Проект на тему: «Эти занимательные числительные. Научный текст с числительными Рассказ на тему имя числительное

Проект на тему:

«Эти занимательные числительные»

Учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ№16 г.Таганрога

М.Г.Литвиновой

г.Таганрог 2015 г.

    Тип урока-проекта: информационно-исследовательский.

    Предметные области: русский язык, литература, история и математика.

    Продолжительность проекта: 2 недели.

    Актуальность выбранной темы проекта. Учебный проект по русскому языку «Эти занимательные числительные» способствует тому, чтобы обучающиеся смогли получить полное представление об употреблении числительных в речи, обогатили свой словарный запас фразеологическими оборотами, пословицами, загадками в которых употребляются имена числительные, могли понимать и правильно объяснять их значение.

    Цель проекта: расширить представление обучающихся о сфере употребления числительных в устной и письменной речи и их частотности.(слайд №2)

    Задачи проекта:

- рассмотреть спектр употреблениячислительных в речи, познакомить обучающихся со словами, которые раньше служили для обозначения меры длины и веса, помочь обучающимся узнать о роли имен числительных в образовании других частей речи, закрепить знания о правописании числительных;

- совершенствовать навыкиисследовательской деятельности обучающихся, самостоятельной работы с информацией, работы со словарями, поиска информации в сети Интернет;

- формировать навыки работы в группе, умение планировать и организовывать свою деятельность, выступать перед аудиторией, формулировать свое мнение и анализировать выступление других, создавать презентации. (слайд №3)

Универсальные учебные действия

Личностные:

Формировать целостную лингвистическую картину;

Формировать умения адекватно оценивать успешность собственной деятельности;

Формировать ответственное отношение к учению.

Предметные:

Развивать у обучающихся умение анализировать и характеризовать значение числительных в русском языке, сопоставлять и соотносить числительные с другими частями речи;

Развивать умение вычленять числительное из речи и определять его роль в предложении.

Метапредметные:

регулятивные результаты:

Самостоятельно определять учебную задачу;

Планировать свою деятельность по решению учебной задачи;

Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия;

познавательные результаты:

Формировать умение строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение, выводы;

Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач;

коммуникативные результаты:

Уметь сравнивать, анализировать, находить общее и различное;

Применять правила делового сотрудничества;

Участвовать в продуктивном диалоге.

Методические приемы:

- поисковый метод;

Изучение и анализ различных источников информации по теме;

Работа со словарями;

Работа с интернет - ресурсами;

Сбор, обобщение информации;

Самостоятельная работа в группах, демонстрация полученных результатов.

Оборудование: презентация «Эти занимательные числительные», опорные карточки, тренировочные упражнения по карточкам по теме «Имя числительное».

Ход урока
1. Орг. момент. Психологическая установка.
2. Вступительное слово учителя.
- Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать Вас на нашем необычном уроке по русскому языку. Сегодня ясный солнечный день. Давайте все улыбнемся друг другу.
И с хорошим настроением начнем урок.
3. Разминка (на слайде)
Прочитайте тексты-отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской:

Три
Есть у нас 3 сес3цы
Вы не знаете их?
Как бы мне ухи3ться
Рассказать о троих?
У одной, что С3жова
Над окошком жил с3ж.
С3чь она мастерица –
Приходи к ней, малыш. (слайд №4)

Сто
У про100го 100рожа –
Не про100рный дом,
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
и 100личной ваксой.
Чистит 100 сапог. (слайд №4)

Вме100 двух не про100
Вычистить все 100
Сразу 100лько обуви
Не носил никто! (слайд №4)

Учитель. Вопросы классу:
- В чем особенность некоторых слов в тексте? (в них спрятаны числа)
- О чем тема нашего урока? (имя числительное) - Трудно было читать эти тексты? Почему? (т.к. слоги заменены цифрами)
- Удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
- Какая запись числа принята? (цифрами).
- Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное». (Число – математическая величина, имя числительное – часть речи, которая обозначает число.)
- Итак, тема нашего урока «Эти занимательные числительные». Сегодня учащиеся представят эту тему в форме проекта и презентации «Эти занимательные числительные».

Эпиграф к уроку:
Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчёт во всяком деле нужен, Ты и с числительным будь дружен. (слайд №5)

Учитель. Итак, ребята, вы разбиты на группы, и каждая из ваших групп представляет продукт исследовательской деятельности. Выступление и презентация 1 группы «Историков».

1 группа «Историки» .

Цель : разобраться в вопросе об использовании числительных для обозначения меры длины, проследить историю возникновения числительных.

«В старину в России и в других странах применялись различные меры длины. Чаще всего они были связаны с размерами частей тела человека. Например: сажень , локоть , пядь ».

«В Англии и США до сих пор используется «ступня»- фут (31см), «большой палец»- дюйм (2,5см). Ярд (91см)- единица длины, появившаяся почти 900 лет назад».

«Для измерения больших расстояний использовали единицу попроще, заменённую позже верстой (от 500-750 саженей)».

«Пядь – древнерусская мера длины, равная 4 вершкам (17- 18см) – расстояние между концами растянутых пальцев (большого и указательного)…» (слайд №6)

Учитель. «Историки» провели большую исследовательскую работу и мы сейчас услышим, к каким выводам они пришли.

Выступления учащихся с сообщениями (Сорок. Миллион. Тридевять. Тьма).

    Сорок. Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок . (Из «Краткого этимологического словаря» Н.М. Шанского). (слайд №8)

    Миллион. Слово миллион имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло , посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли , означающего «тысяча», и оне , соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ- (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища . (слайд №9)

    Тридевять. В древности у некоторых народов счет велся не десятками, а девятками. Тридевять – это значит «три девятки», т.е. двадцать семь. В сказках это своеобразное число употреблялось обычно для обозначения очень далекой страны. (слайд №10)

    Тьма. Когда хотят сказать о большом количестве, то употребляют слово тьма: Народу собралось тьма.

В древнерусском языке слово тьма было числительным и обозначало «десять тысяч». Число это считалось столь огромным, что тем же словом обозначалось всякое не поддающееся учету множество.

«Один бился с тысячью, а два с тьмою» – такое выражение, характеризующее стойкость и мужество русских воинов в битвах с чужеземцами, часто встречается в произведениях древнерусской литературы 12 – 14 веков.

В 16–17 вв. появилась своеобразная система наименования чисел. Слово тьма стало обозначать не десять тысяч, а миллион. Появилось еще название тьма тем или легион , т. е миллион миллионов .

Под влиянием этого числительного возникло в разговорной речи выражение тьма-тьмущая (т.е. очень много), которое сохранилось до наших дней. (слайд №11)

Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. По частоте употребления в речи занимает 8 место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительные, самыми частотными из них являются один, два, три, четыре, пять, десять, семь, шесть. В первую десятку самых частотных числительных входят и тысяча и миллион, однако их нельзя безоговорочно отнести к числительным, так как чаще они все-таки выступают в роли существительных. В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся.

(слайд №12) Задание для 2-4 групп. Текст из сказки. Найти в отрывке из сказки числительные и записать их в тетрадь.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Первый умный был детина,

Средний был и так и сяк,

Третий вовсе был дурак

Ожидаемый результат: создание брошюры для школьной библиотеки «История происхождения числа».

2 группа «Фразеологи»

Цель : расширить объём сведений по фразеологии, анализировать и уметь объяснять смысл фразеологизмов, в который используются числительные.

Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, выступающее в качестве единой лексической единицы, заменить которую можно одним словом.

Входящие в состав фразеологизмов слова, как правило, частично или полностью утрачивают свое собственное лексическое значение. Поэтому лексическое значение всего фразеологического оборота является сочетанием значений входящих в него слов. Во фразеологизмах, также как и в пословицах и поговорках, часто употребляются числительные один, два, три, семь. Например:

Одного поля ягода (совершенно похожи)
В один голос (вместе)
Одному богу известно (никому)
Один к одному (одинаково)
Одним росчерком пера (не вникая в существо дела)
Одним миром мазаны (с одинаковыми недостатками)

С три короба (наврать, наговорить) – очень много наговорить неправды.
В три погибели (гнуться) – гнуться очень низко. (слайд №13)

Анализ школьного фразеологического словаря русского языка под редакцией В.П.Жукова (1980г.) показал, что из 2000 фразеологизмов 110 фразеологизмов содержат в своём составе имена числительные.

Самое употребительное числительное - один (количественное) – 32% , первый (порядковое) – 10%.

Немало случаев употребления числительного два – 17% .

Числительные семь и три – 7%. (слайд №13)

Числительное утрачивает свое прямое, в данном случае числовое, значение и приобретает смысл неопределенного количества. Иногда неопределённо малого, иногда неопределённо большого и значительного. А чаще всего количественное значение вообще отсутствует или переосмыслено.

Например: используя фразеологизм «опять двадцать пять» , мы выражаем недовольство по поводу чего-либо много раз повторяющегося и надоевшего, а вовсе не пытаемся утверждать, что этих повторений было именно 25.

Это интересно


Опять двадцать пять - то же самое, одно и то же; о чем-либо надоевшем, постоянно, систематически, неизменно повторяющемся.
Дать сто очков вперед - значительно превосходить кого-либо в чем-либо.
Сто к одному – о чем-то, что может произойти с большой степенью вероятности.
Тридевятое царство. Тридесятое царство - о каком-либо очень отдаленном месте, в русских сказках - очень далекая страна, земля.
За тридевять земель - в отдалённой стороне, очень далеко (первонач. в сказках). (слайд №14)

Задания для 1,3 и 4 групп. Замените фразеологизм, в котором употребляется числительное одним словом (раздаточный материал по группам).

1 гр.

Один как перст – одинокий.
Первый встречный – случайный человек.

Раз-два да и обчелся – так мало, что можно посчитать (или считать не нужно).
В два счета - очень быстро, моментально; без промедления.
В двух шагах от... – очень близко.
Два сапога – пара – один другого не лучше.
Убить двух зайцев - сразу выполнить два нужных, важных дела; добиться осуществления двух целей.

2 гр.

Похожи как две капли воды - совершенно, очень сильно похож.
От горшка два вершка – мал ростом или мал по возрасту, неопытен.
Есть в два горла – очень много есть.
На два фронта – действовать в двух разных направлениях.
Между двух огней – быть в трудном, опасном положении, когда неприятности грозят с двух сторон.
С три короба (наврать, наговорить) – очень много наговорить неправды.

В четырех стенах – жить, не выходя из дому.

4 гр.

Семь пятниц на неделе – о том, кто часто меняет свои решения.
Семь пядей во лбу – очень умный, способный.
Седьмое небо - состояние высшей радости, счастья, «как в раю».
Семеро по лавкам - очень много маленьких детей у кого-либо.
Работать до седьмого пота – очень много трудиться.
Попасть в десятку – попасть точно в цель.
Десятая вода на киселе – дальний родственник.

Ожидаемый результат: составить кроссворд фразеологизмов с числительными.

3 группа «Фольклористы»

Цель : выяснить, какие числительные чаще других используются в фольклоре и причины их частого использования.

В произведениях, близких к фольклору, традиционно используются числительные, имеющие особое, символическое значение - три, семь, сорок, сто и др. Обращение к ним поэтов объясняется стремлением к стилизации, воспроизведению народных средств образности речи: Три девицы, семь богатырей, тридцать три богатыря - у Пушкина; «Двенадцать» у Блока и т.д.

Числительные часто используются в фольклоре: загадках, пословицах, поговорках. Сейчас мы вам загадаем загадки, а вы их отгадаете, затем выберите из них числительные и запишите в тетрадь.

Загадки . (слайд №15)

    Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет. (Дверь)

    Кто землю первый пашет? (Червяк)

    Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (Капуста)

    Три братца пошли купаться, два купаются, третий на берегу валяются. Искупалися, вышли, на третьем повисли. (Коромысло, ведра)

    Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

    Четыре брата под одной шляпой стоят, одним кушаком обвязаны. (Стол)

    Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей. (Месяцы, недели, дни)

    Рассыпался горох на 77 дорог, никто его не подбирает. (Град)

    На поляне, возле елок, дом поставлен из иголок, за травой не виден он, а жильцов в нем миллион. (Муравейник)

    Что за шустрый старичок? 88 ног, все по полу шаркают за работой жаркою. (Веник)

Пословицы и поговорки, содержащие в себе имена числительные. Объясните смысл одной из них.

    Ум хорошо, а два лучше.

    Одна головня и в печи не горит, а две и в поле не гаснут.

    Глупому прощают 70 ошибок, а умному – ни одной.

    Три дня не читаешь – рот грубеет, три дня не пишешь – рука слабеет.

    У умной головы сто рук. (слайд №16)

Задание для 1, 2 и 4 групп.

Рефлексия. Соберите пословицы, в которых используются числительные (каждая группа собирает ромашку из лепестков-пословиц).

    группа - с числительным один

Один волк овец гоняет полк.
За ложку первый, за работу последний.
Один за всех и все за одного.
Одной рукой и узла не завяжешь.
У человека одна родная мать и одна у него Родина.
От одного слова да навек ссора.
В одну лапу всего не сгребёшь .

    группа - с числительным три

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
Бог троицу любит.
Хоть три дня не есть, а с печи не слезть.
Три деньги в день – куда хочешь, туда и день.
Обещанного три года ждут.
Хвастуну цена - три копейки.
Грош да три деньги отложь.

    группа - с числительным семь

Лиса семерых волков проведёт.
Семь вёрст – не крюк.
У семи нянек дитя без глаза.
За семь вёрст киселя хлебать.
Семь вёрст до небес и все лесом.
У ленивого человека семь праздников в неделю.
За семью печатями.

4 группа «Аналитики»

Цель: проанализировать работу групп, подвести итоги и сделать выводы по теме исследования.

В русском языке имя числительное относится к самостоятельной части речи. Рассмотрим некоторые определения имени числительного:

Имя числительное – это часть речи, выражающая значение количества (числа): сто, один, сорок, семеро. Имена числительные отвечают на вопрос «сколько?»

Имя числительное - это именная часть речи, общим лексическим значением которой является количество лиц или предметов. Грамматически числительные характеризуется наличием категории падежа (в языках с развитой морфологией), отчасти рода (в языках, имеющих грамматический род, некоторые числительные обладают родовыми формами, например в русском языке "два", "две"), отсутствием категории числа.

Имя числительное - это часть речи, которая обозначает количество предметов, число или порядок предметов при счете. (слайд №17)

Числительные считают. Они могут называть точное количество предметов (пять), в этом случае их называют количественными. Отвечают на вопрос сколько? Обозначают количество предметов.

Примеры: шесть, пятнадцать, пять десятых, трое.

Задания для 1,2 и 3 групп (раздаточный материал по группам).

    гр. Распределите числительные в 2 группы: количественные и порядковые.

Шесть, двадцать девять, первый, одиннадцать, шестидесятый, шестьсот сорок три, восьмой, четырнадцать, сорок пятый, девяносто седьмой, двести семьдесят девять.

3 гр. Задание «Угадай числительное»: записать числа именами числительными, объяснить правописание.
- Это число нечетное, оно больше 10, но меньше 15, состоит из одинаковых чисел.(11)
- Это число нечетное, меньше 20, но больше 10, делится на 3 .(15)
- Это число четное, меньше 81, но больше 75, сумма цифр этого числа равна 8.(80)

4 гр. Задание «Угадай числительное»: записать числа именами числительными, объяснить правописание.
- Это число четное, оно больше 500, но меньше 520, делится на 10.(510)
- Это число четное, в его составе нулей на 3 меньше, чем в миллиарде. (1000 000)
- Это число четное, меньше 52, но больше 45, в этом числе десять пятерок.(50).

Учащиеся. На основании результата данного исследования можно сделать вывод, что сфера употребления имен числительных очень широка. Числительные используются в быту, в разговорной речи, в фольклоре (загадках, пословицах, поговорках), в сказках. Отличительной особенностью имен числительных является то, что они пишутся и цифрами, и буквами.

Учитель. Итак, подведем итог нашего урока. Ребята, скажите, понравилось ли вам заниматься проектом? Какой вид деятельности показался вам более привлекательным?

Литература для учителя

1.Фразеологический словарь русского языка Под ред. А.И.Молоткова.-М.Просвещение, 1999г.

2.Внеклассная работа по русскому языку, Панов Б.Т. М.Просвещение 1999г.

3.Числительное. Морфология современного русского языка. Богданов С.И. Воейкова М.Д. и др. СПБ. 2009г.

4.http ://yazik-chistl.ucoz.ru/publ/chisio-23/1-1-0-113

5.Кирилл и Мефодий – http :// www . km . ru

6.Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

7.Крылатые слова и выражения

8.Мир слова русского http://www.rusword .o

Литература для учащихся

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. фил. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. - М.: Рус. яз., 1981г.

    Фразеологический словарь русского языка / Под ред. Ф.И.Молоткова. – М.: Рус. яз., 1986г.

    Жуков В.П.Словарь русских пословиц и поговорок. – М.: Медиа, 2007г.

    Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение.1990г.

    Энциклопедия для детей (т.10, ч.1) Русский язык. Ред коллегия: М.Аксёнова, Л.Петровская и др.- М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007г.

    Занимательные рассказы о частях речи. Книга для учащихся. Постикова И.И.- М.: Просвещение, 1996г.

    Кирилл и Мефодий – http :// www . km . ru

    Крылатые слова и выражения

Правильное употребление числительных в речи учить правильному употреблению числительных в косвенных падежах в устной речи; расширять и углублять познания о стилях речи, на практических примерах анализируя их особенности; воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Карточки с текстами - 10 шт. (РМ); текст «Экран криминальных сообщений».

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию

II. Актуализация опорных знаний

С какими стилями речи вы знакомы?

Сегодня мы попытаемся составить автобиографию на основе употребления чисел.

Как вы считаете, к какому стилю речи мы отнесем этот документ?

Какие стилистические особенности для него характерны?

2. моя биография в числительных

Отвечая на следующие вопросы, напишите текст-автобиографию, прописывая числительные словами.

1. В каком году, какого числа и месяца ты родился(сь)?

2. В каком году ты поступил(а) в первый ?

3. Сколько кружков ты посещал(а) за свою жизнь?

4. В каком классе и какой школы ты учишься сейчас?

5. В каком году ты планируешь закончить школу?

6. Какой номер твоего домашнего телефона?

III. Постановка целей и задач урока

IV. Работа с печатным материалом 1. Вопросы

Что такое научный стиль?

Чем он отличается от других?

2. работа в парах

Тексты раздаются по партам: 1, 2, 3 и снова 1,2,3.

2) Записать два любых предложения с числительными из текста в тетрадь.

ТЕКСТ 1 Набухшие семена теплолюбивых культур (огурцы, помидоры, кабачки) можно закалить, подержав их 20-30 часов в помещении с температурой около 18-25 градусов тепла, а потом на 50-70 часов вынести на холод, поддерживая температуру минус 1-3 градуса. На 3-5 дней раньше образуются завязи у растений, выращенных из семян огурцов, обработанных таким образом. Можно поступить и иначе. Проведите предпосевное прогревание семян в течение 1-2 часов от комнатной температуры до плюс 50-60 градусов. И опять на огурцах раньше появятся завязи.

В прошлом тысячелетии было обнаружено несколько пар альбатросов, считавшихся истребленными, на уединенном островке примерно в 700 километрах южнее Токио. Это уникальное место стали строго охранять. Через 5 лет там стало уже 50 пар. Альбатросы гнездятся не ежегодно. Зато оно живут очень долго, до 80 лет. За кормом для птенца родители летают очень далеко, до 200 километров от гнезда. (Из журнала «Юный натуралист»)

ТЕКСТ 3 Опытные птицеводы-любители для птицы заготавливают больше квашеной капусты, чем зерна, заготавливая ее на зиму по 600- 700 килограммов. Если курица снесет за год 200 яиц, она должна затратить, а значит, и получить

С кормом только кальция в организме. Поэтому кормить нужно птицу качественно и питательно, чтобы она не испытывала недостатка в минеральных веществах. Для 20 кур вполне хватит кормушки длиной не менее 110, шириной не менее 24, высотой 13 сантиметров.

(Из журнала «Юный натуралист»)

Проверка происходит между парами, работающими по данным карточкам.

V. Домашнее задание

Найдите текст научного стиля с числительными, потренируйтесь

Правильно произносить их, принесите на .

VI. «на закуску»

Прочитайте документ, написанный в виде информационной ста

Тьи, правильно произнося числительные. Узнайте произведение.

ЭКРАН КРИМИНАЛЬНЫХ СООБЩЕНИЙ

Гражданка Мухина, найдя кошелек с 562 093 рублями, приобрела самовар стоимостью около 250 600 рублей, а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 900 рублей, прибавив к найденным 562 093 рублям еще кое-что из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38-ой минуте пира на хозяйку напал некто Пауков, но гости, увлеченные едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров (на его счету уже 265 подобных операций). Видно, жалеет теперь Мухина о 590 000 рублей, потраченных на негодяев гостей!

VII. Итог урока

Что вызвало у вас затруднение при склонении числительных?

Имя числительное относится к одной из частей речи, обозначающей количество, число и порядок предметов, отвечающее на такие вопросы: который, сколько и какой. Числительное делится на­ лексико-грамматические разряды, их три:
- количественные (один, пять, двенадцать, четыреста пятьдесят пять);
- собирательные (обе, семеро, двое);
- порядковые - (сто сорок первый, двадцатый, пятидесятый).

Количественные числительные.
В их состав входят такие числительные: неопределенно-количественные и определённо-количественные. К первым относятся числительные указывающие количество единиц (неопределённое), например, немного, мало, много и т.д. Вторые имеют значение определённого количества единиц, например, три, четыре, двадцать, полтораста,­ существуют местоименные, как например, сколько-то, сколько-нибудь, несколько.

Числительные имеют следующие два значения:
1. Количественно-числовое, оно представлено в двух частных значениях, а именно:
- количественное (количество здесь является признаком предмета: восемь столетий, три табуретки, пятнадцать дней, несколько поручений) и­ числовое (может быть, как отвлечённым количеством, так и числом: восемь делится на восемь без остатка, трижды девять - двадцать семь, числительное несколько не является всяким неопределенным количеством: так как это может быть и два, и четыре и десять и просто очень много или мало).
2. Счетно-порядковое, которое называет порядковое место каждого предмета, оказывающегося при остановке счёта­ последним во всем ряду однородных: дом десять (дом, десятый в ряду домов, если остановка счёта ограничена количеством десять);­ вагон пятнадцать, место тридцать шесть (место, является последним в ряду, если происходит остановка счета, ограниченная 36-ю местами).

О правописании количественных числительных.
К простым относятся числительные, состоящие из одной основы, например: "четыре"(4), "семь "(7), "шесть(6).

К сложным относятся числительные, которые состоят из двух основ, такие пишутся слитно, например: «девятнадцать» (19), «девяносто» (90), «девятьсот» (900).

К­ составным числительным относятся те, которые состоят из нескольких слов, они пишутся раздельно: «девяносто­ девять тысяч девятьсот девяносто восемь» (99998).

О правописании числительных.
1. В числительных «девятнадцать, пять тридцать и двадцать» на конце мягкий знак, а в числительных « девятьсот, семьдесят, пятьсот» - он пишется в середине слова.
2. Числительные «сто и девяносто» с окончанием о­ в винительном и именительном падежах, в остальных пишется в окончании буква «а»,например, «истратить девяносто долларов», «не хватает девяноста долларов»). В числительном «сорок», имеющем нулевое окончание в винительном­ и именительном падежах, в остальных пишется в окончании буква «а» («товар не стоит сорока рублей»). «Двести» в винительном, именительном падежах­ пишется с окончанием «и», а такие числительные, как «четыреста и триста» - «а», например, («этот памятник стоит уже четыреста лет»).
3. Числительные сложные, как количественные, так и порядковые, которые состоят из двух основ, следует писать слитно, например («девятнадцать, девятнадцатый, восемьсот, восьмисотый»).
4. Раздельное написание имеют составные числительные, например, («семьсот пятьдесят восемь) не считая нулей.
Что касается порядковых числительных, которые оканчиваются на «- миллионный, - тысячный, - миллиардный», то они пишутся слитно («стомиллионный», «двухсотсорокамиллиардный»).
5. Дробные пишутся раздельно («четыре десятых», «восемь целых и одна четвертая»), однако, такие, как­ «двух-, трёх- и четырёхсполовинный» пишутся всегда слитно. В числительных «полтораста» и «полтора», имеющих всего две­ формы падежей: именительный и винительный, пишется полутораста и полутора во всех остальных падежах, где нет родовых различий.


Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье было семеро детей, то их могли назвать так: Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый. К этим именам добавлялись еще и клички, например: Ждан Первуш (то есть желанный первенец), Неждан Семый (то есть нежеланный седьмой ребенок), Крикун Пяток, Егоза Шесток, Пузан Четвертак, Веселка Третьяк. Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями. Это интересно






Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительное можно записать цифрами, а другие части речи – только словами. Имена существительное - кто? что?: Двойник, двойка, Имя прилагательное - какой? двойной, семидневный, трехмесячный. Имя числительное – сколько? который? Пять, пятый, сто двадцать четыре. Глагол – что сделать? что делать? Удвоить, утроить, удесятерить. Наречие – как? каким образом? Впятеро, вдвое, в-третьих, во-вторых.








ПорядковыеКоличественные Могут быть любым членом предложения. Изменяются по падежам. Числительное один изменяется по родам и числам, два только по родам. Сколько? Называет число (количество) предметов при счёте. Изменяются по падежам, числам и родам. 3. Морфологические признаки Какой (по счёту)? 2. Вопрос Определение, реже – сказуемое и подлежащее. 4. Синтаксическая функция Называет порядковый номер предметов при счёте. 1. Значение Имя числительное как часть речи


Количественные числительные Порядковые числительные Единственное числоМножествен ное число падежЕд.числоМн. число Мужской род Средний род Женский род Им.п.Пять-пятыйпятоепятаяпятые Род.п.Пяти-пятогопятойпятых Дат.п.пяти-пятомупятойпятым Вин.п.Пять-пятогопятоепятуюпятых ТВ.п.Пятью-пятымпятойпятыми П.п.О пяти-о пятомо пятойо пятых Количественные числительные изменяются только по падежам.


Количествен ные числитель- ные Два да два - четыре. Мы купили три тетради. Музей открывается в десять часов. Два мальчика подошли к школе. Порядковые числитель- ные Прозвенел второй звонок. Количественные числительные могут быть разными членами предложения, а порядковые обычно бывают определениями.




Числительные Шесть Восьмой Сотый Сорок Шесть Восьмой Сотый Сорок Шестнадцать Восемьдесят Пятьсот Двенадцатый Шестнадцать Восемьдесят Пятьсот Двенадцатый Сто пять Шестьдесят два Четыреста тридцать первый Сто пять Шестьдесят два Четыреста тридцать первый простые сложные составные



В просьбе (просьба), к восьми (восьмой) После мягкого согласного, стоящего перед мягкими г, к, б, м согласным, являющимися результатом изменения соответствующих согласных восьмой, тесьма, судьба После мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным конь, шесть, поставь На конце слова (кроме шипящих) альбом, сельдь После мягкого л, стоящего перед любым согласным Употребление мягкого знака как показателя мягкости согласного


Ь не пишетсяЬ пишется Мягкий знак в числительных На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30 На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30 В середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 В середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине числительных 15, 16, 17, 18, 19 в середине числительных 15, 16, 17, 18, 19






Склонение числительных 1,2,3,4. Числительное один (одна, одно) склоняется как местоимение этот (эта, это):один(этот) мальчик, одна(эта) девочка Числительные два, три, четыре имеют своеобразные окончания в именительном и творительном падежах (два, три, четыре - двумя, тремя, четырьмя) и подобные окончаниям числительного одни в родительном, дательном и предложном падежах (одних- двух, трех, четырех; одним -двум, трем, четырем; одних -о двух, трех, четырех).


Склонение числительных от 5 до 30 и от 50 до 80. (опорное слово-кость) И. костьпятьпятнадцатьпятьдесят Р. костипятипятнадцатипятидесяти Д. костипятипятнадцатипятидесяти В. костьпятьпятнадцатьпятьдесят Т. костьюпятьюпятнадцатьюпятьюдесятью П. костипятипятнадцатипятидесяти Склонение числительных от 5 до 30 и от 50 до 80. (опорное слово-кость)


Склонение числительных200,300,400 и числительных на –сот (контрольное словосочетание- кость рот(ы) И. кость ротДвестиТристаШестьсот Р. кости ротДвухсотТрёхсотШестисот Д. кости ртамДвумстамТрёмстамШестистам В. кость ротДвестиТристаШестьсот Т. костью ртамиДвумястамиТремястамиШестьюстами П. кости ртахдвухстахтрёхстахшестистах




От 50 до 80От 500 до,300,400 И. пятьдесят пятьсотдвести Р. пятидесяти пятисотдвухсот Д. пятидесяти пятистамдвумстам В. пятьдесят пятьсотдвести Т. пятьюдесятью пятьюстамидвумястами П. о пятидесяти о пятистахо двухстах У сложных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.


1.Числ. два имеет в И. п. ж.р. форму две. 2.Числ. один измен. по родам, числам и падежам. 3.Простые количественные числ. от пяти до тридцати слоняются как сущ. 3 скл. 4.В колич. числ. от 11 до 19 в окончании пишется буква и.(К пятнадцати часам). 5.У числительных 40, 90, 100 две формы. 6.У сложных числ. От 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части. ОБОБЩЕНИЕ:


Дробное числительное обычно состоит из двух частей: первая часть называет числитель дроби и представляет собой количественное числительное, вторая часть называет знаменатель дроби и представляет собой порядковое числительное. При склонении дробных числительных изменяются обе части. Если дробные числительные обозначают количество, то существительное при нем ставится в родительном падеже.








К количественным числительным относятся слова полтора, полтораста. Полтораста – это количество предметов, равное 150. Числ. полтораста имеет 2 падежные формы: И.,В. – полтораста(страниц) Р.,Д.,Т.,П. – полутораста. Числ. полтора обозначает 1,5. И.,В. – различаются формы рода – полтора метра, полторы тонны). Р.,Д.,Т.,П. – употребляется форма полутора (килограммов яблок)












Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое товарищей трое водителей с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое товарищей трое водителей с существительными, употребляющимися только во множественном числе или обозначающими парные предметы: двое брюк трое ножниц двое перчаток (т.е. две пары перчаток) с существительными, употребляющимися только во множественном числе или обозначающими парные предметы: двое брюк трое ножниц двое перчаток (т.е. две пары перчаток) с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое котят пятеро медвежат с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое котят пятеро медвежат личными местоимениями мы, вы, они: нас пятеро, послали вас четверых, не было их троих личными местоимениями мы, вы, они: нас пятеро, послали вас четверых, не было их троих










Образование и изменение порядковых числительных Порядковые числительные образуются от количественных числительных. При образовании сложных числительных появляется внутреннее окончание, а при образовании составных изменяется только последнее слово. Изменяются порядковые числительные как прилагательные по родам, числам и падежам.








Порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный 8 000восьмитысячный двадцатидвухтысячный стотысячный трёхсотвосьмидесятисемитысячный пятимиллионный девяностомиллионный трёхмиллиардный сорокатрёхмиллиардный


Десятый -сотый-тысячный-миллионный пятидесятый шестидесятый семидесятый двухсотый трёхсотый четырёхсотый пятисотый двухтысячный трёхтысячный четырёхтысячный двухмиллионный трёхмиллионный четырёхмиллионный пятимиллионный запомнить: девяностотысячный стотысячный








Количественные числительные. Целые числаДробные числаСобирательные числительные Изменяются по падежам 1)один, два – изм. по родам (один – одна -одно; два - две); 2)2) три, четыре – особые формы при склонении (трех, трем, тремя); 3)3) от 5 до 30 – как сущ. 3 скл.(пять – пяти); Изменяются по падежам 1)изменяются обе части; 2)первая часть склоняется как количественное числит.,вторая как прилагательное во мн.ч. (к двум третьим) 3)Числа ¼ и 1,5 читаются разными способами; Совокупность предметов (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе) 1)Склоняются как прилагательные(новых семерых, новым семерым); 2) Сочетаются – с именами сущ., обозначающими лиц. муж. пола, детей(трое малышей, четверо мальчиков);


Целые числаДробные числаСобирательные числительные 4) 40, 90, 100 – две формы (сорок – сорока); 5) От 50 до 80, от 200 до 900 склоняются обе части (пятидесяти, двумстам); 6) От 50 до 80, от 500 до900 в середине – Ь (пятьдесят, шестьсот); 7) Тысяча = как туча, Миллион, миллиард= как стадион. 4) 1,5=полтора, 150=полтораста; 5)Сочетаются с существ. м.р. и ср.р.(полтора) и ж.р.(полторы) (полтора, полторы- полутора, полтораста – полтораста, полутораста); 6) Имеют две формы (полтора, полторы- полутора, полтораста – полтораста, полутораста); -С именами сущ., обозначающими детенышей животных(семеро козлят); -- с именами сущ., употребляющимися только во мн. ч. (четверо саней, пятеро ножниц)


Порядковые числительные образуются, как правило, от числительных, обозначающих целые числа, обычно без суффиксов: шесть – шестой; Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам. В составных порядковых склоняется только последнее слово. Окончания порядковых числительных определяются так же, как и окончания прилагательных. При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому сентября, перед десятым октября. Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в именительном падеже. Имейте в виду, что при замене существительного, обозначающее название праздника, надо писать с маленькой буквы, а числительное – с большой.

Тема урока: "Путешествие в Страну выученных уроков". (Наш помощник – имя числительное.)

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: урок – игра.

  • повторение изученного в разделе "Имя числительное" (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических);
  • развитие умений отличать числительные от других частей речи, производить морфологический и синтаксический разборы, изменять числительные по падежам, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей детей;
  • воспитание интереса к изучению русского языка.

Оборудование: карточки с заданиями, рисунки, иллюстрации к сказкам, детские книги сказок, колокольчик-звонок, mp3 файл с записью урока "Радионяни" и средство для его воспроизведения в аудитории.

ХОД УРОКА

I. ВСТУПЛЕНИЕ. Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята. Все вы, наверное, читали книгу Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков". А наш урок называется "В стране выученных уроков". Что это за страна? Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день, куда приходим рано утром, а уходим нередко уже к вечеру. Но сегодняшний урок – мечта некоторых школьников: за 45 минут мы побываем на 7 уроках. Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.

Для этого мы поиграем в "Третий лишний":

1) один, одиночка, одиночество;

2) пятёрка, пятерня, пять;

3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.

Ответ: один, пять, четыре.

– Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)

– А остальные слова какой частью речи являются? (Имена существительные.)

– На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык, математика.)

– А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других. Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами. А возвещать начало и конец урока будет колокольчик-звонок.

II. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

1. Домашнее задание – опрос: что вы знаете об имени числительном как части речи? (Ответы детей. Цель: проверить знание теории.)

2. Индивидуальная работа у доски:

1) синтаксический разбор предложения (Три девицы под окном пряли поздно вечерком.);

2) морфологический разбор числительного ТРИ.

3. Коллективная работа: склонение числительных.

I вариант: 93 года; II вариант: 93 год.

– В чём отличие? (I вариант – количественное числительное, II вариант – порядковое. У количественных числительных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее.)

III. ПЕРЕМЕНА.

– Отгадайте ребусы: 7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж.

Ответ: семья, сорока, стол, едва, опять, стриж.

IV. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов.

Ответ: А.Дюма "Три мушкетёра", С.Маршак "Двенадцать месяцев", Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой" и др.

2. Сейчас я вам прочитаю стихотворение-ребус. А вы посчитайте, сколько числительных в этом стихотворении.

У простого сторожа
Непросторный дом:
Часто в нём стоножка
Бродит под столом.
Дорожит стоножка
Чистотою ног
И столичной ваксой
Чистит сто сапог.
Вместо двух непросто
Вычистить все сто,
Сразу столько обуви
Не носил никто!

Ответ: три (сто (2 р.), двух).

3. Письмо по памяти.

– А теперь запишите часть другого стихотворения-ребуса, заменив цифры словами. (Стихотворение записано на доске. Во время письменной работы эта часть доски закрывается.)

Есть у нас 3 сес3цы.
Вы (не)знаете их?
Как(бы) мне ухи3ться
Рассказать о тр...их?

– Найдите числительные в написанном вами стихотворении. (Три, троих.)

– Хотите услышать продолжение стихотворения?

У одной, что в Стрижове,
Над окошком жил стриж.
Стричь она мастерица -
Приходи к ней, малыш!
У другой, что в Устрицах,
Никаких устриц нет,
Но зато осетрину
Подают на обед.
А у третьей, в Быстрице,
Быстрина на реке,
И резвятся тритоны
По ночам на песке.

V. ПЕРЕМЕНА.

– В каких пословицах и поговорках вам встречались числительные?

Ответ: Семь раз отмерь – один отрежь. У семи нянек дитя без глазу. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. И т.д.

VI. УРОК МАТЕМАТИКИ.

1. Подсчитайте результат и запишите примеры словами:

Ответ: К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два. От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть. Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть. Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят.

2. Используя имена числительные, составьте задачи на сказочные темы по иллюстрациям к сказкам. (Обращается внимание на выставку книг.) Задачи могут начинаться так: "Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла в корзине двадцать пирожков..." или "На опушке леса жили Коза и семеро её козлят..."

VII. ПЕРЕМЕНА.

– Отгадайте загадки, в которых есть числительные:

1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.)

2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса.)

3). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)

4). Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.)

VIII. УРОК ИСТОРИИ.

– В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.

1). "Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев". (Четыре лета.)

2). "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей". (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей.)

– Все ли слова были понятны?

Словарная работа:

Лето – 1) время года между весной и осенью; 2) год (устар.).

Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.).

Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на "гриве", т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов.

В каких значениях употреблены эти слова в представленных примерах?

IX. ПЕРЕМЕНА.

– Назовите фразеологизмы, в составе которых есть числительные.

Ответ: один на один, играть первую скрипку, одного поля ягоды, первый блин комом и т.д.

X. УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ.

– На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме того, я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Встаньте. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вперёд, в конце – присядьте, если его в слове нет – попрыгайте.

Семьсот, одиннадцать, сорок;

шестнадцать, восемьдесят, двести;

девятьсот, девятнадцать, девяносто.

XI. УРОК МУЗЫКИ.

– На этот урок к нам пришла "Радионяня". Она споёт вам песенку об интересных числительных. (Прослушивается песня из урока о числительных ПОЛТОРА – ПОЛТОРЫ. <Приложение 1> . )

– Чему же научила вас "Радионяня"?

XII. УРОК БИОЛОГИИ.

– На уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах тоже лежат "растения" – "ромашки" (карточки с рисунками для проведения тестовой работы в занимательной форме <Рисунок 1> ). Эти "ромашки" помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных. На лепестках написаны числительные; перенесите номер лепестка в одну из групп. (Тест с последующей самопроверкой.)

Проверка:

1) простое количественное – 1;

2) сложное количественное – 4;

3) составное количественное – 3, 10;

4) простое порядковое – 7;

5) сложное порядковое – 11;

6) составное порядковое – 6, 12.

XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор): 1) составить словарный диктант с числительными; 2) сочинение-миниатюра "Наш класс" с использованием числительных.

XIV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.