Психология гендерных отношений. Гендерные отношения в современном обществе: и их сущность Гендерные отношения в стареющем обществе

Гендер - пол, в соответствии с которым человек строит свое поведение в обществе.

Понимание человеческого по­ведения как в большей части социального феномена, ис­пытывающего влияние культурного контекста, приводит к понятию половой или сексуальной роли, которая предпи­сывается субъекту как члену группы. В этом случае разли­чия, о которых идет речь, исследуются как полоролевые стереотипы, обусловливающие женский или мужской тип поведения.

Таким образом, возникают закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, полового разделения труда, культурные символы и социально-психологические стереотипы "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (феминности) и их влияние на различные аспекты социального поведения, общественной жизни.

Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола.

Гендерный подход как научная теория при анализе психологических аспектов гендерных отношений доказывает необоснованность и нецелесообразность сложившихся традиционных, неравноправных моделей поведения в ситуациях межполового взаимодействия. Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения, социальных ролей и позиций, позволяет по-новому реконструировать сложившуюся систему отношений, навязанную системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений.

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ - упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей.

Гендерная идентичность - осознанная половая принадлежность индивида, с которой соотносятся прочие свойства его самосознания.

Гендерная роль - модель социального поведения; специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского или женского пола.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/феминное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.



К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход. Псевдогендерными исследованиями я называю такие, где это понятие используется как синоним термина пол или термина социополовая роль. Типичным примером социополового, а не гендерного подхода является традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам: "Хотели бы Вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?" или опросы на тему "Может ли женщина быть политиком?" Псевдогендерными исследованиями являются также и популярные исследования по социологии труда, в которых описание "мужских и женских" профессий или рабочих мест не сопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации. С позиций социополового подхода невозможно объяснить, почему подавляющую часть врачей, судей или банковских служащих в СССР составляли женщины, а в Европе и США это были в подавляющей массе мужчины. Ситуация проясняется только тогда, когда с позиций гендерной теории исследователь анализирует, каковы престижность той или иной профессии в обществе и размер оплаты труда.



88. Семья и ее основные функции жизнедеятельности.

А. Г. Харчев определил семью как основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Семья – это малая социально – психологическая группа, основанная на браке, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства. Одна из существенных особенностей семьи заключается в эмоциональной связи между ее членами, моральной ответственности друг пред другом и оказании взаимопомощи.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. У человека две семьи: одна из которой он вышел, другая которую создал.

Семья является социальной ячейкой общества. От уровня ее духовной культуры зависит уровень духовной культуры общества.

В семье ребенок усваивает нормы общежития, человеческие отношения, впитывая добро и зло, получая опыт моральных норм поведения.

От тока, как приучен ребенок к труду в семье, будет ли семья трудовой, какой ее вклад в копилку общества, зависит экономическое состояние общества.


Динамика индивидуализации, которая выражается в желании достигать и потреблять, а также в стремлении к самореализации, способствует изменению гендерных границ, установленных традиционной семьей. Гендерные отношения в современной российской семье регулируются достаточно гибкими нормами. Однако в этих отношениях присутствует тенденция борьбы за доминирование между мужчинами и женщинами в нескольких сферах. Во-первых, это сфера распоряжения деньгами. Здесь мужчины чаще, чем женщины, поддерживают идею зависимости семейного главенства от экономического вклада.

Во-вторых, сфера сексуальных отношений, в частности проблема сексуальной свободы в браке. На ее отсутствии настаивают мужчины, которые уверены, что факт измены жены должен однозначно приводить к разводу. Женщины готовы мириться с изменой и предпочитают сохранять брак. В-третьих, область воспитания детей. Сегодня мужчины чаще, чем женщины, оказываются сторонниками самостоятельности детей, женщины же склонны к гиперопеке и чрезмерному контролю.
Нормы гендерных отношений в российской семье, в целом унаследованные от советской эпохи, различаются также у людей старших и младших поколений. Женщины старших возрастов (55 лет и более) считают, что «жена должна работать наравне с мужем, чтобы было, на что содержать семью». Это убеждение связано не с идеей гендерного равноправия, а с опытом «равенства в бедности» и вынужденной женской занятости. Соответствующий этой норме тип поведения, широко распространенный в советское время, теперь встречается чаще всего среди малоимущих и среди пожилых женщин. Подавляющее большинство молодых женщин склоняется к тому, что наилучший способ организации семейной жизни - это семья с мужчиной-кормиль- цем. Молодые женщины и часть женщин среднего возраста (до 24 лет и 25-34 года) чаще, чем все остальные, стремятся к стабильности брака и придают особое значение сексуальным отношениям супругов, видя в них гарантию прочности отношений. Для женщин средних и старших возрастов (35-44, 45-54 года, 55 лет и старше) характерна установка на родительскую опеку и стремление строго контролировать детей.
Мужчины старших возрастов полагают, что семья для женщины, безусловно, важнее, чем профессия, не отрицая возможности «двойной" занятости» женщины. Молодые мужчины составляют большинство среди тех, кто считает нормой семью с главенством мужчины: в ней муж принимает решения о крупных покупках, жена должна выбирать одежду в соответствии с его вкусами, и «только отец может вырастить из мальчика полноценного мужчину». Они уверены, что дом и дети - дело женщины, а «настоящая женщина охотно занимается домашним хо

зяйством». Самые молодые мужчины (моложе 24 лет) убеждены, что «деньгами в семье должен распоряжаться тот, кто их зарабатывает».
Многие отечественные исследования показывают, что женщины сегодня выступают за сохранение основ равноправной семьи советского типа, добавляя к этому требование, что зарабатывать обязан мужчина. Женщина в такой семье может работать и даже делать карьеру, хотя основная ответственность за семью и детей тоже лежит на ней. По сути, женщины стремятся сохранить контроль над мужчиной и детьми внутри семьи, но при этом не готовы принять роль домашней хозяйки и хотели бы снять с себя ответственность за экономическую сторону семейной жизни. Мужчины, прежде всего молодые, мыслят себя в роли главы семьи и стремятся построить супружеские отношения по традиционному образцу, а детско-родительские - по модернизированному, ослабив родительский контроль и опеку. Тем не менее, большинство мужчин признают, что карьера жены достаточно важна и супруги должны делить между собой обязанности по дому.
Исследования современной, модернизированной семьи обнаружили, что гендерная асимметрия закреплена прежде всего в семейных нормах, что является необходимым условием внутрисемейного договора. В российском обществе происходит фактическое усиление гендерной асимметрии в повседневной жизни мужчин и женщин, что демонстрируется массовыми представлениями о семейных нормах и особенностями внутрисемейного договора. Советская модель семьи работающей матери трансформируется в семью с более определенно прописанными гендерными границами, хотя на первый взгляд это кажется возвратом к опыту традиционной семьи. Происходит движение от «равноправной» семьи советского типа с двойной занятостью работающей женщины-матери к семье с мужем-кормильцем. Ее признают наилучшей и мужчины, и женщины, но она не превращается в семью с мужским главенством.

«Внутисемейный гендерный договор» - это договор, определяющий сферы компетенции мужчины и женщины, меру ответственности каждого за семью и за сохранение отношений, а также границы, нарушение которых может привести к их разрыву. По сути, это неписанные правила взаимодействия, сложившиеся в семье. Такой договор основывается на гендерной асимметрии, которая сложились в обществе, но фактически он определяется повседневной практикой отношений мужчины и женщины в семье. Считается, что в России почти не тронуты традиционные гендерные границы, которые устанавливают различия между «настоящим мужчиной» и «настоящей женщиной» и определяют представления о норме и отклонении в поведении мужчин и женщин. Считая такие границы естественно заданными и незыблемыми, женщины и мужчины часто оказываются дезориентированными в условиях возможных жизненных изменений. Более адаптированными оказываются те, кто готов пересматривать прежние границы и устанавливать новые, менее жесткие, меняя тем самым условия «договора». Наряду с «явным» гендерным договором, который базируется на том, что сущностью идентичности мужчины остается роль кормильца семьи, существует «скрытый» гендерный договор. Основой «скрытого» гендерного договора является отказ мужчины (ради семейного благополучия) от ранее избранного профессионального пути, т. е. отказ от профессиональной идентичности во имя семейной и мужской идентичности. Подобный внутрисемейный гендерный договор предпочитают молодые образованные люди в возрасте 29-35 лет. Он часто сопровождается полным изменением жизненной (прежде всего профессиональной) стратегии и женщин и мужчин. Мужья, вошедшие в роль единственного добытчика и кормильца, определяют свой брак как «традиционный» и рассматривают работу жены как развлечение, «простительную блажь» или потребность в общении. В таких семьях жены сознательно отказываются конкурировать в сферах, где «делаются деньги». В связи с этим в российской семье роль мужчины-
кормильца остается одной из главных гендерных границ и центральным пунктом идентичности «настоящего мужчины». Одновременно возрастает значение эмоциональной и психологической поддержки жены и ее вклада в поддержание семейного единства. Это заставляет мужчин и женщин, исповедующих ценность традиционной семьи (в которой, вообще-то, эмоциональная близость никогда не находилась в ряду главных семейных ценностей), быть внимательнее друг к другу, осознавать ценность интимности и оберегать эмоциональную близость.
Итак, «скрытый» договор предполагает, что мужья ради того, чтобы обеспечить семью, отказываются от профессиональной самореализации в соответствии с полученным образованием. Жены, напротив, могут работать ради самореализации, но не претендуют зарабатывать деньги и отказываются прилагать сверхусилия, чтобы совмещать семью и профессию, отбирать время у семьи ради профессии. При этом чем более мужья обеспокоены балансом власти в семье, тем настойчивее они повторяют, что работа жены - это ее «хобби», способ уйти от скучного быта, «прихоть». Но и самые авторитарные из мужей не решаются отрицать право жен стремиться к профессиональной самореализации, даже если они рассматривают это стремление как «каприз». Очевидный на первый взгляд сдвиг в направлении традиционной модели («муж - кормилец и опора семьи», «жена - домашний ангел-хранитель») не ведет к возрождению патриархальной модели семейной власти, так как является лишь распространенным способом адаптации мужчин и женщин в обществе, где «каждый за себя». В этом случае семья, дающая иллюзию убежища в жестоком мире, превращается в сверхценность.

Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, то есть это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, а также на внутриличностном уровне. Другими словами гендерные отношения это:

  • социально организованные отношения на уровне общества, между государством и гендерными группами;
  • отношения между различными гендерными группами;
  • отношения между субъектами разного пола;
  • отношение личности к самой себе как представителю определенной гендерной группы.

Основой для формирования гендерных отношений, характерных для всех уровней, является: поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин как двух гендерных групп, феномены неравенства, доминирования, власти, подчинения.
Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно-зависимой.

Первая модель - партнерские отношения – это отношения двух равноправный субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. В таких отношениях важнее всего согласование позиций и устремлений между партнерами.

На противоположном полюсе стоит доминантно-зависимая модель отношений, которая не предполагает равноправия позиций: тут одна сторона занимает доминантную позицию, а другая зависимую.

Для измерения стратифицированного гендерного пространства обычно используются следующие критерии:

  • позиция в иерархии доходов, и как следствие – способы и формы потребления доступных материальных и социальных благ (образ и стиль жизни);
  • власть (иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп друг на друга).

Гендерные отношения на макросоциальном уровне

На макросоциальном уровне гендерные отношения анализируются в системах: «общество (государство) – группа мужчин или женщин»; « общество (государство) – личность мужчины или женщины».

Гендерная ролевая идеология – суждения о том, какими должны быть гендерные роли в данной культуре или обществе. Другими словами, гендерную идеологию можно определить как согласованную систему взглядов и представлений о социальном статусе и содержании ролей мужчин и женщин, которую они должны исполнять как члены общества.

Гендерная идеология – механизм социальной организации и поддержания установленных моделей отношений между полами.

Анализ содержания социальной политики, направленной на гендерные группы, позволяет прояснить суть гендерной идеологии, определить ее тип – патриархальный или эгалитарный.

Гендерная идеология традиционного типа по своему смысловому содержанию соотносится с понятием «патриархатная идеология». Разделение труда между мужчинами и женщинами тут строится на принципе взаимного дополнения, но не на принципе равноценных ролей.
Мужчине отведена роль субъекта государственной, профессиоанальной и общественной деятельности главы и кормильца семьи, связующего звена между семьей и обществом в целом. Его прерогативой является внешний мир. Культура, творчество, господство.
«Естественное» предназначение женщины в этом обществе – сфера материнства, воспитания детей и домашнего хозяйства. Иерархия мужской и женской роли фиксируется совершенно четко: он – субъект властных отношений, она – объект его власти.

Эгалитарная государственная политика – это политика, в основу которой положен принцип создания равных условий для развития личности независимо от ее половой принадлежности во всех социальных сферах.

В современной социологической литературе для характеристики гендерных отношений используется понятие «гендерный контракт». Это негласный, нормативный договор, навязанный государством всем мужчинам и женщинам как членам общества, по которому они обязаны выполнять социальные функции, соответствующие нуждам государства в конкретный исторический период. Основным контрактом для женщин в советском обществе был контракт работающей матери, а для мужчин «труженик – воин – защитник».

Гендерные представления , заданные в виде образа «настоящего мужчины» или «настоящей женщины», касаются половой дифференциации социального поведения и участия в общественной жизни. Такие гендерные представления существуют как на высших уровнях культуры, в рамках религиозных или философских систем, так и в обыденном повседневном сознании.
Гендерные представления, в отличие от других видов социальных представлений, помогают индивиду осознать содержание гендерных ролей, определить свою позицию по отношению к системе нормативных предписаний о должном поведении мужчин и женщин в социуме, выработать свой стиль поведения в межполовом взаимодействии, конкретизировать ориентиры жизненного пути на основе принятого способа исполнения гендерной роли.

Гендерные отношения в межгрупповом взаимодействии

Гендерные отношения в межгрупповом взаимодействии имеют свои особенности. При изучении этого уровня гендерных отношений зарубежные и отечественные авторы (Tajfel , 1981, 1982; Turner , 1985, Агеев, 1983, 1985, 1986, 1990) установили, что для межгруппового восприятия, объектом и субъектом котрого являються социальные группы, характерны следующие черты:

  1. объединение частных представлений в нечто целое, качественно отличающееся от составляющих его элементов (то есть целостность и стремление к унификации межгруппового восприятия);
  2. схематизация и упрощение диапазона аспектов восприятия другой группы;
  3. формирование недостаточно гибких межгрупповых представлений, обладающей устойчивостью.

На уровне межгруппового взаимодействия общностей , однородных по половому признаку, анализ гендерных отношений осуществляется в системе «группа – группа». Здесь детерминирующими социально – психологическими факторами межполовых отношений являются гендерные стереотипы как разновидность социальных стереотипов.

Многочисленные исследования межгруппового восприятия и взаимодействия выявляют такие особенности этих процессов, как внутригрупповой фаворитизм и межгрупповую дискриминацию. «Внутригрупповой фаворитизм – стремление каким – либо образом благоприятствовать членам собственной группы» (Психология. Словарь,1990).

"Межгрупповая дискриминация" – установление различий между собственной и другой группами. Наиболее распространенным результатом межгрупповой дискриминации является тенденция к установлению позитивно оцениваемых различий в пользу своей группы» (Психология. Словарь,1990).

Из внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации следует, что другие группы оцениваются ниже относительно своей группы. Другими словами, в ситуации межгруппового восприятия женщины должны оценивать свою группу позитивнее, чем группу мужчин, и наоборот. Однако эмпирические исследования не подтверждают это представление.

Выяснилось, что и мужчины и женщины приписывают больше положительных характеристик представителям мужской группы. Следовательно, внутригрупповой фаворитизм как явление межгруппового восприятия и взаимодействия действует в отношении мужской группы и не действует в отношении женской (Клецина, 2004).
В данном случае ведущую роль играют закономерности более высокого порядка, то есть не на уровне межгруппового взаимодействия а на уровне функционирования макроструктуры. Речь идет о влиянии особой культурной традиции – андроцентризма. Это пример не внутригруппового а внегруппового фаворитизма.

Причиной внегруппового фаворитизма служит различный социальный статус групп: низкостатусные группы в определенных социокультурных ситуациях склонны развивать негативные автостереотипы и позитивные гетеростереотипы (Донцов, Стефаненко, 2002).
Группа мужчин , как любая другая общность с высоким статусом оценивается и характеризуется с точки зрения компетентности и экономического успеха; группа женщин, группа с низким статусом, оценивается с точки зрения доброты, гуманности, дружелюбия и т. д. Все позитивные женские черты (уступчивость, эмоциональная поддержка, сердечность и др.) воспринимаются как типичная компенсация отсутствия значимых достижений на общественной арене.

У женщин как у членов низкостатусной группы по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой; перенимая точку зрения мужчин как группы с высоким статусом, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои. В системе межгруппового взаимодействия проблема гендерных отношений наиболее актуальна в профессиональной сфере. В деловом общении и взаимодействии мужчины и женщины проявляют себя и как представители гендерных социальных групп, и как субъекты профессиональной деятельности.

Отличительной особенностью гендерных отношений в профессиональной сфере является неравенство статусов и позиций мужчин и женщин: мужчины во всем мире чаще пользуются более высоким статусом по сравнению с женщинами, а это обеспечивает им доступ к ресурсам и принятию ответственных решений. Это приводит к тому, что женщины существенно чаще мужчин оказываются в роли подчиненных, зависимых руководимых.
Потребности женщины в профессиональном развитии, самореализации и продвижении по служебной лестнице удовлетворяются в меньшей степени, чем у мужчин. Сложившаяся система гендерных отношений способствует закреплению у женщин таких качеств личности, проявляющихся в деловом взаимодействии, как пассивная подчиненность, конформность, слабоволие, склонность уступать всегда и всем, неуверенность в себе, боязливость и послушание.

Неравноправие женщин и мужчин в сфере производственных (деловых) отношений отражает гендерные отношения межгруппового уровня. Гендерное неравенство в деловом взаимодействии проявляется двумя способами. Это:

  • распространенная практика профессиональной сегрегации, из-за чего престижные профессии и должности менее доступны для женщин по сравнению с мужчинами;
  • выраженная склонность к дискриминации, когда женщины получают меньше вознаграждение за труд по сравнению с мужчинами, хотя выполняют ту же работу.

В литературе гендерной направленности описаны факторы, способствующие сохранению неравенства в системе гендерных отношений (Берн, 2001; Мезенцева, 2002; Словарь гендерных терминов 2002). Среди предлагаемых вариантов объяснения гендерного неравенства в сфере экономики и политики можно выделить две группы, связанные с личностными особенностями или обстоятельствами жизни женщин, ко второй группе-причины, порождаемые условиями деятельности в различных организационных структурах.

Таким образом, модель гендерных отношений в ситуации межгруппового взаимодействия может рассматриваться как доминантно-зависимая модель отношений (при мужской доминирующей позиции), что подтверждает весомая статистика социологических и социально-психологических исследований.

Гендерные отношения в межличностном взаимодействии

При рассмотрении гендерных отношений на уровне межличностного взаимодействия объектом анализа являются системы «личность-личность»; при этом речь идет о взаимодействии двух людей разного пола. Гендерные отношения этого уровня детерминированы гендерными установками как разновидностью социальных установок.

Выделяют такие общие параметры анализа гендерных отношений независимо от уровня их функционирования, как поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин, явления доминирования, власти, подчинения. Дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин как субъектов межличностных отношений и иерархичность, соподчиненность их позиций являются одними из основных параметров анализа гендерных отношений в микросреде.
Эти параметры касаются и объективной стороны-реальных практик взаимодействия, и сукбъектовной-гендерных установок мужчин и женщин как субъектов межличностных отношений.
Таким образом, от других типов гендерных отношений межличностные отношения отличает выраженная эмоциональная составляющая, сопровождающая весь процесс формирования и развития отношений. Кроме того, в гендерных межличностных отношениях очень значима роль личностных особенностей участников, а также процесса общения, на фоне которого отношения складываются и функционируют.

В качестве моделей гендерных отношений межличностного уровня обычно рассматривают (супружеские) отношения, поскольку, во-первых, тут ярче всего представлены все характерные признаки межличностных отношений (взаимная направленность субъектов отношений друг на друга, реальный непосредственный контакт, выраженная эмоциональная основа, интенсивное общение); во-вторых, в супружеских отношениях явно отражена специфика гендерных отношений, то есть тут различные социо-культурные предписания влияют на содержание семейных ролей и их исполнение мужчинами и женщинами.

Научные публикации, посвященные анализу проблемы неравномерного распределения хозяйственных обязанностей в семье. Опираются на различные теоретические подходы. Часто тут используются экономические концепции (Барсукова, Радаев, 2000; Журженко, 1996; Калабихина. 1995; Мезенцева, 2001, 2002).

Теория относительной производительности для обоснования неравномерного распределения домашних обязанностей между супругами опирается на показатели их производительности на рынке труда. Домашнюю работу выполняет тот член семьи, рыночная производительность которого меньше (производительность измеряется уровнем материального вознаграждения и позициями в публичной статусной иерархии).

Среди социологических и социально-психологических объяснений разделение домашнего труда можно выделить следующие:

  • теория половых ролей Т. Парсонса (жена играет в семье экспрессивную роль, муж- инструментальную. Жена несет ответственность за поддержание благоприятного эмоционального климата в доме, муж – за материальное обеспечение семьи и налаживание внешних социальных контактов. Подобная ролевая дифференциация детерминирована функциональными особенностями развитого индустриального общества, требующего от любой малой социальной группы – в том числе и от семьи, домашнего хозяйства – отчетливой ролевой структуры);
  • теория социализации (традиционное распределение домашних обязанностей приводит к тому, что мальчики и девочки стремятся овладевать умениями и навыками, соответствующими полу, и не приобретают другие умения; такой опыт первичной социализации не позволяет мужчинам овладеть навыками, необходимыми для выполнения домашних дел) (Берн, 2001);
  • ролевые теории (используют логику биологической или психологической редукции, отдают приоритет психологически аранжированным эволюционно и биологически обусловленным различиям между полами и моделями поведения, мало подверженным трансформациям при изменении положения женщин в социальном и экономическом контексте) (Барсукова, Радаев, 2000);
  • теории легитимизации поведенческих образцов (общественно-закрепленная легитимность лидерства или доминирования мужчин и подчиненность женщин в социальной сфере проецируется на уровень семьи, что дает мужчинам право выбирать степени своего участия в домашнем хозяйстве; учитывая невысокую престижность, рутинность домашнего труда мужчины, реализуя упомянутое право выбора, минимизируют свое участие в своем труде) (Барсукова, Радаев, 2000).

Гендерные отношения в семье рассматриваются и с помощью параметра иерархичности позиций супругов как субъектов межличностных отношений. В этой системе муж и жена могут занимать равноправные либо неравноправные позиции. Равноправие – симметричная позиция, тут оба супруга имеют равные права и обязанности, никто не подчинен другому; возникающие проблемы решаются путем согласия или компромисса, никто из супругов не доминирует, не подавляет и не подчиняет себе другого (Шнейдер, 2000).

Неравноправные позиции в системе супружеских отношений порождают ситуации, которых один распоряжается, приказывает, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. При этом подчинение может быть как добровольным, так и вынужденным.

В специальной литературе долгое время употребляли термин «глава семьи». Это институциональная характеристика обозначала лицо, которому беспрекословно подчинялись другие члены семьи (в патриархальной семье, как правило, такой статус был у мужа или у кого либо из представителей старшего поколения) (Гурко, Босс, 1995).

Проведенные исследования (Гурко, Босс, 1995) показали, что во всех сферах семейной жизни чаще жена, чем муж принимает решения, хотя есть немало семей, где это делают оба супруга. В тех семьях, где нет практики совместного решения проблем, в основном жены, а не мужья распоряжаются деньгами, организуют досуг семьи, решают хозяйственные вопросы, определяют, как надо воспитывать ребенка и имеют решающее слово при обсуждении большинства других вопросов, важных для организации семейной жизни.

Существует несколько вариантов объяснения ведущей роли женщин в семье:

  • концепция компенсаторного поведения . Доминантная позиция женщин в сфере семейного взаимодействия является компенсацией их низкого сравнительно с мужчинами статуса в сфере социальной жизни. Доминирование женщин в семейных отношениях может осуществляться как явно, так и неявно (скрыто, завуалировано), при помощи манипуляции;
  • концепция социальных ожиданий. Распространенные в обществе представления о нормативном, социально-приемлемом гендерном поведении побуждают женщин брать на себя ответственность в сфере семейных отношений, а мужчин-в сфере внесемейного взаимидействия. Наличие ответственности стимулирует развитие и проявление у женщин лидерских качеств, что, в свою очередь, выражается в позиции доминирования (Барсукова, Радаев, 2000);
  • концепция идентификации. Женщины не желают отказываться от контроля в сфере домашних дел в связи с тем, что преимущественно идентифицируют себя с этой областью жизни (Берн, 2001). Эта концепция базируется на разработанном Джин Миллер подходе к психологии женщины, центрированном на отношениях (Miller , 1976).

Такой подход подчеркивает роль отношений и общения со значимыми людьми для жизни женщины. Центрированный на отношениях подход включает в себя следующие положения:

  1. личностное развитие женщины происходит именно в отношениях;
  2. общение с людьми определяет психологическое состояние женщин;
  3. женщины ориентированы на заботу о других людях, ответственность за них;
  4. для женщин особенно важна эмоциональная близость с людьми, которая определяет роль женщины на работе и в семье (Фрейджер, Фейдимер, 2001).

В системе межличностного взаимодействия супругов гендерные отношения выражаются в следующих двух основных моделях: партнерской и доминантно-зависимой .

Партнерские отношения, есть отношения двух равноправных субъектов, личностная ценность и значимость которых не подвергается сомнению. Супруги имеют свои индивидуальные цели, но каждый принимает во внимание цели и интересы другого. Отношения между супругами строятся на равных, нет стремления подавить и подчинить себе партнера, выражена готовность к взаимным уступкам. Общение отличается уважением и корректностью, умением поставить себя на место партнера, понять его, вникнуть в его проблемы и ситуацию, причем это свойственно обоим супругам.

Противоположная модель отношений, доминантно-зависимая модель , не предполагает равноправия. В этом случае один из супругов побуждает другого подчиняться себе и принять цели, не согласующиеся с устремлениями и намерениями партнера. Доминантная позиция включает в себя такие проявления в поведении, как уверенность в себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умения настоять на своем. В общении доминирующий супруг, как правило, использует инструментальный стиль вербальной коммуникации, часто игнорируют точку зрения собеседника, настаивает на своем мнении и варианте решения проблемы.

В партнерской модели гендерных отношений позиции мужа и жены равны. В системе доминантно-зависимых гендерных отношений доминирующую позицию может занимать и муж и жена.

Межличностные отношения на внутриличностном уровне

На этом уровне объектом анализа становится отношение личности как субъекта определенного пола к себе, а гендерная идентичность, составляющая социальной идентичности, тут выступает как детерминанта. Внутриличностный уровень анализа гендерных отношений включает такие феномены, как внутренний гендерный конфликт и кризис гендерной идентичности (Алешина, Лекторская, 1989; Гаврилица, 1998; Кон, 2002; Здравомыслова, Темкина 2002; Луковицкая, 2002; Турецкая, 1998).

Гендерные отношения - это различные формы взаимосвязи людей, как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.. - это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, а также на внутриличностном уровне.

гендерные отношения - это:

1. социально организованные отношения на уровне общества, между государством и гендерными группами;

2. отношения между различными гендерными группами;

3. отношения между субъектами разного пола;

4. отношение личности к самой себе как представителю определенного пола.

гендерные отношения - одна из разновидностей социально-психологических отношений.

В многочисленных определениях «гендер» подчеркиваются следующие моменты.

Во-первых, гендерные характеристики социально обусловлены, они конструируются посредством социальных практик. термин «гендер» должен применяться тогда, когда речь идет о социально созданном делении общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто относится к женщинам.

Во-вторых, в основе конструирования гендера лежат властные отношения, явления сегрегации и иерархии. Социально сконструированным иерархии и сегрегации приписывается статус естественных, а протест против них воспринимается как агрессия и нарушение порядка вещей.

В-третьих, гендерная составляющая формируется и утверждается в ситуациях социального взаимодействия. Джудит Лорбер рассматривает «гендерный статус индивида как часть общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения»

Современные интерпретации гендерных отношений

Сегодня можно выделить три основные теории гендера:

1. Теория социального конструирования гендера.

3. Гендер как культурная метафора.

1 - источ¬ники данной теории. Прежде всего кон¬цепция П. Бергера и Т. Лукмана, которые утверждают, что социальная реальность является объективной и субъективной одновременно. С одной стороны, она объективна, потому что независима от индивида, с другой - субъективна, потому что постоянно изменяется индивидом. Следующий источник - теория половых ролей Т. Парсонса и Р. Бейлса

Итак, гендер понимается как организованная модель со¬циальных отношений между мужчинами и женщинами, кон¬струируемая основными институтами общества. Этот подход основан на двух постулатах:

1. Гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, сред¬ствами массовой информации.

2. Гендер строится и самими индивидами - на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации), принятия задан¬ных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, вне¬шности, манере поведения и т. д.).

"Делать гендер" означает создавать такие различия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, кото¬рые не являются естественными, сущностными или биологи¬ческими.

Гендер это система межличностного взаимодей¬ствия, посредством которого создается, утверждает¬ся, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социаль¬ного порядка.

Социальные конструктивисты сформулировали основное свое утверждение - пол не дается от рождения, а приобре¬тается в процессе социальных взаимодействий.

В этой теории гендер выступает как сеть, как структура и как процесс. Гендер есть иерархизирующий фактор социальных отношений. Помимо гендера такими категориями выступают класс, раса, возраст. Таким образом, уместно рассуждать не просто о стратификационной системе общества, но и о гендерно-стратифицированной, где наряду с традиционными факторами расслоения общества можно обозначить сочетания типа гендер-класс, гендер-раса и т. д. Центральное место отводится категории власти. Именно через категорию власти и доминирования определяются гендерные роли.

3 - Пол (гендер) как культурная метафора

Помимо биологического и социального аспектов в анализе проблемы пола феминистки обнаружили третий символический, или собственно культурный аспект. Мужское и женское существуют как элементы культурно-символических рядов:

Мужское - рациональное - духовное божественное - ... - культурное

Женское - чувственное - телесное - греховное... природное

все, определяемое как "мужское" или отождествляемое с ним, считается позитивным, значимым и доминирующим, а определяемое как "женское" - негативным, вторичным.

Оппозиция мужского и женского утрачивает биологические черты, а акцент переносится с критики в адрес мужчин на раскрытие внутренних механизмов формирования западной культуры. Пол становится культурной метафорой.

Оказывается, что метафора пола выполняет роль культурно-формирующего фактора. Иными словами, гендерная асимметрия является одним из основных факторов формирования традиционной западной культуры, понимаемой как система производства знания о мире.

Если взять за основу разъяснение понятия «гендер» в словарях, которое толкуется как «социальный пол», то само выражение «гендерные отношения» можно рассматривать как членов общества, принадлежащих к разным биологическим полам. Главным в социальных взаимодействиях являются психические особенности личности, поведенческие свойства индивидуума.

То есть, говоря простым человеческим языком, можно сказать, что гендерные отношения - это несексуальные отношения между представителями мужского и представительницами женского пола в самом широком смысле этого слова.

В новых анекдотах, в различных юморесках и иронических монологах, звучащих повсеместно со сцен и телеэкранов, муссируется вопрос "женской логики" и "мужской логики". Эти два понятия противопоставляются, как бы сражаются между собой. Хотя понятие "логика" тут совсем не к месту. Таким образом высмеиваются стереотипы гендерного поведения.

Гендерные отношения обуславливаются не биологическим полом, а социальным положением человека, его образованием, его материальным положением, его местом проживания. Например, никого не удивляет тот факт, что у пожилого бизнесмена появляется молоденькая которая не работает, не учится, ничего не делает по дому, зато постоянно получает дорогие украшения и посещает рестораны. Такое распределение ролей в этой категории нашего общества является почти нормой. Однако будет наивным предполагать, что в обычной деревенской семье женщина будет в будний день расхаживать в шикарном дорогом наряде, спать до обеда и нанимать для уборки в доме домработницу. Здесь совсем другие понятия о распределении гендерных ролей в жизни.

В древнем мире распределение гендерных ролей в обществе играло немаловажную роль, ведь это помогало людям выживать. Мужчине надлежала роль повелителя, а женщине следовало подчинять во всем свою волю его желаниям. Он - был защитником, кормильцем и покровителем, Она - беззащитной, зависимой и послушной рабой. В противовес понятию "пола", современное слово "гендер" полностью уравнивает женщину с мужчиной во всех сферах жизни, позволяя учитывать и изучать ее гендерные но не позволяя унижать подозрением в "слабости" женского пола.

Несмотря на то, что женщины давно перебороли основные обусловленные полом внутренние и внешние поведенческие роли и стали вести себя более свободно в обществе, занимаясь не только домашними делами, но и реализуя себя в качестве успешных профессионалов, очевидным остается явное сохранение стереотипа о более сильной (умной и успешной) маскулинной природе и слабой (ущербной) феминной, отраженного в языке. Обратите внимание, ведь слова "профессионал" или, к примеру, "библиотекарь"- мужского рода, а попытка назвать женщину "профессионалом" ("библиотекарем") звучит как способ ее "маскулинизировать", придать ей мужские черты. В то же время если преобразовать слово грамматически и добавить к его корню суффикс и окончание женского рода "профессионалка" или "библиотекарша" - слово прозвучит оскорблением. С этим явлением уже давно борются на Западе, внося необходимые изменения в грамматику. К примеру в немецком языке все слова относящиеся к названиям профессий имеют форму и мужского рода, и женского в обязательном порядке.