Силовые структуры России: старые привычки забываются с трудом. Сколько в россии силовиков Перечень силовых структур российской федерации


Сегодня прочел о том, как московский спецназ штурмовал московское же отделение наркоконтроля.

Это же что у нас такое делается?
Уже давно, капитально и в крайне взаимно прокуроры **утся со следствием и фсбэшниками, менты, конвоиры и наркоконтролеры мужеложствуют друг над другом с разной степенью успеха.

И как прикажете это понимать?

А понимать это следует следующим образом:
в России создано огромное количество силовых структур, каждая из которых крышуется какой-либо кремлевской (или около того) группировкой разной степени приближенности.

В зависимости от того, какая группировка берет вверх в кулуарной борьбе, мы можем наблюдать усиление позиций тех или иных силовиков, которые, по сути, выступают в роли армий вассалов, которые, присягнув единому феодалу, продолжают жесточайшим образом долбить друг друга во все известные щели.

Первые отклики этой борьбы мы могли услышать в далеком 2007 году, когда фсбэшники «взяли» заместителя руководителя ФСКН генерала Бульбова.
Тогдашний начальник наркоконтроля Черкесов ввел понятие «война спецслужб»:
налицо было противостояние ФСКН и ФСБ, Следствия и Прокуратуры.

Потом понеслось: оказалось, фсбэшники хлопнули Бульбова за незаконную прослушку фсбэшного же начальства, а он, в свою очередь, на допросах показал, что делал это по заданию высшего руководства страны. Примерно тогда же «кадыровцы» (формально - МВД) взъебнулись схлестнулись с «ямадаевцами» (формально - ГРУ Генштаба МО).

Но это всё лирика. Так что мы имеем?
Начнем рейтинг по порядку, с самых «неприкосновенных».
Итак, на первом месте у нас непотопляемое МЧС , внутри которой по факту существует несколько подведомств (пожарные, войска гражданской обороны, авиация, флот, войска химической защиты, войска специального назначения).
МЧС - это на сегодня одна из самых слаженных, огромных и засекреченных структур.

Затем, ФСБ и ФСКН (Наркоконтроль): с ФСБэшниками всё понятно, ФСКН же, создаваясь под конкретную задачу, в итоге оказалась заточена на самый широкий спектр функций, превратившись в одно из самых засекреченных ведомств.
Возвращаясь к ФСБ, можно вспомнить ещё пару «государств в государстве»:
Пограничную службу (ПС) и Службу авиационной безопасности (САБ).
Последней, если брать отдельно, конечно же можно пренебречь, однако в качестве подмоги при установлении контроля над транспортными узлами - то что надо.

Прокуратура и Следственный комитет (СК): обособившиеся и люто ненавидящие друг друга структуры с собственными силовыми подразделениями и огромными полномочиями. Плюс сюда же военная прокуратура и военное следствие - с теми же тараканами.

МВД . В систему МВД кроме, собственно, милицейских подразделений разного рода полицейских служб, входят также внутренние войска (ВВ) и миграционная служба, которые, хоть и состоят при МВД, но внутренним органам не особо то и подчиняются, и формально хоть имеющие минимум полномочий, могут в любой момент встать под ружье для защиты интересов своих кураторов. Причем, это самое «под ружье» может быть по разные стороны баррикад: никакой теплоты или мвдэшной солидарности ВВэшники, менты и миграционщики друг к другу не испытывают.
Сюда же можно приплести такие подразделения как ОМОН, ОМСН, ГИБДД, ППС, ВОХР, ФГУП Охрана и прочих.

Министерство юстиции. Под крылышком данного ведомства тихо-спокойно сидят две очень даже силовые структуры, де-факто тоже не подчиненные министерству и друг другу: ФСИН (служба исполнения наказаний) и ФССП (служба судебных приставов) - каждая со своим оружием и спецназом.

Министерство обороны (МО). Армия - вроде как далекое от всяческих интриг и простое как языческая дубина ведомство, при всем при этом, является далеко не последним фактором, который, начнись в стране реальная буча, и станет решать кому и куда идти. При этом, и внутри ведомства не всё ладно:
помимо того, что вояки терпеть не могут ментов, прокуроров и следователей, фсбэшников (особенно!) да и просто гражданских лиц; так еще и армейские подструктуры на дух друг друга не выносят: противостояние сквозит и по горизонтали, и по вертикали - армия, авиация и флот, рода войск между собой, генеральный штаб с самим министерством обороны, ГРУ и прочая нечисть. При этом, каждый мало-мальский командир имеет за спиной роту-другую спецназа, начиная от командования ВДВ и пехоты, заканчивая войсками связи, артиллерии, стройбатом и медицинской службой.

Служба внешней разведки (СВР). Быть может, так далеко я задвинул их не заслуженно и не по ранжиру, ибо несмотря на относительную свою немногочисленность эта служба может компенсировать всё своей секретностью и подготовкой. Тем не менее, перманентная и взаимная ненависть к своим визави из контрразведки (ФСБ) не обошла стороной доблестных разведчиков.

Таможенная служба (ФТС). Казалось бы, стой себе на границе и листай декларации слюнявыми пальцами. Ан нет же. Куда таможне без собственного СОБРа. В итоге, таможня обладает таким ресурсом, что способна решать точечные задачи в любой точке мира (вплоть до ликвидации особо важных лиц), либо за несколько часов установить контроль над населённым пунктом вблизи таможенного поста (конечно, впоследствии их выметут оттуда силами ВВ или МЧС, но всё же).

С основными мы закончили. Но сколько у нас есть еще силовиков «в рукаве»?
Собственными легальными военизированными формированиями специального назначения в том или ином виде располагают:
- Министерство транспорта
- Центральный банк (инкассация)
- Роскомнадзор
- Российские железные дороги
- Росфиннадзор
- Росфинмониторинг
- Казначейство
- Налоговая служба
- Министерство финансов (все четыре предыдущих ведомства формально в его структуре).
И наверняка я ещё кого-то забыл.

Сюда же мы можем прибавить службы безопасности крупнейших российских корпораций (банки, нефтянники) и достаточно большое количество крупных охранных предприятий.

Вдогонку к ним (хотя кто мощнее - под вопросом) пойдут отряды «княжеских» дружин типа «кадыровцев», «Восток-Запада», казачества и прочих, которые хоть и входят формально в состав легализованных формирований, на самом деле служат только своим боссам.

Всякую блатоту, бандподполье, оргпреступность и прочие незаконные формирования мы считать не будем, хотя и тут с несколько десятков тысяч вооружённых людей разной степени организации мы «настричь» можем.

Итого, у нас насчитывается больше 20 ведомств, которые вполне легально и за наши с вами деньги содержат формирования разной степени мощи, вооруженные оружием одинаковой убойной силы, включая авиацию, танки и бронетехнику (армейские отряды, МЧС,
ФСБ, ВВ МВД).

Представляете, что будет, если «война спецслужб» наберёт обороты? Хуярить ебошить мочить будут всех и каждого, и даже фамилиЁ не спросят.

Да и вообще, зачем нам столько силовиков?
И, самое главное, КОГО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ ОХРАНЯЮТ?

Цитадель и ее стража

История силовиков

Россия - страна силовиков. По количеству одних только полицейских на 100 тысяч человек Российская Федерация занимает первое место в мире. На каждую тысячу россиян приходится 5,5 полицейских. Даже в Китае (данные 2012 года) этот показатель составляет всего лишь 3,2, а например, в Германии - 2,9. В постоянно воюющем Израиле - тоже 2,9. При этом полицейские - это вовсе не единственные представители силового сословия, которое за 2000-е годы стало основным бенефициаром режима, одновременно его опорой и выгодоприобретателем.

На протяжении всех этих 12-ти лет, о которых мы говорим, постоянно росло одновременно количество вооруженных людей в форме и расходы федерального бюджета на их содержание. В эти годы происходило разделение общего силового сословия на различные группы интересов, на различные кланы. Конкуренция или прямая борьба этих кланов между собой к концу 2000-х годов превратилась в некоторую пародию на политическую конкуренцию, в некоторую ее замену, довольно плохую замену, надо признать («Песок - плохая замена овсу»). Но тем не менее это такой суррогат системы сдержек и противовесов. Вместо общественного контроля, вместо взаимного сдерживания ветвей власти в российской политической ситуации мы имеем конкуренцию силовиков.

Кто составляет вот эту вот вооруженную бюрократию, сколько вообще этих людей? Итак, кто такие силовики, кто составляет этот класс?

Министерство внутренних дел

Наиболее многочисленная силовая структура в России - это Министерство внутренних дел. На 2005 год в его штате состояло более 820 тысяч человек; на 2015 год количество сотрудников МВД превысило миллион. Министерство внутренних дел подверглось одной из наиболее масштабных реформ 2000-х годов. Это так называемая реформа полиции, собственно, переведшая ее из милиции в полицию. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 2009 году в качестве реакции на ряд громких преступлений, совершенных милиционерами.

Многие помнят дело майора Евсюкова, человека, который открыл стрельбу в супермаркете на юге Москвы. Предполагалось одновременно снижение численности состава МВД и увеличение ассигнований для выплаты вознаграждений сотрудникам. В 2010 году была объявлена предстоящая реформа полиции, и в августе 2010 года в открытом доступе был опубликован проект закона «О полиции», который был призван заменить действующий закон «О милиции».

Он ставил себе целый ряд целей: прежде всего повышение эффективности работы органов полиции, повышение доверия к ним граждан, сокращение численности и повышение зарплат сотрудников. Действительно, в ходе реформы, начавшейся в 2011 году, численность сотрудников органов внутренних дел была сокращена на 22%. Однако, как мы видим, уже к 2015 году штат МВД снова вырос и стал больше, чем в какие бы то ни было предыдущие годы. Действительно, полицейские стали получать больше денег, кроме того, был внедрен целый ряд мер по повышению открытости системы МВД. Наиболее известная из них - это введение бейджиков, которые сотрудники полиции обязаны носить.

Одновременно, начиная с 2001 года, шел процесс переподчинения региональных силовых структур и специфических региональных управлений внутренних дел от губернаторов президенту. Суть процесса состояла в том, чтобы выстроить единую вертикаль по охране порядка в широком смысле слова, если мы говорим об МВД, и подчинить ее именно федеральному центру. Исключениями в этом отношении, продолжающими обладать собственным силовым ресурсом, являются национальные республики. Прежде всего республики Северного Кавказа, особенно Чечня.

Пока зафиксируем ту ситуацию, к которой мы пришли к 2012 году: полиция реформирована, ее численность несколько сокращена, она, скажем так, стала в какой-то степени более открытой. Сказать, что уровень доверия к полицейским каким-то образом вырос, мы, ориентируясь на социологические данные, не можем, но зато силовая вертикаль полностью переподчинена президенту.

ФСБ, ФСО и другие

МВД - это, естественно, не единственная силовая структура, но наиболее многочисленная. В органах прокуратуры на 2005 год работает около 190 тысяч человек, в Генеральной прокуратуре - 53 тысячи. В Федеральной миграционной службе - около 30 тысяч человек. Чрезвычайно многочисленное, богатое и достаточно самостоятельное силовое ведомство - это МЧС, работающее с 1991 года, с момента своего создания, под руководством одного министра. В 2005 году там работает 350 тысяч человек, в 2015-м - уже больше 370 тысяч. Около 340 тысяч - в Министерстве юстиции. И Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, созданная в 2003 году (и, забегая вперед, ликвидированная в 2016-м), насчитывает на 2005 год 33 тысячи человек. На 2015-й, так сказать, к своему закату, - уже 40 тысяч.

Сколько человек работает в собственно спецслужбах - ФСО, ФСБ и военной разведке, - из-за режима секретности точно сказать мы не можем. По различным данным, ФСБ в 2000-е годы - это около 120 тысяч человек. Если прибавлять туда сотрудников погранслужбы, которая вошла в состав ФСБ, то это получится больше 200 тысяч человек. По различным оценкам, с начала 2000-х годов штатная численность ФСБ без учета погранслужбы возросла в 1,5–2 раза. В службе внешней разведки мы видим около 20 тысяч человек, но опять же, точно мы не знаем. В ФСО работает от 10 до 25 тысяч человек.

Численность штатного состава силовых структур, несмотря на локальные сокращения или, точнее, разговоры о таких сокращениях, в целом за последние 15 лет неизменно росла. Точно так же росли и расходы федерального бюджета на разделы «Национальная безопасность» и «Правоохранительная деятельность», которые отвечают за окормление класса силовиков. За годы наблюдений никогда эта цифра в процентах от ВВП не падала ниже 1,3%. В процентах от общего числа расходов федерального бюджета она всегда была больше 8, и (с некоторым снижением в кризисном 2008 году) после 2009-го наблюдается ее постоянный рост. К 2012 году мы подходим с бюджетом, в котором около 11% денег направляются на расходы, связанные с национальной безопасностью и правоохранительной деятельностью.

Много это или мало? Для сравнения: в Соединенных Штатах расходы консолидированного бюджета на безопасность составляют около 1,5% ВВП. В расходах федерального бюджета это 0,19%. Как мы видим, это цифра, к которой мы близко не подходили за все эти годы. Итак, российские силовики в течение этих 12 лет потребляют всё большую и большую долю от расходов бюджета.

Одновременно растет так называемая закрытая часть бюджетных расходов. Что это такое? Федеральный бюджет, как любой другой закон, рассматривается Государственной Думой. Он рассматривается на пленарных заседаниях и, соответственно, публикуется. Часть расходов, которые относятся к секретным, рассматриваются в закрытом режиме, их не обсуждают на пленарных заседаниях. Их рассматривает специальная комиссия Государственной Думы. В нее входит председатель комитета по бюджету, председатель комитета по безопасности и ряд других депутатов. В основном это бывшие сотрудники спецслужб и Министерства обороны, бывшие обычно, там, заместители министра - такого уровня люди.

Каков процент этих закрытых расходов, то есть тех, которые не подлежат публичному рассмотрению? С 2005 по 2012 годы - от 10 до 11%. Это не обязательно расходы именно на спецслужбы. Например, расходы на капитальное строительство по какой-то причине тоже стали относиться к секретным, часть расходов на ЖКХ также закрыта. Если в 2012 году это 11,7% бюджета, на 2014 год это уже 14,2%, на 2015-й - 16,7%, к концу 2015 года - фантастическая цифра в 20,2%. Итак, больше 20% федерального бюджета к 2015 году распределяется в закрытом режиме.

Чем выше влияние спецслужб и силовиков в целом на внутреннюю и внешнюю политику, чем больше денег они забирают себе, тем, соответственно, больше влияние их специфической ментальности, которая предполагает рассмотрение внешнего мира как набора угроз и вызовов.

Армия

По специфическим причинам российской политической истории у нас спецслужбы и силовые структуры являются политическими акторами. Армия до самого последнего времени им не являлась. Корни этого специфического явления уходят в период после Великой Отечественной войны, в частности, в тот этап, когда шла борьба с маршалом Жуковым и его окружением ровно с тем, чтобы не допустить появление армии как отдельного политического субъекта, как актора политического процесса. Это положение вещей в самые последние годы начало несколько меняться, но это уже выходит за рамки нашего курса. Каким образом поддерживается тот баланс между конкурирующими силовиками, поддержание которого является одной из основных задач и целей верховной власти?

Конкуренция силовиков

Силовики располагают как силовым ресурсом, так и контролем над целыми областями, сферами экономической деятельности. Это не только вульгарно понимаемое крышевание в духе 90-х годов, это уже гораздо более глубокое проникновение силовых акторов в экономическую ткань, которое позволило, например, Ольге Романовой , человеку, разбирающемуся в этой сфере, сказать, что настоящие российские предприниматели - это и есть силовики или силовики и есть настоящие российские предприниматели. Какой именно объем экономического оборота прямо или косвенно контролируется представителями силовых структур либо их бенефициарами, мы сказать не можем, но мы просто можем зафиксировать тот факт, что проникновение это достаточно глубоко.

Одним из основных скрытых, но определяющих сюжетов внутренней политики 2000-х годов было соперничество МВД и ФСБ за контроль над потоками, проходящими через таможню. В чем состояла в этой ситуации задача верховной власти? В том, чтобы не появился какой-то один определенный победитель, который мог бы контролировать эту поляну целиком, чтобы не появился некий мегасиловик, который мог бы победить всех остальных, или даже чтобы не выросло две противостоящие башни, которые остаются наедине друг с другом, подавив все остальные очаги сопротивления. По этой причине силовые структуры в России являются постоянным предметом реформирования.

Из них выделяются новые структуры, эти новые структуры потом расформировываются, меняется руководство. Вся эта деятельность, если мы посмотрим на нее на расстоянии в десять лет, имеет своей целью поддержание этого вот сложного динамического равновесия. В 2011 году из состава Генеральной прокуратуры выделяется то, что было Следственным комитетом при прокуратуре, в отдельную структуру, Следственный комитет, который становится конкурентом прокуратуры и в борьбе с ней проживает все эти годы. Все эти новые структуры начинают сражаться за полномочия, за ресурсы, за контроль. Соответственно, вот эта вот борьба не дает никому из них каким-то образом усилиться.

Итак, зафиксируем ту ситуацию, которую мы увидели. Речь не идет о том, что какие-то специфические чекисты захватили власть в России. Речь идет, повторюсь, о широком, обширном, богатом и влиятельном классе, говоря марксистским языком, вот этой вот самой силовой бюрократии. У нас существует экономическая бюрократия, существует медийная бюрократия, существует бюрократия финансовая - все это люди, в той или иной степени работающие на государство. Но ядром чиновничьего класса становится именно вот эта вооруженная силовая бюрократия.

События в Египте, Ливии и других странах Арабского Востока вновь поставили вопрос о политической роли силовых структур. Ну, а как при таких же обстоятельствах поведет себя силовая опора нашего дуумвирата? Будут сдержаны как в Египте или, наоборот, станут «гвоздить» всех недовольных 42-летним режимом Каддафи, как в Ливии? Не исключено, что и об этом вел разговор вице-президент США Джозеф Байден с российским руководством и оппозиционерами дуумвирату. Поговорим на эту тему и мы.

2011 год резко и бесповоротно поставил в международную повестку дня вопрос о «мягкой» контртеррористической стратегии. В ней предусматривается создание широких коалиций военных с НКО-НПО при информационно-аналитическом взаимодействии гражданских волонтеров с силовыми структурами.

В России нарастает количество терактов, грозящих перерасти в массовые протесты. И здесь нельзя обойтись одним лишь увеличением количества самолетов-беспилотников (пока их вообще нет!) для заблаговременного выявления очагов протеста, как предлагает Федор Яковлев в статье «Как мы теряем Северный Кавказ».

Трудно с ним не согласиться в необходимости создания «упреждающей инфраструктуры о готовящихся терактах» на Северном Кавказе. Но почему бы не во «всей Руси Великой»? Чего там мелочиться и «напрягать» одного лишь Александра Хлопонина!

Бандподполье в Российской Федерации многолико. Оно прячется в сотнях «серых зон». Поэтому без помощи гражданских контртеррористов нашим силовым структурам с ним не справиться. И тем более не справиться со «стоящим на плечах» этого бандподполья новым терроризмом (тем, что готовится использовать компоненты ОМП).

Но как гражданам работать с силовиками без уважения и доверия? Ведь на протяжении последних 10 лет сертифицированные «защитники Отечества» все чаще становятся объектом обвинений в коррупции. Но главное – их обвиняют в военном непрофессионализме!

Рассмотрим одно из многочисленных негативных определений российского силового сектора или «силовиков»: «В сегодняшней России силовики это те, кто состоит или обслуживает правоохранительные и военизированные структуры самого различного вида – армия, МВД, ФСБ, пограничные войска, разведка, прокуратура и различные секретные службы – всего 22 структуры». И далее делается уточнение: «Силовики получают образование и практическое обучение, которые формируют мировоззрение и менталитет в целом, довольно отличные от воззрений гражданских лиц» .

Итак, даже в свете этих определений российский «силовой сектор» отличается от принятого в Западной Европе и Северной Америки термина «сектор безопасности».

Сектор безопасности в западных странах составляет ядро процесса демократизации, который подпитывает и защищает модернизацию общества.

В России определенные (не все!) части милитаризованных структур захватили власть для собственного обогащения за счет других слоев населения. При этом безопасность для большинства населения сократилась, но не для «избранных» слоев – они составляют 15-20% населения.

Вот почему сектор безопасности на Западе гарантирует демократизацию и модернизацию всему обществу. В России же сложился «силовой сектор», который все это гарантирует лишь «избранным сверху» слоям.

Ядро режима «силовиков» - узкий слой бывших чекистов, назначенных на ключевые посты во властных органах. Сюда относятся кадры ФСБ, бывшего КГБ, других секретных служб.

«Силовики» контролируют ситуацию в стране со своих постов в государственном и частном секторе (нередко через родственников и клиентелу) исключительно в корпоративных интересах.

Само «ядро» (там тоже есть свои клановые противоречия) сидит как в матрешке - внутри 3-х миллионного военно-профессионального сообщества. К нему относятся 1,2 млн. человек в рядах вооруженных сил (условно армии, ВВС и флота) и 1,8 млн. милиционеров (с марта 2011 года полицейских), пожарников т.п. А вокруг них существует еще 20 млн. членов семей бывших и действующих военнослужащих и работников оборонного комплекса.

Узаконенное, главным образом, неконституционными президентскими указами еще президента Ельцина, а затем президентов Путина и Медведева милитаристское «ядро» тесно связано через сослуживцев и знакомых с элитными «частными армиями», частными охранными структурами и т.п. негосударственными структурами безопасности (более 3 млн. чел.). А те надежно обслуживают (за высокую плату) интересы транснациональных корпораций, отечественного ТЭКа и меняющих своих хозяев финансово-индустриальных группировок (ФИГ). Все эти негосударственные силовые структуры насчитывают более 6 млн. человек.

Государственные и негосударственные силовые структуры до последнего времени через антитеррористические установки власти устанавливали и расширяли связи с военизированными слоями населения. В частности, речь идет о казачестве (от 5 до 7 млн. человек) и организованной в полувоенных ячейках молодежи, миллионах фанатах спортклубов и т.п.

По приблизительным подсчетам отечественный «милитариат» составляет свыше 30 млн. человек! Это мощный слой, на который дуумвират и опирается. Или думает, что опирается, обещая повысить пенсии отставным военным, аж, до 16 тыс. рублей в месяц! Большие деньги при инфляции 10%!

Напомним, что с 2001 года нефть и газ подорожали на порядок! И теперь нефтедоллары лежат в основе благополучия силовых структур России. Конечно, не всех: одни – благополучнее других. Все как у Джорджа Оруэлла в «Ферме животных».

Например, клан «питерских чекистов» и социальные группы лояльных им выходцев из «города на Неве» (артисты, менеджеры ВПК и т.п.) с 1999 года стали активно (и весьма умело!) создавать из прежде безработного и социально незащищенного «люмпен-милитариата» (через ЧОПы и корпоративные силовые структуры частного сектора) послушную им массу «людей с пистолетом».

Высокие долларовые зарплаты (и взятки за умеренность в поборах с бизнеса) шли миллионам охранников и телохранителей. Через зависимый от нефтедолларов шоу-бизнес и СМИ создавалась «гламурность», а заодно и легитимность дуумвирата.

Если президент Борис Ельцин прямо опирался на российский военный электорат, то президенты Владимир Путин и Дмитрий Медведев воздействовали на российского избирателя уже более опосредовано – через эти, а также ведомственные, муниципальные и региональные клиентелы .

Лично через Владимира Путина и «его» правящую партию «Единая Россия» вплоть до 2011-х годов шел отбор кадров на руководящие позиции госаппарата и силовых структур.

В октябре 2009 года к «питерской клиентеле» присоединилось 5-7 миллионное казачество. Российское правительство во главе с Владимиром Путиным после нескольких лет колебаний и проверок лояльности все же разрешило казакам «нести государственную службу» за жалование. При этом не исключались, а предусматривались традиционные льготы казакам при получении земельной и иной собственности.

Казаки же, как полагали многие российские и зарубежные эксперты, за «государевы льготы» всегда и с большой охотой поддерживали лишь авторитарные режимы, подавляя при этом демократические процессы . Скандал с казацкой станицей Кущёвская в 2010 году, вроде бы, перечеркнул некоторые расчеты «питерских чекистов».

Итак, российский силовой сектор оберегает сложившийся с конца 1990-х годов авторитарный режим узкой группы «питерских чекистов». Тот пока успешно опирается на 6-миллионный контингент силовиков с оружием и встречает при опросах общественного мнения одобрение 30-миллионного российского милитариата. Он уже далеко не «люмпен», благодаря щедрой финансовой и правовой подпитке из созданного на нефтегазовых сверхприбылях Резервного Фонда и т.п. «черных касс» российской олигархии.

Время президентства Владимира Путина ознаменовалось небывалым расцветом коррупции. Взятки и слияние чиновников с бизнесом стали нормой на всех уровнях власти - федеральном, региональном, местном. Под разговоры в СМИ о борьбе с «реваншем олигархов» в России происходило стремительное обогащение новой, более могущественной олигархии из силовиков за счет россиян. С подачи Николая Патрушева 20 декабря 2000 года даже появился термин «новое дворянство», который получил негативную интерпретацию в либерально-демократических кругах России и за рубежом .

Бывший офицер КГБ Виктор Черкесов, занимавший высокие посты в правительстве России, сетовал на то, что «воины превратились в торговцев». Сотрудники спецслужб, оказавшиеся во власти после того, как они долго были последними в очереди «бенефициаров 90-х», начали сражаться друг с другом за вполне материальные интересы» .

Вывод важных активов из государственной собственности под контроль частных лиц, выкуп собственности у олигархов по баснословно высоким ценам за государственный счет, установление монополии друзей президента Путина на экспорт российской нефти, а в конечном итоге - создание «черной кассы» самого Кремля.

Таковы лишь некоторые штрихи к «портрету маслом» сложившейся при Путине криминальной системы управления страной .

И вот именно такую конструкцию предлагает модернизировать, а на деле «заморозить» президент Дмитрий Медведев. Этот, фактически, «консерватизм» остается лозунгом партии «Единая России» с ноября 2009 года . Речь тогда шла о консервации антизападной политики «вертикали власти» при модернизации «милитариата» как своей силовой и электоральной опоры.

Однако в июле 2010 года «вдруг» президент Дмитрий Медведев призвал госаппарат к переориентации на Европу и США с Канадой для осуществления модернизации страны, а на деле – основ авторитарного правления дуумвирата в 2011-2012 годах или даже триумвирата (есть и такие расчеты) после 2012 года.

Итак, режим «силовиков» создал «свой» сектор безопасности при минимальном контроле со стороны общественности и бизнеса.

Нет надежд на закон о каком-то контроле общественности и бизнеса за сектором безопасности. Наоборот, с весны 2010 года усилилась слежка «вертикали власти» за НКО-НПО и участились репрессии против их лидеров и активистов по всей стране. А в июле 2010 года был принят Закон о дополнительных полномочиях ФСБ в борьбе с недовольными рудиментами «режима силовиков», остававшимися и при президенте Дмитрии Медведеве.

Перед растущей угрозой международного и «домашнего» терроризма у любого социума возникают насущные потребности в системе тотальной безопасности для заблаговременной защиты от новых форм экстремизма, радикализма и терроризма. Особенно ярко такие потребности в переменах проявляются на фоне беспомощности силовых структур в России. Летние пожары 2010 года выявили непрофессионализм всего российского сектора безопасности. А «шпионский» скандал в США вообще рассмешил, а потом огорчил оставшихся «в деле» нелегалов-профессионалов (им дуумвират вообще предложил пенсии по 2 тыс. долларов).

Теперь «люди в форме» в России реально охраняют покой лишь «за хорошее вознаграждение» - до 70 тыс. рублей в месяц. Такие деньги может платить лишь материально обеспеченное население (15-20%), а с остальных «стражи порядка» «просто» берут взятки.

«Хорошо оплачиваемые охранники» - это, как правило, инвалиды «первой холодной войны» или бойцы «второй холодной войны». Стремительно разбогатевшие «силовики» через подконтрольные им СМИ предстают перед российским обществом «образцами» поведения.

1990-е годы прошли под знаком «холодного мира», который многие в России приняли за разрядку напряженности с Западом. Россияне «распахнули душу», в том числе и в новом для себя Интернете. Такая открытость миру принесла материальный успех немногим, но моральное удовлетворение свободой самовыражения Интернет дал многим. Пал «железный занавес» из советских и многих постсоветских предрассудков. Наметилось движение в сторону общечеловеческих ценностей с уважением к личности, а не режиму. Но в 2000-2010-х годах представители силовых структур устремились в Сеть, чтобы изнутри контролировать русскоязычный Интернет в корыстных интересах и в ущерб миролюбию, начавшемуся было развитию у россиян.

На ряде Интернет-форумов множество стереотипных и явно заказных обвинений и проклятий в адрес Запада в целом, а США и НАТО – в частности стали «нормой жизни».

За «вторую холодную войну» выступает целая «клака силовиков» в Интернете . Она призывает к новым виткам гонки вооружений под предлогом борьбы с терроризмом и его якобы спонсорами из ряда западных стран. В итоге российские силовики получили от дуумвирата огромные ресурсы для модернизации.

К 2011 году российские военные, спецслужбы, но особенно МЧС и МВД достигли в этом определенных успехов. Насколько такая модернизация хороша для всемирного контртеррористического сообщества? Ведь подъем производства товаров и услуг в непроизводительной сфере безопасности тормозит экономическое, социальное и демократическое развитие России .

Через «партию власти» прошли многие действующие и бывшие военнослужащие, в основном, из спецслужб. И теперь изнутри этого нового «ордена меченосцев» они контролируют политическую и даже экономическую жизнь российского общества. Хотя и признают, что еще многое предстоит сделать для укрепления своей бюрократической «вертикали власти».

Эту властную структуру российские политические аналитики назвали феодальным слиянием бюрократизма и милитаризма. В этом сущность «вертикали власти», тормозящей процессы демократизации и модернизации России. В частности, российский политический аналитик Андрей Пионтковский убежден, что Россия «управляется преданными врагами свободы». Он предупреждает о «могучем и широко распространенном» на Западе непонимании России. «Эта система возникла не на пути к постиндустриальному открытому обществу, - утверждает он, - а на пути к феодализму, когда сюзерен распределяет землю, но может в любой момент забрать ее обратно у вассалов. Единственная разница лишь в том, что господин Путин распределяет и забирает обратно не землю, а газовые и нефтяные компании» .

До последнего времени частный сектор и третий сектор (сообщество неправительственных организаций) находились под тяжелым прессом старых и новых олигархов, тесно сплотившихся вокруг чекистской «вертикали власти». Последняя представляла собой элементарную иерархическую административную структуру из аппаратов кремлевской администрации и российского правительства во главе, соответственно, с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным.

Эти «лидеры» не имеют широкой поддержки населения, которое не доверяет также и российскому силовому блоку, но особенно МВД: в частности, 67-68% не доверяют МВД, а более 80% считали эту силовую структуру неэффективной . Хотя с 1 марта 2011 года власть переименовала милицию в полицию, эффективность этой структуры пока не повысилась. Она и не может быть повышена без поддержки населения.

Тогда остается «правящая партия» как основа благополучия дуумвирата? Как полагают социологи ВЦИОМа, «…если «Единая Россия» будет продолжать исповедовать идеологию стабильности, «не очень интересную, не особо вдохновляющую и возбуждающую» те группы населения, которые будут доминировать через 10-12 лет, то она рискует стать «партией прошлого», которая ориентируется только на пенсионеров и бюджетников» .

Следовательно, только милитаризованные организации в России составляют «опору» дуумвирата. Но они-то разбиты на три сектора «национальной» безопасности.

Первый включает в себя МВД, армию и иные силовые министерства и ведомства для удовлетворения федеральных потребностей в безопасности правящей власти, действующей от имени «всего населения». В этом секторе «безопасности» население «прессуется» катком взяток многочисленными отрядами силовиков, обслуживающими «вертикаль власти». К 2011 году возникла «вертикаль взяток»: сам такой «каток» оценивался только в 2008 году в 300 млрд. долларов в год. Сегодня размер взяток, по меньшей мере, удвоился, а под него по-прежнему попадают миллионы вынужденных «взяткодателей» .

Такой тип отношений «армии и общества» (civil-military relation) абсолютно неприемлем для стран Запада. Поэтому в современной России «силовой сектор» нельзя отнести к сектору безопасности по западным стандартам или к общенародной смычке «армии и народа» советских времен.

Второй сектор «национальной» безопасности составляют так называемые элитные вооруженные части и обслуживающий их гигантский аппарат самых различных секретных разведок – финансовой, политической, конфессиональной, антитеррористической и т.п. подразделений спецслужб.

Профессиональный уровень этих «элитных войск», разведок и спецслужб по типу опричнины (с отторжением в свою пользу имущества репрессированных - владелицы компании «Властелина», жены бывшего мэра Москвы и т.п.) и якобы «преторианской гвардии» авторитарного режима весьма сомнительный. Постоянно возникают скандалы в связи с их деятельностью. И к «элите» у широкой общественности доверия уже давно нет.

И, наконец, третий сектор национальной безопасности представляет собой «частные охранные предприятия» и целые армии охранников, нанятых крупными частными и полугосударственными корпорациями.

От каких террористов или экстремистов всем им нужно охранять своих «боссов» - у них нет однозначного понимания. Как, впрочем, у самого российского социума нет единого подхода к тому, как «предотвращать террор» или даже что такое «контртерроризм». В СМИ и научных кругах идет постоянное смешение контртерроризма с антитеррором, например, на примере «умиротворения» Кавказа.

Спецслужбы внимательно следят за процессами в бюрократической машине «силового сектора». Они искусно манипулируют растущими разногласиями между военными первого сектора и второго сектора «национальной» безопасности, с одной стороны, и между военной и гражданской бюрократией, с другой.

Выдвижение бывшего разведчика на пост президента в 1999 году президентом Борисом Ельциным гарантировала «наследнику трона» по Конституции 1993 года иммунитет от любого уголовного преследования в России. Вот почему примеру подполковника КГБ Владимира Путина вскоре последовали многие другие выходцы из спецслужб. Бывшие чекисты во власти рассчитывали по закону долго оставаться вне судебного разбирательства, что бы они ни вытворяли.

Между тем президент Дмитрий Медведев в 2010 году существенно сократил список лиц, допущенных к государственной тайне и «ограниченных в своих конституционных правах» (фактически от гражданского контроля) с 49 человек (2000-2005 гг.) до 19 человек .

Забавно отметить, что с 1994 года список «засекреченных» государственных бюрократов возглавлял министр РФ по атомной энергии, затем в 2008 году - руководитель Администрации президента РФ (по указу президента РФ от 8 апреля 2008 г. № 460), а в 2010 году председатель правительства РФ Владимир Путин стал в списке № 1.

С осени 2004 года действуют многочисленные общественные палаты и комиссии при президенте и силовых министерствах. Они призваны «корректировать» непродуманные планы и малопродуктивные действия президента и его силовых министерств. Ведь силовики у власти, как отмечается выше, обладают неприкосновенностью за свои ошибки.

Такая «общественность» стала псевдодемократическим фасадом многочисленных авторитарных структур по всей России. В народе и самих властных структурах эти палаты и комиссии насмешливо прозвали «общественными палатками».

Между тем время перемен в парадигме национальной безопасности наконец-то пришло! Даже сами члены общественных палат признают необходимость своей замены другими формами самоуправления и самообороны на пути эффективного противодействия терроризму и экстремизму. Первые шаги в этом направлении были сделаны осенью 2009 года в Ингушетии и Дагестане. Но на процесс формирования «снизу» систем общественной безопасности «надавили» федеральные войска. В итоге весь Северный Кавказ вспыхнул колоссальным ростом терактов в 2010-2011 годах. Президент Дмитрий Медведев осенью 2009 года поддержал третий сектор России. И тот ответил ему взаимностью. Теперь очередь за силовыми структурами, которые также должны перестроиться с прежней «волны», которую они «катили» на США, НАТО и мятежный Кавказ. Настало время "танго" силового и третьего сектора - ведь этот танец танцуют двое. Ничего, что раньше не получалось - научатся!

Вице-президент США Джозеф Байден на встрече 10 марта со студентами МГУ мудро заметил: «Old habits die hard», понимая, что вторая перезагрузка отношений США с Россией пойдет трудно, «зависая» из-за старых привычек обеих сторон подозревать всех и вся. Так и с силовыми структурами - не стоит их заранее «списывать со счетов» демократического процесса и модернизации, за которыми будущее России до и после 2012 года. Да, старые привычки холодной войны забываются с трудом, но ведь забываются!

ПРИМЕЧАНИЯ

1. URL: http://www.iea.ru/article/siloviki_model/10_11_2007.ppt

2. О спорах клиентелы «верхов» о возможном «триумвирате» к 2012 году пишет Владимир Прибыловский «Устройство современной российской власти». URL: http://ratibor59.livejournal.com/305574.html. На борьбу кланов внутри клиентелы указывает Глеб Павловский «Наталья Тимакова - новый лидер медведевцев в Кремле». URL: http://rusprin.info/press/politics/power/natalya_timakova___novyi_lider_medvedevcev_v_kremle/.

3. В Совете по делам казачества при Президенте РФ комиссию по делам государственной службы возглавил первый заместитель министра МВД генерал-полковник Михаил Суходольский. Хотя данные новшества относятся больше к реестровому казачеству и пути их реализации будут проходить длинные бюрократические коридоры всевозможных инстанций, есть надежда, что казачество сможет не только восстановить свои традиционные функции, но и стать активным сегментом построения российского гражданского общества «в патриотическом понимании этого термина», как утверждал атаман Союза Казачьих Войск России и Зарубежья, депутат Государственной Думы Виктор Водолацкий. URL: http://www.nacbez.ru/security/article.php?id=2763.

4. Одновременно в конце сентября 2010 г. в США и Великобритании вышла в свет книга российских журналистов Андрея Солдатова и Ирины Бороган «The New Nobility. The Restoration of Russia’s Security State and the Enduring Legacy of the KGB» («Новое дворянство»).

5. Михаил Шевелев. Дворянство, которого не было. URL: http://www.svobodanews.ru/content/article/2171356.html.

6. «Черная касса» Кремля не находятся в Кремле: деньги разбросаны по зарубежным счетам. «Излишки» нефтедолларов направляются туда с согласия федеральной власти. Например, с сентября 2010 года по март 2011 года из России «утекло» 40 млрд. долларов. Лишь в январе 2011 года, как спокойно свидетельствует Центробанк России (!), из российских программ модернизации и поддержки малого и среднего бизнеса были выведены 13 млрд. долларов. – «Куда уходят деньги». URL: http://www.flb.ru/info/48583.html.

7. URL: http://www.polit.ru/news/2009/12/01/nper.popup.html

8. О целях «клаки силовиков» в Интернете свидетельствует диалог на сайте о последствиях для Крыма и Украины войны России с Грузией в августе 2008 года: «Одновременно с подготовкой резни в Крыму есть информация о контактах лиц в руководстве ФСБ, ГРУ и ВС с американцами…, такое впечатление, что они что-то координируют. В принципе - новая холодная война в их общих интересах. Наш ВПК ностальгически вздыхает по своим тучным коровам в СССР». URL: http://www.left.ru/2008/9/burtsev178.phtml.

9. О повышенном внимании российской власти к вопросам безопасности см. положения Стратегии национальной безопасности до 2020 года. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2009/05/216229.shtml

10. См. URL: http://www.rferl.org/archive/The_Power_Vertical/latest/884/884.html. Приводятся также данные о более 300 миллионах долларов, которые в 2008-2009 гг. ежегодно платились в России в виде взяток. Это – десятикратное увеличение с 2001 года.

11. URL: http:// www.svobodanews.ru/content/article/1873692.html

12. URL: http://wciom.ru/novosti/v-centre-vnimanija/publikacija/single/12783.html

13. В 2008 году средний размер взятки составлял 8000 рублей, а к осени 2009 года - 27000 рублей. А общий объем взяток превысил 30 млрд. долларов. По данным неправительственной организации «Transparency International», в 2007 году только 17% россиян давали взятки, а в 2009 году – уже 27% респондентов сообщили, что были вынуждены давать взятки. URL: http://www.newsland.ru/News/Detail/id/434838/cat/42. Читатель может сам подсчитать размер «катка взяток» в 2011 году, исходя из того, что средний размер взятки и коммерческого подкупа в России превысил 61 тысячу рублей. URL:http://www.krasrab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=14619:c-61-&catid=58:finans&Itemid=416. Это средний ежемесячный заработок чиновника.

Владимир ЛУКОВ, генеральный директор Центра контртерроризма

  • Правовой статус гражданина России
  • 4. Правовой статус государственных служащих и порядок прохождения ими службы, классификация государственных должностей и государственных служащих, стимулировании е деятельности.
  • 2. Характерные особенности президентской республики
  • 3. Гражданское общество: понятие, структура, практическое воплощение
  • 4. Характеристика современного Российского государства
  • Численность, расселение
  • 5. Понятие и стадии законодательного процесса
  • 6. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти
  • 7. Федеральное собрание рф: статус, полномочия, структура
  • 8 Контрольные полномочия палат федерального собрания рф
  • Выбрать структуру
  • 9. Структура и организация работы Государственной Думы
  • Председатели Госдумы
  • Комиссии
  • 10. Структура и организация работы Совета Федерации Российской Федерации.
  • 13. Федеральные округа. Полномочия полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
  • 14 Обеспечение прав человека при Президенте Российской Федерации и Омбудсменом.
  • 15.Правовой статус и компетенции Правительства Российской Федерации.
  • 16. Структура правительства России
  • 17.Функции федеральных органов исполнительной власти.
  • 18.Функции федеральных органов судебной власти
  • 19. Силовые структуры российской федерации и управление ими
  • Министерство внутренних дел Структурируется территориальными управлениями по субъектам рф (областные, республиканские, краевые увд) и федеральным округам (гу мвд по соответствующему фо).
  • Федеральная служба охраны Включает:
  • 20. Разграничение полномочий органов государственной власти и органов власти местного самоуправления. Принципы их взаимодействия
  • 21. Понятие «государственная политика». Особенности разработки и реализации государственной политики.
  • 22. Государственное регулирование экономики: сущность, цели и направления.
  • 23. Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законодательное регулирование взаимодействия.
  • 24.Полномочия Губернатора и администрации Губернатора. Их роль в государственном управлении на уровне субъекта Российской Федерации.
  • 25 Современная организация выборов в Российской Федерации.
  • 27 Региональные особенности социальной политики.
  • 30 Понятия «Потребительская корзина», «Прожиточный минимум». Методика расчета потребительской корзины, ее нормативное правовое обеспечение.
  • 31Содержание и значение договоров о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерацией.
  • 33Организация социального обеспечения граждан на территории субъекта Российской Федерации.
  • 34 Структура органов государственной власти в субъектах Российской Федерации.
  • 35. Особенности регулирования социально-трудовых отношений в Российской Федерации. Роль Российской трехсторонней комиссии и областных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
  • 37 Государственное регулирование экологической, технической и ядерной безопасности.
  • 39 Статистика в государственном учреждении: основные показатели.
  • 40 Бюджетный процесс в Российской Федерации.
  • 41 Правовое регулирование и социальные гарантии занятости населения. Роль государственных органов занятости населения.
  • 42 Роль государственного аппарата управления в осуществлении государственной политики.
  • 43 Государственное регулирование бизнеса.
  • 44. Формы и методы управления государственным имуществом
  • Раздел 4
  • 2. Цели и содержание региональной политики. Принципы регионального управления
  • 4 Нормативно – правовые особенности управления персоналом в органах гос. Власти
  • 5 Факторы внешней среды, влияющие на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
  • 6 Методы анализа, применяемые в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления
  • Специфическое в применении методов анализа в огв и мс Цель анализа:
  • 7 Линейно-функциональные и штабные структуры в органах государственной власти. Их значение в практической деятельности органов власти.
  • 8 Система поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.
  • 9 Типы организационных структур в органах гос. Власти и местного самоуправления
  • 10 . Особенности системы планирования (сп) в органах гос. Власти
  • 11 Специфика создания программ социально-экономического развития в субъекте Российской Федерации.
  • 12 Особенности проектирования и реализации целевых программ в органах местного самоуправления.
  • Раздел 4 Вопрос 13. Особенности трудовой мотивации гос. И муниц. Служащих (гс и мс) в рф
  • Вопрос 14. Административный статус (ас) гос. И муниц. Служащих (гс и мс)
  • Раздел 4. 15. Факторы внешней среды, влияющие на деятельность органов местного самоуправления.
  • 2) Основные факторы, определяющие особенности муниципального управления
  • Вопрос 16. Организация связей с общественностью в органах гос. Власти и местного самоуправления
  • Вопрос 17. Понятие муниципальной службы (мс). Основные принципы муниципальной службы. Реестры муниципальных должностей муниципальной службы.
  • Раздел 4. 18. Особенности подготовки и реализации правовых актов органов местного самоуправления.
  • Раздел 4. 20. Федеральный Закон « о выборах в органы местного самоуправления в рф»
  • Раздел 4. 21. Структура органов местного самоуправления. Цели,задачи и полномочия отделов и управлений в органах мсу.
  • Раздел 4. 22. Особенности взаимодействия администраций муниципальных образований с федеральными органами гос власти и органами гос власти субъекта рф.
  • Раздел 4. 23. Устав муниципального образования. Его роль в муниципальном управлении
  • Раздел4. 24. Законодательная база деятельности администрации органов местного самоуправления.
  • Раздел 4. 25. Стратегическое планирование развития муниципального образования. Из практики реализации стратегического планирования в муниципальных образованиях.
  • Раздел 4. 26. Особенности проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы в рф.
  • Раздел 4. 27. Особенности аттестации муниципальных служащих.
  • Раздел 4. Вопрос 28. Особенности формирования кадрового резерва на гражданской и муниципальной службе
  • Раздел 4. 29. Нормативно-правовые особенности управления персоналом в органах местного самоуправления
  • Раздел 4. 30 Муниципальная собственность: назначение, порядок ее образования и правовое закрепление. Управление муниципальной собственностью.
  • Раздел 4. 31. Администрация как орган власти местного самоуправления.
  • Вопрос 32. Взаимодействие омс с общественными движениями и организациями
  • 33. Организация выборов в органах местного самоуправления
  • 34. Основные принципы, методы формирования и исполнения бюджета органа местного самоуправления
  • 35. Роль исполнительного органа власти в субъекте рф в природоохранной деятельности. Особенности реализации экологических программ органами местного самоуправления.
  • Пример: Из стратегии развития Св. Области до 2020 г. Экологизация экономики
  • 37. Роль исполнительного органа власти в субъекте рф в управлении образованием. Особенности управления системой здравоохранения органами местного управления.
  • 38. Особенности социально-экономического планирования в органах местного самоуправления.
  • 39. Организация обратной связи между органами местного самоуправления и населением.
  • 40. Виды контроля как управленческой функции в деятельности органах местного самоуправления.
  • Причины необходимости контроля
  • Контроль в муниципальном управлении в Российской Федерации решает три важнейшие задачи:
  • 41 Современные проблемы экономического развития в органах местного самоуправления. Межбюджетные отношения.
  • 42 Особенности организационно-управленческих структур в органах местного самоуправления.
  • 43 Особенности кадровой политики в органах местного самоуправления.
  • 44 Виды планирования в органах исполнительной власти
  • 45. Виды планирования в органах местного самоуправления
  • 19. Силовые структуры российской федерации и управление ими

    Силы обесп-я безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, ОВД, органы внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрез-х сит-ций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании закон-ва.

    Силовые стр-ры подчинены Президенту. Указом Пр-та РФ от 3 июня 1992г. №547 был образован Совет безопасности РФ «для обеспечения реализации функций Президента по упр-ю гос-вом, формированию внутр., внеш. и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально – политической стабильности в об-ве, защите и свобод граждан». В него входят:МВД, Мин юст, Мин-во обороны, МЧС, гос-я фельдъегерская служба, Служба внешней разведки, ФСБ, ФС по надзору за оборотом наркотиков, ФС охраны. В совет

    Президент РФ: 1.возглавляет Совет безопасности РФ; 2.контролирует и координирует работу гос органов обесп-я безопасности; 3.в пределах опред-ой законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Правительство РФ: 1. в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство гос органами обеспечения безопасности РФ;2.организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и комитетами РФ, другими подведомственными ему органами РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов. Министерства РФ (по делам гражд-й обороны, ч/с и ликвидации последствий стихйных бедствий, Мин-во обороны), ФС (Служба внеш разведки, ФСБ, ФС охраны Р.Ф.), ФА (Главное упр-е спец. программ президента): 1 .в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента РФ и постановлениями Правительства РФ обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности; 2. в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

    Министерство внутренних дел Структурируется территориальными управлениями по субъектам рф (областные, республиканские, краевые увд) и федеральным округам (гу мвд по соответствующему фо).

    Вертикальное подчинение от центрального аппарата через окружные, областные (республиканские, краевые), городские и до районных управлений. Включает центральный аппарат и профильные «подсистемы» по всем территориальным управлениям:

      Департамент охраны общественного порядка (милиция общественной безопасности) – участковые отделы (ОВД), дежурные части, патрульно-постовая служба (ППС), вневедомственная охрана (УВО), дорожная инспекция (ГИБДД, ДПС), лицензионно-разрешительная служба (ЛРР), инспекция по делам несовершеннолетних (ИДН). Функции – поддержание «уличного» общественного порядка, обеспечение личной безопасности граждан, контроль в общественных местах, охрана объектов, предотвращение, пресечение, раскрытие преступлений и правонарушений, не требующих обязательного предварительного следствия, регламентация определённых процедур, дорожное регулирование и т.п.

      Уголовный розыск (департамент УР). Функции – оперативное пресечение и раскрытие общеуголовных преступлений, розыск преступников, подозреваемых и пропавших без вести, доследственное дознание, оперативное сопровождение предварительного расследования.

      Департамент экономической безопасности (Управление по борьбе с экономическими преступлениями, УБЭП, бывшее БХСС). Функции – оперативно-розыскная деятельность в сфере экономических и налоговых преступлений.

      Департамент по противодействию экстремизму (ДПЭ – создан в сентябре 2008 года на базе расформированных управлений по борьбе с оргпреступностью (УБОПов). Функции – оперативно-розыскная деятельность в сфере уголовной преступности, мотивированной политическим экстремизмом и организованногоэ

      Следственные управления (СУ, Главные СУ, замкнуты на Следственный комитет МВД).Функции – предварительное следствие по уголовным делам.

      Охранно-конвойная служба (ОКС). Функции – охрана и конвоирование контингента изоляторов временного содержания, силовое обеспечение судебных заседаний.

      Управление «К». Функции – пресечение и раскрытие преступлений в сфере хайтека, контроль над провайдерами, выявление пользователей.

      Отряды милиции особого назначения (ОМОН).Функции – силовые столкновения в «уличных» условиях, пресечение несанкционированных массовых мероприятий (митингов, демонстраций), захват особо опасных преступников.

      Отряды милиции специального назначения (ОМСН). Функции – силовые столкновения в порядке борьбы с организованной преступностью, войсковые операции во взаимодействии с вооружёнными силами.

      Департамент собственной безопасности (УСБ).Функции – предотвращение и пресечение правонарушений, злоупотреблений и коррупции в системе МВД.

      Службы хозяйственного обеспечения, юридические службы, образовательные учреждения МВД. Функции очевидны по названиям служб.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБАБЕЗОПАСНОСТИ Структурируется:

      территориальными управлениями по субъектам РФ (УФСБ)

      управлениями и отделами в вооружённых силах

    особыми управлениями в пограничных округах

      «ситуативными» органами в иных организациях (на предприятиях, в учреждениях, спецназах, авиаотрядах и т.д.).

    Центральному аппарату ФСБ непосредственно подчинены:

      Оперативно-поисковое управление

      Следственное управление

      Центр спецтехники

      Центр безопасности связи

      Комендантская, дежурная, шифровательная службы

      Академия ФСБ

      СИЗО «Лефортово»

      «Профильные» службы ФСБ (распространённые по теруправлениям):

      Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом. Функции – пресечение деятельности антигосударственных формирований, покушающихся на конституционное устройство РФ, особенно террористических структур и проявлений.

      Служба контрразведки. Функции – выявление и пресечение иностранной разведывательной деятельности.

      Служба экономической безопасности. Функции – сбор, анализ и реализация информации экономического характера, относимой к сфере государственной безопасности. Пресечение антигосударственных проявлений в экономической области. Оперативно-силовое сопровождение финансовых и коммерческих процессов.

      Служба оперативной информации и международных связей. Функции – отслеживание систематизация информационных потоков, поддержание контактов и взаимодействия с иностранными ведомствами.

      Погранслужба. Функции – охрана государственной границы.

      Организационно-кадровая служба, контрольная служба, техническая служба, служба обеспечения (хозяйственная). Функции очевидны по названиям служб.

    ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА

    К центральному аппарату относятся управления:

      по надзору за соблюдением федерального законодательства

      по надзору за следствием

      по надзору за дознанием и оперативно-розыскной деятельностью

      по надзору за расследованием особо важных дел

      по надзору за делами о федеральной безопасности

      по надзору за делами о коррупции

      по обеспечению участия прокуроров в судебных процессах

      по надзору за транспортом и таможней

      по надзору за исполнением наказаний

      управление делами

      организационно-инспекторское

      кадровое

      первый отдел на правах управления

      Академия Генпрокуратуры.

    Функции очевидны по названиям управлений.

    Структурируется:

      Управлениями Генпрокуратуры по федеральным округам

      Прокуратурами субъектов РФ, городов, районов

      Главной военной прокуратурой (ГВП) с собственным центральным аппаратом и прокуратурами по военным округам и гарнизонам

      Специализированными прокуратурами в субъектах РФ (природоохранными, по надзору за исправительными учреждениями, по надзору за режимными объектами и т.д.).

    СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

    Бывший следственный комитет при прокуратуре РФ. Преобразован в самостоятельную структуру 15 января 2011 года.

    В центральный аппарат СК входят:

      Следственное управление

      Управление процессуального контроля

      Управление криминалистики

      Организационно-инспекторское управление

      Управление обеспечения деятельности

      Особо выделенное Управление по Северо-Кавказскому ФО.

    Функции – разработка государственной политики в сфере уголовного законодательства, качественное расследование особо значимых преступлений, обеспечение законности в ходе следственных действий (в т.ч. осуществляемых иными ведомствами).

    СК структурируется следственными управлениями по федеральным округам, правовым управлением, военным следственным управлением, управлениями по защите гостайны, физической защите. Налицо дублирование со следственными органами МВД. Создание обусловлено конкурентными отношениями Генпрокуратуры с МВД, затем внутренними прокурорскими «разборками» на фоне столкновения политических интересов в высшем эшелоне госвласти.

    МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ

    Формально не относится к силовым структурам, однако ему подведомственны ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ и ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

    Центральный аппарат ФСИН включает, в частности, управления:

      оперативное

      правовое

      охраны и конвоирования

      режима и надзора

      организации деятельности мест лишения свободы

      финансово-экономическое

      капитального строительства.

    Отличие от охранно-конвойной службы МВД в сфере компетенции – места лишения свободы, контингент осужденных (а не подследственных и подсудимых). Через десятки территориальных управлений и отделов по федеральным округам и субъектам РФ контролирует сотни колоний, поселений, СИЗО, уголовно-исполнительных инспекций. ФССП также представлена отделениями во всех субъектах РФ.

    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

    Специализируется на борьбе с наркопреступностью – производством, сбытом, употреблением наркотиков, особенно в формате организованных групп. Включает:

      аппарат Государственного антинаркотического комитета

      оперативно-розыскной департамент

      следственный департамент

      организационный департамент

      кадровый департамент

      департамент межведомственного взаимодействия

      департамент спецобеспечения

      департамент собственной безопасности

      тыловой и финансовый департамент.

    Функции очевидны по названиям департаментов. Вертикально структурируется территориальными управлениями по федеральным округам и субъектам РФ. Функции по факту дублируются с МВД и отчасти ФСБ. Создание было обусловлено необходимостью «разведения» конкурирующих силовиков в первой половине 2000-х годов.