Притча о настоящем учителе. Мотивирующие притчи

Притча о школе

Шёл один человек по городу мимо высокого здания с огромной вывеской: “Старая школа”. Смотрит, народ у дверей суетится, шумит. Каждый хочет быстрее внутрь зайти, да очередь движется не быстро. Прохожий и думает: “Что это за школа такая, что люди туда так стремятся?” Огляделся он по сторонам, видит, у входа доска объявлений, а на ней красивыми буквами написано, что “Старая школа” объявляет набор студентов. Далее, мелкими буквами, шёл перечень требований к абитуриентам, наименование дисциплин и перспектива, окончивших данное учебное заведение. Плата за обучение невероятно низкая, договорная: “Ты мне – я тебе!” Интересно стало прохожему. Стал он строчка за строчкой текст читать. Оказалось, что школа эта открыта для всех желающих: кто любит плоть делать опорою своей и умом плотским безрассудно надмеваться, кто к державе власти всеми силами стремиться, а словам своим не верен.

Выбор дисциплин и расписание занятий по желанию, в любое удобное для студентов время.

Предметы в той школе один другого стоят: лицемерие, пустое, ложное благочестие, властолюбие, высокомерие, лихоимство, пустословие, лесть. Есть и музыкальные классы с практическими занятиями по особой ритмике, где каждый сможет настраивать своё сердце подобно меди звенящей или кимвала звучащего. Также существуют классы “лживого языка” и “завистливого ока”.

Во время обучения, студенты обязаны во всём подражать учителям своим. Униформу специальную правильно носить, голосом гордыни говорить, показывать, что истину отстаивают, да только ложное мнение в первую очередь другим навязывать. Речи слабые знанием своим заглушать, ничего против общества авторитетов не говорить, и мнения своего, по возможности, не иметь. Много там было и другого, подобного первому, да что об этом говорить, если будущее у всех дипломированных выпускников будет одно: широкая дорога и незавидное место в области горящих материалов.

Ниже, стояло имя руководителя проекта, правда, затёртое, неразборчивая подпись и призыв: “Спешите! Набор неограниченный!”

Постоял человек у здания, посмотрел на суету и крики толпы у широких резных дверей и пошёл прочь по узкой тропинке, ведущей в правильном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Притча о родителях и детях

Однажды к мудрецу пришел человек.- Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? ...

Притча о двух волках

Притчи помогают ребятам увидеть себя, узнать свои личностные проблемы, а главное - притчи помогают найти решение этих проблем....

План-конспект урока ""Фауст" Гёте - притча о человеке,о его долге,призвании и ответственности перед другими людьми"

В настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Учитель современной школы имеет широкие возможности...

ГВОЗДЬ ВОСПИТАНИЯ

Купец вернулся домой после долгих странствий.
К своему огорчению, он обнаружил, что его сын совсем отбился от рук. Юноша совсем не слушал свою мать. Сквернословил. Грубил соседям. Совершал различные проступки. И никак не реагировал на замечания со стороны.
Как быть?
Отец не хотел прибегать к насильственным мерам. Как же! Это же его сын!
Купец взял большой деревянный столб. И вкопал его во дворе, на самом видном месте. И после каждого проступка сына вбивал в этот столб большой гвоздь.
Прошло время. С каждым днем на столбе появлялось все больше и больше гвоздей.
Юноша сначала делал вид, что и не замечает этого столба.
Но потом ему стало очень стыдно. И сын начал следить за своим поведением. Стал учтивее. Стал вежливее.
Отец очень обрадовался. И теперь за каждый хороший его поступок стал вытаскивать по одному гвоздю.
Гвоздей становилось все меньше и меньше. А юноша становился приветливей, вежливей. Он с радостью брался за любую работу по дому. Мать стала светиться от радости за своего сына.
И вот наступил торжественный момент: отец взял клещи, и вытянул последний гвоздь из столба.
Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление. Он горько заплакал.
-Что же ты плачешь? - спросил отец. - Ведь гвоздей на столбе больше нет.
— Да, гвоздей нет. Но я вижу дыры от тех гвоздей. Они остались…

Мастер игрушек

В одной далёкой стране жил старый человек, очень любящий детей. Он постоянно мастерил для них игрушки.
Но игрушки эти оказывались такими хрупкими, что ломались быстрее, чем ребенок успевал ими наиграться. Сломав очередную игрушку, дети очень огорчались и приходили к мастеру просить новых. Тот с удовольствием дарил им другие, еще более хрупкие…
Наконец, вмешались родители. Они пришли к старику с вопросом:
— Скажи нам, о, Мудрейший, почему ты всегда даришь нашим детям такие хрупкие игрушки, что дети безутешно плачут, сломав их?
И тогда мудрец сказал:
— Пройдет совсем немного лет, и кто-то подарит этим бывшим детям свое сердце. Может быть, научившись не ломать хрупкие игрушки, они будут бережнее относиться к чужому сердцу?..
Родители надолго задумались. И ушли, поблагодарив Учителя.

Притча о мудром учителе и ученике.

Если на душе тяжело и накопился груз обид, разочарования, недовольства собою и окружающими, я люблю перечитывать притчи разных народов. Вот одна из моих любимых.
Учитель и ученик
— Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.

— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это всё? — недоумённо спросил ученик.

— Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал:

— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил:

-— То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Шуточная притча об Учителе.

Когда родился новый учитель, к его колыбели спустились три феи. И сказала первая фея: «Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети».
Вторая фея произнесла: «Ты будешь, красив мыслями и душой, потому что нет более благородного призвания, чем дарить свое сердце детям». Третья фея предрекла: «Ты будешь, бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках».
Но тут к колыбели спустилась четвертая фея, злая, и мрачным голосом проверещала: Но ты вечно будешь проверять тетради, рабочий день твой будет 8 часов до обеда и 8 часов после, все мысли твои будут в школе и только о школе, и никогда ты не успокоишься. Так что выбирай, пока не поздно! Учитель сказал: «Поздно, эта фея всегда является слишком поздно, и те учителя, которые решили связать свою жизнь со школой, с детьми, никогда не изменят этой прекрасной профессии».

Притча о лучшем учителе


Родители выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
- Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
- Ура, я не пойду в школу, - обрадовался мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед.- Я сам найду тебе школу. Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошел искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перерыв. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец, он вошел в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
- Дедушка, вам плохо, принести воды? - послышался голосок.
- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.
- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребенок. Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал: - Наконец, я нашел лучшую школу для моего внука. - Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушел. Вечером мама мальчика спросили деда:
- Отец, Вы неграмотны. Почему Вы думаете, что нашли лучшего учителя? - По ученикам узнают учителей, - ответил дед.

Притча "Учитель и ученики".


Однажды ученики спросили Хинг Ши, какова его основная задача как Учителя.
Мудрец, улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы, которую местные жители называли Бессмертной Горой, Сянь Юэ. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию Сянь Юэ, у которого им раньше не приходилось бывать.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Хинг Ши не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал: — Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Хинг Ши отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон. — Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы… — Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример?—спросили ученики. — Нет, — сказал Хинг Ши, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно..
Приходит ученик к Учителю и говорит:
- Учитель, я устал. У меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет сил. Что же делать?
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковые емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал молотые зерна кофе.
- Что изменилось? - спросил он ученика.
- Яйцо и морковь сварились, а кофе растворился, - ответил ученик.
- Нет, - ответил Учитель. - Это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри, твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру, под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди. Сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные - лишь затвердеют и окрепнут.
- А кофе? - спросил ученик.
- О, это самое интересное. Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток.
МОРАЛЬ: есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства. Превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой они находятся.

Притча об учителе и его учениках.

Один раз Учитель спросил у своих учеников: - Почему, когда люди ссорятся, они кричат? - Потому, что теряют спокойствие, - сказал один. - Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? - спросил Учитель. - Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен? Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя. В конце концов он объяснил: - Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем дальше отдаляются и громче кричат. - А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? - продолжал Учитель. - Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. - В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.

В самый разгар полевых работ у фермера сломался трактор.

Все попытки фермера и его соседей починить машину были напрасны.

Наконец он вызвал специалиста. Тот осмотрел трактор. Попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил.

Затем взял молоток и где-то один раз ударил этим молотком. После этого мастер завел трактор. Двигатель затарахтел, будто он и не ломался.

Обрадованный фермер попросил у мастера счет. Но когда он его увидел – был сильно удивлён. Он возмущенно спросил:

– Ты хочешь получить сто долларов только за один удар молотком! Не много ли?

Но мастер с улыбкой ответил:

– Согласен! Один удар молотком не может стоить так дорого. За один удар молотком я посчитал только один доллар. А девяносто девять долларов я беру за мои знания, благодаря которым я мог сделать этот удар по нужному месту.

Тут мастер выдержал паузу, и продолжил:

– К тому же я сэкономил твое время. Я справился с неисправностью очень быстро. На СТО ты бы потратил не меньше дня. Ты уже сегодня, прямо сейчас, можешь ехать на тракторе в поле.

Фермер согласился и пожал руку мастеру.

Один султан плыл со своим любимым слугой на корабле. Слуга, который никогда раньше не ходил в плавание, сидел в пустом трюме, вопил от страха, жаловался и плакал. Все старались успокоить его. Но слова сочувствия не достигали его сердца. Непрестанные вопли слуги окончательно отравили властелину путешествие. Тогда придворный лекарь, попросил позволения у султана успокоить слугу. Султан сразу же согласился.

В одном городе проводили конкурс лучшего художника.

И, в конце концов, жюри выбрало двух самых лучших. Но судьи никак не могли решить, какой из художников самый лучший. Тогда они обратились за советом к Мудрецу.

Мудрец обратился к финалистам с вопросом:

– Сколько недостатков вы сами видите на своих картинах.

Один художник сказал:

– Если бы я увидел на картине недостаток – я бы тут же его исправил. Эта картина безупречна.

(эксперт сообщества)

Притча о стакане
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимания, а затем спросил: «Сколько, по-вашему, весит этот стакан?»
«50 грамм!»… «100 грамм!»… «125 грамм!»…- предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и даже вам может парализовать руку, и придется отправить вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?
- Нет, - был ответ.
- Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? – Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут – это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ни чем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями.

Федяева Татьяна Геннадьевна

"Куда уходят дедушки"

Притча от Шалвы Амонашвили

Родилась девочка, а в тот же день и час родился Дедушка. Они стали неразлучными друзьями. Каждый вечер, перед сном, Дедушка садился у кровати внучки и рассказывал сказку, которая потом продолжалась во сне.

Проходили дни - сто, двести, триста… тысяча… три тысячи. А Дедушка всё рассказывал сказки - по одной каждый вечер. Сказки были добрые, умные, весёлые, грустные. И девочка взрослела в сказках - умнела и становилась всё прекрасней.

Дедушка, откуда у тебя столько сказок? - с удивлением спрашивала иногда девочка.

Оттуда! - отвечал Дедушка и загадочно улыбался.

Каждое утро, на рассвете, тихо-тихо, чтобы не разбудить внучку, открывал он дверь и куда-то уходил.

Ты куда, Дедушка? - шептала иногда девочка сквозь сон.

Когда дедушка рассказал девочке семитысячную сказку, она была совсем уже взрослой девушкой - красавицей. Тогда нашлись и первые женихи. А из-за семи тысяч загадочных морщин Дедушки светились радостные глаза.

Но девочка, а теперь уже девушка, по-прежнему с нетерпением ждала сказки Дедушки. Однако в тот вечер Дедушка сказал:

Семь тысяч первой сказки не будет!

Почему? - огорчилась девушка.

Они у меня кончились…

Как так… без сказок… - забеспокоилась девушка. Ей хотелось заплакать.

Дедушка тоже заволновался: очень не хотелось оставить внучку без сказок, которые сделали её взрослой, умной, скромной и красивой.

«Но у меня нет больше сказок, - с грустью подумал он, - да ещё ей нужны другие сказки, сказки жизни… Откуда мне их взять?»

А девушка всё упрашивала:

Расскажи сказку…

Хорошо, - сказал тогда Дедушка, - пойду за сказками, только засни в эту ночь без неё.

Никто не увидел, как Дедушка встал рано утром и ушёл. Ушёл навсегда и не вернулся. И в тот вечер девушка познала дедушкину сказку жизни, и была эта последняя сказка о любви и о горе утраты.

Дедушка ушёл за новыми сказками для меня! - говорила она всем в слезах.

Эти афористичные и образные высказывания Шалвы Александровича мы обычно записывали на его семинарах с учителями. Предлагаем их часть.

В. Г. Ниорадзе

Не ошибками возмущайтесь,

а успехами восхищайтесь.

Человек становится человеком

только с помощью человека.

Но человек может стать Человеком

только своими усилиями.

Если я – носитель света, то для своего

ученика могу стать учителем жизни

на всю жизнь.

«Игра есть испытание грядущего».

Потому цена игрушки или компьютерной

игры не в том, сколько они стоят

в магазине, а в том, какое они несут детям

будущее: достойное или недостойное.

Игры и игрушки детства есть

корни образа жизни во взрослости.

Сердце – великая Книга Мудрости:

она написана языком чувств и читается

с помощью интуиции.

Общение есть сердце педагогического

процесса. Но сердце может быть здоровым

или нездоровым, добрым или злым,

великодушным или эгоистичным,

прекрасным или безобразным.

А повелевает сердцем учитель.

Разве не в твоих руках судьбы детей,

судьба Планеты Земля?

Не считай себя маленьким человеком,

от которого мало что зависит.

Не унижай себя, и Бог возвеличит

и прославит твой труд.

Если вы прошли отрезок пути и

не встретили перед собой препятствия,

то это верный знак того, что путь этот

не ваш. Ваш путь только тот,

где вы найдёте трудности,

а их преодоление потребует от вас

напряжения всех ваших сил.

В школе должна звучать

педагогическая симфония,

а не педагогическая какофония.

Образование происходит сегодня,

но дышит будущим.

Образование – это

экспресс, устремлённый в будущее;

молодые люди, находящиеся в нём,

стремительно мчатся в мир будущего,

насквозь пронизывая настоящее.

Там их ждут свои дела.

Образование, которое не наполнено

смыслом будущего,

похоже на экспресс без колёс.

Гуманная педагогика – как синяя птица:

знаем, что нет этой птицы, но верим,

что она есть. Красота её манит нас,

а поиск рождает творчество. И видим:

оказывается, сам поиск гуманной педагогики

уже есть гуманная педагогика.

В языке любого народа Земли

слово Учитель самое святое

после слова Бог.

Человек без веры – это человек в скафандре,

выброшенный в открытый космос без опоры.

Учитель реформирует школу, он же,

к сожалению, деформирует её.

Мировое классическое педагогическое наследие есть

детище Христианской Религии.

Труды классиков педагогики – своего рода

«Святые Писания».

Хотите подарить вашему ребёнку истинное детство?

Подарите ему самого себя:

маленького, шаловливого, мудрого взрослого.

Какая система отметок лучше: пятибалльная,

двенадцатибалльная, стобалльная?

Если двенадцатибалльная система

делает жизнь детей в школе

радостнее в двенадцать раз, конечно,

она лучше, чем пятибалльная.

Но тогда, надо полагать, в школах,

где стобалльная стистема, жизнь детей

во сто раз краше.

Может быть, нам не скупиться и сразу ввести

тысячебалльную систему, чтобы радость

школьной жизни возросла тысячекратно?

Если отметки есть «нацеленная в лоб ребёнка

винтовка» (так выразился Д. Б. Эльконин

в отношении пятибалльных отметок), то

десятибалльная, двенадцатибалльная,

стобалльная и другие многобалльные

системы отметок превращаются

в автомат Калашникова, но, скорее всего,

с глушителем.

Гуманная педагогика может существовать лишь как состояние учительского духа. Она такая наука – личная, своя, единственная, доверительная, выраженная, скорее, в чувствах, чем в словах. В ней находят раскрытие все лучшие духовные и естественные начала учителя, в ней свершается его благая, возвышенная жизнь.

Ошибки, возникающие в педагогическом творчестве, в порыве поиска благословенны. На таких ошибках можно учиться, можно дальше идти.

Личное участие учителя в судьбе ребёнка есть условие воспитания в нём личности.

Исправление ошибок, допущенных в письменных работах?

К сожалению, ошибки будут исправлены на страницах тетрадей для контрольных, но в нраве учеников останутся тревога и злоба, а в нраве учителя – искривленные нервы.

Урок требует эмоциональной начинки.

Иначе он скудеет и скучнеет.

Если не возбудим в ребёнке чувства удивления и

восхищения, мир для него потускнеет.

Лучше жить по негласным законам дружбы и любви,

Чем по юридически определенным нормам толерантности.

Лучше взращивать в себе взаимопонимание,

Чем договариваться о консенсусе.

Лучше быть друзьями,

Чем партнерами.

Ругать – здесь духовного труда нет.

Хвалить – здесь большой труд души заложен.

Дети учатся лучше там,

где их воспитывают и на этой основе учат.

Они учатся хуже там,

где их учат и надеются,

что обучение повлечёт за собой воспитанность.

Ну и что же, что есть стандарты образования!

А если я нестандартный педагог?

Что станет со стандартами?

Современное детство не приемлет

стандартного учителя; не приемлет

учителя, который стандартизирует

учеников.

Так называемые государственные образовательные стандарты разрабатываются не на уровне возможностей школьников (эти возможности гораздо выше), а на уровне сознания учителей.

Стандарты рассчитаны на учителей-«троечников».

Государственные образовательные стандарты

для творческого учителя потому и существуют,

чтобы он ломал их и вёл своих учеников

Не совершенствуя самого себя,

я не мыслю совершенствование своих учеников.

Нам нужно воссоздать в себе

воображаемый Мыслехрам образования –

с возвышенными сводами,

божественными фресками,

зажжёнными свечами,

и вселить в него наш Дух, Сердце и Разум.

А потом поспешить, чтобы этот Храм

стал нашей педагогической жизнью.

Каково будет ученикам того учителя,

в воображении которого сияют Небеса!

Чего нет в голове, язык того не произносит,

руки того не созидают, ноги к тому не спешат,

сердце от того не болит. Вот и нужно, чтобы вся

наша сущность стремилась к самым светлым

мыслям и образам, к духовно возвышенным

идеям. Ибо язык, руки, ноги и сердце могут

послужить и тьме.

Основанием Мыслехрама образования

является духовность в виде Веры, Надежды и Любви.

Толерантность?

Оставим это тем, кто иначе не может ладить

между собой.

А нам лучше жить в дружбе, братстве, любви,

в духовном взаимопонимании.

Америка заложила в своё образование

не духовные основы, а долларовые традиции.

Просто любить ребёнка – мало.

Надо знать, как мудро его любить,

чтобы он принял наш дар и

отозвался воспитанностью.

В гуманной педагогике действует

дисциплина духа,

а не дисциплина тела.

Дети новые.

Педагогика старая.

Как быть?

Для окрыления нашего смысла жизни

нам лучше поверить,

что наше земное бытие есть

Великая Школа, которая готовит из нас

будущих строителей Космоса,

будущих творцов новых планет,

новых созвездий, новых жизней на них.

Только нужно будет сдавать один экзамен –

на духовность.

Гуманная педагогика –

как большой алмаз,

который гранят классики,

а каждый из нас может помочь им.

Сердцем гуманной педагогики является

сердечное общение учителя с учеником,

воспитателя с воспитанником,

и ничто другое.

Решение всех педагогических проблем

зависит от качества общения,

а не от чего-либо другого.

Педагогика есть

общечеловеческая,

планетарная,

вселенская культура мышления.

Мама – это вечная педагогическая профессия.

Папа – тоже вечная педагогическая профессия.

Любой человек в силу своей взрослости

уже есть педагог.

Воспитание свершается не столько

на основе знаний и наставлений,

сколько на основе каких-то тайн,

которые приоткрываются нам

в моменты истины воспитания.

Надо только уметь улавливать эти моменты.

Подтекстовая миссия школы –

ревниво хранить и укреплять дух народа, дух нации,

хранить и умножать национальную культуру,

чтобы народ, нация своей неповторимостью

могли достойно войти в сокровищницу

мировой культуры.

Школа будет способствовать умиранию

своего народа, если она

во имя глобализации отойдёт

от его национальных корней.

Культура не есть сумма знаний о культуре.

Её основа – духовность.

Но суть не меняется: учитель остаётся прежним, он – грозовая туча учеников, а не убежище для них.

Да, учительская справедливость есть мощная

воспитательная сила. Но какую брать

меру справедливости – нашу или

наших учеников, ибо меры эти разные?

Не справедливость ради справедливости,

а справедливость ради воспитания.

Педагогическая справедливость

не есть мера

воздаяния или вознаграждения,

а есть мера воспитания.

Там, где много единиц,

единения мало.

Культура в каждом народе

и в каждом человеке

складывается только исторически.

Я не могу послать кому-то

культуру в конверте.

Если хотим воспитывать в ребёнке

благородство,

то и воспитатель должен быть

благородным,

и средства, им выбранные для

воспитания, тоже должны быть

благородными.

Цель гуманной педагогики не может

оправдывать средства,

она выбирает или рождает их.

И улыбка, и тон, и такт,

и общение, и даже возмущение, –

всё должно согласовываться с целью.

В одном уроке должно быть

столько уроков, сколько детей.

Это как матрёшки в матрёшке.

Детей много, а учитель один.

Нужна будет утончённая

учительская мудрость, чтобы каждому ребенку

досталось именно свое.

Урок не имеет точку, он заполнен:

восклицанием, удивлением,

восхищением, вопросом, мыслью –

и заканчивается многоточием.

Жить мудро – это трудно.

Жить глупо – легко.

Слава учителя придаёт его слову

воспитательную силу.

Отметки – ябеды и доносчики.

Отметки – град над пытливым умом детей.

Хорошие отметки в дневнике

провоцируют родителей

на праздность и гордыню.

Плохие – на грубость и жестокость.

Важны не отметки, но знания,

а самое главное –

отношение к знаниям.

А мы вверх ногами ставим всё.

Можно проводить контрольные

и проверочные работы.

Но зачем ими пугать детей?

Чтобы руки дрожали от возможной неудачи?

Чтобы язык заплетался?

Учитель – сеятель, а не жнец.

Все разговоры о свободе по сути своей

есть разговоры о том, как добровольно

ограничивать свою свободу.

Статуя Свободы в действительности есть

символ лишения свободы.

* * * Корчак Януш

Новые мысли о психотерапии Мой подход к исправлению последствий недостатка правильного опыта в детстве постепенно изменялся от попыток воспроизвести сами недополученные ощущения к работе с сознательными и бессознательными импульсами, возникшими в психике вследствие

Из книги До трех еще рано автора Биддалф Стив

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Как проникнуть в мысли ребенка Если бы только вы могли попасть внутрь этой маленькой головки и прочитать мысли своего ребенка! Что ж, это возможно – или почти возможно. Вы можете узнать, что думает ваш малыш, наблюдая за его игрой. Вы можете выявить, на какие

Из книги Выступление без подготовки. Что и как говорить, если вас застали врасплох автора Седнев Андрей

Приучите ребенка к мысли, что всякий выбор имеет свои последствия Предоставить ребенку возможность испытать последствия его выбора – лучший способ поучить ребенка самовоспитанию. Эти уроки запоминаются надолго, потому что проистекают из реальной жизни. Успех в жизни в

Из книги автора

Правило первой мысли Правило первой мысли гласит: «Отвечая на вопрос, берите за основу первое, что пришло вам в голову».Если вы позволите себе размышлять, то неизбежно включится внутренний диалог. Вы подумаете: «Это не лучшая идея. И, как назло, ничего не приходит на ум.