Техническая физика. Направление "техническая физика" Техническая физика что за специальность

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику бакалавриата по специальности 050723 – Техническая физика присуждается академическая степень бакалавра технической физики.
Квалификации и должности определяются в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты от 22.11.2002 г. № 273 – П.
Бакалавр по специальности 050723 – Техническая физика, в соответствии с требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», может занимать следующие должности: физик, инженер-схемотехник, инженер-электроник, технолог, специалист высшей, I и II категорий, младший научный сотрудник, старший лаборант, преподаватель физики в средних общеобразовательных и специальных учебных заведениях и т.д.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 050723 – Техническая физика

Сфера профессиональной деятельности
Области науки и техники, включающие исследование, разработку, создание и эксплуатацию новых материалов, технологий, приборов и устройств.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
физические процессы и явления, физические и физико–технологические приборы, системы и комплексы, а также научно–исследовательские, научно-производственные, проектно–конструкторские организации, предприятия, фирмы, компании, центры и высшие учебные заведения.
Предметы профессиональной деятельности
Разработка, создание и эксплуатация приборов; методы анализа, прогнозирования и управления свойствами материалов, технологических процессов, техническое оснащение и эксплуатация производственных и исследовательских объектов высоких технологий.
Виды профессиональной деятельности
Бакалавры по специальности 050723 - Техническая физика могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- научно-исследовательская;
- проектно-конструкторская;
- производственно-управленческая;
- организационно-технологическая;
- образовательная (педагогическая).
Функции профессиональной деятельности:
- осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по темам исследований и разработок;
- изучение специальной литературы и другой научно-технической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники в области технической физики;
- участие в проведении экспериментальных исследований по заданной программе, составление описаний экспериментов, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой документации;
- выполнение математического моделирования объектов и процессов по типовым методикам;
- участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции;
- участие в организации контроля качества материалов и выпускаемой продукции, проведение их сертификации;
- осуществление контроля соблюдения технологической дисциплины на своем участке, правильной эксплуатации производственного и лабораторного оборудования;
- анализ причин брака выпускаемой продукции и участие в разработке мероприятий по его предупреждению;
участие в организации технического обслуживания и ремонте новых приборов и устройств.
- осуществление профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний и экологических нарушений.
Типовые задачи профессиональной деятельности:
- решение теоретических и экспериментальных задач, возникающих при рассмотрении различных физических процессов;
- анализ физических явлений на основе современных теоретических представлений и их применение в прикладных исследованиях;
- разработка и совершенствование формальных моделей и методов, применяемых при создании объектов профессиональной деятельности;
- разработка и исследование методик анализа, синтеза, оптимизации и прогнозирования качества процессов функционирования объектов профессиональной деятельности;
- разработка, совершенствование и применение средств спецификации, методов разработки стандартов и технологий производства объектов профессиональной деятельности.
Направления профессиональной деятельности
Научная и инженерная деятельность в области прикладных наук и наукоемкого производства.
Содержание профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
- построение математических моделей для анализа свойств объектов исследования; выбор численного метода моделирования объектов; разработка алгоритма решения задачи;
- разработка методов решения различных задач технической физики, включая типовые задачи проектирования, исследования и контроля физических свойств материалов и сред;
- выполнение математического моделирования с целью анализа и оптимизации параметров объектов исследования на базе имеющихся средств, включая стандартные пакеты автоматизированного проектирования и исследований;
- проведение измерений и исследований различных объектов по заданной методике с выбором технических средств и обработка результатов;
- составление описаний проводимых исследований и разрабатываемых проектов, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;
- осуществление наладки, настройки и опытной проверки отдельных видов приборов и систем в лабораторных условиях и на объектах;
проектно - конструкторская деятельность:
- анализ поставленной проектной задачи в области технической физики на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;
- формулирование целей проекта (программы) решения задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;
- разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений в условиях многокритериальности, неопределенности, планирование реализации проекта;
- разработка проектов узлов аппаратов новой техники с учетом сформулированных к ним требований;
- использование в разработке технических проектов новых информационных технологий;
производственно-управленческая деятельность:
- проведение теоретических и экспериментальных исследований по анализу характеристик материалов с использованием заданной методики измерений с обработкой полученных результатов;
- внедрение технологических процессов производства, контроля качества элементов и узлов различного назначения;
- расчет технологических нормативов на расход материалов, инструмента, выбор типового оборудования, предварительная оценка экономической эффективности технологических процессов;
- работа по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства;
организационно-технологическая деятельность:
- разработка планов на отдельные виды конструкторско-технологических работ и контроль их выполнения, обеспечение соответствующих служб технической документацией, материалами, оборудованием;
- нахождение оптимальных решений при создании отдельных видов продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности;
- размещение технологического оборудования, техническое оснащение и организация рабочих мест, расчет производственных мощностей и загрузки оборудования по действующим методикам и нормативам;
- осуществление технического контроля производства изделий и участие в управлении их качеством.
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 050723 - Техническая физика
должен:
иметь представление:
- об области, объектах и видах профессиональной деятельности;
- об обобщенных задачах профессиональной деятельности;
знать:
- постановления, методические и нормативные материалы в своей области профессиональной деятельности;
- действующие стандарты и технические условия, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации;
- технические характеристики и экономические показатели отечественного и зарубежного оборудования в области технической физики;
- виды брака и способы его предупреждения;
- средства вычислительной техники, коммуникации и связи;
- основы экономики и организации труда;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда;
уметь:
- пользоваться реферативными, периодическими и справочно-информационными изданиями по профилю работы;
- осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации;
- осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины на своем участке, правильной эксплуатации производственного и лабораторного оборудования;
- анализировать причины брака выпускаемой продукции и разрабатывать мероприятия по его предупреждению;
- осуществлять профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний и экологических нарушений;
- проводить математическое моделирование объектов и процессов по типовым методикам;
иметь навыки:
- изучения специальной литературы и другой научно-технической информации, достижений отечественной и зарубежной науки и техники в области технической физики;
быть компетентным:
- при организации контроля качества материалов и выпускаемой продукции, проведении их сертификации;
- при организации технического обслуживания и ремонте новых приборов и устройств;
- при доводке и освоении технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции;
- при проведении экспериментальных исследований по заданной программе, составлении описания экспериментов, подготовке данных для составления отчетов, обзоров и другой документации.

Общеобразовательные дисциплины
Обязательный компонент
История Казахстана
Казахский (Русский) язык
Иностранный язык
Информатика
Экология
Философия
Компонент по выбору

Базовые дисциплины
Обязательный компонент
Линейная алгебра и аналитическая геометрия
Математический анализ
Физические основы механики
Молекулярная физика
Общая химия
Начертательная геометрия и инженерная графика
Дифференциальные и интегральные уравнения
Электричество и магнетизм
Физическая оптика
Электротехника
Методы математической физики
Атомная физика и спектроскопия
Ядерная физика и физика элементарных частиц
Теория электромагнитного поля
Квантовая механика
Основы статистической физики и термодинамики
Метрология, стандартизация и сертификация
Охрана труда и техника безопасности на предприятиях
Компонент по выбору

Профильные дисциплины
Обязательный компонент
Механические устройства
Теплофизические измерения
Электрические и магнитные устройства
Оптические приборы
Прикладная электроника
Прикладная теплофизика
Физические основы квантовой электроники
Физика конденсированного состояния
Прикладная физика
Компонент по выбору

Дополнительные виды обучения
Физическая культура
Практика
Учебная практика
Производственная практика
Преддипломная практика

ПГК Промежуточный государственный контроль 8
Итоговая государственная аттестация
1. Написание и защита дипломной работы (проекта)
2. Государственный экзамен по специальности (Общая и теоретическая физика)

Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности 050723 – Техническая физика

Студент-радиофизик о том, как физики становятся разработчиками, почему необязательно поступать в технический вуз и сколько получают выпускники-ядерщики

Изучает радиофизику в ВГУ

Мы живем в замечательное время, когда кумирами людей становятся физики и инженеры. Наряду с рэперами и блогерами мы слышим имена Илона Маска, Стивена Хокинга и Стива Возняка. Даже в вымышленных мирах инженеры и физики занимают основные роли - вспомните хотя бы Тони Старка или Шелдона Купера.

Но физику все равно боятся как чего-то страшного и продолжают становиться в очередь в приёмные комиссии гуманитарных факультетов. Давайте разберемся, что дает физическое образование и где потом работать.

Чем занимаются физики

Физики и инженеры. Сразу оговорюсь, что в этой статье физик и инженер будут близки по смыслу. Но фактически вы должны разделять: ученые-физики - это по большей мере теоретики, а инженеры - это практики, которые разрабатывают устройства, поддерживают работу оборудования и пишут программы.

Где нужны физики . Смартфон - понятный и доступный всем гаджет. Инженеры разрабатывают это устройство с нуля: работу аккумулятора, новейшие дисплеи, процессоры, оптику в камерах, системы распознавания лиц и отпечатков пальцев, стандарты сотовой связи. Всё это - физика. Уже после разработки этих компонентов в дело вступают программисты. Они пишут операционные системы и приложения.

Разработчики с физическим образованием занимаются наноматериалами, телевизорами на квантовых точках, строят АЭС и придумывают конструкции новых электрокаров. Перечислять можно очень долго. Как-то мой преподаватель сказал: «Физика - это всё, что мы видим вокруг себя», - эта фраза лучше всего описывает широту применения профессии.

Где работают физики

В России есть несколько крупных сфер, в которых проще всего найти работу:

🚀 Оборонный комплекс. В нашей стране основным двигателем новых технологий остается армия. Там огромные бюджеты и большой запрос на технологии: нужны новые системы связи, двигатели и космические разработки.

🚘 Автомобилестроение. У нас не такие востребованные машины, как в той же Германии, но технологии всё равно требуется развивать. Много физики в беспилотных автомобилях . Над ними работают не только программисты нейросетей, но и инженеры. Последние разрабатывают датчики, системы связи и мощные графические процессоры.

🔆 Атомная энергетика. Одной из самых оплачиваемых сфер, по данным Минобрнауки, является ядерная энергетика и технологии . Это и неудивительно, потому что российские инженеры строят станции по всему миру: в Индии, Финляндии и Турции.

📡 Научные институты. Российская физическая школа остается одной из самых сильных. У нас много исследовательских институтов, лабораторий и академгородков, есть свои синхротроны, коллайдеры и циклотроны. А физика таит ещё очень много тайн, которые только предстоит открыть.

Что придется делать

Физики часто работают инженерами-разработчиками и реже - программистами.

Разработчики обычно проектируют новые устройства. Это может быть новый двигатель или новый процессор. Профилей, которые сейчас выпускают физические факультеты, очень много. Я учусь в ВГУ, мы готовим радиофизиков, наноэлектронщиков, ядерщиков, оптиков и специализированных программистов. Это только самые популярные профили, есть и другие.

После физфака часто становятся программистами. Так происходит, потому что на факультетах дают очень хорошую математическую и физическую базу. Программирование - язык, которым описывается какой-то процесс. Нельзя написать прошивку для передающего модуля в смартфоне, не понимая радиофизики. Невозможно создать программу автопилота самолета, не имея представлений об аэрофизике.

А сколько платят

Зарплаты сильно зависят от области, в которых вы будете работать. Минобрнауки называет самыми оплачиваемыми среди молодых специалистов, как минимум, две физические специальности:

💰 Ядерная энергетика и технологии – более 48 тысяч рублей в месяц.

💰 Авиационная и ракетно-космическая техника – более 46 тысяч рублей в месяц.

Это зарплаты выпускников вуза. По данным hh.ru cпециалисты с опытом от 5 лет могут получать до 150 тысяч в Москве и 60-80 тысяч в регионах.

Куда идти учиться

Многие абитуриенты идут за техническим образованием в политехнические вузы. Там действительно есть специальности, которых в классических вузах не найти. Но последние годы все вузы живут в конкурентной борьбе, потому открывают одинаковые направления, которые больше всего нужны работодателям.

Поэтому при выборе вуза не обращайте внимания, технический он или классический. Лучше изучите специальности и учебные планы.

Например, есть МФТИ с классическим образованием и МГТУ им. Баумана с прикладным. Оба вуза конкурируют друг с другом за лучших абитуриентов и готовят кадры для схожих работодателей.

Что нужно, чтобы поступить

1. Решите, хотите ли вы идти в науку - заниматься исследованиями и научной работой или вам нужна прикладная специальность. Это поможет с выбором конкретного вуза.

Физику можно разделить на теоретическую, экспериментальную и прикладную. Каждая, в свою очередь, делится на несколько направлений: ядерная физика, микро- и наноэлектроника, материаловедение, энергетика, авиакосмические технологии, нанотехнологии и пр. Студенты выбирают одно из них и, если получится, после выпуска работают по специальности. А если нет, то наш список дополнительных вариантов им поможет.

Учитель физики, преподаватель

Самый очевидный вариант: не удалось найти работу по специальности, на которую учились несколько лет, можно пойти . Для того чтобы устроиться в школу, могут потребовать диплом о педагогическом образовании. Но что касается физики, здесь важнее быть практиком, знать законы и их действие, уметь решать задачи, разбирать формулы, демонстрировать опыты.

Преподавать в вузе можно и без аспирантуры. Но построить карьеру без кандидатской степени практически нереально. Для большинства должностей требуется именно наличие учёной степени.

Сотрудник лаборатории

Научные лаборатории есть в вузах, научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро при огромных заводах военно-промышленного комплекса. Сюда стоит идти тем, кто хочет посвятить себя науке и технике, так как именно в подобных учреждениях создают новое и инновационное, исследуют, пробуют, внедряют и развивают. Сотрудники – частые гости тематических конференций. Перспектива – вырасти до заведующего лабораторией, руководителя центра.

Автор научно-популярных текстов

Лучшими авторами в узких тематиках становятся практики. Перед физиком, который умеет складывать слова в предложения, а предложения в тексты, открывается простор для подработки или основного заработка – от внештатного сотрудничества автором раздела тематического сайта до написания пособий типа «Физика - детям» и составления сборника задач, от статей в ВАКовские журналы до редактора научно-популярного издания.

Менеджер по продвижению проектов / автор-составитель заявок на гранты / консультант

В последнее время Правительство РФ в лице Минобрнауки России выделяет невероятное количество грантов для поддержки научных школ, молодых учёных и исследователей. Счёт идет на сотни тысяч рублей в год для студента или аспиранта и миллионы для сотрудников с учёной степенью кандидата или доктора наук. Но чтобы получить подобный грант, нужно его обосновать. А это сделать уже не так-то просто. Нужно составить подробную заявку, в которой необходимо перечислить конечные результаты предполагаемых исследований, требуемое оборудование и материальные затраты на всех этапах проекта, список исполнителей и обоснованный задел по тематике выделяемого гранта.

Конкурентноспособная заявка пишется как минимум месяц. Но грамотный составитель может одновременно работать над несколькими проектами грантов. С каждого полученного гранта автор заявки может получить примерно 10-15% от его суммы. В переводе на рубли это 100-150 тысяч от миллионного гранта.

Организатор и ведущий научного шоу

В последние годы стали популярны шоу экспериментов и физических явлений. При наличии деловой хватки и организаторских способностей можно самому открыть подобную компанию и привлечь к работе однокурсников. Или устроиться в те, что уже известны в вашем городе.

Дети на такие шоу реагируют восторженно. А удивить их опытному физику несложно. «Радужные» очки, искусственный снег, невидимые чернила… Подобные эксперименты может провести любой первокурсник физтеха. Минимум реквизита, белый халат, эффектные очки, яркий парик для создания образа – и Профессор готов удивлять детей.

В зависимости от города и количества детей подобные шоу оплачиваются от 5 тысяч рублей и выше.

Экскурсовод в научных или экспериментальных музеях

Политехнический музей в Москве, Экспериментариумы, Эйнштейниумы, научно-технические экспозиции, лектории… Люди переходят на новый уровень развития. Нам недостаточно смотреть на картины и кости мамонта. Мы хотим узнавать новое, обучаться, постигать и расширять горизонты своего сознания. Поэтому так популярны подобные заведения. А кто, как не эксперт в научной теме, лучше всех расскажет, как устроен материальный мир?

Консультант в научно-популярных передачах и кинематографии


Сериалы вроде «Теории большого взрыва» могут обеспечить вас работой на несколько лет

Объяснить, расшифровать и показать на примере, разобрать поэтапно, пересказать «простыми» словами, увидеть и ликвидировать ошибки – этим занимаются консультанты и эксперты. Где подобные услуги могут понадобиться? На телевидении и киностудиях, в редакциях научных изданий, авторам видеороликов и текстов для сайтов и пр. Или же можно создать собственный сайт на научную тему – аналог политехнического музея.

Мнение эксперта

Канд. физ.-мат. наук, доцент, заведующий кафедрой материаловедения и физики металлов Воронежского государственного технического университета

Студент-физик с 1-го курса изучает тайны материи, законы физики и причинно-следственный эффект любого опыта. Его учат самостоятельно осмысливать, предлагать и ставить физический эксперимент по известным законам и методикам. Если результаты эксперимента не соответствуют физическим канонам, он ищет причину отрицательного эффекта и пытается разобраться в том, что он сделал не так, используя литературные источники «великих предков» и информационно-коммуникационные ресурсы. Поняв причину, он повторяет эксперимент. Обычно результат дает положительный эффект. Но если нет, он глубже проникает в тайны законов, физических формул и уравнений, учитывает свои промахи и вводит внешние факторы. Делает эксперимент снова, пытаясь добиться положительного результата.

Физик может выполнять то, что написано в его технологической карте. Но это может делать любой человек, имеющий определенные знания и навыки. Но если внезапно происходит отклонение от техпроцесса, появляется брак, вся партия дорогостоящей продукции может быть загублена и предприятие понесет огромные убытки перед заказчиком, то исправить ситуацию сможет человек, который разбирается в процессах.

Если возникла проблема и нужно срочно её решить, поможет физик, который найдет корень этой проблемы и в кратчайшие сроки её устранит либо предложит решение по устранению. Потому что его так учили с первого курса.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Физика - одна из самых важных и древних наук. Благодаря ей, происходит изучение множества различных процессов. Поэтому специальности, связанные с физикой, будут актуальны ещё долгое время. Физика -фундаментальная наука, применение которой используется во многих сферах деятельности.

Вконтакте

Список профессий

  1. Физик-инженер.
  2. Физик-механик.
  3. Инженер-конструктор.
  4. Инженер-нефтяник.
  5. Инженер по ядерной физике.
  6. Специалист в компьютерных технологиях.
  7. Инженер-технолог.
  8. Архитектор.

О специальностях

Физик-инженер:

Профессия, связанная со знанием физических явлений и постоянной практикой. В этой профессии необходимо знать все механические процессы, так как эта работа связана с оборудованием на различных предприятиях и внедрением новых технологий. В случае изобретения новой технологии в каких-либо исследованиях, вас ждёт невероятный карьерный рост и успех. Направлений в этой сфере достаточно много, но можно выделить три самых основных:

Физик-механик:

Профессия, связанная с машиностроением и автоспортом, а именно внедрением новейших двигателей с огромной мощностью, технологий, способствующих уменьшить сопротивление воздуха и т. д. Работая в крупной компании, вы сможете добиться реального успеха.

Инженер-конструктор:

Главная деятельность этой профессии состоит в том, чтобы объединить составные части в целостный продукт. Эта профессия требуется в производстве, где нужно создание различных конструкций, электросхем и механизмов.

Инженер-нефтяник:

Самая высокооплачиваемая профессия, требующая серьёзных навыков. В сфере нефти и газодобычи постоянно нужны новые технологии и оборудование, способствующие улучшить результаты работы. И если вы сможете помочь этой сфере, вас будет ждать высокая награда.

Инженер по ядерной физике:

Применяет научные и технические данные для обогащения ядерной энергии, занимается проблемой утилизации радиоактивных отходов. Применяет знания в ядерной физике, для создания новейших технологий, таких как ядерное оружие, реакторы и ядерные электростанции. Вместе с физиками-атомщиками изучают свойства атомов. Изобретают новые материалы, например, новые поколения суперников и различные полимеры.

Специалист в компьютерных технологиях:

На данный момент компьютерные технологии остаются актуальным видом деятельности. Такие специалисты могут быть втянуты в теоретические проблемы программирования, обработку цифровых данных и решение задач программного обеспечения.

Инженер-технолог:

Профессия, в которой специальность техническая, физика встаёт на первое место. Здесь необходимо знать все технические процессы и быть в курсе самых новых технологий. Этот специалист занимается техническим обустройством предприятия и обновлением оборудования. Сам выбирает оборудование и технический режим работы. На его плечи ложится большой груз ответственности, так как от его решений будет зависеть будущее предприятия. И если вы будете владеть всеми профессиональными качествами профессии, то у вас обязательно должно все получиться.

Архитектор:

Творческая профессия, но все же связанная с физикой и другими науками. Чтобы получить эту специальность, нужно понимать все физические процессы и владеть навыками компьютерного моделирования. Но и, конечно, чтобы быть профессиональным , у вас должна быть склонность к творчеству.

Немного о других

Разобрав основные специальности, перейдём к профессиям, которые не так сильно связаны с другими науками как с физикой. Самая сложная из них - учёный. Роль учёных в мире очень велика. Именно благодаря им происходят важные научные открытия. Есть много людей, кто хотел бы сделать своё научное открытие, но для этого нужно приложить немало усилий. Чтобы стать учёным, необходимо ещё с детства интересоваться науками. Вы должны быть гением, способным целыми днями работать, не ради денег, а ради науки и научных достижений.

Если в университете вы показываете себя, как хорошего и способного специалиста, то университет сможет сам направить вас в какой-либо исследовательский центр. Выучиться на учёного нельзя. Ими становятся в процессе обучения , в том случае если вы реально разбираетесь в определённой теме и она толкает вас вперёд.

Если вы хотите связать вашу жизнь только с теоретической физикой, то вам следует подумать о профессии преподавателя. Вы сможете не только проводить лекции, но и заняться каким-либо исследованием, что принесёт вам явную пользу. Но чтобы стать профессиональным учителем физики, недостаточно только одних знаний. Необходимо уметь общаться со своими учениками и понимать их и направлять на правильный путь.

Профессия для девушек

Многие считают, что девушки не способны заниматься деятельностью, связанной с физикой. Но это глубокое заблуждение . Есть девушки, которые знают физику намного лучше мужчин и способны работать различными инженерами и проектировщиками наравне с мужчинами. Если подходить к выбору профессии для девушек, то здесь может подойти любая профессия из приведённого списка. Но чаще всего они выбирают роль преподавателей. Существует множество учёных женщин, которые тоже приносят свой вклад в науку. Не стоит думать, что профессии связанные с физикой подходят только для мужчин.

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - БАКАЛАВРИАТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

16.03.01 ТЕХНИЧЕСКАЯ ФИЗИКА

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 16.03.01 Техническая физика (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).

3.2. Обучение по программе бакалавриата в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.09.2015 N 999)

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.09.2015 N 999)

при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 09.09.2015 N 999)

3.4. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает совокупность средств и методов человеческой деятельности, связанных с выявлением, исследованием и моделированием новых физических явлений и закономерностей, с разработкой на их основе, созданием и внедрением новых технологий, приборов, устройств и материалов различного назначения в наукоемких областях прикладной и технической физики.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются физические процессы и явления, определяющие функционирование, эффективность и технологию производства физических и физико-технологических приборов, систем и комплексов различного назначения, а также способы и методы их исследования, разработки, изготовления и применения.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

научно-инновационная;

научно-исследовательская;

научно-педагогическая;

проектно-конструкторская;

производственно-технологическая;

организационно-управленческая.

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);

ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).

4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

участие в разработке инновационных принципов создания физико-технических объектов и систем;

участие в оценке инновационного потенциала новой продукции в избранной области технической физики;

участие в разработке и внедрении результатов исследований и проектно-конструкторских разработок;

изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по избранной области технической физики;

анализ поставленной задачи исследований в области технической физики на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;

построение математических моделей для анализа свойств объектов исследования и выбор инструментальных и программных средств их реализации;

проведение измерений и исследований физико-технических объектов с выбором технических средств измерений и обработки результатов;

составление описаний проводимых исследований и разрабатываемых проектов, подготовка данных для составления отчетов, обзоров и другой технической документации;

участие в оформлении отчетов, статей, рефератов на базе современных средств редактирования и печати;

осуществление наладки, настройки и опытной проверки отдельных видов сложных физико-технических устройств и систем в лабораторных условиях и на объектах;

проведение лабораторных работ, инструктаж и обучение младшего технического персонала применению современных наукоемких устройств и процессов технической физики;

участие в довузовской подготовке и профориентационной работе, направленной на привлечение наиболее подготовленных выпускников школ и других организаций среднего профессионального образования к получению высшего образования в области технической физики;

проведение теоретических и экспериментальных исследований по анализу характеристик физико-технических объектов с целью оптимизации режимов этапов технологических процессов;

участие во внедрении новых и усовершенствованных технологических процессов наукоемкого производства, контроля качества материалов, элементов и узлов физико-технических устройств и систем;

участие в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новых или модифицированных изделий и устройств технической физики;

организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование стандартных методов контроля качества продукции;

контроль за соблюдением экологической безопасности на физико-технических объектах;

участие в разработке функциональных и структурных схем на уровне узлов и элементов экспериментальных установок и систем по заданным техническим требованиям;

разработка технических заданий на конструирование узлов, приспособлений, оснастки и инструментария для реализации технологий;

проведение технико-экономического обоснования проектных расчетов;

проектирование приборов, деталей и узлов на схемотехническом и элементном уровнях с использованием средств компьютерного проектирования на основе предварительного технико-экономического обоснования;

участие в оценке технологичности простых и средней сложности конструкторских решений, разработка типовых процессов контроля деталей и узлов;

составление отдельных видов технической документации на проекты, их элементы и сборочные единицы, включая технические условия, описания, инструкции и другие документы;

участие в организации работы, направленной на формирование творческого характера деятельности производственных коллективов;

разработка планов на отдельные виды работ и контроль их выполнения, включая обеспечение соответствующих служб необходимой технической документацией, материалами, оборудованием;

принятие оптимальных решений по созданию отдельных видов продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности;

установление порядка выполнения работ и организация технологических маршрутов создания элементов и узлов приборов и систем при их изготовлении;

осуществление технического контроля производства изделий и участие в управлении их качеством;

планирование работы персонала и фондов заработной оплаты труда.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью использовать фундаментальные законы природы и основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью применять методы математического анализа, моделирования, оптимизации и статистики для решения задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОПК-2);

способностью к теоретическим и экспериментальным исследованиям в избранной области технической физики, готовностью учитывать современные тенденции развития технической физики в своей профессиональной деятельности (ОПК-3);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, способностью самостоятельно работать на компьютере в средах современных операционных систем и наиболее распространенных прикладных программ и программ компьютерной графики (ОПК-5);

способностью работать с распределенными базами данных, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, применяя современные образовательные и информационные технологии (ОПК-6);

способностью демонстрировать знание иностранного языка на уровне, позволяющем работать с научно-технической литературой и участвовать в международном сотрудничестве в сфере профессиональной деятельности (ОПК-7);

способностью самостоятельно осваивать современную физическую, аналитическую и технологическую аппаратуру различного назначения и работать на ней (ОПК-8).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

научно-инновационная деятельность:

готовностью к участию в исследованиях инновационных принципов создания физико-технических объектов (ПК-1);

способностью к участию в оценке инновационного потенциала новой продукции в избранной области технической физики (ПК-2);

готовностью к внедрению и коммерциализации результатов исследований и проектно-конструкторских разработок (ПК-3);

научно-исследовательская деятельность:

способностью применять эффективные методы исследования физико-технических объектов, процессов и материалов, проводить стандартные и сертификационные испытания технологических процессов и изделий с использованием современных аналитических средств технической физики (ПК-4);

готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике профессиональной деятельности (ПК-5);

готовностью составить план заданного руководителем научного исследования, разработать адекватную модель изучаемого объекта и определить область ее применимости (ПК-6);

научно-педагогическая деятельность:

способностью проводить инструктаж и обучение младшего технического персонала правилам применения современных наукоемких аналитических и технологических средств технической физики (ПК-7);

готовностью к участию в довузовской подготовке и профориентационной работе в школах и других средних учебных заведениях (ПК-8);

производственно-технологическая деятельность:

способностью использовать технические средства для определения основных параметров технологического процесса, изучения свойств физико-технических объектов, изделий и материалов (ПК-9);

способностью применять современные информационные технологии, пакеты прикладных программ, сетевые компьютерные технологии и базы данных в предметной области для расчета технологических параметров (ПК-10);

способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации изделий, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-11);

готовностью обосновывать принятие технических решений при разработке технологических процессов и изделий с учетом экономических и экологических требований (ПК-12);

способностью использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-13);

проектно-конструкторская деятельность:

способностью разрабатывать функциональные и структурные схемы элементов и узлов экспериментальных и промышленных установок, проекты изделий с учетом технологических, экономических и эстетических параметров (ПК-14);

готовностью использовать информационные технологии при разработке и проектировании новых изделий, технологических процессов и материалов технической физики (ПК-15);

организационно-управленческая деятельность:

готовностью к командному стилю работы, к выполнению профессиональных функций в составе коллектива исполнителей (ПК-16);

способностью анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-17);

способностью организовать работу исполнителей, принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда (ПК-18).

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее - направленность (профиль) программы).

6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структура программы бакалавриата

Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата в зачетных единицах

программа академического бакалавриата

программа прикладного бакалавриата

Дисциплины (модули)

Базовая часть

Вариативная часть

Практики

Вариативная часть

Государственная итоговая аттестация

Базовая часть

Объем программы бакалавриата

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата, и практик организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Способы проведения учебной практики:

стационарная;

выездная.

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика);

научно-исследовательская работа.

Способы проведения производственной практики:

стационарная;

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. Программы бакалавриата, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

6.10. Реализация части (частей) образовательной программы и государственной итоговой аттестации, содержащей научно-техническую информацию, подлежащую экспортному контролю, и в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

6.11. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.12. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов программы бакалавриата;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.7. В организации, реализующей программы бакалавриата, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.

7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 70 процентов.

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 5 процентов.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).