Проповедь спасет людей своих от грехов их. «Ибо Он спасет людей Своих от грехов их

Пророки Ветхого Завета предвещали приход Мессии - Божьего помазанника, того, кто принесет спасение. Ко временам Христа ожидание Его прихода стало особенно напряженным. Люди представляли себе Мессию как могучего, победительного воина, который накажет нечестивых язычников, угнетавших народ Божий, и установит царство сказочного мира и изобилия. Когда Мессия оказался совсем не таким, большинство народа отвергло Его. Нам легко упрекать людей того времени, дивиться их неверию и жестокосердию - но разве люди нашего времени не проявляют тех же качеств? Христос приносит Спасение, купленное Ценой Его собственной смерти на Кресте - и так многими оно оказывается невостребовано. Почему?

Посмотрим, о каком спасении идет речь - и какого спасения ищут люди. Евангелие говорит о грядущем Младенце, что “Он спасет людей Своих от грехов их. (Матф.1:21)”. Это спасение от чего-то внутри нас самих - от порчи, от греха, от безумия и противления. Спасение, которого, по большей части искали древние Иудеи - и современные Россияне - это спасение от чего-то внешнего. От неприятных, давящих обстоятельств, от других людей, которые поступают с нами несправедливо. Люди первого века жили впроголодь - и мечтали о мессианской эпохе, когда еды будет вдоволь; они жили под тиранической властью как династии Иродов, так и стоявших над ними римских оккупантов - и хотели, чтобы Мессия крепкой рукой навел порядок и установил более справедливое правление. От Мессии ожидали, что Он удовлетворит чаяния и нужды народа - как невинные, такие как потребность в сытости и безопасности, так и более сомнительные - такие как потребность попрать, наконец, нечестивых язычников и превознестись над ними. Впрочем, и это желание легко было истолковать в благочестивом ключе - разве чтители истинного Бога не должны быть превознесены над скверными идолопоклонниками? Не служит ли к оскорблению имени Божьего то, что Его народ страдает под властью нечестивых?

Когда выяснилось, что этого Мессия не сделает, рухнувшие надежды вылились в разочарование и даже ненависть, крики “Осанна” сменились криками “Распни Его!”. Но уже в событиях Рождества видно, что происходит что-то, что люди не ожидают - и не очень-то хотят. Мессия приходит в мир как Младенец в бедной семье. Его Пречистой Матери не находится места в гостинице. Он не приносит избавления от всех бед - напротив, Его самого нужно спасать от ярости Ирода, ближайшие к Нему люди не только не получают сытости и безопасности, но вынуждены становиться беженцами.

Он явно не приносит людям того, что они хотят. И это очень важно отметить. Спасение неожиданно - люди хотят спасения в категориях этого мира - достатка, безопасности, иногда, хуже, мести и власти, когда Бог возвысит нас над нашими врагами. Но у Бога иной замысел - сделать нас святыми и причастными истинному благу. С точки зрения падшего человека спасение должно состоять в том, что его желания будут удовлетворены; Бог видится как средство к получению того, что хотим мы. Очень часто и почти незаметно - и в I веке, и в XVI, и в XXI - люди объявляют свои хотения волей Божией (“Бог сказал мне напасть на Ирак”) и видят в Боге небесного покровителя и небесного гаранта своих идеалов, своих ценностей и своих проектов. Светские религиоведы, усматривающие в Боге проекцию коллективного “я” религиозной или этнической группы, воплощение ее ценностей и ожиданий, в чем-то правы - люди постоянно формируют свой образ Бога исходя из своих желаний. И когда настоящий, живой Бог становится Младенцем в Вифлееме, они оказываются к этому трагически неготовы - не готовы и сейчас.

Но Бог не исполняет наших желаний. Для того, чтобы мы обрели подлинную, вечную радость, для которой Он нас создал, мы должны научиться желать другого. Маленький ребенок хочет игрушек и сладостей, но ему нужно вырасти и войти в мир взрослых радостей и взрослых обязанностей. Желания падшего человека часто не служат к его подлинному благу. Есть циничная присказка “не учите меня жить, лучше помогите материально” - и, как правило, человек, говорящий такое, нуждается именно в том, чтобы научиться жить, а от материальной помощи ему будет мало толку.

Бог хочет научить нас жить - и преобразить нас изнутри Своей благодатью, которую Он подает через молитву и Таинства Церкви. Сделать нас другими людьми - людьми, способными воспринять ту вечную радость, которую Он нам уготовал. Спасение, которое приносит Христос, состоит не в том, что Бог меняет внешние обстоятельства или других людей, а в том, что он меняет нас самих.

В наши дни люди живут не в пример сытнее, безопаснее и свободнее, чем в I веке, но также полны негодования на обстоятельства и на других людей. Они также уверены, что это обстоятельства и другие люди должны измениться - и не видят необходимости меняться самим. Именно в этом - корень непонимания между миром и Церковью. Почему Церковь не ополчится на наших врагов? Почему Церковь лезет учить нас жить, вместо того, чтобы сделать, как мы хотим? Ответ, который можно сразу дать, будет несколько обескураживающим - потому, что сам Христос не собирается делать, как вы хотите. Потому что вам это было бы вам не на пользу.

Христос приходит не для того, чтобы изменить других людей, или обстоятельства вокруг нас, которыми мы недовольны. Он приходит, чтобы изменить нас самих. Мы должны перемениться - изменить свои взгляды и предпочтения, ценности и идеалы, главные цели в жизни и повседневные поступки. Тогда мы и увидим, как извлечь сучки из чужих глаз - но не раньше. Бессмысленно задаваться вопросом “как бы мне приспособить Христа к моим целям, устремлениям, идеалам и интересам”. Единственный вопрос, который имеет смысл это “Господи! что повелишь мне делать? (Деян.9:6)”.

Здесь Ангел показывает, что рождающийся есть Сын Божий, ибо, кроме божественного существа, никто другой не может отпускать грехи. Итак, получив такой дар, примем все меры, чтобы не поругать толикого благодеяния. Ежели грехи наши достойны были наказания и прежде сей чести, то тем более после сего неизреченного благодеяния. И это говорю теперь не без причины, но поскольку вижу, что многие после крещения живут небрежнее некрещеных и даже не имеют никакого признака христианской жизни. Поэтому ни на торжище, ни в церкви не скоро различишь, кто верующий и кто неверующий, разве только когда, присутствуя при совершении таинств, увидишь, что одни бывают высылаемы, а другие остаются в храме. Но надлежало бы отличаться не по месту, а по делам, ибо достоинства внешние обыкновенно познаются по внешним признакам, а наши достоинства надобно распознавать по душе. Верующий должен быть виден не только по причащению Святых Тайн, но и по новой жизни и богоугодным делам. Верующий должен быть светильником мира и солью земли. А ежели ты не светишь и себе, не предотвращаешь и собственной гнилости, то по чему нам узнать, что ты истинный христианин и достойно причащаешься Святых Тайн? Но причащаясь только по обычаю, ты уготовляешь душе своей многие муки. Верующий должен блистать не тем одним, что получил от Бога, но и тем, что сам прибавил к тому, надобно, чтобы он по всему был виден: и по поступи, и по взору, и по виду, и по голосу, а более всего по добрым делам. Сказал же я о сем для того, чтобы нам творить добрые дела не для показа, а для пользы тех, кто смотрит на нас, и украшать себя ими для угождения Богу. А теперь, с которой стороны ни стараюсь распознать тебя, везде нахожу тебя в противоположном состоянии. Хочу ли заключить о тебе по месту – я вижу тебя на конских ристалищах и в театрах, вижу, что ты проводишь дни в беззакониях, составляешь злые толки в худых сходбищах и сообщаешься с людьми развратными.

Хочу ли заключить о тебе по виду твоего лица – опять вижу, что ты непрестанно смеешься и рассеиваешься подобно развратной блуднице, у которой никогда не закрывается рот. Стану ли судить о тебе по одежде – вижу, что ты наряжен ничем не лучше комедианта. Или по спутникам твоим? Ты водишь за собою тунеядцев и льстецов. По словам? Слышу, что ты не произносишь ничего здравого, дельного, полезного в нашей жизни. По твоему столу? Здесь открывается еще более причин к осуждению. О подобных людях говорит апостол: «Их бог – чрево » (Флп. 3,19).

Итак, скажи мне, по чему могу узнать, что ты верный христианин, когда все исчисленное мною и другое многое уверяет в противном? И что говорю: верный христианин? Даже и того, человек ли ты, не могу узнать подлинно, ибо стучишь ты ногою как осел, скачешь как вол, ржешь на женщин как конь, объедаешься как медведь, насыщаешь тело как лошак, злопамятен как верблюд, хищен как волк, сердит как змея, язвителен как скорпион, пронырлив как лисица, хранишь в себе яд злобы как аспид и ехидна, враждуешь на братьев как демон лукавый. Как я могу счесть тебя за человека, не видя в тебе свойств естества человеческого? Ища образа верного христианина, не могу найти разности даже между человеком и зверем. Чем же назову тебя? Зверем? Но у каждого зверя один какой-нибудь из сих пороков; а ты, совокупив в себе все означенные пороки, далеко превосходишь их своим неразумием. Назову ли тебя демоном? Но демон не служит неистовству чрева и не жаждет денег. А когда в тебе больше пороков, нежели в зверях и демонах, то скажи мне, как могу назвать тебя человеком? Если же нельзя назвать тебя человеком, то как назову тебя верным? А что всего хуже, находясь в столь худом состоянии, мы и не думаем о безобразии своей души, не имеем и понятия о ее гнусности.

Итак, умоляю вас, не оставайтесь зверями! Ежели и раб не входит в дом Отца, то как можешь вступить в двери Его ты, будучи зверем? И что говорю: зверем? Такой человек хуже всякого зверя. Зверь хотя по природе дик, однако часто посредством человеческого искусства делается кротким. А ты изменяешь природное им зверство в не свойственную их природе кротость, а свою природную кротость изменяешь в неестественное тебе зверство! Дикого по природе делаешь смиренным, а себя, кроткого по природе, против природы делаешь диким.

Льва укрощаешь и делаешь ручным, а своему телу попускаешь быть неукротимее льва! В отношении к укрощению зверей – два затруднения, препятствующих их укрощению: во-первых, то, что зверь лишен разума, во-вторых, то, что зверство в нем есть природное свойство. Несмотря на это, по избытку данной тебе от Бога мудрости, ты преодолеваешь их природу. Как же ты, преодолевая в зверях природу, в себе самом, по собственной воле, не сохраняешь природного добра, данного тебе от Бога? Если бы Бог заповедал тебе сделать кротким другого человека, ты не почел бы Его заповедь невозможною, хотя и мог бы Ему возразить, что ты не господин чужой воли и что он не зависит от тебя. Но теперь, когда Он убеждает тебя укротить собственного твоего зверя, над которым ты полный господин, то чем можешь оправдаться, не укрощая своей природы? Какое можешь представить извинение, когда из льва делаешь человека, а сам из человека делаешься львом? Диких зверей доводишь до одинакового с человеками благородства, а себя самого низвергаешь с царского престола? Знай, если желаешь, что гнев есть зверь и лев.

Поэтому, возлюбленный, сколько другие усиливались над укрощением львов, столько и ты с усердием старайся соделывать себя тихим и кротким, ибо и гнев имеет страшные зубы и когти. Если не укротишь его, то он погубит все добрые дела твои. Он не только вредит телу, но и еще более расстраивает здравие души, поедая, терзая, растлевая всю силу ее, ибо каждая страсть, оставаясь в душе, немилостиво поедает нас каждый день. Лев, когда насытится, уходит, а страсти никогда не насыщаются и не отступают, доколе не отдадут пойманного ими человека диаволу.

Я говорю это не только о гневе, но и о всех других страстях; кто какою страстью увлекается, тот от нее и погибает. Мы увлекаемся не одною какой-либо страстью, но постоянно служим многим страстям: и похищаем чужое, и обижаем, и собираем неправедное богатство, и презираем нищих и убогих, и ненавидим ближнего, и предаемся тщеславию, желая у всех быть в славе. Но для души нет никакой пользы от этой славы, ибо она тщетна, она поэтому и названа тщеславием, что ничего не приносит. Ежели презришь всю суету мира, будешь драгоценнее целого мира, подобно тем святым, «которых весь мир не был достоин » (Евр. 11, 38). Итак, чтобы тебе соделаться достойным Царства Небесного, презирай настоящее. Тогда и здесь получишь большую славу, и насладишься будущими благами, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава в бесконечные веки. Аминь.

Блаженного Феофилакта,
архиепископа Болгарского

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 1, ст. 18-28.

1.18. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.

1.19. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

1.20. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого;

1.21. родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

1.22. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

1.23. се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

1.24. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

1.25. и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

(Мф. 1, 18-25)

Сегодня, в пятницу перед Рождеством Христовым, литургия не совершается. На часах же читаются четыре евангельских зачала. Во время первого часа, для нашего назидания, Святая Церковь предлагает отрывок из Евангелия от Матфея.

Повествование о Рождестве Иисуса Христа мы встречаем только у двух евангелистов - Матфея и Луки. И если последний рассказывает нам о взволнованной Деве, которая готовится стать Матерью Христа - Сына Божьего, то евангелист Матфей описывает рассудительного Иосифа, обнаружившего беременность своей невесты.

Иными словами, историю Рождения Иисуса Христа Лука передает глазами Матери Божией, а Матфей - глазами Иосифа Обручника. Но есть то, что объединяет оба эти рассказа: явление ангела Божия, который говорит Иосифу то же, что архангел Гавриил Марии: «Не бойся»!

Блаженный Феофилакт, рассуждая о значении слов ангела, указывает на возможность понимать их двояко: или «что Иосиф боялся принять Марию, чтобы не оскорбить Бога тем, что он покровительствует прелюбодеице. Или иначе: “не бойся”, то есть бойся прикоснуться к ней, как зачавшей от Духа Святого, но “не бойся принять”, то есть поселить в своем доме».

По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее (Мф. 1, 18-19). В этих словах евангелист описывает типичные для иудеев традиции бракосочетания, состоявшие из трех основных этапов.

Во-первых, сватовство. Нередко молодые даже не встречались друг с другом, обо все договаривались родители или назначенные сваты. Брак считали очень серьезным делом, чтобы руководствоваться какими-либо чувствами.

Во-вторых, обручение. Нередко только на обручении и происходило знакомство молодых. В этот момент они могли разорвать договоренность сватов, но если обручение состоялось, то молодые уже считались в обществе мужем и женой, хотя и не жили вместе до последнего этапа - свадьбы.

И так как Дева Мария и Иосиф были уже обручены, то, видя беременность своей невесты, Иосиф и решается, по своей праведности, «отпустить» Марию, то есть дать ей разводное письмо. Это был единственный способ расторгнуть обручение.

Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 20-21).

Евфимий Зигабен, пишет: «Почему ангел не сказал Иосифу о бессеменном зачатии прежде, чем стало явно, что Мария имеет во чреве? Потому что он мог бы не поверить по причине необычайности дела; но когда оно уже было очевидно, - открывает и легче убеждает. Почему Дева не открыла Иосифу, так как Она прежде была извещена Гавриилом? Потому что знала, что не убедит, а скорее огорчит, как бы стараясь скрыть вину. Кроме того, почему Самой Деве ангел открыл о зачатии от Духа Святого до того, как явно было, что Она имеет во чреве? Потому что, если бы Она не знала этого заранее, то могла бы находиться в смущении и страхе… Посему Деве Ангел возвестил прежде зачатия, а Иосифу во время рождения».

Евангелист Матфей, передавая слова ангела святому Иосифу, указывает и на имя будущего Богомладенца - Иисус. И сразу же поясняет: ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1, 21).

Имя Иисус, по-еврейски - Иешуа, переводится как «Бог спасает». Это было распространенное имя среди евреев. Так называли детей в честь Иисуса Навина, который после смерти пророка Моисея ввел свой народ в землю обетованную.

Евангелист указывает на Христа как на нового Иисуса, который не просто выведет Свой народ из рабства вавилонского, египетского или римского, а избавит от рабства греха. Это имя станет символом и явным указанием Бога на то, что Он никогда не оставлял и не оставит Свой народ, являя всю полноту безграничной любви и милости, в который мы, дорогие братья и сестры, так нуждаемся.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

. «Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго»

«Отчего люди праведные удостаиваются небесных видений ночью, во время сна, а не днем, в бодрственном состоянии? Причина, кажется, должна быть следующая: Господь по планам Своей высочайшей премудрости являет чудеса Свои только в случае крайней надобности и больше домостроительство Свое показывает естественным способом. Явление небожителей во сне людям праведным есть дело очень обыкновенное и естественное: душа таких людей сообщается с миром невидимым во сне, оттого что связь ее с телом в это время всего слабее и удобно может воспринимать тонкое влияние мира духовного. Между тем днем, в бодрственном состоянии, и праведные люди более или менее окружены суетою мира, не дозволяющей душе всецело возноситься горе и беседовать со светлыми духами горнего мира. Только особенное, чудесное действие благодати Божией может их вполне устремлять в область небесную и доставлять им полную возможность созерцать мир духов! Желаешь ли назидательной беседы небожителей – храни себя в совершенной чистоте днем и ночью, и, подобно Иосифу и другим праведникам, ты удостоишься явления жителей мира горнего, которые заботливо следят за нашею жизнию, как братья, направляя ее так, чтобы мы сделались достойными их святого содружества и здесь, но особенно – там, на небе» .

. «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их»

«Надежда христианская есть надежда наша на Христа и на вечное блаженство, обещанное нам Христом. Он край желания нашего: Той спасет люди Своя от их . «Рад бы в рай, да грехи не пускают»,– говорят многие из христиан, не имеющие понятия о христианской надежде, как будто грехи есть какая-то нерушимая стена. Нет: я скажу, что ее-то и разорил крестом и смертью Спаситель наш и отверз кающимся рай Божий. В том и будем стоять, чтобы научить, как надеяться на Христа, потому что не всякая надежда есть христианская, истинная, спасительная. Мы покажем свойства христианской надежды: основательность, твердость и полноту ее и те признаки, по коим можно знать, есть ли в нас христианская надежда; покажем, что надежда христианская дышит молитвою как воздухом, поддерживается и укрепляется животворящими Тайнами, чтением или слушанием Слова Божия и писаний св. отцов, собственными добрыми делами каждого. Здесь мы раскроем, что так как христианин есть существо свободное и разумное, сотворенное по образу и подобию Божию, но притом падшее (по своей воле) или удалившееся от Бога чрез беззакония, то должен сам, чрез веру, надежду и любовь, приближаться к своему Первообразу. Посоветуем всякому христианину рассмотреть тщательно: что в нем составляет собственно человека богоподобного и бессмертного, попросим обратить внимание на свое сердце, прислушаться к его требованиям, весьма часто обнаруживающимся пред сознанием человека, и удовлетворять им безотлагательно. Сердце наше требует веры в Бога и соединения с Ним, в Коем находит покой и блаженство, но оно и прельщается, по действию духа темного и прирожденной порче, всеми земными благами, которые не составляют его покоя, жизни и блаженства, а одну скорбь и тугу. Соединить это сердце верою и надеждою со Христом – вот последнее желание наше при беседах с вами о надежде; прервать надежду вашу на земные блага: на людей, на почести, на богатство, на удовольствия чувственности – вот наше единственное желание. Мы утопаем в грехах и часто унываем, отчаиваемся, погибаем от множества их; обратить взоры всех на надежду нашу – Христа Спасителя – во всех грехах, во всех скорбях, во всех превратностях жизни, счастья и несчастья, показать, что Он есть Бог кающихся и Спас согрешающих, – вот наше желание. Показать во Христе – нашу жизнь, наше блаженство, наш свет, наше богатство, пищу, питие, все, и всю жизнь научить всех стремиться к Нему, как к краю всех наших желаний, – вот чего мы больше всего желаем. Иисус – Источник всегда живой. Я желал бы вас довести до того, чтобы каждый из вас от сердца называл Иисуса своим Иисусом, своим Спасителем. Не дай Бог, чтобы нам пришлось восклицать: Господи! кто верова слуху нашему и мышца Господня кому открыся? [

«Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.1:21).

Иисус – это обычное имя того времени среди иудеев.

«Иешуа» или полное имя «Иегошуа» - означает «Господь спасет» или «Спасение в Господе».

Весть о Спасителе была в сознании каждого искреннего иудея. Многие матери, родив сына, лелеяли в сердце мысль:

«А может мой сын будет «Спасителем народа»? И давали ему имя «Иисус».

Поэтому таких имен в то время было немало.

А мы, достигшие XXI – века, когда говорим об имени «Иисус», подразумеваем Того, о Котором писал ап. Павел:

«Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени.
Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних.
И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил.2:9-11).

Мы полны благоговения перед этим именем. Не так ли?

Для нас это имя звучит как нечто прекрасное. И мы вместе с Соломоном можем воскликнуть:

«От благовония мастей имя Твое как разлитое миро» (Песни Песней 1:2).

Имя Иисуса для христианина полно благоухания и чарующей прелести.

Но вопрос возникает такой: Что сделало это имя столь известным?

Благодаря чему оно стало столь выдающимся и популярным в мире?

Ведь для того, чтобы стать известным, надо же чем-то отличиться? Не так ли?

Немало сегодня известных людей в мире: вожди, освободители наций от господства и насилия, герои войны; герои, спасшие людей при катастрофе, при землетрясении.

Но чем же славно имя «Иисус»?

Мы читали:«Он спасет людей Своих от грехов их».

Скажите, а разве грех и спасение от него столь насущная проблема?

Разве нет сегодня проблем более насущных и вопиющих к их разрешению?

Не столкнулся ли мир сегодня с такими проблемами, как:

Голод, нехватка питьевой воды, исчерпывающиеся ресурсы ископаемых, экология?

А болезни, такие как:

Рак, СПИД, мозговой червь, куриный и свиной грипп?

А как насчет вражды:

Межнациональной, межрасовой, внутрицерковной, семейной?

Кто на земле может решить хотя бы одну из этих проблем:

Ученые, экстрасенсы, может Госдума?

Эти проблемы встают перед человечеством в «полный рост» и все больше усугубляются.

Но есть еще одна проблема. Проблема №1. Она самая глобальная – это эпидемия всей нашей земли. Это проблема греха.

Это радикал, корень всех проблем. Решив эту проблему, - все другие решатся сами собой.

Есть ли такая личность в мире, способная решить эту проблему?

Такая Личность есть!

«Нареки Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей от проблемы №1 (от греха).

Спасти человека от греха, - это главная цель спасительной работы Иисуса. Недаром Он назван Спасителем.

Но прежде чем нам станет вполне ясна работа Христа в роли Спасителя, необходимо иметь объемистое представление губительной работы греха. И тогда мы лучше поймем – отчего же Христос спасает людей.

Мы рассмотрим некоторые аспекты губительного действия греха и спасение от него.

Первое: ХРИСТОС – СПАСИТЕЛЬ ОТ СУДА

Мы читаем:
«Так говорите и так поступайте как имеющие быть судимы по закону свободы.
Ибо суд без милости не оказавшему милость; милость превозносится над судом» (Иак.2:12-13).

Представьте себе такую картину: Грех влечет человека к суду Закона, определяет наказание за преступление.

Этот закон греха, как прокурор, выносит приговор грешнику. Но здесь выступает Иисус, как Защитник, Адвокат, Ходатай и взывает к милости.

Помните, привели однажды к Христу грешницу, взятую на месте преступления, и говорят:

«А Моисей в Законе заповедал нам таких побивать камнями: Ты что скажешь» (Иоан.8:5)?

Но что ответил Иисус?

«Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши» (Иоан.8:11).

Закон требовал справедливого наказания, а Иисус защищает грешницу молчаливым обличением ее судей и избавляет ее от суда.

Потому что Иисус видел ее сердце. Он видел ее глубокое раскаяние и решимость больше не грешить.

«…милость превозносится над судом» (Иак.2:13).

Но Христос не только защищает грешника или ходатайствует за него. Он делается Заместителем грешника. Он заявляет:

«Да, грешник виновен, но Я становлюсь на его место. Я беру его вину на себя и несу за него наказание».

Поэтому, кающемуся грешнику прощаются его грехи, и от осуждения за них он освобождается.

2.ХРИСТОС – СПАСИТЕЛЬ ОТ РАБСТВА ГРЕХА, ОТ ЦЕПЕЙ И ТЕМНИЦЫ.

Преступник гражданского закона до суда содержится в СИЗО (следственный изолятор), так и грешник:

Грех, приведя человека к суду, содержит его до приговора в цепях рабства в темнице.

О, сколько таких душ!

Они желают избавиться от греха, дают себе зароки не делать то или иное, но вслед за тем делают еще худшее.

Да, потому что они закованы в цепи.

«Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Иоан.8:34).

«…будучи сами рабы тления, ибо кто кем побежден, тот тому
и раб» (2 Петр.2:19).

Человек рождается в грехах, утопает в них всю свою жизнь, и своими силами ему никак не вырваться из этих цепей.

Между тем Христос делает человека свободным. Сын Божий завоевал эту свободу и предлагает ее всем грешникам.

Правда, многие не знают еще об этой свободе.

В Америке после ожесточенной войны между Северными и Южными штатами была провозглашена свобода всем неграм-невольникам. Но уже после этого объявления во многих местах Южных штатов негры еще жили в подневолье, потому что власти, будучи в согласии с рабовладельцами, не объявили им о свободе.
И вот в одно селение таких негров-невольников приехала одна дама с севера, которая сообщила им, что они свободны. И невольники воспрянули и сбросили с себя узы рабства навсегда.

Дорогие мои друзья! Все ли жители той местности, где живете вы, знают, что Иисус даровал полную свободу от цепей рабства и темницы греха?

Знают ли они, что Христос объявил эту свободу всем людям?

Рассказывают об одном человеке, который, проходя мимо птичьей лавки, остановился… стал смотреть на клетки, в которых тщетно бились птички,
желая вылететь на свободу. Слезы вдруг покатились по его щекам.

Постояв, он спросил: «Сколько они стоят»? Когда ему ответили, он, молча, заплатил и, открывая одну за другой клетки, выпустил всех птиц на свободу. При этом лицо его сияло неимоверной радостью.

Люди подумали: «Какой он ненормальный» и возмутились: «Что ты делаешь»?

Глядя на улетающих птиц, он сказал: «Я вспомнил, как и я был в клетке греха. Но Иисус освободил меня, и я не могу теперь равнодушно смотреть, как эти птички сидят в клетке. И я решил их освободить.

Назвал я его:

Открыл я дверцу из темницы
Певуньи – пленнице моей.
-Лети, соловушка-певица,
Царицей будь среди полей.

Она вспорхнула будто зная –
Свобода – что-то вроде рая.
Я вспомнил, как был я в темнице;
Теперь свободен я как птица.

Скажите, душа человека разве меньше этих птичек?

Мы, избавленные от цепей рабства греха, можем ли быть равнодушными?

Когда вокруг нас люди в цепях греха, можем ли мы умолчать и не рассказать им о том, что Христос освободил их?

От чего же еще Спаситель спасает человека?

3.ХРИСТОС – СПАСИТЕЛЬ ОТ СМЕРТИ

« Возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23).

Речь здесь, конечно, идет не о той смерти, которой сегодня умирают все люди. Речь идет о второй, вечной смерти.

Грех приводит человека к смерти, то есть, совершая грех, человек порывает с Богом и, продолжая грешить и не раскаиваясь, он, хотя и коротает физическую жизнь, - духовно же он уже мертв. Без Бога он уже кандидат вечной смерти.

Христос все делает со Своей стороны, чтобы мертвого грешника воскресить к новой духовной жизни.

И вот происходит чудо. Под воздействием Его державной силы сухие кости духовного мертвеца сближаются, облекаются плотью, и человек духовно оживает, к нему вновь возвращается его живая духовная природа.

Это – живительная сила И. Христа оживляет к новой духовной силе.

«Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
Посему как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим.5:17-18).

И последнее:

4.ХРИСТОС – СПАСИТЕЛЬ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Это тоже немаловажный аспект. Сколько заблуждений вкрадывается в церковь!

Даже после того, как человека, мертвого по преступлениям и грехам Иисус воскрешает к новой жизни, - грех его не оставляет.

Воскресший человек хочет идти к высшему граду Иерусалиму к стране вечного блаженства, но грех пытается отвлечь его от намеченной цели и от правильного пути.

Вы помните:

Сколько раз грех увлекал израильтян с того пути, по которому вел их Господь?! Сколько они блуждали по пустыне?! И все из-за своих грехов.

Но вот народ был вверен в надежные руки, в руки того, которого тоже звали Иисус. И он довел Израильтян под водительством Божиим до обетованной земли, не смотря ни на какие препятствия.

Так и теперь: грех увлекает человека с верного пути, но Бог вверил Свой народ в руки Иисуса Христа, и Он непременно доведет всех доверяющих Ему до намеченной цели.

Итак, чем славно имя «ИИСУС»?

Он – Спаситель:

1.От суда.
2.От рабства греха, от цепей и темницы.
3.От смерти.
4.От заблуждения.

Это основное, от чего Он нас спасает.

Какой сделаем из этого вывод?

Что лежит в основе спасительной работы Христа?

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ГРЕХА!

Грех – это проказа!
Грех – это рак!
Грех – это язва человечества!
Грех – корень всех зол на земле.

Поэтому Иисус призывает людей к покаянию.

Вы помните, с чего Он начал Свою проповедническую деятельность?

«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17).

А Иоанн Креститель что проповедовал?

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное
Сотворите же достойный плод покаяния» (Матф.3:2,8).

Какова была цель проповеди Петра?

Петр своей проповедью также приводил людей к покаянию:

«Услышав это, они изумились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братья?
Петр же сказал им: покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:37-38).

Теперь каждый может поставить вопрос сам себе:

Принял ли я искупительную жертву Спасителя Иисуса Христа, и притом, не поверхностно, а серьезно и основательно?

Нашел ли Иисус приют на троне моего сердца?

Рассказывают один случай из времен наполеоновских войн. Известно, что солдаты очень любили своего императора.
Однажды один солдат был ранен в грудь. Хирург при помощи скальпеля отыскивал пулю, застрявшую где-то близко в сердечной полости. (Анестезию в то время еще не применяли).
-Еще немного, - прошептал солдат, - и вы найдете императора.
Этим он хотел сказать:
«Я умираю за императора, и мое сердце наполнено императором, которого я люблю».
Или другими словами: «Император у меня в груди, и я умираю с ним в груди, и за него я умираю»!

О, если бы мы могли воскликнуть:

«Загляните немного глубже в мое сердце, и вы найдете в нем Иисуса, Спасителя моего, того, Которого я так люблю и готов, если надо, умереть, но только бы не огорчить Его своим недостойным поведением.

Дорогой друг! Дорогой брат! Дорогая сестра! Иисус, наш дорогой Спаситель, хочет жить в твоем и моем сердце.

Давайте примем Его всей душой и сердцем и прославим Его жизнью своей.

Назвал я его:

ИИСУС В СОЗНАНИИ НЕЗРИМОМ

На вершине пьедестала
В мраморе застыл солдат.
Подвигов свершил немало
Чей-то сын, а чей-то брат.

Вот из горного гранита
Грандиозный монумент.
В честь героев незабытых
Был поставлен этот стенд.

В блеске славы имя чье-то,
Столь усталый чей-то лик;
В бой рвалась геройски рота,
В рукопашный, штык на штык.

На Голгофском «пьедестале»,
Между небом и землей,
Два клинка из прочной стали
Штык на штык скрестились в бой.

Ставка – мир земной порочный.
Зло, добро – борьба идей;
И казалось - дрогнул прочный
План спасения людей.

Умер Тот, Кто жизнь дарует –
Повелитель, Принц Небес.
Но напрасно враг ликует,-
Он на третий день воскрес!

От Голгофы до окраин,
Сквозь века прошла любовь.
Чтобы жить нам, зла не зная,
Пролилась святая кровь.

Иисуса славно имя!
Но ни мрамор, ни гранит,
А в сознании незримом
Человек его хранит!

Александр Серков