Рембрандт описание. Рембрандт: картины с названиями, произведения, биография

  • Год рождения: 15 июля 1606 г.
  • Дата смерти: 4 октября 1669 г.
  • Страна: Голландия
  • Биография:

    Родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный, и получил образование в Латинской школе.
    В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Многие ученые предполагают, что Рембрандт поступил в университет не для того, чтобы учиться, а чтобы получить отсрочку от армии.

    Первым учителем Рембрандта был Якоб ван Сваненбюрх . В его мастерской будущий художник провел около трех лет, затем переехал в Амстердам на учебу к Питеру Ластману. С 1625 по 1626 гг. Рембрандт вернулся в свой родной город, и завел знакомства с художниками, и некоторыми учениками Ластмана.
    Все же после долгих раздумий Рембрандт решил, что карьеру художника надо делать в столице Голландии, и снова перебрался в Амстердам.

    В 1634 году Рембранд женился на Саскии . К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Так что это не был брак по расчету. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
    В 1635 – 1640 –х гг. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.
    После смерти жены Рембрандт был сам не свой, он не знал что делать, и находил утешение в рисовании. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». С Титусом молодой отец не мог справиться и поэтому нанял няню для ребенка — Гертье Диркс, которая стала его любовницей. Прошло около 2 лет, и няня в доме поменялась. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс . А что же случилось с Гертье Диркс? Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор, и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет. Освободившись, умерла через год.
    Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Их первый ребенок – мальчик, умер в младенчестве, а дочь Карнелия, единственная, которая пережила своего отца.
    Мало кто знает, что Рембрандт имел очень своеобразную коллекцию , в которую входили картины итальянских художников, разные рисунки, гравюры, различные бюсты и даже оружие.

    Закат жизни Рембрандта

    Дела Рембрандта шли плохо. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Поэтому часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, поэтому ему разрешили распродать все имущество и отдать долги. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
    Тем временем Титус и его мать организовали фирму, которая занималась торговлей предметами искусства, чтобы хоть как-то помочь Рембрандту. По правде говоря, до конца своей жизни художник так и не расплатился со многими, но это не испортило Рембрандту репутацию, он оставался в глазах людей достойным человеком.
    Смерть Рембрандта была очень печальной. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. В 1669 году, 4 октября он сам покинул этот мир, но навсегда оставил след в сердцах людей, любящих его.


    Возвращение блудного сына, 1669. Холст, масло, 262х206.

    Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств, как эта картина. Сюжет взят из Нового Завета. Иисус рассказывает притчу о сыне, который получает у отца свою часть имения и расточает ее в дальней стороне, живя распутно. Когда, собравшись с духом, он возвращается домой, отец сразу прощает его и принимает с радостью. Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и потрепанная одежда говорят сами за себя, а воротник хранит намек на былую роскошь. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Характерно, что Рембрандт избегает конфликтности притчи: там говорится о ревности послушного сына, хотя, возможно, он стоит в тени позади отца.


    Святое семейство и ангелы, 1645. Холст, масло, 117х91.
    Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

    Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между ними. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие. Преисполненная нежности Мария склонилась над Иисусом, с истинно материнской заботой лишний раз проверяя, все ли в порядке с ребенком. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Мать, дитя, даже колыбель - чисто голландские типы XVII века. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.


    Возвращение блудного сына. Деталь, 1669.
    Холст, масло, 262х206. Гсударственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


    Похищение Ганимеда, 1635. Холст, масло, 171х130.
    Дрезденская Картинная Галерея, Дрезден


    Софониба принимает чашу с ядом, 1634.
    Холст, масло, 142х152. Музей Прадо, Мадрид, Испания

    Величественная фигура на этой картине очень напоминает Саскию, хотя история Софонибы не совсем подходит молодой жене. Софониба, дочь карфагенского полководца Гасдрубала, жила в пору, когда Карфаген вел ожесточенную войну с Римом. Чтобы закрепить союз с нумидийцами, Гасдрубал выдал дочь за царя Сифакса, но того разбил союзник римлян Масинисса, который немедля захотел взять царицу себе в жены. Когда римляне запретили ему этот брак, он избавил Софонибу от дальнейших унижений, прислав чашу с ядом, которую царица выпила не колеблясь. Рембрандт мог не относиться всерьез к этой романтической истории, но картина действительно изображает решительный момент и обдуманность действий, будучи в некотором отношении сравнима с более знаменитой и менее театральной «Вирсавией»


    Вирсавия, 1654. Холст, масло, 142х142.
    Лувр, Париж, Франция

    Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Многие эксперты полагают, что эта картина - величайшее из всех творений Рембрандта. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Она отдалась ему и зачала. Кульминацией последовавших осложнений стало убийство мужа Вирсавии, которого Давид отправил на верную смерть. История малоприятная, и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Но, как часто бывает с картинами Рембрандта, вероятно, ошибочно вдаваться в тонкости толкования. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Композиция во многом повторяет античный рельеф, где изображена готовящаяся к свадьбе невеста. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс.


    Симеон во храме, 1669. Холст, масло, 98х79.
    Стокгольм, Национальный Музей

    Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Господня». И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Там действие происходит под высокими сводами храма, а сама работа выполнена в детальной манере, свойственной периоду молодости, успеха и славы. Здесь свободная манера письма последних лет особенно заметна еще и потому, что работа не закончена, хотя это едва ли существенно: все сосредоточено на моменте, когда полуослепший старец качает на руках спеленутого Младенца - сцена, исполненная бесконечной нежности.


    Давид и Урия, 1665. Холст, масло, 127х117.
    Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

    Неизвестны в точности ни дата написания, ни сюжет этой, проникнутой настроением, прекрасной картины, что стало поводом для различных предположений. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом, и Эсфирью». Считается, что здесь изображено отстранение Амана от дел или же момент, когда он получает у царя позволение истребить всех иудеев. Этот аргумент подкреплен свидетельствами, что обе картины представляют собой сцены из пьесы, поставленной в 1659 году, а не основаны непосредственно на библейском источнике. Здесь, безусловно, есть что-то театральное, но, помимо несоответствий в деталях, предполагаемые сюжеты не отвечают настроению скрытой печали, которое внушает картина. Поэтому правомерно вернуться к старой версии. В таком случае фигура в красном - муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель.


    Снятие с креста. 1634. Холст, масло, 158х117.
    Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

    Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. По традиции среди присутствующих изображают Богоматерь, несколько учеников Иисуса и Иосифа из Аримафеи. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Она написана несколько месяцев спустя и хранилась у самого художника до 1656 года, когда он разорился. Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет.


    Жертвоприношение Авраама, 1635.
    Холст, масло, 193х133. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

    Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Авраам по велению свыше готов принести своего единственного сына Исаака в жертву Богу и уже занес над ним, связанным, нож, чтобы заколоть его для всесожжения. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу, и велит ему остановиться. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. Сцена выигрывает в убедительности еще и потому, что большая ладонь Авраама закрыла сыну лицо, голова Исаака запрокинута и кажется, что в горло вот-вот вонзится нож. В Мюнхене хранится другой вариант на этот сюжет, но он, возможно, принадлежит кисти Рембрандта лишь частично.


    Пир Валтасара. 1635. Холст, масло, 168х209.
    Лондонская Национальная Галерея

    Большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах при жизни Рембрандта. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Даниил сказал царю, что они означают его гибель; предсказание сбылось в ту же ночь. На картине Рембрандта исследуется изумление и страх, усиленный еще и выплеснувшимся из священных сосудов вином, что тоже символично. Удивляет сделанная на иврите надпись, особое расположение букв которой заставляет вспомнить о соседе Рембрандта еврее Манассе бен Исраэле, с которым, как известно, художник поддерживал отношения.


    Сусанна и старцы, 1647. Красное дерево, масло, 77х93.
    Стаатлих Музей, Берлин, Германия

    История Сусанны восходит к апокрифам, своду библейских писаний, подлинность которых давно подвергается сомнению. Однако это не помешало художникам - католикам и протестантам - создавать на эту тему картины, исполненные драматизма и эротического очарования. Когда Сусанна идет к купальне у себя в саду, из укрытия выходят два старца и начинают склонять ее ко греху, угрожая, что если она не разделит с ними ложе, они будут лжесвидетельствовать, что она прелюбодействовала с другим человеком. Сусанна отказывается, и старцы велят взять ее под стражу, но вмешательство пророка Даниила спасает добродетельную красавицу. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Сусанна, тщетно пытающаяся прикрыть свою наготу, скорее рассержена, нежели испугана, но старец, срывающий с нее покрывало, поражает точностью наблюдения. Брошенные на берегу сандалии, по-видимому, были красноречивыми эротическими символами в голландском искусстве XVII века.


    Святой Матфей и Ангел, 1661.
    Холст, масло, 96х81. Музей Лувр, Париж

    Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. В отличие от других, однофигурных, портретов здесь позади апостола изображен ангел, вдохновляющий Матфея на написание Евангелия. Ангел очень напоминает Титуса, который вполне мог быть моделью для него, однако апостол по облику явно не Рембрандт. Помимо религиозного смысла, картина замечательно передает контраст между юностью и старостью, хотя по замыслу роли противоположны. Ангелоподобный юноша, спокойный, уверенный в себе, утешает Матфея, положив руку на плечо старика. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Книга - едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски.


    Архангел, покидающий семью Тобиаса, 1637.
    Дерево, масло, 66х52. Музей Лувр, Париж


    Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии, 1644.
    Дерево, масло, 84х66. Национальная Лондонская Галерея

    Эта эффектная работа производит впечатление декорации и, возможно, написана по просьбе богатого заказчика. Центральная группа изображена с совершенной законченностью, в детальной манере, от которой в 40-е годы Рембрандт постепенно отходит. Пышная красно-золотая декорация своим блеском напоминает дворец в стиле барокко, хотя в действительности изображен иерусалимский храм. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Надеясь уловить Иисуса, они спросили, надо ли побить такую камнями, как предначертано в законе Моисея. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах.


    Самсон и Далила, 1628. Дуб, масло, 61х50.
    Музей Стаатлих, Берлин


    Христос в Эммаусе, 1648.
    Холст, масло, 42х60. Музей Лувр, Париж

    Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. После того как Иисуса распяли, двое его учеников, направлялись в Эммаус, селение неподалеку от Иерусалима. К ним приблизился незнакомец, пошел с ними, всю дорогу изъяснял Писание и разделил с ними трапезу в доме, куда они пришли. Когда он преломил хлеб и подал им, глаза у них открылись и они узнали Иисуса, воскресшего из мертвых, но Он тут же стал невидимым для них. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Здесь же подчеркивается естественность, человечность происходящего: лишь неяркий нимб над головой Иисуса и восторженный, устремленный ввысь взгляд указывают на Его божественность, которой, очевидно, не замечает мальчик-прислужник.


    Неверие апостола Фомы, 1634. Дерево, масло, 53х51.
    Музей Изобразительных Искусств имени Пушкина, Москва

    Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Рембрандт изобразил ночную сцену: сияние, исходящее от Иисуса, кажется единственным источником света, от которого в смущении отстраняется уверовавший Фома.


    Моисей со скрижалями законов, 1659.
    Холст, масло, 169х137. Музей Стаатлих, Берлин

    Законодатель Моисей только что спустился с горы Синай с двумя каменными скрижалями, «на которых написано было перстом Божиим» Десять заповедей. Это, несомненно, торжественное событие, но трудно быть уверенным, изображен ли здесь момент триумфа или гнева, когда Моисей, видя, что сыны Израилевы поклоняются золотому тельцу, бросил из рук своих скрижали и разбил их под горой. Эта картина, возможно, была заказана для главы какой-то гильдии и предназначена для украшения камина в амстердамской ратуше.


    Иосиф, уличивший жену Потифара, 1655. Холст, масло, 106х98.
    Национальная Галерея Искусств, Вашингтон


    Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старика в красном, 1654.
    Холст, масло, 108х86. Эрмитаж, Санкт-Петербург


    Портрет Саскии в образе Флоры, 1634. Холст, масло, 125х101. Эрмитаж, Санкт-Петербург

    Этот очаровательный портрет юной Саскии написан в тот год, когда она вышла замуж за Рембрандта. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Увитые цветами головной убор и жезл, безусловно, указывают на Флору — древнеримскую богиню весны. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. Год спустя он вновь написал Саскию в образе Флоры - тоже знаменитая работа, хотя рентгеновский снимок показал, что поначалу он намеревался изобразить ее библейской Юдифью с отрубленной головой Олоферна, которую она держит на коленях.


    Портрет пожилой женщины, 1654. Холст, масло, 109х84. Эрмитаж, Санкт-Петербург


    Портрет Яна Сикса, 1654. Холст, масло, 112х102. Амстердам, Коллекция Сикса

    Возможно, лучший из портретов Рембрандта. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Примечательны пуговицы на кафтане и золотое шитье на роскошном красном плаще, однако взгляд невольно останавливается на руках, написанных энергичными мазками; Сикс медленно натягивает перчатку - сколько движения привносит в это художник! Приковывает внимание и лицо, особенно погруженный в себя взгляд, не совсем соответствующий светской наружности Сикса. Заказчик упомянул об этом портрете в своем дневнике: "Такое лицо было у меня, Яна Сикса, который с детства поклонялся музам". Сикс, действительно, писал стихи и собирал произведения искусства, но он был также богатым оборотистым торговцем. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.


    Еврейская невеста, 1665. Холст, масло, 122х164. Рикс Музеум, Амстердам

    Общепринятое название "Еврейская невеста" основано на старом, ныне отвергнутом толковании, появившемся в XIX веке. Можно почти с уверенностью сказать, что женщина отнюдь не невеста и не иудейка, разве что изображена в воображаемом, псевдобиблейском стиле, характерном для исторических полотен Рембрандта. Художник поддерживал отношения с амстердамской еврейской общиной, часто писал портреты евреев, что заставило исследователей сделать ряд необоснованных предположений. Ныне популярны следующие версии (всего их было около 12): перед нами театральная сцена или эпизод из Библии, а сюжет таков: Исаак, живя у филистимлян, на людях называет свою жену Ревекку сестрой и отваживается обнять ее только в минуты уединения. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Картина - один из шедевров позднего рембрандтовского периода, для которого характерны красные и золотисто-коричневые тона. Одежда в некоторых местах написана стремительными мазками, тона достигают светоносной насыщенности, удивительно теплой по колориту и в то же время не самодовлеющей, что только усиливает эмоциональность сцены.


    Ночной дозор, 1642. Холст, масло, 363х437. Рикс Музеум, Амстердам

    Эта, самая знаменитая картина Рембрандта последние два века известна под названием «Ночной дозор». Современный анализ слоев краски выявил, что первоначально это была дневная сцена, однако название уже стало привычным и не могло быть изменено. На картине гильдия местных стрелков выступает под предводительством капитана Франса Баннинга Кока (в черной одежде). За несколько десятилетий до того стрелки-стражники составляли значительную дружину добровольцев, помогавших защищать страну от угрозы испанского вторжения, но к 40-м годам многое изменилось: теперь в стрелковые общества объединились почтенные зажиточные горожане. Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов. «Ночной дозор» - групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили; в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением Картина урезана с боков, особенно слева, что несколько нарушает композицию


    Семейный портрет, 1666- 68. Холст, масло, 126х167. Ульрих-музей герцога Антона, Брауншвейг


    Портрет синдиков цеха сукноделов, 1662. Холст, масло, 192х279. Рикс Музеум, Амстердам

    Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха»; оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Своеобразное, ярко выраженное настроение достигается тем, что чиновники смотрят прямо на нас свысока, и у зрителя возникает чувство, что его того и гляди подвергнут перекрестному допросу и в чем-нибудь обвинят. В действительности, эта точка обзора, вероятно, была одобрена самим заказчиком, так как картина должна была висеть над камином в главном здании гильдии в одном ряду с более ранними групповыми портретами. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Рембрандт оживил композицию, изменив традиции: один чиновник встает со своего места, как бы подавая знак, что заседание окончено.


    Автопортрет с Саскией на коленях, 1635.
    Холст, масло, 161х131. Дрезденская Галерея

    Веселый кавалер с девушкой на коленях держит в руке бокал. На праздничном столе пирог с павлином. Пирующие сидели спиной к зрителям, теперь они повернулись лицом, чтобы выпить за наше здоровье. Удивительно, но об этой работе известно доподлинно очень мало. Неоспоримо, в частности, авторство Рембрандта, есть сведения, что он хранил ее у себя, не желая продавать, потому, быть может, что картина была ему дорога. Ее часто называют «Автопортретом с Саскией на коленях». Возможно, супруги устроили маскарад ради забавы, следуя моде на сцены из придворной жизни, а может, прославляя свой достаток. Однако есть и другая версия: на картине будто бы изображен блудный сын, проматывающий наследство. В таком случае, глядя на веселую сцену, мы вряд ли можем догадаться, чем кончится эта история (см. картину о Возвращении блудного сына)


    Портрет Николаса Ван Бамбека. 1641.
    Холст, масло, 106х84. Королевский Музей Изящных Искусств, Брюссель

    Николас Ван Бамбек сам был художником, но, как с прискорбием сказал один из его друзей, богатое наследство притупило его честолюбие, и в итоге он не оправдал ожиданий. Однако Николас покровительствовал Рембрандту, приобрел у него «Ученый спор» и заплатил за позирование для своего портрета. Ван Бамбек и его друг секретарь Госсовета Мауритс Хейгенс, по-видимому, в Гааге заказали Рембрандту свои портреты. Друзья решили: если кто-то из них умрет, его портрет должен перейти к оставшемуся в живых, и в 1641 году после смерти Бамбека картина по завещанию досталась Хейгенсу. На портрете, исполненном доброты и сочувствия, де Гейн выглядит уверенным, гордым человеком. Мягкий рассеянный свет выгодно подчеркивает его фигуру и фактуру белого воротника и рукавов платья. Тем не менее другой покровитель Рембрандта, брат Мауритса Константейн Хейгенс написал по меньшей мере восемь стихотворных строк, в которых сетовал на то, что портрет не имеет ничего общего с оригиналом


    Фредерик Рихел на коне, 1663.
    Холст, масло, 282х248. Лондонская Национальная Галерея


    Купающаяся женщина, 1654. Дерево, масло, 62х47.
    Национальная Галерея, Лондон

    Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель - Хендрикье Стоффельс. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Хотя изображенную столь же можно, сколь и нельзя назвать библейски историческим персонажем, она, безусловно, не из простого сословия, судя по роскошному наряду, лежащему на берегу. По-видимому, это эскизная работа. Она написана торопливыми, поверхностными мазками, что видно даже по изображению ног, но, прежде всего сорочки. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована.


    Хендрикье Стоффельс у окна, 1656.
    Холст, масло, 86х65. Стаатлих Музей, Берлин


    Пожилой мужчина в меховой шапке, 1630. Дерево, масло, 22х18.
    Национальный Тирольский Музей Фердинандеум, Инсбрук


    Портрет молодой Саскии, 1633.
    Дуб, масло, 53х45. Национальная Дрезденская Галерея


    Читающий Титус, сын художника, 1657.
    Холст, масло, 71х64. Историческая Кунсткамера, Вена

    Титус, родившийся в 1641 году, единственный из детей Рембрандта и Саскии, кого не постигла смерть во младенчестве. Здесь ему не больше пятнадцати лет; все преисполненные нежной любовью рембрандтовские портреты сына указывают на приветливый, кроткий нрав мальчика. Титус играл важную роль в жизни художника, будучи наследником состояния Саскии, коим Рембрандт распоряжался лишь временно, а также поверенным своего отца. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. В 1665 году он достиг совершеннолетия, и если по закону стал распоряжаться деньгами Саскии, то, несомненно, был финансовой опорой в семье. В феврале 1668 года Титус женился, но спустя семь месяцев умер в возрасте двадцати шести лет.


    Портрет Титуса, сына Рембрандта, 1657.
    Холст, масло, 69х57. Лондон, Коллекция Уоллоса


    Аристотель с бюстом Гомера, 1653.
    Холст, масло, 144х137. Музей Метрополитен, Нью-Йорк


    Мужчина в золотом шлеме, 1650.
    Холст, масло, 68х51. Стаатлих Музей, Берлин

    Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Такой контраст обычен для автопортретов Рембрандта; быть может, оттого стали полагать, что здесь изображен брат художника. На самом деле многие авторитеты отказались признать авторство Рембрандта; их сомнения подтвердились изысканиями в рамках Программы исследования творчества Рембрандта, которая финансировалась правительством Нидерландов. «Старик в шлеме» - лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта.


    Самоубийство Лукреции, 1666. Холст, масло, 105х93.
    Институт Искусств, Миннеаполис

    Самоубийство Лукреции упомянуто в древнеримской легенде о причинах падения монархии и установления республики. Обесчещенная сыном римского императора Тарквиния Лукреция рассказывает мужу о своем позоре. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Здесь она уже нанесла себе смертельную рану, что видно по расплывающемуся кровавому пятну на тонкой сорочке. Она еще держится прямо, на мгновение ухватившись, ища опоры, за тесемку звонка, - полезная находка, позволяющая натурщице долго держать руку в поднятом положении, но мертвенная бледность лица свидетельствует, что конец близок.


    Портрет Хендрикье Стофелльс, 1659.
    Холст, масло, 68х80. Национальная Лондонская Галерея


    Учитель, 1631. Холст, масло, 105х91.
    Эрмитаж, Санкт-Петербург


    Польский всадник, 1655.
    Холст, масло, 115х135. Коллекция Фрик, Нью-Йорк

    Таинственная, романтическая фигура молодого всадника вызвала больше споров, нежели любая другая картина Рембрандта, чье спорное авторство - лишь одна из неясностей, связанных с этой работой. Отороченные мехом шляпа и кафтан кажутся восточно-европейскими, но, возможно, это просто очередной экскурс в театрализованную маскарадность. Если так, то картина имеет отношение к Польше не по сюжету, а разве лишь потому, что впоследствии была приобретена поляками. С другой стороны, интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Ее можно разрешить, приписав авторство картины какому-нибудь ученику Рембрандта, например Вильяму Дросту. Так и решила комиссия Программы, но ее изыскания навлекли на себя огонь критики и в 1993 году Программа прекратила работу.


    Урок анатомии доктора Николаса Тюльпа, 1632.
    Холст, масло, 170х217. Мауриц Хаус, Гаага

    Рембрандт эту картину, основываясь на лекции, которую читал в январе 1632 года д-р Николас Тюльп. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Возможно, решающую роль сыграла протекция Хендрика ван Эйленбюрха, у которого квартировал Рембрандт. Эйленбюрх и раньше успешно торговал картинами, покровительствуя и создавая имя молодым художникам. Рембрандт стал его последним протеже. Голландская школа славилась групповыми портретами, а этот предназначался в дар доктору Тюльпу, причем его коллеги рассчитывали предстать на картине в самом выгодном свете. Живописец с блеском справился с этой задачей: передал индивидуальность каждого и объединил композицию: Тюльп читает лекцию, а слушатели с профессиональным интересом всматриваются в труп казненного преступника. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность.


    Портрет Саскии в пышном платье, 1642.
    Холст, масло, 100х79. Кассель, Стаатлих Музей


    Автопортрет Рембрандта, 1661. Холст, масло, 114х91.
    Кенвуд Хаус, Лондон, Английское наследие

    Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. По существу, это второй из серии автопортретов, на которых он предстает с мольбертом, кистями и муштабелем, употребляемым живописцами в качестве опоры для руки. Свет на заднем плане - необычный прием, необходимый для того, чтобы зритель увидел кривые линии на стене за спиной портретируемого. Много объяснений предложено на сей счет; в наши дни популярна версия: эти линии - связь с творчеством таких легендарных художников, как Апеллес и Джотто, которые демонстрировали свое мастерство, рисуя одну безукоризненно правильную линию или круг. Если это объяснение верно, автопортрет утверждает право художника считаться подлинным мастером своего времени.


    Автопортрет художника у мольберта, 1660.
    Холст, масло, 111х90. Лувр, Париж, Франция


    Автопортрет Рембрандта, 1659. Холст, масло, 85х66.
    Национальная Галерея Искусств, Вашингтон, США


    Автопортрет Рембрандта, 1669. Холст, масло, 86х71.
    Национальная Лондонская Галерея, Великобритания

    Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Правда, на сей раз черного юмора нет и в помине, нет и открытых намеков на приближение смерти. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Пожилой, одетый в простое платье художник, сжав руки, смотрит на нас, не прося ни о чем, не сетуя ни на что. По-видимому, уже не суждено узнать, ускорила ли его конец смерть Титуса в сентябре 1668 года. Во всяком случае, спустя тринадцать месяцев, 4 октября 1669 он умер в своем доме в Розенграхте, а было ему всего 63 года. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках.


    Автопортрет в образе Зевксиса, 1665. Холст, масло, 83х65.
    Вальфраф Ричхартц Музей, Кельн, Германия

    Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Иногда он оценивал себя трезвым взглядом, подмечая приметы старости на посиневшем, дряблом лице, но часто любил представать в различных образах: наряжался то воином в латах, то импозантным царем, то апостолом Павлом. Здесь видны особенности обоих стилей. Изображен немощный старик, время обезобразило его лицо почти неузнаваемо, гораздо больше, чем на автопортрете того же года. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Тот, как известно, написал старуху с морщинистым лицом, и ее образ так развеселил его, что он смеялся не переставая, пока не умер. Связующим элементом тут, конечно, является смерть, и если этот автопортрет - шутка, то она исполнена черного юмора.


    Автопортрет, 1629. Дерево, масло, 16х13.
    Пинакотека Альта, Мюнхен


    Автопортрет, 1659. Холст, масло, 85х66.
    Вашингтон, Национальная Галерея Искусств


    Автопортрет. 1658. Холст, масло, 134х104.
    Коллекция Фрик, Нью-Йорк


    Автопортрет в вельветовом берете, 1634.
    Холст, масло, 58х48. Стаатлих Музей, Берлин. Германия

    К 1634 году Рембрандт уже написал несколько автопортретов, а предстояло создать много больше. Ни один художник не изучал себя столь пытливо на протяжении всей своей жизни, размышляя о старости, накопленном опыте, успехах и неудачах. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Облаченный в черный бархат и дорогие меха молодой модный художник уверенно смотрит на зрителя. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Духовное родство автопортретов особенно впечатляет, если вспомнить, что здесь Рембрандт еще не достиг вершины успеха и только собирается жениться, не сознавая, какие испытания уготованы ему в будущем. |

    Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вер­шин мирового искусства вообще. Демократическое и истинно гуман­ное, проникнутое горячей верой в торжество справедливых жизнен­ных начал, оно воплотило в себе самые передовые и жизнеутверждаю­щие идеи своего времени. Художник поднял изобразительное искусство на новую ступень, обогатив его небывалой жизненностью и пси­хологической глубиной. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряженный колорит. Духовная жизнь человека стала отныне доступной изображению средствами реалисти­ческого искусства.

    Рембрандт выступил новатором во многих жанрах. Как портре­тист, он явился создателем своеобразного жанра портрета-биографии, где долгая жизнь человека и его внутренний мир раскрывались во всей своей сложности и противоречивости. Как исторический жи­вописец, он претворил далекие античные и библейские легенды в со­гретый высоким гуманизмом рассказ о реальных земных человеческих чувствах и отношениях.

    Середина 1630-х годов - время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщен­ному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, противоречивым соседством натуралистических и декоратив­ных моментов, чувственности и жестокости.

    В барочный период написано «Снятие с креста» (1634). Картина иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский, Никодим и Другие ученики и близкие Христа, получив разрешение Пилата, сняли ночью тело Христа, завернули его в бога­тую плащаницу и похоронили.

    Легенда рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной прав­дой. Трагическая смерть учителя и сына повергла участников собы­тия в глубокое горе. Художник вглядывается в лица, стараясь про­никнуть в души людей, прочесть реакцию каждого на происходящее. Взволнованно передает он обморок Марии, матери Христа, плач и стенания женщин, страдание и скорбь мужчин, испуг и любопытство подростков.

    В этом произведении Рембрандт отталкивался от известной кар­тины Рубенса того же названия, используя отдельные композиционные мотивы вели­кого фламандца и стремясь превзойти его в выражении душевных движений героев.

    Другим важным достижением этой картины, наряду с индиви­дуализацией чувств действующих лиц, явилось использование света для достижения цельности многофигурной композиции. Три главных момента легенды - снятие с креста, обморок Марии и расстилание плащаницы - освещены тремя различными источниками света, ин­тенсивность которых убывает сообразно с уменьшением значения сцены.

    Начало нового периода в жизни и творческой деятельности масте­ра было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына, и созданием картины «Ночной до­зор»- большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера.

    Семейная трагедия и завершение ответственного заказа поставили Рембрандта перед сложными проблемами личной и творческой жизни. Художник выходит из этого кризиса возмужавшим и умудренным. Его искусство становится серьезнее, собраннее и глубже, а главное, в нем все явственней проступает интерес к внутренней жизни человека, к тому, что творится в его душе.

    В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно из главнейших произведений худож­ника - «Даная» , хотя на картине стоит дата 1636. На создание обра­за Данаи, легендарной греческой царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь - Саския. Но через десять лет, как по­казали новейшие исследования, художник, неудовлетворенный перво­начальным решением, существенно перерабатывает образ главной ге­роини. Моделью для окончательного варианта картины послужила ему, по-видимому, Гертье Диркс, молодая вдова, поселившаяся в доме Рембрандта после смерти Саскии сначала как нянька годовалого Титуса, а затем и на правах полной хозяйки. Таким образом, голова, пра­вая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс про­ник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Почти все остальные детали картины остались такими, какими были написаны в 1636 году, характерным для предшествующего периода аккуратным, рисующим мазком.

    Значительным изменениям подвергся и колорит картины. В пер­воначальном варианте господствовали холодные тона, типичные для середины 1630-х годов. Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, как бы предвещающим появление влюбленного бога, Рембрандт выполняет теперь центральную часть картины в теплом тоне с золотистой охрой и красной киноварью в ка­честве доминант.

    Во втором варианте, то есть в 1646-1647 годах, Даная получила и углубленную психологическую характеристику, благодаря которой раскрылся сокровенный внутренний мир женщины, вся сложная и противоречивая гамма ее чувств и переживаний. «Даная», таким образом,-наглядный конкретный пример становления знаменитого рембрандтовского психологизма.

    Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего дости­жениями в области портрета. Внешне портреты этого периода отли­чаются, как правило, большим размером, монументальными формами. спокойными позами. Модели обычно сидят в глубоких креслах, поло­жив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Светом выде­лены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные долгим жиз­ненным опытом люди - старики и старухи с печатью невеселых дум па лицах и нелегкого труда на руках. Подобные модели давали худож­нику блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонного возраста, но и духовный облик человека. В собрании Эр­митажа эти работы хорошо представлены незаказными портретами:

    «Старик в красном», «Портрет старушки» и «Портрет старика еврея».

    Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портре­та «Старик в красном». Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 го­да (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку; эрмитажный вариант трактует ту же тему- человек на­едине со своими думами. На этот раз художник применяет строго сим­метричную композицию, изображая неподвижно сидящего старика в фас. Но тем заметнее движение мысли, едва уловимая смена выраже­ния лица: оно кажется то суровым, то более мягким, то усталым, то вдруг озаренным приливом внутренней силы и энергии. То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Художник достигает этого прежде всего благодаря блестящему мастерству светотени, которая в зависимости от ее силы и контрастности вносит в изображение элегическую расслабленность или драматическое напряжение. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст. Изрытое морщинами лицо старика и узловатые натруженные руки обретают художественную, выразительность благодаря вязкому месиву красок, в котором переплетающиеся жирные мазки передают структуру формы, а тонкие лессировки придают ей движение и жизнь.

    Безымянный старик в красном с подчеркнутым достоинством, силой духа и благородством стал выражением новой этической позиции художника, открывшего, что ценность личности не зависит от официального положения человека в обществе.

    К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проник­новенное произведение - «Возвращение блудного сына». Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Именно здесь идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим - идея, которой Рембрандт служил всю свою жизнь,- находит наивысшее, совершеннейшее воплощение. И именно в этом произведении мы встречаемся со всем богатством и разнообразием живописных и технических приемов, которые вырабо­тал художник за долгие десятилетия творчества.

    Оборванный, обессиленный и больной, промотавший свое состоя­ние и покинутый друзьями, появляется сын на пороге отчего дома и здесь, в объятиях отца, находит прощение и утешение. Безмерная свет­лая радость этих двоих - старика, потерявшего всякие надежды на встречу с сыном, и сына, охваченного стыдом и раскаянием, прячуще­го лицо на груди отца,- составляет главное эмоциональное содержа­ние произведения. Молча, потрясенные, застыли невольные свидетели этой сцены.

    Художник предельно ограничивает себя в цвете. В картине доми­нируют золотисто-охристые, киноварпо-красные и черно-коричневые тона при бесконечном богатстве тончайших переходов внутри этой скупой гаммы. В нанесении красок на холст участвуют и кисть, и шпа­тель, и черенок кисти; но и это Рембрандту кажется недостаточным-он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). Благодаря разнообразию приемов достигается повышенная вибрация красочной поверхности - краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то как бы светятся из­нутри, и ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный, уголок холста не оставляет зрителя безучастным.

    Только умудренный огромным жизненным опытом человек и ве­ликий, проделавший большой путь художник мог создать это гениаль­ное и простое произведение.

    Рембрандт Харменс ван Рейн - величайший нидерландский художник и график. Он является представителем «больших голландцев»: нидерландских художников, писавших свои картины на полотнах больших форматов.

    Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Нидерландах, в городе Лейдене. Его отец Хармен ван Рейн был состоятельным мельником, а мать Нельтье Виллемс ван Зейтбург - дочерью булочника. Рембрандт был шестым ребенком в многодетной семье.

    В Лейдене Рембрандт учился в латинской школе и в возрасте 13 лет поступил в Лейденский университет, но там не задержался. Мальчика больше интересовала живопись и отец Рембрандта, увидев талант сына, помог ему. В 16 лет Рембрандт начал обучение изобразительной грамоте у своего первого учителя, Якоба ван Сваненбурха - лейденского исторического живописца, сына Исаака Класа Сваненбурха - самого видного художника города конца XVI века. К тому же Рембрандт был дальним родственником Якоба ван Сваненбурха .

    В 1623 году Рембрандт переезжает в Амстердам, где в течение шести месяцев учится у Питера Ластмана, прославившегося историческими, мифологическими и библейскими сюжетами. В его мастерскую Рембрандт попал еще подростком, поэтому он много перенял у этого, тогда очень известного художника. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству. Пристрастие Ластмана к пестроте и излишней детализации поначалу оказало огромное влияние на молодого Рембрандта. Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. Лион. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Утрехт. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Базель. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). Эти картины весьма красочны, подробные детали тщательно прописаны, сама обстановка библейской легенды достоверно передана. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора.

    В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. В возрасте двадцати лет он работает самостоятельно над живописными полотнами, а так же занимается гравировкой. Рембрандт, гуляя по улицам, запечатлевал понравившиеся образы резцом на лакированной дощечке. Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. В Лейдене Рембрандт работает совместно со своим, равным ему по талланту, другом Яном Ливенсом. Художники оказывают взаимное влияние на творчество друг друга и порой работают над одним и тем же сюжетом в своеобразном соавторстве. По этой причине искусствоведам достаточно сложно провести границу между картинами Рембрандта и Ливенса 1628-1632 годов. Некоторые шедевры Ливенса были приписаны Рембрандту, а менее ценные полотна последнего считались произведениями кисти Левинса.

    Уже в лейденские годы начала проявляться оригинальность Рембрандта в его способе разрабатывать сюжеты. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта — «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной - это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год).

    В 1629 году художника заметил секретарь штатгальтера Константин Хейгенс, поэт и меценат. В одном из своих писем Хейгенс описывает Ливенса и Рембрандта как многообещающих молодых художников. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. Частное собрание) он сравнивает с лучшими произведениями Италии, хотя осуждает пренебрежение художника рисунком. Вероятно благодаря посредничеству Хейгенса Рембрандт связался с богатыми клиентами и штатгальтер стал приобретать картины Рембрандта и Ливенса. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. Однако страсти Христовы большого успеха не имели.

    В 1631 году Рембрандт снова перебирается в Амстердам, который в те времена считался второй Венецией. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Многочисленные портреты говорят о том, что художник был вхож в самые высокие слои амстердамского общества. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. Первые десять лет после переезда Рембрандта в Амстердам ознаменовались созданием множества внушительных по размерам и по тематике произведений. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. Художник часто рисует автопортреты, изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах. Рембрандт самостоятельно печатает свои гравюры и каждый оттиск отличается от предидущего несколькими штрихами или линиями. Эти гравюры стремительно распродавались. Его работы нашли своих покупателей как в своей стране, так и за ее пределами.

    Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. Свой особняк на берегу недавно вырытого канала он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. Это были картины итальянских мастеров и гравюры, несколько произведений Рубенса, а также античные бюсты, оружие, музыкальные инструменты, индийские доспехи, причудливая повседневная утварь. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка.

    Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Гаага, Маурицхейс) прославил Рембрандта и считается первым великим произведением художника. В 1555 году в Голландии вышел закон, позволяющий медикам исследовать человеческое тело и многие врачи читали лекции об анатомическом строении человека в специальных анатомических театрах. На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Композиция достаточно оригинальна, она не соответствует обычной схеме, когда фигуры помещались вокруг стола или выстраивались в параллельные ряды так, чтобы головы портретируемых были одинаково видны зрителю. Вопреки этой господствовавшей формальной традиции, хирурги изображены в естесственных позах и объеденены пирамидальной композицией увлеченных процессом людей. Рембрандт смог передать посредством мимики и жестов мысли и чувства лектора и его учеников. Большое внимание Рембрандт уделяет освещению, заполняющему картину, создавая в полотне особое напряжение. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее.

    В 1634 году Рембрандт сочетался браком с Саскией ван Эйленбурх, богатой девушкой, происходящей из очень знатной семьи. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Рембрандт написал десятки таких портретов, обычно изображая супругов на двух разных полотнах. Лишь дважды живописец пишет двойной портрет, ведь убедительно разместить на одном полотне двух человек не просто.

    «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Лондон. Королевское собрание).
    Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Эпизод с вручением женой письма своему мужу, который работает в своем кабинете, превращает картину в жанровую сценку. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Берлин. Государственные музеи, Картинная галерея). Композиция достаточно неожиданная, фигуры сдвинуты вправо и занимают только половину холста. Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами.

    В женских и мужских портретах Рембрандт тщательно пишет голову, повернутую в анфас или три четверти, он выразительно изображает руки. Менее удачными считаются его портреты в полный рост. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Фон постепенно переходит от темного к светлому, вследствие чего фигура как бы проявляется из тени. Некоторые портретируемые предпочитают, чтобы их рисовали без драгоценных украшений, зачастую в костюме простого покроя, украшенном лишь кружевами на воротнике и манжетах. Портреты кисти Рембрандта отличаются своей законченностью, ощущением камерности и интимности. Многие имеют овальную форму. Рембрандт в основном изображал торговцев с супругами, отдавая предпочтение мужскому портрету. «Мартен Лоотен» (1632 год. Лос-Анджелес. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Кассель. Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Ниваа. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. Нью-Йорк. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Париж. Лувр), « Якоб де Гейн Третий» (1632 год. Лондон. Галерея Далвич).и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Заказов было много и Рембрандт не мог себе позволить добиваться той пронзительной психологичности, какая присутствует в его первых портретах.

    «Портрет ученого» (1631 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж). На картине изображен мужчина с задумчивым видом в процессе работы. Установить достоверно род занятий портретируемых Рембрандта сейчас очень трудно. В портрете отсутствует формализм. Эта картина занимает достойное место в камерных портретах художника.

    Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. Дрезден. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. Кассель. Художественная галерея). В портрете «Флора» (1634 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини. Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. По сути картина является пасторалью. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. Дрезден. Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. Художник нарисовал себя в приподнятом настроении с Саскией сидящей на коленях и с бокалом вина. Павлин на столе - символ богатства. Одежда на них нарядная и экзотичная.

    Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. Эти картины художник наполнял эмоциональным содержимым, философский же смысл оставался на втором плане. «Похищение Европы» (1632 год. Лос Анджелес. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Дрезден. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. И здесь Рембрандт принебрег традицией и вместо подростка изобразил капризного, пухлого четырехлетнего ребенка. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю.

    « Даная» (1636год. Санкт-Петербург. Эрмитаж). Согласно легенде аргосский царь Акрисий, предупрежденный оракулом, что погибнет от руки своего будущего внука, заточил свою дочь Данаю в комнате. Зевс посетил девушку в виде золотого дождя, зачав Персея . Рембрандт не изображает золотой дождь. Не случайно над кроватью Данаи изображен купидон. Утонченную, чувственную и женственную Данаю нередко рассматривают как «Северную Венеру». Вся картина пронизана светом. Картина была подарена художником Хёйгенсу.

    Рембрандт пишет картины и на библейские темы, выбирая при этом сюжеты, которые не были популярны среди других художников. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Амстердам. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Базель. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год.Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Лондон. Национальная галерея) производит на зрителя странное впечатление из-за того,что картина была неровно обрезана с двух сторон. Валтасар главенствует над группой, на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, ведь надпись предсказывает поражение в битве с персидским царем Дарием. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.

    «Жертвоприношение Авраама» (1635 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Дрезден. Картинная галерея). В этой картине Рембрандт решает сложную композиционную задачу: размещение большого количества людей вокруг стола. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж). В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана, изобразив его со спины. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки.

    Картина «Ночной дозор» (1642 год. Амстердам. Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. В 1642 году Рембрандт получил заказ изобразить один из шести многочисленных отрядов амстердамских мушкетёров капитана Франса Баннинга Кока для нового здания Стрелкового общества. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. «Ночной дозор» - уникальный групповой портрет, изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Рембрандт отошел от канонов голландской портретной живописи, предвосхетив тем самым художественные находки реалистической живописи XIX века.
    На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Отряд был изображен в движении и сцена получилась весьма реалистичной. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. Говорить о композиции картины трудно из-за того, что ее с трех сторон обрезали, поэтому создается впечатление, что фигурам тесно внутри полотна. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. Фигура в черном - капитан Кок протягивает вперед руку. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. На картине изображено более двадцати фигур. Заказчикам не понравилось то, что некоторые мушкетеры оказались на втором плане или практически полностью перекрываются впереди стоящими фигурами. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Заказчики отказались принять эту картину. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. В моде становятся жизнерадостные, красочные живописные полотна с обилием кропотливо исполненных деталей и узоров. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет.

    Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. сохранилось мало. Няня его сына, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться, чтобы уладить конфликт художнику пришлось расплатиться. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели » (Гертье Диркс?) (1647 год. Эдинбург. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Париж. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. Лондон. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Берлин. Государственные музеи. Картинная галерея).

    Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Роттердам. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Лондон. Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум). В 1653 году художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и объявил в 1656 г. о своем банкротстве. После распродажи в 1657-58 гг. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Рембрандт умирает годом позже.

    «Синдики цеха суконщиков» (1661 год. Амстердам. Рейксмузеум) - строгий и сдержанный групповой портрет. Сидящие за столом мужчины преисполненны важности. Красный ковер ярко выделяется на фоне одетых в черное торговцев.

    Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Их лица озарены внутренним светом. «Ян Сикс» (1654 год. Амстердам. Фонд Сикса), натягивающий на руку перчатку, выделяется гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. Москва. ГМИИ им. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Государственный музей Амстердама. Рейксмюсеум). «Возвращение блудного сына» (1666 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж)
    «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Санкт-Петербург. Эрмитаж). Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа.

    Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 500 картин (из них сохранилось около 300), 600 гравюр и офортов, 1400 рисунков.
    Среди всех живописцев западного мира Рембрандт признан наиболее психологически проникновенным портретистом. Рембрандт Харменс ван Рейн - величайший представитель голландского искусства.

    После обучения художник вернулся в Лейден, где вместе с другом открыл собственную мастерскую и стал набирать учеников. Позже он переехал в Амстердам и женился на Саскии ван Эйленбюрх, чьи родственные связи способствовали популярности художника и росту гонораров за множество написанных на заказ портретов и художественных произведений.

    Как и многие великие художники, Рембрандт не был счастлив в семейной жизни. Трое из четырех детей этой пары умерли в младенчестве. Год спустя после рождения их единственного выжившего сына, в возрасте до 30 лет, умерла и Саския.

    Позже экономка Хендрикье Стоффелс часто позировала для портретов Рембрандта. Хотя он был известным художником, в 1656 году пришлось объявить о банкротстве и распродать имущество. В этот сложный период мастер произвел свои наилучшие произведения.

    Чему могут научиться фотографы в картинах Рембрандта:

    Характерные черты света дают представление о гармоничном соотношении между количеством, направлением и интенсивностью освещения.
    Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Фотограф может применить это к фотографии.
    Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными.
    Свет не полностью заполняет кадр, а ложится лишь в определенной области, требующей освещения.
    Удивительная композиция и распределение субъектов в картине вне зависимости от их количества в сцене.
    Действия, поза, окружающая среда и застывшее мгновенье дают ясное представление о настроении персонажа.
    Интенсивность драматического соотношения между светом и тенью несет понимание значительности состава картины.
    Изучение полотен и гравюр Рембрандта это прямой путь к совершенству, оно дает понимание аспектов искусства.

    Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) - голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.

    Биография Рембрандта ван Рейна

    Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Другие дети пошли по стопам родителей, а Рембрандт избрал другой путь – художественный, и получил образование в Латинской школе.

    В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Многие ученые предполагают, что Рембрандт поступил в университет не для того, чтобы учиться, а чтобы получить отсрочку от армии.

    Первым учителем Рембрандта был Якоб ван Сваненбюрх. В его мастерской будущий художник провел около трех лет, затем переехал в Амстердам на учебу к Питеру Ластману.

    С 1625 по 1626 гг. Рембрандт вернулся в свой родной город, и завел знакомства с художниками, и некоторыми учениками Ластмана.

    Все же после долгих раздумий Рембрандт решил, что карьеру художника надо делать в столице Голландии, и снова перебрался в Амстердам, и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание.

    Творчество Рембрандта ван Рейна

    Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта).

    В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.).

    Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко и новаторский подход к классическим сюжетам.

    Период успехов внезапно завершился в 1642 г.: великолепная работа «Ночной дозор» - групповой портрет членов Стрелковой гильдии Амстердама - была отвергнута заказчиками, не оценившими новаций художника и подвергшими его резкой критике.

    Рембрандт практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась Саския.

    С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось мистическое, созерцательное начало. Нередко художник обращался к образу своей второй жены - Хендрикье Стоффельс.

    Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645 г.), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 г. он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама.

    Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 г. художник похоронил жену и сына.

    Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668-1669 гг.).

    Автопортреты Рембрандта запечатлели почти все этапы его жизни и стадии творческого пути. Они замечательны сами по себе, так как позволяют нам проследить развитие мастера, а также потому, что многие более поздние художники – от сэра Джошуа Рейнолдса до Марка Шагала – пробовали подражать примеру Рембрандта в надежде понять что-то о самих себе.

    Картина Рембрандта «Портрет Якоба де Гейна III» занесена в Книгу рекордов Гиннеса как наиболее часто похищаемое произведение искусства в мире. Картина была украдена и найдена четыре раза. Ей даже дали прозвище «Рембрандт на вынос». Портрет хранится в Лондоне, в галерее Далвич.

    Часть картин художника Рембрандта, в том числе известные «Даная», «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана», хранятся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). В 1985 году душевнобольной плеснул на «Данаю» серную кислоту. Реставрация шла долгих 20 лет. Теперь «Данаю» можно увидеть лишь за толстым слоем защитного стекла.

    «Исследовательский проект Рембрандт» — это группа ученых, анализирующих наследие великого художника. Проект работает с 1968 года.

    До этого времени считалось, что кисти художника принадлежит 800 картин. Проект эту цифру опроверг: после тщательных исследований оказалось, что их всего около 350.

    Остальные написаны учениками Рембранда, а также художниками, на которых повлиял Рембрандт. Например, знаменитый «Мужчина в золотом шлеме» из Берлинской картинной галереи, долгое время считавшийся работой мастера, оказался картиной другого неизвестного художника.

    При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: place-fact.com ,

    Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.