности камушки и приносит на "Пегас". Он знакомит экипаж с жителями планеты, которые могут создавать миражи. В каюте появляется мираж Второго капитана, а говорун сообщает, что искать его надо на третьей планете.
Глава 15. Птенец птицы Крок
На третьей планете было много лесов и различного зверья, в небе летали огромные птицы. Полосков отправляет в полет разведчика, но тот очень быстро замолкает, и Полосков на катере летит его искать.
Селезнев видит, как Алиса идет за говоруном к лесу и вдруг ее хватает птица крок.
Он зовет на помощь и к нему спешит Полосков. Они на катере летят к горам, где находится гнездо птицы крок.
Там они видят множество гнезд и в одном из них замечают Алису. Птица пытается накормить девочку рыбой, она принимает Алису за своего птенца.
Селезнев и Полосков забирают Алису, а она показывает им найденную в гнезде табличку с надписью "Синяя чайка".
Глава 16. Зеркальные цветы
Селезнев с Алисой долго идут через лес за Говоруном. И вот они оказываются на поляне, заросшей цветами-зеркалами. Алиса смотрит на свое отражение. Потом Полосков проверяет поляну металлоискателем, но никаких следов "Синей чайки" не находит.
Космонавты рвут цветы и несут букет на "Пегас".
Зеленый смотрится в цветок, но он отражает не его, а Алису.
В это время снаружи стучит клювом Говорун. Его запускают и он говорит голосом второго капитана: "Больше держаться нет сил. Скоро ли придет помощь?"
Глава 17. Мы смотрим в прошлое
Путешественники смотрят в цветы и видят, что все в них движется наоборот. Они понимают, что видят обратную запись событий, которые произошли в прошлом.
Вдруг они видят Верховцева и Весельчака. Те о чем-то спорят, а за ними виден силуэт космического корабля.
Селезнев и Алиса летят на поляну, но поиски не увенчаются успехом. Они возвращаются и Зеленый предлагает срезать слой зеркала с цветка, чтобы посмотреть, что было в прошлом. Постепенно срезая слой за слоем они замечают, что на всю поляну занимает огромный люк.
В это время индикатор толкает Зеленого под руку и зеркало разбивается.
Космонавты идут в кают-компанию, чтобы взять другой цветок и видят, что все цветы разбиты, а птица Говорун исчезла.

Глава 18. Шпион
Полосков в это время облетал планету и ничего не находил. Селезнев проверил люк корабля и обнаружил, что тот открыт. Он замечает говоруна, который толкает по земле алмазную черепашку.
Селезнев берет черепашку на руки и возвращает ее на корабль. Они с Зеленым не понимают, кто мог открыть люк, но тут Зеленый видит в клюве черепахи ключ от люка.
Он берет черепашку и осматривает ее. Потом поддевает панцирь и тот открывается. Черепашка оказывается хитроумным роботом. Черепашка оказалась шпионом и космонавты понимают, что Верховцев и Весельчак хотели получить ключ от корабля, чтобы захватить его.
Глава 19. Где девчонка?
Полосков решает перегнать "Пегас" на зеркальную поляну. Тут рядом садится другой корабль и из него выбегает Верховцев, он машет космонавтам рукой. Полосков стремительно стартует.
Алиса говорит, что Верховцев был без шляпы.
"Пегас" садится на зеркальную поляну, где повсюду лежат разбитые зеркала, и вдруг проваливается.
При аварийной посадке никто не пострадал и путешественники решают выяснить, куда они провалились. Они выходят из корабля и исследуют пещеру. Вокруг камень и темнота. Но в лучах фонариков они видят силуэт космического корабля рядом. Это "Синяя чайка".
Вдруг вспыхивает яркий свет и звучит команда бросить оружие и не двигаться. С двух сторон приближаются четыре пирата, среди них Верховцев в шляпе и Весельчак.
Путешественники оказываются окружены.
Пираты надевают на космонавтов наручники, но вдруг замечают, что Алисы рядом нет. Девочка исчезла.
Глава 20. В плену.
Алисы нигде нет, а черный человек находит в корабле Говоруна и спускается по трапу. Верховцев командует свернуть Говоруну шею, но черный человек вдруг падает и выпускает птицу. Говорун стремительно улетает.
Весельчак обращается ко Второму капитану и требует, чтобы он вышел из корабля. Он угрожает убить профессора и его спутников.
Капитан обращается к профессору Селезневу.
Он рассказывает, что Третий капитан, который летал в другую галактику, возвращался оттуда с формулой галактия, универсального топлива, и просил, чтобы Второй капитан встретил его здесь. Третий капитан был сильно болен.
Но пираты перехватили это сообщение и устроили ловушку. Они тоже охотились за галактием. Пираты захватили Третьего капитана и наверное убили.
Пираты собираются убить профессора Селезнева и Второй капитан собирается выйти.
Он выпрыгивает из корабля и стреляет из бластера, но пираты окружают его, а Весельчак заносит нож над горлом Селезнева.
И вдруг звучит команда бросить оружие. С двух сторон идут доктор Верховцев без шляпы, Первый капитан и даже Алиса.
Глава 21. А в это время..
Алиса еще на "Пегасе" обнаружила, что шапка-невидимка действительно существует, и когда на них напали пираты, решила ей воспользоваться. Она надела шапку и исчезла.
Она подставила подножку пирату и тот выпустил Говоруна. Потом Алиса бежала по коридорам за Говоруном, и в какой-то камере услышал слабый стон. Потом Говорун вывел ее на поверхность.
А там она видит космический корабль и доктора Верховцева. Но рядом с доктором Первый капитан и Говорун радостно садится ему на плечо.
Алиса пытается предупредить Капитана, что Верховцев предатель, но Капитан отметает эти обвинения. Верховцев все время был с ним, а в подземелье кто-то другой, кто только выдает себя за Верховцева.
Тогда Алиса снимает шапку невидимку и знакомится с Первым капитаном.
Они спешат на помощь попавшим в беду товарищам.
Глава 22. Толстяк врет
Пираты сдаются и Верховцев наступает на своего двойника. Он дергает за застежку молнии и под внешностью человека открывает страшное насекомое. Весельчак кричит, что это главный пират, Крыс. Крыс протыкает себя собственным жалом и делает вид, что умер.
Но Весельчак говорит, что Крыс просто без сознания. Тогда его решают посадить в клетку.
Весельчак говорит, что он честный пират и торгуется, чтобы открыть секрет ловушки. Но никаких переговоров с ним капитаны не ведут.
Первый капитан рассказывает, как он с Верховцевым искал и "Пегас", и Второго капитана.
Наконец Весельчак открывает ловушку и все собираются уходить. И тут Алиса вспоминает про стон, который слышала.
Глава 23. Пленник в подземелье
В клетке космонавты находят чуть живого Третьего капитана. Тот совсем плох, но радуется своим друзьям. И в этот момент он умирает. Селезнев разрезает ему грудь и начинает напрямую массировать сердце. Наконец сердце забилось.
Третьему капитану делают укрепляющие уколы и выносят на свежий воздух. Его жизнь уже вне опасности. Все радуются, что три капитана снова вместе и снова скоро будут бороздить просторы космоса.
Глава 24. Конец путешествия.
Когда Третий капитан немного поправился, все начинают готовиться к обратной дороге. И в этот момент появляется еще один корабль.
Пилот корабля отказывается от помощи и по голосу Первый капитан узнает свою жену Эллу. Оказывается, она все-таки поймала свою живую туманность и теперь главное не опустить ее.
Совместными усилиями туманность сажают на землю и в нее тут же прячется Весельчак.
Пока Элла и Сева, как оказывается зовут Первого капитана, выясняют отношения, Весельчак вдруг бросается бежать. Но его ловит птица Крок и уносит.
Однако Весельчак так вертится, что птица его роняет, и Весельчак падает где-то за камнями.
А туманность благополучно сбегает и ее вторично ловят только у планеты Шелезяка.
Потом туманность отвозят на Землю, где ее помещают на Луне в кратере.
Все прощаются и желают друг другу самого лучшего.
Капитаны обещают Алисе взять ее в другую галактику, когда девочка подрастет, а она обещает взять с собой папу.

Рисунки и иллюстрации к повести "Путешествие Алисы"

Год первой публикации: 1940

Жанр: рассказ

Основные персонажи: Степан , Лёля , Минька и пёс Тузик

Понять основную задумку этой весёлой истории о юношеском максимализме поможет краткое содержание рассказа «Великие путешественники» для читательского дневника.

Сюжет

Степка делится информацией о том, что Земля круглая с Лёлей и её братом Минькой, но они ему не верят. Ребята собираются в кругосветное путешествие. По теории Степана, обогнув Землю, они должны вернуться в деревню.

Рано утром дети снаряжаются в дорогу всем, по их мнению, необходимым и берут с собой пса. Необходимого оказалось много, мешок нести ребятам нелегко. Минька свалился в канаву и перебил всё стеклянное в снаряжении. Зато мешок стал легче.

С наступлением темноты, друзья останавливаются и засыпают, даже не разведя огонь. Степан ложится спать головой к оставленной деревне, а ногами - в направлении дальнейшего пути, чтобы не сбиться.

Утром Лёля и Минька сговариваются и, пока Стёпка спит, переворачивают его ногами назад. Дети благополучно добираются до дома, причём Стёпка пребывает в уверенности, что они обогнули Землю по кругу.

Вывод (моё мнение)

Любое задуманное дело должно быть подкреплено знаниями.

Год публикации: 1940 Жанр: рассказ

Основные персонажи: Степан, Лёля, Минька, собака Тузик

Рассказ Зощенко "Великие путешественники" написан о приключении детей. Написан в легкой, юмористической форме, что позволяет детям быстро и с интересом читать такие рассказы. Речь идет о мальчиках, Степке, Миньке и девочке Леле. Степка, наверное, очень много читал о путешествиях и решил поведать своему другу о том, что земля круглая. Что если выйти из одного пункта и идти все время прямо, то обязательно вернешься назад. Но Минька не поверил этому.

И тогда Степка предложил им пойти в кругосветное путешествие и проверить эту версию. Договорились они выходить на следующий день, когда родители одного мальчика уедут в город, а мать другого пойдет на речку стирать. Леля сказала, что у нее есть три рубля, и она возьмет их. Все решили, что этого достаточно, так как покупать будут только конфеты, а все остальное возьмут с собой.

Они собрали вещи в мешок. Немного хлеба, сала, сахара и кучу ненужных вещей, например, подушки, но они считали их необходимыми. На следующий день они отправились в поход вместе с собакой по кличке Тузик. Степка, начитавшись книг, взял рогатки и сачок, чтобы ловить мелких животных и готовить их на костре. Шли они долго через лес.

Мешок оказался тяжелым, и было принято решение нести его по очереди. Леля пронесла немного, а Степка совсем чуть-чуть. Он просто рухнул от тяжести мешка прямо в канаву. И хоть был не тяжелый, перебил всю посуду. Все устали, и только тузик весело крутил хвостом. Он быстро прогрыз дырку в мешке и съел сало.

Вскоре они вышли на опушку и решили заночевать там. Степка из книг узнал, что если ложиться спать в одну сторону ногами, то всегда будешь идти в одном направлении. Но Леля, не спав всю ночь, в страхе, что Степка заведет их куда-то, предложила повернуть ноги Степки в обратную сторону. По дороге они встретили телегу и попросились подъехать.

К удивлению Степки они очень быстро вернулись в родное село Пески, где их ждали разволновавшиеся родители. И отец сказал им, что прежде, чем идти в поход, нужно выучиться и получить знания, образование. Писатель деликатно подсказывает детям не кем быть, а какими быть.

Картинка или рисунок Великие путешественники

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Арно Сетон-Томпсон

    В голубятне жили знаменитые голуби. Они выполняли службу по доставке писем. Владельцы этих птиц, постоянно устраивали соревнования, для отбора более способных особей. Они учили голубей быстро доставлять почту и возвращаться домой

  • Краткое содержание Встреча Зощенко

    В рассказе Зощенко Встреча повествование ведётся от первого лица. Главный герой рассказывает случай из своей жизни. Он очень любит людей. Некоторые холят и лелеют собачек, а ему милее люди, но вот совсем бескорыстных он не встречал.

Однажды заводила Стёпка предложил Лёле и Миньке пойти в кругосветное путешествие. Миньку сначала он не хотел брать с собой, но после того, как тот подарил ему перочинный ножик, взял. Стёпка собрал вещи и нужные, и не очень. Отправились в путешествие они, когда родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё. По дороге Минька и Лёля быстро устали и стали проситься домой. Стёпка сказал им, что кто захочет вернуться домой, того привяжет к дереву и оставит на съедение муравьям. После того, как Тузик съел всё сало, ребятам пришлось перекусить хлебом с сахаром. И тут налетели осы, и покусали Миньку, напрочь отбив у него желание идти дальше. Пройдя ещё немного, они остановились на ночлег. Укладываясь спать на лесной поляне, Стёпка вытянул ноги по направлению движения, чтобы не сбиться с пути, но хитрая Лёля предложила брату повернуть Стёпку ногами к дому, чтобы, когда он проснулся, они пошли обратно. Ребята так и сделали. Проснувшись поутру они пошли обратно в свою деревню Пески, где их ждали родители. А Стёпка по дороге всё удивлялся и говорил, что кругосветное путешествие тем и отличается от других, что всё повторяется, так как Земля круглая.

Очень смешной рассказ! Я думаю, что он для того и написан, чтобы развеселить читателя. Я, например, смеялся от души. Что мне больше всего запомнилось в этом рассказе? Во-первых, то, как Стёпка заставлял всех нести тяжёлый мешок. В конце концов Минька, как самый маленький, вместе с мешком свалился в канаву. А когда ребята хотели приспособить для переноски Тузика, тот "прогрыз мешок и в одно мгновение скушал всё сало". Пришлось путешественникам есть хлеб, посыпанный сахаром. Но тут налетели осы, и одна из них ужалила Миньку прямо в щёку. Но самым смешным показался мне эпизод, в котором спящего Стёпку друзья развернули ногами в обратном направлении. Молодцы ребята, не растерялись, нашли способ вернуться из кругосветки за один день!!!

Вопросы на внимательность:
1. Кто объяснил Миньке, что Земля круглая?
а) папа;
б) Лёля;
в) Стёпка;
г) няня.

2. Куда предложил пойти Стёпка Лёле и Миньке?
а) на озеро;
б) гулять;
в) на курорт;
г) в путешествие.

3. Зачем детям во время похода нужны были деньги? Как это объяснил Стёпка?
а) покупать еду;
б) покупать семечки и конфеты;
в) покупать одежду;
г) на всякий случай.

4. Кто вместе с ребятами ушёл в путешествие?
а) мама;
б) кошка Мурка;
в) собака Тузик;
г) папа.

5. Какое желание было у Миньки и у Лёли в путешествии?
а) вернуться домой;
б) продолжать путь;
в) уйти в лес;
г) украсть Тузика.

6. Где мама заперла Стёпку, когда ребята вернулись домой?
а) в доме;
б) в сарае;
в) в бане;
г) в бочке.

Немного истории...
Что такое путешествие?
ПУТЕШЕСТВИЕ - это странствование. ходьба или езда по чужим местам (из словаря Даля).

Известно, что ещё в древности люди совершали путешествия, посещали разные уголки Земли. Первыми начали поиски новых морских путей в Азию португальские мореплаватели. Васко да Гама открыл морской путь в Индию. С именем Христофора Колумба связано открытие Америки. В результате плавания Магеллана была подтверждена идея шарообразности Земли, доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное водное пространство - Тихий океан. В 1768 году английский мореплаватель Джеймс Кук обследовал берега Океании и Австралии. В 1648 году Семён Иванович Дежнёв вышел с Колымы и обошёл полуостров Чукотку, доказав, что Азиатский материк отделен от Америки проливом. Вот такие они - ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ !